Купить мерч «Эха»:

Павел Лунгин - Разворот (утренний) - 2019-04-17

17.04.2019
Павел Лунгин - Разворот (утренний) - 2019-04-17 Скачать

И.Баблоян

09:35 в столице. Радиостанция «Эхо Москвы». Утренний разворот. Максим Курников и Ирина Баблоян. У нас в студии — уже можете видеть в YouTube — сидит режиссер Павел Лунгин. Здравствуйте, Павел Семенович.

П.Лунгин

Доброе утро!

М.Курников

Давай напомним номер для СМС, потому что вопросы уже приходят. Я уверен, они будут сыпаться. Чем быстрее вы пришлете, тем больше вероятности, что мы зададим. +7 985 970 45 45.

Я сначала спрошу, когда все-таки выходит ваш фильм. Известно ли, есть ли понимание?

П.Лунгин

Вы знаете, окончательное понимание будет сегодня во вторую половину дня. Но, мне кажется, что выйдет сразу после 9 мая. 10, может быть.

И.Баблоян

Это у вас предчувствие такое.

П.Лунгин

Предчувствие, потому что до конца это еще не подписано, но, судя по всему, это будет так. Уже поехали… Там какие-то есть некоторые тайны еще, есть некоторые тайны от прокатчика, от Диснея. 9 не будет.

М.Курников

Почему вы привязывались к этой дате? Почему вы, в принципе, ориентировались на 9 мая?

П.Лунгин

Вы знаете, я не ориентировался.

М.Курников

А кто ориентировался?

П.Лунгин

Идея прокатчика. Вы знаете, когда выпускают фильм, там смотрят, есть ли какие-нибудь монстры, «Титаники», которые могут раздавить нашу хрупкую скорлупку. И вот оказалось, что вокруг 9 мая ничего большого не выходит. И у нас не было никакого военного фильма крупного патриотического. Поэтому они решили. Там есть 4 выходных дня. Это их какие-то хитрости. Я в этом, честно говоря, не очень понимаю.

И.Баблоян

Это когда у людей много времени, чтобы сходить в кино.

П.Лунгин

Там же происходит какая-то волшебная вещь. Фильм или идет или нет. Это происходит в первые три дня. Так что фильм вот не идет, не идет, а потом идет — так практически не бывает. Там бывает с книгами, например, но не бывает с фильмами. Если фильм за уик-энд не пошел, то…

И.Баблоян

То провалился в прокате, считай.

П.Лунгин

Ну, не провалился…

М.Курников

Простите за мой сверхдилетантский вопрос. Мне казалось, что есть режиссеры, которые снимают для искусства, а есть которые для кассы. Иногда это совпадает. Но когда вы делаете фильм, вы рассчитываете на прокат, вы думаете? Вы как раз подгадываете так, чтобы он еще и кассу собрал или нет?

П.Лунгин

Вы знаете, это не подгадывание. Когда вы выходите на улицу, это же не значит, что вы идете жениться. Но вы хотите понравиться? Хотите. Это вовсе не значит, что вы с букетом на отлете куда-то спешите… Во-первых, все хотят любви. И каждый раз, когда покупают билет на твой фильм, то это значит, что голосуют за тебя. И это чувство сильней, какой бы ты не был Каин и Манфред, все равно ты хочешь, чтобы тебя любили.

А, во-вторых, все-таки кино все больше и больше становится бизнесом. Меня всегда это совершенно поражало. Самые бездарные и тупые спектакли, например, в театрах — считается, что это искусство. И честные бизнесмены несут как бобры, и несут им деньги, и идут за кулисы. И там, в пыли им кажется, что они вдыхают искусство. А кино — это бизнес. Кино должно приносить деньги. И вообще, оно должно как-то окупаться, наверное, если это не что-то уникальное. Потому что там все-таки работает… сто человек работают полгода…

П.Лунгин: Все хотят любви. И каждый раз, когда покупают билет на твой фильм, то это значит, что голосуют за тебя

М.Курников

Они должны все-таки заработать.

И.Баблоян

Можно я вернусь. Вот вы в самом начале сказали, что у вас чувство, что кино выйдет сразу после 9 мая. А почему? Как-то разговоры улеглись, тише все стало? Претензий стало меньше?

П.Лунгин

Я не знаю. Немножко кафкианская ситуация. Мы не знаем, сколько сейчас пишут писем и куда они приходят, и что там написано. Какое-то есть ужасное письмо Громова, которое я не читал. Оно, говорят, какое-то разгромное, потому что ему какой-то дурак сказал, что там показан он, хотя он там не показан и ничего похожего нет.

М.Курников

А он там показан в качества кого?

П.Лунгин

Там есть генерал, но нельзя сказать, что любой генерал — это Громов.

М.Курников

А, того Громова! Господи, я уж…

П.Лунгин

Нет, Афганского Громова, конечно. И мы не знаем. Это кафкианская ситуация, потому что сейчас, может быть, в Совет Федерации или в прокуратуру пришло очередное письмо, они открывают — а там какой-то доброжелатель говорит: «Давайте посчитаем до копеечки, сколько потрачено…» и так далее. Но как бы есть мнение…

В результате, вы знаете, я хочу защитить Министерство культуры, которое я так часто атакую. Оно проявило некоторую твердость в лице Мединского и сказало, что все-таки Конституцию еще никто не отменял и что цензуры у нас не будет, и что фильм запрещен не будет. И попросил, чтобы мы 9-го не выходили, но, сказал, в любой другой день можно выйти. На это я, собственно говоря, и опираюсь.

М.Курников

И вы ищете какой-то баланс с Министерством культуры, чтобы сильно никого не злить…

П.Лунгин

Может быть, они и правы. Я не могу сказать, что это фильм, который должен выйти на 9 мая. Он не имеет отношения ни к тому, что мы привыкли 9 мая, ни ко Второй мировой войне. Это частная, личная, в общем, история.

М.Курников

Давайте для тех, кто, может быть, не в курсе этой истории в двух словах напомним, что новый фильм Павла Лунгина называется «Братство». Он посвящен войне в Афганистане, точнее, событиям, которые уже ближе к окончанию этой войны…

П.Лунгин: Я хочу защитить министерство, которое в лице Мединского сказало, что фильм запрещен не будет

П.Лунгин

Вывод войска. Это именно конкретная операция по выводу войск.

М.Курников

И многие участники этой войны, в том числе, и высокопоставленные были возмущены этим фильмом, сказали, что такое показывать нельзя. Верно?

И.Баблоян

Что больше всего возмущает?

М.Курников

Их.

П.Лунгин

Ну, зеркало какое-то, я думаю. Тем, что они видят себя и тем, что они старые уже. Им страшно хочется, чтобы их ласкали, любили и хвалили. Самое смешное, что, с одной стороны, они говорят, что «у нас такого не было, чтобы выпили рюмку водки — да вы что! Да никогда!» С другой стороны, говорят: «Да было и не такое, но это же не патриотично. Мы не можем показывать».

Главное — это что нельзя молодежи… Полное недоверие к молодежи. Вот эта политрабониковская старая выучка: они по-прежнему хотят воспитывать молодежь и вести за собой куда-то, может быть на бой, может быть, на смерть, но куда-то вести молодежь они хотят. В результате я слушал, слушал — четыре часа это продолжалось, — я в конце сказал: «Если вы так хорошо умеете говорить с молодежью, почему же мы вывели войска из Афганистана? Почему через год развалился СССР? Если вы так замечательно объясняли, они вас так понимал. Значит, вы неправильно что-то говорили. Значит, дайте теперь я буду говорить, мы будем говорить по-другому».

Это сидит в них очень крепко. И я даже как-то понимаю их. Они ни от зла это говорят. Они говорят это потому, что они физически по-другому не могут. Они, в общем, обречены, конечно.

М.Курников

Но это очень такая… позиция. Мы-то их можем понимать, но как нам с этим жить?

П.Лунгин

Плохо жить.

М.Курников

Просто ждать, что ли?

И.Баблоян

Ждать, пока люди перестанут хотеть казаться кем-то другим?

М.Курников

Мне кажется, что они реинкарнируются в наших ровесников, в нас с тобой реинкарнируются, нет?

П.Лунгин

Наверное, это правда, потому что как всякая энергия, она заползает, она переползает. К тому же есть какое-то тайное ощущение, что ты не ошибешься. Если ты будешь говорить так, ты может, и слишком скажешь… «Эх, Иван Иванович, слишком ты сказал, но по-хорошему, по-нашему», понимаете? И, с одной стороны, ты не ошибешься, а, с другой стороны… Не знаю, у нас, вообще, видите, феномен цензуры снизу какой-то появился ужасно…

М.Курников

Не первый раз, кстати, да.

П.Лунгин

Вообще, люди же снимали картины… Запрещали спектакли пытались освистывать.

М.Курников

А скажите, у вас ощущение, что это реальная цензура снизу, это реально люди возмущены, или это кто-то сверху их, что называется, науськивает? Например, про ваш фильм многие считают, что это, вообще, борьба внутри спецслужб, и кто-то с кем-то чуть ли не счеты сводит, таким образом.

И.Баблоян

Что вам просто не повезло оказаться в этом конфликте.

П.Лунгин: Мы были какие-то свои враги. Враги, но свои. А вот американцы — чужие враги

П.Лунгин

Вы знаете, в конце я начал уже так искренне считать. Потому что упрекать покойного моего друга и товарища генерала Ковалева, бывшего министра ФСБ в непатриотзиме — ну, это невозможно. Может быть, это просто какой-то взгляд на афганскую войну и взгляд на внешнюю политику, которую они там делят. Я не знаю. Всё это темна вода в облацех… Мне кажется, просто надо сопротивляться по возможности, по возможности весело.

М.Курников

Павел Семенович, но вы ведь, когда снимали этого, вы ведь не в безвоздушном пространстве и сценарий писали, читали, и фильм уже непосредственно ставили. Вы же уже понимали, что так будет или для вас это всё — неожиданность и сюрприз?

П.Лунгин

Ну, что в такой форме — конечно, неожиданность и сюрприз. Просто потому, что там очень много личного героизма. Вы знаете, я позвал своих друзей на это обсуждение. Там был, в том числе, Паша Чухрай, режиссер. И он говорит, что во всех военных фильма всегда — «Чапаев» — чуть не посадили братьев Васильевых. Лично Иосиф Виссарионович их…

И.Баблоян

Через 5 секунд на рекламу мы должны уйти.

П.Лунгин

Я хочу, что «Баллада о солдате» — его отца — запрещалась, снималась с экрана. А потом эти фильмы как-то выстреливали.

М.Курников

Стали классикой. Мы прервемся, а потом вернемся в студию.

НОВОСТИ

И.Баблоян

Это вы Павла Лунгина слышите у нас в эфире.

М.Курников

А все-таки, почему вы сейчас решили обратиться к теме афганской войны? Вы видите какие-то параллели? Похожий период у страны? Или почему?

П.Лунгин

Вы знаете, это очень сложно. Путь каждого фильма, он совершенно извилистый и во многом определяется случайностями. Во многом потому, что я познакомился с Ковалевым. И как-то он начал рассказывать. Знаете, он был совершенно особенный человек. Он совершенно не был как-то втусован в современную жизнь, хотя он был и депутат и бывший министр и генерал армии. Казалось бы уже что? Но, тем не менее, мне казалось, что в нем сохранилось какая-то наивность и чистота, непонимание денежных дел, непонимание каких-то тайных механизмов. Я не знаю, как это передать. И сделать этот фильм было его мечтой, причем самые такие обычные, незамысловатые истории. Его чувство долга перед своими ребятами, из своей группы. Один из них болел и умирал, другой уже в отставке…

Знаете, создался человеческий комок. А потом, мой сын Александр Лунгин, талантливый сценарист очень, сейчас он снял фильм как режиссер первый — смотрите, называется «Большая поэзия», надеюсь, он выйдет скоро, — и поехал в Афганистан и заболел как-то этими местами и этими людьми, этими обугленными остатками танков, которые до сих пор там стоят, и тем, что почему-то афганцы нас обожают до сих пор.

П.Лунгин: Мы не можем разрывать личность и творчество. Серебренников един в своих спектаклях и в своей отсидке

М.Курников

Какая-то часть, наверное.

П.Лунгин

Нет, вы знаете, мы были какие-то свои враги. Враги, но свои. А вот американцы — чужие враги. А мы свои враги, любимые враги, понимаете? Которыми они торговали, обменивались, с которыми они жили, спали, ели.

М.Курников

Потому что мы соседи, а те — с другого конца света.

П.Лунгин

Они скучают по своим врагам.

М.Курников

Простите, может быть, это личный вопрос, но ваш друг, на чьих воспоминаниях во многом всё построено, он успел увидеть фильм?

П.Лунгин

Да, конечно, он успел увидеть фильм. Он ему понравился, хотя, наверное, удивил его. Вообще, я должен сказал, к сожалению, он не дожил до премьеры. Мы его похоронили как раз в понедельник, неделю назад. И, знаете, часть афганцев, которые поддерживают этот фильм, которые его любят, причем такие тоже Герои России и Герои Советского Союза. Я не могу сказать, что это все, это какая-то группа людей. Например, председатель президиума «Офицеров России» Липовой Сергей Анатольевич, Герой России считает, что фильм честный, отличный и приходил на это заседание и с ними со всеми спорил, пытался отстоять его. Таких людей много.

М.Курников

На самом деле удивительно, что все эти споры в XXI веке могут вестись.

И.Баблоян

Так споры — это же хорошо. Разве это не хорошо, когда споры идут о фильме?

М.Курников

Они не о фильме, скорее о том, можно ли показывать людям правду или нельзя, художественную правду.

П.Лунгин

Стоит ли вообще поднимать вопрос, или мы должны сплоченным гранитом пройтись по умам молодых. Самое смешное, что они сами в большинстве своем потерянные люди, хотят все воспитывать молодежь. А молодежь прекрасно себя чувствуют.

И.Баблоян

Но они же себя потерянными не считают.

П.Лунгин

Не знаю.

М.Курников

Будет нечестно, если мы не зададим вопрос от слушателей. Дмитрий Мезенцев пишет вам: «Павел Семенович, чем вы объясните, что понятие репутации в наше время перестало быть мерилом ценностей для интеллигентного человека? Насколько она важна для вас сейчас?» Во-первых, вы согласны с тезисом, что репутация сейчас репутация сейчас не стоит российской интеллигенции?

П.Лунгин

Вы знаете, еще, может быть, года два-три назад я бы тоже так сказал. Мы видим очень много перевертышей, мы видим очень много людей, которые на ходу переобуваются, как говорят.

Но в то же время был поражен, какое количество я получил поддержки после того, как с фильмом с этим началась история и после того, как мои несколько слов, довольно беспорядочных и взволнованных попали в YouTube. И вдруг посыпалось. И, оказывается, что люди хотят, чтобы говорили правду, оказывается, что это важно. И я сам некоторым образом… который готовы был сказать да, вот раньше были рукопожатные, были нерукопожатные… Может быть, мы жмем руки всем, но про себя мы все знаем, кто чего стоит, и мы знаем все репутации.

М.Курников

А вам кто-нибудь припомнил в этой ситуации подпись по Крыму? А-а, вот подписывал? Вот увидишь, как это….

И.Баблоян

Ответочка пришла.

П.Лунгин

В личке нет, но, наверное, где-нибудь, да. Потому что ну, да. Я не видел еще. Я не очень продвинут в отличие от великой Ирины Баблоян в интернете… Я это воспринимаю просто как лопату, как орудие, которым я копаю. Я не живу в этом мире, поэтому я получаю какие-то личные…

М.Курников

Мы когда с Ириной готовились, увидели, что вы… Мы уйдем на рекламу.

РЕКЛАМА

И.Баблоян

Вас тут очень просят прокомментировать ситуацию по Серебренникову. Я не могу не спросить, потому что очень много вопросов.

П.Лунгин

Ну, вы знаете, а что комментировать? Только радоваться должны, что он увенчан лавровыми венками теперь. Надеюсь, его не для того венчали венками, чтобы положить в суп и сварить, а для того, чтобы он, наоборот… Мне кажется, что там явные подвижки…

М.Курников

Знаете, он на награждении сказал такую фразу: «Я надеюсь, что вы за спектакль меня награждаете, за то, что я делаю.

П.Лунгин

Теперь это будет преследовать его всю жизнь! Во всем есть своя оборотная сторона. И по ночам он может вдруг проснуться и спросить: «Слушай, за спектакль? Нет!». Но, по крайней мере, мы не можем разрывать личность человека и его творчество все-таки. Мы не должны, хотя нас уговаривают. Серебренников един в своих спектаклях и в своей отсидке.

М.Курников

Спасибо большое! Напомню, у несколько в гостях «Живым гвоздем» был Павел Лунгин.

П.Лунгин

Очень живым.

М.Курников

Очень живым. Мы уйдем на новости и потом вернемся в студию


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024