Запрет пьес современных драматургов в Белгороде - Владимир Сунгоркин - Разворот (утренний) - 2011-02-16
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Продолжается наша программа. И у нас следующий собеседник, очень влиятельный собеседник из очень влиятельного средства массовой информации - главный редактор газеты «Комсомольская правда» Владимир Николаевич Сунгоркин. Здравствуйте, Владимир Николаевич.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте.
В. СУНГОРКИН: Здравствуйте, здравствуйте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Владимир Николаевич, скажите, вы не слышали вот первую часть нашего разговора?
В. СУНГОРКИН: Нет, я сейчас далеко от Москвы, поэтому не слышал.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Хорошо. Тогда я просто, так сказать, формально напомню. Значит, разговор идет о белгородском эксперименте, во всяком случае, так его охарактеризовала наша первая собеседница Елена Григорьевна Драпеко, вы знаете, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре…
В. СУНГОРКИН: Да, знаю, знаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Значит, они сделали у себя там… называю ее, прямо цитирую название: «Программа по обеспечению духовной безопасности». Значит, согласно этой программе, было сделано следующее. Запретила ректор Института культуры и искусств Ирина Игнатова (она отказалась с нами беседовать) ставить в институтском театре пьесы Вырыпаева, Гришковца, нобелевского лауреата Дарио Фо. Потом там рекомендовали отказаться от праздника Дня Святого Валентина, «так как он негативно влияет на молодежь и выгоден только коммерсантам». И представители мэрии тогда заявили (представитель мэрии – подчеркиваю), что «в региональном представительстве попросили посодействовать пресечению сатанинской деятельности». Значит, Елена Григорьевна Драпеко, с ней разговор был такой. Она сказала, что, так сказать, есть путинская концепция информационной безопасности, на что мы ей сказали…
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Но она не имеет юридической силы.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Да, она не имеет юридической силы. На что мы попросили ее как первого заместителя председателя Комитета Госдумы по культуре разобраться в этом эксперименте – так же нельзя. На что она сказала нам, намекнула, что вот «Справедливая Россия» написала правильный документ. Вот если общество проголосует за этот правильный документ, то тогда у нас будет в стране все хорошо. Вот как вы как член Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова смотрите на вот то, что мы вам сейчас в присутствии миллиона радиослушателей рассказываем, показываем и просим прореагировать?
В. СУНГОРКИН: Ну, я на самом деле согласен, что что-то надо делать в направлении некоего, скажем так, упорядочивания, окультуривания нашего так называемого культурного пространства, особенно в телеканалах массовых. Да? Особенно в период, когда дети, допустим, у телевизоров. У нас же всякий кошмар начинается очень рано – в 12 часов дня, в 2 часа дня уже насилие, кровь потоком льется и так далее. Но когда вот действительно за все это дело берутся наши чиновники, то получается черт знает что тоже. Например… да, я прочел, я немножко в теме, что запрещена этой комиссией пьеса «Планета» Гришковца. И я ее смотрел, правда, несколько лет назад. Ну это очень гуманная, очень светлая, очень… вообще произведения Гришковца очень гуманные, светлые. И где там они нашли сатанизм, это надо большой вопрос задать…
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Да Гришковец-то признает, что в Белгородской области никто даже не читал этой пьесы, они не знают, что они запретили.
В. СУНГОРКИН: Похоже на то. Я ее смотрел в Москве, в Театре современной пьесы, по-моему, и это, конечно… ну это прекрасный спектакль, который надо показывать всем. Но в то же время что-то надо делать. И я здесь, например, уповаю больше, наверное, на некую самоцензуру тех, кто принимает решения. Все-таки образованные люди принимают решения о том, что надо в эфир давать, что не надо давать. Что касается праздника Святого Валентина, ну он стал модным лет, по-моему, так 10 назад. Просто в рамках общего тренда, как выражаются, что все, что идет из Европы, из Америки, все это лучше, чем то, что есть у нас. Ну давайте потихоньку или полегоньку предлагать какие-то свои национальные российские аналогичные праздники. Там какую-то Февронию вытащили, Петра…
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Владимир Николаевич, простите, что я на слове «Феврония» вас немного прерываю. Я просто вот о чем хочу сказать. Мы вам звоним с конкретной целью. Не с общетеоретической – заменить Февронией День Святого Валентина, вопрос не в этом. Это такие, знаете, крупные исторические слои, такие ментальные, пусть они решаются, во всяком случае, не чиновниками, а гражданами. Мы вам докладываем, сливаем вам информацию. Мы рассказываем, что в Белгородской области вот такие происходят вещи. И наверное… вы же журналист, понимаете, что мы больше ничего сделать не можем. Мы, наверное, просим вас как члена Общественной палаты предложить своим коллегам в этом разобраться. Потому что на какой-то конкретной отдельной территории вот этот человек… Вы еще не знаете одну цитату. Григорий Валерьевич Болотнов, консультант отдела по связям с общественными и религиозными организациями администрации Белгородской области, он записал звуковой фрагмент, и там есть такая фраза: «должна контролироваться этика, мораль и ненормативная лексика». Ненормативная лексика – наверное, это правильно, если так… Но я не понимаю, кто в Белгородской области может контролировать этику и мораль. Понимаете? Значит, уже дошло до этого. Вы можете как-то поднять этот вопрос, чтобы люди из Белгородской области не ездили смотреть Гришковца и Вырыпаева и праздновать День Святого Валентина в Москву?
В. СУНГОРКИН: Хорошо. Матвей, я согласен. И я вам докладываю, что, конечно, это предмет для нашего обсуждения и рассмотрения. И я тогда проинициирую, раз вы мне так поручаете, обсуждение этой животрепещущей темы обязательно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Спасибо вам большое за то, что были с нами.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Спасибо большое. Я напомню, что у нас на прямой линии телефонной связи был Владимир Сунгоркин, член Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, главный редактор газеты «Комсомольская правда».