Купить мерч «Эха»:

Русский бомбардир - 2013-01-25

25.01.2013
Русский бомбардир - 2013-01-25 Скачать

АНТОН ОРЕХЪ: Добрый вечер! 23 часа 7 минут. Это программа политических паразитов «Русский бомбардир» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». Я Антон Орехъ. Ну, Василий у нас сегодня… не будет по уважительной причине, сразу вам говорю. Я надеюсь, что на следующей неделе мы соберемся в полном-преполном составе и обсудим то, что не успели обсудить, может быть, на этой неделе или на какой-нибудь предыдущей, на той, что накопится у нас за следующую. Ну, что, друзья мои? Я вам скажу, что у нас есть смс плюс 7 985 970 45 45, твиттер аккаунт вызван, пишите на сайт. Эфирный телефон нам сегодня понадобится, коль скоро я один, значит, буду общаться, не могу же я сам с собой говорить ближайшие там 40 минут. Значит, буду общаться с вами. Плюс 7 495 363 36 59. Знаете, нас тут просят, не зная еще, что я буду один, нас просили с Василием оценить последние законы. То, что сегодня принимала Дума против курения, против пропаганды какой-то гомосексуализма и педофилии среди почему-то именно несовершеннолетних. А, например, среди взрослых можно что ли? Даже не знаю. Хотя я ни разу в жизни не сталкивался с пропагандой гомосексуализма. Ну, хорошо, пускай они приняли закон, все не горели небоскребы. Изымали некоторые книги Пелевина и Улицкой из обязательной программы. Я это объединил в одно. То есть гомосексуалисты курили сигареты без фильтра, около небоскреба, кинули, читали Пелевина и не заметили, как все загорелось. Вот так можно в 2-х словах описать то, что происходило сегодня. Знаете, сегодня гораздо более важная дата, есть гораздо более важное событие, ну, по крайней мере, раз в 5 лет мы к этому особо возвращаемся. Сегодня юбилей: 75 лет Владимиру Высоцкому. Вот это… для меня, например, есть несколько таких – как вам сказать? – ну, абсолютных величин. Вы будете смеяться, но, например, это поэт Пушкин или вот группа «Битлз». Вот придет Володя Ильинский через полчаса, не даст соврать. Вот. И Высоцкий. Для меня это, например, абсолютные – вот как сказать? – маяки, камертоны, с которыми я сверяю какие-то свои ощущения, вкусы музыкальные, поэтические, жизненные, ну, для меня самые важные люди в мире искусства. Вот поэтому для меня, например, сегодня совершенно особая дата. Вот я думаю, что на самом деле самая особая дата будет тогда, когда Высоцкому исполнится 85, потому что он прожил ровно 42 с половиной года. 42 с половиной плюс 42 с половиной как раз получается 85. Вот и через 20 лет будет 42 с половиной года с Высоцким и 42 с половиной года без Высоцкого. Ну, вообще, что такое, ну, 75 лет? Это, в общем, не старый мужчина, 75-летний мужчина… У нас Берлускони вообще, по-моему, старше, сейчас у нас на «Евроньюсе» тут мелькает. Люди, которые даже старше него, до сих пор активную играют роль в мировой политике, в экономике, в общественной жизни, высказываются. А сейчас кажется, что Высоцкий – это какой-то человек с какого-то такого далекого-далекого времени. Ну, правильно. 33 года прошло, как его нет. И как говорят, как принято говорить, с этих пор выросло целое поколение, которое не видело его там живьем, не слышало его песен на концертах, не было на его спектаклях. Кстати говоря, я очень бы хотел сегодня поговорить с теми, кто видел спектакли театра на Таганке в те времена и кто бывал на его концертах. Вот я, например, сегодня специально посмотрел, весь год я не смотрел «Спасибо, что живой», этот фильм. Знаете, фильм оказался неплохой, местами даже трогательный, потому что я его опасался и опасался той точки зрения, ну, как принято, начинают делать деньги. То есть люди, которые вот, знаете, как несли бревно с Лениным. Выясняется, что с Лениным бревно несли там человек уже 300. Все говорят, я был друг Высоцкого. А вы сколько раз его видели? Ну, разок он мимо меня там прошел. Значит, все друзья Высоцкого теперь. Есть люди, которые рассказывают, как они его видели тоже один раз. Или есть люди, которые говорят, вот я был там, где за 10 минут до меня был Высоцкий, и вот, значит, я вам об этом могу рассказать. И в течение времени уже то был 10 минут, потом 5 минут, потом минута, потом они с человеком буквально разминулись вот так вот боками, и он не сразу понял, кто это. Потом даже, я думаю, что через сколько-то лет он будет, я вот видел, как он уже складывал гитару, выходил, и вот я его видел живьем. Все больше и больше рассказов людей, которые где-то, как-то, когда-то его видели. На этом делаются деньги, поскольку прошло уже довольно большое количество времени, ну, все-таки 33 года как его нет, то это напоминает такие какие-то непонятные уже проекты, когда наши поп-звезды начинают своими этими гнусавыми голосами исполнять его песни, что выглядит совершенно, на мой взгляд, непотребно. Проводятся церемонии какие-то, награждения. Я не имею в виду «Свою колею», это, кстати, более-менее приличное мероприятие. Вот. Но вообще как-то происходит вокруг человека… вокруг мифа возникает еще какой-то миф. Вот и все это выглядит довольно пошло местами и довольно так как-то грустно. Вот поэтому я как всегда, когда происходит какая-то такая дата, я немножко внутренне напрягаюсь, потому что для меня лично это очень дорого, близко, и мне не хотелось бы видеть, чтобы происходили какие-то такие пошлые сцены. Вот. Но, тем не менее, я хочу сегодня с вами поговорить о ваших ощущениях, потому что вот у нас, например, сегодня такой хороший образовался триумвират, я бы так сказал, значит, с Николаем Александровым, с Алексеем Осиным. Вот мы сидели, вспоминали, по-моему, целый час мы цитировали Высоцкого друг другу, кто какие песни слушал, и кто какие песни там еще с детства помнит. Вот. И обсуждали, например, такие вещи: Высоцкий актер для вас ценен? Ну, мы друг с другом говорили. Ну, Высоцкий вот бард, поэт или как просто поэт. Вот я, например, пришел к тому, что для меня Высоцкий все-таки исполнитель. То есть просто отдельно читать его тексты можно, но ты их… все равно в какой-то момент там подсознательно начинает звучать голос, поэтому для меня Высоцкий, конечно, исполнитель. Если бы он был просто актером, вот как я думаю для себя, ну, наверное, говорили: «А это тот мужик, который сыграл Глеба Жеглова». Ну, и вспомнили там «Выстрел», «Короткие встречи», вот еще несколько фильмов, «Вертикаль», конечно. Ну, я думаю, он был бы в ряду хороших, замечательных актеров, ну, слава Богу, советских замечательных актеров хороших было много, и он был бы, может быть, где-то в этом ряду… не в первом ряду, но где-то вот ближе к первым. Вот. Все-таки мне кажется, что он бы не имел, конечно, такого именно, если бы был актером, не имел бы такого колоссального влияния на людей только актером. Мы очень долго обсуждали, например, эту тему с кошельком, который Жеглов, поскольку мы ассоциируем Высоцкого с Жегловым, с кошельком, с кирпичом, который он засунул в карман. Тоже у нас была… минут 40 мы дискутировали на эту тему. Понимаете, ну, это все… Ну, взрослые люди. Нам на троих 150 лет уже. Вот. Но мы вот это обсуждаем с жаром, прямо там чуть ли не до драки в каких-то местах. Вот поэтому хотелось бы услышать ваше мнение на эту тему, на эту широкую тему. То есть когда вы в первый раз услышали Высоцкого? Как вы его восприняли? Все ли вам нравится из того, что он пел? Как это до сих пор на вас сказывается? Слушаете ли вы это до сих пор вот и сейчас? Не знаю, может быть, если у вас есть желание, можем поговорить и о том, чтобы он спел сегодня, хотя я очень осторожно отношусь к этой теме, потому что, ну, вот человек, сколько он прожил, столько он прожил. Вот. И, конечно… Ну, было бы интересно, чтоб он спел там про наш современный быт и реалии, хотя я думаю, что, конечно, с его образом жизни и его здоровьем он никак бы до 75 лет не дожил. Но мне вот, если говорить о себе, мне интересно было бы, что он спел бы про афганскую войну. Вот… Ну, это какое-то обозримое его будущее, до которого он мог дожить, прожить там еще лет 5-6, условно. Вот потом уже вряд ли. Ну, вот у него же был замечательный цикл военных песен, а я думаю, что афганская тема могла бы дать ему материала и не для одной хорошей песни. Ну, в общем, короче говоря, это мое такое сумбурное, длинное предисловие. Я дал вам возможность собраться с мыслями. Еще раз говорю, мне очень бы хотелось услышать тех, кто видел его живьем, потому что мы сегодня опять говорили о том, что а вот, слушайте, здорово было бы на концерт какой-нибудь сходить или там вот спектакль, потому что Таганских спектаклей, ну, не снято. Какие-то отдельные фрагменты. Вот очень бы хотелось услышать тех, кто был на его концертах, тех, кто был на его спектаклях, ну, и просто делимся сегодня своими ощущениями. Так. Я тут сейчас все запущу соответствующие… Ой, ой! Так не так, не то. У меня тут мышь вышла из повиновения. Так. Я это закрою вообще, пожалуй, на фиг. Извините. Так, друзья мои, я совладаю, потому что… Так, так. Вот, наверное. Так, еще раз напоминаю наш телефон – ну просто заминка – плюс 7 495 363 36 59. Ну, еще, конечно, пишите на смс – плюс 7 985 970 45 45. Я постараюсь как-то, что называется, в одно рыло все это обозреть. Так. Вот есть звоночек перспективный, на мой взгляд. Доброй ночи вам! Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Антон?

А. ОРЕХЪ: Да, это я. А Вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, Антон! Меня зовут Максим. Я из Москвы.

А. ОРЕХЪ: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Очень хорошую тему затронули. Мне понравилось то, что Вы подвергли сомнению талант Высоцкого как актера.

А. ОРЕХЪ: Нет, я не подверг сомнению. Я просто в сравнении с его талантом исполнителя…

СЛУШАТЕЛЬ: Я все понял во всем этом. Можно без деталей. Дело в том, что у меня очень давно, тоже с детства, примерно как и Вы с одинакового возраста, мне там около 40 лет, интересуюсь. Я познакомился с Высоцким где-то, когда мне было там 11-12 лет, ну, это такие детские впечатления. Потом это все переросло в такую любовь какую-то подростковую. Потом я стал понимать, что это за литература, что это за исполнение, что это за музыка, что это за актерское мастерство. Ну, взрослее естественно. И где-то уже примерно, ну, во взрослом каком-то возрасте, где-то уже, скажем, больше 20 мне было, когда я стал понимать, что Высоцкий как актер… Вы правильно упомянули, что он явно не Евстигнеев.

А. ОРЕХЪ: Ну, да.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, совершенно точно. Явно немногие те вот имена, которые существуют параллельно в то время, которые действительно блистали гениальным актерским мастерством. Его Дон Жуан, его Гамлет, его Хлопуша… Ну, все-таки его голос, вот его индивидуальность, он всегда играет самого себя. А кроме того мне посчастливилось такая вот возможность: я летел как-то из Вены и встретился в аэропорту с Любимовым.

А. ОРЕХЪ: Юрием Петровичем.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Юрием Петровичем. И я естественно к нему бросился и его… с восторгом, конечно. Увидеть живого гения…

А. ОРЕХЪ: Ну, да.

СЛУШАТЕЛЬ: И мы с ним разговорились, и в том числе по этому поводу. Я высказал свое мнение. Он со мной не согласился. Он говорит: «Нет, вот, Максим, Вы не понимаете, он все-таки гениальный актер». Так вот мы с ним проспорили полчаса, пока вот мы там сидели вот в этой каморке. Он вот не стал со мной соглашаться. И я про себя подумал, что я в свою очередь тоже с ним не согласился. Ну, я в свою очередь подумал, что это какая-то между ними другая связь. Режиссер-актер – это вот нечто другое.

А. ОРЕХЪ: Ну, Вы знаете, не в обиду будет уже Вам сказано, наверное, Любимов знал его лучше, и, тем более, что он работал и даже руководил им. Вот представляете, человек, который руководил Высоцким. И вообще знаете, кстати, фигура Любимого, она очень интересная, потому что он, ну, между прочим, на 20 лет старше Высоцкого, и это по отношению к Высоцкому другое поколение, а по отношению к нам это какая-то совершенно космическая древность.

СЛУШАТЕЛЬ: У них гораздо более интимная, если так можно сказать, связь, чем я понимаю Высоцкого как зритель, как слушатель, как читатель. Это совершенно другое. Конечно, так. А кроме того в литературе, давайте так, ну, в литературе я предполагаю… Я сам литературовед, я думаю, что Высоцкий – это традиция, в литературном смысле, традиция, конечно, есенинская.

А. ОРЕХЪ: Вот у нас Кончаловский как раз Андрей говорил об этом в «Особом мнении». Он проводил там параллели от Высоцкого к…

СЛУШАТЕЛЬ: Я с ним бы согласился. Ну, это, конечно, есенинская традиция, при этом поэтически Есенин гораздо более одаренный поэт. Но вот сочетание этого таланта литературного, вот прямо литературного в филологическом смысле, у него есть великолепные стихи, которые можно читать. «Капитана в тот день называли на ты» - это великолепное стихотворение. Но с учетом… Вот его голос, его артистизм при том, что я не считаю его великим актером, но вот сочетание всех вот этих факторов, его магнетизм, его… То, что вот Джим Мориссон умел делать на сцене, да? Соединение литературы, поэзии, сценического какого-то искусства, вот все вместе, вот это сделал Высоцкий. И это было совершенно поразительно. А кроме того этот уровень накала, уровень страсти, вот искренности, то, что в советское время, ну, как примерно сейчас начинается, кругом лгут, а он нет. Вот это, конечно, поражало. Это заражало поколения людей очень разных. Каждый в нем видел… да? Вот как часто о нем пишут, актеры считали его своим, там моряки своим и так далее, допустим. И интеллигенция считала его своим, потому что он единственный, кто не врал. Он единственный был искренним.

А. ОРЕХЪ: Хорошо. Спасибо Вам за звоночек. Извините, я просто хочу…

СЛУШАТЕЛЬ: … что в артистическом. Вот это действительно уже подвергается, слава Богу, там через 30 лет какому-то уже более-менее, ну, какому-то рассудочному анализу. И это неплохо. Это хорошо. И фильм, который Вы недавно посмотрели, он действительно хорош.

А. ОРЕХЪ: Максим, извините, я просто Вас прерву, ну, потому что мы уже с Вами довольно долго беседуем. Вы смогли высказаться практически по всем вопросам. Спасибо Вам большое. Я сразу почувствовал, что Вы человек с литературоведческим образованием. Это был такой хороший анализ. Спасибо Вам. Я напоминаю наш телефон плюс 7 495 363 36 59, смс плюс 7 985 970 45 45. Вы знаете, я как для себя сформулировал? Ну, я как уже поскольку проболтался, что у меня, например, Пушкин любимый поэт. Все смеются: Пушкин – это банально. Ну, да, вот Пушкин у меня любимый поэт. Ну, что? Вот так вот получилось. Ну, и Высоцкий, да, это мой любимый исполнитель. Совершенно люди из разных эпох. Вот как Пушкина застрелили, до сих пор я не могу с этим смириться… Многие, кстати, мои друзья смеются. Ну, это когда было, говорят, уже почти 200 лет. Ну, понимаете, вот убили Пушкина, мне грустно. Вот был недавно в Петербурге, зашел в храм, где отпевали Александра Сергеевича и испытывал там большое благоговение, поскольку… Ну, что поделаешь? И вот 25 июля и 25 января вот как-то на душе не спокойно. Ну, бывает так. Великий футболист, например, Федор Черенков, который тоже родился 25 июля, с 80-го года свой день рождения… с 81-го точнее, он свой день рождения не отмечает, потому что он говорит: «Вы понимаете, это день смерти Высоцкого, я не могу в этот день ничего праздновать». Поэтому Федор Черенков отмечает свой день рождения 26-го, на следующий. Для многих это важно. Я считаю, что Высоцкий, ну, как говорят, что Пушкин – это энциклопедия русской жизни, ну, известная фраза, классическая, так и я считаю, что Высоцкий – это энциклопедия советской жизни. И вот мы тоже с ребятами так как-то сели, поговорили вот абсолютно, понимаешь, и годы проходят, на абсолютно любой вопрос, который возникает жизненный, ты где-то можешь найти какой-то ответ в его песнях. Даже не ответ, а какую-то мысль, какое-то размышление на эту тему. Ответ – это ответ, это ясная формула, как поступить или как жить. А тут ты чувствуешь, что что-то вот произошло в твоей жизни и где-то ты можешь найти песню, в которой про это тоже спето. Вот это, конечно, удивительная особенность. И удивительная особенность, что одно и тоже переслушиваем много раз, а у него же была еще такая особенность, опять же эту особенность говорю, извините, уже в 5-й раз за одно предложение, была у него такая способность, он менял иногда текст, там иногда строчки, иногда просто переписывались куплеты. Вот. И всякий раз как-то по-другому это. И вот это смотришь, думаешь, это так заиграло такой краской, такой гранью, тебе показалось с этой стороны, с другой какой-то неожиданной. Потом, конечно, зависит от возраста. Я вот его, наверное, услышал 1-й раз еще, когда он жив был. Совершенно точно. Потому, что было до школы, а я в 79-м году пошел в 1-й класс. Вот я помню еще с дошкольных времен, у нас дома просто эта музыка звучала. Вот. Не знаю, в ранние годы это одно восприятие. Ну, такие, как он говорил, шуточные песни. Потом уже по-другому смотришь. Более какие-то серьезные вещи. Слушаешь их сначала так, потом узнаешь какие-то реалии, ну, там же просто ситуации какие-то непонятные для ребенка, какие-то слова неизвестные. Потом узнаешь смысл слов, потом узнаешь, о чем пелось вообще, конкретно какая ситуация описывалась. Вот. Уже смотришь по-другому. С течением времени смотришь как-то еще по третьему. А сейчас, когда у нас жизнь, как я понимаю, пошла по спирали, ты вдруг понимаешь, что Высоцкий становится совершенно актуальным автором. И хотя ему это, в общем, сейчас не знакомо, то, что происходит вокруг нас, но ситуации похожие в сравнении с тем, что было там 33 года назад или там 35, или 40. Давайте еще один звоночек мы послушаем. Так. Вот этот вот мне кажется достойным. Алло! Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер!

А. ОРЕХЪ: Откуда Вы звоните? И как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Полина Григорьевна, я звоню из Москвы.

А. ОРЕХЪ: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотела просто Вам сказать, что в свое время я видела живьем, как говорится, Высоцкого на сцене в нескольких спектаклях, но…

А. ОРЕХЪ: Это Таганка естественно? То есть…

СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно. Но больше всего, вот из всех, вот мне ни Гамлет, ни Галилей, больше всего меня впечатлил Пугачев. Пугачева я смотрела несколько раз, причем очень…

А. ОРЕХЪ: Хлопуша.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Хлопуша. Очень интересно там они играли в очередь с Васильевым. И так получилось, что 1-й раз я билеты достала именно на Васильева. И мне очень хотелось просто посмотреть на Высоцкого…

А. ОРЕХЪ: На спектакль просто, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Мне хотелось Высоцкого, поэтому я постаралась достать еще раз, сходить посмотреть Высоцкого. Вот я когда посмотрела с Васильевым, мне спектакль понравился, и как Васильев играл, мне очень понравилось того же Хлопушу. Но когда я посмотрела с Высоцким, я поняла, что эта игра просто другого уровня. Понимаете? Причем я не могла себе объяснить. У них мизансцена была та же самая вся, текст – тот же самый, но впечатление совершенно другое. И я ходила раза три каждого смотрела. Вот я прихожу, смотрю Васильева, прекрасно играет. Вот я прихожу, смотрю Высоцкого, ну, это совершенно что-то необыкновенное, это такое впечатление, что я не могу Вам даже передать. И я до сих пор считаю, что вот, к сожалению, его творчество как барда затмило его как артиста, а он был артист очень талантливый. К сожалению, сейчас осталось вот только несколько ролей в кино его прекрасных. Это «Маленькие трагедии» Пушкина…

А. ОРЕХЪ: Да, «Маленькие трагедии» я сегодня забыл упомянуть, я помню, это же вообще один из последних его…

СЛУШАТЕЛЬ: Это прекрасная роль. Еще у него прекрасная есть роль фильм… Ой, я не помню название фильма. Он там играет поручика белого, который отступает, они бегут, и у него вот…

А. ОРЕХЪ: «Два товарища».

СЛУШАТЕЛЬ: … остается. А?

А. ОРЕХЪ: «Два товарища».

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да. Правильно. Там она у него не такая большая, не центральная, но сыграна потрясающе.

А. ОРЕХЪ: Ну, это же тоже, кстати, умение сыграть небольшую роль или сыграть эпизод…

СЛУШАТЕЛЬ: А как же! Это еще больший талант требуется, чем на главную роль иногда. Вот. Поэтому я хочу сказать, что его как артиста все-таки недооценили, недооценивают. А может просто спектакли, они, к сожалению, умирают, там показывают маленький кусочек вот из Хлопуши этот, но он такого впечатления уже не производит, как это было в спектакле. А в кино у него, ну, буквально 2-3 роли такие очень хорошие.

А. ОРЕХЪ: Ну, да. Ну, мы, в общем, там по пальцам 2-х рук можем загнуть, перечислить. Это и «Маленькие трагедии», «Два товарища»…

СЛУШАТЕЛЬ: Это все роли, а такие вот, которые за душу хватают, ну, 3-4 максимум. Вот. Поэтому мне всегда бывает очень обидно, что он на первый план вышел именно как бард, тем более что вот как барда я его, надо сказать, очень поздно оценила, потому что первые песни у него были несколько такие приблатненые…

А. ОРЕХЪ: Хулиганские?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. А я очень так блатняк не люблю, и я к нему относилась очень отрицательно в этом плане, и поэтому его лучшие песни я, к сожалению, услышала уже после его смерти. Вот. Но как артист он для меня всегда недооцененный.

А. ОРЕХЪ: Спасибо Вам огромное. Вот хотелось бы еще услышать несколько таких звонков людей, которые действительно видели живьем его на сцене, на концертах, в спектаклях, потому что, ну, я слышал мнение людей, которые были на Таганке… Ведь Таганка – это вообще легендарное, это просто явление у нас действительно в нашем и театре и в нашей культуре. А поскольку, ну, практически ничего не осталось, какие-то отдельные действительно фрагменты, вот которые там… Я вот монолог Гамлета смотрел, по-моему, на «Ютьюбе» раз там 50, но самого-то спектакля, как я понимаю, нет, и хотелось бы увидеть, как это выглядело. Мы должны вот только, что называется, питаться слухами и рассказами, а потом чем больше и чем дольше рассказывают, чем больше времени проходит, это обрастает соответственно легендами, и чем больше об этом говорят, тем более и более гениальной кажется игра, спектакль, поэтому, в общем, важны, конечно, мнения очевидцев. Вот. Слава Богу, сейчас еще многие люди живы, но еще раз скажу, меня немножко смущает вот такой бум воспоминательства, ну, сейчас немного… опять же это чуть-чуть, мне кажется, все-таки волна сошла на нет, может быть просто с возрастом мемуаристов. А некоторое время назад, там лет 10 или 15 просто вот в эти юбилейные дни на всех каналах возникала толпа людей, Бог знает кого, которые рассказывали. И все они были друзья, все они были приятели, там естественно все выпивали, всем он посвящал песни, у всех он был в квартире, всем он играл. Это как-то меня немножко так смущало. И не все это было похоже на правду. Вот кстати говоря, человек нам пишет: «Ну, вот позвонили бы нам». Уважаемый, 985 286 ваш телефон начинается, человек пишет, что Высоцкий был у меня дома. Ну, позвоните. Если Ваш телефон увижу сейчас, я Вас выведу в эфир, потому что у нас пока из тех, кто нам пишет и звонит, никто не говорил, что Высоцкий был у него дома. Вот. Так значит. «Высоцкому было важно мнение Смоктуновского, слышал его», - говорит Алекс. Да, я тоже слышал об этом. Так. «У меня полный комплект винила Высоцкого, 29 дисков. Николай, Архангельская область». Ну, у нас тоже дома было все, что к тому моменту вышло на виниловых пластинках, все тоже было и, не говоря уже о том, что были бабины эти. Вот «Яуза-5», замечательный магнитофон, и там все записано-перезаписано было 100 раз, эти самые – как их? – кассеты, магнитофон, там тоже были какие-то кассеты. Ну, это целая еще жизнь была вокруг вот этого. Найти, собрать, потом же еще были подражатели. И когда не очень много было информации, люди говорят: «А это точно Высоцкий?» Ну, потом уже, конечно, научились отличать одно от другого, но это была своя такая культура. Так. «Я с магнитофона слушал еще тот вариант, где «Диалога» у телевизора, где пелось в 70-м «был грузин, так тот вообще глотал бензин». Да, я… мне, кстати, 2-й вариант нравился больше, без грузина, «Приятель был с завода шин», ну, может быть просто потому, что я его раньше услышал, а вот то, что раньше услышал, то тебе кажется более каноническим. Но грузин тоже вполне. Ну, это я не думаю, что как-то привязано к нашей нынешней реальности. Так. «Почему-то не вспоминают роль Высоцкого в фильме «Единственная дорога», где он играл небольшую роль военнопленного водителя», - Сергей из Барнаула пишет нам. Ну, понимаете, конечно, всегда вспоминают самые знаменитые, самые известные роли, тут нет ничего удивительного. Так. Ну, друзья мои, все-таки я не буду сейчас говорить, кто нам пишет из слушателей, но за такое количество времени, за 75 лет можно научиться писать фамилию Высоцкий правильно через «ц». Простите меня, конечно. Так. Про поручика, не адъютант… Нет, «Адъютант его превосходительства» - это Соломин, это другое. Так, смотрю. Вот Федор из Питера прорезался. Спасибо, Федя. Так. «Мой родственник очень православный еще в те далекие времена говорил, что все, что поет Высоцкий, это от дьявола». Ну, многим не нравилось. Просто, понимаете, как многих завораживал тембр голоса, вот этот вот совершенно неповторимый, кто бы там не пытался потом ему подражать, начиная от Никиты Джигурды, у которого, кстати говоря, ближе всего было к оригиналу, до многих других исполнителей. Не то получалось, не то. Поэтому вот кого-то завораживало, кого-то это отталкивало. Вот бабушка моя, например, говорила: «Не могу. Хрипит очень громко. Зачем так орать?» И уже не вслушивалась в то, что там пелось. «Моя любимая песня Высоцкого – «Охота на волков». Очень современная», - пишет нам Елизавета. «А моя тетка вытащила Высоцкого в кино, когда искала овода». Интересно, какая версия. Напишите нам поподробнее, как это. «У меня катушки лежат по 500 метров до сих пор с Высоцким. Соседей терроризировал в начале 80-х. Владимир в бане». Да, это один из наших постоянных, что называется, слушателей. Так. Ну, вот человек, у которого был Высоцкий дома, не позвонил нам. Так. У нас между тем есть звоночек из Питера. Давайте мы Питер послушаем. Здравствуйте, Питер! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте!

А. ОРЕХЪ: Здравствуйте! Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня звать Людмила Ивановна.

А. ОРЕХЪ: Людмила Ивановна, очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Из Санкт-Петербурга.

А. ОРЕХЪ: Да, я уже вижу по Вашему коду телефонному.

СЛУШАТЕЛЬ: В 70-х годах я была на концерте Высоцкого. Это происходило… дом культуры моряков в Ленинграде. Вы знаете, билеты были входные – как Вам сказать? – нелегальные как бы, по приглашению мы проходили в дом культуры. Это было уже поздно, темно. Проходили через запасной вход, и, значит, настолько все было тревожно. Это был неразрешенный, конечно, концерт. Я видела Высоцкого, я слышала его песни, он сам себе аккомпанировал, и это настолько было для меня и тревожно, и я получила удовольствие, и я поняла, что это великий человек. И, конечно, еще мы немножко беспокоились, что в любой момент могла прийти полиция – ой! – милиция. Тревожно было. Очень много нас сидело, много стояло. Люди расположились вплотную. Было очень, очень много, было студентов много. И вот впечатление у меня осталось на всю жизнь, и я решила позвонить.

А. ОРЕХЪ: Спасибо Вам большое.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, это было около 40 лет назад в Ленинграде.

А. ОРЕХЪ: Спасибо Вам огромное за звонок. Еще раз я призываю звонить наших слушателей, кто были на спектаклях Владимира Семеновича и кто лично его видел на концертах, потому что это всегда очень ценно.

Так, значит. «Простите, но Высоцкого ставить в ряд великих, это показательный уровень художественного развития советской интеллигенции. Да и только», - пишет нам Антон из Томска. Ну, да. Это уровень интеллигенции. Что Вас тут смущает, Антон из города Томска? Я считаю, что Высоцкий на данный момент вот наш действительно последний герой. Предпоследний был Гагарин. То есть были люди популярные, люди заслуженные, люди, которые там внесли вклад в мировую науку и даже искусство, но людей вот абсолютно всенародных кумиров… То есть, конечно, наверное, есть те, кому и Гагарин не нравится. И есть масса людей, которые не любят Высоцкого. Да и вообще любой публичный человек сталкивается с тем… Ну, вот как я говорю: давайте вот мы сейчас народ соберем, и мы найдем 100 тысяч людей, которые скажут, что никогда ничего лучше в жизни не слышали, чем вот эта передача, которая идет сейчас в эфире, и найдется 100 тысяч людей, которые скажут, что такого дерьма они просто, ну, в жизни не слыхали. И это абсолютно нормально для публичного человека, для публичной профессии нормальная совершенно ситуация. Поэтому, конечно, есть те, кому это не нравилось. Но я считаю, что это действительно объективно вот наш был последний такой народный герой. И 33 года прошло, как его нет, и других таких народных героев не появилось. По какой причине, это уже разговор отдельный.

Так. «Я люблю баньку по белому», - пишет нам Константин. Спасибо.

«Звезда, что светит вдвое ярче, сгорает вот, увы, быстрее. Ваше мнение о фильме «Спасибо, что живой»?» - пишет Роман из Самары. Ну, вот я сегодня решил его, наконец, посмотреть. Вы знаете, к этому фильму у людей отношение не однозначное именно по той причине, что, ну, для кого-то Высоцкий – это такая икона и то, к чему нельзя прикасаться. Вот когда показывается такая, что называется, изнанка жизни, ну, наркотики, алкоголь. В этом фильме, правда, про алкоголь так особенно нет речи, ну, про наркотики – да. Вот про его сложные любовные отношения. Вот многих людей это смущает, потому что они считают, что вот абсолютно такой канонический персонаж, что он был только хороший, почти идеальный. Но тут показан такой драматический момент его жизни за год до смерти. Ровно за год до смерти. Это довольно известная, в общем, история. Но фильм, на мой взгляд, получился неплохой, даже, можно сказать, хороший фильм, хотя я опасался, что получится что-нибудь, какая-нибудь такая клюква. Вот тем более, кампания вокруг него была такая рекламная, и на фоне всего этого уже стало немножко обидно, что говорили, ну, кто играл Высоцкого, там из чего делали маску. Ну, сделали маску, нашли вот такой ход, как я сегодня понял, ход оказался вполне оправданным, ну, на мой взгляд. Конечно, сыграть Высоцкого один в один, наверное, ни у кого бы не получилось. Просто это невозможно. Так же как один в один спеть именно в силу этого характерного тембра, этой энергетики, которая шла от человека. Гитара такая совсем простая, местами примитивная, и такие рубленые фразы такие, четкие совершенно слова. Повторить это невозможно. Поэтому, ну, наверное, нужно было в этом конкретном случае прибегнуть к такой от совершеннейшей компьютерной какой-то истории. Вот. Поэтому я считаю, что фильм получился достойный во всяком случае.

«У Высоцкого была отличная роль в фильме «Плохой хороший человек». Конечно. С Олегом Далем. Да, ненавижу, давно ненавижу. Там одна из вот таких сцен была моих любимых.

Так. «А еще были «Короткие встречи». Безусловно.

«Моя тетка, режиссер Ленфильма, Нюся Тубеншлаг искала актера на роль Овода. На пробы был Леонид Быков также…» Так. Ну, вот Вы бы нам позвонили, человек пишет, что он «Суровый заяц». Действительно интересная история.

«У Рязанова был фильм о Высоцком, где были самые лучшие его песни. Как его найти?» Это 87-й год. Как раз к 50-летию было приурочено, когда его наградили посмертно, это у нас любят, по-моему, государственной премией. А тогда рязановский, он был многосерийный фактически, ну, можно сказать, документальный фильм. В тот момент это не взрыв бомбы, конечно, но это реально первое большой, масштабный, на всю страну рассказ о Высоцком. Не упоминание, а именно рассказ о Высоцком. Вот тем более Эльдар Александрович, он человек талантливый и сделал это хорошо.

Значит, «Разбойничья песня. Ирина». Ну, у нас сегодня без песен. Мы сегодня с вами говорим.

А вот это интересная, кстати, история. «Кстати, Орехъ, ты знал, что в вашей песне сорняков в хоре поет молодой Высоцкий?» Да, я знал об этом. Есть такая версия, в том числе. Хотя по поводу песни сорняков есть масса всяких разночтений.

«Цой уже не последний герой?», - пишет нам Алик из Петербурга. Ну, Вы знаете, на мой взгляд, все-таки нет. Вот. Хотя у Цоя была трагическая естественно развязка жизни, и во многом поэтому он тоже поэтизирован, канонизирован, вот но мне все-таки кажется, что Цой – это кумир определенного поколения, хотя сейчас молодые ребята тоже слушают, и я его слушал с большим удовольствием, на концерте его был. Вот. Но все-таки назвать его любимцем и молодых и старых, там не знаю, физиков и лириков, и партийных работников, и там не знаю, КГБэшников и кого угодно, ну, все-таки сложно. То есть Высоцкий… ой! Цой – это был все-таки молодежный кумир. И он и сейчас молодежный кумир, ну, вот некоторого слоя современной молодежи, ну, и нас, тех, кто собственно помнит те времена. Хотя Цой, конечно, тоже очень важный человек скажем так, для нас. Ну, у нас собственно, можно сказать, и Макаревич и Гребенщиков для многих людей действительно люди, сыгравшие огромную роль в их жизни, но все-таки вот я считаю, что последний герой такой большой, всеобщий для всех возрастов, всех поколений, уровня образования, социального положения и так далее был Высоцкий.

Так, так. А, ну, это понятно. «Спасибо…» Я просто тут, поскольку я должен еще смотреть и в звонки и в ваши записки, поэтому вот, что вылезает, я читаю. Самое достойное попробую прочесть.

Так. «Спасибо за уважительное отношение к памяти Высоцкого. Мне 64 года. И для моего поколения это целая жизнь. Видел его в спектаклях на Таганке, и Хлопуша лучшая роль. Фильм смотреть не отважилась», - пишет Нина из Саратова. Вы знаете, я вот тоже целый год собирался посмотреть фильм. Посмотрел. Ну, я не разочаровался во всяком случае. Слава Богу, что так, потому что я боялся, что действительно будет, ну, такая совсем какая-то приторная или наоборот чернуха, ну, что-то вот такого я боялся. Тем более что у меня очень сложное отношение к деятельности Никиты Высоцкого – да простит он меня – по так называемой популяризации образа отца, но получился хороший фильм.

Так. «Высоцкий – актер, песни он не пел, а исполнял, играл, проживал», - пишет нам Роман из Самары. Вы знаете, и с Вашей точкой зрения я тоже соглашусь. Он действительно исполнитель, потому что нельзя сказать, что это безупречное пение, тем более нельзя сказать, что это безупречная игра на гитаре. Дело не в этом. У нас вообще, кстати, бардовская песня потому и получила такую большую популярность и развитие, что это было доступно, понятно, в хорошем смысле легко, что там не требовалось виртуозно владеть гитарой, писать какие-то чрезвычайно заумные тексты. Это было в хорошем смысле близко людям.

Так. «Лучший диск, «Разбойничья песня», кусками растиражирована в СССР», - пишет Константин. «Как царь Петр арапа женил», - пишет нам Нина. Тоже замечательно. «Интервенция. Владимир из Петербурга». Видите, у нас уже набирается. Я говорил, что у нас 2 пальца 2-х рук… набирается, набирается. Нет, ну, хорошие роли. Я просто говорил немножко о другом, что его исполнительский дар действительно где-то затмил его актерский талант, но, по-моему, это очевидно.

Так. «Володя был бы не согласен с законом о курении». Может быть. Я читал, кстати… Вы же видели, наверное, его анкету, по-моему, в 70-м году он написал. Довольно любопытная анкета, в том числе там написали «Кто ваши любимые исторические персонажи / герои?» Он написал: Ленин.

Ну, у нас тут еще один человек писал, что Высоцкий не любил геев. Высоцкий все-таки был человек своего времени. Вот и то, что он там был, считал своим кумиром Ленина, для меня это совершенно никак не затмевает образ Высоцкого, ну, потому что тогда, ну, все люди знали о Ленине, скажем так. И я думаю, что он был в хорошем смысле, наверное, там не знаю, социалист, может быть, даже коммунист и большевик. Просто люди знали об этом не все. Потом узнали больше, и многие достойные люди изменили свою точку зрения. Но это ни в коей мере их как бы не бросает тень на их предыдущие взгляды.

Так, значит, что пишут? Так, так… а у нас еще есть… Давайте еще один звоночек мы попробуем принять. У нас осталось 4 минутки. Так. Вот. Ну, давайте еще один питерский. Так мы уровняем: 2 из Москвы, 2 из Питера. Здравствуйте, Питер! Как Вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, здравствуйте! Меня зовут Раиса Яковлевна.

А. ОРЕХЪ: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: И я звоню из Питера.

А. ОРЕХЪ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, что мне посчастливилось быть на концерте Высоцкого.

А. ОРЕХЪ: Очень хорошо.

СЛУШАТЕЛЬ: Я училась в ЛЭТИ Ульянова-Ленина, и у нас был совершенно замечательный студент, который организовал его концерт. Рубен Агузумцян. Это низко в ножки ему кланяюсь. Это было… Это такое счастье было. Вы знаете…

А. ОРЕХЪ: А это какой год примерно?

СЛУШАТЕЛЬ: Что?

А. ОРЕХЪ: Какой год примерно?

СЛУШАТЕЛЬ: Так. Значит, закончила ЛЭТИ в 70-м, ну, мне так соответственно лет. Это где-то, наверное, 60-й, где-то вот после 65-го года, я так думаю, где-то вот 67, может быть, 68. Вот так. Вы знаете, это было замечательно. Я, конечно, пришла за 2 часа до концерта. Зал был битком. Народ весь – студенты. Это просто, конечно… Высоцкий. Обожаю. Люблю. Просто вот хочу еще раз спасибо Рубену сказать Агузумцяну. Он молодец такой. Это было трудно. Я знаю, что это было не очень просто. Какой молодец, что он вот это все делал, и мы все прямо счастливы были. До сих пор я с подругами, друзьями, мы все это помним. Конечно, Высоцкий – это супер.

А. ОРЕХЪ: Спасибо Вам. Спасибо Вам за звонок. Вы знаете, я Вам, конечно, по-хорошему завидую, потому что, ну, вот хотелось бы. Нам-то просто даже по возрасту не довелось. Вот. Хотелось бы, что называется, одним глазком там на полчасика посмотреть, как это выглядело. Хотя, конечно, говорят, что были и не очень удачные выступления. И уже в последний год, когда не очень хорошее было здоровье, ему было тяжело. Вот я сегодня даже слушал один из его последних концертов с утра, вот видно, что человек иногда забывает слова, иногда сбивается с ритма, но все равно человек работает искренне, старается. Это не халтура. Вот, что можно сказать определенно – это не халтура. Бывают просто как бы разные периоды и состояния, но видно, человек выходит и работает изо всех сил, как он может. Вот как он может в своем том состоянии, в каком он есть, он работает. Вот это очень ценно, и кто был на его спектаклях, кто общался с ним в жизни, говорят, вот человек, который жил, что называется, на 100 процентов в хорошем смысле этого слова. Вот. Поэтому да, вот так вот. 75 лет. Вроде бы и не возраст, но с другой стороны иногда кажется, что человек из другой эпохи, поэтому спасибо всем, кто нам сегодня звонил, кто его видел лично, ну, и всем спасибо, кто его помнит, слушает его песни и смотрит фильмы. Еще раз спасибо вам.