Сергей Гуриев - Разбор полета - 2021-07-12
С. Крючков
―
22 часа и 5 минут в российской столице. Добрый вечер, здравствуйте! Это «Эхо Москвы», «Разбор полета» – программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. Проведем ее сегодня мы – Стас Крючков и Марина Максимова. Марина, привет!
М. Максимова
―
Да, добрый вечер!
С. Крючков
―
И наш гость сегодня – экономист, профессор экономики Парижской школы политических наук, университета Sciences Po Сергей Гуриев. Сергей Маратович, добрый вечер!
С. Гуриев
―
Добрый вечер, Стас! Добрый вечер, Марина!
С. Крючков
―
У нас уже идет трансляция на основном эховском канале в YouTube. Так что вы можете и видеть нас в интернете, а не только слышать по радио. И вот там работает чат. Некоторые из ваших вопросов в адрес Сергея Гуриева обязательно прозвучат. Ну и по старинке sms-номер и наши мессенджеры. Они привязаны к номеру +7-985-970-45-45. Обязательно подключайтесь!Сергей Маратович, мы традиционно начинаем наш разбор полета с вопроса о ключевом жизненном решении, которое предопределило – может быть, частью, может быть, в значительной степени – прямые или зигзаги, которое, может быть, в карьере, может быть, в частной жизни так или иначе сказалось. И я бы попросил выбрать здесь что-то одно. Это сложно.
С. Гуриев
―
Да, Стас, спасибо! Я, как профессор, подготовился к передаче, почитал несколько транскриптов ваших эфиров и увидел, что у всех гостей есть затруднения. Все говорят: вот, я родился, или выбрал профессию, или поступил куда-то, или женился правильным образом (ну, или неправильным – это не моя проблема).Но если выбрать что-то одно, для меня это была, наверное, совокупность решений, которые были связаны с компромиссами в отношении российской власти. Я был ректором университета в России. Если вы работаете ректором, у вас так или иначе должны быть отношения с чиновниками, с властью. И вот эта тонкая линия компромисса в конце концов привела меня туда, где я сегодня нахожусь.
С.Гуриев: Власть от лжи и экономического процветания всё больше и больше переходит к страху
Это не было какое-то одно решение. Когда какой-то журналист, ваш коллега, обращался ко мне с вопросом: «Расскажите, что вы думаете про Навального», или президент Медведев написал мне письмо: «Расскажите, что вы думаете по поводу второго дела ЮКОСа», или Навальный сказал: «Дайте мне такой-то совет – что вы думаете по этому поводу?», я каждый раз делал примерно одно и то же. Я принимал решения, который, в принципе, с моей точки зрения, были единственно правильными решениями.
Но в конце концов это в какой-то момент привело к тому, что мне пришлось принять такое решение – пойти, купить билет в один конец, улететь в Париж и больше не возвращаться. И в этом смысле это всё одно и то же решение.
Где проходит та линия, когда вы можете смотреть в зеркало с уважением к себе или нет. Когда вы можете выступать перед студентами и говорить: «Я учил вас, я учу вас, что нужно поступать правильно. И вот сам я тоже так поступаю». В некотором роде это такая линия, которая для каждого человека проходит по-разному.
С. Крючков
―
Вот вы правильно говорите: по-разному для каждого. Если немножко абстрагироваться от вашей истории, мера компромисса для современного интеллектуала, живущего в России. Потому что не все могут определять эту линию так, как делаете это вы, будучи завязанными на отношения с властью, будучи нацеленными на какой-то результат.Даже не столько о мере компромисса, сколько о вашей позиции и мере осуждения, за которой это осуждение начинается. Вы говорите: вот здесь человек поступился, здесь уже не стоило бы этого делать. Для вас это что? Потому что вашими глазами он в зеркало не посмотрит.
С. Гуриев
―
Вы совершенно правильно говорите: у каждого свой взгляд в зеркало. И я не собираюсь никого судить. Я считаю, что нарушать законы – плохо. Вот если человек дал взятку, взял взятку, поставим студенту пятерку за списанный экзамен или наоборот – это преступление.С этической точки зрения, конечно, каждый должен судить себя сам. У каждого свое воспитание, свой набор приемлемого или неприемлемого. И в частности, конечно, мне трудно судить людей за то, что они ведут себя не так, как я считаю для себя правильным. Но я себя веду так, как я считаю для себя правильным. Были у меня и ошибки, и поступки, за которые мне стыдно. Но вот в этом диапазоне, в отношениях с российским государством до моего отъезда, мне кажется, я так или иначе могу постараться оправдать свои поступки.
Как, впрочем, и любой другой человек. Очень важно понимать (и любой ученый в области общественных наук вам об этом расскажет): люди всегда пытаются оправдать свои решения. Люди не хотят жить с когнитивным диссонансом. Вам не хочется жить так, что вам стыдно. Поэтому вы придумываете оправдания. И как правило, люди успешно придумывают оправдания своим поступкам.
Но в целом, с другой стороны, как ученый, я всё время так или иначе знаю, где находятся факты, где на самом деле находятся те истории, которые соответствуют фактам. Поэтому мне, конечно, труднее придумать себе другую реальность, в которой я всегда поступаю правильно, и мне не за что стыдиться.
М. Максимова
―
А правильно я понимаю, что в этом представлении о возможности или невозможности не просто коммуницировать, не просто общаться с властью у вас была динамика? Условно, несколько лет назад вы думали, что это возможно. Теперь вы считаете, что это невозможно. Или у вас было, что, с вашей точки зрения, вы проводили эксперимент? Вы думали, что можно – нет, не получилось.
С. Гуриев
―
Я не ставил экспериментов. Я всегда старался поступать так, как правильно. Потом это кончилось тем, что начал общаться уже не с чиновниками в области экономики, а с генералами Следственного комитета. Никому не советую... Например, у меня для вас есть бесплатный совет (если вы меня спрашиваете, какой у меня есть совет для людей). Если вас вызывают на допрос, помните, что допрос – это не интервью. Допрос – это не сдача экзамена. Это особое процессуальное действие. На него нужно ходить с адвокатом и слушать советы адвоката. Может быть, потому, что мой друг дал мне такой совет, а потом я послушался советов адвоката, я сейчас на свободе, а не там, где не нужно быть. Вот это у меня вам такой бесплатный совет.Так вот, что происходило со мной? Я хотел быть ученым экономистом в России. Я вернулся в Россию в 1998 году. Я был первым, что называется, tenure tracker – штатным профессором Российской экономической школы. Потом выяснилось, что действительно если вы хотите быть ученым-экономистом в России, то есть отличное место – Российская экономическая школа.
Но для того, чтобы она работала хорошо, нужно, чтобы у нее была репутация, хорошие отношения с бизнесом, с правительством. И так или иначе я и многие мои коллеги были, что называется по-английски, публичными интеллектуалами. То есть общались с обществом, рассуждали на общественно значимые темы. Что, в принципе, нормально для ученых в области общественных наук.
Это так или иначе означало, что нужно было выстраивать отношения с государством. Так или иначе, я участвовал в разных общественных советах, общественных обсуждениях. Меня даже вписали в кадровый резерв президента Медведева в 2009 году. Я был членом совета директоров не только частных или иностранных, но и государственных компаний. Я участвовал в работе так называемого «открытого правительства».
И вполне возможно, что в этой своей работе я, с точки зрения людей, близких к Владимиру Путину, да и его самого, наговорил слишком много таких вещей, которые ему не понравились. Но в каждый конкретный момент я думал: я же учу студентов, что хорошо – это хорошо, а плохо – это плохо. И так как я человек, который выступает публично, наверное, я не могу создавать для них плохой пример. Не говоря уже о том, что у меня есть дети, с которыми мне тоже нужно говорить с позиции того, что «делай как я, а не делай так, как я говорю». Поэтому, конечно, я всегда старался поступать так, чтобы не было стыдно.
С.Гуриев: Даже в 30-е годы советская экономика не росла такими быстрыми темпами, как в первое десятилетие Путина
М. Максимова
―
Скажите, а вот это так называемое «дело экспертов» стало для вас неожиданностью? Или и до него были какие-то, как говорят, звоночки?
С. Гуриев
―
Вы знаете, каждый раз, когда в России вы выступаете на такого рода темы, у вас есть понимание, что могут быть риски. И конечно, вроде бы Совет по правам человека при президенте попросил высказаться по поводу дела Ходорковского. Но и само дело было очевидно. Если вы сегодня прочитаете приговор по второму делу Ходорковского-Лебедева, там всё понятно. Там нет доказательств вины. Любой человек, который возьмет на себя труд прочитать эту тысячу страниц, со мной согласится. Как согласились и все остальные эксперты, о которых вы говорите. И я это сделал.Кроме того, были и другие вещи, которые, видимо, обидели Владимира Путина и людей, близких к нему. Я точно знаю, что есть какое-то одно интервью, которое его особенно обидело. Сегодня мне написала одна коллега и говорит: «Сергей, помните меня? Я у вас в 2012 году взяла такое-то интервью». Я говорю: «Очень хорошо помню это интервью. Именно на него обиделся тогдашний президент Российской Федерации».
Или еще пару месяцев назад еще одна коллега, которая раньше работала в «Ведомостях», сказала: «Вот мы записали видео с Сергеем, где он рассказывает о том, что дело «Кировлеса» неправильное». Когда я давал и это интервью, я хорошо понимал, что это понравится не каждому генералу Следственного комитета.
И когда Алексей Навальный и Владимир Ашурков написали мне и моей жене Екатерине Журавской и сказали: «Мы открываем наш Фонд по борьбе с коррупцией. Нам нужны публичные доноры. Вы не могли бы нам пожертвовать любую сумму, но публично, и сказать, что вы поддерживаете нашу работу и почему вы это делаете?».
Катя, моя жена, и я пожертвовали деньги. И я даже написал колонку про то, что это правильное дело, борьба с коррупцией в России важна. И я знал, что это понравится не всем. Вы взвешиваете эти риски – с одной стороны. С другой стороны, вы понимаете: ну а что еще можно сделать? Как можно поступить по-другому, если вы хотите с уважением смотреть на себя в зеркало?
Я вам расскажу историю. На самом деле такая интересная история про очень достойного человека Каху Автандиловича Бендукидзе. В 2003 году Каха пришел выступать перед студентами РЭШ и задавал им вопросы. Говорил: «Вот вы, молодой человек – как вы думаете, сколько вам нужно денег, чтобы вы вообще никогда в жизни не пили пиво?».
И показал пальцем на человека, которого вы знаете – Максим Миронов. Он часто пишет в блоге на «Эхе Москвы» и даже дает интервью вашим коллегам на «Эхе Москвы», профессор испанской бизнес-школы института Empresa. Максим назвал сумму. Максим долго думал, посчитал, как Шура Балаганов, и сказал: «Столько-то миллионов в долларах будет достаточно, чтобы я больше никогда не пил пиво».
Тогда Каха сказал: «А сколько вам нужно денег для того, чтобы вы что-то сделали, чтобы потом каждый день смотрели в зеркало и стыдились?». Максим долго думал и сказал: «Нет, всё-таки такой суммы не могу вам назвать. На это я не готов пойти». Так и я, в общем. Я думаю, что есть более важные вещи, чем риски или деньги.
С. Крючков
―
Прозвучало имя Кахи Бендукидзе. Всё-таки грузинский бизнесмен, работавший в том числе и в России – большей частью в России. Я хотел спросить о корнях, потому что мы всё-таки посвящаем нашу программу герою. Что такое корни в современном мире? Я вас это спрашиваю, потому что вы по происхождению из Осетии. Что такое национальная и культурная идентичность? Благо, что нас сегодня ознакомили с особым видением истории славянских народов в статье, с которой предстоит ознакомиться.И вот в какой связи. Всё-таки мир глобализовался. На протяжении долгого времени существовала убежденность, что всё, глобальный мир есть некий факт. И вот сегодня это приобретает какую-то новую ключевую значимость. Вот эти разговоры по поводу национальных границ… Национальный корень сегодня – это принципиальный момент для построения здоровой, отлаженной, функционирующей и не жестокой по отношению к человеку государственной машины?
С. Гуриев
―
Стас, это один из самых главных вопросов в современном мире, как вы правильно сказали. С одной стороны, есть глобализация, с другой стороны, есть идентичность. И надо понимать, что идентичность – это вопрос не только крови. У каждого человека много идентичностей. Есть гендерная идентичность, есть национальная идентичность, расовая идентичность. Есть идентичность, связанная с сексуальной ориентацией или образованием. И эти пересекающиеся идентичности так или иначе для разных людей работают по-разному. Для некоторых людей именно национальная идентичность является самой главной, а для некоторых скорее гендерная.И тот факт, что сегодня вы можете выбирать такую идентичность, сам по себе, мне кажется, хорошая новость. Потому что раньше вы были предопределены жесткими рамками того, где вы родились, и у вас не было выбора стать кем-то еще. Сегодня вы можете поменять фамилию. Если вы чувствуете, что при рождении у вас был не тот гендер, не настоящий гендер, которым вы на самом деле являетесь, вы можете изменить и гендер. Это, мне кажется, фантастически важная вещь.
Я как раз белый мужчина средних лет, но в России я был меньшинством. И сегодня если бы я приехал в Россию – ну да, у меня есть очки, и волосы у меня не такие черные, как раньше. Но по фамилии такие люди, как вы, наверное, сразу определите, что я нерусский, и даже, как сказал бы Владимир Путин, не украинец.
И с этой точки зрения, конечно же, я себя чувствую по-другому. Я мог бы, наверное, изменить фамилию. Но я так воспитан, что мне кажется, что я должен гордиться тем, что я осетин. Я горжусь. Я читал сказания о нартах. Я очень люблю осетинские горы, город Владикавказ, где я родился. Поэтому я этого не стыжусь, я этим горжусь.
И когда мне говорят: «Смотрите, есть русские – государствообразующий народ» (Владимир Путин, например, даже в марте 2012 года перед выборами написал несколько статей в газетах, в том числе по национальным вопросам, да и в конституцию внесены поправки, что русский язык – это язык государствообразующего народа), у меня возникает такое ощущение, что кто-то – люди с фамилиями, похожими на вашу – смотрит на меня как на человека второго сорта.
С.Гуриев: Не существует американского ВУЗа, где работают только американцы
И когда я говорю с такими людьми, они говорят: «Ну а чего ты? Назови себя русским. Почему тебе не хочется назвать себя русским?». Я говорю: «Вы знаете, но вы же не хотите поменять свою фамилию. Если хотите, поменяйте. А я вот не хочу называть себя русским».
Я с уважением отношусь к русскому языку. Я готов говорить по-русски, я готов писать по-русски. И вполне возможно, что я пишу по-русски больше и лучше, чем многие русские националисты. Но я горжусь тем, что я осетин. И у меня нет никаких причин полагать, что будучи рожденным осетином, я должен смириться с тем, что я должен быть человеком второго сорта.
М. Максимова
―
Скажите, вот эти разговоры, о которых вы сейчас рассказывали – это вы о каком времени сейчас говорите? Потому что я как раз хотела у вас спросить: вы чувствовали себя (именно чувствовали) меньшинством, соответственно, еще в Советском Союзе? Вы же потом еще переехали в Киев, потом уже в Москве поступили. Или эти разговоры, примеры которых вы сейчас привели – это уже разговоры из нашего времени, сегодняшнего?
С. Гуриев
―
Когда я учился и в школе, и в институте, и в Киеве, и в Москве, я чувствовал себя по-другому, конечно. Более того: моя жена, этническая русская, беспокоилась о том, что наши дети носят нерусскую фамилию. Она, конечно, считает (и правильно считает), что это несправедливо.Даже сейчас иногда в YouTube, когда я говорю (может быть, и у вас в чате сейчас будет написано), люди иногда пишут: «Смотрите, вы такой умный человек – а оказывается, вы осетин». Так с удивлением меня хвалят: «Интересно, а я и не думал, что вы осетин. Такой умный человек, в очках». Для меня это оскорбление.
Я сразу скажу, что сейчас уже почти полгода, как Алексей Навальный сидит в тюрьме. Я требую свободу Алексею Навальному. Последний разговор Алексея Навального перед тем, как он был арестован 17 января, об этих вопросах был ровно со мной. Вы можете посмотреть этот разговор на моем канале или на телеканале «Дождь». Мы обсуждали, в том числе, этот вопрос. Я ему говорил об этом. Он говорил: «Конечно, Россия как раз и сильна тем, что в ней есть самые разные люди. Нам нужно строить не этническую нацию, а гражданскую нацию».
И в этом я с ним, конечно, абсолютно согласен. Но такие разговоры ведутся, и в том числе на сайте «Эха Москвы». Например, Алексея Навального обвиняют в этническом национализме. Но и меня в YouTube, и в социальных сетях я иногда вижу такие вещи.
Понимаете, это очень трудно оценить человеку с русской фамилией. Сначала говорят: есть русские и нерусские. А следующий шаг – вас или ваших детей на улице будут бить. И вы это очень четко понимаете, вспоминаете свою юность, когда мы были на грани этого. Это всё очень небезопасные вещи. И слово «погром» придумали никакие не марсиане.
М. Максимова
―
А по вашим субъективным ощущениям, эта ситуация как-то менялась тогда, когда вы были еще в советской школе, и сейчас, в современной России? Или в принципе всё осталось ровно как и было?
С. Гуриев
―
Как вам сказать? Мне трудно об этом говорить, потому что я взрослел, получал образование, у меня рос доход. Ну и в целом, конечно, будучи человеком из относительно обеспеченной семьи, я не сталкивался с этим каждый день. Поэтому мне трудно говорить об этом.Я вижу, например, четкое повышение терпимости среди более молодых людей – таких, как вы, Стас, и вы, Марина. Например, терпимости не только к национальному вопросу, но и к гендерной повестке, и к вопросам, связанным с ЛГБТ.
Я считаю, что все попытки государственной гомофобии всё-таки не привели к желаемым для власти результатам. Потому что вы помните, что гомофобия началась в 2012 году – закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних не привел к росту популярности власти. Рейтинги Путина продолжали снижаться, и только после аннексии Крыма рейтинги поднялись.
Поэтому я не считаю, что общество идет в обратную сторону. Ситуация улучшается. И конечно, то, как это происходит по всему миру – более молодые поколения становятся более терпимыми. И в вопросах рас, и в вопросах этничности, и в вопросах гендерной и ЛГБТ-повестки. Поэтому я, конечно, остаюсь оптимистом. Я вижу это и вокруг, когда разговариваю со своими детьми и с более молодыми людьми из России – такими, как вы.
С. Крючков
―
Когда говорили о Навальном и об Ашуркове, которые к вам обратились, прозвучало ФБК. Я здесь должен соблюсти требования и напомнить, что, согласно нашему законодательству, российские власти считают эту организацию (сегодня расформированную) экстремистской и выполняющей функции иноагента.Когда говорили о Путине, который обиделся, которому не понравилось… Вот сейчас очень много упоминают о кризисе институтов в нашей стране. Но при этом говорят, что единственным институтом остается институт президентства. А что это за институт, который может обидеться, и которому что-то может не понравиться? Как это сказывается на экономике? Потому что вы экономист – видимо, с этого бока можно зайти к ответу на этот вопрос.
С. Гуриев
―
Абсолютно правильный вопрос. Что такое институты? Институты – это предсказуемые правила игры. Плохие институты – непредсказуемые правила игры. Хорошие институты – предсказуемые. Хорошие институты – вы заработали дополнительный рубль, заплатили с этого рубля налоги, а что осталось, положили себе в карман. И это создает стимулы инвестировать, повышать эффективность, создавать новые технологии, идеи, рабочие места.Если же мир устроен так, что вы заработали дополнительный рубль, пришел чиновник, капитан ФСБ, генерал Следственного комитета, кто-то еще, забрал у вас весь рубль, потому что он имеет право – это плохие институты. Они для экономики крайне вредны, потому что у инвесторов нет стимулов инвестировать, потому что они знают, что у них всё могут отобрать. И в этом смысле не стоит удивляться, что инвестиции в Российской Федерации не растут.
Напомню вам, говоря о президенте Российской Федерации, очень многие мои коллеги по «открытому правительству» гордились тем, что Владимир Путин в 2012 году подписал майские указы. Почему? Потому что наконец-то возник такой институт. Президент на бумаге написал: создадим столько-то рабочих мест, на столько-то повысится производительность труда, столько-то приватизируем, столько-то дерегулируем.
И казалось, что невозможно, что человек на бумаге написал цифры, которые можно проверить, а потом всё это не будет выполнено, и ему это сойдет с рук. И выяснилось, что можно. Вот вам и ответ на историю про ваши институты. Действительно, обещания есть, а выполнения этих обещаний нет. Это, конечно, трагедия для страны. Именно поэтому экономического роста в России нет.
С.Гуриев: Все попытки государственной гомофобии всё-таки не привели к желаемым для власти результатам
С. Крючков
―
Для вас лично вот это отсутствие в стране (теперь уже 8-летнее по факту) наносит ущерб как исследователю? То есть вам достает возможностей наблюдать за ситуацией? Или всё-таки присутствие на месте существенно?
С. Гуриев
―
Присутствие на месте полезно, безусловно. Сегодня с учетом социальных сетей я знаю гораздо больше о России, чем эмигранты в советское время, которые уезжали и переписывались какими-то секретными бумажными письмами с коллегами, которые остались дома.Я еще 3 раза приезжал в Россию в 2016-2018 году. Я был международным чиновником, главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития. Какой-никакой дипломатический иммунитет у меня был. Поэтому в сумме, я думаю, я провел в Москве неделю за эти 3 раза. Это было очень интересно. Многие мои ожидания были посрамлены в том смысле, что Москва оказалась гораздо более чистой...
М. Максимова
―
Похорошела?
С. Гуриев
―
Похорошела, да. Похорошела по сравнению с ожиданием. Я, кстати, думаю, что, в частности, это и результат мэрской кампании Навального в 2013 году. Потому что многие вещи, которые мы тогда обсуждали с Навальным, которые он требовал, были так или иначе реализованы Собяниным для того, чтобы снизить градус протеста в Москве. Все эти парки, велодорожки, общественный транспорт, чистота – всё это вещи, которые мы обсуждали в 2013 году. И очень хорошо, что они были реализованы. Действительно полезно приехать и своими глазами это посмотреть.
С. Крючков
―
Мы в этом живем и этим радуемся. Наш гость сегодня, напомню, экономист, профессор экономики Парижской школы политических наук Sciences Po Сергей Гуриев. Мы сделаем небольшую паузу на новости и вернемся в эту студию.НОВОСТИ
С. Крючков
―
Мы продолжаем. С нами Сергей Гуриев, экономист. Здесь Стас Крючков и Марина Максимова. Кстати, сразу проанонсирую. В 23 часа, после этой программы – «Футбольный клуб». Есть темы для обсуждений у Константина Похмелова и Алексея Дурново. После полуночи «Битловский час» с Владимиром Ильинским. С часу до 3-х пополуночи программа Игоря и Юджина «Хранитель снов».Сергей Маратович, мы говорили о рубле, который может попросить капитан ФСБ – или товарищ майор, неважно. Я вот о чем хотел спросить. Что такое, с вашей точки зрения, как экономиста, в глобальном смысле справедливость и равенство в экономических условиях сегодняшнего мира? Возможна ли справедливость с институтами государства (мы об этом тоже уже начали говорить) так, как они работают сегодня у нас?
Я поясню. За эти последние годы, пожалуй, уже сформировалось определенное поколение, которое степень доверия или меру доверия определяет по-своему. То есть происходят какие-то подвижки в допустимом, в недопустимом. В этом смысле есть какое-то универсальное лекало справедливости и равенства? Как они могут быть соотнесены в тех условиях, в которых мы живем?
С. Гуриев
―
Спасибо, Стас. Я действительно думаю, что могу попробовать ответить на ваш вопрос. Когда я был главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития, одна из вещей, которую мы делали – мы думали над тем, как помогать нашим странам строить справедливую рыночную экономику. Слово «справедливая» мы не использовали – мы использовали «инклюзивная».В общем, такая экономика, где люди понимали бы, что рыночная экономика работает для всех. Что она является правильной. Что не нужно пытаться что-то сломать, потому что система работает в интересах всех граждан. И конечно же, когда мы думали об этих вопросах, мы думали в первую очередь в терминах равенства возможностей.
Что такое равенство возможностей? Вне зависимости от того, мужчина вы или женщина, родились вы в деревне или в большом городе, родились ли вы в богатой семье или в бедной семье, какая у вас фамилия, цвет глаз, цвет кожи, у вас одни и те же возможности. Вы можете получить то же самое образование, можете построить ту же самую карьеру.
Некоторые из этих вещей можно так или иначе попробовать померить, и мы пытались это мерить. В частности, условно говоря, банкир ЕБРР, который подписывал сделку, знал, что если эта сделка создает больше возможностей для менее благополучных категорий населения, то банк будет платить ему более высокий бонус, чем наоборот.
И такого рода вещи – для меня это даже не просто какие-то рассуждения с точки зрения политической философии. Но я 3 года работал главным экономистом, и это фактически была моя повседневная работа. Мы обсуждали эти вопросы в применении к конкретной сделке ЕБРР в Грузии или Албании. Поэтому это действительно очень важные вопросы.
И самое главное, что если рыночная экономика работает несправедливо, то рано или поздно люди предъявят власти счет и потребуют серьезных политических изменений. И в демократии эти изменения произойдут более-менее гибким путем, а вне демократии это может привести к революции.
С. Крючков
―
То есть вы исходите из того, что есть места (я рассуждаю в таких географических терминах), где равенство возможностей – это не спекулятивная конструкция, это действительно есть некая данность. Потому что ведь по факту стартовые возможности далеко не для всех и всегда являются одинаковыми.
С.Гуриев: Сначала говорят: есть русские и нерусские. А следующий шаг – вас или ваших детей на улице будут бить
С. Гуриев
―
Стас, вы абсолютно правильно говорите. Неравенство везде устроено по-разному. Я могу порекомендовать такую книгу (мне кажется, она еще не переведена на русский язык) – прошлогодняя книга ведущего гарвардского профессора политической философии Майкла Сэндела, которая называется «Тирания меритократии» (точнее, она называется «The Tyranny of Merit»), где он рассуждает о том, как устроено современное общество. Что как бы вы ни пытались решить этот вопрос, тот факт, что люди, которые добиваются успеха, считают, что они заслуживают успеха, само по себе создает серьезные проблемы в любом обществе.Тем не менее, считается, что, например, в северных странах – Швеции, Финляндии, Норвегии – равенство возможностей больше, чем, условно говоря, в Америке. А в Америке больше, чем, условно говоря, в Египте. И в этом смысле если у вас есть хорошее образование, к которому есть доступ у любого человека, даже если он родился в бедной семье, это и есть равенство возможностей. Если доступ к хорошему здравоохранению не зависит от того, каков доход у вас или у ваших родителей, это и есть равенство возможностей. Если вы можете поступить в ВУЗ вне зависимости от того, родились ли вы в деревне или в городе, это и есть равенство возможностей. И конечно же, в разных странах общество и экономика устроены по-разному. Условно говоря, в Швеции равенство возможностей больше, чем в Америке.
М. Максимова
―
Не знаю, мне кажется, сложный вопрос именно как раз с образованием. Допустим, даже с высшим образованием, университетским. На примере той же Франции. Как мне рассказывали знакомые друзья, которые там живут, там практически бесплатное образование. Есть возможность поступить в государственные университеты, самый известный из которых, наверное, соответственно, Сорбонна.Но есть – как они называются? – если переводить на русский язык, наверное, коммерческие школы, écoles (менеджмент или еще что-то). И говорят, что если у тебя строчка в резюме: ты выпускник какого-то государственного ВУЗа или ты выпускник этой школы... А частная школа, соответственно, стоит не знаю сколько, но многие говорят, что им это, соответственно, не по карману.
Это уже получается неравенство возможностей – даже в такой, можно сказать, социалистической Франции. Мы даже не берем Америку. А в Америке и в той же Англии... В Америке же просто лучшие университеты – ну откуда такие деньги? Соответственно, это уже база для неравенства. А дальше это всё расходится вот так.
С. Гуриев
―
Марина, вы абсолютно правы. Этим Швеция и отличается от Америки. И вообще в Европе человек не может себе представить, что в Америке нужно платить за высшее образование 60 или 100 тысяч долларов в год. В Европе нет таких сумм даже в бизнес-школах.Но во Франции всё устроено гораздо более сложно и на самом деле гораздо более проблематично. Вот Стас упомянул, что Sciences Po – это университет. Sciences Po – это, конечно, действительно не университет, а скромно называет себя «великое учреждение» (grand établissement).
Потому что слово «университет» – это именно то, что вы сказали. Это институт, в который каждый человек может прийти и сказать: «Учите меня, пожалуйста». Вступительных экзаменов в условной Сорбонне практически нет. Селективными являются только такие институты, как, условно говоря, Sciences Po или то, что называется «великие школы» (они скромно себя называют grandes écoles, великие школы), включая школы коммерции, о которых вы говорили. Наверное, самые известные великие школы – это Нормальная школа и Политехническая школа.
Так вот, чтобы поступить туда, нужно 2 года учиться на специальных подготовительных курсах, куда попасть очень сложно. Эти курсы абсолютно бесплатные. Учат там очень хорошо. После чего вы сдаете очень продвинутый экзамен в Нормальную школу, в Политехническую. Там есть следующие градации великих школ – это Школа шахт (даже не буду шутить, но она так называется – École des Mines), Центральная инженерная школа и так далее. В общем, есть много таких хороших школ. У них там есть своя градация. Вообщем, нужно сдать экзамен, после чего берут. И это бесплатные школы. Там вам не нужно платить за обучение – вам дают стипендию.
Но на самом деле, конечно же, если вы поговорите со своими французскими знакомыми, вы увидите, что в хороших школах учатся дети образованных родителей. Потому что, условно говоря, если я профессор, я могу помочь своим детям так или иначе получить стажировку, помочь с репетитором, подсказать, что нужно учить. Грубо говоря, место, в котором мы живем – это по определению место, где школы лучше, потому что там и дети, и учителя лучше.
И даже в такой социалистической стране, как Франция, проблемы есть. Вы, наверное, смотрели много фильмов про парижские окраины, где школы устроены не очень хорошо. И типичная мера для того, чтобы справляться с таким неравенством – это решение президента Макрона (одно из его предвыборных обещаний), который пришел в офис президента и сказал: «Как я и обещал, в проблематичных школах количество учителей будет удвоено». Просто для того, чтобы внимания детям было больше. И сейчас есть исследования, которые показывают, что эта мера работает. Это типичный подход: вы понимаете, что вы должны каким-то образом выравнивать возможности.
Sciences Po тоже специальным образом уже 20 лет требует диверсификации источников поступления. Мы гордимся тем, что мы набираем студентов из 2 тысяч высших школ, из 2 тысяч лицеев, а не из 2-х или 3-х. Во Франции самые лучшие лицеи – это, может быть, 10. Большинство французов, которых вы знаете, училось, грубо говоря, либо в 2-х школах Парижа, либо плюс еще в 10-ти. Но Sciences Po делает серьезные усилия для того, чтобы набирать, в том числе, студентов из неблагополучных районов.
С.Гуриев: С удивлением меня хвалят: «А я и не думал, что вы осетин. Такой умный человек». Для меня это оскорбление
Это и есть выравнивание возможностей. Это всегда происходит с противоречиями. Потому что на каждого студента, которого мы взяли из бедной школы, есть студент из богатой школы, которому мы отказали. И этот студент, наверное, ничем не хуже. И вот эта проблема всегда возникает.
Но когда люди говорят, что такое квотирование нечестно, я напоминаю, что такое квотирование существует и в политической системе. Потому что если вы живете в одном географическом округе, ваш голос стоит больше или меньше, чем если вы живете в другом. Это относится и к голосованию в Думе, и особенно к голосованию в Совете Федерации, где даже у самых маленьких субъектов федерации 2 сенатора. И то же самое во многих других странах с двухпалатным парламентом. Поэтому мир устроен очень сложно. Но борьба с неравенством возможностей – это, наверное, шаг в правильном направлении.
С. Крючков
―
К вопросу о власти я предлагаю еще вернуться. Но вот у меня есть сугубо практический интерес, касающийся образования – на вашем опыте, российском и французском. Всё-таки учась в 90-х в университете, у нас была возможность открыто посещать лекции в любом университете. Сейчас система безопасности выстроена так, что далеко не всегда это возможно, или возможно через многоступенчатую систему пропусков. Во Франции эта традиция сохраняется? Можно ходить на открытые лекции в другие вузы? Это вообще просто организовать?
С. Гуриев
―
Это непросто, но возможно. Вы можете попросить, и если профессор будет не против, это можно сделать. Но понимаете, во Франции теперь тоже есть система пропусков. Другое дело, что вас, конечно, пустят, если вы договорились с профессором, что вы пришли на его лекцию.Но раньше, когда я приехал во Францию в 2013 году, в любой университет, как и в Америке, вы можете зайти в любое время, и никто вас не остановит. Правда, во Франции, в отличие от Америки, в субботу и воскресенье всё закрыто, потому что нельзя учиться – нужно отдыхать. Но в Америке 24/7 вы можете зайти в здание университета. Во Франции после 2015 года, после терактов было введено чрезвычайное положение. Теперь на входе есть вахтер. Но всё равно, конечно, если вы объясните, куда вы идете, вас, естественно, пустят.
Я очень хорошо помню, когда я жил в России, я с одним российским чиновником в области образования был в Пекине. Я ему рассказал, что можно зайти в любой вуз, в том числе зайти на лекцию. Мы с ним зашли в кампус элитного китайского университета Цинхуа. Я сказал: «Ну вот, давай зайдем в кампус, давай идем в здание», и он был поражен тем, что это можно сделать. Но это можно было сделать.
Это в некотором роде такая российская традиция, что нужно контролировать доступ. В политологии, в политэкономии есть очень важная концепция – система ограниченного доступа (limited access societies). Что, грубо говоря, у генерала Следственного комитета больше доступа к возможности, чем у простого крестьянина. И элита устраивает мир так, чтобы сохранять свои привилегии. Так вот, собственно, в России этот limited access распространяется и на то, о чем вы говорили, и на доступ к образованию в том числе.
М. Максимова
―
Если сравнить систему российского образования сейчас, многие говорят (это уже такое клише), что в Советском Союзе было отличное образование, а сейчас всё развалили, как всё ужасно. Ваше мнение по этому поводу – и на советское, и на нынешнее современное образование в России.
С. Гуриев
―
Я учился в Московском физико-техническом институте. У меня было отличное образование. Но, безусловно, мы видим, что не все советские ВУЗы смогли не отстать от переднего края. И многие люди говорят о том, что да, денег не хватает, или не хватает возможностей общаться с иностранными коллегами.Надо понимать, что все ведущие мировые ВУЗы – это именно глобальные ВУЗы. Не существует американского ВУЗа, где работают только американцы. Более того: все ведущие американские ВУЗы скорее имеют большинство неамериканских преподавателей и аспирантов. И связано это с тем, что они собирают таланты со всего мира.
Поэтому если у вас есть изоляция, вот это самое законодательство об иностранных агентах и всё такое прочее – это, конечно, тоже вредит делу. Недостаток диалога тоже вредит делу. Коррупция в образовании вредит делу. И в этом смысле, конечно, в России есть проблема отставания от переднего края.
Но есть и положительные примеры. Потому что я учился... Я нарочно спросил вас, когда вы учились в школе и в университете. Я поступил в 1988 году, поэтому я застал такой предмет, как история КПСС. Я сдавал предмет история КПСС. Это не очень полезная вещь в современном мире. Если бы вместо этого предмета я выучил еще один иностранный язык, язык программирования или взял бы еще один курс теоретической физики, возможно, моя жизнь была бы более успешной. Я слушал такой курс, как политэкономия капитализма и политэкономия социализма. Это была, извините, полная ерунда.
И то, что сегодня в России вы можете поступить в условную Российскую экономическую школу или Высшую школу экономики и получить современное общественное научное образование – это замечательно. И я горжусь тем, что мои коллеги и я делали и продолжают делать в РЭШ. Это очень важно.
С.Гуриев: Если вас вызывают на допрос, помните, что допрос – это не интервью, не сдача экзамена
Почему? Потому что XXI век – это не только век космических технологий, прикладных математиков и инженеров. Это в том числе и век общественных наук. Мало создать источник энергии. Даже если у вас есть современный источник энергии, мы всё равно видим, что в Африке есть страны, где люди голодают. Значит, что-то не то не с технологиями – что-то не то с общественным устройством. С теми самыми институтами, о которых говорил Стас.
И с этой точки зрения (вот вы меня спрашивали про решения) одно из ключевых решений заключалось в том, что я стал экономистом, а не исследователем термоядерного синтеза или прикладным математиком. И я нисколько об этом не жалею. Я считаю, что это гораздо более интересная и важная для сегодняшнего общества (будь то в России, во Франции или в мире) работа.
Я очень люблю математику, каждый день решаю сложные уравнения, смотрю на данные. Для современного экономиста математика – это крайне необходимый язык. Но, тем не менее, именно общественные проблемы сегодня важнее, чем технические.
С. Крючков
―
Ключевая общественная проблема современной России – это тот порушенный диалог между элитами и массами, о котором вы говорили в ответе на предыдущий вопрос? Потому что мое ощущение, что сегодняшняя власть предлагает модель: мы допускаем определенную меру клептократии, а вы исходите из того, что это условное воровство – это некая норма. Мы будем обеспечивать справедливость так, как мы ее понимаем, а вы помалкиваете. В условиях такого рода диалога, когда власть диктует и говорит: «Таков статус-кво, такая наша позиция», вообще возможно какое-то развитие, или оно проблематично? Это просто как одна из моделей.
С. Гуриев
―
Совершенно верно. Очень часто, Стас, людям кажется, что Россия изобрела какую-то свою модель. Но, конечно, большинство автократий так или иначе следуют именно той модели, которую вы только что описали. Как писал известный исследователь недемократических режимов Адам Пшеворский, автократии базируются на лжи, страхе и экономическом процветании.И вот первые 10 лет путинского режима было экономическое процветание. Был экономический рост, которого раньше в истории России не было. У меня, в том числе как экономического историка, есть научная работа про сталинскую индустриализацию. Даже в 30-е годы советская экономика не росла такими быстрыми темпами, как в первое десятилетие Путина у власти.
Потом этот рост кончился именно по тем причинам, о которых вы говорили. Когда власть неподотчетна, власть коррумпирована, стимулы к инвестициям снижаются, власть захватывает все больше и больше командных высот в экономике, так как государство неэффективно. Эти госкомпании, госкорпорации (а госкорпорации, напомню, были созданы в 2007 году; за исключением одной небольшой госкорпорации АСВ, массив госкорпораций был создан в 2007 году) – это то, что не способствует экономическому росту.
И поэтому рейтинги Путина начали падать. Он начал искать другую модель, и к 2014 году нашел другую модель. Что это была за модель? Он сказал: «У нас с вами теперь будет такой диалог. Да, мы воруем, да, мы неподотчетны, да, больше доходы расти не будут. Зато у вас теперь будет имперское величие».
И это некоторое время работало, но где-то к 2018 году тоже начало изнашиваться. И тогда основная идея была в том, что да, доходы не растут, но без нас будет еще хуже. И для этого нужны инструменты репрессий (селективных репрессии, наверное), пропаганды и цензуры. Но теперь и эта модель изнашивается.
И теперь власть от лжи и экономического процветания всё больше и больше переходит к страху. Диктатур, основанных на страхе, в мире тоже достаточно много. И это очень грустно. Ваш вопрос заключается в том, можно ли построить недемократическую систему и процветание. Такие примеры есть.
С. Крючков
―
Арабские петрократии.
С. Гуриев
―
Есть два основных примера – Сингапур и арабские петрократии, совершенно верно. Есть два примера богатых недемократических стран. В арабских петрократиях намного больше нефти на душу населения, чем в России. А в Сингапуре было Ли Куан Ю. И каждый автократ – не только Путин, каждый автократ по всему миру – говорит: «Я и есть Ли Куан Ю. Я построю процветание. Ведь Ли Куан Ю смог – а я чем хуже?».Ответ: хуже, чем Ли Куан Ю, как в известном анекдоте. Потому что Ли Куан Ю всё-таки боролся с коррупцией, не уничтожал независимый английский суд, который ему достался традиционно как английской колонии, и с соседями не воевал, а торговал, привлекал инвестиции. И в этом смысле Ли Куан Ю остается таким исключением, а все автократы, которые говорят: «Я не буду воровать, я буду строить процветание», на самом деле идут по этому неприятному пути, которые мы с вами наблюдаем. И ничего здесь уникально российского.
С. Крючков
―
Сергей Маратович, но смотрите: у россиян есть довольно богатый опыт страха. Поколенческий опыт. Этот ресурс тоже изнашивается. Если изнашивается этот ресурс, изнашивается ресурс экономического процветания и первого названного вами фактора – лжи, то это значит, что обстоятельств непреодолимой силы, о которых говорят некоторые политологи, ожидать, может быть, и не приходится. Может быть, сама система уже немножко подрасшаталась? Обрадуйте нас, вселите в нас надежду, дайте нам надежду.
С.Гуриев: В отношениях с российским государством до моего отъезда я так или иначе могу оправдать свои поступки
С. Гуриев
―
Стас, смотря на что вы надеетесь. Некролог, которого я жду, – говорится в советском анекдоте, – будет напечатан не на последней странице. На самом деле, конечно, Россия – это персоналистский режим. И конечно, если Путин так или иначе покинет свой кабинет, то, конечно, система будет устроена по-другому. И вполне возможно, что это приведет к демократизации.Так сложилось что на «Эхе Москвы» я даю рекомендации, что почитать, посмотреть или послушать. У меня такая рекомендация: есть такой нобелевский лауреат Льоса. У него есть великая книга «Праздник козла» – про диктатора, которого убили свои же собственные офицеры, и как в Доминиканской республике после убийства Трухильо его же ближайшие коллеги устроили демократизацию. Это история наполовину правдивая. Там есть и художественная линия, но есть истории, связанные с документальным событиями.
Поэтому мы не можем предсказывать, что будет, если Путин так или иначе уйдет в отставку или произойдет что-нибудь другое. Но конечно, это персоналистский режим. Нет никакой партии, нет никакой армии, нет никакой касты ФСБ, потому что ФСБ – это тоже не институт, а просто такая группа людей, которые максимизируют свое благосостояние. И в этом смысле это обычный кумовской капитализм, обычная коррумпированная недемократическая страна. Но рано или поздно все эти режимы кончаются.
То, о чем вы говорите про ресурс страха – в этом я как раз не уверен. Страх – это очень важный ресурс. Вот я не нахожусь сегодня в России, потому что я не хотел сидеть в тюрьме. Поэтому кто я такой, чтобы учить других людей не бояться? Поэтому, конечно, такая ситуация есть.
Есть большое отличие от Советского Союза. Во-первых, экономика более гибкая. Во-вторых, макроэкономическая политика более разумная. Нас не ждут никакие гиперинфляции, долговые кризисы, потому что Владимир Путин так или иначе доверяет своим макроэкономическим советникам. В-третьих, в отличие от Советского Союза, из России сегодня можно уехать. И Владимир Путин вполне сознательно не закрывает границу на выезд для людей, которым не нравится его способ управления страной. Он об этом открыто говорил много раз. Поэтому эта система гораздо более устойчивая, чем советская.
С другой стороны, что бы мы ни думали о том, что происходит сегодня в мире, количество демократических стран всё время растет. Последние лет 10 не растет, но с исторической точки зрения, конечно, сегодня большинство населения земного шара живет в демократиях, а 200 лет назад никто не жил в демократиях. Эти изменения происходят.
М. Максимова
―
Вы сейчас говорили со Стасом как раз про успешную экономическую систему, возможно ли ее выстроить, и приводили в пример, в том числе, арабские государства. Но здесь есть определенная схожесть с Россией. Я вот своим коллегам тоже задавала вопрос: вот нефть и газ когда-нибудь закончатся в арабских странах – что они после этого будут делать, я не представляю.Но ладно, бог с этим, у нас не хватает времени, я спрошу только про Россию. Вот если у нас нефть и газ закончатся, или наконец весь мир перейдет не на ветряную, а, не знаю, на какой-то новый, иной вид энергии, Россия сможет жить без нефти и газа? Я имею в виду, построить успешную экономическую модель.
С. Гуриев
―
У России гораздо больше шансов пережить этот самый энергетический переход на возобновляемые источники энергии, чем у арабских стран. Россия гораздо более образованная страна. В России гораздо более диверсифицированная экономика, чем в Саудовской Аравии. В России, как ни странно, очень много возможностей для возобновляемых источников энергии. А кроме того, для батареек и батарей Илона Маска нужны будут специальные металлы, которые в России тоже есть, которые Россия будет производить.Но самое главное – это, конечно, географическое положение и человеческий капитал. Россия, как ни странно, исключительно удачно расположена. Она расположена близко и к Китаю, и к Европе. В России огромное количество плодородных земель.
И поэтому не нужно думать, что у России есть какое-то географическое проклятие. Вот Канада тоже северная страна. Просто там за полярным кругом почти никто не живет – все живут близко к американской границе. И ничего, как-то живут. В Австралии в центре Австралии жить невозможно – там слишком жарко. Но ничего – это тоже большая и успешная, богатая страна, которая, в том числе, богата и природными ресурсами. Главное помнить, что источник процветания – это не то, что находится в земле, а то, что находится в голове: человеческий капитал и те самые институты, с разговора о которых мы начали нашу передачу.
С.Гуриев: Тонкая линия компромисса в конце концов привела меня туда, где я сегодня нахожусь
М. Максимова
―
Что-то пока этот человеческий капитал и уровень образования в России, даже если он до сих пор достаточно высокий (скажу, наверное, так – может быть, вы точнее сформулируете), не приводит нас к успешной экономической и политической модели. Увы.
С. Крючков
―
30 секунд, друзья мои.
М. Максимова
―
Тогда всё, на этой позитивно-негативной ноте.
С. Крючков
―
Сергей Маратович, тогда последнее. Арабская модель инвестиционной экономики, построенной на базе петрократии – разве она не демонстрирует успеха? Потому что мы к этому, кажется, даже близко сейчас не приблизились. Когда вложения этих делают денег оправдывают дальнейшее существование этой страны.
С. Гуриев
―
Нет, конечно, в Эмиратах есть отдельные эмираты, где ситуация лучше, чем в других. В Саудовской Аравии есть план «Видение 2030», который не реализован и в некотором роде отложен на бесконечно долго. И конечно же, в Саудовской Аравии нет таких хороших университетов, как в России. Поэтому такая проблема есть и, конечно, не нужно завидовать Саудовской Аравии. Особенно с учетом того, о чем говорила Марина – что нас ждет переход от нефти к зеленым источникам энергии.
С. Крючков
―
Спасибо большое! Сергей Гуриев, экономист, сегодня был гостем «Разбора полета». Провели Марина Максимова и Стас Крючков. До свидания!