Купить мерч «Эха»:

Михаил Лабковский - Взрослым о взрослых - 2004-11-06

06.11.2004

М.ЛАБКОВСКИЙ – Добрый вечер. Это Михаил Лабковский, программа «Взрослым о взрослых». Так бывает, что живешь себе отдельно, а статистика живет отдельно от тебя. Например, читаешь в газете, что Россия занимает первое место в мире по употреблению крепких алкогольных напитков, а выйдешь на улицу – буквально ни одного пьяного. То же самое можно сказать о статистике, касающейся семьи. Я вам сейчас приведу 4 таких достаточно, я бы сказал, базовых факта, статистических и хочу получить после этого комментарий, основанный на вашем опыте.

Итак, факт первый – женщины в браке живут меньше, чем одинокие женщины, а мужчины, которые женаты, живут дольше, чем холостяки. В 70 процентах случаев, это мы уже ко второму факту переходим, в 70 процентах случаев инициаторы развода это женщины. Третий факт – деньги вторая по значимости причина разводов в России. И, наконец, факт четвертый, самая распространенная формулировка в исковом заявлении о расторжении брака называется «несходство характеров».

Вот теперь, я бы хотел, чтобы вы на своем опыте, если вы с такой ситуацией сталкивались, прокомментировали, что вы думаете об этой статистике. Очень любопытно было бы узнать, как выглядит «несходство характеров» в практической жизни и, собственно, почему, например, женщины в браке, на ваш взгляд, живут меньше, чем мужчины… Я имею в виду, чем одинокие женщины, прошу прощения. Женщины у нас не достигаемо долго живут, по отношению к мужчинам, а мужчины, которые в браке живут дольше, чем мужчины, которые не в браке.

Ну и, конечно, что это за 70 процентов случаев, когда женщина является инициатором разводов. Ну и, собственно, как влияют деньги на причину развода. То есть не на причину, а на сам развод. Деньги уже являются причиной развода, такова статистика. Тут ничего личного. Все, что я вам говорю, это действительно статистические данные, хотелось бы их как-то понять, послушав ваши истории о вашей семейной жизни. Наш телефон 203-19-22, пейджер 974-22-22 для «Эхо Москвы». Я жду.

-

М.ЛАБКОВСКИЙ – Наш телефон 203-19-22, пейджер 974-22-22 для «Эхо Москвы». И мы слушаем Ирину. Здравствуйте.

ИРИНА – Здравствуйте, господин Лабковский. Я бы хотела поделиться своими торопливыми…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да, мне кажется, такая статистика имеющая отношение большей частью к женщинам, наверное.

ИРИНА – Да. Женщины живут дольше потому, что они крепче и потому, что у них сил больше.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Я как бы не об этом говорил. Я говорил о том, что женщины в браке живут меньше, чем незамужние женщины, а женатые мужчины дольше, чем не женатые мужчины.

ИРИНА – Я с вами полностью согласна, потому, что я сейчас живу вне брака и, наверное, я живу полной жизнью, потому, что… Возможно, я уже закончила свои брачные отношения со своим мужем, и могу поделиться…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да, Ирина, а чего были лишены в браке?

ИРИНА – Да в браке все было отлично!

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вы сказали – сейчас я живу полной жизнью. Надо понимать, что в браке она была неполная.

ИРИНА – Она была неполная. Да, действительно. Потому, что в браке муж лежал на диване, смотрел телевизор и ковырял в носу, а я в это время, в общем-то, пахала.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, а если бы вы были не в браке, тоже самое, только без мужа на диване.

ИРИНА – Вот, сейчас я вне брака и я, в общем-то, пашу и я воспитала двоих детей, выучила их в двух учебных заведениях…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ирина, все-таки, вернемся к мужу. Чему мешал муж?

ИРИНА – А муж не мешал, он просто себе завел любовницу.

М.ЛАБКОВСКИЙ – О’кей. Если бы вы не были замужем, были бы те же дети, вы бы так же пахали, я не вижу принципиальной разницы.

ИРИНА –Ну, возможно, ему было бы, наверное, проще завести любовницу, если бы я была не в браке.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Я сейчас говорю о вас. Вы сказали, что вы живете полноценной жизнью, в браке она была не совсем полноценной. Пытаюсь понять, в чем проблема?

ИРИНА – Я объясню. Потому, что в браке я надеялась на мужа, а вот сейчас я надеюсь ровно на себя.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Давайте теперь обобщим ваш негативный опыт.

ИРИНА – Отличный опыт! Почему негативный? Это очень позитивный опыт, я предлагаю его всем женщинам. Потому, что если женщина рассчитывает только на себя, это фантастика. Она может горы свернуть.

М.ЛАБКОВСКИЙ – В этом смысле, в Библии есть такая фраза – Господи, дай упасть в руки твои, не дай - в руки людей. Имея в виду, что на людей рассчитывать вообще особенно не приходится. Но, к сожалению, наш менталитет таков, особенно женский, что наши женщины рассчитывают на мужчин в принципе.

ИРИНА – Они не правы. Они не правы в корне. То есть, когда они перестают рассчитывать на мужчин, они начинают делать намного больше дел и намного большего достигают, потому, что они рассчитывают только на себя.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ирина, а вы, как бы, подходите и под второй пункт статистики. Вы были в числе тех 70 процентов, которые сами подали на развод, да?

ИРИНА – Я не сама подавала на развод, на развод подавал мой муж, но я его вынудила это сделать.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А как вы его вынудили?

ИРИНА – Очень просто. Когда он мне привел, извините, свою новую пассию, я ему сказала, что либо я, либо она.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Скажите пожалуйста, а что ваш муж писал в иске о разводе?

ИРИНА – То же самое… Вот, вот, вот…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Несходство характеров?

ИРИНА – Да. Не сошлись характерами. Да, вот эта вот самая песня, про не сошлись характерами, хотя у меня было двое детей, один учился в 9-ом классе, второй учился в институте…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, подождите, Ирина, не горячитесь. Дети не имеют отношения к несходству характеров взрослых, согласитесь.

ИРИНА – Конечно.

М.ЛАБКОВСКИЙ – У детей своя жизнь, у взрослых своя.

ИРИНА – А то! У детей сейчас совсем своя жизнь. Отличная.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Дети уже большие.

ИРИНА – Конечно.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Последний вопрос, вот у нас 4 пункта этой самой статистики, деньги каким-то образом влияли на ваши взаимоотношения с мужем?

ИРИНА – Нет.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Никак?

ИРИНА – Деньги зарабатывала я.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Спасибо за звонок.

Что нам пишут. Александр пишет: «Появится ли на сайте станции распечатки ваших ночных бесед со слушателями?». Видимо, речь идет о воскресных ночных программах. Да, они уже появились, можете почитать. «Михаил, где вы взяли такую статистику, что мужчина в браке живет дольше, чем вне брака? Он физически не расходуется, не трепет нервы с женой и сам самостоятелен». Евгений, это статистика, которая существует в доступе таком открытом. Вы можете тоже ее найти. Она достаточно старая. Кстати. Я имею в виду, что… Не то, что она устарела и сейчас мужчины вдруг стали в браке жить меньше, а то, что она достаточно на большом сроке опробована. То, что касается, что мужчины физически не расходуются и не трепят нервы с женой и сам самостоятелен, - позвоните, давайте обсудим. На вашем опыте. Вы считаете, что такого быть не может.

«Какова продолжительность жизни замужних и незамужних женщин Запада? В чем отличие?». Борис, я не знаю, конкретно по странам, потому, что Запад это такое расплывчатое понятие. Запад состоит из конкретных стран. Могу сказать, что та же сохраняется ситуация, что и в России, то есть женщины живут на 15-20 лет, в разных странах по разному, дольше, чем мужчины. Единственное, что продолжительность жизни у них больше, чем в России. Если мы говорим о Западной Европе. Но это связано не с браком или внебрачием каким-нибудь, а с экологией, уровнем жизни, доходов и так дальше. Смертностью, в частности.

Вот, Игорь пишет: «Деньги я бы поставил на первое место, а продолжительность жизни в браке связана с физиологией. По поводу характера, я думаю, что это не всегда причина истинная. Скорее надуманная. По опыту своих друзей», - пишет Игорь. Значит, деньги бы вы поставили на первое место, но статистика неумолима, в России на первое место поставили алкоголь, а не деньги. Деньги только на втором месте. Ну, алкоголь просто неинтересно обсуждать. Поэтому, деньги более любопытная тема. Продолжительность жизни, вы пишете, связана с физиологией. Позвоните и расскажите, что вы имеете в виду. А то, что касается несходства характеров, что эта причина надуманная, вы знаете, эта формулировка наиболее распространенная в исковых заявлениях о расторжении брака. Надуманная она или нет, об этом хотелось бы именно поговорить и понять в чем, собственно, выражается несходство характеров. Мы слушаем Татьяну. Добрый вечер.

ТАТЬЯНА – Добрый вечер.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Не стесняйтесь, говорите

ТАТЬЯНА – Я хотела поговорить насчет продолжительности жизни женщины в браке.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вам уже 98?

ТАТЬЯНА – Нет, мне 22.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вы в браке?

ТАТЬЯНА – Да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Давно?

ТАТЬЯНА – 2 года.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, как впечатление?

ТАТЬЯНА – Самые позитивные.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Это радует. Ну, давайте поговорим.

ТАТЬЯНА – И вот во всей нашей семье только у меня такая ситуация.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А у остальных всех негативный опыт семейной жизни?

ТАТЬЯНА – Да, у всех. У мамы, у теток. У них крайне негативная жизнь в семье…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, дело в том, что вы первый кризисный период-то прошли. Это первый год семейной жизни.

ТАТЬЯНА – Ну, на самом деле, мы уже 5 лет вместе, и, в общем-то. Сначала, как это там называется в нашей стране, гражданским браком жили. Поэтому, уже 5 лет, а не два года. Ну, что я хочу сказать, что на самом деле, наблюдается повсеместно такое явление, что мужчина считает, что женщина должна во всем соответствовать стандартам женщины. То есть, ну, во-первых, а) лежать, б) тихо, в) должна готовить…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Это вы сейчас описываете историю своей семьи, я так понимаю?

ТАТЬЯНА – Ну, в общем-то, да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А ваш муж – это радостное исключение?

ТАТЬЯНА – Мой муж абсолютно радостное исключение. При том, что в его семье все тоже самое. И причем, вот, что меня всегда поражало, сколько я видела семей, своих знакомых, родственников, как правило, на самом деле, вся семья, все ее благополучие, стабильность, держится именно на женщине, которая все волочет, весь этот воз. Но считается, что главный папа. Который, при этом, абсолютно ни в чем не разбирается, назовем так некрасивым словом – только права качает. И, я думаю, что это по России 90 процентов таких семей.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Понятно. Спасибо, Татьяна. Я еще раз, друзья мои напомню, что мы обсуждаем следующие 4 пункта статистики, относящейся к браку. Первое, что женщины в браке живут меньше одиноких женщин, а мужчины в браке живут дольше холостяков. Что в 70 процентах случаев инициатор развода – женщина, что деньги – вторая по значимости причина развода в России и, наконец, что самая распространенная формулировка в иске о расторжении брака называется «несходство характеров». Вот, прокомментируйте, на своем опыте, что это такое. А мы почитаем. Вот Алексей пишет: «Нет ли статистики, какие женщины, находящиеся в браке, имеют большую продолжительность жизни, рожавшие или не рожавшие?». Хороший вопрос, Алексей. Рожавшие живут дольше. Более того, в такой, ну, кризисный период, его можно назвать кризисом пожилого возврата и даже в старческий период, лучше сохраняются. Сначала за счет детей, потом, за счет внуков. Вот, без подписи непонятная фраза: «У вас передача, можно участвовать». Ну, да, можно участвовать, участвуйте. «Михаил, я влюбилась в голос ведущего на другой радиостанции. Как избавиться от этого наваждения?», - пишет Татьяна. Ну, можете себе радиостанцию просто выключить. Наваждение пройдет. «То, что женщины в браке живут меньше, еще раз доказывает, что мужчины их эксплуатируют. Молодежь этого не позволяет». «Странные люди, всегда на кого-то рассчитывают. Нужно смотреть на свои руки и вперед», - пишет Марк. «Спасибо за вашу программу. Аня». «Прожила в браке 30 лет, сейчас живу без мужа 2 года. Помолодела лет на 10, избавилась от всех болячек, так как все они от нервов. Время на обслуживание мужа использую на уход за собой. Много читаю, отдыхаю, нашла дорогу к себе», - это Светлана. «Если женщины в 70 процентах случаев инициатор развода, значит им что-то конкретно было от мужчин… - надо, видимо, конкретно было от мужчин, - они этого не получили. Мужчинам ничего конкретного не нужно было, они жили с женщиной, как с человеком», - пишет, видимо огорченный статистикой Алексей. Алексей, это неправда. Насчет того от кого кому что нужно, это отдельная тема для разговора. Я уже как-то рассказывал, что очень многие люди, я бы сказал даже, к сожалению, большинство людей, пытаются, вступая в брак, решить свои проблемы. Там, материальные проблемы это то, что на поверхности, а, скажем, попытка избавиться от одиночества не намного лучше, чем материальные проблемы. Поэтому очень часто и мужчина использует женщину и женщина мужчину, просто по-разному.

Мы слушаем Игоря. Добрый вечер.

ИГОРЬ – Добрый вечер.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вы женаты?

ИГОРЬ – Да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Сколько вам лет?

ИГОРЬ – 25

М.ЛАБКОВСКИЙ – И сколько вы женаты?

ИГОРЬ – 5 лет

М.ЛАБКОВСКИЙ – Как впечатление?

ИГОРЬ – Ну, вы знаете, хорошо.

М.ЛАБКОВСКИЙ – И вы позвонили поделиться радостью?

ИГОРЬ – Ну, не столько радостью, сколько мнением по вопросу. Я считаю, что, если бы я конкретно не был женат, то я бы уже давно спился, честно говоря. Потому, что вот это как раз к вопросу, что мужчины в браке живут дольше, чем мужчины холостые. То есть, жена, она просто сдерживает, как бы, все вот этим вот… Потому, что мужчина, он старается взять от жизни все. Вот, грубо говоря. А все-таки, это хорошо, когда есть кто-то, кто контролируется вообще…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Забирание всего, да?

ИГОРЬ – Да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – То есть, это вредно, вы хотите сказать?

ИГОРЬ – Это хорошо.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, Игорь, то, что мужчина хочет взять от жизни все, а жена его ограничивает, это хорошо?

ИГОРЬ – Да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Понятно.

ИГОРЬ – А в плане, то, что женщины в браке живут меньше… Ну, я не знаю, видимо, мужчины просто очень сильно давят на женщин, наверное, из-за этого. Конечно, быть свободным лучше, но…

М.ЛАБКОВСКИЙ – То есть, у нас такие отношение, где мужчина играет роль ребенка, жена играет роль мамы. Мама не дает ребенку переесть мороженного, шоколада, пересмотреть телевизор, я не знаю… Во взрослом состоянии, видимо. перепить, переесть, перегулять. Вот так, да?

ИГОРЬ – Ну, да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Понятно, Игорь. Ваша жена вас не старше случайно?

ИГОРЬ – Нет, младше.

М.ЛАБКОВСКИЙ – И она вами, как бы, руководит, тем не менее?

ИГОРЬ – Нет, не то, что руководит, просто у нас еще все так… Отношения хорошие, слава богу. И поэтому я ее слушаюсь.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, постучите и сплюньте. А интересно, у нас статистика, действительно касается большей частью женщин, а звонки, действительно, больше частью сейчас от мужчин. Вот грустный Олег из Москвы пишет: «Брак - добровольный концлагерь. Лучше прожить меньше, но свободным». «Мы с мужем живем вместе 27 лет. Хотя характеры у нас очень разные. Он очень энергичный, я – спокойная. Я считаю, что это дополняет», - пишет Ирина. Вот, все-таки хочется понять, что имеют в виду люди, когда пишут в заявлениях о разводе, что у них несходство характеров. Тигран Николаевич спрашивает: «Ваши 4 пункта отражают статистику России или всего мира?», Значит, то, что женщины в браке живут меньше, чем одинокие, а мужчины, соответственно, в браке дольше, чем холостяки, это статистика общемировая. А 70 процентов случаев инициаторы развода женщины – российская, но в мире женщины тоже превалируют, как инициаторы развода над мужчинами. Деньги, вторая по значимости причина развода – это именно в России. И, наконец, «несходство характеров» это тоже российская формулировка. Вот такая у нас статистика.

Борис спрашивает: «Не получает ли разведенные и незамужние женщины больше проблем в психологическом плане, что, по идее должно привести к сокращению ее биологической жизни?». Резонное замечание, Борис. Женщина должна, как бы, получать, незамужняя, больше проблем в психологическом плане, но, если эта женщина имеет жизненную установку на брак. Если, скажем, после какого-то опыта семейной жизни, женщина решила, что остальную часть жизни они не будет больше вступать в брак, то у нее, как бы, и проблем психологических не будет. Потому, что партнеров она себе найти может, и жить самостоятельно, опираясь на собственные силы, результат дает просто хороший. Это вообще, так сказать, общее правило, что лучше рассчитывать в жизни на себя. Дети у нее могут быть при этом. Поэтому часть жизни ее для нее самой оправдана и наполнена смыслом, поэтому не все так просто. Ну, а мы слушаем Андрея. Добрый вечер.

АНДРЕЙ – Добрый вечер.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Сколько вам лет?

АНДРЕЙ – Столько не живут, 41.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Понятно. То есть, вы решили уже покинуть этот мир в скором времени…

АНДРЕЙ – Нет, ну что вы…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Если столько не живут.

АНДРЕЙ – Я еще пока помучаюсь.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да, я тоже думаю, еще молодой возраст. Ну?

АНДРЕЙ – Я просто хочу сказать, что вот, какие там статистики разводов, из-за чего… По-моему, это какая-то чушь. Просто мужик должен быть мужиком. А…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вот, такая фраза «мужик должен быть мужиком», она тоже на чушь не похожа? Что это значит?

АНДРЕЙ – Нет, ну я имею в виду, что он должен брать на себя ответственность, в семейной жизни.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вот, говорят, что мужчины погибают буквально, потому, что они что-то должны. Есть такая у мужчин проблема. С детства им прививают идею, что они что-то должны.

АНДРЕЙ – А что, они не должны?

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, например, мальчик должен быть такой, такой и такой.

АНДРЕЙ – Ну, а разве нет?

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да, я считаю, дело добровольное. Люди все разные. Одни такие, другие…

АНДРЕЙ – Ну, ну, по-моему, в семье всегда был хозяином… Как это… Паровоз, он должен тянуть все это дело-то. Всю семейную жизнь.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Это вы так считаете?

АНДРЕЙ – Ну, да, естественно.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А вы женаты?

АНДРЕЙ – Естественно.

М.ЛАБКОВСКИЙ – И у вас именно дома так?

АНДРЕЙ – Ну, да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А ваша жена сейчас нас слушает?

АНДРЕЙ – Не знаю.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Она дома?

АНДРЕЙ – Она дома, я не дома.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А… Жалко.

АНДРЕЙ – Вы хотели…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, конечно, я бы хотел спросить у нее, что она думает по этому поводу, насчет хозяина и паровоза.

АНДРЕЙ – Ну, вот тут я не знаю. Я ее мнение не спрашивал.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Что никогда вы на эту тему не общались с ней?

АНДРЕЙ – Ну, как-то… нет, так вот конкретно нет, не случалось.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Хорошо, какие-то обиды или претензии она вам высказывала? Ну, например, по поводу хозяйской деятельности в доме?

АНДРЕЙ – Хозяйской деятельности нет. Так, секундочку, хозяйская это…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Андрей? Алло?

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС – Здравствуйте…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ой. К сожалению, Андрей у нас пропал.

«Если женщина вне брака живет дольше, чем в браке, значит мужчина, подающий на развод, делает женщине огромный подарок. А такой подарок может сделать только любящий человек», - пишет человек по фамилии Бузельман. Ну, в общем, да, иронично, но по делу. «Михаил, моя мама родила двух детей, умерла в 70 лет, а тетка моя не рожавшая прожила до 90. Так, что выводы ваши не верны», - пишет Анна. Анна, выводы не мои. Эта статистика не моя собственная. Моей жизни бы не хватило, чтобы такую статистику произвести. И конкретные различия в продолжительности жизни у конкретных людей, это еще не статистика. Речь идет о сотнях тысяч человек, о миллионах даже человек, которые были вовлечены в эту статистику. Напоминаю еще раз, что мы эту самую статистику и обсуждаем. Наш телефон 203-19-22, пейджер 974-22-22 для «Эхо Москвы»

-

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, вот, друзья мои, послушали музыку и возвращаемся к разговору. У нас Александр Борисович заждался. Добрый вечер.

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ – Здравствуйте.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Благодарю вас за долготерпение. Расскажите немного о себе. Сколько вам лет, в браке ли вы.

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ – 61 год. 37 лет в браке. Детей, правда, у нас нет…

М.ЛАБКОВСКИЙ – А какой из перечисленных пунктов статистики вы хотели бы обсудить?

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ – Да, я не хотел бы обсудить, я хотел бы высказать свое мнение. Которое давно уже назрело.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, выскажите.

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ – Вот те веяния, которые мы слышим в статистике, и так сказать, поддерживаются и в прессе, и народом, и особенно сатириками, о том, что муж лежит на диване и так далее и тому подобное. А вот окружающая жизнь, в частности меня и друзей, знакомых много и родственников, совершенно опровергает это дело.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, вот это обывательское мнение насчет мужа на диване, я с вами согласен. Статистика, она не может поддерживаться или опровергаться. Статистика это такой неоспоримый факт, который получен на основе исследований, определенных. Который имеет очень жесткие нормы, кстати.

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ – Есть же старые знаменитые слова о том, что статистика ложь и так далее. Не буду их приводить.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, у нас были всякие политические статистики, военные ложные, да? И сейчас, наверное, существуют. Семейная жизнь в этом смысле абсолютно безобидная и здесь врать просто смысла никакого. Какой смысл, например, писать о том, что несходство характеров самый распространенный повод для развода? Или, что деньги – вторая по значимости причина развода в России? Это, как бы, никому не выгодно. Это такая, что называется, голая статистика и голая, к сожалению правда.

«Известно ли сколько процентов по статистике поводом к разводу является сексуальная неудовлетворенность? Извините за такой вопрос», - спрашивает Антон. Антон, ну, сексуальные вопросы мы будем обсуждать в воскресенье ночью «Михаил, очень рад был вас видеть по ТВ, впервые. Не собираетесь ли вы делать передачу на ТВ? Алексей из Москвы». Ну, делать не знаю, мы сейчас со звукорежиссером Наташей до вашего вопроса это обсуждали, тему. А участвовать, периодически участвую в разных телепрограммах.

«Здравствуйте, Михаил…, - сейчас, у меня что-то с компьютером, где у нас… А вот – такая мысль – мужчина в браке живет дольше не потому, что он в браке, а просто мужчина нездоровый, ведущий нездоровый образ жизни, пьющий, например, и, как следствие, маложивущий, менее привлекателен для того, чтобы быть в браке. То есть зависит не продолжительность жизни от брака, а наоборот, наличие брака, женщины и продолжительность жизни от здоровья и образа жизни», - пишет Эдик. Ну, интересная мысль. Но надо сказать, что у нас в стране, скажем, пьянство мужчины не является препятствием для того, чтобы этого мужчину тут же разобрали вместе с непьющими. Какой-то образ жизни нездоровый, ну, например, курение, в России курит огромное количество населения, это тоже статистика. У нас курят, по-моему, 70 процентов населения, я не помню сейчас точные цифры по мужчинам и женщинам, скажем в Америке курят, по-моему, от 20 до 30 процентов населения. И там принципиальный вопрос, что если вы курите, то некурящая женщина замуж за вас не пойдет. У нас вот эти, так называемые, вредные привычки принципиальной помехой для брака не являются.

Еще одни любопытный аспект. Дело в том, что европейская культура, к которой мы себя причисляем, выбрала идею для вступления в брак – это любовь. Не удивляйтесь, как бы, я сейчас говорю не прописные истины. Вы сейчас поймете почему, а может быть, даже что-то новое. Дело в том, что мы так все думаем, но на самом деле половина мира совершенно не выбирает любовь в качестве основного критерия для вступления в брак. Существует Азия, существует Африка, там абсолютно другие критерии. Вы, наверное, знаете, что есть там сословные браки, во многих странах культивируется брак, в который ступает не взрослые мужчина и женщина, а просто грудные дети. Я имею в виду те браки, как у нас сказали бы, как в футболе, договорные. Договорные между родителями жениха и невесты. И речь идет не о каких-то там тысячах человек, речь идет о миллиардах человек. К исповедующим такие браки странам можно отнести, например, огромную страну Индию, с огромным населением. Наверное, большая часть Африки и достаточно большую часть арабских стран. Вот там другой менталитет. Я бы сказал, другие менталитеты, в разных странах, не будем их обобщать. И там любовь не является основой для брака вообще. Там совершенно другие критерии. А Россия, как и европейские страны и США, в свое время выбрала любовь, как главный критерий для брака. Когда-нибудь мы об этом поговорим поподробнее. А сейчас давайте послушаем Татьяну. Добрый вечер.

ТАТЬЯНА – Добрый вечер. Знаете, у меня не совсем стандартная ситуация, ибо у меня было несколько браков. 4. То есть, это было меньше, чем предлагали, но больше, чем предполагает наше…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Это известная, да, вещь, что замуж выходят один и те же люди.

ТАТЬЯНА – Да. Если можно давайте, с вашего позволения я поделюсь своими соображениями по этому поводу.

М.ЛАБКОВСКИЙ – С удовольствием.

ТАТЬЯНА – Что касается несходства характеров. Формулировки. Первый муж получил прописку в Москве и через 10 дней, мне было 26 лет, я была красива, молода, он мне объяснил, что я стара и у него любовь. И причина развода действительно формулировка несходство характеров, потому, что я та самая сквалыга, которая… Ну у меня характер хуже, чем у 17-летней женщины.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А инициатором развода был ваш первый муж?

ТАТЬЯНА – Да. Второй брак. Большая разница в возрасте, но человек мне очень нравился. Но я люблю мужчину за ум. Но, когда я узнала, что он побежал оформлять наследство на всех родственников, высматривая корысть в моих действиях, я взяла чемодан с вещами, ребенка за руку и ушла. Я был оскорблена.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А кто подавал на развод?

ТАТЬЯНА – Я.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А что вы написали в причине развода?

ТАТЬЯНА – Несходство характеров. Все то же самое несходство характеров.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Все тоже самое.

ТАТЬЯНА – Третий брак. Все хорошо, но я была прислугой, хозяйкой, сиделкой. Муж ушел в болезнь, полностью. Мы жили в разных комнатах. Я приходила, отдавала зарплату. И вот так мы существовали. Тоже несходство характеров.

М.ЛАБКОВСКИЙ – И кто был здесь инициатором этого развода?

ТАТЬЯНА – Мы вместе решили, что уже нет смысла. Мы жили в разных комнатах. Плюс ко всему, отсутствие сексуальной жизни, скажем так. Для меня это очень важно.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Но написали вы опять несходство характеров?

ТАТЬЯНА – Да. И четвертый вариант. Когда муж думал, что у меня огромадная зарплата, а потому просто приводил любовниц, ночью напаивал меня снотворным. Тоже несходство характеров.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Татьяна, ну, вы гуманист. Когда вы пишете про несходство характеров, вы проявляете просто чудеса гуманизма. Потому, что первый ваш брак… давайте. Немножко прокомментируем то, что вы сейчас рассказали. Значит, первый брак браком не являлся, и можно было ставить вопрос не о расторжении брака, а о признании брака недействительным. Есть такая юридическая формулировка, что если вступление в брак не влечет за собой создание семьи, то есть человек другие цели преследует. Например, прописка, да? вы говорите, московская. Можно было не просто расстаться с вашим мужем, а, признав брак недействительным, просто лишить его этой прописки. Дальше три случая материальной заинтересованности и речь идет не о несходстве характеров, конечно, а о других совершенно проблемах…

Я бы дальше комментировал, но у нас сейчас новости, поэтому мы после новостей вернемся и к этому сюжету и к нашей теме вообще. Я еще раз после новостей напомню, что мы, собственно, сегодня обсуждаем.

НОВОСТИ

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, вот, новости закончились, и мы продолжаем программу. Напомню, что мы обсуждаем следующие статистические, я бы сказал, случай семейной жизни. Первое, что женщины в браке живут меньше, чем одинокие женщины, а мужчины, женатые, живут дольше, чем холостяки. Второе, что в 70 процентах случаев инициаторы развода – женщины. Третье, что деньги – вторая по значимости причина развода в России. Четвертое, что самая распространенная форма в иске о расторжении брака называется «несходство характеров». Ваши комментарии, желательно основанные на вашем личном опыте, это то, что я от вас жду по телефону 203-19-22 и пейджеру 974-22-22 для «Эхо Москвы»

-

М.ЛАБКОВСКИЙ – Секс, друзья мои, не перепутайте, секс это будет в ночь с воскресенья на понедельник. А о чем мы говорим сегодня, я сказал 2 минуты назад, и мы слушаем Валерию. Добрый вечер.

ВАЛЕРИЯ – Добрый вечер. Я хотела сказать, что, почему незамужние женщины живут дольше? У них степень удовлетворенности жизнью выше, чем у замужних.

М.ЛАБКОВСКИЙ – За счет чего?

ВАЛЕРИЯ – Масса возможностей заниматься любимой работой, любимым делом, то есть, на нее не давит муж, что если она вышла замуж, то она обязана всю себя посвящать дому. Она сама решает, как ей жить, не находясь под чьим-либо давлением. Плюс к тому же, она не переживает ни что муж ей изменит, ни то что муж уйдет. То есть, это на нее тоже не давит. У нее, поскольку нервы спокойнее, вот она и более здоровая.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Валерия, трудно не согласиться. Пару слов о себе, буквально.

ВАЛЕРИЯ – Спасибо. Значит, расскажу вам. Я в 91-ом году вышла замуж, через год появилась дочь. А тогда вы знаете, какие времена были, 92-ой год.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Трудные, да.

ВАЛЕРИЯ – У меня муж, например, не мог найти себя, то есть он действительно очень долгое время не мог устроиться. А у меня наоборот была ситуация, когда у меня были предложения о работе. Но, понимаете, Михаил, то есть это были предложения, когда нужно было работать от зари до зари, что называется. То есть, всю себя посвящать работе.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А у вас только дочь родилась?

ВАЛЕРИЯ – Дочери к тому времени уже было около 3-х лет. Мы как-то вот три года декретного отпуска кое-как перекантовались, наступил 95-ый год, у мужа по-прежнему были жуткие проблемы с работой, а у меня, значит, были предложения…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Валерия, я догадываюсь, что вы в разводе сейчас находитесь?

ВАЛЕРИЯ – Нет. Об этом двумя словами позже. Я тогда сказала мужу бывшему, - Сергей, давай я буду работать, и я буду обеспечивать семью, а ты занимайся домом, ребенком. Нет, - он говорит, как же, я же мужик, как же я могу, это же вроде как не престижно, я мужик, я обязан быть главой. В общем, слово за слово, в 97 году мы с ним расстались. Я ему указала на дверь и сказала, что сил моих больше нет, это все терпеть.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А что вам приходилось терпеть?

ВАЛЕРИЯ – А, как, вы знаете, во-первых, он начал пить. Он не приносил в дом ни копейки, но при этом постоянно, извините, он устраивал скандалы, что я плохая жена, плохая мать, придирался по каждому поводу и так далее, и так далее. Говорить об этом можно долго, но вы, я думаю, представляете себе картину. И, собственно говоря… А его родители говорили, что ты найди себе другую жену. И, в общем, дело кончилось тем, что в 99-ом году он погиб.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Отчего?

ВАЛЕРИЯ – Попойка настолько, что будучи в тяжелой степени алкогольного опьянения… То есть, после развода со мной, его пьянство усилилось резко. Теперь о нынешнем положении вещей. Я сейчас замужем, у меня второму сыну полтора года, я действительно счастлива. И счастлива, и удовлетворена, и действительно чувствую себя как никогда на высоте.

М.ЛАБКОВСКИЙ – У вас равноправные отношения в семье?

ВАЛЕРИЯ – Равноправные. Но здесь необходимо сказать вот о чем. Второй муж старше меня ни много, ни мало, на 30 лет.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А сколько лет вам?

ВАЛЕРИЯ – Мне 35. Виктору Федоровичу 65.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вы его дома называете не по имени отчеству, я догадываюсь…

ВАЛЕРИЯ – Его домашнее, так сказать, обращение это…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Понятно.

ВАЛЕРИЯ – Вот в таком, весьма нетрадиционном браке, ну как нетрадиционный, все равно такие союзы, они встречались, в общем-то, всю жизнь, вот в таком союзе удалось обрести личное счастье. И еще, что хочу сказать, распространено мнение, что, допустим, женщины, которые не обременяли себя детьми и семьей, в старости выглядят лучше. Это совершенно не так. Женщина, допустим, неважно выглядит, когда ребенок совсем маленький, но потом, когда уже дети подрастают, наоборот, женщина, которая не имеет детей, выглядит хуже, чем та, которая вот…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да, роды, как бы, оздоравливают организм, это известно.

ВАЛЕРИЯ – Поэтому, считают, что все-таки здесь еще, если союз счастливый, то женщина, наоборот, в семейном союзе живет долго и счастливо.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Хотелось бы, конечно, в это верить. Ну, наверное, в счастливых союзах так оно и есть, но статистика, к сожалению, такова, что собственно, поэтому мы ее и обсуждаем.

Александр пишет: «В основном все женщины вампиры. И если мужчина никогда не был женат, то он живет больше». Ну, Александр, спорная ситуация. потому, что я уже сказал, что мужчина на самом деле живет меньше, если он не женат, а то, что касается вампиризма женского – считайте, что это оздоровительные пиявки, которые, собственно и продлевают в браке жизнь мужу. Вот, Олег пишет: «Если муж паровоз, - это он, видимо отвечает, Андрею, - то логичен вопрос, а что в топку дровишек подкладывает?». «Михаил, нам по 56 лет. Я была замужем, имею детей. Он не женат. По жизни боялся женщин, встречался только с замужними, имеющими детей. Мы прожили три года в хороших отношениях. Его осенило, что до сих пор у него нет детей. Сегодня у него свадьба». Ну, не понятно… без подписи, свадьба у кого? У вас вместе или у него своя свадьба, а вы просто про нее пишете.

«Михаил, считаю, что несходство характеров в заявлении о разводе просто отписка. Я сама разводилась, причиной была измена, но решили написать такую формулировку», - это Лиза. Что я отвечу Лизе и всем слушателям. Что, к сожалению, у нас нет юридических механизмов, которые повлияли бы на реальную причину развода. Ну, скажем, при разделе имущества учитывалось, кто является инициатором развода, что является причиной развода и какое, собственно, действие произвел один из супругов, действие, которое привело к расторжению брака. И имущество делили бы не 50 на 50, а, скажем, 30 на 70. Или взимали какое-то содержание на пострадавшего, скажем так, супруга. Тогда это имело бы смысл. Потому, что вот то, что нам Татьяна описывала, все ее 4 брака. В основном, они были расторгнуты из-за денег, а так получилось, что из-за того, что у них произошло несходство характеров. Но механизмов таких нет, людям, честно говоря, все равно что писать, за исключением ситуаций, связанных, ну скажем, с общениями с детьми. Если муж алкоголик, или кто-то из супругов недееспособный, или еще какая-то причина, такая, серьезная, что, скажем, хотят лишить супруга родительских прав или ограничить в общении, тогда пишут что-то более серьезное, чем несходство характеров. Но те, кто за правду, они напишут правду, а те, кому все равно – будут так и писать про несходство характеров. Ну, а мы слушаем Владимира. Добрый вечер.

ВЛАДИМИР – Здравствуйте. Я хочу сказать, почему женщины разводятся чаще, чем мужчины.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Пожалуйста.

ВЛАДИМИР – Это мой личный опыт, от двух жен, я расскажу. Они разводятся потому, что женщины преследуют свои узкие цели, и когда они эти узкие цели выполняют и добиваются своего, им уже мужчина не нужен, они переходят на новый этап развития, новый этап отношений.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Владимир, а что от вас жена хотела?

ВЛАДИМИР – Я вам сейчас расскажу в течение одной минутки. Я женился на первой моей жене, и она вышла за меня замуж. Потому выяснилось, что она любила другого человека, который ушел в армию, а она потеряла в подворотне невинность и, чтобы как-то прикрыть эту невинность, вышла за меня замуж, клянясь в любви. После того, как пришел первый ее любимый из армии, она стала говорить, что вот она такая жертва, не удержалась, она такая… И если она хочет, что она честная, и она за него выйдет замуж. Второй лопух, такой же, как я, поверил ей и взял ее в жены. То есть, после выяснилось, что она просто нас двоих обманула и поэтому она была инициатором развода, но записали, конечно, несходство характера. Я нашел другую. И красивую и молодую. Она была хорошая жена в течение 5 лет, родила от меня ребенка, мальчика хорошего, а потом сказала, знаешь, Володя, мне уже все надоело, я не семейная, пеленки я не хочу стирать, вот меня приглашают в то посольство, вот я завтра иду в Большой театр, вот я там, я сям, я просто неспособна к семейной жизни. Давай мы с тобой разведемся. Я сказал – ну, послушай же, есть же, ведь, ребенок, ты же обещала и мне что-то, не просто так хочешь – не хочу. Но, в конце концов, она пошла и подала на развод по несходству характеров. Я тоже завелся и сказал – ну, несходство, так несходство. Вот поэтому…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Вы дважды были женаты, Владимир?

ВЛАДИМИР – Нет, сейчас уже третий, спасибо вам.

М.ЛАБКОВСКИЙ – В каком смысле «спасибо». Вы же не на мне женаты.

ВЛАДИМИР – Женат. Что нашел более-менее нормальную жену, которая держится, убирает, смотрит за хозяйством и бдит за мной.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А сколько лет вы в браке?

ВЛАДИМИР – Я во втором браке всего сейчас два года, поэтому, где-то около четырех лет, вот такое… Когда цели уже человека расходятся… Ну, вот, первая моя жена хотела прикрыться, вторая хотела породистого сына родить. Она так и сказала – я хотела родить сына от породистого мужика…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Это какая же у вас такая порода. Владимир?

ВЛАДИМИР – У меня казацкая, хорошая порода. Казацкая порода – нет перевода, знаете?

М.ЛАБКОВСКИЙ – Первый раз слышу.

ВЛАДИМИР – Вот в этом отношении я хороший. Ну и семейный человек. Для меня семья это… Думал, ну, вот, женюсь и буду вечно жить со своей женой, ее любить, она меня…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, дай бог, чтобы в последнем браке, вот в третьем, он был бы для вас и последним.

Искрометный, я бы сказал, Олег, юморит: «Брак – это спектакль, где антракт не мало важнее, чем акт». Вот, прямо так и написано «не мало важнее, чем». Ну, понятно, что антракты, так же важны, как и сами акты.

«Количество счастливых семей увеличиться, если браки буду по любви», - пишет неосторожно Ольга. Ольга, почему вы пишете неосторожно, я вам сейчас расскажу. Потому, что тут тоже проведена была, к сожалению, статистика, результаты мало утешительны. Они таковы: браки по любви более скоротечны, чем браки по трезвому расчету. Если вы только не очень узко понимаете слово «расчет». Я имею в виду, что, когда люди вступают в брак, они начинают рационально действовать. Они думают о том, что этот человек будет, соответственно, женой, мужем, матерью или отцом. И смотрят на него, как на члена семьи, а не на как предмет своей любви. Любовь это замечательно, но это еще не все. Одной любви недостаточно для того, чтобы создавать с предметом своей любви брак. Почему браки по любви скоротечны? Потому, что, во-первых, это, как правило, влюбленность, а не любовь. И, во-вторых, в течение, я бы сказал, первого года жизни, начинаются такие проблемы, как вот, иллюзии, которые преследовали человека до брака, от влюбленности, они пропадают, и человек трезво смотрит на своего партнера и просто, я бы сказал, его не узнает. Это совершенно другой человек, не тот, с которым этот супруг встречался до брака. Вот такие разочарования постигают людей, которые женятся, я бы сказал, если бы правдивыми, все-таки не по любви, а по влюбленности. Вот, любовь, как раз, это результат, я не знаю, многолетней жизни в семье, в браке. А то, что происходит в начале, больше похоже на такие страсти, чем на какое-то человеческое чувство.

«Мужчины в России живут мало, в общем-то, в силу разных причин. В общем-то, из-за того, что в пенсионном возрасте они уже никому не нужны», - Иван Николаевич пишет. Иван Николаевич, я не думаю, что пенсионеры нужны, скажем, американском государству, или французскому, или японскому. В Японии продолжительность жизни одна из самых высоких в мире. Уровень жизни, да, разный. Занятость в какой-то деятельной сфере, я имею в виду не работу, а в какой-то активной жизни, конечно, в России и на Западе тоже разный. Но в основе не государство стоит, а в основе стоит все-таки сам человек и его привычка, то, что мы обсуждали сегодня, по поводу женщин, опираться на собственные силы. И в пенсионном… Вообще, при выходе на пенсию, у человека случается кризис. Потому, что он лишается привычного образа жизни, притом не просто привычного, а привычного последние, скажем, 30 – 40 лет. И ему приходится искать себя и свое место в жизни, на пенсии. Так вот, если человек в принципе способен сам себя занимать, он сам себе интересен и самодостаточен, у него проблем не будет. Если ему не нужно просто идти на работу и тут возникает проблема, он быстро угасает, да, такая проблема существует. Но еще раз повторюсь, это зависит от человека в большей степени, чем от государства.

Вот, Марк Леонидович пишет: «Все-таки не любовь должна составлять основу брака, а разум. Как вы считаете?». Ну, я уже сказал, как я считаю. Мы с вами здесь думаем одинаково.

«Михаил, видела вас на ТВ и очень удивлена, что у вас на радио совсем другой голос, тембр, окраска. Красивый, как у артиста. Это что специфика радиовещания?», - спрашивает Елена. Елена, вообще я вам хочу сказать, это для всех людей, которые слышат свой голос со стороны – шок. По той причине, что мы слышим через внутренние резонаторы голос совершенно другой, нежели тот, который слышат окружающие. И когда человек себя вообще со стороны как-то слышит, то первая реакция у него достаточно, действительно, шоковая. Но к этому можно привыкнуть. Потому, что мы слышим буквально наш внутренний голос, то есть тот голос, который выдает нам резонатор. Резонатор – это кости черепа. И именно то, что от них отражается, мы и слышим. Совсем другое дело то, что выходит наружу.

«Михаил, если вы стремитесь в своем эфире быть искренним, то должны признать, что проблема семьи, брака, молодежи и всего народа заключается в насаждении сегодняшних наглядных жизненных признаков… - видимо принципов имелось в виду, - как стать в минимальные сроки максимально благополучным…» Так, на этом обрывается, к сожалению такое интересно начало. «Мне кажется, что в большинстве браков супруги несчастливы. И женщины в это ситуации страдают больше, чем мужчины. Этим можно объяснить меньшую продолжительность жизни замужних женщин. А женатых мужчин, - пишет Дмитрий, - просто лучше кормят». Ну, вот единственное замечание операторам пейджинговой связи, слово «мужчина» через Щ точно не пишется. То, что касается утверждения, что в большинстве браков супруги несчастливы. Ну, надо для этого еще разобраться, что такое счастье. Насколько брак к счастью имеет отношение. Неблагополучны - можно так сказать, а вот, насчет счастливы – несчастливы – это уже другая история. «Михаил, наверное сходство характеров – это стандартная формулировка, когда люди связывали свои судьбы, они сходились характерами, а потому, вдруг, не сошлись. Это странно. Почему бы не узнать побольше человека, а потом уж вступать в брак», - пишет нам Илья. Да, Илья, я достаточно часто рассказываю по радио о том, что прежде чем вступить в брак, нужно как минимум год прожить вместе. Чтобы действительно узнать человека, именно живя с ним вместе, а не встречаясь. Но и здесь, вот эта вот, поганая статистика опять вылезает. Исследования, которые производились американскими сексологами, показали, что живете вы до брака или не живете, это никак не влияет на продолжительность брака. Более того, известны случаи, достаточно распространенные, не единичные, когда добрачные отношения, после них был брак… то есть, не добрачные отношения, а брак после добрачных отношений был более скоротечным, чем брак, когда супруги только узнали друг друга буквально перед свадьбой. Так что, вот статистика просто ломает все наши представления о жизни. Мне что любопытно, мы обсуждаем практически все темы, за исключением одной, что деньги вторая по значимости причина развода в России. Ну, может быть, и до этой темы доживем. Сейчас слушаем Владимира. Добрый вечер.

ВЛАДИМИР – Добрый вечер.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Сколько вам лет, в браке ли вы?

ВЛАДИМИР – 23 года. Я полтора года в браке

М.ЛАБКОВСКИЙ – Как ощущения?

ВЛАДИМИР – Замечательно.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нравится? Буквально все?

ВЛАДИМИР – Да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Тогда, о чем бы вы хотели поговорить?

ВЛАДИМИР – О том, что первый вопрос. Очень осторожно нужно относиться к статистике.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Это вопрос или утверждение?

ВЛАДИМИР – Нет, это мое мнение.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Так вы сказали, первый вопрос…

ВЛАДИМИР – Ну, я ошибся.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Так.

ВЛАДИМИР – Почему? Например, было такое статистическое исследование. Из людей курящих оказалось меньше процент болеет инфарктом миокарда. Отсюда некоторые даже врачи сделали вывод, что…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ой, первый раз такое слышу.

ВЛАДИМИР – Есть такое. Вывод бы примерно такой сделан, что курение препятствует образованию инфаркта миокарда. А на самом деле, как бы…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Провоцируют его.

ВЛАДИМИР – Среди людей, подверженных болезни сердца, меньшее количество курит. Потому, что они об этом знают, если сердце больное… То есть, статистику можно очень трактовать осторожно нужно…

М.ЛАБКОВСКИЙ – А скажите, пожалуйста, с чем именно вы не согласны вот в конкретной статистике, которая приводилась сегодня?

ВЛАДИМИР – Со статистикой не могу быть не согласен, я думаю, что она показывает реальность. Другое дело, как мы ее трактуем. Вот, насколько я могу себе представить, приблизительную модель поведения в браке, чтобы это сделать, нужно разделить браки на, как вы сказали, благополучные и не благополучные.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А что считать не благополучным браком? В данной статистике, это расторжение брака - это как бы апофеоз его неблагополучия. Мы сейчас не говорим о каком-то моральном аспекте благополучия или несчастья брака, мы говорим, что брак закончился разводом. Вы хотите оспорить, что это признак неблагополучия брака? Давайте поспорим.

ВЛАДИМИР – Нет, я не хочу об этом спорить. Я хочу сказать, что если люди удовлетворяют себя и физически и морально в течение брака, то соответственно они получают от этого эффект энергии и живут дольше, я думаю, спорить с этим никто не будет.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, послушайте, вы говорите о продолжительности жизни, я правильно понимаю?

ВЛАДИМИР – Да, да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Значит, продолжительность жизни к расторжению брака отношения никакого не имеет, и здесь исследовались люди, которые живут именно в браке, а не у которых брак расторгнут. И статистика…

ВЛАДИМИР – Тех людей, которые живут в браке.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да. Они вот, к сожалению, именно так живут, как статистика об этом говорит, это правда.

ВЛАДИМИР – Как получается, что женщины живут меньше?

М.ЛАБКОВСКИЙ – Меньше чем?

ВЛАДИМИР – Чем вне брака.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Что значит «как получается»? Это вы мне вопрос задаете?

ВЛАДИМИР – Нет. Это я хочу…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Посчитали среднюю продолжительность жизни женщин, находящихся в браке и среднюю продолжительность жизни женщин, не находящихся в браке. Вот так и посчитали.

ВЛАДИМИР – Понятно. Нет, я вам хочу рассказать, как это могло получиться.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Расскажите.

ВЛАДИМИР – С моей точки зрения, в неблагополучных семьях большую часть неблагополучия воспринимает именно женщина, как более эмоциональная часть.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Да, это правда.

ВЛАДИМИР – Мужчина более рассудителен и это тоже правда. Поэтому, скорее всего, он именно и является инициатором развода.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, нет, нет. Женщина является инициатором развода в 70 случаях из 100. К сожалению, Владимир, при всем моем к вам уважении не получится вот так вот передернуть статистику. Это было бы слишком просто. Не получается. Подумайте еще немного.

Тут много загадочных таких ситуаций. Я не то, что не согласен с этими утверждениями, они вызывают недоумение, по крайней мере. Потому, что, вот, кстати, Алексей нам пишет: «Интересная ситуация, - пишет Алексей, - получается. Мужчина в браке живет дольше, но изначально он не заинтересован в брачных отношениях, а у женщины все наоборот. То есть, она более заинтересована, а живет меньше». Ну, можно объяснить только фрейдовской идеей о стремлении к эросу и танатосу одновременно. Для тех, кто не помнит, что такое танатос – танатос – это смерть. А эрос – это любовь. Вот так вот устроены люди.

Наш телефон 203-19-22, пейджер 974-22-22 для «Эхо Москвы». Жду ваших звонков.

-

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, вот, друзья мои, читаем: «Брак это добровольное взятие на себя сужения горизонта своих возможностей. Труден лишь переход к этому сужению», - пишет нам грустно Олег. Олег, дело в том, что это извращенное понимание брака, потому, как брак, это даже написано, если мне не изменяет память, в семейном кодексе РФ, специальный союз, созданный для раскрытия своих возможностей. А не для сужения горизонта их же. Но, к сожалению, так часто действительно случается, что люди попадают в брак с одними намерениями, а остаются в нем совершенно другими возможностями.

«Ваш покорный слушатель Сергей спрашивает, - так он пишет, - когда будет воскресная передача с 1 до 3?». Она будет с воскресенья на понедельник.

«20-летний юноша, решивший стать благополучным, откладывая в месяц 2.800 долларов, станет миллионером в 50 лет. Система толкает молодежь на криминал. В этом проблема семьи и брака», - озабоченно пишет Михаил. Вот, хорошо бы так откладывать по 2.800 и стать в 50 лет миллионером. Но, видать, уже поздно.

Два раза слушатели упоминают почему-то Аллегрову с песней «Все бабы стервы». «Семья после стерилизации временем гормональных интересов, тот же бизнес со своими страшными причудами. Человек самая странная божья тварь. По желанию прокомментируйте». Ну, давайте без комментариев, так все чернушно. «На самом деле, - пишет другая Ольга, - истинная любовь – самый тонкий расчет. Расчет подсознанием. Другое дело, что не все правильно читать умеют, ибо грешны». Красиво, поэтично, но если бы еще объяснила другая Ольга, что такое «тонкий расчет подсознанием», был бы ей всемерно благодарен. Виктор пишет: «Я, практикующий психолог, столкнулся с феноменом, что зачастую мужья не знают, чем заняться дома. Пиво, ТВ, газеты, - вот и вся их мужская роль». Виктор, это не феномен, это распространенная ситуация. И вопрос не в том, что мужчина не знает, чем заняться дома, а в том, что он психологически выключен из семейной жизни. У него не сформировалось еще в собственном детстве, в связи с родительской семьей, привычка быть полноценным членом семьи, и поэтому, приходя домой, а приходит он, как правило, старается, как можно позже появиться дома, он отгораживается от членов семьи вот тем, что вы перечислили. Пивом, телевидением, газетами и всем остальным. Только, что лобзиком не выпиливает. Вместо того, чтобы заниматься с детьми, ужинать, разговаривать и так дальше. Это такая проблема, которая существует, скажем, у детдомовских детей, почти всех, у детей из неблагополучных, специфически неблагополучных семей, в семьях, где не было никакого психологического контакта между родителями и, соответственно, родителями и детьми. Но проблема эта путем коррекции разрешается. А мы слушаем Татьяну. Добрый вечер.

ТАТЬЯНА – Добрый вечер. Ну, мне 53 года, я как бы не могу однозначно ответить… Штамп у меня есть в паспорте…

М.ЛАБКОВСКИЙ – А мужа нет.

ТАТЬЯНА – Нет, ну, как бы, я не в браке. Он есть и, слава богу, здоров.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А зачем он вам? Штамп, а не муж.

ТАТЬЯНА – Штамп? Ну, просто совершенно нет времени до конца дело довести, потому, что вот такая круговерть…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Дайте-ка я догадаюсь. Вы развелись, а штамп себе в паспорт не поставили о расторжении брака.

ТАТЬЯНА – Нет, нет.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Не угадал.

ТАТЬЯНА – Некогда просто развестись. Потому, что, это же нужно отпроситься с работы, целый вообще комплекс времени, а мне просто пока некогда это сделать.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Знаете, психологи считают, что это такие незавершенные отношения. Вы вместе не живете, но и не разводитесь. Вам кажется, что ну, надо будет, я разведусь, но на самом деле в этом какая-то незавершенка есть. Что вы об этом думаете?

ТАТЬЯНА – В этом есть незавершенка. Я согласна. Но, вот, действительно, я думаю, что не только психология, я далеко не психолог, но я тоже так думаю. Если нужно мне будет, я быстренько это сделаю и найду время. А сейчас так обстоятельства складываются, что мне это совершенно необязательно. Потому, что я пошла несколько другим путем, то есть, я просто ушла в работу вся, заработала деньги, купила квартиру и просто ушла.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А все-таки на что-то надеетесь? Ну, что муж вернется…

ТАТЬЯНА – Нет, абсолютно. Вы имеете в виду в семейной жизни?

М.ЛАБКОВСКИЙ – Я имею в виду конкретного мужа, с которым вы не развелись.

ТАТЬЯНА – Нет. Совершенно не надеюсь.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Но, тем не менее, все-таки не расторгаете свой брак…

ТАТЬЯНА – Некогда.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А все так говорят, а причина, наверное, в другом.

ТАТЬЯНА – Ну, зря вы так. Это не потому, что я как-то рисуюсь.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А что, по вашему, есть незавершенные отношения? Это оно и есть.

ТАТЬЯНА – Да, в какой-то степени. Но они не завершены же на бумаге.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Ну, не знаю, не знаю… Вам видней.

ТАТЬЯНА – А в жизни они практически завершены.

М.ЛАБКОВСКИЙ – То есть, практически с мужем не общаетесь.

ТАТЬЯНА – Очень редко.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А из-за чего вы с ним общаетесь? У вас общие дети?

ТАТЬЯНА – Да, дети есть общие, но не общаемся по общим детям.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А какой же у вас предмет для общения?

ТАТЬЯНА – Потому, что как-то дети общаются друг с другом и с нами общаются.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Татьяна, очень интересно, может сейчас мы и разберемся, что такое незавершенные отношения. По какому поводу вы общаетесь с вашим бывшим, как бы, мужем?

ТАТЬЯНА – Есть такой повод. Есть совместный участок дачный. И, раньше я, правда, шутила по этому поводу, говорила, ой меня берут на дачу, а потом настолько как-то… Ну, сами знаете, в Москве в течение 5 суток очень тяжело быть. И хотя у меня там и поллиноз, и аллергия на цветение, и все такое прочее, все равно я настолько полюбила вот эти 6 соток, настолько полюбила то, что вокруг, эту тропинку к колодцу и так далее. И пускай там все не устроено, это не коттедж, а просто там… ну, не знаю, как это назвать. Что это… Какое-то строение. Но, тем не менее, приезжаешь туда и от всего отключаешься. И, как бы, он знает, что мне это все очень дорого и я довольствуюсь, как бы, малым очень. Я имею в виду, когда мы едем, предположим, за город.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А вы с ним вместе ездите на дачу?

ТАТЬЯНА – Ну, вот, я сейчас быстренько закончу…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Я вас не тороплю, я просто вопрос задал.

ТАТЬЯНА – Да, ну вот, вы говорите, по какому поводу вы общаетесь и звоните друг другу. Я отвечают на этот вопрос, что вот у него, видимо, тоже иногда бывает такой порыв, он мне иногда звонит и говорит – ты поедешь на дачу? Или каким-то образом мне дочь передает…

М.ЛАБКОВСКИЙ – А он что от вас хочет в таком случае?

ТАТЬЯНА – Ну…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Зачем? Откуда у него порыв?

ТАТЬЯНА – Потому что для нас это какие-то родные места. В каких бы отношениях не состояли, все равно, что-то такое… Как бы…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Татьяна, у вас любовный треугольник. Вы, муж и дачный участок.

ТАТЬЯНА – Ну, это не любовный треугольник. Это исключено. Это нельзя назвать так.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Но вы с такой любовью рассказываете о предмете вашего общения с мужем, что явно, что вы оба любите кого-то третьего.

ТАТЬЯНА – Ну, это да.

М.ЛАБКОВСКИЙ – И этот третий – ваш дачный участок.

«Не знаю, я бы с удовольствием пошла бы на пенсию, если бы это было возможно в молодом возрасте», - пишет Ольга. Ольга, а на чтобы вы ели на пенсии в молодом возрасте? «Что такое любовь? По моему, это взаимное притяжение одного к другому, людей по характеру и по взглядам», - пишет Матвей Иванович. Матвей Иванович, нет. Любовь это очень сложное понятие, она бывает достаточно разнообразной, и как-нибудь мы посвятим этому не одну передачу о любви, и как выяснится, вы сами это поймете, что это очень часто совсем не то, что мы с вами думаем.

«Женщины обычно говорят, что любовь придумали мужчины только для того, чтобы не платить деньги после встречи», - Владимир. Ну, это старая шутка, что называется, любовь придумали русские, чтобы денег не платить. Женщины здесь не при чем. Это старая шутка. «Что мешает женатым россиянам конструировать свое свободное время более конструктивными способами, чем вредные привычки?», Лена спрашивает. Привычка, Лена, она же и наркозависимость, например, курение и алкоголь относятся к слабым наркотикам, поэтому сказать, что это привычка, это мягко сказать. Так, а мы слушаем Оксану. Добрый вечер.

ОКСАНА – Здравствуйте. Я хотела сказать, что несходство характеров вполне может быть и настоящим.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Расскажите, я никак за два часа передачи, пока не услышал ни одного звонка, кто бы рассказал, что такое на практике несходство характеров.

ОКСАНА – Ну, вообще-то трудно сказать, что такое характер вообще. Какое-то определение дать…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, что такое несходство характеров в практической семейной жизни, в чем оно выражается?

ОКСАНА – Ну, вот, допустим, я сейчас замужем и хочу сказать, что появились такие черты характера мужа, которые раньше не проявлялись, хотя мы жили до брака вместе, но комплекс, несколько таких причин, приводит фактически к тому, что жить вместе очень трудно. Например, он тащит в дом всех друзей, буквально встретившихся ему день назад, или час назад. Он такой гостеприимный и тащит всех с дом. Которых я должна обслуживать, как жена и не говорить никакие, никого… Потому что, ну, это же дом! А куда еще, не на улице же сидеть выпивать. Вот, одна из таких черт характера, которые до этого не проявлялись. Так сложилось. Но довольно таки… напрягает. Или допустим, с деньгами, поскольку до этого мы в браке не были, то вместе бюджет у нас не складывался, а теперь он начал складываться некоторое время, а происходит следующее, муж примерно свой бюджет тратит, а потом начинает тратить то, что я пытаюсь сэкономить. Вы меня извините, кроха еще не спит…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Я понимаю, слышу, да.

ОКСАНА – И соответственно, о каком-то рассудительном планировании бюджета не идет речи вообще.

М.ЛАБКОВСКИЙ – А в начале, когда вы начали встречаться, он себя тоже так проявлял?

ОКСАНА – Ну, у нас… Мы просто стали складывать, поэтому он как-то свои деньги как-то тратил…

М.ЛАБКОВСКИЙ – А что произошло? Кто-то стал больше зарабатывать?

ОКСАНА – Да, нет. Просто мы их стали складывать вместе.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Нет, вот сейчас?

ОКСАНА – Происходит что, он как бы отдает мне деньги, как добропорядочный муж, физически, на возьми. Но поскольку я от него их не прячу, я сразу, допустим, плачу то, что нельзя не заплатить, квартплату, долги… Остальное на то, что можно тратить. И желательно, чтобы к концу месяца что-то осталось, чтобы это можно было отложить. А он, видимо, не делая вот эту часть, не задумываясь о том, что ничего не остается и, по большому счету… Теперь мы уже должны и за квартплату за полгода… В общем…

М.ЛАБКОВСКИЙ – А деньги кто приносит в дом? Вы оба или преимущественно муж?

ОКСАНА – Мы оба. Моя зарплата фактически она уходит на эти вот неотложные…

М.ЛАБКОВСКИЙ – Я понимаю, я просто скептически отношусь к идее, что люди взрослые вообще меняются с возрастом. Если им только кирпич на голову не падает. А вы говорите, что вот я жила с одним человеком, а сейчас живу уже с совершенно другим человеком, да?

ОКСАНА – Да, вот так получается.

М.ЛАБКОВСКИЙ – Понятно. Спасибо Оксана, тем не менее, за одну попытку рассказать, как выглядит несходство характеров. Вывод простой. Мы обсудили возраст женщин замужних и не замужних. В меньшей степени несходство характеров, практически не обсудили деньги, хотя они фигурировали постоянно. И, наконец, по поводу инициаторов разводов женщин. Вернемся к этой теме, как-нибудь еще раз. А на сегодня все. Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024