Купить мерч «Эха»:

Ирина Богушевская - Попутчики - 2013-05-26

26.05.2013
Ирина Богушевская - Попутчики - 2013-05-26 Скачать

Д.БОРИСОВ: 23:05 в российской столице. Вы слушаете радио «Эхо Москвы». Меня зовут Дмитрий Борисов, программа «Попутчики» начинается. Александр Плющев, привет.

А.ПЛЮЩЕВ: Добрый вечер.

Д.БОРИСОВ: С туманного Альбиона практически. Почти прямо только что. Как оно там?

А.ПЛЮЩЕВ: Шикарно. Шикарно, как обычно, собственно.

Д.БОРИСОВ: Ты как обычно хотел там остаться, но тебя депортировали?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну да… ты знаешь, на вылете теперь из Лондона есть приграничный контроль. Дожили.

Д.БОРИСОВ: А что это значит?

А.ПЛЮЩЕВ: Не знаю. Просто. Как-то мир меняется. Как-то какие-то вещи, казавшиеся незыблемыми, ну вот… просто.

Д.БОРИСОВ: Мне кажется, большинство людей, которые привыкли ездить не в Лондон, а куда-нибудь поближе, или куда-нибудь подальше, они привыкли, что у них проверяют паспорта на вылете. И удивлялись, наоборот, а теперь, вот, как везде.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Неловко заходить…

Д.БОРИСОВ: Ирина Богушевская сегодня с нами.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: А про меня будет сегодня?

Д.БОРИСОВ: Привет.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Здравствуйте все. Хотя я и не из Лондона…

Д.БОРИСОВ: А откуда мы знаем? Вот еще не узнаем. Откуда вы?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я сейчас с улицы Плющиха, как у нас написано на указателе.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошая улица, очень хорошее название.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Там 11, по-моему букв, в английском варианте названия.

А.ПЛЮЩЕВ: Я знаю, по написанию в моём заграничном паспорте. Буквы удваиваются.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Не все, некоторые даже утраиваются. Вот «щ», «х».

Д.БОРИСОВ: Плющев так боится, что его депортируют, что прячем свою настоящую фамилию, написанную в загранпаспорте за псевдонимом в интернете. Ты же врешь всем. Плющев – это же псевдоним. Раньше думал, что это на самом деле, правда, но это же не так. Это sch…

А.ПЛЮЩЕВ: А там еще ю.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ты с трудом прошел пограничный контроль, но всё-таки приехал.

Д.БОРИСОВ: Ты посмотри, насколько он катастрофически свеж сегодня, непозволительно. У него там -4 часа, и…

А.ПЛЮЩЕВ: 3.

Д.БОРИСОВ: О, даже вот знает. Всё хорошо. Вы, кстати, дорогие друзья, можете к нам присоединиться сюда при помощи всех средств современной связи…

И.БОГУШЕВСКАЯ: Сейчас так в дверь тук-тук-тук.

Д.БОРИСОВ: Это самое современное средство, им пользуется у нас обычно только один человек. Но все остальные могут воспользоваться +7-985-970-45-45, отправляйте туда свои SMS сообщения, твиттер-аккаунт vyzvon через Y, тоже работает, это такой псевдоним радиостанции, ну и всё остальное на месте: Сетевизор, echo.msk.ru, там вы можете Ирину не только услышать, но и увидеть.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну что, я так понимаю, Ирину, в ближайшее время можно будет увидеть и услышать не только на радиостанции «Эхо Москвы».

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да, есть все основания предполагать.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, расскажи, что это будет и зачем.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Саша, у меня складывается очень интересный рабочий июнь, который начнется 1-го числа, в День защиты детей. В мастерской Петра Наумовича Фоменко, мы играем там концерт под названием «Детская площадка».

А.ПЛЮЩЕВ: Ой, какое знакомое название.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да. Ты понимаешь, так вот удивительно совпало, что поэт Андрей Усачёв, мой прекраснейший партнер, автор песен, которые мы с моей группой теперь исполняем живьем для деток, вот прям стоя на сцене с настоящими музыкальными инструментами, никакой фонограммы там нет. Дети угадывают, как называется длинная, такая вот, палочка, чёрная, с клапанами, в руках у дяди Серёжи, и так далее. В общем, всё это такое замечательное приключение. Так вот, Усачёв предложил назвать этот проект «Детская площадка», и мы так и поступили, на самом деле. Записали альбом пару лет назад и играем концерты. 1 июня у нас будет концерт, потом мы с группой летим на Кипр, потом 14 июня я пою песни и читаю стихи в зале Чайковского, потому что у меня должна выйти книжка, сборник стихов. Есть прекрасное издательство, не знаю, можно ли его называть…

А.ПЛЮЩЕВ: Можно.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Называется «Эксмо», у них есть такая рубрика «Золотая серия поэзии», и когда мне позвонили зимой и спросили: «Не хотите ли вы издать свой сборник стихов и песен в этой серии?», я сказала: «Да вы что! Я, вообще, давно не пишу стихов, пишу только тексты к песням, это другая совсем тема». И редактор сказала мне нежным голосом: «Нет, вы знаете, всё-таки это поэзия. Я вот считаю, что это поэзия». Я говорю: «Давайте встретимся, всё это обсудим». Встретились, обсудили, теперь выходит книжка.

А.ПЛЮЩЕВ: Какой-то редактор попался… я просто не представляю себе, как переубедить Ирину Богушевскую, если она что-то решила.

Д.БОРИСОВ: Тебе только что удалось Ирину переубедить с фотографией в инстаграмме. Я был свидетелем, это было 10 минут назад. Так что Ирина готова сотрудничать.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Потом, после этого я полечу в Пермь, потому что там будет поэтический фестиваль, который делают прекрасные Александр Феликсович Гаврилов и Линор Горалик. Поэтический фестиваль, и я там тоже буду и петь, и читать стихи, потом мы с группой летим в Люксембург и выступаем там в филармонии.

А.ПЛЮЩЕВ: Вау.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да, там прекрасная филармония. Акустика великолепная, чудесный аппарат.

А.ПЛЮЩЕВ: Филармония – прекрасная, это понятно. Я даже помню, где она находится, а там места-то немного.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Люксембург, он, вообще, очень небольшой.

А.ПЛЮЩЕВ: Трудно ошибиться, на самом деле.

Д.БОРИСОВ: То есть, ты почти приобщился.

А.ПЛЮЩЕВ: Я снаружи здания был, внутри нет. Оно там знаменитое, достопримечательность.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Это один из лучших залов в Европе по акустике, и там выступают всякие хорошие люди, и быть там среди них приятно. В зале Чайковского быть приятно тоже, конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Кто придёт-то туда, в Люксембург? Кто придет в зал Чайковского, я отвечу…

И.БОГУШЕВСКАЯ: Знаете, что удивительно. То, что пару-тройку дней назад мне сообщили, что зал там продан.

А.ПЛЮЩЕВ: В отличие от Чайковского?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ну, зал Чайковского, конечно, больше. Мы были уже в Люксембурге лет пять, наверное, назад. Мы там играли концерт, и я решила построить его, как посол российской культуры в Европе. Я начала его с русских романсов, потом Вертинский, сначала был только рояль и вокал, потом присоединился кларнет, потом гитара, потом бас, и так мы постепенно разрастались до полноформатной группы, а потом уже дали им жару. Мы свои какие-то вещи сыграли. В общем, все были счастливы, и всё было хорошо на самом деле.

Д.БОРИСОВ: Республика европейская. Местные, или приезжие соседних стран…

И.БОГУШЕВСКАЯ: На самом деле, там всё близко, и поэтому…

А.ПЛЮЩЕВ: Из разных стран люди приезжают посмотреть.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ну, давайте, глумитесь-глумитесь.

Д.БОРИСОВ: Мы по-доброму.

А.ПЛЮЩЕВ: Абсолютно.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я знаю.

А.ПЛЮЩЕВ: Это интересный опыт, потому что известно же, что если наши артисты любого жанра выступают за рубежом, то это для наших же соотечественников, как правило, по местам расселения.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ну, в принципе, Александр Николаевич Вертинский, конечно, так выступал. Он когда уехал в 20-е годы, он как раз ездил по местам расселения диаспоры, сначала она была, понятно, вся в Константинополе, потом, оттуда двинулась, кто в Париж, кто в Шанхай, и дальше он ехал за этими потоками. И, в конце концов, как мы знаем, вернулся, потому что артист не может жить без своей публики, которая говорит и думает с ним на одном языке. Во всяком случае, тех, кто пишет сам, я думаю, это касается. Думаю, что людей, которые танцуют под фонограмму, это касается в меньшей степени. Так что, его пример – всем нам наука.

А.ПЛЮЩЕВ: Расскажи поподробнее о московском концерте 14 числа.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Это будет такое, очень особое событие, потому что это приурочено к выходу книжки, презентации этого сборника стихов, я для него выбрала большое количество текстов, которые никогда не публиковались, выбрала специально готовые песни, которые никогда не пелись. У меня в судьбе есть такой раздел, 93 год, когда я разбилась в автокатастрофе. Полгода лежала в больнице, и так далее, так далее, это событие не только биографическое, оно и творчески тоже важное, потому что, в какой-то степени, разделило мою жизнь на «до» и «после». «До» были нежные, очень лирические, трогательные вещи, а потом уже появился свой голос, то самое, что сказали, переубедить трудно и так далее. Появился свой характер, потому что такие события, конечно, если они тебя сломали… то, что нас не убивает, то нас делает инвалидами. В общем, на самом деле изменился творческий почерк, и я на концерте хочу показать не только то, что все знают, историю, которая «после». Потому что я появилась с первым альбомом уже после этого, а то, что было до, потому что до этого было тоже дофига всего написано, сделано. Я просто никогда нигде не показывала.

А.ПЛЮЩЕВ: Это Ирина Богушевская, мы сегодня договорились не только слушать её песни, что будем делать обязательно, но и слушать её стихи.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да, да, я обещала почитать стихи. Правда.

А.ПЛЮЩЕВ: А если мы с них и начнем, ты будешь возражать?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Нет, я совершенно, не буду возражать, у меня всё с собой.

А.ПЛЮЩЕВ: Все ходы записаны?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Все ходы записаны и распечатаны. Я бы на самом деле, если у нас есть пара-тройка минут, прочла одно стихотворение, которое написано до, а потом сразу, которое после.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, давай-давай.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Значит, рубрика «было», а потом рубрика «стало».

И.БОГУШЕВСКАЯ ЧИТАЕТ СТИХИ

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ну, вот мне кажется, разные люди писали, на самом деле.

А.ПЛЮЩЕВ: В общем, да. Сложно приписать это одному человеку. Во всяком случае, сильно разных возрастов, я бы так сказал.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ну да. А, тем не менее, до того были написаны какие-то песни, я сейчас их готовила, слушала записи, мы их репетируем, и они такие живые, абсолютно, совершенно живые. Не стыдно выйти на сцену и спеть их, даже очень интересно, потому что их было написано много, а издавались они… я издаваться начала гораздо позже, чем писать.

А.ПЛЮЩЕВ: Очень интересно. Расскажи, пожалуйста, о книжке о самой, о книге стихов. Там за весь период?

И.БОГУШЕВСКАЯ: За весь период. Ты не поверишь, там первый стих датирован 83 годом прошлого века, и это не первый мой стих, потому что я года в 4 начала писать стихи. Как только я научилась писать, даже буквы еще в обратную сторону писала, я уже записывала свои стихи. Это было, вообще, смешно. Я была настоящим графоманом детским. Тогда были такие толстые тетради в клеточку, я там калякала кучу стихотворений про собак, про лошадей, про пингвинов, которые замерзают на льдинах, и писала про них песни. И на семейных торжествах меня просили спеть, и я исполняла, и всегда всех было жалко, моя сестра рыдала от этих песен. А мне говорили: «Опять НРЗБ». То есть много текстов, которые были написаны до того, но никогда не показывались, просто потому что мне казалось, что они слабые, а они просто совсем-совсем другие.

Д.БОРИСОВ: То есть сейчас два периода в творческой жизни Богушевской?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Нет, их гораздо больше, наверно.

Д.БОРИСОВ: Глобальных. Но разве этот период тоже должен закончиться, такой?..

И.БОГУШЕВСКАЯ: Злобный?

Д.БОРИСОВ: Злобно-приземленный и, такой вот, цинично… всё же заканчивается. Это тоже должно закончиться.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Так он закончился, на самом деле. Он закончился, потому что это была первая, шоковая реакция. История, которая с тобой происходит, тебе совсем немного лет, у тебя все хорошо складывается, а потом Бах! И ты оказываешься на своём этаже в институте Склифосовского. Потом эта история на полгода, и она такая беспросветная, нехорошая. Конечно, у тебя шок, у тебя боль. А потом ты постепенно начинаешь раскручивать и понимать для чего у тебя в жизни всё произошло, а потом через какое-то количество лет, ты понимаешь, что это большое счастье, что с тобой это произошло, потому что тебя это пересобрало. И, вообще говоря, выпустило в мир совсем другим человеком. Так что, да…

Д.БОРИСОВ: Но время нежной весны же не возвращается?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Дим, никогда ты не становишься таким вот… пока ты был в раю, а потом тебя изгнали и проволокли мордой по НРЗБ. Ты никогда не сможешь быть таким невинным, как был до этого, ты всегда будешь иметь внутри вот этот опыт. Но ты, конечно, опять, как идиот, будешь верить, что всё будет хорошо. Это правда.

Д.БОРИСОВ: Легкая, весенняя, летняя Ирина Богушевская сейчас у нас здесь, вы можете на сайте echo.msk.ru посмотреть и убедиться в этом. Давайте, послушаем сейчас…

И.БОГУШЕВСКАЯ: Вот песня на самом деле у нас в раю, которую я собиралась сейчас предложить вниманию слушателей. Она как раз про то, как это всё прекрасно: весна и лето, и зима. И какое счастье, что она у нас есть, и мы живы.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

Д.БОРИСОВ: Ирина Богушевская сегодня в программе «Попутчики». Вы можете присылать SMS на +7-985-970-45-45. Тут мы заговорили на прекрасную тему, мне кажется, на тему картинок и текстов, и кто как воспринимает. Первым делом мы смотрим сейчас на еще один на еще один сборник Ирины.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да, но это не только мой, на самом деле. Я в этом проекте «Детская площадка» выступаю как поющий продюсер. Эта песня прекрасного поэта, сказочника, драматурга Андрея Усачёва и его соавтора Саши Пинегина. Я их услышала давным-давно, Усачёв их записал под гитару, и мы с моим младшим сыном Данькой всё это слушали, и я представляла себе, как это замечательно звучало бы со всеми нашими барабанами, с гитарами, как это клёво звучало бы с кларнетом. А потом мы с ним познакомились, разговорились, замутили совместный проект. И теперь у нас концерты и вот эта пластинка, которую я ужасно люблю. И я люблю очень буклет, мы даже назвали его компакт-книжечка, потому что прекрасная питерская художница Маша Якушина рисовала нам для каждой песни свою…

А.ПЛЮЩЕВ: Известный мультипликатор Маша Якушина.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да, между прочим, да. Отрисовала нам свою картинку. И причем это была Манина идея, маленькие дети, когда слушают музыку, им хорошо, на самом деле, куда-нибудь смотреть. И вот они рассматривают эти картинки, а потом, как сообщают родители, начинают потихонечку читать. И это, вообще, отлично. Так что такой у нас есть прекрасный проект, он выиграл премию рунета в прошлом году.

Д.БОРИСОВ: Мы поняли, что из нас двоих с Сашей взрослый только он.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Потому что он не смотрит картинки? Дима, я бы не сказала, что это признак взрослости, это доминирование аудиальной модальности, более ничего.

А.ПЛЮЩЕВ: О! Вот! Я такое даже не скажу.

Д.БОРИСОВ: Но ты согласен?

А.ПЛЮЩЕВ: Абсолютно. И если мне скажут: «Плющев, тебя расстреляют, но ты повтори, тогда ты избежишь»…

И.БОГУШЕВСКАЯ: У каждого из нас есть доминирующая модальность восприятия, то, подо что заточено наше восприятие и мозг. У меня, как у Плющева, процентов 80-85 занимает аудиальный канал. Если я разговариваю с вами и вместо стука колёс сейчас бы играла какая-нибудь музыка, я превратилась бы в кусок идиота, потому что мой мозг весь направился бы туда, и я бы слушала и анализировала, как музыка записана, какие инструменты. Потому что для меня это доминирующая модальность. Есть также…

А.ПЛЮЩЕВ: Подожди. Прерву тебя. То есть ты не можешь слушать музыку, как нормальный человек?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Не могу, никогда, Саш. Это чудовищно, на самом деле, поэтому я никогда не назначаю встречи в кафе, где громко играет музыка, а если она там играет, я всегда иду и прошу сделать тихо, потому что я ничего не могу с этим поделать, это предустановленная софтина, понимаешь.

А.ПЛЮЩЕВ: Она со мной на моём языке говорит.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Вот у тебя стоит, и у меня стоит, и она основная. Вот у Дмитрия, очевидно, визуальная софтина сильнее, чем аудиальная, потому что он сразу потянулся к альбому «Детская площадка» и стал смотреть картинки.

Д.БОРИСОВ: У меня тоже… sorry, что прерываю…

А.ПЛЮЩЕВ: И все прервали Богушевскую.

Д.БОРИСОВ: Меня тоже отвлекает очень… я если начну вчитываться, я не смогу разговаривать дальше, но при этом смотреть на картинку – отличное занятие в любой ситуации, даже во время эфира.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Вот, а есть еще кинестетики. Слушайте, это на, самом деле, такая старая тема, ей уже лет, наверное, 15. И её, наверно, изучают даже в ВУЗах.

Д.БОРИСОВ: С другой стороны, если мы все смотрим в книгу, мы всё равно визуалы, получается, там же всё…

И.БОГУШЕВСКАЯ: Плющев получается не визуал, на самом деле, потому что он легко отвлекается от картинок. Легче гораздо, чем некоторые.

А.ПЛЮЩЕВ: Почему ты, вообще, решила обратить внимание на детей? В смысле, творчества, я имею в виду.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Потому что у меня есть младший сын, ему исполнилось 11 лет, а когда ему было 5 и 6, мы послушали много раз «Бременские музыканты», это любимая пластинка моего детства, мы послушали также «Кошкин дом», мы послушали «Доктор Айболит», и все пластинки, которые были записаны, когда еще я была маленькая. Потом мы послушали Никитина «Ёжика с дырочкой в правом боку», а потом детские пластинки кончились, я ходила на Горбушку, слушала, что выпускалось тогда для детей, и поняла, что люди поступают достаточно просто. Они берут такую хорошую НРЗБ, в банке аранжиментов они выбирают Р14, тыц-тыц-тыц, и дальше это всё играет, а сверху кладутся голоса. И мне кажется, что это нехорошо, потому что мы же кормим детей всякой приятной едой, мы хотим, чтобы она была без ГМО, без глутамата натрия. Мы хотим, чтобы они росли здоровыми, правильно?

А.ПЛЮЩЕВ: А они говорят: «А можно мне сосисок с картошкой фри?»

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да. «Можно мне чизбургеры?» или какой-нибудь газированный напиток. Да, проблема на самом деле в том, что сейчас так легко все формируется, что сформируешь, то и будет потом. А мне все-таки хотелось бы, чтоб мой ребенок слушал музыку, записанную как минимум на живых инструментах, с нормальными голосами, мне было это важно. Поэтому следом за Никитиной, у нас пошел Луи Армстронг с песней «Louis & The Good Book», когда мы выучили «Let my people go» наизусть годам к трем. Потому реально стояла проблема, что ребенку дать? Есть прекрасные сборники «88 песен из мультфильмов», «55 песен из кино», и опять эти «Крылатые качели», песни там замечательные и чудные про дельфинов. Но сколько, черт возьми, можно? Дети современные должны слышать слово компьютер, ну хотя бы, какие-то актуальные песни. И я поняла, что, если я хочу, чтоб мой ребенок слушал какую-нибудь актуальную музыку, которая мне нравится, то я должна все это делать сама.

А.ПЛЮЩЕВ: Я полез искать слово компьютер просто.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Он есть в песне «Шкатулка». А еще у меня была идея-фикс, исполнить свои любимые песни, которые в Англии поют для детей. У них гениальная культура детских песен и музыкальных игр. Таких песен у них, наверное, сотня, таких игр чудесных. И на этой культуре взросла культура фильмов, книжек и так далее. Есть чудесный совершенно фильм. Не знаю, смотрели ли вы его с Варей или нет, по-английски он называется «Chitty Chitty Bang Bang».

А.ПЛЮЩЕВ: Нет.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Сценарий написал Ян Флеминг. Это его единственный детский сценарий. Это автор Бондианы, если что. Там есть такой крэйзи изобретатель, сумасшедший, он папа двоих детей, он изобретает сумасшедший автомобиль, который умеет летать, плавать, похож на старинный хорьх 30-х годов.

А.ПЛЮЩЕВ: Фордик, как в «Гарри Поттере» помните?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Эта машина пыхтит и страшно надрывно чихает, но зато она умеет летать и плавать. Я взялась переводить этот текст самостоятельно, там были такие слова «You're uncategorical; A fuel burning oracle, A fantasmagorical machine!!» Я у себя в ЖЖ объявила хелп, люди мне написали: «Внекатегориальный, топливосжигающий оракул», отличные такие слова для детской песни.

А.ПЛЮЩЕВ: Особенно для русского языка.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я принесла этот текст Усачеву, говорю: «Усачев, спаси, этот текст петь невозможно», и он за 3 дня сделал гениальный перевод. Можно его сейчас послушать, если нам нажмут на кнопочку.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

А.ПЛЮЩЕВ: Это филиал передачи «Детская площадка»

Д.БОРИСОВ: С папашей Плющевым.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я считаю, что детям полезно слушать такую музыку. Она хороша для здоровья, повышает иммунитет очень сильно. Ну и как-то вкус развивает тоже, у нас на альбоме есть и басанова, и буги-вуги, и джазовые баллады. Потому что музыка это такой огромный океан, и в нем существует множество течений, не только танцевальная музыка детская. Много всякого разного.

А.ПЛЮЩЕВ: Очередной раз напоминаю, в студии у нас Ирина Богушевская, не просто детская певица.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Детская певица – это как? Тогда певица для детей. Детская певица – это сестры Толмачевы, которые выигрывали Евровидение.

А.ПЛЮЩЕВ: Я шучу, шутка будет, точнее сарказм. Я бы даже сказал благотворительная детская певица, потому что я очень с большим трудом представляю, что на подобном проекте можно что-то заработать.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ой, ну ты сейчас прям в самую пимпочку, как говорится.

А.ПЛЮЩЕВ: Ой, прости, пожалуйста.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Абсолютно тема, про которую стоит поговорить. Потому что я продюсер и организовывала сама не только запись этого диска, но и презентацию в концертном зале «Мир», и я сама подписывала договора. Хочу сказать, после этого стала тотально совершенно по-другому относиться к организаторам концертов. Потому что я поняла, какой это страшный головняк, когда на тебя падает все, включая противопожарную пропитку декораций. Ты за это тоже отвечаешь, если арендуешь площадку где-нибудь в Москве. И понятно, что мы хотим, чтоб билеты были доступными. Почему я стала делать это без посредников, потому что посредник берет на себя твой головняк.

А.ПЛЮЩЕВ: И твой заработок.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Абсолютно верно. И я хотела, чтоб билеты начинались от 400 рублей, чтобы любые дети, любые родители могли прийти. Мы так сделали, и я горжусь, у нас был аншлаг. И это выпила из меня столько крови, что на премьере все радостные говорят: «Когда будет детская площадка номер два? Когда будем продолжать?». А я сижу и говорю: «Не знаю, ребята, когда звезды так встанут». Вторую еще не записали, хотя все для этого есть, и материал есть и предпосылки есть. Это действительно очень не просто, за два года, что существует этот диск, мы показали его в Нижнем Новгороде, потому что у нас знакомые организаторы, которые рискнули. И более того, они в концертных зал «Юпитер», крупнейший нижегородский зал, они привезли туда деток из детских домов, они привезли малоимущих деток, взяли муниципальную поддержку на это. Мы показали этот проект в Самаре на фестивале «Добро.ру», был замечательный, огромный фестиваль, такой звонкий, куда полетело большое количество артистов и из Москвы, и из Штатов, потому что это совместный проект. И мы показали «Детскую площадку» в Риге, где нам рижская дума тоже дала поддержку, и дала зал организаторам чуть ли не бесплатно. И у нас была прямая трансляция на радио, и все было замечательно. В остальных городах есть сложности с прокатом, потому что это 8 музыкантов, и это сложный райдер, гостиницы, билеты и так далее. И ты не можешь, конечно, зарабатывать на детских мероприятиях много денег, за исключением новогодних, потому что к новому году как раз все активизируются, зайки, волки, пчелки. И дальше понеслось. Жалко, конечно. Я бы взяла поддержку под этот проект Министерства образования, потому что проект образовательный. И вообще Усачева проходят в школах, в первом-третьем классе поют его песни. И было бы здорово. Борисов уже не застал проект «Радио-няня»?

Д.БОРИСОВ: Но знаю.

А.ПЛЮЩЕВ: Много слышал, он только по рассказам знает.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я просто нашла этот портал в интернете «Старое радио. ру»

А.ПЛЮЩЕВ: Очень хороший, кстати.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Великолепный проект, низкий поклон людям, которые это делают. Мы выкачали оттуда «Радио-няня», и я была поражена тем, что в каждой программе звучит песня, написанная специально для этой программы.

А.ПЛЮЩЕВ: На один раз.

И.БОГУШЕВСКАЯ: И она аранжируется, внимание, на эстрадно-симфонический оркестр, я наслышала там порядка 30 инструментов. Это непредставимые расходы. Вы представляете, что такой аранжировать и записать на один раз, на программу, которая выходит раз в неделю.

Д.БОРИСОВ: Но на огромную аудиторию.

И.БОГУШЕВСКАЯ: На огромную аудиторию она и сейчас могла бы выходить, но бюджета больше нет. А было здорово, когда они были. Я не брюзжу, я просто говорю, странно, что у ужасного Советского союза были эти деньги, а у суверенной прекрасной России – нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Может это потому, что дети никого не волнуют, и какими они вырастут. Ты размышляешь на эти темы?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ты знаешь, я на эти темы, когда размышляю, я начинаю сразу беситься до такой степени. Вот мы с друзьями в прошлом году ездили в Тарту, это крошечный университетский город в Эстонии. И там построен центр интерактивный естественнонаучный, называется «АХХАА» - это три этажа ошеломительных каких-то установок, которые иллюстрируют возникновение волн, или явления интерференции и дифракции, там какие-то химические опыты дети могу делать, они заходят в какие-то комнаты, где у них в трех направлениях шатается пол, им объясняется, что такое вестибулярный аппарат и так далее. Крохотная Эстония для своих детей такое строит, у нас тоже правда сейчас появился шикарный планетарий. Нам большое счастье. Но, тем не менее, это все равно какие-то усилия энтузиастов, я пока не вижу…

А.ПЛЮЩЕВ: Политики в этом.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да. Но про политику я, правда, не хочу разговаривать. У меня был бешеный всплеск активности на эту тему год назад, а потом произошло такое горько-горькое разочарование, крушение иллюзий.

А.ПЛЮЩЕВ: И ты теперь больше политикой не интересуешься?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я решила вернуться в эту стратегию малых дел. Я могу сделать хорошее, как мне представляется, может, оно нехорошее.

Д.БОРИСОВ: Окей, а взять эту книжку песенок, принести ее в Министерство образования, культуры, сказать: «Ребята, давайте денег, давайте делать политику». Ведь пока этого никто не делает…

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я абсолютно согласна. Я когда смотрю на Тину Канделаки, вот она говорит, что московский кадетский корпус бедствует, вот починили, ура, значит, дело сделано. Это, с одной стороны, здорово, я преклоняюсь перед энтузиазмом этой женщины, но с другой стороны.

А.ПЛЮЩЕВ: Я прям увидел Тину Канделаки у нас в студии.

Д.БОРИСОВ: Краткое содержание предыдущей серии просто.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Но вы понимаете, это такая очень дико советская история. Поскольку я была секретарем комсомольской организации у себя в школе, я очень хорошо знаю всю эту систему мыслей и действия. Не трынди, не брюзжи, встань, иди и сделай. И титанические усилия по построению узкоколейной дороги. Этот бешеный энтузиазм, подвиги плоти и духа там, где это должно быть сделано людьми, которые за это деньги получают от государства. Я понимаю, что, наверное, пока другого выхода нет. Дима абсолютно прав, надо идти.

Д.БОРИСОВ: Мне кажется, тут другая история.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я была на «Эхе Москвы», и мне Борисов сказал, чтобы я к вам пришла, показала альбом «Детская площадка» и сказала: «Дайте денег на запись следующего диска!», и миллион напечатайте, разошлите в школы, ради бога. Мы будем только счастливы. Мы хотели с Усачевым сделать фестиваль детской песни в Москве, нам даже пообещали поддержку в московской мэрии, но потом это все ушло в песок, потому что начались кадровые перестановки, кто-то ушел туда, кто-то ушел сюда.

Д.БОРИСОВ: Я знаю такие примеры среди начинающих кинематографистов, которые говорят: «Нет денег, нет денег», потом говоришь: «Вот смотри огромный грант у Министерства культуры», достаточно чуть-чуть поднять зад и заполнить документы. Их много, когда начинаешь разбираться. Куча формализма, но это есть. И это реально работает. И я видел людей, и в том числе в этой студии, которые по этим грантам снимали кино.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я не буду спорить, потому что мой рижский промоут Илона Ихимович, которая делала нам «Детскую площадку», она этим постоянно занимается, в Риге у них есть такая система, что ты можешь зайти на сайт мэрии, посмотреть это все, вбить в какую-то форму, отправить, это там как-то более формализовано.

Д.БОРИСОВ: Но обычно творческие люди говорят: «Я творческий человек, я хочу снимать кино, я не хочу заполнять смету».

И.БОГУШЕВСКАЯ: Абсолютно я с эти не согласна, мне кажется, творческий человек должен быть менеджером своего проекта.

Д.БОРИСОВ: Или выбирать правильных партнеров, правильных друзей, которые способны менеджерить.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Вообще не буду спорить, потому что я абсолютно согласна. Просто у меня, поскольку я занимаюсь и своим проектом тоже, на это уходит какое-то время. Вот 2 года назад я освободила 4 месяца жить под этот проект, и прекрасно. Я ездила на детское радио, я уговаривала поставить их это в эфир. И они взяли, огромное им за это спасибо, мы сдружились, какие-то усилия я предпринимала.

Д.БОРИСОВ: А у них тоже нужно бороться за ротацию? Мне интересно, как это происходит на детском радио.

И.БОГУШЕВСКАЯ: На детском радио все происходит так же, как и на взрослом.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще хуже.

Д.БОРИСОВ: Я просто иногда его слушаю, мне интересно как бывает.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Борисов совершил камин-аут.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне всегда интересно было, кто его целевая аудитория.

Д.БОРИСОВ: Я, конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Сегодня смотришь картинки к детской книге, а завтра слушаешь детское радио.

Д.БОРИСОВ: Вся проблема в машине. Машина не умеет переключать…

И.БОГУШЕВСКАЯ: Не надо этих оправданий.

Д.БОРИСОВ: Просто все радиостанции одна за другой, а не как ты их выставил. Это иногда очень классно, потому что иногда попадаешь на такое, что никогда не слышал. На детское радио часто я попадаю, и мне иногда, когда я слышу, что там звучит, мне интересно, как это попало в эфир. Иногда классное что-то, иногда спорно. Но я просто не целевая аудитория, наверное, ничего не понимаю в этом. Но я думал, что, когда делаешь детское радио, собираешь все, что есть, не так много этого сейчас, особенно они русскоязычное собирают.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Это правда.

Д.БОРИСОВ: Для того чтобы 24 часа закрыть, это надо собрать по сусекам, в моем представлении. А если приходишь и говоришь: «Возьмите, пожалуйста», а они: «Ну, не знаю, мы подумаем». Значит у них большой выбор, значит круто все у нас.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Ну, много пишется детской музыки. Я уже говорила, большое количество пишется на компьютерах за 3 копейки. А это все-таки проект, на который было потрачено какое-то количество средств, мы живые инструменты, и стулья нормальны, и сиденья нормальные.

Д.БОРИСОВ: Но получили же кайф.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Мы получили невероятный кайф. Когда я пришла к своим музыкантам и говорю: «Давайте запишем детский альбом», они посмотрели на меня сначала очень странно. Но, когда я им показала песни, и мы начали придумывать аранжировки, все реально проперлись так, и всем нравится. И дети еще такая аудитория. Если ты их купил за первые минуты, они видят, что ты настоящий и прешься от того, что делаешь, они твои. Вот, если не купил, тяжело.

А.ПЛЮЩЕВ: Завершая тему про «Детскую площадку». «Детская площадка №1» есть, и тот вопрос, который был тебе задан непосредственно после концерта, с такими глазами, ты прекрасно изобразила несколько минут назад. Сейчас актуально его задать тебе спустя два года, ты будет делать «Детскую площадку 2».

И.БОГУШЕВСКАЯ: Обязательно, конечно. Я уже всем пообещала.

Д.БОРИСОВ: Ну, иначе не было бы написано №1, Саш, дурацкий вопрос. Ну, конечно, №2 будет.

А.ПЛЮЩЕВ: Когда? Где? Что?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Пока не знаю, потому что у нас есть только трек-лист, и пока нет даже идей о том, где все это писать, потому что я реально была занята книжкой, которую нужно было вычитать и отправить в типографию, которое произошло дней 10 назад. Занята репетициями и немножко гастролирую. Мне надо освободить большой кусок жизни.

А.ПЛЮЩЕВ: Я вообще не понимаю, как ты это все умещаешь.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я ничего не успеваю на самом деле. Мне говорят: «А почему тебя нет на яндекс.музыке?», действительно меня там нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Твоя недоработка.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я глубоко убеждена, что каждый из нас имеет то, что заслуживает на данный момент. Поэтому, если что-то где-то криво, косо и не так, действительно это просто недоработка. И надо действительно оторвать одно место. Проблема в том, что оно у меня итак постоянно оторвано.

Д.БОРИСОВ: Потому что есть вещи, которые очень хочется сделать, например, съездить на гастроли в любимый город, хочется сделать то, се. А вот что-то вроде надо, хочется, но понимаешь, не первой необходимости. А что сейчас будем слушать?

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я по какой-то странно причине забыла захватить альбом «Куклы», который у меня испекся вот только-только. Послушаем пока с альбома «Шок» песенку, называется она «С тобой, с тобой».

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

Д.БОРИСОВ: Ирина Богушевская сегодня в программе «Попутчики»

И.БОГУШЕВСКАЯ: Вот ночью, когда душа летает, я с тобой, с тобой Александр Плющев, и с тобой Дмитрий Борисов.

Д.БОРИСОВ: Для зрителей Сетевизора сейчас эксклюзивно был кусок про авторские права с Ириной Богушевской. Решили, не будем грустить в эфире.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Да мы не грустим, мы просто думаем, что делать. Потому что немыслимое количество контента валяется в интернете кое-как.

А.ПЛЮЩЕВ: Не пристроено.

И.БОГУШЕВСКАЯ: И все его спокойно распространяют, и в принципе это хорошо. Я вообще считаю, что артисты должны быть благодарны людям, которые распространяют их контент.

Д.БОРИСОВ: Выполняют их работу.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Другое дело, злые дядьки, которые уносят из интернета, где-то там печатают, на лотке продают. Таких дядек, мне кажется, правда, стало меньше.

А.ПЛЮЩЕВ: Уже практически их выдавил интернет.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Я, когда поехала на гастроли, собрала прекрасную коллекцию, там даже было написано «все права соблюдены». Каких там только не было фотографий, с концертов, с сайта была кукла моя прекрасная на обложке. Валяется этот контент, его люди шарят, прекрасно и замечательно. Плохо только то, что артисты вынуждены ходить на какие-то порталы и объявлять сбор денег на следующий альбом, потому что типа «подайте, кто сколько сможет».

Д.БОРИСОВ: А ведь технологии есть.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Мне говорят: «А почему вы не разместите у себя на сайте кнопку «донейт»?», потому что не хочу проблем с налоговой инспекцией я. Потому что я прикручиваю кнопку, начинаю собирать средства, ко мне сразу придут и скажут: «Ирина Александровна, а где у вас дебет кредит?» И все, не буду я ходить к вам больше на эфир. А буду где-нибудь печалиться на зоне, или как это называется.

Д.БОРИСОВ: Да здесь проще отчитываться за свое. 13% задекларировал и живи спокойно, сложнее с той схемой, о которой мы говорили, когда песня играла, когда кто-нибудь собирает деньги с пользователей, а потом дальше их должен пусть вроде бы, а как отчитываться непонятно. Тут сложности. Для тех, кто слушал Сетевизор, заметки на полях. В эфирной версии у нас пускай все будет хорошо.

А.ПЛЮЩЕВ: Вырежем этот кусок.

Д.БОРИСОВ: Да. Вырежем этот кусок из нашего прямого эфира. И все-таки хочется вернуться в нежную весну, с чего Ирина начинала. С такой романтики.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Сейчас мы закончим эфир и вернемся в нежную весну. Выйдем из студии, будет нам счастье. Нам, правда, и здесь хорошо, у нас остается меньше 30 секунд?

Д.БОРИСОВ: Да ничего у нас не остается, остается пожелать всем спокойной ночи.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Спокойной ночи, дорогие мальчики и девочки. Растите большие, хорошенькие и здоровенькие, нам на радость.

А.ПЛЮЩЕВ: С вами был ночной выпуск программы «Детская площадка». Дмитрий Борисов, Александр Плющев, Ирина Богушевская. Спасибо большое, Ир.

И.БОГУШЕВСКАЯ: Счастливо.

Д.БОРИСОВ: Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024