Купить мерч «Эха»:

Михаил Сегал - Попутчики - 2012-12-02

02.12.2012
Михаил Сегал - Попутчики - 2012-12-02 Скачать

Д.БОРИСОВ: Начало двенадцатого в российской столице. Вы слушаете радио "Эхо Москвы". Меня зовут Дмитрий Борисов. Александр Плющев тоже здесь. Привет.

А.ПЛЮЩЕВ: Привет.

Д.БОРИСОВ: В прошлое воскресенье мы немножко пофилонили, в эфире не были, потому что вместо нас, рассказывали, был радиоспектакль "Трудно быть богом" в память Стругацких. Мы с радостью его сами тоже послушали в субботу и воскресенье. Теперь пришло время нам, всё-таки, вернуться в эфир.

А.ПЛЮЩЕВ: Я бы не сказал "с радостью", но с большим удовольствием - это точно. С радостью... В смысле повод нерадостный.

Д.БОРИСОВ: Повод не радостный, но послушали всё равно с радостью.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Это правда. Сегодня уже мы с вами вместе. С нами вместе тоже режиссёр Михаил Сегал. Михаил, добрый вече.

М.СЕГАЛ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Едва ли не впервые в истории нашей программы к нам пришёл человек с фильмом, который мы с Борисовым успели посмотреть. Мы обычно вслепую что-нибудь тут обсуждаем, такое, потому что, там, до первого викенда или ещё что-нибудь...

Д.БОРИСОВ: Очень часто мы боимся смотреть фильм...

М.СЕГАЛ: Я вам даже скажу больше. Вы первые журналисты, придя к которым, которые смотрели мой фильм на момент интервью.

А.ПЛЮЩЕВ: Круто-круто, слушай. Отлично.

Д.БОРИСОВ: Я по рекомендации пошёл. Понял, что если друзья говорят, что хорошо и можно смотреть, то можно без страха пойти, чтобы потом с вами разговаривать, не боясь обидеть или что-нибудь такое. Мы поэтому не смотрим часто с Сашей фильмы режиссёров, которых приглашаем. Интересно сначала послушать, что они говорят о своём произведении. Уже пост-фактум посмотреть и в программе обсудить...

А.ПЛЮЩЕВ: Правда, разговаривать сложно при этом. Но сегодня, я надеюсь, будет более или менее легко. Фильм называется "Рассказы". Мы тут обсуждаем, не называя его... Было бы интересно до конца прямо так и не назвать. Но нет. Фильм называется "Рассказы". Я надеюсь, что кто-то из наших слушателей тоже успел посмотреть, потому что идёт прокат во всю. Я похвалюсь, я до проката посмотрел на премьере. Надо сказать, что есть, что обсудить. Не знаю, как вам, когда вы посмотрели. Не знаю, как тебе, кстати. Мне кажется, что есть, что обсудить.

Д.БОРИСОВ: Я заплатил за билет деньги, в отличие от тебя.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты не требуешь их назад?

Д.БОРИСОВ: Нет. Не требую.

А.ПЛЮЩЕВ: А то сейчас есть повод у Михаила потребовать деньги.

Д.БОРИСОВ: Единственное, у тебя, Саша, была возможность посмотреть фильм совсем заранее, часть его, первую новеллу из четырёх ты мог видеть на "Кинотавре", куда ездил в прошлом году.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, в прошлом году. "Мир крепежа" она называлась. Это первая новелла.

Д.БОРИСОВ: Когда вы "Мир крепежа" показывали на "Кинотавре", вы уже знали, что это выльется в полный метр?

М.СЕГАЛ: Нет. Чтобы было понятно людям, о чём идёт речь. Кино состоит из четырёх новелл и оно было снято не по продуманному заранее и написанному сценарию, а выросло постепенно. То есть год назад была снята короткометражка и была просто короткометражка и никто не планировал, что будет большое кино. А после того, как она была на кинофестивале, был какой-то резонанс хороший, то тогда продюсерам и пришла в голову идея сделать что-то большее. То есть когда делали первую никаких мыслей о кино, состоящем из четырёх новелл, не было.

Д.БОРИСОВ: Это, кстати, заметно по фильму.

М.СЕГАЛ: Спасибо.

Д.БОРИСОВ: Нет, не в плохом смысле отнюдь. Просто очень выбивается первая новелла... У меня было ощущение. Даже спросил у Саши перед эфиром, не знает ли он, был ли задуман фильм целиком или это нанизано. Ощущение было, что первая новелла - она правда короткометражка, что такая история... А потом вы сняли практически готовые фильмы, только их краткие версии. Из второй, третьей новеллы, из четвёртой особенно, можно легко сделать полноценные три полных метра.

А.ПЛЮЩЕВ: Сказал Дмитрий Борисов, который уже неоднократно так поступал, известно. Он много сделал фильмов, человек знающий.

М.СЕГАЛ: А что тут говорить в сослагательном наклонении? Я вот поступил так. И всё. И что тут добавить? Конечно, не знаю, как вам, мне меньше всего интересно обсуждать машинерию того, как это произошло. Потому что какая разница, как это произошло? Имеет же значение результат. Можно было продуманно и долго писать сценарий и годами искать продюсирования. Можно было полуимпровизационно прийти к той форме, которая в результате образовалась. Это же не важно. Мне кажется, это не имеет никакого значения.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну и хорошо. Главное, насколько получился фильм. На мой взгляд, более, чем получился. Я слышал, опять же, на вашем месте когда-то здесь сидел Сэм Клебанов, приходил к нам кинокритик. Он назвал это вообще лучшим фильмом года. По-моему вполне достойно, чтобы, по меньшей мере, об этом говорить. Хотел я поинтересоваться насчёт того, как были придуманы... С "Миром крепежа" мы знаем уже более или менее историю. Как были придуманы остальные 3 новеллы?

М.СЕГАЛ: Вы меня ставите в тупик, потому что эти вопросы иногда звучат и они меня всегда ставят в тупик. Я даже выработал уже на них шуточные ответы. Потому что очень часто спрашивают, как придуманы были... Я уже, к своему стыду, повторяюсь и отвечаю "Головой". Потому что как? Как они могли быть по-другому придуманы?

А.ПЛЮЩЕВ: Кто снимал клип? Оператор.

М.СЕГАЛ: Да. Как, вам кажется, человек может ответить на вопрос, как было придумано? Кроме как "головой", причём это честный и на самом деле исчерпывающий ответ, мне кажется...

Д.БОРИСОВ: Я бы ожидал ответ на этот вопрос, например, такой, что у вас была идея снять 4 полнометражных фильма (3, как минимум), но как-то подвернулась возможность...

А.ПЛЮЩЕВ: Ты всё к машинерии сводишь, опять же...

М.СЕГАЛ: Я просто... Вы знаете, первая часть, машинерия, о которой можно говорить - как это снималось? Постепенной, ни постепенно, какая новелла первая пришла, а какая вторая... А второе, что мне кажется не очень правильным обсуждать - это то, что вообще этот фильм состоит из новелл. Я, честно говоря, забыл, что он состоит из новелл, потому что зрители приходят в кино, им всё равно, какая драматургическая структура фильма - обычное кино со сквозным сюжетом или, там, новелла. У них есть ощущение - мы сходили на фильм, он хороший или плохой, было интересно или нет. И просто почему-то, согласитесь, мы же не сравниваем обычные полнометражные фильмы, которые сняты обычно, там... Какие бывают фильмы? Давайте вспомним? "Бриллиантовая рука" и какой ещё фильм может быть? Современный какой-нибудь?

Д.БОРИСОВ: Из наших?

М.СЕГАЛ: Из наших. Можно не из наших. Давайте сравним "Бриллиантовую руку"и любой фильм назовите.

Д.БОРИСОВ: И "Титаник".

М.СЕГАЛ: И "Титаник". Мы же их не сравниваем только потому, что у них сквозной сюжет и они длятся... И они не НРЗБ... А как только фильм разбит на новеллы, моментально начинают обсуждать именно это, как будто дело не в содержании, а как будто наконец-то можно обсудить структуру... Мне кажется, я стараюсь убегать от этого...

Д.БОРИСОВ: Не знаю. У меня, когда я сходил недавно на фильм "Облачный атлас"... кстати, всем рекомендую нашим слушателям, если кто ещё вдруг не сходил. Если вдруг застанете, обязательно сходите. Тоже, по сути, 6 разных фильмов в одном, но у меня не было ощущения, что я смотрю разные фильмы. Когда я смотрел "Рассказы", было.

М.СЕГАЛ: Что же мне теперь делать?

Д.БОРИСОВ: Нет, я просто объясняю, почему мы так привязались к этой новельности. И тоже обсудили с Сашей между собой, потому что кинокритики из нас совсем никакие...

А.ПЛЮЩЕВ: Те ещё...

Д.БОРИСОВ: Те ещё, да. Мы обсудили... Чем мы занимались перед тем, как увиделись с вами? Мы сидели с Сашей и обсуждали ваш фильм. И что мы первым делом обсудили? Конечно, новельность. Конечно, насколько крута новелла, одна из них, насколько, там, странна другая, насколько они странно выглядят рядом друг с другом. Интересно, почему последовательность была выбрана именно такая. Это то, что интересует нас, как обычных зрителей, которые сходили, посмотрели, и которым, в принципе, понравился фильм.

М.СЕГАЛ: С другой стороны мне кажется, что зрители, которые ещё не посмотрели фильм - для них это сейчас будет бесконечный разговор о структуре фильма, который они не видели, не понимая ни темы, ни...

А.ПЛЮЩЕВ: Чёрт с ним... Давайте, забросили структуру...

Д.БОРИСОВ: Как ты легко сдаёшься!

А.ПЛЮЩЕВ: И всё прочее. Мне кажется, правда, ей Богу. А если бы их было 8, представляешь? Мы бы как засиделись-то с этим. Там, опять же, 3 новеллы - они такие, как бы, о людях, о личностных отношениях... Прежде всего, как ни скажи, всё будет плохо. Одна - такой, политический памфлет о коррупции, всепронизывающей коррупции. Может, у вас другая точка зрения на эту, так сказать, новеллу, на этот сюжет, я бы сказал. Что забавно, я тут был в одной из региональных поездок и мне люди, не видевшие фильм, рассказали схему с квартирами. Говорят: "Представляешь, что у нас было? Вот, значит, с губернатором"..

М.СЕГАЛ: Оно похоже, да?

А.ПЛЮЩЕВ: Не то, что похоже. Она один в один. Я им сказал: "Идите сходите на "Рассказы" и вы увидите экранизацию уже. Просто один в один".

М.СЕГАЛ: Значит мы молодцы. Я бы назвал это такой, знаете, про коррупцию эту новеллу, как раньше были книжки в советское время со словом "увлекательное" - "Увлекательная физика", "Увлекательная математика"...

Д.БОРИСОВ: "Увлекательная коррупция".

М.СЕГАЛ: "Увлекательная коррупция", которая в доступной форме рассказывает, как это здорово и увлекательно.

Д.БОРИСОВ: И как на ней держится всё.

А.ПЛЮЩЕВ: Да...

М.СЕГАЛ: Если она увлекательная, то трудно отказаться.

А.ПЛЮЩЕВ: Этим, например, она тоже немножко выбивается. Потому что там всё на межчеловеческих... Тут тоже, конечно, межчеловеческие отношения, безусловно. Но тут ещё есть политический памфлет. И если я бы согласился, что это всё о людях, о наших слабостях, ну вот... Если бы там не было Путина. Точнее президента, которого играет Угольников, который напоминает Владимира Владимировича. Я бы согласился с этим. Он там замечательный. Все вот эти... Мы с Димой сегодня восторгались, просто восхищались тем антуражем, фантастически сделанном, начиная от автомобиля, на котором надо проехать один метр через визуальный шлагбаум...

Д.БОРИСОВ: Самое замечательное, конечно - лужайка, чистое поле, в котором стоят кремлёвские стулья с кремлёвским столом...

А.ПЛЮЩЕВ: Лужайка в стиле "Windows", заставка... Потрясающе. Здорово. В белом костюме президент. Извините, что мы спойлим весь фильм фактически, но тем не менее. Но вот уже, как бы, фигура, начиная с губернатора... Ну, губернаторов у нас много, а президент такой у нас один. Он же делает эту историю, мне кажется, политическим памфлетом. Радиостанция у нас сами знаете, какая, поэтому мы не можем не задать этот вопрос. Это сознательно такая прямо политическая позиция, политическое послание какое-то?

М.СЕГАЛ: А в чём этот памфлет? Он весь, вся новелла об увлекательной коррупции является политическим памфлетом, не зависимо от финального эпизода с президентом. Но эта история так построена, что она прослеживает круговорот денег в России, в природе от бытового уровня, когда как мы друг другу по дружбе даём деленные взятки, доходит до вершины государства. То есть оно как бы анализирует общество, а затем уже государство в этом свете. Поэтому, естественно, доходя, чтобы завершить эту мысль, чтобы сделать её законченной и эффектной, естественно, надо было дойти от самого простого человека, который даёт маленькую взяточку, до сцены с президентом, чтобы государство замкнулось. Круг общества и власти - это, такое, философское размышление на тему даже не почему коррупция есть и как с ней бороться, а что такое отношение людей в обществе, на чём они держатся и почему люди от этого не могут отказаться. Поэтому, конечно, без президента никуда.

Д.БОРИСОВ: И прекрасный после этого переход на бабушку, такую, мисс Марпл из районной библиотеки. К вопросу о том, на чём держится государство.

А.ПЛЮЩЕВ: Я предлагаю вообще разбор фильма прекратить, потому что это можно делать, во-первых, (а) бесконечно, а во-вторых, мы полностью всех отвратим от того, чтобы пойти его смотреть.

Д.БОРИСОВ: Почему?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну весь фильм рассказали, что?

М.СЕГАЛ: Получается, что у нас 2 крайности может быть. Мы либо расскажем весь фильм, что плохо, либо наоборот будем скрывать и тогда зрители, которые не смотрели, вообще не будут понимать, о чём идёт речь. Они же не в курсе содержания. Что же нам делать?

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, мне кажется, что в принципе по большому счёту достаточно. Если надо будет. то вернёмся на минуту...

Д.БОРИСОВ: Кстати, в трейлере фильма "Рассказы" вообще, по-моему, нету... Который по крайней мере я трейлер видел в кинотеатре перед тем, как пошёл... Нету других новелл, кроме последней, мне так показалось. Полное ощущение только...

А.ПЛЮЩЕВ: Извините, поделюсь впечатлением. В начале, значит, крупно "18+" - это само по себе там смешно сделано, что ограничение, то сё. Я весь фильм ждал, где вообще 18+, о чём речь? И тут последняя новелла, там всё нормально. Там как раз. Надо дождаться обязательно. Друзья, кто на "18+" рассчитывает, вы дождитесь обязательно последней новеллы. Я об этом.

Д.БОРИСОВ: Новелла про любовь.

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

Д.БОРИСОВ: Ладно. Не будем рассказывать давайте, раз уж боитесь спойлерить...

А.ПЛЮЩЕВ: По-моему достаточно... Достаточно уже.

Д.БОРИСОВ: Вы продолжаете снимать рекламу?

М.СЕГАЛ: Редко.

Д.БОРИСОВ: Сколько лет вы занимались тем, что снимали ролики рекламные? Лет 10?

М.СЕГАЛ: Да.

Д.БОРИСОВ: Вас посетила мысль... У вас, правда, был ещё фильм, конечно... Причём, полнометражный.

А.ПЛЮЩЕВ: Можно, мне кажется, спросить следующим образом. Извини, что вмешиваюсь в твой вопрос. Каким образом произошло перерождение из клипмейкера и рекламного режиссёра в?.. Где та грань, которую вы перешагнули в режиссёра кино?

М.СЕГАЛ: Я думаю, что я просто им всегда был даже до того, как стал снимать рекламу...

Д.БОРИСОВ: Приходилось зарабатывать деньги...

М.СЕГАЛ: Нет, я с огромным удовольствием снимал и снимаю рекламу. Надо просто переключить себя в другое состояние. Но мы же очень часто... Тут очень интересная тема. Я же очень часто слышу и по поводу себя, и по поводу коллег: "Вот это кино снял клипмейкер Сегал" или "Это кино снял рекламщик Сегал" или Иванов или Петров. И когда мы так говорим, естественно, мы, мы и зрители, на это смотрят: "Посмотрим, что там клипмейкер снял, умеет ли он нормальное кино снимать"... Почему-то такое ощущение, что меня родили в клипмейкерском роддоме, на мне стоит это клеймо или, там, в роддоме рекламных режиссёров и это и есть моё основное, это и есть моя природа и дальше если я сделаю что-то другое, это какой-то очень странный поступок. Можно же по-другому сказать. Можно сказать, что кинорежиссёр, не клипмейкер снял кино, а кинорежиссёр Сегал раньше снимал рекламу. То есть мы в своих ярлыках относительно людей и их профессий, причём людей абсолютно разных, мы очень сильно заблуждаемся. Поэтому для меня никакого не было ни перерождения, не перерождения. Я с каких-то юных лет хотел быть кинорежиссёром, думал об этом, снимал какие-то вещи, естественно, снимал клипы и рекламу, так как на определённом этапе это было то, что называется "действовать доступными средствами". Они тоже были не сильно доступными. Очень сложно было пробиться в рынок липовых рекламных режиссёров. Но всё равно это было что-то, когда можно что-то начать делать. Это абсолютно естественный, мне кажется, для кинорежиссёра ход. Я думаю, гигантское количество кинорежиссёров так начинали.

Д.БОРИСОВ: И всё-таки сознание в большинстве своём у людей стереотипное. Когда я выходил из кинотеатра с фильма "Рассказы", первое, что я услышал... Я, например, до фильма, позор мне позор, зная вас не посмотрел о вас ничего специально.

М.СЕГАЛ: Это правильно.

Д.БОРИСОВ: Я ничего не прочитал ни про фильмы, ни про вас, сначала посмотрел кино. Первое, что я узнал о создателе фильма "Рассказы", выходя из кинотеатра, девушка одна говорила другому: "Да это тот, знаешь, он Сплину снимал. Помнишь клип "Новые люди"? "Люди ночами делают новых людей". Это он снял. У него до сих пор сознание... Этими клипами и мыслит. Новеллами поэтому полный метр свой заполнил".

А.ПЛЮЩЕВ: Это с одной стороны. Я даже тебя поддержу здесь. Но вы сами, Михаил, неужели вы воспринимаете открыто и без стереотипов других людей в других профессиях, например? Если они меняют, например, своё амплуа, неужели оно не накладывает для вас некий отпечаток на них? Прежде чем оценить, вы всё равно априори к ним настроены определённым образом, плохим или хорошим, я не знаю.

М.СЕГАЛ: Даже если подсознательно так, я по крайней мере на уровне сознания стараюсь с этим бороться. Я стараюсь не воспринимать людей сквозь призму какого-то ярлыка людей, тем более то, что они сделали.

А.ПЛЮЩЕВ: Я сейчас задумался, а действительно зачем?

Д.БОРИСОВ: Тут 2 версии продолжения нашего разговора. С одной стороны хочется рассказать Михаилу, что перед ним сидит, например, химик один из нас.

А.ПЛЮЩЕВ: Недоучившийся.

Д.БОРИСОВ: Недоучившийся.

М.СЕГАЛ: Как химик может вести радиоэфир? Как?

Д.БОРИСОВ: Вот. Для этого и хочется рассказать.

М.СЕГАЛ: Все свои химические комплексы сейчас несёт, неудачи...

Д.БОРИСОВ: Все свои, да. неудачные опыты.

М.СЕГАЛ: Жалко, что я этого не знал 5 минут назад.

А.ПЛЮЩЕВ: Меньше знаешь, лучше воспринимаешь.

Д.БОРИСОВ: Да, и с другой стороны хочется тут же спросить, сколько клипов и какие вы кому сняли? У нас много гостей бывает, таких, музыкальных. Даже интересно...

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется... Ты знаешь, я сейчас посмотрел... Хоть бы одного... А, Сплина у нас не было. Все остальные у нас были. Абсолютно все. И "Каста", и "Ночные снайперы", и "Би-2", и бог знает кто. Вообще все. Одного Сплина... А, из Питера потому что. Не совпадают графики.

Д.БОРИСОВ: "Бог знает, кто". Я сейчас смотрю список. Кого же ты сказал "Бог знает, кто".

А.ПЛЮЩЕВ: "Ногу свело".

Д.БОРИСОВ: "Ногу свело", там, "Смысловые галлюцинации".

М.СЕГАЛ: Я, даже если говорить более о творческих штуках и каком-то стиле, я даже за собой замечал, что когда какой-нибудь клипмейкер снимает кино, да, мы видим очень часто, что он свои клипмейкерские приёмчики, своё клипмейкерское мышление и, самое главное, свою просто планку просто мозга художественного несет в кино. И мы видим: "О, клипмейкер нарезал тут нарезку"... У меня скорее было наоборот. Я как раз снимая клипы тащил туда киноэстетику и как раз у меня... Я почему в основном работал с рок-группами и всякими исполнителями? Понятно, что так сложилось. Но так сложилось, эти клипы стали получаться и в этом направлении у меня получалось работать, потому что для их песен какая-то киностилистика была очень органична. Я пробовал пару раз, но у меня особо не получалось, снимать яркие конфетюшные поп-клипы, в таком значении "поп-клип". Куча моих коллег делает это прекрасно. А мне чтобы это сделать надо было, там, нереально сосредоточиться, пересмотреть 100 клипов, там, вычислить, как они снимаются...

Д.БОРИСОВ: Михаил, вы сейчас лукавите. Не хочется опускаться в наш вечный спор, что такое попса, а что такое рок. Но если вы считаете, что песня "Би-2" "Мой рок-н-ролл", там, Сплин с романсом "Новые люди" или, там, "Ночные снайперы" с песней "Катастрофически" - это не есть "поп". Самые настоящие попсовые песни отличные с прекрасными клипами, снятыми вами.

М.СЕГАЛ: Мы сейчас говорим "поп" или "рок" не в общемузыкальном...

Д.БОРИСОВ: Вы имеете в виду, что вы бы не смогли бы снять клип для Сергея Зверева, наверное. Но это же другое. Это же скорее...

А.ПЛЮЩЕВ: Или это бы далось сильно труднее.

М.СЕГАЛ: Я думаю, что не я лукавлю. Я думаю, что вы усложняете. Потому что мы прекрасно понимаем, что мы понимаем под рок-музыкой и под поп-музыкой. Понятно, что на хорошем заграничном уровне они срастаются и очень сложно провести эту грань. Потому что для нас очень часто поп-музыка - это какое-то более кабацкое звучание и фонограмма, а рок - это жёсткие электрогитары и барабаны. И зарубежная поп-музыка использует все атрибуты рок-музыки в нашем понимании. Они играют вживую с гитарами. Это понятно. Но в нашем понимании мы примерно понимаем, что такое рок именно как стиль музыки - с гитарами, барабанами и так далее, а что такое поп. Понятно, что Майкл Джексон - это скорее поп-музыка, и Джастин Тимберлейк - это скорее поп-музыка, а, там, "Radiohead" - это скорее рок-музыка. На этом-то уровне всё равно мы понимаем, о чём идёт речь. Мы знаем ту стилистику клипов поп-исполнителей, именно построенную не на киношности, на, такой, эффектной декоративности и так далее. Я говорю именно об этих клипах. Когда речь шла о более дизайнерские клипах, то тут мне приходилось гораздо сильнее напрягаться.

Д.БОРИСОВ: Хорошо. Давайте начнём с нуля. Программа "Попутчики". У нас в гостях Михаил Сегал, кинорежиссёр. Что бы вы хотели сказать нашим слушателям и как бы хотели сами себя представить? Кто вы? Человек включился, не зная всю эту вашу предысторию с рекламой, клипами. Вот кинорежиссёр Михаил Сегал - кто он?

М.СЕГАЛ: Вы только что сказали. Кинорежиссёр Михаил Сегал.

А.ПЛЮЩЕВ: Вам, собственно, этого достаточно?

Д.БОРИСОВ: Всё? Только самого звания кинорежиссёра? Это то, чего вы хотели? Не ради этого же кино сняли? Хотели?..

М.СЕГАЛ: Я запутался в ваших вопросах. Не могли бы вы сформулировать саму суть, о чём идёт речь?

Д.БОРИСОВ: Это всё химик на меня влияет тут своими химическими...

А.ПЛЮЩЕВ: Я вообще сижу молчу. Нашёл, на кого свалить.

Д.БОРИСОВ: Химическими флюидами. Тут, кстати, вопрос, который обсуждают на одном популярном сайте, где обсуждается ваш фильм. Есть ли у вас режиссёрское образование? И в открытом доступе написано, что есть.

М.СЕГАЛ: Это не так. Что считать режиссёрским образованием? Я окончил институт культуры, как все нормальные люди.

А.ПЛЮЩЕВ: И кто ненормальный.

М.СЕГАЛ: Я закончил Орловский Институт Культуры, где, собственно, родился и вырос - в Орле. Поскольку это не профессиональный институт, там больше самодеятельный, то у меня единственное образование, которое есть - оно называется "Режиссёр любительского театра". Это, видимо, квалификация, чтобы человек, например, вёл кружок во дворце пионеров или, там, со взрослыми вёл кружок. Это то, что у меня есть в виде диплома, 100 лет назад полученного. А киноинститут я не закончил, ну или, там, театральный профессиональный.

Д.БОРИСОВ: Просто поступали во ВГИК?

М.СЕГАЛ: Я даже учился немножко во ВГИК, но это было несколько месяцев и потом жизнь так сложилась, что я в нём не учился. И дальше уже всё, так, удалось начать снимать клипы, я уже стал эмпирическим путём всё это осваивать.

Д.БОРИСОВ: Почти каждый режиссёр, который оказывается у нас с Сашей здесь в студии, жалуется на проблемы с кастингом в России. Вы сталкиваетесь с этим?

А.ПЛЮЩЕВ: Прости меня ради Бога. Давай про кастинг чуть-чуть... Я просто хотел насчёт обучения. Почему вы дальше не стали учиться во ВГИК?

М.СЕГАЛ: Это абсолютно бытовая была ситуация, поэтому она даже неинтересно. Так иначе сложилось, что я во ВГИК не учился. Но я за то время, пока там всё-таки находился и даже полгода жил в общежитии ВГИК, я приобрёл огромное количество друзей - художников, операторов - с которыми потом стал делать свою первую работу. И вот это приобретение - оно самое главное. Именно поэтому я смог стартовать, потому что там были люди, которые мне помогали.

А.ПЛЮЩЕВ: Ни разу не пожалели, что бросили?

М.СЕГАЛ: Нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот. Теперь можно переходить к кастингу. Извини, пожалуйста.

М.СЕГАЛ: Какие проблемы с кастингом в России? Маленькое население?

Д.БОРИСОВ: Говорят, что население-то большое, но актёров...

М.СЕГАЛ: Очень некрасивое, да?

Д.БОРИСОВ: Нет. В смысле, что играют плохо.

М.СЕГАЛ: Могу только пригласить зрителя на наш фильм, чтобы посмотреть, как играют актёры. Я думаю, что в основном вопрос очень интересный, потому что опыт показывает, что актёры у хороших режиссёров играют хорошо. Это правда. Другое дело, что существует система, как бы сказать, такого, сериального и телемувного развращения. То есть когда у актёра того или иного за долгое время практика, которая у него есть, она с плохими режиссёрами в неорганично написанных сценариях, когда они годами играют неорганичный текст, то они к этому привыкают и они привыкают так играть. А зритель привыкает это видеть. И возникает новая планка того, что считается органичным или неорганичным. И, как старая советская шутка про завод, что мы делаем вид, что мы работаем, а они делают вид, что платят нам зарплату. Так и здесь. То есть актёры делают вид, что они как бы органично играют, а зрители, потому что ничего другого нет, делают вид, что, вот, наверное, вот это и есть современный средний уровень органики кино и сериалов. И поэтому проблема в том, как актёра сбить с уже вот этой инерции плохой игры. Если это удаётся сделать, то очень многие актёры, даже игравшие до этого плохо, играют отлично. Поэтому, я думаю, это больше проблема материала и режиссёра, чем актёров.

А.ПЛЮЩЕВ: В конце концов, мне кажется, что сейчас есть и другая сторона, потому что стали снимать не только ситкомы, но и сериалы какие-то, которые по качеству, не скажу, приближаются, но во всяком случае сопоставимы или сравнимы с художественным кино. По меньшей мере, не у нас. Я не знаю, можно ли... Я не смотрел просто. Не смогу ничего сказать. Я не знаю, есть ли у нас сериалы подобного рода...

М.СЕГАЛ: У нас появляются сериалы, сделанные по этому принципу. То есть там не очень много серий, они сняты с более киношным изображением, там больше денег на серию выделяется и как-то чуть подробнее снимается. Возникает иллюзия псевдокино. Но сколько я ни видел таких сериалов, конечно, в основном в них всё равно играют действительно плохо. И проблема не в том, что конкретный актёр, вот он плохо играет. А в том, что всех это устраивает. Это устраивает актёров этих, это устраивает этого режиссёра и это в принципе устраивает зрителей. То есть все как бы внутренне договорились жить вот с этим уровнем художественной правды в кино и зрительской органики, и живут. И это, конечно, грустно.

А.ПЛЮЩЕВ: А вам самому не предлагали снимать сериалы?

М.СЕГАЛ: Неоднократно через день.

А.ПЛЮЩЕВ: И как? Судя по всему, пока отказываетесь.

М.СЕГАЛ: Судя по тому, что я не снял, я отказываюсь.

А.ПЛЮЩЕВ: От чего? Может быть, это хороший шанс сделать их лучше?

М.СЕГАЛ: Опыт подсказывает - и жизненный, и киношный... Вообще, что такое опыт? Опыт - это, как известно, умение избегать самых типичных ошибок. И на старте чего-то видеть, какие заложены подводные камни. Зная логику продюсеров, зная, как процесс кинопроизводства в своём качестве от заявленного начинает по ходу дела скатываться, скатываться и планка снижаться... Я это вижу на старте. И поэтому я понимаю, из чего можно что-то хорошее сделать, а из чего нельзя. И конечно, очень часто звучат такие фразы, когда есть то или иное предложение того или иного сериала или кино... Допустим, сериала. Все как бы понимают, что это что-то, может, не мега-гениальное. Но звучит такая фраза: "Ты же хороший режиссёр, значит, ты сделаешь это хорошо". Я знаю непреложную вещь, что плохой материал невозможно сделать хорошо никогда. Плохой сценарий хорошей режиссурой не лечится. Единственное, что хорошее ты можешь сделать - это за него не браться. У меня нету... Вот, фильм "Рассказы" снят по моему сценарию. У меня нет того, что я, там, принципиально зашился от чужих сценариев. Но всё равно это... Может быть, завтра появится чужой гениальный сценарий, который мне захочется снять. Но всё равно пока я настроен, что скорее всего следующее что-то тоже буду снимать самостоятельно.

А.ПЛЮЩЕВ: А прежде чем перейти к следующему фильму, вы когда-нибудь читали или часто ли вам попадаются (как угодно можно этот вопрос задавать) чужие сценарии хорошие? Это я к тому, что Дима затронул тему кастинга, а я-то слышал как раз, что кастинг кастингом, а проблема со сценаристами едва ли не самая острая в отечественном кинематографе.

М.СЕГАЛ: Соглашусь. Если бы я увидел сценарий, который мне очень нравится, я бы постарался всё сделать, чтобы его снять. Поэтому у меня между первым фильмом и фильмом "Рассказы", который сейчас вышел, прошло 5, а то и 6, лет, если целиком считать. Потому что как строятся отношения между продюсером и режиссёром? Либо продюсеры говорят: "Если у тебя есть сценарий, неси нам". Либо они тебе предлагают: "Вот у нас есть сценарий". И мы до этого момента в течение стольких лет не совпадали. То, что я им предлагал своё, им не нравилось, а то, что они мне предлагали, я категорически не хотел снимать.

А.ПЛЮЩЕВ: А у вас ещё сколько сценариев есть, Михаил?

М.СЕГАЛ: У меня сейчас нисколько. Но его можно написать.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, это я просто к тому, что вы говорите "То, что я писал, им не нравилось". Они же, наверное, написаны есть? Судя по тому, что снято 2 фильма.

М.СЕГАЛ: Есть очень интересный эффект, который заключается в том, что тот сценарий, который сейчас снят - фильм "Рассказы" - он чуть-чуть в изменённом виде, но практически он существовал года 2 назад. И многие продюсеры, которые сейчас посмотрели фильм "Рассказы" и говорят "Гениально, отлично", они, когда видели это, как сценарий, говорили: "Что-то не понятно, что это такое". То есть с одной стороны продюсеры говорят о том, что у нас кризис сценариев и всё плохо - ну нету сценариев хороших, всё вторично, всё бездарно или безграмотно, потом им даёшь что-то, допустим оригинальное и интересное, они говорят: "Полная ерунда". Но потом этот же фильм "Рассказы" мог бы и не сняться, мог бы быть не снят. Но так получилось, что нашлись продюсеры... Можно я даже назову их?

А.ПЛЮЩЕВ: Да пожалуйста.

М.СЕГАЛ: Потому что я очень благодарен.

А.ПЛЮЩЕВ: Нужно даже. Давайте я вам помогу, Михаил? А кто были продюсеры?

М.СЕГАЛ: Это муж и жена, 2 продюсера, они работают в паре тандемом - Андрей Кретов и Настя Кавуновская. Они были мои приятели раньше, но я не пересекался с ними по кино. И если бы они не загорелись желанием это снять, так бы он был не снят. И сейчас все те люди, которые говорят "Гениально, гениально, талантливо, талантливо", они бы так этот сценарий лежал и был бы для них, что он какой-то неинтересный. То есть здесь момент, такой, тонкий.

Д.БОРИСОВ: Они дали вам полный карт-бланш?

М.СЕГАЛ: Да.

Д.БОРИСОВ: И потом не вносили правок в отснятый материал?

М.СЕГАЛ: Нет, это была моя с ними договорённость, что ни единой фитюлечки никто не меняет. Мы с ними договорились, что, естественно, мы всё время находимся в диалоге. Не так, что я закрылся и не слышу. Естественно, они мне могут сказать: "Мы считаем так-то". Но мы договорились, что их голос носит консультативный характер, а если я не согласен, я всё равно делаю по-своему.

Д.БОРИСОВ: И с чем-нибудь вы были несогласны?..

М.СЕГАЛ: Надо сказать, что практически ничего они мне так и не говорили, ну, потому что в целом авторское кино - это такая вещь, что никто не знает, что в нём хорошо, что плохо. Где выстрелит или где не выстрелит. От того, что придёт продюсер и скажет "Это на это", он не изменит этот фильм глобально, хотя может разрушить атмосферу, которой пока не понимает, поэтому в этом мудрость продюсера и заключается...

А.ПЛЮЩЕВ: Он может самоутвердиться.

М.СЕГАЛ: Есть же когда ты находишься на руководящей должности и у тебя право последнего голоса, у тебя внутреннее ощущение, что продукт не сделан, пока ты ничего не поправил. Как же так? Мне показали, я сказал "хорошо" - не может быть. Я должен сказать "Вот здесь немножечко исправьте" - вот теперь можно.

Д.БОРИСОВ: В конце концов есть продюсеры от Бога, которые не самоутверждаются, как говорит Саша, а вполне часто чувствуют... Это удивительное свойство. Я знаю таких людей, которые сами на своём внутреннем каком-то языке понимают, что понравится широкой аудитории, а что не понравится, понимают даже если им лично это может не нравиться.

А.ПЛЮЩЕВ: Или что понравится узкой фестивальной...

Д.БОРИСОВ: Или что понравится узкой фестивальной...

М.СЕГАЛ: Именно поэтому продюсер хороший, естественно, понимает на старте фильма, для кого этот фильм. Если он понимает, что это для широкой аудитории и он привлекает - это называется продюсерское кино - он привлекает того или иного профессионального режиссёра, чтобы это сделать. Дальше он действительно может от него требовать, вносить правки, потому что он отвечает за это. Если он понимает, что в принципе производится авторское кино и ставка делается не на продукт, который уже проанализирован, известен и надо его просто воспроизвести ещё раз, а ставка делается на талант, когда должно быть произведено что-то, чего пока никто не видит, что не с чем сравнить, то тогда, конечно, сила духа и мудрость продюсера заключается в том, насколько он до конца верит режиссёру в его решениях. Потому что в таких ситуациях опираться на предыдущий опыт бессмысленно. Иначе никакого прорыва не произойдёт.

А.ПЛЮЩЕВ: Отвечая на один из предыдущих вопросов (я просто прервал вас), вы говорили, что, вот, и свой следующий фильм. Очевидно, вы хотели сказать "Я сниму тоже, видимо, по своему сценарию". Видимо, так это должно было заканчиваться. Вы уже знаете, что это будет?

М.СЕГАЛ: Я сейчас думаю. Потому что очень интересная штука. Например, как раз в промежутке между первым и вторым фильмом я написал один из сценариев, показал его разным продюсерам и они сказали: "Да ну, ерунда какая-то". Чуть большая ерунда, чуть меньшая ерунда, но всё равно результат был одинаковый. Я не поленился и написал книжку. И издал её, как прозу. То есть для меня это была форма донесения. То есть я понимаю: вот есть история, она мне нравится, герои мне нравятся. Я понимал, что время уходит. Я хотел её донести до людей. И книжка, она называется "Молодость", она вышла 2 года назад. И после этого очень интересный момент. Сейчас ко мне приходят некоторые продюсеры и говорят: "Помнишь, у тебя было?.." Обычно же наоборот бывает: сначала проза, а потом её переводят в сценарий. А здесь наоборот. И произошёл очень интересный момент. Ведь сценарий - это всё равно заготовка, это не произведение. Произведение - это фильм. А проза - повесть, например - это уже произведение в литературе. И в момент, когда я делал произведение, когда я практически поставил её, только буквами и так далее, она уже состоялась. И сейчас, например, эту вещь я бы уже не хотел снимать. И то же самое... Я думаю, я не погрешу ни против чего, если я ещё раз прорекламирую кое-что то, что вот сейчас одновременно с фильмом "Рассказы" практически на этой неделе появляется в магазинах моя книжка, которая тоже называется "Рассказы". И там тоже есть вещь, которая была раньше сценарием. И я её тоже специально, чтобы выпустить эту книжку, переписал, как прозу. И тоже у меня есть ощущение, что как только это стало прозой, мне уже не интересно это снимать.

А.ПЛЮЩЕВ: Подождите, Михаил, я правильно понимаю, что эта книга, которая появляется, она какое отношение к фильму имеет?

М.СЕГАЛ: Она имеет очень хитрое и условное. То есть она просто выходит... Книжка "Рассказы" одновременно с фильмом "Рассказы". Просто это, как бы, некий ход такой. Но в реальности что это из себя представляет? Там есть несколько историй из фильма и прост много-много других рассказов. То есть это просто повод для меня выпустить книжку, где жанр короткий рассказов - всё лучшее, что могло быть - то есть это самое время, я решил это сделать.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы её когда сдавали в издательство, у вас спросили, у вас романа нет? Сейчас романов...

М.СЕГАЛ: У меня это спрашивали, когда я первую книжку сдавал "Молодость", поэтому это, собственно, и вошло в фильм. Потому что фильм начинается с того, что у писателя, который приносит книжку в издательство, спрашивают: "Это всё ерунда. Роман есть?" Но в отличие от того писателя, у меня это спросили, но книжку сразу напечатали. Просто сказали, что, к сожалению, народ это не покупает. Нужно что-то большое цельное про современность.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, кстати, я долго... Не то, что долго, но как-то задумался над самим названием "Рассказы". Мне кажется, абсолютно ваше дело и ваш авторский взгляд и, может быть, даже на этой противоречивости можно как-то сыграть. Но действительно, такое, противоречивое название, потому что оно по современным меркам не продаёт ничего. Оно не означает ничего.

М.СЕГАЛ: Да. Я до сих пор пребываю в эйфории от этой задумки. У меня и сама идея снять фильм... У меня вся концепция фильма "Рассказы" сложилась после того, как я придумал название. Потому что это такое антиназвание, это вообще не название. Потому что оно настолько не имя собственное... Ну, как бы, оно не может быть... Это ничего, такое... Это что такое вообще? И книжка тоже... На ней никаких картинок. Это, такая, белая книжка, на которой моим почерком написано, а потом отсканировано, слово "Рассказы". То есть "Рассказы" - это как обозначение жанра, сборник, например. А здесь это как название. Мне кажется, это очень наглое название и очень большая претензия, такая, творческая - добиться того, чтобы нарицательное стало собственным и это стало, таким. Рассказы - это название, не просто слово. И мне кажется, это весело. Это вызывает возмущение, а это здорово.

Д.БОРИСОВ: Так говорят рекламным языком "по-копирайтерски" очень, вы знаете.

М.СЕГАЛ: Да, это по-копирайтерски.

Д.БОРИСОВ: Я думаю, что это отличное название для фильма....

М.СЕГАЛ: Я даже больше скажу. Извините, что я вас перебил. Я когда стал... Сейчас выходит фильм. "Рассказы". Я думаю: "Так, отличная идея - выпустить книжку "Рассказы". Собрал сборник, а потом понимаю, что там есть и короткие рассказы, есть один рассказ, который чуть ближе к повести. Он 50 страниц. Я понимаю, что под эту концепцию что-то не очень... И что я сделал? В результате я специально написал туда рассказ, который называется "Рассказы", потому что очень часто бывает, что называют сборник по одному из названий. Есть, там, "Дама с собачкой" - вот и всё. Сборник рассказов по одному из рассказов. И я подумал, что если у кого-то будут претензии к длине вещей, ещё к чему-то, я могу просто сказать, что это сделано по названию одного из произведений. У меня просто есть финальный... Книжку "Рассказы" заканчивает рассказ "Рассказы". И поэтому мне кажется, что это ещё веселее.

А.ПЛЮЩЕВ: Понимаешь, даже художественные произведения ныне пишутся с такими всякими...

Д.БОРИСОВ: Михаил Сегал - наш сегодняшний гость. Он на самом деле игрок. Он играет в кинорежиссёра, он играет в писателя, играет, наверное, в клипмейкера. Вам это нравится, мне кажется....

М.СЕГАЛ: Неплохо сказано.

Д.БОРИСОВ: Начали вы с нами разговаривать с того, что упрекали нас в том, что мы так форме много уделяем внимания, а сами-то, сами смотрите, как глубоко залезли в эту самую форму и чуть ли не ставите её выше содержания, если вам нравится играть в то, что "Рассказы"... Рассказ под названием "Рассказы" внутри сборника "Рассказы". Название "Рассказы" на обложке книжки "Рассказы". Это прямо...

А.ПЛЮЩЕВ: Написано от руки слово "Рассказы".

Д.БОРИСОВ: Это прямо ода форме из ваших уст.

М.СЕГАЛ: Это правда. Но форма, что может быть прекраснее формы?

А.ПЛЮЩЕВ: Содержание?

М.СЕГАЛ: Да ладно?

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

Д.БОРИСОВ: Возвращаясь к новельной структуре, почему всё-таки новелла, Михаил? Знаете, один маститый... Правда, даже не один. Но я слышал это от двух людей. Продюсеры говорят, что из романа хорошего фильма не получается. Роман - это скорее сериал. Снять роман - экранизировать - это можно, там, в 20 серий или 10, но, таких, обстоятельных, всё хорошо. А хороший фильм - это как раз рассказ в основе хорошего фильма.

М.СЕГАЛ: Я думаю, что повесть.

Д.БОРИСОВ: Повесть.

М.СЕГАЛ: Короткометражка - это рассказ, а полнометражный фильм - это повесть. Роман - это многосерийный фильм.

Д.БОРИСОВ: Повесть. Не роман имеется в виду. Всё-таки есть ощущение у меня, оно остаётся. У меня есть ощущение, что имея много задумок для фильмов - там, 4 - вы получив возможность и карт-бланш от продюсеров, решили их бац-бац-бац и 4 в одном. Они же такие разные! Новелла о бабуле-экстрасенсе...

А.ПЛЮЩЕВ: Они и по жанру разные.

Д.БОРИСОВ: И каждый из них способен быть фильмом жанровым. Чуть-чуть нанизать на это нужно каких-то дополнительных деталей. История с третьей новеллой... Извините за спойлер, дорогие слушатели, но вы всё равно...

М.СЕГАЛ: Третий можно. Про бабушку можно.

Д.БОРИСОВ: Спойлер короткий. Пропала девочка, такая, история Ирины Воробьёвой немножко. Слушатели "Эхо Москвы" поймут шутку. Пропала девочка, полиция не может найти, обращается за помощью к библиотекарше, а библиотекарша, такая, немножко мисс Марпл-экстрасенс...

М.СЕГАЛ: Я думаю, хватит сюжета...

Д.БОРИСОВ: Она начинает искать, естественно, без развязки рассказываю. Она начинает искать, какие-то голоса стихами, там, говорят... Это же абсолютное кино полностью. Можно продумав пару пропавших девочек, там, маньяка потом искать. Это даже на сериал в принципе может потянуть.

А.ПЛЮЩЕВ: Милиция, подожди... Милиция, а потом выясняется, что бабушка, может быть, и сама этих девочек ворует или прячет... И так далее. И в конце - бам...

М.СЕГАЛ: Если отвечать на ваш вопрос серьёзно, то ответ будет состоять из, видимо, 3 частей...

Д.БОРИСОВ: Слов. "Да пошёл ты"...

М.СЕГАЛ: Во-первых, я думаю, что самое главное в реализации того или иного сюжета - это чувствовать длину, чувствовать форму, чувствовать, за какое время она может быть реализована. Например, в прозе - количество страниц, в кино - количество минут. Очень часто проблемы фильмов в том, что в принципе неплохой сюжет для 30 минут, из него делают полный метр. Или наоборот, там, комкают. Поэтому я думаю, что теоретически можно было бы развить ту линию, эту линию и сделать кино, потому что по философии, по заявленным темам, конечно, каждая из этих историй могла бы быть полнометражным фильмом. Но тогда, во-первых, они бы были разжижены, раздуты, в них мы бы ушли от сути в сторону каких-то фитюлек и второстепенных линий. Мне кажется, что потенциал этих историй - это рассказ, почему фильм является как бы является НРЗБ жанру рассказа. С другой стороны есть замысел фильма "Рассказы". Это некое социальное современное кино о современной России, о людях, о разных столкновениях личных, общественных, каких-то... И поэтому именно поставить эти 4 истории рядом, чтобы создать общую картину того, как мы живём, было особенно важно. Сами по себе эти отдельные вещи...

Д.БОРИСОВ: А бабушка-экстрасенс - это наши жизни?

М.СЕГАЛ: Это художественный образ.

А.ПЛЮЩЕВ: Осмысление.

М.СЕГАЛ: И наконец, конечно же, было очень интересно... Это, такое, гурманство профессионально-творческое... Конечно, очень хотелось поиграть в жанры, сделать внутри одного фильма несколько разных жанров. Поэтому у нас есть... Первое - это что? Театр абсурда, наверное. Потом, как вы сказали, социальный памфлет. В принципе да, это социальный памфлет. Про бабушку - это, такая, игра в триллер или что-то в этом роде.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы его назвали ироническо-мистический детектив.

М.СЕГАЛ: Можно так. Финальная, по сути, история, про которую вы сказали "18+" - в принципе, я думаю, что по жанру это мелодрама. Всё равно это отношения между мужчиной и женщиной. Но она, такая, кагэбэшно-политическо-эротическая мелодрама...

А.ПЛЮЩЕВ: А где там КГБ?

М.СЕГАЛ: Как всегда, везде.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, оно там, конечно...

М.СЕГАЛ: О нём даже разговаривают очень много там. Но по сути всё равно это мелодрама. Мы так или иначе смотрим, как развиваются отношения этих двух любовников. И поэтому, мне кажется, для зрителя есть момент какого-то освежения, что, вот, ты только успел не соскучиться.... Не успел соскучиться, как тебе не дают шанс не соскучиться дальше. И мне кажется, это отличный повод поэкспериментировать в этом направлении.

А.ПЛЮЩЕВ: Можно ещё по машинерии совсем небольшой вопрос. Часть съёмок была в Минске. А почему такая локация - Москва, Минск?

М.СЕГАЛ: Очень много российского кино снимается в Минске, потому что там дешевле кинопроизводство...

А.ПЛЮЩЕВ: Почему не всё тогда?

М.СЕГАЛ: Там натоптанная тропинка и очень многое производство просто уходит туда. Там много всего снимается. Потому что это был не очень большой по бюджету фильм. Мы поняли, что нам там снять будет проще, дешевле и удобнее. Плюс там было много природы, которая нам нужна. Например, вот эти страшные баскервильские болота, которые в новелле про мистическую бабушку из библиотеки. Это очень... Правда, не рядом с Минском. Там очень много километров. Заброшенный бобровый заповедник. Пока нас там смотритель заповедника водил, я узнал про бобров всё. И это уникальная натура. У нас чтобы близко к Москве такое искать, никогда не найдёшь. Это на какой-то север надо ехать или... Плюс очень много хороших актёров минских. Я влюблён в них. Плюс сама бабушка библиотекарша актриса Тамара Миронова из Минского Театра. Она у меня в прошлом фильме "Франц + Полина" играла маму главной героини. Я роль писал именно под неё. Только под неё. Поэтому очень органично это получилось. Куча того, что просто является квартирами, такими, советскими улицами. Это что тут, что там... Советская даже больше она там сохранилась...

Д.БОРИСОВ: Ну, это известная история, что кино уходит в Минск и в Киев.

М.СЕГАЛ: Многие люди, которым надо снимать 70-е годы, едут и в Минск, и в другие белорусские города, потому что там даже архитектура чище и легче сделать эту реальность.

Д.БОРИСОВ: Какой бюджет был фильма, расскажете?

М.СЕГАЛ: Вы знаете, я не знаю точно... Слава Богу, я этого не знаю. Я думаю, тут просто... Это у продюсеров. Я думаю, это кино в районе чуть больше миллиона долларов, там, миллион с капелькой. Надо сказать, что в нашей... Оно не смотрится дёшево. Мы приложили кучу усилий, а в принципе по нынешним временам это не большой бюджет.

Д.БОРИСОВ: Вы следите за тем, какой успех имеет в прокате?

М.СЕГАЛ: Естественно. Я, как любой нормальный режиссёр, каждые полтора часа забиваю своё имя в Google и проверяю, что про меня нового пишут и про фильм. Соврал, конечно...

Д.БОРИСОВ: А про кассу?

М.СЕГАЛ: И про кассу.

Д.БОРИСОВ: Как прошли первые выходные проката?

М.СЕГАЛ: Вы знаете, мы сейчас должны дождаться завтра, потому что есть понятие викендов.

Д.БОРИСОВ: Посмотрим, что получится.

М.СЕГАЛ: Где-то в понедельник. Я думаю, что учитывая тот бюджет рекламы, который у нас был (то есть почти никакого), когда ставка была сделана на так называемый сарафан. Если кино работает само по себе, оно набирает зрителей. С точки зрения киношной логики, которая называется "Наработка на копию", то есть сколько кинокопий есть...

А.ПЛЮЩЕВ: Сколько, кстати?

М.СЕГАЛ: У нас, по-моему, 180.

А.ПЛЮЩЕВ: Это по всей стране?

М.СЕГАЛ: Но для авторского кино это много у нас.

А.ПЛЮЩЕВ: Очень много.

М.СЕГАЛ: Обычно у нас авторское кино выходят, ну не знаю, 30 копий выпустят и радуйся. Именно не с точки зрения количества денег, как такового. Там никто не собирается соревноваться с блокбастерами американскими. А с точки зрения наработки на копию, пока, насколько я понимаю, как мы обсуждали с продюсерами, как ни странно, народ идёт...

А.ПЛЮЩЕВ: Надо сказать, что в отсутствие нашего кино, практически отсутствия... Потому что фильмов-то снимается мало, доходит до проката ещё меньше, а ходит на них совсем мало.

Д.БОРИСОВ: Совсем мало.

А.ПЛЮЩЕВ: Если не считать отдельные какие-то произведения. А если ещё фильм, не дай Бог, хорошо прошёлся по фестивалям, на него совсем никто не идёт.

Д.БОРИСОВ: Сходите, дорогие слушатели, если верите нам с Сашей.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы абсолютно рекомендуем без всяких задних мыслей.

Д.БОРИСОВ: Может быть, у нас есть какие-то свои замечания по этому поводу, мы не будем при Михаиле озвучивать. Мы между собой обсудили. Но то, что сходить и создать свои собственные впечатления...

А.ПЛЮЩЕВ: Во всяком случае, как бы очень распространённое мнение о смерти российского кинематографа сильно преувеличено, конечно.

Д.БОРИСОВ: Да точно преувеличено. Михаил Сегал - человек с большой буквы и кинорежиссёр - был у нас сегодня в программе "Попутчики". Спасибо, Михаил.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое.

М.СЕГАЛ: Ура. Спасибо.

Д.БОРИСОВ: Мы - Дмитрий Борисов и Александр Плющев - в следующее воскресенье будем здесь. Пока.

А.ПЛЮЩЕВ: Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025