Дмитрий Ревякин - Попутчики - 2012-03-25
А.ПЛЮЩЕВ: Московское время 23 часа 6 минут, с вами Александр Плющев и Дмитрий Борисов, программа "Попутчики". Чего ты так радуешься?
Д.БОРИСОВ: Я не радуюсь, я просто вдохнул, а мне-то что говорить теперь? Всё не по плану теперь пошло, непонятно.
А.ПЛЮЩЕВ: А, ну что, скажи, что SMS +7-985-970-45-45. Скажи, что Твиттер-аккаунт vyzvon. Что ещё? Я не знаю, что.
Д.БОРИСОВ: Татьяна Фельгенгауэр должна со мной быть, судя по расписанию эфира.
А.ПЛЮЩЕВ: Она постоянно с тобой должна быть вместо меня. Не знаю, её нету где-то, я постоянно выхожу на замену. Не знаю, что происходит. Хорошо.
Д.БОРИСОВ: Ладно, начинаем программу "Попутчики", продлится она до 12, почти час мы будем с вами, будем здесь не одни.
А.ПЛЮЩЕВ: Дмитрий Ревякин, лидер группы "Калинов Мост", добрый вечер.
Д.РЕВЯКИН: Добрый вечер, приветствую всех слушателей.
А.ПЛЮЩЕВ: Я когда узнал, что Дмитрий у нас будет в студии, ужасно обрадовался, потому что последний эфир с ним, да собственно и первый же, был в программе "Аргентум" у нас ещё 6 лет назад. Я посмотрел, это было в апреле 2006 года. И с тех пор наверняка масса событий произошла и в музыке и вне неё. И в жизни группы "Калинов Мост", и в жизни Дмитрия Ревякина, о которых можно, нужно поговорить и интересно будет поговорить. В связи с этим я ещё раз скажу, что (уже не в шутку) SMS +7-985-970-45-45, Твиттер-аккаунт vyzvon. Вы всячески приглашаетесь к участию в нашем разговоре. Я прямо вот с этого вопроса своего и начну. Что главное произошло за эти 6 лет, которые мы с вами здесь не виделись и не слышались, вот у вас? Тогда мы слушали новый альбом "SWA" с вами. Сейчас мы будем слушать "Золотое толокно", частично его послушаем сегодня. За это время ещё несколько пластинок вышло.
Д.РЕВЯКИН: Выходили пластинки, DVD мы сделали, тоже кое-какие и сольные пластинки, так что вот это наверно и главное, я так определяю.
А.ПЛЮЩЕВ: Там была такая история, что альбома "SWA" ждали чуть ли не 6 лет. Там мы с вами обсуждали тогда.
Д.РЕВЯКИН: Да. Около 5 лет, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Долго он как-то рождался.
Д.РЕВЯКИН: Не получалось, да, его записать так, как хотелось. Не было музыкантов, с которыми можно было это воплотить и бросить в астрал. Но вот, на сегодняшний день, слава Богу, всё хорошо и пластинки мы делаем.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, а дальше после альбома "SWA" как-то пошло и, я смотрю, за эти 6 лет далеко не один альбом. Мы только что поговорили о том, что несколько было записано. Это было какой-то пробкой, какой-то горловиной у вас?
Д.РЕВЯКИН: Ну да. Просто уже после "SWA" уже собрались музыканты, с которыми можно было эффективно и творчески решать музыкальные задачи.
А.ПЛЮЩЕВ: Что-нибудь расскажете о новом альбоме, который только что вышел?
Д.РЕВЯКИН: Да, расскажу с радостью, такой, внутренней, наверное. На лице, я надеюсь, это не выражается.
А.ПЛЮЩЕВ: Почему? Почему надеетесь?
Д.РЕВЯКИН: Ну, не путайте меня.
Д.БОРИСОВ: Работа над собой.
Д.РЕВЯКИН: Да, работа над собой.
Д.БОРИСОВ: Кстати, посмотреть на лицо Дмитрия вы можете на сайте "Эха Москвы" echo.msk.ru, где работает Сетевизор.
Д.РЕВЯКИН: Нас снимают, да?
Д.БОРИСОВ: Нас снимают не скрытые камеры.
Д.РЕВЯКИН: Технологии.
А.ПЛЮЩЕВ: Отлично видно.
Д.РЕВЯКИН: Я хочу сказать, что эта пластинка готовилась к нашему 25-летию и в ней хотелось... Специально был составлен цикл из произведений, которые бы отражали мышление "Калинова Моста" за эти годы. И лирику, и музыкальное мышление, конечно. Альбом больше рассчитан... Не рассчитан, вернее, а он созерцательный (мне он таким представляется) и пытается в своих песнях охватить евразийское наше пространство, которое зовётся сегодня Российской Федерацией, и показать, как наши слабые, тёмные черты, так и сильные, надёжные, убедительные. Вот это если кратко. Также там есть такие заныры в историю, я надеюсь, мы сегодня послушаем эту пьесу. Принципиально альбом решался гитарным звуком. Это было принципиально, и есть очень интересные, на мой взгляд, инструментальные отклонения. Не только просто песня и конец. Это уже можно рассматривать как пьесы. Для меня он даже видится... Я как-то задумался на сегодняшний день, что в принципе, если найдётся какой-то мультипликатор серьёзный, то он может это смело всё нарисовать, потому что это всё выстраивается в некую сюиту от начала и до конца.
А.ПЛЮЩЕВ: Это весь альбом вы имеете в виду?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Я с мультипликаторами постараюсь поговорить, у меня много знакомых. Это было бы здорово.
Д.РЕВЯКИН: Сообщите мне потом.
А.ПЛЮЩЕВ: С удовольствием, давайте наладим мост. Единственное что, мне кажется, альбом - это очень большая вещь для мультиплицирования, для анимирования. Ну в смысле, сколько он длится, минут пятьдесят, наверняка же?
Д.РЕВЯКИН: Да. Наш художник там ещё сделал некие подсказки для мультипликации.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть уже раскадровка такая есть определённая.
Д.РЕВЯКИН: Направление, не раскадровка, направление.
А.ПЛЮЩЕВ: Интересно, может быть, так получится. У вас когда-нибудь были анимационные опыты в смысле клипов?
Д.РЕВЯКИН: Да был, был. Ребята из Казахстана, из Усть-Каменогорска сделали нам один, даже два варианта мультипликации на одну пьесу, как раз из "SWA" на "Всё путём".
А.ПЛЮЩЕВ: Понравилось?
Д.РЕВЯКИН: Мне понравилось, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Вот я уже заметил (вы сами даже на этом сакцентировали внимание) то, что свои песни вы называете пьесами. Когда этот переход совершился? Когда вы стали таким образом к ним относиться?
Д.РЕВЯКИН: Ну, наверное, всё это материала зависит музыкального. Есть песни, есть баллады, есть боевики такие, ударные, энергичные. А есть пьесы, которые можно разворачивать, разворачивать и разворачивать.
А.ПЛЮЩЕВ: Дмитрий Ревякин, лидер группы "Калинов Мост" сегодня у нас в эфире и сегодня будем мы слушать песни с альбома "Золотое толокно". Но пока, чуть-чуть отвлекаясь от творчества и помня, вообще, о том, что...
Д.БОРИСОВ: О месте, в котором происходит наш разговор. Прочитал я мысли Александра.
А.ПЛЮЩЕВ: Абсолютно. Местечко-то такое намоленное, грубо выражаясь. Я бы хотел задать Дмитрию два вопроса, касающихся происходящего в стране. Ну во-первых, то, что всем сейчас практически задаю, кто приходит сюда к нам в программу, музыкантам, не музыкантам. К тому, к той такой политизированной активности, в которую народ ударился. Я без отрицательной коннотации и без положительной это говорю, ну просто... Что люди стали более политически активными, на митинги ходят, белые ленты носят или наоборот какие-то другие ленты, другие митинги вывозятся и так далее.
Д.РЕВЯКИН: Ну да, да, есть такое.
А.ПЛЮЩЕВ: Как вы к этому ко всему относитесь? "Суета сует" или наоборот это хорошо?
Д.РЕВЯКИН: Я по мере возможностей слежу, конечно, за этим и понимаю чаяния людей, которые по воле своего сердца, по позывам души ходят на митинги протестные. Но вот и всё, что я могу сказать.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть только следите? То есть у вас нет ни положительного, ни отрицательного к этому отношения?
Д.РЕВЯКИН: Да. Ну, у меня уже такая позиция сформировалась, что против глобального мира сопротивляться бессмысленно.
А.ПЛЮЩЕВ: С другой стороны, мы в прошлый эфир довольно много говорили о религии и об отношении к религии. Ко всему сейчас в последнее время какой-то навал просто новостей и событий (если это можно назвать событиями) вокруг религии, вокруг, прежде всего, Русской Православной Церкви. Ну конечно же, главным образом. Тем более что это имеет к вам некоторое отношение как... В смысле, ваши коллеги, в некотором смысле, из группы "Pussy Riot" устроили такой, как они это называют, "панк-молебен" в Храме Христа Спасителя. Тоже ваше отношение к этому. И как вы следите за этой историей?
Д.РЕВЯКИН: Ну отношение какое... Где-то юмористическое, потому что всё сделано для того, чтобы устраивались панк-молебны, и вот такое отношение.
А.ПЛЮЩЕВ: Поясните, что значит "всё сделано для того, чтобы устраивались", всё сделано кем, строителями Храма Христа или Русской Православной Церковью, кем? Властями страны?
Д.РЕВЯКИН: Я думаю... Нет, это мейнстрим, я считаю.
А.ПЛЮЩЕВ: Ситуация.
Д.РЕВЯКИН: В мире. И поэтому если говорить о каком-то там отношении или моём решении, что делать с этими девчонками... Есть у меня такое, ну, отношение. Оно... Ну вот, как раньше наказывали хулиганов? Давали им мётлы, лопаты, они ходили чистили, например, мой посёлок, где они выросли. Я считаю, что можно так же с этими девчонками поступить, назначить им какое-то послушание, чтобы они читали Евангелие, может даже в Храме Христа Спасителя. Кому-то какие-то моменты объяснят из Евангелия. И этим ограничиться. Это моё мнение.
Д.БОРИСОВ: То есть наказать, но наказание не связано с лишением свободы.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы не считаете это смертельным святотатством каким-то то, что они сделали?
Д.РЕВЯКИН: Нет, не считаю.
А.ПЛЮЩЕВ: Потому что разные очень отношения ко всему этому. Возвращаемся к музыке от религиозно-политических...
Д.БОРИСОВ: С другой смотрите, ведь... Не будет соблазна тогда повторять у людей?
А.ПЛЮЩЕВ: Очередь выстроится.
Д.БОРИСОВ: Очередь, да, конечно.
Д.РЕВЯКИН: Я думаю, это будет только нарастать.
А.ПЛЮЩЕВ: Не-не, Дима спрашивает...
Д.БОРИСОВ: Если отпустить.
А.ПЛЮЩЕВ: Если отпустить, ну там, заставить двор мести, хорошо. То потом таких желающих помести двор через концерт в Храме Христа Спасителя будет "толпами". Вот о чём говорит Дима.
Д.РЕВЯКИН: Ну, вы знаете, с эпохой самовосхваления сладить я не знаю как.
А.ПЛЮЩЕВ: Поясните, пожалуйста, Дмитрий.
Д.РЕВЯКИН: Каждый пытается сейчас за счёт каких-то экстремальных действий себя выделить, поэтому кто-то устраивает панк-молебен, кто-то ещё что-то, ещё, ещё и ещё. Этим заполнены все таблоиды, вот. Кто-то снимает фильмы провокационные на государственные деньги, кто-то искажает историю или наоборот исправляет её.
А.ПЛЮЩЕВ: Мы, кстати, вспоминали до эфира… и Дмитрий вспомнил, что он был организатором концерта.
Д.РЕВЯКИН: Да, я являлся организатором концерта... Музыканты... Храму Христа Спасителя в 1995 году.
А.ПЛЮЩЕВ: Когда он ещё строился. Что-нибудь припомните оттуда, это же интересное на самом деле, очень интересное такое...
Д.БОРИСОВ: Вроде, недавно совсем.
А.ПЛЮЩЕВ: 17 лет назад, совсем недавно, действительно. 17 лет назад.
Д.РЕВЯКИН: 17 лет назад, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Оглядываясь сейчас, вы бы сделали тогда этот концерт, если бы знали, чем закончится? Ну, не чем закончится, а чем обернётся.
Д.РЕВЯКИН: Не, ну оглядываясь назад это всё сослагательное наклонение. Тогда я знал одно, сейчас я знаю другое, и так далее.
А.ПЛЮЩЕВ: С другой стороны да, чего жалеть.
Д.РЕВЯКИН: Да, это, вот это не знаю, как это есть, какие-то слова, что не надо...
А.ПЛЮЩЕВ: Всё, возвращаемся к музыке, отлично.
Д.БОРИСОВ: Мне кажется, можно не возвращаться.
А.ПЛЮЩЕВ: Давай послушаем, а потом можем вернуться...
Д.БОРИСОВ: Хорошо, послушаем. Не забывайте, +7-985-970-45-45. Присылайте свои вопросы Дмитрию Ревякину. Я думаю, что он ответит практически на любые.
А.ПЛЮЩЕВ: Твиттер-аккаунт vyzvon тоже работает для этого, а сейчас пьеса.
Д.РЕВЯКИН: Пьеса называется (историческая пьеса) "Ушкуйники".
ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Д.БОРИСОВ: Программа "Попутчики" продолжается. Радио "Эхо Москвы". Дмитрий Ревякин, лидер группы "Калинов Мост" сегодня у нас в гостях. Слушали мы пьесу.
А.ПЛЮЩЕВ: Прошу прощения у тех, кто смотрит Сетевизор и, может быть, нездорово слышно или совсем не слышно, я не знаю. Но каким-то образом так продолжаем. Следующую песню у нас, может быть, вам тоже не слышно. Я не знаю, прав ли Илья в своём утверждении, которое содержится в его вопросе. Но, мне кажется, в любом случае, был бы прав он или нет, мы имеем право его задать. "Дмитрий Александрович, - пишет он - Вот, вы уже давно живёте в Южном Бутово, откуда там черпаете вдохновение для таких проникновенных песен?" - пишет Илья. Вы действительно живёте в Южном Бутово?
Д.РЕВЯКИН: Да, у сына.
А.ПЛЮЩЕВ: Тогда вопрос правомерен абсолютно. Я сам живу на противоположной ровно окраине, но, в общем, понимаю, о чём вопрос. Надеюсь, что понимаете и вы.
Д.РЕВЯКИН: Нет, это не важно, где писать. Потом, есть у меня... Выступаем мы нечасто, у меня много окон и, как правило, я сразу стартую куда-нибудь из Moscow city.
А.ПЛЮЩЕВ: Окон в смысле во времени?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: И где наиболее вдохновенные места?
Д.РЕВЯКИН: Ну, Камчатка, наверно.
А.ПЛЮЩЕВ: Камчатка? Далеко.
Д.БОРИСОВ: Кстати, ты Бутово зря недооцениваешь. Это теперь географический центр будущей Москвы, между прочим.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, в принципе, да. Но с другой стороны, даже если он и в самом центре вселенной вдруг бы находился, честно говоря, черпать вдохновение там сложно, мне кажется.
Д.РЕВЯКИН: Нет, нет, нет, нет. Вдохновение вообще от места не зависит, на мой взгляд. Вдохновение зависит от… я не знаю, чего, честно говоря.
А.ПЛЮЩЕВ: Есть такая точка зрения, довольно серьёзная. Я когда... Как интересно, я на прошлом эфире тоже вспоминал эфир с Петром Мамоновым и вот сейчас то же самое пришло в голову. Надо встретиться срочно. Пётр Николаевич сказал, что он практически не ездит никуда. Почему не ездит? Потому что это чёрт носит, вот. Я так, утрирую. Всё самое главное находится внутри, а не снаружи. И, в принципе, внутри посмотреть гораздо больше есть чего, чем снаружи. Так ли это для вас или нет?
Д.РЕВЯКИН: Для меня нет. Мне нормально мотаться.
А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Если уж на Камчатку, то тем более.
Д.БОРИСОВ: Как?.. Дурацкий вопрос совершенно, я подумал, кому как не вам его задавать.
А.ПЛЮЩЕВ: Обласкал.
Д.РЕВЯКИН: Для меня это самый лестный отзыв, эта характеристика.
Д.БОРИСОВ: Бывают вопросы, на которые хочется получить ответ у кого-нибудь. А вроде так не спросишь, чтобы тебе серьёзно ответили. Почему зима у нас до сих пор, Дмитрий?
А.ПЛЮЩЕВ: Оба.
Д.БОРИСОВ: Кто виноват в том, что у нас до сих пор снег?
Д.РЕВЯКИН: Наоборот хорошо, что зима. Снег лежит на полях, тем более сейчас корочка после оттепели, всё хорошо.
Д.БОРИСОВ: Будет хороший урожай?
Д.РЕВЯКИН: Будет хлеб, были бы люди, которые его выращивали. К сожалению, их нет.
А.ПЛЮЩЕВ: Спрашивают непосредственно о творчестве, сейчас, секундочку. Уже потерял. Вот. "Кроме язычества, ещё и украинские нотки в творчестве есть", - констатирует один из наших слушателей - "Про сечь постоянные упоминания. Украинские словечки типа "травень", "ледве", "дюже" и так далее. Каково ваше отношение к братскому народу?"
Д.РЕВЯКИН: Самое потрясающее, тёплое и взаимоблагодарное. Я вам скажу, что на Украине я бываю достаточно часто. Уже много, что хотел, я там в детстве посмотрел. В частности, замки западной Украины. Общаюсь с ребятами, прекрасная страна. И, продолжая тему, для меня горько, когда официальные структуры, в том числе и пресса (ну, она естественно, официальная), вся вот эта медийная хунта, значит так, Украину возит.
А.ПЛЮЩЕВ: Просто я хотел спросить о том, есть ли оно для вас лично (не вообще, а для вас лично) разделение между, там, украинский, белорусский, русский народ?
Д.РЕВЯКИН: Есть, конечно.
А.ПЛЮЩЕВ: Да?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Насколько оно серьёзно?
Д.РЕВЯКИН: Не настолько, чтобы поливать грязью тех и других.
А.ПЛЮЩЕВ: Не, ну это понятно, потому что мне кажется, что какое бы серьёзное различие между любыми народами не было - это тоже не повод. Но тем не менее. Мне всегда просто кажется, что действительно условностей и разделения тут гораздо больше, чем того, что объединяет, и мы действительно очень похожи, реально очень похожи.
Д.РЕВЯКИН: Ну, в чём-то похожи, в чём-то отличаемся, потому что разная историческая судьба и есть вопросы и с той стороны и с этой. Разное, конечно, отношение к этим республикам независимым с нашей стороны. Вернее, не разное, а одиозное, на мой взгляд. У меня бабушка с Украины, поэтому я за Украину.
Д.БОРИСОВ: Мы с Плющевым тоже, собственно, за Украину. Александр потратил не одну тысячу рублей для того, чтобы выучить украинский язык в своё время.
А.ПЛЮЩЕВ: Но так и не выучил, тем не менее.
Д.БОРИСОВ: Но потратил, внёс свою лепту.
А.ПЛЮЩЕВ: Разницу между "кiтом" и "китом" я знаю до сих пор.
Д.БОРИСОВ: Я вообще там родился, поэтом мы с любовью...
А.ПЛЮЩЕВ: Мы исключительно из этих соображений, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Ещё о, собственно, новом альбоме. Будут ли выступления в поддержку?
Д.РЕВЯКИН: Да, вот как раз мы готовимся. Первый концерт у нас 10 апреля в Питере, а 12 апреля в Театре Эстрады.
А.ПЛЮЩЕВ: По стране дальше будет ещё?
Д.РЕВЯКИН: Нет, всё, это будет. Два концерта.
А.ПЛЮЩЕВ: Питер, Москва?
Д.РЕВЯКИН: Ну, пока так, да. Потому что программа сложная, надо привлекать дополнительные силы, чтобы это показать.
А.ПЛЮЩЕВ: Год от года становится всё более затратно заниматься музыкой или легче каким-то образом? Вы просто говорите постоянно о музыкантах, и с самого начала нашего сегодняшнего разговора речь шла о том, что появились музыканты - вот появилась возможность работать. Что касается материальной базы (ну всего, я не знаю), насколько вы плотно занимаетесь этими вещами? Начиная от, что называется, аренды базы и заканчивая, там, инструментами, аппаратурой...
Д.РЕВЯКИН: Материально, да я понял вопрос. Материальные затраты решаются за счёт пожертвований.
А.ПЛЮЩЕВ: Пожертвований?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Слушайте, очень интересно, я бы никогда не подумал.
Д.РЕВЯКИН: Просто уже, за нашу деятельность вокруг группы уже есть, такой, дружный круг людей, которые нам помогают, благодетелей.
А.ПЛЮЩЕВ: Это какие-то простые люди, которые жертвуют небольшое количество денег, но их много, или это какие-то бизнесмены, которые поддерживают?
Д.РЕВЯКИН: Нет, простые люди нас поддерживают, ходят на концерты и, слава Богу, что ходят, мы их сердечно благодарим. А помогают, ну конечно, люди, которые занимаются бизнесом.
А.ПЛЮЩЕВ: Правильно я понимаю, что концертами не очень удаётся заработать так, чтобы не пользоваться помощью жертвователей?
Д.РЕВЯКИН: Нет, конечно. Нет, потому что мы... Я не знаю, надо ли это вообще рассказывать, но мы же партизанский отряд, поэтому...
А.ПЛЮЩЕВ: Партизанский отряд - это прекрасно.
Д.РЕВЯКИН: Какие тут сборы?
А.ПЛЮЩЕВ: Партизанские же, какие же.
Д.РЕВЯКИН: Ну да, вот они такие и есть, на махорку да на крупу.
А.ПЛЮЩЕВ: Понятно, но с другой стороны у вас, можно сказать, вы переживаете вторую волну популярности сейчас, потому что я, к стыду своему, перестал слушать радиостанцию "Наше Радио", вообще не очень себе представлял, что там происходит в отечественной рок-музыке. Тут, готовясь к передаче, выяснил, что вы дважды с двумя песнями по нескольку недель возглавляли тамошний хит-парад, который, в общем, является определяющим, я так понимаю, во вкусах наших поклонников отечественной рок-музыки, и для меня радостным и удивительным.
Д.РЕВЯКИН: Мы сами были приятно обескуражены.
А.ПЛЮЩЕВ: Как это произошло? "Наше Радио" решило делать на вас ставку, делать из вас старых новых героев?
Д.РЕВЯКИН: Нет, тут просто звенья так сложились, что у нас появился, наконец-то, за долгие годы издатель, с которым мы находим общий язык и который нас понимает и помогает всеми силами.
А.ПЛЮЩЕВ: Времена сильно меняются и сильно изменились и с советских времён, и с 90'х. Я имею в виду прежде всего в индустрии, в звукозаписывающей индустрии и в рок-музыке, и всё. Одно дело, когда партизанские отряды, как вы здорово выразились совершенно, писали на "магниты" альбомы и в лучшем случае объединялись, там, в рок-клубы, ну как-то были такой одной тусовкой. Совсем другое дело, когда это такой бандитский бизнес и шоу-бизнес, это следующая у нас стадия была. И третье дело, когда он такой прямо, мне кажется, выхолощенный из 100%-бизнесового, вообще вот, бизнес с утра до ночи.
Д.РЕВЯКИН: Ну он же не у всех. Все люди, которых я люблю и уважаю, мне до сих пор интересны, и я безмерно часто слушаю, что они делают, их новые пластинки и только радуюсь за них.
А.ПЛЮЩЕВ: А кто с того времени остался? С того времени, я не знаю, с конца 80'х? У вас 1986 год рождения группы?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: 1986 год. Прошло 25 лет. Кто для вас и тогда был в авторитете, что называется, в хорошем смысле этого слова, и сейчас остаётся?
Д.РЕВЯКИН: Ну, некоторые уже ушли. Это, конечно, Александр Башлачёв, Цой, Майк Науменко. Остаются "Воскресенье", "Алиса", "ДДТ", "Аквариум", "Пикник". Не забыть бы кого, я просто... "АукцЫон".
А.ПЛЮЩЕВ: Есть ли что-то новое, что вас заинтересовало за последние несколько лет?
Д.РЕВЯКИН: "Сплин" только.
Д.БОРИСОВ: Это не несколько лет.
А.ПЛЮЩЕВ: "Сплин" - новое - это сильно сказано.
Д.РЕВЯКИН: "Сплин" как раз чуть ли не дебютировал, вот, на этом Храме Христа Спасителя.
А.ПЛЮЩЕВ: В 1995 году, 17 лет назад новая группа "Сплин". Ну, нормально так, с другой стороны. Сейчас посмотрю ещё вопросы. Спрашивают, почему переделываете старые песни. Ну, например, "Поставит крест на могилу нам" - раньше был "Инок да шаман", теперь "Инок, не шаман". "Чем теперь шаманы обидели?" - спрашивает Вадим из Москвы. Ну, это, на самом деле, очень неновая тема. На нашем прошлом эфире 6 лет назад эта тема обсуждалась, но, на самом деле, во-первых, если людей интересует, мы обязаны это спросить. А во-вторых, продолжается ли это? Продолжается ли такая переделка старых песен?
Д.РЕВЯКИН: Да, когда готовятся премьеры новых альбомов и берутся старые пьесы, которые должны звучать...
А.ПЛЮЩЕВ: Для концертов, вы имеете в виду?
Д.РЕВЯКИН: Да. Ну, например "Эсхато" вышел там, мы готовим ещё ряд песен, чтобы они звучали в программе. Если меня что-то не устраивает в лирике, я, конечно, это переделываю. Это же не памятник.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, с другой стороны, это такая вещь вроде бы однажды написанная, а потом... Ну, как от своих слов отказываешься, нет?
Д.РЕВЯКИН: Ни в коем случае, просто я меняюсь и, если есть возможность поправить, это правится, вот и всё.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну хорошо. Спрашивают про...
Д.РЕВЯКИН: А шаманы пусть камлают дальше. Это туда.
А.ПЛЮЩЕВ: К шаманам.
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Извините, не выдержал паузу. Спрашивают о том, чем, если это допустимо, чем занимается ваш сын, продолжает ли он ваше дело.
Д.РЕВЯКИН: Ну, как чем занимается. Ходит на митинги.
А.ПЛЮЩЕВ: Вот вы откуда знаете обо всём.
Д.РЕВЯКИН: Да я всё знаю, конечно. Более того, я душой и сердцем с теми, кто на этих митингах. Не с теми, кто на трибунах, а вот с этими людьми, потому что у нас страна такая, что каждого заставили быть вором, понимаете, преступником, потому что каждому есть, что предъявить. Потому что честно здесь работать нельзя. Созданы такие условия, чтобы всё это контролировать. Независимые, сильные, какие-то коммуны, организации, хлеборобы – они не нужны. Все должны быть на крючке, и вот это люди понимают. Они понимают, что может случиться то, то, то, и они реально ничего не смогут сделать. Их просто выбросят с работы, всё у них там сгорит, все эти карточки можно будет засунуть под мавзолей. Поэтому, конечно, я их понимаю.
А.ПЛЮЩЕВ: Но, с другой стороны, вот, вас...
Д.РЕВЯКИН: И принимаю, более того.
А.ПЛЮЩЕВ: Вас ничто не заставляет быть вором, наоборот - это у вас воруют.
Д.РЕВЯКИН: Не, откуда вы знаете?
Д.БОРИСОВ: Вы чувствуете себя на крючке?
Д.РЕВЯКИН: Конечно.
А.ПЛЮЩЕВ: Да?
Д.РЕВЯКИН: Да. На крючке все, не надейтесь, архивов хватает.
А.ПЛЮЩЕВ: Мы совершенно не надеемся с Борисом, мы тут точно замазаны по полной. Я сейчас даже без большой иронии говорю. Но разве люди, которые творцы. Они часто говорят, типа, "я вне политики", "я сижу, играю себе".
Д.РЕВЯКИН: Ну, можно быть страусом. Думать, вернее, что ты страус, и это транслировать. Но реальность она и есть реальность. В политике все. Слово это всеобъемлющее, как по вертикали, так и по горизонтали. Практически. Это крест.
А.ПЛЮЩЕВ: Практически это наше послушание такое?
Д.РЕВЯКИН: Да. Наше трудное, как это ещё-то, терпеливое послушание - быть на крючке.
А.ПЛЮЩЕВ: А каким образом (я не хочу никому подсказывать, но тем не менее) музыкант может быть так на крючке? Я понимаю, как можно поставить в зависимое положение бюджетного работника. Я понимаю, как, там, чиновника.
Д.БОРИСОВ: А как же спонсоры, Саш?
А.ПЛЮЩЕВ: А, спонсоры, разве что.
Д.БОРИСОВ: У людей бизнес.
А.ПЛЮЩЕВ: Не знаю, да. Как можно музыканта подвесить? За что?
Д.РЕВЯКИН: Ну как расстреляли Гумилёва большевики?
А.ПЛЮЩЕВ: Нет, это всё понятно. Я имею в виду в наше время, сейчас. Как система может обязать.
Д.РЕВЯКИН: Система она на то и система, чтоб обязать любого и предъявить любому.
А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Дмитрий Ревякин сегодня у нас в эфире программы "Попутчики". Ваши SMS +7-985-970-45-45, Твиттер-аккаунт называется vyzvon.
Д.БОРИСОВ: И тут наш слушатель из Астрахани - Дмитрий пишет вам, что вы несколько раз негативно высказывались о Земфире.
Д.РЕВЯКИН: Ну и что?
Д.БОРИСОВ: Что-нибудь изменилось в вашем отношении к ней?
Д.РЕВЯКИН: Ну, как негативно? Просто её, как сказать, ментальная парадигма мне не близка, чтобы было понятно слушателю из Астрахани, из Хаджи-Тархана. Меня не устраивает, как не устраивает... Я не принимаю её ментальную парадигму, вот и всё. Такой вот я нетерпимый и нетолерантный.
А.ПЛЮЩЕВ: Есть несколько вопросов, которые поступили нам заранее на сайт "Эхо Москвы".
Д.БОРИСОВ: Там в основном были про "Pussy Riot", но не только.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, был один, ладно, это не в основном. Спрашивают: "Любите путешествовать по России, но озеро Байкал сильно не жалуете из-за проблем с мусором и так далее. Бывали ли вы на острове Ольхон - единственном населённом острове озера?"
Д.РЕВЯКИН: Нет, не бывал.
А.ПЛЮЩЕВ: "Планируете ли в ближайшем будущем приехать с концертом в Иркутск, а то давно вас не было?"
Д.РЕВЯКИН: Призывайте.
А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, у нас тут была не так давно Оля Арефьева. Она рассказала об интереснейшем опыте, когда люди, которые точно так же спрашивают о концертах, ну там "приедьте туда", "приедьте сюда". Она сказала как-то в одном из эфиров или где-то ответила на сайте что ли (в Саратове было дело): "Хотите, чтобы я приехала - ну организуйте концерт". Две девчонки (учительницы, по-моему) взяли и организовали весь концерт. Оказалось не самым сложным делом в мире. Ну, я не знаю, никогда не организовывал, но Оля была очень убедительна в этом. Организовали, там вещи помогали таскать даже. Встретили на вокзале, туда-сюда. То есть если наши радиослушатели вдруг хотят, то, в принципе, всё можно организовать... Обращайтесь к Ольге Арефьевой за опытом.
Д.РЕВЯКИН: Тем более в Иркутск первый раз мы так и приехали. Именно трое ребят скинулись бабосами и нас привезли.
А.ПЛЮЩЕВ: И организовали.
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Так, здесь не столько вопрос, сколько такой отзыв: "Калинов Мост" - моя любимая русская группа, видел вас в 1989 на "Роке против сталинизма" в Харькове, Дима, приезжайте в США, у вас тут немало горячих поклонников". Организуйте. И самое главное в этом вопросе: "Кстати, я одну вашу песню на басурманский перевёл и даже..." Дальше песня на английском языке, вот она.
Д.РЕВЯКИН: Понял, "Улетай".
А.ПЛЮЩЕВ: "Fly away".
Д.РЕВЯКИН: Спасибо огромное. Согласуйте с Обамой, и будем вместе петь песню.
Д.БОРИСОВ: Вместе с Обамой.
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну что, давайте тогда продолжим знакомство с альбомом "Золотое толокно". Ещё одна песня.
Д.РЕВЯКИН: Пьеса, пардон.
А.ПЛЮЩЕВ: Пьеса. Ну, прошу прощения.
Д.РЕВЯКИН: "Горемыки".
А.ПЛЮЩЕВ: Мне можно.
Д.РЕВЯКИН: Ну, это фундаментальный эпос, да.
ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
А.ПЛЮЩЕВ: Дмитрий Ревякин и пьеса с альбома "Золотое толокно". Вышел только что, на этой неделе буквально.
Д.РЕВЯКИН: Седьмого april'а. Марта, вернее.
А.ПЛЮЩЕВ: А, не на этой. То есть две недели назад. И уже, видимо, доступен везде. Спрашивают, где вы записываете альбомы. "В России уже появились достойные студии?" - спрашивает Александр.
Д.РЕВЯКИН: Дело не в студиях, дело... Всегда, вернее, дело в том, кто это делает, вот и всё.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть вы имеете в виду звукорежиссёра?
Д.РЕВЯКИН: Да. Всё уже давно есть.
А.ПЛЮЩЕВ: Да.
Д.БОРИСОВ: Мне понравился вопрос Андрея. Он, правда, не про последний ваш альбом, а про предыдущий. "Судя по альбому "Эсхато", где многие песни спеты довольно агрессивно и с надрывом, - пишет Андрей, - Вы считаете, что добро обязательно должно быть с кулаками?"
А.ПЛЮЩЕВ: Извините, люди по-разному понимают песни. Мы и на прошлом эфире с этим сталкивались, когда вас обвиняли в том, что вы к язычеству людей ведёте.
Д.БОРИСОВ: Но этого альбома тогда ещё не было. Агрессия так и прёт, вот.
Д.РЕВЯКИН: Добро должно быть добром. Когда с мечом, когда с кулаками, когда с пером.
А.ПЛЮЩЕВ: Так, хорошо. Я такие паузы вешаю, потому что я иногда думаю, может быть, мы ещё всё-таки продолжим о чём-нибудь. Но я не могу продолжить. Так, "Дмитрий, известно, что вы не очень хорошо владеете компьютером, - спрашивает Алексей из Ступино, - А на электронные письма, отправленные через сайт группы, сами отвечаете или кто-то помогает?"
Д.РЕВЯКИН: Ну, конечно, сам.
А.ПЛЮЩЕВ: Общаетесь, да?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: У нас, кстати, нынешний эфир - в некотором смысле продолжение того, что было два часа назад. Здесь был Мирослав Сарбаев – создатель сайта kroogi.com – и, выходя, он посетовал, что группы "Калинов Мост" нет на сайте kroogi.com. Это интересная система условно бесплатного распространения музыки. Я был бы рад (лично я как слушатель и как давний поклонник группы "Калинов Мост") тоже, если бы и таким образом распространялась бы на сайте kroogi.com или на каком-либо другом, не важно. Но сегодня я видел, у вас одна только песня с нового альбома выложена, только на вашем сайте.
Д.РЕВЯКИН: А я и не знаю.
А.ПЛЮЩЕВ: Вот, хорошо как. Замечательно. Это очень частый вопрос к музыкантам о том, насколько их волнует, что их песни тут же появляются совершенно бесплатно в интернете. Вы /НРЗБ/?
Д.РЕВЯКИН: Ну, данность.
Д.БОРИСОВ: А интернет и добро совместимы?
А.ПЛЮЩЕВ: О! Во, мощный вопрос задал.
Д.РЕВЯКИН: Как использовать, вот и всё.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну да, если...
Д.БОРИСОВ: То есть совместим.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну если, например, музыку любимой группы качать бесплатно, то, конечно, совместим - это же добро. Во-первых, ты качаешь добро. Во-вторых, дело доброе. Конечно, безусловно, /НРЗБ/ Дмитрий.
А.ПЛЮЩЕВ: Спрашивают, какое дальше ждать звучание от группы? Вы потому что обращали внимание на то, что вот этот альбом был чётко… там, было гитарное решение.
Д.РЕВЯКИН: Нет, следующий тоже будет гитарный альбом. Надо подождать, мы его вот-вот уже изготовим.
А.ПЛЮЩЕВ: Как вы быстро, один за другим. Накопилось много материала?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Что с вами происходит? Почему так много музыки?
Д.РЕВЯКИН: Талантливые.
А.ПЛЮЩЕВ: Да нет, дело же не в этом. Плодовитые, скорее. Нет, я не отрицаю того, что талантливые.
Д.РЕВЯКИН: И плодовитые, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Как-то такой, плодовитый период наступил.
Д.РЕВЯКИН: Да, да.
А.ПЛЮЩЕВ: С чем это связано, почему?
Д.РЕВЯКИН: Да он всегда был, просто не удавалось фиксировать, по разным причинам. Это не прекращалось никогда. А сейчас появилась возможность, и я просто ставлю в такие, немножко, может быть, экстремальные рамки музыкантов. Но надо записывать пластинки, работать, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Мы на прошлом эфире 6 лет назад много говорили о религиозных взглядах, о философских взглядах. Сейчас что из религиозных взглядов, может быть, какая-то своя собственная система вам ближе?
Д.РЕВЯКИН: Нет, я... Ну, какая система ближе? Я всё равно стараюсь находиться в христианской парадигме, всё. Изучаю её, как-то своё творчество с этим соотношу.
А.ПЛЮЩЕВ: Но, насколько я понимаю, при этом деятельность официальной Церкви одобрения у вас не вызывает?
Д.РЕВЯКИН: Нет, я хорошо вопрос изучил.
А.ПЛЮЩЕВ: Самостоятельно, в смысле?
Д.РЕВЯКИН: Да, всё доступно. Всё доступно. Можно все воззвания, акты...
А.ПЛЮЩЕВ: А как по вашему, безотносительно вас лично и безотносительно того, что происходит в "стране РПЦ", с религией, с чем угодно... Вообще, в принципе, нужны ли человеку посредники между ним и Богом?
Д.РЕВЯКИН: Ну, просто, что мы вкладываем в понятие "посредник".
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, разве священнослужители - это не посредники?
Д.РЕВЯКИН: Ну, в моём понимании, священнослужитель - это (в моём понимании, я могу ошибаться) посредник-наставник, потому что, в принципе, у него должна быть прямая апостольская передача. Понимаете, о чём я говорю?
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, стараюсь.
Д.РЕВЯКИН: Это моё представление. На сегодняшний день я не знаю, есть ли это. Надеюсь, что есть.
А.ПЛЮЩЕВ: Наверняка есть, мне кажется.
Д.РЕВЯКИН: Ну, иначе, да.
А.ПЛЮЩЕВ: А если нет наставника? Вы же говорите, что можно всё изучить самостоятельно.
Д.РЕВЯКИН: Как можно? Ты же сам не сможешь букварь изучить?
А.ПЛЮЩЕВ: Да.
Д.РЕВЯКИН: Ну вот и всё.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, с другой стороны.
Д.РЕВЯКИН: Нет, и поэтому ты собираешь то, что тебе близко. Плюс свой какой-то мистический опыт соотносишь с теми данными, которые ты получаешь, сравниваешь, это отвергаешь, это принимаешь. Потом то, что ты принял - это отвергаешь. И вот эта внутренняя работа... Потому что мы все вышли из атеизма, и ничего с этим ты не сделаешь.
А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, как вы сейчас относитесь к атеизму и к людям неверующим?
Д.РЕВЯКИН: Ну я их жалею, как. С состраданием. Потому что я сам был атеистом.
Д.БОРИСОВ: А вы ходите в церковь?
Д.РЕВЯКИН: Нет. Как турист только.
А.ПЛЮЩЕВ: А, ну, посмотреть на архитектуру. Как вы думаете, почему многие люди наши так же истово, как они были атеистами, стали верующими? Что произошло?
Д.РЕВЯКИН: Ну неофитство это подразумевает, такое экзальтированное транслирование своего якобы перерождения.
А.ПЛЮЩЕВ: Человек сам себе доказывает, что он прав?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Интересно. А с вами не происходило такого?
Д.РЕВЯКИН: Происходило.
А.ПЛЮЩЕВ: Да?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть вы... И вы понимаете, что происходит с человеком в этот момент?
Д.РЕВЯКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: А каким образом это завершить? Ведь это такое, довольно опасное состояние и для себя, и для окружающих, мне кажется.
Д.РЕВЯКИН: Ну, как это завершить? Не знаю я, как это завершить.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, вы же завершили?
Д.РЕВЯКИН: Ну, как я завершил? Подождите, сейчас выйдет книга моих стихов.
А.ПЛЮЩЕВ: Расскажите о ней.
Д.РЕВЯКИН: А что тут говорить? Не могу напечатать пока... Скоро напечатаем и будем читать. Это как раз опыт постижения, наверное, такой, христианских ценностей, что ли, через мою личную призму.
А.ПЛЮЩЕВ: Дмитрий Ревякин сегодня у нас в гостях и, честно говоря, хотелось бы завершить наш разговор последним вопросом, который касается музыки и того, в общем, чем Дмитрий Ревякин уже больше 25 лет занимается. 26 лет группе в этом году "Калинов Мост". И он, может быть, такой, не на одну минуту вопрос, но как ответите, так и ответите. Что за эти 26 лет вам дала музыка? И что главное в ней вы на самом деле почерпнули?
Д.РЕВЯКИН: Она мне дала, знаете вот, ощущение... Не ощущение, а какой-то пульс. Пульс, который даёт мне возможность не замерзать. И когда передо мной чистый лист, я пишу стихотворение, как в первый раз.
А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Программа "Попутчики" завершается на этом. Дмитрий Борисов.
Д.БОРИСОВ: Такие разные программы, такие разные люди. Александр Плющев.
А.ПЛЮЩЕВ: И Дмитрий Ревякин.
Д.РЕВЯКИН: Да, и пусть наш поезд придёт до станции назначения.
А.ПЛЮЩЕВ: Надеюсь, когда-нибудь.
Д.БОРИСОВ: Всем счастливо. Хорошей весны.
Д.РЕВЯКИН: Спасибо.
А.ПЛЮЩЕВ: Пока.