Купить мерч «Эха»:

Константин Арбенин - Попутчики - 2011-06-12

12.06.2011
Константин Арбенин - Попутчики - 2011-06-12 Скачать

Д.БОРИСОВ: Ну надо же, точно по расписанию. 23.05 в российской столице.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Вообще, все было на грани срыва абсолютно.

Д.БОРИСОВ: Вы слушаете «Эхо Москвы».

А.ПЛЮЩЕВ: Константин Арбенин один представляет…

Д.БОРИСОВ: Программа «Попутчики» начинается, Дмитрий Борисов, Александр Плющев, мы с корабля на бал. Я, на самом деле, боялся, что нам придется выходить в прямой эфир из аэроэкспресса, но он идет всего 40 минут, а программа-то часовая. Не получилось бы.

А.ПЛЮЩЕВ: Слава Богу.

Д.БОРИСОВ: Успели на свой поезд.

А.ПЛЮЩЕВ: И встретили уже здесь, в купе, Константина Арбенина. Добрый вечер.

К.АРБЕНИН: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо, что дождались нас.

К.АРБЕНИН: Я один бы не поехал.

А.ПЛЮЩЕВ: Задержали поезд.

Д.БОРИСОВ: Стоп-кран, все дела. Замечательно.

А.ПЛЮЩЕВ: Я заранее хочу извиниться вообще перед всеми, перед Константином тоже. Конечно же, будучи там, в далеком Сочи на «Кинотавре», я не очень успел подготовиться к сегодняшней программе. Но, как один наш гость сказал, вся наша предыдущая жизнь была подготовкой к этой программе. Собственно, так и, я думаю, сегодня проведем.

Д.БОРИСОВ: Тебе теперь можно, ты теперь кинозвезда.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, теперь легко, теперь я должен как-то сквозь людей смотреть на всех, и еще вот так делать…

Д.БОРИСОВ: Мы будем брать у  тебя автографы. Можно? По парочке.

А.ПЛЮЩЕВ: Берите. Легко.

Д.БОРИСОВ: Мобильный телефон взял с собой?

А.ПЛЮЩЕВ: Да. +7-985-970-45-45 – номер для смс, которые можно посылать. В основном, Константину Арбенину, что нам-то слать, мы здесь каждую неделю, как проклятые.

Д.БОРИСОВ: Константин, как вас занесло в Москву в этот раз?

К.АРБЕНИН: В Москву в этот раз занесло по литературным делам. Я был на Книжном фестивале московском, открытом, который сегодня проходил в ЦДХ. У меня только что вышла книжка, она называется «Заявка на подвиг», такое сказочное повествование. Вот сегодня я впервые увидел эту книжку и показал ее своим будущим читателям. Там, в ЦДХ.

Д.БОРИСОВ: Как приняли? Ну, прочитать-то не успели.

А.ПЛЮЩЕВ: Явно, да.

К.АРБЕНИН: С этой книжкой такая история, она вообще выходит и презентуется как книга для детей. Она участвовала в книжном конкурсе «Книгуру», вошла в лонг-лист и сейчас выходит в издательстве «Время» в серии «Время детства». Но я-то, как автор, знаю, что книжка абсолютно не детская. Сегодня я ее успел представить и взрослым, и детям, причем дети были совсем маленькие, и мне кажется, им рановато ее читать. Но вот так, на вырост, мы уж там с издателями надарили всем. Я думаю, взрослые ее увидят, перехватят у них, и им будет интересно.

А.ПЛЮЩЕВ: Константин начал так, что она презентуется, конечно, как детская, и сразу хочется добавить – а на самом деле это кровавый треш такой. Расскажите о книге, что такое.

К.АРБЕНИН: Нет, совсем не кровавый треш, это настоящая сказка. Хочется традиции сказочной повести как-то возродить. Там речь идет о рыцаре и его оруженоске. То есть, такая история о кризисе среднего возраста. Рыцарь, который никак не мог ни одного подвига довести до конца, он всречает женщину. Но он уже не может и уже не переносит вот этих «дам сердца». Он говорит – мне дам сердца не надо, мне бы вот оруженосца, я бы тогда подвиг хоть один завершил бы. А она говорит – хорошо, я согласна, я буду оруженоской. И вся дальнейшая история – это история их отношений, которая происходит на фоне всяческих сказочных приключений волшебных.

А.ПЛЮЩЕВ: Интересное какое развитие.

К.АРБЕНИН: Вот, могу даже показать всем слушателям обложку.

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Слушатели, конечно, видят.

Д.БОРИСОВ: Я вижу футбольный мячик.

А.ПЛЮЩЕВ: А что еще? Рассказывай, Дим, мы проверим, насколько ты хорошо умеешь читать.

Д.БОРИСОВ: Четырехглавый змей, дракон, четырехглавый почему-то…

А.ПЛЮЩЕВ: Нормально.

Д.БОРИСОВ: Ну, там шея больше, это у него немного просто голов осталось после поединка с рыцарем. А что вот это вот, в чем у него запутались головы, я даже не пойму.

К.АРБЕНИН: А это шеи, я так понимаю, по замыслу художника.

А.ПЛЮЩЕВ: А если мы сейчас попросим вас прочитать какой-нибудь отрывок небольшой, это будет иметь смысл? Или там все настолько связанно, что бессмысленно?

К.АРБЕНИН: Я вот сегодня пытался читать, он просто будет очень длинный. Небольшой, наверно, не имеет смысла. Я могу, кстати, прочитать другую маленькую сказочку о рыцаре.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте. А мы очень любим литературные чтения здесь, в поезде это особенно прекрасно.

Д.БОРИСОВ: Есть признак, по которому книга изначально позиционируется как детская. Знаешь, какой, догадаешься?

А.ПЛЮЩЕВ: Нет.

Д.БОРИСОВ: Она хорошо издана. У нее хорошие картинки, ее приятно держать в руках, можно ее полистать и наслаждаться иллюстрациями.

А.ПЛЮЩЕВ: А мы сейчас пока устроим небольшие литературные чтения. Давно не было у нас этого в поезде.

К.АРБЕНИН: Вместо большой повести про рыцаря, издатели даже называют это романом, хотя я все-таки считаю, что это повесть, я прочитаю маленькую свою давнишнюю сказку, она тоже о рыцаре. Она называется «Драконы».

Одному рыцарю страшно не повезло. Угораздило его родиться не в средние века, а в наше смутное время. А время наше характерно не только крайне низкой рождаемостью рыцарей, но и совершеннейшим отсутствием драконов. Неутоленный рыцарский инстинкт буквально замучил нашего героя. Желание убить хоть одного дракона преследовало его с детских лет, а по достижении половой зрелости сделалось просто невыносимым. Рыцарь всюду искал дракона, шарил по всем заповедникам, зоопаркам, кунсткамерам, но нигде не было подходящего, сплошные подделки. Тогда он решил вывести дракона сам. Поступил в университет на биофак, кафедра драконоведения. Разбередил мертвую науку, стал ставить острые опыты, чуть не взорвал лабораторию, а после пустил по всем 12 коллегиям неописуемый запах, за что его вскоре попросили вон. Пришлось продолжать эксперименты дома, в однокомнатной рыцарской квартире. И вот наконец дракон был выведен. Ура! Только получился он хиленький, вяленький, убогий. Вскормлен-то он был куриными сосисками, а не рыцарями, зарядку по утрам не делал, на воздухе бывал редко, чтобы не пугать мирных жителей, вот и вырос слабый и некрасивый. Одна голова плохо слышит, вторая почти не видит, а третья вообще заваливается набекрень и постоянно чихает. Понял рыцарь, что, не убей он дракончика прямо сейчас, тот со дня на день сам загнется. И вызвал он тогда дракона на битву прямо в прихожей и заколол его десертной вилкой. Всплакнул. А из шкурки сшил себе на память кепочку с тремя козырьками.

А.ПЛЮЩЕВ: Прекрасно. Спасибо большое. Я даже ожидал, что будет некоторое больше развитие сюжета. Там заложен потенциал, мне кажется, в этом рассказе, вполне.

К.АРБЕНИН: Вот он развился уже в отдельной такой повести. Поэтому я и вспомнил про эту сказку, они как-то вот…

А.ПЛЮЩЕВ: Я спрошу, конечно, может быть, то, что не принято спрашивать у творцов. Мне, кстати, очень  не нравится, когда так спрашивают, но что делать, у меня рвется наружу, ничего не сделаешь. Вы только про рыцарей пишете, Константин?

К.АРБЕНИН: Нет.

А.ПЛЮЩЕВ: И про драконов.

К.АРБЕНИН: Это просто вот такая рыцарская тема в связи с выходом книжки, а вообще я пытаюсь писать про все, что попадается на глаза.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы слушаете программу «Попутчики». Вообще, «Кинотавр» - ужасная вещь, в том смысле, что перебивает все. Я уже забыл, как наша программа называется. Потом вспомнил – «Попутчики» программа называется. Есть вопросы от наших слушателей, я их обязательно задам, те, которые пришли к нам на сайт до программы, и те, которые вы пришлете по смс, +7-985-970-45-45. Или в Твиттере сидит незримый vyzvon, ну, «незримый» не надо набирать, просто vyzvon. Если ему (неразб.) что-нибудь, то мы тоже это прочтем.

К.АРБЕНИН: Дима там рвет мою книжку.

Д.БОРИСОВ: Нет, я вставляю закладочку.

А.ПЛЮЩЕВ: В ней лежали билеты на самолет.

Д.БОРИСОВ: Я вставляю закладочки, потому что, раз уж зашла речь (неразб.), я просто полистал…

А.ПЛЮЩЕВ: (неразб.), с пометками.

Д.БОРИСОВ: Ты зря смеешься. Я же филолог, я так читаю. Я просто полистал, увидел здесь прекрасные моменты оппозиционные. Например: «Здесь в нашей сказке  наступает очень ответственный момент, поэтому необходимо сделать логическую паузу. Если бы это был кинофильм, можно было да дать затемнение, чтобы зритель посидел с полминуты в темноте. А если был бы телесериал, самое время закончить серию, пустить титры, или, хотя бы,  прерваться на рекламу. Пошла реклама на (неразб.) странице». Мне очень понравилось. Тут несколько таких моментов. Заберите от меня книжку, а то я буду ее читать.

А.ПЛЮЩЕВ: Слишком хорошо издано для Борисова. Если бы была как-нибудь хуже издана, он бы давно сам отдал, презрительно бросил бы в лицо, а так шиш отнимешь. Ну так вот. Прежде, чем задать вопросы от наших слушателей, просто чисто формальный вопрос: как поживает ваша группа, и что вы в ближайшее время предпринимаете с ней?

К.АРБЕНИН: Такой странный вопрос, потому что, если речь идет о группе «Зимовье зверей», то я, проработав в ней 14 лет, больше не работаю. То есть, я распустил группу, уже 2 года, как у меня другой коллектив, он называется «Сердолик Бенд»…

Д.БОРИСОВ: Плющев к программе готовился в начале жизни.

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Да.

К.АРБЕНИН: Поэтому коллектив есть, просто он сейчас другой. Там другой состав, мы стали играть в других аранжировках. Кому интересно – заходите на сайт, там все есть, все можно послушать. Коллектив сейчас выступает, мало того, мы записали концертный альбом. Этот альбом выйдет осенью в виде такого двойного комплекта, то есть, будет и CD, и DVD. Все продолжается, то есть, есть новая программа, есть новые музыканты. Сейчас я еще стал чаще выступать сольно, потому что как-то уже возраст, пора раскручивать себя.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте этим прямо займемся сейчас, в данный момент, давайте начнем раскручивать Константина Арбенина прямо из поезда.

Д.БОРИСОВ: В поезде, да. С чего же мы начнем раскручивать?

А.ПЛЮЩЕВ: Мы договорились поставить песню…

Д.БОРИСОВ: «Дворники» сейчас будет песня. С нее начнем, сейчас наша сверхмобильная техника заработает. Ура.

Звучит песня «Дворники»

А.ПЛЮЩЕВ: Это хорошая традиция, когда в одной фразе есть слова и «дворник», и (неразб.) Я намекаю на Бориса Борисовича с давнишней песней, на которой я рос, а ты не был еще в колыбельке даже.

Д.БОРИСОВ: Любопытно, что это единственная песня в этом альбоме, на которой стоит пометка «не live», и которая, я успел прочитать, была записана в 1992 году.

К.АРБЕНИН: Это несложная история. Инструментал был записан частично в 1992 году и пролежал у меня в течение 15 лет на бобине. Я думал, что уже осыпалась бобина, но удалось ее отреставрировать, извлечь эту запись, оцифровать, и мы уже в 2009 записали голос поверх этого инструментала, добавили там еще музыкальных инструментов, и получилась такая запись двух времен – 1992-го и 2009-го.

А.ПЛЮЩЕВ: А не было такого ощущения, и вообще, бывает ли оно, абстрагируясь даже от этой песни, что сейчас бы вы стали играть по-другому?

К.АРБЕНИН: Есть, конечно. Но в этом и был интерес, что нашлась такая редкая архивная запись, и чтобы сделать, как это задумывалось тогда. Осуществить незаконченный замысел, это как раз возвращаясь к разговору о рыцаре, который не мог подвиги свои довести до конца. Вот так бывает: какая-то идея, которая родилась тогда, давно-давно, в 1992 году, и по всяким обстоятельствам не смогла осуществиться. А тут вдруг как-то все срослось, и получилось, что мы ее закончили, и альбом, который новый, там песни все концертные, в ближайшие годы это все записано, альбом называется «Одноименные песни», я решил, что будет очень уместно закончить его вот таким артефактом.

А.ПЛЮЩЕВ: Конечно же, я понимаю, что вам миллион и сто миллионов раз задавали этот вопрос, но наши слушатели не слышали на него ответа, к сожалению, и естественно, многие спрашивают, кем вам приходится Диана Арбенина. Тут есть версии, выдают разные версии.

К.АРБЕНИН: Какие версии есть? Сначала версии, это как ЕГЭ, (неразб.), а я отвечу.

А.ПЛЮЩЕВ: Сестрой или матерью. Внучкой, знаете ли.

К.АРБЕНИН: Все, больше нету версий, да?

Д.БОРИСОВ: Просто дух Дианы витает в нашей программе практически каждую неделю.

А.ПЛЮЩЕВ: Много раз, да. Она и в живом много раз была, и мы постоянно чувствуем ее присутствие.

К.АРБЕНИН: Я могу сказать так, что сейчас я не являюсь родственником Дианы совершенно, но когда-то так получилось, что именно я подарил ей свою фамилию. Вот. Я не знаю, достаточно я объяснил?

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, более, чем.

Д.БОРИСОВ: Подарил. Хочется обратно забрать?

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, что обратно, подарки не отдарки, как говорится, да? Что сделано, то сделано. Друзья, я надеюсь, более, чем ответ на вопрос. Перехожу к вопросам, что называется, не по… как там, по порядку ведения сначала были вопросы, а теперь вопросы по существу. Спрашивает Микки Эллис, программист из Праги, это в Чехии: «Будет ли записан и издан ваш альбом с Кириллом Комаровым и Михаилом Башаковым? Если будет, то когда?»

К.АРБЕНИН: Вообще, у нас в 2009 вышел на DVD концерт. Пока мы ничего больше вместе не делали, и вообще, таких планов нет. Как-то мы вот долгое время играли вместе, но, на мой взгляд, идея уже изжила себя. Мы сейчас достаточно активно каждый занимаемся сольным творчеством. Может быть, когда-то случится издать совместный альбом, а может быть, и нет. Пока вот та программа, которая была, она зафиксирована на этом DVD, и нового ничего не предполагается. Хотя, я должен сказать, именно на этом альбоме «Одноименные песни», там есть три трека, которые записаны именно с Мишей Башаковым и Кириллом Комаровым.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще один вопрос от тех, кто задавал вопросы нам на сайт до программы. Он тоже традиционный, традиционный к любому музыканту абсолютно нынешнему и живущему в эпоху Интернета, что называется. Предприниматель из Москвы Дискурс спрашивает: «Подавляющее большинство людей скачивает музыку из Интернета и все меньше покупают пластинки, даже те, кто их всегда любил. На Западе под угрозой цепочка лейбл – альбом – релиз, а у нас она никогда под угрозой не была, потому что никогда не существовала, по сути. В России люди перестают ходить на концерты, потому что научились находить кумиров он-лайн», - пишет нам предприниматель. «Мы переходим на другой этап?», - спрашивает он. «Так ли это, и как вы к этому относитесь?»

К.АРБЕНИН: Это так,  и это я чувствую на себе, потому что вот сейчас альбом, который мы записали с группой «Сердолик», есть некоторые сложности в его издании. То есть, найти издателя довольно непросто.

А.ПЛЮЩЕВ: А есть потребность его искать? В чем смысл издания вот этого кусочка пластмассы?

К.АРБЕНИН: Я для себя сейчас решаю такой вот, наверно, глобальный вопрос, как вообще быть дальше и что с этим делать. Потому что либо записывать и выкладывать напрямую в Интернет, чтобы все скачивали, это тоже вариант, и зарабатывать деньги чем-то другим. Скажем, концертами, хотя на концерты тоже мало ходят. Либо делать что-то интересное, например, альбом, который мы с «Сердоликом», о котором идет речь, он сделан в виде и аудиодиска, и видеодиска, как я уже сказал. Тут есть надежда, что некоторым людям интересно будет приобрести именно это вот и так, и так. Хотя, наверно, если первые приобретут и выложат все в Интернет, то тоже в этом смысла не будет. Поэтому вот сейчас какой-то момент… я не могу ответить на этот вопрос, потому что я для себя это не решил. Сейчас, действительно, мы переживаем какой-то переходный уровень, и я пока не знаю, что делать дальше, как быть с этим. Я задумываюсь о том, что нужно посмотреть статистику, насколько успешны начинания артистов, которые выкладывают в сеть бесплатно и предлагают перевести любую сумму денег…

А.ПЛЮЩЕВ: Я тебе без всякой статистики скажу….

К.АРБЕНИН: Провал?

А.ПЛЮЩЕВ: Это редкие случаи, единицы среди, прежде всего, и без того успешных артистов, коммерчески успешных, я имею в виду, единичные случаи в мире. Все знают Radiohead и другие. У нас, по «Круги.com», известный сайт, у вас есть музыка на «Кругах», Константин?

К.АРБЕНИН: Что-то есть, но мы серьезно «Кругами» не занимаемся, мы то, что выкладываем, мы много выкладываем своего в Интернете, но я это все, как правило, делаю на своем сайте. Просто на сайте выкладываю, и там можно качать все.

А.ПЛЮЩЕВ: Просто та компания, которая подбирается на «Кругах», прямо вам очень монтируется, мне кажется, там и Гребенщиков, и «Аукцион», и…

К.АРБЕНИН: А я не понимаю, если есть сайт, то люди могут зайти на сайт и там все найти. А вот это размножение таких подсайтов, все эти Фейсбуки, Контакты и так далее, туда уже это выкладывается уже скачанное, перекачанное уже самими пользователями.

А.ПЛЮЩЕВ: Интересная тема. Ну, «Круги», просто они создавались как раз для того, чтобы дать музыкантам возможность собирать вот эти… создатель этого сайта, (неразб.), он протестует против слова «пожертвования», против того, чтобы (неразб.). Для того, чтобы музыканты могли таким образом зарабатывать на… я не знаю, как это по-другому назвать, за вознаграждение, как-то так. Интересная тема, я думаю, как-нибудь мы отдельную передачу этому посвятим еще. Или эту, или «Точка» у меня есть тоже. Поскольку, видишь, получается, у всех музыкантов разная точка зрения.

Д.БОРИСОВ: А ты бы пожертвовал?

А.ПЛЮЩЕВ: А я жертвую. Я там, на «Кругах», покупаю, например, уже третий раз я упоминаю, простите, Бориса Борисовича покупал, Нестерова покупал, и жертвую. Ну, и понемножку, 5, 10 долларов. А по-моему, нормально. Я же физических носителей не покупаю.

Д.БОРИСОВ: Есть еще проблема, я знаю, что многие люди не покупают, а просто скачивают, потому что они не умеют пользоваться, у нас еще нету этой культуры, всякими электронными деньгами, карточками. А смски посылать тоже не все решаются.

А.ПЛЮЩЕВ: Стремно, да, откровенно стремно.

К.АРБЕНИН: Сейчас мы в таком переходном периоде находимся.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще вопросы, кстати, я напомню, +7-985-970-45-45, от вас есть, кстати, вопросы, пожалуйста, задавайте их. А я задам еще с сайта. Так, по проблеме авторского права спросили, это я уже от другого автора смотрю. «Как вы смотрите на то, что в данный момент в России популярна продюсерская песня, а не авторская? Должна ли, или вообще может авторская песня быть популярнее продюсерской?», - задает вопрос наш слушатель.

К.АРБЕНИН: Дело в том, что продюсеры, они же сами песен не пишут, поэтому выражение «продюсерская песня» - это такой…

А.ПЛЮЩЕВ: Как не пишут?

Д.БОРИСОВ: В нашем шоу-бизнесе как раз пишут.

(говорят все одновремнно)

К.АРБЕНИН: Все-таки это такой нонсенс. Кстати, скажем так, те продюсеры, которые пишут песни, это, может быть, самое приличное из того, что есть продюсерской песни.

А.ПЛЮЩЕВ: Отлично.

К.АРБЕНИН: Вообще, это, конечно, такое явление, несколько затормаживающее культурный процесс, как мне кажется, потому что очень мало продюсеров, которых можно назвать таковыми. Мое мнение, что продюсер – это тот человек, который может рисковать и вкладывать деньги во что-то, что ни на что не похоже. То есть, в новое. И именно рискуя и вкладывая в что-то новое, он может сам заработать отдачу огромную.

Д.БОРИСОВ: Или пройти по простому пути – повторить уже то, что имело успех.

К.АРБЕНИН: А вот это, к сожалению, сейчас у нас большинство продюсеров – они именно такие. То есть, это не продюсеры, а такие продюсерчики. Сказку надо про это написать.

А.ПЛЮЩЕВ: Сказка о продюсерчике.

К.АРБЕНИН: Они все боятся рисковать и готовы… я это знаю не только по музыкальной работе, я сталкивался и с кинопродюсерами по поводу книжки «Заявка на подвиг». Все время желание привести к стандарту, к формату, только то, что уже было, только тогда, может быть, мы заработаем какие-то деньги. А если мы будем вкладывать, не дай Бог, в то, что не было, а как же, если мы проиграем? Кто не рискует, тот не пьет шампанского, поэтому продюсер без риска – это не продюсер.

А.ПЛЮЩЕВ: Это  продюсерчик.

К.АРБЕНИН: Да. Поэтому, про что мы говорили? Про то, продюсерская песня или авторская песня. Если продюсеры будут поддерживать интересных авторов, то тогда продюсерская песня имеет шансы на выживание. Это будет уже не продюсерская песня, а авторская песня, поддерживаемая и раскручиваемая продюсерами.

Д.БОРИСОВ: На самом деле, если копнуть глубже, не называть попсу совсем голимой, как у нас, а если посмотреть внимательно, то очень много исполнителей сейчас, которые на самом деле авторы. Это касается даже совсем-совсем поп, поп, поп, поп…

А.ПЛЮЩЕВ: Ну-ка, приведи пример значимый, интересно.

Д.БОРИСОВ: Не знаю, начиная от… Земфира, допустим, не попса…

А.ПЛЮЩЕВ: Нет совсем.

Д.БОРИСОВ: (неразб.) конечно, попса. До певицы Максим или группы «Винтаж»…

А.ПЛЮЩЕВ: Ты что, серьезно?

Д.БОРИСОВ: Конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Потрясающе. Я в свое время был удивлен, что Майкл Джексон, оказывается, сам себе все написал. Представляешь?

Д.БОРИСОВ: Знаешь, они-то все тоже сами себе пишут.

А.ПЛЮЩЕВ: Извините, это рудименты прошлого всплывают здесь, у нас в программе.

Д.БОРИСОВ: Духи прошлых гостей, они витают.

Д.БОРИСОВ: Конечно, это не плохо, когда человек сам поет и еще при этом умеет сам писать. Но не всегда ему приходит на помощь продюсер, который направляет, ненужные слова вычеркивает.

К.АРБЕНИН: Ну, это уже не продюсер, это, скорее, дело редакторов. Продюсер все-таки более концептуально должен смотреть на это. Продюсер должен разыскивать какие-то явления, которые выбиваются из стандарта, из формата. Это мне так кажется, это такая картина, которую мне бы хотелось видеть. Вспоминая, например, Ленинградский рок-клуб, Александр, наверно, знает, застал…

А.ПЛЮЩЕВ: Да, я постарше выгляжу, чем Дима. Но мы примерно одного поколения.

К.АРБЕНИН: Чем он был удивителен? Тем, что там было очень много групп, но все они были разные совершенно. С одной стороны «Аквариум», с другой стороны «Алиса», с третьей «Тамбурин», «Трилистник», «Телевизор», что ни возьми, «Секрет», «Пикник», все совершенно разные.

А.ПЛЮЩЕВ: «Секрет» хорошо припомнили. Я, кстати, в предыдущей песне услышал очень отдаленно, не обижайтесь, Максима Леонидова, там где-то есть такое. И думаю – о, как. В этой песне, кстати, давным-давно записанной, есть прямо отголоски тех времен, даже музыкальных.

К.АРБЕНИН: Она так и задумана.

А.ПЛЮЩЕВ: Очень здорово это решено. Даже если не слушать слова, которые я понимаю именно так, ностальгически, я не знаю, что Дима из них изъял, или те, кто помоложе, но, даже если слушать одну музыку, ты это изымаешь, так и есть. Очень хорошо, что вы вспомнили «Секрет», потому что сейчас представить себе такое многообразие в одном каком-то сосуде, как Ленинградский рок-клуб, невозможно абсолютно.

Д.БОРИСОВ: Именно этого не хватает на том же радио, телевидении. Хочется разнообразия, чтобы было, из чего выбрать то, что больше по душе, а этого как-то нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, хотел в связи с этим, круто мы немножечко разворачиваем ход нашей беседы, я вот что хотел спросить. Мне всегда казалось, что вы и прошлая группа ваша «Зимовье зверей», всегда в нашей отечественной музыке, рок-музыке стояли сильно особнячком от всех. Это стечение обстоятельств, географическое положение, я не знаю, сознательная позиция? Это что? Или это мне так кажется?

К.АРБЕНИН: Нет, это действительно так, и это, наверное, все, что вы перечислили. Все эти причины присутствуют. Просто развивалось все последовательно. Сначала были обстоятельства, которые не позволяли влиться в общую обойму, хотя было желание попасть на радио, попасть в эфиры. Потом мы уже прошли какой-то этап с музыкантами и, может быть, чуть-чуть стали мудрее и наблюдательнее, и мы поняли, что это все не очень хорошо, надо просто делать свое дело. И мы уже тогда сознательно стали от всего этого отстраняться. Как раз тогда уже пошли предложения продюсерские, которые мы стали просто отклонять, потому что это сразу были такие узкие рамки поставлены – вы делаете вот это и вот это, а мы вас ведем туда-то и туда-то. Мы стали сознательно от этого отказываться, и как-то вот само собой… я, например, очень благодарен судьбе, что все-таки мы пошли по такому пути. Группа именно тем уникальна, что она приобрела немалую известность без ротаций, без клипов на телевидении.

А.ПЛЮЩЕВ: У нее, конечно, такая аудитория… как сказать…

К.АРБЕНИН: Неширокая, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Даже дело не в широте, она специальная, я бы так сказал. Меня, например, всегда очень удивляло, что «Зимовье зверей» была одной из тех групп, которые, в силу мне непонятных причин, не попадала на радиостанцию «Наше радио». Просто в силу непонятных причин. С другой стороны, можно себе понапридумывать. Я, например, не знаю, у вас есть какие-нибудь объяснения?

К.АРБЕНИН: Объяснения тому, что не на «Нашем радио»? Это сложная история была и длинная, я думаю даже сейчас не касаться нее.

А.ПЛЮЩЕВ: Личностная? То есть, от людей, человеческий фактор?

К.АРБЕНИН: Человеческий фактор, да. То есть, песня уже пошла в эфир, и уже за нее проголосовали люди, но все это дело прикрыли.

А.ПЛЮЩЕВ: Понятно.

К.АРБЕНИН: А дальше она не прошла.

А.ПЛЮЩЕВ: Очень хочется так по-журналистски поднажать на Константина – говори, кто? Кто? Фамилия! Пароли! Давай!  (смеется)

К.АРБЕНИН: Дело в том, что я сам же не знаю всех подробностей.

А.ПЛЮЩЕВ: Все мы не знаем этой внутренней кухни, естественно.

К.АРБЕНИН: Почему это не пошло дальше, почему так случилось? Загадка.

А.ПЛЮЩЕВ: На самом деле, я свою версию небольшую протолкну, вообще, абстрагируясь от людей, от всего: просто даже у такой рок-радиостанции, как «Наше радио», не в обиду ей совершенно будет сказано, есть все равно свой попсовый формат. Песни из рок-репертуара, которые признаются условно попсовыми во внутреннем рейтинге своем, они идут в эфире. Того же «ДДТ», например. А те, которые не признаются, считаются неформатными, и все, не идут. Там строго ограниченный набор, вот и все. Моя версия такая. А «Зимовья зверей» ни одна песня не подошла, ни одна по попсовости не въехала.

Д.БОРИСОВ: Просто задача – как можно более массовую аудиторию собрать. Все равно радио.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот у них такие песни крутят, вот и все.

К.АРБЕНИН: Кстати, «Эхо Москвы» было одной из немногих радиостанций, которая передавала песни.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну да, когда у нас еще были музыкальные эфиры. Сейчас-то уже нет почти. До того, как были. Отличная реплика от Евгения из Твиттера. Он пишет о том, что узнал о песнях Константина Арбенина и группе «Зимовье зверей» из книг Сергея Лукьяненко. Есть еще вопрос здесь, секундочку: «Как написалась песня по «Черновику» Сергея Лукьяненко?» Спрашивает тот же самый Евгений.

К.АРБЕНИН: Действительно, Сергей Лукьяненко приложил немалые усилия для того, чтобы люди как-то познакомились с нашим творчеством. Песня «Черновик» появилась по предложению людей, которые делали игру по этой книге. Поскольку они знают, что мы с Сергеем общаемся, в таких товарищеских отношениях, они мне предложили сделать песню по «Черновику». Я вообще, честно признаюсь, не читаю фантастику, но тут, чувствуя ответственность, я сел и от первой до последней страницы прочитал «Черновик». Это мне было нелегко. Но я, тем не менее, написал песню. Даже, я бы сказал, песня, кстати, жалко, что ее нет со мной, она не столько посвящена книге, сколько моим впечатлениям о писателях-фантастах, в частности, о Сергее Лукьяненко. Она просто впрямую, можно сказать, посвящена ему. Но тут нечего говорить, потому что песни сейчас нету ни на каком носителе, мы не сможем ее послушать.

Д.БОРИСОВ: Тут Юля напоминает, что вы как-то упоминали о том, что планируете проект моноспектакля о войне.

К.АРБЕНИН: Да, он существует до сих пор, этот проект. Это даже не проект, это такой замысел – сделать моноспектакль из песен и стихов о Великой Отечественной войне. Потому что у меня есть какие-то отдельные произведения, и эта тема меня волнует, оно все само по себе рождается. Но, поскольку я не хочу это делать искусственно, то есть, садиться и именно все писать, я жду, пока он целиком во мне созреет и выйдет уже готовым. Поэтому сказать, когда это получится, я не могу, но процесс идет. Пока что я как-то вот двигаюсь в такую театральную сторону. Мы сейчас с моей женой Александрой сделали моноспектакль «Два клоуна» по моему рассказу одноименному. Это не музыкальный, а именно драматический спектакль. Мне очень интересно это, потому что мне всегда было интересно в новых жанрах что-то делать, в новых видах творчества. К музыкальным спектаклям я обязательно собираюсь вернуться, думаю, что о войне тоже будет. Кстати, мы можем сейчас послушать песню, которая впрямую с этим связана, она называется «Спокойной ночи, старики». Это концертное исполнение с альбома «Одноименные песни».

Д.БОРИСОВ: И вернемся сюда, +7-985-970-45-45, ваши вопросы бросайте туда.

А.ПЛЮЩЕВ: Или Твиттер vyzvon

Звучит песня «Спокойной ночи, старики»

А.ПЛЮЩЕВ: А вот это live был, да. В смысле, запись live, естественно, зачем-то пояснил я. Спрашивают о ваших предпочтениях всевозможных. Во-первых, каких из поэтов читаете, а во-вторых, какие из молодых рок-групп вам наиболее симпатичны? Второй вопрос мне представляется даже таким несколько провокационным, потому что есть ли они вообще? В смысле, интересные. Мы узнаем от Константина.

К.АРБЕНИН: Есть. Вот, например, такая московская группа «Назар-бенд», Сергей Назар такой. Она совершенно неизвестна, по-моему, хотя уже существует лет 5, я думаю, если не меньше.

А.ПЛЮЩЕВ: Если не больше.

К.АРБЕНИН: Если не больше, да. Очень интересная группа. Потом, опять-таки, московская группа «Тайна». «Тайну» очень люблю. Но это все такие группы, которые по радио практически невозможно услышать, их можно найти в Интернете. Я даже не помню, откуда я о них узнал. Такие группы есть. И в Санкт-Петербурге тоже есть. Я не могу назвать совсем молодые, но, например, группа «Ступени» такая есть замечательная. Остальные уже старенькие, остальные не буду называть. Что касается стихов, то я очень люблю московских поэтов, даже не шестидесятников, а военного поколения. Может быть, отсюда тяга написать что-то про войну. Любимые – это Левитанский, Самойлов, Окуджаву люблю, Юнну Мориц, Александра Тимофеевского. Сегодня как раз видел его на Книжной ярмарке, на Книжном фестивале. Дмитрий Сухарев, опять-таки. Почему-то поэтов очень люблю московских, я вообще очень хорошо к Москве отношусь. Может быть, потому что она у меня ассоциируется с поэзией моих любимых поэтов.

А.ПЛЮЩЕВ: Что касается военной тематики, вообще, чем дальше мы от событий Великой Отечественной, тем, мне кажется, труднее людям понять и прочувствовать, что это было в принципе, что испытывали люди. Могут ли вообще современные люди это нормально понять? Воспринять так, как это воспринимали те, кто не только прошел, это, мне кажется, неповторимо совершенно в смысле ощущений, а даже те, кто первые поколения, у кого родители там, бабушка, дедушка, кому непосредственно могли рассказать очевидцы.

К.АРБЕНИН: Я думаю, тут понять очень трудно, легче, наверное, почувствовать. И в сохранении вот этого ощущения, этого настроения очень большую роль как раз играют поэты и поющие поэты, потому что это традиция, которая должна не заглохнуть, а передаваться из поколения в поколение. Поэты, они же создают как бы такую матрицу культурно-социальную, в которой мы живем. И сейчас все меньше людей пишут о войне, эта связь прерывается. Даже судя по празднику Победы, это становится не праздник Победы и тех, кто эту победу завоевал, это все превращается в какой-то просто повод погулять, повеселиться и так далее. Чувства подменяются лозунгами. Я думаю, что только поэзия способна передать, поскольку натура уходит, люди, которые могли рассказать непосредственно об этом, их все меньше и меньше, и тут только поэты могут подхватить эту эстафету и донести ощущение до современников.

А.ПЛЮЩЕВ: Раз уж вы затронули эту тему, тему лозунгов, тут у вас спрашивают: «Как вы думаете, должны ли музыканты и вообще люди искусства участвовать в политической жизни страны? И если да, то как?»

К.АРБЕНИН: Конечно, должны. Я думаю, что каждый человек, который занимается музыкой или другим искусством, он участвует в политической жизни страны. Поскольку искусство – это само по себе такой сильнейший инструмент пробуждения в человеке человеческого. А политическая жизнь страны зависит от того, кто живет в этой стране.

А.ПЛЮЩЕВ: Она не человеческая совершенно.

К.АРБЕНИН: Чтобы она была человеческой, и чтобы человеческое было в людях, для этого и создаются песни, стихи и так далее. Книги. Поэтому мне кажется, что любой человек, занимающийся творчеством, искусством, в какой-то мере влияет на политику, на климат, который существует в стране.

А.ПЛЮЩЕВ: Один из заключительных вопросов, если не самый последний, от Вадима из Санкт-Петербурга, который спрашивает: «Вы зарабатываете только творчеством?» Это хороший вопрос для человека, который занимается творчеством далеко не первый десяток лет. Если ты не первый десяток лет не зарабатываешь творчеством, мне кажется, это…

Д.БОРИСОВ: Это может войти в привычку.

А.ПЛЮЩЕВ: Или входит в привычку, или трагедия, одно из двух. Вот у вас что?

К.АРБЕНИН: Я зарабатываю только творчеством, да, и всячески стремлюсь от этого принципа не отходить. И, в общем-то, не отхожу. Другое дело, что у меня есть такая счастливая возможность заниматься разными видами творчества. Я не только концерты даю, не только альбомы записываю, я еще и книжки пишу, и сценарии для детских телевизионных программ, но никогда не занимаюсь тем, что мне неприятно. Во всяком случае, стараюсь. Я знаю, что, если попытаться что-то такое написать, что тебе не очень приятно, то это плохо кончается, ничего не получается.

А.ПЛЮЩЕВ: Даже если за это что-то приличное обещают, в смысле денег?

К.АРБЕНИН: Да, если даже обещают, все равно до этого не доходит, срывается. Просто я не смогу написать, до этого не дойдет уже.

А.ПЛЮЩЕВ: Отлично. Константин Арбенин сегодня был нашим попутчиком.

Д.БОРИСОВ: Давайте что-нибудь позитивное. Может, открыть книжку в любом месте?

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте что-нибудь позитивное.

К.АРБЕНИН: А давайте, я маленькую сказочку еще прочту? Самую короткую. Она называется «Спор».

Собрались три злых волшебника и стали спорить, кто из них самый злой. Первый волшебник говорит – я очень злой, я могу злиться двое суток подряд без сна и без обеда. Второй говорит – а я еще злее, я знаю 500 злейших ругательств и могу придавать своему лицу 26 различных злобных выражений. А третий волшебник ничего сказать не смог. Он побагровел, почернел, раздулся и от злости лопнул прямо на глазах у изумленных коллег. Взрыв был такой сильный, что первых двух волшебников контузило, и они забыли, как это – злиться. То есть, они перестали быть злыми. Ну а волшебниками они, между нами говоря, никогда и не были.

А.ПЛЮЩЕВ: Слушайте, отлично. Вот так гнев избавил мир от одного из злых волшебников, а другие…

Д.БОРИСОВ: Сами отвалились. Константин Арбенин сегодня был в программе «Попутчики», спасибо большое.

К.АРБЕНИН: Спасибо вам.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024