Купить мерч «Эха»:

Максим Виторган - Попутчики - 2011-04-03

03.04.2011
Максим Виторган - Попутчики - 2011-04-03 Скачать

Д.БОРИСОВ: 23 часа и 5 минут в российской столице, вы слушаете радио «Эхо Москвы». Начинается программа «Попутчики». Дмитрий Борисов, Александр Плющев.

А.ПЛЮЩЕВ: Добрый вечер.

Д.БОРИСОВ: Добрый вечер. И Максим Виторган.

М.ВИТОРГАН: Здравствуйте.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, привет, Максим.

Д.БОРИСОВ: В такой компании мы проведем вместе с вами ближайший 54 минуты.

А.ПЛЮЩЕВ: Максим как-то у нас уже бывал в нашей же компании, но в компании еще с ним все время были «Квартет И», которые слова не давали сказать буквально. Обычное их состояние. Поэтому мы как-то...

М.ВИТОРГАН: А еще с Козыревым бывал – он тоже, в общем.

Д.БОРИСОВ: Там вообще бесполезно. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Да. (смеется) Без шансов вообще, абсолютно. Поэтому мы решили одного Максима, все-таки, взять – как-то, наконец, поговорить с ним. Может, ты приходил, может, сказать чего хотел. (все смеются) В конце-то концов.

М.ВИТОРГАН: Наконец-то прошло с тех пор всего каких-то года 3-4.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, ты знаешь, как-то очередь образовалась из тех, кто приходил вместе с «Квартетом И», время от времени. Поэтому пришлось как-то, знаешь, выбирать людей, так сказать. Ничего, нормально. Ты с тех пор, между прочим... М.ВИТОРГАН: Повзрослел. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Повзрослел, похудел и многое другое. Заделался режиссером, так сказать.

Д.БОРИСОВ: Не завидуй.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну а что делать? А что мне остается делать?

М.ВИТОРГАН: Не, завидуй-завидуй.

А.ПЛЮЩЕВ: С другой стороны, понимаешь, человек-режиссер – это всегда полезно для нас, начинающих актеров.

М.ВИТОРГАН: (смеется)

Д.БОРИСОВ: Да-да. Пока тебя здесь не было, Плющев у нас в актеры подался.

А.ПЛЮЩЕВ: Не в вахтеры, как ты это произносишь, а в актеры.

Д.БОРИСОВ: Я специально это делаю, ты понимаешь, потому что... Ну...

М.ВИТОРГАН: Ну, Саш, почитаешь нам что-нибудь? (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, как-нибудь, конечно.

Д.БОРИСОВ: Табуреточка вон сзади. Стишок.

М.ВИТОРГАН: Дим, а ты, действительно, считаешь, что актеры, когда читают что-то, встают на табуреточку? (все смеются)

А.ПЛЮЩЕВ: Обязательно.

Д.БОРИСОВ: Я знаю, что когда снимали «Секретные материалы», главная героиня периодически была на табуреточке рядом с Малдером.

М.ВИТОРГАН: Почему?

А.ПЛЮЩЕВ: Джиллиан Андерсон. Ну, потому что совсем маленькая.

М.ВИТОРГАН: Я снимался очень много лет назад в фильме «Прохиндиада-2» с Александром Александровичем Калягиным, и там оператор-постановщик Ваня Бугаев очень ругался. А мы практически весь фильм с ним были вместе, с Калягиным, и он очень ругался, говорил, что, ну, невозможно – надо снимать 2 отдельно портрета, сначала сверху мой, потом внизу Александра Александровича, потому что вместе мы в кадр не помещаемся.

А.ПЛЮЩЕВ: Я думал, из-за разницы в росте.

М.ВИТОРГАН: Из-за разницы в росте. Ты правильно думал, ты угадал. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Бинго, слушай!

Д.БОРИСОВ: Да. Актерам, оказывается, нужно встать на табуретку, таким как Плющев, чтобы быстрее доходило.

А.ПЛЮЩЕВ: А ты знаешь, я что обнаружил тут? Нет, я просто, понимаете, почему заторможен в мышлении? Потому что я, на самом деле, до сих пор нахожусь под впечатлением...

Д.БОРИСОВ: Ты перечитал Словарь ударений, Саш.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. И перечитал Википедию я. Нахожусь под впечатлением того факта, что, оказывается, Максим всего на 6 дней старше меня. Я думал, что на 7.

М.ВИТОРГАН: Ну, ты не волнуйся, выгляжу я на 8 дней старше тебя. (все смеются) Не переживай.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот. И, собственно как ровесник ровесника хочу тебя спросить вот о чем. А у тебя вообще был выбор, в принципе, когда ты определялся с профессией?

М.ВИТОРГАН: Рождаться или не рождаться?

А.ПЛЮЩЕВ: С профессией в 5 лет ты определялся когда, у тебя вообще был выбор, артистическая профессия или какая-нибудь другая?

М.ВИТОРГАН: Ну, ты знаешь, я...

А.ПЛЮЩЕВ: Или тебя лишили этого выбора?

М.ВИТОРГАН: Нет-нет-нет, меня ничего не лишали, я не собирался быть артистом. Это произошло в последний момент в 10-м классе. До этого собирался...

А.ПЛЮЩЕВ: Некуда пойти – пошел в артисты.

М.ВИТОРГАН: Ну, в общем, примерно так, да. Почти. А теперь послушай мою историю. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Так?

М.ВИТОРГАН: Собирался я поступать на Журфак или на Юрфак, выбирал. И уже ходил на какие-то дни открытых дверей, там что-то такое, уже этим интересовался очень. И потом я учился в английской спецшколе, и там делали в старших классах спектакли на английском языке. И, вот, в год, когда пришла моя очередь, учительница решила, что она будет ставить Гамлета.

Д.БОРИСОВ: (смеется)

М.ВИТОРГАН: Почему смеетесь?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, нормально.

М.ВИТОРГАН: Трудно себе представить?

А.ПЛЮЩЕВ: Что еще ставить в англоязычной школе, с одной стороны. А с другой стороны, понимаешь, каждый актер мечтает сыграть Гамлета как известно.

М.ВИТОРГАН: Так вот я к тому и говорю, что я свой актерский путь начал с Гамлета и больше уже не мечтал об этом в дальнейшем. И, естественно, понятно, что по блату и роль досталась мне.

Д.БОРИСОВ: Ну, то есть роль зайчика под елочкой – она ожидает в старости.

М.ВИТОРГАН: Да. Я в обратную сторону. (смеется) Ой, какой ужас. Пойду сейчас брошу профессию, пожалуй.

Вот. И, в общем, так получилось, и все, и я уже как-то попался на эту удочку, заразился, заболел. И уже в 10-м классе я поступил, уже забыл про все Журфаки, Юрфаки, поступил на подготовительные курсы во МХАТ. Ну и, в общем, пошло-поехало и вот так вот меня всего растрясло. Вот.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты сказал «по блату». Ну, само собой, что фамилию твою трудно перепутать с какой-нибудь другой. И ощущался ли этот блат – ну, понимаешь, в фигуральном смысле этого слова – за время обучения?

М.ВИТОРГАН: Конечно, ощущался. Я не пускал родителей в институт к себе на экзамены по первоначалу. В то лето, когда мы поступили в институт, то... Ну, там встречались с какими-то одноклассниками, одношкольниками, ну, летом еще после поступления уже, и кто куда как поступил, все друг другу рассказывают, и мне говорят: «Ты куда?» Я говорю: «Вот, я поступил в ГИТИС». И говорят: «А, ну понятно-понятно». Я был молод, горяч: «Что понятно? Что такое?» В общем, кончилось это все легкой потасовкой. Как-то я раньше очень бился за это дело и болезненно реагировал. Но сейчас как-то это не очень актуальный для меня разговор, скажу тебе честно. И я как-то... Ну, я, понимаешь как, кто хочет считать, что по блату – пусть считает, что по блату. Я ничего никому доказывать в этом смысле как-то не очень собираюсь, да и меня это уже давно не волнует. Скажем так. И не цепляет. Так что если ты хотел меня как-то уязвить, у тебя не получилось. (смеется)

Д.БОРИСОВ: План Б. Приступаем к плану Б, Саш.

М.ВИТОРГАН: Разоблачение.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо-хорошо. Сейчас так, секундочку.

Д.БОРИСОВ: Порция компромата из портфеля Александра Плющева.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Вот, скажи, на каком из спектаклей ты понял, что ты, как бы, состоялся в профессии? Нет, я не требую число, там, подпись. Какая работа тебе уже стала, ну, как бы, вот это уже по-серьезке, это уже, действительно, работа?

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, мне повезло, потому что я после института сразу попал в очень хорошие руки – в руки Яновской и Гинкаса, и ты знаешь, не знаю. Я, на самом деле, до сих пор. Вот я там выпускал когда последний спектакль, который называется «Уйти нельзя остаться» по пьесе Вуди Аллена. Он, вроде, такой, какой-то, ну, такой, развлекательный легкий спектакль, в антрепризе сделанный. Но я прямо, вот, в лепешку разбился, ну, насколько я мог, в принципе, разбиться в лепешку, я настолько разбился. И так, в общем, происходит у меня каждый раз и это меня радует и вдохновляет. Нет у меня ощущения. Я так где-то, конечно, внутри себя понимаю, что «ну, я уже, конечно, кое-что умею», но стараюсь от себя эти мысли отгонять и не признаваться себе в них. Так у меня это все время... У меня каждый раз это... Для меня одна из самых сложных вещей – это решиться начать работать. Вот. Потому что для меня это большая ответственность, и если я уже, как бы, начинаю, то я понимаю, что вот этот шаг сказать «Да, давайте, поехали»...

Д.БОРИСОВ: Это ежедневная проблема?

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, нет. Нет, не ежедневная. Хотелось бы, чтобы почаще я преодолевал себя в этом смысле, но, тем не менее, это так. То есть я как-то к этому... Я не очень люблю говорить о серьезности нашей профессии, потому что не за серьезность ее и не за наш тяжкий, ах какой тяжкий труд...

Д.БОРИСОВ: «Нашей профессии» говорит тебе Максим.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, да.

М.ВИТОРГАН: Ну, я тебе как своему, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Видишь как? А мне приятно, я сижу так, уже все, весь компромат закончился сразу.

Д.БОРИСОВ: Уже Оскар в мыслях.

М.ВИТОРГАН: Не за это нас любят зрители, а любят за свои эмоции, которые испытывают, глядя на нас. Но тем не менее для меня это каждый раз ответственный шаг и я стараюсь, в какой бы фигне я ни участвовал (случается и такое), стараюсь, все-таки, как-то максимально из этого что-то выживать... Выжимать. (смеется) Оговорка.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошая, да. Сейчас продолжим как раз и о выжимании. Я единственное что, мы как всегда забыли ж напомнить.

Д.БОРИСОВ: Телефон-то с собой.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну!

Д.БОРИСОВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: +7 985.

Д.БОРИСОВ: 970.

А.ПЛЮЩЕВ: 45-45.

Д.БОРИСОВ: Прекрасно.

М.ВИТОРГАН: Ребят, а вы меня не предупредили, что вы мой телефон назовете. Зачем это?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну извини. Попал. Что делать? Мы тебе поменяем.

М.ВИТОРГАН: Да. У меня роуминга нет.

А.ПЛЮЩЕВ: У нас знакомства в сетях сотовых операторов. Мы тебе поменяем на такой же, только с кодом 925. Вот. (все смеются)

Д.БОРИСОВ: Да-да. Но сейчас. Прямой номер Максима Виторгана на этот час +7 985 970-45-45 – звонить на него бесполезно, зато отправлять SMS-сообщения вы можете прямо сюда и мы получим.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, совершенно запросто. Я вот о чем хотел спросить. Ну, я с твоим творчеством познакомился практически здесь, можно сказать.

М.ВИТОРГАН: Нет, ну, я думал, практически с детства.

А.ПЛЮЩЕВ: Практически сейчас.

Д.БОРИСОВ: Те 7 дней он рос.

А.ПЛЮЩЕВ: Благодаря, конечно же, уже упомянутому им «Квартету И» и Михаилу Козыреву (ему икается вдвойне одному). Это спектакль, такой спектакль-капустник «День выборов» (можно так его назвать, мне кажется). «День радио».

М.ВИТОРГАН: Теперь за вот эту вот оговорку «Спектакль-капустник» теперь меня будут бить ногами там, в «Квартете».

А.ПЛЮЩЕВ: «День радио» и «День выборов» соответственно. А не было ли опасения, что слава вот такого капустного актера... Все-таки, за «Квартетом И» есть такая репутация.

М.ВИТОРГАН: А ты знаешь, когда только создавался спектакль «День радио»...

А.ПЛЮЩЕВ: Тебя в нем не было еще.

М.ВИТОРГАН: Нет, как? Здрасьте.

А.ПЛЮЩЕВ: Или был?

М.ВИТОРГАН: Там пьеса даже написана на меня. Там в пьесе написано «Виторган» даже.

А.ПЛЮЩЕВ: Роль – Виторган.

Д.БОРИСОВ: Ты так пытаешься обидеть, Саша?

М.ВИТОРГАН: Уже, причем, по мелочи.

Д.БОРИСОВ: (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Высасываю из пальца. Хорошо, все.

М.ВИТОРГАН: И тогда «Квартет» не был еще, конечно, так широко известен. И для меня вот эта вот стилистика... Ну, я не буду говорить о ней как о капустной, потому что ребята не любят этого (оставим это за скобками). Для меня эта стилистика была, в общем, малознакомая и такая, неизвестная и чувствовал я себя, кстати, на репетициях спектакля достаточно некомфортно, насколько я помню, и выносил всем мозг своими приставаниями. Потому что работал я с серьезными театральными режиссерами в серьезном театре и так, собственно, продолжалось и дальше. По факту, наверное, ты прав, наверное, в общественном восприятии так и произошло. Ну да. Потерял ли я что-то из-за этого? Безусловно, потерял. Приобрел ли? Конечно, приобрел. Я приобрел таких друзей, которых, наверное, в жизни удается раза два, например. Поэтому, понимаешь, вот тебе мой ответ. Я помню, что для меня это было... Я же когда «День выборов» стали делать после «Дня радио», я же даже сначала отказывался участвовать в «Дне выборов», аргументируя это тем, что я не хочу, это то же самое, что «День радио» и зачем мне это делать второй раз? Меня шантажировали дружбой, деньгами, насилием и, все-таки, заставили это сделать, о чем я ничуть не жалею. Вот. Вот такой тебе мой ответ на тот вопрос, который я не помню.

А.ПЛЮЩЕВ: Нелицеприятный, надо сказать, ответ-то получился на вопрос.

М.ВИТОРГАН: Почему?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну просто, не знаю. Неприятное лицо, так сказать. Хорошо. Дмитрий из Екатеринбурга задает общего плана вопрос. Он спрашивает: «Максим!»

М.ВИТОРГАН: «Общего плана вопрос» - это который час. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, еще более, мне кажется. Еще более. «Максим, вам приходилось идти на компромиссы в профессии и в жизни?» Кстати, только что Максим на этот вопрос и ответил. (смеется) В широком смысле этого слова.

М.ВИТОРГАН: Нет, это, ты знаешь, вот рассказываю там историю про «День выборов», это не самый большой мой творческий компромисс. Приходилось. Единственное место, где я стараюсь, и по сей день стараюсь каким-то минимальным образом идти на компромиссы, - это театр. Потому что кино... Ну, как-то с великим кино, серьезным кино, кино, которое я сам смотрю, у меня как-то не очень заладилось пока. Может быть, еще все изменится – это все меняется в один день и как в одну сторону, так и в другую. Поэтому...

Нет, конечно, приходилось. Тут важна именно вот эта, мне кажется, сила сопротивления. Все-таки не распластывать руки и не падать уже совсем лицом в грязь, а, все-таки, стараться до последнего, опираясь на кулаки, ладони, локти, предплечья, сопротивляться и до последнего пытаться так, носом потом окунуться в эту грязь, но не падать, вот так расслабившись, навзничь и выбрасывая брызги вокруг себя. Поэтому, конечно, приходилось. Кому же не приходилось? Конечно. Жизнь такая штука. Ломает об колено.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, все же ждут какого-то примера, ты понимаешь.

М.ВИТОРГАН: Ну, ты понимаешь, зачем? Ну, ты хочешь, чтобы я называл тебе какие-то конкретные?..

А.ПЛЮЩЕВ: Это завуалированный вопрос «Расскажите самый смешной случай на гастролях», знаешь? (все смеются) Мы все время его задаем, но в завуалированном виде.

М.ВИТОРГАН: Да нет. Ты знаешь, не буду я приводить примеры. Потому что я еще раз говорю, все, чем я занимаюсь, все я стараюсь делать максимально хорошо. Стараюсь изо всех сил. В силу разных причин это далеко не всегда получается и иногда у меня не хватает сил, и иногда понятно, что против этой махины не попрешь, такой махины как телевидение, предположим. И поэтому... Но называть какие-то конкретные примеры мне не хотелось бы, потому что, ну, я не хочу обижать людей, которые со мной там работали. Это неправильно. Я – вежливый, воспитанный мальчик, поэтому ответ мой, шел ли я когда-либо на компромиссы в жизни и в работе: «Нет, никогда не шел».

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Максим Виторган в передвижной студии радиостанции «Эхо Москвы».

Д.БОРИСОВ: А конфликты серьезные случаются?

М.ВИТОРГАН: На работе, ты имеешь в виду? Ну, у меня... Я ушел из нескольких московских театров, а так – вообще, нет. (все смеются) Нет, я ушел с конфликтом из ТЮЗа, таким конфликтом человеческим, таким... Мне было неприятно поведение руководства театра по отношению к зависимым от них людям, поведение безнравственное и бесстыдное, на мой взгляд. Я, правда, уже плохо помню, в чем заключалось. Это было давно.

Д.БОРИСОВ: Но осадок остался, естественно.

М.ВИТОРГАН: Да, осадок остался. Потом, видишь, я как-то менее скандально, но, все-таки, со скандалом внутреннего сгорания я ушел из МХАТа. Поэтому... Нет, ну я вообще, в принципе, не конфликтный человек. И особенно то, что касается работы, не конфликтный. Я могу быть резким, но не конфликтным.

Д.БОРИСОВ: А эти уходы – может быть, это уход от конфликта был каждый раз? Нет? Наоборот?

М.ВИТОРГАН: Нет-нет-нет. Наоборот. Понимаешь, это было в ТЮЗе, именно не смог смолчать, понимаешь? Не смог смолчать и все, и понеслось-поехало, вот. Как-то мне казалось неправильным отбирать не принадлежащие тебе деньги у людей, которые от тебя зависят.

А.ПЛЮЩЕВ: Я бы хотел сменить приятный разговор с Максимом Виторганом о Максиме Виторгане, потому что, ну, говорить об этом всегда приятно...

М.ВИТОРГАН: Хочешь поговорить о себе? (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

Д.БОРИСОВ: Уже 20 минут пытается.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, просто ты сказал, что у тебя не сложилось с кино таким, которое ты смотришь.

М.ВИТОРГАН: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот. А оно вообще, в принципе, есть?

М.ВИТОРГАН: Конечно. А как же? Я смотрю его практически каждый день.

А.ПЛЮЩЕВ: Я имею в виду, вот, новое кино снимается такое?

М.ВИТОРГАН: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот, у нас в стране?

М.ВИТОРГАН: Ты видел «Неадекватных людей»?

Д.БОРИСОВ: Он в них практически снялся.

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Мы практически снялись. Более того, там есть фрагмент. Этого никто не замечает, конечно, от чего я очень переживаю. В тот момент – я рассказываю сейчас, подожди.

Д.БОРИСОВ: Так. Друзья, на 37-й минуте 48-й секунде на 3 секунды появляется голос Александра Плющева.

А.ПЛЮЩЕВ: И твой там появляется тоже.

Д.БОРИСОВ: Но сначала-то твой.

А.ПЛЮЩЕВ: Когда с мамой выясняет отношения главная героиня, потом уходит гладить кошку. В этот момент на кухне звучит фрагмент программы «Попутчики».

Д.БОРИСОВ: Представляете?

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

Д.БОРИСОВ: Максим, ты знал?

М.ВИТОРГАН: У меня есть диск – я пойду сейчас домой, пересмотрю.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, пересмотри обязательно. И, вот, прямо на полную включи звук, если у тебя колонки есть.

М.ВИТОРГАН: Нет, мне совершенно не кажется, что наше кино находится в каком-то упадке...

Д.БОРИСОВ: Так хороший фильм? Стоит смотреть? Я просто не видел.

М.ВИТОРГАН: Прекрасное кино, сделанное за 3 копейки. Великолепное кино вообще.

А.ПЛЮЩЕВ: 100 тысяч долларов все.

М.ВИТОРГАН: Для меня это 3 копейки. (смеется)

Д.БОРИСОВ: (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, на фильм – это ничего, ребят, ну, правда. Нет, просто каждый раз, когда ему говорю: «Слушай, ты чего, не посмотрел до сих пор?» А он говорит: «Нет, ты так пиаришь, что нет, я не могу».

М.ВИТОРГАН: Нет, есть фильмы. Есть очень хорошие наши фильмы. Они, к сожалению, практически не идут в кинотеатрах, ну, каким-то очень маленьким, ограниченным тиражом. Но все время какое-то кино появляется. То это «Волчок»... Ну, то есть разные абсолютно.

А.ПЛЮЩЕВ: А как ты думаешь, почему именно у тебя с этим не складывается?

М.ВИТОРГАН: Почему именно у меня, ты считаешь? (смеется) Я один остался такой?

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я не знаю.

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, когда-нибудь, когда я засяду за мемуары, я, может быть, проанализирую историю собственной жизни, почему так получилось, что у меня не складывается. Но пока для мемуаров у меня есть только одна история, поэтому, видимо, еще не скоро... Хочешь расскажу историю свою про мемуары?

А.ПЛЮЩЕВ: Давай.

Д.БОРИСОВ: Из мемуаров.

М.ВИТОРГАН: Ну, из будущих, да. Из будущих мемуаров.

Д.БОРИСОВ: Эксклюзив.

М.ВИТОРГАН: Я снимался в кинофильме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где играл небольшую роль, чуть больше, чем ты в «Неадекватных людях», то есть меня было видно там в отличие от тебя. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Так?

М.ВИТОРГАН: И мы снимали где-то в Сретенских переулках – уже была, по-моему, осень, так, было как-то достаточно прохладно. В главных ролях там были Михаил Ульянов, Олег Ефремов и Вячеслав Тихонов. Такая, неплохая компания. И мы снимали какой-то эпизод с ними, и не было никаких тогда еще грим-вагенов, этих вагончиков никаких. Были просто автобусы, ПАЗики и все. И как-то все пили кофе, чтобы согреться, чай горячий. И возникло у меня. Как это сказать-то? Ну, в общем, захотелось по естественной нужде мне сходить. Никаких приспособлений вокруг для этого не было, кафе тогда на каждом углу тоже еще не было и я пошел гулять по микрорайону и зашел, вот, буквально в соседнюю арочку и увидел такой приятный, милый дворик и где-то у забора в углу стоял старый, еще не как «ракушка» современная, а какой-то старый, доисторический гараж.

А.ПЛЮЩЕВ: Гараж зеленого цвета.

М.ВИТОРГАН: Да.

Д.БОРИСОВ: Просто созданный для того, чтобы за него зашли.

М.ВИТОРГАН: Да, совершенно верно. Между гаражом и заборчиком было такое пространство, как раз туда можно было войти боком, что и требовалось, примоститься и в сторону заборчика уже... А там ты мог уже выбирать, в сторону заборчика или в сторону гаража. Вот. И зашел я в эту щель и увидел, что стоят там рядком Ульянов, Ефремов и Тихонов. (все смеются) Я был очень смущен, замер. После чего не помню, правда, кто из них сказал мне, что «сынок, не стесняйся – мы тут все одинаковые. Пристраивайся». Вот такая история будет открывать мои мемуары.

А.ПЛЮЩЕВ: Так вошел, понимаешь ли, в когорту великих таким образом.

М.ВИТОРГАН: Пристроился.

А.ПЛЮЩЕВ: Таким образом к ним присоединился, пристроился Максим Виторган на «Эхе Москвы». Стандартный вопрос вполне от Дмитрия пришел.

М.ВИТОРГАН: Неужели, как родители отнеслись к выбору профессии?

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, нет. Мы, заметь, всячески избегали этот вопрос, несмотря на стандартное начало. Мы избегали и Дмитрию не дали тоже в хорошем смысле этого слова. «Вы пользуетесь своей известностью в жизни на приеме к врачу, с инспектором ГИБДД?» - спрашивает Дмитрий.

Д.БОРИСОВ: На приеме к инспектору ГИБДД.

М.ВИТОРГАН: Знаете, пользуюсь в том случае, если инициатива исходит не с моей стороны.

А.ПЛЮЩЕВ: А, ну то есть если узнают, проще говоря.

М.ВИТОРГАН: Да-да-да. То есть если узнают, то узнают, если нет, то нет. И как-то... Вот. И я как-то – спасибо родителям за такое воспитание – для меня было как, знаешь, я когда-то, год был, наверное, 1989-й, я отдыхал в доме отдыха в Ялте, вот это ВТО тогда называлось как-то, Всероссийское театральное общество. Ну, с родителями отдыхал. И там была компания молодых людей, детей фактически, тоже разных детей родителей. А неподалеку от дома отдыха находилась гостиница «Ялта», которая была интуристовская, туда был ограничен вход (только по пропускам) и там было все за доллары. Там были игровые автоматы и там был кусочек западной жизни. И у нас было, там каким-то образом родители нам надыбали, у нас было 2 пропуска, а компания была очень большая. И мы, передавая друг другу пропуск, ну, то есть вдвоем заходили, потом один брал второй пропуск, и вот так вот мы все время ходили и передавали. И однажды нас поймали там на входе милиционеры, охрана поймала и началось выяснение. И я стоял напуганный, обескураженный всеми происходящими событиями, дяденьки милиционеры допрашивали нас, откуда у нас пропуска. И тут девочка одна из нашей компании, которая была, то есть, ну, она и есть дочка одной известной актрисы, она вдруг громко сказала таким образом: «Да вы что? Вы что? Да знаете с кем вы разговариваете? Вы знаете, чья я дочь? Знаете, как моя фамилия? Моя фамилия такая-то», - сказала она. И я помню чувство собственного удивления на такое поведение, притом что я его не осуждаю, особенно в тех обстоятельствах (это нас спасло). Но я помню чувство собственного удивления, потому что для меня было открытием подобного рода поведение и я, благодаря, видимо, родителям, никогда не подозревал, что так можно и что это какая-то карта в твоей колоде, которой ты можешь играть. Поэтому вот такая история.

А.ПЛЮЩЕВ: Что так тоже бывает.

М.ВИТОРГАН: Ну что? Все? Спать?

А.ПЛЮЩЕВ: Подожди. Знаешь ли... Только первая часть нашего совместного пути позади.

Д.БОРИСОВ: «Как получилось, - пишет Катя на наш мобильный телефон, - что в фильме «О чем говорят мужчины?» вы сыграли всего лишь эпизодическую роль?»

М.ВИТОРГАН: Сейчас уже сняли «О чем еще говорят мужчины?» - у меня там тоже эпизодическая роль, но значительно больше. Нет, ну как получилось? Ну, так и получилось. Самое обидное...

Д.БОРИСОВ: А, это правда, что сняли «О чем еще говорят мужчины?»?

М.ВИТОРГАН: Да-да-да. Сейчас закончились уже съемки – к Новому году выйдет. Как получилось? Ну, так получилось. Там, собственно, и нет больших ролей кроме 4-х мушкетеров.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я слыхал, что изначально роль твоя была несколько больше, чем влезло в фильм.

М.ВИТОРГАН: Нет, у меня была там драка еще. Драка, которую я репетировал сначала 2 дня с каскадерами в Москве, потом мы переехали. Мы снимали в Одессе, и в Одессе на 30-градусной жаре я в парике, в камзоле, в лосинах, мы дрались... Целый день мы это снимали. Там я уже не помню, я подсчитывал – там порядка 24-25 разных дублей, ну, планов разных в двух разных location, в двух разных местах. Целый день вот эта вот шла драка. И потом все это сняли, все и через какое-то время, уже когда монтировали фильм... Как-то пришел, я помню, потупив взор, Слава Хаит как самый смелый и готовый к резкостям человек в «Квартете», пришел и сказал: «Ты знаешь, мы чего-то решили, что мы драку твою выкинем. Дима сказал (Дима Дьяченко, который режиссер), что как-то ни к чему она там». И драка эта в фильм не вошла – она вошла в клип группы «Би-2», снятый по этому фильму, с фрагментами из этого фильма. Они по дружбе, пожалев меня, Би-2’шники вставили в клип фрагменты драки, фехтования. Да. Ну вот так вот, была такая вот история.

Д.БОРИСОВ: А ты уверен, Саш, что тебя оставят в фильме?

А.ПЛЮЩЕВ: Да черт его знает. Ты понимаешь в чем дело? С меня он начинается, вот в чем проблема.

М.ВИТОРГАН: Не, у меня была история, знаешь, какая? Я снимался в фильме «Сумасшедшая любовь» - был такой фильм когда-то, очень давно, году в 1992-м. Там в главной роли был Александр Гаврилович Абдулов, там снимался Андрей Макаревич. У меня была там 3-я или 4-я роль в фильме. Я снимался зимой, я снимался летом, зимой меня избивали в чистом поле – мне делали грим, деформированное лицо из теста, которое потом отдирали железными расческами, потому что, ну, тоже не было еще тогда никаких ни грим-вагенов, ничего. Я валялся в тонких брючках, свитерках, меня пинали артисты массовых сцен. А они это умеют делать как никто. Надо мной, склонившись, стояло 2 каскадера, которые образовывали надо мной такой купол защитный после того как я падал, и на меня накидывалась толпа. Но люди всерьез, прорываясь через каскадеров, пытались, все-таки, дотянуться и пнуть меня, так или иначе, ногой.

Потом я снимался летом, где я, там, по какой-то сюжетной коллизии я во сне этой героини появлялся, вставал из гроба, абсолютно седой. Что-то такое. Все, я озвучил, снялся...

Д.БОРИСОВ: Ну понятно, 3-я роль – из гроба встал.

М.ВИТОРГАН: ...снялся в этом фильме. Сцены со всеми – с Абдуловым, с Макаревичем, со всеми главными героями. Снялся в этом фильме прекрасно, озвучил великолепно, все, меня пригласили на премьеру в Дом кино. Я позвал всех друзей, которых смог туда провести. Пока я встречал друзей внизу в Доме кино, началась вот эта церемония, когда съемочная группа выходит к экрану представляться. И я на нее опоздал. И когда я пришел в зал, я уже подумал, что я не пойду на сцену – сяду здесь тихонечко в зале. А дальше начался фильм. И сижу я, смотрю фильм и понимаю... Помню по сюжету, что, ну, вот, сейчас я должен появиться. Нету пока. Я думаю: «Ага, значит, видимо... А, да. Ну, вот, сейчас тогда». Нету пока. «Ну, вот сейчас» - нету. И потом я смотрю, там идет какая-то панорама и место, где происходит все это действие, и я вижу на этой панораме, что там стоит машина, на которой я приезжал. Она уже стоит. Я первый раз появлялся, приезжал на машине. И тут у меня закрались подозрения. И все, что осталось от меня в этом фильме, - это вставание из гроба. (все смеются). И ни одна, прости господи, не предупредила меня об этом и никто мне ничего не сказал. То, как друзья мои смотрели на меня после этого, не передать словами. Как они пытались меня утешать и как я пытался до окончания фильма проскользнуть каким-то черным ходом, чтобы не встретиться с ними глазами.

А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, а, вот, тот период, когда... Ну, уже можно об этом говорить, мне кажется, вполне. Многие участники...

Д.БОРИСОВ: Скандальчики-интрижки.

А.ПЛЮЩЕВ: ...участники тех историй – у них уже руки коротки, что называется. Это когда вы снимали «Неголубые огоньки». Вот. Ну, 2 года подряд, по-моему, это делали, да?

М.ВИТОРГАН: Да-да-да.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне кажется, это было такое, замечательное, с одной стороны, дураковаляние, с другой стороны, такая, гигантская работа.

М.ВИТОРГАН: Не, ну я, действительно, я работал прямо тогда именно буквально сутками напролет. То есть у нас был там какой-нибудь 3-месячный период подготовки, который в последний месяц уже перед съемками шел практически сутками.

А.ПЛЮЩЕВ: Я, ты знаешь, хотел спросить о конкретном персонаже, который мы сегодня упоминали и которого нет с нами сейчас в этой передвижной студии.

Д.БОРИСОВ: Дух витает постоянно. Только не надо говорить еще раз имя, а то сейчас появится, войдет в купе.

А.ПЛЮЩЕВ: Да-да-да. Как же избежать-то этого? Ты был режиссером, ведь, да?

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, но...

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, формально.

М.ВИТОРГАН: Формально когда-то, когда тот человек, видимо, чье имя мы сейчас стараемся не называть, некто М.К., когда он мне предложил с ним посотрудничать на этом проекте... Ну, давайте скажем, все-таки, что это Миша Козырев.

А.ПЛЮЩЕВ: Миша Козырев, конечно.

М.ВИТОРГАН: Да. Предложил мне посотрудничать с ним на этом проекте, то он мне сказал, что «не хочешь ли ты быть его режиссером?» Я сказал: «Миша, а что это значит? Что я должен делать?» Миша сказал мне: «Понятия не имею, но давай попробуем».

Но дальше, на самом деле, мы, как-то так получилось, мы делали вдвоем все. У нас были какие-то там... Он, в основном, общался с телевизионными начальниками, а я командовал на площадке. Ну, то есть какие-то разграничения были. Но то, что называется там креатив, ну и все-все – это, конечно... Я с удовольствием вспоминаю те времена. Это была прекрасная работа, доставившая мне массу приятных эмоций.

А.ПЛЮЩЕВ: Тут мы часто вспоминали еще одну как раз программу, в которой участвовал Михаил Козырев, «Земля-Воздух» в прошлый раз с Чачей, помнишь, вспоминали? И мы тогда сильно удивлялись (даже не сильно удивлялись – мне кажется, этому глупо удивляться), что куда-то, вот, раз и ушло все моментально – на телевидении ничего похожего нет ни на «Землю-Воздух», ни на «Неголубые огоньки».

М.ВИТОРГАН: Но сейчас, ты знаешь, сейчас, на самом деле, были времена похуже. Мне кажется, сейчас уже, все-таки, в силу заинтересованности, видимо, руководства государства в изображении, ну, каких-то признаков...

А.ПЛЮЩЕВ: Оттепели. (смеется)

М.ВИТОРГАН: Да-да, оттепели, да, спасибо (не мог подобрать слово). Видимо, телевидение как-то чуть-чуть ожило. Потому что каких-нибудь там года 2-3 назад это был вообще, конечно, просто полный какой-то крах. Вот. Так что сейчас еще ничего, сейчас еще есть какие-то... Но, правда, я думаю, что заинтересованность в оттепели растает.

А.ПЛЮЩЕВ: Она как началась, так и пройдет.

М.ВИТОРГАН: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Но а чем ты сейчас занимаешься? Я имею в виду, готовишь, ставишь, снимаешь?

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, значит, смотри. Я сейчас отснялся в «О чем еще говорят мужчины», я отснялся еще в одном фильме, который, слава тебе, господи, снимался в Панаме – спасибо ему за это. (смеется) Так что я съездил в Панаму. Я сейчас играю в спектакле. Мы сейчас вернулись на сцену с моим спектаклем, который я поставил (вернулись в смысле, потому что у нас был большой перерыв в связи с тем, что Лена Ксенофонтова рожала и успешно это сделала), в связи с этим мы вернулись сейчас на сцену. Я собираюсь начать репетировать новый спектакль как режиссер. Пока никак не могу решиться, но собираюсь и решусь.

Д.БОРИСОВ: А что с телевидением?

М.ВИТОРГАН: Ничего. А я, ты знаешь, мои появления на телевидении всегда носят хаотичный...

Д.БОРИСОВ: Новогодний характер.

М.ВИТОРГАН: Нет-нет, не новогодний.

Д.БОРИСОВ: Была же еще новогодняя ночь с Меньшиковым.

А.ПЛЮЩЕВ: А! Точно, да.

М.ВИТОРГАН: Да-да. Нет, с телевидением ничего. И мое появление на телевидении всегда носит непредсказуемо-хаотичный характер. И поэтому я так... Придет – придет, не придет – не придет. В общем, не страшно.

А.ПЛЮЩЕВ: Но давай вернемся к спектаклям. Ну, глупо говорить о том, что ты собираешься сделать, потому что это только расхолаживает, как мне кажется, когда человек начинает рассказывать о планах. А спектакль «Кто» - расскажи о нем.

М.ВИТОРГАН: Спектакль «Кто», который уже идет, ну, считай, год, вот, с перерывом, если чистого времени брать, год на сцене так называемого Другого театра, который базируется там же, где, собственно, «Квартет И» - это ДК Зуева. Это спектакль по пьесе Ариэля Дорфмана, чилийского драматурга, которая называется «Смерть и девушка». Пьесу эту я как-то немножко перелопатил, как-то над ней поработал, потому что, на мой взгляд, она была очень говорильная. И потом он пишет про времена после падения Пиночета, Хунты Пиночета, про Чили. А мы так сделали, убрали все прямые ассоциации и указания на конкретику места действия, и это такой психологический триллер (так я обозначил этот жанр пафосно). Мне казалось, что если я его так назову, то зритель ломанется на спектакль, потому что, ну, где вы видели еще в театре психологический триллер? Ну, не «Преступление и наказание» же, в конце концов. (все смеются)

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

М.ВИТОРГАН: Вот. И играет у меня в спектакле Лена Ксенофонтова, про которую я сказал уже, Андрей Ильин и Сергей Белоголовцев, который, понятно, по чему известен многим, но должен вам сказать, что вы вообще не знаете Сергея Белоголовцева, если вы его видели только там, по чему он вам известен. Поэтому приходите смотреть.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну ладно, ну ладно.

М.ВИТОРГАН: Нет, у него, действительно, абсолютно не имеющая с его предыдущей карьерой, не имеющая ничего общего роль вообще.

А.ПЛЮЩЕВ: Это я напомню, если кто не вспомнил по фамилии...

Д.БОРИСОВ: «О.С.П.-студия».

А.ПЛЮЩЕВ: Да, «О.С.П.-студия» и «33 квадратных метра».

М.ВИТОРГАН: Все это не имеет к этому... Эта роль в спектакле не имеет никакого отношения к его предыдущей жизни. И он, и я, мы пошли на отчаянный эксперимент. Я страшно его мучил во время репетиций, он похудел, был весь в синяках. Не потому, что я его бил, а потому что он проводит... (смеется) Сейчас смешно будет, сейчас смешная фраза. Он проводит полспектакля связанным и с кляпом во рту. (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Действительно, обхохочешься, слушай.

Д.БОРИСОВ: Заразная штука, самосмейка. (все смеются)

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, понимаешь, да, теперь понятно, почему Максим сказал «Вы не знаете Сергея Белоголовцева».

М.ВИТОРГАН: Да, в таком виде вы его еще не видели.

А.ПЛЮЩЕВ: Как он играет, собственно. (все смеются) Связанный, с кляпом во рту.

М.ВИТОРГАН: Подождите, не-не, хватит-хватит, подождите, не надо. Он, действительно, большой молодец и, действительно, открыл для себя какие-то собственные новые горизонты. Спектакль серьезный, спектакль больной. Ну, хотелось бы, чтобы он был таким. Знаешь, очень хотелось нам, чтобы это была такая жесткая, плотная, но цепляющая и захватывающая история. Насколько получилось – приходите, увидите, поймете, оцените, то есть. Вот такая вот история со спектаклем «Кто».

А.ПЛЮЩЕВ: Тебе интересно ставить что-то такое, ну, я не знаю...

М.ВИТОРГАН: Ты если подыскиваешь жанр какой-то, то нет, это бессмысленно, это не жанр.

А.ПЛЮЩЕВ: Не-не-не, нет.

М.ВИТОРГАН: Мне интересно ставить то, что мне интересно ставить – это вот так вот.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я бы так сказал... Подожди. Может быть, там я не знаю...

Д.БОРИСОВ: «А есть роли без кляпа?» - спрашивает Александр Плющев. (смеется)

М.ВИТОРГАН: (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Политическое, сатирическое. Я не знаю, я подбираю слово вот здесь.

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, этот спектакль – не политический памфлет, не такое, знаешь, плакатное искусство. И на фоне неких социальных событий происходящих меня значительно больше интересовали события, происходящие внутри человека. Вот. Кем человек себя представляет в своем собственном представлении, кем он под давлением каких-то крайних обстоятельств оказывается, на самом деле, какое с ним происходит превращение. Собственно, детектив, вот этот психологический триллер, детектив даже больше заключается... Вот у нас спектакль не в вопросе «кто убийца?», а в вопросе «кто я?». Потому что все три персонажа меняются местами – то палач становится жертвой, то жертва палачом... Ну, я сейчас очень общо говорю, да? То защитник становится обвинителем. И, вот, они по ходу спектакля все время, поскольку действие происходит в замкнутом пространстве, в доме, их только трое, они все время вот так вот меняются местами. Меня больше интересовала вот эта история человеческая на фоне неких социальных событий.

А.ПЛЮЩЕВ: Про состояние отечественного кинематографа мы уже поговорили. Теперь давай то же самое примерно о театре.

М.ВИТОРГАН: Давай. Пожалуйста.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, вот, точно также. Если нам отставить в сторону твои спектакли и твои работы, ты как оцениваешь состояние отечественного театра сейчас, московская сцена?

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь, я считаю, что у театра есть одна большая проблема в смысле организации, с которой надо что-то придумать и срочно решать, и об этом говорят уже лет 20, но фактических шагов на этом пути никаких не совершено, а надо бы. Мне кажется, что театр должен находить новые формы хозяйственного существования. Я говорю не о творческой составляющей.

А.ПЛЮЩЕВ: Финансирование, проще говоря. Нет?

М.ВИТОРГАН: Нет, не финансирование, нет-нет-нет. Именно существование. То есть, вот, там свободные площадки, о которых говорилось. У нас огромное количество государственных театров. Большинство из них не должно быть государственными. Большинство из них не должны никак государством поддерживаться.

А.ПЛЮЩЕВ: Это потому что они не представляют из себя ничего ценного с точки зрения культуры?

М.ВИТОРГАН: Нет, не совсем так, не совсем так. Мне кажется, что государство должно поддерживать... То есть я не знаю механизмов, как это сделать. Если бы я знал, я бы выступал сейчас уже где-нибудь, не знаю где. (смеется) Но я не знаю, но должно быть какое-то...

А.ПЛЮЩЕВ: Ты, собственно, и так на трибуне в некотором смысле.

М.ВИТОРГАН: (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Знаешь, когда «а мы не будем предоставлять трибуну террористам», например, говорят? А мы будем трибуну Виторгану предоставлять.

Д.БОРИСОВ: Так вот кто у нас в купе.

М.ВИТОРГАН: Должны быть новые какие-то вот эти истории со свободными площадками. Есть театр коммерческий, который должен сам просто существовать, там сам себя вот этот антрепризный театр окупать.

Д.БОРИСОВ: А как же высоколобое мнение, что коммерческий театр погубит настоящий театр, просто превратится в любой телеканал?

М.ВИТОРГАН: Совершенно верно. Вот поэтому не надо...

А.ПЛЮЩЕВ: Вот, в тот самый телеканал.

Д.БОРИСОВ: Тот самый. (смеется)

М.ВИТОРГАН: Поэтому не надо ставить, например, театр МХАТ в такие условия, что он должен ставить спектакль «Примадонна», например, в своем репертуаре. Не надо. Театр МХАТ, находящийся на государственной дотации, не должен заниматься такими пьесами как «Примадонна», пьесами, рассчитанными на коммерческий успех.

Д.БОРИСОВ: «Примадонна» - мы запомнили, да.

М.ВИТОРГАН: Это дело антреприз, как бы, частных театров, которым никто ничего не может диктовать, которые существуют на свои деньги и на свои деньги выживают или, там, находят спонсоров и так далее. А государство платит МХАТу... Ну, это, знаешь, на самом деле, тема для долгого подробного разговора. Мы сейчас так, по верхушкам. Государство платит театру МХАТ за то, чтобы он занимался художественным поиском, экспериментом во всем – в выборе драматургии... Там это происходит, это не обвинение сейчас МХАТу, это я беру сейчас просто, ну, для такого, наглядного примера. Это не обвинение МХАТу сейчас – там это происходит. Но, вот, он должен, государство должно оплачивать эксперимент. Оно должно оплачивать поиск какого-то нового театрального языка, оно должно оплачивать постановку некоммерческих пьес. Конечно, понятно, все сразу будут говорить: «А кто это будет выбирать?» На этот вопрос у меня тоже есть ответ: «Я».

А.ПЛЮЩЕВ: Ты смог бы отобрать?

М.ВИТОРГАН: Отобрать? Да нет. Одно – направо, другое – налево. И все.

А.ПЛЮЩЕВ: Удобно.

Д.БОРИСОВ: На трибуне сегодня Максим Виторган.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, неожиданно. Но видишь, просто он сразу говорит, не получится здесь как-то. Поверхностно очень получается. Сейчас бы, конечно, с академической точки зрения все обсудить. Нет. +7 985 970-45-45...

Д.БОРИСОВ: А почему тогда в государственных театрах, Максим, дорогие билеты?

А.ПЛЮЩЕВ: Неожиданный вопрос поступил.

Д.БОРИСОВ: Не от меня – это мне тут...

М.ВИТОРГАН: А какой театр имеется в виду? Насколько я знаю, там в театр Ленком совсем не дорогие билеты. Только их не купить.

Д.БОРИСОВ: Или купить задорого, но у перекупщиков.

М.ВИТОРГАН: А так я, честно говоря... Я не знаю, я не владею вопросом этим. Но, безусловно... Что-то надо делать, товарищи! (смеется) Что-то надо делать! Что-то будет.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну так вот, я напомню: +7 985 970-45-45 – это номер нашего SMS. Раз уж ты сказал, что отснято продолжение «О чем говорят мужчины».

М.ВИТОРГАН: Называется «О чем еще говорят мужчины».

А.ПЛЮЩЕВ: «Еще говорят мужчины», да.

Д.БОРИСОВ: А интересно хоть получилось?

А.ПЛЮЩЕВ: Вот, да.

М.ВИТОРГАН: Не, полная фигня, вообще скучно, невозможно смотреть, ужасно.

А.ПЛЮЩЕВ: Самое-то главное. Не, ну правда. Ну, это же интересно. Потому что первый фильм все, прям, так: «О, а, о, клево-клево». На сарафанном радио очень много народу пришло на второй сеанс.

М.ВИТОРГАН: Я, кстати, на сарафанном радио никогда не давал интервью.

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Ничего. То ли еще будет, знаете ли. После поездки в «Попутчиках» многих туда зовут.

М.ВИТОРГАН: Слушай, а почему, странно, никто еще не организовал радиостанцию с названием «Сарафанное»?

А.ПЛЮЩЕВ: «Сарафанное радио». Хорошее, кстати. А почему?.. Подождите, а разве нет радио?.. Или телеканал «Сарафан» есть? Мне кажется, «Сарафан ТВ» телеканал есть.

М.ВИТОРГАН: Да?

А.ПЛЮЩЕВ: Я тебе клянусь.

М.ВИТОРГАН: Нет, ты путаешь со «Спас ТВ». (все смеются)

А.ПЛЮЩЕВ: Нет. Есть «Спас», а есть «Сарафан». Серьезно.

Д.БОРИСОВ: А что там показывают?

А.ПЛЮЩЕВ: Я не смотрел.

М.ВИТОРГАН: «Спас ТВ утопающего».

Д.БОРИСОВ: Но ты же знаешь?

А.ПЛЮЩЕВ: Нет. Ну, я в сетке видел и все. Больше не знаю.

Д.БОРИСОВ: Ну, ТВ – не бывает же сарафанного телевидения.

А.ПЛЮЩЕВ: Не знаю. Вот так вот. Что вы ко мне пристали? Вообще, сегодня Виторган у нас гость. (все смеются)

Д.БОРИСОВ: Ты записался у нас в актеры.

А.ПЛЮЩЕВ: И чё?

Д.БОРИСОВ: Рано или поздно...

М.ВИТОРГАН: Слушай, а Диме прямо вообще не дает это покоя.

А.ПЛЮЩЕВ: Не дает. Вообще. Вообще просто.

Д.БОРИСОВ: Возьмите меня в актеры.

А.ПЛЮЩЕВ: Да ладно, ты в видеоклипах снимаешься много. Все.

Д.БОРИСОВ: (смеется)

М.ВИТОРГАН: А это, старичок, извини. Всё. (все смеются) Серьезное кино для тебя закрыто.

А.ПЛЮЩЕВ: Крест на карьере, конечно. А, кстати, в кино есть такая штука? Что раз, ты снимаешься в клипах и все?

М.ВИТОРГАН: Слушай, я мало что знаю про кино, ты знаешь?

А.ПЛЮЩЕВ: Да?

М.ВИТОРГАН: Особенно с точки зрения...

А.ПЛЮЩЕВ: А ты больше меня снимался, Виторган. (смеется)

М.ВИТОРГАН: (смеется) Особенно с точки зрения кастинга я мало что знаю.

А.ПЛЮЩЕВ: И нравов там царящих. Да?

М.ВИТОРГАН: Я промолчу.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо.

Д.БОРИСОВ: И они убили друг друга.

А.ПЛЮЩЕВ: Не, я думаю, есть ли смысл? Ну давай, напомним. +7 985 970-45-45, а то ты не давал ни разу...

М.ВИТОРГАН: А нет смысла – у меня садится батарейка уже.

Д.БОРИСОВ: «А как вам идея, – к вопросу о коммерции тут Ян пишет, - делать перед спектаклем театрализованную рекламу чего-нибудь?» Ну, как в кинотеатрах бывает перед сеансом.

А.ПЛЮЩЕВ: А, да, кстати. Слушай, интересная вещь.

Д.БОРИСОВ: Ну, чтобы окупалось.

М.ВИТОРГАН: Я опрокину сейчас... (все смеются) То есть перед Гамлетом, все-таки, разыграть такую вот французскую пьесу про не вовремя приехавшего из командировки мужа, да?

А.ПЛЮЩЕВ: Нет-нет, ты не понимаешь. Вот, допустим... (смеется) Это отличная инсталляция получается. То есть сидит человек, у него бутылка прохладительного напитка, допустим.

М.ВИТОРГАН: Нет, чтобы привлечь зрителя, есть значительно проще способ: можно платить зрителю за то, чтобы он пришел в театр.

Д.БОРИСОВ: Нет, но это же коммерция.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, это не для того, чтобы привлечь зрителей. Это заработать. Ну, понимаешь, вот, бутылка прохладительного напитка у человека. Вот, он пьет и начинают появляться разные видения, я не знаю, голые девушки ходить начинают. Что там еще? Ну, все что угодно. Хоп – реклама. Понимаешь, перед кино показывают рекламу. Почему перед театром нельзя, действительно, перед спектаклем?

Д.БОРИСОВ: Пью и писаю.

М.ВИТОРГАН: (смеется) Еще давать звуки природы: «Приходите к нам в театр отдохнуть и хорошенько выспаться». (смеется) Полчаса здорового сна до начала спектакля.

Д.БОРИСОВ: Кстати, ведь, в кино ходят чтобы поспать, а в театре неудобно. Вот, большая проблема всегда.

М.ВИТОРГАН: В театре – да. Кстати, между прочим, театр, у которого правильно сделано здание, там даже кресло сделано должно быть таким образом, чтобы оно было чуть-чуть неудобным. Потому что человек склонен засыпать при виде классических произведений.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты поэтому не ставишь русскую классику?

М.ВИТОРГАН: Нет, ты что? Я просто не...

А.ПЛЮЩЕВ: Или считаешь себя не готовым?

М.ВИТОРГАН: Не готовым, конечно. Нет, я говорю тебе без тени иронии совершенно, абсолютно. Я просто считаю, что я помельче буду классики. И, кстати, как и большинство других людей, ставящих русскую классику. Им бы не надо бы. Ставили бы себе французскую пьеску. Зачем русскую классику? Очень много надо иметь что сказать, понимаешь, для того, чтобы взяться за какое-нибудь классическое произведение. Очень много. Прям, такой должен быть у тебя бекграунд, извини за это слово.

А.ПЛЮЩЕВ: Я часто задаю вопросы не как актер... (все смеются)

М.ВИТОРГАН: Нет, не часто, а «я иногда задаю вопросы не как актер». А скажи, а ты интервью даешь себе дома, вот там где-то сидя, чистя зубы перед зеркалом, там, у раковины где-нибудь, да? (все смеются)

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Конечно, конечно. Обязательно.

Д.БОРИСОВ: И после душа он дает себе интервью как певец.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет, после душа как спортсмен, извини. Ну так вот. А! До душа – как спортсмен, после – как певец, да, конечно. Ну так вот. Черт побери, они меня ошибли, все-таки. Но ничего, я все равно соберусь, так сказать.

У меня, вот, например, какие-нибудь люди иногда спрашивают, когда берут...

М.ВИТОРГАН: «Скажите, Александр, вы когда решили стать артистом?»

А.ПЛЮЩЕВ: ...когда берут интервью, насчет цели. У меня вообще большая проблема с целеполаганием.

Д.БОРИСОВ: Дяденька, дяденька, дай автограф.

А.ПЛЮЩЕВ: Иди отсюда. (все смеются) У тебя есть какая-нибудь такая, высшая цель? Целеполагание вообще присутствует в твоей жизни?

М.ВИТОРГАН: Ты знаешь...

Д.БОРИСОВ: Ради чего все это?

М.ВИТОРГАН: Черт его знает. Есть подозрение, что именно, вот, ради поиска ответа на этот вопрос. Я прочитал прямо в самом начале книги, Лунгин, мама его. Ой, вылетело из головы.

Д.БОРИСОВ: «Похороните меня за плинтусом»?

М.ВИТОРГАН: Нет-нет. Лунгин, мама же.

Д.БОРИСОВ: Лунгин – я перепутал с Санаевым почему-то.

М.ВИТОРГАН: Господи, боже мой, вылетело из головы. Лилина! У нее прочитал в книге, у нее прекрасные слова, что никакого итога... Она пишет книгу, когда ей там уже, по-моему, за 70 лет, вот это послесловие, что никакого итога жизни не существует. Итог жизни – собственно, и есть сама жизнь. Каждый твой день – это, собственно, каждый день ты подводишь в своей жизни итог. Вот, поэтому... Ну, то есть дальше все банальные вещи, потому что второго такого дня не будет и так далее. Поэтому вижу ли я какую-нибудь миссию, которую я должен исполнить здесь на Земле? Я не мыслю такими категориями, честно говоря.

А.ПЛЮЩЕВ: Вот. Поэтому спускаемся помельче. А как идет, например, путь?.. Когда тебе предлагают роль, понятно – тут не от тебя зависит. А как, например, путь идет от спектакля к спектаклю, который ты ставишь? Каким образом это происходит?

М.ВИТОРГАН: Я не знаю, потому что я еще пока поставил один спектакль. Понимаешь, да? (смеется)

Д.БОРИСОВ: (смеется)

А.ПЛЮЩЕВ: Ну? А второй ты собираешься поставить.

М.ВИТОРГАН: Второй собираюсь, но пока еще не знаю. У меня есть спектакль... Нет, а зачем я сейчас буду об этом рассказывать? Нет, не надо.

А.ПЛЮЩЕВ: Нет-нет, не будем.

М.ВИТОРГАН: Глупости.

А.ПЛЮЩЕВ: Конечно.

М.ВИТОРГАН: Не знаю. Понимаешь, я считаю, что надо делать вещи, которые тебя самого очень сильно... Ну, стараться, насколько это возможно, делать вещи, которые тебя самого очень сильно торкают, очень сильно волнуют. Как только люди во всех сферах начнут действовать по такому принципу, то мир (я имею я виду мир не промышленный, а мир творческий, мир художественный) вообще сильно изменится.

А.ПЛЮЩЕВ: Промышленный тоже изменится, кстати.

М.ВИТОРГАН: Представляешь, если люди на телевидении начнут действовать по принципу, что они начнут делать «я же знаю этих людей, я же с ними общаюсь, они же все делают для тети Мани». Представляешь?

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Страшное дело.

М.ВИТОРГАН: А если начнут делать то, что им... Вот, я в этих программах новогодних, про которые ты вспоминал сегодня, вот почему это мои приятные воспоминания? Я под ними подписываюсь целиком и полностью. Под всем, что нравится, под всем, что не нравится, под ошибками, под тем, что сделано правильно. Это моя программа, моя. Даже там, где есть какие-то минимальные компромиссы, это мои минимальные компромиссы – я за это за все готов абсолютно отвечать.

А.ПЛЮЩЕВ: Но с другой стороны, ты же сам говорил о том, что ты не встречаешься с кинематографом, который тебе нравится. А почему ты встречаешься с тем, который тебе не нравится, и работаешь в нем?

М.ВИТОРГАН: Потому что у меня дети и мне надо их кормить. Ну чего тут? Тут все очень просто, понятно и так далее. Ну как? Потому что... Ну, я стараюсь изо всех сил – я стараюсь в другом месте, в театре это делать. Ну, то есть стараюсь, но это просто не получается. Но стараюсь. Но я не буду снимать кино или ставить спектакль для тети Мани. Понимаешь? Еще участвовать там в этом, в таком фильме, я могу.

Д.БОРИСОВ: Тетя Маня, выключите радиоприемник. Максим Виторган.

А.ПЛЮЩЕВ: Непростой гость, надо сказать. Непростой.

Д.БОРИСОВ: А с ним еще ехать и ехать.

М.ВИТОРГАН: Ребята, а вы меня развяжете в конце эфира?

А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) И кляп вынем. (все смеются)

Д.БОРИСОВ: Это была программа «Попутчики». Дмитрий Борисов, Александр Плющев. Плющев отправляется на съемочную площадку, а мы с вами увидимся в следующее воскресенье в 23:05.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты увидишься, а я нет.

Д.БОРИСОВ: Вот я и говорю, на съемочную площадку отправляешься.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Пока.

Д.БОРИСОВ: Пока.