Купить мерч «Эха»:

Роман Литвинов - Попутчики - 2011-03-20

20.03.2011
Роман Литвинов - Попутчики - 2011-03-20 Скачать

А.ПЛЮЩЕВ: Московское время 23 часа 4 минуты. Не удивляйтесь, что вы не слышите стука колес. Сегодня второй раз, по-моему, нет, третий, вру, третий раз в истории нашей программы мы остались на месте, остались в студии радиостанции «Эхо Москвы», никуда не поехали. Ну, во-первых, Дмитрия Борисова сегодня нет, во-вторых... Что, черт возьми, во-вторых? Во-вторых, Борисова нет сегодня и не поехали никуда. Не поэтому, но просто не поехали. Сегодня не ехать вместе со мной будет Роман Литвинов, он же Mujuice. Добрый вечер, Ром.

Р.ЛИТВИНОВ: Добрый вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Значит, я сейчас расскажу историю небольшую. Вы, возможно, я так предполагаю себе, что аудитория радиостанции «Эхо Москвы» так же, как и я, между прочим, еще несколько недель назад вряд ли знакомы с Романом Литвиновым. Наверное, не все, я бы так сказал, и с его творчеством. Я совершенно случайно наткнулся в журнале «Афиша» на ссылку. Послушал 2 композиции и понял, что надо поговорить бы с этим человеком как-то. А уж когда почитал и разные отклики, мне больше всего понравилось там, что... Ну, не понравилось, а так, это цепляет. Есть такой интересный образ: Романа Литвинова, Mujuice там называют «новым Цоем», такое новое «Кино». Это, я думаю, всех зацепит и сразу каждый: «Ну-ка, что там это за новое «Кино»? Сейчас мы услышим. Ну-ка дай-ка нам. Нет нового «Кино», Цой жив и все, и не может быть. В некотором ожидании мы находимся», - сейчас скажут некоторые люди. Ты сам как относишься к такому сравнению?

Р.ЛИТВИНОВ: Мне кажется, что вообще сравнение в большинстве случаев для музыканта больше мучительный и неприятный момент. Даже какие-то, которые теоретически могли бы быть приятны, все равно сравнения как-то очень так... Сложно, мне кажется, воспринимать человеку, особенно если это попадает на какие-то такие заглавия. Ну, не знаю.

А.ПЛЮЩЕВ: А ты сам?.. Ну, я думаю, что ты сам, разумеется, знаком с творчеством «Кино».

Р.ЛИТВИНОВ: Слышал, да, как-то.

А.ПЛЮЩЕВ: И ты сам как к нему относишься?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, я не могу сказать, что я заслушивал до дыр. Но, разумеется, это было, в общем, частью той культурной среды, в которой я был, конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, чтобы не томить наших слушателей, я предлагаю сейчас прямо и ознакомиться с кусочком творчества Романа Литвинова. Это будет трек с нового диска «Downshifting» – само по себе тоже интересно (я имею в виду название такое), и песня называется «Юность». Я вот только что хочу заметить – что, на мой-то взгляд, тут сравнение не столько даже музыкальное и не столько формально музыкальное, сколько, может быть, такое по духу. Ну, поговорим об этом после прослушивания этой композиции. 23 часа 8 минут, слушаете вы радиостанцию «Эхо Москвы», в эфире программа «Попутчики», меня зовут Александр Плющев. Чего? Все я сказал, что ли? Нет, не все. +7 985 970-45-45 – номер нашего SMS.

(звучит песня)

А.ПЛЮЩЕВ: Это Mujuice, он сегодня у нас в гостях вместе с нами едет, и ваши вопросы на +7 985 970-45-45. В миру зовут его Роман Литвинов. Ну, естественно, то, что я предсказывал, то и произошло ровным счетом. Петрович из Санкт-Петербурга пишет: «Не понял, чего больше, Цоя или шума? Само по себе не сильно внушает». «Ужас. Перепел Цоя «Группа крови на рукаве» в попсовом варианте», - пишет Лев, ну и так далее.

Р.ЛИТВИНОВ: Кошмар.

А.ПЛЮЩЕВ: А чего, собственно, еще было ожидать? И это нормально, мне кажется, потому что, ты знаешь, я-то еще успел застать, ну, не совсем, конечно, прямо в таком же варианте, но многие песни уже упомянутых здесь людей. Они точно также воспринимались как перепетое что-то. И совершенно нормально – теперь их считают эталоном, а все остальные их перепевают. Это такой, мне кажется, нормальный процесс. Не знаю, как к этому относишься ты.

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, не знаю. Вообще, конечно, аллюзии и стилизация мне близки и это интересно. Но до какой-то степени, мне кажется, все равно есть какой-то предел, на котором что-то может быть вполне самостоятельным.

А.ПЛЮЩЕВ: Я тоже больше чем уверен в этом. Давай, знаешь, вот о чем поговорим. Смотри, а вообще мнение аудитории и мнение, ну, какое-то стороннее, мнение внешнее может быть не тех людей, которые впервые тебя услышали, а которых ты давно знаешь – оно что-то играет для тебя, имеет ли какое-то значение? В смысле творчества, конечно.

Р.ЛИТВИНОВ: Я понимаю, да. Ну, все равно же ты не в вакууме. Есть какое-то количество, которое может переходить в качество и оказывать определенное давление. Но для меня сила этого давления – она, в общем, условна, потому что все, что ты делаешь... Ну, не знаю, мне не кажется, что масса может прямо радикально поменять. Тем более, обычно такая задержка происходит, что пока ты все доводить до конца и пока это доходит до слушателей, и пока это все аккумулируется и поступает какой-то фидбек, ты уже занимаешься совершенно другим делом. Поэтому такой какой-то анализ постфактум в большей степени.

А.ПЛЮЩЕВ: И еще одна штука, которая... Ну, у меня так получилось, что все мои вопросы сегодня или, там большинство, они будут состоять и состоят из таких наблюдений, может быть, некоего такого дурацкого анализа, а тебе предстоит его комментировать, уж извини, ну, так получается. А так всегда с людьми, которые только-только для меня, во всяком случае, появились. Вот он в чем состоит. Мне кажется, что сравнение с Цоем здесь и вообще с «Кино» (я последний раз об этом говорю, больше не будем).

Р.ЛИТВИНОВ: Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Ну, объяснимо не только из-за жесткой гитары там, например, не только из-за использования простых слов в песне. Еще из-за того, что... Я сейчас, может быть, некий комплимент такой скажу, но тем не менее. Цой же, он ассоциировался, ну, позиционировался такой последний герой своего времени, да? Ну, у него и песня соответствующая есть, и так его и окрестили «Последний герой», туда-сюда. Он такой, герой своего времени конца 80-х – начала 90-х. Некоторые, наверное, слушатели даже есть, кто это время помнит и застали его еще не в маразматическом возрасте.

Соответственно, кто у нас Роман Литвинов? Он – нынешний герой, он такой худенький мальчик (я опишу радиослушателям, как он выглядит), он замкнутый, он в себе, ну, вот, внешнее впечатление, которое производит. Он сейчас качает головой, но...

Р.ЛИТВИНОВ: Много нового, интересного.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Это то, что внешне. Ну, вы же замечали, такая же у нас молодежь, правда? Разве нет? Он такой, стильный, он очень модненький и он делает диск с названием «Downshifting». Это очень модное не только слово, но и, мне кажется, течение. Он такой, он – новый герой, да. А что вы хотели? Ну, время поменялось просто, поэтому герои теперь ходят не с гитарой через плечо, а... Ну вот такие они, и это нормально, мне кажется. Вот теперь ты можешь по пунктам все это опровергнуть. (смеется) А можешь согласиться.

Р.ЛИТВИНОВ: Все неправда.

А.ПЛЮЩЕВ: Давай-давай. Давай поговорим об этом.

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, во-первых, разумеется, про героизм какая-то странная немного...

А.ПЛЮЩЕВ: Герой – ты же понимаешь, не в смысле...

Р.ЛИТВИНОВ: Я понимаю, да...

А.ПЛЮЩЕВ: В лермонтовском смысле этого слова.

Р.ЛИТВИНОВ: Окей. Нет, не знаю, я больше себя... И как раз в этом диске я больше себя ощущал, мне кажется, частью какой-то общей массы, может быть. Касательно названия «Downshifting», я думаю, тоже мы, на самом деле, немного с разных сторон на это смотрим. Кстати, Артемий Кивович возражал, я помню, когда впервые услышал, что я собираюсь так озаглавить диск. Но потом, в конце концов...

А.ПЛЮЩЕВ: Артемий Кивович – это, кто не знает, это Троицкий наш, которого вы знаете по программам «Особое мнение» и до недавнего времени выходившем «FM Достоевский».

Р.ЛИТВИНОВ: Ну вот. И касательно «Downshifting», в общем, здесь речь не идет (ну, то есть я сделаю такое пояснение) о таком клише, об отказе от всяких корпоративных и кредитных историй в пользу отдыха где-нибудь в тепле и далеко. То есть здесь это касается в каком-то более широком смысле. И более того, у меня нет какой-то позиции, то есть декларации, может быть, этой позиции, что это правильно или единственно правильный выбор. Это, в общем, как раз, скорее, какие-то размышления на эту тему, где проходит грань между жизнью, карьерой, развлечениями, друзьями, работой.

А.ПЛЮЩЕВ: А ты сам по себе такого, дауншифтерского склада?

Р.ЛИТВИНОВ: Не знаю. Мне кажется, что я бы, конечно, с гордостью, с радостью бы сказал, что по полной программе, но мне кажется, наверное, нет. Если совсем честно. Не знаю. Вот, в этом и дело, что я не могу отнести ни к той, ни к другой категории себя как-то откровенно. Ну, в большой степени дауншифтер, конечно. Ну, то есть карьеристом мне себя сложно воспринимать. Но какая-то организация все равно должна быть, чтобы хоть что-то складывалось.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты знаешь, я когда услышал вот тогда на «Афише» 2 песни, я полез искать чего-то еще, увидел, что в нашей замечательной такой альтернативной копирайту базе под названием ВКонтакте есть твои, скорее, старые записи – там, по-моему, еще 2007 года и так далее. И они сильно не похожи на то, что ты делаешь сейчас. Ну, во всяком случае, мне так показалось. Было сознательное изменение какое-то, ты рос? Что это?

Р.ЛИТВИНОВ: Да нет, не рост.

А.ПЛЮЩЕВ: Или я ошибся?

Р.ЛИТВИНОВ: Нет, не рост. В принципе, просто если вообще с самого начала идти, то я много раз довольно радикально менял, в общем, направление и объяснить это я, наверное, могу тем, что мне интересен... Я не знаю, я пытаюсь просто для какого-то послания подобрать соответствующие формы, то есть носитель, фактура, стилистическая целостность, все-все-все-все, как бы... То есть это даже не совсем про музыку – это такой конгломерат и ценностей, и каких-то жизненных позиций. Ну так, грубо говоря. Они все складываются. И просто я к тому, что я не особо привязан к какой-то форме, поэтому... Ну и так вышло, что в техническом тоже каком-то смысле мне достаточно интересно и легко меняться. Может быть, в этом есть какая-то поверхностность, я не знаю. Хотя, я, в общем, стараюсь глубоко с материалом, долго и серьезно работать, стараться избегать какого-то такого декора поверхностного. Так что все те изменения – они, в общем, не первый и не последний раз.

А.ПЛЮЩЕВ: Тебе пишут тут, а я напомню, написать можно либо через твиттер нашему виртуальному персонажу @vyzvon, либо через SMS +7 985 970-45-45. И вот Маша, Таня и Андрей тебе пишут, что вчера была замечательная презентация альбома, они тебя любят, ты очень талантлив, все будет хорошо, самое сложное уже позади.

Р.ЛИТВИНОВ: Спасибо, дорогие, Маша, Таня и Андрей. Очень приятно. Я, мне кажется, догадался, о ком речь.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, слава богу. Значит, диск вчера был презентован и поступает в продажу скоро, да?

Р.ЛИТВИНОВ: Да, да.

А.ПЛЮЩЕВ: Но он же в ближайшее время, наверняка, как только первые появятся, тут же разойдется и по интернету. Ты как к этому относишься ко всему?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, странно, что он не разошелся в день официального релиза, потому что у «Союза» и у «Восхода» должны быть, в принципе, цифровые продажи тоже. Ну, как отношусь? Музыка должна быть доступной. Если тебе нужен по каким-то причинам носитель... Причины могут быть самые разные, там, от того, что просто хочется иметь физически экземпляр или нравится обложка, или есть какие-то вещи... Ну, маловероятно, конечно, что там каким-то видео можно заманить. То есть по каким-то причинам физический носитель, может быть, нужен, особенно если это винил, то вообще его ценность, в общем, не изменилась, никуда не делась.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты сам музыку на виниле приобретаешь?

Р.ЛИТВИНОВ: Если честно, я нет, не приобретаю. У меня, кстати, по-моему, пластинки все либо старые, которые достались от бабушки с дедушкой, либо те, которые мои были, на виниле изданы. Но это целая культура, это надо этим заниматься. В общем, я как-то упустил вовремя момент именно этого коллекционирования, поэтому с винилом я, ну, такого дела не имел.

А возвращаясь к вопросу, музыка в качестве информации – мне кажется, и лейблы все это отлично понимают – она должна так распространяться. Это нормально.

А.ПЛЮЩЕВ: А как деньги? Как деньги получать?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну вот, физические копии. Цифровые продажи, мне кажется, не будут очень большие. Это тоже вопрос...

А.ПЛЮЩЕВ: Физические копии – ну, их практически не покупают же. Ну, чуть-чуть.

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, зависит от... Не знаю, я, вот, думал об этом, что Россия вообще оказалась, когда еще интернета не было, что мы вообще оказались впереди планеты всей из-за пиратства без интернета. У нас то же самое было, в общем-то, без интернета, такая же ситуация, в которой, в общем-то...

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, ты имеешь в виду, когда был, скорее, Советский Союз?

Р.ЛИТВИНОВ: Нет-нет-нет, я имею в виду всякие Горбушки и так далее.

А.ПЛЮЩЕВ: А, ну то есть постсоветский.

Р.ЛИТВИНОВ: Да-да-да. Когда конкретно пиратились диски непосредственно. И поэтому мне кажется, уже с того момента артисты были в каком-то... Я этого не знаю, потому что я тогда этим не занимался, для меня, конечно, такой проблемы не стояло. Но я скажу, я покупал. Не знаю, винил, наверное, совсем я бы не мог себе позволить покупать в школе, ну, или не знаю, как-то, может, это не принято было. Или у нас, может, даже не завозили просто нужные мне релизы, а интернета как-то тогда не было. И я покупал пиратские диски, и много, и даже не диски, а кассеты. То есть на кассеты переписывались диски в свое время. Не знаю, это очень повлияло на меня. То есть это какой-то колоссальный объем информации, который очень сильно определил мое отношение и к звуку, и ко всему. И вряд ли бы я мог все это позволить себе, именно такие массы информации, если бы покупал настоящие. С одной стороны.

С другой стороны, все равно я куплю. То есть это информация. А то, что я люблю и потребляю, разумеется, если я увижу, я все равно буду покупать физически. Ну, как бы, у меня есть диски, которые я не выбрасываю и с радостью потрачу на них деньги. Вот.

А.ПЛЮЩЕВ: Это Роман Литвинов, он же использует творческий псевдоним Mujuice. Чего-то я как-то кондово заговорил, мне самому не понравилось. В общем, Рома у нас сегодня в студии. Давайте послушаем еще одну композицию. Я сегодня немножечко отступлю от наших правил в том смысле, что мы побольше музыки послушаем, чтобы вы получше с ним познакомились, не строили свои скоропалительные выводы по знакомству с одной-двумя песнями. Давайте будем слушать.

(звучит песня)

А.ПЛЮЩЕВ: Продолжаем ломать об коленку аудиторию радиостанции «Эхо Москвы» с помощью Mujuice и Ромы Литвинова, который присутствует сегодня у нас в студии, слушаем его музыку. Ничего, более менее получается. Конечно, понятно, что процесс этот не на один эфир и не на один месяц и год, но, друзья мои, вы вспомните вообще о тех, кого вы сейчас считаете авторитетом, как вы их впервые услышали и первое ваше с ними знакомство. Далеко не всегда это, как мне кажется, было так вот, раз и: «Я услышал Битлз, и вот начал слушать». Далеко не всегда так происходит. И только после миллиона эфиров, миллиона раз прослушиваний вдруг начинаете соображать, что как-то уже, ну, вроде вошло в вашу жизнь. А потом и забывается все, что раньше не принимали. Вот, этой маленькой проповедью продолжим наш эфир с вашей помощью, конечно же. +7 985 970-45-45 – это SMS, абонент @vyzvon в твиттере принимает ваши reply – они сыпятся к нам на наш SMS-приемник.

Тезка мой из Тулы пишет, что «нельзя так любить деньги». Ну, я попробую по-другому как-нибудь. Яна пишет, что я вдруг увлекся музыкой. С чего бы, правда? Яна, очевидно, молодой человек, потому что 10, что ли, лет совместной программы «Серебро и Аргентум», видимо, мимо нее прошли – она недавно слушает нашу радиостанцию. Ну да ладно, что обо мне? Давайте о Романе. Внимательно слушай (это трудный вопрос): «Может ли Роман смоделировать образ своего творческого развития, как будет меняться звук в будущем, и облечь его в слова нам прямо сейчас?» - пишет нам Мали из твиттера.

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, касательно первого блока хотел принести извинения, если порчу кому-то вечер.

А.ПЛЮЩЕВ: Ничего-ничего. Можно легко исправить эту ситуацию как-нибудь с помощью какой-нибудь из ручек радиоприемника, мне кажется, на пульте дистанционного управления, если у кого существует соответствующий. Ничего-ничего, если они слушают и реагируют, так, значит, что-то цепляет, ведь, правда? Они не могут просто так это делать.

Р.ЛИТВИНОВ: Наверное. Не знаю. Может, инерция. Нет? Ну, надеюсь.

А.ПЛЮЩЕВ: Ничего-ничего, мы их будем ломать и по инерции. Нормально.

Р.ЛИТВИНОВ: Касательно планов, не знаю. Мне кажется, это все формируется, в общем-то, как-то это сформировано, есть какой-то такой шорт-лист из того, что хотелось всегда сделать. Вот, хотелось такой альбом, такой альбом, такой саундтрек и так далее. И когда ты разделываешься с каким-то из намеченных условно себе таких образов, просто появляются какие-то вакантные или следующие дальше. Не знаю, вот, в ближайшее время я, в общем, довольно хорошо представляю, какой музыкой хочу заниматься. Более того, очень хочу скорее на студию и взяться за это дело, потому что, конечно, когда делаешь LP, большой диск, там к концу уже работа не имеет отношения к музыке. Там очень много технических моментов и так далее. И когда у тебя, действительно, все в связке находится и все треки выстроены, и все это подчинено какой-то одной общей идее, то ты, в общем, не пишешь так, вот, просто музыку, а делаешь все это, исходя из решения какого-то концептуального всего этого дела. Поэтому сейчас, наконец-то, разделавшись с этим, я могу, в общем, смело вернуться на студию и заняться музыкой, которая, ну, просто, вот, сама по себе никому ничего особо не должна.

А.ПЛЮЩЕВ: Тут такой вопрос, который можно даже в некотором смысле издевательским счесть, от Олега: «Запись делалась дома или в студии?»

Р.ЛИТВИНОВ: Я не знаю, как правильно это сформулировать. Домашняя студия – наверное, это даже больше дома. Но это принципиальный для меня момент. В принципе, у меня есть, ну, как бы, все возможности использовать студию, просто мне комфортно работать дома. Это какой-то такой... Не знаю, хорошо ли это называть «чит», или не знаю какая-то... Ну, в общем, мне всегда хотелось делать это, используя минимальные средства.

А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я слышал, ты в Лондоне писался.

Р.ЛИТВИНОВ: А, да, вот один трек, например, я записывал в Лондоне, получается, на очень хорошей, дорогой студии с крутыми синтезаторами в очень хорошем состоянии смугами, с терменвоксом настоящим. Так что, в принципе, я, как получается, не железно соблюдаю...

А.ПЛЮЩЕВ: Не соблёл чистоту жанра.

Р.ЛИТВИНОВ: Да. Но, в целом, в общем, мне как-то, не знаю, кажется, что это здорово, когда можно что-то сделать. В общем, я не очень раздуваю бюджет.

А.ПЛЮЩЕВ: Анатолий из твиттера спрашивает: «Вчера в Солянке было битком (это в смысле на презентации альбома в клубе). Много жалоб на организацию концерта. Организаторы недооценили событие?»

Р.ЛИТВИНОВ: Не знаю, тут сложный момент, наверное, действительно, был. Ну, до конца никто не понимает важность мероприятия и сколько придет человек. Поскольку это была презентация альбома, а не рядовой концерт, оценивать это было сложно. Мы выбрали Солянку, в общем, сознательно, потому что это то место, которое нам, как-никак, близко.

А.ПЛЮЩЕВ: Близко к чему?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, мне кажется...

А.ПЛЮЩЕВ: Тебе от дома идти близко?

Р.ЛИТВИНОВ: В частности. (смеется) Ну вот, я должен извиниться перед всеми, кто не смогли пройти. Так что прошу прощения. Но мы выбрали Солянку, именно потому, что это презентация, но ее хотелось как-то попробовать сделать в комфортных относительно для себя условиях. Но до такой степени мы тоже не ожидали, что это окажется, ну, сложно реализуемым.

А.ПЛЮЩЕВ: Так, твиттер у нас абонент @vyzvon, SMS +7 985 970-45-45. Игорь спрашивает (отличный вопрос): «Нет ли желания создать исключительно народные треки, которые бы распевала вся страна?»

Р.ЛИТВИНОВ: Отличная мысль.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, хорошая.

Р.ЛИТВИНОВ: Да нет, мне кажется, это вообще не так все работает. С одной стороны, существует какая-то вещь как... Не знаю, как правильно это сформулировать. Не как заказ, но когда есть нехватка чего-то и ты пытаешься с этим работать и исправить. Но я не думаю, что вообще сейчас время... Ну, мир и общество – оно все фрагментировано очень сильно. И мне кажется, что музыка, ну, точно также. Поэтому, во-первых, это не так решается, не так, что ты садишься и решаешь «Сделаю-ка я так или не так».

А.ПЛЮЩЕВ: Еще один вопрос из твиттера. Оказывается, ты еще и графический дизайнер – я не знал об этом.

Р.ЛИТВИНОВ: Получается так.

А.ПЛЮЩЕВ: Да? Под какую музыку ты рисуешь? И какую роль в твоей жизни сейчас занимает дизайн?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, если честно, я сейчас довольно редко этим занимаюсь, кроме если делаю какие-то пластинки друзьям. Соответственно, и в жизни моей это сейчас занимает, в общем, не очень большую часть времени. Но, вот, касательно вообще дизайна как дисциплины, я бы мог сказать, что мне это в жизни очень сильно помогло. То есть как раз музыкой.

А.ПЛЮЩЕВ: В чем?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, потому что это... Ну, дизайн – это проект. В принципе, все алгоритмы вот этого проектирования, они очень похожие в музыке, ну, в создании чего угодно. Так что это, в общем, просто теория создания чего-либо.

А.ПЛЮЩЕВ: Я тут недавно... Это я все про реакцию наших слушателей прекрасных. Я ее ждал и предсказывал, давно их знаю – они молодцы вообще в этом смысле реагирования. Я тут недавно... Знаешь, есть на одной радиостанции такой проект, они слушают фильмы, по выходным, да, ставят прямо фильм целиком и слушают. И я, вот, заслушался фильмом «Курьер». Там был замечательный монолог, можно сказать, героя Басилашвили, который играет такое, предыдущее поколение. Соответственно, есть еще курьер, который такой, молодой. И он долго выспрашивает, что же несет молодежь, чего она вообще хочет? И сам делает вывод (он сам отвечает): «Ни хрена она не несет, ни хрена она не хочет». Ну, обычный такой, знаешь, диалог отцов и детей. Но тут страшно напоминает: «Кто оплатил вам этих засланцев? Разве это музыка? И там еще есть вокал? А где он? Чего он несет? Вы прислушиваетесь? Там синтезатор Casio детский!» Детский синтезатор Casio.

Р.ЛИТВИНОВ: Как приятно это слышать, просто бальзам на сердце. Спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Давайте еще послушаем детский синтезатор Casio, пожалуй. Потом еще поговорим. +7 985 970-45-45, в твиттере абонент @vyzvon, слушаете вы «Эхо Москвы», у нас Mujuice в студии в гостях.

(звучит песня)

А.ПЛЮЩЕВ: По-моему, прекрасная, полная оптимизма песня «Утро, которым мы умрем». Вообще, альбом – вот тут про обложку заходила речь – он крайне оптимистичен тоже, потому что тут в замечательных удушливо пахнущих лилиях лежат 6 черепушек прекрасных таких, весьма реалистичных. Над ними плавают рыбы почему-то и летит спутник. Ты сам оформлял?

Р.ЛИТВИНОВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть это твой графический дизайн. Очень красиво, серьезно, я кроме шуток говорю. Но вот эта, я бы так сказал, похоронно-мортальная такая тематика – это откуда, это о чем, это что?

Р.ЛИТВИНОВ: Ох. Не знаю, мне кажется, это тоже вопрос какого-то... Как бы, болевой порог существует, у людей он разный. Не знаю. Может, у меня завышенный получается.

А.ПЛЮЩЕВ: Да-да-да. Не, отлично, почему? Даже если завышенный, это замечательно.

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, к тому, что просто есть какие-то рассуждения, которые могут кому-то казаться очень мрачными или даже некорректными. И какие-то даже озвучивать вещи не очень принято. Ну, я это все к тому говорю, что... Не знаю. Ну, вот это самый оптимистичный трек был, например, объективно на альбоме. То есть я не воспринимаю его как упаднический совершенно.

А.ПЛЮЩЕВ: Это возможно. Кстати, именно русский рок как раз времен Цоя и все прочее, как раз упрекали во всяком разном упадничестве. Как это говорилось? Минорность и еще какое-то словечко такое было, вот такое, которое это характеризовало? И много вопросов поступило, пока мы слушали. Глория пишет через твиттер: «Вкладываешь ли ты особый смысл в лирику песен или это просто изящный поток сознания?» - спрашивает она, отмечая, что в любом случае ты шикарен.

Р.ЛИТВИНОВ: (смеется) Можно не комментировать? Странно.

А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Сейчас еще. Вот. «Давно уже знаю о Mujuice, горжусь, что намного раньше, чем Плющев». Да я старый отсталый чемодан, нашли на кого ориентироваться вообще. Я так иногда, бывает, загляну на какую-нибудь афишу, много нового в мире произошло.

Так. «И уж коль скоро Рома на «Эхе», следит ли он за новостями, происходящими в мире? И что он думает о его текущем состоянии (мира) в глобальном смысле?» Ты попал, мне кажется. (все смеются) Ты попал.

Р.ЛИТВИНОВ: Это, конечно, совершенно не по адресу. Не знаю. Могу сказать, как меня это касается. Например, в Бахрейне у меня знакомый есть, с которым я познакомился как раз на Red Bull Music Academy. И соответственно я, в общем, переживал очень сильно за него, но с ним, вроде, все в порядке. В Японии есть тоже знакомые. Ну и, как бы, везде есть знакомые, так что если что-то происходит глобальное, то... В общем, то, как меня это касается, может коснуться, самая простая дорога – это люди, о которых я могу переживать.

А.ПЛЮЩЕВ: Возвращаясь от глобального к личному и локальному и, опять же, к настроению, там, мажорному-минорному. Есть ли... Ну, мне кажется, каждого человека в той или иной мере это должно касаться или посещать, но в какой пропорции это касается тебя, хотелось бы узнать? Есть ли что-либо такое, суицидальное в твоем творчестве?

Р.ЛИТВИНОВ: Нет. Определенно нет.

А.ПЛЮЩЕВ: Все исключительно светлое и позитивное, и радостное.

Р.ЛИТВИНОВ: Да, радужное. Да, конечно. Нет, я, кстати, безо всякой иронии. По крайней мере, то, что нет ничего суицидального, я со всей ответственностью могу заявить.

А.ПЛЮЩЕВ: Ага. Я просто почитываю много сообщений, но все, в основном, мнения, там, разного рода. Друзья мои, нет ничего, мне кажется, более смешного, чем очень такое, молниеносное и поверхностное мнение. Я сохраню их для вас, мы через много лет с вами встретимся и посмеемся вместе и над вашими, и над моими словами. Не знаю, будем ли мы слушать при этом музыку Романа Литвинова, он же Mujuice. Я, во всяком случае, на это очень надеюсь, что будет много новых и интересных произведений сделано и сыграно.

Так. Тут еще просят меня поставить «Жди». Не могу я поставить его, у меня просто с собой его нет. А вы это можете легко сделать, например, с помощью нашего замечательного сервиса ВКонтакте, тем более, что раз это ваш любимый, я думаю, что у вас и в фонотеке это совершенно спокойно есть. А что в твоей фонотеке?

Р.ЛИТВИНОВ: Ох, очень это надолго будет разговор. Это так...

А.ПЛЮЩЕВ: А смотри, ты предпочитаешь выбирать музыку... Ну, например, я люблю радио просто. Радио мне чем нравится? Оно, ну, не очень российское, скорее, интернетное. Оно чем мне нравится, это элементом непредсказуемости – ты никогда не знаешь, что тебе поставят. Но на многих наших радиостанциях я знаю, что мне поставят в следующий момент, поэтому я их не слушаю. Вот. А ты, то есть, слушаешь то, что ты хочешь послушать в данный момент?

Р.ЛИТВИНОВ: Ну, мне кажется, что самый насыщенный по какой-то поступающей и по музыке, которую я прослушивал, объективно это же время и тут, ну, почти работа, что ли – это как раз юность. И сейчас я, в общем, в разы меньше музыки слушаю и мне нужны какие-то обычные рекомендации, что ли, от близких людей.

А.ПЛЮЩЕВ: Порекомендуйте что-нибудь Роману и, может быть, это ему пойдет на пользу. Может быть, станете близкими людьми ему заодно. Знаете, что я хотел сказать в самом конце? Я вообще еще с одной, вот, с той же примерно курьерской целью позвал сегодня Романа, просто, ну, хочется посмотреть, что собой представляет другое поколение, прямо через несколько поколений, можно сказать, что они несут с собой и что представляют. Это интересно в любом случае, это забавно за ними наблюдать.

Знаете, вот, самое главное отличие, которое я сегодня вынес? Ну, всегда сравниваешь и говоришь «Вот мы, когда были молодыми, когда там трава зеленая была, туда-сюда», нам ужасно хотелось понравиться старшим, чтобы они нас поняли. Вот, чего в нынешнем молодом поколении мне ужасно нравится, им вообще наплевать, поймет их кто-нибудь или нет. Им так хорошо самим с собой. Спасибо большое. Роман Литвинов был сегодня гостем нашей студии, он же Mujuice. Счастливо.