Купить мерч «Эха»:

Игорь Бутман - Попутчики - 2011-02-27

27.02.2011
Игорь Бутман - Попутчики - 2011-02-27 Скачать

Д. БОРИСОВ - 23 часа 5 минут в российской столице, вы слушаете радио «Эхо Москвы». Меня зовут Дмитрий Борисов. Александр Плющев тоже здесь. Привет.

А. ПЛЮЩЕВ - Привет-привет.

Д. БОРИСОВ - Давно мы не были в полном составе. Наконец-то случилось. Собрались все в купе. И, знаете, в нашем поезде, в нашем купе кого только не было.

А. ПЛЮЩЕВ - Это правда.

Д. БОРИСОВ - За это время, за эти годы. Кто у нас были? Спортсмены в принципе были.

А. ПЛЮЩЕВ - Были, да.

Д. БОРИСОВ - Были. Актёры, музыканты, всё, что угодно. А спортсмены у нас были…

А. ПЛЮЩЕВ - Легкоатлетов много было.

Д. БОРИСОВ - Прыгуны… да… прыгуны в высоту.

А. ПЛЮЩЕВ - Да. Прыгуньи.

Д. БОРИСОВ - Прыгуньи в высоту были. Футболисты, хорошо. Хоккеистов не было.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, кстати, ни одного хоккеиста.

Д. БОРИСОВ - Хоккеистов не было. Ни одного хоккеиста не было. Сегодня мы решили исправить эту ситуацию, пригласили известного хоккеиста, известного всей стране хоккеиста Игоря Бутмана. Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ - Добрый вечер.

И. БУТМАН - Добрый вечер.

А. ПЛЮЩЕВ - Некоторые знают его, правда, почему-то как джазового музыканта.

Д. БОРИСОВ - Но это его хобби.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, в основном.

И. БУТМАН - Случайно получилось.

А. ПЛЮЩЕВ - В основном, да, он играет в хоккей.

Д. БОРИСОВ - А на самом деле он хоккеист. И, вот, сегодня в наш поезд вошёл вместе с медалью призовой.

А. ПЛЮЩЕВ - Так срывая с себя… вот так. Это что за медаль?

И. БУТМАН - Это медаль за второе место на очередном турнире по хоккею, который проходил в Одинцовском дворце спорта, и играли профессионалы, и имели, кажется, в своей пятёрке любителей. И интересно, захватывающе. Было много зрителей. И три дня был хоккей. Я себя чувствую просто настоящим хоккеистом. У меня ноги даже как-то криво идут.

А. ПЛЮЩЕВ - Вы за какую команду играли?

И. БУТМАН - Я играл за команду «Газпром экспорт». Это команда, которая часто выезжает. Александр Иванович Медведев – во-первых, большой любитель джаза и хоккея, играет в этой команде, является капитаном, он ещё и президент КХЛ и по совместительству вице-президент «Газпрома». Поэтому я играл за их команду. Мы часто встречаемся и на джазовых концертах, встречаемся часто на хоккейных матчах. Мне посчастливилось и была оказана часть сыграть гимн перед матчем в Ленинграде. В Петербурге у меня был концерт, и перед СКА в Санкт-Петербурге первого финального матча… первого матча плей-офф со «Спартаком». Я играл гимн России, и со мной пел весь стадион. Так никогда не волновался. Потому что, ну, в джазе, там, особенно, можно любые ноты вставить, и ты можешь сам из этого выйти, то есть можно импровизировать. Здесь надо все ноты зафиксировать, надо было играть, и ещё… но было потрясающе. Я играл, думал – какая следующая нота? И она приходила буквально в считанные доли секунды, хотя я это всё знаю наизусть и без проблем. Поэтому это был уникальный, конечно, опыт.

А. ПЛЮЩЕВ - А возвращаясь к хоккею, вы на какой позиции играете?

И. БУТМАН - Ну, вот, в сегодняшнем… в этом турнире я играл с великими хоккеистами. Это просто наши чемпионы олимпийских игр и чемпионы мира, мои кумиры. Люди, которыми я восхищаюсь. Это, во-первых, в моей пятёрке играл Валерий Каменский, играл Герман Титов, Алексей Касатонов, Борис Миронов вначале, потом уже играл Борис Миронов и Андрей Коваленко. Ещё за нас играл Алексей Бусаров, тоже олимпийский чемпион. Поэтому у нас была очень хорошая команда, играли и ребята помоложе. В общем, были… но был очень сильный турнир, потому что, допустим, в других командах играли тоже и олимпийские чемпионы – и Виталий Прохоров, и ещё очень много хороших хоккеистов, только закончивших. Но это такой серьёзный турнир, было не так всё просто.

А. ПЛЮЩЕВ - Нет. Я имел в виду нападающий, защитник?

И. БУТМАН - Нападающий. Правый нападающий.

А. ПЛЮЩЕВ - Правый.

Д. БОРИСОВ - А кто первое место занял? У вас второе.

И. БУТМАН - Первое место заняла команда, которую возглавлял глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин, команда называлось «Спортимо». И они победили. Они организаторы этого турнира. И 5 лет уже проводится турнир. И они его теперь выиграли. И мы не хотели им проигрывать, но они очень хорошо играли… 3:2 мы проигрывали за 2,5 минуты до конца, убрали вратаря. И они забили нам два гола в пустые ворота. Уже был жест отчаяния. Но нам что 3:2 проиграть, что 5:2. Поэтому мы пытались сравнять счёт. Была интереснейшая борьба, но, как говорится, победил сильнейший. В этом году команда «Спортимо» победила.

А. ПЛЮЩЕВ - Я уверен, что для многих наших слушателей, для тех, кто… для многих, наверное, поклонников таланта Игоря Бутмана он сейчас открывается с совершенно новой стороны, неожиданной.

Д. БОРИСОВ - И давно это у вас? Хочется спросить.

И. БУТМАН - Вообще, я ещё ходил в музыкальную школу с баулом, с хоккейным баулом. И ещё в спортивном лагере, когда мой папа приехал, купил мне кларнет, я играл там для ребят на кларнете. У меня папа учился в музыкальной школе. Поэтому эта любовь к хоккею с детства, там, не знаю… лет с 5.

Д. БОРИСОВ - Обычно же стереотип другой, что либо музыкальная школа, либо занятия спортом.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, да, да.

И. БУТМАН - Ну, вот, так получилось. Отец мой очень любил джаз, любил музыку, сам был любителем-музыкантом, работал на свадьбах после основной работы. А также любил спорт, был очень спортивным человеком, плюс сам играл в волейбол и дружил, подружился с такими хоккеистами из ленинградского «СКА», такими как Константин Меньшиков, Игорь Щурков. И как-то мы ходили на хоккей, я так проникся хоккеем. Хоккей был каждый день… ну, не каждый, но по телевизору не так много было программ, а одна из самых лучших и интересных это были хоккейные баталии наших великих тогда спортсменов.

Д. БОРИСОВ - Сейчас хоккея не хватает вам по телевидению?

И. БУТМАН - Нет, мне сейчас хватает хоккея, но просто телевидения стало больше, гораздо больший выбор и хорошие фильмы, передачи. Много кабельного телевидения.

А. ПЛЮЩЕВ - Кстати, о хоккее. Если говорить о том, о том самом хоккее, да? Ну, наверняка…

Д. БОРИСОВ - С большой буквы.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, с большой буквы Х и с сериями…

И. БУТМАН - С НХЛ.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, с НХЛ, и всё такое. Даже я ещё маленьким всё это застал. И нынешним хоккеем. Вы можете их сравнить, сопоставить?

И. БУТМАН - Ну, вы знаете, для меня…

А. ПЛЮЩЕВ - Мне казалось, я прощу прощения, мне казалось, что тогда… я практически всех знаю, кого вы назвали, чисто из своего детства, но когда вы сказали «Касатонов», у меня прям – а! Это же тот самый Касатонов-то.

И. БУТМАН - С тем самым Касатоновым мне посчастливилось ещё тренироваться в СКА Ленинграде, когда я был маленький. А ещё я помню хоккей, когда был Якушев, когда ещё был Старшинов, когда был Фирсов-Викулов-Полупанов.

А. ПЛЮЩЕВ - Это я уже… то есть я знаю всех, но уже не застал играющими. Якушева только.

И. БУТМАН - Я их застал играющими и помнил их всех и знал.

А. ПЛЮЩЕВ - А сейчас…

И. БУТМАН - Петров-Михайлов-Харламов.

А. ПЛЮЩЕВ - Сейчас меня спроси даже. Я знаю, там, они играют на чемпионате мира, ещё что-нибудь, может быть, я перестал интересоваться. Я не знаю, вот, нынешние дети, мне кажется, тоже их не знают.

И. БУТМАН - Ну, это, мне кажется… мы просто живём в другое время. К счастью, у нас столько много информации, у нас столько много других развлечений, что обратить внимание на хоккей сложнее. Сейчас всё, что делается в хоккее, сейчас, во-первых, хоккей набирает популярность. Опять возвращение.

А. ПЛЮЩЕВ - Да?

И. БУТМАН - Ну, конечно. Потом, очень здорово, что есть канал той же Континентальной хоккейной лиги, и игры интересные. Полные стадионы. В Петербурге первая игра со Спартаком – полный стадион. Сейчас были две игры здесь, в Сокольниках, заполнены стадионы. Идёт интрига. Великолепные идут игроки, играют потрясающе. Просто, конечно, надо понимать. Опять же, и как у всех у нас… там, если раньше джаз – это считалось, допустим, да, как, сколько я ходил на джаз-концерты, на джаз-фестивали. Это были события. Сейчас, для того чтобы это сделать событием, надо пригласить больших звёзд, надо сделать рекламу, надо бороться со всем, что происходит другого интересного. Поэтому происходит то, что в какой-то момент хоккей, конечно…

А. ПЛЮЩЕВ - Просел.

И. БУТМАН - Просел. Но это было естественно. Многие уехали на гораздо лучшие условия. В штаты… даже в низших лигах люди зарабатывали больше. Сейчас это меняется. Здесь тоже можно заработать. К нам приезжают звёзды из Чехии, из Швеции, из Канады. В общем, мне кажется, это… есть хороший повод для оптимизма.

Д. БОРИСОВ - Если вдруг у вас, дорогие наши слушатели, есть какие-то вопросы, не связанные с хоккеем или, может быть, связанные, вы можете не держать их в себе, отправлять к нам на мобильный телефон, номер которого +79859704545. Он всегда с нами и периодически вибрирует в кармане Плющева.

А. ПЛЮЩЕВ - Ну что, самая горячая политическая тема сейчас будет, я так понимаю?

Д. БОРИСОВ - Да, острые вопросы. Вы думали, куда попали?

А. ПЛЮЩЕВ - Просто Игоря Бутмана вчера…

И. БУТМАН - Я уж расслабился. Думал, только про хоккей поговорим, и всё.

Д. БОРИСОВ - Теперь вопрос о выборах. Выборы…

А. ПЛЮЩЕВ - 11-го года.

Д. БОРИСОВ - 2014 года практически.

И. БУТМАН - Да.

Д. БОРИСОВ - Что-то выбирали вчера. Мы видели жюри, талисманы сочинской олимпиады.

И. БУТМАН - Ну, выбирали не мы, выбирали, мне кажется, насколько я понял из вчерашней передачи…

Д. БОРИСОВ - Зрители.

И. БУТМАН - Выбирали зрители. Вроде бы зрители, да.

Д. БОРИСОВ - Но решение о том, чтобы сразу 3 символа, было же принято всё-таки жюри?

И. БУТМАН - Ну, вы знаете, мне кажется, что… мы же, вот, мы… вот, я до вчерашней передачи не знал, что на олмипиаде-80 было 2 талисмана.

Д. БОРИСОВ - Угу.

А. ПЛЮЩЕВ - И я до сегодняшнего дня-то не знал.

И. БУТМАН - Вот. Было 2 талисмана. Один талисман был Мишка.

А. ПЛЮЩЕВ - Мишка.

И. БУТМАН - Мишка. Сувенир. А вторая была на регате, которая была в Таллине. Там тоже был человечек.

А. ПЛЮЩЕВ - А, регата.

Д. БОРИСОВ - Там тоже такой мишка с усами…

И. БУТМАН - Ну, какой-то был другой талисман. Значит, уже было 2. Вот, мы не знали, а уже 2. Может, было три талисмана. Почему три? Допустим, Дмитрий Чернышенко вчера сказал, что у Олимпийских игр 3 девиза, три главных слова, которые есть там… я точно не помню.

Д. БОРИСОВ - Теперь… быстрее, выше, сильнее, теперь начинается самое интересное, кто из них что олицетворяет. Ну, заяц – это, наверное…

А. ПЛЮЩЕВ - Быстрее.

Д. БОРИСОВ - Быстрее.

И. БУТМАН - Нет, там не выше-быстрее, там имеется в виду принципы олимпийских игр. Там, честность…

А. ПЛЮЩЕВ - Хотя чёрт его знает, кто из них быстрее, заяц или…

И. БУТМАН - Леопард быстрее.

А. ПЛЮЩЕВ - Леопард. Вот.

И. БУТМАН - Нет, леопард быстрее. Конечно, самое быстрое животное… или гепард, или леопард.

А. ПЛЮЩЕВ - Да.

И. БУТМАН - Но, с другой стороны, может, действительно, чисто, допустим… чисто коммерческое направление, допустим.

А. ПЛЮЩЕВ - Угу.

И. БУТМАН - Если три талисмана…

А. ПЛЮЩЕВ - Это сувениров в три раза больше.

И. БУТМАН - Правильно. Это первое. А с другой стороны, сейчас почему стыдно заработать на том, что мы должны… на чём мы должны заработать. Потом, допустим, если матрёшки делать, допустим, опять же нам придётся отдать наши национальные матрёшки отдать Международному олимпийскому комитету. Тоже, получается, они будут владеть правами. Почему не стал Чебурашка тот же, который был талисманом наших последних… на последних четырёх или пяти олимпиадах.

А. ПЛЮЩЕВ - Талисман сборной?

И. БУТМАН - Талисман сборной, да. Но почему бы не сделать наш любимый, в общем-то, персонаж? Один из любимых. Получается, что Мишка, конечно, самый естественный был выбор. У нас уже был бурый медведь…

А. ПЛЮЩЕВ - Хотели белый даже.

И. БУТМАН - А теперь белый вроде, да, действительно. Но, допустим, могли быть какие-то политические ассоциации, правильно? Медведь. Значит, все бы сказали, что…

А. ПЛЮЩЕВ - Что бы они сказали?

И. БУТМАН - «Единая Россия».

А. ПЛЮЩЕВ - А, я думал Медведев. Мне в голову пришло медведь – Медведев.

Д. БОРИСОВ - А ведь мы знаем, что «Единая Россия» и Медведев – это не одно и то же.

А. ПЛЮЩЕВ - Прямая ассоциация.

Д. БОРИСОВ - Знаешь, в Twitter’е шутка хорошая?

А. ПЛЮЩЕВ - Нет.

Д. БОРИСОВ - Про 3 символа, 3 президента в будущем. Кто же зайка?

А. ПЛЮЩЕВ - Кто же зайка.

Д. БОРИСОВ - Ну ладно.

А. ПЛЮЩЕВ - Я не знаю, кто зайка.

Д. БОРИСОВ - Никто не знает, я думаю, пока.

А. ПЛЮЩЕВ - Так.

Д. БОРИСОВ - За леопарда же проголосовал Владимир Владимирович.

И. БУТМАН - Владимир Владимирович сказал, что леопард – он, допустим, ему нравится леопард. Он не агитировал. Он сказал – это леопард. Но могли понять, что если сказал Владимир Владимирович…

Д. БОРИСОВ - То сигнал получен.

И. БУТМАН - Да, сигнал получен. Ну, в общем-то…

Д. БОРИСОВ - Кто зайка – это главный вопрос, мне кажется, политического 2012 года.

И. БУТМАН - Но мы сразу отбрасываем политические… мы сразу отбрасываем… мы сразу думаем политически. А почему бы не должно коммерчески выглядеть трёх наших героев, которых мы выбрали. И триумвират такой, мне кажется, очень симпатичный. Многие, мне кажется, многие люди будут помнить это.

А. ПЛЮЩЕВ - На самом деле, на самом деле…

И. БУТМАН - Единственное, что как они втроём полетят…

А. ПЛЮЩЕВ - Мне всякие умные люди напомнили, что, начиная с 94-го года у зимних олимпиад не меньше трёх этих самых символов-то и было, талисманов. Ты помнишь, как было на прошлых?

Д. БОРИСОВ – Зимних?

А. ПЛЮЩЕВ - Да. Ну, зимних, летних… никто никогда не помнит.

И. БУТМАН - У летних было 4 человечка.

Д. БОРИСОВ - Подожди, а где были зимние?

И. БУТМАН - В Ванкувере.

Д. БОРИСОВ - А, в Ванкувере. Значит, можно сейчас вспомнить.

А. ПЛЮЩЕВ - Ну, повспоминай тогда.

Д. БОРИСОВ - Я помню, что там был логотип… логотип одной туристической компании российской. Ты помнишь такую?

А. ПЛЮЩЕВ - ТЕЗТУР?

Д. БОРИСОВ - Да. Там было абсолютное полное ощущение, что это взяли… кто-то у кого-то взял. Потому что компания-то давно существует…

А. ПЛЮЩЕВ - Удобно. Последние, у кого я помню, были олимпийские игры в Сараево. Там был волчонок Вучко. Вот, один. Один волчонок Вучко.

И. БУТМАН - Отбивался за всех.

А. ПЛЮЩЕВ - Да. А тут, понимаешь, втроём. Ну, нет. Хорошо. Вам самому-то… вот, вы за кого вы голосовали? Ну… были, болели?

И. БУТМАН - Я даже не знаю. Мне в принципе они все понравились.

А. ПЛЮЩЕВ - Угу.

И. БУТМАН - Я на этой презентации, на этом конкурсе… ну, вот, на вчерашнем этом эфире мне очень понравился сам номер с леопардом Николая Цискаридзе.

А. ПЛЮЩЕВ - Нет, ну номера-то это понятно…

И. БУТМАН - А это тоже влияет на образ.

А. ПЛЮЩЕВ - Ну, да, наверное.

И. БУТМАН - Мне нравится снегирь, мне нравятся матрёшки…

А. ПЛЮЩЕВ - Я просто на картинке посмотрел – полное впечатление, что их 11 человек писало, абсолютно, вот, по мне.

И. БУТМАН - У них… мне кажется, что рисовал и делал, мне кажется, вот, как бы… зубы были похожие, но это просто эстетика, в общем-то…

Д. БОРИСОВ - Ну 3D-шная анимация же…

И. БУТМАН - Нет, 3D-шная, да, анимация, абсолютно верно. Мне тоже показалось.

Д. БОРИСОВ - Они сначала по-другому хотели, наверное.

И. БУТМАН - Но нарисовали близко к тому, что предложили художники. Все это были реальные люди, которые…

Д. БОРИСОВ - А ты за кого был?

А. ПЛЮЩЕВ - Я был за кого? Из этих… я за Зоича.

Д. БОРИСОВ - Зоича.

А. ПЛЮЩЕВ - Зоича, абсолютно. Вы знаете историю с Зоичем?

И. БУТМАН - Да, да, да.

А. ПЛЮЩЕВ - Это тот, который не попал в десятку. Это лягушка, мохнатая лягушка. По-моему, прекрасная вещь.

Д. БОРИСОВ - Наверняка здесь Госнаркоконтроль.

А. ПЛЮЩЕВ - Госнаркоконтроль.

И. БУТМАН – Это соответствует настроению наших некоторых товарищей, конечно, такая лягушка. Нам всем надо немножко посмеяться, постебаться, но должен быть как бы…

А. ПЛЮЩЕВ - Да. Державный такой.

И. БУТМАН - Нет, нет, нет. Нету такого стёба. Ну что же тогда принимать это? Уже сами над собой смеяться… с другой стороны, если лягушка у нас будет, в общем-то, образ, который мы создадим сейчас для себя. Хотя продаваться будет, может быть, и хорошо. Но только у нас.

Д. БОРИСОВ - А тут, смотри, и девочка есть.

А. ПЛЮЩЕВ - Раз – и всё.

И. БУТМАН - А почему? Зайка – это девочка уже сейчас?

Д. БОРИСОВ - По ней вчера было не видно? Вы хотите сказать, что она девочка. Это девочка.

А. ПЛЮЩЕВ - Это такой мальчик был по которому видно, что он девочка.

И. БУТМАН - Зайка моя.

Д. БОРИСОВ - Расширение горизонта.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, хорошо. Ещё ни слова о джазе не сказали.

И. БУТМАН - Да, Господи, о что о нём? И так всё ясно.

Д. БОРИСОВ - Она точно девочка. У неё же реснички длинные, она говорит голосом Вики Дайнеко в конце концов.

И. БУТМАН - Если голосом Дайнеко, то конечно девочка.

А. ПЛЮЩЕВ - Хорошо.

Д. БОРИСОВ - Заяц-девочка. Мне ещё понравилась фраза сегодня, что такая формулировка. Даже её использовал в другом фильме. +79859704545. Вот, СМС-ки как раз в основном про…

А. ПЛЮЩЕВ - Про выборы.

Д. БОРИСОВ - Про выборы, да.

А. ПЛЮЩЕВ - Политические СМС-ки.

Д. БОРИСОВ - Политические, да. Ни одного про джаз, ни одной пока.

А. ПЛЮЩЕВ – А у нас между прочим, Игорь Бутман – известный джазовый музыкант. Но любим мы его не только за это, как говорится.

Д. БОРИСОВ - Нам напомнили тут, что вы, оказывается, на коньках-то катались, и вся страна это видела.

И. БУТМАН - Ну, конечно, два раза.

Д. БОРИСОВ - Да, дважды. И в «Звёздах на льду», и в «Ледниковом периоде».

И. БУТМАН - Ну, меня на самом деле и увидел-то Илья Авербух, увидел меня…

Д. БОРИСОВ - На хоккее.

И. БУТМАН - Да, когда мы играли в хоккей в Турине. Мы играли против команды Фетисова. Ну, там 3 на 3 на маленьком каточке мы играли. Сыграли в ничью 9:9, но главное, что Илья видел, что я катаюсь на коньках. Поэтому пригласил меня в свой проект.

А. ПЛЮЩЕВ - А тяжело было с канадских коньков на фигурные?

И. БУТМАН - Тяжело.

А. ПЛЮЩЕВ - Да? Они прям разные-разные? Я просто ни на тех, ни на других не умею.

И. БУТМАН - Дело всё в том, что, во-первых, если играешь ты в хоккей, согнувшись…

А. ПЛЮЩЕВ - Угу.

И. БУТМАН - И баланс определённый, то когда ты встаёшь на коньки фигурные, они, во-первых, более прямые, на них легче кататься. Они сами… они шире, чем канадские коньки. Но у них есть зубец, который если неправильно держишь баланс, врезаешься в лёд и падаешь. И несколько раз я падал в ответственные моменты. Даже на шоу.

А. ПЛЮЩЕВ - И щитков ведь нет. Нельзя так локоточек подставить и упасть.

И. БУТМАН - Это как раз не так страшно.

А. ПЛЮЩЕВ - Да?

И. БУТМАН - Это, вот… самое страшное, что получать плохие оценки от…

Д. БОРИСОВ - Татьяны Анатольевны?

И. БУТМАН - От Татьяны Анатольевны.

А. ПЛЮЩЕВ - А вы зачем туда пошли? Для вас это был какой-то вызов, там, я не знаю, или лишний… что тоже не предосудительно, лишний раз по Первому каналу?

И. БУТМАН - Ну, я, честно говоря, не ожидал эффекта, вот, того эффекта, который действительно произошёл в конце, что меня стали узнавать как фигуриста.

А. ПЛЮЩЕВ - Ха-ха-ха-ха.

И. БУТМАН - Я даже где-то играл в футбол, я помню, и кто-то нам крикнул – кто это играет? – Да Бутман. – Кто это? – Фигурист. Я не ожидал. Но, с другой стороны, это было интересно, какой-то вызов. Я думал, что я гораздо лучше буду всё это делать, но оказалось не так всё просто. И поднимать Машу Петрову, и запоминать, самое главное, все эти шаги под музыку… это самое страшное, это, вот, было именно запомнить всё. Потом всё это сделать…

А. ПЛЮЩЕВ - Там импровизация тоже не канает?

И. БУТМАН - Вот, там импровизация не канает вообще. И там я импровизировал, пытался где-то сделать какие-то импровизационные куски руками или головой, то вот это было самое плохое, что я делал. И я потом сам себе сказал – ничего не делай. То, что говорят, то и делай. Но было реально сложно и физически, и морально, потому что иногда, конечно, ты проигрываешь. Когда хорошие оценки, и, конечно, у тебя настроение хорошее. Когда плохие – переживаешь. Но это было… это было интересно. Чисто как… ну, смогу я это сделать… У меня всё-таки дух соревновательный есть. Есть такой бойцовский дух, который я приобрёл… не знаю, было для меня… всё время не люблю проигрывать… и было интересно. Потом какое-то немножко возвращение в юность, в молодость, какие-то тренера, сборы, тренировки.

А. ПЛЮЩЕВ - Мы вообще привыкли к тому, что люди известные – они люди занятые к тому же. Вот, судя по вашим увлечениям, которые должны требовать много времени. Время у вас свободное есть. Или вы его как-то выкраиваете хитрым образом? Хоккей-то это… сколько вам времени требуется? Пока доехал до стадиона, пока оделся во всю эту… пока вышли на лёд, оттренировался или, там, сыграл, разделся, посидел, приехал обратно. Куча времени.

И. БУТМАН - Ну, вот, жалуются мои домашние и жена, что я много времени уделяю сейчас особенно хоккею. Но это не так много времени. Доехать до катка – полчаса от там, где я живу, там, ну, может быть, если вовремя выехать, то полчаса. Переодеться – 10 минут. В 7 часов начало игры до, максимум, там, до 9.

Д. БОРИСОВ - Это вечера или утра?

А. ПЛЮЩЕВ - Вечера.

И. БУТМАН - Вечера. Но есть… и ещё я катаюсь… утром играю. В воскресенье в 10. Иногда, если есть силы, есть встать после пятничного концерта, я в 8:30 могу поиграть… в 8:30 тут в субботу. Ну и, вот, вторник в 7… во вторник в 7 и в 9. В 7 и в 10.

А. ПЛЮЩЕВ - Легче сказать, в какой день не играет в хоккей Игорь Бутман.

И. БУТМАН - Но, опять, я очень много… бывает так, что я могу вместе с ней играть… я какие-то проекты или концерты я не успеваю. Поэтому если концерты есть, то я не играю каждый день. А то и вообще не играю. Если гастроли – естественно, я не играю. Но хоккей меня держит в отличной физической форме, потому что столько путешествовать, а мы практически не отказываемся летать ни на Камчатку… мы недавно были, где нас великолепно принимали, и там джаза давно не было такого уровня… вообще, там… зато есть студенты, есть любители. Были в Южносахалинске, были во Владивостоке, Хабаровский весь край… потом полёты в Америку – всё это смена часовых поясов. Это требует в принципе физического, в общем-то, здоровья. И дуть саксофон – тоже надо. Поэтому даже сегодня после игры я дул на саксофоне – было легче дуть. Хотя я отыграл страшный матч. И такое ощущение, что у меня лёгкие… я смотрю на моих хоккеистов-друзей, на того же Касатонова, и чувствую, что мне хочется ещё длиннее играть эту ноту, показать, какие у меня лёгкие и физические данные. Ну, я могу держать ноту долго, потому что у меня цепное… я умею делать цепное дыхание… ну, такой есть приём на музыкальных инструментах. И я всех их поражал. И стоят все эти звезды, смотрят, говорят – слушай, у тебя какой объем легких? Легких объем небольшой, но есть опыт.

Д. БОРИСОВ - Вы слушаете радио «Эхо Москвы». В прямом эфире программа «Попутчики». Игорь Бутман, известный хоккеист, фигурист, боец, которому удаётся долго дуть…

И. БУТМАН - Жюрист.

Д. БОРИСОВ - Жюрист, да. Специалист по талисманам олимпиад.

А. ПЛЮЩЕВ - Слушай, а я хотел к талисманам вернуться. Красной нитью у нас проходила эта тема. Просто мне вообще вся эта кухня интересна. У вас споры какие-то внутренние были в жюри? И вообще, кто предложил, например, три талисмана? Как эта идея родилась? Кто-нибудь возражал, и так далее. Как это всё проходило?

И. БУТМАН - Я честно скажу, что для меня это тоже было неожиданностью. Это было неожиданно. Вчера в прямом эфире было неожиданно.

А. ПЛЮЩЕВ - Что 3 штуки будет, да?

И. БУТМАН - Да. Но это приняли решение, думаю, Дмитрий Чернышенко и ещё… я не знаю, кто ещё принимал. Но, вот, из того, что было, 62% завоевала эта троица. Поэтому это была у них, наверное… я думаю, что скорее всего была мысль три… но кого три? Я думаю, что три первых можно было сделать таким триумвиратом. Мне кажется…

А. ПЛЮЩЕВ - У вас там дискуссий в жюри не было?

И. БУТМАН - Не было. Была дискуссия, когда мы выбирали шорт-лист, действительно.

А. ПЛЮЩЕВ - А. 10 штук.

И. БУТМАН - 10 штук, да, из этих. И был вопрос… были вопросы по разным персонажам. Но, вот, выбрали вот этих. Я как бы… мне очень понравился колобок. Там был. Мне кажется, очень добрый образ и…

Д. БОРИСОВ - И легко воспроизводится.

И. БУТМАН - И легко… наша Россия…

А. ПЛЮЩЕВ – Вот, не жалко Международному олимпийскому комитету отдать… Забирай колобка, чёрт с ним. Не Дед мороз…

И. БУТМАН - То есть от этого ушёл, от этого и от Международного олимпийского комитета бы ушёл тоже.

А. ПЛЮЩЕВ - Конечно, уйдёт.

И. БУТМАН - Но выбрали солнышко. Ну, похожий образ.

Д. БОРИСОВ - Солнышко МОК можно отдать всё равно.

А. ПЛЮЩЕВ - Подожди, солнышко – это…

Д. БОРИСОВ - В шорт-листе было…

А. ПЛЮЩЕВ - А, в шорт-листе. Потому что я думал – в Параолимпийских там было…

И. БУТМАН - Были тройки, по-моему… были богатыри… да нет, было очень много интересных и креативных образов. Просто как-то, вот, мы выбрали, сидели, писали, спорили немножко. Были споры. Допустим, мне нравился для Параолимпийских мне нравился тот же колобок. Мне сказали – как ты себе представляешь колобка на коляске? Я сказал – ну а как вы себе представляете остальных на коляске? Точно так же как и этот. Просто образ добрый. От всех ушёл. Спортивный образ. Ну, не знаю.

А. ПЛЮЩЕВ - Спортивное ориентирование.

И. БУТМАН - Я почувствовал себя немножко неудобно, я сказал, что не прав. Но мне нравился сам образ.

Д. БОРИСОВ - Тут, судя по количеству СМС-ок, много людей смотрели выборы талисмана, делятся впечатлениями. Например, Татьяна пишет, что леопард похож на стриптизёра. И в таком духе есть комментарии относительно всех талисманов.

А. ПЛЮЩЕВ - Нет, мне кажется, он так похож, потому что он с доской стоит, на неё опирается. Он так низко… символизирует шест, может, поэтому, ну, для Татьяны чисто. Ну, правда, он единственный, кто с гаджетом.

Д. БОРИСОВ - Или, может быть, номер с Николаем Цискаридзе что-то потянет, там…

И. БУТМАН - Нет, оно, мне кажется, прекрасно… Николай просто меня поразил своей грацией. Причём, в таком костюме, ну, вот, не в обычном своём балетном образе…

А. ПЛЮЩЕВ - Ага.

И. БУТМАН - Хотя он великолепен и там, и там, но…

А. ПЛЮЩЕВ - Игорь, а скажите, вот, у вас довольно много такой общественной деятельности, если это можно так назвать, такой публичной, тусовочной, как угодно. Я сейчас без окраски говорю. Просто такой, ну, суетливый, может быть, в хорошем смысле этого слова. Вы не устаёте от этого? Там жюри, здесь в поезде проехался, там на интервью, там – «Прожекторпэрисхилтон», там ещё что-то.

И. БУТМАН - Ну, не так много, не так много. Очень времени я уделяю тому, что я люблю больше всего – музыке, джазу. Я абсолютно… всё, что меня видно – это один день. «Прожекторпэрисхилтон» потратил, там, 3-4 часа.

А. ПЛЮЩЕВ - Так долго снимается, да?

И. БУТМАН - Ну, доехать…

А. ПЛЮЩЕВ - А, всё понятно.

И. БУТМАН - И уехать.

А. ПЛЮЩЕВ - Понял. С дорогой – да. Снимали 15 минут.

И. БУТМАН - Да. Поэтому, вот, это раз. В жюри я был 3 раза. Ну, или… ну, первый раз ненадолго, потом мы когда сидели шорт-лист – дольше. И, вот, третий раз, вот, час был…

Д. БОРИСОВ - Вчера.

И. БУТМАН - Вчера была съёмка. Соответственно, не так много времени. Больше всего я уделяю времени, во-первых, ну, занятиям своим… музыкальным… я репетирую с оркестром, с которым у нас сделаны программы… выпускаем диски, записываем много-много музыки, готовимся к разным фестивалям. Я думаю, что ни один оркестр не выступал… из нашей страны не выступал столько много раз в штатах или за границей на самых ведущих площадках. И мы должны показывать, там, хорошие результаты. Выпускаем джазовые диски, продюсируем музыкантов, которые мне нравятся, из наших отечественных. Поэтому я в основном занимаюсь музыкой. А это всё в свободное от работы время. Ну, просто если я даже на «Прожекторпэрисхилтон», то обязательно были репетиция – либо я занимался сам, либо я что-то делал связанное с музыкой. И 24 часа можно если не спать 20 часов, а 4 часа потратить на «Пэрисхилтон», то очень много можно сделать. Если лечь, допустим, часа в 2 ночи, а встать, там, в 9-10, и огромное количество дел можно сделать. Теперь есть хорошие помощники, хороший мой теперь новый аранжировщик… великий и выдающийся Николай Ливиновский после великого выдающегося Виталия Долгова. С ним делаем массу программ. То есть Римского-Корсакова, Бородина, Херби Хэнкока, там, Дюка Эллингтона, новые программы моей музыки репетируем. Репетируем с квинтетом Саши Беренсона, играем с Андреем Кондаковым. Сейчас ездили на гастроли. Сейчас будем делать новый проект… кого мы делаем-то… опять же, будем делать новый проект, fusion-проект Николай Линовского, с оркестром репетируем ещё кучу всякой музыки, будем выступать с Аланом Харрисоном, со звёздами записали Live… сейчас диск выпускаем. Тоже этим занимаюсь. Слушаю-переслушиваю, делали мастеринг, делали сведение. Что-то мне нравится, что-то мне не нравится. Тоже с этим работаем. Поэтому музыке я уделяю гораздо больше, чем всему остальному. Поэтому и играю неплохо, и оркестр звучит потрясающе, и музыканты растут, и поддержка есть, с одной стороны. И, вот, спустя какое-то время надеюсь, что буду, может быть, даже преподавать в Институте Гнесина, для того чтобы начать какие-то маленькие реформы в джазовом образовании в стране. Ну, ещё, как сказать, как член партии «Единая Россия», езжу по стране и делаю то, что больше всего люблю. Опять же, с музыкой связанное. Если собираю людей, для того чтобы… делаю, там, проект называется «Музыка и время». Собираемся, обсуждаем наши проблемы. Не проблемы какие-то абстрактные, а проблемы с тем же… первая встреча была, кстати, где был Андрей Макаревич, который сказал – ну что нас никто не слышит? И через год после нашей встречи он уже встречался с Дмитрием Анатольевичем и рассказывал уже о своих этапах – победах, удачах, проблемах, что делать и как делать. Поэтому музыка занимает 95%. А 5% - это хоккей, интервью, «Пэрисхилтон». С другой стороны, без телевидения… вот, как только выступил по телевизору, даже в самой такой программе, вообще, странной… у Геннадия Петровича Малахова, да?

А. ПЛЮЩЕВ - А вы и там выступали?

И. БУТМАН - Да, выступал. Но там есть… у них есть свои такие секреты, как они могут туда пригласить. «Константин Львович очень вас просил приехать». Ну и, конечно, отказать Эрнсту трудно. Я приезжаю на эту передачу, о чём-то говорю, какие-то показываю дыхательные упражнения, уезжаю, а наши пластинки продаются в Интернете, допустим, на amazon в штатах. Как только я появляюсь один раз у Малахова, появлялся, тут же видно: куплена пластинка.

А. ПЛЮЩЕВ - Ага.

И. БУТМАН - Потому что там сразу рейтинг по продажам, ну, повышается. На пластинку, на какую-то одну из пластинок, которые продаются. Значит, соответственно, реклама – двигатель торговли. Я же сделал свой лейбл, продаётся по всему миру. Вот, тратить какие-то свои финансы не рекламу. Продавать надо? Нашу музыку пропагандировать на Запад надо? Они же…

Д. БОРИСОВ - И тут на помощь приходит Геннадий Петрович.

А. ПЛЮЩЕВ - Малахов.

Д. БОРИСОВ - Малахов.

А. ПЛЮЩЕВ - Нет, сейчас моднее у Малышевой сниматься. Не звали вас ещё?

И. БУТМАН - Нет, там ещё не звали. Поэтому продажи несколько упали.

А. ПЛЮЩЕВ - Ничего, встанут. Поднимутся.

И. БУТМАН - У него продажа встала, понятно.

А. ПЛЮЩЕВ - Поднимутся. Ну, просто как-то эстетика обязывает сказать именно такое слово. Отлично. Это что касается телевидения и что касается продаж. А я возвращаюсь к музыке. Нет, уже не к олимпийским этим талисманам, нет. К музыке. И тут вспомнил, что вы в своё время сотрудничали, играли и с «Аквариумом», например. По-моему, «Радио Африку» записывали, если я не ошибаюсь.

И. БУТМАН - Записали «Табу» и «Радио Африку».

А. ПЛЮЩЕВ - Да, да, да. У меня была прям грампластинка «Радио Африка». Там всё написано по-честному. Только что вы Макаревича упомянули. А вы с музыкантами, вот, той когортой, я бы так сказал, встречаетесь где-то, кроме как на общественных советах каких-нибудь? Я имею в виду, может быть, играете вместе, записываете что-то…

И. БУТМАН - Есть у меня одна мысль. Мы сейчас её пытаемся… надеюсь, осуществим. Но, вообще, в «Аквариум» и в «Кино» меня привёл Сергей Курёхин. В Питере я был самый молодой и самый активный саксофонист. То есть как бы единственный хороший саксофонист из молодых. И, соответственно, я познакомился с Серёжей Курёхиным.

Д. БОРИСОВ - И скромный.

И. БУТМАН - Ну, скромность, как говорит мой друг Сергей Мазаев, сестра неизвестности. Если ты сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Вот, соответственно…

А. ПЛЮЩЕВ - С нами ездил, кстати, Мазаев.

Д. БОРИСОВ - Да.

И. БУТМАН - Соответственно, как-то на каком-то на приёмном экзамене Сергей Курёхин пришёл с другом, саксофонистом тогда Володей Булычевским. И готовил его к сольфеджио и пел он аккорды, ну, такие, там, квартаккорды… секундаккорды, и прочее.

Д. БОРИСОВ - Мы все поняли с Плющевым.

А. ПЛЮЩЕВ - Неважно, неважно. В расшифровке останется.

И. БУТМАН - Я потом вам напишу, что это такое. Соответственно, когда Серёжа пел эти аккорды, а у Сергея Курёхина был абсолютный слух, он пел, я ему просто говорил, какие аккорды он поёт. И это было наше первое знакомство. А потом уже полгода спустя, когда ему кто-то… ну, мы же встречались где-то там в джаз-клубе «Квадрат» в Ленинграде, он меня пригласил на запись… на первую запись играть авангард вместе с ним, и ещё гитарист был с нами Саша Пумпян, мы сделали первую запись. Она вышла только посмертно… «Leo Records» выпустил её, когда Серёжа уже умер. Мы сыграли не так много, на одну пластинку не хватало, а добавить некоторые его сольные пластинки было слишком много. Ну, с формата LP. Эта запись вышла спустя много-много-много лет. А затем Серёжа Курёхин меня уже позвал записать соло. Первое было «Табу». Я приехал с тенор-саксофоном, что-то у меня то ли давление упало… не знаю, то ли от волнения, то ли что-то, в общем, мне было не очень хорошо, мы пошли попили кофе, поели пирожное, пришли и, вот, записали «Табу». И для меня это был первый опыт в студии. Это был первый микрофон. Торопливо записывали. Был страшный потрясающий магнитофон. За стеклом стоит Серёжа и Боря. Они там… Боря стоит без движений, Серёжа прямо изображает прям каждую ноту всеми движениями, изображает, что он должен играть. И я после этого в принципе слушал, но плёнок не было, мне никто не дал, в общем, я не помню, что это было. А вот буквально, там, год назад или полгода назад я купил диск «Табу».

А. ПЛЮЩЕВ - Угу.

И. БУТМАН - И поставил в машине. И был поражён просто. Я поражён был, во-первых, качеством записи. А я сейчас как бы этим интересуюсь. Ну, может был ремастеринг, но плохую запись невозможно отмастеровать по-новому. Но баланс великолепный, игра прекрасная, соло у меня хорошее. И главное, что мне понравилась и музыка, и слова. И я был просто поражён. Поэтому недавно позвонил Боря, и я, во-первых, рассказал ему об этом, и, во-вторых, сказал, что мечтал бы что-то с ними, в общем-то, сделать. Но мы должны…

А. ПЛЮЩЕВ - Графики?

И. БУТМАН - А?

А. ПЛЮЩЕВ – Графики.

И. БУТМАН - Дело не в графиках, дело в том, что надо действительно… Борис очень прав в том, что если что-то делать, надо это… опять, чтобы ему понравилось, во-первых. Во-вторых, чтобы это было достойно, чтобы не было просто… что масса людей предлагает… я думаю, что всем большим звёздам нашим какие-то совместные проекты, которые, в общем-то… без вкуса, может быть, и без мастерства. А тут надо сделать со вкусом, с мастерством, поэтому сложно. Мне очень хотелось бы это сделать. Вот, спустя годы. «Радио Африка» я слушал. Там, где на альте и на альт-саксофоне. Мне там в принципе всё нравится, но вот это «Табу» меня просто поразило.

А. ПЛЮЩЕВ - Слушайте, здорово. Я про «Табу» не знал. На «Радио Африка» было написано, слава Богу, я всё это так… comeback из детства. Я вырос на вашей музыке фактически.

Д. БОРИСОВ - Как анекдот, да?

А. ПЛЮЩЕВ - Да, примерно таким образом. Ещё был у меня вопрос, вспоминали про то, что вы выезжаете в Штаты, играете там. Вы же какое-то время там жили?

И. БУТМАН - Я там жил 9 лет.

А. ПЛЮЩЕВ - Вот, здесь с нами тоже ехал ваш коллега, возможно, вы с ним знакомы, я просто не знаю, Александр Журбин, наш известный музыкант.

И. БУТМАН - Да, конечно, да, это композитор…

А. ПЛЮЩЕВ - Да, да, да. И тоже мы ему задавали этот вопрос. Он же тоже жил в Америку и вернулся. Мы его спрашивали – почему не остались, почему… он довольно откровенно, как мне показалось, ответил. Это был непросто ответ для него. Он сказал, что он просто там не состоялся. И дальше не было шансов. Сюда вернулся, тоже начал с нуля, но состоялся после этого. Мне хотелось бы узнать ваши мотивы, почему вы вернулись оттуда, как это было…

И. БУТМАН - С 92 года я стал приезжать в Россию и здесь выступать. Первый раз я приехал на фестиваль, назывался «Рио Москва Нью-Йорк», организовал Вартан Тоноян. Мы приезжали с американскими музыкантами, впервые делали здесь концерты. Встретил несколько своих друзей, которые стали, в общем-то, достаточно успешными бизнесменами, которые сказали – если ты хочешь приехать с концертами, мы тебя поддержим, там, не знаю, билеты или, там… куда ты хочешь. Потом я приехал в 92-ом, потом приехал в середине 93-го. Затем я сделал концерт в 94-ом году, познакомился с девушкой по имени Оксана, стал с ней переписываться, перезваниваться, и в 95 году мы с ней решили пожениться. Мы выступали… я её пригласил в Нью-Йорк, она приехала ко мне. Мы выступали на… джаз-фестивале вместе с моей группой. И я пригласил её на эти концерты, ну, в общем-то, она у меня пожила, и я предложил ей выйти замуж, и она согласилась. И я решил, что я её перевезу в Америку, она будет жить у меня. Потом мы решили пожениться, потом оказалось, что она в положении, и мы стали работать над тем, чтобы сделать ей визу в Америку. И так как у меня был вид на жительство в Америке, а не гражданство, то из-за этого ей не дали сразу визу в Америку. То есть ей не дали… она потенциальный эмигрант, соответственно, визу гостевую ей не дают, а визу как невесте или как жене она должна ждать, опять же, два года, вот, в очереди…

Д. БОРИСОВ - А когда беременные, они же боятся, что рожденные…

И. БУТМАН - Они не боятся. Просто такая ситуация… это там даже… они даже не боятся. Есть такое правило, что если у тебя есть грин-карта, и ты собираешься жениться или выйти замуж за иностранного гражданина, то огромная очередь людей, которые хотят эмигрировать в Америку по этой визе, по визе…

А. ПЛЮЩЕВ - По этой опции.

И. БУТМАН - По этой опции, да. Соответственно, значит, ей визу не дали. А была возможность у нас уехать до этого, но она хотела сыграть свадьбу, допустим, России. Но потом всё это, в общем, так закрутилось, что это не получилось. И моя жена осталась в Москве, а я, значит, какое-то время жил на две страны – Америка и Россия. Но потом получилось, что если ей визу не дают, значит я стал чаще приезжать в Россию. И появились какие-то концерты, какие-то работы, я стал играть, стал привозить американцев в Россию. И в принципе ничего такого особенно я не терял, так сказать, в своей карьере, американской, будучи в России. Но здесь начиналась какая-то действительно интересная жизнь. И эта интересная жизнь, где я в самом центре. Даже если я в Нью-Йорке один из самых хороших саксофонистов, то здесь не то что я самый хороший, здесь замечательные есть музыканты, но имея американский опыт, зная людей, имея какие-то организаторские интересные предложения, начал организовывать фестивали, концерты, мы стали ездить, стали что-то делать, поэтому… а когда мне надо в Америку, я всегда без проблем туда еду. Появились какие-то концерты и там, и здесь. В самых лучших джаз-клубах Америки я могу выступать. Но там каждый день выступать не будешь. Поэтому есть какие-то рутинные концерты, есть какие-то выдающиеся концерты. Поэтому, в принципе, если бы мы уехали туда вместе, то, наверное, там бы и жили. Но вот эти обстоятельства сложились так, что я здесь остался, о чём не жалея, и интересные связи здесь появились, интересные проекты.

А. ПЛЮЩЕВ - То есть за это, за то, что вы здесь, надо благодарить…

И. БУТМАН - Американское посольство.

А. ПЛЮЩЕВ - Американскую бюрократию.

И. БУТМАН - Бюрократию, да, в какой-то степени. Но, с другой стороны, здесь тоже интересно, здесь огромная армия поклонников джазовой музыки. И эти поклонники относятся ко мне хорошо. Как отказываться от этого? Ну, тоже нет смысла. В Америке ничего не потеряно. Мы туда ездим, выступаем, играем.

А. ПЛЮЩЕВ - Да, я как раз просто хотел поставить эту галочку. То есть вы считаете, что вы там состоялись?

И. БУТМАН - Ну, условно говоря, карьера могла пойти вверх и там. Могла не пойти. Но сказать, что я там не состоялся, я не могу. 95-ый год, выступление моего отца не фестивале, работа оркестра Лаэла Хэмптона, не без работы такие есть какие-то, как называется у нас, какие-то халтуры тоже были, но через них проходят, играют все. Был свой ансамбль, с которым я выступал, были записи. В 94-ом году я выпустил свой сольный диск с … Мейсоном, Энди Гомесом… Смитом. То есть это всё шло. И, в общем-то, набирались обороты. Но жизнь там очень непростая. И конкуренция, и какие-то вещи там пожёстче, чем даже в Москве для джазового музыканта. Но в принципе запись с Гроем Вашингтоном, были выступления…

Д. БОРИСОВ - А музыканты ансамбля… были американцы, вы говорите?

И. БУТМАН - Да.

Д. БОРИСОВ - То есть когда вы уехали в Москву, здесь всё с нуля, заново?

И. БУТМАН - Здесь заново с нуля. Но я встретил потрясающих музыкантов в 93-м году, когда я был в Сочи, я услышал молодого пианиста Якова Окуня, я просто в Нью-Йорке таких очень мало слышал. А из тех, кто был похож или он на кого-то был похож, его можно было сравнить с… три таких молодых звезды того Нью-Йорка, тех джем-сейшнов, тех ансамблей, но Бред… стал суперзвездой, а Джой… долгое время играл в ансамбле Майкла Брекера, и Деки Коски – сейчас один из самых востребованных пианистов в Нью-Йорке. И Яков Окунь играл на их же уровне, а, может быть, даже немного выше. Потом я встретил Ивана Фармаковского, замечательного пианиста. Единственное, что, конечно, у нас проблема с исполнением на ударных инструментах. Это огромная беда. И самое главное, я говорю, что у нас все проблемы из-за того, что у нас барабанщиков нет. Но, слава Богу, сейчас со мной работает Эдуард Сизаль, замечательный барабанщик, который играет и в оркестре, и квартете. Это уже многие задачи выполняются без разговора. Но недаром, когда Морсалес приехал в Россию, услышал наш бенд и сказал, что он нас пригласит в Линкольн-центр выступать. И один из немногих американских музыкантов, который сказал, что пригласит, из тех, кто говорит…

Д. БОРИСОВ - И пригласил.

И. БУТМАН - И пригласил. И это было два концерта в Линкольн-центре с… знаете, как говорят? Дюк Эллингтон, оркестр и Каун Бези… и как играли в пинг-понг. То один оркестр, то другой. Вот, мы играли с этим оркестром. Мы специально подготовили несколько композиций для двух оркестров. Они написали несколько аранжировок. Это было очень интересно и потрясающе, и это наш опыт в 2003 году.

Д. БОРИСОВ - А сейчас в Москве где вас можно послушать в ближайшее время?

И. БУТМАН - В ближайшее время можно послушать в клубе Игоря Бутмана, знаете такого хоккеиста?

Д. БОРИСОВ - Фигуриста, я слышал.

А. ПЛЮЩЕВ - Молодец. Владелец клубов ещё, понимаешь, диверсифицировано всё, всё хорошо.

И. БУТМАН - Мы сейчас будем играть в команде… один клуб у нас на Чистых прудах, второй клуб будет у нас недалеко… между Соколом и аэропортом на Ленинградском проспекте. Так что приходите, всех ждём. Не только мой оркестр там выступает по понедельникам, вот, завтра будем выступать, но ещё играет очень замечательные потрясающие молодые и не очень молодые музыканты выступают…

А. ПЛЮЩЕВ - А что касается… вот, вы говорили про, когда вы ездили на Камчатку, вас здорово встречали, и вообще… как вы считаете, интерес к джазу, ну, понятно, что это такая вещь, может быть, не самая массовая, наверное, да? Но, тем не менее, он в какой ситуации находится? Растёт, я не знаю, потому что особенно за пределами Москвы… представить себе в Москве джаз-клубы и в Петербурге легко, представить себе джаз-клубы, там, может быть, я не знаю, в Ижевске труднее, наверное.

И. БУТМАН - Ну, я вам скажу, что именно такая форма музицирования, как джаз клуб, очень сложно во многом. В Москве сложно джаз-клуб, но всё-таки в Москве… вот, в Нью-Йорке почему хорошо или в Лондоне джаз-клубы? Очень много местных потрясающих музыкантов, которые могут играть в этих клубах. Если нам…

А. ПЛЮЩЕВ - Но с другой стороны и публика – она ходит на это, наверное.

И. БУТМАН - Публика ходит на интересные концерты. Если она публика знает, что она услышит самое лучшее, самое выдающееся… вот, на Даниила Крамера всегда полный зал в клубе или где бы мы ни путешествовали. Почему? Потому что Даниил Крамер выдаёт определённый стиль джаза на высочайшем уровне. Кому-то нравится этот стиль – не нравится. Но у него блестяще звучит рояль, он блестящий, так сказать, entertainer, великолепно играет, и на него полный зал. Выступает… тоже самое… выступает оркестр Лунгстрема – тоже полный зал. Соответственно, и люди ходят и они получают… и каждый раз, когда идёт этот хороший концерт, люди рассказывают друг другу, и на следующий раз концерт есть. Конечно, в Ижевске или на Камчатке очень сложно иметь высочайшего класса гастролёра, потому что, ну, просто далеко и дорого.

А. ПЛЮЩЕВ - Конечно.

И. БУТМАН - Соответственно, конечно, там сложнее. Из местных музыкантов, их не так много, ну, там, 300 тысяч, допустим, в Петропавлоске-Камчатском живёт. Из них сколько там музыкантов? Хотя хороший музыкальный колледж, и там есть студенты, для которых, вот, я как раз делал мастер-класс. Там сложнее. Но в Хабаровске есть джазовый клуб. В Екатеринбурге джазовый клуб. В Уфе есть джазовый клуб. В Казани есть джазовый клуб, где играют и местные музыканты, и приезжие музыканты. В Ярославле есть джазовый клуб. В Твери нету джазового клуба, но в Твери фантастическая филармония, где самая джазовая публика, может быть, даже у нас в стране. По тому, как она принимает, как она реагирует, и, вот, туда можно приезжать и смело экспериментировать с экспериментами. Причём, не только на мой оркестр, но был фестиваль, проводимый таким директором филармонии Владимиром Боярским, которые делают феноменальные программы. И публика, я не знаю, чем они их там кормят, но они хлопают и до перерыва. И замечательные люди. Но во многих городах потрясающая публика – и в той же Казани, и в той же, я не знаю, и в том же Владивостоке. Так что интерес есть, интерес есть большой. Ходит молодёжь. Вот, я был в Италии на выступлении одного пианиста, было народу не очень много. И мы с Димой Маликовым были на этом концерте самые молодые. Дима был вообще просто какой-то мальчик. Я как бы его старший брат, а все остальные – дедушки и бабушки. Вот. И было не так много людей. У нас ходит и молодёжь, и совсем юные сидят зрители. Мы играли в капелле в Санкт-Петербурге с Андреем Кондаковым. Наш новый диск, который мы записали 14 лет назад, мы его выпустили, плюс играли… сидела девочка. Она даже не зевнула ни разу и не ушла после первого отделения. Мы играли достаточно, ну, красивую музыку с Андреем, но играли её со всеми импровизациями, со всеми, там, сложными моментами. Так что и юные приходят, и молодёжь, и люди всех возрастов.

А. ПЛЮЩЕВ - Здесь один из вопросов, которые нам прислали: «Уважаемые господа, - пишет нам Игорь, - очень мудро поступают, отпускают в свободный полёт музыкантов из своего оркестра».

Д. БОРИСОВ - Не ревнует ли он все-таки тех, кто начинают сольную карьеру?

И. БУТМАН - Наоборот, если люди уходят из моего оркестра, они должны уходить и становиться звёздами. Как это было… уходили из оркестра Джей Макшене… выходил Чарли Паркер из оркестра того же… выходили звёзды, такие как, я не знаю… Эдди Дэниелс, Джо Фаррел, становившиеся звёздами джаза. Поэтому они должны смотреть, смотреть на меня, учиться не делать моих ошибок, если я делаю ошибки. Если я делаю какие-то вещи, которые считаю правильными, они должны посмотреть, что можно сделать ещё лучше, чем делаю я, обязательно. И, конечно, я не ревную, наоборот…

Д. БОРИСОВ - А у кого получилось стать…?

И. БУТМАН - Ну, трубач Вадим Эйленкрик, который записал сейчас свою первую сольную пластинку, сейчас уже работает над второй. Есть несколько человек, которые уехали в Америку. Это Виталий Головнёв, Артём Ковальчук – два музыканты, которые решили себя попробовать в Америке. И, вот, Виталию Головнёву предложили место в оркестре Уинтона Морсалеса. Со мной играл замечательный трубач Андрей Лобанов. Уехал в Германию, один из самых там известных трубачей. Но он потрясающий талант. Ещё несколько музыкантов, которые тоже ушли… некоторые ушли, к сожалению, в никуда, как мне кажется…

Д. БОРИСОВ - Потому что пытались…

И. БУТМАН - Я не знаю. Ну, разные причины. Я тоже, в общем-то, не пай-мальчик, и надо порой было жёстко…

Д. БОРИСОВ - Ну, с клюшкой на ты, мы поняли, да.

И. БУТМАН - Да. И поэтому тоже могут быть какие-то ко мне претензии с точки зрения… но мне важен результат в первую очередь. И я надеюсь, что я не самодур.

А. ПЛЮЩЕВ - Угу.

И. БУТМАН - Вот, Иван Фармаковский ушел из оркестра, но он тоже, в общем-то, становится звездой, записывает сольные пластинки. Скоро выйдет его пластинка, которая, мне кажется, будет очень интересной на нашем лейбле, многих поразит. Хотя не он паразит, а поразит всех.

А. ПЛЮЩЕВ - С хорошим чувством русского языка наш сегодняшний гость-хоккеист, что бывает редко у хоккеистов, мне кажется…

Д. БОРИСОВ - Игорь Бутман, хоккеист, фигурист, владелец клубов, ну и так…

И. БУТМАН - Пароходов.

Д. БОРИСОВ - Пароходов, да, и немножко джазовый музыкант в свободное от всего остального время. Спасибо за то, что составили нам компанию.

И. БУТМАН - Спасибо.

А. ПЛЮЩЕВ - Спасибо.

Д. БОРИСОВ - А мы, Дмитрий Борисов, Александр Плющев, в следующее воскресенье в 23 часа.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024