Надежда Грановская - Попутчики - 2009-09-05
Д.БОРИСОВ: Не молчи.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну а чего, собственно? Ты как мне сказал, что тебя по телевизору чаще будут показывать, я и совсем заткнулся – куда уж чаще?
Д.БОРИСОВ: Я, ты знаешь, после нашего прошлого эфира программы «Попутчики» теперь даже боюсь гостей звать в наше купе.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, потому что они уезжают гораздо дальше, чем мы собирались ехать.
Д.БОРИСОВ: Михаил Войтенко в прошлую субботу был здесь, в этом же купе – мы сейчас в том же самом вагоне, что ехали в прошлый раз. Потом неожиданно взял, сказал, что ему надоело в Москве, и оказался неожиданно сначала в Турции, теперь в Таиланде.
А.ПЛЮЩЕВ: Кто бы мог подумать, вообще?
Д.БОРИСОВ: Ищите ответы на сайте echo.msk.ru – там полная версия его интервью есть.
А.ПЛЮЩЕВ: Я надеюсь, что не всех наших гостей постигнет такая участь. Ну, хотя бы, просто некоторые будут спокойнее выходить из этого эфира, как мне кажется, и будет у них лучше складываться судьба в ближайшие дни.
Д.БОРИСОВ: 21 час 9 минут – это точное московское время, радио «Эхо Москвы», прямой эфир. Меня зовут Дмитрий Борисов, Александр Плющев – человек, голос которого вы сейчас слышали. Надежда Грановская сегодня едет с нами по нашему маршруту. Надеемся, что не дальше.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Тук-тук? (смеется) Кто там?
А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо, что дали нам высказаться вначале. Наболело.
Н.ГРАНОВСКАЯ: (смеется) Я даже не хотела вас перебивать. Думала: да ладно, потом постучу. (все смеются)
А.ПЛЮЩЕВ: Мы переодевались просто с Борисовым на брудершафт.
Н.ГРАНОВСКАЯ: А я курить пошла.
Д.БОРИСОВ: Хватит рассказывать все тайны про нас с тобой, Саш, не надо. Не надо всем знать. Надежда была уже когда-то в нашей с Сашей другой программе, называлась она тогда «Аргентум».
А.ПЛЮЩЕВ: Не-не, тогда мы не ездили.
Д.БОРИСОВ: Была не в купе, еще, была еще на Новом Арбате, пока нас оттуда еще не выселили на тот момент, не выгнали, сказали «Чтоб ноги вашей не было в студии». И тогда это была вся группа «ВИА Гра» в уже не нынешнем составе, в предпредыдущем, мне кажется, когда была Альбина, Надя и была еще тогда Вера в составе группы «ВИА Гра».
Н.ГРАНОВСКАЯ: Это что-то из прошлой жизни вы цитируете, по-моему. (смеется)
Д.БОРИСОВ: Да. Это было как-то очень давно. Как теперь, Надь? Вы теперь участница группы «ВИА Гра» все еще? Или что-то уже опять поменялось?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Пока еще.
Д.БОРИСОВ: Пока еще да.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да, пока еще участница. Вот, относительно недавно я вернулась в январе этого года, если не ошибаюсь. (смеется) Но в любом случае, когда я вернулась, я почувствовала, что как будто я никуда и не уходила.
Д.БОРИСОВ: Часто бывает.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Потому что это, все-таки, твое. Это твой коллектив, в котором ты долго работала, это семья. Ну, пошла блудная дочь, поблудила, вернулась обратно.
А.ПЛЮЩЕВ: А у вас в коллективе к этому нормально относятся? Как члены коллектива, так и, скажем так, руководство?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, это я, конечно, так выразилась в какой-то форме больше сатирической, что ли. Конечно, когда я приняла решение, все-таки, уходить, в это никто не хотел верить. В общем-то, я сама даже не верила, что я, действительно, уйду. Потому что никогда, даже если и возникали такие мысли, надолго на них не задерживалась. Ну, для того, чтобы... Мне хотелось остановиться и, конечно, как-то остепениться, привести в порядок свои мысли, свою жизнь, понять, чего вообще я хочу. Хочу ли я того, действительно, чем я занимаюсь? Или, может быть, я чего-то другого хочу? То есть у меня такой внутренний кризис наступил. Это потом уже глобальный наступил. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Так вот, кто, собственно, распространитель. (все смеются)
Н.ГРАНОВСКАЯ: Виновник. Внутренний кризис наступил, действительно. Я не могла не уйти. Если бы я осталась, ну, боюсь, товарищи, вы бы меня в другом месте увидели, транслировали бы. У меня серьезная была такая психологическая нагрузка, депрессия. Вот, потом я, конечно, из этого вышла, и, вот, я в хорошем состоянии, все-таки, ушла. Но если бы осталась, наверное, опять-таки вошла бы в ту же реку, в те же состояния.
Д.БОРИСОВ: А откуда вдруг депрессия? Из-за того, что не было свободного времени? Или одно и то же повторяешь?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я пришла в группу, когда мне вот-вот исполнилось 18 лет. То есть это молодая девчонка, конечно, желающая оказаться в более каком-то перспективном городе, желающая развиваться и воплощать, в общем, самореализовываться. Но, опять-таки, никакого опыта, никакой личной жизни. То есть моя жизнь, в общем-то, началась в совершенно другом городе с новыми людьми. То есть это произошел такой скачок. Тоже свои какие-то стрессы были, потому что, ну, ты жила в одной среде, общалась с одними людьми, тут ты начинаешь общаться с совершенно другими. Тем более, ты молодая девчонка. И, естественно, столько всего на меня навалилось, столько информации, столько событий. И группа очень быстро, достаточно быстро стала популярной. Много гастролей, тут же я рожаю ребенка, тут же опять возвращаюсь – ну, как бы, жизнь не устроена. Она идет, но она как-то абсолютно, знаешь, такая... какие-то взлеты-падения внутренние. То есть ты не определился, что в твоей жизни, ты не понимаешь, к чему ты идешь и что у тебя происходит.
Естественно, это все накапливалось, и какое-то желание... С одной стороны, ты не понимаешь, чего ты хочешь, но с другой стороны, тебе хочется какого-то побольше объема внутреннего, чтобы избавиться от каких-то страхов и так дальше. И это все накапливалось-накапливалось, и, вот, превратилось сначала в аэрофобию, от которой я пыталась избавиться в первую очередь, потому что много очень летала. А когда я избавилась от аэрофобии, я, в общем-то, мир, который воспринимала в достаточно серых красках, начала воспринимать так: все цвета радуги. И вот тогда у меня возникло желание, все-таки, уйти. Мне не хватало смелости, потому что я боялась «Что я вообще буду значить без группы?» Ой, блин, ребята, я это так часто рассказываю. Это возвращение в прошлое, я так не люблю возвращаться, вспоминать эти состояния, потому что они для меня, действительно, очень тяжелыми были.
Д.БОРИСОВ: Но говорят, что, проговаривая, избавляешься от этого.
Н.ГРАНОВСКАЯ: У меня телефон звонит. (смеется) Я столько это уже проговаривала.
А.ПЛЮЩЕВ: Возьми трубочку, Надь, мы с Борисом пока поговорим.
Д.БОРИСОВ: Мы обсудим, нам есть, что рассказать. Я тут слышал, что программа «Попутчики», наконец-то, меняет время выхода в эфир, правда, еще не на следующей неделе. Или это тайна?
А.ПЛЮЩЕВ: Ты представляешь – я не знаю, честно говоря, тайна это или нет – в общем, пусть все томятся в ожидании. Я думаю, что Алексей Венедиктов в какой-нибудь программе «Без посредников», во-первых, сам об этом расскажет.
Д.БОРИСОВ: Мне кажется, завтра в 3 часа дня он будет рассказывать.
А.ПЛЮЩЕВ: А, наверняка расскажет, конечно, да. Переезжаем, но недалеко. Вот, я хочу сказать, ничего с программой не происходит. Ты знаешь, единственное чего я опасаюсь со всем этим – с тем, что, ну, с гостями же трудно сдержаться, пока едешь в купе, и, собственно, не перейти к застолью, понимаешь? А теперь еще труднее будет – вот единственное, что я могу сказать. Я думаю, самые догадливые поняли, что произойдет с программой.
Д.БОРИСОВ: Но это недалеко, поэтому вы нас найдете. А в следующую субботу вы нас найдете в это же самое время.
А.ПЛЮЩЕВ: Да-да, на прежнем месте в следующую субботу все нормально будет.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну вот.
А.ПЛЮЩЕВ: Нормально все?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Мало ли что. В поезде так вот раз, скажут что-нибудь, и не денешь никуда из поезда, понимаешь?
Д.БОРИСОВ: Обычно нашим гостям звонят родственники, которые говорят: «Куда ты едешь?!!»
А.ПЛЮЩЕВ: Да-да-да.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я своих не предупредила.
Д.БОРИСОВ: Мы скоро вернем обратно.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну хорошо. А мы возвращаемся, собственно, к тому, о чем говорили. А почему вернулись?
Н.ГРАНОВСКАЯ: (смеется) Ой, пацаны, я не знаю, я, честно говоря... Я все эти 3 года объясняла, почему я ушла, на Украине.
А.ПЛЮЩЕВ: Так. «Теперь он еще полдня за тобой будет бегать, чтобы фотографию отдать».
Н.ГРАНОВСКАЯ: Теперь я буду годика три объяснять, почему я, все-таки, вернулась. Неспроста. Пусть будет так. (смеется)
Д.БОРИСОВ: Но поклонники группы восприняли эту новость, конечно, позитивно.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я надеюсь, что восприняли позитивно. Я надеюсь, что кому-то от этого стало хорошо. Кому-то от этого, безусловно, стало не очень хорошо. Но такова жизнь. В любом случае, все изменения, которые в нашей жизни происходят – пусть они изначально кажутся не очень хорошими, но это всегда идет на пользу.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, хорошо. А если можно так поставить вопрос, то значит ли это, что вы вне группы не нашли себя?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет, как раз я себя... Найти себя. Найти себя – искать себя можно бесконечно, все зависит от планки, которую ты перед собой ставишь. Поэтому, конечно, я себя нашла только в какой-то степени. И на сегодняшний день я себя очень комфортно чувствую, поэтому я вернулась на сцену. На сцену, когда мне нечего людям дать как профессионально, так и энергетически, потому что ты же излучаешь этот свет. Зачем выходить на эту сцену? Только из-за каких-то материальных потребностей? Я так не могу, вот мне нравится всегда совмещать приятное с полезным. Я хочу отдавать и, естественно, тогда я понимаю, что я вложила, я, как бы, не просто вышла, отпела и ушла. То есть да, я людям подарила радость. И деньги приятно получить. (смеется)
Д.БОРИСОВ: А вот возвращение, если не секрет, происходило по чьей инициативе, скорее? По инициативе вашей или по инициативе, может быть, Константина Меладзе или Дмитрия Костюка?
Н.ГРАНОВСКАЯ: На протяжении этих 3-х лет инициатива исходила от Константина и Дмитрия, моих продюсеров. Но на тот момент я, в общем-то, не готова была возвращаться, у меня какой-то свой осадок оставался, что мне опять придется летать много, ну, в общем, всякая разная ерунда в голову лезла. И когда мы перед моим возвращением разговаривали, мы разговаривали, все-таки, на тему больше сольного исполнения. Но поскольку 3 года я была только на Украине, то есть я пропала, можно сказать, это время дало свои какие-то минусы. Поэтому мы решили, что лучше будет и для группы, и для меня – вот так вот, взаимно получилось – вернуться в группу, а потом время покажет. Я от сольного проекта не отказываюсь, то есть я этого хочу, я к этому готова.
Д.БОРИСОВ: Веру Брежневу не собираетесь тоже к себе обратно?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Вы так меня спрашиваете, как будто бы я продюсер, и «Веру не собираетесь?»
Д.БОРИСОВ: Вы собирательно все вместе. Вдруг там?
Н.ГРАНОВСКАЯ: (поет) «Вдруг как в сказке скрипнула дверь». (смеется) Жизнь – непредсказуемая штука, не-пред-ска-зуемая совершенно. Поэтому, товарищи, может быть все, что угодно в этой жизни. Нельзя от этого отказываться. Она столько чудес преподносит, а мы так часто проходим мимо этого всего...
А.ПЛЮЩЕВ: А у вас какое было самое неожиданное событие в жизни?
Н.ГРАНОВСКАЯ: У меня очень много неожиданных. У меня просто практически... Вот если анализировать то, что происходит вокруг тебя и то, как ты на это реагируешь, какие-то ситуации, то практически каждый день происходят неожиданности. И еще зависит от того, делаешь ли ты из этого какие-то выводы, копаешься ли ты в этом? Находишь ли ты в этом что-нибудь такое, необычное? Как будто бы вроде все с разных сторон к тебе пришло, а образовывается в единое целое. У меня много очень интересных событий было, а еще будет сколько. Но я сейчас, так, ну, последнее событие – это, конечно, мое возвращение, когда я думаю: «Надя, Надя... Ну ты даешь». Ну, вот это человек такой противоречивый вообще. «Ну, ты непредсказуемая». Я уже сама себе говорю: «Господи, что ты за человек такой?»
А.ПЛЮЩЕВ: Вы часто сама с собой так разговариваете?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да. Ты знаешь, часто. (смеется) Часто я с собой так разговариваю, потому что я, действительно, и саму себя, порой, не могу поймать. На сегодняшний день у меня есть еще одно событие – я выпускаю сборник стихотворений своих. То есть я просто писала-писала, вдохновлялась-вдохновлялась, все это на лист бумаги, на чистый лист бумаги. А пару месяцев назад я решила, что неплохо было бы... Ну, это не пойдет на массу, потому что массы такое читать не будут. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я думаю, что аудитория «Эха Москвы» любит поэзию, например.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Аудитория, конечно, найдется.
А.ПЛЮЩЕВ: Я вот что хотел спросить. А вы помните на память свои стихи?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Пришлось уже запомнить, потому что я не раз, во-первых, читала. И во-вторых, когда я стихотворения отбирала, какие, все-таки, пойдут в сборник, я перечитала их несколько раз. Помимо этого я записала – то есть это будет, как бы, книга и плюс еще диск прилагаться.
А.ПЛЮЩЕВ: Аудио?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да. То есть я начитала стихотворения, Константин написал музыку. То есть можно будет еще послушать диск.
Д.БОРИСОВ: То есть без Меладзе и здесь не обошлось?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет, конечно же, не обошлось.
А.ПЛЮЩЕВ: А можете прочитать что-нибудь?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, давайте попробуем. Что? Какое настроение желаете?
А.ПЛЮЩЕВ: А как вы чувствуете настроение наше?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Просто я не много стихотворений помню.
Д.БОРИСОВ: Они все грустные или все веселые?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Они очень разные, поверьте. Есть такие, достаточно черные.
А.ПЛЮЩЕВ: Прочтите что-нибудь черное.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Чернуха, так. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Прочтите что-нибудь.
Д.БОРИСОВ: Ночь близится, как раз время черное.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Подождите, надо было здесь, все-таки, черновик по поводу черного. Черные я не очень люблю запоминать. Ну ладно, хорошо. Качни густотой словесною капли слезы напросившейся, закрой книгу прошлого между душой и сердцем скользившаяся. Натяни стрелу вонзившую еще любовь нетронутую и скажи, что несбывшиеся мечты затронуты. Имея наличие внутреннего, танцуя на краю лезвия, я упорхаю видением своего минутного влечения.
А.ПЛЮЩЕВ: Надя, а вы когда начали писать стихи?
Н.ГРАНОВСКАЯ: В 2002 году.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть не так давно, не в детстве?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, не, детство было у меня, конечно. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Я в курсе, что было детство. Я имею в виду, что стихов в нем, может быть, не было собственных?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет, были. Какие-то были, ну такое, детское, в общем-то. Но поэзией я давно, я с детства, в общем-то, интересовалась. Я – человек абсолютно гуманитарный. Точные науки – это не мое, это просто мне настолько это неинтересно. Хотя, стоило бы, наверное.
А.ПЛЮЩЕВ: Черт побери! Так хотелось поговорить про принцип неопределенности Гейзенберга.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да-да-да. Поэтому я всегда интересовалась, конечно, литературой в большей степени. Ну, оно все так складывалось. В общем-то, все шло к тому, что я буду писать – это я сейчас такие выводы делаю. А первые стихотворения в 2002-м после рождения сына, а потом наступил такой период, я уже о нем говорила, depression.
Д.БОРИСОВ: Как известно, во время депрессии пишется гораздо лучше и быстрее.
Н.ГРАНОВСКАЯ: А вот у меня наоборот получилось.
Д.БОРИСОВ: Наоборот?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да. У меня именно когда я чувствую такое...
А.ПЛЮЩЕВ: Если пишется, это не депрессия вообще. Если пишется, то это не депрессия, я считаю.
Д.БОРИСОВ: Да нет, по-разному. Говорят, что счастливый человек, полностью счастливый – у него сразу все творческие начинания, они как-то притупляются. Ничего подобного, дорогие друзья, потому что открываются новые возможности. Главное – что это человек должен быть голоден, ну, я имею в виду разносторонне. Есть голодные писатели.
Д.БОРИСОВ: Ну вот, счастливый человек – он что хочет? В каком отношении он голоден? Жажда чего?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Творить.
Д.БОРИСОВ: Творить?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Конечно.
Д.БОРИСОВ: Делиться счастьем?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Делиться счастьем, а почему бы в этот смурной мир не поделиться счастьем?
Д.БОРИСОВ: А нет боязни, нет страха растерять его по дороге? Слишком поделиться счастьем и как-то, вот... Нет такого?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Бояться нужно в себе это счастье держать и закрывать от всех. А распылять – ну, чувство меры всем нужно.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, счастье – что? Оно та же птица, как известно.
Д.БОРИСОВ: Надежда Грановская, солистка группы «ВИА Гра» сегодня в программе «Попутчики». Интересно, что мы стали говорить о стихах и совершенно забыли про музыку, песни, «ВИА Гру», ушли вообще. А ведь вы пробовали себя и в качестве телеведущей – это было на Украине.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Так. Це было на Украине.
Д.БОРИСОВ: Це було в Украине.
Н.ГРАНОВСКАЯ: А, вот, на Украине.
Д.БОРИСОВ: Ну, говорят же, что по-украински правильно «в», это по-русски правильно «на».
Н.ГРАНОВСКАЯ: Хорошо-хорошо.
Д.БОРИСОВ: Да нет, я ж не против.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Как скажете. Но тем не менее, вы меня поправили. (смеется)
Д.БОРИСОВ: Вам не понравилось? Вам не понравилось быть телеведущей?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Понравилось.
А.ПЛЮЩЕВ: Расскажите о программе, которую вы вели. Мы здесь не видели, к сожалению.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Можете посмотреть. Она идет на канале «Домашний», мы адаптировали на русский язык. Поэтому... Ласкаво просимо. Программа называется «Невероятные истории о любви», где снимались сюжеты об известных людях, неизвестных, у которых встречались интересные истории взаимоотношений. Ну, в общем-то, и я несла это в народ, в массы.
Д.БОРИСОВ: Да. А, вот, вдруг мне пришла в голову такая мысль. Ведь, в этой телевизионной программе, если мне не изменяет память, вы с короткой прической. Причем, с самого начала.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я когда ушла из группы, я да.
Д.БОРИСОВ: Сразу, да?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Поменяли имидж. Сейчас нет, не давит на вас вернуть все как было? Отрастить волосы совсем?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Что давит? Что на меня может давить? (смеется)
Д.БОРИСОВ: Как сказал Плющев, руководство. (все смеются)
А.ПЛЮЩЕВ: Я просто... Ты знаешь...
Д.БОРИСОВ: Хорошее слово.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, я пытаюсь как-то экстраполировать на собственную жизнь, как я еще могу назвать? (смеется) Да, извините.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет, не давит.
А.ПЛЮЩЕВ: Тут, кстати, у нас SMS работает и многие его помнят, слава Богу, потому что мы еще не называли ни разу. +7 985 970-45-45, и вот листая телефончик, я нашел вопрос от Кащея, который отлично продолжает эту тему. Он спрашивает: «А у красивых женщин есть проблемы с внешностью?»
Н.ГРАНОВСКАЯ: Хороший вопрос.
А.ПЛЮЩЕВ: Отличный, мне кажется.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Просто полно проблем. (смеется) Особенно у тех, кто из себя пытается сделать красивую внешность.
Д.БОРИСОВ: А с самооценкой? Бывают у вас проблемы?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Были, были проблемы.
Д.БОРИСОВ: Сейчас уже нет?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Сейчас у меня более-менее здоровая самооценка, ну, такая, трезвая. Раньше, конечно, недооценка была жутчайшая себя.
А.ПЛЮЩЕВ: Почему? Ну, казалось бы, вас...
Н.ГРАНОВСКАЯ: А по кочану.
А.ПЛЮЩЕВ: Вас смотрят миллионы, боготворят и так далее.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, это же не это этого зависит.
А.ПЛЮЩЕВ: Да?
Н.ГРАНОВСКАЯ: От этого самооценка не повышается.
А.ПЛЮЩЕВ: А мне всегда казалось, когда тебе говорят «Вот, ты звезда», туда-сюда, и сразу как-то повышается.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, тогда может развиться, конечно, звездная болезнь и может произойти переоценка себя.
Д.БОРИСОВ: А вы боялись звездной болезни?
Н.ГРАНОВСКАЯ: (смеется) Поэтому развилась недооценка?
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, я так подумал. Ну, извините, у меня глупая логика, но что делать.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да нет, у вас просто логика своя. Да нет, конечно. Ну, это такой багаж всяческих незализанных ран, и все это тянется с детства. Это же не на пустом месте происходит. В какой-то форме это проявляется, когда ты входишь в сознательную жизнь. Ну... Важно это осознавать и избавиться от этого. То есть что недооценка себя, что переоценка – одно и то же фактически. Ну... Что тот человек себя необъективно оценивает, что другой, и оба от этого страдают. Поэтому я считаю, что к себе нужно очень трезво относиться и не пытаться быть в тех рамках и стереотипах, в которые тебя с твоей же, конечно же, помощью впихнули. Значит, если ты в группе «ВИА Гра», значит у тебя длинные волосы или еще, там, что-то. Понимаешь? Вот.
Д.БОРИСОВ: А чувствуется энергетика, которую вам посылают ваши зрители, которые наблюдают за тем, как вы выступаете? Мужская аудитория, в основном.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Чувствуется. Ну, представьте, в зале и девушки, и парни, и мужчины, и женщины. Если один на один с человеком, в том же зале, то, конечно, можно поймать. Но, в основном, ты чувствуешь массовый какой-то посыл, он тебя еще больше как-то одухотворяет, еще, в общем, хочется больше отдать.
Д.БОРИСОВ: Вы сталкивались с завистью? Ну, когда, может быть, только стали участницей группы «ВИА Гра», и ваши знакомые, может быть, какие-то близкие друзья. Нет? Не было такого?
Н.ГРАНОВСКАЯ: С завистью сталкиваешься ежедневно.
Д.БОРИСОВ: Нет, одно дело, когда зависть абстрактна, непонятно от кого, от человека, который тебе совершенно безразличен. А другое дело, когда кто-то близкий, кому ты, может быть, могла довериться еще вчера, сегодня вдруг, понятно, к тебе относится, когда ты стала популярной, так, с натяжкой. Не было зависти такой, обидной от кого-то, от близкого человека?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я не помню, ну, какого-то такого яркого момента... Естественно, те люди, с которыми я общалась там, поднявшись по карьерной лестнице, они, ну, «Зазналась». И пытаются, если вдруг меня где-то встретят, естественно, высказать свое «фи». Но дело ж не в том, что я там зазналась, просто у меня свой образовался путь, своя, как бы, жизнь и она уже не соприкасается с той жизнью, которой я жила, общаясь с теми людьми. Поэтому... Ну, я не реагирую на все те состояния в знаке «минус», ну, во всяком случае, стараюсь. Потому что уж на этого человека точно обижаться нельзя, но и жалеть тоже. (смеется) Не люблю жалеть людей, это унизительно.
А.ПЛЮЩЕВ: Для людей? Или для тех, кто жалеет?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Для обеих сторон – как для меня, так и для человека. Как будто бы, это животное какое-то, что ты его жалеешь. Человеку, наоборот, нужно придать какой-то уверенности в себе. В какой это форме делается – это уже второй вопрос, это нужно чувствовать. Тем более людей, которые тебе не безразличны.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы, вообще, жесткий человек? Мне кажется, вот, предыдущая реплика – она была репликой, я не говорю, что плохо это или хорошо жесткость, наверное, это хорошо даже. Но мне кажется, была реплика жесткого человека.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, иногда я жесткий человек. Потому что нужно благими намерениями, в общем-то, творить зло. Ну, поскольку я родитель, я могу об этом говорить. Как часто родитель, опекая, переопекая своих детей, калечит им судьбы, не понимая. Естественно, они, как бы, не специально это делают. То есть они хотят как можно больше для своего ребенка сделать, обеспечить. А оно уже стало мясом, это дите, и вот так – переложили, оно и там лежит. То есть просто человеку калечится жизнь, поэтому тут очень важно научиться чувствовать. И терпение необходимо, и, конечно, мудрость и, в общем-то, нужно познавать себя. Потому что мы так часто людям приносим зло, а кажется, что мы такие, так хотим о них заботится и тому подобное. И сами от этого страдаем, что, вот, он такой-сякой или она, там, такая-сякая, я столько для нее сделал или сделала, она мне там в душу нагадила. Ну, переборщила, значит. Поэтому...
А.ПЛЮЩЕВ: Вы чем руководствуетесь в воспитании сына? Ну, я имею в виду...
Д.БОРИСОВ: А сколько ему, кстати?
Н.ГРАНОВСКАЯ: 7 лет.
А.ПЛЮЩЕВ: 7 лет.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Во второй класс пошел.
А.ПЛЮЩЕВ: Я имею в виду, вы, например, переняли у собственных родителей что-то, какие-то модели воспитания и так далее?
Н.ГРАНОВСКАЯ: (смеется) Ничего. Ну, у меня, у мамы один характер, у папы другой характер. Ну, по той степени, по той мере, как я воспитываю своего ребенка, естественно, у меня возвращаются воспоминания: мое детство, как меня воспитывали родители и воспитывали ли.
А.ПЛЮЩЕВ: И воспитывают.
Н.ГРАНОВСКАЯ: (смеется) Да, и воспитывают до сих пор, пытаются. Но я, конечно, благодарна им и я благодарна тем качествам, которыми они меня наделили. Это какое-то, вот, чувство свободы, желание вырваться от родительского дома пораньше. И они не смогли за мной угнаться. То есть они не смогли ничего сделать, ничего как-то, там, как им кажется, чтобы мне стало лучше, подстроить. То есть все я сделала сама. Ну, овен – уперлась, все, до свидания всем. И своему сыну я стараюсь, отталкиваясь от того, как я была воспитана, в общем. учиться на своих же ошибках, то есть на ошибках, скажем, своих родителей. Я стараюсь предоставить ему побольше свободы, свободы мысли, свободы какого-то действия. То есть я его, там, спрашиваю, как он к этому относится. Ну, много очень с ним разговариваю. То есть я ему предлагаю – я ему не навязываю, я не говорю, что «тебе так лучше будет».
Д.БОРИСОВ: То есть вы в отношениях с ним, скорее, не учитель, а подруга?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да.
Д.БОРИСОВ: Вот и все, такие, дружеские отношения поддерживаете.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да-да-да. И стараюсь уделять ему внимание. Опять-таки, любви тоже очень много бывает. Ты можешь принять только столько любви, сколько ты можешь принять. Тебе могут дать больше, и это уже может превратиться в ненависть. Поэтому нужно тоже научиться чувства дозировать. И с ребенком я в той или иной степени, как бы, этому обучаюсь, потому что я чувствую, когда ему это необходимо, чтобы он знал, что он нужный, что он любящий, что его уважают, что его ценят. То есть я ему это постоянно говорю, как бы, и больше дарю ему качественное отношение, чем количественное. Ну, поскольку количественные – они не могут сложиться, так как у меня, соответственно, профессия «Фигаро там, Фигаро тут» - это тоже хорошо. Значит, вот, я пришла к тому, что могу ему качественно дарить свои чувства.
Д.БОРИСОВ: Когда вас не бывает, он бывает с няней или с кем-то?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Он да, он с няней или с мамой моей.
А.ПЛЮЩЕВ: А, вот, если бы родители вас воспитывали как-то по-другому, вы бы сейчас стали тем, кем стали? Как вы думаете?
Д.БОРИСОВ: Давали бы больше свободы.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Меньше. Если бы они давали мне меньше свободы, то, конечно... Ну, кто знает? Но все еще надо было задать вопрос: «А если бы ты была немножко другой?» (смеется) Потому что мне кажется, что это даже не от родителей зависело все, а от меня. Я всегда убегаю от того...
А.ПЛЮЩЕВ: То есть вас не сформировали родители? Вы как-то сформировались сами, получается?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, в некоторой степени, да. Я очень своевольный человек. И вот это проявлялось все с детства, с раннего детства в такой форме, как если меня что-то не устраивало, я убегала из дому сразу же. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Много раз?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Много раз.
А.ПЛЮЩЕВ: Вы так убегали, по-серьезке?
Н.ГРАНОВСКАЯ: По-серьезке, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, в смысле, надолго? Не на 15 минут?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я вам даже расскажу несколько случаев. Значит, первый случай – это мне было 2 года. (все смеются)
Д.БОРИСОВ: Хорошо.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Это я не помню, мне рассказывали. «Что-то тебя не устроило...» А я до 4-х лет жила в деревне, в самой что ни на есть настоящей. Я родилась в деревне на диване, то есть не довезли меня до больницы. И они говорят: «Что-то тебя не устроило, и ты убежала». И за мной смотрели 2 мои прабабушки, они меня не досмотрели как-то и искали меня по всей деревне, просто в испуге. Там у нас речка протекает, какой-то карьер. Ну, Бог знает, ну, куда это дите пойдет? Они все просто поседели – и так седые, а тут совсем уж. (смеется) Нашли меня на другом конце деревни, я себе сидела, в общем, стихи писала. (смеется) То есть я просто себе сидела на травке, игралась.
Д.БОРИСОВ: Вот она пошла самостоятельность.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Вот она, да, проявилась. (смеется) Потом из садика убегала несколько раз. И однажды, когда мы уже переехали в районный центр, мама купила частный домик и оставила меня на хозяев еще того домика – они какое-то время еще с нами жили. А она работала в торговле. И, значит, а их очень почему-то очень не любила страшно, этих хозяев. И они тоже за мной недосмотрели, муж и жена, и я убежала. Это уже город, это уже не деревня. Прибегает хозяйка, говорит «Ой, Галя, Нади нет. Убежала». Мама поседела, посинела, позеленела, вызвала милицию и меня нашли в центре города. Кто-то мне дал булку, я вся в слезах стояла, ела эту булку – это мне было 5 лет. Ну, и так дальше.
Д.БОРИСОВ: После этого не наказывали родители? Нормально все сходило с рук?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я бы опять убежала, если бы меня начали наказывать. (смеется) Ну, меня очень редко наказывали, очень редко. Это бесполезно просто. Они понимали, видимо, что это бесполезно. Там, сразу на одно слово 10, так что мне еще жалко своих родителей больше, чем...
А.ПЛЮЩЕВ: Вы можете себе представить, что ваш сын убежит из дома?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Не могу. Не могу представить. Ну, я не знаю. Он, во-первых, другой.
Д.БОРИСОВ: И все-таки, он живет в большом городе. Это в Киеве он живет, да? Если он убежит в Киеве, это же не Хмельницкая улица.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, как он убежит? Ну, я не знаю. Ну, во-первых, он другой, конечно. Хотя, он проявляет свой характер, у него достаточно такой, сильный. Но как-то не наблюдалось.
А.ПЛЮЩЕВ: Какие разные, все-таки, отношения.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Все равно убежит. Все равно дети вырастают и убегают – от этого никуда не деться.
Д.БОРИСОВ: Вы уже думали о том, как он придет, покажет «Мама, вот это вот моя подруга, я на ней женюсь». Представляли уже такую ситуацию? Ведь каждая мама проходит мысленно этот этап в голове, мне кажется.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, мне кажется, немножко рановато, хотя...
Д.БОРИСОВ: 7 лет – это уже не так много времени осталось.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, вообще-то, честно говоря... Ну да, да... (все смеются) Просто у нас, почему я говорю «да-да»? У нас где-то весной состоялся с ним разговор. Значит, мы ложимся спать и я решила затронуть тему отношений мальчиков и девочек, и говорю: «Игорек, скажи, пожалуйста, у тебя есть девочка, которая тебе нравится в классе?» - «Да, мам, есть». У меня так...
А.ПЛЮЩЕВ: «Как есть?!»
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, нет, я ожидала это услышать, но, вот, настолько без заминки. То есть, ну, ребенок даже не постеснялся, знаете, как дети стесняются «Мама, ну что ты?» Что угодно. «От чего? Ну, конечно есть, ну как же иначе!» - ну вот в таком смысле. Я говорю: «Ой, замечательно. Она тебе нравится?» - «Да, она мне очень нравится, она старше меня». Ну, я не буду говорить, какие дальше там вопросы задавала, и, значит, что он говорит, что, вот, «мама, ты знаешь, такой-то такой-то мальчик – он вообще однолюб, он любит только себя и больше никого не признает, - и говорит, - только мы с Темой, - какой-то друг у него есть, - влюблены. Только мы с ним влюблены, а все остальные...»
Д.БОРИСОВ: Любят только себя.
Н.ГРАНОВСКАЯ: (смеется) Любят только себя. Я, конечно, я подозревала, в общем. А еще у него есть такая черта в характере – он очень сильно чувствует людей, и слабых морально убивает просто. То есть он доводит их до драки. То есть, когда, вот, сильный человек – он сразу уже, ну, такое у него проявляется уважение к этому человеку. Он к нему прислушивается, он его слышит, то есть советы какие-то ему говорят, он все воспринимает. Только слабинку какую-то человек дает, либо сам по себе по натуре человек слабый – все. И даже это со мной происходит. Если я даю какую-то слабинку, где-то я начинаю или заигрываться, я не знаю, ну, то есть, отхожу от себя истинной, все, ребенок мой индикатор. Он тут как тут, ну, если он со мной, и дает мне об этом знать. То есть дети, тем более, на сегодняшний день – они настолько неординарны. И еще у них стоит поучиться многому.
Д.БОРИСОВ: Мобильным телефоном уже наверняка пользуется.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну так, изредка. То есть нет у него пристрастия какого-то.
Д.БОРИСОВ: Никакой техники? Говорят же, сейчас дети рождаются уже с измененными пальцами.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да-да. Ну, ему нравятся какие-то игры, но я ему сказала, что «Игорь, ты знаешь, сейчас у нас ты, пожалуйста, доиграй вот это лето на каникулах в свои игры, но со следующего учебного года нам придется прекратить, потому что у тебя другие... Ты, вот, в теннис начал играть. Зачем тебе эти детские игры? Ты же взрослый мальчик уже». И он такой: «Да, мам, ты права. Я взрослый уже мальчик. Ты мне компьютер купишь?» (все смеются) Я говорю: «Конечно, но попозже».
А.ПЛЮЩЕВ: Дети – молодцы. А как он относится к тому, что его мама – известный человек?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, пока он особо в это не вникает, и, в общем-то, особо в этом не разбирается. Да, он знает, что мама поет, ЧТО мама поет и он знает, что я работала на телевидении, и он просто, как бы, своими словами это объясняет. Однажды ситуация, вот, буквально недавно была. Я дала ему послушать новую песню нашей группы, и говорю «Послушай, скажешь: мне интересно, тебе понравится или нет?» Он такой, практически не слушая ее, то есть я ее включила, он типа послушал. Говорю: «Ну что? Тебе нравится?» - «Нет, мам, не нравится. Но мне нравится Валерий Меладзе». (все смеются)
Д.БОРИСОВ: Почему Валерий?
Н.ГРАНОВСКАЯ: А он просто был на его концерте однажды, и ему безумно понравилось, как он поет, какие песни. И даже он попросил меня с ним выучить песню «Параллельные». Я выписала слова песни, музыку нашла и мы с ним распевали эту песню, ему очень нравилось.
Д.БОРИСОВ: То есть, есть шанс, что станет певцом?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ой, не надо говорить «шанс». Это все, конечно, жизнь покажет. Но пока я не хочу вообще на этом зацикливаться.
Д.БОРИСОВ: А кто ваши друзья сейчас?
А.ПЛЮЩЕВ: Ну просто когда говорили, вот, мы о зависти, поддержу Диму в этом вопросе, вы говорили, как бы, о людях из прошлой жизни.
Д.БОРИСОВ: С которыми разошлись пути.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, и, значит, сформировался новый круг. Ну, видимо, этот новый круг – он как-то с прошлой жизнью не очень связан.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да-да, конечно. Сформировался и еще будет формироваться. То есть нет предела формированию как человека самого, так и его круга. Поэтому на сегодняшний день есть у меня один-два человека, которые... Для меня дружба – это очень относительная вещь. Потому что сегодня вы дружите, а завтра... Сколько случаев бывает, когда люди дружат, казалось бы, столько лет, и в какой-то один момент они расходятся и все.
А.ПЛЮЩЕВ: Меня тоже все время потрясало, что дружбу не регистрируют в ЗАГСе. Ну, вот как? Когда муж и жена, понятно, у них есть штамп.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ну, там свои, конечно, проблемы, с этими ЗАГСами. Господи, какой идиот их придумал?
А.ПЛЮЩЕВ: Не все так думают. (все смеются) Не все девушки так думают, я бы так сказал.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я, честно говоря, не понимаю, какое отношение имеют чувства к ЗАГСу, и вообще то же венчание к любви. Ну, я не понимаю, как может между Богом и человеком быть посредник? Есть, конечно, люди, которые помогают тебе развиваться, дают тебе какие-то толчки. Но чтобы взять это, взяли нас, стадо, и, типа, все в ЗАГС – и все в ЗАГС, понимаешь, традиция.
Д.БОРИСОВ: А вы были в ЗАГСе?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет.
Д.БОРИСОВ: Принципиально?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Не принципиально. Я считаю, что между чувствами и вот этими искусственно созданными понятиями, как бы, вещами, внедренными в жизнь человеческую, не имеют никакого отношения. Поэтому можно жить и абсолютно... Это когда, действительно, был такой устрой, достаточно жесткий, тут уже никуда не деться – и многие женились и выходили замуж. Хотя, я думаю, что если бы не было таких, прям, жестких рамок, канонов, то люди бы посвободнее как-то жили и не было бы столько погубленных судеб, и пар, которые поломали всю свою жизнь, лишь бы сохранять репутацию перед обществом. Ну, что за бред вообще? Ну, короче, вернемся к друзьям.
Есть у меня один-два человека, причем я не могу их назвать друзьями, хотя я чувствую до глубины просто души, что эти люди со мной навсегда. Они мне настолько близки и они настолько безграничны сами по себе, что мне с ними будет очень долго интересно.
Д.БОРИСОВ: Если возвращаться к теме, которую мы затронули. Вам удавалось всегда находить таких близких людей по жизни, которые не тянули сами вас в ЗАГС?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Они ко мне близко не подходят.
Д.БОРИСОВ: Так? А вы соглашались? Любимые люди говорили «Да-да, не надо никакого ЗАГСа, зачем?» Или, все-таки, пытались как-то?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Да. Не пытались, не пытались.
Д.БОРИСОВ: Бывает, что две стороны.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я вам скажу, я, как женщина, вам скажу, вы – мужчины. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Да. Сами не очень охотно, прямо скажем.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет.
Д.БОРИСОВ: И рады. «Ой-ой, ЗАГС, ура!»
Н.ГРАНОВСКАЯ: Инициатива в большей степени, мне так кажется, хотя, может быть, я не права, идет от женщины.
А.ПЛЮЩЕВ: Должна идти от мужчины, а идет от женщины.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Такими намеками какими-то, ну, я не знаю. Я права или нет?
А.ПЛЮЩЕВ: Абсолютно.
Н.ГРАНОВСКАЯ: То есть идет какими-то намеками «Милый, хочу быть твоей на всю жизнь», ну вот, то есть, типа, заходим издалека, с Дальнего Востока. (все смеются) Поэтому я не люблю эти подводные течения. Ну, я не люблю эту игру, поэтому я, как бы, изначально, любя человека, вообще-то хочу его любить и дарить ему приятные мгновения своего внутреннего мира, делиться с ним своей любовью. Если как-то у нас что-то не сходится, то, в общем, оно не сходится и не сойдется при любых условиях, как бы, замужество, да чтобы там ни было.
А.ПЛЮЩЕВ: А вы ответственный работник? Ну, вот, в смысле...
Н.ГРАНОВСКАЯ: «Товарищи!».
А.ПЛЮЩЕВ: Да. На хорошем счету? Я имею в виду...
Н.ГРАНОВСКАЯ: Я – ответственный работник.
А.ПЛЮЩЕВ: Не опаздываете на работу?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Как правило. (все смеются)
А.ПЛЮЩЕВ: В Москве вообще возможно не опаздывать?
Н.ГРАНОВСКАЯ: Вы знаете...
А.ПЛЮЩЕВ: Вот в Киеве – я представляю, что можно не опаздывать, хотя, думаю, что тоже проблема.
Д.БОРИСОВ: Да тоже пробки уже в последнее время.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Нет, там есть пробки.
А.ПЛЮЩЕВ: Просто, ну, ритм все равно, мне кажется, пониже.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Ой, извините, можно я отвечу?
А.ПЛЮЩЕВ: Да пожалуйста, ради Бога. И у тебя тоже звонит?
Д.БОРИСОВ: Я не буду отвечать.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот, правда, в Киеве же меньше, согласись, темп.
Д.БОРИСОВ: В Киеве так прекрасно, Саш.
А.ПЛЮЩЕВ: Нет, хорошо, хорошо. Кто бы говорил, что плохо?
Д.БОРИСОВ: Может быть, правда, как говорят мои киевские друзья, мне кажется, что там хорошо, потому что я туда приезжаю не работать, а отдыхать – возможно, из-за этого.
А.ПЛЮЩЕВ: Поедем поработаем?
Д.БОРИСОВ: Да. Кстати, в Киеве работы, мне кажется, должны быть вполне себе...
А.ПЛЮЩЕВ: Друзья, возьмите нас работать в Киев, что вам стоит? Вот, кто нас сейчас слышит в Киеве, мы с Борисом готовы.
Д.БОРИСОВ: Мы с радостью, уже выезжаем, буквально. (все смеются)
А.ПЛЮЩЕВ: Мы фактически на полпути к вам.
Д.БОРИСОВ: У Киева есть один плюс серьезный по отношению с Москвой – это, конечно, погода. Она как раз такая, как должна быть, мне кажется.
А.ПЛЮЩЕВ: Да.
Д.БОРИСОВ: Там как-то теплее, весна раньше начинается.
А.ПЛЮЩЕВ: Но с другой стороны, зимой очень слякотно должно быть, по идее. А мы сейчас... Нас из эфира уже вырубят скоро.
Д.БОРИСОВ: Да, и вы не услышите, о чем мы будем говорить с Надеждой потом, после того как наш эфир прервется.
А.ПЛЮЩЕВ: Воспользовавшись вот этой 30-секундной оставшейся паузой, где-то примерно, напомним, что вам, наверное, расскажут, куда «Попутчики», но они уедут не далеко. На следующей неделе мы в то же время выйдем.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, в 9 вечера на следующей неделе мы вновь будем здесь. Надежда Грановская сегодня в нашем выпуске. Да, кстати! Вот мы не успели – нас уже выгоняют потихоньку – обсудить: настоящая фамилия, ведь, Мейхер? А Грановская – это фамилия мамы.
Н.ГРАНОВСКАЯ: Это псевдоним. Мамина фамилия – Щерба, самая что ни на есть украинская. А папина – Мейхер.
Д.БОРИСОВ: Википедия лжет.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, это часто бывает, ошибается порой.
Н.ГРАНОВСКАЯ: А часто мы лжем, все-таки. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое, Надь.
Д.БОРИСОВ: Спасибо.
Н.ГРАНОВСКАЯ: И вам спасибо.
Д.БОРИСОВ: Все. Увидимся.