Купить мерч «Эха»:

Принято - не принято: как различаются правила поведения в разных регионах России? - Поехали? - 2010-08-05

05.08.2010
Принято - не принято: как различаются правила поведения в разных регионах России? - Поехали? - 2010-08-05 Скачать

М.КОРОЛЕВА: 22 часа 10 минут в Москве, всем добрый вечер еще раз, в студии Марина Королева. Тихон Дзядко – редактор нашей программы, и вы его сегодня еще услышите. Итак, как вы, вероятно, уже слышали из анонса, принято, не принято. Как различаются правила поведения в разных регионах России? Да и различаются ли они? Ну вот, об этом мы будем говорить сегодня в программе «Поехали?» Поскольку среди вас наверняка есть жители разных регионов – я знаю, что нас слышно во многих регионах России – или есть те, кто ездил по разным регионам и вы наверняка замечали отличие в нормах поведения, в Татарстане, в Удмуртии, в Кабардино-Балкарии, в Чечне, собственно, там, в РФ, в разных других регионах России. Ну, наверняка. Вот, что можно и что нельзя делать и говорить в одних регионах в сравнении с другими? Я, вот, должна честно признать, что не во многих, кстати. То есть то, что далеко не во всех российских регионах была это точно. На Кавказе – вот, не была на Кавказе, поэтому как раз я жду от вас каких-то рассказов и каких-то оценок того, что можно, что нельзя, что принято, что не принято, да?

Я напомню, что на днях прозвучало предложение подготовить для кавказцев кодекс поведения за пределами своих республик. Ну, так же, как вы помните, некоторое время назад говорили о возможности составить кодекс москвича или кодекс приезжей девушки, о чем мы с вами говорили тоже в программе «Поехали?» Ну, вот, в данном случае это предложение возникло после довольно серьезного конфликта, совершенно реального конфликта, а если называть вещи своими именами, то драки, которая была в одном из детских лагерей Краснодарского края. Вот, обо всем этом напомнит Тихон Дзядко.

Т.ДЗЯДКО: Конфликт в лагере «Дон» разгорелся между руководством лагеря и местными жителями, с одной стороны, и чеченскими школьниками и их воспитателями с другой. Правда, школьники – понятие, судя по всему, растяжимое, многим из них – а в лагерь приехало около 400 чеченцев – было сильно больше того возраста, когда сидят за партой. Многие из них спортсмены. Судя по всему, начался конфликт после того как трое чеченских юношей стали приставать к одной из девушек, как будто бы даже начали ее избивать. За нее вступился заместитель директор лагеря Борис Усольцев, завязалась стычка. Инцидент пытались притушить, даже подписали некое мировое соглашение, однако это не помогло. Вечером того же дня началась еще одна драка, значительно более масштабная, к которой подключились и местные жители. В итоге стенка на стенку несколько сотен человек, а как итог разбитый лагерь, более 10 человек пострадали, один из них получил ножевое ранение, возбуждено уголовное дело.

После драки пошло противостояние трактовок. Президент Чечни Рамзан Кадыров утверждал, что в Краснодарском крае избили чеченских детей. Правоохранительные органы говорили, что данные расследования демонстрируют обратное, а именно что отдыхающие из Чечни были зачинщиками драки, и в этом направлении следствие и двинулось.

Тем временем, зам полпреда президента в Северокавказском федеральном округе Владимир Швецов отреагировал на этот конфликт следующим образом. Он сообщил, что аппарат полпреда рекомендовал главам субъектов региона разработать правила поведения для молодежи за пределами своих республик. В этом документе речь будет идти о том, как нужно себя вести за пределами малой родины, чтобы не стать зачинщиком или жертвой межнационального конфликта. А также будет рассказываться, что в других местах существуют иные традиции и обычаи, которые следует уважать. На это заявление федерального чиновника последовала моментальная реакция Рамзана Кадырова: «Чеченцы знают как себя вести в Москве и Пекине, Париже и Лондоне», - заявил он и отметил, что в традициях его народа уважение и терпимость к чужим обычаям.

М.КОРОЛЕВА: Ну, вот это был материал Тихона Дзядко. Давайте я напомню телефоны для связи с нами сегодня вечером в программе «Поехали?» Итак, для ваших смсок, +7 985 970-45-45. И телефон прямого эфира – он тоже нам через несколько минут потребуется – 363-36-59. И говорим мы сегодня о том, как различаются правила поведения, нормы поведения, правила общежития в разных регионах России. Они совершенно точно отличаются и мне бы хотелось, чтобы знатоки обычаев, норм, правил и так далее мне сегодня о них рассказали. Вот, чем, скажем, там, нормы поведения на Кавказе отличаются от норм поведения здесь, в Центральной России. Или, там, возьмем, действительно, Татарстан, Удмуртию, Башкирию. Ну что еще? Дальний Восток, может быть. Может быть, там нормы поведения тоже чем-то отличаются.

Смотрите. Кодекс поведения кавказца за пределами своих республик. Вот, на первый взгляд это звучит оскорбительно, потому что эти люди – они россияне, они граждане России. Но, ведь, и другое тоже правда. Ведь, правила и нормы поведения, все эти можно – нельзя, принято – не принято у нас, во многом, разные. И были разные, и есть разные.

Вот, я писала уже об этом в своем блоге на сайте «Эха Москвы», что многие в связи с этим любят вспоминать такие светлые советские времена, когда кругом была дружба народов и все, якобы, жили по одним и тем же стандартам. Но, вот, на самом деле, это неправда. Точнее, не вся правда. Рассказывают и пишут, что в жизни все было совсем иначе, но, правда, тогда была идеологическая вертикаль. Она жестоко давила вспышки национального самосознания. Для этого самосознания оставляли, порой, вообще только лезгинку на сцене. Но задавить все и, в частности, традиции и поведенческие нормы эта вертикаль не могла все равно. В общем, мы как были разные, так мы разными и остались. И даже после того как распался Советский Союз, из него вышли многие бывшие республики, осталось достаточно регионов, в которых кодексы поведения, нормы общежития не такие, как в других регионах. Речь, прежде всего, о Северном Кавказе. Но не только.

И, вот, в связи с этим давайте я снова возвращаюсь к нашему вопросу. Как различаются правила поведения в разных регионах России? +7 985 970-45-45 – это для смсок, и телефон прямого эфира – 363-36-59. Ну, а пока вы нам дозваниваетесь, давайте мы послушаем одного из наших гостей – это Кама Гинкас, известный режиссер.

К.ГИНКАС: По-моему, это просто бред, во-первых, что в одном регионе надо вести себя одним способом, а в другом регионе надо вести себя другим способом. В одном регионе надо ноги на стол и в суп, а в другом регионе это почему-то нельзя, считается, что это, как бы, неприлично. Почему там прилично, здесь нет, я не понимаю. Я понимаю, если бы мы жили бы, так сказать, я не знаю, одновременно и в Африке, и на Северном Полюсе. То я понимаю, что есть, все-таки, какие-то поведенческие вещи, которые диктуют джунгли и диктуют льды. И там какие-то вещи, там, скажем, кодекс. Известно, что в Тайге когда-то считалось, что, вот, в Тайге находишь избушку, то ты должен оставить там спички, должен оставить сахар и так далее. Этот кодекс понятный и продиктованный жизнью! А это бред, не говоря уже о том, что воняет само слово. Просто разит. В наше время мы жили по кодексу коммунизма, по кодексу молодого коммуниста, который отличается от старого коммуниста, и так далее.

Что за чушь, что за бред! Это какое-то новое заполнение какой-то ватой мозгов. Да пусть лучше во всех районах и во всех регионах, пусть не убивают, пусть милиционеры делают свою работу, пусть ворующие не воруют, их хватает. Пусть закон работает. Какой кодекс? О чем речь идет?

М.КОРОЛЕВА: Ну вот, это был возмущенный режиссер Кама Гинкас. Теперь настает время для ваших мнений. Телефон прямого эфира – 363-36-59. И даже не столько мнения нас сегодня интересуют. Вот, честно скажу, нам нужен кодекс, не нужен кодекс – мы не это обсуждаем. Мы хотим поговорить с вами о том, как, собственно, различаются правила поведения и нормы общежития в разных регионах России. Если такие отличия есть. И я слушаю сейчас вас. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Меня зовут Владимир.

М.КОРОЛЕВА: Да, Владимир. А вы у нас откуда, из какого региона?

СЛУШАТЕЛЬ: Я, вообще, из Тульской области, но в Чечне я прожил 2007-й, 2008-й год.

М.КОРОЛЕВА: Ну, достаточно – 2 года.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, 2 года, и причем это, как бы, недавно.

М.КОРОЛЕВА: Вы работали там?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я там работал. И, в принципе, могу вам точно сказать, что для того, чтобы чеченцы затеяли драку, это кто-то их задел. 100%. Сами, вот, как они себя там ведут и как здесь ведут, это одинаково.

М.КОРОЛЕВА: Хорошо, Владимир, подождите. Вот, вы тогда, если уж вы там почти 2 года прожили, вот, вы-то нам и нужны. Вы-то нам как раз и расскажете, мы разные? Мы намного отличаемся в поведении, в нормах поведения, в правилах, во взглядах на жизнь, на то, как жизнь вместе, на нормы общежития?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я думаю, мы отличаемся только по религии. А все остальное так же, как и везде. Абсолютно.

М.КОРОЛЕВА: Но религия, ведь, тоже диктует какие-то правила и нормы.

СЛУШАТЕЛЬ: Есть и хорошие, и плохие. Я был и в Дагестане точно так же. Там точно такие же люди как и везде.

М.КОРОЛЕВА: Нет, это я понимаю, что они точно такие же люди. Более того, они – граждане России, я еще раз подчеркну. Это не иностранцы какие-нибудь, это наши с вами сограждане.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, абсолютно. Я притеснения с их стороны не чувствовал абсолютно, то, что я русский и живу там.

М.КОРОЛЕВА: Нет-нет, Владимир, я не про притеснения, я про правила жизни. Ну вот, например, я не знаю там, как девушки ходят по улице, как они одеты должны быть. Вот, отличается чем-то?

СЛУШАТЕЛЬ: Отличается, да, конечно.

М.КОРОЛЕВА: Вот. Вот, я про это говорю.

СЛУШАТЕЛЬ: Но когда приезжает русская девушка, это, как бы, ее право там ходить как они или нет.

М.КОРОЛЕВА: Но на нее никто косо не смотрит, если она надевает мини-юбку, например? Или плечи оголяет?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, как бы, естественно, косо посмотрят. Но что какие-то действия были, такое, наверное, вряд ли.

М.КОРОЛЕВА: Ну, вот, смотрите. Что, например, там принято у них, чего не принято у нас? Вот, как люди говорят? «Это у нас принято, а у вас это не принято».

СЛУШАТЕЛЬ: Матом ругаться у них не принято как у нас.

М.КОРОЛЕВА: Так. То есть вы считаете, что грубых слов они не произносят вслух?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, грубо говоря, там... Ну, это на 90% меньше чем у нас. И это считается, да, если на чеченца назвать матом, фактически это как оскорбление, а некоторые слова – это оскорбление его семьи.

М.КОРОЛЕВА: Что еще не принято или принято, наоборот, по сравнению с нами?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, форма женской одежды. То есть, как бы, это тоже отличается в отличие от нас.

М.КОРОЛЕВА: А как принято там ходить у девушек, у женщин?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, запрещено носить брюки и мини-юбки. То есть юбка должна быть ниже колена, и футболка должна быть ниже локтя.

М.КОРОЛЕВА: Подождите. А девушки там молодые 18-20 лет – они тоже не могут ходить в джинсах, например, или в футболках с коротким рукавом?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, как бы, это не принято. Но если будет ходить, то, ну... Значит, будет. То есть все равно я там видел, что и так ходят. В общем, распространено это, как согласно религии, да? То есть, как бы, нет никаких тотальных как по радио говорят действий со стороны правительства Чеченской республики. Абсолютно нет. Кто как хочет, тот так и ходит. Но просто их религия обязывает так ходить, да?

М.КОРОЛЕВА: А принято, например, ходить, ну я не знаю там, с банкой пива по улице?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, с алкоголем там вообще тяжко. Там, грубо говоря, его в ограниченное время когда продают.

М.КОРОЛЕВА: Да, это мы помним по новостям.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. И плюс к тому же это... Ну, там не принято пить. То есть там культура питья немножко другая, отличается от нашей.

М.КОРОЛЕВА: Так вот смотрите, Владимир, к чему мы с вами приходим. Мы с вами говорим о том, что, действительно, у нас правила поведения, нормы жизни у нас отличаются. Это, ведь, то, что касается каждого человека и каждый день. То есть мы разные, получается, у нас разные правила.

СЛУШАТЕЛЬ: Но при этом, даже исходя из того, что у нас разные правила, то есть, как бы, да, мне ж никто не запрещает в ресторане выпить водки той же самой. Она по-любому там подается в ресторане, и я ее точно так же могу выпить, точно так же, как и здесь в Москве или в Туле в ресторане.

М.КОРОЛЕВА: А как вам кажется, Владимир, нужен такой документ как кодекс поведения за пределами своей республики?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Да это абсолютный бред, это, я не знаю, невеликого ума человек, наверное, придумал это дело. Потому что, грубо говоря, если человек нормальный, если адекватный и вменяемый, он себя будет вести везде как положено. А дополнительно какой-то кодекс москвича вводить и тому подобное, да? У нас что, страна в стране, что ли, появляется?

М.КОРОЛЕВА: Да нет, Владимир. Дело в том, что просто у нас вообще нет никаких общих правил поведения в стране. Вот, нет у нас их.

СЛУШАТЕЛЬ: А где они есть? В какой стране они есть?

М.КОРОЛЕВА: Ну, я думаю, что, например, в США или в Канаде они, может быть, и не писаны, но некий кодекс... Нет, они есть и прописаны тоже, и для иммигрантов они выдаются, например – мы тоже об этом говорили в программе «Поехали?» Когда там, например, говорится о равноправии мужчин и женщин, вот это прописывается просто. Если ты приехал в страну, вот, если ты находишься в России, мужчина и женщина равноправны. Вот, я не уверена, что во всех наших регионах это так. А, вот, вам в Чечне как показалось?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, с равноправием, конечно, как вам сказать? Там тяжеловато. Но начнем с того, что нельзя сравнивать с такой страной как США, да? США, во-первых, разные штаты, там, во-первых, разные законы в отличие от нашей страны. Это первый момент. А второй момент, США – как бы, страна, даже при условии, что она многонациональная, но она не разделена на отдельные некие республики.

М.КОРОЛЕВА: Ну, согласна-согласна.

СЛУШАТЕЛЬ: В отличие от того, как у нас.

М.КОРОЛЕВА: Тем не менее, смотрите, во времена Советского Союза был некий кодекс строителя коммунизма или, там, молодого строителя коммунизма. Но были некие общие правила. Сейчас-то их нет вообще, совсем.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я, может быть, с вами и согласен, как бы, что их сейчас нет совсем. Но, опять же, внегласно они есть. Это нормы морали, нормы поведения.

М.КОРОЛЕВА: Но это какие-то, прямо, уже очень общечеловеческие.

СЛУШАТЕЛЬ: Общечеловеческие, а больше ничего и не требуется. А что требуется больше?

М.КОРОЛЕВА: Вопрос только в том, у нас они одинаковые или нет? И это тоже вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, общечеловеческие? Они у всех одинаковые.

М.КОРОЛЕВА: Нет, ну, это вы имеете в виду какие-нибудь, там я не знаю, 3-5 базовых правил.

СЛУШАТЕЛЬ: Они одинаковые. Они абсолютно одинаковые общечеловеческие. Они разные в чем? В форме одежды? Ну да, разные. Но ничего страшного в этом нет.

М.КОРОЛЕВА: Ну, вот, уже, например, вопрос равноправия мужчин и женщин – это уже серьезный вопрос, тут бы я с вами не согласилась.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я с вами согласен, как бы, да?

М.КОРОЛЕВА: Хорошо-хорошо. Владимир, извините, просто мы с вами говорим уже очень долго, а мне бы хотелось послушать других наших слушателей, хотя вы дали нам очень много полезной информации. 363-36-59. Как различаются правила поведения в разных регионах России? «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

М.КОРОЛЕВА: Да, здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Светлана.

М.КОРОЛЕВА: Да, Светлана, вы у нас откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я из Москвы.

М.КОРОЛЕВА: Вы из Москвы. А что будем сравнивать? Что с чем?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я бы, вот, хотела сравнить, может быть, не в регионах России, но, по крайней мере, Москву. Вот, за последние 10 лет в Москве появилось очень много приезжих.

М.КОРОЛЕВА: Нет, смотрите. Вот, сразу скажу, Светлана, у нас сегодня другой совершенно разговор. У нас разговор про разные регионы России. Нет у вас такого опыта? Ну, не знаю, там, Башкирия, может быть. Где-то вы были, где обратили внимание на непохожие правила?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я хотела сказать о том, что у нас очень много кидают на улицах. Ну, вот, я хотела про Финляндию сказать, например.

М.КОРОЛЕВА: Нет-нет. Светлан, извините, но просто жестко «Нет», просто потому что у нас сегодня совсем другой разговор. «Эхо Москвы», здравствуйте, мы вас слушаем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЕВА: Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Евгений.

М.КОРОЛЕВА: Евгений, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Из Петербурга.

М.КОРОЛЕВА: Ну, вы из Петербурга. Да, давайте, что будем сравнивать?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я, вот, например, по своему. Я, вот, слушал человека, как рассказывал о чеченцах, я по своему опыту могу сказать, что чеченцы, все-таки, не такие люди как мы, европейцы.

М.КОРОЛЕВА: Что вы имеете в виду? Подождите. Они – россияне. Чеченцы – россияне.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я имею в виду ментально.

М.КОРОЛЕВА: И очень давно живут в России.

СЛУШАТЕЛЬ: Не граждански, не по правовому статусу, а ментально.

М.КОРОЛЕВА: Хорошо. Что отличается? Давайте так. Что отличается?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вот, я хочу пример привести, рассказ чеченца, со мной служившего.

М.КОРОЛЕВА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, он несколько интимный, но, все-таки. Встречается с русской девушкой. Она делала ему минет, и в будке поцеловаться с ним...

М.КОРОЛЕВА: Так, все, до свидания. До свидания. У нас тут программа не после полуночи – это все, наверное, к Михаилу Лабковскому. Не знаю, впрочем. Хорошо. 363-36-59 – телефон прямого эфира, мы говорим о том, как различаются правила поведения в разных регионах России и различаются ли они? Получается, что кое-где да, кое-где, может быть, и нет. «Эхо Москвы», здравствуйте, мы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Юрий, Москва.

М.КОРОЛЕВА: Да, Юрий.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, значит, по поводу различия. Вот, допустим, любят у нас из Дагестана ребята, из Чечни танцевать лезгинку на Манежной площади, да?

М.КОРОЛЕВА: Юрий, Юрий, а вы что будете сравнивать? Вы где были у нас?

СЛУШАТЕЛЬ: На Кавказе.

М.КОРОЛЕВА: На Кавказе где? Конкретно в каком месте?

СЛУШАТЕЛЬ: Махачкала, Грозный.

М.КОРОЛЕВА: То есть Дагестан, Чечня, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я вам так скажу. Если кто-то из русских ребят выйдет где-нибудь на центральной площади Грозного, начнет играть на гармошке, на балалайке...

М.КОРОЛЕВА: И, например, танцевать вальс.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, не вальс. Русские народные вот эти в припляску.

М.КОРОЛЕВА: «Пойду ль я, выйду ль я».

СЛУШАТЕЛЬ: Да. И девушки там подключатся какие-нибудь казачки. Это все очень быстро закончится.

М.КОРОЛЕВА: Каким образом? А вы пробовали? Вы пробовали танцевать там?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, там просто все очень быстро закончится стрельбой и таким: «Слышь, ты, это?» Вот, то же самое я могу сказать по поводу традиций. Вот, у нас, допустим, в зинданах не принято людей содержать, рабов, да?

М.КОРОЛЕВА: А там вы видели там?

СЛУШАТЕЛЬ: У чеченцев это принято.

М.КОРОЛЕВА: Так.

СЛУШАТЕЛЬ: Это считается, было так, что люди, женщины в селах выходят и разговаривают, у кого там какой раб в зиндане сидит.

М.КОРОЛЕВА: Юрий, вы сами были этому свидетелем?

СЛУШАТЕЛЬ: Поверьте мне, это так. Я вам говорю и это так. Дальше, по поводу вообще нравов. Если подходить к чеченцам... Вы знаете, символ Чеченской республики какой?

М.КОРОЛЕВА: Так, нет, Юрий, извините, у нас получается...

СЛУШАТЕЛЬ: Волки, да? Вот, они волки и есть.

М.КОРОЛЕВА: Юрий, Юрий, все. Это разговор абсолютно общий. У меня вопрос совершенно конкретный: как различаются правила поведения в разных регионах России? И я так понимаю, что вы говорите то ли по каким-то, ну, даже не знаю, книгам, то ли по каким-то боевикам вы судите, даже не по новостям. Я надеюсь, что мы с вами успеем проголосовать до начала новостей. Сейчас я вот здесь обновлю это голосование. Ну что? Давайте. Вопрос у меня такой. Нужен ли в России такой документ как кодекс поведения молодежи за пределами своих республик? Если вы считаете, что он нужен, позвоните прямо сейчас по телефону 660-06-64. Если вы считаете, что в России такой документ как кодекс поведения молодежи, например, за пределами своих республик не нужен, телефон для вас второй 660-06-65.

Давайте еще раз. Нужен ли в России такой документ как кодекс поведения молодежи за пределами своих республик? Заметьте, речь идет вовсе не только о кавказских республиках – обо всех регионах России. Если вы считаете, что нужен, телефон 660-06-64. Если вы считаете, что такой документ не нужен, 660-06-65.

НОВОСТИ

М.КОРОЛЕВА: 22 часа 33 минуты в Москве, Марина Королева здесь по-прежнему с вами в студии, мы продолжаем программу «Поехали?» Сегодня мы говорим о том, что принято и что не принято, как различаются правила поведения в разных регионах России. Напомню, что эта тема связана с недавним предложением, которое прозвучало от заместителя полпреда президента на Северном Кавказе с предложением подготовить для кавказцев кодекс поведения за пределами своих республик.

Я остановила электронное голосование, оно достаточно представительно. Там, в общем, все понятно и я сейчас вам расскажу, как у нас распределились голоса. Итак, мы спрашивали вас, нужен ли в России такой документ как кодекс поведения молодежи за пределами своих республик? Я замечу еще раз, мы говорили вовсе не только о кавказской молодежи. Например, там люди, живущие в России, в Центральной России могут отправиться за пределы своей Центральной России, Российской Федерации и оказаться там, вот, где? Где у нас? В Татарстане, например, в Башкирии, на Дальнем востоке, может быть, в какой-то другой области. Москвичи могут оказаться в какой-то другой области, и для них, спрашивала я, нужен ли кодекс поведения в других регионах? Итак, что могу сказать? 70% позвонивших считают, что да, такой кодекс нужен. И только 30% уверены, что такой кодекс совершенно бесполезен, кодекс поведения молодежи за пределами своей республики.

Ну так, на мой взгляд, это говорит все о том же, о том, что у нас нет вообще никакого общего кодекса поведения. Может быть, это не кодекс, может быть, это представление о том, как нужно вести себя в стране, в нашей общей стране. Потому что вот это разделение по республиканским национальным квартирам – оно, все-таки, очень сильное, оно очень мощное.

363-36-59 – это телефон прямого эфира, и кроме того, есть для ваших смсок тоже номер, +7 985 970-45-45. Напомню еще раз, нам бы хотелось сегодня поговорить, все-таки, прежде всего со знатоками разных традиций, разных норм поведения, с теми, кто, действительно, бывал в разных республиках, в разных регионах России и кому есть, что и с чем сравнивать. Вот, просто оценки, особенно оценки без какой-то фактуры нас сегодня интересуют мало. Говорим мы сегодня именно об этом.

363-36-59 – телефон прямого эфира, и сейчас мы слушаем вас. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

М.КОРОЛЕВА: Да. Только если можно, как-то либо от приемника подальше, потому что там эхо идет.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, спасибо.

М.КОРОЛЕВА: Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Юрий.

М.КОРОЛЕВА: Да, Юрий, вы у нас откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я звоню из Санкт-Петербурга, но я бывший гражданин республики Узбекистан, поэтому, что касается именно сравнения граждан Центральной России и граждан, проживающих в мусульманских государствах, мне это все известно.

М.КОРОЛЕВА: Ну, давайте попробуем. Хотя, конечно, Узбекистан – это уже совершенно отдельная страна, независимое государство.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, тем не менее.

М.КОРОЛЕВА: И это не совсем, все-таки, наверное, и Северный Кавказ – это не Татарстан, это не Башкирия. Но тем не менее, давайте попробуем. Коротко.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я был и в Оренбурге, был в Башкирии и так далее, могу и об этом рассказать.

М.КОРОЛЕВА: Давайте. Вот это ближе к делу.

СЛУШАТЕЛЬ: Значит, что касается граждан, поддерживающих мусульманство, религию, и граждан, которые придерживаются православной религии. Это 2 совершенно разных народа с совершенно разными убеждениями. И естественно, там они ведут себя иначе, здесь они ведут себя по-своему. Попадая в центральные регионы России, в Москву, в частности, граждане тех регионов, они уже становятся более свободными, они ощущают эту свободу и начинают вести себя не так, как там. Потому что нет надзора от аксакалов, от старейшин и так далее, и тому подобное. Не видят их родители. И здесь они себя ведут иначе.

Хотя, те устои, которые там закреплены, они имеют много положительных моментов, таких как, уже обсуждали у вас в эфире, распитие спиртных напитков на улице, отношение к старым людям, пожилым.

М.КОРОЛЕВА: То есть подождите, Юрий. Вы считаете, что все это связано только и исключительно просто с различием религиозным. Так?

СЛУШАТЕЛЬ: Не только, конечно. Там больше уделяется моментам воспитания. Здесь же это все упущено, в центральных регионах. И молодежь просто-напросто распущена, она не умеет себя вести, уже начиная с детского возраста, с детского сада.

М.КОРОЛЕВА: То есть их не держат традиции, вот те самые традиции, которые, скажем, там, на Кавказе, то, что мы называем Востоком, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Совершенно верно.

М.КОРОЛЕВА: Вот то, что там держится, может быть, какими-то поколениями, традициями, здесь этого нет. Вот, в этом вы видите различия?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно. И все это с каждым днем все больше и больше упускается, и мы теряем просто нашу молодежь. И говорить теперь, что чеченцы плохие? Да нет. Они просто сюда приехали развеяться. Там себя они ведут иначе.

М.КОРОЛЕВА: То есть позволяют себе некие вольности – вот это вы имеете в виду?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Теперь если говорить о введении этого кодекса или не введении. Значит, что бы мы ни написали, я считаю, пока на территории нашего государства ни один закон не действует, и кодекс действовать этот тоже не будет.

М.КОРОЛЕВА: Хорошо, Юрий. А, вот, вы как-то могли бы, ну я не знаю там, в нескольких пунктах буквально от одного до пяти определить, как бы вы хотели, чтобы жители страны, всей России вели себя? Можно ли создать какой-то такой документ хотя бы приблизительный, вот, просто кодекс жизни или поведения россиянина? Это возможно?

СЛУШАТЕЛЬ: Законодательно, наверное, теоретически... Я немного увлекался моментами юриспруденции и госправа, и так далее, наверное, это возможно. Теоретически. Практически я пока не вижу в конце тоннеля просвета какого-то.

М.КОРОЛЕВА: Понятно. Спасибо вам, Юрий. Спасибо. Я напомню еще раз телефон прямого эфира: 363-36-59. Как различаются правила поведения в разных регионах России? Вот, честно сказать, кроме нашего первого слушателя Владимира, который довольно подробно нам рассказывал, ну, там, сравнительно Россия и Чечня, пока я ничего внятного не услышала, особенно в том, что касается не кавказских регионов, а каких-то еще, других регионов России – есть ли какие-то серьезные отличия между нормами общежития и поведения? «Эхо Москвы», здравствуйте. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЕВА: Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Сергей.

М.КОРОЛЕВА: Да, Сергей. Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, родился я в Баку, сам по национальности армянин, 20 лет уже живу в Москве. Ну, и считаю, что независимо от того, какого ты вероисповедания, все зависит от человека. Если человек будет соблюдать все каноны жизненные и правильные, то... Это нормально.

М.КОРОЛЕВА: Да это прекрасные слова. Смотрите, слова прекрасные. Но с другой стороны, если вы родились в Баку, вы, наверняка, наверное, знаете, что там какие-то нормы поведения, правила поведения – они, наверняка, отличались от того, что вы видели потом в Москве. Или нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, если человек нарушает нормы поведения в Москве, он будет нарушать их и в Баку, он будет их нарушать и в Лос-Анджелесе, он их будет нарушать где хотите. Какая разница? Это все зависит от человека – это не зависит от его происхождения, это не зависит от его вероисповедания, это не зависит от его национальности.

М.КОРОЛЕВА: Даже от вероисповедания не зависит?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно.

М.КОРОЛЕВА: Ну, вот, не знаю, не совсем я, наверное, с вами соглашусь. Все-таки, есть такая вещь, которая называется «традиция», да? И вот эти традиции, которые передаются из поколения в поколение, они, все-таки, у нас разные. Может быть, там где-то они отличаются больше, где-то меньше, но они, все-таки, разные.

СЛУШАТЕЛЬ: Извините, пожалуйста, у меня встречный вопрос к вам. А, вот, о каких разных традициях вы сейчас говорите?

М.КОРОЛЕВА: Ну, мы говорим... Например, вот то, о чем мы говорили с Владимиром. Например, взаимоотношения хотя бы такие, публичные, там, мужчины-женщины. Вот, в том же самом Баку, например. Я была там довольно давно, но помню, что, например, женщина не может войти в чайхану. В чайхане сидят только мужчины. И если вы окажетесь в Москве, вы увидите, что здесь это могут делать и мужчины, и женщины вместе.

СЛУШАТЕЛЬ: Поверьте мне, сейчас в Баку в чайхану может зайти и женщина с мужчиной, и женщина с женщиной. Но ничего ж не стоит на месте, все же как-то двигается, все же как-то...

М.КОРОЛЕВА: Ну, хорошо, если где-то что-то двигается. Но как вам кажется, нам нужен какой-то, хотя бы такой, приблизительный общий документ, который определял бы общие правила поведения наши по всей стране?

СЛУШАТЕЛЬ: Ни в коем случае.

М.КОРОЛЕВА: Не нужен?

СЛУШАТЕЛЬ: Бред. Чистый бред.

М.КОРОЛЕВА: Поняла. Хорошо. Спасибо вам. Бред так бред. Я напомню, для ваших смсок +7 985 970-45-45 – это для ваших сообщений сюда, на SMS. И телефон прямого эфира – 363-36-59. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЕВА: Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Руслан.

М.КОРОЛЕВА: Да, Руслан. Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: С Ингушетии.

М.КОРОЛЕВА: Вы из Ингушетии. Ну, вот, тем более интересно. Ну, наверняка, у вас есть какие-то наблюдения. Чем мы различаемся, если мы различаемся, нормами, правилами поведения?

СЛУШАТЕЛЬ: Практически ничем.

М.КОРОЛЕВА: Так, хорошо, это практически. А теоретически? Или как-то практически практически?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, каждый человек – это, как бы, личность.

М.КОРОЛЕВА: Это понятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Каждый человек, где бы он ни находился, показывает то поведение, которое у него есть в семье.

М.КОРОЛЕВА: Так?

СЛУШАТЕЛЬ: Если он воспитан, то, естественно, он за пределами будет вести себя соответственно.

М.КОРОЛЕВА: Руслан, вы сейчас где живете постоянно? В Ингушетии или здесь, в России? Ну, вот, в Центральной России?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я по-разному. И в Ингушетии. В разных местах. В Москве бываю.

М.КОРОЛЕВА: Так, хорошо. Ну, вот, когда вы сравниваете. Вот, вы говорите «Вот, у нас это принято», да? «А вот это у нас не принято». Вы же наверняка так хоть несколько раз в жизни да говорили?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, почему? Много раз не было. Не было как такового, что я сделал что-то такое, что не понравилось. Я всегда стараюсь быть сдержанным и всегда показываю именно культуру своего народа.

М.КОРОЛЕВА: Хорошо. Руслан, а что принято в Ингушетии из того, что не принято, например, в Москве? Вот, что принято или, наоборот, не принято делать в Назрани из того, что принято делать в Москве?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, к примеру, да, сейчас, вот, многие по этой теме, я много читал и слушал, и там многие говорят, что да, если поехать в тот же Грозный, если пройтись в мини-юбке, то это, естественно, вызовет... Да, кто-то посмотрит, который не выезжал за республику. Просто может посмотреть, интересно будет человеку. Но никто не подойдет и никто не скажет.

М.КОРОЛЕВА: Нет, хорошо, нет, это понятно, да. Никто, наверное, не будет там руку поднимать, не будет никакой драки, скорее всего, на улице. Но все равно человек посмотрит и скажет: «У нас это не принято». Правильно?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Человек может посмотреть с удивлением. Да, если он такой, глупый человек, может сказать.

М.КОРОЛЕВА: Ну, вот, а, например, отношения между детьми и взрослыми, ну, вот, маленькими детьми. Есть какая-то разница между тем, что вы видите в Москве, и в Ингушетии у себя?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, у нас более строгое воспитание в этом плане.

М.КОРОЛЕВА: Ну, не знаю, могут там, например, ребенка шлепнуть на улице, дать подзатыльник?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, не подзатыльник, а могут так... Ну, если взрослый ребенок имеется в виду, как бы, не дитя, тогда да. Может быть, просто домой когда придет, его могут как-то там, да? А на улице – нет. А если поменьше, да, если он хулиганит, может шлепнуть.

М.КОРОЛЕВА: Понятно. Спасибо, Руслан, я поняла. Ну вот смотрите, что у нас пока получается, - это такой, предварительный, промежуточный итог. Пока получается, что как-то сильных различий мы с вами не находим. И в чем же тогда такая проблема, когда шла речь о необходимости создавать кодекс поведения молодежи в других регионах России? Но, может быть... У нас с вами есть еще около 10 минут, может быть, мы с вами эти различия еще обнаружим. 363-36-59 – телефон прямого эфира, и я сейчас слушаю вас. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

М.КОРОЛЕВА: Да. Вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Михаил, я из Израиля.

М.КОРОЛЕВА: Да, Михаил.

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю так. То есть...

М.КОРОЛЕВА: Михаил, секундочку. Я только хочу уточнить, что мы говорим, все-таки, о поведении в разных регионах России. Израиль, как я понимаю, все-таки, не регион России.

СЛУШАТЕЛЬ: Безусловно. Я не сравниваю ни в коем случае Израиль с Россией. Дело в том, что я сравнительно недавно был в Москве, мне просто такой вопрос интересен. У меня подруга в Москве, которая меня по Москве водила.

М.КОРОЛЕВА: Так?

СЛУШАТЕЛЬ: И она меня все время одергивала, чтобы я сбавил тон.

М.КОРОЛЕВА: Чтобы вы не говорили громко.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, чтобы я говорил тише, не размахивал руками. Ну, южане – они немного более темпераментные, я набрался от южан. И мне интересно: это только в Москве такой кодекс или, действительно, в других регионах России есть такой кодекс поведения?

М.КОРОЛЕВА: Вы знаете, Михаил, мне тоже интересно. Но, вот, я сейчас подумала, что вы совершенно правы: нет этого в кодексах никаких, но есть какое-то такое негласное правило. Может быть, это связано с жизнью в мегаполисе, на самом деле. Вот, сейчас я думаю, так вот, знаете, чисто теоретически. Может быть, это связано просто с огромным городом? Потому что представьте себе, если в метро все начнут кричать. Ну, вот так я это понимаю. Там еще и шум от вагонов и колес, и так далее. Ну, там, метро. Но с другой стороны, есть рестораны, кафе – там, действительно, тоже не принято разговаривать громко. Между тем, если вспомнить какие-то южные районы или регионы, там говорят гораздо громче. Я согласна с вами. Да, есть такое различие. Это правда.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. В связи с этим просто я считаю, что некий кодекс должен существовать негласно. Но ввести некое правило на законном каком-то уровне, обязательное к исполнению, ну, как я считаю, что это неправильно, это производит некое давящее впечатление на приезжего.

М.КОРОЛЕВА: Понятно, Михаил. Спасибо вам. Спасибо. 363-36-59 – телефон прямого эфира, но до этого, пока вы дозваниваетесь, несколько смсок. Вот, Алкид из Пензы: «На Кавказе принято на свадьбах стрелять из оружия». Может быть, Алкид – я вам верю на слово, даже, вот, практически уверена в том, что вы правы. Единственное, я тут вспоминаю, какие фейерверки у нас бывают на свадьбах и здесь, в Москве. И в Подмосковье это часто случается. Не то, чтобы из оружия, но, во всяком случае, очень громко бывает.

Вот, что пишет Артем, нравится мне предложение: «Я бы первым пунктом в гипотетическом кодексе указал бы следующее». Ну, Артем говорит, я так понимаю, о кодексе россиянина: «Никогда не ставить свое происхождение и национальную принадлежность, традиции выше, чем общероссийские, которые необходимо выработать и четко зафиксировать. И тем более, не ставить их в противовес им». Все, Артем, прекрасно кроме того, о чем вы написали в скобках: «Которые необходимо выработать и четко зафиксировать». Пока вы единственный, ну, наверное, кроме меня здесь, в студии, кто считает, что, возможно, это, действительно, стоило бы сделать.

363-36-59 – телефон прямого эфира. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

М.КОРОЛЕВА: Да, добрый вечер. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Николай. Я, вот, хочу поделиться своим мнением.

М.КОРОЛЕВА: Николай, только если можно, знаете, не мнение, а, скорее, наблюдение. И о каком регионе будете говорить?

СЛУШАТЕЛЬ: Я, вообще, родился сам в Узбекистане, сейчас живу здесь в Москве. Что хочу сказать? Значит, поведение именно граждан с Кавказа... Как вам объяснить? Люди у себя на родине ведут себя соответственно своим традициям...

М.КОРОЛЕВА: Что совершенно нормально. Но что значит «у себя на родине»? Есть малая родина, есть большая. И есть, допустим, какой-то кавказский регион, какая-то республика, но есть и Россия, в которой все мы живем.

СЛУШАТЕЛЬ: Согласен. Но дело в том, что как он воспитывался, какое было окружение у него. То есть уважение к старшим, ну я не знаю, очень много таких моментов. По приезду сюда они видят и ведут, в принципе, себя аналогично нашей молодежи, которая ведет себя, ну, как считает нужным себя здесь вести. Никто на это внимания особого не обращает. Но если это сделал какой-то товарищ с юга, то это сразу же выходит на первый план какой-то и это вызывает резонанс соответствующий у людей.

М.КОРОЛЕВА: Ну, Николай, это, простите, все-таки, несколько общие рассуждения. Мне бы хотелось частных наблюдений, вот таких, знаете, наблюдений из жизни. Так, а вот кто-то пишет: «Тут есть кодекс чести представителей осетинского народа. А как достойно вели себя гусары, рыцари». Ну, согласна. Рыцари, гусары, прекрасно. И что нам теперь с этим делать?

Я напомню телефон прямого эфира 363-36-59. Но пока вы звоните, давайте мы послушаем еще одну нашу гостью, ее мнение на этот счет. Это Наталия Аветисян, президент издательства «Слово».

Н.АВЕТИСЯН: По-моему, каждого из нас с детства должны воспитывать просто. И воспитанный человек должен знать, как себя вести в любой ситуации. Ничего специального, на мой вкус, здесь не должно быть просто. Если ты приезжаешь в чужую страну, то ты, во-первых, должен понимать, что вести себя надо так, чтобы не оскорбить тех, кто находится вокруг тебя. Уважать их, относиться к этим людям с интересом. Если ты туда приехал, то, наверное, ты приехал почему-то, что тебе было интересно или тебе было нужно. Ну, значит, соответственно ты себя и ведешь. Вот и все. По-моему, все очень просто.

Национальность в данном случае не имеет никакого значения. Могут приехать, там я не знаю, жители русской провинции в Москву и иногда вести себя так, что, в общем, оказывается, что лучше бы они сюда не приезжали. И вопрос не национальности, а вопрос просто воспитания. А бывает, что и ребята с московской окраины себя ведут так здесь вот, у вас рядышком на Арбате, что их можно просто быстренько посадить куда-нибудь, сказать «Ребята, одумайтесь, вообще, что вы тут делаете?» И это не вопрос национальности, не вопрос региона. Это вопрос воспитания. Прежде всего, это вопрос семьи, на мой взгляд, потому что детей надо воспитывать, из них потом вырастают те самые люди, которые почему-то вызывают у окружающих раздражение или они могут оскорбить кого-то.

М.КОРОЛЕВА: Это было мнение Наталии Аветисян. Я думаю, что еще один телефонный звоночек мы попробуем послушать. 363-36-59. Только, если можно, коротко. «Эхо Москвы», здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

М.КОРОЛЕВА: Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Ибрагим.

М.КОРОЛЕВА: Ибрагим, вы откуда у нас?

СЛУШАТЕЛЬ: С Грозного.

М.КОРОЛЕВА: Вы из Грозного, то есть из Чечни. Давайте, Ибрагим, если можно, коротенечко. Вот, что принято у вас из того, что не принято у нас? Ну, то есть в Москве?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, в принципе, уже несколько моментов перечисляли.

М.КОРОЛЕВА: Скажите, вот, сразу: много таких моментов вообще?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, в принципе, хватает. Не сказать, что, прямо, сильно категорически.

М.КОРОЛЕВА: «Хватает». Которые касаются повседневной жизни, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да. Ну, вообще, я хочу сказать немножко другое. Вы понимаете, дело в том, что, например, этот кодекс кто будет выполнять? Вот, даже если его сейчас примут, это же не административно-уголовный закон.

М.КОРОЛЕВА: Да это точно, Ибрагим, это точно. Но, по крайней мере, знаете, вот, когда человек знает, когда ему... Вот я не знаю, там, при получении паспорта просто выдают такой маленький кодекс. Вот, на одной страничке, да? Вот, карточку такую. И там, например, там не знаю, 10 правил. Правила поведения россиянина в своей стране. М?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, это да. Но сам факт, что у нас население к этому не особо сильно относится во всей России, к закону. Вы сами это знаете.

М.КОРОЛЕВА: Знаю-знаю.

СЛУШАТЕЛЬ: Простой пример – распитие спиртных напитков в общественных местах. Ну, никто не реагирует, хотя это административное наказание.

М.КОРОЛЕВА: Да, и карается штрафом. Но, по-моему, не очень-то карается.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, то же самое будет с этим. Москва – это, по сути, Вавилон большой, это надо понимать. И тут перемешано столько национальностей, здесь нельзя сказать, что это чисто русский город.

М.КОРОЛЕВА: Ну, нет, конечно. И не был никогда.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Хотя, здесь преобладает русское население, никто с этим не спорит, но это, как бы, центр цивилизации России, можно так сказать. Всей России.

М.КОРОЛЕВА: Хорошо. Я поняла вас, Ибрагим. Поняла, что, может быть, и неплох был бы кодекс, но только никто его не будет выполнять. Вот, Вячеслав нам пишет: «Такой кодекс уже есть, он называется Административный». Вот, кто будет принуждать к его исполнению? Об этом же пишут тут и в блоге у меня на сайте «Эха Москвы», вот сейчас я это найду. У нас в стране куча целая замечательных законов, просто их никто не соблюдает. Зачем дополнительно изобретать велосипед? Соблюдайте, люди, уголовный и административный кодексы и все. И так во всех сферах.

Ну вот, завершая эту тему, этот сегодняшний разговор, я просто еще раз хочу вас вернуть к тому, что мы, все-таки, разные – мы это выяснили в сегодняшней программе. Но беда не в том, что мы разные (я об этом тоже писала), беда в том, что у нас так и не появилось общего. То есть на месте каких-то советских установлений, советских химер просто пустота. Ну, что у нас общего? Общая территория, да? Общий язык. Прекрасно. Законы, вроде бы, общие, действительно, административный, уголовный кодексы – все это есть. Ну а тот, кто предлагает составить кодекс поведения для кавказцев, на мой взгляд, пусть он попробует для начала составить кодекс поведения в России для каждого гражданина страны. Может быть, тогда мы, наконец, узнаем, что у нас общего. Это была программа «Поехали?», Марина Королева, встречаемся здесь по четвергам после 22-х. Счастливо!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024