Человек из телевизора - 2022-01-08
И. Петровская
―
Доброе утро, дорогие наши зрители, слушатели! С вами впервые в наступившем году именно в прямом эфире (просто в эфире мы уже побывали 1 января) «Человек из телевизора» и его бессменные ведущие, сегодня в силе «вырви глаз» для оживления в целом безрадостного пейзажа. Ксения Ларина, вся в оранжевом.
К. Ларина
―
Да, доброе утро! Да, рыжий цвет — это главный тренд наступившего года, поскольку это Год Тигра. И даже Ира Петровская здесь, вы видите, тоже в таком деревенском стиле. Такое сказительница. Помнишь, как Анастасия Зуева в фильмах-сказках, когда открываются у нее эти окошечки: «И пошел Иван-царевич, поскакал за далекие моря».
И. Петровская
―
Ну кто у нас актриса всё-таки? Давай разделим амплуа. И с нами за звукорежиссерским пультом Сергей Кузнецов. И мы начинаем свой обзор.
К. Ларина
―
Да, значит, смотрите, конечно же, главные события происходят в Казахстане, и мы за ними следим благодаря нашим коллегам с телеканала «Дождь» (иностранного агента), с телеканала «Настоящее время» (иностранного агента), благодаря журналистам RTVI. И, естественно, независимым журналистом, которые рассыпаны по всему сетевому периметру, мы узнаем подробности. Хотя это очень тяжело, поскольку вы знаете, что там интернет практически не работал несколько дней, только вчера и сегодня начал функционировать. Так что об этом мы обязательно поговорим — о том, как эти события освещаются на наших экранах. Называется, на экранах ваших мониторов, Ира.
И. Петровская
―
Да, в основном конечно.
К. Ларина
―
Сейчас не могу открыть — одну секундочку, дорогие друзья. Итак, итоги нашего голосования подведем сегодня обязательно. Альтернативное телевидение, лучшие в 2021 году. Голосование завершилось, там очень интересные результаты. Новогоднее телевидение. Это только то, что мы видели, обращаю ваше внимание: мы не можем всё увидеть, да и, собственно говоря, особого желания нет. Но кое-что видели. Марине Нееловой 75 лет. Сегодня поздравляем Марину Мстиславовну. Я думаю, что тоже несколько слов о ней скажем и как об актрисе, и как о личности. Итоговые передача — итоговые по году, что называется: «И так далее» Фишмана на «Дожде» (иностранном агенте) и «Намедни-2021» Леонида Парфенова. Интервью, которое мне кажется самым ярким интервью недели. Тем более, больше пока ничего не было, по большому счету. Это такое первое громкое интервью наступившего года. Дмитрий Гордон у Евгения Киселева на канале «Украина-24» в программе «Реальная политика». Евгений Алексеевич поместил целиком и полностью это интервью у себя на канале «Кисельные берега». «Штаб», Низовцев — парочка репортажей. Сюжет про девочку Алису в МГУ — это «Редакция». Максим Галкин у Галины Юзефович — тоже очень интересное интервью, которое на этой неделе было опубликовано. И обращаем ваше внимание, что фестиваль документального кино на сайте «Новой газеты» — это такой ежегодный подарок вам, дорогие друзья. Абсолютно бесплатно лучшие фильмы года. Он продолжается и закончится 12-го числа. Там всё очень просто: нужно зайти на сайт «Новой газеты», там сразу не ошибетесь, увидите очередной анонс, афишу сегодняшнего дня. Единственное, обращаю ваше внимание, как человек, живущий не внутри России, что там не все фильмы доступны в мировом пространстве, а только на территории России. Но там это отдельно оговаривается. Так что не пропустите. 1 день — 1 фильм, принцип этого фестиваля.
И. Петровская
―
И надо еще дополнить, что это совместный с «Новой газетой» фестиваль «Артдокфеста» и «Новой газеты» на сайте «Новой газеты». И 12 января, видимо, он заканчивается мировой премьерой документального фильма известного документалиста Дмитрия Завильгельского «Андрей Сахаров» (там есть еще какое-то дополнение в названии). Это фильм, который создан в соавторстве не со сценаристом, а с ученым, соратником Андрея Дмитриевича Сахарова Борисом Альтшулером. Это была даже его идея. И вот мировая премьера, то есть мы все будем смотреть этот фильм одновременно во всём мире.
К. Ларина
―
Так что не забудьте, дорогие друзья. Ну что, давай мы начнем. Я предлагаю всё-таки начать с главной повестки, поскольку она действительно, как многие говорят, взорвала информационную повестку, всё перепутала — события в Казахстане. Учитывая, что на каникулах были в это время не только наши российские пропагандисты, которые, собственно, еще и до сих пор на каникулах, но и многие наши коллеги из независимых телеканалов. И было, конечно, невероятно важно увидеть, как люди вдруг собрались и поняли, что там происходит, с большой буквы «П», нечто, и вернулись из своих отпусков, совершенно оперативно включились в работу. И первыми были «Настоящее время», тут надо отдать им должное.
И. Петровская
―
Иностранный агент.
К. Ларина
―
Да, которые просто целиком и полностью перешли на такой режим марафона. Потом подключился телеканал «Дождь», тоже иностранный агент. Совершенно блестяще работали в таком бесперебойном режиме несколько часов — и утром, и днем, и вечером — Екатерина Котрикадзе, на следующий день Тихон Дзядко и Валерия Ратникова. И, естественно, Василий Полонский, который тут же отправился в Алматы в командировку, и оттуда передавал как мог — по телефону, а потом уже, когда появилась возможность сделать хоть какой-то репортаж с улицы, сразу же включился с улицы. Почему про это захотелось поговорить? Мы же с Ирой не простые зрители. Мы же смотрим не только «что» — за содержанием следим, чтобы узнавать новости, — но и оцениваем «как», что очень важно.
И. Петровская
―
Ну, если продолжать эту тему, я, как дежурный по официальному ящику, должна сказать, что эти события действительно как снег на голову свалились всем. Никто не предполагал, не ожидал. Так вот эти события проявили в очередной раз абсолютную несостоятельность, недееспособность и несамостоятельность официального российского телевидения. Пока не было, видимо, какой-то команды сверху и спущенной директивы, как это освещать, как называть протестующих, — хотя бы какую-то версию происходящего, — практически ничего не было. И в чем-то, может быть, опять же, это положительный момент, что не было пропагандистов. Можно себе предположить, в каком ключе это бы освещалось. А вот уже когда явно поступила некая директива, тогда никакой иной версии в информационном вещании на «России-24», кроме того, что это бунт бессмысленный и беспощадный (вернее, как бессмысленный? Это извне непонятно кому и зачем нужно), все протестующие — террористы, мародеры, погромщики и так далее. В то время как, то совершенно права, независимые каналы развернули оперативно, сходу, с колен, называется, информационное вещание, привлекли местных журналистов, казахских, хотя это было очень сложно — там со связью были дикие проблемы. Но картинка оттуда стала поступать. Они комментировали и пытались проанализировать, всё-таки что же там происходит. И «Редакция» Алексея Пивоварова тоже мгновенно. Они уходили на каникулы, и можно было предположить, что вернутся только после старого Нового года. Но вот буквально вчера они уже сделали (Дмитрий Сошин и Илья Егоров) спецрепортаж, что и как происходит в Казахстане, с аналитикой. Александр Баунов, Аркадий Дубнов, местные журналисты и политики пытались это хоть как-то проанализировать — то, что там происходит, эти игры престолов, называется.
К. Ларина
―
Очень трудно понять, что там происходит. Версии самые разные. Даже когда ты смотришь этот пасьянс экспертов — самых разнообразных, которых собирали наши коллеги на своих каналах… Включая российских политологов, которым огромное спасибо — так оперативно включится и пытаться вместе с аудиторией, с журналистами понять, что там происходит. Быть очень аккуратными в оценках, потому что кровь — это такая вещь, про которую ты не можешь сразу сказать: «Это кровь потому-то, потому-то и потому-то». Это нереально. Потому что когда черта перейдена (а она была перейдена очень быстро), когда возникла стрельба, когда появились первые раненые, а потом первые убитые... Не знаю, как на тебя, Ира, а на меня сильнейшее впечатление произвела речь (вторая уже, наверное — вчера или позавчера она была) этого самого президента Токаева, где он говорил так, как будто ему писал речь российский президент. Вот это выступление перед нацией с такими страшными оценками. И самое главное, что меня поразило, что человек сам подписывается под этим приказом, ставит свою подпись: открывать огонь на поражение.
И. Петровская
―
Не разбираясь, что характерно, без суда и следствия.
К. Ларина
―
4,5 тысячи человек уже арестованы, по последним данным. Он называет цифру 20 тысяч террористов, которые ворвались в город Алматы. Это что-то чудовищное! Конечно, еще предстоит разгребать причины и следствия. Но слушать всё равно очень интересно всех экспертов, которые, может быть, и ошибаются, которые делают слегка поспешные выводы и потом сами же себя опровергают. Когда это всё происходит в онлайн-режиме, в прямом эфире, это невероятно интересно. Хотя что тут говорить «интересно», когда речь идет о жизни и смерти такого количества людей? Ты называешь там людей, которых подключили в «Редакции». Я еще добавлю, какое было количество интересных персонажей из Казахстана.
И. Петровская
―
Да, я и говорю. Именно казахстанские.
К. Ларина
―
Я имею в виду даже не журналистов, а людей, которые вдруг возникли. Вдруг возникли какие-то политические лидеры за пределами Казахстана — беженцы, политические эмигранты. Очень разные люди. Многие из них слишком много на себя берут, а многие, наоборот, боятся брать на себя ответственность. В общем, короче говоря, перед нами раскрывается картина какая-то невероятно запутанная, страшная — и непредсказуемая, что самое главное.
И. Петровская
―
Самое невероятное, что нигде не упоминается Елбасы, отец нации, вождь, который был у власти, по-моему, с 1986 года — вначале в одном ранге, потом уже стал президентом. Всё в Казахстане, включая столицу, названную его именем, собственно, им овеяно. И вдруг в одночасье человек с такой политической историей пропадает вообще с радаров. Никто толком не знает, где он находится, его не упоминают вообще. А столицу Астану, которая стала Нур-Султаном, на казахском телевидении, как сообщают коллеги, называют просто «столицей Казахстана». И в этом, конечно, есть какая-то метафора и такой символизм. Судьба лидера, который наверняка искренне считал, что он действительно отец нации, что он вписал свое имя в сердце каждого…
К. Ларина
―
И не только свое имя вписал. Конец начинается, когда ты начинаешь ставить свою семью во главе государства. Близких и дальних родственников.
И.Петровская: Самое невероятное, что нигде не упоминается Елбасы, отец нации, вождь
И. Петровская
―
Да, и друзей, и близких и дальних родственников. Это «многих славный путь» называется. Но путь славный, конец бесславный. И совершенно непонятно, как так — человек взял, и его нет. Это, мне кажется, еще и какой-то невероятный показательный пример для тех, кто предполагает, что пожизненно может сидеть у власти, находиться у власти и делать всё, что ему и его родственникам взбредет в голову.
К. Ларина
―
А может быть и другой пример, наоборот. От этого близкого вида конца, трагического финала, человек, который предполагал, что он, может быть, поставит кого-нибудь вместо себя, потом, может быть, вернется, а там посмотрит — он как раз подумает: «О нет, вариантов нет. Только до конца». Пока смерть не разлучит нас.
И. Петровская
―
Да, пока смерть, причем смерть не только того, кто никак не хочет («смерть наконец-то вырвала из наших рядов», это называется) отцепиться от своих этих кресел. К сожалению, эти люди за собой туда уводят, как правило, изрядное количество собственных граждан. Вот в чем самая большая опасность и беда вот этих... Фактически можно сказать, что это такие монархии, в новое время сложившиеся.
К. Ларина
―
Ну что, продолжение будет. Мы за этим следим. А всё, что касается практического аспекта — я думаю, что Алексей Венедиктов как раз после нашего эфира с Ирой подробно вам расскажет все свои мысли и ощущения по поводу происходящего. Значит, Ира я предлагаю теперь завершить главное событие года по версии программы «Человек из телевизора», поскольку мы объявляли голосование по 6-ти номинациям. Номинации — это наши финалисты, которых мы сами назначили. Это наш выбор с Ирой, а дальше уже ваше право, как голосовать. Я оглашаю результаты. Лучший документальный фильм. Здесь у нас была тройка из фильмов «Дело Сахарова» Елены Якович, «Кто тебя победил никто» Любы Аркус и «Нас других не будет» Петр Шепотинник (это фильм, посвященный Сергею Бодрову). И именно фильм Петра Шепотинника побеждает в этой тройке: 40% нашей аудитории отдали свои голоса именно этому фильму. Лучший специальный репортаж…
И. Петровская
―
А мы не будем по ходу, извини, хотя бы коротко комментировать?
К. Ларина
―
Давай.
И. Петровская
―
Для меня этот результат довольно удивительный. Не потому, что фильм не заслуживает — безусловно, заслуживает. Но удивительно, что этот фильм появился на онлайн-платформе буквально в самом конце, в каких-то там 30 декабря. И значит, огромное количество наших слушателей, то есть именно большинство, именно там его и посмотрело, в отличие от фильма Любы Аркус, который был показан по Первому каналу. Как мы знаем, из этого была устроена просто поразительная акция — культурная, настоящая художественная акции. Наверное, это в каком-то смысле свидетельство того, что альтернативное телевидение побеждает телевидение официальное. Там есть у нас другой результат — пока не дошли до него. Но когда это в сцепке, тогда, естественно, аудитория увеличивается.
К. Ларина
―
Ну не знаю, я тут готова с тобой поспорить. Почему? Потому что мне всё-таки кажется, что наша аудитория в большинстве своем смотрит продукцию не по телевизору. Даже телевизионную она смотрит в сети, понимаешь?
И. Петровская
―
Я это же самое и сказала в начале: что это наше альтернативное телевидение побеждает эфирное, официальное телевидение. Но тем не менее, аудитория, я думаю, смотрит… Да, в интернете можно было посмотреть. Но тем не менее, эфир умножает аудиторию — телевизионный, официальный. Это тоже правда.
И.Петровская: Свидетельство того, что альтернативное телевидение побеждает телевидение официальное
К. Ларина
―
Вот в номинации «Лучший специальный репортаж» нет ни одного, как ты говоришь, эфирного продукта.
И. Петровская
―
А я тебе объясню почему. Потому что нет специальных репортажей в эфире, в основном.
К. Ларина
―
Итак, здесь или представлены «10 лет строгого режима. К 10-летию протестов», Валерия Ратникова, «Дождь» (иностранный агент). «Как распознать маньяка», Саша Сулим, «Редакция». «Жизнь в городе, где сидит Навальный», Константин Гольденцвайг, «Редакция». И «Свидетели Алексея», тот же Константин Гольденцвайг, уже на телеканале «Дождь» (иностранном агенте). И здесь тоже с огромным отрывом впереди Константин Гольденцвайг, «Свидетели Алексея». А второе место разделили как раз он же с «Городом, где сидит Навальный» и Валерия Ратникова.
И. Петровская
―
Мы подробно говорили — в прошлый раз именно в этой номинации, по-моему, обсуждали. Поэтому вполне закономерно, что победитель именно «Свидетели Алексея», поскольку это было совершенно эксклюзивная информация, полученная от тех, кто провел некоторое время в одном пространстве одной колонии вместе с Алексеем Навальным. Эти люди нашли в себе мужество поделиться теми условиями, в которых содержат самого главного российского политического заключенного.
К. Ларина
―
Я добавлю, что этот фильм, конечно, больше чем спецреп. Это почти фильм документальный. Он еще и с точки зрения художественной идеи был сделан просто фантастически. Если бы ты помнишь, если вы помните, там были использованы рисунки. Это такой графический роман, параллельный. Когда мы с Ирой обсуждали этот фильм, которые производит невероятное впечатление не только по содержанию, но и потому, как он сделан, с такой пронзительностью и с такой художественный правдой, что я даже подумала, что это рисунки Олега Навального, потому что в его стилистике это сделано. Но это была художница «Дождя». Но сама идея…
И. Петровская
―
Иноагента.
К. Ларина
―
Да, иноагента. Молодцы вообще!
И. Петровская
―
Но и остальные репортажи очень хороши тоже, давай добавим. И вообще все, кто вошли в этот финальный список — можно считать, что они тоже победили, потому что мы из огромного количества спецрепов выбирали именно эти.
К. Ларина
―
Лучший выпуск авторской программы. Так мы это назвали, поскольку это выпуски на авторских YouTube-каналах, конкретные. Значит, здесь у нас кто был представлен? Сообщаю вам. «Ширли-мырли. Недооцененный шедевр 90-х» на канале Юрия Дудя «Юрий Дудь». «Дешифровщик», история Юрия Кнорозова, Алексей Пивоваров, «Редакция». «Пытки в тюрьмах. Архив ФСИН», совместный проект «Осторожно: Собчак» и «Гулагу.нет». И «Почему в России пытают»,фильм Юрия Дудя, выпуск Юрия Дудя на канале «вДудь». Здесь, опять же, с огромным отрывом — 54% участников голосования отдали свои голоса выпуску Юрия Дудя «Почему в России пытают». И вот Ира сейчас скажет свои ощущения, а я, честно говоря, была удивлена, потому что всё-таки Ксения Собчак и ее партнеры по этому выпуску Владимир Осечкин и Сергей Савельев — это был абсолютно их эксклюзивный материал. Впервые материал, который представил Сергей Савельев, был обнародован. И это было первое интервью с самим Сергеем Савельевым. Большое интервью. Но видите, тем не менее, Дудь был вторым. У него фильм был основан на свидетельствах участников «Комитета против пыток» (тоже иностранного агента) и Игоря Каляпина. И он всё равно побеждает.
И. Петровская
―
Для меня как раз совершенно неудивительно, если мы вспомним, сколько миллионов набрал буквально в первые часы и дни после размещения, после публикации именно вот этот выпуск «Почему в России пытают». Обо всём этом фсиновском архиве, который появился благодаря Сергею Савельеву, уже многие говорили. Другой вопрос, что у Ксении Собчак они появились живьем — и Сергей Савельев, и Осечкин. А у Дудя, мне кажется, что больше всего поражает — это свидетельства самых простых людей. При том не только последнего времени. Там первые случаи — 1997, что ли, года.
К. Ларина
―
1998.
И. Петровская
―
1998. Герои его выпуска, Юрия Дудя, свидетельствуют о том, что это давнее, укоренившееся в этой системе — и исправительной, и дознавательной. Там часть героев, например, запытывали на уровне дознания, когда их просто хватали. И вот это ощущение, что это мало того, что система, но это может реально коснуться каждого, мне кажется, у Юрия Дудя очень хорошо и очень достоверно показано с помощью людей, которые стали его героями в этом выпуске. Мы плавно идем к новостям и буквально очень скоро с вами снова воссоединимся.НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Мы продолжаем. «Человек из телевизора». Мы подводим итоги нашего голосования, которое мы организовали 1 января. Вот данные наконец поступили, и мы очень бегло пытаемся их как-то проанализировать. Хочу добавить к авторскому каналу, к программе, что, конечно, совершенно эксклюзивным был выпуск у Алексея Пивоварова, посвященный расшифровщику письменности майя Юрию Кнорозову, о существовании которого, конечно, многие, особенно интеллектуалы, знали, но некоторые, к стыду своему, услышали… А может, не в стыду, а к удовольствию, потому что, в конце концов, горизонты надо расширять, что Алексей Пивоваров и сделал, предоставив и представив нам такого невероятного героя.
К. Ларина
―
Наши слушатели и наши зрители в чате YouTube активно обсуждают наши итоги, что мне очень приятно. Там тоже задаются вопросом, почему всё-таки Собчак эксклюзивный материал предоставила, а победил Дудь. Тоже говорят, что, может быть, Собчак не любят или Дудя больше смотрит молодежь. В общем, там разные варианты. Давайте пойдем дальше. Лучшее интервью. Здесь тоже получилось не так, как мы предполагали, скажем честно. Выбор-то у наших слушателей прекрасен, мы его полностью поддерживаем, потому что они из всех интервью, которые мы предложили для голосования, выбрали интервью Лии Ахеджаковой и Натальи Синдеевой на телеканале «Дождь» (иностранном агенте). Тоже с большим отрывом победила именно этот программа — 42% проголосовали за них. Но среди тех, кто был номинирован — обратите внимание, мы же там номинировали не наших любимых героев. Мы номинировали саму по себе продукцию. то есть интервью необычные, резонансные, вызывающие споры. То есть это не любимый герой интервью — это просто классно сделанные интервью. Что у нас там было, напомним: Петрушевская у Екатерины Гордеевой, Авдотья Смирнова# у Ксении Собчак, Елена Милашина у Ксении Собчак и Александр Гордон у Юрия Дудя. Согласитесь, каждое из этих интервью — это такой абсолютно самодостаточный маленький спектакль со всеми приметами настоящей драмы или трагифарса. То есть там и начало, и заявка, и главное событие, и какой-то невероятный финал, непредсказуемый. Они все хороши.
И. Петровская
―
И самое главное, раскрытие героя. Потому что всякое интервью ценно именно тем, что ты, может быть, узнаешь хорошо тебе известного человека с какой-то иной стороны. И в этом смысле и интервью Ксении Собчак с Авдотьей Андреевной Смирновой#, безусловно, открыло нам героиню с той стороны, которую мы за ней не подозревали. Или, если подозревали, то это не было столь очевидно. Совершенно невероятный и резонансный был Александр Гордон у Юрия Дудя, который саморазоблачился — дальше просто некуда.
К. Ларина
―
Драма такая.
И. Петровская
―
Драма. Он фактически клятвенно заверил в этом выпуске, что он со всей своей предыдущей творческой жизнью разрывает отношения и открыт к каким-то новым предложениям. Что он больше не может в «Мужском/женском» вот это вот всё. Но потом человек немножко успокоился и решил, что…
И.Петровская: Интервью ценно именно тем, что ты узнаешь хорошо тебе известного человека с иной стороны
К. Ларина
―
Жизнь берет свое.
И. Петровская
―
Да, жизнь взяла свое, рано разрывать. Да и потом сегодня, милые друзья наши, так просто не найдешь новых предложений, да и старые у многих заканчиваются. Поэтому от добра добра не ищут, решил Александр Гордон и вернулся.
К. Ларина
―
Но вот интервью Елены Милашиной с Ксенией Собчак тоже, как мне кажется, одна из сильнейших работы именно Ксении, поскольку здесь она ни во что не играла, не зеркалила, как она обычно делает, не рядилась ни в какие образы (или образа). Здесь было совершенно явное восхищение этим человеком, этой журналисткой Еленой Милашиной. А Милашина, со своей стороны, меня прямо поразила своей обыденностью героизма. Вот человек, который совершает поистине героические поступки. Это вообще журналист № 1, могу так сказать — для меня, во всяком случае, сегодня. Наследует традиции Анны Политковской, безусловно. Но как она спокойно говорит о своем выборе, о своем, по сути, отказе от простого женского счастья во всех смыслах. В этом нет ни позы, ни какого-то кокетства. Это просто так есть.
И. Петровская
―
Это то, что называется (я думаю, что Ксения это почувствовала) высоким словом «миссия». То, чем славна была и осталась в памяти Аня Политковская. И собственно, этот выпуск, в общем-то, сделан как раз к 15-летию убийства Анны. Елена Милашина, в общем, преемственности этой роли расследователя-журналиста и не скрывает. И кстати, был смешной эпизод. Недавно кто-то написал из тех, кто присутствовал, когда из Осло звонили оповестить Дмитрия Муратова о том, что ему присуждена Нобелевская премия мира, а он бросил трубку. И когда перезвонила его пресс-секретарь Надя Прусенкова и сказала: «Не бросайте трубку», он сказал: «Мне сейчас некогда, я с Милашиной ругаюсь». Потому что расследователи — они люди такие упертые. Главному редактору тоже стоит огромного труда когда-то их сдерживать или направлять. Уж не говоря о том, каких моральных усилий и колебаний всякий раз стоит отправлять их в командировки в далеко не самые благополучные точки.
К. Ларина
―
Кстати, Дмитрий не раз признавался, в том числе и в этой передаче (он тоже участвовал у Ксении Собчак в этой программе, посвященной расследовательской журналистике «Новой газеты», где главная героиня была Лена), он как раз признавался, что сдержать или направлять Милашину невозможно. Я думаю, что здесь главные не эти глаголы — Ира, прости — не «сдерживать» и «направлять». Это невозможно, и он это прекрасно понимает.
И. Петровская
―
Может быть, да, это неточно.
К. Ларина
―
А защищать.
И. Петровская
―
И защищать, и брать на себя ответственность.
К. Ларина
―
И брать на себя ответственность. В этом его главная задача, конечно. В этой связке главного редактора и его подчиненного, его журналиста он работает блестяще — сам Дмитрий, на наш герой. Так, что у нас дальше, что у нас осталось? Сейчас, простите, у меня уходит. А, главное расследование. Собственно, мы уже практически перешли, это была подводка. Поскольку в главном расследовании у нас было 3 фильма. «Как убили «Анну», фильм «Новой газеты», посвященный независимому расследованию убийства Анны Политковской. «Я знаю всех, кто пытался меня убить» и «Я позвонил своему убийце» — это как бы 2 в 1, что называется, две части одного расследования Алексея Навального и его товарищей, соратников. «Дворец для Путина. История самой большой взятки», тоже Алексей Навальный и его команда. Здесь удивительные результаты, Ира: 44% набрал фильм «Дворец для Путина» и 44% набрало расследование об попытке убийства Алексея Навального. Ровно пополам, одни и те же цифры. Это, по сути, два главных расследования года, что уж тут говорить.
И. Петровская
―
Да, здесь ничего не добавишь. Потому что мы знаем, опять же, у Леонида Парфенова в этом выпуске «2021» именно этот фильм про дворец Путина включен в эту череду главных событий прошедшего года.
К. Ларина
―
Ну что ж, последняя наша номинация, художественная — «Лучший сериал». Здесь тоже для меня неожиданно, хотя у Иры есть своя версия. Итак, кто у нас был. У нас были «Чиновница», «Большая секунда», «Пингвины моей мамы», «Хрустальный», «Обитель» и «Вертинский». 30% — первое место у нас занимает фильм «Вертинский» Авдотьи Смирновой#, который вышел на платформе Kion и потом был показан на Первом канале. На втором месте фильм «Чиновница», чему я очень рада. Тоже платформа Kion. И на третьем (давайте я первую тройку назову) «Большая секунда». Это платформа «Старт». Вот, пожалуй, три наших лидера. Но главный, повторю, «Вертинский» с большим отрывом.
И. Петровская
―
Я бы вообще затруднилась. Если бы была моя воля, и мне бы нужно было по ранжиру всех расставить, я бы, наверное, затруднилась. Потому что работы совершенно разные, но равноценные, опять же, и по резонансности, и по новизне, и по художественным достоинствам. Про «Вертинского» да, моя версия очень простая и, опять же, связана ровно с тем, о чем я говорила в первой номинации. Что в начале премьера состоялась на платформе Kion. Вызвала абсолютно огромный отклик разных людей — и критики писали, и просто посмотревшие люди в соцсетях, тем самым сделав уже рекламу тем, кто смотрел это и в эфире. Потому что в эфире этот сериал прошел тоже с очень хорошими рейтингами. Ну вот, наверное, одна аудитория посоветовала другой. Где-то они пересеклись, где-то они оказались отдельные друг от друга, но, тем не менее, таким образом аудитория удвоилась, а может, и утроилась.
К. Ларина
―
И «Чиновницу» посмотрели.
И. Петровская
―
Хотя, конечно, сериал далеко не рядовой, «Вертинский», что тут говорить. «Чиновница», «Пингвины» прекрасные. Но более ни один из этих сериалов не был показан по простому ящику и вряд ли будет вообще.
К. Ларина
―
«Обитель» была. Но она и получила меньше всех голосов.
И. Петровская
―
Ну да, потому что у канала «Россия» всегда есть странности в показах своей сериальной продукции. Я не помню уже, какой именно шаг был в показе «Обители», но они всегда сбиваются с этого шага. И никогда не поймешь, две тебе покажут серии, одну, почему так, а не сяк. Хотя «Обитель» вполне достойная работа, давай уж тоже это обязательно признаем.
К. Ларина
―
Конечно. Ну и скажем еще в завершение этой темы, что сейчас вышел сериал «Почка» — новый сериал, который тоже произвел очень сильное впечатление на аудиторию. Я вижу, как в социальных сетях активно обсуждают эту картину, этот сериал. Он для меня лично непривычный. Я такое обычно не смотрю. Я не люблю маленькие серии. Там серии получаются по 20 минут каждая, они очень небольшие. Но за счет этого, я вдруг поняла (особенно когда ты смотришь это пачкой, пакетом, что называется), возникает ощущение какой-то стремительности происходящего. Потому что необходимо в такой маленький формат вместить большое количество сюжетных поворотов и информации. Очень необычная картина, мне очень нравится.
И. Петровская
―
Мне тоже нравится. Хотя я всё время пытаюсь определиться с жанром. Пока вроде бы кажется, трагикомедия. А потом смотришь — или черная комедия, или, может, вообще драма. Поэтому там много таких поворотов, что даже порой не знаешь, как на них реагировать. Но это захватывает. Какая-то такая головоломка.
К. Ларина
―
Рекомендуем, товарищи: «Почку» смотрите. Кстати, там Авдотья Андреевна Смирнова# тоже один из авторов идеи и продюсер этого фильма.
И. Петровская
―
Она шоураннер.
К. Ларина
―
Да, как это называется — пэчворк у тебя? На тебе пэчворк, а Авдотья шоураннер. Так и закончим. Ира, я хочу сказать еще: благодаря тебе я узнал вчера, что фильм «Купе № 6», который получил гран-при на Каннском фестивале и вообще считается одним из главных фильмов прошедшего года, уже тоже выложен в открытом доступе, в сети можно его посмотреть в прекрасном качестве. Я вчера это сделала с огромным удовольствием. Фильм восхитительный. Я понимаю, почему он победил. Это восхитительное кино по атмосфере, по настроению, по какой-то невероятной тоске по человеческим отношениям, по человеческой теплоте. Очень как-то здорово сделано.
И. Петровская
―
Я тебя навела на него (я имею в виду, не на сам фильм, а на то, что он уже размещен), но у меня еще не дошли до него руки и глаза, поскольку я залипла на «Почке».
К. Ларина
―
Давай мы успеем сказать несколько слов про новогоднее телевидение, потому что потом уже будет бессмысленно. Давай пробежимся буквально по каким-то...
И. Петровская
―
Я скажу только, у меня эффект однажды виденного, называется, дежавю. Просто бесконечное. Во-первых, были просто повторы «Старых песен на главном», последнего концерта Аллы Борисовны Пугачевой, который, кстати, почему-то очень свежо прозвучал. Хотя это был повтор — по-моему, концерт делали к какому-то ее ближайшему к этому времени юбилею. А всё остальное…
К. Ларина
―
Ты говоришь про федеральное телевидение?
И. Петровская
―
Я про федеральное, конечно. Сейчас в первую очередь. Потому что обычно новогоднее телевидение у людей ассоциируется волей-неволей с новогодним застольем, курантами и всем таким. Хотя лично я в той компании (где были, кстати, актеры), где я встречала Новый год, встречала его как раз с каналом «Дождь». И в момент, когда наш лидер поздравлял весь советский народ, на «Дожде» с Новым годом поздравляли Наташа Синдеева, Юрий Шевчук...
К. Ларина
―
Дмитрий Муратов.
И. Петровская
―
Дмитрий Муратов, да — что называется, забыла главного. Так что вот это новогоднее телевидение тоже существовало совершенно параллельно. Из новинок, которые мы, в общем-то, все как-то более или менее ждали, был второй подряд выпуск, только теперь уже «Чао-2021» — итальянская эстрада в пародийном исполнении разных наших певцов, в исполнении исполнителей и самого Ивана Урганта. Меня этот выпуск разочаровал, потому как, опять же, было ощущение дежавю, хотя и с другими участниками.
К. Ларина
―
И зачем, главное? Первый выпуск был симпатичный, как-то они попали.
И. Петровская
―
Это было суперский — прошлый. Вот повторение мать учения, но не развлечения всё-таки. Потому что это создает уже... Во-первых, честно скажу, мне было скучно. Тот, я помню, проглотила, а вот здесь было скучно.
К. Ларина
―
И скучно, и несмешно, неостроумно, неизящно. Короче, провал.
И.Петровская: Новогоднее телевидение тоже существовало совершенно параллельно
И. Петровская
―
Кстати, возвращаясь к участникам. Даже Ургант и Максим Галкин, обычно блистательный, был тоже какой-то, мягко говоря, неубедительный. Зато, опять же, в новогодние дни Первый канал начал повторять разные его программы, которые называются «Сегодня вечером». По-моему «Сегодня вечером» называется. И вот буквально вчера или, может, позавчера я посмотрела совершенно упоительный выпуск, очень простой, когда актеры (это оказался повтор, но я его раньше не видела) просто сидят и рассказывают актерские байки. И какой же там замечательный Максим Галкин в качестве ведущего, который абсолютно в теме. Он абсолютно попадает в настроение. Ему интересны люди, которые к нему приходят и садятся за этот круглый или, там, продолговатый стол.
К. Ларина
―
Я позволю себе тоже отметить парочку передач, которые посмотрела с огромным удовольствием. Они были сделаны именно специально к Новому году. Это, опять же, на телеканале «Дождь» (иностранный агент). Это выпуск Натальи Синдеевой «Жизнь после 50». Такие посиделки — это слово, которое Ира сейчас произнесла — актерские посиделки, а здесь такие женские посиделки. Причем женщин таких, поживших. Замечательная компания: Ирина Хакамада, которую мы давно не видели, прекрасная Татьяна Лазарева, Наташа Синдеева, Юлия Ауг. Вроде бы я всех назвала.
И. Петровская
―
И всё, да.
К. Ларина
―
Там всё это было сделано по принципу случайно выбранных тем, которые предлагала выбрать Наталья Синдеева как ведущая. Темы были самые разные и самые смелые. Мне было очень приятно провести этот час, или сколько там шла программа, в такой компании. Потому что было полное ощущение такого эффекта присутствия. Я даже помню, я пыталась сама вступать в диалог, как герой Светлакова, помнишь, был, который: «Ну давай, телевидение, рассказывай».
И. Петровская
―
Как моя бабушка когда-то.
К. Ларина
―
Да, мне очень понравилось. Там Наталья Синдеева потом задавала вопрос аудитории, стоит ли продолжать этот формат. Я вот голосую за. Мне кажется, что это очень хорошее, этого очень не хватает. И вторая программа тоже на «Дожде» (иностранном агенте) — это передача в рамках «Женщины сверху» Анны Монгайт. Тоже уже традиционный ее выпуск (аналог «Что? Где? Когда?» — здесь программа «Кто? Где? Куда?) «Мужчины снизу». То есть мужская команда отвечает на вопросы известных женщин. Кстати, тот самый случай, когда повторение, освоение этого жанра получается. Первый выпуск был замечательный, у Анны Монгайт он получился. Потом второй, а потом уже третий. Я уже не помню, это какой.
И. Петровская
―
Но там же меняются участники?
К. Ларина
―
Конечно.
И. Петровская
―
Об этом и речь. И потом, это другой формат. Это не эксплуатация какой-то очень яркой, оригинальной, но всё-таки одноразовой идеи. Это просто другое, вот и всё. Конечно, очень много разных цикловых программ. Но шутка, повторенная дважды и трижды, становится уже шуткой с большой бородой. Или вначале не очень большой, а потом борода резко вырастает.
К. Ларина
―
Мы не успели сегодня поговорить про интервью Гордона Дмитрия Киселеву.
И. Петровская
―
У нас еще есть с тобой 3 минуты.
К. Ларина
―
Но я хотела их отдать Марине Мстиславовне. Давай Гордона перенесем, потому что такое не забывается.
И. Петровская
―
О да!
К. Ларина
―
Мы должны будем про это поговорить, обещаю. А про Марину, конечно же, надо сказать, потому что это отдельное произведение нашей советской и российской жизни под названием Марина Неелова. Отдельная планета, без всякого преувеличения это говорю. Любимейшая для многих артистка с юных лет и до сих пор. И вообще эти цифры рядом поставить невозможно. Кстати, про тот выпуск «Сегодня вечером», о котором Ира вспоминала — там как раз Марина Неелова участвовала как одна из рассказчиц.
И. Петровская
―
Да, но это редчайший случай, потому что Марина Неелова почти никуда не ходит. Хотя сейчас она в жюри конкурса «Синяя птица» детских талантов на канале «Россия», и тоже как-то очень искренне реагирует на все эти выступления детей-виртуозов и так далее. Но в этой программе у Максима Галкина она для меня открылась с какой-то иной стороны. Естественно, я видела ее много раз на сцене. Понятно, что видела ее в кино. Но здесь она открылась как безумно остроумный человек, рассказчик. То, как она показывает — это не в чистом виде пародии, а именно такие краски, за которыми ты сразу угадываешь ее героинь. Она замечательно показывала Галину Борисовну. Не просто пародировала, а рассказывала истории и ее манеру. И, конечно, Фаину Георгиевну Раневскую, с которой она в юности действительно подружилась.
И.Петровская: Шутка, повторенная дважды и трижды, становится уже шуткой с большой бородой
К. Ларина
―
У них, кстати, есть целый спектакль такой, который они делали с Еленой Камбуровой — рассказы про Фаину Раневскую. Потому что в разное время (а может, даже и в одно время, поскольку они, получается, почти ровесницы с Камбуровой) они были вхожи в этот ближний круг. Фаина Георгиевна их отмечала и очень их любила. И каждая из них рассказывала. По-моему, даже можно посмотреть спектакль, он есть в сети, где они рассказывают. Там Марина блестяще это делает. А еще есть тоже несколько ее выступлений — на канале «Культура» можно посмотреть. Во-первых, «Линия жизни» была у нее, и Верники мои любимые, где она тоже была у них в гостях и тоже, естественно, в этой своей ипостаси, в этом своем жанре рассказчицы, невероятно остроумной и яркой, она там несколько эпизодов подарила, что называется, и своим интервьюерам, и нам с вами. Я очень люблю Марину в фильме «Транзит», допустим. Вот если бы мне сказали, каким фильмом я хотела бы представить Марину сегодня, я бы вот этот фильм показала. Фильм совершенно блестящий. Ну а мы ставим в финале песню для Марины из фильма «Ты у меня одна», которая стала рефреном этого фильма, а песня эта известна очень давно. Марина Мстиславовна Неелова, вас с праздником!