Человек из телевизора - 2021-12-04
И.Петровская
―
Доброе утро, здравствуйте, дорогие наши слушатели, зрители. С вами как всегда по субботам утром «Человек из телевизора», и мы, Ксения Ларина, доброе утро.
К.Ларина
―
Доброе утро, здравствуйте, и Ирина Петровская.
И.Петровская
―
За звукорежиссёрским пультом Сергей Кузнецов.
К.Ларина
―
Мы есть на YouTube уже, дорогие друзья, так что не стесняйтесь, ставьте нам лайки, мы всегда просим, смотрите нас и слушайте. По традиции смотрела перед нашим эфиром новый выпуск передачи «2 Верник 2», который даёт всегда настроение мне хорошее. Там я ответ на все вопросы получила от моего любимого артиста, боевого товарища Анатолия Белого
И.Петровская
―
Почему-то так и подумала, не знаю.
К.Ларина
―
Я тебе объясняю, в чём дело, он пришёл в студию к ребятам вот приблизительно в такой шапке, в которой я сижу. У него спрашивают: почему ты в таком виде, ты же всегда в костюме? Он говорит: «Вы застали меня в мятежном состоянии, и шапка – моё стремление к свободе. Я должен был что-то сделать с собой – то ли наголо побриться, то ли шрам какой-нибудь сделать ,то ли шапку надеть». Я поняла, что у меня тоже мятежное настроение.
И.Петровская
―
Чувствую себя каким-то образом на обочине этого тренда. В следующий раз надену ушанку.
К.Ларина
―
Посмотрите, хорошая передача, как всегда у ребят просто отличная программа. Давай прочитаем, что мы с тобой там насобирали. У нас там много всего, конечно, много печали. Опять же, вчера с Ирой перезванивались, переписывались, горевали тоже, что ушла Нина Ургант, она всё-таки большую, огромную жизнь прожила – 92 ей года было. Огромная жизнь. Я вспомнила, кстати, что она должна была получать премию «Легенда сцены» 6го числа, у Валеры спрашивала, знала ли Нина Ургант, успела ли узнать, что она получит точно эту премию? Если он ответит в течение передачи, я сообщу. Но вот Ира как раз будет на церемонии на этой вручать «Легенду сцены» Лии Ахеджаковой.
И.Петровская
―
Надеюсь, да, что всё у нас получится.
К.Ларина
―
Давайте прочту. Программы памяти Градского, их много, не буду перечислять – то, что обсудим, то и обсудим в эфире. Осторожно, Собчак – два выпуска достаточно резонансных, особенно интервью Авдотьи Смирновой#. И Спецреп Сергея Ерженкова «Забой. Трагедия кузбасских шахтёров». Репортажи из Кемеровской области, с места трагедии, на BBC, на Дожде (иностранном агенте) Маши Борзуновой. Лукашенко и Дмитрий Киселёв, резонансное тоже интервью на России-1, неожиданно вдруг видеть эту фамилию вообще в этом списке (я имею в виду, не Лукашенко, а Дмитрий Киселёв)
И.Петровская
―
Но вообще по принадлежности это РИА, потому что Киселёв брал это интервью как РИА-Новости.
К.Ларина
―
Где транслировалось-то?
И.Петровская
―
Во-первых, в сети, и кусками я видела, оно транслировалось, цитировалось в федеральном эфире. Где-то, может, было полностью, может, на России-24.
К.Ларина
―
Очень хорошее интервью неожиданное – потому что мне кажется, таких интервью не было у Карена Шаиняна на его канале YouTube, с Николаем Колядой. Оно около 40 минут идёт, замечательное, очень живое, очень чистое по своим помыслам. Николай там абсолютно свободен, говорит то, что он думает по поводу всего, любит он высказаться по-своему, по-уральски – кстати, день рождения сегодня в Николая Коляды, поздравляем, и юбилей сегодня отмечает Коляда-театр, 20-летие. Дальше поехали, ой-ой-ой-ой-ой, у меня всё убежало. А вот, Евгения Симонова# в программе «Скажи Гордеевой», тоже очень хорошее интервью.
И.Петровская
―
Просто восхитительное!
К.Ларина
―
Да, тоже замечательное, скажем. Слава Полунин у Познера. Говорю именно Слава – потому что он сам так себя называет и просит других называть, только не Вячеслав. «Намедни 1925», очередной выпуск на канале «Парфенон» у Леонида Парфёнова. Очень симпатичный фильм на Навальный-live «Запрещённый священник» - тот самый Григорий Сухобокий, по-моему…
И.Петровская
―
Сухобокий. Замечательный просто
К.Ларина
―
Он тиктокер, и он, как понимаю, сам этот фильм и снимал, чудесный просто. Опять-таки какой-то человек очень чистый, смотришь на него и улыбаешься – бывают такие люди.
И.Петровская
―
Абсолютно, и более того, если бы на моём пути жизненном такой священник встретился, то, возможно, мои взаимоотношения с богом и церковью сложились бы более, так скажем, благоприятным образом.
К.Ларина
―
Дальше у нас идёт «Редакция», два выпуска. Спецреп Казань – первый город QR-режима, и выпуск о русском хамстве, неожиданный. Ну и дальше новости, которые хочется, чтобы вы о них знали. Во-первых, идёт показ Вертинского на первом, мы к нему к этому вернёмся, когда закончится
И.Петровская
―
На следующей неделе закончится
К.Ларина
―
Ну вот тогда и поговорим. Важное. Фильм Веры Кричевской «Нафиг такую работу» - о Дожде и о Наталье Синдеевой, всё-таки…
И.Петровская
―
Иностранном агенте
К.Ларина
―
Иностранном агенте. Выходит в прокат в России, Вера долго добивалась этого удостоверения, и она сделала это, Минкульт подписал удостоверение со 2 декабря, Вера даже опубликовала у себя фотографию прокатного удостоверения, чтобы никто не сомневался. При этом она написала в Facebook, что как дали, так и могут отозвать, ну будем надеяться, что фильм будет показан.
И.Петровская
―
Ещё кто возьмёт из кинотеатров. И заодно давай скажем, что совсем недавно прошла мировая премьера в Варшаве, в Нью-Йорке, в Амстердаме, этого фильма с грандиозным успехом.
К.Ларина
―
Фильм Манского «Горбачёв. Рай» тоже вышел в прокат, но онлайн – в кинотеатре Артдокмедиа можете купить билет, он действует в течение трёх суток, и фильм посмотреть. Фильм, безусловно, заслуживает внимания и обсуждения. И ужасно несправедливо, почти преступно, что его не показывают в России на большом экране. И давай уж скажем, раз уж мы начали с конца, что 10го числа будет вручение премии «Лавровая ветвь»
И.Петровская
―
Общенациональная премия в области неигрового кино. Обычно это происходило вместе с закрытием Артдокфеста, но в связи с пандемической ситуацией Артдокфест пока, по крайней мере, перенесён на апрель, а вот премию решили не откладывать, и в сложившихся, опять же, обстоятельствах всё-таки вручить её победителям. Работы там потрясающие, я как член большого жюри неигрового кино всё посмотрела, у меня были большие проблемы, чтобы выбрать из 8 в каждой номинации одного.
К.Ларина
―
Здесь тоже у вас будет возможность, что называется, быть свидетелями и очевидцами, потому что церемония будет происходить в студии Дождя (иностранного агента) в прямом эфире 10 декабря, в пятницу, после выпуска Михаила Фишмана, программы «И так далее»
И.Петровская
―
22.20 или 21.20, подожди, он в 8 выходит
К.Ларина
―
Ну после девяти. И ещё один анонс, 6го числа, это понедельник, «Звезда театрала» будет проходить традиционно в театре Вахтангова в 8 часов вечера, но у нас, у тех, кто туда не попадёт, у тех, кто далеко от Москвы находится, тоже будет возможность увидеть трансляцию на сайте журнала «Театрал».
И.Петровская
―
Те, кто всё-таки хочет попасть – ещё есть билеты, у тех, кто вынужден сегодня так существовать – зрелищные организации, театры, те, у кого есть QR-код, могут туда пройти и посмотреть.
К.Ларина
―
Ещё одно изменение внесу в наш список, не успела посмотреть утром, обязательно посмотрю и вам всем рекомендую – Радио Долин, очередной выпуск на YouTube-канале, очередной выпуск, посвящённый Ридли Скотту, режиссёру, с которым там Антон интервью ведёт. Там очень, кстати, смешной момент, ты видела? Растиражировали в интернете.
И.Петровская
―
Нет, не видела.
К.Ларина
―
Когда Антон говорит типа «вот ваш фильм последний, мне кажется, он более реалистичный, чем предыдущие» - а тот сидит напротив него на экране в маске и говорит: «Fuck you, fuck you, sir».
И.Петровская
―
Я видела у кого-то цитату, но не поняла, к кому это относится.
К.Ларина
―
Кстати, титр идёт при этом, перевод, «сэр, я с вами не согласен».
И.Петровская
―
Непереводимая игра слов, называется. Я тоже увидела, но не успела посмотреть – это забавно (а может, и не забавно) в связи с происходившими недавно событиями, сменой руководства во МХАТе имени Горького, я увидела, что Бойков, бывший худрук дал интервью на RTVI Тине Канделаки – поэтому, возможно, это будет забавно – это вчера было.
К.Ларина
―
Всё, что угодно, только не это.
И.Петровская
―
Но посмотреть-то надо.
К.Ларина
―
Можно посмотреть – он там какой-то театр опять открывает, с ним будет всё в порядке. Ну что, давай начнём уже, Ира. Поскольку с Градского начали и мы об этом уже поговорили, мы ещё в список не внесли вчерашний «Голос#», которого, конечно, все ждали, тем более, что была такая подготовка, что всё-таки два последних выпуска покажут, где Александр Градский участвовал как член жюри, как наставник. Не знаю, как тебе, я ожидала страшного, но мне выпуск понравился, во-первых, они не делали вид, что это прямой эфир – обычно не пишут, что это запись, не пишут дату, и люди путаются – считают, что это прямой эфир.
И.Петровская
―
Люди всегда считают, что это прямой эфир. Всё, вообще, что показывают – происходит здесь и сейчас. Одно дело – просто люди, другое – те, кто знает, как это происходит.
К.Ларина
―
Вчера люди точно знали, что это запись.
И.Петровская
―
Безусловно, теперь-то они точно узнали.
К.Ларина
―
Это удачно с точки зрения монтажа, получился очень художественный выпуск. Если ты заметила, там, естественно, самого Александра Градского щадяще показывали, а не так, как обычно, совсем чуть-чуть. И явно перемонтировали какие-то кусочки его прямой речи. Мне ещё понравилось, как снимали номера. Если помнишь, замечательная девчонка из группы Градского, которая пела такой мощный рок-н-ролл англоязычный, это всё было сделано как клип чёрно-белый, здорово было сделано.
И.Петровская
―
Плюс они к этому подвели очень здорово. Был пролог, вначале сказал слова Нагиев на чёрном тоже фоне, а потом дали нарезку, клип с Александром Градским в «Голосе#» в разные периоды, и его песню, посвящённую Высоцкому – и это было очень пронзительно, я бы сказала.
К.Ларина
―
А всё остальное, что мы видели – были же прямые эфиры у Малахова.
И.Петровская
―
Это как раз в записи обычно идёт – это было по следам, что называется, в понедельник, потому что рано утром в воскресенье пришла эта весть, которая просто потрясла и поразила огромное количество поклонников, и поклонников «Голоса#», и поклонников А.Градского, которые с ним жизнь прожили. Первый канал, конечно, устроил такую мощную поминальную акцию, потому что менял сетку, показывал его концерт, показывал его фильм о нём документальный, и интервью, записанные в разные годы: интервью Познера (по-моему, 19 года выпуска), и уже в день, когда его хоронили, повторили Бориса Бермана и Ильдара Жандарёва выпуск с ним «На ночь глядя». Вообще хочу сказать, что в эти дни такое ощущение, я, во-первых, послушала вообще всё, что было можно. В эти дни было ощущение какой-то невыразимой. Невосполнимой потери и утраты, потому что, конечно, стало из всего этого понятно, что в своём отечестве, конечно, он был недооценён. Его действительно не очень часто показывали, до «Голоса#», по крайней мере. «Голос#» дал ему новый этап жизни – а до этого, я вспоминала, я смотрела разные старые эфиры – их правда было немного. Да, он звучал на разных сборных концертах, юбилейных, но вот как таковой его концерт, по-моему, был всего один раз показан, в интервью тоже – интервью не так уж много с его участием, и поэтому вот все слова – обычно ведь как говорят слова – человек ушёл, и начинается: «Великий, гений и так далее» - а тут это были действительно все заслуженные слова, которые он не услышал. Он знал себе цену без сомнения, он знал, что он такой один, он это в интервью говорит, и это не выглядит никакой самонадеянностью. Но он всё равно, как Высоцкий- тут есть параллели, пересечения, просто Высоцкий в другое ещё время был, поэтому его по телевизору ещё не показывали, если только в кино – но вот эти заслуженные слова о том, что он был и гений, и великий, и большой артист, и невероятный божественный голос, которого уже ни с кем точно не спутаешь – я когда-то прочитала, что когда-то к нему подошёл на каком-то концерте типа Лев Лещенко и сказал: «Санёк, это хорошо, что ты нечасто выступаешь» - «Почему же хорошо?» - «Потому что если бы тебя вместе с нами часто показывали, нам бы только оставалось застрелиться». Вот этот масштаб его, тем более, что он не принадлежал ни к какой этой реальной группировке – не попса, не эстрада как таковая – действительно, благодаря тому, что сейчас в таком концентрированном виде это показали, стал, я думаю, очевиден очень многим – даже тем, кто узнал его ближе когда он сел в кресло наставника «Голоса#»
К.Ларина
―
Кстати, он в одном из интервью, в одной из передач, где он с девочками сидит, это ещё Ирина Шихман с двумя своими коллегами до появления его сольного канала – он там рассказывает про свою бабушку. Кстати, про бабушку многие рассказывали, я так поняла, что она была культовая фигура в этой рок-н-рольной тусовке, бабушка Градского, что она там моет посуду и говорит: «Всё-таки ты, наверное, Сашка, плохо поёшь. Если бы ты хорошо пел, тебя бы по телевизору больше показывали». Вот это тот самый случай. Ну что, там много чего осталось. О хорошем, такой массив, не буду повторять слова, которые были сказаны – я слушала много музыки на этой неделе, его. Вот ты интервью смотрела
И.Петровская
―
Нет, я и музыку тоже находила и слушала подряд.
К.Ларина
―
Я искала вот песню для финала, вы сегодня её услышите – слушала на YouTube альбомы, канал Градского свой, его все альбомы были выложены. Потрясающе просто, какой разброс, какой масштаб, какой диапазон разных жанров, и рок-н-ролл, и опера, и мюзикл, и какой-то почти речитатив, и, конечно, баллады, это он, конечно, умел, и попытки переложить на музыку поэзию. У него целый альбом на стихи Набокова, альбом на стихи поэтов Серебряного века
И.Петровская
―
Саши Чёрного
К.Ларина
―
На стихи Пушкина, чего там только нет. Конечно, ты права, любить умеют только мёртвых.
И.Петровская
―
Прямо с языка сняла, «Они любить умеют только мёртвых». Но опять же, было очень много споров, и ты в этом споре участвовала, по поводу того, что погубил его «Голос#» в кавычках или наоборот, продлил его жизнь?
К.Ларина
―
Ну какой там продлил?!
И.Петровская
―
Я имею в виду, жизнь в эти десятилетия, в которые он участвовал.
К.Ларина
―
Ты имеешь в виду, вообще «Голос#»?
И.Петровская
―
Вообще. И это его было решение участвовать – это уже все подтвердили, несмотря ни на какие свои состояния. И это все говорят, раз уж он чего-то решал, то это он делал. В интервью Берману и Жандарёву он вспоминает, как он записывал саундтрек, а он говорит «звукоряд» к фильму «В августе 44го». Была договорённость, что он полностью будет в этом направлении себе хозяин, и никто не будет вмешиваться. И когда он уже записал, всё это продумал, сделал, начались вмешательства то режиссёра, то продюсера. Он говорит: «Я вытерпел один раз, вытерпел два раза, а на третий сказал – всё, ребята, я пошёл, мне с вами неинтересно, делайте сами что хотите». Думаю, эти предсмертные и посмертные выпуски – это было его решение, и в этом его сила тоже была, сила, ответственность, чувство долга. Он прекрасно понимал, как человек, работавший в команде театральной, с оркестрами и так далее – что это не просто творчество, не просто участие в жюри, это технология, а тем более, производство вот такого шоу, это задействовано огромное количество людей, и он просто не мог их подвести.
К.Ларина
―
Тем временем, хочу сказать, что ответил нам Валера Яков, что, конечно же, знала Нина Ургант, что она получит премию «Легенда сцены» и через Андрея Урганта оргкомитет «Театрала» передал эту новость, но всё равно приедут из его театра, Александринки, для того, чтобы получить эту награду, которую они передадут в Петербурге, и естественно, что если это её театр, это будет отдельная страница церемонии «Театрала». Такая у нас первая часть, поминальная, пишет Валера, что традиционно будет мортиролог, ролик памяти ушедших артистов театральных, 53 человека за год!
И.Петровская
―
В этом году.
К.Ларина
―
53 известных актёров, режиссёров, музыкантов. Впервые за 14 лет премии так много.
И.Петровская
―
Я вообще с ужасом подумала, что вообще, когда такая традиция подводить итоги года, и действительно, выкладывают фотографии ушедших от нас не только артистов, очень много народу – я подумала, что это не знаю сколько будет длиться, когда перед Новым годом начинаются вот эти вот поминальные народные списки, и тогда мы ещё раз ахнем и ужаснёмся вот этой смертельной жатве этого года. Кстати, опять же, изменения в сетке, сегодня на Первом канале память о Нине Николаевне Ургант, покажут вначале фильм о ней, а затем всеми любимый, невероятный «Белорусский вокзал», который принёс Нине Ургант, которая и до того была известной актрисой, много снималась и много играла, но тут он принёс абсолютную славу и непреходящую на годы вперёд любовь.
К.Ларина
―
Я тоже вспоминала, как рассказывал Андрей Смирнов#, как его Нину Ургант не пускали на эту роль, как ему сказали – ни за что, вот вам Макарова, снимайте её, как он просто бился за то, чтобы Нина сыграла эту роль, вплоть до того, что «я картину снимать не буду, если не дадите мне Нину Ургант» И смотрите, как сложился этот пасьянс актёрский. Никого невозможно заменить в этом пасьянсе.
И.Петровская
―
И невозможно так, как она, спеть. С первых буквально звуков её голоса я поняла, у неё необыкновенный был тембр, и так никто это спеть не мог. Делают из этого марш, бравурную часто песню – а вот она единственная. У нас новости, мы продолжим.НОВОСТИ
И.Петровская
―
Продолжаем наши субботние утренние посиделки. Давай дальше по плану, или чего там просят люди.
К.Ларина
―
Посмотрела, что там пишут люди в YouTube и чате Facebook, про лайки не забывайте, друзья, и вспомнила, как на концертах кричат: «Шизгару давай!» Люди слушают, при всём уважении, и кричат: «Про Смирнову# и Собчак» - конечно же, это резонансное интервью не в смысле информативности, а в смысле какого-то совершенно уникального жанра. Я даже такой не припомню. Смотрели не отрываясь с Ирой, изредка переписываясь. Есть вещи важные, безусловно, в этом интервью. Скажу, что мне очень понравилась в этом интервью Ксения Собчак, которая очень точна тянула тему, которая получилась главной темой в разговоре с Авдотьей Смирновой#, которая, как вы знаете, не только известный режиссёр и сценарист, но и ещё супруга А.Б.Чубайса, что важно в этом контексте, поскольку она представляет не только себя как Авдотья Смирнова#, как жена, мать и дочь и как творческая единица, а как некое социальное поле вот такое вот. Это та самая элита, про которую мы обычно говорим. Кто такая элита – да вот она, она не стесняясь говорит «мы, элита».
И.Петровская
―
Справедливости ради, она не говорит «мы»
К.Ларина
―
«я».
И.Петровская
―
Она называет мужа и соратников его, бывших или настоящих.
К.Ларина
―
У меня, скажу тебе так, Ира, ощущение иногда, что это какой-то разговор барыни с барыней. Одна как бы кровавая барыня, как она себя позиционирует, Ксения, так называется её Telegram-канал, а эта такая барыня расслабленная, достаточно такая ухоженная, сытая.
И.Петровская
―
Не достаточно, а очень сытая
К.Ларина
―
Очень сытая, благополучная именно барыня. Интонации у неё такие появились барские. Вообще я была потрясена, мы с тобой это обсуждали, какими-то необратимыми изменениями в психофизике, в этой структуре под названием «Авдотья Смирнова#». Там, кстати, давала Ксения фрагменты из «Школы злословия», тех самых ещё давних времён с Татьяной Толстой, и боже мой, это другой человек – не в том смысле, что она моложе, хотя «Онегин, я тогда моложе…»
И.Петровская
―
И лучше, кажется, была!
К.Ларина
―
Да, но у неё потерялись какие-то, как мне кажется, важнейшие качества, которые её отличали на фоне общей массы. Это абсолютное чувство самоиронии, чувство юмора, чувство сарказма, убийственного иногда сарказма по отношению к своим героям, чувство какой-то бесшабашной отваги в разговоре, невероятные какие-то смелые аналогии
И.Петровская
―
Дерзость
К.Ларина
―
Сейчас это другой человек. Особенно, расскажу в качестве примера – особенно когда я хохотала невозможно, когда, как она сказала, в Переделкине они бродили, смотрели угодья свои: «А чьи это поля?» - «Это наши поля», говорит Авдотья. Дом нам не показали, но, видимо, он такой огромный, что страшно его нам показать, потому что степень его огромности была определена ответом таким очень тяжёлым философским ответом русской барыни: «Мы уже решили, после того, как нас не станет, в этом доме будет дом творчества учёных». Я тут просто легла у телевизора. Скажи, это игра была такая, может, она это играла?
И.Петровская
―
Я не знаю, я посмотрела, честно говоря, не один раз, проматывая туда-сюда, потому что тоже в какой-то момент у меня возникло подозрение, может быть, это такой троллинг, потому что представить себе… Ну начну даже не с этого. Во-первых, у меня было ощущение, что это некий матч-реванш Ксении Собчак, которую, по-моему, в 2007 году сладострастно размазали по столу две прекрасные змеи, поскольку там появлялась эта эмблема, как ты помнишь, в «Школе злословия», тогда Дуня Смирнова# – тогда, я повторю, и Татьяна Никитична Толстая. Девочка росла, выросла, приобрела какие-то иные качества и пришла отдать должок. Такое у меня было ощущение, что касается Авдотьи Смирновой#.
К.Ларина
―
Авдотьи Андреевны
И.Петровская
―
Это да, но я о другом. Вот мы с тобой, и я знала Дуню Смирнову#, мне казалось, она будет Дуней до самой старости просто по своей психофизике
К.Ларина
―
По своему психотипу
И.Петровская
―
Да, лёгкий, отвязный часто человек, такая принадлежность, она рассказывала про свои юные годы, к такой богеме. Человек, который абсолютно для неё не существует устоявшихся столпов авторитетов, она сама по себе, она сама имеет свою собственную точку зрения на всё, она необыкновенно реактивна – те же реакции выдаёт, я помню, в «Школе злословия», это была Дуня Смирнова#. Потом я где-то прочитала или услышала, что она запрещает себя называть Дуней, и тогда я поняла, что ну да, люди взрослеют, действительно, не до конца же всем быть Дунями. И да, здесь действительно сидела Авдотья Андреевна, не просто Авдотья, действительно, очень красивая, очень ухоженная, очень модная, но Дуня куда-то совсем потерялась вообще, как будто ушла в сторону леса и вообще больше никогда не появится, если это не было троллингом. Она надменная, она высокомерная, я поняла наконец здесь, что такое «говорить через губу», потому что она многое говорила именно так, скривив рот. Но надо отдать должное Ксении – её ничто в этой манере не испугало, не остановило, и всё, что она задумала, она сказала и задала все вопросы, которые она, видимо, задумала и должна была сказать. Мне очень понравилось, как она не позволяла закончить, пока она не решила сама закончить тему. Она продолжала какие-то задавать уточняющие вопросы и добивалась иногда реакции такого раздражения, еле-еле скрываемого.
К.Ларина
―
Кстати, такая манера есть у Ксении зеркалить собеседника, это принцип её интервью, мы с тобой об этом говорили, что она всегда жанр сама себе заказывает в зависимости от собеседника, и всегда зеркалит именно так: одевается, как принято в этой среде, которую представляет её собеседник, в данном случае тоже она прикидывалась, что называется своей, почему я и сказала барыня, но Дуня этого не поняла, что она прикидывается, что «мы-то с тобой понимаем, что народ, такой тёмный народ»… То, над чем Дуня в своё время сама издевалась, «а народ-то тёмный, просвещения не хватает народу. Надо читать книги про обезьян, приматов».
И.Петровская
―
В основном было, что у нас элита непросвещённая
К.Ларина
―
И народ тёмный, было.
И.Петровская
―
Короче говоря, самое печальное, что я вынесла из этого эфира – а в итоге оказалась пустота. Ну как сказать, кроме вот таких очевидных тезисов, которые все цитируют, которые отчасти комические – или приобретают этот комический эффект, а больше нечего особо ни процитировать, ни поспорить тем более. У Авдотьи Андреевны появилось абсолютное ощущение собственной правды, которое на самом деле, видимо, в её представлении она одна-единственная и есть, поэтому какие-то свои суждения она выдаёт как приговор, какие-то как не поддающиеся никакому обсуждению постулаты и аксиомы.
К.Ларина
―
Навальный – властолюбец, а властолюбцы не бывают героями. Она отливает в граните, я обратила внимание.
И.Петровская
―
Абсолютно.
К.Ларина
―
Чьё это выражение, «звенящая пошлость»? Набоков или кто-то типа того – я не такая образованная, как Авдотья Андреевна, не могу сразу вспомнить
И.Петровская
―
Ну звенело что-то, да
К.Ларина
―
Мне кажется, это тот самый случай. И когда человек это не чувствует и не понимает,как это выглядит – вот это трагедия настоящая, понимаешь? Это страшно. Мы говорим не про политиков.
И.Петровская
―
Для меня это печаль, потому что я действительно испытывала невероятную симпатию к Дуне именно Смирновой#, мне даже кажется, что у нас эта симпатия взаимная, я, кстати, у них была в «Школе злословия», мы там иногда на каких-то мероприятиях очень так тепло общались и встречались. И потом, как ты помнишь, нас-то с тобой она тоже забанила существенно раньше, чем многих других, когда мы обсуждали…
К.Ларина
―
Позволили себе.
И.Петровская
―
Её интервью, ты в большей степени, я, естественно, в меньшей, но меня как пособника врага за компанию сослали.
К.Ларина
―
Какое интервью мы обсуждали тогда? Я уже забыла.
И.Петровская
―
Тогда, мне кажется, это было интервью Авдотьи уже Смирновой# на RTVI, когда там был Пивоваров и Тихон Дзядко
К.Ларина
―
«На троих»
И.Петровская
―
И, по-моему, поводом для приглашения была её только что вышедшая картина «История назначения», но обсуждали там в том числе и книгу, по-моему, которая тогда вышла, «Время Березовского». И под раздачу попал ещё Андрей Лошак
К.Ларина
―
И здесь тоже.
И.Петровская
―
И здесь тоже, но это он с той поры, который не так проинтерпретировал слова Анатолия Борисовича, после чего был, соответственно, выкинут из друзей, из людей, которые Авдотье Андреевне интересны. А мы с тобой здесь же как-то чего-то коснулись – видимо, тогда было уже понятно направление развития дальнейшего, и вот таким образом тоже. Ни в коей мере это в нас, в тебе или во мне не говорит какая-то обида, когда мы обсуждаем этот эфир.
К.Ларина
―
Я тебя умоляю, боже мой, ты чё!
И.Петровская
―
Не самые близкие друзья, но во мне лично говорит досада и печаль, потому что правда Дуня, именно Дуня, была очень ярким, очень свободным, очень обаятельным и симпатичным, для меня, по крайней мере, человеком, и мне очень жаль, что Дуня ушла куда-то.
К.Ларина
―
Кстати, Ксения сказала такую жестокую вещь, с улыбкой правда, но своими словами назвала то, что заболтали они, и она предпочла это не услышать, когда они обсуждали Вертинского, по-моему, и Ксения вдруг сказала: «Ты как сценарист – перфекционист, а как режиссёр ты очень трусливая». И вот эта фраза – она, конечно, такая страшноватая, её услышать даже с улыбкой даже в виде полушутки так страшновато. Авдотья Андреевна предпочла это не услышать, а по поводу Собчака и Чубайса – да, они опять показали эту цитату, где Андрей, кстати, тем же самым Дзядко и Пивоварову, говоря про сериал свой, который он делал по книге, он как раз говорил, что Чубайс предал все свои идеалы. Всё, за что он боролся, он предал в этих своих высказываниях. А высказывания какие были? «Если народ выбирает такой путь, почему мы должны быть против народа?» - звучит такая как бы декларация отказа от либеральной линии истории развития страны, по сути так. Он волен это интерпретировать так, тогда другие вещи произносились этим человеком, я имею в виду Анатолия Чубайса. Так засело, что она не может про это забыть.
И.Петровская
―
Здесь он тоже появляется в фрагментах, я имею в виду Анатолия Борисовича, с премьеры сериала «Вертинский» - в общем, на этом вот контрасте со своей, как ты говоришь, супругой – кстати, я ждала «супруга», слово «супруг» из уст нынешней Авдотьи Андреевны. Он там живой, совершенно нормальный такой человек, влюблённый и производит, кстати, очень симпатичное там впечатление. И кстати, концовку они удалили явно – идея была прекрасная спародировать «Школу злословия».
К.Ларина
―
Объясни тем, кто не видел.
И.Петровская
―
В самом конце Ксения Собчак приводит Авдотью Андреевну в некое помещение, которое оформлено примерно так, как была оформлена студия «Школы злословия», висит заставка такая же, большой стол, на место героини сажают Авдотью Андреевну, на место двух змей, которые будут её допрашивать, садится сама Ксения Собчак и, как рояль из кустов, возникает Божена Рынска, которая тоже в свою очередь подверглась, мягко говоря, такому…
К.Ларина
―
Гражданской казни «Школы злословия».
И.Петровская
―
Но это было всё тогда очень забавно, там даже кусочки эти тоже цитируют, но они, конечно, это не вытянули – надо было это, видимо, отрепетировать, не получилось.
К.Ларина
―
Можно скажу, почему не получилось?
И.Петровская
―
Последняя фраза. Самое главное, что Авдотья Смирнова# не включилась в эту игру. Можно было пойти навстречу и изобразить что-то, изобразить, я не знаю, Ксению Собчак, которая приходила к ним, Божену Рынску, сыграть, короче говоря. А мне кажется, её покоробила сама эта мизансцена, к ней вдруг какое-то как пародийное отношение двух в прошлом, как их представляли, светских львиц, поэтому эта идея, к сожалению, не сработала.
К.Ларина
―
Ну она, кстати, соглашусь, всерьёз стала отвечать на идиотские вопросы. Чувство юмора утрачено, как будто бы что-то случилось – как хвост отвалился, кстати о приматах, которыми увлечена Авдотья Андреевна. Почему не получилось – мне кажется, с этого надо было начинать. Потому что там такой шикарный конец у интервью в Переделкино про этот дом учёных, что всё сказано, ничего не надо. И если бы они это делали в прологе, это было бы хорошо, я тебя уверяю. Все три участника – главное, что и Ксения Собчак, и Авдотья Смирнова#, сели за этот стол, уже записав большое интервью, уже сделав практически программу, поэтому не получилось. А если бы это было в начале, то, во-первых, они бы не знали, как развернётся разговор настоящий, поэтому им, может быть, было бы легче и изящнее бы далось. А так – что тут скажешь, всё хорошо.
И.Петровская
―
Это, по крайней мере, как ты права, резонансно и войдёт в определённую историю.
К.Ларина
―
Сумочка, сумочка, сумочка. Я попросила своего кучера, чтобы он мне купил какую-нибудь черно-белую сумочку. Эта сумочка стоит тысячу евро, как выясняется вдруг. И написано титром, сколько эта сумочка стоит. И вот в этом, конечно, самопародия.
И.Петровская
―
Когда они сидели в библиотеке, я всё ждала по действию…
К.Ларина
―
Это моя, да, библиотека Чубайса?
И.Петровская
―
Я думала, в какой-то момент отворится дверь и войдёт горничная в наколке, в кружевном фартуке, и везёт она (должна была бы везти) изящный сервировочный столик с изящными чашечками, кофейничком, сверху кружевная салфеточка – вот как-то к этому всё шло. Или какой-нибудь мажордом вдруг распахнёт перед ними дверь. Вот это напрашивалось. Ну что теперь говорить? Давай по контрасту, у нас немного с тобой осталось времени
К.Ларина
―
Женя Симонова#, да?
И.Петровская
―
Женя Симонова#, у нас с тобой установилась телепатическая связь, я её плохо знала за исключением, помимо ролей, Евгения Симонова#, ведущая актриса театра Маяковского, ну естественно, принцесса (Обыкновенное чудо), и много чего ещё. Она оказалась в интервью Кати Гордеевой вот абсолютно лишённой какой-либо фанаберии, звёздности, желания показаться лучше, чем она есть – она вот абсолютно естественная.
К.Ларина
―
С потрясающим чувством юмора!
И.Петровская
―
Я бы сказала, с таким тихим, тонким чувством юмора, и в первую очередь, как раз самоиронией. Она крайне иронична по отношению к своей внешности, своим способностям, просто какой-то был – я редко досматриваю все интервью подряд до конца – тут я залипла с первого до последнего кадра и испытывала ощущение, что такое счастье, что, во-первых, такие люди есть, которые так точно оценивают, во-первых, и политику, и историю нашу,
К.Ларина
―
И жизнь за окном, жизнь, которой они живут, это очень важно – абсолютно адекватный взгляд на этот мир в отличие от того, что мы обсуждали перед этим. Она такой самоед страшный, она говорит такие вещи, что она просто возмущалась. Я помню этот спектакль, «Чайка», она говорит: «Провал был». Это был потрясающий совершенно спектакль, играла она там Нину Заречную, по сути, её дебют, играла Татьяна Васильевна Доронина, играла Аркадьевну, это был потрясающий спектакль. Это отдельный, в общем, разговор.
И.Петровская
―
Посмотрите.
К.Ларина
―
Посмотрите.
И.Петровская
―
Не пожалеете.
К.Ларина
―
Уходим мы голосом Александра Борисовича Градского, как мы обещали, памяти тех, кого с нами нет, кого мы потеряли за это время.[звучит А.Градский, «Песня, похожая на все песни» ]
Пока ещё жизнь продолжается, пока ещё, пока ещё... Пока ещё жизнь продолжается. И, несмотря ни на что, Земля потихоньку вращается, как надо вращается. Земля куда надо вращается, и с этим не спорит никто. И остаётся неясно, неясно, неясно... Кто всё так устроил прекрасно? Горы, моря и леса... Хоть жить – это, в общем, опасно, до жути опасно. Но надо прочувствовать нас окружающие чудеса... И, лёжа у моря ночами,у моря ночами. С трудом понимая начало, но не постигая конца. Вот – вроде конец, а что дальше, за звёздами дальше? Вопрос этот чаще, чем раньше, смущает умы и сердца. И, задыхаясь от страха смертельного траха, спасителя ждёт Андромаха, а плаха Спасителя ждёт. И, от успеха до краха интриг вертопраха, останется целкой деваха, а чудище в муках помрёт. Не надо, наверно, отчаиваться, не надо отчаиваться. И, огорчившись, печалиться, что где-то и в чём-то проспал. А вдруг... потом... что-то случается? И всё продолжается? Куда-то ТУДА продолжается? Тем будешь, кем прежде не стал... Друг с другом пусть все попрощаются, навек попрощаются. Заранее попрощаются. Простив и обиды и зло. Оттуда ведь не возвращаются. Пока что – не возвращаются. Один вот вернулся, считается, я думаю – повезло...