Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2021-11-20

20.11.2021
Человек из телевизора - 2021-11-20 Скачать

И.Петровская

Доброе утро, здравствуйте, дорогие наши слушатели, зрители. Хмурое на редкость сегодня утро, поэтому лучше никуда не выходите, а слушайте «Эхо» и «Человек из телевизора», всё остальное – ужасная сегодня видимость. Сегодня с вами, как всегда, по субботам в прямом эфире Ксения Ларина, здравствуй, дорогая.

К.Ларина

Да, приветствуем всех, и Ирина Петровская.

И.Петровская

За звукорежиссёрским пультом с нами Сергей Кузнецов. Приходится опять начинать…

К.Ларина

С трагедии

И.Петровская

С печальной вести – только что, буквально за несколько минут до нашего эфира стало известно, что, вопреки нашим надеждам и пожеланиям поскорее выбраться, умер всё-таки артист Валерий Гаркалин.

К.Ларина

Ужасно, да. Я очень боялась, как многие, что кончится так страшно, потому что было очень тяжело. Я общалась с дочкой Валеры, с Никой Гаркалиной, соболезнования всей семье, конечно, Нике в первую очередь. Было тяжело, она как раз ответила, что только на чудо надеяться – только молиться и надеяться, что чудо случится. Видите, не произошло. Ужасно, что он был очень аккуратен в отношении всех мер, связанных с ковидом, ничего не нарушал никогда, вообще был невероятно человеком аккуратным и привился, как уже было сказано в новостях, летом – сделал двухфазную прививку, спутник. Это очень тяжёлый фон – я так думаю, это связано, такой трагический уход. Ему шестьдесят… сколько, четыре года.

И.Петровская

Семь.

К.Ларина

67. Мы с ним отмечали день рождения в один день, 11 апреля, с разницей в 10 лет, и всегда первое поздравление я получала от Валеры на 11 апреля. У него было два очень серьёзных инфаркта, его вытаскивала тогда жена, практически вытащила с того света. Он ей был безумно благодарен, и всегда повторял, что если бы не Катя, меня бы не было. А Катя умерла сама – у Кати через, по-моему, полгода или год после второго инфаркта – умерла от рака. И это была не просто трагедия, не представляю, сколько ему стоило сил, чтобы продолжать жить, и мне кажется, что этот уход даже как-то его наоборот, он был обязан ей настолько, что он обязан был жить дальше – она потратила за него, практически жизнь за него отдала, за то, чтобы его вытащить из этого состояния. Вот он прожил с тех пор, в 9м году Катя умерла. Вот считай – 10 лет.

И.Петровская

12, 11.

К.Ларина

Блестящий актёр совершенно, театра и кино, блестящий педагог, опять же, отдельно соболезнования его ученикам и студентам, потому что его обожали и обожают ученики, у него блестящий оказался дар педагогический. Это фактически его уже третья жизнь, потому что сначала он первую свою актёрскую жизнь был актёром-кукольником. Он работал, ты помнишь наверняка, была такая компания «Люди и куклы», их по телевизору показывали часто, с ростовыми такими куклами. Потом он работал в театре Образцова актёром, а потом уже закончил и факультет эстрады и стал артистом драматическим и, конечно, блестящим. Он актёр такой редкой природы, такой эксцентрики, гротеска, которому подвластна была и трагедия, и комедия, и чёрная комедия, и абсурд, любой идиотский сценарий он мог вытащить. Я сейчас пыталась вспомнить – так и не могла вспомнить название сериала, где он играл, по-моему, то ли вампира, то ли инопланетянина, какого-то пришельца – это был совершенно идиотский сценарий на телевидении, но от него глаз невозможно было оторвать, от того, как он молчал в кадре, как он вскидывал брови, реагируя на какие-то смешные вещи. В общем, сколько он сыграл с Таней Васильевой в антрепризе, вдвоём, просто их знала вся страна, эту пару актёрскую. Ой.

И.Петровская

Да, я его первый раз, пожалуй, я вот сейчас тоже думала – увидела в фильме «Белые одежды», который был снят по роману Дудинцева «Не хлебом единым». И там как раз у него драматическая роль. И тоже, как ты права, невозможно глаз отвести, там такая судьба, глубина за этим образом.

К.Ларина

«Каталы» - помнишь такой фильм, где он играет афериста карточного?

И.Петровская

Да, совсем разный имеется в виду диапазон его актёрский, ну и совсем недавно, месяца не прошло, мы подробно говорили о выпуске Юрия Дудя, посвящённом «Ширли-мырли», и там, наверное, Валерий Гаркалин дал, наверное, своё последнее интервью, где он размышлял о природе успеха этого фильма, куда попали, куда не попали с этим фильмом.

К.Ларина

Там не только, там они успели поговорить о важном, о каком-то гражданском темпераменте Валерия, о том, как он вообще видит мир и жизнь и судьбу отечества. Он в этом смысле был человек абсолютно, извините за это определение, будет понятно – наш. Мы с ним были на одном берегу по части мировоззрения, по части отношения к событиям, явлениям, к политике, к тому, что происходит в стране – в этом смысле он был очень честный, очень неравнодушный и вообще молодец. Я знаю, что он часто про это, про эти почти табуированные темы говорил в том числе со своими студентами, для него это было очень важно. Очень смелый и отважный парень, конечно же, мне его жалко. А, ещё, конечно же, забыла сказать, ещё важный этап его жизни – это Дмитрий Крымов. Он в сатире играл много, потом антреприза – то, что я сказала, с Таней Васильевой, и где-то, по-моему, в начале нулевых Дима Крымов его пригласил, дело было в начале нулевых, мягко говоря, почти пожилым его пригласил в свой абсолютный эксперимент. И это было абсолютно поворотной историей в его театральной жизни, потом он играл у Димы Крымова ещё, по-моему, в двух спектаклях, в том числе в спектакле, который уже стал историей, спектакль по Бунину, «Катя, Таня…» - женские имена перечисляются, по-моему, в центре Мейерхольда. И это был абсолютно его режиссёр, он своей актёрской природой мог понять как человек, который чувствует музыку абсурда. Вот это его был путь актёрский, мы уже про это сказали. Конечно, счастье, что он успел много сделать, и сколько бы он успел ещё – это ужасно жаль. Ужасно.

И.Петровская

Светлая память, соболезнования всем его близким. У меня в друзьях Ника Гаркалина тоже, помню, как она писала, когда родился внук – когда это была радость для Валерия, для дедушки, ну вот. Всё кончается.

К.Ларина

Светлая память.

И.Петровская

Мы переходим к другим нашим скорбным делам

К.Ларина

Я сейчас открою нашу страничку. Ужасно жалко, конечно. Смотрите, это мы сейчас говорили, вы поймите, дорогие друзья, тут важно, что личные встречи имеют колоссальное значение для понимания человека. И когда такие люди уходят, сразу же физически тепло вспоминаешь этого человека, когда ты с ним смеялся, разговаривал, когда ты с ним был в этой студии, где сейчас Ира находится. Как мы с ним смеялись. Он с таким юмором, такой смешливый, так любил смеяться. Иногда даже говорить не надо было ничего, просто смеялись и всё. Как он интересовался жизнью коллег, как он любил ходить. Он один из тех артистов, который приходил на премьеры не потому что его друг позвал, а потому что ему интересно смотреть спектакли и обсуждать их потом. Умница. Ужасно жалко. Да. Простите. Сейчас я открою. Итак, судьба «Мемориала*» - эта история продолжается, была большая пресс-конференция в «Мемориале*», которую они транслировали в прямом эфире, и я просто хочу порекомендовать вам посмотреть, она есть в записи на YouTube-канале Мемориала* («Мемориал» - иностранный агент, напомню). Рашкин и лось – это тоже тема, трагикомическая такая история, но она продолжается отовсюду. МУЗ-ТВ как полит-пострадавшие – тем, кто не знает, надо рассказать. Подготовься, Ирина, пожалуйста.

И.Петровская

Я готова.

К.Ларина

«Редакция» – два выпуска, выпуск о Лукашенко и миграционном кризисе на границе, выпуск расследования группы депутата Наливкина.

И.Петровская

Делающие пародийные ролики с вымышленным депутатом Наливкиным.

К.Ларина

«Намедни» - новая серия 1924 Парфёнова на «Парфеноне», два сериала, которые тоже вызывают небольшую бурю в стакане Facebook. Мосгазпремьера западня и сказки Пушкина от Зыгаря, благодаря неожиданно посту кинокритика Зинаиды Пронченко об этом сериале заговорили. Очень необычный Макаревич у Соловья – это я написала, чтобы вы посмотрели, что это такое – когда вроде ты знаешь уже и того, и другого, вроде всё сказали, и знаешь каждого. И Соловья, который частый гость на Эхе, в наших программах как политолог, и , естественно, Андрей Макаревич – как гражданин, музыкант и человек. Но здесь Соловей задаёт вопросы. Он пригласил Андрея к себе в гости, просто потому что он его любит, он одного поколения, он помнит, как всё начиналось, цитируя песню знаменитую. И вот это оказалось такое интересное зрелище, я к этому вернусь, если время останется.

И.Петровская

Я посмотрела, меня это тоже удивило с точки зрения непривычности как формата, так и ролевых вот этих вот игр, условно говоря.

К.Ларина

Как люди, чуть-чуть другой ракурс – и ты открываешь новые грани в человеке, которого знаешь сто лет – знаешь, что он скажет. А здесь несколько зарисовок, несколько важных деталей, о которых стоит вспомнить. Другой СССР – про который мы не говорили, он идёт, этот цикл, его делает Сергей Смирнов, он иностранный агент и глава Медиазоны – тоже иностранного агента. Он делает такой исторический сериал у себя на канале Сергея Смирнова, очень интересный – это параллельная история, другой СССР, это история каких-то бунтов антисоветских, история страшных преступлений, которые тогда не сильно были афишированы и освещены в советское время, в общем, интересно – это такая история почти тайная, которую мы не знаем. Мария Алёхина у Кати Гордеевой, цикл Карена Шаиняна «Квирография», первая серия, Екатеринбург, обратите внимание, на канале Карена – это сериал, посвящённый жизни и существованию и быту и условиям вообще существования представителей социальных меньшинств в разных городах Российской федерации. Это не про звёзд – про обычных людей, которые не скрывают своей ориентации, но при этом остаются вполне себе нормальными членами общества и пытаются жить и самореализоваться в своём творчестве, своей профессии. Он о том, с чем они сталкиваются. Всё. Я всё прочитала.

И.Петровская

Ну начинаем тогда, с чего начнём?

К.Ларина

С чего-то весёлого хочется начать, чтобы направить. Про МУЗ-ТВ – что там произошло-то, я краем уха так…

И.Петровская

Я бы не сказала, что это что-то весёленькое, хотя абсурдное, безусловно – если говорить о музыке абсурда, то вот мы это и наблюдаем. МУЗ-ТВ, канал, который мы с тобой давно не смотрим, но это не значит, что он не имеет права на существования, оштрафован 17 ноября, судом, на миллион рублей, по статье «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Также на 100 тысяч рублей оштрафован по этому же страшному делу программный директор этого канала. Поводом для этого, судя по всему, послужило то, что 4 июня, когда проходило очередное традиционное вручение премии МУЗ-ТВ, некоторые звёзды шоу-бизнеса позволили себе явиться на эту церемонию в неподобающем с точки зрения Роскомнадзора, суда и прочих поборников честной нравственности…

К.Ларина

В чём это выражалось, можно подробности? Они были что, голые?

И.Петровская

Судя по всему, как трактуют это те, кто это комментировал потом, Филипп Киркоров, король нашей эстрады, появился под ручку с неким блогером Давой, не надо спрашивать, кто это.

И.Петровская:История «Рашкин и лось» выходит абсолютно пародийной, но она как раз абсолютно реальная

К.Ларина

Не спрашивайте меня.

И.Петровская

Не спрашивайте. Как бы в образе такой пары, и их сопровождали какие-то слабо одетые тоже мужчины.

К.Ларина

Слабо одетые! Топлесс, что ли?

И.Петровская

Ну да, вроде как. Плюс ещё вызвал огромное общественное потрясение прикид, наряд тиктокера Дани Милохина, у которого половина этого костюма была женская – как бы пачка балетная или что-то, а половина – мужская, причём тоже такая как бы обрезанная, намёк на смокинг и белую рубашку со стоячим воротничком. Ну и что-то он там такое попрыгал. Видимо, это и явилось вот этим вот поводом для того, чтобы приписать каналу МУЗ-ТВ гей-пропаганду среди несовершеннолетних. Конечно, это с точки зрения всего какой-то уже запредельный – даже не ужас, а я бы не побоялась этого слова, маразм, потому что мир шоу-бизнеса на этом построен, на эпатаже, на разных вот этих вот прикидах, которые они ради хохмы, ради того, чтобы прогреметь, надевают. И вообще вся эта тусовка шоу-бизнесовая, если можно так сказать, в принципе, мы знаем, абсолютно аполитична, никогда в целом никуда не вмешивается, если только её не попросят участвовать в каких-нибудь предвыборных кампаниях

К.Ларина

Мало этого, они всегда за власть при этом. Против властей не бунтуют никогда практически, в шоубизе там всё – мы против властей не бунтуем, это лояльные, а то и просто открыто влюблённые во власть люди.

И.Петровская

Ну да. Я вспомнила, помнишь, много лет назад ещё на советском центральном телевидении была программа «Весёлые ребята», которая вошла в историю – у них там была такая реприза, в которой все участники скандировали: «Пусть течёт кровь из носу, в мире шоу-бизнесу». Собственно говоря, мы дожили до того, что первые капельки крови в этом мире упали, при том, что, когда, скажем, на иностранном агенте «Дожде» музыкальные критики это обсуждали, они дико изумлялись тому, как стремительно происходят вот эти изменения – и то, что было возможно, реально буквально там какие-то 7 лет назад, сегодня уже кажется каким-то невозможным абсолютно. Например, Артур Гаспарян вспомнил, что на открытии олимпиады в Сочи выступала знаменитая группа ТаТу. Он также вспомнил знаменитейшую опять же песню, которая прославила группу ТаТу, «Я сошла с ума, мне нужна она» - перепели также в своё время, не слишком давнее по сегодняшним дням, Алла Пугачёва и София Ротару. Много всего можно вспоминать – я, например, вспомнила, как Филипп Киркоров в одном из новогодних огоньков канала НТВ ещё старого, когда там ещё был, по-моему, Леонид Парфёнов генеральным продюсером, вышел в образе Фаринелли-кастрата, в перьях, в платье и исполнял чем-то похожим на контртенор арию Каста Дива, помнишь такое?

К.Ларина

Да, можно вспомнить Валерия Леонтьева, он в таких нарядах нам являлся!

И.Петровская

Естественно, не говоря уже о театральной и кинематографической традиции, когда мужчины переодевались в женщин. В программе Городок Илья Олейников и Юрий Стоянов изображали, как правило, пару, и Юрий Стоянов блестяще исполнял, как правило, роли женщин. Михаил Державин в дуэте с Ширвиндтом выходил в женском платье. Масса.

К.Ларина

Табаков прекрасно играл буфетчицу в замечательном спектакле «Всё на продажу».

И.Петровская

Мэри Поппинс.

К.Ларина

Погоди, мы далеко уже ушли. Ты вспомни время, когда мы с тобой ругали последними словами, сегодня это невозможно себе представить на ТВ – трансвестит вёл целое шоу. Целое регулярное еженедельное большое шоу, которое вёл трансвестит – настоящий, реальный, не игрушечный. Я уже не говорю про программу «Про это» Елены Ханги, какие там только люди не являлись, какими только фантазиями не делились.

И.Петровская

Это то, что подходит сегодня под определение «Сексуальные девиации», против которых тоже собирается бороться Роскомнадзор. Дожили, друзья, естественно, те, кто за исключительную нравственность, должны быть довольны – их, значит, к ногтю, заставят как в былые годы – кстати, это тоже было нормой на телевидении старом, выступать в приличном виде, в чёрных строгих костюмах с галстуками. И, когда появились ВИА, которые стали выступать на «Песне года», в частности, в общем, общественная-то мораль претерпела тоже определённые там колебания – когда вышли люди в каких-то цветных пиджаках, в батниках…

К.Ларина

В обтяжечку.

И.Петровская

Сейчас бы это нельзя было представить – нарушение всех моральных, нравственных и прочих норм.

К.Ларина

Можно пойти дальше, запретить балет, как это делается в некоторых странах на постсоветском пространстве, потому что в балете, помимо того, что у балерины ножки голые – что происходит у мужчин в их лосинах ,это страшно себе представить! Что подумает ребёнок, который туда попадёт?

И.Петровская

Особенно совсем маленький ребёнок, которому далеко пока до… Можно правда, ей-богу, в этом дойти до абсолютного какого-то

К.Ларина

До самой сути

И.Петровская

Да, до сути, и думаю, что история с Наливкиным примерно по уровню абсурда с этим сочетается, и через небольшое время после рекламы мы к этому вернёмся.

НОВОСТИ

И.Петровская

Продолжаем. «Человек из телевизора» и наша постоянная рубрика «Хроники абсурда», причём государственного

К.Ларина

Наши слушатели, смотрю чат ютьюба, не забывайте ставить лайки – вспоминают и другие шоу, которые сегодня невозможны. Авдотья Никитична и Евдокия Маврикиевна, а где вот эти новые русские бабки? Они куда-то делись, Цветочек и Матрёна.

И.Петровская

Почему, они появляются, просто мы не смотрим эти прекрасные произведения юмористические.

К.Ларина

Шура.

И.Петровская

Да господи, если так порыться в памяти, можно массу всяких примеров безусловно вспомнить, ну и женщины, кстати, одеваются иногда в чисто такие мужские костюмы по полотну и покрою – можно к ним предъявить претензии.

К.Ларина

Замечательный фильм «Дневник его жены» про Бунина – вся эта тема однополой любви прекрасным образом раскрывается, и фильм получил миллион призов и был одним из таких самых серьёзных фильмов своего времени. А фильм «Зимний путь» - блестящий, совершенно, посвящённый памяти контртенора Эрика Курбангалиева, там история его рассказана, который тоже был представителем сексуальных меньшинств.

И.Петровская

Один из недавних фильмов, «Человек, который удивил всех», где Евгений Цыганов как бы там в образ женщины, в женское платье переодевается, не будем пересказывать сюжет.

К.Ларина

Там всё-таки не про трансвестита, там мотивация другая, он просто прячется за другой образ.

И.Петровская

Совершенно верно. Дело в том, что иск, который был предъявлен МУЗ-ТВ по конкретным эпизодам, это тоже не про трансвеститов, а не пойми про что – претензии к тому, как люди выглядели, к тому, в каких образах они появляются на публике.

И.Петровская: История про Наливкина – это не Наливкин, это реальный депутат Рашкин

К.Ларина

Наши слушатели предлагают запретить «Гусарскую балладу».

И.Петровская

Да, у меня тоже, когда я смотрела первый раз, всё время думала: «Как же они не распознали девочку-то в этом мальчике».

К.Ларина

Давай про Наливкина – там пришли к творческой группе, которая снимала эти ролики, обвинив их в экстремизме – или что там усмотрели?

И.Петровская

В посягательстве, не помню конкретно, какая это статья, но суть в том, что во время очередной съёмки, очередного ролика с участием персонажа (это не реальный человек) Виталия Наливкина, YouTube-канал «Барракуда» существует в Уссурийске. Так вот, во время этих съёмок незадолго до выборов они по сюжету Наливкин выстрелил в какую-то заброшенню остановку, где они же в качестве реквизита установили баннер «Единой России», поставил свой собственный «Голосуйте за меня, я здесь власть. Наливкин». Разумеется, в этом усматриваются признаки государственного преступления. А дальше в этом выпуске редакция Алексея Пивоварова, то есть, это не сам Пивоваров делал – а, по-моему, Илья Егоров, рассказывают об абсурдности этих обвинений. Если бы, например, судили не Мавроди, условно, а по тем временам судили бы Лёню Голубкова.

И.Петровская

Мы про это говорили, про Катерину из «Грозы», когда про Ахеджакову вспоминали, про абсурдную историю.

К.Ларина

Именно, когда персонаж становится главной мишенью для завода государственной машины, катка, который должен это всё смести с лица земли. Одного из создателей по нынешней свежей новой традиции аж из больницы вытянули, где он лежал с жуткой почечной коликой, и отвезли на допрос, чтобы выяснить, чем стреляли в эту остановку (они кстати её потом поправили, эту остановку, и не стреляли, а это были пиротехнические эффекты – но это было неважно)

И.Петровская

Нарушение общественного порядка, вроде. Хулиганство – вот, нашла, часть 3 статьи 212 УК.

К.Ларина

Пока они проходят в качестве свидетелей, но мы знаем, что свидетели могут в любой момент оказаться обвиняемыми.

И.Петровская

Тем более, мы знаем, что у этой группы это не первый случай, девушка, которая играла в этих же роликах Елену Волк… Это всё оттуда же, это всё туда же. Это не первый случай, когда я была потрясена, напомню тебе сейчас – когда один актёр из театра «Современник» снимался в сериале про ментов и был в ментовской этой форме, и они записали шуточный ролик с пьяным ментом, в котором небольшой кусочек его актёрской импровизации, просто на телефон, в перерывах между съёмками. И выложили это в сеть – парня посадили на 10 суток! Меня поразило, что они приехали в театр «Современник», его выдали – не помню, кто там был, его выдали ментам, и помню, ещё Миша Ефремов тогда возмущался. Вечером должен был быть спектакль, где этот актёр должен был играть, из-за этого спектакль отменили, его посадили ни за что. За что его посадили?

И.Петровская

Осквернение государственного символа, коим является форма. Я предполагаю.

К.Ларина

Громкий был случай, тогда все покрутили пальцем у виска, сказали: «Это совсем уже».

И.Петровская

Тогда это казалось, года два назад, таким эксцессом, что это не практика правоприменения весьма сомнительного – а сейчас видим, что это просто были первые сигналы, первые ласточки. Кстати, мы видим в связи уже с этим, конечно, вся история Рашкин и лось выходит абсолютно пародийной, но она как раз абсолютно реальная. И когда показывают, и по телевизору тоже, в интернете они выложены, покаяния самого коммуниста Рашкина, кажется, что это знаменитая «Панорама», которая специально генерирует фейковые новости и ролики…

И.Петровская:Люди не менялись в зависимости от смены режимов и строя

К.Ларина

Доводит всё до абсурда, новостную картину

И.Петровская

И все, кто выкладывают, пишут: «Это не панорама» в скобочках. Хотя политтехнологи усматривают преследование Рашкина за гражданскую позицию, преследование коммунистов как оппозиции… Но когда ты понимаешь, что человек собственным ртом произносит вот то, что он произносит – увидел силуэт не пойми кого, выстрелил в силуэт, силуэт упал. А дальше предлагает исправить свою оплошность, промахнулся – тем, что он готов закупить лосиху, привезти в лес и выпустить ,чтобы стадо размножалось, появлялось, и таким образом он восполнит утрату, которая это сообщество лосей понесло.

К.Ларина

Я не могу без смеха это слушать

И.Петровская

Это кажется продолжением какой-то истории про Наливкина – это не Наливкин, это реальный депутат Рашкин.

К.Ларина

Про Макаревича у Соловья – был один смешной косяк у Соловья. Видно, что человек живой, когда он выходит из образа политолога, это оказывается очень живой, остроумный и какой-то приятный человек. И мыслим мы одинаково, и слушаем музыку одинаковую. Андрей на вопросы отвечал, про те или иные песни, когда они крутились вокруг тех или иных скрытых смыслов, как меняются смыслы или появляются, наоборот, в тех же «Марионетках», никто не предполагал, что это будет песня с таким глубоким смыслом антисоветским. Но вот косяк, если помнишь, такой смешной, когда он задал трагический, убийственный для интервью вопрос: «Расскажите про забавные случаи на концертах» - «Я отвечу так, вспомнил анекдот про Моисея. Вот вы 40 лет водили по пустыне евреев, у вас были забавные случаи во время этого путешествия? Нет, не было». Это очень трагический эпизод, этот вопрос убивает любое интервью. С другой стороны, там были такие зарисовки, про которые я не знала. Когда рассказывал про куратора из Обкома партии, который вызывал его и говорил, что есть академик Сахаров, есть Галич, мы их уважаем, они талантливые люди, но они наши враги. Вы уже давайте определитесь, вы с ними или с нами. Если с ними – мы поможем вам уехать. Это 80е годы, ранние. Это, конечно, Такие детали, которые гораздо больше говорят о времени, чем исторические труды. Сегодня этих кураторов и таких разговоров ведётся с поэтами, артистами, писателями, художниками- несчётное количество. В этом смысле мы вернулись опять туда же.

И.Петровская

Называется «Вперёд, в СССР» или назад – как посмотреть. Мы говорили в прошлый раз, как раз основываясь на исследовании BBC, про артистов, которые попали в стоп-листы, чёрные списки за то, что осмелились выразить свою гражданскую позицию, защитить Навального – кто выйти на митинги, кто записать ролики – в результате кого-то перестали снимать вообще, кто-то уехал вообще из страны, и там есть одна убийственная деталь, я сейчас ссылаюсь на исследование – некоторых вызывали в следственный комитет и якобы там записали их покаяния на видео – обещания, что они больше никогда не будут. Если будут – пригрозили выложить это в открытый доступ. Уму непостижимо.

К.Ларина

Важно сказать, что подтверждений этому нет.

И.Петровская

Я так и говорю, я ссылаюсь на некий текст, там многому нет подтверждения, потому что многие люди боятся говорить открыто от себя. Олеся Герасименко написала отдельный пост, что для неё всегда как для профессионала, журналиста опытного, со стажем, в общем было неприемлемым ссылаться на анонимные источники или мнения людей, которые не хотят открывать свои имена. Но поскольку в этом исследовании каждый практически первый был таким, причём она же говорила с реальными людьми, у неё есть подтверждения – люди опасаются говорить под своим именем, открывать свои лица, потому что это небезопасно, как мы понимаем.

К.Ларина

Возвращаясь к Макаревичу и Соловью, там есть деталь, на которую обратил внимание сам Андрей, что сегодня вообще представить себе невозможно, что, когда вышла та самая знаменитая статья «Рагу из синей птицы», которая размазывала группу «Машина времени», по-моему, это было в Комсомолке – после этого редакцию завалили письмами, миллионы писем пришло от возмущённых этой статьёй. Люди не то что под своими именами, а с обратным адресом писали на конверте, это ж вам не интернет анонимный – присылали письма в поддержку «Машины времени» и возмущались этой статьёй, этим поклёпом. Андрей говорит, что сегодня представить себе такое невозможно, чтобы какую-то группу или артиста так поддерживал бы народ. Или наоборот.

И.Петровская

Или комментарии «так им и надо, давно пора, давно пора прищучить, сами виноваты, заслужили»

К.Ларина

Это что такое, как ты это объясняешь?

И.Петровская

Я объясняю это тем, что люди не менялись в зависимости от смены режимов и строя. Кто-то затаился, кто-то по ходу своей жизни эволюционировал или революционировал, менял свои взгляды.

К.Ларина

Деградировал

И.Петровская

Деградировал, мягко говоря – или, наоборот, грубо говоря. Иногда же диву даёшься каким-то комментариям, которых просто не может быть. Что-то смотришь и читаешь, и там вываливается что-то такого рода.

К.Ларина

Открой комментарии к YouTube, там есть замечательные комментарии от наших слушателей и зрителей, интересные детали, вопросы, ваши отклики – но есть целые толпы каких-то абсолютно отмороженных людей. Понятно, что все под никами пишут, поди пойми, он живой, или тролль, или бот, или кто. Но сам факт – советское время ещё вспоминаю. Когда люди писали в поддержку Машины – может быть, они не отдавали себе отчёт в том, что это гражданское высказывание? Что это политика, грубо говоря. Что они просто возмущались тем, что их назвали бездарностями, а в нашем понимании они талантливые люди. А сегодня речь идёт о политических вещах – чёрт его знает. Хотя вот с Мишей Ефремовым – помнишь, как его толкали в яму, просто в спину, ногами, в расстрельную яму.

И.Петровская

Это другой эффект, когда есть отдельная сладость толкнуть и без того уже упавшего, добить и получить некое именно сладострастное удовлетворение, что был кумир, ты всё пела, это дело – а поди-ка попляши. Стоит только кому-то таким образом оступиться или не дай господь, действительно совершить какое-то серьёзное деяние – тут же набегает свора, толпа тех, кто начинает кусать со всех сторон, и вот как на притравочной станции травить этого медведя.

К.Ларина

Что касается Мемориала*, были ли какие-нибудь сюжеты?

И.Петровская

Иностранного агента

К.Ларина

Иностранного агента, были ли какие-нибудь сюжеты на федеральных каналах?

И.Петровская

Да, видела совсем недавно, обсуждали эту историю на ток-шоу «Место встречи» у Норкина. И там, естественно, большую часть составляли всякие неведомые, в основном, историки, которые говорили: «Нарушили закон, так вам и надо», а потом выступил яблочник молодой Николай Рыбаков, который напомнил о заслугах ныне иностранного агента «Мемориала*», о заслугах вот в этой важнейшей области сохранения памяти, сохранения имён о страшнейших годах репрессий, о базе, которая имеется, которую собрал иностранный агент «Мемориал*» с именами трёх миллионов репрессированных, а на самом деле их, скорее всего, ещё больше – и вот в этот момент вступил соведущий Норкина, молодой такой человек по имени Иван Трушкин, я его неоднократно видела, первое время он был скромен и голоса особо не подавал. А тут он вдруг говорит: «Приведу вам пример, когда вы говорите о том, что вот эти регалии и заслуги должны защитить конкретную организацию. Был такой очень уважаемый человек, историк, тоже там сохранял память, преподавал, его все знали, он участвовал в программах – а потом он взял, расчленил девушку, сложил её останки в сумку и бросил в реку Неву. И что, эти регалии должны теперь защитить преступника?» Николай Рыбаков дар речи потерял от этого совершенно…

И.Петровская:Отдельная сладость толкнуть и без того уже упавшего, добить и получить удовлетворение

К.Ларина

От этой аналогии

И.Петровская

Да, от этого совершенно невероятного по своему идиотизму, не побоюсь этого слова, сопоставления, этого примера. Там были какие-то внятные потом высказывания, но большинство склонялось к тому, что организация, которая действует намеренно, очерняя нашу историю, наше прошлое, приводились не менее дикие примеры. Доказывалось, например, какими-то из деятелей, что вся история по Катыни – очернительство, на самом деле не было такого. Тут даже Норкин вступил и сказал, что вообще-то даже Путин признал, что это было. На что некий историк сказал, что Путина ввели в заблуждение, он тоже человек.

К.Ларина

Этот накат, то есть, продолжается, который произошёл. Помнишь, мы с тобой обсуждали, когда началась эта нынешняя история с «Мемориалом*», когда на премьеру фильма пришли штурмовики?

И.Петровская

Но в тот момент не было реальной угрозы, что «Мемориал*» будут закрывать.

К.Ларина

«Мемориал*» - иностранный агент.

И.Петровская

Иностранный агент. А вот мне интересно, всякий раз мы должны при упоминании организации сказать «иностранный агент» или нам достаточно сказать в начале?

К.Ларина

Всякий, всякий.

И.Петровская

А можно про других говорить – не признан пока иностранным агентом, на всякий случай. Да, ты права. Единственное, что там снимали – мы боялись, что там появится такое произведение типа «Анатомии протеста», потому что снимала группа НТВ – все это подтвердили.

К.Ларина

Появится, наверное, в качестве последнего гвоздя.

И.Петровская

Может быть, если состоится судебное заседание по этому вопросу.

К.Ларина

Скажу, когда состоится – 23 и 25 ноября. 23 – по правозащитному центру в Мосгорсуде, а 25го – уже в Верховном суде по международному «Мемориалу*»

И.Петровская

По счастью, сто сейчас вдохновляет – огромное количество писем, которые появляются в защиту.

К.Ларина

Выступлений, петиций и писем.

И.Петровская

Финал наш сегодня – это старая песня опять же о главном, песня «Адвокатский вальс», написанная в 1968 году, Юлий Ким – и сегодня эту песню хочется посвятить отважным адвокатам Генри Марковичу Резнику и Илье Новикову, которе как раз будут в этих судах защищать право общества на память. Правозащитный центр «Мемориал*», который признан иностранным агентом.

<звучит песня «Адвокатский вальс»>