Человек из телевизора - 2021-10-02
И. Петровская
―
Доброе утро, дорогие наши друзья, слушатели, зрители! Добрый день, доброе утро, здравствуйте! С вами, как всегда по субботам, в прямом эфире ваш любимый, мы надеемся, и ожидаемый, всегда долгожданный «Человек из телевизора» и мы, ведущие. Ксения Ларина... Видим тебя, слышим, здравствуй!
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день всем! И Ирина Петровская в студии «Эха Москвы».
И. Петровская
―
И Ирина Петровская не одна, а вместе с Ильей Крыловым, который у нас сейчас за звукорежиссерским пультом всё это режиссирует и координирует. Начинаем!
К. Ларина
―
Нас показывает, конечно же, YouTube-канал «Эха Москвы» и канал Яндекс.Дзен — по-моему, так он называется? Друзья, конечно же, просим у вас лайков, как обычно. Это такая традиция, народная забава ведущих «Эха Москвы» — просить у вас лайки. И там, я смотрю, Ира, уже пошли вопросы и пожелания, связанные с грядущей, уже наступившей нашей программой. Опять просят про выборы. Я, честно говоря, уже устала от этой темы. Хотя она длится и длится, ее всё время обсуждают. Вот буквально вчера мы эту тему обсуждали в программе «2021» с Евгением Киселевым и с Виталием Дымарским. А сейчас перед нашей передачей я посмотрела последний выпуск «Fake News» с Машей Борзуновой — там тоже очень много интересного, в том числе и про выборы. И предыдущий выпуск «Fake News» на прошлой неделе был практически целиком и полностью посвящен выборам и тому, как освещали эти выборы на федеральных каналах. Это был Алексей Коростелев. Так что можете туда. Ну и, естественно, после нас... в смысле, не хоть потоп.
И. Петровская
―
Да я тоже испугалась.
К. Ларина
―
После нас Венедиктов. И там как раз удовлетворит все ваши выборные пожелания. Я не хочу много говорить. Давай я прямо начну читать и сразу обсуждать. По новостным темам. Время репрессий. Список новых иноагентов, уголовное дело против Романа Доброхотова, преследования участников митингов коммунистов. Я думаю, что стоит начать как раз со слов поддержки и солидарности с нашими коллегами — с Романом Доброхотовым, с Сергеем Смирновым(российские власти считают иноагентом), с Петром Верзиловым(российские власти считают иноагентом), с сотрудниками и волонтерами «Голоса»(российские власти считают иноагентом), со всеми теми, кого опять включили в этот черный список «врагов народа». Я не знаю, было ли эта тема затронута в политических шоу. Что-то там такое про это говорили или вообще игнорировали?
И. Петровская
―
Нет, они в основном обсуждают то, что убрали два немецкоязычных канала RT. Эту тему я не слышала. Но я вчера посмотрела интервью Романа Доброхотова (Insider(российские власти считают иноагентом)) Ксении Турковой на «Голосе Америки»(российские власти считают иноагентом). Он агент у нас? Иноагент или нет?
К. Ларина
―
Insider — агент.
И. Петровская
―
А «Голос Америки»?
К. Ларина
―
«Голос Америки» агент.
И. Петровская
―
Значит, вот один агент другому — имеется в виду, представитель иноагента представителю иноагента — давал интервью. По-моему, первое после того, как он покинул Россию.
К. Ларина
―
Нет.
И. Петровская
―
Было уже?
К. Ларина
―
Сразу тебе скажу чтобы быть справедливыми: было большое интервью на «Дожде»(российские власти считают иноагентом), естественно, и не одно, уже после того, как завели уголовное дело. Сейчас были последние обыски у его родителей, и было интервью на «Настоящем времени»(российские власти считают иноагентом).
И. Петровская
―
Вот это стало информационным поводом для Ксении Турковой — как раз очередные обыски у родителей. Отец — известный и уважаемый человек, профессор. Вообще какое он имеет отношение к тому, что его сын якобы незаконно покинул Россию? Хотя Роман вчера убедительно доказал, что он ничего незаконного не совершал. И более того, практически нет такой статьи. Что такое незаконный выезд? Он говорит, что всё в этом смысле было абсолютно мирно и нормально.
К. Ларина
―
Во всяком случае, подписки о невыезде он не давал.
И. Петровская
―
Никаких. И даже больше того: он не проходит обвиняемым, а проходит свидетелем.
К. Ларина
―
А сейчас уже обвиняемый.
И.Петровская: Практически нет такой статьи. Что такое незаконный выезд?
И. Петровская
―
А сейчас уже обвиняемый. Да, это быстро. Вот чего другого, а это делается быстро. Ну и, естественно, «Голос». Кстати, я вчера, когда смотрела финал шоу «Голос 60+», подумала, что, видимо, им надо как-то переименоваться, а то может получиться путаница. Потому что «Голос» у нас иноагент, и «Голос» у нас лучшее музыкальное шоу.
К. Ларина
―
Могут привлечь к этому списку иностранных агентов.
И. Петровская
―
Да, вот я об этом и говорю. И вообще там много таких иллюзий. Потому что «Голос 60+». Опять же, там телефонное голосование зрителей 60+ — это что? Можно подумать, что накрутка. В общем, бред сивой кобылы, как ни крути. Бедные люди, да, бедные все мы.
К. Ларина
―
Прости, ты видела эти кадры, когда отца Романа, Александра Доброхотова, пожилого, седого профессора, вели в «воронок» для того, чтобы везти на допрос? Это, конечно, какие-то кадры чудовищные! Хотя мы уже ко всему привыкли, но каждый раз думаешь: боже мой, ну сколько ее? Что еще будет? Вот ты рассказывал, что там уже опять автозаки стоят в центре города на всякий пожарный.
И. Петровская
―
А они, мне кажется, теперь всегда по выходным стоят. Это я к тому, что когда я сама сейчас ехала на «Эхо», то за углом, где здание Минпечати, между бульварами, почти на Пушкинской площади опять и стоят автобусы, и прогуливаются ребята в полицейской амуниции. А дальше, если ехать уже по Тверскому бульвару, стоит как бы невзначай уборочная техника, которая в любой момент, в принципе, может перегородить дорогу. Ну, видимо, действительно по субботам боятся каких-нибудь смутьянов, которые пойдут гулять в центре. А там не только смутьяны — там много народу гуляет, особенно по такой хорошей погоде.
К. Ларина
―
Сейчас видишь, у нас коммунисты опять главные враги народа — как всё перевернулось. Поэтому все эти митинги. И то, что мы видим: сейчас эта система распознавания лиц — какую службу она сослужила этим карательным органам, правоохранительным. Никто никого не разгоняет, как я понимаю, в городе, никто дубинками не бьет, зато на следующий день приходят по всем адресам.
И. Петровская
―
Ну а некого разгонять-то — особенно никто и не собирается. А с коммунистами это, конечно, какой-то просто... Я просто вспоминаю уже забытый мною роман Горького «Мать». Возможно, скоро, если вот так судить по тому, как развиваются события, коммунисты будут так же таится, устраивать маевки, какие-то собрания, читать «Капитал» Маркса или не знаю, что сегодня входит в список запрещенной литературы. Но это уже просто какой-то скверный анекдот. Ну давай дальше пойдем.
К. Ларина
―
Так, прощания. Кирилл Разлогов — историк кино, киновед. Совершенно внезапная кончина человека не старого и не слишком глубоко больного, всегда в прекрасной форме. Хотя он и перенес серьезную операцию на сердце, но всё равно как-то неожиданно это случилось. Удивительно, что человека уже нет, а его программы, его премьеры еще идут. Вот буквально на следующей неделе очередная передача «Культ кино» с Кириллом Разлоговым, которой поменяли название теперь это программа памяти Кирилла Разлогова. Но в кадре вы его увидите — он будет представлять очередной фильм из золотого фонда мирового кино. По-моему, бразильский фильм, который он представит. У меня такое ощущение, что наверняка впереди программы у него уже записаны какие-то его вступительные слова, Так что мы его еще увидим.
И.Петровская: Может получиться путаница. «Голос» у нас иноагент, и «Голос» у нас лучшее музыкальное шоу
И. Петровская
―
Ну да. Я не была близко знакома с Кириллом Эмильевичем, но, естественно, хорошо знала и смотрела его программы и читала то, что он писал. А сейчас я читала огромное количество воспоминаний о нем в Фейсбуке людей, которые реально или были с ним близки, или работали. В общем, из всего этого объема мемуаров, можно сказать, вырисовывается, конечно, фигура большого масштаба, которого, конечно (и масштаба, и такого человека) будет очень серьезно нам всем не хватать.
К. Ларина
―
Интервью недели. Конечно же, самое резонансное, обсуждаемое (всех просто трясет) — это миллиардер Сергей Пугачев в интервью Дмитрию Гордону раскрывает кремлевские тайны. И делает он это в течение 5,5 часов, как Путин. Это, конечно, по-моему, рекорд. Я такого не помню, Ира, было такое?
И. Петровская
―
Я тоже не помню. Но просто это, мне кажется, такая всё нарастающая практика, когда всё, что записали, выдается в эфир. Мы прекрасно понимаем, что вполне можно монтировать, и от этого качество этого продукта не изменится. Честно говоря, я не смогла смотреть 5 часов. Я сломалась. И временами меня просто обуревал и одолевал хохот. Потому что это какая-то современная версия (это уже многие написали) Хлестакова.
К. Ларина
―
Да-да, политическая хлестаковщина, как сказал Женя Киселев.
И. Петровская
―
Который рассказывает так и о таком, что можно сделать вывод, что в принципе вся новейшая история России творилась, безусловно, им. В его руках были марионетки, которых он расставлял по разным постам, включая Владимира Владимировича Путина, который, конечно, без Пугачева, наверное, не достиг бы таких невероятных вершин. Поэтому когда я поняла, что у меня преобладает всё-таки такая смеховая реакция, я прекратила этот просмотр. Плюс 5 часов, честно говоря, у меня просто нет.
К. Ларина
―
А можно несколько дней смотреть, как сериал. На самом деле спасибо Дмитрию Ильичу Гордону, за то, что он очень оперативно делает расшифровки.
И. Петровская
―
Да, я потом читала кое-что.
К. Ларина
―
Да, там, если что, вы можете не смотреть, а просто пролистать — целиком весь разговор расшифрован. Конечно, там есть какие-то интересные вещи, а какие-то действительно комические. Но там, тоже в обсуждениях, люди говорят: «А он не боится, что его убьют?». Слушайте, он уже такого типа интервью давал. И то же самое все подумали и так же обсуждали. По-моему, это была Ксения Собчак. И тоже все говорили: «Боже мой!».
И. Петровская
―
И еще была Жанна Немцова. Он давал два интервью.
К. Ларина
―
Ну, у Жанны оно небольшое по формату, а вот с Ксенией это было, ну, не 5 часов, но около 2 часов уж точно там было. И тоже все говорили: «Его же убьют, убьют». Вообще ощущение у меня и тогда было, и сейчас тем более утвердилось: во-первых, какой-то очень мутный, как говорится, персонаж. Непонятно ни происхождение, ни образование. Вот я всё время пыталась понять, кто он вообще по специальности. Он как-то так очень кокетливо уходит от этого вопроса.
И. Петровская
―
Нет, там в начале есть что-то, что у него экономическое образование.
К. Ларина
―
Но он не назвал. Он сказал, что несколько высших образований, и «в финале я окончил Институт методологии знания». Ты знаешь такой институт?
И. Петровская
―
Нет, но буду теперь стремиться узнать. Нет, там есть смешные вещи. Когда, например, в самом начале Гордон его спрашивает о том, что он когда-то сидел по статье — мошенничество или валютные операции. И дальше он начинает какую-то действительно крайне мутную историю, а когда он спрашивает: «Где сидел?», он говорит: «Где надо, там и сидел». Хороший ответ.
К. Ларина
―
Очень мутный. Вообще у него язык — ты обратила внимание? Мне кажется, что язык всегда человека выдает. Во всяком случае, его сущность, если он не является профессиональным... Слово хочу подобрать приличное. Профессиональный болтуном. Мы таких тоже знаем. Человека включишь, и он может разговаривать круглые сутки, уболтает тебя. Он не такой, конечно, не Цицерон. Поэтому из него вылезают такие вещи, которые немножко сбивают. Думаешь: боже мой, как можно вообще говорить на таком языке? Этот человек — он вообще учился где-то, читал какие-то книги? А вообще не аферист ли он? Ира, у меня вот такой вопрос возник. В то время, в 90-е годы вокруг этой Администрации президента кто только не вертелся. Вы посмотрите на этих людей — у нас хроника осталась, можно посмотреть. Кого там только нет! Каждой твари по трое.
И. Петровская
―
Аферист не аферист, а какие-то… Не какие-то — его официально называют миллиардером. Просто так даже в те времена, когда практически можно было идти и подбирать то, что валялось под ногами, всё-таки такие деньги не зарабатывают. А то, что, безусловно, мы говорим «Хлестаков» — а кто такой Хлестаков? Самый настоящий аферист. Только тот более обаятельный и веселый аферист — наш-то Хлестаков, Иван-то Александрович. А здесь мы имеем дело действительно с таким более мутным персонажем, которому зачем-то надо выглядеть значительнее, чем он, вероятно, на самом деле был в то время и тем более сейчас является. Вот это вопрос мотива: для чего этот человек дает это интервью? При том, судя по описанию, именно он сам позвонил, вышел на Дмитрия Гордона и предложил записать такое интервью в Ницце, то есть во Франции, где этот товарищ проживает, причем давно.
К. Ларина
―
Короче, интервью он дает регулярно. Раз в 2 года он хочет рассказать очередные кремлевские тайны.
И. Петровская
―
Но видишь, он думает, вероятно, что его забыли или подзабыли, и хочет каким-то образом про себя напомнить. Может, так он посылает какой-то месседж: я 2 часа давал интервью Ксении Собчак, потом еще, а теперь я 5 часов наговорил. А если вы будете плохо себя вести, то я и все 10 наговорю. Может быть — кто их знает?
К. Ларина
―
Давайте я прочту весь список интервью, а там уж Ира сама выберет, про что ей захочется сказать. Полиглот Дмитрий Петров — это, кстати, в качестве рекомендации скажу, что это канал «Нормальные люди». Я на него уже обратила внимание. Ведущий — Александр Мурашов, наш коллега-журналист, работает на «Маяке». У него хорошие интервью. Я вот смотрела предыдущее — собственно, с чего началось мое знакомство с этим каналом — интервью с Борисом Гребенщиковым. Тяжелейший собеседник — проверено на себе. Нужно найти к нему какой-то ключик для того, чтобы разговор получился. Вот у Александра это получилось, отличное интервью. Теперь вот Дмитрий Петров, которого вы все знаете как ведущего на канале «Культура». Как называется программа, не помнишь? Учим иностранные языки — «Полиглот»?
И. Петровская
―
Не помню как точно, но да, по-моему, «Полиглот».
К. Ларина
―
Вы знаете этот цикл. Известный преподаватель, который с нуля может научить любому языку за 10 занятий. Наверняка видели на «Культуре» его программы. У меня всегда тоже было такое достаточно скептическое ощущение к нему как к лингвисту и к преподавателю. Мне тоже казалось, что это какая-то афера.
И. Петровская
―
Это как реклама «Зубы за 1 день».
К. Ларина
―
Да-да. Но вы знаете, после этого интервью я к нему совсем по-другому стала относиться. Очень интересный человек с очень интересной биографией, со своим взглядом на мир. Много чего повидал в жизни. Ну и вообще человек, который фанат своей профессии, своей специальности. Это всегда вызывает огромное уважение. Посмотрите обязательно! Татьяна Лазарева и Софья Шац у Анны Монгайт — это, как я понимаю, цикл «Дочки-матери» на «Дожде» (иностранном агенте). Виктория Севрюкова, художник по костюмам, в программе «Скажи Гордеевой» канал Екатерины Гордеевой. Пока всё. Что ты скажешь про то, что я прочитала? Что тебя там возбудило?
И. Петровская
―
Меня не то чтобы возбудило, но я с огромным интересом посмотрела «Скажи Гордеевой» с художником по костюмам Викторией Севрюковой. Там самое интересное — там, по-моему, даже есть подзаголовок или заголовок этого интервью — «История России в трусах». Имеется в виду нижнее белье. Она описывает разные периоды, когда и по какой причине было именно такое белье, а не сякое. В частности, там есть тема, например, нижнее белье эпохи Гулага. Она рассказывает про свою встречу с Татьяной Окуневской и показывает, между прочим, то, что носили женщины в лагерях. И рассказывает историю, что Татьяна Окуневская, рафинированная, совершенно невероятная светская женщина, актриса, рассказала ей, что когда она возвращалась из лагеря, она всё это белье выкинула из окна — настолько оно было омерзительно. Вернулась, вышла на вокзале к дочери, которая ее встречала, в пальто на голое тело. Потому что она уже не могла представить, что вот это всё на ней будет надето.
К. Ларина
―
А что это за белье? Как это выглядело?
И. Петровская
―
Ну, видимо, какие-то сшитые из каких-то, не знаю, тряпок, что ли, вот эти бюстгальтеры, какие-то немыслимые панталоны — назовем их так. Хотя это, конечно, не панталоны, а не пойми чего. Поэтому посмотрите. И плюс вообще это у нее такая философия не то чтобы отношения к человеку, а понимания человека через то, как и почему он что-то надевает. И вообще почему он надевает — необязательно белье. Рассказывает и про то, как она придумывает театральные костюмы. Очень интересно. Она и сама по себе какая-то невероятно обаятельная женщина.
К. Ларина
―
Я, кстати, прочитала, что это Кирилл Серебренников посоветовал взять Викторию Севрюкову в качестве героини для этой передачи Екатерины Гордеевой. Потому что действительно, помимо того, что она талантливый художник, она харизматичная личность, какая-то очень яркая. Я пока не видела, но обязательно посмотрю. Тем более сейчас, после рекомендации Иры. А Татьяну и дочку Соню ты смотрела?
И. Петровская
―
Частично. Абсолютно восхищаясь...
К. Ларина
―
Материнской толерантностью.
И. Петровская
―
Именно! Сейчас вот, буквально по ходу, я шла в студию, а наша Ксения Басилашвили выходила. И она сказала, что она тоже по нашей с тобой наводке посмотрела вот эту программу «Дочки-матери» и так же, как и мы с тобой, восхищена толерантностью Таня Лазаревой. Материнской толерантностью. Потому что, как сказала Ксения — сейчас не вспомню точную фразу, но, в общем, дочка довольно своенравная, так скажем. Это я говорю.
К. Ларина
―
Ну да, и там нужно, конечно, решится, через что-то внутри себя переступить для того, чтобы принимать человека таким, каким он является. Впрочем, мы вас так пугаем — хорошая девчонка, неглупая, со своим видением мира. Но она принимает такие решения, которые она принимает сейчас, в свои 23 года. И слава богу, что рядом есть такие родители, которые ее принимают такой, какой она является. Естественно, они ее будут страховать — куда деваться? Мы ж такие.
И. Петровская
―
А помнишь, у нас на «Эхе» тоже была такая программа «Отцы и дети»? Был период.
К. Ларина
―
Ты там была, кстати.
И. Петровская
―
Я была со своей дочерью.
К. Ларина
―
У меня в гостях!
И. Петровская
―
У тебя и у Льва Гулько. Ей было лет 12. Она так себя показала, что когда мы вышли, наш Алексей Алексеевич Венедиктов буквально катался по полу и ржал, извините за грубое слово, потому что там было много всего. У нас новости, мы вернемся.НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Мы продолжаем. Ксения Ларина…
К. Ларина
―
Ну и новости у вас, я тебе скажу! Это что же такое, Ира?
И. Петровская
―
Да, одна другой краше. Особенно я представила вот эту сцену: а если, например, Лия Ахеджакова не пойдет на этот допрос, или как у них называется? Ее как, под белы руки потащит?
К. Ларина
―
Да, принудительно. Мы же видели, как Александра Доброхотова тащили под белы руки в автозак.
И. Петровская
―
Ну, его не тащили, он шел, но тем не менее. Поразительно, что угрожают эти самые офицеры, или кто там, России, а при этом вызывают в Следственный комитет Лию Ахеджакову. Они грозятся разбрасывать фекалии — они уже там что-то такое приволакивали к зданию театра, не помню чего. Они угрожают, а отвечать за это должны артисты, должен театр и, самое главное, Лия Ахеджакова, самый большой враг нашего отечества и народа.
К. Ларина
―
Они приносили похоронные венки. Но вообще просто вдумайтесь — само сочетание: офицеры России грозятся разбрасывать свои фекалии в театре!
И. Петровская
―
«Свои» они не сказали.
И.Петровская: Угрожают эти самые офицеры России, а вызывают в СК Лию Ахеджакову
К. Ларина
―
Ну а откуда они их возьмут? Купят в магазине? В военторге? Как говорит наш президент: «В любом военторге можно купить». Фекалии тоже теперь продают? Понятно, что свои — а чьи же они? Или они будут у кого-нибудь попросить? Солдат-срочников? Вот скажи мне, Ира, это что же за офицеры России такие? Раньше-то офицеры были какие, помнишь? Читала Чехова, небось, или Куприна? Вот это были офицеры России. А это что такое?
И. Петровская
―
А песня? «Ваше сердце под прицелом. За Россию и куда-то до конца». «Офицеры-россияне, пусть свобода воссияет». Извините, но первое, что приходит на ум...
К. Ларина
―
Дерьмовые они офицеры России. Это просто позор какой-то.
И. Петровская
―
Слушай, можно как угодно самоназваться, и будет ощущение, что они выступают от имени всех офицеров. На самом деле это оскорбление офицерам России.
К. Ларина
―
Так пусть офицеры как-нибудь вообще проснутся тогда, если они есть в России. Настоящие офицеры России — они же есть?
И. Петровская
―
И что они сделают? Морду пойдут бить?
К. Ларина
―
Ну почему морду бить? Офицеры не должны бить морду. Они должны сказать, что это не офицеры. Вот люди, которые представляются офицерами России — это такие, как помнишь, в фильме Мимино: «Такие, как вы, позорят нацию». Помнишь, когда профессор Хачикян пришел? Как-то дистанцироваться от этого, потому что это же пятно на весь этаж.
И. Петровская
―
Я очень надеюсь, что всё-таки Лию Ахеджакову не потащат в Следственный комитет. А если она туда, допустим, решит идти сама, то, может быть, настоящие офицеры, которые работают в Следственном комитете, принесут ей извинения за тех, которые так себя называют. Но это, естественно, иллюзия и идеализм чистой воды. А сколько нервов при этом бедная — она не бедная, но, тем не менее, не очень здоровый человек — наша Лия Ахеджакова потратит. Это будет на совести всех, кто это затевает.
К. Ларина
―
Я еще удивляюсь каждый раз, когда это происходит, молчанию театрального цеха, цеха творческой интеллигенции. Ведь эта история тянется достаточно давно. И тогда были какие-то точечные выступления и возмущения. Кто-то записывал какие-то видеообращения — Константин Аркадьевич Райкин, по-моему, еще кто-то. Но всё это было так разбросано, что никто этого не слышал, по сути. А вот так, чтобы солидарно выступить или хотя бы от имени Союза театральных деятелей призвать заткнуться и прекратить даже трогать эту тему: кто там ругается матом на сцене, кто плохо выглядит на сцене, кто пьяный на сцене… Люди всерьез начинают это обсуждать. Потому что речь же идет не о пьяной Ахеджаковой или, не знаю, о матерящемся Басилашвили, или еще о ком-то. Это всё герои, вымышленные персонажи, которые появляются на сцене в литературном драматургическом произведении. Это искусство, блин! Ну как можно так обсуждать? Нужно не Ахеджакову вызывать в Следственный комитет, а дойти до абсурда и вызвать героиню, которую она играет. Так и написать: «Явиться госпоже такой-то» — не знаю как зовут.
И. Петровская
―
Катерине из «Грозы».
К. Ларина
―
Да, Катерине из «Грозы» явиться на допрос в Следственный комитет в связи с обвинениями в очернении российской действительности.
И. Петровская
―
А также пропагандой суицида.
К. Ларина
―
Да, пожалуйста, давайте дойдем. Тогда это будет правда. Эту бабушку, которую играет Ахеджакова в этом спектакле, могут играть (и будут играть и играли до нее, потому что пьеса не новая) многие и многие артистки. Давай их всех вызовем. Чушь какая-то!
И. Петровская
―
Нет, думаю, что, помимо всего прочего, конечно, Лии еще и подспудно инкриминируется ее активная гражданская позиция — то, что она дает интервью по самым разным актуальным поводам, защищает тех, кого порядочным людям положено защищать. И в отличие от многих моих коллег...
К. Ларина
―
Очень удобная мишень.
И. Петровская
―
Да-да. Не просто мишень удобная, а это именно такая тоже черная метка. Слишком много говорит, слишком темпераментно и убедительно это делает. А что касается солидарности, это тот самый случай, когда есть солидарность, нет солидарности — это, как мы видим, ни на что не влияет.
К. Ларина
―
Это поддерживает человека. Моральная поддержка необходима! Что же человек остается один на один с бредом? С бредом абсолютным! И никто его не защитит и не скажет: «Товарищи, это бред, такого быть не может». Они же сейчас, этот общественный совет под предводительством Лермонтова, потомка, собираются дальше делать какие-то слушания, проверять репертуары театров, содержание выставок, содержание каких-то перформансов и культурных акций на предмет соответствия стратегии национальной безопасности. И никто их не останавливает. Они продолжают это декларировать. А в этом совете, помимо Лермонтова, которого мы не знаем — там же есть люди, которые действительно представители искусства. Тот же Николай Бурляев. Как к нему ни относись, но он артист. Он тоже иногда играет в кино не самых положительных, не самых великих людей - такое бывало в его жизни, правда же? Не всё же он Лермонтова играл — что-то еще было. Ну как объяснить, что к искусству это не имеет никакого отношения, эти обвинения?
И. Петровская
―
Дальше пошли.
К. Ларина
―
Сейчас я открою, что я тут написала. А, вот Ширвиндты мне очень понравились. Не знаю, видела Ира или нет. Я прямо такое удовольствие получила! Не видела?
И.Петровская: Это тот самый случай, когда есть солидарность, нет солидарности — это, как мы видим, ни на что не влияет
И. Петровская
―
Я не поняла, что?
К. Ларина
―
Ширвиндты.
И. Петровская
―
А, Ширвиндты прекрасны, да. Михаил Ширвиндт на даче у своих родителей разговаривает с ними об их жизни, ну и о своей частично. Начиная с самого начала — как познакомились, как жили, как дружили. Там вот эта невероятная домашняя атмосфера, которая задает тон всему разговору. Он огромный на самом деле. Я посмотрела — там уже довольно много просмотров. И конечно, там вот это ощущение абсолютной семейной гармонии при разности темпераментов, характеров Александра Анатольевича и его жены. Но вот это ощущение полного согласия (в 70 лет люди только знакомы), согласия с самим собой, друг с другом в проживаемой жизни — оно прямо пробивает с этого экрана.
К. Ларина
―
Там они очень смешно друг друга поправляют.
И. Петровская
―
И смешно безумно. Именно поэтому всё прекрасно друг про друга понимают. И этот стиль, который, безусловно, скорее всего, всё-таки фирменный стиль Ширвиндта-старшего. Но этот стиль буквально с молоком матери впитал Миша, его сын.
К. Ларина
―
С молоком отца.
И. Петровская
―
С молоком отца и матери, да. Это замечательно. Если у вас будет такое настроение получить удовольствие, включите и гарантированно получите это удовольствие.
К. Ларина
―
Оторваться невозможно. Я надеюсь, что это такое начало нового цикла — такие мемуарные посиделки, как назвал Миша на канале. Это, чтобы вы понимали, на канале Михаила Ширвиндта, YouTube-канал — обратите внимание. Он там, кстати, спрашивал, как назвать. Я, в том числе, тоже предложила среди комментаторов — написала, что можно назвать «Помнишь ли ты?». Ой, я обещала не петь. «Помнишь ли ты?» — ария из Сильвы, знаменитый дуэт. Здесь, конечно, хронологии никакой нет, но атмосфера разговора завораживающая. Но это дар. И кстати, буквально после этого Александр Анатольевич принял решение наконец уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры. Я считаю, правильно сделал. Его не отпускали, он давно собирался это сделать, но никак. Так что молодец — сохранит свое здоровье, побережется немножко. Потому что это работа адова.
И. Петровская
―
Теперь дополнительная интрига. Сейчас наверняка начнется битва за то, чтобы сесть в это кресло. Вот дополнительная интрига, кто туда попадет. Пока никаких слухов не доходило.
К. Ларина
―
А я тебе скажу. Мы как раз вчера с Андреем Могучим разговаривали в «Дифирамбе», что очередь не стоит из главных режиссеров. Не хотят на эту должность идти люди. Это очень тяжелый труд. Хотят быть режиссерами, но не хотят быть главными режиссерами. Очень тяжелый труд. Очень редкие люди об этом мечтают и, собственно говоря, очень редко у кого это получается. Я не знаю, я бы предложила Павла Сафонова. Он ставил в Театре сатиры несколько спектаклей, и вообще замечательный режиссер — молодой, очень яркий. Или Антон Яковлев тоже интересный, сын Юрий Васильевича, тоже замечательный режиссер.
И. Петровская
―
Да, кстати, как раз его упоминала Алена Яковлева, которая в этом театре давно служит.
К. Ларина
―
Выпуски «Редакции» — о «Кинотавре» (Саша Сулим) и о Горном Алтае (Алексей Пивоваров).
И. Петровская
―
Горный Алтай — дико интересно, потому что это какая-то совершенно отдельная вселенная со своей историей, мистикой, легендами. Видимо, необыкновенно притягательная, потому что я часто слышу, как даже многие знакомые отправляются туда именно в такие путешествия. «Кинотавр» Саши Сулим для меня разочарование, потому что мне показалось, что ничего... Там был довольно громкий анонс, что она не только о фестивале «Кинотавр» рассказывает, но она проникла и как бы изучает подноготную, как всё это устроено. Но на мой взгляд, получилось как-то довольно традиционно, уныло. Никаких там открытий, собственно, нет. То, что организаторы любого фестиваля пытаются всегда обходить острые углы в смысле актуальной политики, потому что хотят сохранить свое детище — это для всех очевидно. Но одно дело как-то впрямую этого не касаться, а другое дело поступать компромиссно. Ничего в этом такого необыкновенного нет. Поэтому, к сожалению, это разочарование. В отличие от других работ Саши Сулим, в которых она себя проявляла просто таким настоящим журналистом-расследователем. Кстати, здесь сказано, что ее основная профессия (или первая) — киновед. Поэтому она вроде как поехала делать этот материал не как посторонний человек. Но вот, к сожалению, ее нынешний профиль намного интереснее, чем то, что, видимо, было в самом начале ее творческого пути.
К. Ларина
―
Я согласна. Я так поняла, что она, скорее всего, просто по образованию киновед. Я не помню, чтобы она работала киноведом. Но согласна, что ничего здесь нет — никакой оригинальности, никакой глубины. Достаточно дежурные синхроны, вопросы, которые задает любой средний корреспондент. Но при этом я вообще не поняла, зачем. Мотивация-то какая? В чем была задумка? Даже по тому, как этот репортаж, этот материал сделан, я не поняла, про что он, что они хотели. Потому что иногда не получается, но ты хотя бы видишь какой-то задел, понимаешь идею. Она может не получиться, но ты ее чувствуешь. А здесь я даже идеи не поняла. Потому что я вспоминала: у нее не первый опыт, когда она делает про творчество. Она делала замечательный спецреп с Мотыгинским театром. Помнишь?
И. Петровская
―
Да, очень интересный.
К. Ларина
―
Прекрасный! Там абсолютно другая среда. Я имею в виду, не географическая, а театральная среда. Она другая, она тоже не пускает каждого журналиста, случайно зашедшего.
И. Петровская
―
Но это было интересно и географически тоже. Маленький театрик где-то на краю земли. И тем не менее, он такое событие для этого места.
К. Ларина
―
И там действительно были человеческие характеры разные, какие-то портреты. И вот это сочетание актерских амбиций, которые произрастают в этом поле или заснеженном пространстве — по сути, в степи. И как они произрастают. Кстати, так они этот театр-то и закрыли.
И. Петровская
―
Да, я тоже читала.
К. Ларина
―
Вынуждены были уехать.
И. Петровская
―
Но это и подвижничество такое невероятное.
К. Ларина
―
И там была идея, которая, согласись, получилась. Жалко. Что-то я хотел еще сказать?
И. Петровская
―
Давай вспомним...
К. Ларина
―
Сейчас, Ира, прости, ради бога. Буквально сейчас, в перерыве, увидела, что Верники на YouTube-канале «Культура» выложили свой новый эфир с Филиппом Янковским. Вот только-только. Так что если вы пропустили — не знаю, когда он был в телевизоре, но он же есть в YouTube. Обязательно посмотрите. Я буду с нетерпением ждать этой встречи, потому что просто одна из моих любимых программ интервью стала на телевидении. Скажи?
И. Петровская
―
Скажу, да. Но я с Янковским не видела. По-моему, они выходят по пятницам.
К. Ларина
―
Наверное, вчера он был.
И. Петровская
―
Да, может быть, вчерашний. Пока мы не подошли уже окончательно к финалу, я бы хотела вспомнить юбиляров этой недели, впрямую имеющих отношение — то есть к самым настоящим «человекам из телевизора». По мере поступления юбилеев. 27 сентября, по-моему, отметил совершенно не сочетающуюся с ним цифру — 75 лет — Дмитрий Крылов. Дмитрий Дмитриевич Крылов, давний автор и ведущий программы «Непутевые заметки». Вы их все их прекрасно знаете, смотрите. И был фильм, ему посвященный, на Первом канале, который незамысловато назывался «Непутевый Крылов». Я терпеть не могу, кстати, когда обыгрываются либо названия программ в названиях фильмов о них, об авторах программ, либо фамилии. Вот было 65 лет Юрию Морозу, и, естественно, под каким названием вышел фильм на Первом канале? Угадай!
К. Ларина
―
«Мороз и солнце»?
И. Петровская
―
Yes, of course. «Мороз и солнце».
К. Ларина
―
Что, правда?!
И. Петровская
―
Абсолютно! «Мороз и солнце». А вот здесь «Непутевый Крылов». И там в анонсе мне понравилось (этот фильм делал Сергей Медведев, которого вы знаете — он постоянный автор вот такой документалки): «Секрет долголетия самой программы «Непутевые заметки» и высоких рейтингов — в его авторе. Это приличный человек на приличном телевидении». Вот удивительно, что это прозвучало в анонсе.
К. Ларина
―
Кошмар!
И. Петровская
―
Но в реальности да, Дима Крылов более чем приличный. Извините, я говорю так, потому что мы знакомы со времен, когда он еще делал «Спутник телезрителя» в начале 90-х. Тоже интересно: тогда само телевидение было предметом изучения, исследования и даже специальной программы, в которой Дмитрий Крылов рассказывал о разных новинках, разных каналах, о героях и так далее. Потом это трансформировалось в «Телескоп», а потом уже начались эти «Непутевые заметки». Он, конечно, человек невероятный. Мы его знаем не только как нашего телевизионного коллегу, но еще когда уже появился Facebook (я думаю, ты тоже читаешь), оказалось, что у него необыкновенно легкий и остроумный слог, письмо. Те посты, которые он пишет, дико интересно читать. Но, опять же, еще, помимо всего прочего, человек с активной гражданской позицией, которую он не скрывал.
И.Петровская: Дима Крылов более чем приличный
К. Ларина
―
И с биографией. Его вообще не должно было быть! Меня всё это поражало. Когда я узнала об истории его рождения, появления на свет — это что-то фантастическое! Я не знаю, в фильме про это было? Что он родился в шлюпке в Охотском море. Вот он сейчас, кстати, отмечал свой юбилей именно там, в месте своего рождения на берегу Охотского моря в маленьком поселке.
И. Петровская
―
Более того, отец как раз в этом же Охотском море погиб незадолго до того, как Дмитрий-младший, наш Дмитрий Дмитриевич родился.
К. Ларина
―
За 9 дней до его рождения.
И. Петровская
―
За 9 дней до его рождения, да. Ну и плюс потом отчасти была и его театральная история. Много чего прошел Дмитрий Крылов.
К. Ларина
―
Так, 2 минуты на Сагалаева.
И. Петровская
―
Да, но дело в том, что у Эдуарда Михайловича, человека знакового для современного телевидения, юбилей только завтра. Ему тоже исполняется 75 лет. Поэтому по традиции...
К. Ларина
―
Кино будет?
И. Петровская
―
Кино было на этой неделе. Только это было кино не о Сагалаеве, а это было кино самого Эдуарда Сагалаева. Называлось «Индийские йоги среди нас». У Эдуарда Сагалаева есть такое — даже не знаю, назвать это увлечением, но одна из его ипостасей: он давно увлекся Индией, индийской культурой, цивилизацией. И даже снял в свое время целый цикл — по-моему, он шел на ТНТ, сериал. Вот здесь фильм рассказывает о религиозном фестивале, на котором он не один раз бывал, прямо в самой Индии. Тоже очень интересно. Надеюсь, что завтра телевидение поздравит одного из своих важнейших человеков с юбилеем. А мы имеем это в виду, но, опять же, не поздравляем заранее, потому как считается, что плохая примета.
К. Ларина
―
Ну что, мы должны заканчивать. У нас сегодня много было таких рефренов в сторону 90-х годов. И вот песня, которой мы завершим наш сегодняшний эфир — она тоже из 90-х. Это Игорь Тальков, и песня называется очень актуально и пророчески. Песня называется «Враг народа». Это к нашим спискам «врагов народа». Песня о том (говорю я как сурдопереводчик), кто такие настоящие враги народа. Игорь Тальков. А мы прощаемся с вами, пока!