Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2021-07-03

03.07.2021
Человек из телевизора - 2021-07-03 Скачать

И. Петровская

Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели и зрители! С вами, как всегда по субботам, в прямом эфире программа «Человек из телевизора». Вот я вижу на экране внезапно исчезнувшую, но вновь появившуюся Ксению Ларину. Ура-ура! Здравствуй, дорогой товарищ!

К. Ларина

Здравствуйте! Меня слышно, видно?

И. Петровская

Да, слава тебе Господи. А то я уже начала волноваться.

К. Ларина

Ну так всегда, понимаешь. Прямо обидно! Всё хорошо, но в тот самый момент, когда надо, всё отрубается. Вот как так может быть?

И. Петровская

Будем надеяться, что этого в течение нашего времени не произойдет. Здесь, в студии, я, Ирина Петровская, и за звукорежиссерским пультом Кирилл Бурсин. Ну и давай сразу к делу. Читай, чего мы там выловили.

К. Ларина

Да, у нас как раз всё меньше и меньше таких ярких событий, поскольку, как ни крути, всё равно лето дает о себе знать. Событий крупных, премьерных я что-то прямо особо и не вижу. Но, тем не менее, да, насобирали. Самое главное, конечно — это две пресс-конференции: прямая линия президента Владимира Путина и пресс-конференция тренера сборной по чему? — по футболу Станислава Черчесова. Ребята, те, кто не видел, посмотрите — это отдельная песня, отдельное зрелище. Даже если вы футбол не любите, не знаете и вообще не представляете, как в него играют, всё равно посмотрите. Это, конечно, очень интересно. Ну а дальше то, что касается выпусков различных программ — вот что у нас есть. Алексей Агранович в «Hard Day's Night». Алексей Агранович — актер и режиссер, и с недавних пор художественный руководитель «Гоголь-центра». Евгения Беркович у Екатерины Гордеевой в программе «Скажи Гордеевой». Стрим Парфенова, который он обещал вам — большой, прямоэфирный. И он это сделал — 1,5 часа в прямом эфире отвечал на ваши вопросы на «Парфеноне». «Проект» — расследование о богатствах Колокольцева, которое стало очередной точкой новых обысков, новых арестов и новых уголовных дел. Карен Шаинян у Евгении Альбац на канале Альбац «New Times». Отар Иоселиани у Дмитрия Гордона в большом эфире. Ну, прямая линия Путина — я сказала. Собчак про якутское кино — выпуск «Осторожно, Собчак», очень интересный. Станислав Черчесов — сказала. Ну, собственно, и всё. Футбол — лучшее, что у нас есть. А, еще, кстати, Ира, я буквально перед началом эфира посмотрела выпуск «БиКоз» Михаила Козырева с участием актера Антона Васильева и креативного продюсера Натальи Исаковой. Они как раз участники проекта сериала «Хрустальный». Те, кто этот фильм смотрел, обязательно посмотрите это интервью. Оно идет минут 20. Мне кажется, оно очень важное и для тех, кто фильм смотрел, и, собственно говоря, для тех, кто не видел. Вот, пожалуй, всё.

И.Петровская: За эти 20 лет произошла фактически цифровая технологическая революция

И. Петровская

Еще, пожалуй, давай упомянем «Редакцию» — очередной выпуск, который посвящен средневековью и неким сравнительным характеристикам. Когда говорят, что мы скатываемся в средневековье, так ли это регрессивно или, наоборот, в средневековье было что-то такое позитивное. Хотя есть и какие-то прямые ужасные аналогии вроде охоты на ведьм впрямую. Там приводят, естественно, пример уголовного преследования «Pussy Riot». Посмотрите, очень любопытно.

К. Ларина

Ну и, конечно, у нас ни одна неделя не проходит без потерь — чудовищных потерь, внезапных потерь. Это может быть связано и с общим ковидным состоянием в стране, но и не только. Это какой-то сгусток несчастий. Вот я каждый день листаю нашу френдленту — у нас, собственно, всё пересекается с Ирой; естественно, все наши друзья общие. Там просто какая-то непрекращающаяся беда. Я хочу помянуть, конечно же, внезапно ушедшую Ксюшу Драгунскую… Опять у меня всё отключилось.

И. Петровская

Нет, тебя видно и слышно.

К. Ларина

Конец. Всё прервалось опять.

И. Петровская

Мы тебя видим и слышим. Я тебя слышу. Ты нас слышишь? Сейчас будем налаживать, но пока, чтобы не терять времени, скажу, что Ксения Драгунская, драматург, писатель, на этой неделе, буквально позавчера, абсолютно внезапно, не от ковида, умерла, будучи еще совершенно молодым человеком. Это ужасно горько, больно и несправедливо. И, конечно, еще одна потеря. Думаю, особенно наши зрители и слушатели старшего поколения, конечно, скорбят по поводу ухода из жизни (тоже не ковидного, а от каких-то других тяжелых хронических заболеваний) народного артиста (как его называют, «главный цыган России») Николая Сличенко. Вчера был довольно теплый, я бы сказала, эфир у Андрея Малахова в программе «Прямой эфир». Вчера это произошло, и вчера же вечером вспоминали Николая Сличенко, показывали фрагменты его записей, когда он исполняет и цыганские песни, и русские романсы. Конечно, это очень всем печально. Хотя прожил Николай Сличенко долгую, красивую, насыщенную жизнь. Фактически много лет, десятилетий руководил единственным в мире цыганским театром «Ромэн» и, естественно, завоевал сердца огромного количества поклонников и почитательниц. Ксения по-прежнему не с нами, к сожалению. Как бы нам ее вернуть на эту площадку? Никак, не слышно, не видно? Сейчас мы пробуем. Связь у нас, к сожалению, проблемная. Ну, давайте пока попробуем пойти по тому списку, который мы наметили, чтобы совместно обсудить. Главное событие — это, конечно… Ну, главное в первую очередь потому, что это бывает раз в году, и по тому количеству эфирного времени, которое предоставляется для этого события. И каналов, кстати, которые транслируют. В этот раз транслировали аж 5 каналов — Первый, Второй («Россия»), «Россия-24», НТВ (по-моему, раньше НТВ не транслировало) и Общественное телевидение России — с сурдопереводом, чтобы никакие категории и слои населения не почувствовали себя обделенными вот этим судьбоносным событием. Напомню вам, что этот формат существует 20 лет. Первый раз в 2001 году вышла в эфир первая прямая линия. Тогда транслировали 2 канала — Первый, который тогда назывался ОРТ, и РТР, который вскоре стал называться каналом «Россия-1». Инициатива (творческая инициатива в первую очередь) создания такого формата принадлежала руководителям, которые по-прежнему руководители (также все у нас старожилы), Первого канала и канала «Россия» Константину Эрнсту и Олегу Добродееву. На самом деле по тем временам, 20 лет назад, это было вполне революционное образование. Это был революционный формат, потому что, если вы помните, мало того, что президент сидел в студии вместе с корреспондентами, и уже существовал колл-центр, куда поступали звонки. И плюс бригады обоих каналов отправились в разные города. Было 10 населенных пунктов, где специально отобранные люди задавали всякие вопросы президенту в прямом эфире. Поначалу это было 2 с чем-то часа, со временем это трансформировалось. Какая-то одна из линий была аж 4 с лишним часа. За эти 20 лет произошла фактически цифровая технологическая революция. Поэтому теперь совсем уже необязательно выезжать на место и ставить там передвижные телевизионные станции. Теперь уже, в принципе, каждый гражданин России, зритель — сам себе режиссер и оператор. Сами записывают видеообращения, выходят по скайпу... Вот я слышу, голос Ксении прорывается к нам.

К. Ларина

Да, видишь как? Зря мы так понадеялись на век кибернетики. Буду пользоваться старым добрым телефоном.

И. Петровская

Ну, хотя бы слышно.

К. Ларина

Да, извините ради бога, дорогие слушатели, что вам приходится это терпеть. Больше не повторится.

И.Петровская: Вот там такая квинтэссенция того, что происходит на самом деле в одном из населенных пунктов России

И. Петровская

В общем, смотри, если ты слышала (или не слышала), всё это время, пока мы пытались выйти с тобой на связь, я, во-первых, естественно, подхватила твою печальную тему и рассказала о наших общих потерях этой недели. И во-вторых, уже перешла к главному событию — прямая линия с Владимиром Путиным. И вот за это время я успела рассказать некую историю: как это образовалось 20 лет назад...

К. Ларина

Не рассказывай!

И. Петровская

Почему? Я уже рассказала.

К. Ларина

НРЗБ чтобы еще раз не рассказывала, а то нас расстреляют.

И. Петровская

Нет, теперь мы как раз переходим к нынешней прямой линии. Ты ее смотрела?

К. Ларина

Нет, конечно. И счастлива. Я посмотрела только какие-то специальные кусочки. Кстати, я помню, раньше я смотрела. Был какой-то интерес. Сейчас я тебе скажу честно: всё, что я видела… И мне кажется, что я не одинока в этом — уже даже никто не смеется. Даже шутить уже не хочется. Потому что ощущение абсолютной неадекватности. Как когда-то сказала Ангела Меркель про Владимира Путина, что он находится в своем мире. Вот это полное ощущение. Это, к сожалению, так. Я тебе скажу больше, Ира: у меня было ощущение, что и девушки, которые являются плоть от плоти и частью от части (я имею в виду, ведущие), тоже понимают какую-то странноватость, которую они чувствуют и видят, и стараются разговаривать как, не знаю, либо с пожилым дедушкой, либо с не очень здоровым человеком, который не слишком адекватно оценивает происходящее. Не знаю, говорила ты это или нет — я впервые такое наблюдала, когда он там здоровался с записанными роликами.

И. Петровская

Нет, я до этого еще не дошла.

К. Ларина

Телеграммы, видеовопросы, которые они дают в записи — и это понимают все, даже 3-летние дети, — а он отвечает на приветствия: здоровается и вступает с ними в диалог. Это как, помнишь, был такой персонаж Светлакова. Как он назывался-то? Из Таганрога, помнишь? Который разговаривал с телевизором. Вот из этой серии. То есть дошло уже до какого-то состояния практически брежневского. Вспоминаю анекдоты.

И. Петровская

На самом деле это такая старая традиция у людей, которые родились и росли еще в дотелевизионную эпоху и поэтому разговаривают с телевизором. Вот я вспомнила в своей колонке в «Новой газете» свою бабушку, которая так же, когда там говорили «Здравствуйте, товарищи!», первое время откликалась «Здравствуйте». Но бабушке простительно, потому что она родилась в самом начале прошлого века. А что касается самой вот этой линии, за 20 лет уже выработался некий ритуал, как наши телевизионные каналы... Помимо того, что количество транслирующих, как я уже сказала, увеличивается, вот эти процедуры. Вначале — предвкушение. Нас готовят к тому, что это будет что-то невероятное, делятся ожиданиями: чего именно ждать конкретно от этой линии, о чем, может быть, скажет президент. Уже заранее нам постепенно сообщают, как идет увеличение количества звонящих, пишущих, задающих вопросы и так далее. Потом нам дают статистику. В этот раз была статистика: почти за 20 лет существования (именно проходящих линий, потому что 2 года были пропуски) президент провел в эфире 65 часов. Теперь, с этой линией, уже 69. Это более чем 2,5 суток. Вот это всё. Потом огромная, сколько бы она ни шла, трансляция. Разумеется, летят в тартарары все заранее спланированные программы. Сразу после этого выходят спецвыпуски. Потом нам повторяют это по каналу «Россия-24» целиком. Потом эксперты в студиях всячески делятся своими впечатлениями, своими открытиями. И самая важная, самая главная часть — это что президент уже откликнулся, что сделано. И вот здесь как раз было очень много любопытного. Я вспомнила знаешь что? Мы, по-моему, в прошлый раз отметили, но не обсудили замечательный репортаж Дарьи Миколайчук на канале «Дождь» под названием «Улица Путина».

К. Ларина

Да, мы с тобой про это сказали.

И. Петровская

Но мы не обсудили.

К. Ларина

Я как раз читала, что ты посмотрела целиком. Это на «Дожде» — надо сказать слушателям.

И.Петровская: Конечно, всех глубоко поразило — это была самая обсуждаемая история — безобразное качество связи

И. Петровская

Я, по-моему, сказала. Но неважно. Да, на «Дожде». Это было на прошлой неделе, буквально за несколько дней до этой самой прямой линии. И вот там такая квинтэссенция того, что происходит на самом деле в одном из населенных пунктов России. Но это всё чрезвычайно наглядно и показательно. Я объясню коротко, что в одном из сел на границе Оренбургской области и Казахстана по инициативе бывшего местного главы поселения, но при активной поддержке местных жителей одну из улиц в 2009 году назвали именем Путина. И всё это продолжающееся время рассчитывали на то, что, может быть, Владимир Владимирович когда-нибудь будет проезжать мимо, увидит, заедет, и вот его там прекрасно встретят. Но мы видим и в рассказах местных жителей, и в рассказах бывшего главы поселения, как за это время, буквально за 10-12 лет, некогда процветающее село со своим музеем, когда-то еще совсем недавно со своей больницей, животноводческими и другими бригадами (ПТУ, детский дом — всё было в этом селе), как за это время — то ли оптимизация так сработала, то ли денег не хватает — всё это порушено. Больница закрыта. Некоторые местные жители, не дождавшись скорой помощи, просто помирают. Там есть душераздирающий эпизод на кладбище — человек, который 1,5 часа ждал скорую (относительно молодой человек), но так и не дождался. И вот этот упадок, какой-то невероятный, когда рушатся дома, люди продают, чтобы только уехать и, может быть, где-то наладить жизнь. Ржавеющая сельхозтехника. Вот это образ того, что происходило за эти годы. Слышишь ли ты нас, Ксения?

К. Ларина

Да, конечно. Я как будто радио слушаю — тоже сижу вместе со всеми слушателями.

И. Петровская

Ну, тогда откликайся как-нибудь, потому что я же тебя не вижу. Так вот, это я к чему всё вспомнила-то? Потому что главный итог, от которого звенят от восторга голоса корреспондентов на всех каналах — это то, как мгновенно решаются проблемы как сельских, так и городских жителей. Тут же гонцы от губернаторов летят в те населенные пункты, откуда пришла жалоба на то, что плохой водопровод, на то, что обрушилась крыша у школы, перегородка у школы. И мгновенно всё приходит в движение. Зрители, которые видят эти сюжеты… А они потом еще продолжаются. И вчера они были, уже после линии. Например, женщина, которая попросила газифицировать ее участок. Пока всё-таки должно пройти время, но ей на всякий случай завезли дрова. И это большой и, главное, оптимистичный и очень позитивный сюжет в одной из новостных программ.

К. Ларина

Я сужу по обсуждению, Ира, и мне кажется, конечно, показательно, что эту линию вообще всерьез не обсуждает никто. Я этого нигде не вижу. Это просто, наверное, самое главное. Может быть, на самом деле и ему всё равно, с другой стороны, я думаю. Я говорю: содержание вообще даже обсуждать не хочется. Я действительно думаю, что и ему всё равно. Это такая рутина, к которой и он относится уже достаточно лениво, не затрачиваясь. И потом там много было таких даже не ляпов, а каких-то таких вещей. Когда он говорит: «500 млн. ипотеки» — ну скажи, как это нужно оценивать, по каким критериям? Откуда в стране с населением 140 млн. 500 млн. ипотечников? Ты можешь объяснить?

И. Петровская

Естественно, это прямая ошибка.

К. Ларина

Что это, вот объясни! Это не прямая ошибка, это что-то такое странное. Я тебе говорю, это показатель, что он вообще не очень. Раньше он по стране ездил. Кстати, вот я искала песню для финала и вспомнила песню, которую когда-то, 100 лет назад, пел Шевчук — «Путин едет по стране, а страна тата-тата». Он хоть ездил по стране, действительно. Траву красили, небо красили, зачищали улицы, во всех подъездах стояли милиционеры, чтобы, не дай бог, никто не вышел. Просили людей не подходить к окнам, когда он там где-нибудь приезжал со своим кортежем через какой-то город. Помнишь, были такие времена?

А помнишь, когда он ездил на «Ладе» по стране? Он хотя бы видел из окна, как говорится, своего персонального автомобиля. А сейчас вообще. Он судит о том, что происходит в стране (судя по этим ошибкам, как ты говоришь), по этим папочкам, по этим бумажкам, которые ему подкладывают.

И. Петровская

Нет, конечно, эту цифру он произнес — я думаю, она вряд ли там у него фигурировала в бумажках.

К. Ларина

Это просто в качестве совсем уже полного абсурда.

И. Петровская

Полмиллиона там было. Ну ты понимаешь: он сказал не «500 тысяч», а «500 миллионов». Но как элегантно это обыграли в одном из новостных сюжетов. То есть начали рассказывать про ипотеку, потом дали синхрон, на этом месте ушли и уже пересказали своими словами и назвали правильную цифру. Мы уходим на новости, вернемся скоро!

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

И. Петровская

Мы продолжаем нашего «Человека из телевизора». Во время этой небольшой паузы на новости у нас произошла было своя техническая, технологическая революция — Ксения появилась-таки на нашем экране. Но как только закончились новости, Ксения снова исчезла. И я не уверена, что она нас слышит даже по телефону. Слышит? Куда ты исчезла-то? Ты прямо какой-то неуловимый Джо.

К. Ларина

Всё нормально.

И. Петровская

Ну хорошо. Хотелось бы просто видеть, наслаждаться видом.

К. Ларина

Знаешь, как в фильме «Женя, Женечка и Катюша»: «Я глаза твои хочу видеть!».

И. Петровская

Вот, да. А то разговариваешь с каким-то пустым экраном. Ну что, мы, наверное, более или менее полно обсудили главное событие. Единственное, я хочу сказать (впрочем, не нам, что называется, говорить): конечно, всех глубоко поразило — это была самая обсуждаемая (по крайней мере, в соцсетях) история — безобразное качество связи, которое было.

К. Ларина

Вот-вот, как у нас с тобой сейчас.

И. Петровская

Я тебе и говорю. С одной стороны, можно поразиться тому, что даже когда президент общается, связь всё равно ужасная. Может быть, это связано с тем, что люди выходили из каких-то отдаленных мест, и это качество тамошней связи. Я не знаю, я не специалист. Но, во-первых, действительно, не нам сейчас об этом говорить. Было очень смешно, когда на телеканале «Дождь» (кстати, единственный канал, который очень подробно обсуждал — это было в течение всего дня главной темой) тоже были сбои во время включений, скайпов и так далее, конечно, они и сами немного посмеивались, и, думаю, зрители то же самое — посмеивались. Но просто мы привыкли, что всё, что связано с президентом — это просто совершенно невероятного качества.

И.Петровская: Я не могу представить, что люди всерьез могут обсуждать эту проблему и всерьез на этом настаивать

К. Ларина

Должно быть идеально, да. Ты знаешь, что я подумала, Ира? Понятно, они там говорили даже, что чуть ли не какие-нибудь украинские диверсанты перерезали кабель. Зубами оторвали. Но я подумала, что если всерьез, это, конечно, должны обсуждать специалисты, а не мы с тобой, но, тем не менее, учитывая, какое количество охраны, сколько кордонов вокруг этого человека увеличивается с каждым годом всё больше и больше, мышь не проскочит, я вполне допускаю, что все проблемы со связью были и до этого страшного перегруза. Потому что там же совершенно ясно — там в каждой ветке сидели, в каждом телефоне… Ой, кстати, ты видела замечательное видео, когда там показали, как пальцами набирают какую-то белиберду, имитируют, что человек что-то печатает в этом компьютерном колл-центре?

И. Петровская

Нет, не видела.

К. Ларина

Там замечательно. Там как раз фрагмент из этого прямого эфира, когда очередное включение якобы из колл-центра. Там, значит, ходит это ведущая. А там стоят эти столы, столы, столы с компьютерами, сидят люди в наушниках и что-то такое напряженно печатают на своих клавиатурах. Раздаются какие-то звонки. Просто вообще, работа кипит. И она так подходит к каждому: «А у вас кто?». — «У нас Наталья Петровна из села Бранденбургово? Сейчас мы с ней свяжемся». — «Ой, как интересно! Вот я вижу ее. Ой, здравствуйте, Светлана Николаевна или Мария Ивановна!». Но всё это абсолютная имитация, поскольку вдруг в какой-то момент камера совершенно случайно выхватывает пальцы одного из этих диспетчеров, который абсолютно точно имитирует, что он что-то такое быстро печатает на этом компьютере. Конечно, все эти потемкинские деревни уже дошли до логического НРЗБ. И я не исключаю, что проблемы со связью, может быть, потому, что она, в конце концов, не особо была и нужна. Вдруг такое может быть? Зачем она, скажи?

И. Петровская

Нет, ну как зачем? Собственно, на этом всё было и построено.

К. Ларина

Но зачем?

И. Петровская

Нет, зачем вообще это всё?

К. Ларина

Вопросы записанные.

И. Петровская

Там были не только записанные. Там были и прямые включения.

К. Ларина

Вот там-то всё и рухнуло.

И. Петровская

Там всё и рухнуло, о том и речь. И поэтому когда накануне линии Песков, по-моему, говорил, что телевидение, в принципе, теперь уже и не нужно как такой основной делатель этого всего, то, пожалуй, поспешили его хоронить. Потому что когда это всё делали именно по старинке (теперь уже можно сказать), то всё было просто без сучка и задоринки, комар носа не подточит. Любые включения из любых мест. Никаких зависаний звуков, никаких обрывов картинок. В этом смысле, конечно, само телевидение со своими старыми технологиями и приемами работало в таких ситуациях, на таких событиях абсолютно безупречно.

К. Ларина

Ну что, тогда еще, может быть, поговорить про какие-нибудь интервью, которых тоже было много. Ну как, много? Их мало, становится меньше. Но, тем не менее, какие-то впечатления есть. Конечно, вот Евгения Беркович у Екатерины Гордеевой. Она не всем известна. Это не такая поп-звезда, не является поп-звездой для обычной массовой публики. Но я даже посмотрела по отзывам, откликам, которые висят под YouTube-трансляцией — комментарии. Люди просто открыли для себя человека. А человек очень непростой, необычный, с необычным мышлением и с не совсем обычным поведением. С необычной биографией, с какими-то необычными поступками. Хотя, конечно, основная линия всё равно творческая, как ни крути. Хотя при этом началось-то всё с обсуждения феминитивов. Евгений Беркович — это прежде всего театральный режиссер (для тех кто не знает). Она такой активной феминист, активная феминистка. Защищает все эти сталинграды, включая, в том числе, феминитивы. Требует всех, кто ее представляет, или кто о ней пишет или в программке, или на афише, или в передаче, в интервью, называть ее режиссеркой. Именно так. Авторкой, режиссеркой и блогеркой.

И. Петровская

Да, это был как раз довольно забавный заход на эту беседу. Потому что я, честно говоря, совершенно не могу представить, что люди всерьез могут обсуждать эту проблему и, самое главное, всерьез на этом настаивать. Но кстати, Катя Гордеева как раз, мне кажется, реагировала на это вполне адекватно, спросив, в общем, какая разница. Иронично, да. Но Женя Беркович разрешила ей после того, как эту тему всё-таки уточнили, дальше уже пользоваться теми словообразованиями, к которым она привыкла. Нет, там еще, конечно, эта потрясающая тема. Я была в курсе, потому что Евгения Беркович в друзьях.

К. Ларина

С усыновлением.

И. Петровская

Да, она удочерила или взяла под опеку (вот я не поняла) двух вполне уже взрослых девочек-сирот. Или они социальные сироты, я так понимаю.

К. Ларина

Они из детского дома, я так понимаю. Они же были в разных семьях. Просто объясним слушателям, что это произошло случайно. Это не является такой плановой реакцией, плановым поступком, когда люди долго думают и потом принимают решение взять ребенка. Вот та же Катя Гордеева. Вы теперь тоже знаете, что у нее тоже есть приемный ребёнок, приемная дочка. Но это было ее решение — плановое, осознанное. Она сама об этом говорила в этом интервью Юрию Дудю. А здесь другое. Здесь получилось случайно, потому что заболела их приемная мама, попала в больницу в тяжелом состоянии. Я не очень поняла, как дальше сложилась ее судьба, но Женя взяла девочек, что называется, на временное поселение. Там есть такая НРЗБ — временная приемная семья. И в итоге стала им мамой. Я так поняла, что они прошли разные периоды, но теперь достаточно дружно живут. И то, о чем ты говоришь — это отдельная тема. Она связана еще и с такой поездкой в поисках своей биологической матери. Они поехали на родину этой мамы, нашли… Ну, в общем, не будем пересказывать, это отдельный сюжет. И как мне показалось, здесь даже больше сама Женя Беркович участвовала как журналист и как режиссер. Потому что она сделала из этого целый такой материал — такое муви, путешествие, которое она снимала. Я так понимаю, они ездили вместе с режиссером, чтобы показать, как это всё происходило. НРЗБ социальными службами, их общение с чиновниками, их поход к бабушке, которая оказалась жива. Она пока так и не смогла пообщаться со своей внучкой, о которой она ничего не знала. Вообще это, конечно, трогает очень сильно, вся эта история.

И. Петровская

Помимо того, что трогает… Просто поскольку Евгения Беркович у меня в моей ленте и в друзьях в Фейсбуке, я на протяжении какого-то времени читала ее посты, ее отчеты о том, как проходит вот это притирание этих девочек к ней.

К. Ларина

Да такой дневник.

И. Петровская

Дневник, да. С какими огромными психологическими сложностями это сопряжено. Какое терпение необходимо иметь. Это не маленькие детишки, которых усыновляют, удочеряют в 2-3-летнем возрасте или еще раньше. Это были уже вполне себе такие подростки, девочки. То, как происходит вот это, скажем, приручение (но в таком высоком смысле) — для меня это просто уму непостижимо: терпение, терпимость, самопожертвования. И вот это всё прошла Евгения Беркович.

И.Петровская: Вот так работают какие-то донесения. Это просто история, показательная для нынешних наших нравов

К. Ларина

Но при этом там, в этом интервью, сколько всего в человеке напихано. Извини меня, совсем молодая женщина. У нее, конечно, столько своих историй! Неслучайно такие люди становятся режиссерами, или писателями, или драматургами, или поэтами — ну, творческими личностями. Потому что есть из чего брать из себя, когда много всего намешано — каких-то поступков, ошибок, каких-то страшных встреч и столкновений с социумом. Какие-то свои фобии, свои страхи. И когда всё это таким образом переваривается, переплавляется, преломляется в творчестве неизбежно. Ведь в этом выпуске Катерины Гордеевой были параллельно еще и фрагменты из спектаклей Жени Беркович. Они тоже непростые, спектакли. Такие, в основном, докудрамы. Это ближе к театру, который исповедовали Михаил Угаров и Елена Гремина. То есть это всё, что называется, наживую, на живом материале. Не «основано на реальных событиях», как пишут во всяких триллерах и детективах, а на живом человеческом материале. То есть это минимум редактирования реальных текстов, реальных монологов и реальных судеб. И это тоже неслучайно. Это какой-то почти эксперимент над собой совершает человек всю жизнь. А сколько она рассказывала! И ее признание про ее алкогольную зависимость — как она с этим боролась, и как дети, собственно, решили эту проблему. Появившиеся дети, девочки, эту проблему закрыли. Потом как она тоже подвергалась сексуальному насилию, будучи ребенком, когда она училась в театральной студии. Там был преподаватель. Ну, это тоже, кажется, уже такая банальная история. Даже язык не поворачивается о ней говорить, но, тем не менее, это так. Когда проходит время, и человек об этом вспоминает вот так, запросто, и нет у нее никакой озлобленности по отношению к этому человеку, и мстительности никакой нет. Конечно, такой человеческий тип невероятно притягательный. Разный, но притягательный.

И. Петровская

Абсолютно разный, но при этом во всех своих проявлениях страстный, увлекающийся. Поэтому я считаю, что Катя Гордеева, конечно, выбирает своими героями очень и очень непростых, нетривиальных и ярких людей и по-своему открывает их более широкой, я бы так сказала, этой аудитории.

К. Ларина

Но тут важно еще, чтобы человек имел в себе вот эту смелость говорить про всё. Иначе это не имеет никакого смысла. Иначе это будет какой-то типа сладкий супчик. Иначе это будет такое обычное интервью про то, какими люди сами себя представляют, а не кем они являются. Это большая редкость. Опять же, мне кажется, что это связано с каким-то пониманием — как тебе сказать? — пониманием, для чего я здесь. Не в смысле, в этой передаче, в этом интервью, а в этом мире. Вот такой масштаб. Когда человек на этот вопрос готов себе ответить честно, тогда он будет честным до конца во всём. Не будет бояться признаться в каких-то своих демонах, которые в нем сидят. Я, кстати, тут к слову хочу сказать об этом еще раз. Когда я в начале говорила по поводу сериала «Хрустальный», там тоже история (кто не видел) основывается на детской травме. Герой в детстве был подвергнут жесточайшему, страшному сексуальному насилию со стороны взрослых. Сначала своего учителя, а потом со стороны своих сверстников, которые просто знали о том, что он уже изнасилован (опущен, как они это говорят на своем уголовном языке) — почему бы не продолжить? И это страшная история, которая в анамнезе у героя. Вот он вырос, стал следователем и приезжает в город, в котором с ним это произошло, для того, чтобы расследовать, опять же, насилия и надругательства над детьми. И это для него, конечно, с точки зрения авторов, сценаристов, такая попытка терапии — что называется, проговорить. Если в разных америках народ с психическими травмами…

И. Петровская

Так, сегодняшний эфир будет стоить нервов и дополнительной седины всем его участникам. Я не видела этот сериал «Хрустальный». Я надеюсь, что Ксения всё-таки еще выйдет к нам напоследок на связь. Но собираюсь его посмотреть. По-моему, это на платформе KION. Совсем недавно он прошел. И я просто по тому, как активно это обсуждают, опять же, в соцсетях, знаю, что, видимо, стоит того, стоит его посмотреть. Ксения нас по-прежнему не слышит, к сожалению. Какие еще были события? Значит, давайте скажем про то, что вдруг спустя 2 или 3 года Роскомнадзор, по-моему, удалил интервью Андрея Макаревича с youtube-канала Ксении Собчак «Осторожно, Собчак». Якобы в этом выпуске содержалась пропаганда запрещенных наркотических средств. К сожалению, теперь мы не можем это проверить, поскольку этот выпуск с Андреем Макаревичем заблокирован. Но, скорее всего, вот так работают какие-то донесения, мягко говоря, людей, которые вдруг спустя какое-то время обнаружили что-то такое запрещенное. Это просто, как сказать, история, показательная для нынешних наших нравов. Еще одно событие. На канал «Общественное телевидение России», который совсем недавно лишился своего главы Анатолия Григорьевича Лысенко, вчера указом президента был назначен Виталий Игнатенко.

К. Ларина

Он уже на пенсии давно должен быть.

И. Петровская

Виталию Игнатенко 80 лет.

И.Петровская: Назначение Виталий Никитича — для этого канала это просто счастье

К. Ларина

Ты представляешь? Это вообще нормально, Ира? Скажи мне, это нормально? Что это такое?

И. Петровская

Он долгое время возглавлял «ИТАР-ТАСС».

К. Ларина

Не слышит меня.

И. Петровская

Я слышу тебя прекрасно, но просто я хочу договорить — как бы такую биографическую справку. Я думаю, исходят из того, что старый конь борозды не испортит.

К. Ларина

Или это попытка влить свежую кровь. Молодую, свежую кровь наконец-то. Понимаешь, я с очень большим уважением отношусь к этому человеку. Человек сделал много хорошего в своей жизни. Большой, великий профессионал — наверное, я не знаю. Но я хорошо к нему отношусь. Но это назначение, извини меня, отдает совсем какой-то дикостью. Ну как же так можно? Это для чего? Чтобы лишний раз показать, как мы вообще относимся к этому проекту. Он для нас не имеет никакого значения. Потому что если мы хотим, чтобы это развивалось, чтобы дальше каким-то образом существовало, чтобы были какие-то новые открытия… Да блин, что я тут говорю? Это все знают. Это как в театре. Когда уходит пожилой мастер, патриарх, все говорят ему: «Спасибо большое, ты создал прекрасный театр, ну а теперь давайте мы всё-таки сюда назначим человека молодого, чтобы он начал сначала, новую страницу истории». Ну как же можно так беспечно обращаться с таким творческим организмом? Ну как, скажи мне? Или я неправа?

И. Петровская

Я тебе другое скажу. Если бы ты знала, кто фигурировал, по крайней мере, в циркулирующих на самом канале, в самой компании слухах и версиях, кого могут назначить. Назначение Виталий Никитича — для этого канала это просто счастье. Не буду пока озвучивать. Какой смысл озвучивать слухи? И вчера, по-моему…

К. Ларина

А какие назначения были, хоть скажи? В качестве слухов.

И. Петровская

Ну, один из слухов, который практически заставил всех трепетать в ужасе, был, что поставят Елену Ямпольскую. Ну, ты понимаешь.

К. Ларина

Но она молодая женщина! Она всё-таки моложе Игнатенко.

И. Петровская

Я в любом случае предпочту Виталия Игнатенко. То, что он вчера на самом канале ОТР озвучил свои планы и намерения — он сказал, что намерен сохранить наследие, сохранить дух, который там возник благодаря заботе и работе Анатолия Григорьевича. Поэтому вот так. Посмотрим.

К. Ларина

Ира, мы должны уже заканчивать. Я там недоговорила про «Хрустальный», но я надеюсь, что ты там довела мысль до конца, которую, опять же, на взлете оборвали. Просто еще раз хочу сказать, чтобы вы обязательно посмотрели это интервью. И фильм посмотрите. Антон Васильев просто молодец, замечательный артист.

И. Петровская

Заканчиваем.

К. Ларина

Да, значит, я долго искала песню, как вы уже поняли, и в итоге нашла, опять же, песню, которая, как мне кажется, абсолютно точно отражает общественные настроения и эмоциональный фон, который сегодня существует и побеждает на нашей родине. Это Вася Обломов, его совсем недавняя премьера. Послушаем.