Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2021-06-12

12.06.2021
Человек из телевизора - 2021-06-12 Скачать

И. Петровская

Доброе утро! Здравствуйте, дорогие наши слушатели, зрители! С вами, как всегда по субботам, мы трое. За звукорежиссерским пультом Александр Смирнов, в студии я, Ирина Петровская, а с нами на постоянной связи наша дорогая ведущая Ксения Ларина. Здравствуй, Ксения!

К. Ларина

И нас гораздо больше! Всем привет! Миллионы, миллионы слушателей и зрителей.

И. Петровская

Алых роз.

К. Ларина

Практически да. Наши слушатели как розы, мы их очень любим. Поэтому сразу же — я тут уже общалась с нашими чатом в YouTube, в нашей трансляции: не забывайте, пожалуйста, ставить лайки. Мы это любим. Пожалуйста, дорогие друзья. Они никак не монетизируются, мы никак не обогащаемся, но всем почему-то хорошо.

И. Петровская

Ну давай, докладывай.

К. Ларина

Ира, я хотела сказать, что в нашем меню, в нашей карте я написала про два юбилея. Вчера отмечался у Наташи Синдеевой — ей исполнилось 50 лет. Это замечательный возраст. Поздравляю! А 14-го числа будет юбилей у Александра Николаевича Сокурова, 70 лет. которого мы тоже поздравим и поздравляем. Но я хотела сказать о другом. Я открыла сегодняшний день и увидела, какое количество людей — прекрасных, замечательных, в том числе и наших близких товарищей, телевизионных — отмечают дни рождения. Если вдруг нам захочется всех их поздравить…

И. Петровская

Мы посвятим этому программу.

К. Ларина

Поэтому все, кто сегодня отмечает свой день рождения — поздравляем вас, дорогие друзья! Будьте счастливы! Ну что, я открываю? У нас опять много накопилось. Мы с Ирой вчера провели такой мозговой штурм, обменялись впечатлениями, и получилась, конечно, картина не такая радужная, как нам бы хотелось. Не то настроение, с которым мы начали эфир. Значит, что у нас получается? По сути, наши сегодняшнее меню — это иллюстрация к песне Владимира Котлярова «Моя Россия сидит в тюрьме». Других новостей, что называется, у вас нет. С разных ракурсов, с разными поводами, но тема одна и та же — тюрьма, тюрьма, тюрьма. Дмитрий Гудков — новый эмигрант. Расследование несостоявшегося убийства Дмитрия Быкова. Отдельно хотели отметить эти темы в передачах Евгения Киселева «Итоги» на «Кисельных берегах» и «Реальная политика» на канале «Украина-24». Документальный сериал «Азбука тюрьмы» — «Настоящее время» (иностранный агент). Курс «Как защитить свои права», канал «МРР». Алексей Федяров и Татьяна Малкина ведут этот курс. Абсолютно прикладное искусство. Дальше Игорь Каляпин, глава Комитета против пыток, член Совета по правам человека, у Ольги Романовой, опять же, на канале «МРР». Маша Эйсмонт, в недавнем прошлом блестящий журналист, а сейчас блестящий адвокат, абсолютно отважный, героический человек. Защищает в том числе и гражданских активистов, и политзаключенных. Вот Константин Котов — ее подзащитный. Наверняка знаете, кто следит за политическими событиями.

И. Петровская

Ты не сказала, где она.

К. Ларина

Я говорю, да. Большое интервью Екатерине Гордеевой на канале «Скажи Гордеевой». «Редакция» — спецреп, специальный репортаж «Два Валаама». Я не видела, это Ира смотрела. Может быть, просто хотя бы в качестве аннотации скажи.

И. Петровская

Рекомендации, безусловно. Это очень интересная тема, редко затрагиваемая, потому что там рассказывается об известном всем нам Валааме, монастыре, и жизни там. В Карелии, знаменитый. И параллельно есть еще один Валаам уже на территории Финляндии. И вот это практически два репортажа в одном. На мой взгляд, это очень интересно получилось.

К. Ларина

Такие Валаамы-побратимы получаются.

И. Петровская

Фактически, да.

К. Ларина

Дальше BadComedian рецензирует главный патриотический провал года — фильм «Зоя». Тоже, как вы знаете, те, кто знает, Евгений Баженов это делает таким отдельным фильмом. Это такая работа — труд нечеловеческий. Это не просто сел, текст написал и прочитал его перед камерой. Нет, это отдельное произведения искусства. «Тату» у Собчак в «Осторожно, Собчак». Константин Райкин у Галины Юзефович. Ну и я не сказала о премьере недели, которой я лично посвятила всю неделю. Прошу у моей соведущий дать мне маленький кусочек времени для того, чтобы поделиться своими впечатлениями, чтобы напрасно труд не пропал. Премьера недели — это утреннее шоу на канале «Дождь». Я смотрела все 5 выпусков с понедельника по пятницу включительно. Поздравляю в любом случае!

И. Петровская

Ну вот и делись.

К. Ларина

Сразу?

И. Петровская

Давай начнем с хорошего, а потом уже пойдем — мало чего в этом нашем наборе позитивного.

К. Ларина

Во-первых, я не знаю, Ира видела хоть какие-нибудь фрагменты?

И. Петровская

Конечно, я видела фрагменты.

К. Ларина

Я знаю, что это не твое время — утреннее.

И. Петровская

Ну, слушай, я это могу смотреть теперь в любое время. Я не могу смотреть утром по известным физиологическим причинам — организм мой, к сожалению, именно в это время бунтует и желает поспать. Но в принципе, я смотрела много пар, которые за эту неделю образовались. Это, конечно, стоит обсуждения. Поэтому делись ты, потому как у тебя больше впечатлений.

К. Ларина

Да, во-первых, тоже хочется поздравить. Это, безусловно, удача, потому что ребята очень хотели это сделать. Это такой подарок. Если есть лучший подарок генеральному директору канала «Дождь» на ее юбилей, так это, конечно же, новая линейка. Вообще какое-то невероятное новое, свежее дыхание. То, чего она ждала от Тихона Дзядко, когда приглашала его на должность главного редактора, то и случилось. Безусловно, можно лишний раз сказать, что канал «Дождь» сейчас лучший информационный русскоязычный канал. Безусловно. Что касается утреннего шоу — да, отличная идея, что одну часть пары составляет профессиональный ведущий «Дождя», а вторую часть пары составляет приглашенная — не знаю, звезда, не звезда, но человек, который не является журналистом, но человек граждански активный, что немаловажно. Умеющий говорить, умеющий формулировать, умеющий задавать правильные вопросы гостям. Учитывая, что темы здесь всё равно, так или иначе, при всех бантиках-цветочках, всё равно самые острые политические. Мне очень понравилось, как пары распределились по амплуа. Тихон Дзядко и Анна Ривина (фонд «Насилию.нет», иностранный агент). Это такой интеллектуальный и эмоциональный потенциал. То есть здесь как бы и эмоции, и интеллект, и невероятный профессионализм, и умение, опять же, резюмировать, вычленять и анализировать. Это не каждому дано. Анна Ривина замечательный спикер. Вторая пара — Анна Монгайт и Семен Трескунов. Это такая мама вундеркинда. Мама, которая привела вундеркинда — не знаю, виолончелиста от бога — и всем демонстрирует: «Посмотрите, какой гениальный мальчик. Гениальный же, посмотрите!». Эта эмоция как бы заражает публику. Безусловно, мы смотрим на Семена Трескунова ее влюбленными материнскими глазами. И он действительно очень талантливый парнишка. Молодой, конечно же, идеалист и романтик, но при этом человек, который, безусловно, верит в прекрасную Россию будущего. А может быть, даже является ее представителем сейчас, в этой России прошлого.

И. Петровская

У него впереди большой запас. Поэтому я бы на его месте, может быть, тоже прониклась бы верой.

К. Ларина

Дальше пара Владимир Роменский и Ника Никульшина, одна из представительниц движения (уже можно так сказать) Pussy Riot. Очень необычный человек. И пара получилась такая, если говорить по жанрам — такие бунтари, хулиганы, хипстеры, которые выходят на площадь, которые поднимают самые острые вопросы, которые не боятся ничего. Не боятся называть вещи своими именами. То есть та молодежь, которая сметет нас с земли, как писал поэт. Здесь они, конечно, очень строятся друг с другом — и Роменский, и Ника. Но мне показалось, что Нику надо растить в буквальном смысле. Потому что она сидит, закованная в пиджак, закованная в хвост, в прическу, закованная в грим, в помаду. Это всё ей противопоказано. Буквально на следующий день после своей премьеры она была героиней репортажа Марфы Смирновой, в котором Марфа знакомит публику, аудиторию «Дождя» с новыми ведущими в неформальной обстановке. То есть они там гуляют, они приходят в места, которые интересны этим героям, они сидят у них дома, они гуляют по улице. И вот тут-то Ника Никульшина и проявилась как абсолютно невероятная личность — необычная, парадоксальная, с парадоксальным мышлением, с какими-то странными перипетиями судьбы — трагическими и страшными. Но при этом человек, абсолютно умеющий себя сделать, себя остановить, себя запустить, себя перезапустить. Совершенно удивительная личность. Те, кто не знает, обратите внимание. Поэтому она, конечно, должна быть абсолютно свободной, и в этом своем эфире ведущей — тоже. И пара… Кого я еще забыла?

И. Петровская

Маша Борзунова.

К. Ларина

Маша Борзунова и Денис Катаев. Это я так условно назвала «пионеры-герои», «пионерская зорька». Они такие очень звонкие. Немножко так расталкивая друг друга: «давай я скажу», — «нет, я скажу». Но в этом тоже есть свое обаяние. Причем оба профессиональные классные журналисты. Ну и, как мне показалось, пара, которая пока еще не нашла себя в этой палитре — это Алексей Коростелев и Маргарита Журавлева, по-моему?

И. Петровская

Вот эту пару я пока не видела.

К. Ларина

Они работали в пятницу, вчера. Оба профессионалы, безусловно — и она, и он. Но что-то здесь, как мне показалось, им самим не открылась какая-то высшая мудрость. Они немножко идут по такому накатанному пути. Хотелось бы, конечно, какого-то открытия. Но в целом отлично. И гости — набор гостей с утра и в течение 3-х трех часов самый разный. И какие-то связующие бантики-цветочки, которые, казалось бы… Помнишь, я говорила, что там не будет никаких кулинарных шоу? Нет, всё-таки капусту принесли. И капусту, и свеклу.

И. Петровская

Да, там есть некая развлекательную часть, я тоже отметила.

К. Ларина

И правильно, я считаю. Но при этом прямые включения с утренних событий. Корреспонденты работают уже с самого утра — и Василий Полонский, и многие другие. И еще раз повторю: Марфа, которая просто № 1. В этом ей нет равных даже у себя на канале. Блестящая репортер, которая умеет работать с колес и на ходу раскрывать человека. Это высший пилотаж! Потому что мы привыкли, что чтобы человека раскрыть, надо с ним сесть в студию, расположиться, развалится в креслах и часами давай ля-ля-ля. И жди, когда будет откровение. Она это делает сразу, и у нее это получается. Человека она располагает, разводит на беседу (в хорошем смысле), и человек раскрывается абсолютно. Вот, собственно, весь мой творческий отчет. Предлагаю всем смотреть. Тем более, еще раз скажем, что это в общем доступе, в открытом доступе, и потом остается на YouTube тоже на всех платформах. Вы можете это посмотреть целиком или частями — они там выкладывают.

И. Петровская

В любое время. Необязательно вставать в 8. С 8 они, по-моему, начинают?

К. Ларина

С 8 до 11.

И. Петровская

Да, 3 часа. Поэтому берите с меня пример и смотрите, когда у вас будет свободное время.

К. Ларина

Но при этом остаются основные выпуски новостей — в 3 часа и вечерний большой. Так что молодцы.

И. Петровская

Дальше идем?

К. Ларина

Давай.

И. Петровская

На этом позитивная часть заканчивается. Переходим к нашим…

К. Ларина

Казематам.

И. Петровская

О делах наших скорбных покалякаем, как говорил известный персонаж. Ты не упомянула в меню еще одно неприятное событие. Это то, что на Юрия Дудя завели уголовное... Нет, пока административное.

К. Ларина

Нет, передали дело в Зюзинский суд. Пока его еще даже не рассматривали.

И. Петровская

Передали в суд, но это означает, что дело заведено. Там уже есть экспертизы, которые якобы доказали, что в 2-х выпусках программ Юрия Дудя с блогерами Ивангаем и Моргенштерном якобы содержалась…

К. Ларина

Как ты выучила всех!

И. Петровская

Ну что ты! Мой ребенок, например, дикий поклонник Ивангая. Так вот, экспертиза, некие эксперты там доказали, что так называемая пропаганда содержится в этих выпусках. Хотя все, кто смотрел и смотрит Дудя, знают, что там всегда есть уведомление: «Наркотики — зло. Пожалуйста, ни в коем случае их не употребляйте!». Естественно, поскольку Юрий Дудь из простого интервьюера, очень модного и популярного, тоже превратился еще и в человека, который не стесняется и не боится заявлять свои гражданские взгляды и свою гражданскую позицию, естественно, за этим тоже волей-неволей подозреваешь политическую подоплеку — что он стал слишком влиятельный. Эти просмотры — вот ты будешь смеяться, ты не знаешь, кто такой Ивангай, но они собрали под 20-26 миллионов. Это, в общем, цифра, которая, я думаю, впечатляет не только поклонников Дудя и Иванов Гаев, но и тех, кто по ту сторону. А по ту сторону борется с Дудем и пропагандой наркотиков некая… Как ее зовут-то?

К. Ларина

Екатерина Мизулина.

И. Петровская

А, Екатерина. Нет, фамилию я помню, я забыла имя.

К. Ларина

У нее и должность есть. Она лидер, глава ассоциации «Лига безопасного интернета». Те, которые следят за тем, чтобы в социальных сетях детей не научили плохому — гомосексуализму или наркотикам. Собственно говоря, вот первая пуля просвистела. Ждем, когда объявят пропаганду гомосексуализма.

И. Петровская

Не первая. Уже оштрафовали этого Моргенштерна — по-моему, на 100 тысяч рублей.

К. Ларина

За пропаганду в песнях.

И. Петровская

В песнях, да. Но, по-моему, тоже по рекомендации этой «Лиги безопасного интернета». А Юрию Дудю в случае, если это ограничится административным делом, по-моему, грозит до миллиона штрафа. Вот эта Екатерина Мизулина, по-моему, сказала, что есть перспективы перевода этого административного дела в уголовное. Что якобы там просматриваются эти признаки. Собственно говоря, если говорить о нашей сегодняшней теме, любое дело и любой эфир, наверное, можно сегодня квалифицировать как что-то нарушающее. И тем более переквалифицировать это в уголовное и прочее преследование со всеми последующими и вытекающими из этого разными выводами и наказаниями, которых сегодня пруд пруди по-любому поводу.

И.Петровская: Любое дело и любой эфир, наверное, можно сегодня квалифицировать как что-то нарушающее

К. Ларина

Обрати внимание, как стремительно развивается сегодня судьба — что называется, от свободы до тюрьмы, от тюрьмы до эмиграции. Вот на примере вот этого головокружительного сюжета с Дмитрием Гудковым, который развернулся буквально за пару дней.

И. Петровская

Да даже меньше. Еще накануне своего отъезда он давал интервью в студии, опять же, у того же самого «Дождя».

К. Ларина

Я имею в виду не это. Это как бы уже последняя часть, финальная на сегодняшний день. Собственно, сначала обыски, задержание, арест, предъявление, освобождение с матрасом в центре города. Потом он приходит и рассказывает об этом Фишману в программе «И так далее» в прямой эфир в пятницу. В субботу он уже уезжает. В воскресенье он уже у Киселева в Киеве.

И. Петровская

Да. И дальше, естественно, начинается, с одной стороны, уже его интервью тому же Евгению Киселеву и, опять же, «Дождю» он, по-моему, уже удаленно рассказывал, что его вынудило. С другой стороны, я на этой неделе смотрела всякие там «Соловьев live» и прочее, где это обсуждается исключительно с кривой ухмылкой, через губу: какие слабаки вот эти вот самые так называемые (с их точки зрения) оппозиционеры, которые то ли как крысы бегут с тонущего корабля, то ли «кроты» — отпустили, по их мнению, не просто так, а, возможно, на каких-то договорных условиях. О чем, собственно, говорил Евгений Киселев, озвучивая эти версии, и в своем выпуске программы «Итоги» на «Кисельных берегах», на YouTube-канале, и уже с самим Дмитрием Гудковым, который прямо с дороги приехал к нему в студию — что вот эта версия существует. Что был такой якобы засланный казачок, и соответственно, его отпустили на каких-то приемлемых для всех сторон условиях. На что Дмитрий Гудков отвечает: «Нет, меня не выпустили — меня выдавили». На тех условиях... Даже ни на каких условиях. «В заложниках оказались мои родственники, моя тетя, мой брат, мои сотрудники». Он опять рассказывал, как прошли 13 обысков на разных объектах — на дачах, в квартирах у сотрудников. Тетя провела, по-моему, 2 дня на нарах рядом с какой-то другой женщиной, подозреваемой в убийстве. Правда, опять же, Дмитрий Гудков сказал, что это его решение, хоть и сложное, но он пока вынужденно временно покинул Россию, потому что он предпочитает быть более полезным общим делам на свободе.

И.Петровская: Гудков сказал, что это его решение, хоть и сложное, но он пока вынужденно временно покинул Россию

К. Ларина

Кстати, прости, Ира, учитывая, что Дима там часто выступал и всю свою позицию уже изложил, уже даже можно не обсуждать дискуссию, которая развернулась вокруг изменения его статуса с легального россиянина, гражданина России, на россиянина, временно покинувшего территорию страны, спасаясь от преследования. Тут, мне кажется, в передачах, которые ты упомянула, важнее комментарий самого Евгения Алексеевича Киселева.

И. Петровская

В «Итогах».

К. Ларина

Да, потому что он посвящен не только представителям российского общества. Он и в «Реальной политике» показал этот кусочек из своих «Итогов». Этот комментарий он сделал в «Реальной политике». Причем ты вспомни, что это было обращение не только к российским согражданам — российским либералам, российским оппозиционерам, но и к тем украинским силам, представителям украинского общества, которые тоже достаточно злорадно восприняли очередную эмиграцию, очередное бегство вот этих, как они говорят, придворных либералов, которые бегут. «А то они раньше не знали, где они живут!». Как «русский либерал заканчивается там, где начинается украинский вопрос». Мне кажется, что Евгений Алексеевич Киселев очень точно определил эту тему и свое отношение, с которым я, например, очень солидарна. Собственно, ты это цитировала в колонке.

И. Петровская

Да, больше того. Он же там объединил две истории и как раз реакцию общества — и белорусского, и российского, и, наверное, украинского — в связи с интервью Романа Протасевича. Кстати, здесь эта тема абсолютно заглохла — я имею в виду, на федеральных каналах. Как будто бы этого и нет. И точно так же Евгений Киселев очень мудро и разумно возражает людям, которые обвиняют и Протасевича, и Гудкова в слабости, в том, что они оказались вот такими хлипкими. Одному только едва намекнули, что могут арестовать, другой (Протасевич) уже за решеткой, но, тем не менее (опять же, по мнению никакой общественности), не выдержал давления или чего-то там еще и сдает своих соратников. И Женя Киселев совершенно справедливо говорит о том, что в тех условиях, в которых оказался Роман Протасевич, не надо вообще предъявлять к нему никаких претензий. Надо просто смотреть это интервью, смотреть на глаза этого так называемого интервьюера, который на самом деле пособник палачей и садистов, и представлять, что именно выдержал за эти недолгие дни Роман Протасевич. То же самое: в заложниках его девушка, и мы не знаем, что с ним делали. А дальше идет экскурс в недавнюю историю: как именно ломали людей на протяжении многих лет в XX веке доблестные чекисты. И приводят разные примеры. Я так понимаю, что мы сейчас уже должны уйти на новости, а дальше мы эту нашу тему продолжаем.

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

И. Петровская

Мы продолжаем. «Человек из телевизора». Тема у нас сегодня какая-то довольно печальная, как и окружающая нас действительность. Поэтому уж потерпите, дорогие наши слушатели и зрители.

И.Петровская: Киселев очень мудро и разумно возражает людям, которые обвиняют и Протасевича, и Гудкова в слабости

К. Ларина

Я забыла сказать, Ира. Когда читала наше меню, почему-то пропустила еще одну заметочку, меточку: стрим как новая искренность. Евгения Альбац и Глеб Павловский на канале Евгении Альбац «The New Times» и Станислав Кучер — я смотрю уже второй его стрим после того, как он освободился от пут.

И. Петровская

Хоть кто-то освободился!

К. Ларина

Да, он свободный журналист. Во всех смыслах свободный. И это придает ему такую силу и такое невероятное обаяние ума, как ты говоришь. Я просто радуюсь за людей. Очень приятно! Посмотрите обязательно у Стаса на его собственном YouTube-канале. Тут интересная вещь. Я вдруг обратила внимание, что вот этот стрим у людей нашего поколения (а Стас, безусловно, ближе к нашему поколению, чем к юному, как и Альбац, как даже Толстая с Буржской) — они используют стрим как такой аналог московских кухонь. Когда ты сидишь и можешь часами говорить о чем ты не можешь говорить нигде, кроме как у себя на кухне со своими друзьями. Вот каждый из этих участников, авторов собирает такую группу по интересам у себя дома. И я даже вижу кухонные интерьеры. Павловский сидит в кухне. Лобков сидит в кухне. Кучер сидит в кухне.

И. Петровская

Оля Романова, хотя и канал «МРР», сидит на фоне гостиной, и одновременно такой кухни. Там тоже угадывается плита.

К. Ларина

Люди, которые не прожили этот этап московских кухонь, не поймут, о чем мы говорим. Но согласишься ли ты со мной, что в этом есть некое… Это вдруг превратилось в такое, вдруг вернулось именно сюда. Не просто так, мы не прикидываемся. «Мы», говорю я, имея в виду наше старшее поколение — кто мы такие? Бумеры, зумеры? Мы не прикидываемся молодыми, а используем ваши технологии, ваш технический прогресс и ваш век кибернетики в своих собственных гуманистических интересах. Не во имя хайпа и рекламы, а во имя того, чтобы наконец поговорить.

И. Петровская

Это и такая своего рода метафора вот этого вернувшегося (ну, отчасти) времени, когда такие разговоры… В сущности, понятно, что кухня несколько разрослась — до размеров вот этих стримов и ютьюбов. Но всё равно это метафора времени, когда люди могли говорить только на кухнях, только с теми, кому они доверяли, и только с теми, кто, в общем, отчасти исповедует те же самые взгляды, что и ведущий-интервьюер. Хотя бывают и разные. Бывают люди, которые исповедуют разные взгляды, но так или иначе это люди, готовые к диалогу, а не к проповедям и каким-то выкрикиваниям лозунгов.

К. Ларина

Но с другой стороны, то, чего точно не было в наше время (а могло бы быть по всем приметам) — это «Тюрьма. Инструкция по применению», что называется. Вот таких сериалов, таких курсов, которые мы сегодня наблюдаем и в YouTube, и вот «Настоящее время» (иностранный агент) — это всё-таки такое профессиональные телевидение — такого не было. Это тоже примета времени.

И. Петровская

Ну, это у нас было. Мы читали книги, которые до нас доходили. Того же Владимира Буковского. В основном это всё был самиздат. Отчасти это тоже была инструкция по применению. Если ты помнишь, именно эту книгу (по-моему, называется «И возвращается ветер» — воспоминания Владимира Буковского о том, как он провел годы в заключении) читал Олег Навальный во время своего заключения. Она ему придавала определенных сил. И Олег же Навальный теперь один из, если можно так сказать, «инструкторов» в этом новом проекте «Азбука тюрьмы» (по-моему, так называется?), который делает иностранный агент канал «Настоящее время». Автор Андрей Селиверстов, если я правильно произношу. Которые запустили целый сериал — именно реально азбука. И начинают они, естественно, с буквы «А» (это то, что я увидела) — «Арест». Там разные арестанты, как знаменитые, так и менее знаменитые, делятся своими впечатлениями, своим потрясением от того, как это происходит в реальности с людьми, которые ни сном ни духом ни на одну секунду не могли допустить, что они окажутся в такой ситуации. Это Мария Алехина, которая получила «двушечку» за богохульство, как говорили. Pussy Riot. Кстати, интересным образом Мария Алехина и Надежда Толоконникова получили за это «двушечки», а Ваенга, которая выступает в образе монаха, исполняет хит шансона «Золотые купола» в бороде и в одеянии монаха, почему-то вовсе не считается богохульницей. Она же, как мы помним, тогда написала свой знаменитый пост «А попробовали бы они так в мичети». Вот хотелось бы этот вопрос тоже так же вернуть исполнительнице.

И.Петровская: Кухня несколько разрослась — до размеров вот этих стримов и ютьюбов

К. Ларина

Это наша бородатая женщина! Это наш патриотический фак ихним бородатым женщинам. Такой посконный.

И. Петровская

Как написала в своей колонке моя коллега по «Новой газете» Слава Тарощина, они победители, им всё можно. Соловьеву можно нести то, что он несет. Ваенге можно переодеться, облачиться в бородатого монаха. А вот этим девчонкам оказалось тогда этого нельзя. Хотя они и не успели толком ничего сделать. Ну так я продолжаю эту азбуку. Там один из знаменитых арестантов — тот же Олег Навальный, который сел просто за то, что он брат. Владимир Переверзин, который шел по делу ЮКОСа, который как раз и говорит: «Я первых месяца 3 вообще не мог понять, что от меня хотят, какое мне предъявляют обвинение. И, самое главное, не мог поверить, что это всё происходит в реальности со мной. Что этот кошмар не во сне, а реально наяву». Ему, по-моему, дали 8 лет, Владимиру Переверзеву?

К. Ларина

Да, он отсидел всё от звонка до звонка. И никого не сдал — то, что от него требовали. Его же тоже брали до кучи, что называется, чтобы он дал показания на Ходорковского. Он ничего этого не сделал. Вообще что объединяет этих людей, героев, которых мы назвали в этой «Азбуке тюрьмы», помимо того, что они прошли через это, и подавляющее большинство из них (почти все) в первый раз? Что почти все, тоже подавляющее большинство дел, которые им инкриминировали — это недоказанные преступления. Ни один из них не признал свою вину. Ни один из них не получил за исполненное преступление. Этого нет. И это, конечно, тоже портрет эпохи, портрет времени. Потому что здесь людей очень много. Вот мы с Ирой назвали двоих-троих, а там получается целая портретная галерея этих людей. Алина Витухновская. Потом парень (забыла, как фамилия), которого запихнули для отчета, для галочки, как педофила, якобы за развратные действия с несовершеннолетними. Который просто, извини меня, отошел в туалет на обочине дороги, а ему припаяли страшное преступление. Вообще там начинается с ареста, а дальше последовательно идет азбука тюрьмы: первый обыск, показания, допрос, свидетели, очные ставки, тюремная иерархия, тюремное начальство, как себя вести в тюремной камере, как общаться с уголовниками и так далее. Каждый рассказывает про свой опыт. Смотреть это невероятно страшно — понятно, но просто это захватывающе. Потому что люди рассказывают, им хочется про это сказать. Им хочется это проговорить. Одновременно еще какой-то психотерапевтический сеанс для них, мне кажется.

И. Петровская

Для них да, а для других, для тех, кто, по счастью, избежал этого опыта... Я в первую очередь имею в виду себя. Я поймала себя на том, что я очень жадно это слушаю, впитываю. Потому что раньше и в голову не могло прийти, что это действительно в реальности может коснуться каждого, всякого, любого. И опять же, перекликается с тем, как Игорь Каляпин, глава Комитета против пыток, в интервью Ольге Романовой на канале «МРР» говорит о том, что он уже принял для себя внутреннее решение: если что, уехать в свою нижегородскую деревеньку и отстреливаться до последнего патрона, потому как он совершенно не хочет попасть в лапы тех, против кого он всю свою жизнь, большую часть жизни выступает. Он не исключает такого оборота собственной судьбы и событий, несмотря на то, что он является членом Совета по правам человека. Хотя и даже будучи этим членом Совета по правам человека, многократно попадал в автозаки во время каких-то...

К. Ларина

А как его избили, помнишь?

И. Петровская

И избивали, да. Так что ситуация какая-то тяжелая. И самое ужасное, пока в ней не видно никакого просвета, и тем более надежды. Тем более, что новости — идет такой вал. Извини, возвращаясь к утреннему эфиру «Дождя». В один из дней у меня, как всегда, параллельно работал телевизор, и в компьютере у меня как раз шел утренний «Дождь». И меня совершенно потрясло вот это расхождение новостных повесток. Потому что то, где бегущая строка или просто строка в «Дожде» — там идут подряд «Дмитрий Гудков покинул Россию», «Организация ФБК* и штабы Навального признаны экстремистскими», «Расследование: Быкова отравили» и так далее. А с той стороны я вижу главную новость: сегодня самая большая угроза безопасности и жизни россиян — это электрические самокаты. А самая главная международные новость — что на Байдена напала цикада, и он ее на себе прихлопнул. И это так дико выглядит! Нет, понятно, что там опять активизировались новости про covid — я имею в виду, в федеральном эфире — к несчастью, это активизировалось, вакцинация и так далее. Да, новость о том, что Навальный и его организация признаны экстремистскими, конечно, появилась в федеральном эфире. И конечно же, исключительно с чувством глубокого удовлетворения. Об этом сообщалось, что вот, наконец-то, это не просто нежелательные, а теперь уже официально признанные экстремистскими. И показаны какие-то фрагменты не пойми из чего, что им якобы позволяет считать это экстремистскими.

К. Ларина

Стас Кучер, комментируя вот это расследование попытки убийства Дмитрия Быкова, как раз резюмируя всё, что произошло за эту неделю, начиная и с этой новости, и Дмитрия Гудкова и ФБК, и прочее, говорил о том, что сегодня надо признать, что мы живем в то время, когда могут убить за слова. Что человек, который работает со словом, так или иначе, будь он журналистом, поэтом, писателем, расследователем, фигурой из телевизора (в смысле, из экрана компьютера — ведущий, блогер, стример и прочее) — человек, который работает со словом, сегодня подвергается большой опасности. Он представляет угрозу для безопасности государства. Он сказал очевидное, и я с ним абсолютно согласна. И в качестве доказательства он вспомнил, естественно, про «Крошку Цахеса» — с чего началась путинская эпоха общения со средствами массовыми информацией и вообще с какой-то попыткой осмысления, поиска смыслов, с попыткой придать этому какую-то художественную форму — тому, в чем мы живем. Как это сразу стало подвергаться запрету, искоренению, уничтожению, начиная с программы «Куклы». И он там вспомнил, обращаясь к молодым: «Посмотрите программу «Куклы». Она есть в YouTube». «Я уверен, — говорит он, — что вы скажете: «А что, так можно было?». Да, было время, когда можно было в образе Крошки Цахеса выставить на всеобщее осмеяние фигуру самого высокого полета, высшее должностное лицо в стране». И вроде бы ничего за это до этого и не было. Но вот это оказалась той последней точкой, которая переломила ситуацию. Сегодня просто продолжаются эти традиции. И недаром все вспоминают Диму Быкова с плакатом «Нашу крысу тошнит — не раскачивайте лодку!». Потому что вполне возможно, что для кого-то именно это послужило той самой последней каплей.

И. Петровская

А еще забывают про то, что был довольно долгий период «Гражданина поэта», где Дмитрий Быков писал крайне острые и, наверное, с точки зрения некоторых обидчивых властителей, оскорбительные для них дела. Даже, как мы знаем, был случай, когда Наташа Синдеева приняла решение даже снять с эфира один из выпусков только потому, что ей показалось, что там был некий переход слишком на личности. Но это был такой единственный случай, когда был снят с эфира.

К. Ларина

Но это было еще при президенте Медведеве.

И. Петровская

Но это же не исключает, что он был необидчив. А может быть, и наоборот, даже еще и более обидчив. Мы не знаем, лично не знакомы. Но самое главное — да, ты абсолютно права: это за слова. Я много начиталась всяких постов в Фейсбуке: «Да кому он нужен? Да за что? Да сам там, опять же, переел-перепил». Нет, картина клиническая. И более того: в расследовании доказано, что это было ровно то самое, от чего пострадал и Навальный спустя небольшое время. И кстати, по этому поводу, по поводу Быкова тоже практически полное молчание. Никто ничего не комментирует. Если не считать, опять же, Соловьева, которые прокомментировал это в исключительно оскорбительном и уничижительном тоне. Просто отвратительном, я бы сказала. Не буду даже цитировать. Я это привела у себя в заметке в «Новой газете». И так, в проброс, так вот походя, типа, «Ну что вообще на это обращать внимание? Ага, отравили. «Новичка» на всех вас не хватит!». Никаких там сочувственных слов, никаких даже попыток что-то такое сказать помимо очень типичных для этой программы, этого ведущего и его гостей, оскорблений.

К. Ларина

Что мы еще успеем? Кого ты хотела помянуть добрым словом? BadComedian?

И. Петровская

BadComedian, да. Потому что это ведь тоже опасная штука.

К. Ларина

Я вообще за него испугалась. Но святое замахнулся!

И. Петровская

Да, именно на святое! Причем святое не только в лице героини Зои Космодемьянской, но и святое в лице Мединского, где его очень много и подробно цитирует Евгений Баженов. Вообще, друзья, в принципе, это гомерически смешно. Потому что он не высмеивает и не пародирует саму героиню Зою Космодемьянскую. Он говорит исключительно о этой — даже не знаю, как ее назвать, но всё равно назовем «фильма». Вот это кино «Зоя», которое было создано, видимо, по заказу этого Военно-исторического общества...

И.Петровская: По поводу Быкова тоже практически полное молчание. Никто ничего не комментирует

К. Ларина

На наши деньги.

И. Петровская

Да, это личный успех Мединского. И всю несуразицу, которая там присутствует, всё несоответствие действительности он комментирует в гомерически смешной форме. И в том числе он там отчасти задел Алексея Пивоварова, который, по мнению автора и ведущего этого выпуска BadComedian Евгения Баженова, в своем выпуске про конкретную Зою Космодемьянскую каким-то образом солидаризировался с создателями и заказчиками этого фильма. Алексей Пивоваров, естественно, на это оскорбился и вызвал Евгения Баженова на дебаты, предложив в качестве платформы для этих дебатов канал «Дождь». Но Евгений Баженов сказал, что там нечего обсуждать, не о чем дебатировать — он только высказал свое мнение, он высказал именно то, что ему показалось, когда он сравнивал идеологию фильма (фильма, заметим) «Зоя» и выводы, к которым в своем выпуске про Зою Космодемьянскую пришел Алексей Пивоваров. Но было бы, конечно, любопытно увидеть эти дебаты. Может, они и состояться. А сам по себе выпуск… Ведь эти люди не умеют толком смотреть, и тем более смеяться над собой.

К. Ларина

Очень боятся. Больше всего боятся осмеяния.

И. Петровская

Это осмеяние в самой что ни на есть гротескной и максимально обидной для них форме, потому как он не только комментирует фрагменты из этого фильма — он еще и как бы участник тех эпизодов, которые он разбирает. Повторю еще раз: это невероятно смешно. Но в то же время и страшновато становится, что ему за этот юмор, неуместный с точки зрения разных серьезных людей, пришьют какое-нибудь осквернение, святотатство, посягательство на святыни и так далее.

К. Ларина

Я бы уже потихонечку перешла к коде, поскольку нам всё-таки хочется помянуть добрым словом уж точно замечательного человека. Любые слова, которые я сейчас скажу — замечательный, прекрасный, великий, удивительный, уникальный — ничего не выражают. Резо Габриадзе. Мы расстались с ним навсегда в этой земной жизни. Он ушел от нас. Я слышала столько прекрасных слов от людей, которые его близко знали, с которыми он дружил, что я просто лишний раз поняла, насколько он притягивал к себе людей. Когда ты входишь в этот круг, ты понимаешь, что здесь всё совсем по-другому. Здесь другие ценности, здесь всё совсем по-другому. Совсем другие моральные категории, которые совершенно утрачены нашим обществом навсегда. И вот то, о чем мы сегодня говорили, лишний раз свидетельствует о том, что мы живем в очень тяжелую эпоху. Морально тяжелую. Я вчера записывала Роста для «Дифирамба». Завтра будет — памяти Резо Габриадзе. И вчера же мы с Дымарским говорили с Сокуровым. Конечно, какое-то состояние морального...

И. Петровская

Опустошения. Казалось и кажется, что, во-первых, такие люди дают надежду и силы продолжать жить. Хотя, мне кажется, Резо Габриадзе особенно не выступал с какими-то политическими заявлениями. Но сам образ его жизни, сам его образ как-то вдохновлял. Я ужасно жалею, что не удалось лично с ним пересечься. Когда я была в Тбилиси, Матвей Ганапольский повел меня в театр с намерением познакомиться с батоно Резо. Но именно в этот момент его там не оказалось. И фильм — как он называется? — «Здравствуй, мама, где я был?».

К. Ларина

«Знаешь, мама, где я был?».

И. Петровская

Да-да. И воспоминания о его театральных работах — это всё равно будет с нами. Ощущение, что это близкий человек.

К. Ларина

Вот как раз «Знаешь, мама, где я был?». Это такой саундтрек — песня, которая звучит за кадром в фильме Левана Габриадзе, сына Резо, который посвятил эту картину своему отцу. И слава богу, отец успел в ней поучаствовать и как художник, и как голос. БзЮ * - российские власти считают иноагентом