Купить мерч «Эха»:

Евгений Киселев - Человек из телевизора - 2021-05-08

08.05.2021
Евгений Киселев - Человек из телевизора - 2021-05-08 Скачать

И. Петровская

Доброе утро, дорогие наши зрители-слушатели! В Москве проливной дождь и холод. Две другие точки, с которыми мы сейчас свяжемся, я надеюсь, пребывают в большем комфорте. Ну, так бывает, несмотря на начало мая. Итак, с вами «Человек из телевизора». Сегодня 8 мая, и, как всегда, с вами наш звукорежиссер Александр Смирнов, я, Ирина Петровская, в студии, а на другом конце нашего условного телемоста Ксения Ларина. Здравствуй, дорогая!

К. Ларина

Доброе утро, здравствуйте!

И. Петровская

А также я вижу нашего коллегу Евгения Киселева, который выходит с нами на связь из прекрасного города Киева. Женя, очень рады видеть, доброе утро!

Е. Киселев

Взаимно, Ирина! Доброе утро! У нас здесь тоже проливной дождь на самом деле.

К. Ларина

Только у меня ничего не идет. Очень хорошо.

И. Петровская

Ну видишь, по крайней мере, с Киевом нас это сближает.

К. Ларина

Просто у нас сегодня такой эксперимент. Мы с Ирой впервые за долгие годы решили пригласить к нам в гости гостя. Тем более, что это, безусловно, часть нашего формата, поскольку с Евгением Киселевым мы, конечно же, будем говорить о телевидении.

Давайте напомним, что для вас есть возможность задать вопросы и нашему гостю, и нам в течение передачи. Это sms, это Facebook — моя страничка, где мы обычно публикуем наши анонс. И если никто не против, я сейчас быстренько прочту наш план и наши рекомендации, наши впечатления. А потом мы начнем разговор с Евгением Киселевым. Да, давайте так?

И. Петровская

Да, мы не против.

К. Ларина

Итак, впечатления за неделю. Фильм ZDF — немецкий фильм об Алексее Навальном, который был опубликован на канале Ильи Яшина. «Ярлык террористов. Люди русского Крыма» — репортаж Валерии Ратниковой на телеканале «Дождь». «Индийская катастрофа» — специальный репортаж «Редакции» из ковидной Индии. Интервью с Иваном Павловым, адвокатом, который сейчас уже подследственный. Тимур Олевский взял большое интервью в рамках канала «Такая работа» «МБХ-медиа». И Маша Борзунова, опять же, на канале «Дождь».

Из интервью. Евгений Чичваркин у Евгении Альбац на канале «The New Times» Евгения Альбац в YouTube. Петр Верзилов у Евгения Алексеевича Киселева — всем рекомендую, замечательный разговор на канале «Кисельные берега». Юлия Ауг у Мумина Шакирова. Это канал «Свобода» (иностранный агент). Дмитрий Муратов в «Hard Day's Night» на «Дожде». «Радио Долин» — очень хороший выпуск из Риги про «Артдокфест» на канале «Медуза» (опять же, иностранный агент). Кстати, Галину Тимченко поздравляем с днем рождения! Хочется как-то выразить ей слова поддержки.

И не забывайте о регулярных выпусках «Пишу» Юрия Мамина («Дом культуры»), в которых он без назидательности и снобизма, но зато с иронией и изяществом научит вас понимать прекрасное. Юрий Борисович Мамин, замечательный режиссер, автор культового фильма «Окно в Париж» и многих других, сегодня отмечает юбилей, 75-летие. С чем его и поздравляем!

Вот таковы наши сегодняшние планы. Мы напомним, что в первой части мы возвращаемся к фильму, который произвел очень серьезный резонанс — во всяком случае, в журналистском сообществе. Это фильм, который называется «Захват НТВ».

Выпущен он был на канале «Редакция». Автор этого фильма — спецкорреспондент «Редакции» Саша Сулим. Обсуждают до сих пор, очень разные мнения. И сегодня, конечно, было бы интересно узнать мнение об этом фильме участника событий и участника фильма Евгения Алексеевича Киселева. Всё правда или что-то не так? Женя, скажите!

Е. Киселев

Вы знаете, я вообще стараюсь, в отличие от вас… Вы же всё-таки медиакритики, а я этой профессией не владею и стараюсь ее избегать. Я вообще не люблю устраивать критические разборы работы своих коллег. А Саша Сулим для меня, безусловно, коллега.

Ну, в отличие от Татьяны Митковой, например, которую я за коллегу не держу. Особенно после того, как она в этом фильме сказала: «А чего? У нас всё в порядке. В России по-прежнему свобода слова». Знаете, после этого я ее из списка коллег вычеркиваю жирно и окончательно.

А вот упрекать в чем-то Сашу, понимая, что она работает в заданных условиях — заданных не только внутри ее творческого коллектива, но и заданных той обстановкой, которая, насколько я понимаю, существует в России — повторяю, упрекать ее в чем-то мне, право, неловко. Я полагаю, что она честно пыталась сделать фильм, который более или менее правдиво рассказал бы о тех событиях, о тех очень печальных событиях, которые произошли 20 лет назад, когда прежнее НТВ было уничтожено, и вместо него возникло некое новое НТВ.

Как справедливо заметил Алексей Пивоваров, переложивший груз, наверное, не очень приятной мемуаристики на эту тему со своих плеч, как участника событий, на плечи Саши Сулим, которая тогда была совсем юна и многого, наверное, просто не помнит — вот он там справедливо заметил, что, конечно, Мордором НТВ сразу не стало. Этот процесс был постепенным.

Знаете, я, кстати, этот образ пытался там использовать, но это не вошло в фильм. Помните историю про лягушку? Если медленно, медленно начинать подогревать кастрюльку с водой, в которой плавает лягушка, она не заметит, как сварится. Она не выпрыгнет и благополучно помрет, не заметив того счастливого момента, когда температура воды перестала быть совместимой с жизнью.

Вот в некотором смысле то же самое произошло и с НТВ. Подогревали, подогревали водичку, а потом всё — жизни там не стало. Убийство НТВ продолжалось и после 2001 года. Дали немножко пожить, а потом стали зачищать площадку. И вот теперь, простите, осталось только три веселых буквы — впору на заборе писать, как неприличное слово.

Но в некотором смысле это произошло и со всей страной. Понимаете, всё казалось, что чуть-чуть, чуть-чуть подогревают, подогревают, еще жить можно. А потом вот бабах! Ну что мне вам рассказывать? Вы там живете, а я нет. Уже 13 лет как не живу. Но вижу, внимательно наблюдаю за всем, что происходит.

А начало было положено тогда, в 2001 году. Напомню еще раз: самые первое событие, которые произошло в первый рабочий день Владимира Владимировича Путина на посту президента России 11 мая 2000 года, после инаугурации и последующих праздников — это был налет на штаб-квартиру «Медиа-Моста» в Большом Палашевском переулке. Это было знаковое событие, обозначавшее вектор политического движения режима на последующие 20 лет.

А что касается самого фильма — понимаете, в нем действительно нет исторического контекста. Он катастрофически отсутствует. Вы об этом говорили, и вам большое спасибо. В прошлый раз вы очень точно это заметили. На мой вкус, там нет объяснения простых вещей.

Очень много молодых людей, особенно здесь, в Украине, которые вообще не в контексте многих событий, которые происходили на протяжении последних 20 лет в России, здесь очень многие посмотрели с интересом. И это, кстати, абсолютно разубеждает меня в том, что говорят некоторые: мол, это интересно только людям нашего поколения. Нет! Вот украинские молодые журналисты, с которыми мне приходится иметь дело в большом количестве — очень многие из них с интересом посмотрели, обсуждали.

Но многого не поняли. Простой вопрос: «А откуда вообще там взялся «Газпром»?». Ведь в фильме ни слова не сказано о том, что в свое время, в 1996 году, Владимир Гусинский, тогдашний хозяин НТВ, продал 30% акций НТВ «Газпрому» за очень большие деньги. И на эти деньги канал стал бурно развиваться. Условно говоря, самые бурные годы развития НТВ — это 1996, 1997, 1998 годы.

Нигде не сказано про то, как вообще возникли эти долги. Ведь Гусинский брал деньги не у «Газпрома». Гусинский брал деньги у американского банка Credit Suisse First Boston и не смог с ним рассчитаться. Действительно не смог с ним рассчитаться, потому что там грянул кризис 1998 года, сорвалось IPO. НТВ должно было выходить на IPO на американской бирже NASDAQ. Из-за этого злополучного кризиса 1998 года сорвалось IPO, рухнул рекламный рынок.

Да, действительно, Гусинский не смог тогда рассчитаться по этим кредитам, и за него рассчитался «Газпром». Да, действительно, «Газпром», как акционер НТВ, дал свои гарантии по этим кредитам. Потом (слава богу, это в фильм вошло) совершенно спокойно, как это часто бывает в отношениях между заемщиками и кредиторами, шли нормальные спокойные переговоры об условиях реструктуризации этих задолженностей. А потом без объявления войны «Газпром» из этого всего вышел. Это случилось, по-моему, тоже примерно в тот день, когда Путин стал президентом России.

Е.Киселев:Мордором НТВ сразу не стало. Этот процесс был постепенным

К. Ларина

Одну секундочку! Тут очень важный момент. Когда вы начали подробно рассказывать про все эти бизнес-отношения, здесь возникает, опять же, тема спора хозяйствующих субъектов. Я прекрасно помню эту фразу, когда одно подменялось другим. Как бы так объяснить, чтобы этой подмены не произошло сейчас, когда вы рассказываете, что называется, от печки?

Е. Киселев

Ну, послушайте, на самом деле вы совершенно правы, Ксения. Кажется, что всё это от лукавого. Но если уж начинать разговаривать, скажем так, о финансово-экономической стороне вопроса, ну извольте, господа, рассказать это хотя бы пунктирно, но более или менее в соответствии с тем, что было, а не вырывать какие-то там отдельные фрагменты из этой истории. Знаете, начинать буквально с середины или с конца.

Вы знаете, я скажу два слова про другое. Со мной, может, будут не соглашаться, мне могут тыкать в физиономию какими-то старыми грехами. Я к этому отношусь спокойно. Как говорится, как хотите, меня называйте, только в печку не садите.

По большому счету, бывают истории, которые нельзя рассказывать по принципу «давайте дадим слово абсолютно всем, давайте выслушаем мнение всех участников событий». Так мы докатимся до того, что будем снимать кино про холокост и давать в этом кино слово охранникам концлагерей, отрицателям холокоста.

К. Ларина

У них тоже есть своя версия, безусловно.

Е. Киселев

У них тоже есть своя версия. Своя версия есть у убежденных, фанатичных антисемитов, которые говорили, что да, евреи были страшным злом в Германии, все беды Германии были от еврейского засилья и прочее. Знаете, в истории, когда существует абсолютное зло... А мне кажется, что в сухом остатке разгон НТВ был таким абсолютным злом. Часть людей с этим злом не захотели мириться, а часть пошли на компромисс. И вот воспоминание об этом коллаборационизме, если угодно, о конформизме не дает им покоя.

Собственно говоря, люди, которые остались. Они по-прежнему дальше работали на своем канале, в своей профессии. Некоторые из них до сих пор работают. Для них это воспоминание о 2-х или 3-х неделях треволнений вокруг НТВ. По идее, это должно быть каким-то... Ну, мало ли что там происходило в моей собственной жизни 30 лет назад, 25 лет назад? Тоже бывали всякие напряженные ситуации в редакционной жизни. Я работал в разных редакциях — еще и до НТВ тоже были какие-то.

Я вспомню, как лихорадило, например, программу «Время», когда оттуда убрали в 1990 году Эдуарда Михайловича Сагалаева. Это тоже был такой неприятный момент. И я, кстати, вскоре после этого ушел оттуда, и Олег Добродеев тогда был, по сути дела, изгнан. Олег Добродеев — отдельная история. Он тогда, по сути, вслед за Сагалаевым был изгнан из программы «Время». Тоже лихорадило. Но для людей, который там остались, это был так, эпизодик.

По идее, для тех, кто остался на НТВ, это тоже такой эпизодик. Ну там, полихорадило 3 недели, а потом бунтовщики ушли, а мы остались и стали жить дальше, долго и счастливо. Но ведь смотрите: не дает покоя! Ведь хочется оправдаться!

Даже Алексей Пивоваров. Возможно, это была сверхзадача создания этого фильма (может быть, Саша Сулим этого просто не поняла) — чтобы с экрана сказать: «Я бы тогда тоже ушел. Понимаете, единственное, что меня тогда удерживало — это обязательства перед моим учителем Леонидом Парфеновым. А так бы я, наверное, тоже ушел». Понятно, у «Редакции» сейчас заслуженная высокая репутация. Но вот есть, понимаете, маленькое пятнышко на биографии в прошлом. Хочется, наверное, его затереть.

Е.Киселев: Убийство НТВ продолжалось и после 2001 г. Дали немножко пожить, а потом стали зачищать площадку

И. Петровская

Женя, можно я задам вопрос? Вы правильно сказали, что… Слышно меня?

Е. Киселев

Отлично. Главное, чтобы меня было слышно.

И. Петровская

Вы говорите, молодые люди в Киеве посмотрели — коллеги и так далее. У меня тоже есть студенты и молодые коллеги. Они, естественно, тоже посмотрели. И как бы поняв некую канву, тем не менее, мне конкретно задали очень простой и даже, я бы сказала, примитивный вопрос: «А за что их?». За что именно их разогнали в самом начале правления новой власти? Потому что были и другие.

Я пыталась объяснить. Не знаю, удалось ли мне это. Вот если коротко. В назидание другим? В назидание тем, кто мог бы продолжать какую-то оппозиционную или просто свою независимую линию? Как месть вам, поставившим, условно говоря, не на ту лошадку во время выборов? Конкретно месть олигарху Гусинскому? Как вы сформулируете коротко: «За что?» — ответ на вопрос.

Е. Киселев

Хороший вопрос, на самом деле. Это то, чего, в общем, нет в фильме. Ну смотрите, начнем с самого простого. В фильме есть замечательный Николай Николаев — такой, в эффектном парике, который рассказывает про разные эпизоды, врезавшиеся ему в память.

Но почему-то ни слова нет о потрясающей программе Николая Николаева про «рязанский сахар». Про то, как не состоялся взрыв одного из жилых домов в Рязани тогда, в этом страшном, трагическом сентябре 1999 года, когда взлетали на воздух дома в Москве, в Буйнакске, в Волгодонске.

А вот в Рязани взрыв предотвратили. Об этом уже с гордостью докладывал тогдашний министр внутренних дел Рушайло на каком-то совещании в МВД. И вдруг бабах! — Николай Патрушев тот самый, который сейчас возглавляет Совет Безопасности… Как секретарь, извините — он секретарствует, а возглавляет его президент. Но это детали. Тогда он вдруг как черт из табакерки выскакивает и говорит: «Нет, ничего там не предотвратили. Это были учения».

И вот Николай Николаев тогда собрал в студии, с одной стороны, ФСБшников (они тогда еще ходили на эфиры), а с другой стороны, жителей того самого рязанского дома, которые устроили там, прямо в студии, в прямом эфире, по-моему, допрос с пристрастием и ловили вот этих ФСБшников, которые были крайне неубедительны, на множестве разных противоречий.

Собственно, вслух там вывод сделан не был, но в воздухе повис вопрос: а не ФСБшники ли имели прямое отношение к несостоявшемуся взрыву? И взрыв не произошел только потому, что их схватили за руку. А история про учения возникла исключительно из-за того, что там отовсюду торчали ФСБшные уши.

Вот об этом почему-то ни слова в фильме сказано не было. А ведь буквально после эфира на НТВ позвонил покойный Михаил Юрьевич Лесин и сказал: «А вот это, ребята, вам с рук не сойдет. Вот этого вам, ребята, не простят никогда». Это одна из причин, за что НТВ было наказано.

Другая причина — это несколько программ «Куклы». В частности, культовая программа про Крошку Цахеса. Программа «Куклы» всегда была основана на каком-то литературном материале. Был один выпуск, посвященный становлению Владимира Владимировича Путина как кандидата в президенты. История эта была рассказана в виде фантазии на тему сказки Гофмана про злобного карлика Крошку Цахеса.

Мне рассказывали очень надежные источники, что Владимир Владимирович в тот вечер, что называется, бегал по потолку и громко кричал, что он этого Гусинского сгноит в камере с туберкулезниками. Причем гнев Владимира Владимировича был направлен не на авторов программы, а на хозяина канала, потому что он, по-моему, и тогда, и до сих пор искренне считает, что журналисты — марионетки в руках владельцев средств массовой информации. Поэтому разбираться надо с владельцами, а не с журналистами.

Ну и масса других было. В моих программах, и не только в моих программах, было достаточно много критического заряда по отношению к той политике, которую Путин начал проводить сразу же, еще только став даже не то что исполняющим обязанности после отставки Ельцина — нет, уже будучи премьер-министром. Он делал много такого, что вызывало массу вопросов.

Ну а дальше был 2000 год. Дальше был 2-я чеченская война, дальше был «Курск». Дальше был достаточно агрессивный внешнеполитический курс по отношению к Западу. Ведь в первые, скажем так, 1,5 года пребывания у власти Путин проводил такой достаточно антизападный курс. Там было очень много антизападной риторики. Почитайте мемуары, например, Строуба Тэлботта, где он подробно описывает последний визит Клинтона в Москву — его контакты с Путиным и холод, которым тогда американский президент был облит. Много чего было. И естественно, это не нравилось.

И важной составляющей, конечно, была история 1999 года, которая всему этому предшествовала, когда было устроено личное знакомство покойного Игоря Малашенко с Владимиром Владимировичем Путиным. С этого обеда или ужина Малашенко вернулся в состоянии подавленном. Он сказал, что это ужасно. Что это не тот человек, которому стоит доверять будущее России.

А встречу ему тогда устроили Юмашев и Татьяна Дьяченко — ну, Татьяна Ельцина — для того, чтобы он якобы убедился, какой замечательный у нас есть кандидат в преемники. Но кандидат в преемники Малашенко явно не понравился. Он рассказал об этом и Гусинскому, и мне, и другим руководителям медиахолдинга. И было принято решение, что участвовать в раскрутке, как от нас хотели в Кремле, мы не будем, а займем позицию нейтральных наблюдателей.

И это большая ложь. Мы не поддерживали ни Лужкова, ни Примакова. Уж если говорить прямо, мы поддерживали Явлинского. История это малоизвестная, но Игорь Малашенко той осенью фактически руководил предвыборной кампанией Явлинского, бросив все остальные дела. Другое дело, что ничего не получилось. Григорий Алексеевич оказался, скажем так, капризным клиентом.

Е.Киселев: В фильме нет исторического контекста. Он катастрофически отсутствует

К. Ларина

Женя, мы сейчас уже должны заканчивать.

И. Петровская

Да, у нас новости. Женя, спасибо большое!

Е. Киселев

Мы не поддерживали ни Лужкова, ни Примакова. Мы просто рассказывали об их кампании, в отличие от двух других каналов. И на фоне двух других каналов мы, которые говорили, что есть еще и Лужков, Примаков и их кампания, наверное, выглядели как их поддерживающие.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская

Мы продолжаем нашу программу «Человек из телевизора». Почему-то Ксения Ларина страшно развеселилась. Почему?

К. Ларина

Потому что говорю: лайки ставьте в YouTube! Это что за лайки? Какие-то жалкие ошметки, а не лайки. Нас уволят сегодня, сразу же после передачи. Пожалуйста, поставьте нам лайки! Подведем итог первой части. Мне кажется, это важно — то, что сказал Евгений Алексеевич Киселев. Жалко, что времени мало, но у нас формат такой — больше не можем. Может быть, когда-нибудь еще вернемся к этому в других форматах.

Чтобы люди понимали, в том числе и молодые, которые тогда еще были совсем детьми (а может, кто-то вообще еще не родился), что это не просто частная история одной маленькой независимой телекомпании, а кое-что посерьезнее. Да, Ира?

И. Петровская

Да, безусловно. И более того: это до сих пор чрезвычайно болезненная и незакончившаяся история. К сожалению. То есть история старого НТВ, конечно, закончилась, но она так преломилась через судьбы конкретных людей, что до сих пор не отпускает.

Я, честно говоря, не помню другого события (в данном случае 20 лет и этот фильм «Редакции» и Саши Сулим), которое вызвало бы такой невероятный отклик среди коллег, среди журналистов, которые там работали, имели к этому отношение. И как мы видим даже из вот этого собрания конкретных свидетельств людей, имевших отношение к тому событию, разные точки зрения, разные взгляды. Может быть, как раз этим работа Саши Сулим и важна.

Другой вопрос, конечно, что эти точки зрения тоже подвергались монтажу. Но в целом они мне кажутся показательными. Потому что люди, которые в тот момент (Киселев называет это коллаборационизмом или конформизмом) приняли для себя решение: «А что такого? Главное — наша работа» — они до сих пор ищут оправдания своим тогдашним поступкам, тогдашним мотивам, которые ими руководили.

Е.Киселев:Для тех, кто остался на НТВ, это эпизодик. Ну там, полихорадило 3 недели, а потом бунтовщики ушли

К. Ларина

Своему выбору.

И. Петровская

Конечно же, своему выбору. Опять же, за исключением каких-то уж совсем крайних случаев, никого не хочется осуждать. Каждый руководствовался какими-то собственными соображениями и обстоятельствами жизни. Но то, что это чрезвычайно больно ударило по каждому и продолжало в дальнейшем ударять.

А самое главное, повлияло на общую атмосферу. Потому что эта история напугала. Она напугала представителей других СМИ. Было понятно, что если так можно с самой в тот момент сильной, влиятельной, авторитетной, талантливой командой и компанией, то что будет с другими. И мы прекрасно понимаем, что вот этот мотив, который привел вначале к самоцензуре, а потом уже к цензуре, был на примере НТВ чрезвычайно убедителен.

К. Ларина

Я бы еще вдогонку Евгению Киселеву, в спину ему прокричала: «Евгений Алексеевич, ну с такой памятью надо написать книжку!». Ну невозможно уже смотреть — как мы сами сегодня говорили, что кто только ни вспоминает. У кого каких только версий не было и не бывает. Даже по этому фильму видно.

Мне кажется, что, имея такую память… А я думаю, что многие наши слушатели, люди, которые знают Евгения Киселева, прекрасно это видят — что память у него блестящая. Он помнит какие-то очень тонкие подробности. И мне кажется, что уж ему-то точно надо написать книжку о том, как это было, что такое было НТВ, как оно начиналось и как оно уничтожалось.

И. Петровская

Вообще тот период истории безумно интересен. Вот этот слом вначале одной эпохи, переход к другой. Потом новый слом. Я вчера прочитала в фейсбуке у Эдуарда Сагалаева, что он выпустил…

К. Ларина

Да, он тоже книжку выпустил.

И. Петровская

Да, выпустил книгу. Он был непосредственным свидетелем очень многого. И в том числе, и даже в первую очередь, легендарной «молодежки», которая при нем расцвела, когда выходили и «Взгляд», и «12-й этаж», и много чего. Потом в его жизни была программа «Время». Потом был на самом деле первый тогда абсолютно частный канал, который был сделан вместе с Тедом Тернером. Потом уже остался только Сагалаев — эта новая история. Потом он какое-то время был председателем ВГТРК.

Короче говоря, я просто сплю и вижу получить эту книгу в руки и запоем прочитать. Потому что, так или иначе, мы тоже были свидетелями всех тех событий, которые, я думаю, Эдуард Михайлович описывает.

К. Ларина

Ну вот у нас на этой неделе было достаточно много таких тоже документальных фильмов, которые можно было бы обсудить. Я, кстати, опять же, возвращаясь к тому, что говорил Евгений Киселев, подумала: хорошо ли это вообще — такая упертая объективность, беспристрастность, когда мы рассказываем о каких-то трагических исторических событиях — неоднозначных, наполненных личными трагедиями. Насколько здесь вообще возможно быть объективным?

Я к чему это говорю? Я не знаю, как тебе немецкий фильм про Алексея Навального, но меня он совершенно поразил вот этой абсолютной демонстративной беспристрастностью. Мне кажется, что это не тот случай. Когда если у людей есть желание рассказать о герое, который сегодня находится в такой стадии своей жизни, в высшей степени трагической, насколько это можно делать с таким холодным рассудком?

В чем здесь была задача? Наверное — я так размышляю — просто, может быть, познакомить публику (прежде всего немецкую или европейскую) с самим героем, про которого они вообще ничего не знают. Но вот этой эмоциональной включенности в человека мне в этом фильме не хватило. Напомню: можно посмотреть — на канале Ильи Яшина этот фильм выложен.

И. Петровская

Я не вполне согласна, потому что когда речь идет о событии, к которому ты имеешь конкретное касательство, как в случае с НТВ, когда это всё еще в твоей даже не памяти, а в твоей подкорке, в жизни — это одна история. Фильм ZDF, влиятельной немецкой компании, сделан в абсолютно западной манере. Эта западная манера предполагает беспристрастность, предоставление точек зрения разным участникам этого события.

И конечно, это просто такой подробный информационный сюжет — можем так сказать. Мы всё теперь называем фильмом. Ну, хорошо, ладно, по формату он больше, чем просто сюжет — где-то 40 с чем-то минут. Он рассказывает западному человеку, конкретному немцу, что конкретно происходило. Собственно, там берется история с момента, когда Алексей был отравлен в самолете. Дальше вся эта история, в общем, его спасения с небольшими ретроспекциями в его историю становления как политика.

И для человека, который что-то такое слышал, читал, это, мне кажется, как раз очень полезный формат. То есть ты восстанавливаешь определенную очередность происходившего в некоторых деталях. И сами синхроны уже в тот момент вышедшего из комы Алексея, и его жены Юлии, и врачей, и кого там только нет — и его соратников из его штаба.

Поэтому если иметь в виду, что этот фильм, скажем, предназначен (а это совершенно исключено) для показа в России... Хотя скажу тебе, что для людей, которые по-прежнему уверены, что это всё было притворство, что никакого отравления не было — для наших людей...

И:Петовская: История с НТВ напугала представителей других СМИ

К. Ларина

Постановка.

И. Петровская

Постановка, да. Вот он имитировал всё это, а на самом деле грибов поел в Томске и самогонки выпил. Это было бы тоже полезно, вот эта хронология этого события. И отношение определенное там есть. Потому что всё равно там, в общем, прямым текстом называются те, кому это было, как минимум, выгодно, и без кого этого всего не произошло бы.

Поэтому еще раз повторяю: это классическая западная отстраненная, беспристрастная манера рассказы об истории. Тем более это не их конкретная история. Хотя, конечно, Германия принимала в этом огромное участие, и в спасении уж точно сыграла, может быть, самую важную, ключевую роль.

К. Ларина

Кстати, важное дополнение к этому фильму в качестве такого даже не штриха, а объемного образа Алексея — это интервью Евгения Чичваркина Евгении Альбац на ее канале «The New Times». Там они, естественно, как раз много говорили именно об этом периоде, когда его привезли в Германию, когда его спасали. Потому что вы знаете, что Евгений Чичваркин был (и до этого был, и остается) одним из его спонсоров и, безусловно, друзей.

И он там, конечно, отвечая на вопрос Жени, говорит, что отговаривали, но это всё было бесполезно. Мало этого: он хотел вернуться раньше. Он хотел вернуться еще до Нового года. Потому что он не представляет себе — если он российский политик, он не может жить на Западе и оставаться там. И то, что он ужасно боялся и не хотел, чтобы был повод навесить на него такой ярлык — человека, который скрывается на Западе. Пытается изменить жизнь в России, а сам живет, типа, на западные печеньки.

И еще одна вещь, которая меня тоже поразила — опять же, в качестве такой зарисовки, что такое из себя представляет Алексей, и почему понять его многим людям невозможно: они не верят и не понимают, как такое может быть. Чичваркин говорит: «Понимаете, как в кино, в фэнтези, когда есть герой, и что бы ни случилось на экране, этот герой не может погибнуть через 11 минут после начала фильма. Потому что в фильме еще впереди 3 часа». И вот этот образ — он про себя так говорит: «Этого не может быть, не могут меня сейчас убить. Я еще должен действовать».

И, конечно, эта уверенность — то, о чем они там тоже говорили, о чем говорил Чичваркин — что он абсолютно убежден в своей победе, в своей силе. Что он считает Путина и нынешнее руководство России не просто людьми, равными ему, а просто даже ниже по уровню. Но в этом нет высокомерия. В этом есть, скорее, такой образ Гулливера и лилипутов, а не снобизм, не высокомерие, не нарциссизм. Совсем другие чувства. Вот такой набор штрихов к портрету Алексея, мне кажется, очень важен. Это я, опять же, отсылаю вас к этому интервью Евгении Альбац с Евгением Чичваркиным.

И. Петровская

Давай чуть-чуть сменим тему, потому что из того нашего с тобой ряда, который я посмотрела, конечно, что производит невероятное впечатление — это «Редакция» и очередной спецреп, который рассказывает о страшной ковидной катастрофе в Индии.

Там есть еще такой важный прием — откуда они, собственно, получили видеоизображение, информацию. Для них снимали русскоязычные блогеры, которые там находятся, и которых тоже там застал и задержал локдаун. Просто русскоязычные, русские люди, которые там обосновались и давно проживают.

И это, конечно, такой сплав, апофеоз ужаса! В том смысле, что при всём при том, что да, вирус страшный, смертоносный, заразный, распространяется не знаю с какой скоростью — со скоростью ветра. Но во многом, как там говорят и журналисты, и врачи, он рукотворен. Вернее, сама эта катастрофа, которая происходит именно там.

Поскольку люди совершенно не осознавали и продолжают не осознавать эту опасность. Когда они миллионами собираются на эти религиозные омовения и все вместе толпятся в священном Ганге полуголые, естественно, получая всё новые и новые порции, если можно так сказать, этого вируса. Когда не соблюдают каких-то элементарных санитарных норм, которые необходимо соблюдать.

На самом деле можно легко спроецировать на ситуацию, которая, не дай господь, но может повториться. У нас, слава богу, не было такой катастрофы. Но та беспечность, которую я лично наблюдаю, особенно сейчас, в эти майские каникулы — беспечность людей, которые скапливаются в огромных количествах вместе, которые маску носят в лучшем случае под подбородком и считают: «А, ладно, это всё ерунда, это всё вообще придумали — придумал Черчилль в восемнадцатом году», — вот это меня больше всего там потрясает.

Не говоря уже о том, что там, конечно, есть ребята, которые добывали материал, и они проникали вообще в самую «красную зону» — один из блогеров. Собственно, его там почти никто не останавливал, и он снял вот эти картины фактически предсмертных мучений людей, которые не потому не получают помощь, что им специально отказывают, а потому, что реально не хватает ни кислорода, ничего для такого количество заразившихся людей. И это просто до оторопи и шевелящихся волос на голове.

К. Ларина

Я, кстати, когда смотрела, вспоминала, что испытывала такие же похожие чувства, когда было цунами — помнишь? Это было в Таиланде, по-моему. И там тоже случайно оказались журналисты, которые там отдыхали. Сэм Клебанов, который сделал тогда огромный материал — я помню, совершенно поразительный: именно с эффектом присутствия, когда ты не в командировку едешь, а ты часть этой трагедии, ты внутри нее.

Это, конечно, тоже особый журналистский талант. И, извини меня, всё-таки такой НРЗБ особой психологической личности. Поскольку здесь нужно иметь определенную долю хладнокровия и какую-то собранность для того, чтобы это снимать и об этом говорить. И здесь, конечно, люди просто молодцы, в этом индийском материале.

Но еще, наверное, успеваем вспомнить еще один репортаж — тоже почти фильм. Это такой спецреп Валерии Ратниковой, который тоже меня совершенно поразил — «Ярлык для террористов» — из Крыма, посвященный как раз в основном крымским татарам, которые оказались за решеткой. Многие из них — как члены запрещенной террористической организации.

Это фильм о том, как это переживают семьи этих людей. Это, конечно, совершенно поразительно. Там какие сроки! Посмотрите — это просто поражает: 20 лет, 13 лет. Забирают всех! Просто семьи, в которых забрали всех мужчин. Женщины остаются одни — жены, матери, сестры, а всех мужчин забрали.

И. Петровская

Дети. На глазах у детей, когда вламывались — кто там вламывается? — силовики и клали всех.

К. Ларина

Да, ФСБ.

И. Петровская

Ну, силовики — мы их назовем так. И самое ужасное и самое уму непостижимое заключается в том, что ни один человек из тех, кто подвергся этим репрессиям и получил огромный срок, не совершал ничего, что можно назвать терроризмом. Ничего не взрывал, ничего не поджигал. Они виновны, как у нас «Свидетели Иеговы»*, лишь в том, что исповедуют некую, я так понимаю, какую-то более радикальную ветвь ислама.

К. Ларина

Но мы этого не знаем.

И. Петровская

Короче, исламисты. Но в этом тоже нет ничего, что можно было бы хоть каким-то краем натянуть на вот это страшное обвинение в терроризме и экстремизме.

К. Ларина

Как они сами там говорят: «Мы бумажные террористы». То есть никаких доказанных преступлений нет. То есть преступники без преступлений. Безусловно, конечно же, в этом есть и месть народу, который несгибаем, который всё равно остается самобытным, и который сохраняет свои традиции и преданность своему выбору. В том числе религиозному.

Это, конечно, поразительно. Мы смотрели и говорили: господи, этому народу, крымско-татарского, всю жизнь… Мало им в истории трагедий! Одни их били, депортировали, выгоняли из собственных домов. Теперь другие.

Это, конечно, тоже, если говорить о новом российском Крыме. Для того, чтобы понять, что это такое — российский Крым сегодня, можно посмотреть этот фильм и понять вообще размах вот этих репрессий, скажем так, по отношению к людям, которые считают себя гражданами, способными и достойными уважения. Мы мало успеваем. Я еще хотела…

И. Петровская

«Радио Долин».

Е.Киселев: Нигде не сказано про то, как возникли эти долги. Ведь Гусинский брал деньги не у «Газпрома»

К. Ларина

Да, «Радио Долин» — блестящие выпуски. Обязательно смотрите! Ты посмотрела?

И. Петровская

Я посмотрела, да. Он посвящен «Артдокфесту», проходившему в эти дни, накануне, в Риге. Членом жюри был Антон Долин. И там ровно те фильмы, которые в России даже не смогли показать из-за того, что предполагали и давление на сам фестиваль, и на организаторов, и протесты не пойми кого. Именно те фильмы наиболее сильно там прозвучали и заслужили и получили свои премии.

К. Ларина

Хороший выпуск. Вообще этот проект Антона Долина и «Медузы» (иностранного агента) очень жизнеспособный. Не хватает таких вот журналов — культурных, художественных, общественно-значимых. И мне кажется, что это дело Антона. Он абсолютно с этим справляется. Так что дай бог долгой жизни!

Про сериалы мы будем говорить? Я досмотрела «Обитель». Я надеюсь, что Ира тоже посмотрит, потому что у меня сложное отношение к этой картине. Мы обязательно про это поговорим отдельно. Они же сейчас начинают по телевизору показывать.

И. Петровская: С 10

го числа, то есть с завтрашнего дня, этот сериал начинается на канале «Россия». Так что обязательно посмотрим вместе и потом обсудим. Ну и, собственно, финалим.

К. Ларина

Да, у нас опять, говорю я, неожиданная потеря. Совершенно как мешком по голове. Это вчерашняя новость, что ушел из жизни Владимир Качан — замечательный артист, писатель, музыкант, автор-исполнитель, великолепный рассказчик, актер. Сколько? — 30 лет он был артистом театра «Школа современной пьесы». Когда-то был звездой ТЮЗа, первым мушкетером в знаменитом мьюзикле «Три мушкетера» — первым Д'Артаньяном.

Володя — мы можем так его называть, поскольку мы с ним общались не только как восторженные зрители в зале, но нас связывали и товарищеские отношения. Мы много общались и в реальной жизни. Человек, конечно, искрометного юмора, прекрасный, какой-то человек, нашедший себя в этой жизни.

Он был абсолютно отдельным. Он не любил подчиняться каким-то коллективным мантрам. Нашедший свою дорогу, но при этом блестящий артист команды и блестящий сольный человек. Все его творческие вечера, все его музыкальные вечера — это отдельная история.

И. Петровская

Да, я тоже уже в первую очередь, кстати, помню именно его музыкальные вечера и как он пел. Он дружил с Леонидом Филатовым, как мы знаем — всю жизнь. Еще с Михаилом Задорновым. Больше никого из них нет. Но, конечно, сохранились и сохранятся песни. И самое ужасное, что он тоже, как и многие другие, умер именно от ковида. Не пощадил его. Светлая и вечная ему память!

К. Ларина

Вообще ужас! 30 апреля он был госпитализирован, a 7 мая его уже не стало. Это очень быстро. Берегите себя, дорогие люди! Берегите себя!

«Свидетели Иеговы»* - Организация, запрещенная на территории РФ.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2025