Человек из телевизора - 2021-01-16
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». Как обычно, ведут ее Ксения Ларина и Ирина Петровская.
И. Петровская
―
Здравствуй, Ксюша! Здравствуйте, все! Доброе утро, добрый день и все другие времена дня!
К. Ларина
―
Да, праздники постепенно превращаются в будни. Скучать нам не дают. Событий, как всегда, много. И конечно, одно из самых ожидаемых событий — и политических, и общественно-значимых — это воскресное возвращение (хотела сказать «воскрешение», но в каком-то смысле и воскрешение тоже) Алексея Навального. Все как бы замерли в ожидании.И я сразу хочу анонсировать спецэфир, который будет завтра, в воскресенье, на канале «Дождь». В 3 часа дня спецэфир, который будет посвящен как раз этому событию. Тому, как Алексей возвращается в Россию, в Москву. Я так понимаю, что и у нас на «Эхе Москвы» тоже все на низком старте. Если что, будьте готовы к тому, дорогие друзья, что сетка завтра может быть изменена. Надеемся, что всё-таки всё обойдется без каких-то из ряда вон выходящих событий с отрицательным знаком.
Так, быстро читаю, что мы с Ирой придумали. Вот я сказала про Навального и возвращение. Дальше, конечно же, потеря — Борис Грачевский ушел из жизни после ковида. Основатель «Ералаша» — знаете прекрасно, кто это.
Что касается телевидения. Наиля Аскер-Заде и ее интервью с Лукашенко и его сыном Колей. И плюс к этому разбор этого совершенно потрясающего интервью Машей Борзуновой на канале «Дождь» в рамках проекта «Fake News».
«Похороны Америки» на федеральных каналах. К юбилею Мандельштама: фильм Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда» на Первом канале. Ольга Романова — интервью с адвокатом Вадимом Прохоровым на канале «МРР». «Япония: обратная сторона кимоно». Премьера — как это называется? — трэвел-сериала. Да, так это называется?
И. Петровская
―
Ну, сейчас это так называется. А вообще это серия путешествий, которые уже давно, начиная, кстати, с той же Америки, осуществляют Познер и Ургант.
К. Ларина
―
Да, Владимир Познер и Иван Ургант. Ну и рекомендация, которой Ира с вами поделится — ее открытие: трэвел-блогер Антон Лядов и его канал «The Люди». Ну и дальше по мелочам скажем. Там и анонсы какие-то еще будут, и еще какие-то рекомендации. Ну, с чего мы начинаем, Ира, скажи мне?
И. Петровская
―
Давай начнем с печали.
К. Ларина
―
Да, вспомним Бориса.
И. Петровская
―
Конечно, абсолютно шокирующее событие. Все давно знали — ну, все, кто так или иначе был в друзьях у Бориса, общался с ним лично или через Facebook — знали, что он с конца декабря в больнице. Он, как человек крайне жизнелюбивый, пока мог, выкладывал свои фотографии в кислородной маске, шутил, говорил: «Ничего, прорвемся».Ну и вот, поздно вечером в четверг пришло известие, что не справились. Его ввели в искусственную кому, ему стало резко хуже… Ну и всё. Хотя он был в одной из лучших клиник по ковиду — 52-й, где замечательный главврач, где многие люди были спасены в буквальном смысле слова.
Но вот по рассказам его близких друзей, он обратился в больницу слишком поздно. То есть всё время думал, что он справится сам. Недели две ходил с температурой, а когда уже обратился, то… Вначале было ничего, а потом всё-таки всё развилось по самому страшному сценарию.
Конечно, Борис Грачевский — это эпоха, как это ни банально звучит, потому что огромное количество людей, детей выросли на его «Ералашах». И удивительным образом «Ералаш» не устарел, как устаревали многие проекты советского телевидения, советского кино, советских киножурналов. Даже мой 9-летний смотрит это с восторгом, потому что, видимо, создатели там уловили что-то, что объединяет детей, независимо от времени и страны. Это, правда, часто прикольно. Конечно, не всё было ровно. Надеюсь, что «Ералаш» при этом, естественно, будет дальше жить.
В пятницу начались, естественно, поминальные эфиры, где все вспоминают, каким был Борис. Я всегда с ужасом ожидаю эти эфиры, потому что прекрасно понимаю, что после благостных поминальных эфиров потом начинаются всякие послесмертные, посмертные поношения. Подключается много разных людей, у которых всегда есть какие-нибудь гадости, которые они готовы вслед ушедшему, умершему сказать. Искренне надеюсь, что, может быть, в этом случае этого не произойдет.
К. Ларина
―
Тут дело даже не столько в гостях, а в таких манящих...
И. Петровская
―
Подробностях, деталях.
К. Ларина
―
В подробностях личной жизни. Потому что все, кто знает Бориса, знают, что он был не только жизнелюбивый человек, но большой женолюб. У него была совсем новая молодая жена, совсем новый ребенок — родился 3 месяца назад.
И. Петровская
―
Нет, 9 месяцев.
К. Ларина
―
9. Там есть чем поживиться, что называется, в его биографии. Но, Ира, я хочу всё-таки снять скорбь с твоего лица. Конечно, скорбь связана с таким трагическим уходом — это, безусловно, несправедливо ужасно. Потому что человек был здоров. Просто смею так утверждать: он был здоровым мужиком, у которого всё было впереди. Он получал удовольствие от этой жизни. И конечно, вот эта зараза, которая хватает людей в такой зоне риска, в таком возрасте, и очень быстро их уничтожает — это что-то невероятно несправедливое и чудовищное.Но при этом хочу добавить про Бориса: безусловно, он бы сам сейчас посмеялся. Он бы сейчас сам пошутил на тему того, что про него сейчас будут говорить. Потому что он сам был достаточно циничным человеком, и ничего страшного в этом нет — вот такой у него образ, такой у него был характер. Поэтому я не думаю, что он бы сильно расстроился или удивился, если бы вдруг сейчас кто-нибудь что-нибудь изобразил — какую-нибудь даже не мерзость, а что-нибудь такое подробненькое и интересненькое, заглядывая в его замочную скважину.
И. Петровская
―
Да, моя скорбь, кстати сказать, не только по поводу ухода Бориса, хотя это очень шокировало именно в контексте того, что у него малыш, у него девочка, по-моему (старшая по отношению к малышу), только пошла в школу.Моя скорбь еще связана с тем, что после смерти людей всегда педалируются в наших эфирах темы личной жизни, женолюбия, не знаю, чего угодно. И за этим (и поэтому) забывается всё, что человек сделал и почему вообще о нем говорят. Огромное количество людей разной степени порядочности и так далее уходят из жизни незаметно. Но всегда потом, после смерти, преобладают именно вот эти темы. Особенно дележка наследства.
К. Ларина
―
Увы, моя дорогая, так будет и когда мы уйдем.
И. Петровская
―
Я надеюсь, что мы не достигли той степени известности.
К. Ларина
―
Известности и популярности.
И. Петровская
―
Да, во-первых, обсуждать нашу не знаю что... Любвеобильность? Тоже не скажешь, мы довольно верные. Наследства с гулькин нос. Поэтому я боюсь, что мы с тобой не будем представлять (вернее, я радуюсь) большого интереса для этих ток-шоушников.
К. Ларина
―
Ну что ж, давайте пойдем по ток-шоушникам. Действительно, раз уж мы про это говорим, тут, опять же, слово Ире, поскольку я исключительно в ее пересказах слежу за тем, что происходит на федеральных эфирах. Я так поняла, что про Алексея Навального пока ни слова — методички еще не поступили. Но поступят, не сомневаемся — они будут обязательно. Ну а что касается похорон Америки, вот тут интересно. Они Трампа-то любят или так себе?
И. Петровская
―
Они теперь сочувствуют Трампу, потому что Трамп в их изложении жертва. Жертва авторитаризма на грани с тоталитаризмом, который демонстрирует нынешняя Америка, отказываясь от всех демократических норм и достижений, блокируя, не давая ему слова, лишая его возможности обращаться к нации. Их СМИ ведут себя по отношению к нему безобразно, прерывая его на полуслове...
К. Ларина
―
Возмутительно!
И. Петровская
―
Абсолютно. И вообще я должна сказать, что все иные темы вообще практически исчезли. Ну, еще Украина, которая имеет наглость подвергать сомнению чудодейственность нашей вакцины, и еще какие-то темы. Ну, без Украины никак нельзя. Но, конечно, на первом месте во всех обсуждениях даже не ковид и не вакцина, а именно Америка и всё, что там происходит.И вот сейчас подготовка к инаугурации. Я вчера почти в голос смеялась, когда с огромной тревогой нам в программе «60 минут» рассказывали, как идет в Вашингтоне подготовка к инаугурации. Город зачищается — можешь себе представить такое безобразие?
К. Ларина
―
Возмутительно!
И. Петровская
―
Возмутительно! Улицы перегораживают военными грузовиками!
К. Ларина
―
«Не наказуемо» — помнишь?
И. Петровская
―
Нет, главное, нигде и никогда ничего подобного, понятно, никто не видел! Это исключительный случай! И это происходит в этой стране…
К. Ларина
―
Ваша хваленая демократия.
И. Петровская
―
Хваленая, которая имеет наглость (и имела) учить демократии весь мир. И вот теперь знаковое событие для страны, инаугурацию нового президента, они превращают в закрытое, оцепленное колючей проволокой, с 20 тысячами нацгвардейцев, с полной изоляцией. Он уже не будет обращаться к народу, как это было принято.То есть этот самый Байден, исчадие ада, нарушает абсолютно все традиции, которые были присущи именно этой великой стране. Ну, понятное дело, что после этого она, конечно, теряет право называться великой. И тем более теряет право называться первой из великих демократии мира.
Вот примерно такой настрой. Из ток-шоу в ток-шоу показывают кадры репрессий. Да, понятное дело, что там начались массовые репрессии. Инакомыслящих преследуют, сажают и так далее. Понять, где там правда, а где ложь, что на самом деле происходит, вообще невозможно. Только понятно, что всё, действительно, кирдык, всё накрылось, всё пропало.
И по этому поводу ведущие и гости, в общем, скорбят. Хотя многие, конечно, говорят, что давно всё такое подобное предвидели, давно это прогнозировали, и всё это оказалось карточным домиком, который рухнул при первом же приближении к зданию Капитолия, как они подчеркивают, мирных протестующих. Мирные протестующие, мы помним, взламывали, громили и так далее. Но, тем не менее, они были, безусловно, мирными и никакого ущерба не могли нанести ни зданию, ни традиционным американским институтам.
К. Ларина
―
Я так предполагаю, что когда будет инаугурация (это будет, по-моему, 20 января), наверняка у нас, у граждан России, тоже будет возможность увидеть это в прямых эфирах. Я так предполагаю и рассчитываю, что и «Дождь» будет транслировать с русским переводом, и наверняка иностранные агенты (по мнению наших новостей) — канал «Настоящее время» и канал «Голос Америки». Так что можно будет без всяких комментариев российских пропагандистов ознакомиться с тем, как это было или как это будет на самом деле.Я еще хочу добавить к картине американского общества, что оно из себя сегодня представляет, безусловно, передачу Екатерины Котрикадзе на «Дожде». Сначала меня как-то очень раздражало, что Екатерина позвала туда такую ярую русскоязычную трампистку (не помню, как ее фамилия), которая для меня лично никакого интереса не представляет.
Это такой типовой обыватель, который живуч как колорадский жук во всех странах мира, включая и Россию, и Америку. Тут как бы ждать нечего. Здесь каких-то иных, новых ценностей или устремлений мы не услышим. Это всё очень похоже.
Но потом я поняла, что в этом есть какой-то смысл. Тем более, что напротив нее (условно говоря, напротив нее, поскольку это всё по скайпу) сидел тоже русскоязычный гражданин Америки, который — как называется? — демократ, приверженец демократических ценностей, байденист. Не баянист, а байденист.
И. Петровская
―
Антитрампист.
К. Ларина
―
Да, антитрампист. В этом, конечно, какой-то смысл есть. Ты понимаешь, вообще из чего это всё состоит, какие претензии друг к другу люди предъявляют. Всё очень похоже. То, про что ты говоришь — и про улицу, и про зачистку, и про подготовку, и про цензуру, и про предъявление друг к другу претензий. Мы вообще очень похожи. Говорю я даже не знаю с каким чувством — с приятным или с чувством горечи, не знаю.
И. Петровская
―
Ну, как тебе сказать? Тут есть и сходства, и кардинальные различия. Если, например, сравнить две ситуации, когда частные корпорации, крупные соцсети блокируют Трампа и не дают ему высказаться, многие это называют цензурой. А цензура — это то, когда государство блокирует кого-то из общественно-политических деятелей, не давая им высказаться.
К. Ларина
―
Это государственная цензура. А здесь цензура одной отдельно взятой компании.
И. Петровская
―
Да, но 1-я поправка к американской конституции говорит именно о государственной цензуре.
К. Ларина
―
Ты знакома с конституцией американского государства?
И. Петровская: С 1
―
й поправкой, потому что она ключевая. И почему-то у меня нет ни малейших сомнений, что, что бы там ни происходило, Америка всё равно с этим кризисом как-то справиться.
К. Ларина
―
Это безусловно.
И. Петровская
―
А вот по поводу других демократий, не менее великих, у меня такие сомнения, извините, есть. И когда полностью блокируют даже упоминания о человеке, который, в общем, стал за это время очень заметным политическим и общественным деятелем, это как назвать? Это мы, великие, что осуществляем? Делаем вид, что этого человека нет в природе?
К. Ларина
―
У нас не просто блокируют — у нас сажают за твиты. О чем тут вообще говорить? Мы с тобой говорим буквально в день, когда, по-моему, задержали, арестовали одного из активистов штаба ФБК за твит, который он там написал после самосожжения Ирины Славиной.
И. Петровская
―
Да, я прочитала это.
К. Ларина
―
Но там нет никаких призывов, боже мой — там, безусловно, есть некое проклятие в адрес людей, которые позволили свершиться этому преступлению. Ты видишь, что они творят?
И. Петровская
―
Более того, они не просто задержали — они сделали то, что они тогда произвели с Ириной Славиной. Они ворвались к нему с утра, они произвели обыск. Произвели обыск у его матери, где вообще непонятно, чего и кого искали. И в результате его, по-моему, задержали и будут ему инкриминировать какое-то преступное деяние, которое влечет за собой реальный срок. Так что, в общем, в чем-то квиты, а в чем-то и превосходим.
К. Ларина
―
Безусловно. Конечно же, для них это большая радость — такие вот сюжеты в Америке, связанные со стороны государства с силовыми акциями, с подавлением свобод, с подавлением митингов. С убийствами, не дай бог. Это было не убийство, конечно — это было применение оружия по необходимости. Это было понятно. Я думаю, что наверняка это тоже докажут в американских судах.Когда они говорят про двойные стандарты (я говорю про наших пропагандистов), пусть они скажут про то, как работают наши суды. Пусть расскажут правду, как работают наши суды. Пусть расскажут, за что задерживают людей.
И. Петровская
―
Да здравствует наш суд, самый гуманный и справедливый суд в мире.
К. Ларина
―
Да, пусть рассказывают про лжесвидетельства полицейских и омоновцев, которые пишут ложные показания для того, чтобы человека посадить в тюрьму. Так что да, в этом смысле мы квиты. Хочется продолжения банкета. Хочется, чтобы если это была правда, то она была бы до конца. Но кто же это скажет?
И. Петровская
―
Ну, кто-нибудь да скажет. Слава богу, не одними федеральными каналами...
К. Ларина
―
Не в Америке же.
И. Петровская
―
И слава богу, не в Америке, где вообще слова нельзя сказать — тебя тут же поведут в кутузку.
К. Ларина
―
Мы говорим о телевидении в буквальном смысле этого слова — наконец-то! — и не можем оторваться от этого телевидения. Потому что, конечно же, совершенно потрясающее художественное произведение лучшего интервьюера всех времен и народов Наили Аскер-Заде на канале... «Россия-1»?
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Да, это интервью без всякого галстука.
И. Петровская
―
В розовом, всё в розовом. В розовых тонах в прямом и переносном смысле этого слова.
К. Ларина
―
Да, это такое семейное интервью — смесь «Пока все дома» с «Героем дня без галстука». Интервью с Лукашенко и сыном его Николаем. Магия и ее разоблачение. Последующее разоблачение учинила этому интервью, сразу скажем, Маша Борзунова на канале «Дождь».
И. Петровская
―
Да, но разоблачение тут лежало настолько на поверхности, что, в общем, можно было по любому из эпизодов этого интервью устроить вот такой же остроумный и точный разбор. На самом деле это одно из потрясших меня произведений телевизионного искусства и конкретно Наили Аскер-Заде.Она никогда не идет на обострение с другими героями. У нее герои в основном вельможные, олигархические, чиновные и так далее. Но тут человек приезжает к последнему (хотя это вопрос, можно поспорить) диктатору Европы, у которого в стране, как мы знаем (тут даже без всякой иронии), творится такой ужас, что не в сказке сказать. И творится уже 5 месяцев. И я подумала: наверное (хотя это была очень слабая надежда), всё-таки, в том числе и по этому поводу приехала к Лукашенко Наиля Аскер-Заде.
Оно вообще вышло как такой вставной зуб в новогодний эфир, потому что ничто не предвещало. Ему дали время 21:30 — никогда такого не было. У нее всегда были поздние эфиры после Соловьева, и вдруг вот такое. А она сама его невероятно анонсировала тоже во всяких у себя не помню где — в твиттере, в телеграме: вот, смотрите.
Дальше мы знаем, что многие интервьюеры, когда их спрашивали, с кем бы они мечтали — в принципе, гипотетически, если бы у них была такая возможность — поговорить, часто отвечали, что в том числе с диктаторами. Со Сталиным, с Гитлером. Ну, не в смысле рассказать, как Сталин любил детей, а Гитлер был хорошим художником и любил свою собачку, а, наверное, чтобы узнать, как же такое получается, что из обычных людей вырастают монстры.
К. Ларина
―
Ты что, серьезно предполагала, что Наиля это сделает?
И. Петровская
―
Нет, иначе непонятно, для чего человек едет и берет интервью.
К. Ларина
―
Ты ее мозг посмотри! Пройдись там, внутри этой головы. Пройдись по ней, я тебя умоляю. Посмотри направо и налево. Что ты увидишь там?
И. Петровская
―
Нет, правда, совершенно не хочется залезать в ее мозг. Но более благостного — причем даже не подобострастного, как у Соловьева предыдущее с Песковым, а благостного интервью я даже предположить себе не могла. То есть вообще ничто не намекает на то, что в этой стране уже 5 месяцев происходит глубочайший кризис, протесты.
К. Ларина
―
Ну что, о художественной части мы тоже отдельно поговорим во второй части нашей программы. Напомню, передача «Человек из телевизора», Ксения Ларина и Ирина Петровская. Мы вернемся через несколько минут.НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Мы говорим о телевидении в буквальном смысле этого слова — наконец-то! — и не можем оторваться от этого телевидения. Потому что, конечно же, совершенно потрясающее художественное произведение лучшего интервьюера всех времен и народов Наили Аскер-Заде на канале... «Россия-1»?
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Да, это интервью без всякого галстука.
И. Петровская
―
В розовом, всё в розовом. В розовых тонах в прямом и переносном смысле этого слова.
К. Ларина
―
Да, это такое семейное интервью — смесь «Пока все дома» с «Героем дня без галстука». Интервью с Лукашенко и сыном его Николаем.
И. Петровская
―
Девушка тут действительно, без всякой иронии, вся в розовом. Приезжает к Григорьевичу с косой. Он почему-то называет ее на «ты», она его на «вы». И дальше она приезжает, он ее покатал на машинке. Причем сам был за рулем. Вспомнился анекдот — помнишь, про Брежнева? — «Не знаю, кто в машине, но водителем у нее Брежнев». А тут Лукашенко. Покатал ее на коньках, поиграл с ней в хоккей. Дал забить шайбу. Они походили картинно по пустынному Дворцу Независимости.
К. Ларина
―
Собачка на столе меня потрясла.
И. Петровская
―
Собачка — это уже не просто вишенка. Это арбуз на торте. Когда собачку водрузили на стол, и она улеглась практически (буду употреблять мягкое слово) хвостом в какую-то тарелку, стало понятно, что либо кто-то из собеседников сошел с ума, либо это на самом деле его демонстрация.
К. Ларина
―
А может, это троллинг такой? Может, мы недооцениваем?
И. Петровская
―
Его троллинг.
К. Ларина
―
Нет, ее и канала «Россия-1».
И. Петровская
―
Нет, она же собачку не водрузила на стол. Он ее многократно называет мусульманской девушкой. При этом она один раз даже огрызается и говорит: «Я вам тут не мусульманская девушка».
К. Ларина
―
Прямо так и сказала?
И. Петровская
―
Прямо так и говорит, со всей прямотой. Я, говорит, вам тут не мусульманская девушка, я корреспондент канала «Россия». Так вот если уж исходить из этого, то на самом деле у реальных мусульман собачек часто не принято даже в доме держать. И зная это, и отношение в целом — ну, у всех свои, это ни хорошо, ни плохо, такая традиция — Лукашенко сажает эту собачку на стол.
К. Ларина
―
Ты думаешь, что из-за этого? Он специально ее так хотел оскорбить? Я думаю, что вряд ли.
И. Петровская
―
Нет, это таким образом он демонстрирует...
К. Ларина
―
Это от глупости всё.
И. Петровская
―
От глупости и от того, что я волен делать, особенно у себя дома, всё, что я хочу, всё, что я могу.
К. Ларина
―
Помнишь, как Путин собаку практически натравил на Ангелу Меркель?
И. Петровская
―
Да, не просто натравил, а пустил милую лабрадоршу, зная, что Ангела Меркель до оторопи боится собак. Так тоже бывает. Это причуда, прихоть хозяина. «Хозяина» в самом широком смысле этого слова.
К. Ларина
―
Это характер.
И. Петровская
―
И причуда, и характер, и демонстрация того, что даже если я вам сейчас корову сюда приведу, и она вам наложит, вы всё будете здесь терпеть. Для чего она поехала и взяла интервью? Для утепления этого образа? Ну, мы его видели уже 1000 раз, когда он в разговорах с журналистами вполне себе играет в такого, да, может быть, не очень далекого, но такого отца нации.Кстати, она на полном серьезе тут говорит, что в Белоруссии его ласково называют «батькой». Ласково они его называют «батькой». Тогда цель его, и такая презентация, и время совсем непонятны. Нам дают понять что? Что это наш друг? Страны, я имею в виду — друг России. Или наоборот, нам дают понять, что... Там он говорит такие очень ключевые слова, что Путин его друг и, наверное, даже единственный друг сегодня. Чтобы эти слова сказать?
Короче говоря, смысл от меня абсолютно ускользает. Но Маша Борзунова просто по пунктам разобрала те ключевые моменты, когда он откровенно врал, или когда она делала вид, что она дальше или сама ничего не знает, или намеренно ту или иную очень важную тему опускала.
Конечно, ни разу не было разговора о пытках и задержаниях. Но, как минимум, дважды он соврал,. Когда она сказала, что Светлана Тихановская не домохозяйка, и он сказал: «Я никогда не называл ее домохозяйкой». Маша Борзунова показывает конкретный фрагмент, где он как раз называет ее домохозяйкой. И когда он, тоже в традициях своего «старшего брата», на вопрос о Марии Колесниковой ответил: «Это какая, напомните? А, которая сбежать хотела», — говорит он, хотя на самом деле мы помним, что Колесникову выдворили.
К. Ларина
―
Я хочу сказать, что мы так подробно рассказываем, что там происходило... В конце концов, не будем принуждать к любви к этому сюжету, чтобы вы, не дай бог, стали это всё смотреть. Повторю: я тоже не очень понимаю, для кого это предназначено, когда сейчас уже настолько всё понятно. Где-то они это давно уже держали, давно делали?
И. Петровская
―
Непохоже. Там елочка стоит.
К. Ларина
―
Да неважно. Я хочу тебе сказать неожиданное наблюдение — не знаю, согласишься ты со мной или нет. Мне понравился Коля!
И. Петровская
―
И ей явно тоже понравился.
К. Ларина
―
Коля — во-первых, он, извини меня, очень грамотно, хорошо говорит по-русски. И видно, что это молодой человек уже с каким-то хорошим образовательным бэкграундом. Видно, что он правильно формулирует. У него есть чувство юмора. Он еще не научился ни в кого воплощаться, никого изображать. Он такой, какой он есть. И вообще понравился.И второе, что я хотела сказать — что Маша Борзунова, помимо того, что она разобрала и сам сюжет, и разговор, и все виды вранья, еще и напомнила, что Наиля Аскер-Заде — это не просто такая интервьюер, которая получила ТЭФИ. Это не просто девочка-везунчик.
Она напомнила о том, что ФБК делал большое расследование по поводу владений, недвижимости, этих самых полей, заводов, пароходов этой дамы. Неизвестно с каких харчей она всё это приобрела. Всё это, в основном, в местах, где проживает элита нашей страны, нашего государства.
Я уж не говорю там про конкретные упоминания ее покровителя (кто он там ей? — сердечный друг), благодаря которому все эти волнующие, волнительные перемены в ее жизни произошли. Она стала лучшим интервьюером — говорим без ерунды, без экивоков, поскольку она ТЭФИ получила как лучший интервьюер.
И. Петровская
―
Как лучший интерьер страны!
К. Ларина
―
Да. Я просто открыла еще Википедию — очень смешно. Они там пишут — сейчас тебе процитирую: «Наиля тщательно готовятся к своим интервью». Вот если ты говоришь про журналистку, что ты подумаешь, что она обычно делает?
И. Петровская
―
Покупает новый костюм. Покупает новый плащик. Выясняет, в каких интерьерах она будет работать, чтобы цвет костюмчика либо как-то контрастировал, либо, наоборот, гармонически сливался с этим фоном. Плетет особую косу. Макияж.
К. Ларина
―
Это еще не главное! Даже не это. Когда журналист готовится к интервью, мы как бы имеем в виду (объясняем для вас, дорогие друзья), что он много читает о своем герое, смотрит предыдущие интервью, пытается понять, в чем смысл его жизни, в чем изгибы его биографии.Что здесь написано? Итак, «Наиля тщательно готовиться к своим интервью. Ей приходилось играть на бильярде для сюжета с руководителем СВР Сергеем Нарышкиным. Ей пришлось учиться езде верхом на лошади в сюжете с Рамзаном Кадыровым. Ей пришлось кататься на коньках и играть в хоккей с Аркадием Ротенбергом». Кстати, она здесь тоже в хоккей, по-моему, играла.
И. Петровская
―
Да, но видишь, значит она не первый раз встала на коньки. Потому что здесь такое впечатление, что первый раз встала на коньки. Ну, молодец. Ты ездила на лошади? Я никогда не ездила и ничего такого не делала. Да, абсолютный профессионал.
К. Ларина
―
Очень грустно это всё, конечно. Мы давным-давно вообще не обсуждали такие большие паркетные, подобострастные, льстивые, какие еще угодно интервью.
И. Петровская
―
Я вспомнила, извини, десант, который приехал к Лукашенко — вскоре после выборов и перед встречей Лукашенко с Путиным. Это был десант...
К. Ларина
―
Где Симоньян была?
И. Петровская
―
Да, во главе с Симоньян. И было несколько корреспондентов с разных каналов — Верницкий, Бабаян и кто-то еще, неважно. Но там тоже, кстати, Маргарита продумала, конечно, как она будет одета. Ее зеленый наряд гармонировал с зеленым залом, в котором они встречались.Но она хотя бы попыталась задать вопрос, почему преследуют, в том числе, российских журналистов, которых также бросают в камеры и точно так же избивают. Лукашенко, правда, тогда на это ответил: «Давай перевернем эту страницу». Она ответила: «С удовольствием!».
Так Наиля эту книжку даже не попыталась открыть! Дальше титульного листа не пошла, и титульного-то не было. Вот что самое поразительное. Ну бывает, когда какой-то чиновник, или вельможа, или тем более президент не хочет отвечать на вопрос. Но вопрос хотя бы задан. Мы тоже знаем и этот прием — он уходит от него. Но человек хотя бы сформулировал, что есть такая проблема. Здесь даже этого не было. Вот что меня потрясло.
К. Ларина
―
Тут еще важен факт — может быть, наши слушатели не знают, что очень сильно задел вот этот постскриптум, послесловие Маши Борзуновой по следам этого интервью. Это о многом говорит. Задело, они обиделись, они даже пытались заблокировать, как я поняла, в YouTube именно этот сюжет.
И. Петровская
―
И, по-моему, заблокировали. Оно осталась только на сайте «Дождя».
К. Ларина
―
Они его заново залили, заново сделали. Но это о многом говорит. Значит, они за этим следят. Значит, это их задевает. И это очень хорошо — значит, не всё еще потеряно. А то бы сказали: да плевать, пусть пишут и говорят всё, что угодно.Ира, а о хорошем-то мы успеем сказать? Про юбилей Мандельштама и про фильм, который показали в ночью на Первом канале. Ну, этот фильм, собственно, есть в сети, его можно посмотреть. Он не новый — просто, что называется, к юбилею вновь повторили этот показ. Фильм Ромы Либерова «Сохрани мою речь». Да?
И. Петровская
―
Как-то он по-другому...
К. Ларина
―
«Сохрани мою речь навсегда».
И. Петровская
―
«Навсегда», да. Да, это фильм 5-летней давности. Он делался к 125-летию Осипа Мандельштама. И он, конечно, невероятно сложный и такое сложносочиненный. Не сложный в смысле, что его невозможно воспринимать. Но если мы вспомним недавний фильм «Это Эдик», там было ощущение, что такой прием был использован впервые — когда герой-кукла, анимация и прочее. Но когда я смотрела, у меня что-то вертелось: было такое. Вот первым — может быть, даже не первым, но из тех, что я запомнила, был Рома Либеров.Действительно, жанр его даже сложно определить, потому что это и не художественная, но и не традиционная документальная картина. Она состоит из очень многих составляющих. В том числе актеров, которые за кадром играют героев. В роли Мандельштама, но закадрово, в виде голоса, Виктор Сухоруков.
К. Ларина
―
Потрясающий совершенно!
И. Петровская
―
Потрясающий, который не просто читает — там нет такого текста. Он озвучивает своего героя.
К. Ларина
―
Как радиоспектакль звучит. Можно закрыть глаза и послушать радиопьесу в его вариации.
И. Петровская
―
Да, там еще за кадром звучит и Инна Чурикова, и Чулпан Хаматова, и кто-то еще. В общем, это такое, конечно, абсолютно авангардное произведение и по-своему даже шедевр. Потому что требуется определенное усилие.Да, кстати, в этой манере частично работал, например, Андрей Хржановский, если ты вспомнишь. «Полторы комнаты» или как назывался фильм про Бродского, когда он использовал и анимацию тоже. Вот это направление — оно крайне редко у нас попадает в ящик.
К. Ларина
―
Смешанная техника — так называется.
И. Петровская
―
Смешанная техника, да. Неопределенный жанр. Но при этом, безусловно, это художественное произведение. Такого высокого качества художественное произведение, которое при этом дает очень полное представление о жизни и судьбе — в данном случае, более чем трагической жизни и судьбе Мандельштама.Хотя то, как это решено, передает и его характер. Изначально Осип Мандельштам далеко не был мрачным, трагическим, погруженным в себя человеком. Он был тоже таким, по-своему, как бы это сказать? — не клоуном, конечно, но человеком многогранным.
К. Ларина
―
Человеком открытых эмоций, очень открытым миру.
И. Петровская
―
Открытых эмоций, да, отчасти таким чудаком, чего он, собственно не стеснялся в себе. По-моему, очень яркая. И очень жалко, конечно, всегда, что всё равно это увидит мало народу.
К. Ларина
―
Я тебе скажу, что это кино не для всех.
И. Петровская
―
Не для всех, согласна. Но люди, которые просто случайно наткнулись бы на это в более приличное время, я думаю, они бы увлеклись именно манерой в первую очередь. А потом уже, возможно, вникли бы и в содержание.
К. Ларина
―
Безусловно, как мне кажется, всё-таки этот фильм рассчитан на тех людей, которые имеют хотя бы приблизительное представление о том, кто это, о ком это. Вот добавлю к тому, что Ира сказала: здесь вообще нет никакого рассказа — родился, женился и прочее. Там ничего этого нет. Там весь текст составлен из реальных текстов участников судьбы, участников жизни героя и самого героя. И стихи.
И. Петровская
―
Да, и при этом всё равно происходит рассказ...
К. Ларина
―
Да, там отрывки из писем, из воспоминаний Надежды Мандельштам, из протоколов обысков — даже из этого. Там совершенно потрясающе сделанные сцены, когда его приходят арестовывать, когда они приходят за ним в первый раз и во второй. Когда просто через экран идут такие отпечатки сапог. Это, конечно, невероятно придумано.А по поводу смешанной техники, там, конечно же, есть и мультипликация, там есть всё, что угодно. Но сам персонаж, сам герой — это марионетка. В этом тоже есть какой-то невероятно важный, глубочайший смысл — что это именно так. Что он не просто мультяшный человечек, а марионетка. Это подчеркивается. Эти палочки, которыми управляют сверху — это угадывается очень точно.
И, конечно, озвучивание. Мне кажется, они пожалели, конечно, зрителей, когда сам финал, уход и смерть, были сделаны через эту песню с текстом, по-моему, Юза Алешковского «Товарищ Сталин, вы большой ученый». И про Оську Мандельштама, который там читает им. И при этом мы видим, как человечка засыпают землей и снегом в яме, и он исчезает из этой жизни. Там есть моменты, от которых просто внутри у тебя всё окаменевает от ужаса.
Я просто хочу добавить к тому, что, во-первых, этот фильм сделан на народные средства. Я помню, как Рома Либеров приходил к нам на «Эхо», и мы вместе объявляли этот краудфандинг, когда он собирал деньги. Потом я хочу еще вспомнить спектакль, который тоже, как мне кажется, может выступать в паре с такой работой. Спектакль в театре «Гоголь-центр» Антона Адасинского, который называется как раз «Мандельштам. Век-волкодав». Там Чулпан Хаматова играет совершенно замечательно. Такая смешанная техника — в театре это вообще невозможно. А они это сделали. Молодцы! Ну и вот в итоге родился альбом, добавлю к этому.
И. Петровская
―
Да, тоже невероятный. И тоже Рома Либеров.
К. Ларина
―
Да, собрал своих друзей. Ты слышала этот альбом?
И. Петровская
―
Я послушала несколько. Я послушала Агутина, я послушала романс — Александр Маноцков написал музыку. Ну и вообще само по себе это, конечно, такое невероятное событие.
К. Ларина
―
Да, это на стихи Мандельштама. Музыканты, причем все современные, суперсовременные, многих из которых мы с Ирой даже, может быть, и не знаем — какие-то совсем молодые.У меня сначала было такое отторжение, скажу тебе честно. Я как-то так испугалась: нет, как так можно? Такие великие стихи — вот так вот их коверкать, так их мучить вот этим непонятным музыкальным строем, непонятно, зачем. А потом послушала еще раз. А потом еще раз.
Есть вещи, которая меня просто перевернули. Мы в конце послушаем одну из композиций с этого альбома. Это как раз Noize MC, Иван Алексеев, и знаменитое стихотворение «Век-волкодав» Мандельштама. Анонс!
И. Петровская
―
Ну, мы уже не успеваем поговорить про мое открытие трэвел-блогера. Но это на следующий раз, перенесем. Я просто увидела очень интересный блог журналиста Антона Лядова, который путешествует по самым невероятным странам, включая Северную Корею.
К. Ларина
―
Это YouTube?
И. Петровская
―
Это YouTube, да. Продолжается цикл Ивана Урганта и Владимира Познера «Обратная сторона кимоно». Только не блогеры, не трэвел-блогеры, а трэвел-телевизионщики. Мне кажется, это жанр, в котором Владимир Познер и Иван Ургант крайне органичны. Они нашли себя. И Япония, конечно, абсолютная terra incognita для многих из нас, тем более европейцев. И они шаг за шагом нам ее открывают. Всю следующую неделю тоже смотрите.
К. Ларина
―
И я добавлю, что 25 января на «ТНТ-premier» премьера сериала «Полет» Петра Тодоровского-младшего — это сын Валерия Тодоровского. Фильм знаменателен прежде всего тем (для нас с Ирой точно), что там одну из главных ролей играет Миша Ефремов. Там такой необычный сюжет — обязательно обратите на это внимание и посмотрите. Собственно, всё. Мы на этом завершаем нашу программу и предоставляем слово как раз Ивану Алексееву, Noize MC. «Век-волкодав», Мандельштам.