Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2021-01-09

09.01.2021
Человек из телевизора - 2021-01-09 Скачать

К. Ларина

Доброе утро, добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». Как всегда, в студии, в пузыре между океанами, морями и сушей Ксения Ларина и Ирина Петровская. Привет, Ирочка, здравствуй, дорогая!

И. Петровская

Здравствуй, дорогая! Здравствуйте все! С Новым годом, с новым счастьем! С Рождеством!

К. Ларина

И с наступающим Старым новом годом еще.

И. Петровская

Но он еще нескоро.

К. Ларина

Праздники не кончаются, но событиев, как говорил известный персонаж из фильма «Старый новый год» (кстати, наверняка его покажет кто-нибудь) старик Адамыч, событиев у людей... Событиев много, действительно. Так, читаю наш план. А поскольку мы с Ирой, если вы помните, дорогие друзья, в этом году выходили уже из прошлого года (мы были женщины из прошлого, тургеневские барышни), а теперь мы уже вот помолодели, теперь уже леди 2021 года. Честно можем сказать. Итак, события в Америке — конечно же, освещение в СМИ. Я думаю, что с этого начнем. Обсудим новогодние эфиры, которые мы смотрели. А там было немало интересного. Прежде всего, альтернативные, что называется, новогодние выступления. Шоу Ивана Урганта на Первом и в YouTube-канале Ивана Урганта. «Би-коз» Михаила Козырева на «Дожде». Прямой эфир «Дождя» с итогами года 31 декабря. И там же — как это называется? Забыла, как называется, у них было второе шоу, где были «Fake News».

И. Петровская

«Самый лучший год».

К. Ларина

«Самый лучший год», да-да. Дальше. RTVI — тоже новогодний эфир. Произвел на меня странное впечатление, скажу честно. Орлуша, Канделаки и Шнур — такая странная троица. «Как не бояться Нового года». Это шоу, можно так сказать, итоги года с Ольгой Романовой на канале «МРР». Семейное шоу Набутовых, которое я очень люблю. Прямой эфир Леонида Парфенова — мы о нем уже чуть-чуть говорили в прошлый раз, поскольку он был уже в конце того года. «Гараж» — традиционные посиделки у Михаила Ширвиндта с Александром Анатольевичем и друзьями дома. Парочка юбилеев — 25 лет «Старым песням о главном» и сколько-то лет «Иронии судьбы». Не помню сколько.

И. Петровская

45.

К. Ларина

45. И новые интервью. Очень милое интервью, просто мироточивое интервью Соловьева и Пескова. Видеопроект «Сноба», о котором мы еще не говорили, но уже анонсировали его «Ты и вы». Это Сергей Николаевич и Ренат Давлетгильдеев берут интервью у известных людей. Вышло 3 выпуска. И Никита Кукушкин, актер «Гоголь-центра», гражданский активист, что важно, у Ксении Собчак в ее новом выпуске «Осторожно, Собчак». Ну, про анонсы, может быть, в конце скажем, сейчас не буду читать. Всё, поехали! Начнем с Америки, конечно. «Америка, ты одурела!» — сколько раз мы вскрикивали за время правления Трампа, Но вот, в итоге (надеемся, что это итог, хочется надеяться) произошло то, что произошло. Обсуждают все. После нас будет обсуждать Алексей Венедиктов, конечно же, в своей передаче «Будем наблюдать». Но нас волнует не НРЗБ а, конечно же, освещение — что про это говорят.

И. Петровская

Я необыкновенно рада тому, что у нас по-прежнему новогоднее, праздничное, рождественское, какое угодно расписание на основных каналах. Поэтому нет записных горлопанов, нет записных же крикливых, орущих...

К. Ларина

Крикунов.

И. Петровская

Нет самих ток-шоу — этих форматов, на которые обычно собираются все, кто любит как следует поорать по любому поводу.

И.Петровская: Я необыкновенно рада, что у нас по-прежнему новогоднее расписание на основных каналах. Нет записных горлопанов

К. Ларина

Не волнуйся, они вернутся.

И. Петровская

Это без сомнения. Но вот сейчас просто было явно, что формируется некий общий подход к освещению. А если бы были эти ток-шоу, то они бы без всякого формирования общего подхода все собрались и начали бы вопить, что Америке хана и так далее. Поэтому эта тема если и присутствует, то только в новостных форматах и иногда с включением каких-то экспертов, которые довольно сдержанно, без криков, что Трамп во всём прав и на самом деле Трамп не проиграл, а выиграл, как они любили говорить, в общем, констатируют только то, что политическая система архаична, что, скорее всего (это довольно смешно звучит), Америке для того, чтобы выздороветь, надо, например, брать пример с нас, с нашей политической системы.

К. Ларина

Кирдык вашей Америке, как говорил известный персонаж.

И. Петровская

Кирдык, да. Но она может устоять только при условии, если она изменит свою систему выборов, потому что выборы все наши эксперты признают нечистыми, нечестными и так далее. Но в целом самая главная мысль (и в этом есть, конечно, определенное злорадство), что вот вам хваленая американская демократия, вот вам американские стандарты. Америка, которая поддерживала майданы и цветные революции по всему миру, тем не менее, протестует против собственного «майдана» в Капитолии.

К. Ларина

За что боролась, на то и напоролась.

И. Петровская

Да, но самое главное, что Америка утратила моральное право (хотя они считают, что его никогда и не было, но тем не менее, сейчас особенно) всех учить демократии. Потому как мы видим, к чему это приводит. Вот я примерно пересказываю тебе смысл содержания сюжетов.

К. Ларина

Новостных подводок.

И. Петровская

Новостных подводок, да. И про то, что силовики бездействовали, и почему они бездействовали. И что, в конце концов, в то время, как когда-то осуждали за то, что стреляли по безоружным мирным людям на майдане, сами выстрелили в эту несчастную женщину, которая в прошлом офицер ВВС, и никому за это ничего не будет. Вот примерно так это освещается. Что касается освещения в момент того, как происходило это событие, то конечно, если бы не соцсети, многие бы долго про это не узнали. Потому что у нас это совпало с рождественской ночью, и основные каналы, естественно, показывали рождественское богослужение, приезд Путина...

К. Ларина

В маленький одинокий храм на краю земли.

И.Петровская: Телевидение наше в высшей степени неразворотливо, неповоротливо

И. Петровская

Маленького одинокого Путина в маленький одинокий храм. Но канал «Россия-24», единственный информационный канал, которые действительно работает всё-таки в информационном режиме нон-стоп, в какой-то момент просто поделил экран, кадр на две части. С одной стороны патриарх произносил свои слова, а с другой стороны протестующие лезли на ступеньки Капитолия. Разумеется, дом, в котором я проводила эту ночь, встречая Рождество...

К. Ларина

Интересно, вот тут поподробнее, пожалуйста.

И. Петровская

Да-да, это потом. Это разное.

К. Ларина

Я смотрю, ты как-то расцвела.

И. Петровская

Естественно, вместо того, чтобы заняться чем-то более приятным, мы начали бегать по каналам и искать где-то прямую трансляцию. И вот с сожалением констатирую, что, конечно, телевидение наше в высшей степени неразворотливо, неповоротливо.

К. Ларина

К сожалению, не только телевидение официальное. Потому что, конечно же, безусловно, мы будем хвалить вас, тех, кто включился через час, когда все события, собственно говоря, уже были позади. Когда ночью телеканал «Дождь» включился в прямой эфир, и Анна Монгайт была, видимо, выдернута из-за праздничного стола и пришла работать в прямой эфир. Там были и эксперты, и гости, и подробное освещение этой темы. И канал «Настоящее время», безусловно. Но конечно, было обидно. Вот я скажу честно, что не сразу всё шло. Ну, текстовые трансляции там многие вели, и в информационных агентствах в том числе. Но так, чтобы сразу прыгнуть в прямой эфир и бить во все колокола, что называется, собирать группы и выходить — не все. Обидно, что RussiaToday это делала. Ты понимаешь? Вот мне, например, обидно. Хотя я знаю, почему они это делают. Им это сам бог велел, понятное дело. Потому что, как все это обсуждают, это такой подарок для пропагандистов — вся эта история.

И. Петровская

Ну, я бы не стала в категории «обидно». Я считаю, что те, кто всё-таки понимает свою профессию как возможность и способность мгновенно реагировать на что-то, разворачивать свои информационные каналы, службы — это уже заслуживает, безусловно, внимания и уважения. Точно так же, когда, хоть и со значительным опозданием, включился «Дождь» и «Настоящее время», наша коллега Евгения Альбац вела трансляцию.

К. Ларина

Женя вообще! Кстати, мы не делали такой как бы анонс, рекомендацию — вот тут скобочках заметим, раз уж мы сейчас про это заговорили, что Женя Альбац завела свой YouTube-канал, который называется NewTimes. Вы его там просто найдете в поисковике на YouTube. Подписывайтесь обязательно! Там, помимо интервью Жени, ее авторских программ, которые выходят на «Эхе» и она их там ставит, это был первый момент, который она не пропустила. Как настоящий журналист, она села в этот стрим, открыла YouTube для всех, поставила перед собой монитор CNN. Всё-таки здесь очень важно, что это был именно комментарий русскоязычного человека. Она и мгновенно переводила, что происходит там, и сама комментировала. В общем, это было здорово. Большое ей за это спасибо! Я еще добавлю, Ира, знаешь кого? «Голос Америки». Именно «Голос Америки», которые на своем сайте, на своем YouTube-канале тоже вышли в прямой эфир и тоже очень подробно освещали события. Естественно, общались с различными экспертами, представляющими самые разные политические спектры Америки. Сейчас я тебе даже назову ведущего — хочу назвать его, чтобы не забыть. Это Рафаэль Сааков, ведущий срочного эфира на «Голосе Америки». И еще добавлю «И грянул Грэм» — тоже такой авторский Анны Смирновой и Вадима Родионова, которые тоже ночью экстренно вышли в прямой эфир для того, чтобы обсудить события, происходящие в Штатах.

И. Петровская

Я уж не говорю о том, что были просто люди, которые выступали как лоцманы в этом событии. Которые как раз и владеют языками, и были в состоянии отслеживать западные каналы. В частности, опять же, наша коллега (что говорит о том, что бывших журналистов не бывает) Маша Слоним, которые тоже полночи в онлайн-режиме вела такой своего рода дневник — хроники, лучше сказать, сообщая, что в данный конкретный момент там происходит.

К. Ларина

А теперь про картинки, собственно. Что на тебя произвело наибольшее впечатление, если говорить о событиях происходящих?

И. Петровская

Наибольшее впечатление производит, когда этот вал и лом людей бесконечно проламывает все преграды, которых, как оказалось, немного, и прет в здание Капитолия, что представить себе нереально и невозможно. Я имею в виду тоже особую законопослушность граждан Америки, которым никогда раньше это бы в голову не пришло. Не стоит забывать, что кумир этих протестантов Дональд Трамп призвал — так, ненавязчиво — прийти к Капитолию.

К. Ларина

По сути, это подстрекательство.

И. Петровская

Это подстрекательство, да, Так это все оценивают. Но, конечно, до сих пор — вот я сейчас смотрела, так подглядывала краем глаза...

К. Ларина

НРЗБ с рогами.

И. Петровская

Анджело какой-то — вот этот с рогами, очень похожий на кого-то из наших «ночных волков». Примерно такие же НРЗБ.

К. Ларина

Там много было таких. Какие там были сюжеты, когда они там вламывались в кабинеты, когда, по сути, уже были случаи вандализма. Хватали старинные стулья, вазы, что-то там громили. У меня была ассоциация с фильмом Эйзенштейна «Октябрь». Матросня, которая ворвалась в Зимний дворец.

И. Петровская

Да, такая ассоциация. Потом, конечно, еще производит гнетущее впечатление, когда эта толпа крушит телевизионную технику. При том, что они предполагали, что это техника их канала CNN, который они, видимо, особенно ненавидят. А это оказалась техника какой-то западной, не помню какой, компании. Но это говорит еще и о том, что доверие к СМИ, и в первую очередь электронным... Наверное, во многих странах люди таким образом высказывают отношение. Хотя очень странные и специфические, понятное дело, люди — но первым делом надо вот это растоптать, разгромить, разбить камеры.

К. Ларина

Ужасно. Вот этот бунт, бессмысленный и беспощадный — он не только в России, вспоминая известную цитату из Пушкина. Они везде. Эти бунты вот этих вот — даже не знаю, как назвать: бунт чего, будет кого? — они все одинаковые. Я вспоминаю: казалось бы, даже какие-нибудь революции, в том числе, не знаю, когда свергают какой-нибудь ненавистный диктаторский режим. И вот эта уличная толпа, которая, с одной стороны, ликует, а с другой стороны, безусловно, всё это происходит при огромных случаях вандализма, когда они всё крушат оттого, что их переполняет эта эйфория победы — в данном случае, если мы говорим о каких-то революционных вещах.

И. Петровская

Нет, это энергия толпы, помимо всего прочего.

К. Ларина

Когда они сносят памятники, пляшут на них. Я помню, в Украине были эти бесконечные сюжеты — так называемый «ленинопад». Помнишь? Ленинов сваливали, на них плясали, на них плевали. Когда плевали на статую Саддама Хусейна — точно так же. Не знаю, мне кажется, это… Или когда Каддафи — помнишь, мертвого Каддафи...

И.Петровская: Вспомним белорусский или хабаровский протест, где ничего похожего не было. Это была не толпа, а объединение

И. Петровская

Это вообще самое страшное.

К. Ларина

Издевались над его трупом. Казалось бы, да, это победа народа. Но почему-то в этом столько дикости! И ты понимаешь, что человечество не меняется. Цивилизация развивается, технологии развиваются, Илон Маск запускает в космос, бороздит просторы Большого театра — но человек не меняется. Если им правильно манипулировать, то ты обязательно достанешь из него вот это. Мне не нравится это.

И. Петровская

Но опять же, видишь, протест протесту рознь. Потому что у нас теперь тоже, я думаю, этот мотив будет звучать всё более отчетливо: «хотите как в Америке?». Давай вспомним, например, белорусский или хабаровский протест, где ничего похожего не было. Потому что это была не толпа, а это было объединение — буквально всенародное объединение — единомышленников, которые выражают свой протест исключительно мирным способом. При том, что меры, к ним применяемые (по крайней мере, не в Хабаровске, правда, а в Минске и вообще в Белоруссии) тем более были совершенно неадекватны происходящему там, на улицах, и тому, что продолжает происходить, несмотря на холод, Новый год, Рождество и так далее. Но я уверена, что как только вернутся главные пропагандисты, эта тема будет, без сомнения, всячески педалироваться.

К. Ларина

Я думаю, что сейчас они сидят и думают: «Господи, хоть бы ничего не кончилось до нашего выхода на работу! Хоть бы еще продолжилось! Пожалуйста, пожалуйста, пусть!» Грех упускать такой случай. Ира, тогда не будем далеко уходить от политической повестки. Мы должны, конечно, упомянуть об интервью, которое, казалось бы, вообще не имеет никакого отношения к сегодняшней действительности. Но как-то оно странно вышло — какого числа это было? После Нового года Песков и Соловьев?

И. Петровская

Да, где-то так.

К. Ларина

Песков и Соловьев — что это было, расскажи!

И. Петровская

Ой, это было одно из самых странных зрелищ, которые я видела, потому как мы видели интервью того же Соловьева и других (Кондрашова там) с самим Путиным, а это было интервью с пресс-секретарем. Я должна сказать, что это был высочайший класс подобострастия и подхалимажа не к президенту, а к президенту через его пресс-секретаря. То есть предполагалось (и, наверное, так оно и есть), что пресс-секретарь, по крайней мере, донесет эти вопросы и эти ответы. То есть, в принципе, оба спешили засвидетельствовать свое невероятное почтение к герою, о котором шла речь. Но в данном случае было соревнование по принципу «кто похвалит его лучше всех».

К. Ларина

Кто глубже.

И. Петровская

Ну, да, я такие не очень...

К. Ларина

А я ничего не сказала. Кто глубже.

И. Петровская

Да, кто любит всей глубиной своего организма.

К. Ларина

Ну и кто победил в этом соревновании, на твой взгляд? Кто был духовнее?

И. Петровская

Я думаю, что Соловьев, безусловно, победил. Потому что то, как он интонировал, как он смеялся самым немудрящим и немудреным шуткам Дмитрия Сергеевича Пескова, как он задавал вопросы — а вопросы эти цитируются теперь всюду. «Владимир Владимирович Путин — хороший человек?». Ответ обычно прерывают на том, что да. «А можете ли вы поверить, что ему приписывают ужасающие преступления? Мог он их совершить?». Песков: «Нет». «А если бы вы знали, что за ним числятся такие преступления, вы бы остались работать с ним?» Огромная пауза — «Нет».

К. Ларина

А потом дальше. Дальше-то Соловьев сказал после этого: «То есть вы не могли бы выходить к людям и лгать?». Это вообще! Вот это мое любимое. Потому что всё до этого — это всё фигня на самом деле. Но вот это! Когда ты знаешь, сколько именно про этого человека говорят, вспоминая знаменитую фразу из булгаковского романа «со скошенными от постоянного вранья глазами». Это, конечно, вообще нечто! И неужели вот эти люди настолько совсем уже, всё потеряно? Вот скажи мне.

И. Петровская

Нет, ничего не потеряно. Почему?

К. Ларина

Эти честные глаза, которые не могут лгать.

И. Петровская

Абсолютно! Эти глаза не солгут! Как у одного такого второго человека не солгут. Еще там был прекрасный момент. «Но можете вы хотя бы, меня дико волнует в философском плане, куда идет страна?». Ответ: «Она идет туда, куда ее ведет президент».

К. Ларина

Тоже, кстати, получается двусмысленно.

И. Петровская

Абсолютно, да. Просто там есть такой персонаж, который автор и один из ведущих программы «Кремль. Москва. Путин» Павел Зарубин. Вот мне казалось, что более подобострастного персонажа на телевидении уже не сыщешь. Но он молодой. Он это делает со звенящим щенячьим восторгом. От восторга он буквально со стула съезжает, потому что он не может дальше этого кончика стула сесть. И правда, голос его звенит, очи его сверкают, когда он видит героя. Он, по-моему, там живет с ним, потому что ему позволено показывать, как Путин ручку отложил или как ему какую-то бумажку принесли. И в каждом движении он видит что-то сакральное. Но у Соловьева другое. Это такой вот матерый, всё хорошо понимающий, мудрый человек, который как бы пытается донести через слугу, то есть пресс-секретаря, как нам повезло, как велик человек, о котором идет речь. Короче говоря, кто не видел, посмотрите, потому что там много поводов для добрых улыбок.

К. Ларина

Получите удовольствие. Я хотела анонсировать еще одну вещь. Вернее, не анонсировать, а напомнить, что она проходит. Просто сейчас, пока тебя слушала, открывала сайт твоей газеты, но не могу понять, когда это закончится. Фестиваль документального кино «Один день — один фильм». До какого числа он проходит?

И. Петровская

Я не помню, до какого числа, но это традиционно после Нового года и, по-моему, еще когда-то. Этим занимается наш обозреватель Лариса Малюкова. Показывают лучшее документальное кино «Артдокфеста».

К. Ларина

В открытом доступе, имейте в виду! Это очень важно.

И. Петровская

В открытом доступе на сайте «Новой газеты». Это то, чего нам, в общем, мне кажется, очень не хватает в принципе в нашем эфирном пространстве. И то, о чем многие зрители не подозревают. Что это не просто какая-то ерунда, нарезка, а это настоящее искусство, это реальные картины реальной жизни. Хотя, конечно, художественные. То есть с точки зрения осмысления образов.

К. Ларина

Вот я могу сказать — нашла расписание. Значит, 9 января (это как раз суббота) «Россия — это мы», фильм о новом поколении российского протеста. 10 января — «Где Матрена?». Это такая судьба одной отдельно взятой девушки из маленького села. 11 января — фильм «Обряд», будни российского гробовщика (такая аннотация). 12-го — «Артем и Лилия». 60-е годы, надежды поколения лирических физиков. Да, вот как раз до 12-го числа. Пожалуйста, не пропустите, потому что это фильмы, которые вы не увидите. Они совершенно эксклюзивно показываются только для вас в открытом доступе на «Новой газете». Мы делаем паузу. Возвращаемся через некоторое время в передачу «Человек из телевизора». Как всегда, с вами Ксения Ларина и Ирина Петровская.

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская. Мы закончили с паркетной хроникой. Переходим к оливье. Поскольку мы не обсуждали новогодние программы, а там действительно есть что обсудить. Не знаю, давайте начнем с больших каналов, поскольку одним из самых резонансных новогодних шоу стало выступление, придумка, замечательный капустник Ивана Урганта и его команды.

И. Петровская

Это даже не капустник. Потому что капустник — это всё-таки больше такая самодеятельность. Это совершенно потрясающая такая пародия, что ли, на итальянские шоу. Видимо, за основу взят где-то конец 70-х, судя по тому, как одеты герои. И всё до мельчайших деталей!

К. Ларина

Всё переведено на итальянский язык.

И. Петровская

Всё на итальянском, включая песню «Пять минут», которой они начинают, и заканчивая «Я спросил у ясеня», когда сам Иван Ургант в дуэте с Монеточкой. Там много таких культовых персонажей нынешней молодежи. Вот этих рэперов, Егор — как он? — Крид. Некоторых я не знаю. Но абсолютно всё в стиле, в жанре. Я должна сказать, что, конечно, Иван Ургант не только шоумен. Не знаю, согласишься ли ты со мной, но он, конечно, совершенно замечательный артист.

К. Ларина

Здрасьте, он дипломированный специалист вообще-то.

И. Петровская

О том и речь. Но просто многие дипломированные специалисты, которые приходят в качестве шоуменов на телевидение, как-то в этом качестве...

К. Ларина

Теряют свои навыки.

И. Петровская

Или не теряют, но в этом качестве так и костенеют.

К. Ларина

Он, кстати, работал в театре — в смысле, уже будучи известным шоуменом Иваном Ургантом с Первого канала. Мы с тобой смотрели в театре Пушкина — он прекрасно играл. Хорошо, договори.

И. Петровская

Собственно, пересказывать это абсолютно нет смысла, потому что там огромное количество разных отсылов, в том числе, к культовым фильмам, культовым песням — нашим, российским. Но всё это идет на итальянском языке с переводом. И все персонажи, которые там участвуют, в том числе Басков, в том числе Киркоров (из вот этого старого состава), Гарик Харламов — у них у всех такие, как бы это сказать, итализированные имена.

К. Ларина

Образы.

И. Петровская

Нет, образы — понятно. Но плюс еще и их имена даны, как бы их назвали в Италии. Это невероятно смешно. Это невероятно остроумно. Нигде ни одного сбоя, нигде никакого ухода в чистую художественную самодеятельность.

К. Ларина

Как ты думаешь, почему? Вот скажи. Безусловно, поскольку мы знаем Ивана — он человек с очень тонким чувством юмора, иногда позволяет себе «накладные карманы», в отличие от многих своих коллег на федеральных каналах. И ему, как любому шуту при власти, позволено больше. Ничего уничижительного я не вкладываю в эти слова. Ну, при этой власти. Не то, что он власти служит — он просто при ней работает и шутит. Но почему-то мне показалось, что это тоже всё неспроста. Что в этом есть некий скрытый маячок. Что мы не можем ничего говорить впрямую на нашем родном, всем доступном русском языке. Вот сегодня мы делаем так для того, чтобы собрать рядом с нами только тех, кто понимает. Вот это «для тех, кто понимает» у меня звучало в голове, когда я это смотрела. Наслаждаясь, безусловно, с большим удовольствием — и смеялась, и всё. Но вот это чувство сопричастности — что это шоу не для всех. Мне показалось, что в этом есть какой-то маяк. Нет?

И.Петровская: Это невероятно остроумно. Ни одного сбоя, никакого ухода в чистую художественную самодеятельность

И. Петровская

Нет, мне так не показалось. Хотя, если ты видела с самого начала, он там предваряет это шоу тем, что хорошо бы (и так положено) подводить итоги года. Но поскольку у всех плохое настроение, и, в общем, ничего такого хорошего не произошло, поэтому мы решили сегодня этого не делать, а вот представляем вам просто итальянское шоу. А дальше идет вот этот взрыв — как это сказать? — креатива. Восторг полный, потому что люди действительно... Если бы ты была права, и твои маячки действительно бы где-то там обнаружились, то там были бы какие-то скрытые намеки. Я их не уловила, честно говоря.

К. Ларина

Но я говорю про общую идею. Почему она такая родилась, понимаешь? Почему именно итальянская, а не французская.

И. Петровская

А почему именно итальянская, с твоей точки зрения?

К. Ларина

Потому что в советское время единственным легальным шоу зарубежной эстрады, «нашим всем» была итальянская эстрада. Всё остальное было под запретом, а вот итальянские — все эти Ricchi e Poveri, вся эта дребедень, Тото Кутуньо — это всё разрешенная советской властью зарубежная эстрада для советского человека. Она как бы была воплощена в эту итальянскую эстраду. Вот я про что говорю.

И. Петровская

Если так глубоко копать, то конечно. Тогда можно вспомнить, что при советской власти в новогоднюю ночь или в предшествующие ей шли так называемые...

К. Ларина

«Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

И. Петровская

Помимо «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады», еще были «Международные панорамы», где нам показывали, как весь мир встречает Рождество. И надо было обладать особым умением и способностями, нужно было быть зарубежным политобозом и собкором, чтобы показать в этом совершенно безумном невероятном море огней — рождественских, каких угодно — всё-таки найти радостные лица простых британцев. А уж «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», которые начинались обычно в 3 часа ночи, которых ждали...

К. Ларина

Надо было досидеть.

И. Петровская

Надо было досидеть. Там показывали АВВА, Boney M — это к вопросу о том, кто еще. И конечно, итальянцы.

К. Ларина

Итальянцы намбер ван, ты чего?

И. Петровская

Намбер ван. Это было почти до конца 80-х. Фестиваль Сан-Ремо нам всегда показывали — Челентано, без сомнения, Ricchi e Poveri.

К. Ларина

Так что с этой точки зрения в этом есть некий такой объемный смысл. Как будто нам напоминают про другое, про это время. Мы всё ближе и ближе к тому времени. И в этом смысле тоже. Ира, но давай и про остальные тоже скажем хоть по несколько слов. Я хотела у тебя узнать, смотрела ли ты Орлушу, Канделаки и Шнура?

И. Петровская

Нет, НРЗБ прочитала.

К. Ларина

Я писала о другом, но само шоу я потом посмотрела целиком. Ну как, шоу — они там читают стихи. Устроили такой поэтический слэм. Орлуша и Шнур — каждый читал как бы итоги года, такие поэтические комментарии. Скажем честно, мне совсем не понравилось. Не понравился ни тот, ни другой. У Шнура, как обычно, обилие непристойностей и мата, естественно. Но Орлуша тоже. Мне кажется, если уж и звать Андрея Орлова в эфир, так уж дайте тогда ему возможность сказать всё, что он думает про это время, про время Путина, про 2020 год. Ему есть что сказать. Мы видим, что в каких-то других форматах — ну, не в телевизорах… Не знаю, он же выступает, он пишет на своих платформах эти политические стихи. Но самое смешное здесь другое. Самое смешное, что час с лишним это всё длилось, и между ними сидела в зеленом Тина Канделаки. Конечно же, все люди доброй воли, которые это включили, ждали, что она тоже будет то ли что-то говорить, то ли читать стихи, то ли петь — не знаю, ну хоть что-нибудь.

И. Петровская

Но она не может не говорить, мы знаем.

К. Ларина

Поверь мне, это уникальный случай, когда час с лишним мы наблюдали молчащую Тину Канделаки.

И. Петровская

Это как плачущий большевик.

К. Ларина

Не то слово! Которая поворачивала голову то к одному, то к другому и ничего не говорила! Иногда вскидывала голову и смеялась. Но ей и смеяться-то громко нельзя, потому что она же заглушит. Это было, конечно...

И. Петровская

Но это чудо! Ты рассказываешь о новогоднем чуде! Поэтому я лично после твоего вот этого анонса пойду посмотрю, потому что я могла представить всё что угодно — не знаю, когда горы заговорили или небеса опустились. Но чтобы молчала Тина Канделаки — только чудо могло случиться, чтобы заставить ее помолчать.

К. Ларина

Но у тебя тоже было чудо, когда вы там с новогодней компанией смотрели новости «Дождя».

И. Петровская

Мы купились. Это был выпуск «Самый лучший год», который весь состоял из того, что не случилось. Но он был оформлен абсолютно в стилистике обычного выпуска. Вели его Тихон Дзядко и...

К. Ларина

Анна Монгайт.

И. Петровская

Да, я пытаюсь вспомнить имя. Катя — это Катя Котрикадзе. А это Анна Монгайт. Это выпуск как бы новостей. Итоги года, которые могли бы произойти, если бы всё пошло не так, как в этом году пошло. Ну, начиная с того, что китаец в ресторане мог съесть, но не съел летучую мышь. И вот после этого год удался. А дальше разные политические события с подложенными реальными синхронами реальных людей. Премьер-министром стал Чубайс. Путин объявил о том, что у нас отныне парламентская республика.

К. Ларина

Это как в рассказе Рэя Брэдбери, когда на мотылька наступили и изменилось в будущее.

И. Петровская

Да-да. И поэтому они всё время говорят: «Это был лучший год». Это расцвет экономики, это расцвет толерантности. Не знаю, всего-всего. И в том числе произошло то, о чем очень многие мечтали летом — Александр Григорьевич Лукашенко сказал: «Я уже пересидел, я ухожу». Вот тут отдельная история. Я очень коротко ее рассказываю — как покупаются люди на такого рода фейк-ньюс. Поскольку мы не сначала смотрели. Я, опять же, была в компании.

К. Ларина

Не смотреть сначала — это самое страшное.

И. Петровская

Мы посмотрели большую панель телевизора. Но при включении китайской гирлянды телевизор вспыхнул и на наших глазах сдох. Поэтому хозяин дома (Владимир Еремин — ты его знаешь, прекрасный артист) на ноутбуке, чтобы не прозевать куранты, включил канал «Дождь». И дальше там идет подбор. Все уже сели за стол провожать год. Мало кто чего слушает. Я на 3 минуты выхожу. И когда я возвращаюсь, я застаю ликующую компанию. Все прыгают. Ну, была не очень большая компания, но тем не менее. Невзирая на социальную дистанцию, обнимаются. Почему-то кричат: «Жыве Беларусь!». А самое смешное, что Володя Еремин начинает звонить по телефону нашей общей прекрасной подруге Лии Ахеджаковой, которая осталась дома, и кричит ей: «Лия, Лукашенко подал в отставку!». Ставит на громкую, Лия кричит: «Да вы что?!». Дальше быстро начинаются прогнозы, что теперь произойдет, какой народ. Мы выпиваем. И тут я кошусь на экран и говорю: «А что мы смотрим?». — «Канал «Дождь»». Я говорю: «Да? А это не альтернативный ли Новый год?». При том, что я не знала. Я начинаю гуглить — конечно, никто не подал в отставку. Но как убедительно это было сделано! Даже компания достаточно искушенных людей абсолютно на это купилась. Короче, был очень хороший, абсолютно мастерский выпуск. Примерно около часа он шел. Посмотрите, кто не видел. Он на сайте.

И.Петровская: Был очень хороший, абсолютно мастерский выпуск

К. Ларина

Посмотрите. Я, кстати, тоже, пользуясь минуткой, скажу, что весь день 31 декабря на «Дожде» был просто потрясающий. Говорю без дураков. Потому что у нас тоже в режиме торшера работал именно канал «Дождь». Собственно, как это обычно и бывает. И они сделали прямой эфир. До этого юмористического выпуска «Самого лучшего года» был прямой эфир — как бы новостной, итоги года. Но он был такой, праздничный. То есть они действительно подводили реальные итоги года, встречались там с людьми, с гостями. Эфир вели Катя Котрикадзе и Тихон Дзядко — одна пара. Вторая пара (по-моему, утренняя или наоборот) была Анна Монгайт уже не помню с кем. Ну, неважно. В общем, это было сделано прекрасно. Тем более, это был прямой эфир, что очень важно. И еще один эфир мне очень понравился. Он тоже по-настоящему итоговый. Это эфир Оли Романовой, где она собрала в зуме всех своих гостей — самых знаковых гостей, героев. В том числе были ее сотрудники, коллеги и гости. Там была и Юля Ауг, и Виктор Шендерович. Они подводили итоги года — прежде всего в политическом смысле. Это было очень точно, очень жестко. Просто молодцы! Не оторваться было.

И. Петровская

С фрагментами из того, что входило в разные месяцы этого года. В частности, там были прекрасные белорусы. Наталья Радина, которая была одной из первых героинь вот этого их канала «МРР», и (забыла как его фамилия) еще один прекрасный, тоже белорусский, музыкант, по-моему. В общем, это было совсем по-другому, в другой стилистике, без того юмора, с которым подошли к итогам года на канале «Дождь». На самом деле на канале «Дождь» это было как бы какой мог быть год. Каким он был бы идеальным...

К. Ларина

Если бы китаец не съел мышь.

И. Петровская

Поскольку это затравка, то да. Как бы путешествие в то, что не случилось.

К. Ларина

Видите, какие мы добрые сегодня. Вы обратите внимание, слушатели: мы сегодня добрые-добрые! Никого не ругаем, практически всех любим.

И. Петровская

Даже Соловьева.

К. Ларина

Бывают чудеса на свете. Кстати, был еще один хороший эфирчик, очень! Прямо мало мне было его. У Миши Ширвиндта на канале «Съедобное-несъедобное». Тоже традиционные новогодние посиделки в гараже с папой, с Леонидом Ярмольником, с Игорем Золотовицким, с Федей Добронравовым и с Антоном Табаковым. Гараж — в буквальном смысле гараж. Гараж, где обычно мужики в советское время сидели и выпивали, чтобы никто не мешал.

И. Петровская

И сейчас сидят, уверяю тебя.

К. Ларина

Но в этом гараже находились такие звезды. Ничего, никакой информации там нет вообще, но такой атмосферный эфир, что прямо как-то хочется рядом с ними быть. То же самое, что я говорила про шоу семейства Набутовых — Кирилл, Виктор и Петр, которые регулярно встречаются в таком, казалось бы, необязательном формате, но глаз не оторвать. Я очень люблю такие вещи, которых очень не хватает. Какой-то очень человеческий и светлый эфир, и смешной, и грустный.

И. Петровская

У Миши Козырева в программе «Би-коз» предновогодний и также новогодний выпуск, где он взял четыре пары, потому что предварил этот выпуск тем, что этот год показал, что ничего дороже, чем родные и близкие, у нас нет. И дальше он показал пары. Например, одна пара, которая в этом году только поженилась. Это Илья Яшин и Вера Мусаелян. Потом вторая пара — это Алексей Агранович и Виктория Толстоганова. Третья пара — Евгений Стычкин...

К. Ларина

И Ольга Сутулова, его замечательная жена.

И. Петровская

Ольга Сутулова, да. И последняя пара — кто у него там последняя парта, господи? Ну ладно, сейчас вспомню. А, последняя пара — Ирина Шихман...

К. Ларина

И Евгений Казачков.

И. Петровская

Евгений Казачков, да, которые рассказывали о том, как они проживают. У кого-то ребенок родился.

И.Петровская: Эти каналы идут с головой, повернутой назад в прошлое

К. Ларина

Там еще Миша очень здорово построил программу. Поскольку программа «Би-коз» в основном посвящена культурным событиям, вы знаете, прошлого, настоящего и будущего — музыкальным, культурным, то здесь он тоже как-то постарался подвести к разговорам на какие-то такие культурологические темы — проблемные, но над чем можно смеяться. Допустим, очень интересной была дискуссия про фильм «Кролик Джоджо», где в комическом виде изображен Гитлер. Ну и вообще темы поднимал хорошие, интересные. Опять же, говорили о впечатлениях, о сериалах. Про знаменитый сериал «Ход королевы» — самые кассовый и успешный сериал года. Тоже очень атмосферная программа. Мы добрые сегодня, повторю. Я вообще говорю и не верю сама себе, что мы можем так говорить.

И. Петровская

Нет, почему, можно на секунду перейти к федеральным каналам и вспомнить, например, предновогодние и почти новогодние эфиры. Потому что, честно признаюсь, ночью я их не смотрела. Они, насколько я понимаю, были традиционные. Я поняла, что по-прежнему эти каналы идут с головой, повернутой назад в прошлое.

К. Ларина

Такая архаика.

И. Петровская

Да, помимо архаики, там Галкин вел эти прекрасные посиделки. Даже Эрнст участвовал. Но вспоминают 25 лет «Старым песням о главном» (25 лет прошло!) как величайшее художественное и культурное событие, достижение. Кстати сказать, на эту тему было несколько очень умных и точных материалов. Потому что 25 лет — это правда веха. В частности, наш коллега Юрий Сапрыкин написал большой текст о влиянии «Старых песен о главном» на умы сограждан. О том, как, когда и по какой причине произошел вот этот разворот, я бы сказала, всего населения именно в прошлое. И кстати, тот же Эрнст, по-моему, в эфире подтвердил, что уже к моменту, когда это делалось в 1995 году, поняли, что никаких скреп, ничего общего новое время людям не принесло, и никто не озаботился, чтобы эти скрепы создавать по новой. Поэтому естественным путем обратились назад. И народ увидел: вот оно, наше всё!

К. Ларина

И народ превратился в соляной столб, понимаешь? Оглянулся назад...

И. Петровская

Народ связал действительно прекрасные песни, прекрасные фильмы, из которых были эти песни (уже чуть-чуть подзабыв за это время, что там было в прошлом), с тем, что тогда вообще всё было хорошо. А это была всего лишь молодость у многих людей. И дальше волей-неволей произошел разворот в это прошлое. И конечно, 45 лет «Иронии судьбы», которую мы всё равно 45 лет смотрим с огромным удовольствием. Это всё равно создает. Я даже помню, однажды у вас в Португалии встречала Новый год, и что мы сделали? Мы тогда привезли диск.

К. Ларина

Вы привезли с собой.

И. Петровская

Именно! Потому что невозможно было представить, что мы без этой музыки, действительно волшебной таривердиевской, без вот этого «Какая гадость ваша заливная рыба» проведем и встретим Новый год. Просто мы, опять же, поняли, что ничего такого же равнозначного, чтобы все смотрели обязательно и с удовольствием каждый Новый год, всё равно за эти годы не было создано.

К. Ларина

Я думаю, что это просто именно та самая скрепа, которая случилась. Секрет ее непонятен. Целое поколение людей выросло, которое вообще не понимает, в чем прикол этого фильма, почему его все смотрят. Им действительно непонятно. Это трудно объяснить.

И. Петровская

Более того — они пишут об этом: «Что находит женщина в этом токсичном дурачке, который только и делает, что НРЗБ?».

К. Ларина

Действительно, скрепа — что тут скажешь? Как и та самая хоровая застольная музыка, под которую прошли у кого-то юность, у кого-то детство. Куда ты ее денешь? Это всё равно у тебя в подкорке сидит. Ну ей-богу, это правда. Собственно, мне кажется, что это в любом сообществе, в любой стране мира. Ну послушай, поколенчески. Люди в Америке — допустим, люди нашего поколения — всё равно вспоминают те же мелодии 60-х и 70-х годов, или 50-х, а то и раньше. Я уверена, что они так же любят — если у нас «Ирония судьбы», то там наверняка какой-нибудь «В джазе только девушки», который по-настоящему называется «Некоторые любят погорячее» тоже для кого-то духовная скрепа. Это естественно. И ты права — это и молодость, и юность. И потом, в конце концов, сейчас так не пишут. Сейчас такие песни не поют.

И. Петровская

И трава была зеленее, и небо голубее.

К. Ларина

Товарищи, мы как раз подводим — вот «Америка, ты одурела!». Когда-то, я помню, эту песню мы первый раз услышали как раз в телевизоре (наверняка так оно было и у тебя) в фильме «Богач, бедняк». Помнишь, был сериал?

И. Петровская

Да, без сомнения.

К. Ларина

И это как бы такой один из американских символов. Это песня, которая все противоречия Америки, которые всполохами возникают каждый определенный период времени… И сейчас тоже тяжело. Но, тем не менее, эта песня многое объясняет. Во всяком случае, здесь точно чувствуется любовь к этой стране, с которой ничего не случится.

И. Петровская

Она великая так же, как и страна великая, что бы ни происходило.

К. Ларина

Элвис Пресли и «America».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024