Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2020-12-05

05.12.2020
Человек из телевизора - 2020-12-05 Скачать

К. Ларина

Добрый день, доброе утро! Начинаем программу «Человек из телевизора». Как обычно, ведут ее Ксения Ларина и Ирина Петровская. Ира, привет тебе!

И. Петровская

Добрый день, доброе утро!

К. Ларина

Как обычно, много всего. И как обычно, всего обсудить не успеем. А кое-что вообще не захотим обсуждать, несмотря на настойчивые просьбы. Давайте я прочту то, что мы с Ирой накидали на сегодняшний день, из впечатлений прошедшей недели. Приходится начинать уже каждую неделю с прощаний, поскольку теряем выдающихся людей каждую неделю. И сегодняшняя неделя тоже, увы, не исключение. Прощания: Ирина Антонова, Борис Плотников. Фильм Олеси Фокиной об Ирине Антоновой на Первом канале и фильм Елены Якович на «Культуре». Это, понятно, повторы, но фильмы замечательные — оба. Может быть, что-то еще показывали — я не успела записать. Ира, или только вот эти два фильма?

И. Петровская

Я видела эти два. Наверное, что-то еще, возможно, было. Я посмотрела потом в интернете еще несколько замечательных программ с участием Ирины Александровны. Какое-то иное звучание всё это приобретает.

К. Ларина

Кстати, можно вспомнить еще один фильм — «Глаз Божий», по-моему, называется — Леонида Парфенова, где такое сквозное большое интервью с Ириной Антоновой сквозь этот фильм. Дальше пошли по премьерам. Антон Долин у Дудя. Это, наверное, самое резонансное интервью недели. Все его обсуждают исключительно в таких вот превосходных… Как это называется?

И. Петровская

Степенях.

К. Ларина

Степенях, да. Хроника белорусского протеста от Марии Борзуновой на «Дожде». В рамках этой хроники замечательное интервью (всем рекомендую) с отцом Марии Колесниковой. Вот отвечая на вопрос, откуда что берется — вот посмотрите. Совершенно потрясающий человек, Машин отец. Программа «Котрикадзе иностранных дел» — 2-й выпуск передачи вышел, тоже на «Дожде». Эта программа посвящена международной политике. Открытие «Артдокфеста» и премьера фильма Манского «Горбачев. Рай». Мне очень хочется посмотреть этот фильм. Ира тоже. Я думала, что Ира сходила, но я так поняла, что у Петровской было много дел. Поскольку она должна еще премии раздать, в том числе и в финале «Артдокфеста». Да?

И. Петровская

Это не финал «Артдокфеста». Это финал…

К. Ларина

Премия «Лавр».

И. Петровская

Да, это премия «Лавр».

К. Ларина

Ну, я так поняла, что Михаил Сергеевич там был на премьере в октябре, судя по фотографиям, которые размещены в Фейсбуке. Поскольку этот фильм Виталий Манский делал вместе с Александром Исааковичем Гельманом, то и Горбачев как герой, и Гельман — они все были на премьере. Дальше Ксения Собчак, ее интервью, которое мы еще не обсуждали. Не обещаем, но, может быть, вернемся. Интервью с Бастой и с Андреем Богданом. Боровик-junior — такую кличку мы сами прилепили к молодому Боровику. Максимилиан Боровик, у которого свой youtube-канал. Второе интервью. Первое было с Познером, а сейчас вышло интервью с молодым политиком Ильей Яшиным. Черный юмор Кеосаяна. Ну, «черный» во всех смыслах. Такой достаточно громкий скандал, перешедший границы России, между прочим. Об этом тоже поговорим. Шок безусловный — я думаю, Ира согласится — это смерть в прямом эфире на стриме, где девушка практически умерла во время стрима со своим молодым человеком, и это зрелище страшное. Я посмотрела — это будет иметь продолжение, но это какой-то новый страшный поворот в этих формах, в этих жанрах. Для души. Шоу Набутовых. Всем рекомендую. Ира, прошу тебя, посмотри! Это чудо! Оказывается, их не двое — их больше!

И. Петровская

Заинтриговала.

К. Ларина

Там обнаружился еще один сын — младший, который живет и работает в дальней стране под названием Камбоджа. И они втроем проводили вот этот стрим. Ну, шоу. Стрим — я так не назову. Это телевизионное шоу, прекрасное, именно для души. Шоу рецензий Евгения Баженова на фильм «Вратарь галактики». Это тоже отдельное шоу и отдельное удовольствие смотрите эти рецензии. Сериал «Перевал Дятлова», который мы пока не обсудили. И из рекомендаций. Я открыла новый канал интервью Надежды Стрелец. Она журналистка, которая работала в глянце, в глянцевых журналах. Судя по всему, у нее остались очень хорошие дружеские связи с персонажами. И очень симпатичные интервью — тоже рекомендую. Я посмотрела большое интервью с Гришковцом. Там, кстати, есть интервью с Антоном Долиным, у нее же. Так что обратите на это внимание. Всё, я закончила. Ира, с чего хочешь начать, с того и начинай.

И.Петровская: Я еще раз поймала себя на мысли: это не просто уходящая натура и ушедшая в прямом смысле

И. Петровская

Ну давай, наверное, начнем всё-таки с грустной темы — с прощания. Потому что одновременно многие зрители получили возможность посмотреть это кино, как это ни кощунственно звучит. Я имею в виду, кощунственно — что благодаря уходу Ирины Александровны Антоновой телевидение поставило повтор этих фильмов. Ну, канал «Культура» — это ожидаемо и предсказуемо. Там показали повторно замечательные 4 серии фильма Елены Якович, замечательной, опять же, документалистки. Это получилась (потому что, видимо, по времени это было последнее, что было снято об Антоновой) такая прощальная исповедь Ирины Александровны

К. Ларина

Какого года фильм, не помнишь?

И. Петровская

Это, по-моему, 2 года назад снимала Лена. Хотя, может быть, и 3 — к 95-летию. Вот я не уточнила. Но это не имеет значения. Тем не менее, такая серьезная, такая глубокая и подробная работа, построенная на диалоге с Ириной Александровной (преимущественно это, конечно, монолог), по времени она была последней. И Первый канал повторил фильм, который был снят Олесей Фокиной к 90-летию Ирины Александровны. «Я давно иду по прямой» он назывался. Конечно же, в глубокой ночи, потому что вначале все должны увидеть всё, что было запланировано. И это очень жаль. Я еще раз поймала себя на мысли: это не просто уходящая натура и ушедшая в прямом смысле. Просто людям, мне кажется, очень важно видеть такие лица, слышать такую речь. Слышать, как человек, всю жизнь служа, в общем, посвятив себя одной миссии, прожил достойно, не растеряв себя. И вообще масштаб — чтобы представить себе масштаб личности. Как это было бы важно показать это в более раннее время, а не в глубокой ночи, как это было. Вот этот фильм тоже, в общем, и жизнеописание, и описание тогда еще (кстати, в 90 лет!) потрясающие бодрого и, можно даже сказать, молодого человека. Олеся со своей группой буквально следовала за Ириной Александровной по пятам, снимая ее и на работе, и дома. Если ты помнишь (мне кстати, попалась ссылка), когда мы обсуждали этот фильм тогда в эфире, там была одна проблема: Ирина Александровна в этом фильме себе не понравилась. Она даже выступила с неким обращением, довольно гневным, в адрес Первого канала и авторов, что там не соблюли какие-то договоренности и вообще всё не так. Я помню, что я ехала с этого эфира, и вдруг у меня раздался звонок. И там раздался голос: «Ирина Евгеньевна? Это Антонова Ирина Александровна». И мы проговорили 2 часа. Ирина Александровна с какой-то невероятной страстностью говорила о том, что ей там не понравилось. А не понравилось ей то, что был некий выход за рамки привычного образа всегда деловой, всегда такой довольно жесткой женщины в эту домашнюю — немножко, краешком — область. И еще там было несколько замечаний. И все эти 2 часа я терпеливо и не менее страстно убеждала ее в том, что этот образ никоим образом не умаляет ее предыдущего — наоборот, он дополняет тех красок, которые делают его нам понятнее и ближе. И как потом, уже сейчас, написала Олеся Фокина, через год после этого всего Елена Александровна прислала ей букет немыслимой красоты, видимо, таким образом всё-таки объяснившись автору в признательности и, видимо, отозвав какие-то свои претензии, которые там содержались. Совершенно замечательные фильмы и работы всегда на периферии нашего вещания, к огромному сожалению. Ну что говорить, это ощущение какой-то такой потери — даже не личной, а потери опять очередной опоры и основы. Вчера Сергей Николаевич очень хорошо написал, что мы, наше поколение (чуть младше, чуть старше) — это всё дети (ну, дети, люди) из очереди к Джоконде, которую в свое время, в 1974 году Ирина Александровна привезла в Москву из Лувра. И так оно и есть, действительно. Потому что в начале моей жизни был Пушкинский музей — с младшего школьного возраста неотъемлемая часть моей жизни и культурного развития. Тогда, конечно, никто из нас еще не знал, что там есть Ирина Александровна. Потом вот это всё развитие и то, что, собственно, составляет основу тебя — всё это вместе взятое. То, что тебя сформировало, то, что тебя сделало тем, кем сделало. Светлая память!

К. Ларина

Она даже побывала на премьере спектакля — это было уже совсем недавно.

И. Петровская

4 октября.

И.Петровская: Я первый раз видела Дудя, который с абсолютным обожанием смотрел на своего героя

К. Ларина

Видите, это страшное заболевание очень скоротечно. Я имею в виду этот covid. Мы видим, как люди просто исчезают в какое-то мгновение. Вчера еще человек был жив-здоров, полон сил, а сегодня его уже нет. И здесь, конечно, люди могут возразить, сказать, что, типа, 90+, 90 с лишним лет. Сколько ей — 96, по-моему?

И. Петровская

98.

К. Ларина

98. Казалось бы, и что вы хотите? Да нет, дело же не в том, что мы хотим. А дело в том, что, как ни крути, всё равно триггером для этих заболеваний, скоротечных уходов, и для этого старшего поколения является именно этот страшный вирус, который так косит людей. Безусловно, светлая память Инне Александровне! И я должна присоединиться к Ире и сказать, что тоже была счастлива, что судьба подарила мне какие-то часы общения с этим уникальным человеком. Кстати, она непростой человек. совсем непростой. Даже тот эпизод, который сейчас рассказала Ира про это ее яростное неприятие фильма Олеси Фокиной. Во многих вещах она была очень непростым человеком. В том числе и сотрудники это подтверждали. Я думаю, что еще много будет рассказано об этом человеке. Но вот таков ее характер, ее судьба. В этом смысле она сама себя так сделала, она сама себя так позиционировала. Была абсолютно закрыта — я понимаю, почему ее возмутил этот выход в такой домашний образ, в образ женщины, хозяйки дома, в образ жены, матери. Потому что там было очень много непростых сюжетов в ее жизни. И она, конечно, героический человек. Во всех смыслах героический человек. Светлая память!

И. Петровская

Можно, я только уточню. Covid был сопутствующим заболеванием, которое поразило Ирину Александровну, уже когда она пролежала какое-то время в больнице, попав туда с инсультом.

К. Ларина

Конечно, я знаю. Так скорее всего, этот covid в больнице ее и настиг. Как оно и происходит. Борис Плотников — тоже хотели сказать про этого совершенно потрясающего актера несколько слов. Хотя я вижу, что очень многие, конечно же (и совершенно справедливо), пишут и вспоминают его работу в «Восхождении» Ларисы Шепитько и доктора Борменталя в «Собачьем сердце». Но он был выдающимся театральным артистом, и повезло нам, что мы его видели на сцене во многих ролях. Какие-то спектакли остались в записи, есть. Но я бы еще посоветовал, опять же, тем, кто хочет вообще понять масштаб таланта этого человека: слава богу, у него есть прекрасная запись на канале «Культура» — один из выпусков программы «Романсы», которую вели тогда еще Святослав Бэлза и, по-моему, Мария Максакова. Мария, правильно я сказала?

И. Петровская

Мария, да.

К. Ларина

Как раз был большой выпуск, где он был солистом. Это был практически сольный концерт Бориса Плотникова. Он потрясающе пел, потрясающе исполнял русские романсы. Если вы хотите это найти и услышать, пожалуйста, посмотрите — это есть в архиве, это есть в YouTube на канале «Культура». Великолепный, совершенно потрясающий вечер с Борисом Плотниковым.

И. Петровская

Светлая память! А глаза в «Сотникове» забыть невозможно. Я этот фильм, конечно, много раз пересматривала. но всякий раз это новое потрясение. Это ощущение какого-то космического, неземного дарования. И то, как сыграно, и эти глаза — просто ей-богу, есть какие-то роли и фильмы, которые в тебе тоже всю твою жизнь с того момента, как ты их увидел.

К. Ларина

Так, ну что, пойдем дальше, дорогие друзья. Давайте поговорим про Антона Долина. Казалось бы, этот человек известен всем. Он очень много говорит, и вообще его очень много. Он, кстати, очень остроумно там заметил, у Дудя, что его главный талант — это подвешенный язык. Замечательная, прекрасная работа! И Дудь там, конечно, практически молчал, ничего не говорил — только, что называется, направлял, задавал, как он говорил, стыдные вопросы про кино. Ну вот, человек талантливый во всём — есть и такой. Хотя там есть много спорных вещей. Не знаю, Ира, если что-то коснется, скажи свои ощущения от этого интервью. Оно огромное, кстати.

И. Петровская

Оно огромное — 2 часа 47 минут. Я думала, что я, как в таких случаях не раз бывало, буду какие-то кусочки проматывать. В результате я вчера смотрела до 5-ти утра. Я не могла оторваться, вот реально. Я ничего не проматывала. Для меня там, собственно, две составляющие. Конечно, Антон Долин, конечно, совершенно невероятный рассказчик. Притом рассказчик не по-писаному, что называется, то есть он не произносит какие-то тексты и слова, которые он тысячу раз произносил. Может быть, и произносит, но разговор такой живой, что ощущение, как будто они по ходу рождаются. Там даже есть несколько этому подтверждений, когда он говорит: «О, мне это только что пришло в голову». Причем он одинаково интересно говорит как о самом себе, о своей жизни, о своих родных, так и о кино. О кино — просто не оторваться. Во-первых, ты себя чувствуешь абсолютно неграмотным, невежественным человеком. Не потому, что он каким-то образом тебя вот этим своим знанием и невероятной эрудицией унижает. А потому, что то, сколько знает он — это, мне кажется, просто физически невозможно всё это знать, всё это помнить, держать в голове. Это одно. Уж помимо того, что это просто очень нетривиально, небанально, интересно. Но вторая составляющая, которая доставила мне не меньше удовольствия — это абсолютно нежнейший Дудь. Я первый раз видела Дудя, который с абсолютным обожанием смотрел на своего героя. Ты видела хоть еще один? На кого, например?

К. Ларина

С Андреем Лошаком.

И. Петровская

Всё равно это было немножко другое.

К. Ларина

Нет, там было просто признание в любви. Мы с тобой это даже обсуждали. Он с восторгом, с восхищением действительно ловил каждое его слово. Но я считаю, что это хорошее качество. Интервьюер должен быть пристрастным. Либо любить, либо смеяться, либо даже презирать — почему бы и нет? Только хамить, конечно, не надо и не бить ногой по лицу. Но разговор — он такой.

И. Петровская

В этом взгляде было даже не обожание, а тоже и ошеломление тем массивом и знаний, и эмоции, которые на него обрушились — попутно вот этой возникающей абсолютной влюбленности в героя (в хорошем смысле). И что мне безумно нравится в Дуде — это то, что он естественный. Вот сейчас не будем показывать пальцами на одного любимого нами с тобой интервьюера, но у него дозированные, продуманные (есть такой человек, и вы его знаете) эмоции. И они тщательно фиксируются. Здесь я раздумываю. Здесь я немножко увлажню глаз. Здесь я захохочу утрированно. Здесь я поддержу и добавлю каких-то своих абсолютно, в общем, банальных сведений, чтобы показать, что я тоже владею информацией. Вот у Дудя ничего этого нет. Он абсолютно естественный. Такое, в хорошем смысле слова...

К. Ларина

Животное.

И. Петровская

Животное, именно. На которое можно было так же — во всяком случае, в этом конкретном его… Как назвать? Давай назовем, эфире. Выпуске. Или можно назвать эфиром, в конце концов. В этом выпуске можно было бесконечно на это смотреть именно потому, что он глаз не мог отвести и был заворожен вот этим богатством речи, богатством информации, интерпретаций. Ну, всё вместе. В общем, правда, давно я не получала такого удовольствия. И вот еще о чем подумала. Особенно когда Антон там говорит о своих уже закончившихся телевизионных опытах, например. Это же была бы, наверное (если бы не было, опять же, цензуры, контекста и так далее) какая-то программа, когда Антон Долин рассказывает о кино, показывает его, или вначале показывает, а потом рассказывает — вот какая-то такая. Не знаю, раньше была «Киноправда», но там в основном шли по исторической достоверности. А здесь просто условный рассказ про кино. Уверена, аудитория была бы просто в восторге.

И.Петровская: Послушать умного человека и посмотреть на глубокого человека — это очень полезное зрелище

К. Ларина

Я хочу тебе сказать, что это его хлеб, по сути, поскольку именно этим он и занимается в свободное от основной работы время. Когда он работает кинокритиком, пишет рецензии, или когда он работает главным редактором «Искусства кино», он как раз и занимается тем, что представляет фильмы. И вот в такой форме киноклуба это происходит довольно часто — премьеры, который представляет Антон, или наоборот, выходит после показа к публике и они начинают вместе с кем-то или с той же публикой обсуждать просмотренное. У нас сейчас перерыв. Вернемся через некоторое время обратно в передачу. Я еще хотела добавить по содержанию разговора, а не только по тому, что мы обсуждаем — по визуальности.

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Ирина Петровская и Ксения Ларина. Мы начали обсуждать с восторгом интервью Антона Долина Юрию Дудю. Но вот тут есть несколько моментов по сути, по содержанию. Впервые Антон открыто говорил о причинах его увольнения — ну, или завершения его работы на Первом канале у Ивана Урганта. Судя по всему, это действительно был некий акт принципиального расторжения контракта. Антон об этом говорит открыто. Тут важно понимать, друзья: он не утверждает — он говорит о том, что, во-первых, с ним никто не разговаривал, никакой Эрнст. Ему просто позвонили и сказали: «В этом сезоне вас здесь уже не будет». А во-вторых, никто никаких причин не объяснял. То, что долетает до человека — это долетает через третьи руки. Кто-то сказал — несколько человек из группы, еще кто-то. То, что слышал он — что было сильное недовольство его рецензией на фильм «Союз спасения», который, собственно, промоутировал, продюсировал, сделал и снимал Первый канал, Константин Эрнст и Анатолий Максимов как главные продюсеры. Он написал разгромную рецензию на этот фильм на сайте «Медузы», где он, собственно, работает штатным кинообозревателем. Это первое. И второе — то, что меня поразило, то, что тоже ему якобы передали — что Константин Эрнст сказал в какой-то момент, что якобы Долин не государственник, презирает государство, ходит на митинги и, по сути, не разделяет ценности Первого канала. «Этот человек — носитель чуждых нам ценностей». Вот если это так, это вообще для меня просто какое-то открытие. Если они в этих категориях разговаривают в кулуарах, то, Ира, я вообще тогда не понимаю, что с этими людьми произошло. Вот ты допускаешь, что это действительно так?

И. Петровская

Абсолютно допускаю. Потому что Константину Эрнсту это могли сказать где-то на более высоком уровне. И мы знаем такие случаи, когда говорят: «А что у вас там делает Вася Иванов?». — «А что такое с Васей не так?». — «Вы не знаете, что у вас Вася ходит на митинги, выступает?» не знаю, или вступает в координационный совет оппозиции. Вспомни историю Тани Лазаревой с Мишей Шацем, которым после всего этого, после Болотной — ну, одной из Болотных, после первых митингов, после того, как Таню приняли в этот координационный совет, аккуратненько… Я не помню, чтобы им впрямую сказали: «Выбирайте — либо это, либо это».

К. Ларина

Просто закрыли и всё.

И. Петровская

Их просто закрывают и убирают. Точно так же там прекрасная история, когда Дудь спрашивает его про возможное знакомство или взаимодействие с Соловьевым, когда они оба работали на радио «Вести ФМ». Антон там рассказывает замечательную историю, как в 2011 году, после первых митингов, после первых протестных акций Антону дали вести на «Вестях ФМ» в прямом эфире такую программу — политическую, общественную: «Зовите, кого хотите. Никаких стоп-листов, никаких ограничений и цензуры». И они со своей соведущей придумали, что они выведут в прямой эфир по связи Навального. И вот Соловьев, который в этот момент был в соседней студии, услышал эти переговоры и быстренько куда-то по коридору удалился. Понятно, что ни Навального не дали вывести, ни дальше программу не дали продолжать. Поэтому это всё вполне реальная история про увольнения и удаления людей из эфира даже не потому, что они в эфире высказывают или не высказывают, а только лишь по подозрению в излишней либеральности. Абсолютная нынешняя норма. Начальники делают под козырек, потому что зачем им еще и эта проблема — у них своих достаточно. Я еще подумала, что даже у Урганта он не был так интересен, потому что это всё равно был такой легкий бур-бур под какие-то вопросы Ивана. А почему я сказала про этот формат, который Антон, естественно, делает и ведет в разных других обстоятельствах — то «Прямая речь», то...

К. Ларина

Оффлайн.

И. Петровская

Да, он там говорит важную вещь, когда Дудь пытается его спросить (сейчас грубо сформулирую), не было ли ему неловко от того, в какой контекст он попадает, находясь в этих пропагандистских…. Даже не он, конечно, в рамках, а на пропагандистских и рядом с пропагандистскими форматами. И он говорит там: «Я всегда считал и считаю, что если у меня есть возможность что-то до людей донести, чтобы они понимали, что есть не только эта пропаганда, я эту возможность всегда старался использовать». И вот это я имею в виду — что если бы он, например, рассказывал о кино в каком-то каком телевизионном формате и масштабе (всё-таки куда шире, чем все прочие), то это было бы, наверное, большому количеству людей, зрителей и интересно, и крайне полезно. Опять же, послушать умного человека и посмотреть на глубокого, широко образованного человека — мне кажется, это еще и отдельное удовольствие, и тоже очень полезное зрелище.

К. Ларина

Ну, хочу успокоить всех и Ирину Евгеньевну — этого не будет никогда в ближайшем обозримом будущем. Поэтому, дорогие друзья, ищите сами. Хотя я могу пожелать (я думаю, что Ира ко мне присоединиться) Антону Долину в конце концов просто завести свой youtube-канал. Уж он-то точно просто по щелчку нагонит туда миллионы просмотров, и люди будут получать удовольствие. А темы можно брать самые разнообразные. Так что вот так. Согласна со мной?

И.Петровская: Причиной этого они называют критику Навального, которая недопустима в США. Это абсолютное передергивание

И. Петровская

Абсолютно согласна. Но он там тоже правильно говорит: «Это наша иллюзия, что все люди имеют интернет, умеют им пользоваться и так далее».

К. Ларина

Что невозможно охватить все 140 миллионов. Таких чудес не бывает.

И. Петровская

«Но могу помечтать». Он молодой человек, ему 44 года.

К. Ларина

Я, кстати, хочу тебе сказать, что не вся страна приникнет к телевизору, если будет выступать Антон Долин и представлять фильмы. Ну не вся, Ира!

И. Петровская

Я не говорю про всю.

К. Ларина

Ты думаешь, прямо все? Не будет этого. Есть большое количество людей (я даже боюсь, что их гораздо больше, чем поклонников интеллектуального разговора в телевизоре), которые смотрят совсем другие передачи. И сегодня, если бы они не смотрели эти передачи, о чем не помню кто мечтал… По-моему, Максим Покровский в каком-то интервью говорил: «Выключите, не смотрите — и всё, завтра они обрушатся». Они не обрушиваются! Эти люди, смотрю, только толстеют и жиреют в этих телевизорах. Я имею в виду не тех, которые смотрят, а тех, которые выступают. Сегодня у меня был культурный шок. Я через много-много месяцев посмотрела кусочек программы «60 минут», поскольку получила добрую весть. Ира, я была в шоке, во-первых, от набора людей. Это какие-то фрики! Шоу интеллектуальных лилипутов — просто такое шоу фриков. Но я была потрясена, какие невероятные перемены произошли внешне и с ведущими. Я их не видела 100 лет — вот эту парочку Скабеевых. Они просто в экран уже не влезают, ты меня извини. На них пиджаки лопаются! Им уже надо как-то тогда менять одежду, потому что там совершенно очевидные изменения — они просто надуваются изнутри. Я не знаю, почему. Они просто как два надутых шара — просто лопаются, пуговицы вылетают. И видишь как — людям хорошо там жить! Они за счет этих несчастных, которые смотрят это, открыв рот, круглые сутки… Они их пожирают — пожирают их внимание, пожирают их энергию и прекрасно себя чувствуют. Прекрасно! Аж летают по этой аудитории.

И. Петровская

Я тебе больше скажу: на фоне этого шоу лилипутов — а это, должна тебе сказать, абсолютно постоянный, традиционный набор, из программы в программу, днем и вечером, вечером и днем. Так вот, на фоне этих людей эта пара стала даже выглядеть как бы осмысленнее и даже как бы либеральнее, чем вот эти гости.

К. Ларина

Не знаю.

И. Петровская

Это ты давно не видела.

К. Ларина

Я была в шоке именно от их внешнего вида, от их выражения лиц.

И. Петровская

Нет, внешний вид — понятно: ну, люди хорошо питаются, кушают. А что касается лопающихся пуговиц, просто костюмерам программы надо посоветовать брать на размер больше. Это просто. Для этого надо, чтобы герои, которых одевают, признали, что им нужен не 48-й, а ,например, 50-й. Но это бывает трудно — переход из размера в размер. Гораздо хуже то, что они там сегодня обсуждали, если ты заметила. Они обсуждали там... Вернее так: они там гордились свободой слова, которая есть в России, всячески осуждали нарушения свободы слова, которые есть в так называемых хваленых западных демократиях. И, собственно говоря, почему ты там была упомянута. Там пошел разговор.

К. Ларина

Я так и не поняла вообще.

И. Петровская

Я поняла — потом уже, вечером, разобралась. Пошел разговор о том, что есть вот такие люди. Они преимущественно вообще даже и не дома живут, а за границей. Всякие Альбац, Латынина... Вот ты туда попала — Ларина. «Пархомбюро», как они назвали, которые только и делают, что критикуют всё наше. Они пошли почему-то через сериал «Чернобыль» и приводили разные примеры, как вот эти самые вражины, которые черт знает где обитают, всячески приветствовали этот сериал и говорили, что так всё и было. А на самом деле в Советском Союзе всё было по-другому. Надо запретить критиковать всяким разным вот это советское, в котором на самом деле всё было прекрасно, а если и было что-то плохое, это преодолевалось путем нечеловеческого героизма и так далее. Там было всё непросто. Тем более уже, по-моему, второй день… Это можно поздравить нашего коллегу из «Настоящего времени» Тимура Олевского.

К. Ларина

Который там больше не работает, кстати.

И. Петровская

Да, который со вчерашнего дня там не работает. Но он попал в федеральный эфир. Соловьев написал гневный твит: «Тимура Олевского уволили из государственного СМИ США!». Скабеева с Поповым и гости посвящают большие блоки: «Свободу слова Тимуру Олевскому!». Вот вам, опять же, хваленая западная демократия, где ни туда, ни сюда, шаг влево, шаг вправо. И конечно, причиной этого они называют критику Навального, которая недопустима в США. Это, мы знаем, абсолютное передергивание. В основе там совсем другая история.

К. Ларина

Кстати, мы не знаем настоящих причин. Их никто и не озвучивал, в том числе и Тимур Олевский. Тут стоит повторить, что сам Тимур уже сказал всем и написал у себя во всех социальных сетях, что он глубоко возмущен тем, что его имя используют в качестве критики или в качестве очередного удара против Алексея Навального. Что это всё не так. О причинах ухода он пока говорить не может, поскольку он скован обязательствами. «По соглашению сторон» — мы знаем, что это значит. Кстати, там выступал этот Бабицкий, прости господи, который тоже когда-то был звездой радио «Свобода», а теперь звезда, по-моему, телевидения ДНР. Вот как карьера-то повернулась!

И. Петровская

Да, какая-то там «Свобода» — и целое ДНР!

К. Ларина

Да, и он, кстати, как раз, как ни странно, сказал очень точную вещь по поводу согласования сторон: что раз они расстались по такой системе, значит, он получил вполне себе достойную компенсацию, и по соглашению сторон — как я поняла, по договору — не имеет права говорить какие-то вещи, которые дискредитируют в данном случае компанию «Настоящее время» или радио «Свободу» — бог его знает. Короче, он сам всё когда-нибудь скажет. Кстати, я и к нашим с тобой коллегам тоже бы обратилась. Честно говоря, я удивлена вот этому вселенскому вою, который подняли не только на федеральных каналах, но и наши коллеги из, что называется, либерального крыла журналистики. Я вчера увидела, что они там уже чуть ли не петицию собираются писать в Госдеп с требованием вернуть Олевского обратно на «Настоящее время». Слушайте, это работодатели. Они сами принимают решение, расставаться или не расставаться с человеком, увольнять, не увольнять. Давайте всё-таки не будем. Кстати, всё остальное. Вот у нас будет программа с Алексеем Венедиктововым. Он, кстати, тоже обещал высказаться на эту тему как главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». Я думаю, что там продолжение последует. Тимур без работы точно не останется.

И. Петровская

Он замечательный журналист. Мы с ним, тем не менее, душой...

К. Ларина

Главное, чтобы он на RussiaToday не попал.

И. Петровская

Просто некоторые работодатели, которые иногда действуют, наверное, тоже под влиянием каких-то эмоций, должны иметь в виду, что они преподносят ну просто подарок, какого вообще даже не ожидали пропагандистам, такого рода действиями.

К. Ларина

Я думаю, что им всё равно.

И. Петровская

Работодателям?

К. Ларина

Да, абсолютно.

И. Петровская

Ну, если им всё равно, то бог им судья. Но я просто наблюдаю вот эту сладострастную радость, которую испытывают эти люди.

К. Ларина

Это быстро пройдет, ты же знаешь. Ты же знаешь, что это быстро начинается, накатывает, взрывается из всех углов, на всех передачах, но очень быстро исчезает, поскольку...

И. Петровская

Другие накатывают.

К. Ларина

Да, накатывают следующие. И вот я думаю, что здесь вполне себе резонный переход к истории с Кеосаяном, которая, кстати тоже, что мы говорили в начале, вышла за рамки федеральных каналов. Этим сюжетом, который, как ты пишешь обычно в своих колонках, пробивает очередное дно своим остроумием...

И. Петровская

Это уже не дно.

К. Ларина

На самом деле об этом уже написали в американской прессе. Про эту передачу. А потом про этот случай раструбят по «Би-би-си».

И.Петровская: Там должна быть гармония — там всё должно быть омерзительно. Там должны быть ужасные реплики

И. Петровская

Так оно и вышло. Я думаю, что оттолкнувшись… Вначале заметили в соцсетях, потом Навальный что-то написал на эту тему, а потом московский корреспондент британского издания «The Times» это посмотрел. И я просто вижу, вот вижу. Не знаю, как он выглядит, но даже если он, допустим, лысый, у него наверняка встали волосы на голове, потому что представить это невозможно.

К. Ларина

Вот ты сейчас неполиткорректную вещь сказала.

И. Петровская

Ну, человек, который, например, бритый, и тем не менее… Ну не знаю, короче говоря, волосы шевелятся на голове от ужаса. Это невозможно представить! Я, которая регулярно — не очень, кстати, я вру — но иногда переключаю каналы по субботам, иногда попадая на это, испытываю даже не брезгливость. Я испытываю какую-то бешеную ярость или яростное бешенство. И даже отчаяние, потому что я понимаю, что идут годы — уже 4 года в эфире — и прошло ничего не меняется. Время от времени кто-нибудь, точно так же нарвавшись на этот кошмар (внутри страны, естественно), пишет какую-нибудь реплику типа: «Ну это уже выгребная яма». Это даже не дно — на дне хотя бы чисто. Я так предполагаю, я там не была. Тебя именно погружают в эту зловонную жижу с головой. Ты выныриваешь и не успеваешь отплеваться, а тебя снова туда. Это там не единственный сюжет, который вызвал оторопь у западной прессы. Там, где используется так называемое blackface. То есть Обаму, чернокожего американца, изображают, покрасив какому-то самодеятельному актеришке лицо ваксой или черной краской.

К. Ларина

Еще чулок надевали, помнишь? В «Аншлаге» был какой-то персонаж, который надевал черный чулок на голову и смешил людей. Люди в зале умирали! Ты чего, так любили!

И. Петровская

Это blackface, который использовали еще во времена сегрегации, или как это называлось, в Америке. Это с тех пор осуждено. Это карикатурное изображение темнокожего, чернокожего человека. Я даже не буду пересказывать эти тексты, которые звучат якобы в телемосте, в связи по скайпу Кеосаяна с этой якобы Обамой.

К. Ларина

Совершенно бездарная девица. Там нет ни обаяния...

И. Петровская

А кто там талантливый? Там нельзя быть талантливым.

К. Ларина

Наверное, сценаристка талантливая.

И. Петровская

Там должна быть гармония — там всё должно быть омерзительно. Там должны быть ужасные реплики.

К. Ларина

Омерзительный сценарист, омерзительный ведущий, омерзительные артисты.

И. Петровская

Да, что называется, как говорил Юрий Иосифович Визбор, компания подобралась очень ровная.

К. Ларина

А кто это смотрит, как ты думаешь?

И. Петровская

Вот я посмотрела. Корреспондент британской газеты «Times». Благодаря этому посмотрело еще некоторое количество людей и криком закричало: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!». Но она продолжается, невзирая ни на что. И это там, должна тебе сказать, не самый экстремальный сюжет. Потому что если посмотреть еще, там он, например, дает характеристики всем послам, представителем дипкорпуса, которые на той неделе как раз встречались с Путиным. Что он говорит! Например, про арабских послов, которые в своих специфических этих, специальных народных одеяниях: «Один, — он говорит, — украл их номера полотенце и надел на голову, Второй целую простыню и пододеяльник». Ну, знаешь, у них такие белые одежды.

К. Ларина

Это вообще, конечно, уровень абсолютно такого сельского клуба. Причем советских времен. Вот в советское время такие шутки обычно ходили среди колхозников, которые приходили после работы в клуб для того, чтобы поржать, посмотреть смешное представление. Вот такие смешные представления. Честно говоря, не пойму: может быть, есть какой-нибудь аналог? Может быть, мы не знаем? Может быть, они оба, хозяева этого шоу — говношоу, извините за выражение…

И. Петровская

Это в прямом смысле.

К. Ларина

Да, может быть, у них есть какие-то ссылки? Они скажут: «Вы ничего не понимаете, это постмодернизм, сейчас так шутят». Там смех записанный?

И. Петровская

Сейчас, по-моему, уже нет. Раньше был. Я даже не обращала внимание, потому что каждый новый сюжет заставлял меня хвататься за карандаш и отмечать. И у меня непроизвольно открывался рот от омерзительности и тупости этого. Например, дальше он там комментирует якобы сюжет о саммите «большой двадцатки». Например, там показывают лицо японца — японского лидера. Кто у них там, премьер? «Японец — обратите внимание на его лицо». Ну, лицо как лицо — бледное или что-то. «Видимо, он много курил, потому что переживал из-за Курил». Вот это — шутка.

К. Ларина

Я хочу тебе сказать, что удивительно, что вот эти оба два всегда очень болезненно реагируют, когда слышат в свой адрес какие-нибудь шутки националистического характера, которые указывают на их принадлежность к конкретной национальности — к армянской, я имею в виду. Они всегда очень болезненно реагируют и всегда дают понять, что, типа, это неприлично. Здесь, конечно, даже не знаю как это назвать, что это такое. Что это за качества характера, которые позволяют этим людям вот так публично себя вести. Вот объясни мне, как это одно с другим сочетается?

И. Петровская

Абсолютная безнаказанность, абсолютная уверенность в том, что им за это ничего не будет никогда.

К. Ларина

Они что, расисты абсолютные оба получаются? Будем называть вещи своими именами.

И. Петровская

Тут важная история, что на них наехали-то именно из-за расизма и из-за того, что эта компания вещает в свою очередь, на НТВ, а «Газпром» является спонсором Лиги чемпионов. А там борются с расизмом. К сожалению, Марго Симоньян как раз оправдалась перед этим западным журналистом тем, что мы, мол, армяне, представители этнического...

К. Ларина

А, даже так?

И. Петровская

Да, мы себе позволяем над собой шутить, поэтому Тигран так же легко может шутить в адрес других этносов, — грубо пересказываю я.

К. Ларина

Ну что, мы должны заканчивать, к сожалению. Мы сегодня больше о безобразном говорили, чем о прекрасном. Песню нашла совершенно неожиданную — Владимира Высоцкого, написанную в 1971 году. А как сегодня. Поскольку, видно, тогда холера бушевала на территории советской страны. И именно эта тема стала темой песни «Но пасаран, холера не пройдет». Владимир Высоцкий.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024