Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2020-10-10

10.10.2020
Человек из телевизора - 2020-10-10 Скачать

10 октября 2020 г.

Эфир ведут Ирина Петровская и Ксения Ларина

К. Ларина

Доброе утро, добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». Как обычно, ведут ее Ксения Ларина (это я) и Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя, здравствуй!

И. Петровская

Это я. Всем привет!

К. Ларина

Всем привет, дорогие друзья! Ну что, у нас октябрь-месяц начался. В этом месяце у нас много различных важных и, в том числе, очень тяжелых дат, дат памяти. Потому что так всё сошлось - смотрите: 9 октября - день рождения Бориса Немцова, 7 октября - день памяти Анны Политковской. 14 лет назад она была убита в своем подъезде, в подъезде своего дома.

Я бы сюда добавила еще событие, которое станет будущей датой, уже в следующем году это тоже будет дата памяти. Это прощание с нижегородской журналисткой Ириной Славиной, с которой простились в начале этой недели, которая погибла как настоящий герой, как мученик - сожгла себя около здания МВД в Нижнем Новгороде.

Всё это, конечно, та самая объемная и страшная картина, которая сегодня представляет образ России, продолжает представлять. Ира, у меня к тебе такой вопрос: это каким-то образом освещалось на федеральном телевидении? Хоть кто-нибудь вспоминал об этом? Включая, кстати, и события в Нижнем Новгороде.

И. Петровская

Нет. Я не видела вообще ни одного ни репортажа, ни тем более какого-то обсуждения этого события. Ну, понятно, канал «Дождь», конечно. И могу быть почти уверена, что в день, когда ее хоронили и когда в Нижнем Новгороде всё-таки довольно много людей, как мы видели по сети (многие выкладывали оттуда видео), пришло проститься и потом прошло таким небольшим маршем памяти к этому зданию, около которого она себя сожгла, ничего подобного в этот день, и в предыдущий тоже, не обсуждалось.

Ну стоит ли говорить, что ни о какой дате памяти Ани Политковской тоже не было. И всё, что я сегодня, в пятницу, видела на экране в день рождения Бориса Немцова - ну, понятное дело, что никто не будет вспоминать. Поскольку, во-первых, не круглая дата, а если бы была круглая, то вспомнили бы в очередной раз всю желтуху, которой они начали с первых дней его окружать и его в этом валять.

Не круглая дата - поэтому, конечно, нет ничего. И на самом деле я теперь уже не устаю повторять, что это слава богу. Потому что когда они цепляются, то, как правило, выходит какая-нибудь совсем запредельная гадость, пошлость, подлость. И лучше уж пусть они этого не касаются своими, прямо скажем, не самыми чистыми руками.

К. Ларина

Про Ирину Славину ты правильно вспомнила канал «Дождь». И я тоже очень благодарна им за то, что они познакомили нас с этим человеком, познакомили с ее коллегами, с ее близкими. Эти потрясающие кадры, когда ее дочка выходила к месту ее гибели с плакатом «Пока вы молчали, моя мама горела заживо».

И. Петровская

Я тебя поправлю: они выходили не к месту гибели. Я просто думала, почему вот это ее сетевое издание называлось «КозаПресс». И я вспомнила: это Большая Покровская в Нижнем Новгороде, центральная огромная пешеходная улица. Она идет как раз почти от этой улицы Горького, где погибла Ирина, до Кремля, туда вниз. И там есть такое кафе.

Вообще в Нижнем Новгороде много такой городской скульптуры - ни к чему не обязывающей, но она как-то очень украшает. И вот там стоит эта их такая фирменная коза с рогами. Там, как правило, дети фотографируются, на нее залезают. И вот от этой козы, собственно, в общем, пошло, конечно, шутливое название ее отнюдь не юмористического издания, ее сетевого ресурса.

К. Ларина

Давай я теперь прочту то, что мы с тобой накидали на сегодняшний день. Хочется успеть побольше обсудить. Во-первых, конечно же, если говорить о каком-то позитивном, о хороших новостях, Алексей Навальный стремительно (тьфу-тьфу-тьфу) идет на поправку. Не отказывает в интервью журналистам. Которым он доверяет - наверное, можно сделать такую поправку. Что называется, не всем подряд. И поэтому, конечно же, безусловно, важнейшим событием этой недели стало большое интервью Юрия Дудя с Алексеем и Юлией Навальной.

И буквально в день записи нашей передачи, в пятницу, еще одно интервью, уже в прямом эфире, Алексей Навальный дал Тихону Дзядко на канале «Дождь». Замечательное. Ну, отдельно поговорим про это.

«Редакция» - на этой неделе 2 полноценных выпуска. Один выпуск Саши Сулим, корреспондента «Медузы», которая, если я правильно понимаю, впервые попробовала себя в телевизионном формате как автор и ведущая. Это фильм про ангарского маньяка - сейчас стала очень модная тема благодаря различным сериалам. Ангарский маньяк Михаил Попков, который жив и, по-моему, прекрасно себя чувствует, отбывает пожизненный срок.

И. Петровская

Я добавлю, что да, наверное, в видеоформате, в телевизионном формате у нее это первое. Но тему эту она ведет давно. Еще в прошлом году я читала эти потрясающие материалы. Потрясающие, потому что они, конечно, потребовали и требуют большого расследовательского энтузиазма и таланта.

К. Ларина

Она еще и книжку выпускает. И второй выпуск «Редакции» - это уже Алексей Пивоваров сделал, на мой взгляд, совершенно поразительную вещь, соединив в одну семью вот этот страшный, бесконечный, кровавый конфликт между Арменией и Азербайджаном за территорию Нагорного Карабаха. Это, конечно, отличная журналистская работа.

Путин, Ванденко, Песков - это как бы пишем через запятую. Финал многострадального проекта, который был заявлен как мегагалактический проект, но получилось даже не на рубль, а даже не знаю на что. Но это Ира расскажет, потому что я не смогла это смотреть. Финал, и почему этот проект провалился - как раз то, что я хотела спросить у Иры. Ира скажет.

Любовь Соболь делает уже второй выпуск на канале «Навальный live». Она делала «Образ будущего» - у нее такой цикл программ уже как у журналиста, у ведущей. Первый был про СМИ - очень интересный выпуск про свободные СМИ. Мы с тобой как раз вспоминали, что мы жили при этом времени, когда были свободные и бесцензурые СМИ. А сейчас выпустила «Образ будущего. Экономика» - дискуссия с экономистами. Очень интересный, большой проект. Посмотрите.

Пародия на дебаты - не у нас, конечно же.

И. Петровская

И дебаты не у нас.

К. Ларина

Да, и дебаты не у нас, и пародии. Америка продолжает нам показывать если не средний палец, то большой уж точно. Алек Болдуин и Джим Керри - это безусловные голливудские звезды. Вы прекрасно знаете этих актеров. Они сделали пародию на дебаты между Трампом и Байденом.

Рекомендация. Новый YouTube-канал, который я открыла для себя впервые и вам рекомендую, и Ире тоже - вот до передачи говорила. Это YouTube-канал «Набутовы». Кирилл и Виктор Набутовы, отец и сын, вдвоем делают этот канал. Там у них есть и комментарии, там есть и диалоги двух поколений, там есть воспоминания Набутова-старшего о прекрасном телевидении прошлого. Много интересных историй. Вообще тоже заявка на книгу.

Я с удовольствием посмотрела несколько сюжетов - просто замечательно! Там есть, естественно, и актуальный материал, связанный с самыми тяжелыми событиями сегодняшнего дня, которые они аккумулируют. Обязательно отметьте для себя: YouTube-канал «Набутовы».

И. Петровская

А я добавлю, почему это надо смотреть. Потому что Кирилл Набутов, с которым я хорошо знакома и многократно бывала на разных фестивалях, совершенно феерический рассказчик овершенно потрясающим чувством юмора. Потом не надо забывать, что он еще и из семьи Набутовых. У него отец - по-моему, Виктор Набутов - тоже был знаменитым спортивным обозревателем. У самого Кирилла огромная история пребывания в СМИ, начиная со времен перестройки. Поэтому я думаю, мы не пожалеем, если мы приобщимся к этому каналу.

К. Ларина

Конечно. И еще одна тоже хорошая, приятная тема - это юбилей Владимира Кирилловича Молчанова. Кто он, как мы его называем? Легенда нового старого телевидения?

И. Петровская

Он не легенда, потому что он живой.

К. Ларина

Вот давай с этого начнем, с хорошего. Рассказывай про Кириллыча.

И. Петровская

Кириллыч - я никогда его так не звала, звала его просто Володя. Легенда - это то, чего, возможно, никогда и не было. А Володя был, есть и будет, я надеюсь, еще долгие годы. Это человек из тех, про кого точно можно сказать, что он себе не изменял, не изменяет и не изменит. Вот он такой, какой он есть.

Его называют (по-моему, совершенно справедливо) последним, по крайней мере, а может быть, и первым (но последним точно), аристократом нашего телевидения. Потому что он внес какую-то совершенно новую ноту, интонацию, над которой некоторые иронизировали, но, тем не менее, это была своя интонация, свои темы.

Особенно если вспомнить, что он ведь пришел не просто как ведущий «До и после полуночи». Он еще и вел программу «Время» в этом своем аристократическом образе, и никоим образом не диссонировал с тем даже по тем временам достаточно официальным, официозным стилем.

Понятно, «До и после полуночи» - эта история войдет в золотой фонд. Он абсолютный первооткрыватель. Он со своим «До и после» появился раньше «Взгляда», и они, при всей какой-то внешней похожести (внешней, потому что тоже ночная программа), всё-таки были совершенно разными. Если «Взгляд» был такой более демократичный, в том смысле, что...

К. Ларина

Публицистический - наверное, так.

И. Петровская

Да, публицистический, наверное. И ребята были такие, неформальные. То это был такой «Взгляд» для взрослых. Сколько он открыл разных тем, персонажей и людей - по тем временам это правда была реальная революция.

И плюс это была еще и революция стиля, потому что ни одной минуты, секунды, никогда от стиля он не отступал, независимо от того, говорил ли он с князьями, которые тогда приехали, или, например, с совершенно простыми людьми. Вот совсем недавно кто-то выложил в сети потрясающий репортаж, который Володя делал из пивнушки.

К. Ларина

Да, я помню его! Отличный! Эти его диалоги с мужиками, с парнями. Но парни-то такие замечательные! Другое общество. Я как раз вспомнила.

И. Петровская

Парни там как раз самые разные, потому что там такой абсолютной срез. Просто больше парням по тем временам пойти... Там кто-то один даже говорит: «Это мой клуб по интересам». Клубов-то не было. И там от деревенского дедка, который приехал попить пива, потому что у них в деревне нет, до каких-то достаточно интеллектуалов.

Но самое поразительное, как там выглядит Володя Молчанов - в светлом бежевом плаще, в клетчатом шарфике. По идее, поскольку самая что ни на есть простая пивнушка, эти мужики должны были его оттуда погнать поганой метлой и сказать: «Иди отсюда, пижон!». Но как он с ними находит интонацию - ни секунды не подстраиваясь, невероятно уважительно! И они с ним так же разговаривают.

И вот это, конечно, его уникальная черта. Мне безумно жаль, что его сегодня нет в эфире. Хотя нынешний эфир с Володей очень сложно совместить - почти непредставимо. Но он ни одной секунды не постарел, тем более не устарел. Это такой абсолютный, на все времена...

Я очень надеюсь - Володечка, это я тебе лично от себя желаю, что мы доживем до этого времени, когда такие, как ты (а ты, повторяю, абсолютная жемчужина), всё-таки у тебя появится возможность снова обращаться к большому количеству людей, которые тебя помнят. А те, которые родились уже когда тебя не было в эфире, хотя бы узнают, что так могут выглядеть люди на экране. Это очень важно. «Как выглядит интеллигент и интеллектуал?», - кто-нибудь спросит. И вот тут Володя.

К. Ларина

Я, конечно, выражаясь языком фейсбука, ставлю огромный лайк под всеми теми словами, которые Ира сейчас сказала в эфире. Абсолютно поддерживаю и в оценке, и в любви к Владимиру Молчанову, и в поздравлениях. Но хочу - это не плохое, просто хочу, чтобы вы зафиксировали момент. Да, это было другое общество, и поэтому его не послали на три буквы в пивной. Потому что... Ну, потому что. Потому что уже была по-другому нагрета температура этой страны. Люди по-другому относились. Я в этом почти уверена.

Именно такие люди, как Владимир Молчанов, как программа «Взгляд», как то самое телевидение середины 80-х до, может быть, 1995-1996, когда всё началось, когда уже пошел крен в другую сторону - это те люди, которые и просвещали, и объясняли. И не пропагандировали - я это слово всё-таки никак не могу употреблять с позитивным знаком. Не может быть пропаганды хорошего, этого не бывает.

Есть такое понимание важнейших базовых ценностей. Все эти люди, которые существовали в телевизоре в то время, были абсолютными носителями этих ценностей. Это передавалось и интонацией, как ты правильно сказала, и содержанием, и выбором тем, и оценками, стилем оценок, и культурой дискуссии, умением защищать и аргументировать свою точку зрения, оппонировать человеку с другой точкой зрения. Никаких взаимных оскорблений представить себе было невозможно.

И. Петровская

Но давай заметим, что ведь не только они появились в это время, но и время было такое, которое востребовало вот таких штучных людей. Штучных, нелинейных, непривычных нам. Действительно, тоже были пропагандисты другого уровня. Они тоже были многие по-своему даже интересны. Но всё равно это была какая-то пропаганда, а это - ты, опять же, правильно сказала - был просветитель.

Вот Володя был во всех смыслах просветителем на экране, открывателем новых тем, в то время абсолютно невозможных. Он шел как бы первым, таким пионером. К счастью, утверждались и открывались какие-то целые огромные пласты культуры, о которых многие наши соотечественники, в том числе даже и мы, наверное, не знали и не подозревали.

К. Ларина

И важно, дорогие дети (перехожу к любимой формуле), что в то время никакого канала «Культура» не было. Не было резервации под названием «культура». В то время в понятие «культура» входило всё - не только премьеры и выставки, не только новые книжки и появление новых писателей или новых артистов. Культура тогда являлась частью общественной жизни. Это и стиль общения, о чем мы уже говорили, и политическая культура в том числе - всё. Поэтому их не выселяли отдельно в резервацию.

Насколько я помню, тот же... Не знаю, кого мы можем назвать из таких чисто культурных ведущих? Бэлза - по-моему, он тоже не был тогда где-нибудь в резервации. Он существовал внутри общего телевизионного потока. Не как «а теперь немножко о культуре» - нет, такого не было.

Как Елена Курляндцева, которая была как бы культурным корреспондентом на НТВ, но это были абсолютно общественно значимые вещи, которые как-то соединялись в ее репортажах в часть вашей жизни. Даже если вы не видели этого спектакля, не знаете этого имени, это всё каким-то образом экстраполировалось на вашу повседневную жизнь. А когда это всё разделилось, вот тут-то всё и выяснилось.

Вот тогда мой сегодняшний вопрос к тебе, Ирина Петровская: если тогда совпало так, что обществом была востребована именно такая культура телевидения, средств массовой информации, именно такие ведущие, значит ли это, что сейчас наше общество совпало, по сути, с гопотой? Вот эта гопническая (культура - это слово сюда не подходит) стилистика - значит ли то, что это тоже процесс взаимопроникновения и взаимной любви? Они сошлись.

И. Петровская

Это такой же вечный вопрос, как вопрос о том, что первично - курица или яйцо. Должно ли телевидение ли, театр ли, любая другая культурная институция вести за собой или опускаться до уровня гопоты? Мы прекрасно знаем театры, которые живо откликаются на, скажем прямо, довольно примитивные интересы. И кстати, хорошо себя чувствуют. Но знаем и других, которые, наоборот, поднимают.

Не знаю, люди всегда примерно одинаковые. В этом я абсолютно убеждена. А дальше, наверное, важно создать такую среду, при которой то, о чем мы говорим, культура в широком смысле слова становится модной - опять же, в хорошем смысле этого слова.

И утверждаются эти стандарты и принципы не тупо насаживанием сверху не знаю, фуг Баха, а тем, что приходят такие люди, которые всем своим бэкграундом, своей жизнью, своей культурой утверждают вот эти культурные стандарты как те, к которым нужно стремиться, а не те, которыми большинство и так обладает, как тот же Шейнин. Делать распальцовку все более-менее умеют с детства - особенно те, кто, как большинство, растет во дворах и так далее. А вот ты попробуй усвоить другие манеры, другой тип мышления, жизни. А для этого нужны примеры и образцы, которых мы сейчас тоже видим в очень небольшом количестве.

Если уж мы эту тему как-то закольцуем, то я хочу сказать, что сегодня вечером, в субботу, когда выходит наша программа, в программе «Сегодня вечером», после программы «Время», как раз будет чествование Владимира Молчанова с его участием и с людьми, которые в то время делали в прямом и переносном смысле погоду на телевидении.

Я думаю, старожилы вроде нас, а также, может быть, те, кто что-то слышали или захотят узнать, как выглядят эти люди, о которых мы говорим, получат немало удовольствия. В том числе и немного поностальгируют по тем временам, когда казалось, что можно всё (в хорошем смысле слова), и всё еще впереди, и все мы будем когда-нибудь похожи на Владимира Кирилловича Молчанова. Или наши дети.

К. Ларина

Прекрасно закольцевали! Первая часть у нас, как обычно, рубрика «Прекрасная Россия прошлого».

И. Петровская

Да, «старожилы припомнили».

К. Ларина

На этом мы заканчиваем первую часть и вернемся через паузу.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

К. Ларина

Ну что, возвращаемся в программу «Человек из телевизора», в прекрасную ужасную Россию настоящего. Ксения Ларина, Ирина Петровская. Давайте просто по значимости: про Алексея Навального и про его появление в живом эфире - в эфире программы Юрия Дудя на его YouTube-канале и в эфире у Тихона Дзядко на «Дожде». Твои чувства, Ира?

И. Петровская

Есть такое абсолютно идиотское выражение, абсолютный штамп - эффект разорвавшейся бомбы. Вот это интервью отчасти обладало этим эффектом. Потому что, с одной стороны, конечно, все ждали, что он когда-то всё-таки появится живьем, а не просто в печатном интервью. До этого уже был «Шпигель», мы знаем, большое интервью. Но что это будет вот этот формат, что к нему каким-то непостижимым образом попал Дудь, ничего не афишируя заранее. И вдруг бабах! - и это на экране, на YouTube-канале.

Во-первых, на мой взгляд, это очень важно вот с какой точки зрения. Чем больше шло времени от момента, когда было объявлено, что он пришел в себя, его выписали и он начал давать интервью, делать какие-то твиты, появилось немало скептиков, которые начали говорить: «Давай видео! Не обманешь! Его уже нет в живых!».

К. Ларина

Даже так было?!

И. Петровская

Да, я читала такое. «Немцы уморили» - это крайнее, так же, как «сам новичка хлебнул», еще что-нибудь. Или что он в таком состоянии, что не может выйти к людям живьем, и все эти твиты и интервью за него пишет и дает кто-то другой.

Поэтому хотя бы еще и с этой точки зрения было очень важно увидеть, что Алексей жив и относительно здоров. Потому что по его внешнему виду, по тому, как он похудел (чуть ли не в 2 раза), по цвету лица понятно, что пережил он отнюдь не легкую прогулку в Берлин за счет Ангелы Меркель, а действительно что-то очень серьезное.

Второе ощущение - это то, что и интервьюер, и интервьюируемый абсолютно живые. В том смысле слова, что абсолютно не закаменевшие, не окаменевшие, не забронзовевшие. Дудь задает вопросы, которые мы бы все задали. Какую-то часть вопросов он, может быть, ему не задал. Алексей абсолютно откровенно отвечает так, как он считает нужным, и то, что он считает нужным.

Третье (да, теперь уже, по-моему, третье?) - Юлия Навальная. На моей памяти это, в общем, одно из первых таких интервью. Потому что она всегда была, как мне казалось, немного в тени его. По крайней мере, я не слышала, чтобы она сама давала интервью и отвечала. И здесь это полноценная, если не сказать, главная линия этого интервью, очень важная. Особенно (и мы потом об этом скажем) некая, возможно, случайная параллель с другим интервью, которое вышло и анонсировалось как на личную тему - некое утепление образа. Никакого утепления там не произошло.

К. Ларина

Это потом.

И. Петровская

Да, это потом. А здесь, конечно, вот это ощущение настоящей семьи, настоящей любви, жертвенности, готовности сделать для своего любимого человека всё, что угодно - оно, конечно, пробивает. Это тоже очень ценная составляющая этого интервью.

Ну и последнее, о чем я хочу сказать - это интерес к этому интервью. На фоне заявлений про «мелкого блогера», «человека, у которого ноль влияния», «да кому он интересен?» - и 2-х суток не прошло, а уже было почти 12 миллионов просмотров. По-моему, сейчас уже 13, и число по-прежнему растет. Хотя со вторника прошло уже сколько дней. И сколько там лайков - огромное количество. Совсем немного дизлайков.

Это говорит о том, что и Алексей правильно выбрал своего первого интервьюера, и Юрий Дудь совершенно правильно сделал, что поехал и взял это интервью. И самое главное: говорит о том, что всё не так просто. Далеко не такой незначительный блогер, смутьян и баламут Алексей Навальный, каким его здесь хотят представить его «лучшие друзья».

Так что на мой взгляд, это, конечно, абсолютная сенсация. Это интервью - огромное событие на этой неделе. Правда, реально, если все события ставить на какие-то места, то это, безусловно, гран-при.

К. Ларина

Абсолютно с тобой согласна. Добавлю, что у Юлии всё-таки было большое интервью - давно, 7 лет назад. Это было интервью Леониду Парфенову. Я просто сейчас вспомнила, когда ты говорила. На «Дожде». Это было, когда Леня Парфенов еще был на «Дожде», вел свою передачу. Это был, по-моему, как раз процесс «Кировлеса» 2013 года. По-моему, это было тогда, если я не путаю. Это было первое большое интервью.

Но по поводу Юли тут какая вещь... Я всё-таки с тобой не соглашусь, что она была в тени. Они как бы вместе. Это как бы ее выбор. И все люди, которые знают Алексея, прекрасно понимают, что Юля рядом всегда.

И. Петровская

Я имела в виду не то, что она стоит рядом в тени и не говорит ни слова. Конечно, было понятно, что они всегда пара. И как она его поддерживала на судах... Если ты помнишь, именно в то время возникла идея, что если выдвинуть Юлию Навальную в президенты... Это потом подтвердилось в Белоруссии с Тихановской. Хотя Тихановская до этого вообще никому не была известна, а Юлия Навальная известна. Но тем не менее, вот этот тип пары, в которой жена в момент, когда мужа каким-то образом исключают из его главного дела жизни, берет на себя, идет и становится на его место. А за ней, в свою очередь, идут те, кто пошли бы за ним.

К. Ларина

Она, конечно, молодчина, потому что она редко берет на себя. Но ты права, она берет на себя только в том случае, когда это знамя падает из рук ее мужа по разным причинам - или его сажают, или его закрывают, или его травят и убивают. Тогда она встает на его место.

Я, кстати, помню этот момент, когда была идея выставить Юлю. Кто-то посоветовал Алексею. Это было в президентскую кампанию, когда его не зарегистрировали, и ему кто-то предложил. Я даже помню это интервью, мы его тоже обсуждали. Когда ему сказали (не помню, кто там вел очередное интервью с ним): «Давай Юлю. За нее сейчас проголосуют. Просто, раз тебе нельзя». И он тогда ответил (он тоже в этом смысле человек принципиальный, и этим мне тоже ужасно нравится этот человек): «Мы здесь не играем в игрушки».

Это его позиция. Мы не будем это обсуждать. С Тихановской другая история - тут получилось. Она всё равно вышла за мужа, но в итоге сейчас уже стала самостоятельным политиком. А тогда он сказал: «Я в игры с ними не играю. Это их логика. Я тогда вписываюсь в их логику - типа, какая разница: пусть твой сын пойдет или твоя жена. Какая разница, главное, что ты их подержишь. Это не игры. Я политик, я занимаюсь политикой, а не интригами. Никто не заставит меня играть по этим правилам».

Это его позиция. Но здесь, в этом интервью у Дудя, их совместном, было несколько моментов, в которых ничего не произносятся, но просто перехватывает горло, дыхание. Как он на нее смотрит, когда она говорит. Когда на вопросы отвечает Юля, как он смотрит на нее! Это, конечно, какое-то невероятное испытание им посылает не знаю кто - судьба, господь Бог, дьявол, Путин. Но в этой борьбе мы видим какой-то стремительный рост личностей, которые на глазах превращаются в историю. Согласись? Ну да, я склонна к пафосу, ты знаешь.

И. Петровская

Да, есть такое.

К. Ларина

Я люблю красивое. Но тут не скроешь - это действительно красиво. Это уже шекспировские страсти. Это какой-то другой уровень. Когда они там рассказывают «да кто он такой, баламут», какого он уровня - давайте всё-таки скажем так: Алексей Навальный давно уже политик федерального масштаба. Это не вчера с ним произошло. Он это сделал собственной работой - черновой работой.

Все эти его поездки, которые кончились так трагично, поездки в регионы - чего только не было! Ты вспомни Краснодар. Я помню, они приезжали, и их там избивали какие-то казаки. То зеленкой его где-то поливали. Это без конца. Встреча с народом всегда чревата. Но при этом всё равно люди с ним. Те люди, с которыми он напрямую общается. Это его политическая стратегия - общаться напрямую с людьми. Не бояться общаться с людьми напрямую.

То, чего боится Владимир Владимирович Путин. Больше всего на свете он боится не того, что его кто-нибудь там огреет табакеркой (или чем там огрели Павла I - табакеркой?), а боится он людей. И мы это видим по всему его поведению - что больше всего на свете он боится людей. Его подданных. Это последняя стадия.

И. Петровская

Тут другая история. Просто он этих людей давно не видел. Он видит специально обученных людей, которых ему подставляют.

К. Ларина

Ну понятно, но всё равно страх присутствует, я в этом уверена. По тому, какое количество охраны, зачисток, бесконечных подготовок к любому визиту, видно, что больше всего эти люди боятся людей. А здесь, конечно, абсолютная открытость.

Вот что еще меня поразило в этом интервью - это интервью с политиками. Здесь не было никаких дипломатических хитростей, которые обычно любят. У него никогда нет этого желания всем понравиться. Он совершает стратегические ошибки (я говорю про Алексея) или ошибки в каких-то своих публичных выступлениях. Это его личные заблуждения, ошибки, которые он рано или поздно признает. И мы такие вещи тоже видели, когда он говорил: «Я там ошибся». Но он абсолютно прозрачен как политик. Он прозрачен как человек, как личность, как гражданин. Он прозрачен как налогоплательщик, в конце концов.

И кстати, переходя к интервью с Тихоном Дзядко. Тихон задал ему этот вопрос по поводу финансирования. И как он у Дудя говорил про Бориса и Дмитрия Зиминых, что он, по сути, работает у Бориса, он получает у него зарплату как юридический консультант, то здесь у Тихона Дзядко он ответил: «Через какое-то время, совсем скоро мы просто опубликуем весь список людей, которые помогали. Потому что понятно, что невозможно представить, чтобы у меня были такие деньги». А там, я так понимаю, были и фонды, и конкретные люди. Собственно, я просто добавила к твоим ощущениям.

И. Петровская

Да, тут еще трогательный момент в этом интервью. Там проявляется какая-то такая ребячливость, что ли, когда он вдруг начинает говорить о Гарри Поттере...

К. Ларина

То, что они, наверное, читают с Захаром, со своим сыном.

И. Петровская

Именно, ссылки именно такие. Он вдруг проявил себя... Я уже у кого-то прочитала, что это поразительный инфантилизм. Нет, это не инфантилизм. В тот момент всё трактуется совершенно самым неожиданным образом.

К. Ларина

А у Тихона то, что мы видим дальше в развитии. Первое - у Дудя. Это, конечно, был абсолютный прорыв. Вся та правда, которую человек в себе держал, из него прямо перла. Ему нужно было сказать это всё, и он сказал. А у Тихона у него вернулась вот эта его потрясающая реактивность. Мгновенная реакция. Небольшое интервью, друзья, посмотрите.

И. Петровская

25 минут.

К. Ларина

Прекрасное! Оно очень концентрированное, в рамках информационного формата, поэтому лирики там практически не было, но она была в атмосфере. В тех остроумных ответах и комментариях, в которых Алексей демонстрировал свою уникальную иронию, великолепное чувство юмора.

Он уже готов иронизировать и над своими страданиями, и над своим уходом в никуда. И вот этот ответ на вопрос, когда просьба прокомментировать очередной бред очередного мерзавца, который говорил, что ему там ничего не вкалывали, что ему вкололи антидот уже в больнице, а врачи «скорой помощи» ничему ему не вкалывали. Тихон просит его прокомментировать, а он говорит: «Я как-то пропустил этот момент. В этот момент я как-то не очень понимал». Это, конечно, молодчина.

И про охранников. Помнишь, когда он там говорил, какая охрана спасет его от покушения? «30 охранников, и их сразу же арестуют за несанкционированное шествие».

И. Петровская

Там есть один момент, который меня немножко коробит.

К. Ларина

У Тихона?

И. Петровская

Да. Это было раньше у Алексея. Некое такое снисходительное, ироническое отношение к интервьюеру, к журналистам. Он там несколько раз упоминает: ««Дождь» меня будет охранять?» или «Вы меня встретите с букетом?». Поскольку я внимательно посмотрела (извини, я волей-неволей всё время к этому обращаюсь) заключительную серию Ванденко.

Мне, в принципе, это отношение к журналистам, которые, в общем (в случае с «Дождем» уж точно), одни из немногих на нынешнем телевизионном пространстве, которые вписываются, мгновенно защищают, ведут спецэфиры. Мне кажется, это немножко неправильная интонация по отношению к людям, которые очень хорошо, очень грамотно и очень порядочно делают свое дело. Я бы просто на будущее посоветовала Алексею (если кто-то вообще нуждается в советах) немножко изменить интонацию в общении с нашими коллегами.

К. Ларина

А я не согласна с тобой. Мне кажется, в этом интервью, выражаясь языком кинорецензентов, была химия отношений. Здесь, как мне показалось, наверное, тоже очень заразительная атмосфера, которая витала в воздухе.

Было очень видно (во всяком случае, мне так показалось), что эти люди относятся друг к другу с огромным уважением - Тихон и Алексей. Что в реальной жизни они всё равно на «ты», совсем по-другому разговаривают. Здесь формат не позволяет.

И. Петровская

Дай бог, чтобы я ошиблась!

К. Ларина

Потому что эти пикировки как бы рождали такие улыбки и у того, и у другого. Улыбки взаимопонимания. Это люди, которые друг друга очень хорошо понимают. Мне кажется, это, наоборот, понравилось. И я тебе скажу больше: мне показалось, что там была какая-то едва сдерживаемая радость от встречи - что мы опять можем пошутить, опять друг над другом подтрунивать, как раньше, что мы живы. Вот то, что я увидела в этом разговоре.

И. Петровская

Может быть. Я с тобой соглашусь, потому что, возможно, я отравилась...

К. Ларина

Не говори таких глаголов.

И. Петровская

Я немножко переела.

К. Ларина

Бананов переела?

И. Петровская

Да, съела несвеженького, посмотрев другой сериал, где есть вот это самое главное - думаю, то, что отвращает на разных уровнях разных людей. Вот это глубокое пренебрежение к своим собеседникам. Даже не презрение, а несчитание их за людей.

К. Ларина

Давай скажи, что это, а то люди сейчас всё перепутают.

И. Петровская

Да. Наконец, спустя, по-моему, 8 месяцев...

К. Ларина

Наступил конец.

И. Петровская

Наступил конец, подкрался незаметно. Этот конец почему-то долго оттягивали.

К. Ларина

Как могли.

И. Петровская

Да, как могли, оттягивали. Проект, который начинался в феврале, 20 февраля. Проект ТАСС на принципиально новой платформе для Путина. Проект «20 вопросов Путину», который был призван подвести итоги 20-летнего правления Владимира Владимировича. Это была как бы глобальная задача - чтобы он в каждой маленькой серии сам оценил какой-то один круг вопросов, потом следующий. И второе - вывести его на некую нетрадиционную для него аудиторию. Не вот эту телевизионную, а сетевую, с использованием разных нынешних эффектов - с инфографикой, всякими бегущими строками и так далее.

К. Ларина

Переходи уже к финалу.

И. Петровская

Да, прошло, по-моему, 17 серий. На фоне стремительно менявшейся повестки, пандемии и всего такого вдруг оказалось, что это уже само по себе архаика. Прошел месяц с момента, как это было записано, а устаревало всё буквально на глазах. И наконец, дошли. Сейчас, практически в пандан Навальному, дали последнюю 18-ю серию, где товарищи Владимир Владимирович якобы говорил о личном.

О личном он не сказал ровным счетом ничего, но продемонстрировал себя ровно такого же, каким он был всё это время на экране. Никоим образом не пошел ни на какую доверительность. И было понятно, что для него журналист - это подобострастный официант.

Хотя Ванденко молодец. Андрей Ванденко вел себя вполне достойно в этой ситуации. Но даже ему умудрился сказать Владимир наш Владимирович. «Зря вы хрюкаете», сказал он в момент, когда Ванденко покашливал на очередной уход от вопроса. Там очень много разных поворотов. Я очень надеюсь, что мы к этому еще вернемся.

К. Ларина

Ну а почему получилось скучно, объясни. Почему получилось никому не интересно? В чем дело? Не только же в неискренности - что-то еще.

И. Петровская

Это даже не неискренность. Это маска, это образ, которые приросли до такой степени, что сверху уже поросли мхом. Поэтому новую аудиторию это не привлекает, а старая аудитория на этих платформах не особо смотрит.

По сути, ничего нового мы не услышали. Единственное, мы увидели только новый антураж, в котором он говорил с Андреем Ванденко. Всё-таки это не пресс-конференции по 5 часов каждая, а такие выложенные маленькие фрагментики. Для меня там было даже интереснее послесловие Пескова.

К. Ларина

Да, вот я тоже хотела спросить. Я не видела. Это что такое было? Это было для чего?

И. Петровская

Это Андрей Ванденко спрашивает у Пескова: как ему кажется, удалась ли идея. Песков в восторге.

К. Ларина

Главный зритель, единственный зритель!

И. Петровская

Да, говорит, что идея шикарная, реализована шикарно, Владимир Владимирович ни под кого не подстраивался. Я про себя подумала: «И жалко. Можно было бы и подстроиться». Даже не подстроиться, а учитывать, что за время его правления выросли... И сам Песков смешно говорит, что 20 лет - это ерунда, песчинка в мировой истории, но это практически жизнь «поколений Путина».

И дальше в конце, когда он совсем подытоживает, Ванденко ему говорит: «Наверное, мы не ставим точку, наверное, ставим многоточие» (имея в виду проект), на что Песков ему отвечает: «Конечно, не точка. Владимир Владимирович до 2024 года президент, а дальше будет, как он решит». Вот поэтому, ты понимаешь, там как раз нет драматургии. Там нет развития.

К. Ларина

Нет честности.

И. Петровская

Ну, честность - это уж помимо всего.

К. Ларина

Мы должны заканчивать. Песня, которую мы сегодня ставим в конце - одна из наших любимых. Она старая, но она по-новому прозвучала в фильме Веры Кричевской «Слишком свободный человек» памяти Бориса Немцова. И сейчас эта песня, как мне кажется, как никакая другая, художественно резюмирует всё то, о чем мы с вами сегодня говорили - и о живых, и о тех, кого уже нет на этом свете. Спасибо, пока!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024