Человек из телевизора - 2020-06-20
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». Как обычно, эту передачу, которая выходит в субботу, ровно в 11 часов утра по московскому времени, ведут Ксения Ларина - это я...
И. Петровская
―
И Ирина Петровская - я.
К. Ларина
―
Ирина Петровская, да. Мы в нашей виртуальной студии. Нас соединяет «Эхо Москвы» и ваша любовь и нежность, дорогие наши слушатели и зрители. Почему-то мы с Ирой перестали напоминать, что мы еще идем, естественно, и в видеоварианте, в видеоверсии. Ведь есть же люди, которым приятно нас смотреть. Есть такие?
И. Петровская
―
В такой видеоверсии таких мало.
К. Ларина
―
Но тем не менее. Так что на YouTube канале мы тоже есть, дорогие друзья. Значит, смотрите: сразу сообщаю всё, что мы написали, что мы с Ирой собирали. Значит, что у нас есть за неделю по событиям. Наезд на «Дождь» за репортаж о фальсификации списков для голосования. Этот сюжет как бы продолжается. Открытие храма войны. Не хотелось бы никого обижать, но именно такой образ возникает от этого сооружения, которое торжественно открывали на прошедшей неделе. Преступление и покаяние. Обращение Михаила Ефремова. Казалось бы, это было уже давным-давно, но всё равно получается, это произошло в начале недели. Да, Ира, когда Миша обратился?
И. Петровская
―
Да, эта история продолжается. На этой неделе уже было еще 2 дополнительных малаховских эфира.
К. Ларина
―
Да, я там пишу о реакции во всяких телевизорах, вообще об обсуждении этой темы. Алексей Волин у Антона Желнова в рамках программы «Hard Day's Night», которая пока работает не в своем привычном формате, а с одним интервьюером, поскольку самоизоляция на «Дожде» пока еще продолжается. Алексей Герман у Юлии Таратуты. Я тоже посмотрела это интервью. Небольшое, 20-минутное, но там затрагиваются какие-то важные вопросы. Это программа «Нюансы» Юлии Таратуты, тоже на «Дожде». Живе, Беларусь! Так я озаглавила тему Белоруссии - или Беларуси, как правильно говорить. Предвыборная ситуация, предвыборная страна, предвыборные баталии и предвыборные общественные волнения. Что-то серьезное начинает там происходить.
И. Петровская
―
Да, предвыборные аресты, предвыборные протесты.
К. Ларина
―
В этой связи стоит тоже отдельно в этом списке упомянуть интервью, которое взяла Оля Романова на канале МРР у Марины Адамович. Это жена белорусского оппозиционера Николая Статкевича, который сейчас отбывает административный арест - уже второй, получил уже вторые 15 суток. Один из ярких лидеров оппозиции. Еще интервью. Мама Илона Маска совершенно неожиданно у Ирины Шихман. Настоящая мама настоящего Илона Маска, чтобы вы понимали, что это не фейк, не постановка. Настоящая мама Илона Маска дает интервью Ирине Шихман, российской журналистке. Ролики за поправки. Ну, это как бы такой сериал, который длится, длится и продолжается, и обрастает, как ракушками. И, наконец, «Навальный-Лайв». Был очень смешной выпуск. Я там упомянула какие-то такие главные теги в этом выпуске: «американский шнурок», «фуражка Гитлера», «Гном Гномыч» и «Утки». Вот утками как раз завершим нашу сегодняшнюю фейсбучную публикацию. Вот всё. Присоединяйтесь, пишите, пожалуйста, дорогие друзья, в Фейсбуке. Всегда рады вас слышать и видеть. Тем более, что всё это остается. Мы всегда читаем ваши комментарии уже после того, как эфир пройдет. Если есть какие-то рекомендации, какие-то ваши пожелания, какие-то вопросы, мы всегда к ним возвращаемся. С чего мы начнем? Наверное, всё-таки, я думаю, надо начать с Михаила Ефремова, поскольку это такое драматическое уже реалити-шоу, которое длится уже, получается, сколько? 2 недели, больше?
И. Петровская
―
Да, по-моему, с 9-го числа.
К. Ларина
―
Конечно, обращение Михаила Ефремова развернуло ситуацию (во всяком случае, мне так кажется - может быть, Ира не согласиться) и какой-то общественный резонанс немножко снизил градус этой ненависти, которая была изначально. Я видела, что там и Михаил Леонтьев вступился за Михаила Ефремова. Вернее, не вступился, а обратился к людям, которые, что называется, устраивают такие шоу на телевидении, которых он заклеймил позором. Андрей Орлов (Орлуша) написал совершенно прекрасный текст - тоже такой монолог. Не в оправдание, а в защиту чести и достоинства Михаила Ефремова. Ну и телевизор продолжает эту работу.
И. Петровская
―
Телевизор продолжает. Хотя я должна сказать, что как раз в телевизоре активность проявляет именно Малахов на Втором канале. У меня нет этому объяснения, кроме только одного - желания любой ценой добыть эксклюзив. Про цену они пытаются не говорить. Пытаются сделать вид, что вся эта семья погибшего ходит просто так, в поисках справедливости. Но потом появляется другая информация - что некоторые из членов семьи вовсе не против получить некую - даже не просто некую, а огромную денежную компенсацию. Там, к сожалению, возникло какое-то ощущение некоего - не знаю, не трагифарса, но чего-то не очень приятного.
К. Ларина
―
Мыльной оперы.
И. Петровская
―
Мыльной оперы, да. В последней программе у Малахова опять родственники, опять гражданская жена, вопросы... Кстати, аналогии, конечно, чудовищны. Вот Сергей Захаров родился там же, где Сергей Есенин. «Не кажется ли вам, что неслучайно оба они были бабниками?». Придет тебе такое в голову вообще - задавать вопрос фактически вдове?! Правда, она подтверждает. Безусловно, они бесконечно снимают родственников, кладбище, венок, который от имени Михаила Ефремова появился на могиле. Официальная жена его не выбросила, зато вот эта гражданская всё равно с возмущением выбросила его с могилы и так далее. Огромное количество каких-то очень неприятных подробностей, которые на самом деле не защищают память погибшего, а наоборот, как-то волей-неволей снижают его светлый образ. Хотя каким бы он ни был, всё равно гибель эта страшно несправедливая.
К. Ларина
―
Можно я скажу резче, Ира? Я могу себе это позволить. У нас так роли распределяются - политкорректная Ирина Петровская и неполиткорректная Ксения Ларина.
И. Петровская
―
Потому что, знаешь, всё время боишься каким-то случайным, неловким словом задеть память...И.Петровская: Есть надежда, что рано или поздно какое-то гражданское общество просыпается
К. Ларина
―
Милый мой друг, ты боишься задеть неловким словом людей, которые вот уже какой день, какую неделю, по сути, устраивают пляски на костях своего собственного близкого человека. Если уж кого-то и обвинять в этом, то уж точно не сторонников, не друзей и не близких Михаила Ефремова. И не адвокатов. А вот то, что творит эта группа под названием «пострадавшие», уже переходит всякие границы. Это их, по сути, ежедневное появление в различных ток-шоу, бесконечная раздача интервью направо и налево, бесконечные кадры и какие-то выяснения.
Почему мыльная опера? Ты не сказала главное, почему еще это превращается в мыльную оперу. Потому что они еще внутри себя, внутри своего клана бесконечно выясняют какие-то отношения. Лже-жена, не лже-жена... Да мне пофигу! Какая разница, кто с кем сколько живет? Как вообще это можно обсуждать в такой ситуации, если у вас горе, как вы говорите?
И. Петровская
―
Это особенность... Они прекрасно поняли, что они оседлали какого-то конька-горбунка, не знаю, счастливого. Они получают, как ни прискорбно об этом говорить, свою минуту славы. Многие люди живут, в общем, в тщетной надежде когда-нибудь попасть на центральное телевидение, как они говорят, и прославиться. Ну а второй мотив мы, конечно, все прекрасно предполагаем, но тоже не будем о нем всуе упоминать. Я тут случайно нашла любопытнейший эфир. Это 50 лет Мише Ефремову. И чествование его происходит в программе «Пусть говорят», где тогда еще безраздельно властвовал Малахов. И это, конечно, вот так поставить рядом - ну просто явно, очевидно... Я потом поняла, почему Мишу Ефремова чествовали на Первом канале. Не только потому, что он к тому моменту был очень хорошим и известным артистом. Он работал на этом канале! Мы забыли: он в очередь Игорем Квашой, который тогда часто болел, вел программу «Жди меня». И поэтому он, по сути, даже как сотрудник канала. С большой помпой, с участием многих его друзей, музыкантов, артистов, отмечали его день рождения. Он там очень хорош. Конечно, Малахов тоже начинает с того, что Миша любитель выпить. Но это всё через хи-хи, ха-ха. Миша очень остроумно отвечает. Показывают кадр, где он совсем маленький пьет из бутылочки молочко - буквально грудной. И это анонсируется как вот эта «первая бутылочка у Миши Ефремова». Ну, все смеются.
К. Ларина
―
Как остроумно, ха-ха-ха.
И. Петровская
―
Вообще, остроумие зашкаливает во всех проявлениях - когда они поют во славу или когда уже за упокой. И когда ты сравниваешь сейчас, когда Малахов пышет совершенно невероятным возмущением... Сейчас вот чуть-чуть убавил, а в первых эфирах это было совершенно уму непостижимо и невыносимо. При том я уверена, что он, конечно же, был хорошо знаком с ним и, в общем, наверное, лично для него Михаил Ефремов ничего такого ужасного не сделал. Ну и обращение, конечно. В начале недели, в понедельник, было эфир, где он бесконечно спрашивал у гостей, верят ли они в искренность Михаила Ефремова в этом обращении, и сопоставлял... Ты помнишь этот знаменитый фильм про старую балерину - как он назывался? Где Миша сыграл.
К. Ларина
―
«Кошечка»? Фильм Григория Константинопольского, где Миша играл в новелле «Бешеная балерина».
И. Петровская
―
Ну, может быть, бешеная, не буду спорить. И там тоже есть такой монолог (от имени персонажа, разумеется), где Михаил Ефремов произносит, естественно, не свой текст по поводу своей конченой жизни. И это всё на крупном плане. После чего Малахов задает вопрос: «Где вы больше верите?».
К. Ларина
―
Где он настоящий?
И. Петровская
―
Практически где он настоящий.
К. Ларина
―
Прости, что я смеюсь, но это на самом деле просто какие-то подлоги, совершенно подлые подлоги, которые устраивают эти люди из телевизора.
И. Петровская
―
Те же кадры, которые 7 лет назад использовали в качестве демонстрации творческих достижений Михаила Ефремова, теперь вырываются из контекста и служат дополнительным обвинением. Вот это самое поразительное для меня.
К. Ларина
―
Вся эта тема, конечно, всё равно так или иначе выходит на какие-то, как мне кажется, очень важные общественные дискуссии, связанные с вмешательством или невмешательством в частную жизнь человека. Не знаю, ты, наверное, тоже заметила, что это, естественно, переходит в социальные сети, где обсуждается эта тема. И тоже в каких-то интервью. Я буквально перед нашей передачей как раз посмотрела интервью с Юлией Таратутой с Алексеем Германом, где они говорят в том числе об этом. О том, что наше общество должно как-то реагировать на пороки, которые мешают... Что называется, это мешает нам жить. То есть имеется в виду алкоголизм, асоциальное поведение знаменитых людей, харассмент. Короче говоря, то, что на Западе является вполне себе нормой, у нас это называется «сор из избы выносить», лучше об этом не говорить и прочие. И почему, типа, общество на это не реагирует? Должно реагировать. Должно реагировать на человека, который избивает свою жену, и все это знают, но, тем не менее, продолжают с ним работать, продолжают его приглашать. Я имею в виду Марата Башарова - сейчас про него часто вспоминают. Или человек, который является таким алкоголиком, который может сорвать съемки, оскорбить людей и прочее. Масса таких примеров. Я понимаю, в чем смысл спора. Но мне кажется, что люди не говорят главного - что в данном случае отличает нас, наше российское общество от западного. Западное общество никогда не жило при советской власти. Потому что у нас в подкорке остались эти истории - именно те, о которых сейчас многие мечтают. Профсоюзы и парткомы, когда жена писала донос на своего мужа. Когда вызывали милицию домой, чтобы справиться с пьяным мужем и прочее. Мы же это всё помним. Это же никуда не делось. Может быть, это мешает всё-таки принять эту форму общения с каким-то негативными проявлениями звезд, которая сегодня является общепринятой в Америке или в Европе. Как ты думаешь?
И. Петровская
―
Во-первых, человеческая сущность никуда не делась. Точно так же те, кто вызывали милицию к пьяному мужу (и часто справедливо), продолжают это делать. Только теперь нет парткомов и всего прочего, но можно пойти на телевидение. Это как раз прекрасная замена этому. Отличие от Запада еще в том, что там всё равно мы в основном прекрасно верим в то, что есть закон, есть справедливость и есть справедливый суд, который будет судить, тоже невзирая на лица, и так далее.
К. Ларина
―
Институт репутации, что важно. Репутации и общественного порицания. Чего у нас вообще нет.
И. Петровская
―
Вообще нет. Совершенно верно, да. И еще поэтому у нас поднялась такая волна. Потому что большинство людей - и тех, кто защищает, и тех, кто не защищает, а наоборот, нападает - не верят именно в то, что возможна какая-то справедливая ситуация. Либо, я не знаю, если по этой статье возможна какая-то мировая, то мировая. Но всё равно в западном обществе это всё делается открыто. Это никогда не бывает... - ну, наверное, почти никогда. Иногда бывает чрезмерно, как в различных случаях с харассментом. Но, тем не менее, это расследуется. Выносятся - опять же, замечу - справедливые в большинстве своем вердикты. Иногда чрезмерные. Но есть вера и, самое главное, есть этот суд. У нас это всё перевернуто, всё испоганено. Мы знаем множество случаев (кстати, их вспоминали), когда люди просто из-за того, что они были с какими-то чинами, партийной принадлежностью и прочее, ровно в таких же ситуациях прекрасно уходили от ответственности. И потом уже через день никто об этом не вспоминал. Здесь еще набросились... Его почему-то представляют мажором, человеком вообще без стыда и совести. Сегодня какой-то договорился, что вот ему сходило с рук, когда он там своих жен избивал. Никогда в жизни никто не спрашивал про это.И.Петровская: Они всё прекрасно понимают. Что, Рудковская ничего не понимает?
К. Ларина
―
У него там всё в голове перепуталось, у этого человека.
И. Петровская
―
Всё - видимо, и Марат Башаров, и так далее.
К. Ларина
―
Вот у нас, получается, избирательная не только судебная система, но и избирательное общественное отношение. Ведь, извини меня, если вспомнить... Даже не говоря уже про аварии, про ДТП с участием каких-нибудь детей известных крутых родителей... Мы с тобой, кстати, в прошлый раз вспоминали разные случаи, а не вспомнили самый говорящий - про пьяного мальчика. Мальчика сбили, а потом у него в крови еще и нашли алкоголь. 6-летний ребенок - он еще и пьяный оказался, по их мнению. Они просто купили экспертизу за какие-то 3 копейки. Но и общественность у нас так же реагирует, обрати внимание. У нас наши чиновники, депутаты говорят такие вещи, за которые в любом цивилизованном обществе не то что уволили бы, а просто бы припаяли статью и дали бы волчий билет на всю оставшуюся жизнь. А у нас люди спокойно это проглатывают. Ничего, они привыкли к этому. Вот эта избирательность, конечно, и есть показатель этого ханжества, с одной стороны, а с другой стороны, дикого манипулирования со стороны того же телевидения. Как их повернешь, так они и будут думать. Это ужасно. Мы с тобой уже 30 лет про это говорим, но, тем не менее, я так и не могу понять природу: кто кем управляет? Это такое общество, такой народ, который позволяет себе как флюгеры реагировать (как ты говоришь, как собака Павлова на какие-то манки), либо это такое абсолютно циничное манипулирование со стороны людей, которые имеют возможность каким-то образом поворачивать общественное мнение и регулировать его? Кто здесь первый?
И. Петровская
―
Не знаю, когда здесь первый и кто здесь последний. Понятно только одно - что, например, соцсети уничтожили вот эту дистанцию между, как бы говоря (хотя сейчас даже вводят в обиход слово «обыватели») просто обычными людьми и людьми звездными, профессиональными. Поэтому в соцсетях было особенно нестерпимо всё это читать и видеть. Потому что каждый считал, что он вправе полить очередным ведром помоев человека, который прежде (точно так же, как у Малахова) вызывал только безграничное восхищение. А тут для них открылась такая замечательная возможность высказаться. Я в данном случае не берусь судить, кто здесь яйцо, кто курица. А может, всё вместе, одно с другим тесно связано.
К. Ларина
―
Но это же везде. Опять же, говорю, что мы же видим, как это происходит сегодня во всем мире. Да, эта дистанция уничтожена. У нас, извини меня, президенты свои решения или свое отношение объявляют в твиттерах. Ну, нашего я не беру. В принципе, люди самого высшего полета, высшего порядка, селебрити общаются со своей паствой или со своими гражданами через социальные сети. Почему бы тогда людям, к которым обращаются, не ответить на это? Они и отвечают. Это вполне естественно.
И. Петровская
―
Но это паства, которая в едином злобном порыве превращается в толпу, которая способна разорвать любого человека, даже если вчера он был их кумиром. Вот это самое страшное, что может быть. Я думаю, что хотя тот же Ефремов наверняка сейчас не имеет возможности... Да, наверное, ни желания, и ничего не хочет, судя по тому, что сегодня здесь говорили. Не сегодня, а в малаховском эфире. Тем не менее... Если ты тоже читала домогаровский пост - он не очень умный: что я больше не хочу выходить... Он написал пост (не помню, в инстаграме, в телеграме): после того, как зрители отреагировали на это происшествие с Михаилом Ефремовым, я больше не имею желания к вам выходить. Смысл в том, что вы только думаете, что вы любите, а на самом деле вы в любой момент можете порвать. И что пусть Михаила судит суд. Да, вот это ужасное сокращение дистанции привело к тому, что сегодня каждый может наброситься, считает, что он имеет на это право. И человеку, который подвергся этой травле, это, может быть, еще тяжелее, чем всё остальное. Даже чем угроза этого уголовного наказания. Потому что тебя в одночасье сбрасывают с трона и начинают пинать ногами, независимо от того, сильно ли ты провинился, совершил ли ты действительно страшное преступление, или просто оступился. Мы много раз такое видели. А потом, если всё уладится, они же придут и будут точно так же умиленно просить автографы.И.Петровская: Теперь нет парткомов и всего прочего, но можно пойти на телевидение
К. Ларина
―
Да и хрен с ними! Вот можно я так скажу? Хрен бы с ними. Послушай, ради бога, делайте что хотите! Только оружие в руки не берите, не бейте стекла и не убивайте человека. Ради бога, пусть это остается с вами. То, что эти люди творят - я в этом уверена, всё это остается внутри их естества, внутри их сущности. И ты их совершенно не исправишь.
Ну послушай, я вот уже говорила... Естественно, я смотрю, потому что не могу не смотреть все эти передачи, связанные с сюжетом про Михаила Ефремова, потому что меня это ужасно волнует, тревожит и беспокоит. И я была просто поражена отваге (в кои-то веки скажу) людей, которые приходили, чтобы этому противостоять.
Это Алика Смехова. Это Николай Цискаридзе, который меня просто потряс своим выступлением. Это было, по-моему, тоже у Малахова. Я понимаю, что это не те люди, которым нужна дополнительная слова. Тем более в передаче у Малахова. Я думаю, что они действительно пошли, потому что, что называется, не могу терпеть.
Вот как мы сейчас с тобой обсуждаем. Вот нам сейчас скажут, типа, сколько можно это обсуждать, одно и то же, этого Ефремова? Потому что этот случай безобразия и безОбразия, которое творится на наших глазах. И пафос наших обсуждений - чтобы всё-таки как-то пригасить этот огонь. Так нельзя!
Хотя там тоже уже пошли какие-то свои варианты. Та же Юлия Таратута сказала, что общество разделилось на два лагеря. Одни, типа, его обвиняют, другие его защищают. Это же не так! Не на эти лагеря разделилось общество, а совсем по-другому. Водораздел идет по-другому. Собственно говоря, как и в любом другом похожем случае. Это не так просто. Мы сейчас, наверное, должны уйти на перерыв, я так поняла? Уходим на перерыв.
НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Еще раз приветствуем вас, дорогие слушатели и зрители на YouTube. Еще раз представимся: мы - Ксения Ларина и Ирина Петровская. Между прочим, мы с тобой никогда не говорим, как обычно делают приличные люди, «ставьте лайки!». Вот внизу лайки, ставьте лайки, как говорит Пивоваров. Что еще надо делать? На какие-то звоночки нажимать.
И. Петровская
―
Смайлики.
К. Ларина
―
Правда, мы же всё-таки трудимся тут у ваших телевизоров. Пошли далее по событиям. Не знаю, как на тебя, я сейчас чувствую, что огромный интерес вызывает ситуация в Белоруссии (правильно говорить Беларусь). Там вдруг совершенно неожиданно взорвалась общественная мысль, общественное сознание, общественная активность. Напомню, что 9 августа там выборы. Вдруг оказалось, что немало людей готовы вступить в эту предвыборную гонку. Правда, их почти всех уже пересажали в темницы. Но там, если ты слышала, появился такой термин «подписная революция».
И. Петровская
―
Слышала, да.
К. Ларина
―
Что люди готовы выходить на улицы и собирать подписи, подписываться за выдвижение в кандидаты своих представителей. Не знаю, что смотрела Ира. Я бы посоветовала нашим слушателям, если вас интересует ситуация в Белоруссии, смотреть «Настоящее время». Я посмотрела выпуск Тимура Олевского - очень подробный, блестящий, полный расклад всех сил. И вот на канале МРР у Оли Романовой было очень интересное интервью с Мариной Адамович, женой Николая Статкевича, оппозиционера. Мне кажется, тоже очень важный, очень интересный и очень точно обрисовывающий ситуацию в Белоруссии.
И. Петровская
―
Да, я посмотрела это интервью. Она сама по себе какая-то это очень интересная. И конечно, это ситуация, которая вызывает огромные аллюзии. Потому как понятно, что даже у терпеливых белорусов (по крайней мере, по тому, что там сейчас происходит) в конце концов есть предел терпению. Всё-таки долго терпели - 26 лет! И когда выяснилось, что их голова и батька собирается баллотироваться еще, тогда прорвало. И Марина Адамович об этом говорит - что действительно люди уже сами, по собственной воле, выходят на улицы, сами собирают подписи. Сегодня я еще где-то читала призывы - в том числе Ирины Халип, моей коллеги по «Новой газете», в свое время тоже посидевшей. Муж ее сидел - тоже, кстати, был тогда, как ты помнишь, кандидатом в президенты. Отсидел, по-моему, какой-то очень солидный срок. Тем не менее, люди, зная это всё, зная, что там с репрессиями-то не задержатся, всё равно массово выходят. Я тоже смотрела эти кадры. Стоят на улице в очередях, чтобы поставить свою подпись. В этом есть какая-то надежда на то, что рано или поздно какое-то гражданское общество просыпается. При том, что, как, опять же, я читала и смотрела, в Белоруссии это всё особенно зримо. Потому что это маленькая страна, и те цифры протестующих, которые приводят, по сравнению с тем, сколько там населения - это очень много. Потому что там практически все друг другу родственники, знакомые, как-то, каким-то образом всё равно связаны. Это у нас даже если выйдет, допустим, миллион, он всё равно потеряется на фоне 140-миллионного населения страны. Но это очень интересно. Я не видела этого в новостном эфире.
К. Ларина
―
Вот я хотела спросить: федеральные каналы что-нибудь говорят про это, нет?
И. Петровская
―
Сегодня я видела только то, что Путин поговорил по телефону с Лукашенко. Я так понимаю, что речь шла о том, когда и как они будут сосуществовать на параде. Потому что, как известно, Лукашенко дал согласие, ответил на приглашение приехать сюда на парад.
К. Ларина
―
Кстати, с тремя сыновьями. Ты видела это? Три богатыря.
И. Петровская
―
Я сегодня включила «60 минут», увидела издали какие-то кадры протесты и подумала: «О, наконец-то пошла тема!». Ну, конечно, ты поняла, откуда были кадры. Какие-то перевернутые автомобили... Это была, как всегда, Америка.
К. Ларина
―
Я думаю, что они пока не очень понимают, как это освещать. Но всё равно событие. И вот возвращаясь к этому интервью, скажем: посмотрите обязательно. С Мариной Адамович. У ее мужа как раз судьба такая же, как у мужа Ирины Халип. Он тоже был одним из кандидатов в 2010 году. И его тоже посадили как оппозиционера. Он отсидел, по-моему, 6 лет.
И. Петровская
―
6, она говорит, да.
К. Ларина
―
И как раз в 2015 году, когда Лукашенко помиловал несколько людей, в том числе таких самых ярких лидеров оппозиции, он вышел. И сейчас он тоже, естественно, политический активист. И вот сейчас уже второй раз получил 15 суток за всякие несанкционированные митинги. Там всё очень жестко.
И. Петровская
―
Вчера задержали основного кандидата. К сожалению, я не успела запомнить...
К. Ларина
―
Бабарико.
И. Петровская
―
Да, бывший глава...
К. Ларина
―
Белорусского банка. «Белгазпромбанк».
И. Петровская
―
Да, и более того, ему там уже шьют какое-то серьезное дело. Чуть ли не организация преступного сообщества и так далее. Хотя по рейтингам - таким предварительным, условным экзитполам - он набирает 50%. Рейтинг у него сейчас вот этот, предвыборный. То есть, безусловно, пошли ва-банк. И понятно, что, я не знаю, наверное, только какое-то очень мощное народное волнение может остановить и повернуть всю эту ситуацию. И есть ли потенциал у этого протеста - вот это большой вопрос.
К. Ларина
―
Ну а у нас продолжается подготовка к главному политическому событию - по версии Администрации президента. Можно так назвать? Это голосование по поправкам. И это тоже, не знаю, как у Иры, а у меня вызывает какой-то, с одной стороны, комический эффект, с другой стороны, конечно, по реакции этих людей, которые всё это затеяли, ты понимаешь, насколько им важно, чтобы это произошло так, как они задумали. Во-первых, то, что вы говорили в начале, подробнее не рассказали - про этот наезд на «Дождь». Ира, не знаю, ты видела или нет? Я случайно попала, когда всё это происходило ночью, в прямом эфире. Ты видела, да? Когда полиция приехала к редакции «Дождя» с какими-то вопросами или опросами, как они это называют, к журналисту Антону Баеву, который сделал материал, репортаж в новостях о фальсификации списков для голосования. Не будем вдаваться в подробности расследования - оно как бы еще продолжается и еще наверняка будет иметь свое продолжение. Но сам факт, конечно, поразительный. Сразу полиция! Ночью. Вот скажи мне, как это объяснить?
И. Петровская
―
Значит, задели за живое - как еще? Там дальше Тихон Дзядко рассказывал уже в эфире, как это происходило. Что весь день после этого материала ему звонил какой-то человек. Потом приехали вначале люди в штатском, потом полиция. Кстати, требовали куда-то проехать, в какой-то, условно, следственный отдел. Не поехали. Тогда приехал дождевский адвокат, Антона Баева опросили прямо на месте. Но на следующий день его уже вызвали.
К. Ларина
―
В центр «Э».
И. Петровская
―
Да, в отдел по борьбе с экстремизмом. Кстати, пока не знаю, чем там это закончилось.
К. Ларина
―
Я посмотрела. Как раз в пятницу он уже был в эфире, в дневном выпуске, Антон Баев, после так называемого опроса. Тоже какая-то загадочная, непонятная процедура опроса. Непонятно, в каком статусе. Центр «Э». Там смысл такой, что они, типа, заинтересовались журналистским расследованием и хотят получить доказательную базу, чтобы, типа, помочь этому расследованию и, если это правда, привлечь виновных к ответственности. А если это неправда (продолжаем мы эту логику), тогда привлечь к ответственности журналистов «Дождя».
И. Петровская
―
Тихон Дзядко, довольно остроумно всё это комментируя, как раз и сказал, что если правоохранительные органы интересуются с целью предотвратить и прекратить преступление (а если так происходит, это реальное преступление), и тогда они просят журналиста ответить на вопросы и, может быть, предоставить им свою доказательную базу - это нормально. А если его будут прессовать и, судя по тому, что было в эфире «60 минут», когда однозначно говорили, что это фейк, что это вранье, что это проплаченные западными службами журналисты и канал и так далее - это совсем другое. И тут же, между прочим, пресс-секретарь Путина Песков тоже сказал, что это чушь и абсолютный фейк. Но это означает, что попали в болевую точку.
К. Ларина
―
Да, тут важно то, что Ира сказала. Обратите внимание, важнейший момент - что это не локальная история, которая касается только «Дождя». Если к этому подключились пушки, царь-пушка из федеральных каналов... Причем, понимаешь, буквально просто секунда - и они подключились! Обрати внимание, это всё происходило практически одновременно. Спецоперация правоохранительных органов - и здесь же тебе федеральный эфир, который вдруг... Они вообще на этот «Дождь» не обращали внимания уже сколько времени. И вдруг сейчас он зазвучал на федеральных каналах.И.Петровская: У меня нет этому объяснения, кроме одного - желания любой ценой добыть эксклюзив
И. Петровская
―
Опять же, Тихон Дзядко остроумно поблагодарил за пиар федеральный канал, у которого охват аудитории несопоставим с маленьким, но гордым «Дождем». Я думаю, что таких историй на самом деле будет происходить очень много. Хотя осталось и не очень много времени до голосования.
Но вообще интересно смотреть другое - как радикально и практически в одночасье (ну, не в одночасье, но в считаные дни) меняется вот эта информационная повестка. Когда вначале 2 месяца подряд «коронавирус, коронавирус, коронавирус, сидим дома, сидим дома, не будем мешать врачам спасать больных» и так далее.
Народ смирился, привык, сел. И вдруг бабах! - президент говорит: «Нет, давайте всё ж таки проводить парад». И дальше по дням радикально. Коронавирусу помахали ручкой, он ушел на какие-то десятые позиции в сообщениях. А всё остальное сейчас - это, конечно, бесконечные сюжеты про Парад Победы, репетиции, которые просто ставят город на уши и вообще не дают никому ни проехать, ни пройти. И конечно, вот эти предвыборные ролики и связанные с ними анекдотические истории.
К. Ларина
―
Да, это сила. Вообще, конечно, то, что я там написала по поводу «Навальный-Лайв» - вот эти теги: «Гном Гномыч». Если кто не знает - я, правда, об этом тоже не знала, но почему-то решили, что все люди доброй воли должны это знать. Как это - не знать, что Гном Гномычем называют сына Плющенко и Рудковской? Это как бы его домашняя кличка, которую давным-давно знает весь мир, а вы вот не знаете.
И. Петровская
―
Это все знают. Я тебе скажу, почему все знают. Потому что, во-первых, у этого Гном Гномыча есть свой аккаунт - где-то тоже в Инстаграме или где-то.
К. Ларина
―
Миллионы подписчиков?
И. Петровская
―
Я не знаю, поскольку я не в Инстаграме. Во-вторых, было реалити-шоу (по-моему, на канале «Супер»), где героиней была как раз Рудковская. Понятно, там были сцены, как бы подсмотренные из жизни семьи. Там, разумеется, был Гном Гномыч. И этот несчастный Гном Гномыч с лицом абсолютно, к сожалению... Я про детей стараюсь ничего не говорить, но они сами своего ребенка бесконечно вытаскивают и бесконечно делают участником своих взрослых игр, как в этом ролике. Там были сцены, например, когда Гном Гномыча уговаривают снятся, а он за это просит то ли игрушку, то ли деньги. И вот, значит, там на эту тему идет какая-то явно довольно типичная семейная сцена. И наконец, вот участие Гном Гномыча в этом предвыборном ролике «Голосуем за конституцию». Кстати, тут был какой-то эфир (по-моему, «Место встречи»), где как раз обсуждали, что вообще-то у нас по закону нельзя использовать образы детей, а тем более в предвыборных и прочих политических целях.
К. Ларина
―
Это не является агитацией, ты же знаешь. Они же не называют это агитацией. Они это называют социальными роликами.
И. Петровская
―
Единственное, что я не видел это в эфире телевидения. Поэтому, может быть, на интернет-соцсети это не распространяется.
К. Ларина
―
Я не знаю, где это показывают, но послушай. Во-первых, я скажу вам честно, дорогие друзья, у меня еще до всего, до обсуждения, до осмеяния, до глумления, до пародий, до оскорблений самой семьи Плющенко, до того, как Алексей Навальный написал ему там в Твиттере (ну, не ему, а под этим роликом написал), что алчные родители и несчастный ребенок, которому достались такие алчные, бессовестные родители. Вот что он написал. После чего там начался такой невероятный... просится это слово, но не буду его произносить. Плющенко там сказал: «Не трожь мою семью! Да как ты смеешь трогать мою семью?». И кстати, Алексей Навальный совершенно справедливо заметил ему в своем эфире в четверг: «Я трогаю твою семью? Да ты сам и торгуешь своей семьей и своим ребенком сколько времени». Но сам этот образ идеальной семьи... Все трое - блондины с голубыми глазами. Я тебе скажу, Ира, я сидела смотрела и вспоминала посещение политических музеев в городе Берлине. Вот там таких плакатов из 30-х годов прошлого века с идеальной семьей блондинов с голубыми глазами, которые пишут «Голосуй за конституцию! Голосуй за этого, голосую за того!», выше крыши. Именно такого. И это, конечно, поразительная вещь. Как люди этого не понимают? Даже если ты не знаешь, как бы твое внутреннее чувство прекрасного тебе не подсказывает, что здесь что-то не так? Что в этом образе что-то не так? Как, собственно говоря, и все остальные, которые участвуют в этих агитках. Начиная с этого сексуального русского языка Сергея Витальевича Безрукова.
И. Петровская
―
Ты им приписываешь, что они не понимают... Ты думаешь, они не понимают? Они всё прекрасно понимают. Что, Рудковская ничего не понимает? То есть я не имею в виду, что она понимает или не понимает.
К. Ларина
―
И Плющенко понимает?
И. Петровская
―
Нет, я не о том. Плющенко как раз, может, не вполне понимает. Я другом: что не то что она не понимает, за что она призывает голосовать. Всё она прекрасно понимает - что действительно в данном случае, видимо, был товар, есть купец - и пожалуйста, мы будем этим... Слушай, после этого многие люди получают какие-то посты, еще что-то.
К. Ларина
―
А чего тогда обижаться? Вот объясни мне эти бесконечные обиды.
И. Петровская
―
Ну, неприятно человеку.
К. Ларина
―
Это публичный поступок! Понимаешь, меня это каждый раз поражает. Когда эти люди - эти, другие, пятые, двадцатые публичные люди - совершают публичный поступок для того, чтобы люди это видели - они приходят в телевизор, записывают ролик, играют роль, выступают по телевизору с какими-то речами - после этого, когда это начинает обсуждаться и осмеиваться, пародироваться, когда люди над этим просто смеются, они обижаются. А вы что хотели? Чтобы этого никто не видел? Типа, я это сделаю, но только чтобы никто не видел, и чтобы все молчали. Как будто бы этого не было.
И. Петровская
―
Нет, у них преувеличенные представления о себе как о представителях элиты, как о любимцах публики. Им реально, точно кажется, что их все боготворят, готовы на руках носить, и они готовы давать некий пример идеальной семьи, идеального ребенка, идеальных отношений. Я тебя уверяю, если будут достойные условия, они будут с точно такими же лицами рекламировать не знаю что - средство для чистки унитаза.
К. Ларина
―
В принципе, они это и рекламировали.
И. Петровская
―
Но видишь, Плющенко назначен кем? Главным тренером сборной, что ли. Тоже неслучайно. Нет, вообще они все хотят, с одной стороны, и отмыться от этого, а с другой стороны, сказать, что все другие неправы. Вот Артемий Лебедев, дизайнер, сидел в эфире у Тихона Дзядко в «Еще не вечер». Тот, который написал разоблачительный пост, что его подставили, когда он снялся в ролике RTVI. Помнишь, мы на эту тему тоже говорили? Где множество знаменитостей на разные голоса читали преамбулу к конституции. А потом выяснилось, что среди поправок есть и вот эта скромно туда затесавшаяся поправка про обнуление сроков президента. Она возмутила Артемия Лебедева. Вот он отвечает на вопросы. И ему, с одной стороны, хочется показаться приличным, а с другой стороны, никак не получается, потому что в этих словах такая масса противоречий. С одной стороны, да, я не жалею, что участвовал, с другой стороны, сам голосовать не пойду, потому что не ходил. «А зачем тогда, спрашивает Тихон Дзядко, искренний и почти наивный, вы призываете людей к тому, в чем вы сами не собираетесь участвовать?». И видно, что неубедительно, но, тем не менее, он уворачивается, и никаких проблесков даже не знаю чего - какого-то минимального стыда за участие в этом. Более того: он говорит, что он, наоборот, гордится этим участием. И тем самым доводит Тихона Дзядко до изумления просто полускрываемого. Про поправку, под которую затеяно всё...
К. Ларина
―
Это не произносят.
И. Петровская
―
Никто! Ни один дедушка, ни одна учительница из Ставрополя, ни одна пенсионерка из, не знаю, из города Чайковского не говорит: «Я пойду голосовать потому, что не представляю своей жизни с другим президентом». Нет, не одного такого ролика. Но на канале «Россия» на воскресенье активно анонсируется фильм главного нынешнего путинского певца - некоего Павла Зарубина. Персонаж совершенно восхитительный, который почти плачет, или даже иногда кажется, что он на твоих глазах доходит до какой-то высшей стадии удовольствия. Не будем говорить какого.
К. Ларина
―
Я видела. Персонаж абсолютно из пьес Шварца.
И. Петровская
―
Абсолютно! Он подпрыгивает...
К. Ларина
―
На цыпочках танцует.
И. Петровская
―
Большой фильм, который будет показан в рамках «Москва. Кремль. Путин», но называется «Россия. Кремль. Путин». Вот как бы никакого повода сейчас уже нет. 20 лет уже вроде как отметили. Юбилея нет. Какой там Никита Михалков с его юбилейным фильмом?! Вот это обязательно надо посмотреть.
К. Ларина
―
Спрашивают, почему у нас на фотографии утки. Потому что Алексей Навальный в своем последнем четверговом эфире на утках объяснял вам, дорогие друзья, как в течение 7 дней творения, 7 дней голосования это будет происходить. На утках объяснял, как происходят фальсификации и вбросы бюллетеней во время таких 7-дневных голосований. Как это будет выглядеть. Пожалуйста, посмотрите. Это очень смешно. Действительно, получилась такая программа «Спокойной ночи, малыши». У нас заканчивается время. Оставили себе последнюю минуту для того, чтобы анонсировать еще одно событие. У нас традиционно 20 июня - день рождения Юрия Визбора. Мы с Ирой никогда не пропускаем этого дня, поскольку любим и этого человека, этого замечательного исполнителя, и его песни знаем наизусть и поем всегда, когда встречаемся в реале. И у вас есть возможность услышать песни. Вот Ира сейчас скажет, что будет в субботу, как раз 20-го числа.
И. Петровская
―
Да, как всегда. Во-первых, концерт, который много лет проводился на разных площадках - обязательный день рождения Юрия Визбора. К сожалению, по тем же самым причинам, почему сегодня нет никаких других концертов в реале, он не состоится. Перенесен ровно на год, на 20 июня 2021 года. Но в этот день, во-первых, портал «Образование на русском» Государственного института русского языка имени Пушкина и международный портал авторской песни bards.ru проводят онлайн-марафон песен Юрия Визбора «Абстрактная картина, судеб переплетенье». Аж с 10 часов, с огромным количеством разных исполнителей.
К. Ларина
―
То есть когда вы слушаете нашу программу, этот марафон уже начался. Он уже идет с 10 утра. Но вы не опоздаете. Вы можете в любую секунду подключиться. 1-я часть с 10 до часу, а 2-я - с 2 часов дня и до полуночи. Здесь вы как раз услышите и Татьяну Визбор, насколько я понимаю, и друзей Юрия Визбора, и будут самые разные участники из самых разных стран мира - не только из России.
И. Петровская
―
И второе: тогда же Татьяна Визбор, его дочь, выложит ссылку из визборовского домашника. Около 50 исполнителей прислали домашнее видео. Ее тут спрашивают, кто там будет. Спросите лучше, кого не будет. Так будет отмечен этот замечательный день в память совершенно замечательного и любимого нами давно и навечно человека.
К. Ларина
―
Ну вот его песней мы сегодня и прощаемся с вами. Спасибо, дорогие друзья!