Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2020-03-14

14.03.2020
Человек из телевизора - 2020-03-14 Скачать

К. Ларина

Добрый день, доброе утро! Начинаем программу «Человек из телевизора». В студии «Эха Москвы» Ирина Петровская.

И. Петровская

Здравствуйте!

К. Ларина

Сегондя в горошек. Здравствуйте!

И. Петровская

Не вся.

К. Ларина

И без маски.

И. Петровская

Пока.

К. Ларина

Да, пока, не говори. И Ксения Ларина - как раз практически в самоизоляции, потому что я как раз нахожусь в том месте, где всё уже случилось, всё началось, предпринимаются чрезвычайные меры. Так что сидим тихо дома, не высовываемся, смотрим телевизор и обмениваемся впечатлениями.

И. Петровская

Ну, кого-то из нас двоих придется принести в жертву. Поэтому я, к сожалению, вынуждена нарушать режим самоизоляции. Кто ценнее, тут нужно будет разбираться. Поэтому я хотя бы раз в неделю должна появляться в эфире. А так у нас тоже всё уже началось. У нас же с понедельника объявили карантин во всех школах.

К. Ларина

Да. Ну вот вы поняли, что самая главная тема - это, безусловно, коронавирус, который не только проблема одного отдельно взятого региона, а действительно формат такого мирового - даже не знаю как это назвать.

И. Петровская

Бедствия. Мировое бедствие. Чума.

К. Ларина

Да. Давайте я тогда прочту всё, что у нас с Ирой накопилось за неделю по нашим темам. Вот про коронавирус сказала. «Паразиты» тоже как бы рядом. «Паразиты» Алексея Навального - новое расследование и реакции на это расследование. Голосование по поправкам, которое проходит в парламентах разного уровня в России. Там есть свои герои сопротивления, как мы их назвали. В московском парламенте даже 13 человек проголосовали против. Вообще такое героическое массовое выступление.

Дальше. «Дождь» в этот раз выделяем отдельно, поскольку там было много интересных программ. Во-первых, спецэфир, который вел Тихон Дзядко во время выступления Путина в Думе и вообще всей этой истории, связанной с обнулением. Илья Новиков был гостем программы «Еще не вечер». Жанна Немцова неожиданно вернулась в эфир в качестве ведущей и провела программу, посвященную кризису - экономическому и финансовому. Не знаю, может быть, даже получится так, что Жанна задержится в эфире «Дождя» в качестве ведущей. Очень бы этого хотелось.

И. Петровская

Еще Павел Лобков. Был очень хороший выпуск в тот день, когда было объявлено обнуление. Был просто замечательный выпуск у Павла Лобкова, программа «Здесь и сейчас».

К. Ларина

Он вообще в блестящей форме. Не устаем повторять: как хорошо, что он вернулся в этот формат. Что он вернулся на канал, который воспринимает и позиционирует его как серьезного журналиста, как аналитика, как человека, который способен написать блестящий текст. Вообще молодчина! Павел - лишний раз респект! И назову еще одну героиню «Дождя» - Юлия Таратута, которая уже второй раз выходит со своей новой передачей «Нюансы». Это тоже такая попытка аналитики, ее авторский взгляд на главные события недели. Ну и плюс центральное интервью с каким-то интересным человеком. В прошлый раз это был Иван Голунов, а сейчас стал Алексей Уминский - священник, которого всегда интересно слушать.

Дальше по интервью. Марина Литвиненко у Ольги Романовой на канале МРР. Спрашивают, как искать в поисковике. А вот так и ищите, потому что они в итоге пришли к очень простому выводу - сделали «МРР», три буквы.

И. Петровская

MRR, латинские.

К. Ларина

Нет, они на русском. В итоге сделали на русском - Ира, тоже обрати внимание.

И. Петровская

Я ищу всегда - собственно, как у меня стоит эта ссылка, так оно и есть.

К. Ларина

Короче, МРР и МРР. Дальше, что-то еще я хотела сказать... А, Андрей Кончаловский! Это второй выпуск программы «Жалкая замена литературы» - «ЖЗЛ» Дмитрия Быкова. Дальше опять же Иван Голунов - герой большого интервью Александра Маленкова, главного редактора журнала «Мaxim». Youtube-канал журнала «Мaxim» тоже вполне себе заслуживает вашего внимания. Из веселого - Магомаев поет на Первом канале.

И. Петровская

Это очень весело.

К. Ларина

Да, потому что попытка сделать сеанс непрерывного просмотра у меня лично не удалась.

И. Петровская

Я дозирую в связи с тем, что это теперь выдается по одной серии в эфир Первого канала.

К. Ларина

Но смотреть это невозможно, Ира.

И. Петровская

Я только об одном думаю: что ни в коем случае нельзя родственников и вдов подпускать к работе над сценарием и фильмом. Так все говорили, и почему-то это была своего рода гарантия того, что всё будет прекрасно. Замечательная Тамара Синявская принимала активное участие в корректировании сценария.

К. Ларина

Даже утверждала артистов.

И. Петровская

Утверждала артистов. Вот к чему это приводит. При том, что когда родственники вообще не вмешиваются, бывает ужасный результат, и когда родственники вмешиваются, бывает не менее ужасный результат. Потому что любая нормальная любящая и скорбящая вдова никогда не позволит, чтобы о ее любимом человеке было снято что-то, противоречащее уже некоему возникшему мифу. Поэтому мы видим Муслима Магомаева, который, в принципе, конечно, судя по тому, как сегодня ведут себя звезды, вел себя совершенно по-другому. Он правда был вполне интеллигентным, скромным человеком.

К. Ларина

Очень остроумным.

И. Петровская

Остроумным, но он не был замешан ни в каких скандалах, ни в чем. А вот нынешняя сериальная продукция, которая на этом построена - что как раз хорошо бы, чтобы скандальчики, хорошо бы, чтобы много мужей, как в сериале про Гурченко и так далее - здесь она сломалась, эта реальная история. Перед нами такая открытка или манекен. Люди-манекены, вот как. К огромному сожалению.

К. Ларина

Обрати внимание, они все постоянно ходят в концертных костюмах.

И. Петровская

Да, ну, потому что так удобнее. Немножко походил, потом пошел на сцену попел. А еще, конечно, вот этот ужасающий парик не парик, когда показывают сбоку. Актер-то хороший, этот Милош Бикович или как его...

К. Ларина

Не знаю. Я не помню, где он хороший. Чем он хороший?

И. Петровская

Ну, тем не менее, симпатичный. И даже временами похож. Но похож - это не значит создать образ. Похож - это Никас Сафронов пишет портреты. Когда самому герою очень нравится, абсолютно точь-в-точь. И когда этот парик, и смотришь сбоку, ощущение, что это даже не волосы такие, хотя бы прилизанные, парик, а как будто какая-то пластмассовая форма, такая блестящая, надета на голову человека.

К. Ларина

Шлем.

И. Петровская

Да. И говорят они как-то не по-человечески. В общем, Муслиму Магомаеву - давай сразу признаем - это не повредит. Его слава останется с ним, его голос останется со многими и многими его почитателями на долгие годы.

К. Ларина

А вдове приятно. Она, наверное, довольна.

И. Петровская

Ну, может быть, вдове приятно. Но всё-таки если говорить пусть даже о телевизионном кино, оно всё-таки не снимается для одной лишь вдовы. Я еще вспоминаю, например, «Спасибо, что живой». Там, по-моему, активнейшим образом участвовал сын Никита. По-моему, чуть ли не автор сценария. И мы видели совсем уже похожего - просто до оторопи, до страха и до жути - Безрукова, который был в этой маске, в этом сумасшедшем сложносочиненном гриме. И тоже было всё, но только не было, собственно, самого Высоцкого. И не надо, самое главное - не надо.

К. Ларина

Ну, мы с тобой часто про это говорим, поскольку у нас байопик - это такой излюбленный жанр на телевидении. Регулярно выплевывается что-то подобное, и каждый раз начинаем вспоминать, а была ли когда-нибудь что-нибудь приличное. Вот повторю еще: здесь, помимо того, что ты говоришь - и ужасных диалогов, и вообще искусственных картонных персонажей - он еще и снят чудовищно. Вот просто с точки зрения кино. Я такого уже не помню.

И.Петровская: Не все люди здоровы. Поэтому реакция тоже бывает не вполне здоровой

Я не понимаю, почему они все в концертных костюмах. Почему все люди на съемочной площадке... 1-я серия, когда он записывался на телевидении - ты вспомни, во что там одета вся съемочная группа. Как будто это Голливуд 1975 года! Бедная советская страна 1969 года - ну что это за позорище? Они все действительно ходят в концертных костюмах! Они все выступают! Вот все - от уборщицы до звезд. Я понимаю, если бы это был бы ход - ради бога. Можно вспомнить те же «Стиляги» - это такой ход. Или «Оттепель» - кстати, там тоже есть момент такой стилизации. Но это такой художественный ход. Здесь-то его нет. Здесь просто жалкое зрелище.

И. Петровская

Там, кстати, есть подражание и «Стилягам», и отчасти «Оттепели» в том, что время от времени ни с того ни с сего выбегают какие-то люди - таксисты, грузчики, жители Баку - и все начинают танцевать, как это бывает в мюзиклах и как это было в «Стилягах», которые, в общем-то, тоже фильм-мюзикл. Но здесь вот это основное действие приходит в такое явное противоречие с этими так называемыми танцевальными вставками. Кстати, и танцуют тоже не бог весть как. Ты видела, дошла до этого? Когда они вдруг ни с того ни с сего все срываются с места и...

К. Ларина

Ради бога, это можно.

И. Петровская

Это можно, но здесь это на редкость неорганично. А также вот то, что ты говоришь - про эти костюмы. Это, видимо, представление создателей этого шедевра о мире прекрасного. В этом мире прекрасного все, включая съемочную группу на телевидении...

К. Ларина

КГБшники все такие, с иголочки.

И. Петровская

Нет, КГБшники как раз все довольны стертые и одинаково одетые.

К. Ларина

Но все костюмы как будто только что из магазина. Это сразу видно. Как пустые чемоданы - вот то же самое.

И. Петровская

Ну, они готовились к съемкам, костюмчики новенькие закупили. Короче говоря, обидно, жалко. Я лично ничего не ждала. Вот как только увидела рекламу.

К. Ларина

Тут всегда интересно время. Понимаешь, что тебя привлекает в таких вещах? Я люблю такие вещи. Тем более это время, которое ты помнишь, которое ты знаешь. Оно всегда очень благодарно откликается, если человек к нему внимателен. Потому что есть же хорошие примеры наших ретро-фильмов и сериалов - и про советское время, и про совсем древнее время. А есть вот такое - даже не знаю, как это назвать. Такой вот даже не фарфор, а такое пластиковое кино.

И. Петровская

Нет, картон, такой раскрашенный картон. Недаром приходит на ум Никас Сафронов. Нравится всем родственникам, визжит в зале и любуется на себя.

К. Ларина

Ну пусть радуются.

И. Петровская

А все остальные... Нет, не знаю, я не исключаю, что кому-нибудь приятно - послушать песни, что такое вспомнить. Но каждый человек вспоминает свое, в данном случае не имеющее отношения к самому этому произведению. И тем более, еще раз повторю, к Муслиму Магомаеву уж точно. Конечно, там есть всякие эпизоды, когда его окружают поклонники, чуть ли не машину на руках несут. Но это всё-таки внешние приметы. Там нет ни судьбы, ни образа.

К. Ларина

Истории нет!

И. Петровская

Истории нет. Есть действительно некий человек-манекен, который в одежде, похожей на ту, которую носил Муслим Магомаев, пытается изображать себя в интерьере не пойми чего.

К. Ларина

Короче, жизнь - не жалкая замена литературы. Потому что жизнь - это и есть главный источник настоящей жизни. Настоящих сюжетов, настоящих страстей. Мы начали как бы с придуманной истории, но то, что происходило в эфире YouTube-каналов на этой неделе, превзошло все возможные искусственные, придуманные художественные вещи. Я не знаю, как ты, Ира, но я до сих пор не могу отделаться от эмоционального потрясения от реакции на фильм «Паразиты» со стороны шеф-редактора канала «RussiaToday» Марии Бароновой, которая по телефону сыграла какую-то просто, не знаю, античную драму.

Напомню, если кто-то пропустил (хотя пропустить это невозможно). Это сюжет, который, по сути, возник-то случайно. Дмитрий Низовцев, ведущий и автор канала «Штаб», которого мы все знаем как замечательного, остроумного репортера, видимо, получил задание или сам решил провести такой мониторинг - узнать, как сотрудники «RussiaToday» отнеслись к такому серьезному расследованию деятельности их начальников Маргариты Симоньян и ее мужа Тиграна Кеосаяна. Впрочем, там не только они двое - там целая большая семья. Поэтому так и называется - «Паразиты». Сначала судьба занесла его к воротам «RussiaToday». Там тоже были очень смешные встречи, столкновения с полицейскими и сотрудниками. Но тут-то человек вообще даже войти не успел. Он просто набрал телефон Марии Бароновой и задал ей один-единственный вопрос: «Мария, вы смотрели наше расследование Навального? Что вы можете сказать?». И что было дальше?

И. Петровская

Дальше это не поддается описанию. Даже если бы я обладала способностью что-то воспроизвести.

К. Ларина

Как это пересказать?

И. Петровская

Это невозможно пересказать, потому как сама по себе лексика и этот самозавод... Честно говоря, ей-богу, это как раз меньше всего хотелось бы обсуждать, потому что там был какой-то такой неадекват, который не хочется объяснять. У каждого человека, особенно весной, бывают определенного рода проблемы. У некоторых в более серьезной степени, у некоторых в менее. Там потом интереснее была такая своего рода дискуссия, завязавшаяся в ветке у Павла Лобкова, который выступил в защиту своей давней коллеги и подруги Марии Бароновой. А главное, он обвинил - ну, не обвинил, но поставил такой определенный упрек, предъявил Дмитрию Низовцеву, что это нельзя было вывешивать в YouTube. Что это неэтично, некорректно, и сама его оппонентка не рассчитывала на то, что ведется запись.

К. Ларина

Она работала на записи - это, кстати, было слышно.

И. Петровская

Тут в данном случае вообще-то как раз трудно что-либо сказать. Но дело в том, что...

К. Ларина

Ни слова мата, обрати внимание!

И. Петровская

Ни слова мата, и вообще Дмитрий Низовцев продемонстрировал потрясшую меня невозмутимость, с которой просто повторял вопрос и говорил: «Нет, давайте вначале вы ответите на мой вопрос, а потом...». Там претензия была непонятно кому.

К. Ларина

Да, непонятно, она там что-то предъявляла. Это даже пересказывать скучно, потому что там я даже не знаю про что. Кстати, Алексей Навальный уже написал по этому поводу: «Самое главное, что я не понимаю, про что. Каких детей я лишил жизни? Что я делал ужасного?».

И. Петровская

«Отказал в праве на жизнь».

К. Ларина

«Кому я там отказал? Что я сделал?». То есть там непонятная претензия. И кстати, Мария Баронова так до сих пор никому не объяснила. Но видео, конечно, феерическое. Но, Ира, там же было еще одно видео с реакцией. Тоже не менее великое и не менее актерское. Эта актриса из Беларуси.

И. Петровская

А, да!

К. Ларина

Это вообще! В этом расследовании (скажу нашим слушателям: кто пропустил - посмотрите обязательно, оно того стоит, «Паразиты») очень плотная и достаточно подробная нарезка - что называется, the best, лучшее - из «Международной пилорамы», которую ведет Тигран Кеосаян. И там у них их звезда - актриса, которая играет все роли, и мужчин, и женщин, и произносит чудовищные тексты, над которыми потешается ведущий и записанный закадровый смех, который ему в этом помогает. Естественно, эта девушка после этого расследования тоже выступила с криком: «Я здесь за 10 тысяч, я должна выживать, мы артисты, я вообще ни при чем».

И. Петровская

«Я не паразит!».

К. Ларина

Да. «Я не паразит - я артистка, всего лишь артистка. С таким же успехом можно обвинить уборщицу в том, что она сотрудничает с режимом». В общем, короче говоря, из всего из этого, Ира, ощущение, что Алексей попал в какое-то сердце, в осиное гнездо воткнул этот кол. Почему такая нездоровая реакция, объясни мне.

И. Петровская

Я не знаю, почему. Еще раз повторяю, что не все люди здоровы. Поэтому реакция тоже бывает не вполне здоровой. А некоторые просто и совсем нездоровы. Меня больше всего в этом концентрированном виде... Что сделал Навальный и его сотрудники? Они сделали такую нарезку из этой программы «Международная пилорама». А еще одновременно с помощью специальной компьютерной техники вычленили слова, наиболее часто произносимые в этих программах. В том числе, или даже на первом месте оказалось, естественно, слово, которое в эфире не произносится.

К. Ларина

Любимое слово Кеосаяна.

И. Петровская

Да, но прекрасно произносится в эфире самим Кеосаяном, после чего он сам заливисто и тоненько так ржет над этим словом, над которым, собственно, уже даже младшие школьники не ржут. То есть они попробовали это слово и потом поняли, что, собственно, ничего такого в нем нет.

К. Ларина

Я так понимаю, что он там и всякую более серьезную лексику употребляет, не гнушается.

И. Петровская

Нет, серьезная, естественно, легко запикивается, но также и очень легко угадывается по артикуляции. Я должна сказать, что я эту программу смотрю... Нет, не часто - подожди, я не договорила. Я даже неоднократно писала, потому что каждый раз, когда я случайно... Я забываю о том, что она идет. Но иногда, переключая каналы (она по субботам, что ли, идет), я вдруг на это попадаю. И уж на что я закаленный боец, уж на что я видела всякое. Вот это ниже дна, понимаешь? Это не просто снизу доскреблись до дна, снизу постучали - это намного ниже дна. По стилистике, по лексике, по мимике самого этого ведущего, по этим чудовищным репризам.

К. Ларина

По юмору помойному.

И. Петровская

Юмор просто сортирно-помоечно-генитальный. Я бы так сказала. Другого не бывает. Если речь о Макроне, обязательно акцент на его ориентации. Если речь о Меркель, обязательно издевательство над ее внешним видом, над тем, как она одевается и так далее. Это что-то за гранью, на самом деле. Друзья с НТВ, ну правда, я понимаю. Дальше идет большое исследование экономики всего этого.

К. Ларина

Да, там вообще... Чтобы вы понимали, дорогие слушатели, это не рецензия Алексея Навального на телевизионную продукцию. Он просто предлагал нам ознакомиться с ней, чтобы понять, вообще на что, что называется, тратятся наши деньги. Это коррупционная схема невероятного масштаба и размаха. Вот ты говоришь: НТВ. Я так понимаю, что производит это всё совсем другая компания.

И. Петровская

Конечно. Я давно знала, у меня есть засланные казачки (или были) на этом канале, которые мне писали, сколько стоит одна программа.

К. Ларина

Которая записывается на «RussiaToday».

И. Петровская

Да, и которая идет в эфире НТВ - «Международная пилорама». Я не знала, что она записывается на «RussiaToday», но небольшую часть этой экономики мне рассказывали - сколько это стоит. Почему столько? Потому что как бы дело такое затратное, коллективное, трудоемкое. Поэтому каждому нужно свой кусочек от этого пирога отщипнуть. Но я просто не знаю - естественно, тут может быть только материальная причина того, что это размещается в эфире.

Да, НТВ давно не то. Это мы тоже знаем. Да, НТВ давно сделало ставку на трэш, на скандал. И то оно пару сезонов назад попыталось это чуть-чуть подкорректировать. Видимо, поняли, что как-то чересчур заигрались в это. Но это такой очевидный, такой невозможный позор для любого канала. Пусть даже если бы это шло не в федеральным эфире, а на каком-нибудь там задрипанном YouTube-канале - и то такого быть не может. Даже когда люди в этом ютьюбовском эфире просто матерятся или, там, произносят эти слова, это не выглядит так омерзительно, как когда с этими прихихикиваниями.

И.Петровская: Каждый вспоминает свое, не имеющее отношения к самому произведению. Тем более к Муслиму Магомаеву точно

К. Ларина

При этом, с другой стороны, там же еще параллельно идет какое-то дикое, жуткое, неприличное признание в любви к «главному начальнику», как она его называет - Владимиру Путину. Во всех видах. Мы, кстати, не говорим, а кто-то не знает: Маргарита Симоньян является художественным руководителем этой передачи. Судя по всему, и автором сценария.

И. Петровская

Наверное. Она даже где-то написала недавно.

К. Ларина

Алексей называет какие-то немыслимые суммы.

И. Петровская

Я еще раз говорю, даже суммы меня так не поразили, как вот эта потрясающая в своей концентрации нарезка. При том, что я-то понимаю, о чем речь. А народ, который никогда это не видел, просто обалдел и всё время спрашивал: «Это может быть в эфире?!». Да, друзья. Это идет в эфире. Стоит колоссальных денег. Это идет в хорошее время.

К. Ларина

Мы на этом должны остановиться на перерыв. Вернемся через несколько минут.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». В студии «Эха Москвы» Ирина Петровская, напротив нее Ксения Ларина, смотрит ей прямо в глаза. И вы тоже можете это делать, поскольку YouTube-канал работает, между прочим. Куда пойдем дальше? Даже не знаю, на что еще обратить внимание. А, голосование по поправкам. Про это надо сказать.

И. Петровская

Обязательно. Про обнуление, про то, как это происходило. Я совершила очередной подвиг Матросова и, конечно, смотрела это в эфире, потому как в этот день было понятно, что главной темой будет даже не голосование этих поправок, а обвал рубля, падение цен на нефть. Это всё произошло буквально за несколько часов до... Это что у нас было? Вторник? Кажется, вторник.

К. Ларина

Черный вторник.

И. Петровская

Черный вторник, да. Я думала, как они сейчас будут выходить из положения и рассказывать, что это даже хорошо, что нам пока плохо. И действительно, там были такие мотивы. Самое главное, чтобы мы все успокоились, что это не наша экономическая проблема - это, безусловно, часть общемирового кризиса.

К. Ларина

Это где тебе всё это рассказывали?

И. Петровская

Это всё на всех каналах рассказывают. Там и специалисты привлекаются, и всё. Наша экономическая и финансовая система такой устойчивости, что мы, конечно, всё это выдержим. Поэтому не надо никуда бежать, ничем запасаться и уж тем более не покупать никакую валюту. Но тут, называется, что-то пошло не так. Дальше было дико интересно смотреть, потому что в этот момент идут наши основные вот эти так называемые общественно-политические ток-шоу.

К. Ларина

Дневные.

И. Петровская

Дневные. И в этот момент (я, естественно, не смотрю всё так подряд, скачу по каналам) в этот момент как раз выходит на трибуну, буквально взлетает в открытый космос, наша первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. И со всей своей прямотой говорит: «Чего нам, люди, лукавить?». И все знают, что было дальше.

К. Ларина

Что изменилось в студиях?

И. Петровская

В студиях некоторое изумление. Там дальше тоже перерыв на новости. Ждут приезда Владимира Владимировича, который появляется с папочкой, уже с готовым текстом, и говорит: «Нет, вот этих поправок не надо, этих не надо, а вот эта - ну, пожалуй, я был бы готов согласиться, чтобы для каждого гражданина...».

К. Ларина

Легенда меняется.

И. Петровская

Да, «для каждого гражданина, включая действующего президента, по новой конституции была возможность баллотироваться на новый срок, то есть с нуля». Что, собственно, и произошло. То есть, почему слово «обнуление».

К. Ларина

Уже всю неделю говорят.

И. Петровская

А вот дальше началось, конечно, замечательное. Потому что, во-первых, конечно, эксперты в студиях - они тоже закаленные бойцы. Они давно готовы любое движение любой части тела, как они говорят, «начальника» тут же начать приветствовать, восхищаться. Это, с одной стороны, происходит, в том числе, во «Время покажет» - все размышляют...

К. Ларина

А про эту женщину-психолога расскажи.

И. Петровская

Да, я как раз на нее и попала. Это всё в прямом эфире. Только что они все посмотрели в прямом эфире и Терешкову, и Владимира Владимировича. И в этот момент Норкин вначале дает слово какому-то мужичку-эксперту. Тот говорит, что это, в общем, хорошо, нормально. И дальше микрофон молодой, очень симпатичной женщине, которая представлена как психолог Наталья Шавшукова, одна из организаторов, соучредителей Школы муниципального самоуправления, вот как. И она совершенно спокойно, без всякой истерики говорит: «Как это интересно, когда прямо в прямом эфире мы наблюдаем государственный переворот», говорит она прямым текстом. «И поэтому голосование 22 апреля, говорит она, конечно, обретает некий иной смысл». Побледневший Норкин, естественно, говорит: «Голосование в прямом эфире» или что-то в этом духе...

К. Ларина

«Вы называете государственным переворотом?».

И. Петровская

Да. И она, не слушая его, дальше полностью договаривает все свои слова про то, что на самом деле сейчас мы видим, как человек хочет остаться у власти навсегда. Это ненормально. Она, как профессиональный психолог, наблюдает деформацию личности.

К. Ларина

А люди рядом? Расскажи про реакцию. Люди рядом не стали от нее отодвигаться?

И. Петровская

Нет, студия на этом загудела, потому что там тоже сидят дрессированные зрители, которые, естественно, обучены, когда говорить «у-у-у», а когда «э-э-э». Дальше, в общем, всё как бы пошло-поехало. Она договорила всё до конца, а потом, значит, какие-то люди там, естественно, начали говорить то, что нужно говорить. А потом уже стало известно, что у нее было приглашение.

К. Ларина

А он не замахнулся на нее? Не оскорбил?

И. Петровская

Нет. Слушай, она такая симпатичная, молодая, интеллигентная. Она так спокойно это говорила.

К. Ларина

Ее не выгнали из студии?

И. Петровская

Нет. Я, во всяком случае, этого не наблюдала в этот момент. Может быть, чуть позже, но это вряд ли. А уже потом она сообщила кому-то из СМИ, что приглашение, которое было у нее на следующий день в этот же эфир, было аннулировано. Понятно, что теперь, конечно, вход в эти эфиры будет ей заказан. Но я еще раз подумала, какая всё же великая штука - прямой эфир. Потому что вроде бы всё у них учтено - и люди подобраны специальные, и знают, кто что будет говорить, и анекдоты заготовлены, если иметь в виду Норкина. Но тут приходит такая вот Наталья... А им же нужны новые лица - вот в чём проблема. И тут приходит замечательная молодая интеллигентная, активная (какой-то общественный деятель) Наталья Шавшукова и спокойно говорит: «Ребята, король-то голый».

К. Ларина

Кстати, я тогда добавлю к этому сюжету и сюжет из Московской городской думы. Там тоже была прямая трансляция.

И. Петровская

Да, я видела.

К. Ларина

Я посмотрела несколько выступлений. Особенно, конечно, что называется, наших людей - тех, которые прошли по «умному голосованию». Это яблочники, независимые депутаты. Их всего 13 человек, которые проголосовали против. Но история с Дашей Бесединой меня прямо поразила. Даша Беседина - это совсем молодая депутат Московской городской думы. Она, кстати, победила на выборах Кумина. Кумин - знаменитый коммунист, который был уверен, что у него в кармане не только Московская городская дума, но даже кресло спикера. Вот до какой степени ему пообещали. Но вот девушка взяла и скинула его. И всё, никакой Кумин туда не прошел.

У Даши на майке было написано слово «обнулись». И над буквой «о» стояли две точки. Как бы такой понятный двойной смысл этого слова. Боже мой, что же они там кричали, творили и говорили после этого ее выступления! Кстати, выступление тоже было блестящее. Она называла всё своими именами. Не буду пересказывать - тут понятно, как нормальный человек может отреагировать: выступление Владимира Путина и вся эта история с Терешковой и его ответом, и со всеми этими голосованиями - почему это унижает человеческое достоинство народа. Вот что это такое. И люди, которые об этом говорят вслух - просто честь им и хвала! Но что они говорили, Ира, ты помнишь?

И. Петровская

Я помню. Они постарались вообще не обратить внимание на слова. Они обратили внимание на эту надпись на майке и чуть ли не потребовали тут же в зале ее снять.

К. Ларина

А потом Стебенкова сказала: «Либо вы разденетесь, либо мы сейчас вызовем правоохранительные органы».

И. Петровская

И они вас разденут.

И.Петровская: Юмор просто сортирно-помоечно-генитальный. Если речь о Макроне, обязательно акцент на его ориентации

К. Ларина

Это, конечно, было нечто. Но при этом она, конечно, держит удар. Молодец! Она потом, кстати, была в эфире на RTVI - Даша Беседина в программе «Ньюс-ток» у Андрея Ежова и Дарьи Пещиковой. Провела там еще одну дуэль, не менее значимую. Против нее выставили (правда, по скайпу, не в студии) депутатку. Я не знаю, откуда она, что за депутатка, но давно живет, короче говоря. Фамилия ее, по-моему, Николаева. Ты видела этот материал, нет?

И. Петровская

Ну, какой-то кусочек видела.

К. Ларина

Где она тоже кричала, что мы теперь независимые, мы должны блюсти свой суверенитет. Вашингтонский обком нам больше не указ. «Прошли те времена!», кричала она на эту бедную Дашу.

И. Петровская

Да, про вашингтонский обком мне очень понравилось.

К. Ларина

Даша совершенно спокойная. Вот что такое человек с убеждениями - ничем ты его не собьешь. И слава Богу, что такие люди есть. Я посмотрела - потом было выступление Митрохина, и блестящее выступление Евгения Бунимовича, очень спокойное, очень взвешенное, но тоже очень точное и по посылу, и по анализу ситуации. Понятно, что они ничего не изменили, и большинство, естественно, проголосовали за поддержку этих поправок и этого обнуления. Но сам факт, что люди еще не боятся. А, еще вот эти депутаты-одиночки. Депутат из Якутии - женщина, забыла как ее фамилия. Помнишь?

И. Петровская

Нет, не помню, к сожалению.

К. Ларина

Которая, по-моему, из Якутии.

И. Петровская

Из Якутии, которая вообще вышла.

К. Ларина

Да, вышла, сказала, что всё, она кладет свой мандат, не может голосовать за это, потому что это позорит ее седины. Вот как люди оценивают.

И. Петровская

Тогда уж заодно надо вспомнить и этот выпуск «Здесь и сейчас». Мы уже немножко про него сказали. Павел Лобков, который именно сообщил в первых же своих словах, открывая выпуск, что сегодня произошел государственный переворот. Дальше по пунктам. Там была такая как бы сводная таблица разных африканских правителей: кто сколько царствовал, сколько лет кому было, когда он, наконец, уходил - или естественным образом, или в отставку, или еще как. В общем, это был очень хороший выпуск.

Но апофеоз случился всё-таки в программе «Время». Это была совсем уже не «хроника сопротивления», потому что в очередной раз просто во всей красе показал себя Кирилл Клейменов. Понятно, для чего нужен этот человек с этой стилистикой, с этими вздохами. Было ощущение, что в его личной жизни произошло что-то такое, что просто мешает ему дышать. Он светился! Он начал с того, что... Я тебе клянусь, ты посмотри этот начальный монолог. Его просто надо посмотреть, чтобы понять, до каких... Я бы даже не сказала, наоборот, это какие-то высоты, вершины пропагандистского мастерства, перед которыми меркнут все пропагандисты - не знаю, брежневской поры точно. Он сказал: «Ну, свершилось! Как поется в песне, «всё мне ясно стало теперь». Не только мне, но и всем».

К. Ларина

Может быть, это уже троллинг, Ира? Может, они уже стебутся?

И. Петровская

Непохоже. То есть, возможно.

К. Ларина

То, как ты это показываешь, похоже на какой-то троллинг. Люди уже не знают, как им изголиться для того, чтобы поглумиться над собой и над своим образом.

И. Петровская

Я совсем не исключаю, что когда Кирилл Клейменов (а ясно, что это абсолютно авторская продукция) пишет эти монологи, он, конечно, сам ржет в голос. Я уверена, что и те, на ком он это опробует, кричат ему «О!» и буквально валятся, задирая ноги, в диком хохоте. Но по всей видимости, это у них такое представление о том, что дойдет до народа. Это должно быть такое прочувствованное, со многими паузами, вот так резать слова - «всё мне ясно стало теперь».

К. Ларина

То есть в этом выражается отношение к людям. За кого они этих людей держат.

И. Петровская

Да, они представляют своего зрителя таким, мягко говоря, человеком, который вообще неспособен ни думать, ни критически что-то осмысливать, но зато восприимчив к такой душевной, я бы сказала, речи, с цитатами из песен, с шутками. Он там в другом месте пошутил и сказал: «Шутка. Может быть, и неудачная, зато своя», и сам улыбнулся. Ну правда, эта стилистика у меня в голове не укладывается, потому что какие там информационные стандарты? К чертовой матери летят все стандарты. Зато вот это уж такой дифирамб из дифирамбов! Может быть, помимо простых людей, это адресовано еще и главному, как они любят говорить, начальнику.

К. Ларина

Если это всерьез, то чем больше хочет понравиться... Вернее, эти клейменовы, скажем так - чем больше они стараются, чем больше они соревнуются друг с другом, кто глубже лизнет и кто поизощреннее признается в своей любви и обожании своему начальнику, тем больше это вызывает раздражения в первую очередь у начальника. Это, кстати, закон природы. Любая история тебе это продемонстрирует - про тирана и его окружение, его холуев, которые готовы якобы жизнь отдать. А на самом деле ничего они не готовы, и тиран прекрасно об этом знает - что эти люди будут первыми, кто скажет: «Как я был слеп! Я был слепец!».

Ира, хочется сказать про интервью с Мариной Литвиненко у Оли Романовой. Это полноценное большое интервью. Причем, как Оля умеет это делать - как передачу, а не просто такой диалог. Здесь продумана драматургия, здесь очень точно продуман весь разговор. Я говорю «продуман» в хорошем смысле. Потому что было понятно, что Оля обозначила себе какие-то реперные точки, что для нее было важно. Я хочу сказать, что Марина Литвиненко - это совершенно недооцененная личность. Согласись?

И. Петровская

Абсолютно. Я не видела ее в таком формате, когда она уже от себя говорит всё, что она думает, рассказывает, какая была история, случившаяся с ее мужем - и до того, и как было после того, после его гибели. Конечно, она уже абсолютно самостоятельный, сильный, думающий, какой-то очень глубокий человек. И действительно, оторваться было невозможно. Это довольно большой формат.

К. Ларина

И очень искренняя. Она готова сказать всё, что ее спросят, рассказать всё, что она знает. Здесь, конечно, когда всё это заново переживается, вся эта жуткая история... А какую параллель они провели с сериалом «Чернобыль» и с сюжетом о пожарном, погибающим от облучения, от жуткой дозы радиации, и его жене. И как Марина сказала, что она впервые прочитала об этом в книжке у Светланы Алексиевич - эту чернобыльскую историю, и была просто потрясена, насколько это было точно по тому, что она лично сама переживала. И конечно, когда идут эти подробности, когда она сказала: «Нет такого дня убийства, дня, когда его убили. Человек умирал 23 дня!».

И. Петровская

И никто не рассчитывал, что 23, потому что рассчитывали, что всё будет быстро, и концы в воду.

К. Ларина

И никто не поймет, что это. Там, конечно, она говорит много страшных вещей и про нынешнего президента страны (я имею в виду, России). В том числе очень откровенно говорит о том, в чем она может обвинить власти Великобритании (и обвиняла). Так что очень интересный разговор. Посмотрите его обязательно на канале МРР. Это действительно полноценное по времени, это уже немаленькая заявка.

И. Петровская

Да, по-моему, 40 с чем-то минут.

К. Ларина

Да, Ольга молодец.

И. Петровская

Переходя как бы на совсем другую тему. На самом деле, мне был очень интересен Андрей Кончаловский у Дмитрия Быкова. Потому что мне показалось, что он тоже был такой искренний. Там не было какой-то одной основной темы. Там были разные темы: и оттепель, и его отношение к Хрущеву, и его отношение к Василию Шукшину, и майдан - он, кстати, почему-то особенно его беспокоит и тревожит. Но в этом была какая-то определенная магия. Вот он недавно был, по-моему, у Познера. Там он был какой-то такой более официальный, что ли. Даже не знаю, как это назвать. А здесь он был такой несколько расслабленный. И я лично тоже послушала и посмотрела это всё с огромным интересом. Даже, я бы сказала, с удовольствием.

К. Ларина

Соглашусь. Хотя, казалось бы, всё уже знаешь про человека, всё он рассказал. Но здесь, конечно, как и в предыдущем разговоре с Михаилом Ефремовым, магия атмосферы, магия взаимоотношения, магия сиюминутности. Понятно, что это не прямой эфир, а записанный разговор. Но это манера Дмитрия Быкова. Вообще у меня такое ощущение, что когда он садится к человеку, он вообще не знает, о чем он его спросит. Включается мотор - чего захотелось в эту секунду, с этого и начнут. В этом тоже есть какая-то своя притягательность. Канва очень живая. Она вот так струится, и ты не понимаешь... Очень непредсказуемый разговор, согласись? И в этом, конечно, его обаяние.

И. Петровская

А потом еще сам Дима, который в данном случае совсем не похож на интервьюера. Он сидит в расслабленной позе. В своей такой манере немножко цедИт (правильно я поставила ударение?) слова. И это тоже, ты права, создает какую-то такую домашнюю атмосферу. Ну вот пришел к нему в гости Андрей Кончаловский, с которым он тем более явно знаком много лет. И вот так вот: «А давай спрошу, как относились к Василию Шукшину?». Он говорит: «Он меня терпеть не мог». И дальше всё-таки идет какая-то действительно интересная личная история про взаимоотношения с Шукшиным, и каким он был, и кого он больше ценит в Шукшине - актера, режиссера, писателя. В общем, тоже посмотрите, друзья. Для чего мы вам всё это рассказывали - чтобы вы смотрели.

К. Ларина

Да. Вот из рекомендаций я тоже написала, но еще не озвучила, когда читала наш анонс. Я совершенно случайно подсела, что называется, на «дочку» «Настоящего имени». Называется канал «Настоящее время.doс». То есть там собраны документальные материалы, которые идут в разных форматах на канале «Настоящее время», делаются для него. Там и документальные фильмы, там и интервью, там и совершенно замечательные прогулки Манского - что называется, интервью на бегу, когда он прямо идет по городу вместе с каким-нибудь интересным ему собеседником, и они обсуждают всё, что сейчас хочется спросить и обсудить.

И вот его последний очень симпатичный диалог был с Алисой Ганиевой - писательницей, автором книги про Лилю Брик. Именно про Лилю Брик они и говорили. Но поскольку это Манский, это не просто интервью. Он тут же подбирает, выдергивает какие-то невероятные и интересные архивные кадры, пленочки. Всё-таки это же документалист, это же не просто так. Поэтому это просто моя рекомендация: обратите внимание на этот канал «Настоящее время.doс». Там вы найдете много чего интересного и актуального. Про НРЗБ 36 прекрасный документальный фильм. И фильмы, связанные с частной жизнью простых россиян, что называется, из самых разных уголков - то, что делает Вадим Кондаков. В общем, хороший канал, обратите внимание.

И. Петровская

А я по твоей наводке еще посмотрела Ивана Голунова в «Маленков-коктейль». Там тоже был совсем неожиданный Иван Голунов. Его уже тоже все, кто могли, опросили. А здесь он уже с некоторого расстояния рассказывает всю свою историю, подробности. Очень понравился мне и его собеседник - Александр Маленков.

К. Ларина

Ну что, нам нужно заканчивать. Я долго мучилась, искала, как соединить в одном флаконе всё, о чем мы сегодня говорили - от коронавируса до обнуления. И нашла-таки! Уже всё сказано! Сейчас вы услышите, где было сказано обо всём об этом - и о чуме, и о чуме.