Человек из телевизора - 2020-03-07
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». В студии «Эхо Москвы» прекрасная красавица, царевна Ирина Петровская.
И. Петровская
―
Лягушка. Доброе утро! Спасибо за представление.
К. Ларина
―
Доброе утро, привет! Здесь же, недалеко от нее, прижалась к ней плечом Ксения Ларина. Это я. Всех вас приветствую, дорогие друзья! У нас настроение, конечно, должно быть праздничное, потому что мы выходим в праздничные дни. Кругом сплошные праздники - и 8 марта, и вот 7 марта, о котором мы, может быть, тоже отдельно скажем под финал нашей сегодняшней передачи. Но поскольку праздники в основном женские, то, конечно же, огромное количество женщин были всю эту неделю в телевизорах в самых разных видах.
И. Петровская
―
Нет, всё-таки в основном в пристойных видах, в самых разных. Самого разного калибра - не знаю, как угодно, сказать - но вид у всех вполне.
К. Ларина
―
Вполне, и очень приятно, что с женщинами есть о чем поговорить. Ну, я могу прочитать, что я написала. Мы с тобой составили наш списочек, давай прочтем его.Итак, впечатления недели. Марш Немцова - трансляция, репортаж. Всё-таки неделя прошла. Как раз в субботу была передача, после передачи был марш, за которым я наблюдала по всяким трансляциям. Ира была свидетелем, очевидцем и участником, а я издалека следила за всеми трансляциями, которые были доступны.
Владислав Листьев - вновь мы вспоминаем это имя, поскольку и на этой неделе не кончались передачи, программы, посвященные Владу Листьеву. Это были и новые фильмы, и еще интервью с Альбиной Назимовой, и в конце концов было обращение авторов 3-х работ в Следственный комитет с требованием возобновить расследование этого убийства.
Естественно, коронавирус как главное событие планетарного масштаба. Я выделила 2 передачи - не знаю, может быть, Ира что-то еще вспомнит. Это программа Павла Лобкова на «Дожде» и выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова.
Дальше интервью к 8 марта - так я назвал эту рубрику, поскольку здесь действительно женщины рулят во всех смыслах. Итак, интервью. Алена Долецкая у Кати Гордеевой - «Ещенепознер», женский вариант. Рената Литвинова у Ксении Собчак - «Осторожно, Собчак». Вика Исакова у Ирины Шихман в программе «А поговорить». Юлия Ауг у Саши Филиппенко и Кати Котрикадзе в программе «На троих» на RTVI. Надя Толоконникова у Тихона Дзядко в программе «Еще не вечер» на «Дожде». Из новых передач, тоже женских, назову программу Юлии Таратуты «Нюансы». Это премьера, опять же, на «Дожде».
Дальше, опять же, герои. Герои - это уже мужчины. Евгений Кафельников в «Hard Day’s Night» на «Дожде». Антон Лапенко - это новое имя для многих из вас. Очень интересный парень, замечательный артист, герой собственного YouTube, уже получил высшую награду - интервью у Юрия Дудя. Энтони Рот Констанцо - это гость нового проекта Карена Шаиняна. Это контратенор - так называется голос, очень редкий, которым поет этот исполнитель, вокалист. Естественно, поскольку он у Карена Шаиняна, вы понимаете, что там непростая личная история. Режиссер и создатель проекта «Дау» Илья Хржановский у Ольги Романовой на канале «MRR». Бесконечный сериал «Путин-Ванденко» продолжается.
Вот, собственно, всё, что мы выловили. Если что-то дополните, будем рады. Это всё я читаю по нашей ленте в Фейсбуке - мы там, как всегда, составили анонс. Ира, эпиграф я бы назвала такой: «Человек важнее новостей». Очень много человеческого, как мне кажется, на этой неделе. Человек как новость, человек как талант, человек, за которым всегда приятно и интересно наблюдать. Это вот то телевидение, которые мы, по сути, утратили - человеческое.
И. Петровская
―
Ну, мы вообще утратили человеческое телевидение, что уж тут говорить. Поэтому и человек и всё человеческое у нас теперь известно где появляется - на YouTube и в редчайших случаях доходит до основного эфира. Такая вот сегодняшняя реальность. Мы с ней достаточно давно смирились. И слава Богу, что есть эта параллельная реальность.
К. Ларина
―
Ну, я как раз хотела подвести к многочисленным интервью, к раскрытию или, наоборот, нераскрытию каких-то новых граней людей, хорошо известных, и появлению новых людей. Вот именно из галереи интервью что бы ты выделила на прошедшей неделе, что тебе показалось интересным?
И. Петровская
―
Ну, я в порядке того, как я это смотрела. Одним из последних я посмотрела вот это интервью на канале «Ещенепознер», который, как я понимаю, теперь действительно будет мужской и женский, судя по тому, что на этом же канале чуть раньше появилось интервью Гордеевой с Альбиной Назимовой, а теперь вот интервью с Аленой Долецкой. Мне Алена показалась просто какой-то абсолютно неотразимой, от которой невозможно было ни глаз отвести, не отвлечься. Редко так бывает - когда ты начинаешь смотреть интервью, ты понимаешь, что ты прямо захвачен. От нее идет какая-то абсолютно невероятная магия и энергетика. То, как она иронична, самоиронична, как остроумно она говорит. Да и просто как она выглядит, реагирует. Там в основном шла речь о женщине, если ты посмотрела. Как бы вообще есть ли такое понятие, как русская женщина, что для нее...
К. Ларина
―
Ну, это всё, я так понимаю, приурочено к 8 марта.
И. Петровская
―
Наверное. Хотя это, в общем, такая вечнозеленая тема. Вот правда, давно я не получала от интервью такого удовольствия. Даже не столько от самого интервью, сколько от Алены Долецкой, которую я немного знаю, но давно ее не видела в такой замечательной, на мой взгляд, форме, полно и объемно. Обычно она сама брала интервью. В частности, на прошлой неделе (сейчас даже не вспомню, как называется канал, но тоже в YouTube - проект «Решайся») было ее интервью с Константином Богомоловым, где она, конечно, тоже показала себя, потому что она мягкими кошачьими лапами, но иногда выпуская когти, всё-таки кое-что соскребла со своего героя.
К. Ларина
―
Она, я так поняла даже по интервью с Катей Гордеевой, сейчас работает, что называется, художественным руководителем Третьяковской галереи.
И. Петровская
―
Она, как я понимаю по тому, как было сказано, креативный советник Зельфиры Трегуловой. Кстати сказать, я помнила, что когда-то произошло это назначение, а потом совершенно про это забыла. Но здесь не это главное. Здесь не столько о ее профессиональной деятельности, хотя там тоже и о том, как она возглавляла журнал «Vogue», и как строились отношения вообще внутри этой так называемой глянцевой, в то время популярной журналистики, но в целом просто какая-то ее философия жизни, и при всем при том такая чрезвычайная оптимистичность. Главное, в этом вообще нет высокомерия и снобизма, когда она говорит о своем видении, о своем понимании сущности женщины вообще и русской женщины в частности. Вот правда, бывает такое, что прямо захватило.
К. Ларина
―
А я тогда со своей стороны могу сказать, что последние 10 дней (скажу так, чтобы захватить и предыдущую неделю тоже) прошли у меня под знаком какого-то редкого чувства гордости за актерский цех. Потому что именно актеры и актрисы стали героями и героинями последних таких ярких интервью, которое мы регулярно обсуждаем. Прежде всего, конечно же, сетевых интервью. И очень приятно, когда я вижу человека умного, талантливого, остроумного, неравнодушного, со своей позицией, со своим мировоззрением.Всегда очень приятно видеть артистов, которые в состоянии говорить не только о своей роли, которую они сейчас репетируют, или о своих ролях, о своем «творчестве» (в кавычках или без кавычек), но и вообще о том, как они видят эту жизнь, как они позиционируют себя в этой жизни, как они оценивают явления и события - естественно, и политические в том числе. Мне было очень приятно видеть людей, с которыми интересно поговорить и которых интересно показать миру не только когда они прикрыты сценическими образами. Это вот Вика Исакова у Ирины Шихман. Не знаю, видела ли ты.
И. Петровская
―
Видела. И я знаю, кого ты сейчас назовешь второй.
К. Ларина
―
Конечно же, Юлия Ауг, безусловно. И, кстати, там же, у них же, у ребят, у Котрикадзе и Филиппенко - они не обсуждали подробно, но просто упомянули Анатолия Белого, который был предыдущим гостем передачи «На троих». И потом для меня совершеннейшее открытие (всем рекомендую и тебе тоже) - Антон Лапенко, который известен как такой...
И. Петровская
―
Разве Антон?
К. Ларина
―
Антон, да.
И. Петровская
―
Я успела посмотреть только самое начало. Поняла, что какой-то очень необычный, непростой, но при этом очень притягательный человек.
К. Ларина
―
А я тебе, помнишь, показывала какие-то фрагменты из его шоу из YouTube, такие ретро-сценки? У него там такие смешные персонажи из прошлых лет - из советского мира и из мира 90-х годов. Там есть, кстати, и замечательная пародия на такой собирательный образ телеведущего - очень смешной. Естественно, этот советский инженер - такой нелепый и очень трогательный, которого он играет. А оказался еще и совершенно чудесный парень. Я с таким удовольствием посмотрела это интервью у Дудя!
И. Петровская
―
А ты не обратила внимание, сколько просмотров оно набрало? Я что-то не обратила.
К. Ларина
―
Уже 9 миллионов.
И. Петровская
―
Вот, это меня больше всего потрясает.
К. Ларина
―
9 миллионов! Я буквально сейчас проверила, перед программой. Слушай, парень - профессиональный актер, он работает в театре «Электротеатр Станиславский», Московский драматический театр. Он из семьи, в которой 16 детей. У него 15 братьев и сестер! Ты можешь себе такое представить?
И. Петровская
―
Нет. И все родные?
К. Ларина
―
Ни одного приемного! Все родные, из одной семьи, от мамы и папы. 16 человек всего. Это, конечно, какая-то поразительная история. Они из Зеленограда. Я прямо задохнулась, когда он начал рассказывать про свою жизнь, которая скрыта за кадром. Это просто что-то потрясающее. Они живут в Зеленограде, и у них там постепенно всё увеличивалось количество детей. Потом им уже дали целый этаж - как я поняла, многоквартирного дома. Слава Богу, что хоть так.
И. Петровская
―
Тут целый подъезд нужен для 16-ти.
К. Ларина
―
Да, парень совершенно чудесный. Он очень скромный, обаятельный, остроумный, у него очень тонкий, изысканный вкус. Он же и пишет сам и исполняет сам. Посмотрите обязательно. И запомните: Антон Лапенко. Он и в Инстаграме есть, и в YouTube. А теперь скажи про девушек.
И. Петровская
―
Нет, я как раз хотела тоже...
К. Ларина
―
Про мальчиков?
И. Петровская
―
Мы не успели это включить, я что-то не подумала. Я посмотрела - теперь они выходят днем. Опять программа «Он и она» Киры Прошутинской на ТВЦ. Последним из ее героев, гостей был Максим Аверин, к которому у меня отношение было достаточно прохладное, потому что я помню всякие его шоуменские штучки, помню «Глухаря», когда мне казалось, что маска приросла. Хотя я также помню его на сцене еще в «Сатириконе», когда он казался как раз интересным артистом. И здесь вот эта удивительная особенность - Кира умеет как-то раскрывать своих героев. Он совершенно другой. Да он и сам говорит, что, в общем, пересмотрел свой образ, в какой-то момент ему показалось, что как-то это всё чересчур, маска приросла. В общем, обратите внимание. Очень любопытный и интересный оказался человек.
К. Ларина
―
Я тогда дополню. Мне кажется, что Максим Аверин как артист и как человек переживает какой-то новый виток в своей жизни. Прошлый сезон и даже, скажем так, за последние почти 1,5 года у него вышли 2 важные театральные роли, которые совсем по-другому его раскрывают. Это «Трехгрошовая опера» в Театре сатиры, где он играет Мэкки-Ножа, и второй спектакль (по-моему, там же) - это спектакль «Платонов», где он играет заглавную роль. Совсем другой. И действительно какой-то новый этап. Так что, может быть... Я просто вспоминаю, когда был апофеоз - помнишь, мы с тобой даже это обсуждали 100 лет назад? Еще когда была жива Людмила Марковна. Это было нечто. Это был уже совсем пик безвкусицы и какого-то невероятного самолюбования, самовлюбленности, которая совершенно от него отвращала.
И. Петровская
―
Вообще мы знаем, что шоуменство часто портит артиста. Более того, оно его, как бы сказать, лишает его творческой, некой актерской сущности, и он волей-неволей начинает восприниматься исключительно как ведущий, шоумен. Он же вел не только это. Он же вел и (не знаю, иногда это появляется - запись это или новое?) вот эти «Три аккорда», когда он такой-сякой.... И это всегда были примерно одни и те же краски, одни и те же приемы, улыбка в 42 зуба и всё. Здесь, когда один на один и в таком достаточно доверительном и даже временами интимном разговоре, ты вдруг видишь, что человек не так прост, всё то - наносное, а есть в нем чего-то такое, о чем мы не догадываемся, когда видим его в этой шуменской ипостаси.
К. Ларина
―
Ну, про Юлию Ауг, наверное, тоже стоит сказать отдельно, потому что всё-таки, как мне кажется, ее не забывают. Мы частенько видим ее в качестве гостьи на разных интервью. Не знаю, Первый или Второй канал - это мы уже давным-давно не обсуждаем. Но во всяком случае, она на виду. И как актриса...
И. Петровская
―
Я думаю, что она бы и не пошла на Первый или Второй. Есть у меня такое подозрение. В качестве интервьюируемой.
К. Ларина
―
Но здесь опять, посмотри - казалось бы, она много чего рассказала в своей жизни. А здесь опять слушаешь, боясь пропустить хоть одно слово. Потому что это всё на собственном опыте, на своей жизни, из которой она не устает доставать всё новые и новые сюжеты - максимально откровенно, как обычно, и максимально отважно, как она умеет. Просто молодчина! Здесь, в этой передаче у Котрикадзе и Филиппенко, она рассказала историю про своего деда, который был расстрелян в 1937 году. Она об этом знала и раньше. Он всю жизнь был жертвой в нашей семье, как она говорит, как образ жертвы репрессий. И вдруг сейчас, буквально совсем недавно, она узнала, что до того, как быть расстрелянным, он сам расстреливал своих сограждан. То есть он служил в НКВД, заседал в этих особых «тройках» и приговаривал людей к смерти. Вот как?
И. Петровская
―
Мы знаем, что это достаточно типичная история. Это далеко не первое такое откровение, что называется, для потомков, которые вначале считали своих предков героями, а потом поняли, что тут всё не так однозначно. Кстати, тут действительно параллель с Анатолием Белым, которого я точно так же смотрела, только неделей раньше, и не могла оторваться. Для меня это как бы такая женская и мужская ипостаси умного, ответственного, очень граждански заточенного артиста.Считается, что артисты, в общем, люди поверхностные. Ну, часто так считается. Они не могут быть сами собой, всё время во власти тех образов и масок, которые они создавали и в которых они находятся. А вот ничего подобного. Маски и образы отдельно, а человеческая сущность отдельно. На мой взгляд, это очень интересные - с одной стороны Белый, с другой стороны Юлия Ауг (хотя они с одной стороны) - такие люди, артисты, популярные люди, которые при этом не боятся выражать то, что они думают по поводу того, что происходит.
К. Ларина
―
И потом обрати внимание - и тот, и другая прошли определенный путь к своему сегодняшнему пониманию жизни. Как Толя Белый рассказывал - ему задавали вопросы, тяжелые для артиста, связанные с участием в сомнительных проектах. Был спектакль «Околоноля» по роману Суркова, который ставил Кирилл Серебренников в Театре Табакова, где Анатолий Белый сыграл главную роль. Потом был фильм «Август. Восьмого», где он тоже играл роль, по сути, одного из оккупантов чужой территории, когда речь шла о событиях августа 2008 года на территории Грузии и Осетии. И как он сейчас об этом говорит: «Да, мне было сложно. Я тогда не понимал, что происходит». По сути, признался в том, что он был слепым, как гражданин. Он вообще не понимал, что делает.
И. Петровская
―
Не просто, он сказал, что теперь, пожалуй, он конкретно жалеет, что в этом участвовал.
К. Ларина
―
Да, так же, как и Юля рассказывала, как она руководила избирательным штабом Станислава Говорухина, когда Говорухина поставили против Шендеровича на один округ для того, чтобы не дать Шендеровичу пройти в Московскую городскую думу. Конечно же, тоже понятно, что она тогда мало чего понимала и в политике, и в гражданской жизни. Но ведь это же путь, который проходит каждый человек. И важно, что они не боятся про это говорить, про это вспоминать на своем примере.
И. Петровская
―
Помимо этого, они не боятся не только говорить и вспоминать, но, насколько я знаю, и Белый, и Юлия Ауг приходят на суды - в частности, по «Седьмой студии». Я знаю, что Анатолий Белый был на этом марше памяти Немцова. Юля - не знаю. По-моему, она в этот момент была в отъезде. Но она, по-моему, тоже всегда...
К. Ларина
―
Но она ходит на другие марши.
И. Петровская
―
Да, когда есть возможность и когда она не занята, безусловно, она ходит. Немногие, прямо скажем, представители этого театрального цеха ходят на такие мероприятия.
К. Ларина
―
Ну кого же тогда? Всех вспомнили.
И. Петровская
―
Давай еще Хржановского вспомним. Илья Хржановский.
К. Ларина
―
Да, Хржановский в какой-то степени тоже герой последнего времени, потому что вновь всколыхнулся интерес к этому проекту «Дау», поскольку 2 фильма принимали участие в Берлине на «Берлинале», на Берлинском фестивале. И там вокруг этого был очередной скандал. Возник идиотский спор, что можно, что нельзя, на что имеет право художник, на что не имеет права. Короче говоря, Илья Хржановский вновь стал героем новостей - ньюсмейкером, говоря по-нашему, по-русски.
И. Петровская
―
В данном случае здесь этот проект, который называется сокращенно «MRR» - «My Russian Rights», «Мои российские права» (не знаю, правильно ли я перевожу), где с ним разговаривает Ольга Романова. Там же, в интерьере этого дворца, или как он там называется - у них в Берлине, где проходит фестиваль. Я честно поняла, что даже не очень представляла, как выглядит Илья Хржановский.
К. Ларина
―
Ну здрасьте!
И. Петровская
―
Ну, что значит «здрасте»? Ну вот так вот, так со мной случилось. А по множеству каких-то газетных материалов (не только газетных, просто печатных) ты рано или поздно, когда еще и такой вал какого-то негатива, начинаешь думать, что это какое-то исчадие ада и чудовище. А на самом деле, на мой взгляд, совершенно замечательный, интеллигентный, умный, глубокий человек, который в этом данном интервью, которое давал Ольге Романовой, говорил о своем видении истории, репрессий, террора, Сталина.Тем более, что сейчас он станет одним из руководителей проекта «Бабий Яр» в Киеве, где на этом страшном месте будут возводить некий, как я понимаю, мемориальный комплекс. И он будет одним из творческих руководителей этого проекта. Оно небольшое - по-моему, минут 15. Но я тоже с огромным интересом это послушала, посмотрела. Как-то важно всё то, что он говорит.
К. Ларина
―
Я хочу только добавить, что Илья Хржановский, безусловно, был героем, когда этот проект стартовал. В Лондоне, по-моему, и в Берлине он проходил.
И. Петровская
―
В Париже, по-моему. Премьера была в Париже.
К. Ларина
―
А в Лондоне не было?
И. Петровская
―
По-моему, начиналось в Париже.
К. Ларина
―
А, в Лондоне был. В Берлине не было. Было в Лондоне и в Париже, вот как. И он, конечно, производил сильнейшее впечатление. С ним тогда было много интервью, много было разговоров об этом, и споров тоже. Но послушай, у него же и до этого были очень интересные работы в кино. Невероятно интересные. Я не думаю, что он прямо совсем уж человек, которого никто не знает. Его знают. Ну да, такая яркая фигура на этом небосклоне. И спасибо, что Оля нашла возможность раскрыть его так, что Ире тоже было интересно. У нас перерыв. Вернемся!
И. Петровская
―
В смысле - «Ире тоже»?НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». В студии «Эхо Москвы» Ирина Петровская, здесь же недалеко Ксения Ларина. Приветствуем вас, дорогие друзья! У нас сегодня такой благостный эфир.
И. Петровская
―
8 марта близко, очень рядом.
К. Ларина
―
Близко-близко. Мы сегодня всех любим. Это вообще редкий случай. Даже, кстати, и про вечер можно сказать отдельно. Билетов у нас нет, но обращаем ваше внимание на вечер, который будет в «Эльдаре». Да, Ира?
И. Петровская
―
Да, но это будет 26 марта. Просто чтобы вы заранее подготовились и купили билеты - они очень недорогие. В «Эльдар-центре», киноцентре, будет вечер-посвящение Георгию Николаевичу Данелии, выдающемуся нашему художнику, режиссеру. Вести будет Юрий Рост. Участвовать будут прекрасная актриса Ольга Волкова, Тамара Гвердцители, Вахтанг Кикабидзе будет по телефону. В общем, пока не поздно, друзья, быстренько бегите и покупайте туда билеты. Повторю, 26 марта.
К. Ларина
―
Я хотела сейчас, может быть, немножко поговорить о том, что было в политической жизни с точки зрения, конечно же, событий прошлой субботы. Это Марш Немцова, о котором много говорили в сетях, естественно, и на независимых каналах. Я смотрела на «Дожде» прямую трансляцию, прямые включения. Смотрела на канале «Настоящее время», на канале RTVI, на канале «МБХ-Медиа». Выбор, кстати, большой. Полную, объемную картину ты получаешь. Но я знаю, что там, на этом событии, присутствовали и представители федеральных СМИ. И тоже внесли свою лепту.
И. Петровская
―
Еще какую! Естественно, на всех таких событиях присутствуют представители федеральных СМИ. Единственное, я бы посоветовала представителям и их руководству не посылать сразу от нескольких компаний, а посылать одного. А может быть, даже и не посылать, потому что они теперь легко и свободно, затушевывая логотипы, пользуются как раз кусками, фрагментами трансляций «МБХ-Медиа», «Дождя», «Настоящего времени», нигде не упоминая. Иногда каким-то краешком попадает логотип на микрофоне. А дальше, когда видят логотип Первого канала, логотип канала «Россия», им реально не дают говорить. Люди обступают их, этих прекрасных товарищей. Ничего не делают - не кидают бумажными стаканчиками, в голову не мечут, тем более, не толкают, а просто скандируют: «Уходи! Уходи! Хватит врать!» и так далее.Естественно, они пытаются как-то чего-то записать. На самом деле по этим материалам тоже можно изучать нынешние особенности этого жанра - когда нужно рассказать о событии, по сути, ничего правдивого об этом событии не сказав. Вроде ты в гуще событий. Даже вырвался от этих супостатов, которые не дают тебе говорить. Стоять на верхней точке, на Рождественском бульваре, и уверять, что не надо верить своим глазам, что там течет (в этот раз реально так было) настоящее такое людское плотное море. Ты знаешь, что иногда идешь быстрым шагом. Тут мы шли в плотной гуще народа и периодически останавливались как в пробках, потому что, особенно когда сужение, соответственно, образовывались заторы.
Это называется «не верь глазам своим». Потому что, скажем, небезызвестный человек по фамилии и имени Ярослав Красиенко со Второго канала, стоя на верхней точке Рождественского бульвара, по сути, говорит: «Не верьте глазам. Это всё оптический обман. С этой точки вам любое скопление людей покажется людским морем. А на самом деле их там считанные единицы». Точно так же они приезжают либо заранее, либо уже потом, когда хвост, когда толпа рассасывается, и снимают самых фриковатых участников. Самых чудаковатых, самых, как бы сказать, странных. И объясняют, что вот, смотрите...
К. Ларина
―
Городских сумасшедших.
И. Петровская
―
Частично городских сумасшедших, частично какие-то маргинальные движения и партии, которые приходят сюда за неимением другой площадки, где они могут маршировать со своими странными флагами. И, естественно, в их объектив никогда не попадают нормальные люди. Тем более, что называется, медийные, как раньше говорили, люди, которых было огромное количество. Был Андрей Сергеевич Смирнов, был Андрей Бильжо.
К. Ларина
―
Я даже не знала, что было Смирнов.
И. Петровская
―
Был. Я его не видела, потом увидела на фотографиях. Был Александр Гельман, которому 86 лет. Он ходит на эти марши! Вы вот этих подстерегите и с ними поговорите. Нет, они будут снимать вот этих. Плюс они сделаны вообще как под копирку. Одни и те же кадры, которые они взяли именно из трансляции других каналов. Или вообще неизведанные кадры из какого-то автобуса, где видны только чьи-то колени и какой-то смутный разговор: «Вы сейчас туда пойдете, а потом вернетесь, и мы снова поедем в Калугу».
К. Ларина
―
Причем я это видела в разных репортажах и Первого, и Второго канала. Именно вот эту какую-то съемку им всем завезли.
И. Петровская
―
Вот я поэтому тебе и говорю. И самая главная мысль - что практически никто не упоминал повод. Никто не упоминал и не скорбел по поводу гибели Бориса Немцова, а именно пришли люди, преследующие либо какие-то смутные и, видимо, очень неприятные цели, либо вообще случайные люди, какие-то бабушки, которые даже не знаю что за плакаты держат. Вот это такая главная идея и мысль: максимально дискредитировать саму эту акцию.
К. Ларина
―
Что, типа, выходят сплошные сумасшедшие и маргиналы.
И. Петровская
―
Да. Как можно меньше или почти не упоминать, не говорить слово «убийство». Гибель. Человек погиб - люди пришли. Ну, погиб. Действительно, мало ли людей могут погибнуть при самых неожиданных бытовых обстоятельствах? Вот это такая пропаганда, которая, помимо всего прочего, просто чрезвычайно подлая. И люди, которые в этот момент шли со всей дорогой душой, со всеми чувствами, не потому, что они преследовали какие-то свои цели, а шли именно потому, что так надо - прошло 5 лет, так надо для тебя самого, внутри тебя так надо - конечно, когда они смотрят это, у них вылезают глаза на лоб, и ничего, кроме оскорбленности, испытать здесь невозможно. А также желания кинуть тапком в этот телевизор - в данном случае уж точно абсолютно лживый и подлый.
К. Ларина
―
Кстати, я хочу тебе сказать, справедливости ради, что, к сожалению, во многом (ну, не во многом, в некоторых вещах, в некоторых моментах) вот такие маргинальные вещи помогают обнаружить именно представители независимых каналов, которые тоже находятся в плену вот этого журналистского флера - найти что-нибудь почуднее да поинтереснее. И совершенно забывают о том, что здесь совсем другие задачи. Вам нужно не конфетки предлагать нам, зрителям, а дать нам картину событий.Я сейчас говорю про людей, которые представляют независимые телеканалы. На вас лежит особая ответственность. Вы единственные в этой стране, в России, кто на сегодняшний момент может рассказать ее гражданам правду о том, что происходит на улицах города. А вы остаетесь в плену таких же профессиональных штампов и бежите с микрофоном к колдуну Кулебякину или к тетке, которая говорит: «Ой, не знаю, что у меня написано». Это тоже, кстати, сюжет, который сняли не Первый канал и не Второй. Но они потом это просто используют. Вы что, думаете, что вы кому-то делаете подарки? Согласна?
И. Петровская
―
Да, я абсолютно согласна. Колдун - когда я увидела... Он практически нас оттолкнул. Мы стояли с Борей Гуреевым, бывшим шеф-редактором программы «Времечко». И в этот момент на нас понесся какой-то более чем странного вида дед, я бы сказала, вот так распихивая и сметая всё на своем пути, с криком: «Пропустите, я Кулебякин!». Боря еще посмеялся, что вот он, Кулебякин, который в свое время замусорил им весь эфир. В каждый эфир звонил.
К. Ларина
―
Да, у нас было то же самое.
И. Петровская
―
Да, этот Кулебякин был вездесущий. А я тут же подумала, что сейчас, конечно же, на этого Кулебякина все кинутся с камерами. Что, собственно, и получилось. Кинулись, и в его синхроне он был чуть ли не близким другом Борису Немцову. Там, конечно, обнаружилось уже много друзей с тех пор, как его не стало. Самым главным другом оказался Владимир Соловьев, который уже через день, в понедельник, посвятил этому огромный кусок своего эфира, где, конечно, облил максимальной грязью всех, кто участвовал в этом позорном, безобразном, мерзопакостном марше, который, в свою очередь, наоборот, оскорбляет память Бориса Немцова. А уже в самом конце Соловьев заявил, что он дружил с Борисом, они очень тесно и близко общались. Он был прекрасный человек и никогда бы к этому ко всему не присоединился.
К. Ларина
―
Там, кстати, был еще один персонаж, в этих сюжетах. Ты вспомнила про Соловьева, и я вспомнила этого человека. Не помню его фамилию - Конев, что ли? Михаил Конев. Который представлялся помощником Бориса. Его тоже использовали во всех этих материалах.
И. Петровская
―
В обоих, по крайней мере.
К. Ларина
―
Да, в качестве такого связующего звена, который тоже проталкивает эту мысль, что ты сейчас цитировала у Соловьева - что это дискредитация имени Немцова, что они позорят, что они примазыются к этому имени. Что он бы никогда в жизни не пришел на такое мероприятие. Какой-то мутный персонаж, какой-то перебежчик, судя по всему. Если уж человека так сильно используют, понятно, что он очень этого хочет - быть используемым.
И. Петровская
―
Во-вторых, тем, кто использует, понятно, что он скажет ровно то, что он сказал. Вот тут, если бы это были нормальные журналисты, они бы за это зацепились - что близкие люди не пришли и не пойдут на этот марш. А на самом деле чуть ли не в первых рядах шли Жанна Немцова, Антон Немцов, Дина Немцова, средняя его дочка. Этот Конев тоже позиционирует себя как близкий человек, который сказал: «Не хочу в этом всем ужасном участвовать».На самом деле я, как очевидец, хочу сказать, что да, там раздражали барабаны, временами какие-то вопли, какие-то флаги. Но в целом, как всегда на такого рода мероприятиях, шла очень внятная, очень интеллигентная, очень разновозрастная публика. Мы одно время сокрушались, что ходят пожилые. Нет, всё-таки здесь была довольно значительная часть совсем молодых людей. Средний возраст, как потом там посчитали (не знаю, правда, какая там методика) 47 лет. Это всё-таки не 60 и тем более не 80, но разброс был огромный.
К. Ларина
―
Вот смотри, мы с тобой опять вернулись к этим трагическим юбилеям - убийство Немцова и убийство Листьева. Я хотела тебя спросить: вот еще одна дата, которая будет буквально на днях, 9-го числа - 20 лет со дня гибели Артема Боровика. Артем Боровик - фигура не менее значимая в российской журналистике, чем тот же Влад Листьев. Фигура мощнейшая. Я специально смотрела - может быть, я что-то пропустила: почему никто не делает фильмов и не вспоминает о нем вообще? У него же целая замечательная команда, с которой он работал в «Совершенно секретно». Пусть они сейчас разбросаны по разным местам, но они есть, живы, здоровы и могут что-нибудь - хоть в интернете, хоть в сети... Чем ты это объясняешь, скажи, пожалуйста?
И. Петровская
―
Я правда не знаю. На самом деле, самым главным хранителем памяти Артема всегда был его папа, Генрих Аверьянович Боровик. Насколько я понимаю, Генрих Аверьянович сейчас уже не в той форме, тоже глубоко пожилой человек, чтобы что-то делать.
К. Ларина
―
Я понимаю. Но Артем тоже не маргинальная личность, согласись. Знаковая фигура - для нашей журналистики уж точно. И для расследовательской журналистики.
И. Петровская
―
И до сих пор эта гибель тоже для многих остается под вопросом: что это было? Не знаю, может быть, я посмотрю, прошарю программу. Может быть, что-то и есть. Но что-то я сомневаюсь. Кстати, если уж мы опять упомянули Листьева, коротко скажу. Самый беспомощный и самый беззубый фильм продемонстрировал Первый канал. Причем он назывался по-разному. Я помню, что в прошлый раз проанонсировали, что будут два фильма: памяти Листьева - в субботу и непосредственно 1 марта (это что у нас было? - воскресенье) в 16:15 фильм «Зачем я сделал этот шаг?». Оказалось, что, во-первых, это одинаковые вещи, просто одинаковые произведения.
К. Ларина
―
Да что ты?!
И. Петровская
―
Абсолютно! Но когда показывали уже во второй раз, то есть повтор, он, во-первых, не попал в то время, которое стояло в программе, его сместили чуть ли не на час. А потом вообще оборвали посередине, потому что поставили художественный фильм «Грозовые ворота». Почему поставили фильм «Грозовые ворота?». Не «гру-», а «гро-». Потому что в этот день также была годовщина гибели 6-й роты, псковских десантников, и в Псков на эти мемориальные торжества (или не знаю, как это назвать - мероприятия) приехал Путин. И таким образом поступили с этим продуктом. Но я о другом. Это Первый канал. У вас убили не только вашего лучшего (на тот момент) ведущего, продюсера, но и руководителя, одного из первых руководителей вашей компании, которая потом стала по-другому называться. И никаких вопросов: кто его убил, за что его убили?
К. Ларина
―
То есть в этом фильме вообще никак не звучала эта тема?
И. Петровская
―
Нет, тема звучала: вот, вошел в подъезд, в него стреляли.
К. Ларина
―
А кто, зачем и почему?
И. Петровская
―
Про «кто, зачем и почему» - ничего. Одни какие-то пошлые и глупые свидетельства. Как, например, у Алексея Пиманова, который говорит, что Владик был обаяшка номер один. Вот в этот момент захотелось прямо...
К. Ларина
―
Плюнуть.
И. Петровская
―
«Заметьте - не я это сказал». До пафосных, много раз уже сказанных Константином Эрнстом слов: «Он был последний герой», опять воспоминания, как известие настигло его в Венеции, когда он снимал сюжет о смерти, и у него совместилось. И вообще никакой драматургии, никак это не связано. Всё, что было, туда вот так накрошили, как какой-то винегрет или салат оливье. Ну и вот, пожалуйста: вот он дома, а вот на теплоходе, а вот он в рекламе, а вот на «Поле чудес» и так далее. И мне кажется, что с этой точки зрения, с точки зрения памяти, уж на Первом как-то всё-таки могли бы...И поэтому когда трое ютюбовских, в данном случае, персонажей - Алексей Пивоваров, Родион Чепель и Ксения Собчак, которые до этого сделали свои фильмы разной степени, как бы сказать, глубины, но всё равно все актуальные - когда они обратились к генеральному прокурору и в Следственный комитет с просьбой, требованием возобновить расследование, я совсем не была удивлена, что среди них троих нет...
К. Ларина
―
Нет четвертого - Константина Эрнста.
И. Петровская
―
Ну, пусть не Константина Эрнста. Пусть Александра Любимова, который был так активен во время всех этих съемок - пожалуй, был самый активный персонаж.
К. Ларина
―
На это восклицание, на этот риторический вопрос нет ответа. Но видишь, отметили дату широко. Вообще-то я хочу тебе сказать, что именно эта дата, именно дата, посвященная Листьеву, по-моему, впервые вот так продемонстрировала нам, конечно, масштаб интернет-телевидения. Потому что смотри - представь себе, если бы ничего этого не было? Мы бы не видели в сети ни Собчак, ни Пивоварова, ни Чепеля, ни интервью с Альбиной Назимовой Кати Гордеевой... Что там еще было? Там было что-то еще, что мы с тобой, может быть, не упоминали. Оставался бы только один фильм Первого канала. Больше ничего бы не было.
И. Петровская
―
Причем очень традиционный. Они примерно раз в 5 лет такое выпускают.
К. Ларина
―
Да, они все одинаковые. Они все под копирку. Там есть свои стандарты, по которым можно снимать без конца эти фильмы, просто переставляя картинки туда-сюда. Поэтому, конечно же, масштаб альтернативного телевидения в эти дни был как никогда очевиден.
И. Петровская
―
Более того, вот я тоже сейчас поймала себя на мысли. Вот, например, Алексей Пивоваров с его YouTube-каналом «Редакция». Это, по сути, отдельный канал. Вот из его работы можно было бы уже свести, если бы там не было, не работало у него так мало народа, целый канал, на котором есть разные жанры - расследование, аналитика, репортажи, интервью, темы от порно... сексуальной, скорее, секс-индустрии в большом городе до коронавируса. Притом, что, правда, я видела 2 вменяемых материала - Алексея Пивоварова и Лобкова. Но это уже второе - у Лобкова круглый стол, называющийся «Инфодемия». Ну, по принципу «эпидемия» - «инфодемия». И вот этот коронавирус, который не у Пивоварова, а на канале «Редакция», удивительным образом приводит тебя, правда, в некие чувства после того, как ты наслушан всякой вот этой панической чуши, которая изо всех утюгов.
К. Ларина
―
Ира, мы должны заканчивать нашу передачу. Но мы ее будем заканчивать не в состоянии паники, а в состоянии любви и надежды, весны, света и тепла. Поскольку наша передача выходит в эфир 7 марта, в этот день мой друг и товарищ по эфиру, моя партнерша и подруга Ирина Петровская отмечает свой день рождения. Поэтому я предлагаю тост - всем сейчас налить и выпить за Ирино здоровье, за то, чтобы эта путеводная звезда под названием Ирина Петровская и дальше продолжала светить нам в этом безумном мире, всё-таки помогая отделять ужасное, безобразное от прекрасного, важного и светлого. Любим тебя, обожаем тебя! Спасибо тебе, звезда моя!
И. Петровская
―
Я плачу. Спасибо большое! Я очень-очень тронута.