Человек из телевизора - 2019-11-23
К. Ларина
―
11 часов 7 минут. Доброе утро, добрый день! Наконец-то программа «Человек из телевизора» встретилась! А то кто в Керчь, кто в Вологду, кто из Керчи, кто из Вологды. Привет, Керчь!
И. Петровская
―
«Здравствуй, здравствуй, ты вернулся. Я к разлуке прикоснулся».
К. Ларина
―
Это Ирина Петровская запела.
И. Петровская
―
От счастья встречи.
К. Ларина
―
Аплодирует ей Ксения Ларина. И вы, дорогие друзья - приветствуем вас! Мы здесь, в студии «Эха Москвы». Илья Крылов - наш звукорежиссер, которому тоже привет. И мы в течение ближайших 53 минут с вами здесь, в прямом эфире. Ира, перед тем, как мы начнем наш тяжелый рассказ, мы должны подарить людям праздник. Праздник мы дарим руками нашего товарища Валерия Васильевича Якова, который не просто известный журналист, но и президент премии «Звезда Театрала».
И. Петровская
―
И главный редактор журнала «Театрал».
К. Ларина
―
Да. И по традиции в декабре «Звезда Театрала» проводит свою звездную церемонию в Театре Вахтангова. 2 декабря вечером. Билетов не достать, поскольку, как вы понимаете, большую часть зала занимают великие и замечательные артисты, различные художественные руководители.
И. Петровская
―
Звезды.
К. Ларина
―
Да, настоящие звезды. Но у вас есть шанс попасть на эту торжественную церемонию. У нас есть для вас билеты, дорогие друзья. Вам нужно просто написать о своем желании на наш смс +7-985-970-45-45 и билеты ваши. Напомню, чем уникальна премия «Звезда Театрала» в этом году - что это премия непрофессиональная, это премия зрительских симпатий. Голосование проходит в открытом режиме на сайте журнала «Театрал». И кстати, Валера просил вам передать, что у вас еще есть шанс проголосовать до 30-го числа. Вот просто впритык, что называется. Там разные номинации - и актерские, и спектакли, музыкальные и прочие. В этому году есть новая номинация «Лучший региональный театр», что тоже важно для тех, кто живет и творит в регионах России.Так что, дорогие друзья, подключайтесь! Все, остается только напомнить, что 2 декабря... Кстати, насколько я помню, будет даже прямая трансляция на сайте. Об этом, может быть, скажем чуть позже, когда будет известно, как это будет происходить.
И. Петровская
―
А сколько у нас билетов?
К. Ларина
―
3 пары. Все, пишите, звоните, и билетики мы вам торжественно вручим. Мы с Ирой тоже собираемся там быть, если нам ничто не помешает.
И. Петровская
―
В первую очередь погода 2 декабря.
К. Ларина
―
Ну а теперь к телевизорам - различным телевизорам. Быстро читаю все, что мы с Ириной накидали за это время, за неделю, для того, чтобы вы сориентировались и, может быть, что-нибудь добавили.Итак, открытые слушания в Конгрессе по импичменту Трампу - прямая трансляция на канале «Настоящее время». Диалог Познер-Юмашев в Ельцин-центре - прямая трансляция на канале «Дождь». Это было бувально вчера вечером. Илья Яшин - гость программы Hard Day`s Night на «Дожде». Леонид Волков в интервью Жанне Немцовой на «Deutsche Welle». Премьера Евгения Киселева в его канале «Кисельные берега». Мы с вами обсуждали его большую документальную работу с какими-то ответвлениями «Понауехавшие», поскольку после этой работы пошли еще и большие интервью с людьми, которые понауехали в Украину из России. А сейчас, на этой неделе у Евгения Киселева большая премьера - «Итоги». Я, например, очень ждала эту программу. Может быть, мы об этом поговорим. Ира, по-моему, тоже видела.
И.Петровская: Ждать от них откровений и разоблачений, тем более пока, что называется, все живы, вообще не приходится
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Дальше. Интервью на YouTube. Василий Уткин в проекте Александра Горбунова «Сталингулаг на колесах». Вы помните этот проект - Александр Горбунов сажает своего гостя в инвалидное кресло и путешествует с ним по улицам Москвы, преодолевая все преграды и все прелести удобного для инвалидов города. И, естественно, говорят о серьезном и не очень серьезном в интервью, в разговоре. Дмитрий Быков у Ирины Шихман в проекте «А поговорить». Андрей Смирнов в проекте «Ещенепознер». Из рекомендаций хочу сказать про Тамару Эйдельман и ее «Уроки истории» - отдельный YouTube-канал. Уже было несколько выпусков. Просто отличный проект, замечательный, всем рекомендую. И премьера «Эпидемии» - очень интересная работа, которая стартовала на программе «Премьер». Правильно говорю?
И. Петровская
―
На платформе.
К. Ларина
―
Это «ТНТ-Премьер»? Или просто «Премьер»?
И. Петровская
―
Я «Эпидемию» пока еще не видела. Знаю только, что стартовала, и что есть отклики, которые понуждают нас обязательно это посмотреть.
К. Ларина
―
Очень интересная работа. Теперь добавим то, что Ира всегда любит вам напоминать - про смс. Скажи, ты это так красиво делаешь.
И. Петровская
―
Средства связи! Пожалуйста, смс пишите нам по номеру +7-985-970-45-45, твиттер-аккуант vyzvon, YouTube-канал, который вы можете смотреть и где вы тоже можете оставлять свои впечатления. Собственно, и все. Вперед!
К. Ларина
―
Ну, давай мы начнем как раз с прямых трансляций. Это тоже еще одно приобретение последнего времени. Как ты это ни назовешь - просто сделанной телевизионной или видеотелевизионной программой. Это абсолютный, что называется, прямой эфир, по которому мы все так тоскуем, которого нам так не хватает. Вот прямая трансляция диалога Познер-Юмашев из Ельцин-центра. Это было вчера. Я в это время работала здесь в эфире, поэтому так чуть-чуть посматривала. Но вот Ира посмотрела и, может быть, скажет несколько слов.
И. Петровская
―
Да, я смотрела прямо в прямом эфире. Они (Ельцин-центр) заранее объявили, что состоится это интервью. Валентин Юмашев, опять же, заранее выбрал интервьюера.
К. Ларина
―
А, даже так?
И. Петровская
―
Да, то, что я читала. Ему, видимо, были предложены какие-то кандидатуры на выбор, но он сам предложил Владимира Владимировича Познера. И, соответственно, канал «Дождь» тоже заранее объявил, что будет вести прямую трансляцию, что он и сделал. Разговор был о том, как, при каких обстоятельствах Борис Николаевич Ельцин выбрал себе преемника - известно, кого.
К. Ларина
―
Сенсации были? Скандалы, расследования, сенсации?
И. Петровская
―
Нет, тут под твоим постом в Фейсбуке «Человек из телевизора» есть вопрос: «Как вы считаете, был ли Юмашев искренним?» - по-моему, так он звучит.
К. Ларина
―
Да, «откровенно ли отвечал на вопросы Познера?».
И. Петровская
―
Мне кажется, дорогие друзья, задавать этот вопрос наивно. Потому что люди этого круга совсем по-другому бывают откровенны. И ждать от них каких-то невероятных откровений и разоблачений, тем более пока, что называется, все живы, вообще не приходится. Поэтому вот честно, для меня, может быть, была пара каких-то подробностей, которых я до этого не знала. Никакой особой остроты в этом диалоге не было. Обсуждалось, мне кажется, все довольно давно известное.
К. Ларина
―
Больше часа длилось.
И.Петровская: Он(Трамп) не любит ни острых вопросов, ни провокаций. Периодически пытается поставить журналистов на место
И. Петровская
―
Да, по-моему, даже больше, чем 1,5 часа, потому что вначале было, собственно, само интервью, а потом уже Юмашев, да и Познер тоже, отвечали на несколько вопросов из зала. В основном, кстати, по-моему, тоже на вопросы журналистов. Что касается того, были ли какие-то сенсации, опять же, повторю: для меня этих сенсаций не было. Ну, может быть, какие-то минимальные подробности.Например, как руководя ФСБ, Владимир Владимирович Путин пришел к руководителю администрации Юмашеву и сообщил, что якобы Примаков просит ФСБ организовать слежку за Явлинским как за агентом империализма и Госдепа. На что Владимир Владимирович сказал, что он не позволит втягивать ФСБ в такие вот грязные игры и, соответственно, не стал организовывать слежку за Григорием Алексеевичем Явлинским. Ну и еще какие-то такие подробности.
Там, например, был вопрос - по-моему, его задал Познер, а, может быть, из зала - «Как вы думаете, останется ли Путин у власти в 2024 году?». На что Юмашев сказал: «Если мы сейчас спросим об этом самого Владимира Владимировича, мы наверняка, на 99% получим ответ «Нет, ни за что и никогда». Но это если сейчас». А если дело дойдет до 2024 года (это я уже добавляю от себя), то совершенно непонятно, какой мы получим ответ.
К. Ларина
―
Формат такого диалога... Как я понимаю, это больше диалог, чем интервью.
И. Петровская
―
Нет, все-таки интервью, потому что в первой части, в основной, Познер задавал вопросы, а Юмашев отвечал.
К. Ларина
―
Но все равно это цепляет, не было скучно? Или так...?
И. Петровская
―
Ну, временами не было, а временами было.
К. Ларина
―
Я люблю, когда зал задействуют...
И. Петровская
―
Ну, зал был задействован уже в самом конце, задавал какие-то свои вопросы. Пытался как-то посмотреть в будущее, потому что в основном интервью, естественно, касалось прошлого и в очень незначительной степени настоящего.
К. Ларина
―
Может быть, в качестве вариаций... Потому что сам факт таких прямых трансляций и разговоров на публику, публичных, в форме диалогов или в форме интервью с участием зала, мне очень нравится. Я его очень люблю, он живой. Но, может быть, в данном случае делать какой-то дискуссионный формат? Может быть, пусть будут два человека. Сажать не с интервьюером, а с собеседником, задающим вопросы. Тогда это будет именно диалог.
И. Петровская
―
Или сажать какого-то интервьюера. Я еще раз говорю, условного.
К. Ларина
―
Сажать интервьюеров мы не будем.
И. Петровская
―
Сажать на сцену рядом с интервьюируемым условного Дудя или даже...
К. Ларина
―
Безусловного.
И. Петровская
―
Безусловную Собчак, которые могут обострять, которые не побоятся этого делать.
К. Ларина
―
Которые умеют делать шоу.
И. Петровская
―
Да, и которые зададут от имени зрителей вопрос, который их больше всего интересует на самом деле. А то, что Борис Николаевич воспринимал Путина как сына и поэтому в результате сделал из него преемника - это мы все как бы уже слышали. Мне кажется, в этом смысле куда более информативен - просто по картинке - фильм Манского.
К. Ларина
―
Да, я тоже сейчас вспомнила.
И. Петровская
―
«Свидетели Путина». Это как раз вот эта предвыборная ночь, и как семья Бориса Николаевича ждет известий и окончательных результатов.
К. Ларина
―
Там за несколько минут все переворачивается, вся перспектива видна тут же - что сделали, что случилось и что будет дальше. А потом через год они встречаются - где он говорит, по-моему, про гимн.
И. Петровская
―
Да, очень интересная работа. Я ее видела у Виталия Манского здесь. Нет, там, опять же, есть какие-то детали, но они тоже известны - что Борис Николаевич в 1996 году не хотел снова баллотироваться, его уговорили, потому что боялись прихода Зюганова, и вообще не имел в виду продолжать, идти на какой-то еще срок. И это мы тоже примерно представляем: в силу разных обстоятельств он этого не хотел - и устал, и болел, и все такое прочее. Но в любом случае всегда вот это приобщение к недавней истории, конечно, все равно любопытно и по-своему интересно. И еще возникает вопрос, почему вдруг в последнее время Валентин Борисович Юмашев проявляет какую-то такую...
К. Ларина
―
Вялую активность.
И. Петровская
―
Да, и дает, можно сказать... Ну, не направо и налево, но как минимум 2-3 интервью он вдруг после долгого молчания решил дать разным людям. Это вопрос.
К. Ларина
―
Тут спрашивают, можно ли найти в YouTube. Конечно, была трансляция, есть запись. Наберите в YouTube «Познер Юмашев» и обязательно получится. Тот, кто интересуется новейшей историей России - в любом случае вам это будет интересно, а может быть, что-то вы не знаете. Это мы все знаем.
И. Петровская
―
Тем более тот, кто жил тогда и, может быть, хочет получить какое-то представление об этих механизмах и закулисных играх и переговорах.
К. Ларина
―
Скажу по поводу другой трансляции. Я имею в виду трансляцию слушаний в американском Конгрессе по поводу импичмента Трампу. Ее транслировали в прямом эфире. Это канал «Настоящее время», за что ему огромное спасибо. С синхронным переводом, тут же. Естественно, эту запись тоже можно посмотреть.Чем она интересна? Она интересна прежде всего тем, что у нас такое невозможно себе представить. Ну невозможно себе представить открытый процесс, посвященный подготовке процедуры импичмента. И вообще чтобы найти эти механизмы, причины, мотивы этой процедуры, как это происходит... Люди в открытую сидят и шаг за шагом обсуждают каждый поступок, каждое подозрение, каждую бумажку, каждый источник - все, что связано с подозрениями в адрес собственного президента. Ну, вы знаете, что точка отсчета - это Украина, Трамп-Зеленский. Но, в общем, это такой невероятный детектив в прямом эфире - политический. Что там «Карточный домик»? Я не могу себе представить, чтобы у нас такое вообще было возможно.
И. Петровская
―
Это, кстати, отличный ответ и иллюстрация - но в первую очередь ответ тем, кто очень любит у нас на разных ток-шоу кричать: «А по-вашему, там, в Америке, есть свобода слова?».
К. Ларина
―
Есть! Кстати, Владимир Владимирович Познер любит говорить про свободу слова и про отсутствие свободы слова. Есть, Владимир Владимирович.
И. Петровская
―
Да, у Владимира Владимировича есть идея, что ни в одной стране нет свободы. В той или иной степени эта свобода завязана, зависит от тех или иных сил, и в связи с этим разные журналисты несвободны по-своему. Возможно, разные журналисты разных изданий несвободны по-своему, но в целом когда происходят особенно вот такие события, а уж тем более когда происходят выборы... Американские выборы - это реальное шоу, и там часто побеждает тот, кто понимает законы этого жанра. Это не значит, что это хорошо.
К. Ларина
―
Как помнишь, мы смотрели дебаты Хиллари и Трампа? Это же вообще оторваться невозможно!
И. Петровская
―
Да, тот, кто не понимает эти законы жанра, возможно, более глубок и более подготовлен к этой деятельности. Но уж коли ты назвался кандидатом в президенты и полез в это, будь любезен учитывать это и учиться вести себя во время этих дебатов, во время встреч с избирателями во многом как шоумен. То есть открытый политик обязан владеть этим искусством, и уж тем более не бояться ни острых вопросов, ни провокаций. Чего, кстати, не скажешь о Трампе. Он не любит ни острых вопросов, ни провокаций. Периодически пытается поставить журналистов на место.
К. Ларина
―
Заткнуть им рот.
И.Петровская: «Намедни» органичнейшим образом вписался. Оттого, что он выходит не по телевизору, он ничего не потерял
И. Петровская
―
Заткнуть, лишить возможности аккредитации на собственных встречах. Но это совершенно не мешает тем же журналистам и тем же изданиям делать при этом то, что они считают необходимым.
К. Ларина
―
Да ради Бога. Даже трансляция этих слушаний называется «Ради Бога». Журналист не будет ничего комментировать. Мы не будем высказывать наше мнение - ради Бога. Мы просто покажем, как это делают те люди, у которых есть право на высказывание своего мнения.То есть люди, которые избраны народом, представляют американское общество - эти самые сенаторы, члены Конгресса. Это вообще потрясающе.Ира, кстати, я хочу сказать, чтобы далеко не уходить, по поводу Тамары Эйдельман, которую я сегодня выбрала в качестве рекомендации. Ее канал «Уроки истории» - чем он интересен для вас, дорогие друзья, для тех, кто интересуется политикой? Тамара как историк выбирает для своих передач темы, которые невероятно резонируют с сегодняшими актуальными событиями. Вот последний выпуск этой недели как раз посвящен процедуре импичмента. Как это начиналось, какие бывают возможные рычаги, проводит какие-то аналогии в разных странах, как это было. Она рассказывает об этом невероятно интересно, как она умеет - без всякой назидательности, абсолютно сегодняшним, современным языком. То есть вам точно не будет скучно.
Это не лекция в чистом виде. Это абсолютно живая история, которая имеет непосредственное отношение к событиям сегодняшнего дня. Собственно, она выбирает все темы, которые сегодня на слуху - как это было раньше, как это бывало в разных странах, в разных временах. Так что обратите внимание. Называется «Уроки истории с Тамарой Эйдельман». Приглашаю вас подписаться на этот YouTube-канал. Видела ли ты что-нибудь, Ира?
И. Петровская
―
Пока не видела. Я только хочу напомнить, что Тамара Эйдельман не просто историк - она учитель истории в школе. Поэтому она владеет вот этим искусством просто говорить о сложном, интересно. Мы понимаем, что такое отличный учитель, который в состоянии донести свой материал и до своих учеников, и до большого количества зрителей, слушателей.
К. Ларина
―
Там, кстати, есть еще один YouTube-канал - мы о нем тоже не говорили, но знаем, кто этот человек. Это Леонид Млечин, который просто дока - он как раз и историк, и телевизионный человек в одном лице. У него огромный опыт. И у него тоже есть свой YouTube-канал.
И. Петровская
―
Да, я его как раз регулярно смотрю.
К. Ларина
―
Тоже обратите на него внимание. Там есть и небольшие комментарии, но есть и вполне полноценные часовые тематические программы, которые он тоже делает с присущей ему эмоциональной подачей. Очень интересно. Обратите на это внимание.
И. Петровская
―
Леонид Млечин, кстати, работает еще и на «Общественном телевидении России».
К. Ларина
―
У него там авторский проект.
И. Петровская
―
Да, делает свой авторский проект. Но уж коль мы заговорили об истории, то, безусловно, Леонид Парфенов. Уже вышел, по-моему, 1959 год. Таким образом, до завершения этого исторического цикла остается...
К. Ларина
―
А сколько там?
И. Петровская
―
По-моему, 1960 - крайний. Потому что 1961 уже был. Самое первое «Намедни» - вот этот проект, «Намедни: наша эра» - по-моему, начался с 1961 года. И таким образом, этот последний цикл закрывает вот эту нишу в истории советского времени до 1960 года. А дальше, возможно, он продолжит уже с того момента, когда «Намедни» закончились. А прошло с этого момента уже тоже, наверное, 20 лет. По-моему, он со своим циклом дошел где-то до 2000 года. Могу ошибаться. И понятно, что «намедни» в названии его проекта больше не присутствует - называется просто «Исторический проект». На мой взгляд, просто высочайшего уровня и качества. Я смотрю каждый. Это вообще очень интересно...
К. Ларина
―
Это ты про Парфенова говоришь?
И. Петровская
―
Да, про Парфенова. 1956, 1957, 1958 - последним был 1958 год. И вот досмотрим... Я так предлагаю: досмотреть этот цикл и уже потом более прицельно об этом поговорить.
К. Ларина
―
Да, подытожить, что называется. Мне очень хочется, чтобы Леонид Геннадиевич не бросал этот свой проект. Может быть, придумает ему, наконец, какое-нибудь название - другое.
И. Петровская
―
А зачем?
К. Ларина
―
«Наша эра» - тоже красиво. Это же не приватизировано.
И. Петровская
―
Зачем? На самом деле все все равно будут называть. Хоть горшком назови...
К. Ларина
―
Все равно будут называть «Намедни».
И. Петровская
―
Все будут называть «Намедни». И никто другой - я абсолютно уверена: и правообладатель НТВ просто не осмелится. Потому что это будет самоубийственно - выходить или делать у себя на канале какой-то проект под этим названием и без Леонида Парфенова. «Намедни без Леонида Перфенова».
К. Ларина
―
Да, как «Итоги без Евгения Киселева». Смотрите, мы с Ирой так вышли на исторические передачи, исторические каналы. Если у вас, друзья, вдруг есть какие-то ваши личные рекомендации в интернете (я имею в виду, прежде всего, на YouTube-канале в телевизированном виде), исторические передачи или исторические каналы, исторические проекты - пожалуйста, пришлите, поделитесь своми пристрастиями. Может быть, нам тоже стоит рассказать об этом людям и обратить на это внимание.Перед перерывом объявляю наших победителей. Ольга, последние две цифры телефона - 34. Екатерина - 08. Светлана - 21. Вот такая у нас женская бригада зрителей. Надеюсь, что возьмут с собой спутников и пойдут все на «Звезду Театрала» - церемонию вручения премии, которая состоится 2 декабря вечером, в 7 часов, в Театре имени Вахтангова. Премия зрительских симпатий. Самые лучшие, самые яркие, самые интересные театральные события за этот год. И конечно, всех замечательных звезд в этом зале, в Театре Вахтангова вы обязательно увидите. Это всегда проходит в очень красивой, яркой и остроумной форме капустника, с замечательными ведущими, прекрасными артистами. Так что приходите!
НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Здесь Ирина Петровская, Ксения Ларина. Пойдем дальше. У нас планов громадье. Конечно же, надо сказать про премьеру Евгения Киселева. Мне кажется, это важное событие. Я ужасно хотела, чтобы он делал эту передачу. Он умеет это делать. Программа «Итоги» вышла на этой неделе в рамках его канала «Кисельные берега». Он ее делает один. Согласись, в этой передаче не хватает каких-то экспертов. Мне кажется, даже в таком ютюбном формате человек вполне может позволить себе хоть по скайпу с кем-то поговорить.
И. Петровская
―
Да, согласна.
К. Ларина
―
У тебя какие впечатления?
И. Петровская
―
Мне кажется, что, с одной стороны, этот жанр аналитики, итоговости, «Итогов Евгения Киселева» наиболее органичен. С другой стороны, вот этот первый выпуск - мне кажется, в нем немного не хватило динамичности, динамики. Очень растянутые, какие-то большие куски, комментарии - Путин, Трамп. В конце живинка в виде Соколова-потрошителя. Мне кажется, по крайней мере, мне бы хотелось больше каких-то внутриукраинских событий и тем. И самое главное - не затягивать это. Не превращать в такие кирпичи составные этой программы. А в принципе да, у Киселева все для этого есть.
К. Ларина
―
Да, его жанр абсолютно.
И. Петровская
―
Самое главное, что это его жанр. Вот как «Намедни», перенесенные в YouTube, оказались, тем не менее, органичны этой платформе, будем так говорить. Может быть, просто в силу того, что и сам Леонид Парфенов вообще более чем органичен. Кстати, куда пропал «Парфенон»?
К. Ларина
―
Не делает он. Мне кажется, он как-то перегорел к нему.
И. Петровская
―
Да, «Парфенон» был как-то менее...
И.Петровская: Безусловно, есть некий этикет общения мужчины с женщиной, пусть даже они журналисты
К. Ларина
―
А помнишь, мы это обсуждали? Он как-то все время плавал по формату. Все-таки не было понятно.
И. Петровская
―
Там не было формата.
К. Ларина
―
Про это я и говорю. Он не определился, что это такое. То интервью, то набор каких-то, через запятую, никак ни с чем не связанных событий. Не хватало какой-то цельности в этой передаче. Может быть, он сам почувствовал, что что-то не идет, не получается.
И. Петровская
―
Ну, пожалуй. Я так понимаю, это была попытка некоего такого видеоблога, дневника по личным впечатлениям.
К. Ларина
―
Но все равно не получилось.
И. Петровская
―
Ну, вот это не получилось. А «Намедни» органичнейшим образом вписался. Оттого, что он выходит не по телевизору, он ничего не потерял. Разве что, может быть (мы уже это говорили) по хронике, по видеоряду меньше возможностей.
К. Ларина
―
Зато там больше художественного кино, которое они вместе выбирают.
И. Петровская
―
Но в целом все равно главное - сохранился вот этот подход к истории, именно парфеновский, когда как будто бы парадоксальное сочетание несочетаемого, тем не менее, как раз и создает полную картину того, что происходило в конкретном году, и определенных тенденций, которые определяли жизнь страны, людей и так далее.
К. Ларина
―
Я тоже добавлю про Киселева. Мне как раз казалось, что здесь было достаточно именно внутриукраинских событий. Потому что это была основа, первая большая тема - внутренняя политика Украины, весь политический расклад, все, что происходит. То, чего мне, например, не хватает. Мне как раз нравится, что сейчас появилась возможность, чтобы человек на русском языке внятно объяснил мне, что там происходит. Человек изнутри, а не из тех, кто следит за этим со стороны. Потом, естественно, Путин-Трамп.Потом мне понравилось, что эта история Соколова у него тоже прошла через политическую призму. Об этом мало говорят - у нас тем более об этом мало говорят, что, собственно, его французское признание, французские связи этого аньяка, психопата, убийцы, расчленителя, душегуба идут по линии правых сил, Национального фронта, по линии Ле Пен. Это тоже, кстати, о многом говорит, и про этого человека - что не стоит его олицетворять с таким великим русским, который является таким вот культурным агентом Франции, французским просветителем. Это не так. Там все-таки сильно замешана политика. И какая политика - тоже немаловажно.
И. Петровская
―
Да, но, тем не менее, все равно попытки - кстати, и в наших телевизионных эфирах (не в наших здесь, а в телевизионных) - пришить сюда какую-то политику, вот это вот «свой-чужой», мне кажется, они бессмысленны. Потому что мы имеем дело в чистом виде с психопатом, с человеком явно с психическими, если не клиническими отклонениями, но от безнаказанности, от того, что он привык царить, совершенно потерявшим все берега. И конечно, мы имеем дело с абсолютно жестоким убийцей. Не знаю, маньяк не маньяк, но душегуб, потрошитель - все что угодно. Поэтому даже будь он, не знаю, председателем генсовета «Единой России», в данном случае это не имело бы ровным счетом никакого значения и отступало бы перед ужасом, кошмаром и зверством содеянного им.
К. Ларина
―
Завершая тему Киселева, скажем, что он много времени уделил этой теме. Собственно, этой теме все уделяют много времени. Уж слишком такое яркое, невероятное событие - притягивает к себе внимание, увы. Он выходит раз в неделю со своими «Итогами», и мне кто-то тут написал, что он будет гостем эфира, стрима Майкла Наки и Александра Плющева. Но только в какой день, я не поняла. Обращаюсь к нашим коллегам. Если нас слышат Саша Плющеви Майкл Наки! Напишите куда-нибудь, хоть на смс, хоть мне в личку, когда Киселев будет в вашем эфире - в большом ночном. Мы об этом объявим. Потому что поговорить с Евгением Алексеевичем всегда приятно, особенно в прямом эфире.
И. Петровская
―
Перекидываю мостик к еще одной теме. Видела ли ты, как Дмитрий Быков пришел на интервью - правда, на радио (но это тоже показывали) - к Евгению Киселеву?
К. Ларина
―
Нет. Сейчас?
И. Петровская
―
Буквально неделю назад или 10 дней. И мгновенно перехватил инициативу у Евгения Киселева (который, по идее, позвал Быкова интервьюировать) и начал интервьюировать самого Киселева. И длилось это практически до самого финала. И почему-то Женя на это повелся и на полном серьезе отвечал.
К. Ларина
―
Это, кстати, синдром ведущего - кто кого переведет.
И. Петровская
―
Вот в данном случае Быков его абсолютно... как это можно сказать в прошедшем времени? Что сделал? Переиграл...
К. Ларина
―
Переведущил.
И. Петровская
―
Было забавно, потому что просто начинаешь следить, закончится когда-нибудь вот это интервьюирование наоборот. Но фактически оно не закончилось.
К. Ларина
―
Ну вот давай про интервью, раз уж про Быкова. Ира, я хочу сразу бросить мяч в твои ворота и сказать тебе страшную вещь: мне не понравился Быков у Ирины Шихман.
И. Петровская
―
А мне кажется, он мало кому именно конкретно в этом формате мог понравиться. Но ты обоснуй, а дальше...
К. Ларина
―
Что тут обосновывать? Мне не понравился настрой человека, который пришел на разговор. Я считаю, что если тебе это кажется малоинтересным, вообще неинтересным, если и человек тебя раздражает, и вопросы тебя раздражают, то либо не приходи, либо откажись. Мне кажется, что такая абсолютно хамская манера ответа, да еще такая назидательная... По сути, было несколько моментов, когда, на мой вкус, просто хочется закрыть и сказать: «Все, пока, ребята, спасибо - не получилось у нас с вами». То, что он там говорил про других людей, было отвратительно.В общем, не понравился он мне, извините. Не знаю, сознательно ли он. Он, конечно, вообще любит эпатировать. Мы уже знаем Быкова как облупленного за долгие годы - кто больше, кто меньше, но все равно знаем. Он любит эпатировать публику, любит показать, что он такой вообще свободный. Это как бы такой его имидж: да, я делаю что хочу, принимайте меня таким, какой я есть. Но я не знаю, какой он есть на самом деле. И мне кажется, что здесь у него прибавилось мало поклонников.
И. Петровская
―
Ну, мне довольно сложно говорить на эту тему.
К. Ларина
―
Он твой товарищ, я знаю.
И. Петровская
―
Да, он мой товарищ, я знаю его очень много лет. И он как раз был невероятно привлекательным некоторое время тому назад в формате интервью, в разных дискуссиях тем, что он всегда был ужасно азартный, увлеченный. Да, он часто переговаривал других. Но при этом он был вовлечен, ему было интересно. Мы тут даже не раз говорили (я, по крайней мере), что это мечта интервьюера: человек, которого не надо заставлять что-то там из себя выцеживать - он всегда готов и всегда будет интересен.Поэтому я также испытываю недоумение по поводу этого интервью. Абсолютно согласна, что если тебе это так неприятно, то тебя же, в конце концов, не на аркане тянули - зачем ходить? Второе: ты разговариваешь с женщиной. Здесь, конечно, если только женщина не какая-нибудь отъявленная хамка, которая тебя провоцирует, безусловно, есть некий этикет общения мужчины с женщиной, пусть даже они журналисты. Тем более, мне кажется, Ирина Шихман в данном случае...
К. Ларина
―
Так была расположена к нему, с таким уважением. Проявила, что он ей так интересен. У нее были какие-то свои симпатии к этому человеку.
И. Петровская
―
Она продемонстрировала почти чудеса. Она ни разу не сорвалась, ни разу даже ни одним каким-то движением брови не показала, что ей это просто неприятно, особенно когда тебе в глаза говорят: «Не ваше дело, не ваше собачье дело» и вообще, мне кажется, как раз всячески провоцируют на то, чтобы со стороны интервьюера началась истерика. Конечно, там очень много моментов (я даже их пересматривала), когда это чистый троллинг. Их не нужно воспринимать всерьез. Когда он там говорит о заговоре... Конечно, он это все утрирует.Меня больше всего неприятно в нем поразил вот этот тон уставшего от славы, такого утомленного славой гуру, который хочет - говорит, а хочет - нет. Который фильтрует вот эти вопросы, хотя ни одного по-настоящему бестактного вопроса Ирина Шихман ему не задала. Что вызвало у него такую реакцию, например, на вопрос, как к нему относились одноклассники - решительно понять невозможно. Она же не спросила про какие-то интимные подробности его взаимоотношений с одноклассницами или одноклассниками. Ну и так далее. Конечно, был невероятно странный, грубый выпад в адрес Веры Полозковой, когда он сказал: «Кто это, я ее не знаю», хотя потом Ирина Шихман сделала грамотно, что процитировала его собственные слова. Вот эти какие-то его полумистические или мистические воспоминания о Боге, которого он встречал... Ну это, конечно, его личное дело.
К. Ларина
―
Он не первый раз про это рассказывает.
И.Петровская: Если тебе не хочется, не нравится, интервьюер не вызывает симпатии - никто на аркане не потащит
И. Петровская
―
Более того, когда она его спросила в ответ на его признание, что он знает, что Бог есть и он его видел...
К. Ларина
―
Где он это рассказывал? Помнишь, мы с тобой обсуждали?
И. Петровская
―
В эфире «Эха Москвы».
К. Ларина
―
А, точно!
И. Петровская
―
Он рассказывал в первый же выход, после того, как...
К. Ларина
―
Когда он отравился.
И. Петровская
―
Да, вышел из комы, и первое, о чем он рассказал - про это. И она его процитировала. Поэтому действительно ты права, что именно это интервью не прибавило не только поклонников, а доброжелателей. Кстати, я в Фейсбуке, в ленте тоже читала такие недоуменные реплики людей, которые в целом могут считать себя единомышленниками с Димой, симпатизировать ему. Такой самый мягкий отзыв по этому поводу - «Производит очень странное впечатление». Не знаю. Правда, в этом случае если тебе не хочется, не нравится, интервьюер не вызывает симпатии - никто на аркане не потащит, легко сказать: «Извините, не хочу».
К. Ларина
―
Давай быстренько пройдемся по интервью. Я могу сказать пару слов про Илью Яшина в Hard Day`s Night. Такое позитивное впечатление произвел на меня этот разговор! Во-первых, он не пустой - он был какой-то наполеннный. Даже не хватило времени. Очень такой плотный. Во-вторых, просто хочется как-то констатировать, что Илья Яшин находится в блестящей форме - и политической, и интеллектуальной. В нем как-то все внутри правильно произошло. Остроумный, яркий и очень умный. В нем нет какого-то ощушения ущербности, зависти - то, что обычно бывает у людей, которые бьются где-то в одном поле, и у них никак не выходит выйти наконец на какую-то звездную прямую.Ему очень тяжело, мы все это знаем. Он упорно, упрямо рвется по этому пути, рвет все эти флажки. И у него абсолютно благие намерения, в которых, мне кажется, трудно сомневаться. Мне очень нравится, как он говорит о других людях, о других политиках. Он не позволяет себе ни какого-то высокомерия, ни хамства, не переходит на личности. К нему там наш Володя Роменский привязался по поводу Ксении Собчак: «А что с ней? А почему она так? А как вы думаете, она мешает или не мешает?». Он очень аккуратно пытался все-таки обойти все вот эти провокационные нюансы, заложенные в этих вопросах. Лишний раз напомнил, что Ксения сейчас политикой не занимается. Что когда она шла в президенты, он лично говорил, что она совершает ошибку. Она об этом спрашивала. И вообще про Алексея Навального, про политический расклад, про свои амбиции.
В общем, короче, Илья молодец. Я, честно говоря, за него прямо болею. Мне кажется, что он достойный наследник, скажу так, Бори Немцова - наследник его идеи, его политической линии, его политической карьеры. Мне очень хочется, чтобы у него получилось. И вообще получился отличный разговор. Кто пропустил, посмотрите. Ты видела чуть-чуть?
И. Петровская
―
Я видела.
К. Ларина
―
Согласна?
И. Петровская
―
Согласна, абсолютно. Мне он тоже очень симпатичен именно тем, что он, с одной стороны, искренний, и это как раз тот случай, когда ты не чувствуешь какого-то двойного дна. Потому что он, собственно, на виду, он делает то, что он делает, ничего не скрывает, и у него уже есть опыт - он реально общается с народом, как это принято говорить, на земле, а не на небесах. И поэтому у него (конечно, если только ему не поставят какую-то непреодолимую преграду) есть огромный потенциал. Я видела Андрея Сергеевича нашего Смирнова в проекте «Ещенепознер».
К. Ларина
―
Давай расскажи, потому что я не смотрела.
И. Петровская
―
Ну что я могу сказать? Буду говорить так же, как обычно. Андрей Сергеевич совершенно прекрасен, тоже искренен, глубок, способен говорить на любую тему. Мне, как всегда, не хватило разговора о нем лично, о его фильмах, в том числе о последнем, потому что об этом уже говорили совсем ближе к концу. Николай Солодников в данном случае не отошел от своего привычного ведения. Недавно я прочитала какое-то интервью, где он говорит, что не готовится к интервью, но действует по велению сердца. Вот сердце ему там подсказывало регулярно задавать вопросы... Как с Любой Аркус - это было чем-то похоже.
К. Ларина
―
Помнишь «Сердца четырех»? «Сердце, сердце не трогайте!».
И. Петровская
―
Тебе бы только издеваться. А Николай Солодников задавал вопросы в своей манере: каким человеком был Ромм, каким человеком был Павел Лебешев.
К. Ларина
―
А про Андрея Сергеевича Смирнова он что-нибудь спросил?
И. Петровская
―
Нет, конечно, там было и про Андрея Сергеевича Смирнова, и про те палки в колеса, которые ему вставляли буквально на каждой картине. И там был, кстати, любопытный поворот о критике. Солодников, который, как мы знаем, к критике, мягко говоря, нетерпим, спросил, как отнесся Андрей Сергеевич к критике собственных детей (они все трое - кинематографисты), которым он показал первую сборку «Француза». И он сказал, что это было очень полезно, и вообще всякая критика, безусловно, очень нужна художнику. Опять же вспомнил про Илью Авербаха, с которым он дружил - что они ездили друг к другу отсматривать снятый материал и тоже, не жалея друг друга, критиковали в хвост и в гриву работу, хотя бы предварительную, друг друга. И что временами обижались, но, тем не менее, знали, что это чрезвычайно полезно.Нет, еще раз повторю: Андрей Сергеевич восхитителен, безупречен. О чем бы ни шла речь - о музыке в кино, о его контактах со Шнитке... Единственная радость, что здесь все-таки было меньше интервьюера с его эмоциями. Хотя он, конечно, периодически восклицал: «Грандиозно! Суперски! Слезы наворачиваются!». Но все-таки было меньше, и это позволило Андрею Сергеевичу высказаться.
К. Ларина
―
Многого мы опять не успеваем. Скажу только, что я посмотрела (не знаю, смотрела ли ты) «Квартирник» Маргулиса с Визбором.
И. Петровская
―
Смотрела, конечно. В честь 85-летия Юрия Иосифовича.
К. Ларина
―
Передача посвящена Визбору, и там пели группы, которые вообще никак и рядом не лежали, не стояли рядом с этой стилистикой авторской песни. Они пели самые известные хиты Визбора, и некоторые вещи мне так понравились - я прямо сидела аплодировала. Когда с духовыми вот так отвязно поют эти вещи. Но, Ира, меня там совершенно поразил Юра Визбор...
И. Петровская
―
Младший.
К. Ларина
―
Да, песня, которую он спел - «Наполним музыкой сердца». Это сын Тани Визбор, напомню нашим слушателям.
И. Петровская
―
С днем рождения вчерашним, Танечка, поздравляем!
К. Ларина
―
Юра - это внук Юрия Визбора. Он, что называется, ищет себя. И он вчера в этом «Квартирнике» спел песню «Наполним музыкой сердца», которая уже пета-перепета. Это как «Милая моя, солнышко лесное» - но какой смысл, как по-новому он открыл эти слова! Обязательно посмотрите этот «Квартирник». Но заканчиваем мы не им. Заканчиваем мы песней, посвященной закону о врагах народа, об иностранных агентах. Это наш музыкальный подарок вам, дорогие друзья. Юлий Ким!