Человек из телевизора - 2019-10-12
И. Петровская
―
Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели, зрители! С вами, как всегда по субботам, программа «Человек из телевизора» и постоянные ведущие. Ксения Ларина - видишь, слышишь нас?
К. Ларина
―
Да, доброе утро, добрый день всем. Вижу, слышу.
И. Петровская
―
Мы тебя тоже видим, слышим, приветствуем. Здесь в студии Ирина Петровская и Сергей Кузнецов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи: смс можно нам писать по номеру +7-985-970-45-45. Twitter-аккаунт vyzvon. Youtube-канал - можете нас смотреть и комментировать всё, что по ходу приходит вам в голову. Ну и, как всегда, Ксения открыла свою страничку в Фейсбуке с примерным перечнем того, что мы, может быть, успеем обсудить. По крайней мере, то, что мы на этой неделе посчитали важным.
К. Ларина
―
Читаю. Пресс-марафон Зеленского и отклики на него по разные стороны границы. 60-летие Бориса Немцова - выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова и остальные упоминания и фильмы, которые были прежде всего в сети. В телевизоре, по-моему, ничего не было. Может быть, я ошибаюсь. «Шишки, шляпки и Шойгу» - ну, это понятно про что: 7 октября, день рождения Путина в лесу, в тайге. «Намедни-1952» это на «Парфеноне» появился новый выпуск «Намедни». Интервью, которые мы смотрели и которые представляются интересными. Максим Виторган в программе «На троих» у Тихона Дзядко и Кати Котрикадзе на канале RTVi. Дина Рубина у Ирины Шихман. Вернее, правильно сказать, Ирина Шихман и Рубиной, поскольку Ирина поехала в гости к Дине Ильиничне в Израиль. Очень хорошая программа, мне очень понравилось. Никита Белых в большом интервью РБК. Тоже такой случай, тяжёлый... Мне бы хотелось, Ира, на этом остановиться, потому что это абсолютно нестандартная история. Сергей Полунин. Вот Ира всё хотела, чтобы Познер открылся - он открылся так, что мало не покажется. И первым гостем у Владимира Познера был балетный поклонник Владимира Путина, бывший украинец, а ныне гражданин Российской Федерации (и Сербии, между прочим) Сергей Полунин, которые совершенно потряс меня своим признанием: «Моя мечта - собрать как можно больше паспортов и в конце жизни швырнуть их на стол».
И. Петровская
―
Кому?
И.Петровская: То, что восприятие неоднородно, - это тоже нормальное свидетельство в целом демократической атмосферы
К. Ларина
―
Внукам, наверное. Ну вот, собственно, всё. А, забыла сказать про «Дождь». Очередной выпуск «Fake News», за которыми мы следим. Это наши коллеги по отсмотру самых главных телесобытий. Репортаж Сони Гройсман с актёрских пикетов, на мой взгляд, стоит отдельного упоминания. И вот вчерашнее интервью Юлии Юзик, освобождённой из иранского плена. Она была в прямом эфире у Михаила Фишмана. Это тоже интересно. И сразу говорю про фильм «Шторм», который мы смотрим. Я там специально написала, что мы обязательно возьмём его главной темой, когда фильм закончится, и с большим удовольствием его обсудим. Вроде всё я сказала, Ира?
И. Петровская
―
Вроде да. По ходу, может быть, нам кто-нибудь чего-нибудь ещё подкинет. На самом деле фильм закончится ровно через неделю - на самом деле теперь уже даже меньше чем через неделю. 17 октября будет выложена последняя серия. И, соответственно, через день после этого, в субботу, мы выйдем в эфир и уже вполне сможем обсуждать. Потому что это действительно стоит того - стоит обсуждения, стоит разговоров и анализы. Это на самом деле, на мой взгляд, такое важное и интересное событие в сериальном мире. Ну и всё. А сейчас, значит, мы переходим к нашим текущим событиям.
К. Ларина
―
Вот мы с тобой, как обычно, начинаем с паркетной хроники. Но я бы всё-таки поставила политическую хронику, но не нашу. Мне кажется, это, безусловно, беспрецедентное событие. Недаром пришёл даже человек из Книги рекордов Гиннеса. Вошёл прямо в прямой трансляции на вот этот самый рынок, где сидели президент Зеленский с журналистами, и зафиксировал мировой рекорд. Получилось, по-моему, что это всё длилось 14 часов. Пресс-марафон президента Украины. Никогда в жизни такого не было ни у кого - ни у Фиделя Кастро, ни у Владимира Путина. Это, конечно, зрелище невероятно интересное. Да, со своими минусами и плюсами. Может быть, чуть позже мы это обсудим подробнее. Но, мне кажется, это событие, на котором стоит остановиться. Прежде всего даже с точки зрения телевизионной, потому что, конечно же, это событие. Да, Ира?
И. Петровская
―
Ну конечно. Я смотрела так же, как и ты. Правда, единственное что - все 14 часов...
К. Ларина
―
Я тоже не смогла высидеть.
И. Петровская
―
Даже сидя на собственном диване и молча, я всё равно не выдержала. Я, конечно, уходила, возвращалась, читала в ленте в Фейсбуке отклики. И всё время, чем дальше, тем больше, удивлялась: что, они все ещё продолжают? В результате то, что началось в 10 утра, закончилось в 12 ночи с копейками. Это не только рекорд Гиннеса в жанре такого рода шоу, общения, пресс-конференций руководителей государств со своими журналистами (и с народом, кстати - народ там тоже время от времени пробивался), но это ещё и просто рекорд физической выносливости. И не только физической, но и интеллектуальной, потому что, хотя в какой-то момент и было очевидно, что у Зеленского скоро уже просто язык не будет поворачиваться, не говоря уже о том, что надо ведь ещё и как-то думать, что ты говоришь, и вообще сохранять лицо... Лишнее подтверждение тому, что государства должны возглавлять люди в самом расцвете сил - хотя бы для того, чтобы время от времени совершать такого рода подвиги.
К. Ларина
―
Но в конце, конечно, поплыл. Был такой момент, когда даже прямо было видно, что ему тяжело. На самом деле я даже не могу себе представить, какой это труд. Всё равно, чтобы люди понимали, что это не просто бла-бла - человек же напрягается: он слушает, он отвечает, затрачивается и эмоционально, и умственно. Это невероятное напряжение! Я не знаю вообще, как он себя чувствует после этого. Нам сейчас скажут: вот, это украинское событие, что вы всё про Украину? Слушайте, нам есть с чем сравнивать. Поэтому, конечно же, это и важно. Абсолютная, полная противоположность всему тому, что творится на пресс-конференциях Владимира Путина. У нас обычно это согласованные вопросы, согласованные темы, согласованные люди; это подготовленные ответы, это целый аппарат ФСОшников, которые либо подкидывают тебе информацию, либо говорят в ухо и подают информацию на бумаге. Что тут говорить? А здесь попробуй вообще отвертись. Тут ещё очень важный момент - как мне кажется, самый важный для журналистов, которые иногда, как мне кажется, злоупотребляли этой возможностью - это уточнить ответ. Потому что что такое обычно наши пресс-конференции? Ты задаёшь вопрос, а дальше человек отвечает что хочет. Может песню спеть в ответ на твой вопрос, может танец танцевать. А может вообще засмеяться и язык показать - неважно. Ты задал вопрос, получил ответ, и больше никаких продолжений не последует. А здесь у каждого была возможность добиться ответа на свой вопрос, спросить, уточнить. Подловить, в конце концов. Конечно, тут журналистский цех показал себя во всей своей красе. И не только в хорошем смысле, потому что были и хорошие вопросы, но были и откровенно оскорбительные, откровенно хамские, откровенно такие издевательские. Что тоже не делает чести нашему профессиональному цеху. Впрочем, журналисты во всём мире в этом смысле одинаковы. Дай им откусить палец, они тебе дальше всю руку откусят, а потом целиком тебя всего сожрут. В общем, он, конечно, молодец, что абсолютно открыто вышел в клетку к этим зверям. Был риск быть съеденным до конца. Но и сейчас он получает по полной программе обсуждения. Сейчас нам Ира, наверное, расскажет, как на наших федеральных каналах реагировали на это событие. Но я вижу и как расколото украинское общество - как мне показалось, по моим ощущениям. Потому что то, что я читаю и вижу в обсуждениях на телевизионных каналах Украины, большинство общественного мнения, к сожалению, не на стороне своего президента. Может, мне так кажется, но уж очень активно СМИ, журналисты сейчас работают против него.
И.Петровская: Мы отвыкли от этой, во многом, непредсказуемости, от живости реакций
И. Петровская
―
Ну да, я тоже читаю, конечно. На мой взгляд, то, что восприятие неоднородно - это тоже, в общем, нормальное свидетельство в целом некой демократической атмосферы вокруг, когда можно и вопросы задавать какие взбредут в голову (и тут да, часто проблема ещё и в воспитании некоторых людей), и обсуждать потом, и осуждать, и, наоборот, восхвалять. Это всё создает такую объёмную картину общественного мнения вокруг того, что произошло, отношения к человеку. Но, конечно, самое главное, что было продемонстрировано - это живой человек. Это, мне кажется, было совершенно очевидно: со всеми плюсами и минусами этого, но живой - с живыми реакциями, с живым возмущением или наоборот.
К. Ларина
―
С обидами.
И. Петровская
―
С обидами, да. Он ещё не успел забронзоветь, как бронзовеют спустя десятилетия на своих постах иные его коллеги, скажем так мягко. Поэтому именно с точки зрения зрелища... Нам напишут: «Какое зрелище?! Страна, тяжёлые времена, война и так далее». Но тем не менее, всё равно это шоу. И место выбрано как специально для шоу. Мне вот тут подсказывают: при этом 1-й этаж этого фудкорта работал в обычном режиме. То есть отличие ещё и в этом: ничего не было оцеплено, снайперы нигде не сидели на крышах. Там были, конечно, эти рамки, как написали, и людей пропускали через рамки. Но тем не менее, это действительно была абсолютная открытость. Что касается вопроса, который ты сейчас тоже обозначила - что нам скажут: чего вы украинское события обсуждаете, у нас своих полно. Во-первых, Украина - давно главная тема всех наших внутренних общественно-политических ток-шоу. И хотя бы с этой точки зрения, украинские проблемы нам не чужие, а более того, часто ближе многих своих собственных, о которых многие наши друзья, слушатели и зрители, россияне часто вообще не узнают или узнают как-то так, что невозможно составить представления. Ты говоришь: что об этом говорили на наших этих общественно-политических ток-шоу? Ну, даже если бы ты, например, ничего не знала, можно было бы легко догадаться, какую пищу, какой новый всплеск вот этой вот «любви к братскому народу» вызвала эта пресс-конференция, этот пресс-марафон. Конечно, это было глумление во всех ток-шоу. Как всегда, Зеленского называли артистом, ставили его на место. Особенно мне нравится аргумент «нечего тут устраивать всякую клоунаду, когда у тебя война. Ты прекрати войну!». Как будто, значит, она такая сама по себе, украинская внутренняя война, а мы тут совершенно с боку-припёку. Понятно, что встык с этим обсуждалось несостоявшееся разведение войск по этой самой «формуле Штайнмайера». Ну и конечно, Ольга Скабеева, которая удостоилась персонального упоминания во время пресс-марафона. Она не была допущена, не получила аккредитацию, и одна из журналисток задала этот вопрос. Мне показалось, что Зеленский как раз ответил на этот вопрос с некоторым юмором. В общем, смысл был: «А нечего!». И конечно, это послужило обвинением в том, что вот она, ваша хвалёная украинская демократия, свобода слова, ничего подобного нет. В общем, это всё происходило в четверг, и после этого на протяжении всего вчерашнего дня это было основной темой. Особенно интересно было наблюдать, как изменилась украинская риторика после некоторого вразумления со стороны Путина. Владимир Владимирович! Должна вам сообщить, как человек, очень часто, тщательно и системно смотрящий эти программы: никак не изменилась! Особенно, кстати, на Втором канале. На Первом во «Время покажет» ещё появляются какие-то посторонние темы. Даже у Норкина на НТВ тоже. А все ток-шоу Второго канала, канала «Россия», конечно, сплошь и сплошь касаются Украины.
К. Ларина
―
Я бы тогда ещё отдельно, завершая эту тему, сказала отдельный респект каналу «Настоящее время». Я смотрела трансляцию именно с их помощью, поскольку там был перевод. Конечно, синхронный перевод 14-часовой конференция - это тоже дело невероятное, непростое. Просто хочется сказать лично, вслух - я написала в Фейсбуке, но просто повторю, что Ирина Ромалийская, одна из журналистов и ведущих «Настоящего времени», в этот день выступала в качестве синхрониста и как раз синхронно переводила президента Украины Владимира Зеленского. Просто браво, великолепно! Когда я написала, смешно, что она мне отвечает: «Я это делаю первый раз в жизни». Ты можешь себе представить?
И. Петровская
―
Да, это вообще невероятно.
К. Ларина
―
Молодчина, просто молодчина! И, конечно, то, что у них были обсуждения - они сразу обсуждали. Перерывы на включения корреспондентов. Это такой спецэфир, который всегда оправдывает существование телевидения. Спецэфиры, когда случаются беспрецедентные события, и люди сразу же включаются - впрямую, вживую, мобилизуют все свои силы. Просто молодцы!
И. Петровская
―
Но вообще мы отвыкли от такого рода... У нас тоже, конечно, есть прямые эфиры - в частности, всех этих общественно-политических ток-шоу. Но это какая-то совсем другая материя. Мы отвыкли от этой, во многом, непредсказуемости, от живости, от живости реакций. Он же не просто ставил рекорд. Когда у нас происходит подобного рода общение - либо с народом, либо с журналистами - всегда есть (особенно с некоторых пор) ощущение, что скурпулёзно подсчитывают: в прошлом году он общался с народом 4 часа 1 минуту, а в этом году сколько, а в предыдущем был рекорд - 4 часа 20 минут. И всегда ощущение, что это в каком-то смысле самоцель - поставить какие-то новые рекорды, ответить не на 185 вопросов, а на 204... Учитывать, сколько там пришло сообщений, смсок, видеообращений и так далее. Здесь, мне кажется, было ощущение такое: течёт оно - и течёт, идёт оно - и идёт. Поэтому пока там уже не иссякли сами желающие пообщаться, которые общались группами, оно и не закончилось. Конечно, в следующий раз, если вообще что-то подобное будут повторять (мне кажется, это всё-таки уникальный опыт), наверное, лучше было бы как-то это структурировать. Хотя бы с точки зрения, чтобы, во-первых, не было повторов. Во-вторых, чтобы всё-таки уложилось в некий хронометраж, чтобы это не превратилось в гонку за этими рекордами.
К. Ларина
―
И потом, нельзя человека оставлять одного. Если говорить про какие-то критические вещи, как мне кажется, избежать повторов вопросов - это, конечно же, работа пресс-секретаря, пресс-службы. Они должны были регулировать. Не то чтобы согласовывать, а хотя бы говорить следующей группе журналистов, которая садится за стол, какие темы уже были затронуты, чтобы не повторяться.
И. Петровская
―
Или устроить трансляцию, чтобы люди...
И.Петровская: Если говорить о тональности поздравлений, что в целом это было довольно сдержанно
К. Ларина
―
Ты понимаешь, журналист - ленивое животное. Ты сама прекрасно знаешь. У нас даже когда люди сидят в зале на пресс-конференции и слышат друг друга, и не слышит, они всё равно повторяют всё время те же вопросы, которые уже звучали. Журналисты никогда друг друга не слушают. Они во время пресс-конференции занимаются другими делами и ждут, когда зададут свой собственный вопрос. Поэтому, мне кажется, здесь как раз важно, чтобы пресс-служба в этом участвовала. Конечно, мне было его ужасно жалко, потому что не может человек быть один с такой огромной толпой людей, которые все чего-то от него хотят, требуют, рвут его на куски, раздирают. Можно потом сделать фильм про это - как с него сдирают пиджак, галстук, рубашку, нижнее бельё, потом начинают жрать, хватать зубами его мясо. Ну нельзя так! Надо всё-таки жалеть человека. Во-первых, это всё-таки ваш президент. Ребята, он у вас один! Вот что с ним сейчас? Я не знаю, жив ли он после такого. Я прекрасно понимаю посыл. Его всё время упрекали, что он не ответил на вопрос, не общается с прессой, всё отдаёт на откуп своим помощникам, Богдану, своему офису. И вот он сказал: «Вот я ваш, жрите!». Это, конечно, сильный ход. Я думаю, что за это человека стоит уважать, а не топтать.
И. Петровская
―
Сильный, очень рискованный. Это же не просто говорить бла-бла-бла. Ты всё время отдаёшь себе отчёт, что любое твоё слово, любое твоё, не знаю, высказывание, предложение всегда разные силы могут оценить как... и дальше там уже в зависимости от отношения. Это в любом случае заявление президента, а не человека по имени Владимир Зеленский. Конечно, это рискованно.
К. Ларина
―
А в это время... Давай уже перейдём. В это время по тайге, по тундре...
И. Петровская
―
«По железной дороге».
К. Ларина
―
Что там происходило?
И. Петровская
―
Там происходило что? Два старых друга, которые уже привыкли, как выяснилось, на какие-то периоды, на день-два, уезжать в тайгу для того, чтобы уединиться. Вот они уединились.
К. Ларина
―
Там были ещё какие-то люди. Случайно встреченные сотрудники Федеральной службы безопасности, загримированные под каких-то лесников.
И. Петровская
―
Вот в основном официальным сюжете этого не было - то, что показали основные каналы. Там была своя фишка. Как будто бы, как нам сообщили, это такие «отшельники одного дня». Бредут с такими слегами, посохами, шишки собирают... Ну, песенку не поют. Рассматривают природу, присаживаются на холмики, на пригорки, смотрят издали на Енисей, любуются, смотрят на кедры и так далее. На вездеходе где-то там едут. Но самое поразительное, когда я это смотрела в 25-й раз - это чисто телевизионное. Это вопрос к тем, кто этот сюжет делал и, соответственно, монтировал. Вот Владимир, именинник, начинает восхождение. На нём песочного цвета штаны - джинсы - и такая кофта. Вот он совершил это восхождение на пригорок и усаживается на холмик - но чудесным образом оказавшись в коричневых джинсах и синей кофте!
К. Ларина
―
«Мальчик вздрогнул и как-то старше стал».
И. Петровская
―
Я это бесконечно вспоминала. Это Жванецкий. «Потому что через 8 лет переснимали» - есть у него такая миниатюра про телевидение. Но здесь - я не знаю, может быть, да, снимали несколько дней. Но тогда вы соблюдайте не то чтобы единство времени и пространства, но хотя бы чтобы не возникало этого ощущения: а что случилось за время этого восхождения? Может быть, герой провалился в болото? Может быть, ещё что-то? Где-то на ходу он... Потом, главное, в следующем кадре он уже опять в этом светло-бежевом. Но мало этого - сверху ещё надета такая стёганая жилетка цвета хаки. Это моё главное впечатление от этого экранного произведения. На самом деле я должна сказать, если говорить о тональности поздравлений, что в целом это было довольно сдержанно. То есть, безусловно, большинство новостей показали этот сюжет. Ведущие ток-шоу тоже одной-двумя строчками поздравили с днём рождения своего президента. И лишь одно произведение произвело на меня особенное впечатление. Это было на НТВ в программе «Новые русские сенсации». Я расскажу об этом после новостей.НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Продолжаем нашу программу. Средства связи те же - SMS +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал, страничка на Фейсбуке. Ксения Ларина, Ирина Петровская, Сергей Кузнецов здесь, с вами. У нас очень дотошные слушатели. Они, например, говорят, что мы с тобой спели не ту песню. Потому что если бы мы хоть раз были в тундре, мы бы не спутали тундру с тайгой. Я думаю, что на самом деле у нас, скорее всего, всё впереди. Это просто - как вам сказать - образ. Конечно, мы знаем разницу между тундрой и тайгой. И второе - знающие люди пишут, что этот сюжет, скорее всего, снимался летом, потому что сейчас тайга уже осенняя, а там летние пейзажи. Всё может быть, друзья. Что нам показали, то мы и обсуждаем. Значит, коротко про «Новые русские сенсации» - что меня больше всего удивило.
К. Ларина
―
Это НТВ, да?
И. Петровская
―
Да, это НТВ. Это был спецвыпуск накануне воскресенья, накануне дня рождения. Называлось «Кто стоит за Путиным». Значит, «Новые русские сенсации» - я специально там пролезла по меню и темам предыдущих программ. Предыдущая, например, была под названием «Заткнись, дура!» - какой-то очередной скандал с Марией Максаковой. До этого - драка в эфире (прямо так там и написано) между Эвелиной какой-то и Виталиной Цымбалюк. Ну и так далее. И ещё всякие антиукраинские: например, «Пётр Алексеевич Гитлер» - был такой выпуск. Понятно чему посвящён. Почему Владимира Владимировича решили поздравить именно в этом формате? У меня, честно говоря, есть только одна версия. Очевидно, им это показалось прикольным: новая русская сенсация, то есть вечная сенсация и вечно новая - Владимир Владимирович. А дальше весь этот сюжет, вся эта програма была посвящена тому, кто входит в ближний круг Владимира Владимировича. Это в первую очередь телеоператоры, которые снимают его восхождение или, наоборот, опускание на дно морское. И там самое смешное - один из операторов говорит: «Владимир Владимирович часто вообще не замечает камеры. Как будто он один. Он совершенно не работает на камеру». Вот этот таёжный сюжет в тот момент ещё не вошёл в это произведение. И дальше нам показывали, как Владимир Владимирович не замечает камер. Там было много трогательного. Бесконечно повторялись слова (мыслью это сложно назвать), что каждый мечтал бы оказаться рядом, поговорить. Не каждому выпадает такое великое счастье. В частности те, кому выпало - это были лошади Пржевальского, которых тысячелетиями не могло (вот я просто почти буквально цитирую) приручить человечество. Но вот - о чудо! - проезжая по степи, президентский кортеж остановился по просьбе главного героя. Он единственный осмелился выйти, и навстречу ему, видимо, потрясённые этим и совершенно не верящие, но решившие использовать этот единственный в жизни шанс, устремились лошади Пржевальского, которые с удовольствием отведали овса, который тоже, видимо, случайно оказался тут под рукой. Они подошли и, значит, из этого ведра, которое было у Владимира Владимировича, отведали президентского угощения. Всё это было бы очень смешно, если бы этот абсурд там немножко не заклинивал. Но, так или иначе, НТВ отметилось особым произведением и вписало свою определённую страницу в путиниану, которая последовательно создаётся на протяжении этих теперь уже, можно сказать, десятилетий.
И.Петровская: Это абсолютно нетипичный в целом образ, тип политика. Пожалуй, у нас больше такого и не было
К. Ларина
―
Вокруг дня рождения Путина всегда возникают совсем другие даты и другие исторические события. Это, конечно, прежде всего убийство Анны Политковской в 2006 году, 7 октября. А сейчас совсем рядом 9 октября - день рождения Бориса Немцова. В этом году ему исполнилось бы 60 лет. Я даже не спрашиваю, было ли хоть какое-нибудь упоминание об этом человеке на федеральных каналах. Поскольку всё-таки...
И. Петровская
―
Было.
К. Ларина
―
Да ты что?!
И. Петровская
―
Одно я, во всяком случае, зафиксировала. В тот же вечер, вечер с нашим любимым вечерним героем Соловьёвым, «вечерним С». Обсуждалось уже сейчас не помню что - после Украины. Борис Надеждин, тоже постоянный участник, упомянул, что сегодня Немцову исполнилось бы 60 лет. И сказала что-то такое, что убийство его вроде до сих пор не расследовано. За что на него накинулся Соловьёв и стал кричать, что наоборот, это убийство было расследовано беспрецедентно быстро, и все, кто виноват, уже сели на скамью подсудимых, понесли своё наказание. Хинштейн ему аккуратно вторил, что да, это всё так - правда, ещё есть некоторые вопросы с заказчиками. А дальше они дружно кинулись пинать ногами этого Надеждина и кричать: «А при вас Листьева убили, Холодова - и вообще никто ничего не расследовал. И поэтому не надо катить и переводить с больной головы на здоровую». Вот такого рода упоминание я лично зафиксировала и даже по ходу конспектировала.
К. Ларина
―
Вот как раз выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова большей частью был посвящён именно расследованию убийства Бориса. За что, конечно же, Алексею спасибо, потому что этой темы вообще никто не касается. Здесь, помимо каких-то человеческих фрагментов, которые были, в том числе, из фильма Веры Кричевской «Слишком свободный человек», конечно, было важно понимать масштаб политика. Что, как мне кажется, у Алексея Пивоварова получилось - донести до аудитории образ этого человека. Ну и второе и, может быть, главное - это абсолютное нежелание нынешних властей по-настоящему расследовать это убийство. Конечно же, всё это время, все эти дни в сети гуляли фильмы, которые были посвящены Борису Немцову. Но это всё в основном кино, сделанное после его смерти. Даже фильм, который считается одним из таких живых, сегодняшних - это фильм Зоси Родкевич «Мой друг Борис Немцов» - всё равно сам фильм родился после смерти Бориса. Она там снимала его в течение нескольких лет. Но она его снимала для большого проекта «Зима, уходи», который они делали вместе со всей мастерской Марины Разбежкиной, её студенты. Зося тогда в том числе снимала акции протеста, где попадался и Борис Немцов. В итоге из всего этого получился такой портрет Бориса. Фильм Веры Кричевской, конечно, можно было лишний раз посмотреть. По-моему, они его ещё раз выложили на «Дожде». Ну, не знаю, я уже повторяюсь, но мне кажется, что самый лучший фильм про него - это Павла Шеремета. Тут ещё, конечно, накладывается один контекст на другой - что ни того, ни другого уже нет в живых, оба убиты. Фильм Павла Шеремета, который был снят к 50-летию Бориса. То есть, получается, 10 лет назад.
И. Петровская
―
Да, значит, Борис его видел.
К. Ларина
―
Да, там вообще нет никакого даже призрака смерти, нет никаких предчувствий. Потому что этот фильм о жизни. Собственно, тогда ничто не предвещало, что называется. Хотя в это время Борис уже был безусловной персоной нон-грата на телевидении. Поэтому этот фильм был снят для узкого круга друзей и показан только на юбилее. Никому даже в голову не могло прийти, что этот фильм можно показать по телевидению. По телевидению тогда показывали совсем другие фильмы про Бориса Немцова. Почему я перечисляю? Потому что мне кажется, что люди, которые пропустили - посмотрите, всё можно найти. Ну а про «Редакцию» - не знаю, что ты скажешь, Ира.
И. Петровская
―
Нет, я тоже считаю, что это очень хорошая, очень важная работа. Там Алексей не только показывает фрагменты фильмов, которые были сняты. Он также и сам записал интервью с разными людьми, которые были близко, которые знали его. Там, мне кажется, очень точные слова по отношению к Борису Немцову сказала наша с тобой коллега Нина Зверева, которая в Нижнем Новгороде буквально с первых его шагов в политике была рядом и действительно очень часто и много его снимала. Кстати, многие кадры из её архива вошли и в фильм Веры Кричевской, и Алексей Пивоваров их использует. Так вот когда Алексей, который берёт у неё прямое интервью, спрашивает, чем он выделялся и почему она его заметила с первых шагов и была с ним, в общем, на протяжении всей жизни, она там говорит: «Первое, что пришло в голову - он весёлый». И вот это правда. И Алексей как раз очень правильно реагирует и понимает, что она имеет в виду: что это абсолютно нетипичный в целом образ, тип политика. Пожалуй, у нас больше такого и не было. Есть своего рода веселуха, которую бесконечно устраивал тот же Жириновский. Но это другое. Это вот это отношение... как бы это сказать? Понятно, что и жизнь была тяжёлая, и ситуация в стране была тяжёлая, но он был лёгкий. У него не было вот этой страшной напыщенности, которую так или иначе приобретают люди, которые попали в первые эшелоны. А он, безусловно, был там, и довольно долго. И почему его привечал Ельцин, тоже понятно, и люди там тоже объясняют. В частности, это уже фрагмент из Веры Кричевской - когда Татьяна говорит, чем они были похожи. И тем, что такие высокие и статные, и тем, что они были широкие. Они не похожи на этих клерков - зашоренных, упивающихся собственной значимостью и значительностью. И да - весёлый. Мы его знаем в разных ситуациях. И даже когда он понимал, что оказывается в тяжелейшей ситуации, всё равно вот это его отношение к жизни («Преодолеем!» - наверное, вот так это можно было бы сформулировать) - оно невероятно подкупало. Хотя, конечно - особенно, я думаю, в последние годы, и этому тоже есть свидетельства - он отчасти чувствовал, что он в опасности. И сколько раз он попадал в каталажку, его упекали, и Новый год он провёл в СИЗО, по-моему, в спецприёмнике. И тем не менее, есть в нём такая совершенно невероятная харизма, которую даже невозможно ни с кем сравнить.
К. Ларина
―
Хочу в этой связи сказать, конечно же, про Жанну Немцову, которой, безусловно, гордился бы Борис. Собственно, он ею гордился и когда ещё был жив. И было у него какое-то предчувствие, что эта девочка не просто так, дочка Немцова, что она совершит подвиг. И вот, ей-богу, без всяких стеснений, без всякой иронии можно сказать, что Жанна Борисовна подвиг уже совершила. То, что она делает, продолжая и сохраняя репутацию, имя и миссию своего отца - это, конечно, дорогого стоит. Ежегодный форум, который она делает в разных городах (в этом году он проходил в Варшаве) - форум Бориса Немцова, посвящённый главным политическим тенденциями и проблемам сегодняшнего дня, прежде всего российским. Всё это можно посмотреть в сети, всё это есть, дорогие друзья. Замечательная, захватывающая дискуссия между политологам Фукуямой и Алексеем Навальным. Эту дискуссию как раз вела, модерировала Жанна Немцова. Это невероятно интересно и важно, как мне кажется, потому что Алексей, хотя потом и признавался в своём стриме на «Навальный Лайв», что он не очень любят все эти формы, все эти выступления и конференции, считает это дело не очень полезным и даже каким-то совсем бессмысленным, но здесь всё-таки согласился, потому что всё-таки и имя Немцова, и Жанна попросила, и потому что Фукуяма. И мне кажется, что он не пожалел. В таких вещах, в таких дискуссиях рождаются какие-то важные проговорённые вещи, какие-то формулы, которые очень важны для настоящего и для будущего. Если кто не видел, просто хочу порекомендовать посмотреть эту дискуссию. Она есть в сети. Посмотрите - это здорово. И то, что Алексей здесь выступает как полноправный политик уже не только федерального, общероссийского масштаба, но и как политик, который сегодня является игроком в мировом политическом пространстве. Это очень важно. А что там они с ним делают - я уж не знаю, Ира. Ты смотрела его стрим «Россия будущего» - то, что он делает каждый четверг? Он просто в бешенстве из-за того, что происходит вокруг Фонда борьбы с коррупцией: что их признали иностранным агентом, что им, по сути, сфальсифицировали какие-то поступления с иностранных счетов. Не говоря уже о том, что произошло сегодня ночью, когда одного из его сотрудников встречал чуть ли не комиссар военкомата, чтобы ночью забрать в армию. Совсем уже обалдели.
И.Петровская: Понятно (особенно по этому интервью), что Максим Виторган - абсолютно самодостаточная величина
И. Петровская
―
Не говоря уже о том, что пока он был в Варшаве, прокуратура выступила с предложением в счёт его так называемых долгов по искам вот этих разных служб, которым вот эти разные шествия и акции якобы очень сильно навредили, лишить в счёт погашения этих долгов лишить его квартиры.
К. Ларина
―
Арестовать.
И. Петровская
―
Квартиры.
К. Ларина
―
Арестовать квартиру, я имею в виду.
И. Петровская
―
Ну да, наложить арест. По счастью, суд на это не пошёл.
К. Ларина
―
Это пока, что называется.
И. Петровская
―
Пока, да. Но точное ощущение, что всё делается только чтобы «оставайся уже там, чтобы глаза ничьи на тебя не смотрели». Нужно, конечно, иметь невероятное мужество, чтобы, тем не менее, раз за разом всё равно возвращаться на родину.
К. Ларина
―
Ира, по поводу интервью. Поскольку не так много времени остаётся, какие бы ты отметила? Из того, что мы с тобой посмотрели, для тебя - если выстроить по рейтингу интереса и важности.
И. Петровская
―
Ну, я бы, безусловно, отметила интервью Тихона Дзядко и Катерины Котрикадзе с Максимом Виторганом. Оторваться было просто невозможно. Ощущение какой-то такой внутренней силы, правоты, убеждённости в том, в чём человек убеждён, исходит от Максима Виторгана. Мы его видели в подобном качестве - по-моему, Ирина Шихман не так давно брала у него интервью.
К. Ларина
―
Можно считать, что давно, потому что тогда он ещё был в другом статусе.
И. Петровская
―
Ну да. Но в данном случае это уже не имеет совершенно никакого значения, потому что понятно (особенно по этому интервью), что Максим Виторган абсолютно самодостаточная величина. Возможно, намного самодостаточнее и - как это сказать? - величавее...
К. Ларина
―
Масштабнее.
И. Петровская
―
Масштабнее - вот, правильно! - чем та персона, с которой его несколько лет постоянно сравнивали и ассоциировали. Там это длилось час или сколько-то, и было просто безумно интересно слушать и смотреть. Даже и Тихон с Катериной Котрикадзе, мне кажется, тоже были абсолютно очарованы своим героем. Это прорывалось и во взглядах, и в репликах, и в общем смехе. На мой взгляд, чрезвычайно удачное интервью - именно по атмосфере, интонации и раскрытию героя.
К. Ларина
―
А Белых? На меня это произвело просто тяжелейшие впечатление. Напомним, Никита Белых сидит в колонии - по-моему, в Рязанской области. С ним сделал большое интервью канал РБК. Большое, 45-минутное интервью-репортаж со съёмками внутри колонии, в этих аккуратных бараках, казематах или как они там называются. Там, конечно, постановочные кадры у меня лично вызывают ещё больший ужас. Это всё напомнило мне какие-то истории сталинского времени. В то время ещё не было никаких телевидений, но если демонстрировали человека на публичном процессе (в Доме Союзов или где там они это делали), они его кормили, отмывали, причёсывали, наряжали, чтобы он выглядел прилично, чтобы следов пыток на нём не было. Я не хочу сравнивать и надеюсь, что никаких пыток к Никите Белых не применялось. Но то, что он, конечно, представлен здесь как счастливый заключённый, который сейчас перевоспитывается, как какой-нибудь персонаж пьесы Николая Погодина в советское время о перековке где-нибудь на Беломорканале, где какие-нибудь известные воры-рецидивисты становятся настоящими советскими гражданами-созидателями. Вот это ощущение не покидало меня всё интервью. Потому что, слушайте, ну само интервью - безумие! Сидит невинный человек по сфальсифицированному делу, который вообще ни в чём не виноват. Оболганный, с уничтоженной репутацией, с уничтоженной жизнью. Сидит в лагере, а его спрашивают про библиотеку, «а как вам библиотека?», «а что вы кушаете, что вы пьёте?», «а что вы делаете в свободное время?», «а феню вы уже освоили?». Это всё, конечно, вызывает ощущение какой-то дикости. Не знаю, как у тебя.
И. Петровская
―
У меня нет, не такое страшное впечатление, потому что понятно, что есть определённые условия, на которые пошёл в этом интервью и сам Никита Белых, и, безусловно, корреспондент - по-моему, Илья Доронов его зовут? И никто там не скрывает, что это всё делается под присмотром. Там есть кадры, ты помнишь - они стоят...
К. Ларина
―
Где ходят специальные люди.
И. Петровская
―
Во-первых, ходят, да. Когда Никита Белых проводит экскурсию по камере... Не камере, а как это у них там называется? В общем, помещение, где он вместе с другими спит...
И.Петровская: Это репортаж с петлёй на шее. Белых для чего-то согласился. Корреспондент соблюдал определённые условия
К. Ларина
―
По бараку.
И. Петровская
―
Барак, не знаю. Там всё очень чистенько, кстати. Возможно, это даже и не то помещение.
К. Ларина
―
Я в этом не сомневаюсь.
И. Петровская
―
А по коридору бесконечно ходит женщина в форме и два мужчины в форме. То есть сотрудники колонии. И потом общий план, когда они стоят на плацу, не на плацу - короче говоря, на улице и разговаривают, а за спиной тоже маячат вот эти три фигуры, которые, я уж не знаю, слушают, что он говорит, или не слышат, но, по крайней мере, всё-таки на посту и внимательно смотрят на реакции. Совершенно понятно, что и корреспондент это понимает, и сам Никита Белых. Это, что называется, репортаж с петлёй на шее. То есть Никита Белых для чего-то согласился, ему важно было это сказать. А корреспондент, соответственно, соблюдал определённые условия. Всё, к сожалению, нам пора заканчивать. Опять мало чего успели, но уж такая наша планида.
К. Ларина
―
Песню мы нашли очень необычную. С одной стороны, это классика - это Игорь Тальков, песню эту вы знаете. Но исполнение этой песни Мартой Адамчук, украинской певицей - оно, как мне кажется, придаёт этой песне совершенно иной смысл в контексте сегодняшнего дня.