Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2019-09-21

21.09.2019
Человек из телевизора - 2019-09-21 Скачать

21 сентября 2019 года.

Эфир ведут Ирина Петровская, Ксения Ларина.

И. Петровская

Доброе утро, дорогие наши слушатели и зрители. Доброе зимнее утро. По крайней мере у нас в Москве примерно такая погода бывает ласковая зимой. В эфире «Человек из телевизора», несмотря на наступление холодов, как всегда, на том же месте. И, как всегда, Ксения Ларина с нами, которая, надеюсь, нас видит и слышит.

К. Ларина

Доброе утро. У нас доброе осеннее утро пока.

И. Петровская

Ну, вам можно позавидовать. Хотя пока нет дождя, все ничего, можно терпеть. Здесь Ирина Петровская в московской студии. За звукорежиссерским пультом – Илья Крылов. Средства связи. СМС пишите по номеру +7 970 45 45. Твиттер-аккаунт @vyzvon. Ютюб-канал, конечно, на котором нас можно видеть и слышать, и комментировать даже. Ксения открыла, как всегда, страничку в Фейсбуке.

Но прежде чем она нам огласит нашу совместную повестку – то, что мы видели, и то, что мы, может быть, успеем часть из этого обсудить, я хочу быстро вам сказать, что наши друзья в киноклубе «Эльдар» проводят вместе с благотворительным фондом Олега Ефремова удивительный, на мой взгляд, фестиваль, который называется «ПостЕфремовское пространство». С 5-го по 12-е октября.

5-го состоится открытие и вечер, посвященный фильму «Берегись автомобиля». Дальше будет много интересного с участием множества московских театров. И 12-го закрытие, гала-концерт, в котором участвует Михаил Ефремов, Анастасия Ефремова, которая возглавляет этот фонд, Никита Ефремов. В общем, дети, внуки, а также многие актеры (Ирина Мирошниченко), которые работали с Олегом Николаевичем.

У нас есть 5 пригласительных на 2 лица каждый. Вот 10 на открытие и на закрытие, на 5-е и на 12-е. Первые наши слушатели, которые дозвонятся, оставят свои координаты, смогут пойти кто куда хочет – либо на открытие, либо на закрытие. С вами тогда свяжутся наши референты. Всё. Я это сказала. Теперь, Ксения, вступай.

К. Ларина

Наш списочек впечатлений, списочек благодеяний. Читаю, что мы вспомнили с Ирой вместе. Тема недели: «Цеховая солидарность, стремительно вырастающая в общегражданскую». Герои недели: Павел Устинов, Шаман Саша. Тут важно заметить, что оба уже на свободе – и Павел, и Шаман. Вот буквально перед нашей программой я увидела новость, что Шаман Саша отпущен под домашний арест. Но статью не сняли с него. Попытка пропагандистов оседлать протест – это отдельная тема.

Дальше по конкретным передачам и акциям. #Сядьзатекст – театрализованная акция Мирона Федорова, которого вы знаете все как Оксимирона, против политического террора. Это, кажется, очень знаковое событие. Может быть, на нем стоит подробнее остановиться. Лия Ахеджакова в программе «На троих» на канале «RTVi». Открытие сезона «Парфенона». Внимание: не забудьте, что Парфенов выходит теперь каждую неделю. У вас есть возможность вернуться на этот Ютюб-канал. Он, кстати, там анонсировал «Намедни» новую.

«Редакция» Алексея Пивоварова о взрыве в Неноксе в Северодвинске. «А поговорить?» Ирины Шихман с Леонидом Невзлиным (персонаж, который давно-давно не появлялся именно в качестве героя интервью). И вот Ирина съездила и взяла у него интервью. Мне кажется, это тоже очень важно.

Очень интересное событие: Евгений Киселев у Собчак и Собчак у Евгения Киселева. Да, такое бывает. Это не шутка. Это два параллельных интервью.

И. Петровская

Это бартер.

К. Ларина

Да. Выпуск «Фейкньюс» на «Дожде», за которым мы следим. Наша поддержка и опора. Виктор Сухоруков – герой Киры Прошутинской в ее передаче авторской на канале «ТВЦ».

И. Петровская

Вчера.

К. Ларина

Да. Вот, собственно, все наши главные события. Если что-то дополнить, что-то мы пропустили, нам сообщайте.

И. Петровская

Начнем с хорошего или с плохого, как всегда, и постепенно пойдем к хорошему?

К. Ларина

Я думаю, все-таки с главного, Ира – это, конечно же, то, что случилось с театральной общественностью – какой-то невероятный взрыв и вот эти вот видеообращения известных и не очень известных молодых и не слишком молодых представителей самых разных поколений (актеров и режиссеров). Я не могла остановиться – все время хотела собрать все в одну ленту у себя. Но в итоге я остановилась, потому что поняла, что я тогда вообще не разберусь. Огромное количество этих роликов. И мне кажется, это событие какое-то невероятное.

Во всяком случае, мы его ждали. Вот точно я могу сказать, с Ириной каждый раз обсуждая какие-нибудь случаи, связанные с молчанием театральной общественности по какому-либо поводу важному для нее, всегда было как-то очень досадно. Думаешь: «Ну когда же вы проснетесь все? Ну что ж такое…». Проснулись. Скажи, хорошо было за этим наблюдать.

И. Петровская

Это было невероятно. Я, пожалуй, не могу вспомнить ни одного. Даже освобождение благодаря невероятной солидарности журналистской несколько месяцев назад (3 месяца назад, наверное) Ивана Голунова, пожалуй, несопоставимо с той волной солидарности, которую мы наблюдали. В интернете, разумеется, и по телеканалам, которые не зависят от государства.

Помимо театральной этой общественности и актеров, и режиссеров, как ты знаешь прекрасно, началось просто вот верное такое написание корпоративных тоже солидарных, цеховых, разных других направлений писем. И из них самое потрясающее тоже – это коллективное письмо клириков Русской православной церкви. Вот точно уж впервые на моей памяти. Это потом уже и письмо врачей, и письмо учителей, и письмо журналистов, и письмо аниматоров.

К. Ларина

Аниматоров, психиатров.

И. Петровская

И письмо айтишников, программистов, и письмо деятелей, руководителей благотворительных фондов и разных НКО организаций. Я даже не знаю, кого я забыла упомянуть.

К. Ларина

Психиатров.

И. Петровская

Психиатров, книжников, издателей, писателей.

К. Ларина

А, кинооператоров.

И. Петровская

Кинооператоров, документалистов.

К. Ларина

«КиноСоюза».

И. Петровская

Невероятно. Вот ей богу.

К. Ларина

Художников.

И. Петровская

Художников.

К. Ларина

Кураторов.

И. Петровская

То есть кого только ни возьми, все написали письма. И самое главное, что это не ограничивалось там 20 подписями, а, допустим, начиналось с 50-70 и постепенно нарастали, нарастали под каждым из этих писем все новые и новые подписи, фамилии. Да, это просто, я бы сказала, на наших глазах взрыв вот такой вот гражданской активности. И, может быть, даже мы наблюдаем не просто вот такую вот волну, которая ушла и пришла, а скорее зарождение что ли вот этого вот одного из способов противостояния беспределу, беззаконию, когда действительно все люди, называется, доброй воли объединились вот в этом своем протесте.

И, кстати сказать, вот этот конкретный протест увенчался определенным успехом. И уже реально осужденный в понедельник к 3,5 годам колонии Павел Устинов, актер, а до этого прокуратура 6 просила, в результате вчера вышел. Пока что только под подписку о невыезде, а 26-го, по-моему, сентября будет апелляция. Ну и там посмотрим, потому что настораживает все равно заявление прокуратуры, что вина Павла Устинова тем не менее доказана. Хотя весь смысл акции в том, что все требовали приобщить к делу видео, на котором очевидно, что вины, в общем, совершенно никакой нет, кроме одного, что человек оказался в ненужном месте в ненужное время.

К. Ларина

Ну и еще один отрадный факт. Безусловно, поскольку мы за этим наблюдали – за появлением каждого обращения актерского, мне очень было радостно наблюдать, как все-таки важно, что каждый второй человек говорил не только про Павла Устинова, но и про всех других фигурантов «московского дела», а то и вовсе об атмосфере в стране, о таком катке политических преследований и репрессий.

И мне кажется, что несправедливо упрекают представителей театрального цеха в том, что они, типа, за своего вступились. Свой – это весьма относительно, дорогие друзья. Ведь не сразу все узнали, что Павел Устинов – это актер. Давайте все-таки будем справедливыми, первое обращение, которое прозвучало в таком вот видеоформате, это было обращение Константина Аркадьевича Райкина, который был учителем Павла, он у него учился в Школе сценических искусств.

И хочу сразу сказать и напомнить вам, что после обращения Райкина была гробовая тишина, никто не включился. Это было до первого суда. А вот после первого суда, когда об этом стали вновь писать… И, кстати, тут несправедливые тоже упреки в адрес журналистов. Писали. Те, кто пишет про арестованных, задержанных людей, они писали и про Павла Устинова. Все это известно. Просто надо было найти в себе какое-то желание об этом узнать.

Так вот, дальше, уже когда Александр Паль не смог молчать. А актер Александр Паль не смог молчать, объясним почему. Не потому, что он личный друг Павла Устинова, а потому, что Александр Паль – постоянный участник протестных акций, человек со своей гражданской позицией, которую он не скрывает. Не раз был, что называется, схвачен этими самыми «космонавтами» и заперт в автозаке. То есть он человек, который знает про каждого все. Поэтому его призыв был очень важен, когда он обратился к свои коллегам и сказал: «Вы чего вообще? Мы что, не можем в конце концов защитить человека хотя бы одного? Тем более он наш коллега, молодой актер».

Вот и дальше, как цепная реакция, как электрическая цепь буквально, как гирлянда на елке загорается постепенно – лампочка, лампочка, лампочка, просто вот к концу дня после обращения Паля. Это было что-то невероятное, конечно, когда подключились представители среднего и старшего поколения, когда я уже видела обращения Евгении Симоновой, ее дочери Зои Кайдановской. Ну, это было очень сильно. Ира, а когда стали появляться видео финалов спектаклей, когда на поклонах актеры в гриме и в костюме останавливали аплодисменты, обращались в зал и говорили слова поддержки Павлу Устинову и говорили о судебном беспределе, о противозаконных решениях. Это, конечно, сильно.

И. Петровская

Вот здесь мне напоминают, что Паша, как тут пишут, ну, Павел Устинов, когда вышел вчера из СИЗО, сказал, что политикой заниматься не намерен и не намерен освобождать других. – «Как вам это наплевательство?». Во-первых, он не сказал, что не намерен освобождать.

К. Ларина

Он так не сказал.

И. Петровская

Он правда сказал, что он далек от политики и намеревается и в будущем максимально быть от нее отстраненным. Хотя и попросил дать ему время, чтобы немножко отдохнуть, подумать и решить, вообще, как дальше поступать. На самом деле, вот Ольга Романова, наша коллега, вчера написала очень правильный пост, поскольку ее организация «Русь сидящая» постоянно занимается разными беспредельными делами и вовсе не только связанными с политикой и тем более с известными людьми какими-то.

Она очень правильно написала, приведя другие примеры, когда люди, за которых вписывалось некое сообщество людей, выходили и не оправдывали надежды. Вот она написала, что мы защищаем не артиста, не журналиста, по большому счету, мы защищаем человека, а уж как дальше человек распорядится своей судьбой и своей свободой – это, в общем, его уже персональное дело.

К. Ларина

Послушай, конечно. Мы же, помнишь, и за Удальцова вписывались, когда его сажали. Это совсем не значит, что, не знаю, многие из тех, кто его защищал, кто таким же образом призывал к его свободе, разделяют его политические взгляды. Конечно же, нет. Можно вспомнить многие вещи. Извини меня, когда «Пусси Райот» были под судом, вот я лично участвовала, наша инициативная группа собирала подписи в защиту.

И. Петровская

И я участвовала.

К. Ларина

Да, и ты тоже. И ты вспомни, там же были люди, которые, конечно же, ни в коей мере не разделяют и не одобряют эту акцию, которую они устроили в Храме Христа Спасителя. Но дело разве в этом? Дело же в том, что преступление (если это преступление) несоразмерно наказанию. И вообще это не преступление. И вообще здесь нет ничего, как и в данном случае, безусловно.

Потом, мне кажется, и вообще, вот эти попытки копаться в его соцсетях, выискивать, где он там что-то говорил про Путина и про Крым, и говорит, что он свой, посмотрите, кого вы защищаете. А сейчас, после вчерашнего его небольшого интервью, про которое сейчас мы вспомнили, я уже вижу, как в социальных сетях уже разворачивается обратная кампания – бедного Пашу, Павла затравят просто.

Кстати, он не первый. Буквально вчера я смотрела, Ир, телемост был с Олегом Сенцовым и с Александром Кольченко в «Театре.doc», и «МБ Медиа» транслировало эту акцию.

И. Петровская

Да, я тоже видела.

К. Ларина

Так там как раз, ты вспомни, там был этот момент, когда кто-то из зрительниц, как я понимаю, тех, кто стоял в пикете в Москве за Олега Сенцова, упрекнула его в том, что, типа, он там должен теперь бороться за Константина Котова и вообще он должен. Вот этот глагол прозвучал, который невероятно оскорбил Олега Сенцова.

И абсолютно он был прав в своем едва сдерживаемом гневе: «Я вам ничего не должен. Я всем благодарен за то, что вы за меня стояли, вписывались, призывали меня освободить. Но я никому ничего не должен». Это действительно так. И давайте к этому относиться спокойно. Вы же это делаете для того, чтобы человека освободили, а не для того, чтобы он соответствовал каким-то вашим представлениям о прекрасном. Правда же?

И. Петровская

Вот у меня вопрос тоже. «Выступили бы тоже актеры за Устинова, если бы он был участником митинга?», - Владимир. Более того, Владимир, если вы следите за тем, как развивается ситуация, сегодня вот этот вот постоянный, со вторника который начался, пикет, длинная очередь людей, которые стоят у администрации Президента, чтобы встать в пикет, он продолжается.

Тогда уже в основном стояли с лозунгами не только «Я/Мы Павел Устинов», но и там был целый список других фамилий, имен людей, которые реально были участниками митингов, да. Но это не значит, что они виновны в том, в чем их обвиняют, потому как не было ни массовых беспорядков, ни нападений на Росгвардию и полицию. И поэтому вступились очень за многих. И эта акция продолжается.

Более того, теперь ближе к нашей теме, что меня особенно поразило – это, конечно, выступление, можно сказать, видеозапись, которую сделал в поддержку Устинова, в защиту его Максим Галкин. Успешный телевизионный ведущий. Тоже, казалось бы, далеко от политики.

К. Ларина

Но он не первый раз уже выступает в таком качестве.

И. Петровская

И тем не менее. Все равно это очень важно для миллионов действительно его поклонников или как минимум миллионов людей, которые его знают и смотрят. Гарик Бульдог Харламов из «Камеди Клаб». Да, они делают иногда очень острые репризы у себя в программе. Но вот я первый раз видела, чтобы он выступил от себя лично как артиста и телевизионного персонажа тоже в поддержку и защиту.

И Юрий Стоянов, который тоже вышел на сцену и в конце своего спектакля (тоже, по-моему, он в каком-то спектакле участвовал) тоже обратился к зрителям и сказал слова поддержки. Это телевизионные персонажи, которые как правило… Мы же не увидели, как ты заметила, обращений телевизионных персонажей, телевизионных деятелей вот с таким же солидарным цеховым письмом в поддержку Павла Устинова. А то, что творилось в этот момент в федеральном эфире, а также какие слова говорили наши эти кумиры, властители дум из телевизора, это достойно, конечно, отдельного уже обсуждения.

К. Ларина

Тут тогда надо сказать и про Ивана Урганта.

И. Петровская

Так я и говорю, это уже то, что было в эфире.

К. Ларина

Ну давай про это скажем, потому что это в ряду как раз, как мне кажется, поступков честных и то, что максимально возможно было сделать вот в этой ситуации. Вообще, мы знаем, что Иван Ургант, что называется, человек-то наш в высоком смысле этого слова. Я бы его не причисляла к вот этому сонму упырей, которые торчат в виде пропагандистских голов в телевизоре. Это совсем другой человек. И он позволял себе, что называется, иногда накладные карманы, вспоминая известные цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен».

Так вот, его выступление я специально посмотрела. И оно было очень тонкое, изящное. И вот этой насмешки иногда просто не хватает. Вот ей богу. Потому что мы так серьезно относимся ко всей этой камарилье, которая творит что хочет с людьми и считает, что ей все дозволено, вот мне кажется, вот эта насмешка – то, что позволяет себе Алексей Навальный, по интонации я имею в виду, и то, что позволил себе Иван – это дорогого стоит, когда он проехался вообще по всему этому сюжету и по судье, и по суду…

И. Петровская

И по фамилии.

К. Ларина

И по фамилии, и по Росгвардии. Просто, что называется, молодец.

И. Петровская

Да. И причем это произошло еще до того, как набрала силу абсолютно вот эта кампания. Это был, по-моему, эфир в ночь с понедельника на вторник, то есть начался уже флешмоб, уже начались пикеты. И тем ценнее, что он выступил не после того, как уже свершилась определенная справедливость, а когда только-только человеку дали срок и, в общем, мало что предвещало какие-то изменения в его судьбе.

К. Ларина

А попытка оседлать протест, что называется, она была совершенно отвратительной. И она еще продолжится, дорогие друзья. Это было только начало. Я федеральные эфиры не смотрела, это Ира подробнее сама расскажет, но уж видеообращение Соловьева, записанное, видимо, спешно… Он, как милиционер, которого с постели подняли и сказали: «Срочно записать обращение в защиту! Призвать! Сказать, что я сделаю все, оплачу адвоката! Сказать, что это хайп!». Перехватить, короче. Мы все эти фенечки знаем. Не первый раз перехватывают.

Потом то, что сделали с этим Соловьевым – я редко такие вещи перепощиваю. Ира тоже, я так поняла, что очень была довольна шуткой, когда соловьевское выступление обрело иные черты внешне буквально, когда он предстал в живом образе достаточно такого свинтуса.

И. Петровская

Хрюна.

К. Ларина

Хрюна. И это было невероятно здорово. Я не знаю, кто это сделал. До сих пор вот не знаю автора. Ты не знаешь, Ир?

И. Петровская

Нет, не знаю. Тоже я захохотала.

К. Ларина

Но это потрясающе. Я не могу от этой свиньи оторваться. Она просто чудесная свинья. Это сделано очень тонко и очень точно по отношению к Владимиру Рудольфовичу. Вот вся как бы его сущность вот в этом облике видна. Такое вот кувшинное рыло. Вот гоголевский персонаж абсолютно. Просто браво! Откликнись, автор!

И. Петровская

Помимо всего прочего, если сейчас в сторону немножечко отодвинуть вот этого персонажа Хрюна, конечно, это выступление потрясает и тем, в каком оно интерьере записано, и общий вид этого персонажа, глубоко неожиданно озаботившегося судьбой невинно осужденного. При этом он говорит не тем голосом, которым он говорит в федеральном эфире, а каким-то зловещим то ли полушепотом, то ли каким-то задушенным.

К. Ларина

Вкрадчивым.

И. Петровская

Вкрадчивым. Иногда артистически…

К. Ларина

Наверное, еще спали.

И. Петровская

Наверное. Ощущение, что то ли бункер, то ли сортир. Где это записано?

К. Ларина

Я тебе говорю, что думаю, что это он в своем загородном доме, где он там обычно проживает, в замке где-нибудь подмосковном. Ему позвонили ночью и сказали, срочно чтобы было видеообращение, чтоб перебить все вот эти видеообращения, которые потоком лились в интернете. Поэтому он вскочил с постели, бросив теплое тело жены, поскакал в подвал…

И. Петровская

А, может, это пижама зеленая.

К. Ларина

Да, да. Поскакал в подвал скорее, включил камеру. Ты же видела его лицо. Он был совершенно весь перекошенный, без грима, что называется, без косметики.

И. Петровская

Красный.

К. Ларина

Без накрашенных губ, без накрашенных ресниц. Вообще! Ну просто! В неглиже.

И. Петровская

Тема потрясающая, но на новости уходим.

НОВОСТИ/РЕКЛАМА

И. Петровская

Мы продолжаем. «Человек из телевизора». Как всегда, Ксения Ларина, Ирина Петровская, Илья Крылов – за звукорежиссерским пультом. Закроем уже, подытожим эту тему, как федеральные телевизионные деятели пытались оседлать вот эту вот волну и приписать себе главные заслуги. Ты уже пересказала и мы вместе вот этот прекрасный антураж, в котором было записано вот это странное абсолютно обращение непонятно к кому.

Но смысл его был главный в том, что – «Кто вы все такие? Вы ничего не делаете, только радостно хайпуете, - как он говорит. Только мы с Тиной Канделаки готовы оплатить хорошего адвоката, потому что все дело, конечно же, в том, что плохие адвокаты были у Павла Устинова – не смогли убедить судью посмотреть видео. А если будет хороший адвокат, то, соответственно, по крайней мере уже в суде второй инстанции, безусловно, лед тронется». Вот просто как в воду глядел. Ведь смотри, провидец.

К. Ларина

Это ирония, если кто не понял.

И. Петровская

Это ирония, да. Нужно, думаешь, да, уточнять?

К. Ларина

Черт их знает.

И. Петровская

Шутка. Просто приятно, и не приятно, а полезно, наоборот, вспомнить другие высказывания товарища нашего Соловьева, который, как мы знаем, протестующих еще в 18-м или 17-м году назвал «2%, - извините, это цитата, он это говорил в радиоэфире, - дерьма, с которыми необходимо бороться».

А вот буквально месяц назад, подытоживая вот эти акции протеста, которые состоялись в Москве, он обратился взволнованным словом благодарности к сотрудникам Росгвардии и МВД, которые вели себя, как он говорит, «безупречно», они были «безупречно вежливые, безупречно грамотные». И поэтому от имени многих миллионов россиян он высказывал им огромное человеческое спасибо.

Ну, а дальше на том видео, которое он теперь хочет предложить посмотреть судье, как раз мы видим вот эту вот безупречную вежливость и грамотность этих сотрудников, которых, значит, соответственно, почему-то, видимо, он свое спасибо человеческое забыл просто отозвать, а выступает уже с некоторых иных позиций. Ну, это яркий пример, когда нас спрашивают: «А что будут эти люди делать, если ветер переменится и все вообще станет несколько по-другому?». Вот так они будут поступать. Мы увидим это прекрасное переобувание прямо в воздухе на глазах.

К. Ларина

Я бы добавила к этой теме уже, что называется, о хорошем. Давай к этой теме еще одну акцию, которая, конечно же, я думаю, что сопоставима с тем, что делает Дудь у себя на Ютюб-канале, поскольку у этого человека не меньше поклонников, чем у Юрия Дудя. Я имею в виду Мирона Федорова, Оксимирона, известного рэпера, поэта, автора очень сильных текстов и вообще личности очень сильной и яркой. Его проект театрализованный называется «#Сядьзатекст». Это такой хэштэг.

И вы можете этот спектакль, я по-другому не назову, увидеть на Ютюб-канале у Оксимирона. Просто даже в поиске набрать «#Сядьзатекст». Смысл его простой, на самом деле: актеры и известные люди, селебрити, в том числе там и Леонид Парфенов выступает, и Михаил Идов, и многие другие читают небольшие фрагменты, цитаты из произведений классиков мировой литературы и мировой политики, поскольку там есть и Мартин Лютер Кинг, и Нельсон Мандела, но есть и Пушкин, и Гоголь, и Белинский…

И. Петровская

И Блок. И кого там только нет. Лермонтов.

К. Ларина

И Сергей Есенин, и Лермонтов, да. Так вот, и каждая цитата подвергается жесткому анализу так называемого судьи, который присутствует при этом. И судья определяет, какой статье соответствует эта цитата.

И. Петровская

Состав преступления.

К. Ларина

Состав преступления, да. И, собственно, какие наказания за это последуют. Начинается замечательный этот вечер монологом Чацкого сакраментальным, который мы все проходим в школе: «А судьи кто?», который читает сам Оксимирон. И вот завершается, по-моему, Нельсоном Манделой или Мартином Лютером Кингом – то, что читает Леонид Парфенов в самом конце.

Это, конечно, сильнейший эффект производит. Тем более, что действительно это обставлено как спектакль. Там действие происходит в комнате. И это не просто комната. Декорация выстроена. Это комната Егора Жукова, в которой он записывал все свои знаменитые видео – молодой человек, который, как вы знаете, вот из Высшей школы экономики. Судьба его еще пока под вопросом.

И. Петровская

Студент.

К. Ларина

Студент. Ну, будем надеяться, что все-таки его отстоят. Я, просто, почти в этом уверена.

И. Петровская

Но ему «шьют» экстремизм реальный.

К. Ларина

Экстремизм, да. Так вот, здесь эта комната в течение всего времени, в течение всего спектакля превращается в тюремную камеру. И если в начале это жилище человека, то в конце вдруг мы понимаем, что это тюремная камера, решетка задвигается, видна эта шконка. Ну просто тюремная камера. Обои сдираются. В общем, это просто настоящий спектакль. И мало этого, там еще присутствует скрипичный оркестр живой, который сопровождает каждое выступление.

Ну и в роли судьи – адвокат известнейшая Ольга Динзе (это не актриса), которая, конечно, постаралась сделать все, чтобы мы ощутили холодок по спине от голоса этой судьи и от тех приговоров, которые может получить любой человек, читающий вслух Пушкина, Белинского или Лермонтова. И в самом конце сам Оксимирон выходит к публике и читает уже свое обращение с призывом освободить всех политзаключенных, с призывом к власти остановить, прекратить политические репрессии и вспомнить о том, что нельзя противозаконно, противоправно судить людей за инакомыслие. Это главный посыл. Это, вообще, замечательная акция. Я просто счастлива, что я это увидела, и желаю всем это посмотреть.

И. Петровская

На самом деле, Ольга Динзе льстит, конечно, судьям, потому что, как мы знаем, на самом деле они не говорят разборчиво и ничего не декларируют, а как правило они шепчут, себе под нос читают.

К. Ларина

Это понятно.

И. Петровская

Да.

К. Ларина

Но здесь было важно, чтоб мы понимали, суть в чем.

И. Петровская

Ну, я понимаю все. Я ж просто говорю, что вот в данном случае это такое театрализованное, я бы сказала, представление, в котором несколько по-другому хотя бы артикулирует так называемый судья.

Давай вспомним еще одну историю. Это, конечно, потрясающая абсолютно, не знаю, то ли кафкианское, то ли Салтыкова-Щедрина вспомнить – это история с Шаманом Сашей.

К. Ларина

Да, все начиналось весело. Мы все посмеивались. А кончилось все ужасом просто каким-то.

И. Петровская

Да. Два месяца он шел из своей Якутской губернии и дошел до Иркутской, по дороге обрастая некоторым количеством сочувствующих (небольшим). И я у себя, например, на странице повесила фрагмент – это канал «Настоящее время», которые снимали…

К. Ларина

Да, я тоже повесила.

И. Петровская

Я так понимаю, даже не они, может быть, снимали. А там же эта Беата Бубенец тоже снимала, видимо, свое документальное кино по ходу следования Шамана Саши. И вот люди, которые делятся с ним едой, хлопают его по плечу, сочувствуют ему, говорят, что они его поддерживают морально и в данном случае материально – едой.

Ну и в результате закончилось вообще просто каким-то кошмаром, потому что против этого маленького, худенького Шамана бросили опять же силы огромные спецназа, которые брали его как, я не знаю кого, Бен Ладена…

К. Ларина

Террориста.

И. Петровская

Да. И взяли, в общем, доблестно. Удалось им его скрутить, справиться, депортировать обратно в Якутск, поместить в психушку, где вроде бы подтвердили, что он вменяемый. И вот пока его выпустили под домашний, как ты говоришь, арест. Потому что вчера была информация, что его на одни сутки отпустили домой, а дальше будут избирать ему меру пресечения. А статью, по которой его собираются вроде как обвинять, никто не отменял.

К. Ларина

Призывы.

И. Петровская

Да. А эта статья тоже связана с организацией экстремистского сообщества. Забыла, какой номер статьи. Но история, конечно, абсолютно невероятная. Шаман Саша как угроза государственности, да.

К. Ларина

Ты смотрела вчера его видеообращение?

И. Петровская

Видела. Оно на меня произвело ужасающее впечатление.

К. Ларина

Если коротко рассказать нашим людям, которые не видели, на что это похоже, у меня первая ассоциация была вот с этими извинениями перед Рамзаном Кадыровым. Помнишь? Все вот эти страшные вещи, когда человек явно под давлением, если не больше, если только под давлением, а бывает совсем страшно. Но я надеюсь, что здесь этого не произошло. Несколько раз повторяет, что все нормально, все по закону.

И. Петровская:

«Все в рамках закона. Все в рамках законности», - повторяет он.

К. Ларина

Да. – «У меня претензий нет. Я прошу всех моих поклонников успокоиться, сделать паузу, остановиться, переждать». Ну, в общем, это совсем несмешно. Я тоже сначала смеялась.

И. Петровская

Нет-нет, совсем несмешно.

К. Ларина

Мы тоже шутили там – и шла Саша по шоссе, все вспоминали. Но в итоге это все достаточно страшно. Ты можешь себе представить, это же реальный страх. Ир, вот скажи мне, если всерьез, они чего боятся? Они же не боятся, что Шаман Путина изгонит с помощью бубна, правда? Наверное, вряд ли. Это было совсем…

И. Петровская

А кто их знает?

К. Ларина

Нет. Я думаю, что они боятся любую попытку самоорганизации. Потому что когда он шел один, не было еще как бы опасности. А когда, как ты точно заметила, он стал потихонечку обрастать паломниками, которые вместе с ним идут… Там же целый отряд идет. Извини меня, если ему столько идти до 21-го года, сколько он еще с собой приведет? Пол-России? По дороге вилы возьмут и топоры.

И. Петровская

Шаман Саша, Александр Габышев, по-моему, он рассчитал, что этот путь от его Якутской губернии до Кремля, до Москвы займет два года. То есть, по идее, в общем-то, за два года действительно там либо шах, либо падишах. Но даже не в этом дело. Ты говоришь: неужели они боятся того, что он действительно кого-то изгонит? А ты знаешь, вот этот вот ужас перед непредсказуемым разным оккультным…

К. Ларина

Это я помню, да.

И. Петровская

Он всегда очень много и часто был присущ не только нашим…

К. Ларина

Диктаторам.

И. Петровская

Нет, не только диктаторам, а вообще вот этим разным верховным руководителям. Вспомним даже Распутина и Николая II.

К. Ларина

Ну мать, но сейчас все-таки время-то какое.

И. Петровская

Мало ли что. Как ни странно, психология не меняется.

К. Ларина

Век кибернетики.

И. Петровская

Послушай, давай посмотрим на огромный успех, который имеют разные мракобесные программы, тоже связанные с оккультизмом, с гаданиями. Я имею в виду телевизионные программы, которых море. Всякие экстрасенсы, битвы и прочее-прочее. Вот сейчас, например, я видела анонс – запускается программа на «НТВ», называется «Последние 24 часа», где речь будет идти о последних 24 часах из жизни погибших, умерших людей. Я не поняла, знаменитых иди всяких. И какую-то загадку их смерти тоже будут расследовать экстрасенсы. Это происходит в эфире.

К. Ларина

Ты считаешь, что наша власть тоже подвержена вот таким вот внутренним сомнениям – а вдруг правда?

И. Петровская

А почему нет?

К. Ларина

В бубен постучит – и я улечу куда-нибудь.

И. Петровская

А вспомни склонность к мистике в Германии времен Рейха, окружавших высшее руководство.

К. Ларина

Ну это я помню, да. Целые делегации на Тибет отправлял Гитлер.

И. Петровская

Абсолютно. Как раз я предполагаю, что помимо того, что опасаются, что он обрастет там действительно массой каких-то сторонников и придет тут что-то громить, помимо этого есть некий иррациональный и реальный ужас перед тем, что может произойти, если Шаман шарахнет рядом с Кремлем в свой бубен. Может, стена обрушится. Я не знаю. Может, еще что-то. Как раз здесь в этом тоже есть определенная, мне кажется, разгадка того, что сегодня вот на этом направлении делается.

К. Ларина

Может быть, да.

И. Петровская

Ну давай, еще что у нас.

К. Ларина

Про интервью, наверное, надо сказать. Ну вот повторю, что вышел новый выпуск «Парфенона». Посмотрите. Стоит, наверное, просто за этим следить. И ждем новый выпуск «Намедни». Ну а по поводу интервью. Мы в прошлый раз не говорили вообще про то, что изменился формат программы «На троих». Я хочу, тоже чтобы люди обратили внимание. Мне кажется, очень удачная пара – Екатерина Котрикадзе и Тихон Дзядко. И как ведущие новостей, и как ведущие интервью. Они просто молодцы. И «RTVi» становится вообще таким полноценным, настоящим телевидением альтернативным и правдивым, за которым следишь.

И как минимум два интервью больших часовых выходит в неделю. Одно интервью – вот «На троих» в четверг. А, по-моему, по пятницам, если я не ошибаюсь, называется такое интервью часовое «Специальный гость», такое итоговое за неделю. Это политический гость в основном. Вот вчера был Дмитрий Орешкин.

А сейчас была Лия Ахеджакова. Ну, тут уж что говорить лишний раз? Каждый раз ты ловишь каждое слово. Я очень люблю, когда есть атмосфера точная. И здесь и ведущие, и героиня, что называется, строили. Строили в смысле друг с другом. Это как вот настроенный музыкальный инструмент. И атмосфера была очень такая плотная, насыщенная. И разговор какой-то очень чистый, настоящий. Ну и конечно же Лию Ахеджакову «мучили» в хорошем смысле о ее политических позициях и по поводу, конечно же, этих протестных акций актерских, чему она тоже была рада.

Но она довольно скептично заметила, что не всякий артист «просыпается». И вспомнила вот эту историю знаменитую Дмитрия Смолева, актера «Современника», которого забрали на 8 суток за то, что он засветился в ролике в роли пьяного мента. И менты его разыскивали чуть ли не с собаками и забрали его, как она нам уже рассказала точно, из общежития.

И. Петровская

На 8 суток.

К. Ларина

Да. И она очень переживала, что театр не вступился. Она просто была потрясена. Она говорит: «Ну как же так? Почему же отдали?». Должен был ее родной театр вступиться, а они, собственно, его сдали, что называется. Так вот, он до этого был, как вот Павел Устинов, абсолютно аполитичным человеком и боялся любого вообще упоминания политики или каких-то выступлений на каких-то акциях политических. А тут вышел после 8 суток и сказал Ахеджаковой: «Лия Меджидовна, вы знаете, я сидел вместе с Навальным. Мы с ним встретились в прогулочном дворе, общались». И у человека совсем другие впечатления от жизни. Стоило сесть на 8 суток.

И. Петровская

Мы видели огромное количество интервью с замечательной Лией Ахеджаковой. Но здесь была какая-то, ты права, абсолютно отдельная атмосфера. И то, как очаровывались по ходу этого – они пришли уже отчасти очарованными на интервью – Тихон Дзядко и Катя Котрикадзе! Потому что просто они упивались и тем, как говорит Лия, и что она говорит. Ну какая замечательная искренность в ней. Вот абсолютно нету никакого позерства, наигранности. Она такая. Вот она так живет. Она так играет. Она так думает. Она ничего не боится. Просто замечательная. Вот слова бесконечного уважения и любви. И счастье, что мы имеем с тобой возможность эти слова иногда и лично говорить нашей замечательной Лие.

К. Ларина

И там, конечно, много тем поднималось важных. В том числе и вот эта вот тема, что «я вне политики», что такое быть вне политики сегодня. И про то, что тоже очень важно – как играть, как работать с партнером, с человеком, который придерживается не то что там противоположных твоим взглядов, а просто пещерных взглядов. И такие люди, мы тоже знаем, есть. И знаем, как Лие тяжело, когда на нее там нападают в том числе и свои. И ей действительно тяжело. Она переживает это невероятно.

И. Петровская

Но она здесь об этом и говорит.

К. Ларина

Да. Сколько раз мы с этим сами сталкивались с Ирой – слушали и видели, как она тяжело все это переживает. Но вот сохранив не только какую-то внутреннюю чистоту и внутреннюю убежденность, в ней еще есть какая-то очень тонкая ирония…

И. Петровская

Конечно.

К. Ларина

Даже по отношению к людям, которые, может быть, делают ей больно или которые чего-то еще не поняли в этой жизни, дожив до глубоких седин, а остаются дураками. И она по этому поводу действительно только печально по-философски, что называется, улыбается. Ну просто молодец. Светлейший человек.

И. Петровская

Светлейший. Я говорю, мы знаем, мы как профессионалы часто смотрим, что называется, на промотки, как раньше говорили, примерно представляя, что будет дальше, составляя впечатление в целом о той или иной программе, герое, ведущих. А здесь вот именно зная много и зная взгляды Лии и в целом ее и характер, и все, невозможно было именно оторваться, потому что на наших глазах какая-то происходит бесконечная еще ее внутренняя работа. И внутренняя работа, кстати, и ведущих тоже. И это видно абсолютно.

А вот редкий случай такого какого-то попадания, совпадения. Просто очень-очень важное. Посмотрите все, кому не лень и кому интересно вообще наблюдать за очень важными в нашей жизни общественной и культурной персонами.

К. Ларина

Там, кстати, у них всегда в новостных форматах (вот сейчас идет программа «Ньюзток») всегда бывают гости в живом эфире, которые либо приходят в студию, либо с которыми они говорят по Скайпу. Так что, тут формат устоялся. Я имею в виду именно новостной «RTVi». Отлично. Ну, профессиональное телевидение, то тут скажешь… Слава богу, что есть возможности материальные и профессиональные такое телевидение строить. Очень хорошо.

И. Петровская

Коротко про расследование. Я считаю, это расследование такое полноценное от Алексея Пивоварова и «Редакции», которое идет по следам вот этих вот недавних событий под Северодвинском. И рассказывает о том, как вот эта вот развивалась история очередного молчания. Как мне кажется, вот можно так это определить. История умолчаний.

К. Ларина

Маленький Чернобыль.

И. Петровская

Да, вот этот маленький Чернобыль. К последствиям который этот маленький Чернобыль может привести и приводит уже. И самое главное – история абсолютного отстранения жителей и людей от происходящего, которым впрямую практически говорят: «Не ваше дело», и не предупреждают. Там все криком кричат: «Но почему же было нас не предупредить? Почему не сказать, что мы должны делать?».

И вот Алексей очень скрупулезно, как он умеет, расспрашивает разных специалистов, которые подробно рассказывают и о том, что произошло, и как произошло, и чем это чревато. Вот такого рода расследования – мне кажется, это то, чего у нас, собственно, никогда практически сегодня уже не бывает в основном эфире. Это к вопросу о том, «почему вы не про телевизор?». Мы про телевизор.

К. Ларина

Только про телевизор.

И. Петровская

Да. «Новый телевизор», как мы его называем, «альтернативный телевизор», в котором мы можем найти и интересных людей, и очень важные, актуальные темы и политически ориентированные программы.

К. Ларина

Время.

И. Петровская

Да. Но мы, к сожалению, выходим.

К. Ларина

Юз Алешковский сегодня отмечает 90-летие. «Я был весельчаком, бездельником, лентяем, картежником, жуликом, хулиганом, негодяем, курильщиком, беспризорником…», а стал, добавлю я, большим поэтом, большим писателем, литератором и, конечно же, антисоветчиком. 90 лет и поет.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024