Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2019-08-17

17.08.2019
Человек из телевизора - 2019-08-17 Скачать

17 августа 2019 г.

Эфир ведут Ирина Петровская и Ксения Ларина

И. Петровская

Доброе утро, добрый день! С вами «Человек из телевизора» как всегда по субботам и наконец-то, милый друг, наконец-то мы вместе. Я вернулась с отпуска и мы воссоединились с моим многолетним партнёром Ксенией Лариной, которую, кстати сказать, мы видим.

К. Ларина

Да, очень приятно. Я поняла, что меня видно. Главное, чтобы было слышно. Я тебя чувствую.

И. Петровская

Очки у тебя классные.

К. Ларина

Спасибо, друг. А мозги какие!

И. Петровская

Это сейчас проверим, это подожди. Очки уже видно, а как там дальше пойдёт, посмотрим. Значит, здесь в студии я, Ирина Петровская, которая вернулась из отпуска и теперь тоже будет на посту - надеюсь, постоянно. За звукорежиссёрским пультом Сергей Кузнецов. Средства связи - SMS +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, конечно, как всегда, Youtube-канал, который можно смотреть и комментировать. И Ксения открыла страничку в Фейсбуке и, я надеюсь, сейчас нам расскажет о том, что мы совместно определили как важные события и темы недели.

К. Ларина

Да, давай я сразу прочту. Август протестов на федеральных каналах: герои и антигерои. Альтернативное телевидение - я добавила ньюс-ток на RTVi, спецэфиры «Дождя», «Настоящее время», «Навальный LIVE». Это я просто перечисляю для тех, кто, может быть, забывает, что можно пользоваться альтернативными источниками информации. Всё для вас, дорогие друзья! Дальше опять же «Дождь» - Любовь Соболь в Hard Day’s Night, круглый стол по московским выборам с Анной Немзер и кастинг ведущих, который мне очень нравится. Всем рекомендую за этим следить - получилось замечательное шоу. Если будет минутка, я об этом скажу отдельно.

Интервью. Пархоменко, Набутов, Куприянов - гости «Непознера». Юлия Пересильд в гостях у Ирины Шихман. Видимо, Ирина Шихман уже открыла свой сезон. Замечательное интервью, всем рекомендую. «Редакция/Исходники» - так называется рубрика Алексея Пивоварова, где он показывает полностью те интервью, которые он использует в своих выпусках «Редакции». И уже выложены на канале «Редакция» на Youtube интервью с Борисом Акуниным, Евгением Чичваркиным и, конечно, самое резонансное - интервью с Захаром Прилепиным. Это отдельно стоит поговорить.

Ну и если получится, вишенка на торте, как говорят, или бантик - Бузова как предмет исследования главных политологов и аналитиков страны. Это вот мы наблюдали, по-моему, вчера или позавчера. Интересный сюжет.

И. Петровская

Он продолжается, этот сюжет. Тут у меня уже есть сообщение от Сергей Булавского: «Интересная деталь - Ольга Бузова не виновата. Она действительно «блокадница»...».

К. Ларина

О, Боже!

И. Петровская

Подожди! «...«блокадниками» в Питере называют горожан, регулярно ездящих в Финляндию за санкционными продуктами». Так что «вишенка», по всей видимости, действительно удалась. Ну, мы всё-таки с этого не начнём, а может быть, даже и не закончим, но отметить этот казус, я бы сказала, конечно, необходимо, особенно если учесть, что его всерьёз обсуждали на общественно-политических ток-шоу Российской Федерации.

К. Ларина

Ну вот, наверное, стоит начать с информационной повестки, поскольку и до твоего отпуска мы говорили об этом, и прошёл отпуск - мы опять к этому возвращаемся. Тревожная атмосфера в городе, как я понимаю, продолжается. Сегодня вновь ожидают всяких эксцессов на улицах Москвы - благодаря, опять же, поведению наших властей. Но я думаю, что, конечно же, Ира, тебе сейчас надо рассказать о том, как федеральные каналы рассказывают нам о том, что происходит в городе, как они интерпретируют эти события, чтобы просто понимать (мне, например), чего они там задумали.

Я так понимаю, что ты там провела целое расследование. Прочитала твою статью. Я видела этого молодого человека из федерального канала (канала «Россия», по-моему), которого окружила толпа и кричала ему: «Позор! Позор!». А он такой стоял как Наполеон, скрестив руки, и с таким презрением оглядывал окружавших его людей. Но Петровская выяснила, кто это.

И. Петровская

Ну, даже не столько Петровская, потому что этот сюжет был резонансным. И вообще сюжет, как вначале его окружили протестующие. Его зовут Ярослав Красиенко - «Кра», не «Кры».

К. Ларина

Не «Кры»?

И. Петровская

Нет, именно «Кра» - не будем играть. Это, мне кажется, всё-таки дурной вкус - обыгрывать фамилии.

К. Ларина

Ну, мало ли. Каких только не бывает.

И. Петровская

Я поэтому и уточняю: через «а». И дальше многие его разместили, и там дальше начались комментарии, в том числе от казахстанских коллег. Выяснилось, что это известный в Казахстане журналист. Более того: он был там руководителем бюро одного из ведущих каналов в столице. В общем, он там к 30 с чем-то годам достиг уже всех возможных степеней и, как он сказал в интервью своим же казахстанским коллегам, понял, что уже упёрся в потолок и что надо открывать для себя новые горизонты.

Новые горизонты он обнаружил здесь, в ВГТРК, куда его взяли рядовым корреспондентом и он, соответственно, стал делать себе карьеру. Началось со свалок в Подмосковье и вот, наконец, человек дорос до такой серьёзной темы, как политические протесты. Мы знаем, что на этом сделал карьеру, по крайней мере, не он один. Когда-то и Ольга Скабеева скакала там между протестантами на Страстном бульваре и пыталась сунуть микрофон в лицо Леониду Парфёнову.

К. Ларина

Это было как раз на той волне протестов 2011-2012 года.

И. Петровская

Да. Леонид Парфёнов тогда просто интеллигентно уклонился и, как профессор Преображенский в ответ на вопрос: «А почему вы не хотите помочь детям германского пролетариата?», ответил: «Не хочу. Не хочу я вам давать интервью». Она, естественно, потом вопила, что вот, это для неё гуру, она на нём выросла, на Парфёнове, училась, а вот тут такое, и вот все они такие - им нечего сказать. Ну, понятно.

Значит, этим же путём идёт наш вышеупомянутой товарищи Красиенко, который до этого отметился в сюжете, если ты видела (по-моему, ты тоже его комментировала) - он снимал обыски в офисе Фонда борьбы с коррупцией.

К. Ларина

Да, я как раз у тебя прочитала о том, что это был именно он, потому что этот сюжет я видела. И видела я его, потому что он, конечно, произвёл сильнейшее впечатление на публику (тех, кто понимает) размахом вранья и совершеннейшей наглостью. Я просто хочу ещё раз обратить внимание на этот сюжет. Мы про него говорили, но тем не менее. Раз мы уже знаем автора, этого Красиенко, который группу следователей, которые покидают офис ФБК, закрывая лица от камеры и в чёрных масках, назвал как раз сотрудниками ФБК. И ещё закадровый голос таким мерзким тоном нам объяснял, что посмотрите, они закрывают лица.

Вот я свидетельствую как человек, который знает этих людей, выходящих из этого офиса: эти люди - следователи Генеральной прокуратуры во главе с Александром Лавровым, которому поручили вести дело ФБК. И мы все знаем его как главного следователя, который ведёт так называемое «театральное дело» - дело Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского и Софьи Апфельбаум. Там, в этой группе был ещё один следователь, которого мы тоже знаем по «театральному делу» - это г-н Васильев. Все они были узнаваемы. Я просто так подробно говорю, чтобы люди понимали, что эти разоблачения не с потолка берутся. Вот я вам называю людей. А вот скажи, не было опровержения после этого, когда уже все сказали, что это враньё?

И. Петровская

По крайней мере, я не видела. Если кто видел, было бы интересно узнать. Но этот человек дальше, через 2 дня, появился уже на площади Сахарова. Ты говоришь, он как Наполеон. Нет, он там держал себя скорее как партизан, который оказался во вражеском окружении. Он стоял в такой позе: ничего не скажу, буду молчать...

К. Ларина

Мальчиш-Кибальчиш.

И. Петровская

Да, Мальчиш-Кибальчиш, вершины духа. На самом деле люди, окружившие его... Потом это, естественно, многократно использовалось в других сюжетах: вот, грош цена всяким демократическими устремлением этих людей, они нарушают свободу слова, не дают человеку сказать. И сам он в сюжете, которой он в результате всё-таки там снял и этот сюжет был многократно показан и по «России-24», и по «Вестями», и в больших воскресных «Вестях», тоже говорит: «Не давали говорить неугодным, только идейно близким».

И вот, значит, он сделал этот сюжет - по-моему, 10-минутный, беспрецедентный, где эта протестная акция была названа митингом-концертом. Ну, понятно, это делается по известным лекалам. На каждый митинг, тем более такой многолюдный, конечно, приходят и разные случайные люди, приходят откровенные фрики. И задача оператора и корреспонента, я так понимаю, поставленная им в этой ситуации - выхватывать именно их. Выхватывать какие-то, мягко говоря, нестандартные лица, выхватывать каких-то особо экзотических людей. Там идёт одна старушка с какими-то пакетами, баулами, сумками. И когда ей задают вопрос...

К. Ларина

Кстати, прости, Ира, там бывает очень много подставных людей. Мы это тоже знаем. Цыган, конечно, запустили специально. Там много таких постановочных провокаций, которые потом берутся в кадр.

И. Петровская

Ну, бабулька говорит, что она вышла за СССР. Две какие-то девушки сказали, что они пришли на концерт. Хотя мы тоже не знаем, какой им был задан вопрос. Ведь выхватываются буквально точечно какие-то фразы.

К. Ларина

Мы даже не знаем, кто эти люди. Может, артисты специальные.

И. Петровская

Мы не знаем, кто эти люди. Потом, естественно, показывают действительно какой-то такой разнобой, разношерстность этой публики: цыгане пляшут, другие люди размахивают флагами ЛГБТ. И он всех перечисляет, чтобы дать понять, что это никакая не акция идейных протестантов против нарушений прав, несправедливости и отстранения независимых кандидатов от участия в выборах, а вот так вот кто-то пришёл тусить. Кто-то с ребёночком - это он называет новым оппозиционным трендом: прикрываться детьми как живым щитом.

Вытаскивают каких-то экспертов. Один - какой-то типа разочаровавшийся ветеран Майдана, которой говорит, что всё делается как у них на Майдане, по специально разработанным манипулятивным техникам. В общем, 10 минут вот этого вот некрасивого передёргивания, вранья и указания, кстати, на ребят, которых арестовали, которые, естественно, называются организаторами.

К. Ларина

Кстати, про Егора Жукова там была какая-то отдельная линия? Я так поняла по отзывам тех, кто смотрит федеральные каналы.

И. Петровская

Про Егора Жукова - это уже другой канал. Это, можно сказать, ветеран журналистики Юрий Липатов.

К. Ларина

Первый канал.

И. Петровская

Это Первый канал, это были «Вести воскресенья». Он там тоже автор большого сюжета, где он рассказывает о главных...

К. Ларина

«Время», наверное?

И. Петровская

«Время», конечно. Ой, не «Вести» - «Время» на Первом канале в 9 часов. Не те большие «Вести», которые обычно выходят в сезон, а «Время» воскресного дня, которое вела Екатерина Андреева. Автор сюжета - Юрий Липатов, который указывает конкретно на Егора Жукова как на организатора, говорит о том, что он здесь совершенно не случайный арестованный участник этого - он организатор массовых беспорядков и этому он обучался по специальным западным методичкам (показывает какие-то эти методички), якобы ездил в Армению или в Украину, видимо, получать какие-то рекомендации.

Низость этого запредельная! У меня вдруг возникла мысль, что если раньше эти люди просто следовали некой генеральной линии партии, то сейчас они волей-неволей (скорее всего, конечно, волей) превращаются в пособников вот этих вот беззаконий, в пособников режима, который это устраивает.

К. Ларина

Так они такими своими показаниями просто помогают фальсифицировать дела, организовывать уголовные дела. Это именно похоже... То, что ты рассказываешь - это не авторский текст и не журналистский материал, а показания у следователя. Человек выступает якобы как свидетель преступления.

И. Петровская

Более того: и вот этот сюжет Красиенко на «Вестях», и липатовский временами совпадают практически дословно. Вот поставь их рядом - там есть некоторые различия, но в целом и сама логика изложения этого события, и даже подбор каких-то кадров, подбор эпизодов периодически совпадают покартинно и дословно.

К. Ларина

Я хочу тут, кстати, ещё сделать такую заметку. Буквально перед нашей передачей я посмотрела у Маши Борзуновой, корреспондента «Дождя»: она выложила у себя фрагмент из программы FakeNews - их передачи, которая, собственно, и является главным разоблачением официального телевранья. Она там выложила 2 новостных сюжета из Первого канала и из канала «Россия». Да, там не только по картинке - там совпадает просто по тексту! Это просто потрясающе! Действительно, мы называем это методичками, но это уже не методички. Это как, помнишь, Собянин выступал с ответами на вопросы якобы журналистки. Вот это всё уже не методички - это написанные тексты, которые, как я понимаю, наверное, просто как у нас в советское время спускали из каких-нибудь специальных коридоров. Не просто что говорить, а написан конкретный текст.

И. Петровская

И что показывать, и как дискредитировать максимально и саму акцию, и активных, и любых других участников. В этом же смысле и в этом же русле ещё одна история. Я прочитала но «Снобе» монолог матери другого студента, Даниил Конона, по-моему, 22-х лет, студента Бауманки, тоже помещённого в СИЗО под арест. Также суд отклонил апелляцию, он остался за решёткой и тоже называется одним из организаторов акции.

И вот его мама рассказывает, во-первых, про него: что он тоже блестящий парень, закончил кадетское училище с отличием, поступил в Бауманку, до этого был мало политизирован, но принял участие в сборе подписей у Ивана Жданова. 10% этих его подписей забраковали, а он, будучи перфекционистом, лично прошёл по всем этим людям, чьи подписи забраковали, и удостоверил ещё раз их подписи, что они подлинные. Чуть ли не впервые в жизни вышел 27-го числа на вот эту акцию и попал в сюжет, который был показан на канале Рен-ТВ 29 июля.

И вот в этом сюжете его показывают как одного из организаторов, не называя имени и фамилии. Но его вычислили, за ним пришли. Естественно, обыск и помещение под арест. Но, как утверждает его мама, как только они увидели этот репортаж, они поняли, что придут обязательно. И единственным доказательством его как бы участия в организации этих акций стали вот эти конкретные кадры, которые были показаны на Рен-ТВ, где он в Брюсовом переулке отводит толпу, как раз чтобы избежать давки.

Поскольку, ты помнишь, тогда людей загнали в переулки и дальше там началось такое месилово, просто реальная Ходынка. Он пытался как-то дирижировать людьми, чтобы максимально их отвести от этого страшного месива. В результате тоже оказался за решёткой, и эти кадры фигурируют в качестве единственного вещественного доказательства его участия и якобы руководства людьми и дирижирования вот этой толпой людей, которые, как считается, пришли туда на незаконную акцию. Согласись, это отчасти тоже такое новое слово, когда это не просто информационное сопровождение, а реальное пособничество в совершении вот этих деяний.

К. Ларина

Вообще, конечно, осторожными надо быть многим корреспондентам. Вообще, работа в поле - тоже отдельная тема. На таких акциях она, безусловно, очень ответственная. И хочется лишний раз сказать огромное спасибо журналистам, которые честно и профессионально выполняют свой долг человека, который рассказывает нам, что происходит на улицах. Я, конечно же, смотрю, как работает бригада «Дождя». Это просто фантастическая работа. Видно, как они все растут как профессионалы. Это и Маша Борзунова, и Василий Полонский, и Алексей Коростелев, и наш любимый Володя Роменский - просто гуру, король репортажа. Просто молодчина! Ира, не знаю, видела ли ты историю, связанную с материалом Тимура Олевского на канале «Настоящее время».

И. Петровская

Видела, да.

К. Ларина

Очень показательно. Там Тимур тоже работал как корреспондент на улице Он, как и все они, следил, как арестовывают, совершенно беспорядочно хватают людей. Одного из парнишек омоновец вёл за руку, волок по улице. Тимур дал ему микрофон, спросил: «За что вас задержали?», а потом задал вопрос, который, по сути, послужил провокативно: «Почему вы не сопротивляетесь? Вот вас ведёт всего лишь один человек - видимо, потому что вы не сопротивляетесь». После этого молодой человек вырывает руку из лап этого омоновца и пытается убежать. И тогда на него набрасываются уже трое «космонавтов», заламывают ему руки и уже жёстко, сильно волокут его по земле.

Это, конечно, был чудовищный момент. Я просто хочу сократить, что было дальше. А дальше было то, что Тимур как человек, который понял, что он в какой-то мере спровоцировал этот силовой захват этого молодого человека, потом нашёл его. Это Марк Князев, тоже студент из Москвы. С ним сделали интервью уже в выпуске новостей «Настоящего времени» у Ирины Ромалийской. И Ирина Ромалийская провела такой телемост, соединив Тимура Олевского и этого молодого человека. Тимур, по сути, извинился перед ним за неуклюже заданный вопрос и сказал: «Конечно же, я понимаю, что я теперь буду следить за его судьбой».

Слава Богу, что называется (в таких обстоятельствах мы говорим «слава Богу»), что это не арестная статья, которую ему предъявили - это, скорее всего, штраф. Но это очень показательный урок для многих журналистов: как нужно быть осторожными в таких экстремальных ситуациях и думать прежде всего о человеке, который сейчас находится в таких обстоятельствах - что он не может быть свободным и любое твоё слово, что называется, может быть использовано против этого человека.

И. Петровская

Да, но с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что и любой журналист сегодня не защищён ни своим удостоверением, ни даже жилетами «Пресса», если у кого-то они есть. Всё равно он тоже находится в этом состоянии стресса и в любой момент может точно так же быть подвергнут вот этому силовому захвату.

К. Ларина

И захватывают!

И. Петровская

И захватывают. Вот последней, по-моему, задержали журналистку «Ведомостей», хотя она...

К. Ларина

Ну а Роменского?

И. Петровская

Роменского, конечно. Поэтому это объяснимо. Но ты права: ответственность колоссальная. У нас новости, потом продолжим.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская

Мы продолжаем «Человек из телевизора». Средства связи всё те же - +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал и страничка Ксении в Фейсбуке, которую тоже можно читать и комментировать. Ксения Ларина, Ирина Петровская, Сергей Кузнецов в студии. Ну что, заканчиваем эту тему.

Конечно, апофеоз этой темы - в воскресенье, на следующий день после законной акции на Сахарова - это личная благодарность Владимира Соловьёва сотрудникам Росгвардии и сотрудникам МВД за безупречную, как он выразился, играя желваками и чеканя слова, за безупречно вежливую работу, за безупречную, признанную даже теми, кто их ненавидит, работу, за то, что они защищают интересы миллионов россиян и охраняют государство, страну и так далее. Это был тот ещё монолог - в самом конце, финальный. Я уж не говорю о том, что последнюю часть (примерно час, наверное) он вместе с участниками обсуждали как раз происхождение этих протестов и, разумеется, конечно же, обнаружили там западное вмешательство, участие, деньги и так далее. В общем, вот это было такое подведение своеобразных итогов предыдущего дня, да и, в общем, предыдущих акций. Молодцы!

К. Ларина

Ну что же, давай тогда поговорим ещё про каких-то резонансных товарищей, которые появились в телевизоре (если мы говорим про экран монитора). Потому что, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы мы поговорили про появление Захара Прилепина.

И. Петровская

О да!

К. Ларина

Никто бы не обратил на это внимания, потому что мы же знаем его позицию и знаем, какие ценности он декларирует и что воспевает. Чего там - понятно, что он может сказать. Но мне кажется, что здесь была перейдена какая-то грань, которая, собственно, входит уже в какой-то... Господи, даже не знаю. Масштаб античеловечности, безнравственности и аморальности здесь уже не поддаётся никакому анализу. Я имею в виду, конечно же, ту часть разговора Алексея Пивоварова с Прилепиным, когда речь шла о его воинской славе, о его днях, проведённых в качестве командира батальона. Те признания или даже не признания, которые он делал в этом интервью, в каком тоне он это делал, с какой мимикой, с какой интонацией - они, конечно, поразительны.

Я такого не видела никогда. Только в каком-нибудь художественном фильме. Какие-нибудь «Проверки на дорогах», помнишь? Знаменитый монолог. Но там люди раскаивались, а здесь нет никакого раскаяния. Здесь есть фиксация, что мы творили, что наш батальон был самый беспредельный. Как мы понимаем, речь идёт о количестве убитых - больше всего убитых украинцев на счету у батальона Захара Прилепина. Он говорит так аккуратно, но именно это он нам и пытался донести. Мне кажется, что даже интервьюер растерялся и не знал, как реагировать на это. И второе - не знаю, что главнее. Это как твой любимый Шейнин - помнишь: «я убивал».

И. Петровская

У меня вчера это крутилось бесконечно. Правда, если ты заметила, он не сказал фразу «я убивал».

К. Ларина

Он сказал «наш батальон», «мой батальон».

И. Петровская

Если вы откроете когда-нибудь цифры, документы, то будет понятно, что там, где было убито больше всего людей, как раз воевал мой батальон. Это всё запредельно. Начиная с того, как он выглядит в интервью.

К. Ларина

В зелёных трусах и босиком.

И. Петровская

В зелёных трусах, босиком, почему-то всё время гримасничает, почесываясь. Ощущение такое (я прошу прощения, это ощущение), что человек то ли с тяжёлого похмелья, то ли, не знаю, под действием ещё чего-то тонизирующего, мягко говоря. Я не знаю, как к этому относиться.

Я даже несколько раз это пересмотрела, ты не поверишь. Вчера с твоей подачи, а потом увидела, как буквально взорвалась моя лента в Фейсбуке. Люди, которые смотрели, выражали всякие чувства, но в основном это было чувство омерзения, отвращения и временами недоумения, что же такое произошло с человеком, который худо-бедно, но какое-то количество лет назад всё-таки выглядел достаточно прилично. Не говоря уже о том, что он считается классиком современной литературы, а следовательно, как будто должен продолжать гуманистические традиции русской литературы. И вот в какой-то момент у меня закралось подозрение, что всё это блеф.

К. Ларина

Такое уже было. Мы с тобой уже как-то его обсуждали. Он уже где-то признавался, в каком-то интервью. Не буду врать, не помню. Где-то он про это говорил. Мы с тобой тоже говорили, что, наверное, это блеф, наверное, он выдумывает. Но боюсь, что нет, Ира.

И. Петровская

Не знаю. Вот то, как он говорил, как он отводил глаза, как он гримасничал - так оправдываются или наоборот приписывают себе какие-то старшие школьники, подростки, которые пытаются доказать, что они крутые. Но при этом прячут глаза. Он почти всё время прятал глаза, если ты заметила. Или наоборот, самодовольно разалясь в кресле и играя в кадре своей босой ногой, пытался как-то сладострастно и плотоядно смеяться. Но то, что он абсолютно не в своей тарелке, мне кажется, очевидно. Или же мы имеем дело - и это уже, наверное, какая-то психиатрическая проблема...

К. Ларина

С помутнением рассудка.

И. Петровская

С распадом личности. Личности, которая втянулась, ввязалась в какую-то игру и не выдержала этого груза. Там есть, кстати, моменты, когда он, безусловно, с сожалением говорит о том, что после этого много потерял.

К. Ларина

Что «мне с этим жить».

И. Петровская

Нет, ещё что он потерял очень много западных контрактов, что его перестали издавать.

К. Ларина

Так в итоге выяснилось, ты вспомни, что он ничего не потерял. Что он по-прежнему ездит по всем ярмаркам, по всем зарубежным командировкам. Мало этого, когда прозвучал вопрос Алексея Пивоварова: «Не боитесь ли вы суда?», он просто ответил: «Никакого суда не будет. Никто меня не посадит, никакого суда не будет. Я буду по-прежнему ездить туда, куда захочу».

И. Петровская

Но при этом я потом тоже в разных ветках читала обсуждения, что да, его приглашают, но теперь уже как бы точечно и далеко не на все ярмарки. По-моему, Пархоменко написал: по-моему, какой-то книжный салон в Париже... Французы устроили бойкот русскому стенду именно потому что там присутствовал Прилепин.

К. Ларина

Но его всё равно пускают во Францию, приглашают. Кстати, он сказал в этом интервью, что раньше его переводили на 25 языков, а теперь его переводят во Франции и в Сербии.

И. Петровская

Ну да, естественно, раньше были и книги, и, соответственно, связанные с этим гонорары. Но вчера было много недоумения, что после таких откровений Украина вообще должна объявить его в международный розыск как убийцу.

К. Ларина

Вообще-то логично.

И. Петровская

Да, и тогда ему будет закрыто. Понимаешь, в его нынешнем состоянии, то, что мы вчера наблюдали - возможно, это какое-то глумление; возможно, это троллинг; возможно, это психическая проблема, психиатрическая; возможно, это проблема употребления чего-то. Вот даже тут у меня пишут, что он был пьяный. Нет, в общем-то, непохоже, что он был пьяный. Но он в любой момент может сказать, что это всё литературные фантазии, что он писатель.

К. Ларина

Ты думаешь? Там мотив-то какой, почему он начал про это говорить? Он очень уязвлён тем, что...

И. Петровская

Его отовсюду попёрли.

К. Ларина

Нет, что якобы Прилепин пиарится на Донбассе. Что типа это всё бравада, игра, а на самом деле он просто красуется в кадре с пистолетом, с маузером. Его очень цепляет эта тема. Поэтому каждый раз, когда разговор выходит на эту тему, он пытается с разной степенью откровенности и мерзости доказать обратное: что, типа, я пиарюсь?! Да вы посмотрите, сколько за мной трупов! Это некая метафора, чтобы вы понимали, потому что действительно признания в том, что он убийца, не было. Но по сути, оно было.

И. Петровская

«Мой батальон», он говорит.

К. Ларина

Да, тем более что он командир этого батальона.

И. Петровская

Он был политрук, насколько я понимаю. Он был по политической части, то есть, может быть, настраивал их на это.

К. Ларина

Да какая разница! Тут абсолютно без разницы, кем он там был. Он был руководителем этого батальона и понятно. В общем, действительно, наверное, ты права. Мне тоже закралась эта мысль - что там какое-то серьёзное помутнение, что там произошло что-то страшное с этим человеком.

Действительно, возвращаясь к началу: мы знали его убеждения. Он в этом смысле, конечно же, последовательный человек. Он левак и революционер, ему действительно очень хочется скакать на коне и рубить шашкой либералов. Это ради Бога. Но здесь я вижу, что потеряно какое-то обаяние этого зла. Вот раньше в этом его злодействе была какая-то очень яркая бравада, обаятельная. Он действительно смотрел в глаза, глаза у него не бегали по сторонам. Сейчас в этом есть что-то жалкое, ничтожное и действительно нездоровое, больное. Мы, конечно, наблюдаем какую-то страшную историю человеческую, и её финал неизвестен. Очень жаль. Ужасно.

И. Петровская

Я просто вспоминаю - не помню, была ли ты тогда с нами: это было, наверное, больше 10 лет назад, когда наша коллега Нина Зверева из Нижнего Новгорода...

К. Ларина

Была, была.

И. Петровская

Она проводила много лет подряд прекрасный фестиваль «Живое слово» в Болдино, непосредственно прямо в усадьбе. Там даже открытия были прямо на крыльце дома, где Александр Сергеевич Пушкин проводил свою болдинскую осень. По-моему, он нижегородец, Захар Прилепин?

К. Ларина

Да, он там и живёт.

И. Петровская

И вот он тогда приезжал просто как почетный гость. У него там была встреча с читателями в местной библиотеке. Он был с женой, по-моему, с большой собакой и с какими-то своими детьми.

К. Ларина

Жену не помню, собаку помню.

И. Петровская

Но и дети были. Жена, наверное, тоже была, потому что с ним был ещё какой-то маленький ребёнок.

К. Ларина

Я помню, он собаку кормил чуть ли не живыми курицами.

И. Петровская

Да нет, не придумывай. Это ты уже сейчас... Там не было живой курицы.

К. Ларина

Я тебе скажу. Это было на крыльце. Там стоял Прилепин, внизу сидела его огромная собака. Мы с ним стояли на этом крыльце и разговаривали о чём-то постороннем - может быть, даже высоком. О литературе, о Пушкине. И вдруг он из большой сумки достаёт огромную курицу (конечно же, не живую, а просто тушку огромной курицы) и швыряет эту курицу своему псу. И пёс аки волк бросается на эту огромную курицу и начинает рвать её зубами, урча. Кровь летит во все стороны, кости. А Прилепин стоит на крыльце и с удовольствием, с умилением смотрит на этот процесс разрывания курицы. Вот что я запомнила.

И. Петровская

Вот когда всё началось. Видишь, у тебя была другая картинка. А я запомнила его как довольно застенчивого человека, улыбающегося застенчивой улыбкой, без всяких фанаберий, хотя он к тому моменту уже стал более-менее известным писателем. И как бы ничто не предвещало этого развития и тем более вот этого, я бы даже назвала, финала. Потому что в определённом смысле можно говорить о конце этого человека, о его финале. Возможно, о начале чего-то другого, но очень страшного, очень неприглядного. Или, теперь уже можно сказать, о продолжении.

Но мы имеем дело с каким-то таким новым феноменом людей, которые не стесняются худшего в себе. Или это худшее помимо их воли прорывается, пишется на их лицах и они уже не могут быть другими. Даже вот эта его концовка, когда Лёша Пивоваров его спрашивает: «Вы считаете себя удачливым, везунчиком?», он говорит: «Да, конечно, считаю. Потому что вот вы, такое респектабельный, известный журналист, приходите у меня брать интервью, а не я у вас». В этом тоже такая дешёвка и такое...

К. Ларина

Провинциальность такая.

И. Петровская

Провинциальность? Даже нет. Как раз провинциальные люди бывают очень интеллигентные, скромные и деликатные.

К. Ларина

Провинциальность - я имею в виду, в худшем проявлении. Когда у человека есть комплекс.

И. Петровская

Это не провинциальность. Это всё вместе. Вчера это было как клиническое свидетельство какой-то аномалии - душевной, человеческой, какой угодно. Профессиональной уж само собой. И это на самом деле страшный документ. Алексей Пивоваров снял и показал страшный документ нашего времени. Я думаю, что он, наверное, в определенном смысле войдёт в нашу новейшую историю: что бывает.

К. Ларина

Я думаю, что будет продолжение, потому что, мне кажется, он вряд ли ждал такого резонанса. Во-вторых, всё-таки это исходник. Алексей всё же не использовал эти вещи в своей передаче. Я не помню, в каком выпуске был Прилепин в качестве участника, по какой теме. Но здесь, конечно, сильнейшее впечатление. В любом случае, Алексею Пивоварову спасибо, что называется, за разоблачение магии.

И. Петровская

Да, я посмотрела на ночь, глубокой ночью, и должна тебе сказать, что меня это, в общем, лишило сегодняшнего, довольно короткого, но, тем не менее, всё равно сна. Потому что это просто стояло в глазах. И эта картинка, и эти слова, и это выражение лица - всё это.

К. Ларина

Давай всё-таки вспомним про что-нибудь хорошее. Я хочу тебе сказать, Ира - вот всем говорю и тебе говорю: обрати внимание на шоу «Кастинг ведущих» на «Дожде». Я так понимаю, что это случайно родилось. Ты не видела ни одного выпуска?

И. Петровская

Я только вернулась, нет, ещё не видела.

К. Ларина

Я просто тебе рекомендую. Это чудесное реалити-шоу. Оно абсолютно телевизионное - то, что тебе близко и будет тебе интересно: как проходит этот кастинг. Потому что приходят не девочки и мальчики, а взрослые люди. Там очень много профессионалов - большинство кандидатов, которых отобрали на финальную часть. Это кастинг ведущих на канал «Дождь». Даша Полыгаева ведёт этот эфир и вместе с ней ведёт кто-то из патриархов «Дождя». Это Анна Монгайт, Михаил Козырев, Саша Перепелова, главный редактор, Павел Лобков, естественно.

Эти диалоги, эти разговоры с этими людьми, попытка говорить о сегодняшнем, об актуальном. Попытка понять, в чём сегодня смысл профессии. Невероятно интересно. Я слежу с огромным интересом, чего и всем желаю. Тем более, что там предполагается ещё и участие зрителей. Вы можете сами проголосовать за понравившегося вам кандидата.

И. Петровская

Периодичность какая?

К. Ларина

Чёрт, вот тут я не готова. Мне кажется, за эту неделю я смотрела 3 раза. Чуть ли не каждый день. Вот сейчас они вышли на финальную часть. Не знаю, как будет развиваться дальше. Можно посмотреть у них на сайте - может быть, там написано. Я смотрела - было, по-моему, 4 выпуска или 5. Чуть ли не каждый день это было. Понимаешь, поскольку они сейчас открыты для общего доступа и нужно чем-то заполнять эфир, мне кажется, это у них получилось случайно. Они объявили кастинг, а потом решили показывать это буквально в прямом эфире. И это просто супер. Отлично, молодцы, поздравляю!

И. Петровская

А я с огромным удовольствием посмотрела на давно не виденного мною (как-то так жизнь развела) Кирилла Набутова. Я думаю, что многие очень хорошо его помнят и знают, потому что он и руководитель компании «Адамово яблоко», и начинал он на питерском телевидении - ещё тои питерском телевидении.

К. Ларина

Вообще интересный журналист, и сейчас известен.

И. Петровская

Да, и потом он многократно комментировал как спортивный комментатор - в том числе, кстати, Олимпиаду в Сочи. Я сейчас не говорю о качестве самого интервью - не хочу. Я говорю о качестве Кирилла Набутова, у которого, кстати, вчера был день рождения. Если, Кирилл, ты нас слышишь, то, пожалуйста, прими поздравления с этим своим днём рождения.

Он, конечно, по-прежнему в великолепной форме и очень интересно рассказывает и про начало вот этого возрождения телевидения в конце 80-х - время надежды, как они работали у Бэллы Курковой на питерском телевидении того времени, некоторые подробности того, какие случались накладки на Олимпиаде и как это всё было технически устроено. Всё очень интересно. Кое-какие вещи я знала, кое-какие не знала. О Невзорове и покушении на него. Поэтому, друзья, не поленитесь, наберите в YouTube эту программу с его участием и посмотрите на Кирилла.

И когда интервьюер говорит: «А какие тогда были у всех красивые лица», - да, он абсолютно прав. Посмотри на тех, кто сегодня, в общем, редко попадает в эфир. Правда красивые, статные, достойные, интеллигентные, образованные люди. Когда время призывает и меняется...

К. Ларина

Но многие из них превратились в упырей. Тогда они были светлыми.

И. Петровская

Нет.

К. Ларина

Но есть такие.

И. Петровская

Из того, первого набора этих людей довольно немного.

К. Ларина

Не хочу сейчас тебе называть, но, к сожалению, есть примеры. Не знаю, тот же Дмитрий Киселёв. Производил впечатление интеллигентного, образованного, светлого человека.

И. Петровская

Хорошо, не будем. У нас финал, поэтому давай.

К. Ларина

Финал? Да, всё, быстро. Просто хочу в конце поддержать всех, кто сейчас сидит в застенках и в казематах. Песня, которая прозвучит - для тех людей, которые поддерживают своих близких, которые сегодня находятся в тюрьмах. Свобода будет обязательно!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024