Купить мерч «Эха»:

Сусанна Альперина - Человек из телевизора - 2019-08-10

10.08.2019
Сусанна Альперина - Человек из телевизора - 2019-08-10 Скачать

С. Альперина

Доброе утро! Сегодня в программе «Человек из телевизора» гость и по совместительству она же ведущая Сусанна Альперина. Я начинаю эту программу. Меня обычно вызывают на замену Ксении Лариной, когда она в отпуске. Но сегодня она не в отпуске, в отпуске Ирина Петровская. Постараюсь достойно её заменить. Жду ваших вопросов, ваших сообщений. И мы поговорим... Ксения задала в Фейсбуке ряд тем, о которых, наверное, лучше расскажет она. Я буду внимательно слушать.

К. Ларина

Ты меня слышишь?

С. Альперина

Я слышу. Уже слышу Ксению Ларину. Надеюсь, что слышат и радиослушатели.

К. Ларина

Ура, связь есть!

С. Альперина

Кто начинает, Ксения, о чём говорим?

К. Ларина

Во-первых, приветствую тебя, дорогая Сусанна, здравствуй! Во-вторых, давай я просто скажу своё приветствие, которое я обычно делаю перед началом передачи на нашей страничке в Фейсбуке. Действительно, Ира ещё отдыхает, поэтому у нас сегодня гостья и просто совершенно молодец Сусанна. Аплодирую тебе, совершенно профессионально вступила, выступила в роли телеведущей и правильно сделала. Я сказала нашим слушателям в Фейсбуке, что у нас сегодня немножко такой крен в сторону кино и сериалов, поскольку Сусанна прежде всего, по своей основной работе кинообозреватель, кинокритик и у неё есть много чего интересного сообщить вам, дорогие друзья - и про творческие планы наших федеральных каналов, и других платформ, где снимают сериалы. Ну и про кино, конечно, мы просто обязаны поговорить. Тем более, событий много. И, естественно, поскольку день сегодня такой важный и с точки зрения гражданской, и с точки зрения политической, общественной, мы не можем обойти вниманием какие-то реперные точки, связанные с событиями в Москве. Я много чего посмотрела за неделю на всяких сетевых платформах. Могу тоже изложить вам, дорогие друзья, какие-то свои впечатления. И, естественно, как правильно сказала Сусанна, ваши вопросы всегда приветствуются на всех наших возможных ресурсах - и на SMS, и через Twitter, и на YouTube-канале, на котором мы тоже, я надеюсь, идём в прямой трансляции. Ну и на Фейсбуке, как обычно, я открываю возможность комментирования для всех пользователи Фейсбука, а не только для своей френдленты.

С. Альперина

Мой Facebook тоже открыт, связь есть, так что пишите.

К. Ларина

Давай мы начнём вот с чего. Мой вопрос к тебе, кстати, как к гостье. Скажи мне, пожалуйста, по каким каналам ты следишь за событиями, которые происходят в данном случае сейчас в городе Москве и которые были? Где ты получала эту информацию? Я уверена, что ты смотрела.

С. Альперина

Я скажу тебе честно, я слежу за этими событиями в интернете.

К. Ларина

А где конкретно?

С. Альперина

Я тебе так скажу: у меня очень хорошая лента подписчика. Ведь на самом деле наши взаимоотношения с соцсетями очень часто зависят от того, кто у тебя есть в ленте. Мне даже из соцсетей выходить не надо. Я смотрю у себя в ленте и если что-то интересует меня больше, я туда перехожу. Дело в том, что сейчас возможности соцсетей очень сильно используются и телеканалами, и производителями контента. Люди не хотят выходить из соцсетей. Я стала такая же. То есть если бы раньше вы меня спросили - допустим, ты меня раньше спросила бы: «Чем ты пользуешься?», я бы назвала часть ресурсов. Что я, допустим, люблю читать Newsru.com, что я иногда слушаю RTVi, что иногда слушаю Первый канал, какие-то новости. Сейчас за всеми событиями, которые происходят, я в основном слежу в интернете. Если тебя интересует, какой канал я включила сегодня с утра, просто чтобы послушать новости, это был «Известия ТВ». Они у меня рядышком, на соседних кнопках - «Известия» и РБК. И по утрам, когда я собираюсь, я часто включаю именно эти два канала. И более или менее картину дня я получаю благодаря им. Если мне хочется узнать, что в Москве, я включаю «Московский канал» у меня это 9-я кнопка. Кстати говоря, они очень изменились в последнее время, взяли такое немножко развлекательное направление, но я смотрю там. Потом, когда смотрю вечерние новости, я имею возможность сравнить, что показали, как рассказали. И мы же с тобой смотрим профессионально. Мы смотрим, как сделано, почему сделано. Кто-то может удивляться, почему это показали, это не показали. Но я думаю, что нам с тобой это совершенно понятно и уже просто интересно, как именно это делается.

К. Ларина

Тогда я добавлю, поскольку люди всегда спрашивают, где, особенно когда происходят такие события, можно получить информацию в прямом эфире. Конечно же, новости на радио «Эхо Москвы» - я вас всех приглашаю не отключаться, дорогие друзья. А что касается прямых эфиров, мне кажется, важно напомнить нашей аудитории, что канал «Дождь» работает сейчас в открытом, общедоступном эфире, без подписки, открыт для всех. И у них вот уже вторую неделю идут спецэфиры, которые мне кажутся очень интересными. Это такая тренировка, очень здоровская, для журналистов, для того, чтобы найти какие-то новые форматы, абсолютные эксперименты. Поскольку там идёт не просто информационный канал, но и, что называется, тема дня. Допустим, вчера была тема домашнего насилия и целый день программы и эфиры на канале «Дождь» были посвящены этому.

С.Альперина: Я посоветую посмотреть один фильм по теме лесных пожаров. Фильм называется «И придёт огонь»

С. Альперина

Слушай, извини, перебью тебя, чтобы не забыть: хочу потом рассказать про новый фильм о Харви Вайнштейне. Спроси меня потом, в связи с этой темой. Чуть позже.

К. Ларина

Прекрасно, да! Обязательно. Естественно, сегодня будет прямая трансляция «Дождя» с улицы Москвы, с проспекта Сахарова. Кроме этого, я бы рекомендовала вам «Навальный LIVE» именно как ресурс прямого эфира. Там замечательно работают корреспонденты с улицы. Кроме этого, «Радио Свобода» - Мумин Шакиров, который всегда выходит со своей видеокамерой во время значимых событий на улицах города. И сегодня это тоже не исключение - трансляция будет. Кроме этого, мне ещё в прошлый раз посоветовали такой Youtube-канал, который называется «Рупор Москвы». Это тоже прямой эфир, камера и корреспондент, который транслирует всё, что он видит, что происходит на улицах города. Да, «МБХ Медиа», конечно же, тоже. Они тоже включают трансляцию. Ну, если я что-то забыла, вы меня простите. Может быть, тогда напомните, скажете, дорогие друзья. Но основные источники информации я вам назвала. Ещё я просто отчитаюсь за это время, Сусанна, и тебе тоже рекомендую.

С. Альперина

Я внимательно слушаю.

К. Ларина

Есть замечательная журналистка из Новосибирска Мария Лондон.

С. Альперина

Я её даже знаю. Иногда, периодически слушаю «Кстати, о погоде».

К. Ларина

Да, блестящие комментарии на новосибирском телевидение. Но с некоторых пор (что, наверное, предсказуемо) она вынуждена была покинуть официальный телеканал и открыла (что тоже предсказуемо в сегодняшнюю эпоху) свой канал, который называется «Картина маслом». Это её авторская еженедельная программа. Это настоящая профессиональная телевизионная передача с сюжетами, с корреспондентами и, естественно, с её блистательным язвительными комментариями на злобу дня. Я посмотрела буквально последний выпуск. Он был посвящён сибирским пожарам - о том, что прячут в этих пожарах, какие коррупционные схемы. Естественно, были и другие события, связанные с тем, как, по сути, обманывают, дезинформируют слушателей и зрителей в федеральном эфире. Поскольку Мария Лондон прекрасно владеет своей профессией, я думаю, что здесь никаких сомнений в её искренности и правдивости быть не может. Так что обращаю ваше внимание на этот телеканал, Youtube-канал под названием «Картина маслом». Ещё я подписалась на нашего коллегу Майкла Наки, который вместе с Сашей Плющевым регулярно ведёт стрим в прямом эфире в интернете. «МакНак» называется этот канал в Youtube, тоже его рекомендую. Всё, я всё рассказала, если там будет ещё поворот в теме, мы к этому вернемся, к злобе дня. Давай тогда про Харви Вайнштейна расскажи нам сразу. И про Тарантино расскажи.

С. Альперина

Можно, я до Тарантино посоветую посмотреть один фильм по теме лесных пожаров. Я бы, на самом деле, даже два фильма посоветовала. Фильм называется «И придёт огонь». Я только что познакомилась с ним на фестивале. Сейчас Александр Роднянский сделал новый фестиваль дебютов в нашей стране. Он сделал такую программу, немножко для гурманов. Он привёз громкие дебюты, которые уже засветились или были на других фестивалях. И вот если волнует (а она волнует) тема лесных пожаров и вообще как это снято, как это сделано. Это дебютный фильм режиссёра-испанца Оливера Лаше. Называется «И придёт огонь». Он был показан и на Каннском фестивале, только не в рамках основного конкурса, а в рамках «Особого взгляда». Очень интересная работа. Там сняты пожары и вообще поднимается проблема и так далее. Ещё, кстати, на тему пожаров (извините, что я увожу от реальности, но поскольку, может быть, люди думают об этом, им, может быть, хочется, чтобы в искусстве было что-то созвучно) есть режиссёрский дебют актёра Пола Дано. Один из моих любимых актёров. Он, напомню, играл Пьера Безухова в сериале «Война и мир».

К. Ларина

И в «Побеге из тюрьмы Даннемора».

С. Альперина

Да, в «Побеге из тюрьмы Даннемора» тоже играл. Замечательный сериал, такой авторский. Пол Дано решил себя попробовать в качестве режиссёра. Он снял фильм. У него там играет Джейк Джилленхорн, и он играет как раз пожарника. И это тоже кадры лесных пожаров в этом фильме, которые меня поразили. Фильм выходил у нас в прокат. Наверное, на него не очень обратили внимание - я не помню, чтобы там были какие-то потрясающие цифры. Но если мы заговорили о цифрах, переходим к Тарантино. Вот это тот редкий случай, когда кино как бы авторское и как бы зрительское, и перемешано, что называется, в нужной пропорции. Тарантино очень смешно сказал... Там ему задали первый вопрос на пресс-конференции и он сказал: «Я не Аквамен». Антон Долин задал ему вопрос про то, что «вы в Голливуде изгой». Он говорит: «Ну, были времена, когда я себя чувствовал изгоем. Сейчас я, конечно же, голливудский человек. Отсюда и такой оммаж Голливуду в этом новом фильме. Но я не снимаю голливудские фильмы, - сказал Тарантино, - в том смысле, в котором мы привыкли видеть. И мой фильм - это не «Аквамен»». Это действительно так. То есть он снял, по сути, авторское кино. Он снял свой Голливуд, как он хотел его видеть. Я уверена, что этот фильм в прокате - особенно в российском прокате - соберёт сумму, сравнимую с иными блокбастерами. Потому что вот так. Это то, о чём все говорят, шумят - что вот, есть авторское кино, оно ничего не собирает, не выходит в прокат, и есть зрительское кино, которое всё собирает, но оно тупое. И вот это там в нужной пропорции. Сейчас нам этот пример показывает Тарантино. А ещё Тарантино показывает нам пример, каким должен быть режиссёр. Потому что, на мой взгляд, в последнее время профессия режиссёра немного девальвировалась. То есть вот я (вы сказали: «хорошо вступила в эфир») училась в своё время в театральной школе. И для нас слово «режиссёр» - это была мечта. Я какое-то время мечтала быть режиссёром. Потому что режиссер - это был бог. Богом он был, потому что это был мыслитель. Потому что по поводу пожаров, по поводу митингов, по поводу всего, о чём вы говорите, если бы сейчас сел режиссёр, ему позвонили и сказали: «Дайте ваш комментарий», он бы сказал - и его бы слушали, за ним бы шли. Таких режиссёров-мыслителей осталось очень мало. У нас, допустим, есть... Ну, можно назвать Кончаловского. С чем-то можно соглашаться, с чем-то нет, но он...

К. Ларина

Сокуров.

С. Альперина

Да, Сокуров, спасибо вам большое. Я дважды за последнее время встречалась в приближенном формате. Я имею в виду, был очень хороший паблик-ток на «Стрелке» - Долецкая и Сокуров. И, вы знаете, я сидела не шелохнувшись. Это было то, что нужно записывать. И я записала везде, где только можно, на всех своих носителях - и видео, и аудио. Конечно же, это режиссёр-мыслитель.

К. Ларина

Я бы добавила, прости, ещё Андрея Сергеевича Смирнова. И Абдрашитова. И Павла Чухрая. Вообще, конечно, можно найти.

С. Альперина

Слава Богу, они есть. Но ты сейчас говоришь в основном о старшем поколении. А мы говорим о том, что растёт новое поколение режиссёров. Если из этой профессии уйдёт вот эта часть того, что этот человек, как сейчас говорят, инфлюенсер (ненавижу это слово, но она везде), что он влияет на мнение - если это уйдёт, то это будет ужасно. Вот Тарантино - такой. И вот он сейчас приехал. Он болтушка, он очень много говорил, позировал, красовался, купался в счастье. Его тут приняли и обласкали на всех уровнях. Люди, которые в жизни не сойдутся по политическим взглядам, все сошлись в любви к Тарантино. Но он говорит такие вещи, за которыми хочется следовать. Соответственно, он говорит это и в своём фильме. Меня спросили (у меня недавно был эфир на другой радиостанции), на какой фильм похож «Однажды в... Голливуде». Ни на какой. Там шутка Тарантино в том, что ты смотришь весь этот фильм и думаешь: как-то Тарантино изменился. Он что-то сам на себя не похож. Какой-то у него благостный фильм, какой-то он совсем другой. Но Тарантино был бы не Тарантино, если бы он к финалу не сделал то, что он сделал. То есть он в финале саккумулировал всё, за что мы его так любим. И это прозвучало ещё более сильно.

К. Ларина

Я не могу успокоиться, перебираю в памяти уже другое поколение режиссёров, ищу там людей-мыслителей. И, конечно же, мы не можем не назвать Андрея Звягинцева. А как же? Я бы назвала ещё Жору Крыжовникова.

С. Альперина

Я бы назвала ещё Юрия Быкова.

К. Ларина

Юрия Быкова, абсолютно с тобой согласна. И Юрий Быков, и Борис Хлебников. Вообще-то, есть с кем поговорить, что называется.

С. Альперина

Есть, и слава Богу. Я думаю, не может же быть совсем уже безвоздушное пространство. Слава Богу, что они есть.

К. Ларина

Сусанна, раз уж мы заговорили о Тарантино, я не могу обойти вниманием знаменитую пресс-конференцию. Тем более, что она была в общем, открытом доступе и пользователи интернета, такие, как я, могли совершенно спокойно эту пресс-конференцию наблюдать, смотреть, как она выходила. Транслировал её, по-моему, ВКонтакте. Может быть, я ошибаюсь - неважно. Знаю, что просмотров было много, многие смотрели. Я по этому поводу уже написала пост.

С. Альперина

Я на него откликнулась.

К. Ларина

Да. Это, правда, уже не новость. К сожалению, уже бывали такие случаи, когда приходится всплескивать руками и говорить: «Боже мой!». Ты говоришь, девальвировалась профессия режиссёра. А как девальвировалась профессия кинокритика! Мне, конечно, было очень обидно наблюдать, что вместо вопросов режиссёру-мыслителю, о котором ты так замечательно говоришь, которые можно было задать, большинство людей, которые получали право слова, признавались ему в любви, дарили какие-то подарки... Меня совершенно поразила одна девушка, которая сказала: «А вы знаете, что сейчас, параллельно с премьерой вашего фильма, в России проходит самый популярный фестиваль сыра в Истре?» Это был вообще какой-то ужас. И приволокла ему коробку сыра.

С. Альперина

Слушай, это не настолько безобидно. Это продуманный пиар фестиваля сыра, поверь мне. Я думаю, что они там всей редакцией сидели и говорили: «Вот ты пойди к Тарантино, ты ему скажи - тогда на наш фестиваль сыра все обратят внимание». На самом деле я это называю эффектом «Поля чудес». Когда люди около звезды, они готовы ему дарить, нести, там, баночки мёда, солёные огурцы. Я скажу тебе честно, сколько я работаю в профессии - даже я заражена этим эффектом. Я один раз не выдержала, спросила у Элайджи Вуда... Был круглый стол среди журналистов и меня сильно волновал неприличный вопрос: не линзы ли у вас? У него такие глаза. И я задала вопрос, который хотела. Потом там образовалось какое-то время и я задала ему вопрос: «Скажите, пожалуйста, извините меня за этот вопрос - у вас линзы или нет?». Он сказал: «Нет». Но я не могла удержаться. Это такой эффект. Он действительно всех накрывает. Я спешу второй раз тебя успокоить - первый раз был в Фейсбуке: это ещё не худшая пресс-конференция.

С.Альперина: Тарантино снял авторское кино. Он снял свой Голливуд, как он хотел его видеть

К. Ларина

Про Джонни Деппа расскажи.

С. Альперина

У Джонни Деппа конференция была гораздо хуже. Это была просто позорная пресс-конференция, извините меня, ради Бога, устроители, это не ваша... Хотя да, в чём-то и ваша ответственность: думайте, кого вы туда приглашаете. Опять же, работают профессиональные компании. Чтобы ты понимала: на эту пресс-конференцию собирается столько людей - я даже не знаю, что столько существует в профессии. Откуда они все берутся, под какими деревьями они все сидят и какими мхами прикрыты в обычные дни, я не знаю. Образно говоря, я оттуда знаю человек 20 ведущих критиков и плюс нескольких блогеров. Зал набивается - на Джонни Деппа было в 2 раза больше, чем на Тарантино. У Тарантино, поверь мне, было очень много. Джонни Деппу задали вопрос - я его никогда не забуду, он стал нарицательным: «Как вы раскачиваете люстру в отеле, где вы остановились?».

К. Ларина

Да ладно!

С. Альперина

Клянусь! Можешь найти видео этой пресс-конференции и посмотреть. То есть когда действительно можно было задать какие-то интересные вопросы... Кстати, к Тарантино они прозвучали, эти вопросы. Там, например, мне очень понравился вопрос про спецэффекты, который задала... У нас есть такая девушка Надежда Маркалова. Она разбирается в спецэффектах, читает лекции. Одна из немногих. И он очень интересно рассказал, что на самом деле звездами на площадке были не Питт и не Ди Каприо. Настоящая звезда был Декстер, который делает спецэффекты в этом фильме. Но это уже для тех, кто понимает. Все, естественно, пропустили вопрос, который задали последним. Очень интересный: «Как вы думаете, кого бы пригласил Полански сняться в роли этого актёра Далтона, которого играет Ди Каприо?». Он ответил: «Кассаветиса». Это все пропустили, это оставим киноманам. Никто на это не указал. На что указали? Что любимый фильм - «Человек-амфибия». Все почему-то запомнили про этот фестиваль сыра, как ни странно. И все запомнили (я даже сама про это писала) про этого парня, который встал...

К. Ларина

Татуировки показывал.

С. Альперина

Да, на котором была футболка Kill Bill. Сам Тарантино очень живо отреагировал. Он просто чуть со стула не упала, когда встал парень, весь одетый - у него были носки из «Убить Билла» - и ещё и показал татуировку. Ну, Тарантино сказал: «Для меня честь быть в чести». Он расхохотался просто. Ну, любому режиссёру это приятно - увидеть такого своего фаната. Но какие-то действительно киноведческие вопросы... Там Антон Долин задал три киноведческих вопроса. Их как бы пропустили - наверное, они не настолько интересны широкой публике.

К. Ларина

Не знаю. Мне кажется, всё-таки есть разница между встречей с фанатами, со зрителями и встречей с журналистами. Всё-таки разные форматы.

С. Альперина

Смотри, по поводу форматов. Есть фестивали и там есть пресс-конференции.

К. Ларина

Да, я тоже это видела. Это страшное зрелище.

С. Альперина

Да, и слава Богу, что существуют такие вещи и в социальных сетях, и на Ютюбе. Вообще можно никуда не ходить, сидеть у себя в редакции. Как мне недавно сказали, «мы на пресс-конференции не выходим». Ну да, сейчас можно себе это позволить. Можно сидеть, всё это смотреть и, соответственно, делать оценки. Но уж те, кто на пресс-конференциях - на том же «Кинотавре»... То есть вы говорите, вас снимают и потом целый год эта пресс-конференция лежит в доступе на ресурсах «Кинотавра». То есть когда вы начинаете нести какую-то чушь, уже понимайте (я это как бы и коллегам, и сама себе говорю): у тебя ответственность. Если ты не хочешь задавать вопрос, там есть трансляция на большом экране в холле - просто посиди и посмотри за этим. Но если ты задаёшь вопрос, он должен быть таким, чтобы он был интересен кому-то кроме тебя. Как минимум, твоим читателем. То же самое касается и зарубежных фестивалей. Там, в принципе, сидит профессиональная аудитория. Причём журналисты там работают гораздо хуже, чем у нас. Россия - это ещё благостная гавань, поверь мне, по сравнению с другими фестивалями. Там задают такие жёсткие вопросы! Не дай Бог оказаться на круглом столе - там журналисты просто отпихивают друг друга локтями. Там просто невозможно вставить слово. И в том числе задаются вопросы провокационные, жертвами которых, кстати, стал Тарантино. Ему же задали провокационный вопрос и он разозлился. И не один Тарантино. Извините, режиссёра отлучили за высказывания против евреев (я говорю про Ларса фон Триера) - это был ответ на вопрос журналиста. Это была специальная, осознанная провокация.

К. Ларина

Ну это, кстати, неплохо. Можно назвать это провокацией, а можно назвать это действительно острым, жёстким вопросом. Почему нет? В конце концов, повторю, что есть разные форматы. Я понимаю, когда злятся творцы. Они злятся не только на такие, как ты говоришь, провокативные вещи, но и злятся, когда кому-то что-то не понравилось, когда человек задаёт вопрос, в котором есть некая оценка его произведения - какая-нибудь не очень лестная. Они по этому поводу очень обижаются и злятся. Ничего страшного, переживут. Сделал продукт - отвечай за него. Совершил творческий поступок - отвечай за него. Для того и устраиваются эти пресс-конференции, чтобы человек мог ответить.

С. Альперина

Я с тобой полностью согласна. Но я бы делала так. Обычно перед пресс-конференциями нам всегда говорят: первое - не задавайте вопросов на английском языке, потому что вас не поймут коллеги. Второе - бывают ограничения: просьба не спрашивать про личную жизнь. Допустим, с Тарантино эти ограничения не ставили, но про его израильскую красотку-жену так никто и не спросил.

К. Ларина

А про политику есть ограничения?

С. Альперина

Бывает, да. Я помню, были такие вещи: пожалуйста, он не будет отвечать на вопросы о сегодняшней политической ситуации. Я, к сожалению, сейчас не помню, у кого именно, но было такое ограничение, что прямо говорили: «Не спрашивайте про политику». У нас в России тогда ещё как раз что-то бурлило и нам всем сказали, что он не будет отвечать на эти вопросы. Ну о'кей, право режиссёра. Но я бы просто говорила ещё - в эту минуту или в минуту аккредитации (правда, они стараются, говорят: вопросы по фильму, но как бы ограничивается): перестаньте задавать вопросы - не знаю, как это красиво сформулировать (те, кто работает в пиаре, сами знают) - не задавайте вопросы, подобные фестивалю сыра или про цвет ваших носков. Тем не менее, это всегда бывает. Я тоже помню про круглый стол, на котором встала девушка и сказала: «Если я вас не поцелую, я умру». Сказала звезде и полезла к нему целоваться. Ну это непрофессионально! Если ты журналист, ты представляешь кого-то - поцелуй его потом, если захочешь. И больше никакого толкового вопроса она не задала. То есть она пришла на круглый стол от своего издания для того, чтобы поцеловать звезду. Всё. Ну вот, бывает такое - накрывает.

К. Ларина

А вообще блогеры - они, скорее, девальвируют профессию? На твой взгляд? Или всё-таки развивают её?

С. Альперина

Ни в коем случае! Значит, давайте так: есть журналисты, которые девальвируют профессию, и есть блогеры, которые девальвируют. Есть журналисты, которые поднимают, и есть блогеры, которые поднимают. Всё зависит от конкретного человека и от того, что он несёт. Сейчас мне нужно сказать волшебную фразу «Встретимся после новостей и продолжим».

НОВОСТИ. РЕКЛАМА.

С. Альперина

Мы продолжаем программу «Человек из телевизора» с Ксенией Лариной. Мы так незаметно ушли на тему кино, но на самом деле кино и телевидение сегодня так связаны, что одно не живет без другого. Достаточно посмотреть, какие фильмы показывают в эфире каналы и как телевидение проявляет себя во многих фильмах. Очень интересно его показывают. Например, я уж сразу хотела сказать, если кому-то интересно (мне, правда, не очень понравился): сериал «Самый громкий голос» про одного из создателей телевидения. Может быть, кому-то будет интересно: он есть в сети на легальных ресурсах.

К. Ларина

Это где Рассел Кроу играет?

С. Альперина

Да, где Рассел Кроу под тоннами грима. Вот я как раз грим не совсем приняла. Но вернёмся. Мы говорили о чём-то интересном.

К. Ларина

Да, мы говорили про кинокритику. Я как раз хотела, раз уж мы про это заговорили, Сусанна, задать тебе ещё один вопрос про ещё одну совершенно новую стилистическую примету в старой профессии кинокритика. Почему-то сегодня возник какой-то панический ужас перед спойлерами. Мне кажется, это уже стало какой-то манией, паранойей. Объясни мне, пожалуйста, как это вообще связано с темой кинокритики? Действительно ли спойлер может уничтожить кино? Вот мой вопрос к тебе.

С.Альперина: Кино и телевидение сегодня так связаны, что одно не живет без другого

С. Альперина

Очень хороший вопрос. Я начну с конца. Я считаю, что спойлер не может уничтожить кино. Но я скажу за себя лично: я ненавижу, когда мне рассказывает, кто убийца и что происходит. Мне лично это способно смазать впечатление от фильма. Я, когда иду смотреть кино, ничего про него не читаю. Мне нужно знать только одно: это фильм ужасов или не фильм ужасов. Потому что я не очень люблю фильмы ужасов - это моя личная особенность. Но всё остальное я ничего не хочу про этот фильм знать. Я хочу прийти, посмотреть, а уже потом, если он меня на что-то натолкнёт, что-то прочитать, посмотреть. В том числе и рецензии. Ну это такая моя особенность. Большинство людей, насколько я понимаю, выбирая, куда им идти, всё-таки смотрят какие-то мнения. Сегодня это превратилось в совершенно потребительскую вещь. Вы едете в город - вы смотрите мнения о городе. Вы выбираете отель - вы смотрите мнения об отеле. Вы недёшево собираетесь на поход в кино, особенно всей семьёй - вы выбираете, куда выгодно вложить свои деньги. В принципе, главная задача кинокритика в таком потребительском мире - написать, кому и зачем надо идти на это кино. Но поскольку кинокритики - творческие люди, а во многих случаях фильм бывает так хорош, что хочется стать его соавтором и продолжить это всё в статье, они часто не отвечают на этот вопрос. Они просто рассказывают о фильме, о каких-то своих ощущениях, и зритель, что называется, должен уже догадаться сам. Так вот, можно очень хорошо и талантливо написать, но когда ты начинаешь рассказывать, что там будет, как там будет и почему там будет - это вполне может у части людей отбить вкус и испортить фильм. То есть одно дело ты сидишь и смотришь, что будет дальше, а другое дело - ты знаешь, что будет дальше, и смотришь, как это сделано. Поэтому тревогу творцов я понимаю. Но творцы забывают об одном. Как где-то были интересные комментарии: мы все знаем всё про «Войну и мир», но, тем не менее, смотрим фильм «Война и мир» или сериал «Война и мир». Мы знаем, чем он закончится. Хотя к чести Эндрю Дэвиса, который сценарист, он там закончил довольно неожиданно, не так, как Толстой. Он там немножко ушёл в свою историю. Это для тех, кто смотрел «Войну и мир». Я имею в виду историю Безухова. Но, тем не менее, мы всё это знаем. Мы смотрим, как это сделано, потому что мы знаем сюжет, мы знаем историю. Но если фильм хороший, пересказывай ты его, не пересказывай...

К. Ларина

Слушай, вспомни, пожалуйста, как мы читали критические статьи наших великих журналистов и киноведов. Боже мой, ведь эти люди никогда не пересказывали нам сюжет, сценарий, никогда не пересказывали сюжетную канву. Если они останавливаются на чём-то конкретном, связанном с сюжетом, речь идёт о каких-то психологических отношениях героев, о какой-то характеристике героя, но ни в коем мере никто тупо не пересказывает сюжет. Опять же, возвращаясь к этим пресловутым блогерам - может быть, сегодня эти привычки появились здесь? Люди начинают пересказывать сюжет, и это, конечно, начинает читателей раздражать.

С. Альперина

Если человек тупо пересказывает сюжет, это значит, у него не хватает мозгов. Я всё уложила в эту фразу? Я могу назвать одного хорошего критика последнего времени, которая строила свои статьи на пересказе сюжета. При этом она как бы и весь сюжет не раскрывала, но это был ход, это был её ход. Я имею в виду Лидию Маслову, которая работала в «Коммерсанте». Если вы почитаете её критику, она в принципе в каждой статье пересказывает сюжет. Но с такими комментариями, что это уже отдельный вид творчества - к сожалению, подвластный не всем. Я знаю критиков (это я уже так немножко раскрываю кухню), у которых, допустим, статьи начинаются с лёгкого пересказа сюжета - как бы такой трамплинчик, а дальше они уже уходят в дебри аналитики. Но немножко про сюжет они говорят. Это ход. Сейчас, кстати, многие им пользуются - я имею в виду профессиональных критиков. Это тоже очень хорошо. Но конечно, если человек просто спойлерит, это означает, что он набирает себе лайки и читателей за счёт автора фильма. Вот и всё.

К. Ларина

Безусловно. Давай теперь про Вайнштейна.

С. Альперина

Да, значит, у нас есть такое «право первой ночи» - критической. Я посмотрела фильм, который выйдет в прокат 22 августа. Вообще в августе очень сильный прокат. Я пишу у нас в газете, советую, какие фильмы и что, постепенно пишу у себя на страничке в Фейсбуке. Но вот этот фильм меня просто... Я даже не знаю, какие правильные слова найти. Вот у меня есть несколько фильмов этого года, которые я для себя отмечаю: вот это фильм года. Для меня, безусловно, фильм года - это «Француз» Андрея Смирнова. Я посмотрела его на закрытии «Кинотавра» и не устаю о нём говорить. Я просто сама в нетерпении жду, когда он уже появится. Это, к сожалению, уже в ноябре. Но я просто считаю, что все должны увидеть этот фильм. Если они испытают те же эмоции, что я, например, испытала - а они испытают эти эмоции, потому что у нас никто об этом не говорил, никто об этом не снимал. Это действительно фильм года.

К. Ларина

Многострадальный фильм.

С.Альперина: Фильм о Вайнштейне сильнее, чем «Покидая Неверлэнд»

С. Альперина

Да, значит, для меня фильм года - вот сейчас идёт в эфире - с названием «Give me Liberty». Для меня это тоже фильм года, потому что я тоже испытала невероятные эмоции на Каннском фестивале, когда пошла смотреть не конкурс, а параллельную программу, где он был. Я считаю, что никто никогда так не говорил о наших эмигрантах. И не только о наших эмигрантах, а вообще об эмиграции. Вот пока он идёт в прокате (по-моему, у него вторая неделя), считаю, что обязательно надо идти его смотреть. Потому что название «Give me Liberty» означает, что его все обязательно пропустят. Тем более рядышком с Тарантино. А фильм о Харви Вайнштейне (у нас прокате он выходит как «Быть Харви Вайнштейном», оригинальное название у него «Неприкасаемый» - «Untouchable»), просто как он только пойдёт, сразу идите. Почему? Не потому что там рассказывают какие-то скользкие вещи. Кстати, с кинематографической точки зрения я не могу сказать, что это прямо какая-то удивительная работа. Про киноязык и всё такое можно даже не говорить. Там просто сидят люди на крупном плане и рассказывают свои истории. Он воздействует не благодаря этим историям, не потому что кто-то там поднялся в номер и к нему начали приставать. Он выходит за рамки сексуального приставания, за рамки харрасмента, потому что каждая история, рассказанная каждой жертвой или приятелем жертвы, показывает, как люди идут на соглашательство. Это можно применять во всём - в постели, в политике, на работе. То есть вот этот момент принятия решения: почему ты это делаешь, почему ты принимаешь решение об этом молчать, почему ты боишься. Для меня вот это было ценно в фильме. То есть, допустим, девушка говорит: «Я понимаю, что если поднимусь к нему в номер, это шанс, потому что все места в Голливуде заняты. Я боюсь упустить этот шанс». То есть она таким образом признаётся. Но с другой стороны, я понимаю, что всё, что будет - это позиция принятия решения. В том числе там в конце есть и позиция принятия решения журналистом, который уже насобирал эти истории. И вот это общее молчание, боязнь говорить, когда все как бы видят и боятся о чём-то говорить - вот это есть в этом фильме. Фильм документальный. Но сейчас происходит эра возрождения документального кино. Вот сейчас в Европе выступили представители Netflix с очень интересными семинарами и докладами. Речь как раз о кино документальном, потому что не всегда фильмы, сделанные по реальным событиям, этим событиям соответствуют. Бывают очень хорошие фильмы, а бывают нет. И документальное кино пользуется очень большим спросом. Поэтому вот этот интерес к документальному кино сейчас прослеживается.

К. Ларина

Вспомни, пожалуйста, какой эффект произвёл фильм, посвященный Майклу Джексону.

С. Альперина

Я так и знала: все будут сравнивать с «Покидая Неверлэнд». Но дело в том, что фильм о Вайнштейне сильнее, чем «Покидая Неверлэнд». Почему? Потому что после фильма «Покидая Неверлэнд» у очень многих возникли сомнения, настоящие ли это люди, не подставная ли это игра. После фильма о Вайнштейне таких сомнений не возникнет, потому что там видно, что люди настоящие. Никого там специально не заставляли по-актёрски что-нибудь рассказывать в эфире. У «Покидая Неверлэнд» такой эффект немножко был. Поэтому в этом плане фильм о Вайнштейне более сильный.

К. Ларина

А его можно посмотреть в сети?

С. Альперина

Я думаю, нет. Потом он, конечно, будет. Традиционная схема выхода: сначала фильм появляется в прокате, потом добавляется на интернет-ресурсы.

К. Ларина

Как называется, ещё раз скажи.

С. Альперина

«Быть Харви Вайнштейном». Может быть, вы найдёте «Untouchable» на каких-то западных интернет-ресурсах, на английском языке. Но я сомневаюсь, что он уже есть. Надо смотреть.

К. Ларина

Сусанна, я хотела, чтобы мы с тобой успели поговорить про сериальную индустрию. Тем более, что, как мне кажется, в этом году, в этом сезоне произошёл какой-то прорыв именно на российской платформе, когда появились, извини за тавтологию, новые платформы, специально сделанные под производство и демонстрацию сериалов. Такого у нас, по-моему, раньше не было, чтобы в телеэфире фильм не проходил, а на платной платформе его можно было посмотреть через интернет. Раньше, по-моему, такого не было. Это произошло впервые в этом сезоне. Так ли это?

С. Альперина

Да, это так. Мы, что называется, подхватили мировую тенденцию. Потому что я, например, первую статью про так называемые VoD - видео по запросу, про сериальную индустрию писала несколько лет назад после посещения зарубежных рынков. И слова «VoD» у нас ещё никто не знал, и как это будет и так далее. Для меня очень важно было сказать (я, честно говоря, думала, что мы с тобой начнём программу с этого), что если наше телевидение не откликнется на эти тенденции, оно будет терять, терять и терять. Оно, к сожалению, сейчас живёт ещё за счёт своих больших аудиторий, за счёт того, что ещё не везде у нас хорошо ловит и хорошо транслирует интернет. Поэтому вот эти сериальные истории в интернете смотрит не так много людей, сколько есть у телеканалов. И в этом плане происходит страшное раздвоение индустрии. Но, я думаю, мы к этому вернемся, а скажем всё-таки о том, что сейчас (и, в принципе, это прослеживалось уже последние годы, ещё до того, как прозвучали «Домашний арест», «Звоните Ди Каприо», «Обычная женщина») у нас прослеживается такая вещь, что все стали концентрироваться на производстве контента. У нас раньше такого не было. У нас появилась конкуренция в этой области. То есть у нас появились интернет-платформы и самая большая их беда том, что у них не хватает контента.

К. Ларина

Нечем заполнять.

С.Альперина: Если человек просто спойлерит, это означает, что он набирает себе лайки и читателей за счёт автора фильма

С. Альперина

Да. Те сериалы, которые снимают для телевидения, для них не годятся. Для телевидения годятся те сериалы, которые снимают для интернет-платформ. Но очень редко происходит совпадение. То есть это контент разного вида. И посмотрите, что происходит. Уже МТС объявила о том, что они собираются производить свой контент. «Яндекс» объявил о том, что он производит контент. Вот осенью узнаем их проекты. «Рамблер» объявил о том, что он производит контент. Вот мы узнали о том, что они вместе с Цекало производят сериал «Бендер». Это не говоря о том, что «ТНТ-Премьер», «Старт» и так далее - они все производят свой контент. Они ищут талантов, ищут (вдруг стало модным слово «шоураннер») сценаристов, ищут тех, кто будет делать для них что-то новое и необычное, благодаря чему придёт аудитория. В этом плане такие пионеры на российском рынке (я думаю: господи, я их слушала, когда они ещё, наверное, были другими людьми) - это команда ТНТ, которая потом стала командой ТВ-3. Это Федорович и Никишов, которые сразу объявляли, какие у них есть интересные сериалы, какие будут на платформах. И кстати, раньше ту же модель обкатывали на СТС. И ребята, которые сейчас организовали холдинг «Старт», в своё время работали с СТС. То есть они были пионерами. Они уже заранее знали, какие сериалы они сделают, как они пойдут и так далее. И так оно и случилось. И сейчас в кармане у того же ТВ-3, у того же ТНТ, у того же СТС - бывших и нынешних - очень интересные проекты, о которых они рассказывают, представляют.

К. Ларина

Да, давай мы назовём что-то, чтобы сориентировать людей, чтобы понимали. Допустим, сериал «Содержанки», который прошёл на «Старте». Сейчас я смотрю сериал, который, по-моему, тоже идёт на «Старте» (если нет, ты меня поправь) - «В клетке» с Прилучным.

С. Альперина

Да, там же, на «Старте».

К. Ларина

Я не знаю, как «Содержанки» - я их до сих пор так и не досмотрела до конца, это не моё кино...

С. Альперина

Я досмотрела, хотя это тоже не моё кино.

К. Ларина

Но вот «В клетке» - фильм, сейчас на телеэкране немыслимый, потому что он и по стилистике, и визуально, и в тексте, который там заложен, попадает под массу запретов, которые сегодня существуют на официальном телевидении. А на платформе вдруг выясняется, что мы можем быть не хуже, чем сериалы, которые снимаются в европейских странах или в Америке.

С. Альперина

Так и есть, это всё правда. Дело в том, что «Содержанки», кстати, показали невероятные цифры. Хорошие цифры, опять же, для интернет-платформ. Пока, к сожалению (или к счастью), цифры несопоставимые с телеаудиторией. Но что такое «Содержанки»? Это флагманский проект интернет-платформы «Старт». То есть у каждой интернет-платформы есть так называемый флагманский проект, который собирает больше всего зрителей и о котором больше всего говорят. Есть ещё несколько проектов, но они не так заметны и не так выбиваются. Какой из них выстрелит? Вот кто знал, когда была презентация и «Домашний арест» презентовали в ряду других сериалов? Допустим, там была «Адаптация» - тоже очень любопытно, как американский шпион попадает в «Газпром». И мне тогда «Адаптация» понравилась гораздо больше. Но в итоге она не выстрелила так, как «Домашний арест.» Или одновременно делали сериалы «Домашний арест» и «Год культуры» с Бондарчуком, где Бондарчук играет разжалованного министра образования, который попадает в глубинку. Вот этот сериал я не смогла досмотреть. Они делались одновременно. А вот в «Домашнем аресте» всё сошлось. Что касается «Содержанок», они сейчас снимают 2-й сезон. Снимает Дарья Жук, другой режиссёр, а Константин Богомолов, как объявлено, будет снимать сериал про «ангарского маньяка». Ну, посмотрим, как это будет. Он остался в «Содержанках» шоураннером. Дарья Мороз там стала креативным продюсером. То есть они тоже будут иметь отношение к «Содержанкам», но уже как бы думают и о другом сериале.

К. Ларина

А вот фильм «Шторм», я сейчас вижу, должен скоро появится. Сериал Бориса Хлебникова.

С. Альперина

Мы смотрели на «Кинотавре». Мне очень понравилось. Это ещё была такая сырая, немножко недоделанная с точки зрения техники. Но что в нём есть: он начинает цеплять с первых же моментов. Вот это необходимая вещь для сериала Что называется, ухватить зрителей еще до титров. В «Шторме» всё это есть. Там внезапно происходит катастрофа, начинают думать, что с ней делать. Я, честно говоря, очень ждала, потому что там работа не только Хлебникова, но и Мещанинова. Хлебников и Мещанинов в тандеме очень сильно работают. По-моему, с 5 сентября они вначале пойдут в кинотеатрах, а потом они пойдут на интернет-платформах, если они я ничего не путаю. По-моему, так. Его стоит рекомендовать: опять же, авторское и зрительское. Хлебников делает авторские вещи, которые чудесным образом сочетаются со зрительскими. Вспомним «Обычную женщину».

К. Ларина

Да-да. Давай ещё назовём что-то, и я заодно запишу.

С. Альперина

Значит, из ближайших релизов я бы порекомендовала сериал «Учителя». Он мне понравился. Там, конечно, открывают такую изнанку всего, что существует в нашей системе образования. Как-то раньше она у нас была такая неприкасаемая, но вот появился «Год культуры», который высмеял министра образования, и сериал «Учителя» тоже высмеивает. То есть там Вдовиченков играет чиновника от образования, который тратил государственные деньги на свою личную жизнь. У него две дочери. Одна, которая верит в образование (её играет Ирина Старшенбаум), а другая, такая прожжёная, посаженная папой на кресло в высоком ВУЗе. Там будет очень такое... Вот говорили про спойлеры, но просто скажу, что меня задело, какой эпизод, хотя там много сюжетных линий: как она расправилась с парнем, по которому плакала армия. Как она злоупотребила властью не хуже, чем Харви Вайнштейн. Так что этот релиз очень сильный.

С.Альперина: Для меня фильм года - это «Француз» Андрея Смирнова

К. Ларина

А «Учителя» - это впрямую учителя? Это что, такая профессиональная драма?

С. Альперина

Да, там речь идёт о системе образования. Но, разумеется, это название включает в себя нечто большее. То есть учителя во многих смыслах. То есть чему учат эти люди, кто нас учит. Это прямо ближайший релиз, он в скором времени выйдет на ТВ-3. Его надо посмотреть. Я же могу называть не только российские релизы?

К. Ларина

Можешь. Давай.

С. Альперина

Я хочу сказать, например, о том, что я вчера вечером смотрела, перед тем, как прийти сюда. Я смотрела на «КиноПоиске» новый сериал «Пенниуорт». Это про дворецкого Бэтмена. Мне очень понравилось, как он сделан, исторически. Ещё один сериал - вот он уж действительно неприличный и не может быть нигде на экранах. Он меня удивительно зацепил. Подростковая вещь, но очень честно сделанная. Называется «Эйфория». И мне режиссёр показывает, что нужно сделать подводку к песне.

К. Ларина

Да, мы уже уходим, к сожалению.

С. Альперина

К сожалению, а я уже начала называть. Ну, пригласите ещё - назову ещё.

К. Ларина

То, что ты не сказала, напиши, пожалуйста, нам всем в Фейсбук. Мы распространим.

С. Альперина

Ну, я пишу по мере появления, чтобы поближе, чтобы не пропускали. А то я скажу сейчас, потом забудут.

К. Ларина

Значит, мы должны заканчивать. Песня, которую я подобрала - это, по традиции, такой музыкальный комментарий недели. Я думаю, что по самой песне всё будет понятно: настрой на сегодняшний день и на события, которые происходят сегодня в городе. Мы желаем всем удачи, чтобы всё кончилось хорошо, чтобы было поменьше проблем. Пожалуйста, дорогие друзья, будьте осторожны! А Сусанне огромное спасибо!

С. Альперина

Спасибо вам!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024