Человек из телевизора - 2019-05-18
И. Петровская
―
Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели, зрители! С вами, как всегда по субботам, «Человек из телевизора» в своём обычном, традиционном составе. Ксения Ларина. Слышишь нас, видишь ли?
К. Ларина
―
Здравствуйте! Всё слышу, всё вижу. И вы меня?
И. Петровская
―
И мы тебя. Здесь Ирина Петровская, Александр Смирнов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи уже, в принципе, каждый должен был выучить наизусть, но на всякий случай повторю. Смс можно писать по номеру +7-985-970-45-45. Twitter-аккаунт vyzvon. Youtube-канал, где нас можно ещё и видеть, и комментировать, как душа и совесть вам подскажет. Ну и наконец, конечно же, как всегда, традиционная страничка в Фейсбуке, где мы вместе с Ксенией Лариной ставим такие метки. Мы не обязательно будем это обсуждать, я просто напоминаю вам - просто не успеем - но мы таким образом говорим, что мы отметили, и рекомендуем вам, если вы пропустили, тоже, может быть, обратить внимание именно на вот эти все наименования. Читай, друг!
К. Ларина
―
Итак, события недели. Протесты в Екатеринбурге: телеверсии правды и вранья на разных каналах. Я думаю, что мы должны об этом поговорить. Шоу продолжается: Сергей Доренко в прощаниях и воспоминаниях. «Голос» самоаннулировался - тоже телевизионная новость, которая достойна внимания. «Парфенон» - новые выпуски и «Намедни-1949», которое мы никак не обсудим с Ирой. Выпуск «Редакции» Пивоварова с Алексеем Серебряковым про битву под Ржевом. Цикл документальных портретов Кирилла Серебренникова «Титаны» на канале «Гоголь-центра». Обращаю ваше внимание, дорогие друзья: на канале «Гоголь-центра» висит шикарный документальный фильм Кирилла Серебренникова. Позже скажу, кого там можно увидеть. Сериал НВО «Чернобыль» - самая обсуждаемая зарубежная телепремьера в России. Лев Шлосберг в программе «Ещенепознер». Дискуссия вокруг кандидатов в Московскую городскую Думу: война хороших людей в одном округе. Круглый стол на «Дожде», интервью Любови Соболь в программе «На троих» RTVi и обращение Алексея Навального к Анне Федермессер. И важная новость от «Дождя», о который стоит отдельно сказать: «Дождь» предлагает льготную подписку для регионов. Её можно оформить до 31 мая. Позже скажу все подробности. Вот таковы наши планы - вернее, даже наши метки и зарубки. Скажу только, что в Фейсбуке тоже можно писать на моей страничке, задавать свои вопросы или предлагать какие-то свои темы или писать здесь свои маленькие рецензии. Я открываю, как обычно, на этот час возможность комментирования для всех пользователей Фейсбука.
И. Петровская
―
Ну и ещё Евровидение. Уже прошли два полуфинала и сегодня, по-моему (сегодня 18-е?), будет финал, где от России выступает Сергей Лазарев. Но это так, к слову. Хотя там тоже, на последнем, по-моему, или первом полуфинале были забавные истории. С чего начнём?
К. Ларина
―
Ну, с политических новостей, конечно, поскольку события продолжаются. Вот буквально сейчас мы в новостях слышали и репортаж Оли Бычковой, которая сама, кстати, родом из Екатеринбурга и отправилась туда посмотреть своими глазами, что там происходит. Конечно, мне бы хотелось, Ира, чтобы ты рассказала о том, как освещается эта тема на федеральных каналах. Но я могу себе представить. Я буквально вчера прочитала в Фейсбуке крик души Николая Коляды, который является коренным свердловчанином, живёт в Екатеринбурге и руководит собственным театром. И как раз рядом с ним происходит вся эта история. Поэтому он, как и все нормальные люди, пошёл посмотреть своими глазами. И после этого написал большой пост в Фейсбуке - откровение Николая Коляды. Оказывается, телевизор всё врёт! У него просто наконец-то открылись глаза. И он там ещё написал такую фразу, которую ты оценишь - что «если они врут вот про это, значит всё остальное - тоже вранье», говорит наивный Николай Коляда.
И. Петровская
―
Это практически возглас «а король-то голый!». Примерно того же уровня. Значит, я очень внимательно следила за этим и даже написала последний свой текст в пятничной «Новой газете». Посмотрите, я там достаточно подробно описываю свои впечатления. Значит, я должна тебе сказать, что до того момента, пока Путин не выступил и не сказал, что надо обращать внимание и вообще попробовать как-то это решить (в частности, с помощью опроса), они даже и не врали. Они просто молчали. Этой темы, этой новости не было до четверга. Только в четверг появились уже какие-то более или менее внятные сюжеты, которые, правда, не рассказывали о том, что происходило в этом несчастном сквере до этого. Не показывали этого страшного противостояния Росгвардии, этих бойцов из Академии единоборств с гражданами, которые пришли выступать не против храма (давайте это подчеркнем), а против того, чтобы именно в этом месте, в этом сквере был построен храм. Тем более что буквально на каком-то обозримом пространстве, на пятачке около этого сквера существует еще 5 храмов. Кстати, я очень часто бывала в Екатеринбурге: и правда, храмов там более чем достаточно, лично на мой взгляд.
К. Ларина
―
А когда Соловьёв сказал свой замечательный монолог про бесов из города Екатеринбурга?
И. Петровская
―
Это произошло либо во вторник, либо в среду. Я здесь путаю, но, в общем, в самый разгар противостояния. Да, к Соловьёву я сейчас приду. На Первом канале не было ничего. Вообще в новостях ничего не было, не считая невероятной, совершенно исключительной реплики Ивана Урганта уже глубокой ночью в его развлекательной программе «Вечерний Ургант», где он изрядно поязвил по этому поводу. Там были очень смешные фразы. «Как отличить православного бойца от католического? Православный бьёт справа налево». И он предложил компромисс, который вообще-то близок к реальности: ни сквера, ни храма, а построить торговый центр - гулять там с детьми, и можно помолиться на дорогие сумочки, которые в бутиках. Это было единственным невероятным исключением из того, что происходило на Первом канале.
К. Ларина
―
Остальные каналы никак не подключались? Потому что я вот просто смотрю: «Царьград» сделал сюжет на тему подготовки «кровавого майдана». Это было в среду. Сюжет достаточно такой, скажем так, говорящий. Понятно, что за версия предлагается. Собственно говоря, про этот майдан мы уже слышим без конца. Но вот то, что я видела на «Царьграде» - там вполне себе внятно пугают своих зрителей тем, что там на западные деньги, естественно, как всегда, организуют русскую «цветную революцию». Значит, этой темы вообще не было на Первом и на Втором каналах?
И.Петровская: Был очень хороший разбор у Алексея Пивоварова в его канале «Редакция»: что вообще происходит
И. Петровская
―
Я надеюсь, ты мне простишь, что я не смотрела канал «Царьград».
К. Ларина
―
Нет, ну что ты! Я скак раз прашиваю именно про «60 минут» или там, не знаю... Все эти ток-шоу.
И. Петровская
―
Нет, на канале «Россия» в каких-то вестях был сюжет, очень нейтральный, где корреспондент говорил, что всё по закону, вся документация есть, решение принято и про это граждане Екатеринбурга знали давно. На НТВ был сюжет, который поместили в криминальную программу «Чрезвычайное происшествие», где показали вот этих бойцов, которые очень напоминали на самом деле героев и персонажей лихих 90-х. Такие бритые ребята шли с иконами, хоругвями и пели «Христос воскресе из мертвых». И столкновения, конечно, там маленьким кусочком показали. Ну и наконец, конечно же (это все отметили и это бесконечно было в перепостах), это выступление товарища Соловьёва. Не в своём телевизионном эфире, которых теперь у него ещё больше, чем раньше - и дневной, и вечерний. Дневной называется «Кто против?». Они упорно говорят, что это программа Сергея Михеева. При этом там, конечно, солирует Соловьёв, а этот Сергей Михеев производит довольно странное впечатление в качестве ведущего. Стоит такой рядом с низеньким Соловьёвым как будто на ходулях, всё время дико напряженный. В общем, конечно, он не в состоянии вести такие вот не очень «сложно», но, так скажем, «сочинённые» дискуссии. Ну и в своём радиоэфире Соловьёв через губу говорил, что город Екатеринбург славен тем, что там расстреляли Николая Романова с семьёй, что там разрушили кафедральный собор и до сих пор не восстановили. И всё это делали бесы. А сегодня те, кто протестует против храма - наследники бесов, которые там разгулялись. В общем, всё понятно: что это всё бесноватые и так далее. Ну и, конечно же, вся тяжесть и полнота вот этой картины была на канале «Дождь», который работал постоянно - в один из дней там вообще практически в прямом эфире много часов подряд. Надо отдать должное корреспонденту, который там работал, Василию Полонскому. Разумеется, там были представлены разные точки зрения. Он пытался и с той, и с другой стороны как-то выяснять, что за всем этим стоит. Ну и, собственно, всё. А потом уже, чуть позже, был очень хороший разбор, на мой взгляд, у Алексея Пивоварова в его канале «Редакция»: что вообще происходит, что стоит за всем этим конфликтом, что в реальности может там происходить. Но после того, как выступил Путин, уже начались репортажи о том, что там происходит. Опять же, повторю: уже как бы постфактум - что сейчас там свободно, спокойно, в сквере уже никто не бунтует, забор стоит и будут ждать вот этого вопроса. Это, конечно, показательнейшая история: как по указанию...
К. Ларина
―
Ты слышала, сегодня, как раз пока мы сейчас с тобой разговариваем, происходит встреча «отцов города», руководства города с протестующими, на которой как раз сейчас присутствует Оля Бычкова. Поэтому ещё неизвестно, чем всё это кончится. Но ты хотела сказать, как по щелчку меняется картина мира.
И. Петровская
―
Как по щелчку! Как бы сказать... Мы уже привыкли к тому, что какие-то протесты, происходящие в стране по любому поводу - будь то мусорные бунты, будь то несколько лет назад протесты дальнобойщиков против системы, которая заставляла повышать плату за проезд, будь-то челябинские волнения, связанные с вредными выхлопами, выбросами и чудовищной экологической ситуацией в регионе и в городе - мы привыкли, что это либ вообще не попадает в эфир (в федеральный эфир, конечно), либо очень по касательной, и иногда даже, правда, лучше молчать, чем говорить то, что в таких ситуациях некоторые несут. Мне вот тут говорят: «Уважаемая Ирина, в программе «Время» в четверг было короткое «б/з», без звука, про Екатеринбург с Куйвашевым (это губернатор). И после этого Андреева с облегчением сказала: «А теперь к Украине»». Правильно, друзья мои, именно в четверг! В четверг, после того, как «наше всё» сказало, что надо эту ситуацию как-то разрешить. Тогда уже начались сюжеты. Я думаю, что зрители, далекие от реальной информационной новостной повестки, были немало изумлены, что вообще там, в Екатеринбурге, кто-то что-то бузил. И это очень показательная история: как замалчиваются или (хороший глагол «оболгать») оболгеваются те или иные события, которые происходят внутри страны.
К. Ларина
―
Перевираются.
И. Петровская
―
Или перевираются. Вообще и другие глаголы напрашиваются, не буду их употреблять. Конечно, опять главной темой была Украина: приближение инаугурации, порошенковские назначения накануне отставки, бесконечные поливания и Порошенко, и уже Зеленского. Ну и встреча с Помпео. И никак не события внутри страны, которые вообще практически не существуют вот в этой информационной повестке дня, как, в общем, и вся наша страна. В частности, чудовищные пожары, которые происходят в Иркутске. Говорят так, по касательной: есть такие явления, есть пожары, горит что-то. Но ни одна из этих тем не становилась такой вот подробной темой для анализа, расследования или просто освещения в нормальном информационном ключе с представлением разных точек зрения.
К. Ларина
―
На самом деле о том, как власти сегодня оценивают всю эту ситуацию, можно догадаться по тому, какие аргументы предъявляют публично, в своих интервью известные люди, различные селебрити, которые находятся на стороне властей в этом конфликте. Я имею в виду, прежде всего, Владимира Шахрина, музыканта, потом Сергея Безрукова, Галустяна, по-моему... Кто там ещё?
И. Петровская
―
Пореченков. Но они приезжали раньше. Это не сейчас происходило. Это происходило месяц назад или два. Шахрин сейчас, да.
К. Ларина
―
Шахрина я прочитала вчера, интервью с ним. Вчера - то есть это уже интервью, которое человек явно дал после того, как высказался президент. Но всё равно чудовищные вещи говорит человек, который по своей природе, по жанру своей судьбы должен быть на стороне людей, а не на стороне зверей. Но видишь... Сказать, что я удивлена - это не то слово. Он там договорился до того, что необходимо применять силу. И вообще вот этот «запах майдана», версия майдана, всё равно присутствует. Я тебя уверяю (не знаю, я, конечно, хочу ошибиться), но вот посмотришь сегодня вечерние итоговые передачи...
И. Петровская
―
Завтра.
К. Ларина
―
В субботу у нас ничего не выходит?
И. Петровская
―
В субботу только Брилёв.
К. Ларина
―
Ну хорошо, завтра. И обязательно увидишь: этот «запах майдана» обязательно будет присутствовать. Вот эта тема манипуляции: что людьми манипулируют тёмные силы, специальные силы и прочее.
И. Петровская
―
Я, кстати, эту мысль и эту тему увидела на местных екатеринбургских каналах.
И.Петровская: Это тот самый случай, мне кажется, когда всё-таки народное мнение что-то значит
К. Ларина
―
Там есть свой Соловьёв, как выяснилось.
И. Петровская
―
Да, там есть свои Соловьёвы, а может быть, и похлеще.
К. Ларина
―
По фамилии Шеремет. Видела?
И. Петровская
―
Конечно. Я его даже знаю со времен, когда мы с «Интерньюс» ездили. Ну как знаю - не лично, но знаю, какая у него репутация. И когда мы ездили с «Интерньюс» по разным регионам и, в том числе, не раз бывали и в Екатеринбурге, его слава уже тогда была очевидной. Да, тоже, конечно: что те, кто против храма - антихристы. Это вообще просто немыслимо слушать. И там - не знаю, то ли у него, то ли не у него, сейчас не вспомню - эта тема, что, безусловно, за всем этим стоит Госдеп и Ельцин-центр, что характерно, который, как мы знаем, наш самый главный бесогон Никита Сергеевич Михалков уже последовательно, много раз обвинял в том, что это «пятая колонна», это специально внедрённые либеральные деятели, которые настраивают против официальной власти. Ну, ты помнишь все эти его прекрасные выступления.
К. Ларина
―
Ну, я ещё раз хочу сказать слова благодарности Василию Полонскому. Это просто какой-то нечеловеческий труд. Я сначала, честно говоря, выискивала у него каких-то блох. Даже стала в тетрадочку записывать замечания, а потом думаю: «Господи, иди ты к чёрту! Чего ты делаешь? Человек практически не спит, он там сидит сутками для того, чтобы ты, сидя около экрана монитора, ощутила себя в этом мире, в этом сквере, среди этих людей». Это абсолютный эффект присутствия, который не подчиняется никаким законам драматургии. Его невозможно прогнозировать. И Василий Полонский просто молодчина! Ты говоришь «один день». Мне кажется, он несколько дней...
И. Петровская
―
Несколько, я и говорю.
К. Ларина
―
НРЗБ многочасовой марафон.
И. Петровская
―
Мне просто тут говорят: «Жаль, что вы не упоминаете местные екатеринбургские СМИ, которые вели трансляцию онлайн - Е1, в частности». Да, были каналы, которые там вели постоянную трансляцию. Не все, как Шеремет, выступали однозначно против, как они все говорят, «бесноватых» и «антихристов». Но просто у нас нет такой возможности, поймите нас правильно. То есть, она, может быть, и есть, но физических наших возможностей не хватит посмотреть абсолютно всё, включая все местные каналы Екатеринбурга.
К. Ларина
―
Я смотрела, кстати. Могу тебе сказать, я смотрела Е1, канал Екатеринбурга. Они там дают очень интересный сюжет. И вообще, если говорить, какая там атмосфера, это очень похоже на «Оккупай Абай», который мы переживали здесь в Москве в 2011-2012 годах. Такое время протестов, вы помните его. Когда акция протеста носит, по сути, характер такого молодёжного фестиваля, такого Вудстока. Там уже и стихи читают, и песни поют, и концерты устраивают такие импровизированные. Песни поют все те же самые, которые мы пели во времена нашей юности - и того же Цоя «Перемен», и того же Егора Летова «Всё идёт по плану», и того же Шевчука. Конечно, всё повторяется, только уже в новом поколении. Хорошая атмосфера.
И. Петровская
―
Это аналогия была у Павла Лобкова на «Дожде», опять же, в программе «Здесь и сейчас», когда он тоже подробно рассказывал и анализировал эти события. В частности, у него была такая идея, что мы всё время ждем, что это будет какой-то искрой, которая к чему-то приведет. Но, скорее всего, рассосётся, как рассосался и «Оккупай Абай», и все другие протестные акции. Неизвестно, хорошо это или плохо, но в любом случае, он выразил свой некоторый скептицизм по поводу того, что это будет та самая искра. Мы сейчас уходим на новости и потом быстро будем обсуждать другие наши события.НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Мы продолжаем. Ксения Ларина, Ирина Петровская, Александр Смирнов за звукорежиссёрским пультом. Закрывая тему Екатеринбурга. Тут хорошая реплика из Ярославской области: «Морду бы ему набить, Соловьёву». Я должна сказать, дорогой товарищ из Ярославской области, что ваше желание осуществилось, только не по отношению к Соловьёву. В Фейсбуке очень многие запостили ролик, где какой-то местный журналист наскакивает на защитников сквера. Орёт им «бесноватые!», всячески оскорбляет, наскакивает и кричит: «Ну ударь, ну ударь!». И в конце концов очень спокойный молодой человек не выдерживает и прямо-таки реально даёт ему в морду. Мы против насильственных действий против журналистов, но если человек сам попросил - логично. Продолжай!
К. Ларина
―
Да, Ира, я хотела буквально минуту занять внимание нашей аудитории, поскольку нас слушают не только в Москве, но в том числе и в российских регионах. Очень важная информация, которую я передаю по просьбе Натальи Синдеевой - про подписку на телеканал «Дождь». Вы знаете, что они там осенью подняли цены. Такие достаточно ощутимые получились цифры, не очень приятные для многих людей, которые живут на зарплату или на пенсию. Но вот смотрите, что придумали в итоге для того, чтобы охват был более масштабным и чтобы люди могли без особого ущерба для своего бюджета всё-таки участвовать в этой информационной жизни, быть зрителями «Дождя». Значит, они сделали такие дифференцированные цены по разным регионам, высчитав средний уровень доходов в каждом регионе. У них получились достаточно разные цифры, но, тем не менее, в 24 регионах России цена на подписку снижена в 8 раз, а в 50 регионах в 4 раза. То есть вы, дорогие друзья, если подробно ознакомитесь в рубрике «Подписки» на сайте канала «Дождь»: свой регион пишете и получаете в ответ цену, которую вы должны заплатить. Цены там, ей-богу, смешные. Получается, что 100 рублей в месяц и 1000 рублей в год против официальных, которые, по-моему, чуть ли не около 10 тысяч - да, Ира, по-моему, столько сейчас стоит подписка?
И. Петровская
―
Нет, по-моему, 4 с половиной.
К. Ларина
―
Многовато. Повысили.
И. Петровская
―
Многовато, безусловно.
К. Ларина
―
Так что, дорогие зрители из регионов, пожалуйста, обратите на это внимание. И ещё важная вещь: что этот эксперимент по льготной подписке продлится до 31 мая. То есть вы должны это сделать буквально за ближайшие 2 недели, эту подписку для себя оформить. Отсылаю вас на сайт канала «Дождь».
И. Петровская
―
Отлично, продолжаем. Пожалуй, единственный на моей памяти случай, совершенно беспрецедентный. Произошло это на этой неделе. Первый канал, как и обещал, заказал расследование вот этой ситуации с каким-то явно аномальным голосованием во время финала детского «Голоса». И наконец в четверг были обнародованы первые данные. Правда, «Комсомольская правда» поторопилась и почему-то накануне написала, что по этим данным никто не виноват и голосование было абсолютно честным. Нет! Та группа, которой поручили вот этот аудит голосования, признала, что там произошло недобросовестное голосование. Окончательные данные они опубликуют в конце месяца. Но уже сегодня Первый канал аннулировал результаты, итоги детского «Голоса» и 24 мая в прямом эфире проведет специальный выпуск, куда будут приглашены все 9 финалистов. Пока непонятно - интригу они хранят - будет ли какой-то повтор самого финала или это будет уже такой концерт финалистов с каким-то серьёзным награждением. В любом случае они обещают, что финальная точка в этой истории 24 мая будет поставлена. Какие у тебя по этому поводу ощущения?
И.Петровская: Бывают казусы, когда мы участвуем в тех международных проектах, которые не можем цензурировать
К. Ларина
―
Ты знаешь, я к этому всему, к этой истории достаточно спокойно отнеслась. У меня по этому поводу никаких нервных приступов не было. Мне, честно тебе скажу, как-то абсолютно, по большому счёту, по фигу, что там происходит. Единственное, что я понимаю - что здесь не только можно петь осанну Константину Эрнсту, который проявил волю и честность перед своими зрителями и довёл дело до конца, хотя да, конечно же, он молодец. Но всё-таки здесь надо понимать, что это же не собственность Первого канала - это шоу. Это франшиза, мы знаем, это голландцы. И я думаю, что для них это было важно, когда они узнали, что здесь поднимается такой резонанс, такие подозрения в нечестной игре, в нечестном голосовании. Мне кажется, что для репутации этого проекта это вещь очень важная. Поэтому её необходимо было довести до конца. Поэтому я думаю, что владельцы подключились к этому процессу и внимательно за ним следили. И тут уж деваться было некуда. Может быть, российская публика и это бы проглотила, пошумела бы и забыла. А вот иностранные партнёры - «наши зарубежные партнёры» - могли бы сделать много нехороших, неприятных вещей для дальнейших форм сотрудничества. Так что я думаю, что это свою роль сыграло. Но слава Богу, что об этом сказали вслух. Спасибо в любом случае.
И. Петровская
―
Нет, я всё-таки, будучи ещё остаточно идеалистом, хочу сказать, что, безусловно, то абсолютно солидарное и массовое возмущение финалом, которое высказывали соцсети... Об этом написали действительно все издания, которые только возможно и невозможно упомянуть. Мне всё-таки кажется, что эта волна народного гнева тоже сыграла свою роль. Кстати, и Алла Борисовна Пугачёва, и Максим Галкин, которые подключились и тоже публично выразили своё возмущение, недоверие этим результатам, и встретились с детьми, которые не стали победителями, и наградили их от себя - это всё сыграло свою роль. Поэтому это тот самый случай, мне кажется, когда всё-таки народное мнение что-то значит. Потому что здесь всё сошлось: и нечестное голосование, и обида, и оскорблённость за талантливых детей, и вот это ощущение, что вас дурят. Да, понятно, что в других ситуациях тоже дурят, и при этом все как-то это сносят. Но здесь всё так совпало. Вот так мне кажется.
К. Ларина
―
Тогда надо сказать два слова про Евровидение. Уже начался процесс Евровидения. Мы видели отборочный тур. И, конечно же, удивительно, что остаётся в памяти. Что осталось событием за прошедшую неделю от двух туров, от двух полуфиналов Евровидения, как ты думаешь?
И. Петровская
―
Ну как, что? То, что в прямом эфире канала «Россия-1», который транслировал это зрелище, выступала израильская прежняя победительница Евровидения, и на фоне её песни, под её песню в зале откровенно целовались - страшно представить - представители...
К. Ларина
―
Одна возлюбленная пара.
И. Петровская
―
Одна возлюбленная пара нетрадиционной ориентации. Это было очень смешно. Это попало в топ всех новостей. Не кто там победил или произвёл какое-то невероятное впечатление, а именно только лишь этот эпизод, который по всем регламентам канал «Россия-1», на котором, как мы знаем, призывали сжигать сердца геев и закапывать и развеивать потом их пепел... Ничего не могли с этим поделать и вынуждены были показывать всё как есть. И надо сказать, ничего особенно страшного не произошло. Мир не рухнул.
К. Ларина
―
Мизулина не выступала по этому поводу.
И. Петровская
―
Ещё выступит, не волнуйся. Это как раз предсказуемо - Милонов и Мизулина. Но мир не рухнул, зрители не упали в обморок, я так думаю. А те, кто упали, может, уже об этом не расскажут. В общем, да, бывают всякие исключительные казусы, когда мы участвуем в тех международных проектах, которые мы никак не можем цензурировать.
К. Ларина
―
Ну что, давай мы перейдём уже тоже к важному событию. Оно получилось какое-то абсурдное в своей бесконечности, в своих повторах. Когда первые похороны не состоялись, вторые похороны состоялись. Между ними состоялась как минимум пара передач, посвящённых памяти Сергея Доренко (а мы сейчас говорим уже о нём) на Первом и Втором каналах в этих вот шоу.
И. Петровская
―
В один день, в понедельник.
К. Ларина
―
Да, у Малахова и у Борисова, где обещали, кстати, что в студию придут дочки, но дочки так и не пришли. Их показывали исключительно в тех синхронах, которые были записаны на Троекуровском кладбище. Вообще мне это всё напомнило фильм «Весёлые похороны» по Людмиле Улицкой. Помнишь, где Александр Абдулов играл главную роль? Такой человек, достаточно азартный, настоящий игрок и артист в жизни, и после смерти продлил это шоу, срежиссировав свои похороны. Вот, собственно, здесь похожая ситуация. Мне кажется, это всё было в стиле Сергея Леонидовича Доренко. Он бы порадовался, глядя на всё то, что происходит вокруг уже неживого Сергея здесь, в нашей земной жизни.
И. Петровская
―
Это, конечно, частично была какая-то фантасмагория. Действительно ощущение, что он сверху этим дирижировал и это режиссировал. Ну и, конечно, апофеозом всего этого стало явление народной артистки Советского Союза, оперной певицы Елены Образцовой на Троекуровском кладбище в день, когда не состоялось первое прощание. Это явление запечатлел канал «Звезда». По версии канала «Звезда», Елена Васильевна говорила о той роли, которую сыграл Сергей Доренко в журналистике, и каким он парнем был, и как они много с ним работали, и он её лично снимал. Дальше на некоторое время наступил абсолютный ступор. Потом наблюдатели вспомнили, что Елена Васильевна, царствие ей небесное, покинула наш мир 4 года назад, в 2015 году.
К. Ларина
―
Скажи, это только на «Звезде» был этот сюжет? «Звезда» звезданулась?
И. Петровская
―
Да, «Звезда», канал Министерства обороны, видимо, обладает какими-то сверхъестественными потусторонними связями. Когда стали выяснять, кто же это (потому что там видео висит - некоторое время висело, потом удалили), тогда канал «Звезда» изменил версию и сообщил, что это не сама Елена Васильевна (что нереально, даже если предположить что-то совершенно невозможное), а её дочь, тоже певица по фамилии Макарова. Ну и уже совсем окончательная версия (по-моему, чуть ли не ты первая это высказала), что на самом деле это цирковая артистка Магомедова, которую действительно снимал Доренко, и действительно она приехала проститься.
К. Ларина
―
Она очень похожа на Елену Образцову внешне.
И. Петровская
―
Особенно в общем плане.
К. Ларина
―
Когда не знаешь, то действительно подумаешь, что это какое-нибудь шоу двойников. Просто там были и такие версии, что типа кто-то из шоу двойников прикольнулся, приехал на кладбище и решил так потроллить журналистов. На самом деле да, Ларита Магомедова внешне похожа на Образцову. Она цирковая артистка. Она немножко странноватая, как все цирковые. Но она говорила правду. Она действительно была героиней одного из сюжетов программы Сергея Доренко «Характер», который, по-моему, был на РЕН-ТВ, выходил там в своё время. Она была как героиня, с которой случилось несчастье. Воздушная гимнастка, упала с трапеции. И такая у неё судьба: как она заново училась ходить и жить. Вот об этом, собственно говоря, и был сюжет. Поэтому она сказала всю правду. Я думаю, что вряд ли она предполагала, что её назовут покойной Образцовой, восставшей из пепла. Кстати, мы с Ирой Петровской потом смеялись и вспоминали песню Высоцкого «На мои похорона съехались вампиры».
И. Петровская
―
Прости Господи. Но я думаю, что, правда, Серёжа крайне повеселился. Если есть такая возможность у ушедших - что-то наблюдать, я думаю, он был очень доволен такому развитию событий. Но на самом деле вчера наконец-то состоялось это прощание - уже на самом деле, уже реально.
И.Петровская: «Звезда», канал Министерства обороны, видимо, обладает какими-то сверхъестественными потусторонними связями
К. Ларина
―
Сколько людей, ты видела?
И. Петровская
―
Людей была туча, море. Я последний раз видела столько людей на похоронах Ани Политковской - несопоставимые, безусловно, фигуры. Сопоставимо только одно - смерть. Там, конечно, были все. И слово, в основном, получили Дмитрий Киселёв, Константин Эрнст, которые говорили о невероятном таланте Сергея, особенно подчеркивая (не вспомню сейчас уже, кто это говорил), что после того, как Доренко ушёл (мне очень нравится этот глагол) с телевидения, он, вопреки тому, что часто люди не могут это пережить и уже не возвращаются к полноценной журналистике, нашёл себя в радиоэфире. Вот это «ушёл» - это, конечно, замечательный такой эвфемизм. Мы помним, как он «ушёл», а на самом деле как его ушли и больше уже никогда никуда в федералы не пускали. Ну, так им хочется думать. Они там все искренне скорбят. А мы что скажем?
К. Ларина
―
Павел Семёнович Лунгин очень хорошо про него говорил. Алексей Венедиктов очень хорошо говорил про Сергея. Мне кажется, он его очень чувствовал, очень точно его определял. Хочу еще сказать из того, что я видела в этих ток-шоу, которые, собственно, ничем новым не порадовали, никаких новых граней покойного не раскрыли. Всё достаточно традиционно и абсолютно «с холодным носом». Не знаю, они, кстати, очень похожи стали - Дмитрий Борисов и Андрей Малахов - по своему какому-то абсолютному равнодушию к герою, о котором они рассказывают - живому или мертвому. Но я хочу отметить Настю Оношко, которую я совсем не знала. Я ее узнала только как соведущую Сергея на радио «Говорит Москва». Мне она показалась очень интересным, очень глубоким и тонким человеком, который, по-моему, чуть ли не единственный, кто по-настоящему очень глубокое и очень лично переживает смерть Сергея и с такой готовностью говорит о нём всё, что она может о нём сказать хорошего, что просто хочется человека обнять и сказать ему спасибо за то, что вот такой человек был рядом. Молодец, хорошая девчонка, дай Бог ей ещё какой-то долгой жизни - журналистской, я имею в виду, чтобы они как-то там не исчезли после ухода Сергея, те местные звёзды, которых он открыл как радиожурналистов.
И. Петровская
―
Ну, пусть упокоится наконец мятущаяся душа Сергея. Память ему и по-прежнему соболезнования в первую очередь его вдове и особенно маленьким детям. Теперь нам надо обязательно сказать о том событии, которое действительно и безусловно стало главной премьерой последних двух недель. Это, конечно, премьера сериала «Чернобыль», который можно видеть в онлайн-кинотеатре «Амедиатеки». Это производит невероятное впечатление. Я знаю, ты тоже уже посмотрела две первые вышедшие серии и об этом даже написала.
К. Ларина
―
Да, это мировая премьера. И мы вместе со всем миром участвуем в этом процессе и смотрим вместе со всем миром, что очень важно. И лишний раз хочется сказать спасибо «Амедиатеке», потому что и перевод очень качественный, и хорошая озвучка, что большая редкость по нынешним временам. Но фильм, конечно, действительно производит сильнейшее впечатление. Во-первых, потому что это наша история, наша личная драма, наш личный ужас и наш личный ад, который мы переживали тогда и ещё неизвестно сколько десятилетий будем это переживать. Это наша личная история, у которой, по сути, настоящие виновники не названы. Крэйг Мазин, автор идеи и создатель этого сериала, проделал, как я понимаю, колоссальную работу, поскольку здесь всё настолько точно выверено и по деталям, и по времени, и даже по внешнему виду. Ира, обрати внимание: люди с советскими лицами! Все, начиная от массовки и заканчивая главными героями. Поразительная точность во всех, даже самых мелких деталях. Есть, конечно, вещи, которые мне кажутся... Всё-таки, не надо забывать, что это уже 1986 год. Это уже излёт «совка», излёт коммунизма. И такого преклонения перед темой Ленина, большевизма и коммунизма в то время не было. Особенно при закрытых дверях. Поэтому сюжет этой сцены в закрытом бункере, когда старый большевик с клюкой выходит перед этими чиновниками и рассказывает им, что Ленин поступил бы так и так, а мы - наследники Ленина - я думаю, что это несколько надуманно. Фильм, по сути - история катастрофы, история вранья, вот эта клановость советского общества, разделение на плебс и элиту, которое просто так наглядно продемонстрировано. Просто стоит лишний раз сказать огромное спасибо людям, которые, по сути, делают нашу работу. Это мы должны были сделать такой фильм, а не они.
И. Петровская
―
Ещё, конечно, пренебрежение к чужой жизни. И ещё, конечно, всё равно на этом фоне героизм людей, которые, понимая весь ужас происходящего, готовы жертвовать собой. Мы об этом сериале, поскольку мы уже, к сожалению, подходим к финалу, ещё будем говорить. Будем говорить о том, что там в сериале происходит, и как удалось достичь вот этой аутентичности. Как не получилась очередная «клюква», как часто бывает, если западники берутся за какие-то наши темы. Но сейчас мы должны, к сожалению, уходить. Давай, говори свои обычные финальные слова.
К. Ларина
―
Песню искала долго, мучилась страшно. Но мои мучения, я считаю, будут вознаграждены, поскольку песню вы оцените. Это Борис Гребенщиков. Это песня с недавнего альбома «Соль». Песня, которая очень точно определяет вот это сегодняшнее противостояние в Екатеринбурге между людьми и так называемыми «православными христианами». На самом деле всё это совсем не так. И песня Бориса Гребенщикова - о том, чем это является на самом деле. На этом простимся.