Человек из телевизора - 2019-04-20
И. Петровская
―
Доброе утро, добрый день! Здравствуйте, дорогие наши слушатели и зрители. С вами «Человек из телевизора» как всегда по субботам. С вами мы, ведущие программы. Ксения Ларина. Здравствуй, дорогой друг! Слышишь?
К. Ларина
―
Слышу, но не вижу.
И. Петровская
―
Ну, сейчас наладим. Я тебя видела уже.
К. Ларина
―
А ты меня видишь?
И. Петровская
―
Нет, в данный момент не вижу. Но, наверное, скоро увижу. Я тебя представляю — вот как я скажу пока.
К. Ларина
―
Очень хорошо. Я тебя тоже.
И. Петровская
―
Здесь в Москве, в студии Ирина Петровская и за звукорежиссерским пультом Маша Барсина. Средства связи + 7-985-970-45-45 смс, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал. Можете смотреть нас и комментировать. И, как всегда, Ксения, надеюсь, открыла свою страничку в Фейсбуке. Давай зачитывай, что мы с тобой за это время наловили, наудили.
К. Ларина
―
Да, читаю главные новости и их освещение в теле- и видеоэфире. Пожар в Нотр-Дам в Париже. Юбилей Аллы Борисовны Пугачёвой, который длился неделю. Финал президентской избирательной кампанией в Украине. Конечно, наверняка, Ира смотрела и многие наши слушатели смотрели дебаты на Олимпийском стадионе. Я ещё добавлю к этому появление самих кандидатов в президенты в различных формах телевизионных интервью. Такой вот семейный портрет Петра и Марины Порошенко на Прямом канале, интервью Владимира Зеленского «РБК-Украина», а также его появление на канале «1+1» в программе «Право на владу». Дальше новость, которая также обсуждается прежде всего профессионалами от телевидения. Мне кажется, это правильно заметить. Тотальный переход на цифровое телевидение по всей стране. И плюс к этому такой забавный сюжет про робота, который появился вместо ведущего новостей в качестве такого робопера на канале «Россия-24». Из премьер отметим, если успеем, новые «Намедни» - «Намедни-1948» Леонида Парфёнова на «Парфеноне». Документальный фильм о Варваре Карауловой на Первом канале. Светлаков в гостях у программы «Осторожно, Собчак». Я бы ещё отметила как новый новостной формат большой ньюсток на канале RTVi. Это новая ежедневная часовая программа с двумя ведущими — один в Америке, другой в России. Вот, пожалуй, и всё, что мы наловили. Если что-то добавить — милости просим, всё открыто для вас.
И. Петровская
―
Ещё, опять же, просят прокомментировать закончившийся, наконец, сериал «Зорге». Если, опять же, время дойдёт, руки дойдут. И что ещё? Ну, по ходу, наверное, наши преданные зрители нам напишут, что ещё им хотелось бы обсудить.
К. Ларина
―
Я бы добавила из того, что есть — очень важно с этого начать. Вот уже пишет в комментариях на мою реплику на Фейсбуке Юлия: «Ксения, по моему мнению, главное в эти дни — здоровье Дмитрия Быкова. Скажите о нём хоть несколько слов, пожалуйста. О том, скольким людям он дал счастье и надежду своим творчеством и общественной позицией. Скучаем по нему и очень ждём его возвращения». И таких, подобных реплик очень много с пожеланием здоровья, выздоровления Дмитрию Быкову.
И. Петровская
―
Да, я тоже не только присоединяюсь, но и должна сказать, что вот эти дни, прошедшие с момента, когда стало известно о той беде, в которую попал Дима, наверное, минуты не проходит, чтобы я о нём не подумала. Он не просто наш коллега, а мой персонально давний друг. Он действительно абсолютное событие, явление русской культуры. И мы, которые рядом, может быть, до конца даже не осознаём масштаб его таланта. В первую очередь, конечно, таланта, потому что он не только журналист-публицист. Он писатель и он ещё фантастический поэт. Эта его грань открылась для меня буквально в последние дни, когда в Фейсбуке устроили такой своеобразный марафон. Каждый, кому дорог Дима Быков, размещает у себя какой-нибудь его стихотворение. И опять же, ты осознаешь, какой масштаб и поэтического таланта у Димы. Поэтому все мы (я надеюсь, и все наши слушатели) желаем ему сейчас сил (физических, в первую очередь) выкарабкаться, вылезти из этой ситуации. Он сильный, он молодой. Будем надеяться и всеми силами своей души желать ему выздоровления.
К. Ларина
―
Давай мы начнём, наверное, если говорить про обсуждение новостей, с ближнего зарубежья. Я имею в виду, конечно же, Украину. Поскольку, действительно, беспрецедентное событие. Вся неделя — финал президентской кампании в Украине. Она, конечно, производит какое-то невероятное впечатление по насыщенности, по эмоциональной силе, по какой-то открытости. И скажу честно, что наши слушатели (как мне кажется, в большинстве своем российские), которые за этим наблюдают, испытывают некоторую долю зависти, что у нас такого, к сожалению, даже представить себе невозможно. Чтобы вот так вот, в открытую, в прямом эфире сошлись на стадионе два кандидата в президенты. Один из них — действующий кандидат. Это, конечно, фантастика. Ты смотрела, наверняка, эти дебаты.
И. Петровская
―
Я — безусловно. Я вообще, конечно же, слежу за всей этой кампанией, невероятной для меня и для очень многих зрителей. Я слежу за тем, как это освещают у нас. Я смотрю украинские каналы. Я, естественно, смотрю всякие другие каналы - «Дождь»... И вчера, когда эти дебаты были объявлены, я решила вызвать огонь на себя, пожертвовать собой и всё-таки посмотреть их в российском эфире. Но очень быстро сломалась, потому что в российском эфире, хотя их показывали в формате «60 минут» на Втором канале, в формате ток-шоу «Время покажет» на канале «Россия-24», но смотреть это было невозможно. Они забалтывали, они бесконечно комментировали, выхватывая отдельные фразы из выступлений кандидатов в украинские президенты. Поэтому в результате я оставила картинку, выключила звук, а смотрела всё по каналу «Настоящее время», где шло без комментариев, слава тебе Господи, и с очень адекватным переводом.И.Петровская: Быков действительно абсолютное событие, явление русской культуры
Конечно, энергия этого, энергетика — она просто сшибает с ног. Ты говоришь «мы не видели». Я думаю, что ни одна страна нашего постсоветского пространства тоже не видела этого никогда — такого масштаба предвыборных дебатов на стадионе, когда действующий президент приходит наравне с кандидатом и не считает для себя зазорным выступать, отвечать на вопросы и оправдываться. Тут можно спорить о том, правильную ли тактику, стратегию выбрал каждый из кандидатов. Я вчера параллельно следила в своей ленте и диву давалась, как одно и то же комментировалось нашими фейсбучными друзьями. Один отдавал безусловную победу Порошенко. Кто-то другой — прямо противоположно, за то же самое Зеленскому.
Даже это всё не имеет такого значения, как сам факт того, что эти дебаты состоялись, прошли и прошли вот так. Хотя в нашем эфире до этого им предрекали провал. Например, вчерашнее дневное шоу на канале «Россия» вышло с анонсом, когда там соведущий Соловьёва Михеев буквально злорадно пролаял анонс: «Смертельно опасные дебаты на стадионе. Возможен теракт». Закончил эту программу Соловьев словами: «Кто бы ни выиграл — украинцы, мне вас всех жалко». Себя, он хочет сказать, пожалейте. И вот было вот это нагнетание, что правоохранительные органы Украины не справятся с таким количеством народа, который придёт, они не в состоянии, надо было обратиться к России — уж она бы, безусловно, обеспечила безопасность. В общем, та вакханалия, которая у нас творилась, наверное, требует отдельного анализа. А то, что на самом деле происходило — это, конечно, что-то невероятное.
К. Ларина
―
Да, я, конечно, смотрела это на каналах человеческих. В смысле, без таких ужасных страстей, перевертышей, вранья и отторжения, как на российском канале — то, что ты сейчас рассказываешь. Я вот уже в Фейсбуке написала и сейчас хочу лишний раз поблагодарить наших коллег, которые выдержали очень тяжелый эфир. Это, прежде всего, команда «Настоящего времени», которая начала свои прямые включения — по сути, марафон — в 2 часа дня. То есть, за 3,5 часа до начала, собственно, самих дебатов. Я смотрела прямые включения Тимура Олевского, который работал в Киеве, и Ирины Ромалийской, которая работала в Киеве. Ведущей в студии «Настоящего времени» в Праге была Ксения Соколянская. Это был совершенно блестящий эфир. Там же до самих дебатов были ещё выступления на площадях групп поддержки. Там был большой митинг в поддержку Петра Порошенко на Майдане. Выступление самого Порошенко, его речь перед своими избирателями. По сути, такая последняя предвыборная речь. Ну и потом, конечно, сами дебаты, которые производят сильнейшее впечатление. Я очень боялась, что Владимир Зеленский испугается, поскольку все его в этом подозревали: что он вот такой бойкий, сразу задирает высшую планку в надежде, что его соперник не согласится. Но в итоге все приехали. И мне очень понравилось начало, когда Петр Порошенко решил пойти на трибуну к своему сопернику. И, собственно, с самого начала были сломаны заранее заготовленные форматы, когда они должны были выступать на разных площадках, на разных сценах. Конечно, бой был серьёзный, жёсткий. Тут формат, жанр диктует обстановка, декорация, предлагаемые обстоятельства. И стадион — это стадион. Это не телевизионная студия, в которой можно проговаривать какие-то сущностные вещи. Здесь больше такие, скажем так, петушиные или собачьи бои — на эмоциях, на взаимных обвинениях, на каком-то постоянном апеллировании к аудитории, к толпе. И в этом есть что-то такое страшно древнее. Не знаю, то ли новгородское вече, то ли какой-то римский Колизей, то ли какие-то древнегреческие встречи. В общем, это производит сильнейшее впечатление. Я уж не знаю, насколько это повлияет на выбор публики. Но не знаю, как у тебя, а у меня, честно говоря, за последние дни интерес к Владимиру Зеленскому, скажем так, повысился как к личности, к кандидату. Потому что в начале мы все смеялись: комик Голобородько, образ. Мы с тобой даже в прошлый раз об этом говорили: что Украина выбирает себе «президента мечты», голосует за роль, за персонаж, за литературную мистификацию. Что этого человека не существует в природе. Но мне кажется, что Владимир Зеленский за последние несколько дней, когда появился перед аудиторией, как-то достаточно внятно продемонстрировал себя как личность, как человека, как Владимира Зеленского, а не просто как исполнителя роли «кандидата мечты». И он молодец. Я посмотрела его большое, часовое интервью на «РБК-Украина». И потом, конечно, когда он презентовал свою команду на канале «1+1» в программе «Право на владу». Это совершенно серьёзные люди, не просто так. Не знаю, что будет дальше. Думаю, что... Не буду ничего говорить. А ты что думаешь по поводу финала?
И. Петровская
―
Нам тут уже написали: «Может быть, не стоит говорить об Украине? Там день тишины». Ребята, там день тишины, а у нас можно говорить. И я уверена, что не только мы сегодня будем говорить, но и на наших больших каналах тоже не упустят возможность лишний раз плюнуть в братскую, как они любят говорить, Украину с их вот этими всеми предвыборными делами. Я тебе должна сказать, что да, при всей моей симпатии, которая абсолютно ни на что не влияет, к Зеленскому, я вчера всё равно, не испытывая особенной симпатии к Порошенко, тем не менее, отдала должна и тому, что он боец. Конечно, он боец. И он бьётся до последнего, до конца. И, в общем, он вышел на эти дебаты, на этот стадион, хотя, опять же, пользуясь своими пока ещё президентскими привилегиями, вполне мог этого не делать. Но он это сделал и он до конца пользовался теми возможностями, которые этот формат ему предоставлял. Поэтому, мне кажется, они были в каком-то смысле на равных. То есть, оба вышли. Может быть, там было слишком много каких-то взаимных обвинений. Может быть, не стоило на этом сосредотачиваться так уж подробно — особенно Владимиру Зеленскому. В любом случае были заданы важные для страны и её граждан вопросы, и продемонстрированы две разные модели и два разных, собственно говоря, типа. Один — уходящая натура, а другой — приходящая натура. Там более или менее всё известно. Здесь неизвестно ничего, но это не значит, что не будет ничего ни нового, ни важного для развития страны. Это тот самый случай, когда поживем — увидим. И опять же, в любом случае выборы и демократия на то и даны, чтобы через 4 года, если ничего не получится, всё-таки сменить уже того, кто пришёл на этой новой волне.
К. Ларина
―
5 лет.
И. Петровская
―
Ну, через 5.
К. Ларина
―
Кстати, вот тоже к вопросу о том, как Россия освещает эти выборы. Я каждый раз говорю людям, обращаюсь к миру: пожалуйста, не верьте в заголовки! Не верьте в вырванные из контекста цитаты. Не говорил Владимир Зеленский, что он легализует проституцию и наркотики. Это ответы на блиц-вопросы, которые ему задавали в интервью на «РБК-Украина». Всё это интервью было очень взвешенное, очень точное и очень понятное, очень внятное. И основы его программы понятны. Принципы участия в этих выборах и то, что он декларирует как кандидат в президенты — это тесный контакт власти и общества, в отсутствии которого он упрекает нынешнюю власть в Украине, и это его полное право. Он делает ставку на общественные опросы, референдумы, на открытое обсуждение важнейших политических решений с обществом.И.Петровская: Ни одна страна постсоветского пространства не видела такого масштаба предвыборных дебатов на стадионе
Вот, собственно говоря, что он предлагает. И мне кажется, это важно и люди это понимают. А когда всякая дрянь распространяется с помощью вырванных слов из каких-нибудь интервью — это просто недостойно взрослых, нормальных людей, которые себя считают журналистами. Поэтому повторю: «РБК-Украина», откройте и посмотрите это интервью. Оно большое и, как мне кажется, очень важное и точное. Да, конечно, Зеленскому не хватает знаний в области экономики, политологии, политики. Он вообще не политик. Как он сказал Порошенко: «Я не ваш оппонент — я ваш приговор. Я результат ваших ошибок». И это чистая правда.
И. Петровская
―
Да, там были такие, что абсолютно можно считать мемами. Или это станет ими. Это, конечно, домашние заготовки, очень удачные. Единственное, что на эту претензию Порошенко, конечно, можно было ответить: конечно, я, может быть, не во всём понимаю или вообще не понимаю, но я собираю команду, которая будет мне помогать это понять. В принципе, мало людей, которые приходят на эти должности, абсолютно всё понимают в государственном устройстве, в государственном управлении. Но лучшие из этих людей способны обучаться, а не только подстраивать под себя, строить под себя команду — выгодную, ту, которая будет смотреть на тебя как на бога и всем твоим инициативам исключительно аплодировать. В общем, завтра ещё нас ждёт, конечно, день, когда начнётся голосование. Просто теперь, во-первых, дико интересно, как повлияли эти дебаты на расклад сил, на эти рейтинги. Я про это ничего не знаю. Может быть, ты про это где-нибудь чего-нибудь прочитала.
К. Ларина
―
Нет, пока ещё ничего не видела. А сегодня нельзя говорить. Сегодня у них ничего не публикуется, никаких цифр.
И. Петровская
―
Да, вот о том и речь. Но я надеюсь, что после этого эти цифры, конечно, будут озвучены. Вот это очень интересно: как влияет вот эта публичная форма политики и предвыборных кампаний на волеизъявление граждан.
К. Ларина
―
Да, Ира, но тогда можно я ещё скажу тоже отдельное спасибо всем остальным людям, которые работали. А то я только «Настоящее время» отметила. На самом деле был отличный спецэфир «Дождя» с Юлией Таратутой, Денисом Катаевым и Владимиром Роменским в поле, который работал в Киеве. Я смотрела сами дебаты на канале «Навальный-Live», где работали два синхрониста. Это было очень хорошо, потому что было два разных человека и два разных голоса. Никто не путался, кто чего говорит. Кого-то ещё, может быть, отметить, не знаю. А, говорили про «Би-би-си» - они тоже транслировали дебаты. И, естественно, украинские телеканалы, которые тоже многие смотрели. Я даже смотрю по фейсбучной аудитории: многие наши друзья смотрели именно украинские каналы — тот же канал «Прямой», тот же канал «1+1», канал «Громадське», который тоже транслировал дебаты. Так что было из чего выбирать, самое главное.
И. Петровская
―
Ксению Соколянскую ты назвала, которая вела?
К. Ларина
―
Да, конечно.
И. Петровская
―
Мимо ушей пропустила.
К. Ларина
―
Отличная бригада.
И. Петровская
―
Я тоже, естественно, смотрела основное по «Настоящему времени». Но вообще у меня регулярно было ощущение, что я сижу в каком-то бункере, где, что называется, работают все радиостанции Советского Союза — и не только Советского. Потому что я регулярно переключалось, смотрела, что где происходит. Но в результате выбрала сама для себя оптимальный вариант, где мне ничто не мешало. Что меня удивило — что чуть-чуть было расхождение по времени с эфиром, который в этот же самый момент (хотя я выключила звук) шёл по российским каналам, того, что я наблюдала на других каналах. Буквально на какие-то считанные доли секунды не совпадало. С чем это связано, я не знаю, потому как не понимаю ничего в технике. Вот, собственно, на эту тему, мне кажется, мы всё сказали.
К. Ларина
―
Да, ждём результатов, будем следить за тем, как будут проходить выборы. Всё начнётся завтра. Ира, давай — у нас до новостей ещё есть время — ещё другая тема. Это трагическая история — пожар в Нотр-Дам в Париже, совершенно неожиданно начавшийся и разросшийся в такую национальную, а уже, судя по всему, и мировую трагедию. Хотя всё оказалось не так страшно. Но тут стоит, опять же, отметить, как работали СМИ. Тут многие отмечают «Россию-24». Тоже был такой спецэфир, достаточно подробный, с самого начала, с ночи.
И. Петровская
―
Да, конечно, я отслеживала бесконечно. Как только я узнала про этот пожар, я начала смотреть наши каналы. Собственно говоря, в это время как раз пошла программа «Время». И вот тут меня глубоко поразило, что в то время, когда уже включился канал «Россия-24» и уже шла прямая трансляция, уже шла прямая трансляция по CNN и, естественно, по французским каналам. Главная программа страны выходит, начиная с новости о том, что цифровое телевидение пришло в каждый чум, в каждую избу. Репортажи напоминают — не помню, был какой-то сериал, по-моему, назывался «Вечный зов». Когда в колхозе устанавливают радио, люди собираются в избе и смотрят как на чудо великое: заговорит ли вот этот — как это называлось? - условно, приемник. И вдруг оттуда доносятся слова типа «слушайте Москву». И все кричат: «Чудо, чудо!», обнимаются, счастье. Вот здесь примерно в этом ключе были выдержаны новости.И.Петровская: Очень интересно: как влияет публичная форма политики и предвыборных кампаний на волеизъявление граждан
Потом пошёл огромный сюжет про пожары в разных наших населённых пунктах из-за того, что люди жгут траву. Долго, на 7 или 8 минут, поздравительный сюжет Алле Борисовне Пугачёвой. И лишь на 25-й минуте, только на картинке, за 40 секунд нам сообщили о пожаре, который в этот момент с ужасом наблюдает весь мир. Это меня глубоко поразило. Я пощёлкала на другие каналы — нигде, кроме «России-24», не было ни одного спецвыпуска, ни одного какого-то прямого включения. Сейчас у нас новости, мы продолжим.
НОВОСТИ. РЕКЛАМА.
И. Петровская
―
Мы продолжаем. Здесь всё те же на том же месте — Ксения Ларина, Ирина Петровская, Маша Бурсина.
К. Ларина
―
Ира, меня, оказывается, видно!
И. Петровская
―
Видно, и давно. Я тебе даже там подавала знаки. Видно, слышно.
К. Ларина
―
А я-то не знала. Бог с ним. Слушай, Ира, вот мы сейчас новости послушали. Вот скажи мне, объясни: действующий президент после вчерашних дебатов звонит госсекретарю США и жалуется на своего конкурента. Что, типа, он не те слова употребил во время этого самого баттла. Это вообще нормально? Что это такое? Я вообще хотела сказать, что если говорить про Зеленского, как мне кажется, две существенных ошибки вчера были допущены на этих дебатах. Первая — когда это самое слово «повстанцы» у него проскользнуло в вопросе. Но тут, как мне кажется, это объясняется тем, что он, если ты помнишь, не свои вопросы задавал Порошенко. Он задавал вопросы от людей. То есть это как у нас идёт в смс-ленте. Они сделали вот такую выжимку из вопросов из самых разных сфер, от самых разных людей. И в той формулировке, в которой они получили, они эти вопросы и адресовали Порошенко. Может, поэтому эти «повстанцы» и остались. Но, я понимаю, это, конечно, вина пресс-службы, аппарата Зеленского.
И. Петровская
―
Более того, уже сегодня обнаружили употребление этого же слова «повстанцы» в каком-то из выступлений Порошенко какой-то давности. Поэтому подозреваю, что это была цитата из него. Но, может быть, это не было очевидно во время того, как вопросы зачитывал Зеленский.
К. Ларина
―
А вторая ошибка — это, конечно, когда он не услышал гимна. Порошенко, его жена Марина и вся его команда начала петь гимн, приложив руку к сердцу. В это время Владимир Зеленский целовался со своей женой, показывал victory публике, улыбался. Это был такой диссонанс, который не должен был допускать человек, который внимательно следит за тем, что происходит. Немножко всё вышло из-под контроля. Ну и, конечно, сама мизансцена, когда они повернулись в разные стороны, встав на колени. Она тоже диковатая. Я думаю, что здесь Владимир Зеленский тоже прав, когда он повернулся лицом к публике. А потом объясняли, что Порошенко встал на колени перед конкретной женщиной — вдовой офицера, погибшего во время войны в Украине. Но было не совсем понятно, почему он повернулся спиной. Вот, пожалуй, три таких важных момента.
И. Петровская
―
Да. Давай всё-таки закончим тему Нотр-Дам.
К. Ларина
―
Да, прости.
И. Петровская
―
Вот здесь мне пишут, что о пожаре Нотр-Дам рассказывали и показывали в прямом эфире «РБК» и «ТВ-Известия».
К. Ларина
―
Да, мне тоже про «РБК» пишут.
И. Петровская
―
Но я сейчас имела в виду именно основные каналы, которые всегда (правда, теперь уже много лет назад) мгновенно меняли сетки, когда происходили какие-то события такого вот международного уровня, масштаба. Война в Ираке — вспомним: просто круглосуточно были прямые эфиры. Просто мы про это (точнее, они) уже давно забыли, перестали ловить мышей, и в лучшем случае какие-то маленькие сюжетики в новостях. Правда, на следующий день началась, конечно, вакханалия. И она продолжалась — правда, не очень долго. Потому что, во-первых, к огромному огорчению участвовавших в вакханалии, всё-таки собор не сгорел дотла, как бы они это ни утверждали. Правда, огромное огорчение.И.Петровская: Скабеева, стоя на фоне — мы же видим стены, собор стоит, говорила, что собор сгорел практически дотла
Это было смешно, если бы не было грустно, когда Скабеева, которая умудрилась телепортироваться в Париж за время, прошедшее с момента, когда начался пожар, и до включения в 13:00 у себя в программе, стоя на фоне — мы же видим стены, собор стоит — на фоне этого говорила, что собор сгорел практически дотла. Говорила вопреки тому, что мы в этот момент видели своими глазами за её спиной. Что внутри всё выгорело «до основанья, а затем». Что погибли уникальные витражи, что погибли какие-то деревянные устройства внутри. В общем, всё погибло, всё. Всё, выезжаем, Сеня, всё гибнет.
И так же это продолжилось в вечернем выпуске. Опять у неё там всё сгорело дотла, хотя уже с утра было понятно, что каменные стены устояли. Уже нам показали, как туда вошли не только пожарные, но и сам Макрон. Уцелело всё, включая, как ни странно, даже орган. И трубы там не оплавились, вопреки, опять же, ожиданиям.
К. Ларина
―
Даже петушка нашли.
И. Петровская
―
Петушок — да, оказалось, упал и сохранился. И всё это было так дико наблюдать. Не говоря уже потом о воплях и кликах о сакральной жертве, о том, что Европа это заслужила, это закат Европы, пламя Парижа. Все эти метафоры они применили. Но всё-таки недолго эта музыка играла, потому что даже здесь, в этой теме, они всё равно умудрились потом перейти на Украину и заклеймить тех, кто в своих твиттерах и фейсбуках на эту тему что-то шутил, и это было свидетельством низкого, нижайшего падения украинцев, которые даже на костях, на руинах пляшут и поют свои песни. Это всё было, конечно, просто невыносимо. А если переходить сразу же и плавно к наступлению эры цифрового телевидения...
К. Ларина
―
Ира, подожди, я бы хотела всё-таки здесь задержаться. Потому что здесь важно зафиксировать этот момент.
И. Петровская
―
А, прости, ещё «Москва-24» показывала Нотр-Дам в прямом эфире. Но это специальный информационный канал. Я ещё раз повторю: я имела в виду вот этих монстров — Первый, Россию-1, НТВ. Вот это вот я имела в виду.
К. Ларина
―
Мы, конечно же, сразу переключились на французский канал. Euronews очень подробно, практически, в режиме онлайн наблюдал за тем, что происходит в Париже с самого начала, с первых сигналов о том, что там такой грандиозный пожар. Но, конечно же, я понимаю тех людей, которые писали о том, какое это зрелище. Что это такой символ конца света и абсолютный Апокалипсис. Безусловно, я понимаю даже тех, кто внутренне ассоциировал этот пожар, этот образ с падением башен-близнецов, с 9/11. Дело же не в том, что количество жертв несопоставимо — тем более, что здесь их вообще нет, а там погибло 3 тысячи человек. Сам факт, сам этот образ, который возникает у тебя — ты в прямом эфире наблюдаешь вот эту страшную катастрофу, когда действительно символ не только страны, а символ Европы на глазах твоих рушится и объят пламенем. Это, конечно, производит впечатление. Эту картинку не забыть. Конечно, слава Богу, что всё обошлось, что этот собор восстановят. И то, что так откликнулся весь мир, и то, что откликнулись все французские филантропы, олигархи, и собрали уже больше миллиарда евро на ремонт этого храма. Но, мне кажется, очень важно помнить эмоциональный момент, когда ты видишь конец такого шедевра невероятной ценности, непреходящей на все века. Собор, который устоял сколько веков? 8?
И. Петровская
―
Больше. Почти тысячелетие.
К. Ларина
―
Это, конечно, сильнейшее. Просто хочу, чтобы мы про это не забыли. Это невероятная телевизионная сила, которая поднимает это всё от уровня просто новости до уровня, извини меня, просто какого-то художественного шедевра. Вот эта пламенеющая готика.
И.Петровская: Я думаю, даже люди, которые искренне любят Аллу Борисовну, тем не менее, испытали некоторое изумление
И. Петровская
―
Я уж не говорю о той объединяющей силе, когда каждый человек, который это видит в эфире, ощущает себя пусть крупицей, пусть какой-то маленькой частицей, но вот этого глобального мира. Потому что это сокровище не только Франции и не только Европы. Это сокровище мировое. Поэтому говорить «подумаешь»... В принципе, это всё напоминало анекдот: У Хайма сгорела дача — казалось бы, что мне, а всё равно приятно. Я имею в виду вот это общее освещение. То, что я видела на следующий день, когда стало понятно, что собор устоял сам по себе, стены устояли, внутренности, сокровища во многом все целы. И всё равно вот этот страшный, злорадный вой по поводу, во-первых, того, что это символ, это явно на пасхальной неделе Господь Бог грозит пальцем вот этой Европе, которая там погрязла в мультикультурализме, разврате и так далее. А во-вторых, что они ничего не умеют. Там была вторая тема, которая муссировалась. «Пожарные 4 часа...», - говорит Скабеева, хотя бы видели всё своими глазами накануне. А она, выходя в 13:00, говорит, что пожарные 4 часа ничего не делали. Что не было лестниц, чтобы там до чего-то дотянуться. Все оказались специалистами в пожарном деле, все оказались специалистами в реставрационным деле.
К. Ларина
―
Может быть, от переживаний? Очень хотели помочь, переживали.
И. Петровская
―
Да, это прямо было видно, как они хотели помочь и как они переживали. В общем, как всегда, у нас свой путь, исключительно суверенный. Поэтому пока весь мир горевал, а потом, наоборот, ликовал, что всё-таки не случилось самого страшного, у нас ликовали даже уже когда было известно, что, в общем, самого страшного не произошло. Как всегда, собственно говоря.
К. Ларина
―
Ну, про Пугачёву ты скажешь уже? Ты же, небось, всё смотрела. Я-то тут в отрыве. Люди говорят, что там вообще просто всю неделю шла какая-то невероятная гулянка. Я посмотрела только фрагменты концерта, которого, я так понимаю, ещё не было в эфире. Самого концерта её, пугачёвского, который она давала в Кремле.
И. Петровская
―
Этот концерт был, по-моему, 17 апреля. Поэтому он ещё не успел дойти до эфира.
К. Ларина
―
Да, но я смотрела его фрагменты, которые разбросаны, кустарные видео от зрителей.
И. Петровская
―
Я тоже видела. Значит, тут надо опять отделить мух от котлет или не знаю, чего от чего. Конечно, Алла Пугачёва — по-своему великая женщина, певица и гражданка. Свободная, действительно целая эпоха в нашей эстраде, в нашей культуре. Как ни крути, кто бы как ни говорил, не любил. А вторая вещь — это, конечно, абсолютное отсутствие чувства меры у тех, кто пожелал поздравить Аллу Борисовну. Особенно у Первого канала. Это продолжалось... Целый день был посвящен ей 13-го. Но началось всё ещё накануне.
К. Ларина
―
Так мы с тобой начали про это говорить ровно неделю назад. Когда мы с тобой говорили, что мы будем первыми, ты мне сказала: «Ха-ха, первые — ты что говоришь?».
И. Петровская
―
Значит, целый день концерты. Максим Галкин — фильм «Алла Пугачёва — моя жена». По-моему, сегодня вечером тоже было с её участием. На следующий день, через день на всех каналах. И, наконец, своего рода апофеоз — это когда Первый канал вдруг, что называется, без объявления войны, уже 15-го, в день рождения, вообще изменил сетку, ничего не объявляя, и поставил в эфир то самое интервью, которое сделал с Аллой Пугачёвой в 2018 году Олег Меньшиков, если ты помнишь.
К. Ларина
―
Да, это был первый выпуск его авторского эфира «У Олега Меньшикова» на Ютюбе.
И. Петровская
―
Именно. И они, пресс-служба Первого канала, в своих разосланных анонсах (по крайней мере, мне он пришёл) особенно подчеркнули, что это первый случай в истории, когда целиком и полностью выпуск, который вышел на Ютюбе, поставлен в эфир главного канала. Кстати сказать, это происходило как раз в тот момент, когда горел Собор Парижской Богоматери. И из-за этого они перенесли показ очередной серии «Зорге». И поэтому «Зорге» растянулся на всю неделю, хотя на этой неделе должен был закончиться, и должен был пойти уже другой сериал, который был перенесён на понедельник. Во всём этом была, конечно, колоссальная избыточность. Я думаю, даже люди, которые действительно искренне любят Аллу Борисовну, тем не менее, испытали некоторое изумление. Я уж не говорю о том, что это было и у Малахова, и на НТВ. И мужчины в её жизни, и дети, внуки — всё это было в совершенно невероятным количестве. «Пусть говорят» 15-го вышла опять же с ней и с детишками. Ну правда, чувство меры — оно, мне кажется, какое-то основополагающее в любой деятельности, и в информационной тоже. Конечно, великий человек, но стоит ли ради этого устраивать такую массированную кампанию? Несмотря на то, что да, такие цифры. И безусловно, заслуженно. Но, ребята, правда, сколько можно? Я вот даже здесь смотрю, нам люди пишут: пожалуйста, не надо много говорить, мы просто уже озверели от этого.
К. Ларина
―
Я надеюсь, концерт покажут её. Потому что из всего, что было показано, я бы лично только концерт посмотрела. Настолько интересно, как она работает. Потому что там прозвучали новые песни, которые я не слышала никогда. Она, конечно, блестяще, прекрасно выглядит. Молодчина, подготовилась к своему юбилею на все 70, как говорится.
И. Петровская
―
170. Я имею в виду сейчас не года, а проценты.
К. Ларина
―
Ну вот её шоу хотелось бы посмотреть. Мне кажется, это в любом случае самое интересное. А то, что все вот эти люди поющие — пьющие её кровь, по сути, которые с ней по жизни рядом... Я имею в виду, все вот эти её певцы и певички, которые вечно выступали на всех её концертах — это уже невыносимо смотреть, невозможно. Ирочка, так про цифровую эпоху-то мы с тобой пропустили.
И. Петровская
―
Потому что это на самом деле напрямую связано в том числе и с Нотр-Дам. Для меня связалось именно потому, что 15-го в 59 регионах страны эта эпоха наконец началась. Нам показали огромный сюжет.
К. Ларина
―
А что это значит? Объясни, пожалуйста, для тупых.
И. Петровская
―
Я честно скажу, я ничего не понимаю в технике. Это просто изменение принципа подачи сигнала с аналогового телевидения на цифровое. Мы не будем в это вникать, потому что тем более наши зрители и слушатели тоже не обязаны в это вникать за исключением тех, у кого старые телевизионные приёмники. Для того, чтобы они смогли принимать полноценный сигнал, они должны приобретать такие специальные приставки. В некоторых случаях эти приставки им приносят, как нам показали в сюжете, рассказывают. И даже специальные люди, волонтеры, приходят в дом и подключают им. Вот как радио — меня тут поправили: не «Вечный зов», а «Тени исчезают в полдень». Ну это не имеет большого значения. Вот они показывают, как подключить, и бабушки-старушки.
К. Ларина
―
А ты уверена, что это реальный сюжет?
И. Петровская
―
Ну, во всяком случае, там показывали бабушек-старушек, оленеводов в чуме. Честное слово, я говорю тебе: чум, и там оленеводы радуются, что подключили цифровое телевидение. Это был такой сборный сюжет из разных мест, как там от Москвы до самых до окраин люди радуются, что наконец у них уже открылось полноценное окно в мир. Потому что до этого (нам показывают вот эти старые телеприёмники) даже то, что там у них было (нам, опять же, рассказывают) — одна программа, и то вот такая сетка идёт, и нужно там разглядывать, что показывают.
К. Ларина
―
Хорошо бы они так канализацию провели.
И. Петровская
―
Это следующее. Следующий этап, видимо. Уже в начале следующего тысячелетия, возможно, это произойдёт. Самое забавное, что когда им подключают, наконец, эту цифру с этими приставками, и они видят прекрасную картинку, у них уже набор каналов во всех телевизорах страны, которые нам показывают — Артём Шейнин и программа «Время покажет». Вот, называется, стоило открывать окно в мир, чтобы увидеть вот это. Уж не говоря о том, что когда всё это началось с Нотр-Дам, я подумала: какого чёрта, цифровое, нецифровое — всё равно как не меняли они сетку вещания, так и не меняют. Можно, конечно, наверное, там пощёлкать и найти какие-то события. Но многие люди явно приучены к тому, что как было у них Первая программа, так они и будут её смотреть. И там они увидят именно Артёма Шейнина и «Время покажет».
К. Ларина
―
Вместо Артёма Шейнина теперь будет такой, как я его назвала, эксгумированный труп. Страшнее быть не может опыта, чем тот, который нам явили. Не знаю, видели наши слушатели.
И. Петровская
―
Да, это показали на Вести.ру и на канале «Россия-24». Можно зайти, посмотреть. Да, это производит жуткое впечатление. Но пугаться не стоит, предупреждаю, робота.
К. Ларина
―
Врёт так же, как и настоящий.
И. Петровская
―
Во-первых, да. Но при этом он не краснеет. Хотя и наши живые тоже не особенно краснеют. Сраму не имут, как мертвые. И какая, в конце концов, ответственность с робота? Что с робота возьмёшь? Ну, прочитал фейковую новость — что же его, выгонишь? Нет, не выгонишь. Поэтому, мне кажется, перспективы в этом смысле открываются грандиозные.
К. Ларина
―
А куда деть всех настоящих? Вот куда они все пойдут?
И. Петровская
―
Они должны будут подстраиваться уже под робота. Чтобы никаких истерик не устраивать в эфире, быть бесстрастным. Только чтобы рот шевелился вот так вот и читал. И кстати, возвращаясь к тем, у кого нервы не выдерживают, в отличие от робота — тут опять же спрашивали про Норкина. Возвращается, ребята! Известно. Он вчера написал у себя: «Я вернусь». Дальше идёт такой сюжет: он как Терминатор — у него из глаза такой лазер, знаешь, такой луч лазера. И там нам говорят, что место встречи изменить нельзя. Так что, друзья, те, кто соскучился: вылечили и, будем надеяться, может быть, что-нибудь тоже там подключили такое, что позволит ему в дальнейшем не срываться во время эфиров.
К. Ларина
―
Ну, что мы не успели? Нам нужно опять всё на следующую неделю переносить? Мы есть на следующей неделе?
И. Петровская
―
Я есть на следующей неделе. Мы ничего не успели, половины не успели. Более того, уже и не успеем, потому как нам надо переходить к заключительной песне. Быстренько, 10 секунд.
К. Ларина
―
Песня посвящена Нотр-Дам-де-Пари. Песню я нашла замечательную, красивую. Она редко звучит в эфирах. Это Эдит Пиаф. Вот с этой музыкой мы сегодня и останемся. А всем спасибо!