Человек из телевизора - 2019-01-19
И. Петровская
―
Доброе утро, дорогие друзья! Добрый день, может быть у кого. В эфире «Человек из телевизора». И мы возвращаемся к прежнему формату – удаленка. Значит, на некотором удалении от нас в другой студии Ксения Ларина. Доброе утро!
К. Ларина
―
Доброе утро! Ура-ура, товарищи!
И. Петровская
―
Здесь в московской студии я, Ирина Петровская, и наш звукорежиссер Александр Смирнов. Средства связи те же. В общем, почти все то же самое, только есть некоторые географические у нас теперь проблемы. Хотя, может быть, их и нет как раз. Средства связи. СМС можно писать: +7 985 970 45 45, Твиттер-аккаунт @vyzvon, Ютюб-канал. Смотрите и пишите. Ну и страница на Фейсбуке. Ты, я так понимаю, открыла, да?
К. Ларина
―
Да, да, да. По традиции открыла страничку нашу…не нашу, а свою. И там написала приветствие всем слушателям и пользователям «Человека из телевизора». И уже по традиции отметила такие главные телевизионные события, которые достойны внимания передачи «Человек из телевизора». Или не достойны, но обсудить надо. Итак, американцы рвутся в Россию за лучшей долей, фильм Соболева «Идущие к черту» на России о разоблачении мракобесия, травля Дмитрия Быкова на федеральных каналах, депортация антиукраинской активистки и участницы российских ток-шоу на Украину, дальше – «Дождь»: Алексей Красовский на «Дожде» в программе «Hard Day’s Night», Венедиктов в программе «Ещенепознер».Плюс чего-нибудь желтенького, то, что иногда попадается. Ну и вопрос к вам, конечно, дорогие друзья, если есть какие-то дополнения ли ваши личные впечатления от просмотренных программ в телевизоре или в Сети, в интернете. Обязательно нам об этом сообщайте везде, вот то, о чем Ира сказала, ну и, естественно, здесь, на Фейсбуке. Ждем.
И. Петровская
―
Отлично. Еще добавлю, что я надеюсь, мы успеем кое-что проанонсировать, достойное этого анонсирования.
К. Ларина
―
Да, да. Я, кстати, хочу сразу, может быть, напомнит, поскольку в новостях вы сейчас слышали, что сегодня будет шествие в память о Насте Бабуровой и Станиславе Маркелове – 10 лет, годовщина такая уже серьезная, со дня убийства. И сегодня в Москве пройдет шествие, как вы слышали. Так вот, телеканал «Дождь» объявил сегодня тоже день памяти Станислава Маркелова и Насти Бабуровой. И в 3 часа начнется прямое включение с московских центральных улиц, где, собственно, пройдет это шествие.Там будут работать корреспонденты «Дождя», и вы сможете все наблюдать в прямом эфире. А в 4 часа, в 16-00, совместный проект выйдет в эфир «Дождя» и «Театра.doc» - читка пьесы «Диалоги убийц» по книге Егора Сковороды. Я помню, что когда-то этот проект начинал Михаил Угаров – представлял такую заявку на спектакль. Это действительно диалоги убийц, диалоги Тихонова и…не помню, как звали его подельницу, которая, собственно говоря, осуществила…
И. Петровская
―
Евгения Хасис, насколько я помню.
К. Ларина
―
Хасис, да. И это такая страшная история, которая будет представлена сегодня на телеканале «Дождь» в 4 часа.
И. Петровская
―
Ну, а сбор, по-моему, в 14 часов в Новопушкинском сквере.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Да, это страшная история. Сколько лет ни пройдет, я думаю, все равно не забудется вот этот ужас от случившегося. И погибшим Станиславу Маркелову было, по-моему, 34 года, а Насте вообще 25. Уму непостижимо. Как это все страшно. Ну, дальше что, переходим к нашим основным баранам.
К. Ларина
―
Давай, может быть, начнем с интервью, а потом перейдем ко всяким сюжетным историям. Потому что, конечно, Алексей Венедиктов нам хорошо знаком…
И. Петровская
―
Да уж.
К. Ларина
―
Как, впрочем, и всем остальным деятелям журналистики. Хотя, вообще, человек мира. Он сам там говорит, что «я великий» в этом интервью. Я скажу так, Ир, что мне было очень важно смотреть, как Алексей Венедиктов говорит про Алексея Навального, потому что вот посмотреть, как Венедиктов защищает Навального – это дорогого стоит. У ведущего этой передачи какое-то стойкое неприятие к Алексею Навальному. И он уже не первый раз, не в первой программе демонстрирует это неприятие без всяких, как мне кажется, аргументированных поводов.А в этой передаче и вовсе придумал какую-то конспирологическую версию о том, что Навальный не просто проект Кремля (а это уже общее место, это мы уже проехали), а что он вообще чуть ли не на посылках у Бортникова и вообще проект ФСБ. Это, конечно, очень смехотворная версия. И я очень рада, что Алексей, на самом деле, и высмеял ее, и в нескольких фразах практически объяснил ведущему, что Алексей Навальный – независимый политик и вся его жизнь публичная подчинена именно этому. Он – политик. Цель его – стать президентом России.
И. Петровская
―
Да. И в этом нет ничего преступного
К. Ларина
―
Да, ничего преступного.
И. Петровская
―
Абсолютно.
К. Ларина
―
И, кстати, еще раз напомнил, что все его расследования, если они являются неправдой, то их мог бы опровергнуть в суде любой фигурант. Но этого никто не сделал. Ни один человек. Поэтому все, что касается расследования «ФБК» и лично Алексея Навального, это, конечно, действительно важнейшие точки реперные борьбы с коррупцией в наше нелегкое время. Настоящие журналистские расследования.
И. Петровская
―
Да. Но только коррупция этого не очень сильно замечает и не очень реагирует.
К. Ларина
―
Ну да.
И. Петровская
―
Но на будущее, я думаю, это составит определенные…войдет, точнее, в досье, которое планомерно ведет желающий пойти в президенты Алексей Навальный.
К. Ларина
―
Ну, а что касается всего интервью, то, может быть, ты скажешь какие-то слова, что тебе там было важно.
И. Петровская
―
Я скажу примерно то же, что я уже говорила. Огромная заслуга, безусловно, этого проекта в том, что туда приходят действительно по-настоящему значимые люди, персоны из области культуры, журналистики. Ну, на самом деле, даже вот Мединский перед самым Новым годом туда пришел. Но можно только, опять же, говорить о качестве этого разговора. Как правило, если приходит интересный и сам по себе самоигральный гость, то и интересно смотреть, как в случае с Алексеем Венедиктовым.Хотя, конечно, для нас, которые, как ты говоришь, его давно и хорошо знаем, там, может быть, было и немного для нас нового. Но меня по-прежнему раздражает несколько все равно отсутствие вот этой вот драматургии и стратегии этого разговора. И просто вот такое прыганье по каким-то конкретным (или неконкретным) темам. Вот это меня раздражает. Но, если гость сам собаку съел на публичных выступлениях, то он с легкостью это преодолевает и ведет этот разговор в нужное ему русло.
Собственно, сам Алексей наш Алексеевич, как мы знаем, сам интервьюер с богатым, богатейшим просто опытом и огромным стажем, поэтому он сам прекрасно знает, что может быть интересно публике, которая приходит и смотрит. Вот что вам скажу.
К. Ларина
―
Но терпение у него ангельское. Я вдруг поняла это. Обычно мы привыкли видеть Алексея как человека взрывного, импульсивного, достаточно нетерпимого. И если уж что-то противоречит его взглядам или что его раздражает, он об этом сообщает сразу же и громко. А здесь, конечно, я просто поразилась. Думаю, ну и терпение у Леши, молодец!
И. Петровская
―
Он был в гостях.
К. Ларина
―
Да. Ну вот. А я хотела, кстати, знаешь, что еще сказать? Забыла написать это в нашем досье сегодняшнего дня. Я посмотрела очередное выступление Михаила Ходорковского – его такие вот видеоколонки, которые он ведет у себя на канале в Ютюбе. И он тоже там периодические устраивает типа таких конференций, отвечая на вопросы аудитории, как это делает и наш Алексей Венедиктов в программе «ДайДудя», как это делает Алексей Навальный по четвергам, отвечая на вопросы аудитории.Только здесь Ходорковский делает это в записи. Отбирают, конечно, там они, чтобы была какая-то связанная история, наиболее интересные вопросы, которые приходят. И вот он отвечает на эти вопросы в эфире Ютюб. И там один из вопросов… Ир, слышишь?
И. Петровская
―
Да, слышу-слышу.
К. Ларина
―
…Был такой: «Михаил Борисович, а вы не хотели бы сделать большой прямой эфир на Ютюбе – в прямом эфире отвечать на наши вопросы в течение часа?». Он говорит: «Да, я хотел бы. А еще я хотел бы большую пресс-конференцию. Хотел бы Прямую линию. Хотел бы написать Послание Федеральному Собранию. Еще хотел бы поздравить вас с Новым годом по телевизору». Так замолчал, потом говорит: «Шучу».
И. Петровская
―
А то многие скажут: «Вот рвется в президенты. Страшное дело, какое намерение у человека».
К. Ларина
―
Но, да. Но в каждой шутке есть доля шутки, как мы знаем. Так что, чем черт не шутит, может быть у нас еще появится кандидат в президенты.
И. Петровская
―
Но пока ничто не предвещает. Как сказал на последней большой пресс-конференции (или когда-то, недавно совсем) наше все Владимир Владимирович, типа, «я пока никуда не собираюсь», когда ему задали этот вопрос. Может быть, я путаю. Может быть, не на пресс-конференции, но незадолго до нее. Если ты помнишь, там какой-то иностранный корреспондент задал вопрос то ли «когда вы уйдете?» или «что будет, когда вы уйдете?». Он сказал: «А что вы меня гоните? Я не собираюсь».Так что, все намерения всех кандидатов возможных проводить свои пресс-конференции и обращаться с новогодним поздравлением советскому/российскому народу, они пока только в области исключительно намерений, тайных или явных желаний.
К. Ларина
―
Но давай теперь расскажи нам про вот эту вот удивительную историю, которая нас убеждала в том, что американцы мечтают, все американское население мечтает жить в СССР.
И. Петровская
―
Ну, на самом деле, это некий новый, мне кажется, этап нашего пропагандистского…
К. Ларина
―
Новый тренд.
И. Петровская
―
Тренд, да. …Телевидения. Потому что до этого все-таки, ну да, нам рассказывали, конечно, какая там отвратительная и загнивающая Европа, погрязшая в разврате, в содо… Как это называется?
К. Ларина
―
Содомии.
И. Петровская
―
Содомии, да-да. Я хотела – в содомизме. В содомии. Вот что в Америке тоже черт знает чего творится. Но это было просто вот такой штрих. А в основном сосредотачивались в Украине. В Украине-то уж понятно, что вообще все катится в тартарары. Кстати, забавно, что сразу после Нового года, когда вернулись Скабеева и Попов в свои «60 минут», они сообщили страшную вещь и весть. Оказывается, в Украине теперь нельзя праздновать Новый год, потому что на этот день приходится день рождения Степана Бандеры, национального героя.И поэтому украинцы массово лишены возможности теперь спеть «В лесу родилась елочка» и встретить Новый год. Но ты понимаешь степень достоверности этой, так сказать, новости. Но вот новый этап, я считаю, начинается вот с этого сюжета замечательного, который был на «НТВ». И этот сюжет повествует о том, что масса американцев в поисках лучшей доли ломанулись в Россию. Они пытались как-то приспособиться в Европе, в Крыму.
Но в результате большинство все-таки выбирает Москву, считая, что здесь качество жизни намного лучше, цены существенно ниже, потому как американцы бегут от высоких цен, непомерных, неподъемных налогов. Эмиграция при этом уже принимает такие формы и такие масштабы, что заговорили в Америке о массовом исходе, сопоставимом с великой депрессией. Там много разных подробностей. Действительно присутствуют персонажи (американцы), которые живут в Москве.
Один из них говорит, что он преподает английский язык и математику в детском саду здесь в Москве, прекрасно себя чувствует. Качество жизни выросло в разы. Все, что он хочет, может себе позволить. Снимает квартиру в центре. Мы, конечно, все должны были порадоваться за воспитателя (или педагога) в детском саду в Москве, который может себе позволить снимать в квартиру в центре. Ну, в общем, вот такой вот сюжет, который, безусловно, напомнил мне лучшие образцы международной журналистики времен Советского Союза.
К. Ларина
―
Ну и фильм «Цирк» ты очень точно вспомнила в своей колонке в «Новой газете». Абсолютно точно. Вот та самая как бы вершина пропагандистской машины, если можно так выразиться, это, конечно, вот тот самый знаменитый финал, когда Мэрион Диксон, да?
И. Петровская
―
Да, да, да.
К. Ларина
―
Стала гражданкой Советского Союза.
И. Петровская
―
Но там не только финал.
К. Ларина
―
Советский Союз принял его черного ребенка.
И. Петровская
―
Да. Там не только финал. Там еще вот эта вот сцена, когда она с Райкой разговаривает, и та говорит… Ну, там, помнишь, путаница с письмом.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Райка приходит выяснять, почему она пишет ее возлюбленному, а та признается, что это совершенно не ее возлюбленному, Мартынову Петровичу. И говорит…
К. Ларина
―
«Я не писал “Мартынов”, я писал “Петрович”».
И. Петровская
―
«Я писал “Петрович”. Я хотел быть счастливым в СССР, но это невозможно». Дальше совершенно по-русски без произношения: «Импоссибл, Райка». «Поссибл, Поссибл, - кричит Райка. – Оставайся». Я помню детские впечатления от фильма «Цирк». В этот момент какое-то вот чувство невероятного счастья и гордости заливало мою детскую душу от того, что вот есть какая-то страшная абсолютно империя зла воплощенного, где гонят белую женщину с черным ребенком, готовы линчевать за это. И есть вот эта прекрасная, великая страна, которая принимает зелененьких в полосочку, в клеточку, любых. А самое главное…
К. Ларина
―
И где все в белом, в белых одеждах, да?
И. Петровская
―
Да. И самое главное – влиться вот в эту счастливую шеренгу радостную строителей нового мира. И эта песня звучит в конце. Просто супер! Ну, конечно, это художественные вершины. И до таких вершин «НТВ» не дошло. А именно что это было в традициях международной журналистики телевизионной. И потом, когда уже на некоторое время упал «железный занавес», было много разных признаний, как работали тогда. На самом деле, очень крупные наши политические обозреватели за границей…
К. Ларина
―
Да, да. Кстати, они приличные все журналисты.
И. Петровская
―
Да!
К. Ларина
―
Все очень точно формулирующие. Все прекрасно понимающие. Сколько мы с тобой знаем: и Генриха Аверьяновича Боровика, и Зорин, и Сейфуль-Мулюков, и Каверзнев. Можно вспомнить многих.
И. Петровская
―
Да. Но, конечно, естественно…
К. Ларина
―
Овчинников.
И. Петровская
―
Эдуард Мнацаканов в Германии годами сидел.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Георгий Зубков во Франции годами работал. Борис Калягин в Британии годами работал. И так далее. Ну, Зорин, понятно дело, в Америке. И тогда пошла шутка – «А Зорин здесь тихий». Но вот эти пропагандистские штампы, которые они обязаны были выдавать и выдавали каждый: нерадостные лица простых нью-йоркцев; на берега Потомака приходит Рождество, но не радостные лица простых американцев. И вся вот эта, извините за выражение, байда.И я помню, как они рассказывали, что очень важно было, чтобы в кадр не попала обыденная жизнь. Потому что, например, бездомные были одеты в джинсы, которые здесь были дефицитные, в какие-то яркие пуховики. Вот надо было выбрать такую помойку и встать на ее фоне, которая была бы символом этой оборотной стороны красивой жизни.
Но мы, хитрые и насмотренные уже зрители, мечтали только об одном – все-таки увидеть некоторые пейзажи и хотя бы таким образом посмотреть, как выглядит рождественское убранство европейских столиц, американских городов. И это было своего рода такое вот чтение между срок. Ну и вот мы к этому приходим, хотя, вот видишь, оказывается уже вот этот вот другой поворот. Тогда тоже, если ты помнишь, были какие-то американцы, которые ненадолго сюда приезжали и тоже становились частью…
К. Ларина
―
Ну как, а помнишь…
И. Петровская
―
Семья Лавровых или что-то в этом духе.
К. Ларина
―
Нет, а еще была история с американским безработным.
И. Петровская
―
Американский безработный, который голодал рядом с Белым домом. Голодал там чуть ли не годами. Потом выяснилось, что все-таки он там пил бульончик, что-то еще такое.
К. Ларина
―
Так его ж сюда привезли, помнишь?
И. Петровская
―
Сюда, да, да, да. Я забыла только, как его звали. Но, в общем, короче говоря, конечно, вот эти вот сюжеты в традициях. И, честно сказать, это все-таки напоминает какой-то троллинг, потому что не могут молодые относительно люди, которые все либо бывали, либо…вот корреспонденты там работают, ну не могут же они на полном серьезе вот эти вот, значит… Да, безусловно, есть примеры, когда сюда переезжают иностранцы. И мы видели не раз сюжеты о том, как кто-то стал фермером из Германии. Правда, не долго держатся.
К. Ларина
―
Послушай, у нас есть целый Майкл Бом.
И. Петровская
―
Это другое дело. Он здесь работает. У него здесь работа. Да, безусловно, некоторое количество… И не только он, кстати. Есть еще некоторое количество его соотечественников.
К. Ларина
―
Специально засланных американцев.
И. Петровская
―
Да. Которые сюда приезжают и хорошо действительно, я совершенно не сомневаюсь, что на здешних харчах, которые им позволяет приобретать наше телевидение (я так понимаю, все-таки это работа и за нее, наверное, платят), вполне себе они неплохо чувствуют себя. Тем более, у них есть всякие легенды. Один: легенда – журналист. Другой: легенда – политолог. Никто на родине, возможно, и не догадывается об их профессиях, которые здесь звучат.Ну, в общем, короче говоря, вот такой вот новый сюжет. И тоже в этой заметке своей в «Новой газете» я привожу цитату из Дмитрия Киселева, нашего ведущего, пропагандиста. Интервью он дал «Российской газете» тоже на прошлой, по-моему, неделе, где он рассказывает о том, что наше телевидение является гарантом и источником стабильности и социального оптимизма. И самое главное – не допустить проигрыша в информационной войне, который приведет к депрессии.
К. Ларина
―
Боже мой, ты заучила наизусть.
И. Петровская
―
Ну, а чего нет? Это достаточно простые мысли. И что наши люди, говорит он, счастливы именно потому, что они смотрят наш телевизор. И индекс счастья у нас необычайно высок.
К. Ларина
―
Это тоже похоже на троллинг какой-то. Неужели он это серьезно говорит?
И. Петровская
―
Послушай, все похоже на троллинг, потому что, опять же, в рамках вот этой темы я увидела очередной выпуск «60 минут», где почти, по-моему, хохоча в голос, Скабеева с Поповым сообщили, что наш рубль недооценен и западные экономисты пришли к выводу, что жизнь в России прекрасна, потому что есть такой «индекс Биг Мака». Оказывается, по стоимости Биг Мака можно оценивать стоимость жизни и соотношение национальной валюты к американской.Так вот, наш Биг Мак стоит 1 доллар с чем-то, а Биг Мак в Америке – 5 долларов с чем-то. Таким образом, пришли, оказывается, к выводу западные экономисты, наш рубль очень даже себе высоко котируется и дорого стоит. И когда они об этом сообщали, то, вот честное слово, у меня было абсолютное ощущение, что они сейчас в голос захохочут.
Ну, правда, явно люди тоже недавно вернулись только из какой-нибудь хорошей страны, наверное, там покатались где-нибудь на горных лыжах, после чего они начинают все это нам…даже не нам, а большинству россиян, которые не имеют возможности некоторые, а некоторые и в гробу видали эти Америки и Европы, самим своими глазами увидеть, как устроена жизнь там, сравнить с собственной и вдуматься в то, что им рассказывают по телевизору.
Вот мне кажется очень показательной история постновогодняя, которая говорит о том, что будет новая волна различных вот такого рода новых сюжетов, которые приведут к еще большему осчастливливанию нашей публики. Сейчас – новости, потом продолжим.
НОВОСТИ/РЕКЛАМА
И. Петровская
―
Мы продолжаем нашего «Человека из телевизора» и около телевизора. Здесь в студии Ирина Петровская и Александр Смирнов. С нами на связи по телемосту, можно так сказать, Ксения Ларина. Средства связи те же самые: +7 985 970 45 45, Твиттер-аккаунт @vyzvon, Ютюб-канал. Значит, у нас…
К. Ларина
―
Давай я…
И. Петровская
―
Просто, люди-то помнят. Нам напоминают, что голодающего на лужайке перед Белым домом в Вашингтоне звали доктор Хайдер.
К. Ларина
―
Доктор Хайдер. Да, мне тоже написали.
И. Петровская
―
Того, кого сюда к нам привезли – это был учитель безработный Джо Маури.
К. Ларина
―
Этого я не помню уже.
И. Петровская
―
Нет, я тоже такого…
К. Ларина
―
Это два разных человека.
И. Петровская
―
Естественно, два разных человека. Вот так.
К. Ларина
―
Ир, несколько вопросов, которые пришли сюда ко мне на Фейсбук. Ольга спрашивает: «Что предпринимают и предпримут российские телеканалы в связи с резким падением рейтинга доверия Путину, как вы думаете?». Там же эта программа идет «Москва. Кремль. Путин»?
И. Петровская
―
Еще как идет! Ну, конечно. Вот сейчас как раз в воскресенье предыдущее была программа, которая освещала в самых невероятных, патетических словах и выражениях каникулярный период из жизни Владимира Владимировича: его приезд на Рождество в Питер, его заход/поход в Петропавловский собор и посещение Петропавловской крепости с последующим братанием с девочками и народом, его исключительно мастерский выстрел там же из артиллерийского орудия Петропавловской крепости, ну и много чего другое.
К. Ларина
―
Но тут, кстати, еще братья сербы подтянулись. Тоже поднимают рейтинг Путину. Собачку Павлика подарили…
И. Петровская
―
Собачку… Собачищу!
К. Ларина
―
Мозаику выкладывал на иконе – на Спасе Нерукотворном. Между прочим, там триколор, если ты помнишь, они сделали в этом соборе, где он был в Сербии. Так что братья сербы молодцы. А народу сколько нагнали! Ты видела?
И. Петровская
―
Народища, конечно. Братушки или как это у них называется… Уверяю вас, накал вот этого обожания телевизионного будет возрастать. И тут вовремя главное все-таки не переборщить с этим маслом в кашу, потому как рано или поздно это приобретает все-таки комический оттенок. Это как раз была тема моей предыдущей колонки, кажется, мы с тобой это тоже обсуждали, вспоминали пародию, которую сделал «Камеди Клаб».
К. Ларина
―
Да, про котенка.
И. Петровская
―
Про котенка на дороге, которого Владимир Владимирович трогательно спас… Точнее, актер, который его играл, трогательно спас от страшной смерти, напоил молочком. И все федеральные каналы, совершенно случайно проезжающие мимо, конечно, это освещали. Вот собачка – примерно в этом же ключе все. Ну, правда, рано или поздно либо начнут люди плеваться, либо смеяться. Я даже, честно говоря, не знаю, что хуже. Потому что мне кажется, смеяться – хуже. Происходит во время этого некоторая десакрализация.А корреспондент Павел Зарубин, который ответственен в этой программе «Москва. Кремль. Путин» за освещение всей деятельности Владимира Владимировича, его энтузиазм и его восторг от того, что он находится в такой близости к руководящему телу, он уже приобрел вот этот комический оттенок. А у него этот восторг только нарастает. Человек он молодой, явно пылкий и это… Ну, не знаю, как это воспринимает большинство аудитории, но некоторые воспринимают это тоже с некоторым юмором.
К. Ларина
―
«Что вы думаете об отклонении Волиным скандального законопроекта Клишаса, в котором он предлагает запретить публикацию в СМИ и интернете недостоверной общественной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, так называемых фейк-ньюс?», - спрашивает Вячеслав.
И. Петровская
―
Ну, насколько я понимаю, этот законопроект не только о запрете на публикацию, а наказании за эти…
К. Ларина
―
Да, да, да.
И. Петровская
―
Ну, я думаю, что здесь некий здравый смысл победил. Если он действительно победил, то я думаю, что это совсем не плохой итог этого нашего периода после Нового года.
К. Ларина
―
«А как фильм об Эйнштейне на “Культуре”», - спрашивает Тамара. Мне кажется, это очень хорошее событие. Потому что фильм новый, это фильм, по-моему, 17-го года. Это сериал, такой байопик про Эйнштейна, который на Западе произвел сильный эффект, народ его очень полюбил. И вот практически сразу по следам премьерных показов на «Культуре» сейчас идет этот сериал. Мне кажется, он очень хороший. К вопросу о десакрализации – это раз.И второе: умение рассказать о великом человеке, о подробностях его личной жизни, о его недостатках, о его пороках, в конце концов, и в то же самое время не умалять его гениальности, скажем так, историчности этой фигуры. К сожалению, мы такого пока не умеем. У нас как-то все очень… Либо совсем в грязь макают человека – личность историческую – и начинают разбирать подробности, смаковать (это слово – любимый глагол) подробности его личной жизни, либо уж делать житие, когда уж совсем не человек, а…
И. Петровская
―
Икона.
К. Ларина
―
Икона, да. К сожалению, мы пока вот таких вещей не умеем делать. Поэтому, мне кажется, это важная вещь в том числе и для наших авторов сериалов, которые «пекут» эти сериалы про известных людей, как блины. Помнишь, и про Гурченко было, и вот сейчас пошел повтор «Рожденная звездой» про Эдиту Пьеху.
И. Петровская
―
Уже закончился.
К. Ларина
―
Да. Прошел, я говорю.
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Так что, не знаю… Ты не смотришь Эйнштейна, нет?
И. Петровская
―
Нет. К сожалению, пока еще не посмотрела. Я, видишь, сосредоточилась на информационно-политической составляющей на этой неделе.
К. Ларина
―
Давай про кино скажем, про анонсы, а то, как всегда, не успеем. А это важно. Про документальные фильмы, которые появятся.
И. Петровская
―
Да, это важно. Тем более, вот фильм, который мы обязательно рекомендуем посмотреть, один из них, уже завтра на канале «Культура» в 20-10. Это фильм вам хорошо известной Елены Якович, снятый по книге Натальи Громовой. Главная героиня – Ольга Берггольц. Называется «Голос». А посвящен он 75-летию окончательного освобождения Ленинграда от блокады, которая, собственно, на следующей неделе отмечается эта дата. Во всех отношениях замечательный.А фильм основан на дневниках Ольги Берггольц, которая осталась в кольце в этом блокадном Ленинграде и была голосом действительно вот этого не сдавшегося города – ее слушали по радио. Ну и не только, потому что судьба Ольги Берггольц невероятно трагична. Они вела дневники, сохранив их даже когда она попала в тюрьму, мы знаем, в 38-м году и пережила там страшное.
И в этом фильме принимает участие дочь ее мужа, тоже погибшего, Бориса Корнилова. Блокадники настоящие, которые тоже помнят Ольгу Берггольц, у которых свои «блокадные» истории. В общем, зная, как умеет делать документальное кино Елена Якович, вот я лично, и думаю, что ты присоединяешься…
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Действительно очень рекомендуем посмотреть этот фильм.
К. Ларина
―
Завтра на «Культуре» в 20 часов 10 минут. И второй фильм, который будут через неделю, он посвящен другому юбилею – это столетие Даниила Гранина. Вообще, с ума сойти… Мы же человека этого видели и знаем, да?
И. Петровская
―
Так он только всего лишь полтора, по-моему, года как ушел назад.
К. Ларина
―
Да. С ума сойти. Только что человек был. Это фильм, посвященный столетию Даниила Гранина, называется он «Война и мир Даниила Гранина». Это на «Первом канале» 27-го… Как всегда, Ир! Вот я смотрю – 27-е января в 9 часов утра.
И. Петровская
―
Я сама только что хотела это сказать.
К. Ларина
―
Вот скажи, это вообще нормально?!
И. Петровская
―
Вот даже нормальнее это показывать в полдвенадцатого, в полпервого ночи, как обычно линейка выстраивается – обычно документальное кино вот так начинается. Но в 9 утра – это, правда, какое-то, во-первых, дикое расточительство, а во-вторых, просто масштаб этого человека и значение его для нашей культуры, вообще просто общественных всех наших отношений таков, что можно было бы все-таки найти какое-то место поприличнее. Но и должна я отметить…
К. Ларина
―
У меня такое подозрение, прости, Ир, что, может быть, что-то там звучит в этом фильме, не предназначенное для массовой аудитории.
И. Петровская
―
Ну, то, что я прочитала…
К. Ларина
―
Мы же знаем про Даниила Гранина, что это человек был перпендикулярный, скажем так, общим трендам, связанным с отношением к войне, к блокаде и к патриотизму. Кстати, в этом фильме есть фрагмент его выступления знаменитого в Бундестаге в 14-м году, когда немецкие депутаты его стоя приветствовали.
И. Петровская
―
И Ангела Меркель тоже.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
И он рассказывал реальные факты о блокаде, потому что мы помним…
К. Ларина
―
Да. Может быть, в этом дело.
И. Петровская
―
Я думаю, наверняка и в этом тоже. Мы помним, что Даниил Гранин вместе с Алесем Адамовичем написали свою знаменитую, невероятную, трагическую, документальную «блокадную» книгу, которая в свое время, в советское время, тоже была подвергнута и цензуре, и остракизму. И вообще, действительно, вот эта правда о блокаде, которую нес Даниил Гранин, она перпендикулярна нынешнему, как бы так сказать, тренду.Все, что противоречит нынешней вот этой вот исторической часто мифологии, все объявляется либо вредным, либо враждебным. Любая вообще попытка спросить, а что было бы, если бы… Собственно, мы это наблюдаем, сразу плавно переходя к другой теме, хотя бы ее боком заденем, в истории с Дмитрием Быковым, который…
К. Ларина
―
Можно, Ир? Можно одну секундочку? Сейчас я тебя верну к Быкову. Я, просто, забыла сказать по поводу фильма Якович, что все-таки это совместная работа с Натальей Громовой. Это очень важно сказать.
И. Петровская
―
Я сказала это.
К. Ларина
―
Да. Что там в основе не только дневники Ольги Берггольц, но и книга Натальи Громовой «Ольга Берггольц. Голос».
И. Петровская
―
Нет-нет, книга по-другому называется – От смерти…там чего-то. Я забыла уже сейчас.
К. Ларина
―
А, «Смерти не было и нет».
И. Петровская
―
«Смерти не было и нет». Я это сказала в преамбуле, что это по книге Натальи Громовой, о чем предупреждает и Елена Якович, опубликовавшая свой анонс у себя на странице в Фейсбуке.
К. Ларина
―
Что с Быковым произошло? Он что-то сказал не то про Гитлера на «Дилетантских чтениях».
И. Петровская
―
В Питере на «Дилетантских чтениях» (естественно, не в эфире) Дмитрий Быков сказал, в общем, не бог весть какую крамольную вещь. Он именно с точки зрения…употребил некоторое сослагательное наклонение, которое, наверное, недопустимо для профессиональных историков, но вполне себе всегда было допустимо публицистам, коим и является Дмитрий Быков. Он сказал про то, что…как бы размышления такие…если бы Гитлер так не зверствовал на территории Советского Союза и не уничтожал евреев в таком массовом порядке, то не исключено, что многие жители бы приняли его и не было бы такого сопротивления.Мысль крамольная? Нет, мысль, просто доведенная до некоторого… Да, заостряет публицист и задает вопрос. Точно так же, как было с историей блокады Ленинграда на канале «Дождя»: можно ли было бы избежать таких страшных жертв таким жутким образом и способом? Естественно, тут же Быкова… Я видела его обсуждение – чуть ли не целую ему программу посвятили те же «60 минут», где Быкова называют чуть ли не пособником нацистов, человеком…
К. Ларина
―
Они там цитировали его, прости, Ир?
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Или показывали какие-то фрагменты?
И. Петровская
―
Конечно, показывали фрагменты, которые тоже есть ан Ютюбе или где-то. И цитировали, и потом вызвали на связь Олега Кашина из Лондона, который как раз ровно в этом случае сказал ровно то же самое, что в этом он не видит ничего страшного. И когда они сказали, что… Вот Быков, по-моему, тоже сказал, что в серии «Жизнь замечательных людей» то ли хотел бы написать о Гитлере или о ком-то, это их дико изумило. Им Кашин разъяснил, что «замечательных» в данном контексте вовсе не значит прекрасных – примечательных.В этой серии выходило и выходит довольно много различных жизнеописаний отнюдь не прекрасных людей. В том числе и сталинских палачей. Ну, в общем, как всегда: призывы заклеймить Быкова, обращение в Следственный комитет проверить его на предмет экстремизма в его высказываниях и все это, конечно…
К. Ларина
―
«Проверить на экстремизм» звучит, как проверить на сифилис у нас сегодня.
И. Петровская
―
Ну, я тебе должна сказать, что в нынешней ситуации это хуже, чем то, что ты называешь, на самом деле, потому что в какой-то момент и у Соловьева было тоже отдельное обсуждение/осуждение Быкова. В нынешней ситуации конкретной политической просто мороз по коже, потому как мы прекрасно понимаем, что могут любого за его высказывания осудить, привлечь.
К. Ларина
―
Да, да, да. Абсолютно. Мы все через это прошли.
И. Петровская
―
Да. И у меня честно было просто желание позвонить Диме и сказать: «Дим, уезжай. Вот, правда, от греха. От греха уезжай». Но Дима, по счастью (или не знаю), но довольно уже, видимо, закаленный в таких вот боях человек. И он остается, как и многие другие смелые и талантливые люди.
К. Ларина
―
Вот, кстати, здесь хочу прочитать одну реплику в Фейсбуке от Владимира: «Травлю Быкова можно смело пропустить, - это он как бы комментирует наши метки, которые я написала в начале. Те, кто слушает Быкова, давно не смотрят федеральные каналы. Это не пересекающиеся аудитории. Я вот, к примеру, от вас сейчас узнал, что Быкова травят на телевидении. Мне на федеральные каналы глубоко плевать. Быкову, надеюсь, тоже».
И. Петровская
―
Быкову, возможно, тоже, если бы этим не заинтересовались некие органы, ибо именно по указанию определенных людей, которые появляются на федеральных каналах. И если эти аудитории не пересекаются, допустим – я готова в это поверить – тем не менее Дима живет здесь и сейчас. И те, кто услышит вот это все, что в его адрес неслось на федеральных каналах, они могут не ограничиться одним лишь осуждением внутри себя, а могут и предпринимать какие-то действия в защите национальных интересов.
К. Ларина
―
Ир, гораздо опаснее, кстати, что может предпринять какие-нибудь действия та самая аудитория, которая наслушается вот таких…
И. Петровская
―
Вот я только что это и сказала ровно!
К. Ларина
―
Натравливаний, да. И в дверь позвонит.
И. Петровская
―
Да. Со своими зеленками, мочой и так далее.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
В общем, не приведи Господи. Хочу успеть сказать, потому что если отложим на следующий раз, совсем уже много времени пройдет. Значит, вышел совершенно невероятный, на мой взгляд, для нашего федерального телевидения фильм Бориса Соболева под названием «Идущие к черту». Нам на прошлой неделе, если ты помнишь…
К. Ларина
―
Да, нам слушатели советовали обратить внимание на этот фильм.
И. Петровская
―
Обратить внимание, да. Я это увидела краем глаза на экране, когда это шло. Это было, по-моему, на первой неделе после Нового года, сразу после Рождества. И не сразу поняла. И поэтому не врубилась, и как-то отключилась. Мне показалось, что это очередная какая-то, наоборот, апология вот этого всего оккультного и мракобесного. А потом, опять же, нашлись люди, которые сориентировали, и я смотрела эти три серии. Это было три серии в рамках программы «Специальный корреспондент», которая, по-моему, уже на «России» не выходит. Может быть, я ошибаюсь.Это огромное расследование Бориса Соболева о деятельности разных вот этих магических клубов, разных мошенников, которые выдают себя за ясновидящих. Ну и так далее. Самое главное, что это люди, которые обманывают совершенно сознательно и вводят в заблуждение огромную часть аудитории. И, на мой взгляд, ядро этого расследования – это как раз деятельность телевизионных программ и телевизионных компаний, которые этих экстрасенсов… Ну, «Битва экстрасенсов» там, в общем, в центре, которая до сих пор, уже там чуть ли не какой-то 19 сезон выходит на канале «ТНТ».
И абсолютно откровенно, иногда явно на скрытую камеру, иногда не предполагая цель автора… Тут можно говорить об этических неких моментах. И создатели этой программы – редакторы нынешние и бывшие, и герои, и ведущие совершенно спокойно и цинично говорят о том, что никаких экстрасенсов в природе не существует.
К. Ларина
―
А как же Кашпировский и Чумак?
И. Петровская
―
Кашпировского тут, кстати, он не затрагивает. Очень большой кусок посвящен Джуне. В общем, это сеанс черной магии с последующим ее разоблачением.
К. Ларина
―
То есть Джуна – тоже не маг и не экстрасенс?
И. Петровская
―
Абсолютно никакой ни маг, ни экстрасенс. Очень убедительно со ссылками и на ее историю жизни, и на свидетельства разных людей, которые говорят, что ни к какому Брежневу по ночам ее не возили и никакими особенными свойствами она не обладала.И вообще, люди, которые всем этим занимаются, они либо хорошие психологи, либо откровенные мошенники, либо не очень здоровые психически люди, явно истерического, истероидного типа. Да, там потрясающие разоблачения предыдущих разных кумиров – Зои Кулешовой, Нелли Кулагиной – что это все (оказывается, и проводились исследования) абсолютный блеф и мошенничество.
К. Ларина
―
А у нас же сейчас на телевидении существуют по-прежнему различные ток-шоу экстрасенсов, которые лечат…?
И. Петровская
―
Так я тебе говорю, «Битва экстрасенсов» до сих пор выходит. И там Борис Соболев…
К. Ларина
―
У них целый канал был, помнишь?
И. Петровская
―
Борис Соболев проводит эксперимент. Он объявляет на сайте канала «Россия» набор экстрасенсов для участия якобы в очередном шоу. И приходят те, которые были победителями на других, на «Битве экстрасенсов» и все. И без подсказок они не могут ничего. Там очень смешно, когда некие люди, которые умеют якобы видеть в темноте, когда он полностью вырубает свет в студии, как они на него орут и кричат: «Включите свет! Мы ничего не видим!». В общем, эта, правда, работа достойна намного большего времени, а у нас уже все, подходим мы к концу. Давай еще к ней вернемся.
К. Ларина
―
Короче, надо сказать, что называется этот фильм «Идущие к черту» и надо его посмотреть. Я его посмотрю теперь обязательно. Ир, обещаю тебе.
И. Петровская
―
Смотрится просто как детектив.
К. Ларина
―
Ну, хорошо. Мы должны заканчивать. Я тоже кое-что еще не успела сказать, но отложим на следующую неделю. А заканчиваем мы тем самым знаменитым фрагментом из фильма «Цирк», о котором мы сегодня вспоминали. Да здравствует наша счастливая страна!