Человек из телевизора - 2018-12-01
К. Ларина
―
11.06. Доброе утро. Начинается программа «Человек из телевизора», которая идет не только по радио, но и по телевизору тоже. Сейчас мы настраиваем чат для того, чтобы он был под глазами, и мы могли видеть ваши реплики, которыми вы обмениваетесь друг с другом. Может, и нам что-нибудь перепадет. Нам – ведущим передачи: Ксения Ларина – это я.
И. Петровская
―
Ирина Петровская – это я.
К. Ларина
―
И Сергей Кузнецов – это ты. Дорогие друзья, хочу вам сказать, что у нас сегодня есть билеты на розыгрыш. На культурное мероприятие, которое напрямую касается с одной стороны телевидения, с другой стороны наших близких товарищей и друзей из театрального мира. Во-первых, 3 декабря состоится уже 11-я по счету ежегодная церемония вручения премии «Звезда театрала». Это уникальная премия в нашем городе. Поскольку это премия зрительских симпатий. Это не экспертный совет определяет победителей по разным номинациям. Главных театральных событий сезона. А именно зрители. Вы. Путем голосования электронного на сайте журнала «Театрал», который является учредителем этой премии. Начало вечера в 7 часов, сбор гостей. Я надеюсь, что мы с Ириной Петровской тоже там появимся, если все будет нормально.
И. Петровская
―
Если Господь управит.
К. Ларина
―
И не попадем мы в пожар или наводнение. Но у вас есть шанс тоже туда попасть. У нас есть билеты. Пожалуйста, если хотите, сообщите об этом на sms, без всяких конкурсов отдаем. +7-985-970-45-45. Церемония большая, яркая. Всегда разная. В этом году режиссер церемонии Рузанна Мовсесян, известный театральный режиссер. В этом году уже известно, что получит «Легенду сцены», самый почетный приз Юлия Борисова и Станислав Любшин. И там конечно все звезды театральные как всегда будут заполнять этот зал. И второе, даже третье. Это два мероприятия в Еврейском культурном центре. 8 декабря – документальный фильм «Навсегда отстегните ремни». Скажи, пожалуйста…
И. Петровская
―
Мы говорили об этом фильме много. Это фильм замечательного режиссера документалиста Елены Якович. Который был сделан к столетию Александра Аркадьевича Галича. Был показан, правда, поздно ночью, но показан по Первому каналу. И, насколько я понимаю, встреча будет с Еленой Якович. И, наверное, она расскажет много интересного, как она добывала уникальнейшие кадры, хронику. Очень много сохранилось, как мы знаем. В общем, думаю, что вечер будет интересным.
К. Ларина
―
Это будет 8 декабря - встреча с творческой группой и просмотр фильма. И 13 декабря там же, в Еврейском культурном центре, который на Никитской, фильм «Человек, который удивил всех». Это событие этого года кинематографическое. Фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. В главной роли Евгений Цыганов. Блестящий совершенно фильм, мне повезло, я его посмотрела просто по дружбе что называется. Он в прокате, по-моему, до сих пор есть. Можно его увидеть. Я надеюсь, что много людей его уже посмотрели. И еще посмотрят и очень хочется, чтобы как можно больше призов этот фильм получил. Уникальная работа. 13 декабря премьерный показ в Еврейском культурном центре. Встреча с творческой группой. Приходите. Вернее, заявляйте, дорогие друзья, куда хотите. Теперь, собственно, «Человек из телевизора». Я могу зачитать наш план традиционный для вас. У нас получилось так, что эта неделя интервью.
И. Петровская
―
И преимущественно интернетовских интервью. То есть интервью, которые были показаны вне телевизора.
К. Ларина
―
Это как бы уже как мы называем, у нас есть такое – альтернативное телевидение, которое существует на просторах Интернета.
И. Петровская
―
На других платформах.
К. Ларина
―
Итак, что мы имеем. Случай Брилева. Брилев и Познер. Это околотелевизионное событие, но мы обязаны про это сказать. Дудь и Михалков. Дудь, фильм про Табакова. «Настоящее время» - Ходорковский у Тимура Олевского. «Еще не Познер» - в этой передаче гостил Анатолий Чубайс. Шемякин Михаил на «Дожде» в «Hard Day’s Night». Мединский - совсем свеженькое – у Синдеевой и Желнова. Павловский - у Жанны Немцовой на «Deutsche Welle». Вот такие заметочки. Успеем все - хорошо, не успеем что-то – ну что делать. Читайте, что называется, «Новую газету», например, там Ира пишет то, что мы не успеваем здесь обсудить. И у меня тоже появился свой шанс договорить, досказать у Евгении Альбац на сайте журнала «The New Times». Там тоже публикую иногда колонки. Собственно говоря, можно начинать, дорогая Ирина Евгеньевна.
И. Петровская
―
Да, пожалуйста, дорогая Ксения Андреевна.
К. Ларина
―
Про Брилева и Познера. Какой-то комический уже эффект. По-моему.
И. Петровская
―
Я думаю, что основную канву, основной сюжет обсуждали наверняка на нашем радио в течение всей недели.
К. Ларина
―
Да уж конечно.
И. Петровская
―
Потому что это, конечно, основной структурообразующий сюжет. В фейсбуке. Вокруг него возникло еще параллельно некоторое количество дискуссий, это я мягко называю, чтобы не употреблять более грубые слова, которые в обиходе в сети.
К. Ларина
―
Маша Слоним изобрела термин на латинице – «срадж». Так называется.
И. Петровская
―
Ну да. Если на латинице, то ладно. Я читать буду, а произносить все-таки воздержусь.
И.Петровская: Навальный как ведущий своих обращений, конечно, набирает силу и делает это совершенно блистательно
К. Ларина
―
Итак.
И. Петровская
―
Ну что, ну конечно, история, которую начал Алексей Навальный в своем очередном выпуске. Кстати, Алексей как ведущий своих обращений, он, конечно, набирает силу и делает это совершенно блистательно. Обнаружилось, что у Сергея Брилева имеется кроме российского, британское гражданство. Недвижимость чуть ли ни под миллион долларов в городе Лондоне. Ну и, собственно, смысл мне кажется этого рассказа и расследования Навального не в том, что он осуждает в принципе наличие двойного гражданства у людей.
К. Ларина
―
А наличие двойных стандартов.
И. Петровская
―
А наличие двойных стандартов. У людей, которые работают как бы на два лагеря. С одной стороны они уезжают в Лондон, растят детей, приобретают недвижимость. И, видимо, неплохо себя чувствуют. Потом они приезжают сюда на работу, рассказывают нам, как ужасно загнивает Европа и вообще что там происходит страшное везде. Надо отметить справедливости ради, что в отличие от своих коллег по государственному каналу «Россия», даже не будем лишний раз упоминать, конечно, Сергей Брилев это такой вариант пропагандист-лайт, безусловно.
К. Ларина
―
Для интеллигенции.
И. Петровская
―
Он интеллигентен, он даже я бы сказала, сладок временами. Он не позволяет себе никаких грубостей, откровенных передергиваний. В общем, всего того, что позволяют себе откровенные и совершенно утратившие все берега пропагандисты официальные того канала, на котором он работает не только как ведущий программы «Вести в субботу» одной из итоговых, но и как выяснилось еще, он является зам. главного редактора ВГТРК.
К. Ларина
―
И еще член общественного совета при Минобороны.
И. Петровская
―
Уже вышел. Но был. А по закону, оказывается, нельзя входить ни в один из таких общественных советов, тем более министерства обороны и в Общественную палату тоже людям, имеющим двойное гражданство. Ну и, собственно говоря, после этого начались бурные обсуждения в сети, в фейсбуке. И главной темой было лицемерие, которое за всем этим стоит. И Сергей Брилев вынужден был спустя несколько дней не то чтобы оправдаться, но сказать, что ничего особенного в этом нет.
К. Ларина
―
А сначала, помнишь, жена его кричала, что это все вранье, ложь, враги придумали. Теперь везде удалили ее признания, что это ложь.
И. Петровская
―
По всей видимости, была некоторая легкая паника в семье. Потому что не знали, что в этой ситуации лучше делать. Отмолчаться или все-таки как-то объясниться с взволнованной общественностью. И вначале жена Сергея Брилева сообщила, что никакой недвижимости нет и ничего там нет. А потом все-таки сам Сергей нашел в себе мужество объяснить, что ничего такого особенного ничего он ни от кого не скрывал. Его работодателю это известно. Он не государственный служащий. Это особенно…
К. Ларина
―
Дискуссию пропустим. Потому что два героя образовались…
И. Петровская
―
Там еще было прекрасное, когда Дмитрий Песков, конечно, вступился…
К. Ларина
―
Сказал, что ничего страшного.
И.Петровская: Мы, к сожалению, благодаря гостелевидению живем в ситуации, когда нам внушают, что нас окружают враги
И. Петровская
―
Не то что ничего. Он абсолютный патриот. Вот эта фраза меня тоже очень порадовала. А потом произошло следующее. Евгения Альбац задала вопрос Владимиру Познеру, находясь, как я поняла, потому что я видела кусочек этого видео на встрече с Владимиром Познером в его ресторане «Жеральдин». И там она задала вопрос примерно, как он относится к наличию двойного гражданства у, в общем, по сути одного из главных ключевых персонажей информационно-политического вещания канала «Россия». И Владимир Владимирович неожиданно ответил, что он бы порекомендовал своему младшему коллегу сдать, отказаться от британского гражданства, потому как он является действительно одним из руководителей госканала в отличие от самого Владимира Владимировича. У которого при этом два еще кроме российского гражданства. Одно – по рождению, другое – по годам, проведенным в Америке. Первое французское. И поэтому у него ни малейших оснований отказываться от своих гражданств. А Сергей Брилев лучше бы отказался. Следующий этап – Сергей Брилев отвечает своему старшему коллеге Владимиру Владимировичу Познеру. И удивляется, почему он должен отказаться от своего гражданства. В то время как другие от этих гражданств не отказываются. Действительно история приобрела абсолютно комический уже оттенок. Я уже не говорю о том, что называется лучшие люди города передрались в своих дискуссиях. Кто встает на защиту Брилева, кто наоборот упрекает его и всячески зубоскалит или наоборот злобствует. И что. И ничего, я слушаю сегодня анонс: Сергей Брилев…
К. Ларина
―
Интересно, он будет говорить об этом.
И. Петровская
―
Ну конечно нет.
К. Ларина
―
Когда были аналогичные случаи, когда хватали за одно место то одного, то другого, как допустим, озеро Комо у Соловьева, когда была большая по этому поводу дискуссия, тоже Алексей Навальный был родоначальником. Потом была история с Дмитрием Киселевым и его коктебельским поместьем. Они касались этих тем в своих передачах? – мой вопрос к тебе. Или нет.
И. Петровская
―
Соловьев не помню уже, только в своей программе или...
К. Ларина
―
На радио.
И. Петровская
―
Нет, он, по-моему, был в «Судьбе человека у Корчевникова. И там ответил, что…
К. Ларина
―
Рыдая, ответил.
И. Петровская
―
Что он много и тяжело работал и работает. И не только в журналистике. Что он когда-то был в бизнесе. Поэтому он не скрывает, что человек он более чем обеспеченный и поэтому может себе позволить большой дом на озере Комо, там смешно объяснил, что у него семья большая, поэтому и дом большой. И, собственно, и все.
К. Ларина
―
А Дмитрий Киселев ничего про поместье не говорил?
И. Петровская
―
Говорил, мы просто тогда это не успели обсудить. Буквально недавно, может быть, месяц-два назад был скандал, когда по-моему керченская или из Феодосии газета местная дала слово одному из тех, кто имел отношение к строительству его дома.
К. Ларина
―
Там чуть ли ни главного редактора…
И. Петровская
―
Причем он выступил, не называя по имени владельца дома, а говорил только о том, что он построен, насколько я помню, с некоторыми нарушениями, и в общем, есть опасность его сползания. Он стоит наверху, а внизу тоже есть дома и как он считает, что не исключено, что такое может произойти. После чего была целая история, притом, что он сам до этого показывал свой дом в каком-то из сюжетов, рассказывал, какой у него дом. Построенный в виде корабля, я уж не помню. И тем не менее, он возмутился и потребовал, чтобы весь тираж этой газеты изъяли. Главного редактора уволили. Дальше я не следила. И тираж, по-моему, изъяли. Не знаю, уволили ли главного редактора. Но, короче говоря, ничего такого страшного этот человек не обнародовал.
К. Ларина
―
Ну вот, резюмируя. И, отвечая на общий вопрос: а в чем здесь преступление. Если мы опять возвращаемся к тому же Брилеву или вообще к брилеву с маленькой буквы. Потому что у каждого из них все равно, что-то, да есть. Озерцо, домик, гражданство, вид на жительство. Все, что угодно. Бизнес в Сочи какой-нибудь. Соломка-то подстилается. Вот что здесь, отвечая на вопрос возмущенной общественности, которая встала грудью на защиту своих кумиров, а что, собственно говоря, такого, в чем здесь преступление. Ты можешь еще раз объяснить, если, условно говоря, преступление…
И. Петровская
―
Я могу только со своей точки зрения сказать. Потому что да, безусловно, если бы мы жили в нормальной свободной открытой миру стране, то ничего бы и никто бы вообще внимания на это не обратил. И наоборот даже порадовался бы за коллегу, который мог себе позволить второе гражданство и домик или квартиру в одной из лучших столиц мира. Но мы, к сожалению, благодаря тому же телевидению, в первую очередь, государственному живем в ситуации, когда изо дня в день нам внушают, что нас окружают враги, мы в этом кольце. Чтобы тебя не убили, сын, не езди в Америку. Как там в свое время был стих у Вознесенского. Что Европа мало того, что загнивает, она носительница самых страшных пороков. Которые только вообще есть. Кстати, предвосхищая интервью с Никитой Михалковым. Он там это тоже снова и снова проговаривает. Что все беды, которые обрушиваются последнее время на Европу, на Америку, пожар в Калифорнии, то, се, пятое, десятое. Это кара божья господня. За грехи тяжкие. И если бы не Дудь, который бы ему напомнил, что и у нас тоже в стране это происходит, он бы не вернулся к теме, что это кара всему человечеству. Тогда он вынужден был несколько обобщить эту свою мысль. Я еще раз повторяю, Брилев это делает намного мягче, чем это делают все остальные. Те же самые. У кого есть недвижимость в других странах. Но при этом все равно в этом есть огромное лицемерие. Что вы здесь нам это внушаете, а потом отвнушав и, получив за это, видимо, не очень слабую зарплату, которая позволяет в дальнейшем приобретать, прямо скажем, недешевую недвижимость, большинство людей, включая нас с тобой, за всю жизнь, такую сумму представить себе не могут. И явно, что люди все-таки не голодали весь этот большой период, а все-таки как-то жили более-менее нормально. Так вот, в этом не преступление, в этом какая-то метафора нынешнего сегодняшнего лицемерия. Мы задаем все время вопрос, они искренне верят в это, что они несут, когда они несут все страны мира, Америку, Европу. Украина - отдельная тема. И мы прекрасно понимаем теперь особенно на этом примере – ну, конечно же нет. Конечно, они в это не верят. Это способ заработать себе на домик там, сям. И чем более ты будешь это делать азартно, тем больше у тебя будет возможностей и большего размера домик ты приобретешь. Отдельная тема, что это все-таки бюджетная компания, которая существует на государственные деньги. На самом деле на наши – налогоплательщиков. Но это давно никто уже не вспоминает. И там существуют, наверное, какие-то жесткие тарифные сетки. И возникает вопрос также, хотя это неприлично, я понимаю, вопрос неприличный о заработках главных пропагандистов. Но он приличен именно по отношению к государственной структуре. НТВ – пожалуйста, коммерческая. Первый канал – фифти-фифти. А здесь напрямую из государственного бюджета этот канал, получающий огромные деньги. Там еще, конечно, рекламные деньги. Но все равно это все явно не очень прозрачно. И иногда до нас доходят слухи о том, сколько в реальности получают пропагандисты. Но наше сознание отказывается верить, что суммы столь прекрасны.
И.Петровская: Сам Никита Сергеевич стал заложником, он поставил условие – писать как есть, без монтажа показать
К. Ларина
―
Пока Ира говорила, пришли наши победители те, кто пойдут на заявленные культурные мероприятия.ОГЛАШЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
К. Ларина
―
Ну что, продолжаем разговор. Михалкова уже Ира коснулась. Я думаю, что стоит присесть, посидеть немножко на этой теме. Потому что это, конечно, событие. Событие как программное такое, художественное. Потому что здесь интересен был и сам герой, казалось бы, что там интересного он может сказать. Что может сказать интересного Никита Михалков, который себя давным-давно абсолютно расчехлил, разоблачил и только повторяет и повторяет как заезженная пластинка везде одно и то же на всех своих «Бесогонах». Как он сказал Дудю: «А возьмите мои «Бесогоны»». Юрий Дудь, конечно, блестяще подготовился. Мне очень понравилось, как он себя вел. Тут он хорош был и в своих реакциях. И в своих заготовках. И главное – в своем абсолютном олимпийском спокойствии. Не сбился ни разу.
И. Петровская
―
И абсолютной свободы от чар. Которыми Никита Сергеевич обычно обволакивает разного возраста, разного опыта своих интервьюеров, практически не давая им или лишая их возможности с каким-то возражением выступить. На самом деле я даже дважды посмотрела это интервью. Потому что его можно показывать студентам, как можно без всякого хамства, без наезда грубого, тем более без лести заставить человека что-то о себе может быть понять. Или вернуться к тем эпизодам, о которых наверное, он бы хотел забыть. Причем, он же не начинает впрямую: а вот ты такой-сякой, пользуешься мигалками. Нет, он начинает как бы издалека заезжать. «Вы говорили у Владимира Владимировича Познера. – говорит он, - что вас многие не любят. Почему?» И Михалков начинает повторять то же самое. Что ему важно не то, что его не любят, а то, что его любят свои. А то, что его не любят те, кто его не знают, да и бог бы с ним. И дальше он начинает ему опять же не грубо, предъявлять некие эпизоды, как будто бы между собой не связанные. И с этой темой не связанные. Вот этот удар ногой по лицу молодого нацбола.
К. Ларина
―
Не по лицу.
И. Петровская
―
Ну в лоб.
К. Ларина
―
Нет, извините меня. А ногой по одному месту.
И. Петровская
―
Нет, он ему в лицо ударяет. Там видно. Там видно - еще хуже, он ему бьет ровно в лицо. Именно ногой. И когда вдруг на это Никита Сергеевич говорит, да как вы могли человека, которого держали двое охранников, ударить вот так ногой. На что…
К. Ларина
―
Ногой и по лицу.
И. Петровская
―
А я и говорю, ногой. Да, со всего размаха. И Никита Сергеевич говорит: «Да я уже не помню, неважно, держали его или не держали». Он ему предъявляет эту запись. И тот не знает уже как вывернуться. И говорит, что он также поступил бы при всем том, потому что его тогда обуяла ярость. От этого он переходит к разговору о мигалках. И пересечении двойной сплошной. Что звучит в нынешних условиях уже не только как прямое обвинение, но и метафорическое. Тот объясняет, причем, думая, что его Дудь понимает, что если у тебя есть право на мигалку, если у тебя есть право на непроверяемую машину – ну, конечно же, ты повернешь там, где никому нельзя поворачивать. И, обращаясь к Дудю, говорит: «А ты бы так не поступил?» Тоже, между прочим, хорошая как всегда деталь: ты, Юра, родной, хороший и так далее.
К. Ларина
―
В этом смысле не страшно. Для него он мальчишка.
И. Петровская
―
Это да. И Дудь абсолютно искренне говорит: «Нет, не поступил». Потому что, там важный выход: «Я бы поступал по закону». «А если у тебя право такое». «Да я бы не стал его брать», - говорит Дудь.
К. Ларина
―
Вот про то и речь.
И. Петровская
―
И потом переходит к этим самым «Бесогонам».
К. Ларина
―
Это очень важный момент. Показательный. Потому что в этом смысле Михалков – представитель этих людей всех, вот они живут по понятиям. Они так привыкли. Им даже в голову не придет, что человек может сознательно отказаться от таких предлагаемых обстоятельств. У нас новости.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Какая стала удобная жизнь - все под рукой. Тебя спрашивают о чем-то, а ты тут же покопался и нашел. Что, оказывается, вот чего есть. Смотри, нам человек тут написал в чате, что обратите внимание на новый проект интервью «Книжный чел». Спасибо. Дмитрий Башков нам написал. Я погуглила. Нашла. Действительно канал в Ютубе называется «Книжный чел». Я, правда, не могла понять, кто им заведует, кто там ведущий. Но люди там хорошие. Он совсем недавно существует. Зарегистрирован в октябре этого года. То есть мы обращаем на это внимание, ставим заметочку. Я уже подписалась на этот канал, обязательно посмотрим. Тут нам рекомендуют последний выпуск - Дмитрий Глуховский и Галина Юзефович. Беседуют о книгах. Там интересно, там каждый выпуск они дают рекомендации, то есть книги недели, которые рекомендуют гости и ведущие. В общем, хороший проект. Надеемся, что будем за ним следить и наблюдать. Итак, мы возвращаемся к Михалкову и Дудю. Просто одну вещь скажу очень важную. А то на Дудя опять как всегда кучу валят. Кто такой, и особенно очень много наших коллег ревностно к нему относятся. Во-первых, братья, давайте вспомним, что он профессиональный журналист. Мало этого, он начал журналистскую свою деятельность еще будучи совсем подростком. А потом окончил факультет журналистики МГУ. И продолжил свою творческую деятельность. Поэтому человек опытный и профессиональный.
И. Петровская
―
И на Матч-ТВ работал.
К. Ларина
―
Так он был главный редактор Спорт.ру…
И. Петровская
―
Нет, я имею в виду телевидение большое.
К. Ларина
―
Он профессиональный журналист. Поэтому никакие рассказы о том, что откуда, кто такой и звать никак, это все не про него. Именно поэтому я возвращаюсь к Ириной реплике, что нужно показывать студентам. Именно потому, что это профессиональная работа. Не случайная, не просто так нашло на него вдохновение и он сегодня провел так замечательно передачу. Он просто талантливый человек. Профессиональный.
И. Петровская
―
Мало того, он готовится, я еще раз говорю, что у него не было ни одного случайного вопроса. Там, конечно, парочка мест были, которые, может быть, и можно было бы избежать, не буду сейчас говорить, о чем.
К. Ларина
―
Да бог с ними.
И. Петровская
―
Да, но в целом…
К. Ларина
―
Почти два часа.
И. Петровская
―
Да, сам Никита Сергеевич стал заложником, потому что это он поставил условие – писать как есть, без всякого монтажа показать. Хотите – называется – получите. И получил. Наверное, в монтаже можно было бы что-то убрать, но насколько я понимаю, Юрий Дудь на сверку своим героям интервью не дает. Пришел – пришел. И дальше уже неси ответственность за свои слова. Все, что сказал и тем более в этом случае попало в эфир. Так возвращаясь к недоговоренной мною фразе до перерыва на новости, как он выходит на этого самого «Бесогона». Пишется все в кабинете, где пишется «Бесогон». Где есть красный угол с огромным количеством образов, с призами, с телефонами правительственной связи. То есть этот весь антураж.
К. Ларина
―
Как всегда.
И. Петровская
―
Который представляется Никите Сергеевичу важнейшим достижением и завоеванием собственной жизни.
К. Ларина
―
Красные подушки, на которых все это понесут.
И.Петровская: Дудь выступает своего рода посредником и проводником между, что называется, молодым поколением и старым
И. Петровская
―
Абсолютно. Прости, Господи. И Дудь выходит именно на это, когда он выслушивает и даже сам Михалков удивляется, почему его молодой коллега не понимает, что у него есть такое право. И на мигалки, и на нарушение лично его законов. И вот тогда он выходит на «Бесогон» и показывает на это место в красном углу и говорит, что ну ведь вы же именно пишите «Бесогоны», где вы призываете всех жить по закону, соблюдая нравственные разные, не только закон как таковой, но и нравственный закон. А как же вы это все себе позволяете. И дальше было множество, прекрасный разговор, очень показательный о его поддержке разных президентов и разной власти. И с выходом тоже на разные видеоматериалы. В общем, и плюс еще, конечно, я об этом как раз написала в «Новой газете», потому что меня это не оставляло все это время. Вот ровно так будут выглядеть разговоры детей со своими отцами и дедами, когда вообще они доживут точно, все-таки изменится атмосфера, время. И вот тогда они придут к этим людям, которые считают, что они прожили великую жизнь. И заслугами считают то, что для нынешнего поколения является абсолютным пшиком и пустым звуком. И вот тогда они начнут такие вопросы задавать. И припирать к стенке может быть менее изящно, чем это сделал Дудь. И эти отцы и деды будут так же вертеться как ужи на сковородке, и это абсолютно точно, это вот эта модель нашего будущего и модель того, как начнут объяснять сильно постаревшие Соловьев, Киселев возможно и все остальные…
К. Ларина
―
Я думаю, их всех здесь не будет. Они все уедут.
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Потрясывая своими паспортами свежими.
И. Петровская
―
А не факт. Некоторым вообще некуда ехать пока. Некоторые под санкциями.
К. Ларина
―
Многие под санкциями. Но их не лишали недвижимости пока еще.
И. Петровская
―
Недвижимости нет, конечно.
К. Ларина
―
Мы еще про Клейменова не знаем много. Ты про кого бы хотела узнать. Хочу про Клейменова. Почему-то я знаю, что у Мамонтова ничего нет. Он за идею.
И. Петровская
―
Ну да.
К. Ларина
―
Вынимая капусту из бороды.
И. Петровская
―
Ладно, слушай. По внешности вообще нельзя проходиться.
К. Ларина
―
Я даже не знаю, есть ли у него борода. Это образ.
И. Петровская
―
У него нет бороды. У него грива есть такая. В общем, еще раз я хочу вернуться к этому. И сказать, что конечно, Юрий Дудь…
К. Ларина
―
Будет вдудь.
И. Петровская
―
Да, еще важный момент. Никита Сергеевич страшно хотел ему понравиться.
К. Ларина
―
Он всегда так.
И. Петровская
―
И он пришел к нему, потому что это не только модно сегодня стало, в том числе и для что называется представителей старой школы. Но и еще потому что в этом есть некое свидетельство того, что ты вроде как на плаву, ты интересен. И еще я хорошую у кого-то прочитала мысль, что Дудь выступает своего рода посредником и проводником между, что называется, молодым поколением и старым. Старшим. Потому что он предъявляет старшим неких нынешних кумиров молодых и в то же время молодым – вот этих героев вчерашних дней.
К. Ларина
―
Старых пердунов.
И. Петровская
―
Нет, ну я так не буду говорить. По крайней мере, тех людей, которые точно не входят в обойму героев нынешних молодых людей.
К. Ларина
―
Обрати внимание, что сам Никита, он повесил уже у себя на всех своих платформах. И как-то очень гордится. Посмотрите, типа, какой я крутой. Я и с молодежью общаюсь. То есть я думаю, что это тоже форма защиты, безусловно. Потому что аналогичный случай произошел с Сергеем Доренко, которого Дудь просто размазал по стене. Но тот из этого тоже сделал свою собственную рекламу героическому себе и везде вешал ссылки на это интервью, показывая типа, как тут я с Дудем. Но это тоже форма защиты. Дудь, конечно, иногда мне хочется даже, чтобы он рассказал секрет своего олимпийского спокойствия.
И. Петровская
―
Но там есть в конце отчасти этот секрет и объяснение, когда он спрашивает Никиту Сергеевича: «Вы свободный человек?» И тот долго думает. И, явно пытаясь угадать, в какую все-таки сторону ему пойти. Вдруг говорит: «Нет». И тут же говорит: «А ты свободный?» И Дудь говорит: «Да. Абсолютно. Я свободный».
К. Ларина
―
Опять же возвращаемся мы к роли ведущего в таких сюжетах. А то подумают, что старые кошелки совсем уже влюбились в Дудя. Не могут прожить и секунды без него. Ну а что делать, ведь талант он такой. Ну как, хочется ему сказать: супер, молодец. Но действительно по поводу отношения к себе. То, чего в нем нет. В нем нет самолюбования…
И. Петровская
―
Пока нет, слава богу.
К. Ларина
―
Ну так, слава богу, он сколько всего нафигачил и сколько внимания к его персоне. Он же суперпопулярный сейчас у нас в стране ведущий. И сколько ревности к нему от всех видов и мастей телевизионных его коллег из больших телевизоров. Я думаю, что он этому не подвержен.
И. Петровская
―
Ну, дай Бог.
К. Ларина
―
Тем более он все-таки взрослый. Это мы говорим «мальчик, мальчик», все-таки уже тридцатник позади.
И. Петровская
―
По сравнению с Никитой Сергеевичем. И выглядит мальчиком.
К. Ларина
―
И уже семья у него, нормальный взрослый сложившийся человек. Но вот повторяю, нет самолюбования. Есть самоирония, чувство юмора. И что удивительно – то, что он не хамит собеседнику, которому хочется просто по голове дать.
И. Петровская
―
Иногда.
К. Ларина
―
Но он как-то себя, идет, что называется другим путем. И выигрывает всегда. Просто молодчина. Я бы хотела, чтобы мы успели сказать еще про кого-нибудь. Давай пойдем до конца. Допустим, вчерашний сюжет, интервью Мединского на «Дожде». «Человек под дождем» - был такой первый опыт парного ведения интервью, которое вели Наталья Синдеева и Антон Желнов. Наташа была таким добрым следователем. А Желнов был жестким следователем. Так они роли распределили. Судя по всему. Владимир Ростиславович Мединский – фигура с одной стороны сложная для интервью, с другой стороны очень простая. Схватить его за, поймать его на лицемерии, на подтасовке, на откровенной лжи и вранье мне кажется ничего не стоит. Опять же, если хорошо подготовиться. И здесь, конечно, в этом интервью тоже поразительное саморазоблачение. Именно. Необъятная любовь к себе и бескрайнее презрение к окружающим, к подданным. Вообще к людям, которые чего-то тут мельтешат, чего-то там спрашивают. Которое вот на этом лице читалось – оно, собственно говоря, все об этом человеке сказало. Правда же.
И. Петровская
―
Ну безусловно, и более того, он давно мне кажется, был вне такого публичного поля.
К. Ларина
―
Он бывает на всяких ток-шоу.
И.Петровская: Немцова пришла к Павловскому, который рефлексирует по поводу участия в предыдущих кампаниях Путина
И. Петровская
―
Очень редко. Последнее время крайне редко. Он общался с Наташей и Антоном как тоже со своими подчиненными. Особенно первую часть интервью, когда он всеми силами пытался дать понять, вот как мелки для него эти вопросы. И он даже не выкручивался. Просто теперь это его способ существования. Он как бы пытался от них: ну ладно, уж так и быть, он сделал огромное одолжение, что он вообще пришел. И там чего-то такое говорит. И первые несколько 15 минут интервью мне казалось, что как раз они с ним очень так чересчур почтительно. Но потом они начали выводить на темы, которые ему явно очень не хотелось обсуждать.
К. Ларина
―
И еще они старались из него выудить какую-то конкретику. Потому что он бросается такими общими словами. И все время повторял фразу, которая мем просто абсолютный, типовая фраза чиновника – «вы сбиваете меня с показателей». Так что они все время пытались сбить его с показателей. И это им удавалось.
И. Петровская
―
И плюс он действительно ничего практически не называл, они там его спрашивали про конкретные вещи. Когда он говорит…
К. Ларина
―
Про победу кинематографа.
И. Петровская
―
Вот именно. И когда он говорит, что я не хочу никого называть, чтобы никого случайно не назвав, не обидеть.
К. Ларина
―
Победы-то такие.
И. Петровская
―
А победы называет: что-то в Каннах получили…
К. Ларина
―
Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова.
И. Петровская
―
Но, правда, неожиданно ему «Нелюбовь» Звягинцева понравилась, которую он смотрел в машине. Потому что у него нет другого времени. И после этого прибежал целовать детей своих. Ну, уже хорошо. Чего-то человеческое, значит, выуживается таким образом. Искусство пробуждает. Точно также, когда ему задают вопрос: когда вы были последний раз в театре. И он снова начинает: «Сейчас не могу сказать, опять кого-нибудь обижу».
К. Ларина
―
Мы-то знаем, что он был последний раз опять на каком-то юбилее во МХАТе имени Горького. Это его театр любимый.
И. Петровская
―
Нет, он сказал, что последний, где он был – это на юбилее школы-студии МХАТ.
К. Ларина
―
А по поводу кино тоже там так и не дожали ребята интервьюеры. Когда он говорил про фильм «Праздник», что гадость, мы не пропустим, мы искусствоведческих оценок давать не будем. Если есть нарушения закона – не дадим прокатное удостоверение. Нет нарушения – отдадим. Какие нарушения-то? Объясните нам, бедным, сирым и убогим. Что такое нарушение закона в художественном произведении. Вот объясни.
И. Петровская
―
Тем более, когда художественное произведение еще не представлено…
К. Ларина
―
Он ни разу конкретно не сказал ничего. Или спрашивают про пресловутый фильм «Смерть Сталина». Хорошо. Антон спросил. А где здесь, какие там нарушения закона, почему вы не дали прокатное удостоверение. «Там есть нарушения». «Какие?» «Ну, есть нарушения». «Какие?» «Эксперты увидели». Какие нарушения там могут быть, объясни мне. Что там, фальсифицируют историю. Оскорбляют чувства ветеранов НКВД.
И. Петровская
―
Оскорбляют.
К. Ларина
―
Это не нарушение закона. Нет такой категории – ветераны НКВД. Слава богу, пока еще. Надеемся, скоро появится.
И. Петровская
―
Появится, появится. Безусловно. Но тоже, в общем, показательное интервью.
К. Ларина
―
Переоделся, переобулся в воздухе по поводу рэпа. Помнишь?
И. Петровская
―
Это отдельная тема.
К. Ларина
―
Когда спросили: не следите вы про запреты концертов, Хаски, остальные люди. Он говорит: «Я не слежу за этим. Мне это неинтересно. У меня нет департамента по рэпу». И вообще это не входит в сферу моих интересов. У меня вот музеи, мне все о высоком. Когда ему напомнили или сказали о реакции больших людей, Нарышкина в частности, который предложил президентские гранты, просто устраивать конкурс грантов для рэперов и вообще, что это большая часть культуры, у него забегали глаза, и он просто в воздухе сделал такой пируэт и сказал, что да, да, это часть большой культуры. Мы должны к этому быть внимательны и мои дети слушают рэп. И вообще поэзия, Маяковский был первым рэпером.
И. Петровская
―
Особенно если учесть контекст, что на этой неделе был дикий скандал с рэпером Хаски, которого вообще задержали. И чудом он избежал не только административного ни за что наказания. Отмена по всей стране концертов. И, может быть, теперь действительно там тоже спохватятся, возьмут под козырек. И наоборот станут всеми силами рэперов к себе затаскивать.
К. Ларина
―
Короче рекомендуем с чистой совестью вам это интервью. Оно тоже большое. Оно было в прямом эфире. Но мы с Ирой его смотрели потом уже утром подробно чуть ли полтора часа. Это тоже абсолютно такой сеанс магии разоблачения и театральное дело, они не отпускали с этого пространства театрального дела. Он там вился ужом и сам себе противоречил. Выдумывал бог знает что.
И. Петровская
―
Может быть, я надеюсь, что они получат мягкий приговор. За что?
К. Ларина
―
Там хватали его за язык, никак, увертывался как уж.
И.Петровская: И иногда до нас доходят слухи о том, сколько в реальности получают пропагандисты…
И. Петровская
―
Я хочу еще успеть сказать, что также я очень рекомендую интервью на канале «Deutsche Welle», которое взяла Жанна Немцова у Глеба Павловского. Это очень интересно. Это совсем другой противоположный Никите Михалкову случай. Когда точно также «крошка сын к отцу пришел», то есть молодая Жанна Немцова пришла к Глебу Павловскому, который наоборот испытывает уже рефлексии очевидные по поводу своего участия в предыдущих кампаниях Путина. И в том, как он создавал, лепил этот образ президента, в которого, как он говорил «я влюбился политически»…
К. Ларина
―
Про это никогда с ним не разговаривали. Даже не помню. Может быть и было когда-то.
И. Петровская
―
По крайней мере, он проговаривает и проговаривает свои ошибки, и свои тогдашние заблуждения. Мне кажется это очень тоже важный такой прецедент.
К. Ларина
―
Мы, конечно, всего не успели обсудить. Но еще раз повторим, есть возможность продолжить это на разных платформах. И, может, мы к каким-то вещам еще вернемся. Обязательно. Потому что у нас сейчас, видимо, начнется уже финальная часть. У нас такие, как всегда, это нормально, люди исчезают из нашей жизни, мы прощаемся с близкими людьми. И ужасно всегда страдаем от этой несправедливости, когда человек уходит в самом расцвете сил. Сегодня 1 декабря исполнилось бы 65 лет замечательной журналистке Зое Ерошок. Которая ушла из жизни буквально неделю назад.
И. Петровская
―
Полторы недели.
К. Ларина
―
Это огромная потеря и человеческая, и профессиональная. И ужасно несправедливая. Потому что я встречалась с ней много, все-таки мы в одном пространстве варимся. И всегда поражалась ее невероятно светлому образу. Жизнелюбивому. Улыбчивому. Хотя при этом она была человеком таким очень дотошным. Жестким. Блестящим журналистом. Я думаю, что ее тексты еще выйдут отдельной книгой. Наверняка Дмитрий Муратов это сделает.
И. Петровская
―
Наверняка и я всем советую найти номер газеты за прошлую пятницу, который был посвящен этому ужасному событию, ужасному для редакции. Ужасному для друзей. Ужасному для читателей. Потому что, правда, материалы Зои это всегда были совершенно жемчужины такие. И там как раз опубликованы ее материалы и вообще в архиве «Новой газеты» тоже можно найти. Я с Зоей была в очень хороших, естественно, отношениях. Мы неоднократно ездили на разные фестивали. Я не помню ее вообще не улыбающейся. Причем улыбающейся как-то особенно. Она была искренним невероятно человеком и была той самой духовной скрепой редакции, как Юрий Рост назвал в некрологе, который тоже опубликован в газете, ее первой леди газеты. Хранительницей можно сказать, извините за банальность, но это так – очага. Она была одной из основательниц газеты. И вот не дожила до своей еще небольшой цифры - 65 всего полторы недели. И светлейшая ей память, потому что она, правда, была светлейшим человеком. И оставила свой след в сердцах и душах всех, кто имел счастье с ней общаться и соприкасаться.
К. Ларина
―
А вчера 30-го ноября – день памяти Эльдара Александровича Рязанова. Которого мы потеряли два, три года назад уже. В 13-м году. Три года назад. Тоже всегда вспоминаешь об этом человеке, он был очень близким многим здесь на «Эхе» и часто встречались с ним и по разным совершенно поводам. Так любил читать свои стихи и всегда нервничал, волновался. Какой он сделал замечательный клуб свой «Эльдар», который стал таким очагом свободы. На сегодняшний день таких заведений просто по пальцам перечесть. Мы хотим вспомнить Эльдара Александровича и поклониться его памяти. И знаем, что нас слушает Эмма Рязанова, которая в свою очередь хранит не только память о нем, но и старательно хранит дело, которому он служил. Я имею в виду, прежде всего, эту клубную атмосферу замечательную в клубе «Эльдар». Билеты тоже, кстати, часто мы разыгрываем на их вечера. И это и есть главная память о большом человеке, очень мудром, настоящем философе, смелом человеке. Светлая ему память. Ну вот, собственно, и всё. На этом мы и прощаемся.ПЕСНЯ