Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2018-11-03

03.11.2018
Человек из телевизора - 2018-11-03 Скачать

И. Петровская

Доброе утро! Добрый почти день! Здравствуйте! С вами «Человек из телевизора» как всегда по субботам. Ксения Ларина у нас в отдалении некотором. Ты нас видишь, слышишь?

К. Ларина

Да. Доброе утро! Все нормально. Доброе утро! Привет-привет!

И. Петровская

Доброе утро! Наоборот, значит, ты к нам приблизилась максимально. Здесь я, Ирина Петровская. И Александр Смирнов, звукорежиссер наш. Средства связи: +7 985 970 45 45 – СМС, Твиттер-аккаунт @vyzvon и Ютьюб, как меня прошлый раз все бесконечно поправляли, канал, где вы можете нас видеть и комментировать по ходу то, что вы слышите и то, что вы видите. И как всегда Ксения открыла у себя в Фейсбуке страничку, и даже там анонс нашей программы написала.

К. Ларина

Да. Я обычно вспоминаю все, что мы видели на прошедшей неделе, что стоит обсудить. Прошу прощения, конечно же, у наших слушателей, что мы не всегда успеваем обсудить все, что запланировали. Но это и невозможно. Я считаю, что пусть будет лучше больше, чем меньше. Итак, что у нас есть на этой неделе то, что мне показалось интересным; то, что во всяком случае я видела, и Ира тоже видела много из того, что я перечислила. Документальный фильм «Право на память» об Арсении Рогинском (фильм был показан на канале «ОТР», но он выложен в сети на сайте «Мемориала»; его можно посмотреть).

По событиям: акция «Возвращения имен» в телеизложении. Сериалы: «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова, «Обычная женщина» Бориса Хлебникова. «Дождь»: новая программа Миши Козырева «Би Коз». И продолжает радовать Ксения Собчак. На сей раз она представила программу дебатов Собчак с Потупчик, - это отдельная песня. «RTVI»: здесь моя любимая передача «На троих», за которой я слежу. Там появляются разные герои, с которыми беседуют Алексей Пивоваров и Тихон Дзядко. Я бы обратила ваше внимание на последние 2 передачи: это передача с Жорой Крыжовниковым как раз, режиссером фильма «Звоните ДиКаприо!», и с Сергеем Доренко.

Ну, и сеть, что в сети… Новый Ютюб-канал «Ещенепознер» Николая Солодникова. Вышло второе интервью: был Михаил Пиотровский, сейчас появился Александр Сокуров. Дальше – моноэфир Алексея Навального «Россия будущего» еженедельный полуторочасовой. И «Открытая библиотека»: «Диалоги»; то, что мне показалось интересным, я посмотрела: Сорокина и Шендерович, посвященные 25-летию «НТВ». Ну вот Ира там что-то добавит, наверное, из того, что она смотрела на федеральных каналах.

И. Петровская

Ну, на самом деле, действительно, хорошо бы успеть хоть что-нибудь из всего заявленного обсудить.

К. Ларина

Да.

И. Петровская

У меня есть, естественно, еще анонсы, потому что у нас еще много интересного впрямую (да, я сейчас не шучу) ожидает на этой неделе и на следующей. Давай уже по ходу, чтобы время нам не тянуть.

К. Ларина

Да. Давай попробуем начать все-таки с события, это событие, которое было 29-го числа, в понедельник. Это акция «Возвращение имен», про которую как всегда было много беспокойства, поскольку мы помним, что сначала московские власти согласовали, потом отозвали, потом под давлением общественности все-таки согласовали эту акцию. Поскольку я не в Москве, я смотрела ее целый день, в течение всего дня с 10 до 10 на канале «Дождь».

Они выложили в открытом доступе прямую трансляцию. Это, конечно, сильнейшее впечатление производит. Было много людей, много людей известных, узнаваемых, много молодых людей. Ну, я не знаю, Ира, вот где следила, по каким каналам? Мой вопрос к тебе как к зрителю телевизионному, что было в телевизоре? Вообще, про это говорили, на эту тему?

И. Петровская

На эту тему говорили, да. Не столько про акцию, сколько про сам по себе День памяти жертв политических репрессий, который, кстати, не 29-го, а 30-го.

К. Ларина

Нет, просто, я говорю, акция была 29-го.

И. Петровская

Да, я о том и говорю. Акция проходила 29-го. Естественно, ну, я не весь день смотрела, но, конечно, смотрела частично прямую трансляцию на «Дожде». На том же самом «ОТР», на «Общественном телевидении России» была программа их традиционная, в принципе (каждый день она идет), – «Прав? Да!». И там тоже обсуждали с участием представителей «Мемориала», Музея ГУЛАГа вот эту всю тему и в первую очередь, конечно, вот эту тему жертв политических репрессий.

Уже не говоря о фильме, действительно, который был в очень хорошее время показан об Арсении Рогинском, который является…являлся (к сожалению, год назад его не стало, в прошлом году) основателем и многолетним руководителем общества «Мемориал». На мой взгляд, это очень важное было событие, потому что представить, что и этот фильм, и эту тему будут обсуждать подробно в других эфирах федеральных каналов мне довольно сложно. Хотя у Соловьева одна из частей его «Вечера» была посвящена. Ну, как всегда, Сталин неоднозначный.

Ну, достаточно сказать, что там был из гостей Александр Проханов, который утверждал, что несмотря на то, что его семья и его предки, его родственники также были жертвами политических репрессий, но все равно Сталин велик, поскольку без него мы бы не выиграли войну. Но это очень все понятно и для них, по крайней мере, традиционно и обычно. Хотя там, естественно, звучали и некоторые другие точки зрения.

В частности, Андрей Максимов, телеведущий, говорил о том, что вообще бессмысленно обсуждать положительные стороны этого персонажа, когда были убиты миллионы или не знаю сколько, но огромное количество соотечественников просто так, которые убивались государством. Вот это из того, что я по этой трагической и печальной дате видела в федеральном эфире.

К. Ларина

Тут стоит, наверное, в скобочках сказать про фильм об Арсении Рогинском – «Право на память», это фильм Людмилы Гордон. И здесь, собственно, весь монолог Арсения Рогинского записан в 16-мгоду в его кабинете в «Мемориале». Монолог это перемежается кадрами хроники и фотографиями из семейного архива Арсения Рогинского. Вообще, конечно, это такой монолог – человеческая судьба на фоне огромной эпохи, на фоне истории страны.

И это попадает, на мой взгляд, в ряд фильмов Олега Дормана (в его стилистике такие монологи значимых людей). И мне кажется, это работа, которую стоит заметить, учитывая, опять же, что она шла не на федеральном канале, и вряд ли где-нибудь еще она будет повторяться. Просто отсылаем вам, дорогие друзья, к Ютюб-каналу любимому, и там вы без труда этот фильм обнаружите. Обязательно его посмотрите. И вот, кстати, Ира, тут одно на другое наехал. Вот интересный момент. В это же время, когда стояла очередь к Соловецкому камню, страна Советская, в смысле, Российская с размахом отмечала юбилей ВЛКСМ.

И. Петровская

Да, да, да. Это очень любопытно.

К. Ларина

Это событие ты заметила?

И. Петровская

Конечно. Конечно заметила, потому что его как раз очень активно обсуждали, показывали концерты, какие-то там номера. Кстати, тоже самое «Общественное телевидение России» тоже практически весь вечер посвятило вот этому столетию, юбилею ВЛКСМ. А потом был огромный такой концерт и откуда-то вот оттуда пахнуло совсем какой-то такой затхлостью и… Ну, не знаю. Я не уверена, что это достойно такого освещения.

К. Ларина

Там два концерта было, кстати, мощных: один в «Лужниках», а другой концерт был в Кремлевском дворце, по-моему, откуда, собственно, и была трансляция главная.

И. Петровская

Ну, наверное, потому что я не знала, что их два. И честно тебе не могу сказать. я подсматривала только и удивлялась, что мы это все прекрасно так отмечаем. Но на самом деле, я вот просто забегаю вперед, смотрела программу на следующую неделю и обнаружила на канале «Звезда» концерт к какой-то там дате Главного разведывательного управления. Поэтому у нас, собственно, все даты отмечают. И даже такие тоже. Надо, кстати, будет обязательно посмотреть, потому что просто любопытно, кто там будет выступать и славословить эту организацию.

К. Ларина

Вообще, это очень странно. Вот, Ир, для меня это, конечно, загадка, потому что они же с таким размахом, допустим, день рождения Коммунистической партии Российской Федерации не отмечают, потому что официально для нынешних властей КПРФ – это, типа, оппозиция и мы, типа, уже давным-давно отказались от коммунистического проекта, живем в демократическом государстве и строим другое будущее для России. Тогда я не понимаю, почему, каким образом столетие ВЛКСМ отмечается так, как будто бы это наше, это сегодняшнее и завтрашнее наше.

И говорит это Матвиенко, что это нравственный ориентир, светоч и маяк для сегодняшней молодежи, что мы должны быть благодарны этой эпохе и комсомолу. Вот это я не могу понять, как это совмещается в одной голове под названием «Единая Россия». Она как бы за коммунизм или против? Объясни мне, пожалуйста. Или это уже не имеет значения?

И. Петровская

Это уже абсолютно не имеет никакого значения. Я подумала, что есть ли какая-то конкретная дата образования Коммунистической партии. Вот какую мы можем взять за…?

К. Ларина

Ну как, есть какой-нибудь Первый съезд РСДРП.

И. Петровская

А, со съезда… Ну, не знаю.

К. Ларина

Первый съезд партии большевиков – ВКП(б). Они же отмечают все, что движется. У них все по 100 лет.

И. Петровская

Даже при советской власти, по-моему, вот такой даты не отмечали – образование Коммунистической партии, по-моему. Что-то я такого не помню.

К. Ларина

Сейчас наши слушатели напомнят. Напомните там, есть у нас день рождения ВКП(б)?

И. Петровская

Пионерии – был, комсомола – есть, да?

К. Ларина

Да.

И. Петровская

Я даже, кстати, опять же посмотрела этот анонс на «Звезде». Оказывается, Главному разведывательному управлению (ГРУ) тоже 100 лет. Можешь себе представить? Это концерт к 100-летию.

К. Ларина

Да.

И. Петровская

А что касается ВЛКСМ. Мне кажется, что это как раз объяснимо, потому что очень многие нынешние, действующие функционеры как в Парламенте, так и во всех абсолютно структурах, включая бизнес-структуры…

К. Ларина

Как и в оппозиции, кстати.

И. Петровская

И в оппозиции, да. Они, собственно говоря, вот оттуда. Это их гнездо. Вот они оттуда. Там они вылупились, встали на крыло и многие до сих пор хорошо себя чувствуют, и летят, и полет у них вполне себе высокий и успешный. Поэтому они тем самым отдают должное: вспоминают и свою молодость прекрасную комсомольскую, и те возможности, кстати, которые они получили благодаря этому комсомолу как вот такой стартовой площадке…

К. Ларина

Социальный лифт это называется по-нынешнему.

И. Петровская

Вот я только что хотела сказать. Да, и по-нынешнему говоря, социальный лифт. Поэтому вот это как раз совершенно не вызывает у меня никакого когнитивного диссонанса. Напротив, вполне себе, по-моему, логично и резонно. Они действительно… Просто у них лица становятся такие ласковые…

К. Ларина

Разглаживаются.

И. Петровская

Разглаживаются, да. И вспоминают, как это было. Хотя воспоминания других людей, которые более иронично к этой дате и к этой организации относятся, конечно, бывают очень смешными. Если ты читала, в Фейсбуке был целый флешмоб «я и комсомол».

К. Ларина

Да, да, да.

И. Петровская

И что именно многие люди вспоминают. И напоминает это больше вот этот перестроечный роман (или повесть) Полякова…

К. Ларина

«ЧП районного масштаба».

И. Петровская

Да, «ЧП районного масштаба», про комсомольцев и их досуг. И вот то, что сегодня они говорят восторженно о тех идеалах, которые тогда проповедовали, исповедовали комсомольцы; о том вкладе, которые они вносили в воспитание молодежи. И вот совместить хотя бы с этим произведением – получается особенно интересная картина.

К. Ларина

Вот возвращаясь к Сталину, хотела в этой связи вспомнить фильм, который мы с тобой не обсуждали, но я думаю, что вряд ли уже будем подробно обсуждать, просто к слову, к тому, каким изображается Сталин сегодня в художественных произведениях – это фильм «Светлана», который уже завершился на «Первом канале». Мы с тобой говорили про то, что там блестящие актерские работы. Так вот, мне как раз кажется, что Сергей Колтаков как автор и исполнитель этой роли Иосифа Виссарионовича Сталина, он как раз вложил туда вот всю свою, как мне кажется, ненависть к этому человеку, к этому историческому персонажу.

И, по-моему, сыграл это блистательно. Там у него не так много сцен, но вот все сцены и его диалоги с дочерью, его проявления эмоциональные, они, конечно, как мне кажется, демонстрируют такое монструозное начало этого человека. Поскольку там еще и грим такой сложный у Сергея… И все равно сквозь вот эти вот, казалось бы, человеческие проявления (когда он там пытается с дочкой разговаривать как отец, как «папка», как он говорит), вот эти глазки, они абсолютно глазки какого-то животного, причем такого, который готов броситься и вцепиться в тебя в любую секунду. И мне кажется, эта роль (если говорить про галерею сталинских образом в кино) одна из таких ярких останется. А тебе как показалось?

И. Петровская

Мне тоже кажется. Но дело в том, что Сергей Колтаков, вот, мне кажется, ему что дай ему сыграть, не знаю, программу передач и он все равно ее сыграет.

К. Ларина

Это понятно! Но он же ее сыграет не как программу передач, а он что-нибудь про нее скажет такое, что ты про нее никогда не знала.

И. Петровская

Я согласна абсолютно.

К. Ларина

Он играет тему, он играет характер. Они играет то, что было, и то, что будет потом. Он играет свою оценку этого человека вот в том, как он его изображает. Это, конечно, очень редкий дар. Не знаю, что там режиссер делал в этой связи. Я даже не знаю, не помню, кто там режиссер, но роль получилась сильнейшей.

И. Петровская

Во-первых. А во-вторых, вообще в этом сериале тоже не очень понятно, что делал режиссер. Ну, правда, ей богу. Хотя бы ради того, чтобы Сергей Колтаков там сыграл вот эту роль Сталина, уже это оправдывает во многом выход этого сериала. Вот тут у нас между прочим посыпались разные сообщения.

К. Ларина

По поводу ВКП(б)?

И. Петровская

Нет, по поводу комсомола, что и Ходорковский был комсомольским вожаком. А никто и не скрывает. Был, да. И он, кстати, сам тоже этого не скрывает. Нам говорят: «Уважаемые ведущие, а разве вы не были комсомольцами (комсомолками)?». Конечно были.

К. Ларина

Были.

И. Петровская

В то время не быть комсомольцем – это означало все равно что, извините меня, без штанов ходить.

К. Ларина

Нет, ну ты так не сравнивай.

И. Петровская

Нет, ну как?

К. Ларина

Нет, нет, нет. Минуточку, Ира, я с тобой поспорю.

И. Петровская

Подожди, если ты…

К. Ларина

Ты что, не знаешь людей, которые…

И. Петровская

Знаю.

К. Ларина

…Принципиально не вступали в комсомол?

И. Петровская

Их очень немного.

К. Ларина

Но они есть. И в моем окружении такие люди есть.

И. Петровская

Есть.

К. Ларина

Есть люди, которые вступали в комсомол в последнюю секунду, что называется, потому что необходимо было поступать в институт, в который не брали не комсомольцев. Это была как бы необходимость.

И. Петровская

О том и речь.

К. Ларина

Но я знаю людей, которые принципиально не вступали в комсомол, и ничего им за это не было. Я вот вступала. Потому что время… Согласись, что и вступление в пионеры, и вступление в комсомол – это было лишь показатель перехода из одной возрастной категории в другую.

И. Петровская

Совершенно верно.

К. Ларина

И ничего больше.

И. Петровская

Нет, не только. Подожди секунду. Вот я, например, допустим, поступала на журфак. Даже помыслить было невозможно, что ты не будешь комсомольцем. Другой вопрос, что потом… Я честно тебе скажу, искренне, мне нравилось быть ни в пионерской организации, ни в комсомольской, но тем не менее, эта система позволяла тебе не участвовать активно: быть активистом, членом комитета комсомола.

Туда шли какие-то особые люди с особыми наклонностями. Иногда – организаторскими, возможно. Иногда…вот как на журфаке я помню, например, комитет комсомола и туда шли такие люди с явно карьерными устремлениями. Опять же, чтобы использовать это как некий социальный лифт. Ну, бог с ним уже с комсомолом! Проехали. 100 лет отметили.

К. Ларина

У нас была очень смешная комсомольская ячейка в театре, которая сама собой рассосалась. У нас комсоргом театра был Суляк, его заместитель был Мишка Ширвиндт. У нас было веселое бюро комсомола, которое кончалось обычно понятно как.

И. Петровская

Ну да. Могу представить. А у меня вообще случилась отчасти трагическая, отчасти комическая история. Потому что когда я уже закончила журфак, в райкоме (или где там?) выдали учетную карточку, которую при приеме на работу надо было отдать уже в следующую комсомольскую ячейку. А я по пути из этого райкома эту карточку каким-то образом умудрилась потерять, поэтому никуда не вставала. И уже когда, извините, уходила в декрет через небольшое время, выяснилось, что я не комсомолка и меня стали уговаривать вступить заново, потому что как же они вот так прошляпили, что тут у них неохваченный вот этой общественной деятельностью человек.

Но дело в том, что в этом состоянии и положении как-то меня уже в комсомол совсем не хотелось, а дальше состояние положения не рассосалось, а вот это желание меня туда куда-то воткнуть у моих работодателей-комсомольцев рассосалось. Все, хватит нам…

К. Ларина

Воспоминания ужасные, на самом деле. Об этом обо все лучше не вспоминать. Ну их нафиг!

И. Петровская

Ну, тем не менее телевидение дало нам повод вспомнить эти прекрасные годы, когда, собственно, в общем, были молодые и все с радостью вспоминают молодость. И поэтому как раз именно комсомол очень кстати для вот такого рода путешествий в свое прекрасное прошлое. Так, дальше идем.

К. Ларина

Очень просят про кино поговорить.

И. Петровская

Да, давай.

К. Ларина

Давайте. Про какое кино? Давай мы начнем, потому что у нас потом будет перерыв. Но я думаю, что мы какое-то время посвятим все-таки действительно новых фильмам, потому что какое-то невероятное количество сейчас премьер сериалов. Я, честно говоря, иногда у меня прямо каша какая-то в голове, я еле-еле успеваю за каждой серией. Могу сказать сразу, от чего я отказалась.

Не знаю, как ты, Ира, я знаю, что я не буду смотреть. Вот о плохом сразу. Я не буду смотреть очередной сезон «Мажора». Я посмотрела первые две серии, меня это глубоко разочаровало, и я поняла, что мне это совершенно как-то неинтересно. Все это буксует на одном месте, никакого там развития нет, и никакого интереса ей богу нет. Не знаю, как у тебя. Ты посмотрела хоть одну?

И. Петровская

Посмотрела. И абсолютно то же самое ощущение. И в очередной раз я убедилась, что просто желание продлить жизнь некому успешному в прошлом проекту (сделать новый сезон), ничего толком не придумав, продумав, оно оборачивается вот этим – тем, что тормозит, все буксует.

К. Ларина

Рассыпается, да.

И. Петровская

Да, рассыпается. И исчезло вот то напряжение, которое там было. Поэтому я тоже «Мажора» отложила. И так достаточно. Я честно скажу, я разрываюсь, я ничего не успеваю.

К. Ларина

Вот давай тогда скажем несколько слов про «Домашний арест», который уже завершился. А тем более, что у него какое-то такое офлайн продолжение. Я имею в виду, какая-то странная история, когда чиновники из одного города решили, что это вообще про них снят фильм. Я сначала думала, что эта новость фейк. Или это на самом деле так было?

И. Петровская

Ну, я читала это как…не будем на всякий случай упоминать, в какой это области дело происходит, губернии и в городе.

К. Ларина

А мы и не говорим.

И. Петровская

Да. Но поскольку частично «Домашний арест» именно в этой области снимался, то местные чиновники усмотрели показавшиеся им странными совпадения, и даже якобы по наказу своего губернатора предприняли, провели определенное внутреннее расследование, чтобы понять, правда ли, что вот такого рода совпадения случайны. Значит, сейчас к нам уже пришли новости. Мы сейчас прервемся и потом продолжим.

К. Ларина

Давайте.

НОВОСТИ/РЕКЛАМА

И. Петровская

Еще раз добрый день! Мы продолжаем нашу программу «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская. Александр Смирнов за режиссерским пультом. И начали мы…ушли, вернее, на рекламу на попытке начала обсуждения…

К. Ларина

«Домашнего ареста», да.

И. Петровская

Да, «Домашнего ареста». Ты скажешь или вслед за мной?

К. Ларина

Давай, ты скажи, а я подхвачу.

И. Петровская

Опуская тему, как восприняли конкретные какие-то чиновники, получается, что «Домашний арест» выступил в роли некоего ревизора гоголевского, где вдруг они испугались и начали себя узнавать. На самом деле, по-моему, это очень серьезное, если можно сказать о картине, высказывание. Точнее, даже попытка написания очень объемной картины мерзости нынешней российской жизни. Это не просто сатира, это не просто, на мой взгляд, комедия. Это именно такая объемная картина. Картина в двух смыслах: и картина кино-, и картина жизни с совершенное фантастическими, на мой взгляд, потрясающими актерскими работами.

Редко мы так встречаем, когда совершенно точный и остроумный сценарий, режиссерская работа. То есть, вообще, мне кажется, это в определенном смысле некое такое новое слово в сериалах. И даже, я не знаю, уместно ли это называть в чистом виде сериалом, потому что это такое многосерийное кино с невероятными какими-то поворотами, ходам. И самое главное, что в этой картине жизни и самой картине, может быть, мне неправильно так кажется, нет положительных героев. Там все замешано на вот этом вранье, на многоступенчатой взаимной коррупции, обмане, ненависти частично.

Некоторые коллеги усмотрели там единственных положительных героев – это представители доблестных спецслужб. Но, по-моему, там этого нет и в помине, потому что они точно так же подлые, «интриганят» бесконечно (если есть такой глагол). Поэтому они совсем не выступают там в роли каких-то белых, пушистых и положительных. очень любопытная работа, которую, мне кажется, стоит еще пересмотреть именно под этим углом. Это не только сатира.

Это такой политический…не знаю, не памфлет, конечно, но во всех смыслах – и в художественном, и в политическом, и во всех остальных – по-моему, это очень важный какой-то этап в нынешнем нашем сериальном кино. И кстати, по-моему, опять же, это намечается какая-то даже, можно сказать, революция в этом. Как тебе кажется?

К. Ларина

Ир, я не могу разделить абсолютного восторга по поводу «Домашнего ареста». Мы с тобой пытались обсуждать это по мере поступления серий. И я тебе скажу так…

И. Петровская

Кстати, правильно было бы. Мы все время как-то не доходили до этого.

К. Ларина

Да, да, да. Мои личные ожидания, конечно, не были оправданы, скажу тебе так честно. Потому что во второй части где-то сериал, на мой взгляд, забуксовал. Там просто были определенные сценарные провалы: когда они шли по одному и тому же кругу, возвращаясь к точке определенной, начинали опять заново идти по тем же сюжетным ходам, которые уже проверяли, никак не могли выйти за пределы. И мне кажется, что к финалу это вообще все развалилось. И такой замах на настоящую политическую сатиру, такую острую, с таким гротесковым трагифарсом, поворотом, мне кажется, у них этого не получилось в финале, потому что кончилось пшиком.

И не было настоящего финала, о котором бы ты сказала: «Ах! Вот это вот супер!». Как мне кажется, его не получилось. Они его потеряли по дороге. Они его рассыпали. Как мне кажется, что-то там случилось именно на уровне сценарном, не режиссерском. Что-то там такое не прописали до конца. Может быть, это связано и с какими-то страхами цензурными, кто знает… Мы ж не знаем, как там это все творят. Мне показалось, что там какие-то вещи – вкусовые передержки, как мне кажется. Ну, не знаю. Вот сцена в психушке, где герой Александра Робака, его там закалывают лекарствами и он превращается, по сути, в овощ, она его спасает: приносит пакетик с кокаином или с каким-то там…

Мне кажется, что здесь, не знаю…вкусово это со мной не совпадает. Мне это не показалось ни смешным, ни острым. Здесь не было ничего такого, над чем можно посмеяться, скажу тебе честно. А что касается актерских работ, тут абсолютно я с тобой согласна. Это блестящие работы: и Робак, которого я упомянула, и Павел Деревянко…

И. Петровская

Замечательные, да.

К. Ларина

И Светлана Ходченкова, и прекрасная Анна Уколова.

И. Петровская

Марина Александрова неожиданная

К. Ларина

Марина Александрова неожиданная. Совершенно замечательный и Владимир Симонов, «вахтанговский» актер, который абсолютный такой вот трагифарсовый, замечательный; на грани фона работает, как Людмила Гурченко в фильме «Любовь и голуби». Ну и прекрасный здесь Гоша Куценко в роли кгбшного начальника из Москвы, который там все время по Скайпу с ними общается и суши есть. Какие-то вот сюжетные кусочки замечательные: и остроумные, и острые. Но, по большому счету, я бы все-таки попросила бы еще поработать, порепетировать.

И. Петровская

Не знаю.

К. Ларина

Чтобы все-таки выдержать это все на том уровне, с которого они начали. А начали они очень здорово.

И. Петровская

Да, замечательно начали. На мой взгляд… Честно тебе скажу, я тоже по части вкуса все время ждала, что будет какой-то уж такой перебор, что будет неловко. Вот у меня так не случилось в моем восприятии. Я как-то въехала в общую эту стилистику почти сразу, а дальше уже меня за собой «Домашний арест» вел.

К. Ларина

Давай дальше пойдем.

И. Петровская

Ну давай, да.

К. Ларина

Что касается уже «Звоните ДиКаприо!» и «Обычная женщина». Здесь вот что бы ты поставила в своем личном рейтинге на первое место?

И. Петровская

Я тебе могу сказать, что я на первое и на последнее в этом рейтинге поставлю «Обычную женщину» по одной простой причине – я еще не дошла до «Звоните ДиКаприо!». «Обычную женщину» также я смотрю с огромным интересом. Кстати, в прошлый раз ты говорила, «тебе там не понравится, потому что это черная комедия».

К. Ларина

Да, я тебя пугала.

И. Петровская

Она не такая однозначно черная комедия.

К. Ларина

Подожди.

И. Петровская

Там есть какое-то тоже смешение жанров. Ну, тоже я уже не говорю про то, как великолепно Анна Михалкова. И кстати, хочу сказать для дорогих наших слушателей, кто пропустил «Обычную женщину»: 5-го числа (а это день выходной, следующий после народного единства и единения) канал «ТВ3» покажет с 5 часов все с первой по уже шестую серию, то есть вначале будет 5, уже которые вышли в эфир на этой неделе, а потом еще следующая, шестая серия. Поэтому посмотрите. Не пропустите. Оно того стоит. Теперь ты говори.

К. Ларина

Ну конечно, вот этот сериал, если говорить о том, что вываливается за пределы мейнстрима, мне кажется, это как раз «Обычная женщина» - это абсолютно новое слово. Собственно говоря, в чем оно новое? Оно новое, скажем так, в художественном изложении; в том, как излагается эта история; в том, что она абсолютно документальная, она абсолютно здесь и сейчас. Это стилистика фильма «Измены». Помнишь? Это на каком канале было?

И. Петровская

«Измены» были на «Домашнем», по-моему. Если я ошибаюсь, нас сейчас быстренько поправят. Но, по-моему, на «Домашнем».

К. Ларина

Это очень интересная работа. Она, как мне кажется, не предназначена для постоянных потребителей сериального мыла. Это не просто так история для домохозяек.

И. Петровская

Абсолютно!

К. Ларина

Это именно настоящее кино. Причем, как я понимаю, здесь проработан целиком (вот это очень видно по тому, как работают артисты) каждый герой, линия каждого героя. Вот они добавляются с каждой серией: там появилась следовательница по имени Вера со своей трагической явно историей и с тем, что было до того, как он появилась в кадре (вот эта история с ее больной матерью). Вообще, вот этот весь мир опергруппы, мир ментов сегодняшних, мне кажется, он совсем непривычный для нашего сегодняшнего глаза, потому что нас приучили за годы совсем к другому образу ментов, которые мы видим на экранах в различных сериалах. А здесь это такие ребята с несчастными судьбами.

И вот то, что я уже сказала…попытаюсь просто еще раз заострить на этом внимание, Ир…это редкий случай, когда артист в роли входит в кадр, имея за собой какую-то историю, имея за собой судьбу. Это можно сказать про каждого. Это, конечно, заслуга режиссера прежде всего, как мне кажется. Неслучайно здесь все-таки большой режиссер – это Борис Хлебников. И Анна Михалкова, Евгений Гришковец, Татьяна Догилева…

И. Петровская

Да, потрясающе, конечно, да.

К. Ларина

Есть некое, как мне кажется, возрастное несоответствие.

И. Петровская

А неважно! Но тут его принимаешь.

К. Ларина

Таня Догилева все-таки в матери вряд ли годится Гришковцу, которому уже больше 50 лет.

И. Петровская

И тем не менее эту условность принимаешь легко.

К. Ларина

Я с тобой согласна, да. Принимается, да. Поэтому, конечно, эта работа важная. Ее надо смотреть. Это да. Ну и «Звоните ДиКаприо!». Тут я скажу, поскольку смотрю с большим интересом. Этот фильм меня ведет за собой. И я скажу, что Жора Крыжовников как раз был гостем программы «На троих» на «RTVI», и там много интересного рассказал про то, как эта работа возникла, как он в нее вошел. И как он вошел не только как режиссер, но и как соавтор сценария, что тоже важно. Здесь тоже, конечно, актерские работы блестящие, но это кино.

Это тоже важно, что мы потихонечку…мы являемся свидетелями как потихонечку большой кинематограф переходит в телевизионный экран, и от этого лучше всем, я считаю: и телеэкрану, и режиссерам, которые себя там чувствуют свободнее. Об этом Жора Крыжовников говорил в эфире на «RTVI», что он здесь себя чувствует абсолютно свободным, независимым, в отличие от большого метра, где масса всяких условностей, включая сбор денег для того, чтобы снять свободное кино. Здесь режиссеры себя чувствуют свободнее.

И мне кажется, что это большая перспективная история. Если, правда, им по рукам не надают. Пока же это все-таки не главные каналы. Это все-таки такие боковые, что называется. Это ж не федеральные каналы. Так что, это событие.

И. Петровская

Как мне рассказала одна моя коллега, которая работает на федеральном канале как раз, что с «Обычной женщиной» (с этим сценарием) ходили по…в первую очередь начинали с главных федеральных каналов, и там это сделать не решились.

К. Ларина

Конечно.

И. Петровская

Поэтому, видимо, да, вот эти так называемые ниши, которые заполняются. И тем самым, кстати сказать, и поднимают эти ниши. И совершенно другая на наших глазах какая-то конфигурация возникает: и вот эта эфирная, канальная. И, вообще, мы с тобой обсуждали несколько раз (даже можно сказать, много раз), что западная индустрия уже давно к этому пришла, что сериалы, многосерийное кино снимается как кино, а не по остаточному принципу, на коленке и делают это какие-то люди, которые плохо знакомы вообще с режиссерским мастерством, с режиссерским ремеслом; сценарии кое-какие, диалоги чудовищные и так далее.

Вот на наших глазах вырисовывается некая новая вот эта вот картина, что действительно настоящие режиссеры приходят в это многосерийное кино. Они, собственно, там и бывали, но эпизодически. Тот же Сергей Урсуляк, да? Кстати сказать, Сергей Урсуляк, его фильм «Ненастье» многосерийный начнется на следующей неделе на канале «Россия».

К. Ларина

Ух ты! Отлично.

И. Петровская

В свойственно каналу «Россия» странной программной истории, когда покажут все 11 серий за одну неделю (3 + 3 и еще 2, по-моему). Это я к слову. Значит, можно я только уточню? Мне поправляют (и спасибо вам большое), что «Измены» шли на «ТНТ».

К. Ларина

Вот, на «ТНТ» все-таки.

И. Петровская

Да. А на «Домашнем»…видимо, просто это у меня совместилось…был тоже такой довольно любопытный с Евгений Добровольской сериал «Двойная сплошная», если ты помнишь.

К. Ларина

Да, да, да.

И. Петровская

Это, по-моему, было на канале «Домашний», поэтому вот извините, что я немножечко ошиблась.

К. Ларина

Я думаю, что про «ДиКаприо» мы тоже подробнее поговорим уже когда сериал пройдет, потому что все-таки обидно это обсуждать по одной серии. Потому будет такое ощущение, что мы про это все время говорим. Ира, мы сегодня какие-то белые и пушистые: вообще никого не ругаем. Давай-ка быстро вспомни.

И. Петровская

Ну, мы уже по комсомолу оттоптались. Нас уже тут упрекают, что мы лицемерные, потому что мы поступали в институт и исключительно ради этого вступали в эту организацию. Да, представьте себе.

К. Ларина

Ничего подобного.

И. Петровская

Нет. И это лицемерие, безусловно, присутствовало по отношению конкретно к этой организации.

К. Ларина

Нет, мы вступали в комсомол не для того, чтобы в институт поступить, а потому что, типа, так надо было.

И. Петровская

Так надо было, совершенно верно.

К. Ларина

Никому даже в голову не приходило не вступать. Типа, а что…надо, надо.

И. Петровская

Ну 14 лет исполнялось – бегом, тут же тебя волокли. Спрашивали, сколько орденов у комсомола и все, этим исчерпывалась твоя необходимая политическая подготовка (наша, в смысле).

К. Ларина

Ирочка, про сеть мы успеем хоть несколько слов сказать?

И. Петровская

Про что?

К. Ларина

Про сетевые какие-то проекты; то, что было в сети.

И. Петровская

Начинай.

К. Ларина

Про передачу «Ещенепознер» Николая Солодникова мне бы хотелось хоть как-то сказать, хоть несколько слов. Вышло 2 интервью. Вот сейчас такой модный жанр и все как-то очень хотят быть Дудями. Все очень хотят показать, как надо. Это Коля Солодников, Николай Солодников – журналист не слишком такой популярный в широких народных массах, но хорошо знаком в журналистском кругу и один из основателей «Открытых диалогов» в Петербурге, которые регулярно проходят и в которых мы тоже с Ирой принимали участие.

Вот это его первый, по-моему, такой авторский, сольный проект, когда он решил аккумулировать весь свой опыт общения с людьми, с которыми он общается в рамках «Открытой библиотеки» в «Диалогах». И вот сделал серию интервью. Я посмотрела и Пиотровского, и Сокурова. Ну, скажу честно, мне не хватило в этих передачах чего-то оригинального. Поскольку и с Михаилом Борисовичем Пиотровским, и с Александром Николаевичем Сокуровым уж слава богу интервью было сделано и сделано будет еще (и они у нас бывали не раз на «Эхе Москвы»).

И мне казалось, что здесь вот важен какой-то оригинальный ход. Скажу честно, я его не увидела. Мне жаль, то режутся паузы: я не могу в такой форме воспринимать сегодня разговор двух людей. Здесь очень важный паузы. В чем еще прелесть Дудя, кстати… В том, что он не боится этих молчаний, не боится крупным планом показать, когда человек подбирает слова и ищет слова, думает над ответом. Здесь всего этого нас лишили. Здесь идет такая нарезка, такой дайджест разговора. Мне кажется, что вот пока еще не нащупана какая-то форма, которая могла бы быть какой-то очень оригинальной и естественной. На твой взгляд?

И. Петровская

Пока не Познер, в общем, короче говоря.

К. Ларина

На твой взгляд?

И. Петровская

Во-первых, мне правда категорически не нравится это название. И уже если так называть, то не «ещенепознер», а «поканепознер». Это была такая шутка знаменитая во времена еще Гостелерадио и телемостов, когда в очередь с Познером начал вести телемосты Леонид Абрамович Золотаревский. И вот тогда злые языки говорили – «Пока не Познер». Но, на самом деле, для меня вот самое главное и мы помним прекрасно, как Николай очень хорошо общается во время этих «Открытых диалогов».

К. Ларина

Конечно.

И. Петровская

Он точен, он уместен, он модерирует и задает какие-то правильные направления разговора, что-то уточняет. Вот здесь для меня было раздражающим…вот то, что ты говоришь, отсутствие пауз, а я вот для себя сформулировала как отсутствие какой-то логики в разговоре.

К. Ларина

Согласна.

И. Петровская

Я не очень понимаю, почему Сокуров вначале должен сказать о какой-то Монеточке…не какой-то, но для него совершенно чуждый, чужой и неведомый персонаж.

К. Ларина

И она никакого вообще не несет смысла.

И. Петровская

Никакого, да.

К. Ларина

Никуда.

И. Петровская

И да, мне было обидно, что из-за того, что не выстроена вот эта логика разговора, то вот эти какие-то рваные, какие-то отдельные получаются фрагменты. Хотя, безусловно, тот Александр Николаевич Сокуров сам по себе невероятно интересен. И слушать его, и там какими-то моментами…да, это было очень интересно. А сам Коля, по-моему, пока не нашел какой-то свой образ в этом разговоре. И он выглядит таким несколько…как бы это сказать… Я понимаю, это, наверное, от какого-то внутреннего напряжения и необычного для него амплуа.

К. Ларина

Может быть, и зажима.

И. Петровская

Да. Наверное, это вот этот зажим, который, наверное, опять же, преодолеется. Но, как часто бывает, от зажима человек, наоборот, начинает как-то слишком быть активным. Это выглядит временами как какая-то фамильярность, которая как-то не то что шокирует, но неприятно. Особенно, когда ты знаешь, что человек прекрасный, интеллигентный…

К. Ларина

Воспитанный.

И. Петровская

Коммуникабельный, воспитанный. Вот здесь какая-то пока странность происходит. Ну, посмотрим. В общем, в принципе, чем больше, тем лучше. И, может быть, потом…

К. Ларина

Тем больше возьмем. Тем лучше.

И. Петровская

Ну да.

К. Ларина

Ну, все остальное мы уже не успеваем обсудить. Тут нам, кстати, написали, что у Ирина Шихман на «А поговорить?» была Мария Захарова в гостях. Буквально вчера или позавчера появился этот выпуск программы в Ютюбе. Я не видела еще, но мне так эта Захарова надоела, что смотреть ее еще в одной передаче уже сил нет. Если вы настаиваете, дорогие друзья, если там есть что-то оригинальное – ради бога, мы готовы посмотреть.

И. Петровская

Все, дорогой друг и дорогие друзья. Мы заканчиваем. И переходим мы…

К. Ларина

К нашим баранам. Андрей Макаревич.

И. Петровская

Поехали.