Человек из телевизора - 2018-10-13
И. Петровская
―
Доброе утро! Добрый день! Здравствуйте! Здесь «Человек из телевизора», как обычно, на том же месте, в тот же час. И те же самые давно вам знакомые Ксения Ларина… Видишь нас, слышишь?
К. Ларина
―
Да, все нормально. Доброе утро! Всех приветствую! И тебя, Ирочка, тоже!
И. Петровская
―
И я тебя! Я тоже тебя вижу, слышу. Надеюсь, что и все остальные. Ирина Петровская здесь в студии. Александр Смирнов – за режиссерским пультом. Средства связи: СМС +7 985 970 45 45, Твиттер-аккаунт @vyzvon, Ютюб-канал и страничка в Фейсбуке, которую, я знаю, уже открыла Ксения.
К. Ларина
―
Да. Читаю наш план, который мы с Ирой совместно составили. И просим вас дополнить, ваши впечатления какие-нибудь. Итак, что мы написали сегодня в Фейсбуке для вас, дорогие друзья: 25 лет «НТВ», воскресение Толстого и возвращение Клейменова, «Дежурный по стране» очередной выпуск с Михаилом Жванецким, дача Киселева (тема, которая обсуждается), Скабеева и украинские депутаты в Парламентской ассамблее Совета Европ ы, интервью Толоконниковой у Дудя, Павел Гусев у Пивоварова на «RTVI», Золотовицкий в «Hard Day's Night» на «Дожде», сериал «Операция "Сатана"».Ну и юбилей Марка Анатольевича Захарова, - обязательно мы об этом вспомним в конце передачи. Дополняйте что-то из увиденного вами и пишите нам, дорогие друзья. Говорю я, открыла возможность комментариев для всех в Фейсбуке, так что, присылайте ваши впечатления. Ир, давай мы начнем с юбилея важного телевизионного, поскольку еще одно свидетельство, как переписывается история; как реальность превращается в мистификацию. Ну, было показано два как минимум (то, что мы знаем) сюжета: один фильм, собственно, на «НТВ» и сюжет в программе «Вести», посвященный юбилею «НТВ». Ты про это писала подробно в «Новой газете». Давай поделись своими впечатлениями. Что не так?
И. Петровская
―
Я, собственно, и буду делиться впечатлениями не о самом юбилее «НТВ»…
И.Петровская: Я бы совершенно не возмущалась, если бы делали фильм с того момента, когда началась новая история «НТВ»
К. Ларина
―
Конечно. Да.
И. Петровская
―
Да. Поскольку я не считаю себя вправе бросать камни или, наоборот, кого-то там хвалить и любить за то, что люди в то или иное время (раньше, позже, во время происходящих драматических событий) делали свой выбор. Другой вопрос, как они потом сами это оценивают. И по этому фильму это очень понятно. Автор – Владимир Чернышев, который работал как на старом «НТВ», так и на новом. Кажется, ненадолго уходил, потом вернулся. И вот теперь он делает такую вот свою версию (ну, конечно, не только свою, а версию и канала нынешнего, телекомпании нынешней): все истории за 25 лет.Я бы совершенно не возмущалась, если бы делали фильм вот с того момента, когда началась новая история «НТВ», когда образовалась фактически совершенно на обломках предыдущей совершенно новая, другая телекомпания, которая, мне кажется, особенно в первое время... Хотя не самое первое, потому что вот Борис Йордан, пришедший тогда на руководство, он тем не менее вспоминается многими как раз достаточно позитивный как человек, который поддерживал в каком-то смысле прежние традиции.
К. Ларина
―
С детства привыкший к хорошему телевизору.
И. Петровская
―
Да, и к хорошему телевизору, и правильно устроенный, несмотря на то, что он американец. Вот с момента, когда уже переформатировалось «НТВ» после него до такой степени, что казалось, что главная цель – это заставить зрителя забыть о том, какой был прежде «НТВ», и вернуть к телеэкрану (или привлечь к телеэкрану) совсем другую аудиторию. Там была ставка на брутальных мужчин, на любителей такого запредельного трэша. Ну и я считаю, что эта задача очень была удачно выполнена. Фильм, к сожалению, идет от самых первых мгновений (еще даже до создания) от истоков.И дальше нам предлагается некая такая версия, которую можно описать, в общем, несколькими словами, что весь этот первый период до разгрома старого «НТВ», это была такая романтическая история, на волне, как говорит автор Чернышев, вседозволенности, когда приходившие молодые люди в компанию, работали на полном энтузиазме и прошли огромный и тяжкий этот путь от юношеского максимализма до взрослой рассудительности. Но при этом отцы-основатели, которых мы знаем прекрасно и знаем, кто и где…вот главным у них остается лидером Олег Борисович Добродеев, который точно знал, какие новости не должны быть (потому что он уже отработал на государственном телевидении довольно долго) и какие они обязательно должны стать.
И вот он, исходя из этого понимания, творил новую реальность, новую вот эту телекомпанию, которая исключительно пришлась по душе зрителям. А в это время олигарх Гусинский, который использовал все свои финансовые и прочие возможности в том числе для того, чтобы шантажировать власть…это я версию пересказываю вот эту историческую…решал вместе с Киселевым (ну, Малашенко тут в меньшей степени упоминается) свои абсолютно финансово-политические задачи, которые увели компанию далеко от журналистики. И вот тогда на этом переломном моменте Олег Борисович не в силах выносить эти игры, покидает компанию и уходит на «ВГТРК».
И с приходом нового президента и нового руководства начинается уже настоящая история взрослого, рассудительного телевидения. Там очень много деталей, как написала наша коллега Анна Качкаева, что этому фильму нужен подстрочник, буквально под каждый эпизод нужен подстрочник. Потому что, например, там есть такой эпизод, когда говорится о вызволении из плена съемочной группы Елены Масюк из чеченского плена. Была действительно такая очень драматическая история, очень опасная. И согласились заплатить за нее выкуп. И дальше есть там и фраза, и кадры, что деньги (миллионы или сколько-то долларов), которые передал Березовский, отмытые им (вот так и говорится, хотя Березовский давно в могиле), Олег Борисович в полном одиночестве вез в Чечню. И спускается он по трапу.
Только не говорится и не показываются кадры, что первым спускается по трапу сам Борис Березовский вот с этим самым чемоданом, набитым деньгами, которые были отданы боевикам, чтобы выкупить свою съемочную группу. Там множестве передергиваний. Очень неприятно звучат сегодняшние, такие взрослые уже мнения людей, которые очень хорошо вписались в новую реальность.
И тот же Эрнест Мацкявичюс говорит, например, что «мы не понимали, как нами манипулируют; а вот когда поняли это, тогда вот уже и выбрали себе другой путь». Как-то это было…я не знаю, какое слово употребить…что-то в этом есть такое очень мелкое и подловатое вот это переписывание истории для того, чтобы обелить себя в первую очередь.
А для того, чтобы обелить и оправдать свой собственный в каких-то случаях конформизм, в каких-то случаях просто чистый прагматизм используется вот этот прием, что нужно обязательно подлить вот этой не очень приятной субстанции в адрес тех людей, которые, во-первых, здесь не смогли ответить на все эти выпады и упреки, ну и во-вторых, в общем, приятно всегда, когда кто-то виноват, а не ты; а ты просто жертва и был тогда юн, романтичен и прекрасен и ничего не понимал, что тобой манипулируют и используют совсем не для того, чтобы защищать свободу слова, а для того, чтобы защищать, как говорит Чернышев, представляя фильм у себя на странице в Фейсбуке, бабло своих менеджеров. Вот примерно такие мои ощущения от этого фильма.
И.Петровская: Вот все: начиная от подводок до многих репортажей выглядит как троллинг и пародия
К. Ларина
―
Я с тобой, конечно же, согласна в этих во всех оценках. И вот именно покаяние, которое я услышала во всех синхронах нынешних успешных представителей компании «НТВ», оно меня как раз больше всего и поразило. Действительно, это такой подтекст очевидный звучал, во всех выступлениях и в авторском тексте закадровом и кадровом, что мы были маленькие и глупые, а теперь стали взрослые и профессиональные.А тогда мы были такие дурачки, простите нас ради бога, мы не понимали, что нами манипулировали большие дядьки. Конечно же, оскорбительные совершенно выпады были в адрес Евгения Киселева. Вот тут можно действительно сказать, что это просто очевидная подлость и гадость. Особенно выступления господина Пьяных, который просто впрямую человека оскорбил.
И. Петровская
―
Причем, извини, я замечу, он не работал при Киселеве. Он пришел позже.
К. Ларина
―
Это вообще никого уже не интересует.
И. Петровская
―
Это важно.
К. Ларина
―
Это вообще никого не волнует. Понимаешь, настоящую историю никто уже не хочет знать. Они ее представляют такой, какой им кажется выгодней, ты права. Еще второй момент – собственно, что такое этот фильм и этот юбилей. Это такое вот очевидное убийство бренда. Они просто его растоптали, убили, уничтожили. И это, к сожалению, не первый случай, Ира. Ты как человек из газеты «Известия», вот у тебя за спиной практически такая же история.
И. Петровская
―
Да, кстати.
К. Ларина
―
Уничтоженный бренд, убитый. Никто сегодня не помнит, что такое «Известия» настоящие. Убитые «Московские новости». Мало того, что они убивают, фальсифицируют саму историю, они просто размывают эти бренды. Это вот то же самое может случиться и с радиостанцией, на которой мы сейчас с тобой работаем. Вот придут другие времена, придут другие люди и начнут с нуля, начнут сначала. И будут всем рассказывать какие-то небылицы про, что такое было радиостанций «Эхо Москвы» когда-то в 90-е, в которые когда-то открывалась. Вот, по сути, то же самое.Конечно, больно это видеть. Ужасно больно видеть. Больно видеть, что в этой передаче подлой принимает участие Павел Лобков. Для меня это загадка. Я вообще не понимаю, почему он согласился. Мы знаем предысторию, что они там пытались вроде как предложить каким-то старым нтвшникам участие в этой передаче, и они отказались. К кому-то вообще не обращались. Мы можем даже предположить, кого вообще не хотели видеть.
И. Петровская
―
Нет, точно знаю, потому что об этом написал сам Женя Киселев. К нему не обращались. Другой вопрос, что он бы не согласился. К Свете Сорокиной не обращались. Она тоже говорит, что если б даже обратились, она не согласилась бы. Уверена, что к Парфенову если и обращались, то он наверняка тоже не согласился. Кстати, очень вот ужасно, как-то тоже неприятно выглядит вся эта история. Очень большой ведь кусок посвящен именно Парфенову. И ощущение такое, что нам хотят лишний раз сказать…
К. Ларина
―
Что это гламурный журналист.
И. Петровская
―
Нет. Во-первых, гламурный. А во-вторых, вот тоже, пожалуйста, человек…вот вы его считаете, возможно, принципиальным и борцом с чем-то, а он никак… Хотя, правда, Леня никогда себя не позиционировал бойцом (это я не в упрек). А вот смотрите, пожалуйста, вот он легко так, легко сяк. И потом, ужасно, мне кажется, несправедливые слова и тем более печально и обидно, что они звучат из уст Паши Лобкова (друга, соратника в прошлом, может быть; ученика, кстати, Лени Парфенова), что «Намедни», которая была закрыта после вот этого злосчастного интервью со вдовой Яндарбиева в 2004-м году.На самом деле, это была такая ожидаемая и фактически с радостью принятая Парфеновым смерть, которая как бы и от кровавого режима. С другой стороны, это просто закамуфлированная естественная смерть, потому как сам якобы Леня Парфенов уже понимал, что, в общем, весь этой программы «Намедни» исчерпан. Мне кажется, это очень несправедливая и какая-то недобросовестная, неприятная версия. Особенно из уст Паши.
К. Ларина
―
Я думаю, что там, конечно, из его интервью они слепили то, что им было выгодно. И Павел Лобков как опытный телевизионщик мог бы это предвидеть, прежде чем соглашаться. Вот я даже не понимаю, какие мотивы у человека были для того, чтобы согласиться принимать участие в этой работе. Ну как… Если ты соглашаешься, должны быть хотя бы гарантии того, что твои слова не исказят. Поэтому я не удивлюсь, если он совсем другой смысл вкладывал в те слова, которые остались.
И. Петровская
―
Ну да, может быть.
И.Петровская: Там вообще не упоминается, кроме Добродеева, никто из отцов-основателей, только показан мельком Киселев
К. Ларина
―
Может быть, это как-то выдрано. Мы же этого не знаем. Мы не знаем, о чем на самом деле они говорили, сколько они говорили и прочее. В общем, очень обидно, что люди, которые не знают эту историю, они так ее и не узнают никогда. Я вот хотела бы, чтобы попросить тебя… Ну, во-первых, давай еще про второй сюжет скажем, который делал Эрнест Мацкявичюс. Совершенно какой-то неприличный был сюжет.
И. Петровская
―
Но там вообще не упоминается, по-моему, кроме Добродеева никто из отцов-основателей. Там только показан в кадре мельком тот же Киселев. Упоминаются в основном репортеры. И, в общем, смысл тот же самый примерно, что вот когда мы были молодые и чушь прекрасную несли, а вот сейчас мы все хоть и разбрелись по другим каналам, но мы несем в себе память о той компании и о том зеленом шарике, который нас всех связал и теперь это стиль общий всех каналов. Примерно такой смысл, в чем я совершенно согласна.Я еще хотела добавить, что еще там есть один мотив, что параллельно вот с этой историей первоначальной создания и вот этого первого и главного этапа существования «НТВ», параллельно с этим еще точно таким же образом нам преподносится сама история 90-х как история совершенной беспредельщины… Там подряд это идет: финансовые пирамиды, бандитизм, Первая чеченская война, первые теракты. И президент, который также нас… Там была подборка целая. Борис Николаевич в самых своих, да, действительно, не лучших проявлениях. Но это надо специально постараться.
К. Ларина
―
Специально, да.
И. Петровская
―
Ну конечно.
К. Ларина
―
Да, специально подобрали. Это общее место уже – показать лихие 90-е, пьяный президент.
И. Петровская
―
Или больной, - большой тоже кусок.
К. Ларина
―
Полный на улицах Москвы и прочее-прочее. Ну, это как раз неудивительно. Так и должно было быть. Иначе как ты будешь рассказывать про великую сегодняшнюю историю, про великое нестоящее. Только исходя из ужасного прошлого. И, конечно, мы не назвали с тобой фамилии там еще некоторых участников, которые просто меня тоже поразили. Хотя удивляться уже надо перестать. Эти люди уже сами про себя все сказали везде.
И. Петровская
―
Ну а кто тебя там еще так поразил?
К. Ларина
―
Ну как…ну, Ревенко.
И. Петровская
―
Ой! Я тебя умоляю!
К. Ларина
―
Норкин.
И. Петровская
―
Ну что там поразительного? Вот в этом совершенно ничего поразительного.
К. Ларина
―
Который говорил: «Я так верил этим либералам!». Вот у него были такие пассажи. То есть он выглядел абсолютным, извини меня, просто глупым человеком. Даже здесь могли бы постараться хоть что-нибудь придумать, какую-нибудь красивую позу. Даже здесь не получилось. Вообще, это какое-то такое саморазоблачение: во что превратились эти люди, вот что превратился Евгений Ревенко (такой вообще абсолютный государевый муж, чиновник типичный, типовой, без лица, без характера, без убеждения). Вот что самое главное, пожалуй – без убеждений, без принципов. Вот чем эти люди, конечно, поражают сегодня.
И. Петровская
―
Я тут видела, извини… К слову, быстро. Я видела где-то, на просторах сети был размещен ролик блогера, который снимал либо на камеру, либо на телефон депутатов, которые…не видела ты случайно?...депутатов, которые в день, когда шло голосование последнее за изменение пенсионного возраста, за пенсионную эту реформу, заходят в здание Госдумы, и он каждого спрашивает: «Как вы будете голосовать? Как вы будете голосовать?».Большинство просто проходят не оглядываясь, кто-то бурчит по ходу, что я буду голосовать против как Драпеко и еще кто-то. И вдруг проходит Ревенко и также ему как бы вслед этот блогер кричит: «Как вы будете голосовать?». Он проходит, потом неожиданно возвращается и начинает учить этого блогера уму разуму, типа а кто вы такой, а вы представьтесь, а зачем вы это делаете и так далее. И в конце молодой парень блогер говорит: «А вы кто? Вы представьтесь». И вдруг на лице у Ревенко появляется такое выражение тоски и изумления, что его не помнит и не знает этот блогер.
Он говорит: «Я между прочим, - чуть не плача, ей богу, - ваш коллега. Я много лет работал в кадре. Я работал на телевидении. Я Евгений Ревенко». Явно абсолютно, что этому парню ничего не говорит. Но я подумала, какая же это, в принципе, такая родовая травма, да?
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Хотя ты успешен, ты прекрасно себя чувствуешь, ты законы принимаешь. Но очень хочется все равно вот быть властителем дум и обращаться напрямую к миллионам. Вот этот маленький кусочек, я его потом не смогла найти, он вот очень о многом говорит в психологии людей, которые вот этого наркотика вкусили.
К. Ларина
―
А этот Такменев и фильм его про Путина. Вот это уже новое время. Конечно же, не могли они мимо этого пройти. Облизали президента со всех сторон. Это, конечно, тоже сильное было впечатление. И вообще новейшую историю, которую, как они представили, что начиная со времен Кулистикова, когда он встал во главе «НТВ», что эта фраза, конечно же, прозвучала в устах Чернышева, что Кулистиков вернул «НТВ» былую славу. То есть до этого типа они вообще были все уничтожены, раздавлены и никому не были нужны, а потом пришло новое время и вот тут наконец они расцвели махровым цветом.И тут тебе и рейтинги, и жмейтинги, и новые проекты, и вообще просто жизнь получилась невероятно успешной и канал успешный наконец-то. Столько прошел, через годы невзгод и неудач, и теперь новые люди с новыми лицами сегодня делают эту славу. Вообще ужас просто! Конечно, если мы так переживаем с тобой, Ира, могу себе представить, что творилось в душах людей, которые внутри этой истории существовали. Я имею в виду и тех, кого ты сегодня уже вспоминала – и Свету Сорокину, и Леонида Парфенова, Евгения Киселева и многих-многих других, кто, собственно, этот канал создавал. Это, конечно, ужасно.
И. Петровская
―
Нам тут напоминают, что вы забыли про Марьяну Максимовскую. Мы про нее совершенно не забыли.
К. Ларина
―
Как это? Кто ее забыл?
И. Петровская
―
Она не участвовала ни в одном из этих произведений. Кстати, сюжет был не только на «Вестях», был и в программе «Время».
К. Ларина
―
Что во «Времени» сказали?
И. Петровская
―
Ну, более коротко, что наши коллеги отмечают юбилей. Вернувшийся Клейменов сказал: «Правда я в этой компании не работал». Ну, какой-то такой довольно дежурный, в отличие от сюжета, который сделал Мацкявичюс.
К. Ларина
―
Сейчас у нас новости, да?
И. Петровская
―
Да, скоро. Марьяну мы совершенно не забыли. Марьяна совершенно из другого теста и лагеря. И Марьяна свою профессиональную жизнь проживала и проживает очень достойно. И «Неделя» ее, которая стала тоже событием на «РЕН TV»; которая в результате оказалась этому тоже обновленному «РЕН TV»… Но им хотя бы в голову не приходит юбилейные делать свои фильмы и вести отчет со времен Ирены с Дмитрием Лисневских. Им хотя бы это в голову не приходит. Они как бы произвели некий ребрендинг и живут своей уже совершенно…Уже никто и не помнит, что когда-то это был тоже совершенно другой канал. И Марьяне с ее командой там тоже не нашлось места. Но Марьяна, называется, ничем не отступилась; ни единой буквой не отступилась от лица. Так что вот. Значит, мы заканчиваем эту тему печальную, драматичную, драматическую. И после новостей быстро…
К. Ларина
―
Про все остальное.
И. Петровская
―
Массив тем у нас огромный.НОВОСТИ/РЕКЛАМА
И. Петровская
―
Мы продолжаем «Человек из телевизора». Здесь Ксения Ларина, Ирина Петровская и Александр Смирнов за звукорежиссерским пультом. Не буду тратить время опять на средства связи. Сами знаете уже давно.
К. Ларина
―
Они все работают.
И. Петровская
―
Все работают, да. Естественно, завершая тему… Тут у нас посыпались – «А вы забыли Михаила Осокина, Виктора Шендеровича».
К. Ларина
―
Знаем всех.
И. Петровская
―
Да. Никого мы не забыли. Просто, на самом деле, упомянуть…
К. Ларина
―
Это они забыли.
И. Петровская
―
Они забыли, да. Хотя «Куклы» там фрагмент присутствует, но, естественно, не говорится истории, почему они были закрыты и вообще что привело, в общем, во многом. «Куклы» тоже внесли свой вклад в последующий разгром старого «НТВ». Говорят, что Марьяна Максимовская работала в новостях «НТВ». Естественно. Мы поэтому ее и упоминаем. И действительно, никогда не была пропагандистом. Ну и совсем смешное – нас опять упрекают: «Она не Марьяна, а Марианна». Мы прекрасно знаем, что она Марианна. Но мы знакомы с ней тысячу лет. И ее знакомые и коллеги зовут ее Марьяна и даже Марьяша. Но если вы так хотите, будем называть Марианна. Привет тебе, дорогая.
К. Ларина
―
Давай не будем тратить время.
И. Петровская
―
Да, дальше. Пока мы не начали обсуждать, я хочу, потому что потом не хватит времени, проанонсировать: на следующей неделе совершенно, мне кажется, нетипичное и невероятное для нашего телевидения событие – это фактически день памяти Александра Аркадьевича Галича. Ему исполняется 100 лет…исполнилось бы. Не знаю, как сказать.
К. Ларина
―
19 октября – день столетия.
И. Петровская
―
Да. И ровно 19-го октября, правда, уже в ночь на 20-е, в 00-20 я вас всех очень прошу, оторвитесь от своих постелей уже расстеленных, сядьте перед телевизором и посмотрите фильм Елены Якович «Навсегда пристегните ремни», который посвящен памяти, жизни и судьбе Александра Галича.
К. Ларина
―
Это новый?
И.Петровская: Это вообще поразительно, конечно. То ли они действительно отрываются от реальности
И. Петровская
―
С огромным количеством невероятной, никогда невиданной нами и никем другим хроники.
К. Ларина
―
Ир, это новый фильм?
И. Петровская
―
Новый. Абсолютно новый. Когда Лена несколько месяцев назад сказала мне, что она запускается с этим фильмом для «Первого канала», я сказала, что это невозможно и вряд ли его там покажут. Она сказала, посмотрим. И вот теперь он стоит в эфире. И на следующий день после этого… Еще раз напоминаю, в следующую пятницу после «Голоса» и «Урганта» этот фильм в 00-20 на «Первом канале». А на следующий день в субботу в 23-00 просто вечер памяти – музыкальный вечер Александра Галича. Я прям не знаю, что и подумать. Вот, собственно, мой анонс.
К. Ларина
―
Это тоже на «Первом канале»?
И. Петровская
―
Все на «Первом канале», да.
К. Ларина
―
Обалдеть. Ну что же, сейчас Галич не опасен.
И. Петровская
―
Не скажи.
К. Ларина
―
Ну, он про советскую власть пел.
И. Петровская
―
Ты себе представляешь. Но, на самом деле, актуализировался он так, как просто невозможно было даже предвидеть еще 10 лет назад.
К. Ларина
―
Это понятно.
И. Петровская
―
А еще раньше казалось, что это вообще уже такая история. И уже многое настолько ушло в прошлое, что и не объяснишь. Нет-нет, все объяснишь. И объяснишь во многом его песнями, его словами. Да и судьба его, да? Раньше можно было молодым говорить это. Они говорили: «Как это за песни человека выгнали из страны, травили и отовсюду изгоняли?». Ну, мы теперь знаем, что и за песни, и за спектакли, и за фильмы, - за все возможно. Возвращается все. И на каком-то, конечно, новом витке и этапе.
К. Ларина
―
Я могу тогда тоже проанонсировать радиопрограмму, уж коли мы начали эту часть с анонсов. По поводу как раз за песни и за спектакли. Завтра в программе «Культурный шок» в 2 часа в эфире у нас будут адвокаты «театрального дела» - адвокат Кирилла Серебренникова Дмитрий Харитонов и адвокат Алексея Малобродского Ксения Карпинская. Программу мы записали в преддверии очередного цикла судебного. Вы знаете, что дело передано в суд, прокуратура утвердила обвинительное заключение. И 17-го октября будут первые предварительные слушания в Мещанском районном суде (это закрытые слушания).Ну а затем, мы надеемся, что процесс будет открытый и все, кто захочет поддержать своих коллег, товарищей, смогут прийти в здание Мещанского суда. Говорят, что там даже хороший большой зал в кои-то веки. Вот так. Так что завтра послушайте все подробности, которые нас ожидают, и некоторые итоги следствия, которое длилось больше года по этому делу.
Ир, я-то хотела все-таки про упырей продолжить. Как-то мне без них больно. Этот, конечно, сюжет со Скабеевой, он очень такой показательный, о том, как это делается, чтобы люди все-таки это понимали. Потому что есть магия и ее разоблачение. Сегодня не нужно ждать разоблачений, - это сразу происходит. То вранье, которое они допускают в официальном телевизоре, который смотрят большинство населения. Ну а параллельно можно посмотреть, что было на самом деле. Ну, я имею в виду тот сюжет в ПАСЕ. В Брюсселе это было, по-моему, да, Ир?
И. Петровская
―
Ну да, по-моему, в Брюсселе.
К. Ларина
―
Где Скабеева столкнулась с украинской делегацией и сделала из этого целую какую-то истерическую сцену: рассказывала о том, как ее хотели там чуть ли не распять, как того мальчика; что они якобы кричали «смерть!» и вскидывали какие-то нацистские приветствия – «Смерть вам всем! Смерть россиянам!». На самом деле, все это вранье. И вы можете в интернете, в сети, в Ютюбе посмотреть совершенно блестящее выступление украинского депутата Борислава Березы, который, поскольку это было 9-е октября, поздравил всех россиян с днем рождения Бориса Немцова и пожелал нам всем победы, победы демократии.Произнес очень такую зажигательную речь, где он сказал все, что он думает про Кремль, про Россию, про отношения с Украиной и про телевидение российское. Но ничего этого показано не было. А потом, кстати, он микрофон бросил этот с названием «Россия» под ноги Скабеевой, - вот этот момент она как раз показала.
И. Петровская
―
Да, это вообще поразительно, конечно. То ли они действительно отрываются от реальности. Там же когда все эти сцены и когда гимн пели депутаты украинские, окружив Скабееву. И вот когда происходил этот разговор, там же много камер снимало и с разных точек.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
И поэтому все они мгновенно были показаны либо по украинским каналам официальным, либо появились в сети. И как сравнение с тем, что представила сама Скабеева в эфире «60 минут». Она появилась, дрожа от ярости со словами, что ее окружили плотным кольцом депутаты украинские, у них налились кровью глаза, и чуть ли ни пена с клыков капала, и они кричали: «Смерть России. Смерть тебе». Дальше встык все, что происходило: абсолютно при этом дружелюбные, улыбающиеся люди, которые действительно в ответ на ее какие-то, я бы даже грубо сказала, простой лай фактически они начали петь чуть ни обнявшись свой гимн.И это вот они посчитали тем, что несчастную Скабееву чуть там ни задушили в этом тесном объятии депутаты. И много других еще там было сцен. И даже то, что она показала, с точки зрения профессии, с точки зрения этики – это чудовищно. Например, как она бежит по лестнице, преследуя каждого из депутатов с криком: «Вы куда? Вы обедать, да?». Они от нее брезгливо отмахиваются.
Кто-то говорит: «Не хочу с вами говорить». Кто-то вообще мимо проходит. Наконец тихий и скромный, уже старенький Мустафа Джемилев начинает ей отвечать на какие-то ее там вопросы и выпады, и она ровно посредине (или во время) этого разговора поворачивается к нему спиной и говорит: «Так, вот эти глупости они и несут». Это она говорит фактически в лицо…
К. Ларина
―
Кошмар! Я это не видела.
И. Петровская
―
Это было в самом эфире уже «60 минут». И дальше то, что творилось в самой студии, где ее муж Попов так возмущен был вот этим выпадом и тем, что его жене пригрозили практически смертью, что он тоже вдруг перестал вообще стесняться каких-то слов, называл «свиньями», «упырями». Они вдвоем, та – удаленно, этот – в студии, набрасывались на Гозмана, набрасывались на кого-то еще…там украинцев, которые пытались чего-то такое сказать. Это за гранью всего. И вот тут нам пишут: «Она не журналист, а обслуга и информационный боец».Неправда. Ее признали лучшей…совсем недавно, неделю назад лучшим ведущим общественно-политического шоу. И лучшей программой «60 минут» признали по версии «ТЭФИ-2018». Что только лишний раз говорит о сегодняшнем отношении профессионалов к своим лучшим дочерям и сынам. На самом деле, это даже смотреть было невыносимо. Невыносимо.
К. Ларина
―
Я в этой связи хочу буквально шаг в сторону сделать. Среди интервью, которые я смотрела на этой неделе, меня неприятно поразило интервью с Павлом Гусевым, которое вел Алексей Пивоваров (это программа «На троих» «RTVI»). Не было Тихоня Дзядко и поэтому это, по сути, было интервью тет-а-тет, диалог Алексея Пивоварова и Павла Гусева. Они там говорили, естественно, в том числе и прежде всего о профессии, о журналистике, о том, что было, что стало.И он там, конечно, очень откровенно высказывался и в адрес Дмитрия Киселева (мы знаем, что у них там конфликтная ситуация), он его самыми последними словами крыл одно время, и сейчас он говорит, что «для меня этого человека не существует». Но там есть еще и отношение к Соловьеву. Пивоваров у него спросил: «Как вы относитесь к Владимиру Соловьеву?». И Гусев говорит, что это интересный персонаж; он служит своему хозяину, то есть это такой Киселев сегодня. «Какой Киселев?», - спросил Пивоваров уточняя. «Как? Евгений Киселев, - говорит Гусев. Евгений Киселев у Гусинского служил своему хозяину, а Соловьев сейчас служит своему хозяину».
Вот эта параллель меня, конечно поразила. Это вот одним таким штрихом…больше он там про «НТВ» ничего не говорил, не было никакого разговора…одним штрихом человек, по сути, вот повторил тот же самый подвиг, который совершил нтвшник Чернышев своим фильмом. Вот я не понимаю, как можно такие вещи допускать человеку взрослому, умному, профессиональному. То же самое он там говорил про Алексей Навального. Почему-то он считает его чуть ли не экстремистом и чуть ли не нацистом.
И.Петровская: То, что она показала, с точки зрения профессии, с точки зрения этики – это чудовищно
Сказал, что «это опасный человек и к нему отношусь очень плохо; и он хочет, чтобы моя страна погрязла в хаосе, в революции, в чистках. Он очень много говорит о коррупции. А как с ней бороться? Он что, предлагает чистки? Он что, предлагает всех сажать? Он хочет опять типа 37-й год?». Вот эти интерпретации, они тоже, как мне кажется, недостойны человека, который внутри информационного потока существует и может все-таки отделить правду от сплетен, от интерпретаций, от манипуляций.
Еще учитывая, что Алексей Навальный сейчас находится под арестом, и человек, который не вылезает практически из следственного изолятора, - это особую пикантность придает вот таким вот откровениям. Ну, если кто хочет, может посмотреть. Этот разговор тоже выложен в сети. Как интервью очень хорошее. Я люблю такие интервью, когда с человеком, может быть, и спорить-то не нужно, а просто подтолкнуть его к тому, чтоб он был откровенней. Так вот, Павел Гусев в этом интервью Пивоварову был очень откровенен. Тем и, как мне кажется…
И. Петровская
―
Ценен.
К. Ларина
―
Ценен, да.
И. Петровская
―
Ну, давай тогда еще вспомним возвращение в эфир программы «Время» Кирилла Клейменова, который, казалось бы, после…
К. Ларина
―
Твой любимый герой.
И. Петровская
―
Мой герой, безусловно. Выполнив свою задачу после выборов президентских, покинул этот пост (я имею в виду ведущего) и вернулся просто в руководство (он руководитель департамента информации на «Первом канале»). И вот на прошлой неделе ему вручили спецприз «ТЭФИ» за создание нового образа программы «Время». И когда он выступал, он в ответном слове сказал, что еще не все до конца сделано…
К. Ларина
―
Смешно.
И. Петровская
―
…И будем работать. Вот он решил снова вернуться и поработать.
К. Ларина
―
Что же это за образ такой бесценный?
И. Петровская
―
Значит, я тебе должна сказать, что это дико смешно смотреть. Это выглядит как пародия. Причем, вот я вспоминаю, видимо, это, может быть, было в «Итого» у Шендеровича. Ася Бякина, помнишь, там были вот такие персонажи?
К. Ларина
―
Да, да, да.
И. Петровская
―
Вот все: начиная от подводок до многих репортажей выглядит как троллинг и пародия. И, таким образом, безусловно…
К. Ларина
―
Может, так оно и есть?
И. Петровская
―
Вот я думаю, если это задача, мне кажется, можно было бы на каком-то, может быть, ином материале потренироваться, потому что все-таки новости на главных каналах – это новости, а не «Времечко» даже, хотя оно было прекрасно, и не тем более «Итого» и любые другие сатирические пародийные программы. Это невозможно пересказать. Просто посмотри, потому что все ерничество, какие-то абсолютно немыслимые для информационного жанра приемчики.Ну например, когда он рассказывал об истории с этими Мамаевым, Кокориным, когда он встал (там новая студия, можно ходить, что-то трансформировать, вставать у экрана, там всякие разномерные пространства) и он сымитировал как бы ответ отцу этого то ли Мамаева, то ли Кокорина, который тоже транслировался с этими только изъятиями (там через слово был мат)… И он сымитировал ответ, запикивая тоже какие-то собственные слова, причем под запикивание у него еще попал и наш суд. Но это возможно. Все это – какая-то дичь несусветная, - имею в виду вот этот формат в первую очередь. А вчера, например, он третьим сюжетом огромным поздравлял с 60-летием Михаила Леонтьева.
К. Ларина
―
О боже!
И. Петровская
―
И с выражениями – «Что можно сказать… Что жизнь была длинной», - процитировал он практически Бродского, да. Правда, я тебе не могу передать. Я умоляю, просто посмотри, потому что это огромный материал не знаю для кого. Если бы сейчас работал в своем жанре Витя Шендерович, то я думаю, что он бы, наверное, даже не знал бы, как…вот это спародировать невозможно. Это само по себе пародия. Это превратилось в юмористическую программу, поверь мне.
К. Ларина
―
Из хорошего я бы отметила еще одно интервью, которое тоже всем советую посмотреть, Ире тоже. Это интервью, опять же, извините за выражение, Юрия Дудя.
И. Петровская
―
Я видела.
К. Ларина
―
С Надеждой Толоконниковой. Ты видела, да?
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Прекрасное совершенно. Вот виртуозная, во-первых, работа. Вот действительно, что такое работа интервьюера, что человек такую атмосферу создает в разговоре, что человеку не страшно говорить правду. Вот не страшно и все. Она, конечно, сама по себе бесстрашный человек и, наверное, в каком-то смысле безбашенный, что называется. Человек риска, азарта, абсолютной открытости. Но здесь такие откровения, которые бесценны совершенно в таких разговорах. Хочется пересматривать какие-то моменты. Я для себя ее открыла, скажу тебе честно. Я знала ее, конечно. И она у нас бывала и на «Эхе», и я с ней разговаривала.Она очень умный и самодостаточный человек, сильный человек, безусловно. Это тоже не требует уже доказательств. Но то, что она так глубоко понимает и чувствует какие-то важные сущностные вещи в жизни, это очень впечатляет. Просто здорово. И, кстати, вот лишний раз подтверждаются такими вот работами, что все эти вот мифы о том, что Дудь никакой не интервьюер. Я вижу опять Доренко там бушует: «Да кто это такой? Да он бездарный! Ничего не умеет!». Нет, ребята, умеет. И готовится, и правильно формулирует вопросы, и подводит к ответам. Он дает человеку понять, что можно говорить.
И. Петровская
―
И главное еще – он умеет слушать и в каких-то случаях, иногда он не попадает в героя, а в каких-то случаях он очень точно действительно и реагирует, и слушает, и спрашивает. И мне кажется, он тоже был вот в этом конкретном…я хотела сказать эфире…но как это назвать?... в этом выпуске тоже был очарован и вот тоже не ожидал вот этой степени искренности, которую он услышал. И невероятное ощущение от нее исходит совершенно свободного человека.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Вот редчайший случай. Значит, нас тут упрекают, что мало… «Лучше вы не озвучивайте планы. Вы все равно не успеваете». Да, друзья. Но тем не менее мы потом к чему-то возвращаемся. И, безусловно, еще вернемся к тому, что мы заявили, потому что тут долгоиграющие у нас есть вещи. Поэтому сейчас давай перейдем к поздравлениям Марка Анатольевича.
К. Ларина
―
Да, сегодня, 13-го октября, исполняется 85 лет Марку Анатольевичу Захарову, человеку, который значит многое в нашей жизни не только театральной, кинематографической, культурной, а в принципе. Это личность, которая останется с нами навсегда. Пожелаем ему сейчас здоровья, и удачи, и успехов. Мы знаем, что он сейчас репетирует новый спектакль. Кстати, это, по-моему, Сорокин опять же (автор, к которому он очень привязался). Поэтому поздравляем Марка Анатольевича и вспомним лучшее. А что мы вспомним лучшее? Конечно же, «Юнону и Авось».