Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2018-06-09

09.06.2018
Человек из телевизора - 2018-06-09 Скачать

Л. Гулько

11.06. Ирина Петровская, доброе утро.

И. Петровская

Доброе утро.

Л. Гулько

Начинаем нашу передачу «Человек из телевизора».

И. Петровская

Надо, наверное, сказать, что сегодня в несколько усеченном составе, потому что Ксения Ларина не просто решила сачкануть, а работает в жюри театрального фестиваля. Это проводит наш товарищ, бывший главный редактор «Новых известий» Валерий Яков. Сейчас он главный редактор журнала «Театрал». И вот второй год подряд проводит фестиваль русских театров на Западе. Первый был в Италии, сейчас в Берлине. И наша Ксения там в жюри работает. Передаем ей пламенный наш привет.

Л. Гулько

Передаем. Поэтому давайте, друзья, в чате нашего Ютуба, а уже спрашивают, где – вот мы объяснили - где, зачем и куда. Дальше. Поскольку я сказал про Ютуб, я же должен все средства, которые за нами подглядывают и подслушивают, на Ютубе нас можно найти прямо на сайте, если там есть определенная такая штучка кликнуть, и найти нас можно в Ютубе посмотреть. Дальше у нас есть sms +7-985-970-45-45. Вы нам пишите sms, ваши мысли. Прямой эфир, если мы захотим – 363-36-59.

И. Петровская

И твиттер аккаунт @vyzvon.

Л. Гулько

Это загадочный для меня зверь всегда.

И. Петровская

Ну неважно. Те, кто понимает, они придут куда надо.

Л. Гулько

Они куда надо, туда и придут. В хорошем смысле. Всё. Мы вот все, что связывает нас, сказали. Начнем мы как все приличные люди - с прямой линии.

И. Петровская

Ну, да. И мы приличные тогда начнем.

Л. Гулько

Давайте. Впечатления, которыми вы поделились уже с читателями.

И. Петровская

Я походу делилась, потому что это всегда все прямые линии, пресс-конференции, они всегда проходят в четверг, как раз в тот небольшой период и срок до двух часов я должна уложиться, у меня дедлайн в «Новой газете». И довольно странно было бы выходить с каким-то абстрактным текстом в тот момент, когда по телевизору идет некое судьбоносное такое зрелище. И поэтому приходится писать, вот так одной рукой пишешь, глазом подсматриваешь, в общем, довольно тяжело. Я не репортер все-таки по своей природе. Но впечатлений да, много. Тем более что так получилось, что по сути как правильно многие определили, на этой неделе две было прямых линии. Естественно, в кавычках. Вначале нашумевшее интервью австрийскому телевидению и журналисту Арману Вольфу. Как его, Арман?

Л. Гулько

Армин, по-моему.

И. Петровская

Нет, это другое. Ну ладно, мы сейчас выясним. Нам подскажут.

Л. Гулько

А вот подскажите нам.

И. Петровская

И после этого мы знаем, что там произошло, может быть впервые…

Л. Гулько

11 раз перебивал.

И. Петровская

11 раз - кому-то не лень было подсчитать, что 11 раз этот наглый австрийский журналист перебил самого нашего Владимира Владимировича. И, похоже, судя по всему, Владимиру Владимировичу, во-первых, это было абсолютно в новинку. Потому что его редко когда перебивали. А, во-вторых, ему это не очень понравилось, судя по его раздраженным репликам. А дальше было самое интересное. Как это комментировали в новостях, в ток-шоу. А комментировали это так, что только очень невоспитанный некультурный человек может позволить себе вот так вести себя: а) с президентом, б) вообще с любым собеседником, потому что задача профессионального журналиста - дать человеку высказаться и раскрыть его. Но дело в том, что у нас наши журналисты многократно давали высказаться и тоже по-своему конечно, раскрыли. Но боже упаси, ни в одном из форматов не было предусмотрено перебить, уточнить. Ну, пресс-конференция понятно, она не предполагает уточнений. А, скажем, фильмы, интервью, в которых участвовал наш главный герой. Вот там, как правило, наши журналисты в таком почтительном полупоклоне, сидя на кончике стула, на краешке точнее, и в основном исключительно доброжелательная интонация, вопросы, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно. Вот так у нас понимается задача интервьюера. И журналиста. Ну а потом соответственно была прямая линия, это прошло всего, по-моему, два дня. И тут любопытно, как телевидение готовило зрителей к этому. Потому что буквально чуть ни за 10 дней началась такая массированная пиар-кампания, рекламная компания. На канале «России-24», например, постоянно работал, такой действовал таймер, сколько осталось до прямой линии. Вначале сколько дней и ночей. Потом только дней, потом уже последний день, осталось два часа, остался час. Подсчитывали, сколько вопросов уже пришло. Эти колл-центры или как там называются, единый центр работал круглосуточно. Эту прямую линию называли ключевым политическим событием. Ну и, не говоря о том, что это ключевое телевизионное событие. Надо сказать с точки зрения техники, технологий, отточенности мы можем только восхититься, до каких вершин и высот наше телевидение дошло. Никаких сбоев, моментально нужный человек включается. Подключается.

Л. Гулько

Я просто знаю технических людей, которые все это делали. Это близкие мне люди, там действительно все серьезно. И все по высшему разряду.

И. Петровская

Да, еще раз говорю, эта техника, которая на грани фантастики, ее бы в каких-нибудь мирных целях. Потому как мы увидели прямую линию в этот раз в обновленном виде. О чем нам тоже, конечно, подробно рассказали перед началом. Там очень смешно было, корреспондент в программе «Вести»: буквально сейчас уже вот-вот начнется. Он делал репортаж из студии, где это начнется. И буквально говорил: «Этот стол…

Л. Гулько

Гостиный двор, напомним.

И. Петровская

Да. Все равно некоторое студийное помещение. Техника подключена, провода все подведены. Это стол, за которым будет сейчас через буквально полчаса сидеть Владимир Владимирович. А вот обратите внимание, подставки под столом для ног, потому что неизвестно, сколько это продлится.

Л. Гулько

Ноги затекают, да.

И. Петровская

И чтобы ноги не устали. 13 камер по кругу или периметру, чтобы ни одна эмоция не ускользнула. А эмоций предполагается довольно много. И, в общем, зрители были готовы. Хотя я честно скажу, я не уточнила, каков в этом году рейтинг этого мероприятия. Но думаю, что наша подруга и коллега Арина Бородина нам потом сообщит, а может быть уже и сейчас после нас. Потому что, на мой взгляд, ну если мы вспомним историю, прямые линии начинались с того, что Путин сидел в студии. Это еще не был Гостиный двор. А передвижные телевизионные станции работали, допустим, в 10 разных регионах, городах, местечках, поселках. Обязательно чтобы вся страна была охвачена. А также были охвачены примерно все слои населения, начиная от рабочих и заканчивая детьми в детсаду, например. Это шутка, не было детей в детсаду, но дети все равно появлялись со своими вопросами и мы знаем, что в свое время это все начиналось зимой. Девочка, по-моему или мальчик попросили елку. Елку тут же поставили. Кто-то щенка. Кто-то куклу Барби. То есть это была такая смесь, с одной стороны вроде как общение с народом. А с другой стороны еще такое чудо, которое человек был в состоянии, исходя из своих возможностей, подарить. И, конечно же, опять же люди, которые там собирались в этих городах, поселках и населенных и прочих пунктах, их конечно тщательно отбирали, туда выезжали корреспонденты из Москвы. И, как правило, в общем, было довольно понятно, кто будет задавать вопрос, потому что безошибочно всегда корреспондент обращался к конкретной Марьиванне, которая бодро спрашивала о каких-то показателях или еще чего-то. И однажды было вообще смешно, это было сколько-то лет назад, лет 8 может или 9, когда женщина обратилась к Владимиру Владимировичу с вопросом, но забыла представиться. А там было обязательно: представитесь. Допустим, Надежда Петровна.

Л. Гулько

Ну чтобы можно было к ней обращаться.

И. Петровская

Но она забыла это, потом люди же волнуются. Они семь часов стоят на морозе. Особенно первое время и соответственно ждут, когда до них очередь дойдет. И она забыла представиться, а Путин, отвечая на вопрос, Вольф Мессинг практически, сказал: Надежда Петровна или Елена Ивановна. То есть у него это было, в общем, все понятно. То есть…

Л. Гулько

Список.

И. Петровская

Говорить о том, что это было действительно прямое общение с народом не приходится. Хотя какие-то неожиданности бывали, какие-то неожиданные вопросы иногда прорывались. В том числе, когда уже стали задействовать телефоны, sms-сообщения. Вот это особенно бывало интересно. Но это в основном бывало, по-моему, во время пресс-конференции, когда бежали, тоже какая-то бегущая строка…

Л. Гулько

А в этот раз не было бегущей строки?

И. Петровская

Выводили на экран просто титры, в частности я, например, увидела: почему не допустили Навального до президентской кампании. Еще какие-то…

Л. Гулько

А сообщения озвучили? Я просто не видел.

И. Петровская

Нет, в каких-то случаях возможно и озвучивалось, а в этом случае, конечно, нет. И конечно, если опять же сравнивать с нашим австрийским коллегой…

Л. Гулько

Зовут его все-таки Армин и фамилия его либо Вольф. Либо Вульф. Вот здесь разнятся.

И. Петровская

Да. По сравнению с господином Вульфом или Вольфом наши ведущие это, конечно, образец абсолютно чрезвычайно не просто уважительного отношения к собеседнику, а я бы сказала такого обожания, которое особенно удается демонстрировать хорошо Кириллу Клейменову.

Л. Гулько

А если бы нашего ведущего, какого-то нашего журналиста с Первого канала, ВГТРК посадили бы на интервью к Трампу. Он бы как себя вел? Также.

И. Петровская

Как австриец?

Л. Гулько

Да, или с Владимиром Владимировичем.

И. Петровская

Дело в том, что это тоже какая-то огромная деформация нашего сознания. Представлять, что свои журналисты Трампа обожают и извините, облизывают с ног до головы.

Л. Гулько

Не все.

И. Петровская

Более того, большая часть нет, безусловно.

Л. Гулько

Гнобят всякие CNN и прочее.

И. Петровская

Да, поэтому он так относится, мягко говоря, критично к журналистам. Я думаю, что поскольку это же был формат накануне визита Путина в какую-нибудь из стран, просто сейчас визитов стало меньше, обязательно либо несколько представителей ведущих телекомпаний этой страны, либо как в данном случае с Австрией один, берут интервью у Путина перед началом переговоров и задают вопросы. Но чтобы журналист был настроен так критично, это было, пожалуй, первый раз. Но с другой стороны действительно и у нас у всех и у людей в других странах накопилось немало вопросов, а журналист, как совершенно справедливо говорит тот же наш Владимир Владимирович Познер, это же все-таки представитель зрителя, а не услуга особая власти. Поэтому у журналиста есть возможность, которой нет у одного простого человека задать некие вопросы, которые действительно волнуют и беспокоят. И те вопросы, которые австрийский журналист задавал, они, собственно, волнуют сегодня европейского жителя и вообще западного жителя. Наверное, намного больше, чем, кстати сказать, россиянина.

Л. Гулько

Журналист австрийского телеканала ORF Армин Вольф, я нашел в Интернете, рассказал о своем интервью с президентом России. По его словам это было самое сложное интервью в его карьере.

И. Петровская

Ну крепкий орешек потому что попался.

Л. Гулько

Он рассказывал о существовании огромной разницы между тем, как брать интервью в своей студии или в Кремле.

И. Петровская

Во-первых, да.

Л. Гулько

Также он заявил, что синхронный перевод затруднял возможность спонтанной реакции. Третья проблема заключалась в том, что Путин человек чрезвычайно хитрый собеседник, который делал все, чтобы усложнить жизнь интервьюеру. Сказал Вольф. Как он отметил, российский лидер обращает внимание на то, что его перебивают.

И. Петровская

Ну да. Потому что он к этому не привык. Давайте вспомним еще, если говорить о западных каких-то интервьюерах, совсем недавно, даже уже второй раз показали фильм как раз к выборам, по-моему, или после выборов или до. Оливер Стоун приехал к Путину и на протяжении какого-то достаточно длительного времени снимал о нем фильм. Где основа тоже интервью. Но Оливер Стоун предпочел совсем иной метод ведения разговоров. И он, во-первых, как он в самом начале сказал, что давайте типа я не буду ничего специально планировать, как пойдет. И вот дальше как пойдет, и он как раз создал Владимиру нашему Владимировичу очень комфортные условия. Наоборот он чувствовал, мне кажется себя польщенным, что режиссер с мировым именем приехал и снимает о нем и про него и интервью с ним в чрезвычайно доброжелательной манере. Поэтому мы видим, безусловно, разные подходы и разные способы общения с героем. Но, учитывая все-таки существенную напряженность сегодня в отношениях России со множеством стран и множество накопившихся вопросов, я думаю, что поведение Армина Вольфа было вполне оправдано.

Л. Гулько

Ларри Кинга вспоминают.

И. Петровская

Да.

Л. Гулько

Который задавал Путину не менее жесткие вопросы. «Но Ларри, - пишет Алкид из Пензы, - давал возможность ответить».

И. Петровская

Дело в том, что господин Вольф тоже давал возможность ответить. Но только как только он понимал, что это не ответ конкретный, а общие слова или уход вообще в другую тему, тогда он пытался перебить и уточнить. Действительно совершенно не наша журналистская задача – бесконечно гладить по шерстке и предоставлять максимально комфортные условия. И вот мы увидели огромную разницу, когда эту прямую линию, продолжая предыдущие высказывания, вели Кирилл Клейменов и Андрей Кондрашов. Два человека заслуженных в нынешних информационных сражениях. Кирилл Клейменов как мы знаем, взял на себя тяготы предвыборной кампании. Отработал просто на ура. И вошел я думаю в историю определенную. Потому что в новостном жанре, он же вел программу «Время», пожалуй, что таких подводок и таких определенных установок, которые он давал в каждом буквально выпуске и каждой подводке, пожалуй что мы еще не видели. Андрей Кондрашов соответственно и вовсе был удостоен работать в избирательном штабе Путина и был руководителем пресс-службы во время избирательной кампании в его штабе. Также он снял фильм «Путин», который тоже показали многократно и по «России», и по «России-24». Поэтому два заслуженных бойца информационного фронта вот получили такую почетную обязанность, возможность непосредственно модерировать разговор. Но они не просто модерировали, они еще и выбирали какие-то вопросы, которые приятно было бы услышать Владимиру Владимировичу. Ну и просто эти интонации, конечно, это нужно, наверное, или долго над собой работать или быть влюбленным в своего героя, что тоже бывает, безусловно, у многих журналистов, которые с этой влюбленностью во время интервью справиться не могут.

Л. Гулько

Здесь спрашивает Дмитрий Мезенцев, что удивило и поразило в прямой линии или все было банально и обыденно.

И. Петровская

Меня поразило, во-первых, что существенно меньше было так называемого простого народа. То есть прямая линия задумывалась, я еще раз повторяю, что простой народ не всегда был очень прост, который там собирался. В разных пунктах. Специально подобранный, отобранный.

Л. Гулько

Имеется в виду аудитория в студии.

И. Петровская

Нет. Я имею в виду, как раз в этом году они отказались от аудитории в студии. И от ПТС в разных городах тоже отказались. Теперь все возможности…

Л. Гулько

Сидели губернаторы.

И. Петровская

…технические позволяют человеку или вопрос по телефону задать и нам бесконечно сообщали, сколько задали по телефону, сколько видеообращений пришло. Да, самая главная была составляющая этой конкретной прямой линии – это, конечно, то, что справедливо назвали селекторным совещанием, потому как на любой какой-то критический вопрос по отношению к тому или иному региону мгновенно должен был держать слово его руководитель или отраслевой чиновник или министр.

Л. Гулько

Знаете, я слышал от людей, близких к этому такую байку, не знаю, байка это или нет, может быть это легенда, а может быть и правда. Все эти обращения, выход на губернатора путинский он должен был быть неожиданным. То есть все это должно было быть неожиданным для губернаторов. Такая была история и задумка. Но кто-то проговорился.

И. Петровская

Нет, там по-другому.

Л. Гулько

Вот я так слышал.

И. Петровская

Дело в том, что неожиданностью это быть не могло. Потому что буквально перед началом прямой линии корреспондент сообщил, что сегодня руководители всех регионов вынуждены были откорректировать свои планы и ожидать, когда и если дойдет до них очередь.

Л. Гулько

Вот не должно было быть так.

И. Петровская

Ну в смысле как не должно?

Л. Гулько

Должно было быть все неожиданно. Но до этого кто-то где-то проговорился.

И. Петровская

Этого быть не может. Почему – потому что допустим, один из первых вопросов про Томск, что там не дают многодетной матери, как-то затрудняют получение участка. Дальше Путин говорит: а вот у нас томский губернатор. А если в это время томский губернатор на коне по полям скачет. Где же его искать-то.

Л. Гулько

Нашли бы какого-нибудь еще…

И. Петровская

Нет, именно важно, что это было заранее все подготовлено, что они должны сидеть точно так же как министры и ожидать, дойдет ли до них очередь и более того, ожидать, трепеща. Потому как непонятно было, какого рода будет вопрос. И в одном случае можно, конечно, отговориться. А в другом нужно немедленно принять меры. И буквально не прошло и нескольких часов, как уже отрапортовали, что томский губернатор встретился с этой Натальей, не помню, как ее фамилия. До этого вообще ее отфутболивали в течение чуть ли ни нескольких лет. А тут мгновенно мало того, что обещали ей решить этот вопрос, так еще и сказали, что целую программу подготовят для решения этого же земельного вопроса по отношению к другим многодетным семьям. Поэтому тут неожиданностей, это было абсолютно запланировано. В этом была драматургия так называемая этой прямой линии, только это было очень скучно, потому что чиновники так же, как и их непосредственные руководители умеют очень умело и искусно уходить от прямых вопросов. И готовы доложить, а там многие так и говорили: докладываю, рапортую или еще раз доложу в следующем случае. Так что, нет, я думаю, что это было все запланировано и это, кстати, мне кажется, просадило во многом по драматургии и зрительскому интересу, я могу ошибаться, но думаю, что не ошибаюсь. Потому что, во-первых, чиновникам за исключением одного этого самого главного народ абсолютно не доверяет. А, во-вторых, потому что ну даже вот эти подготовленные люди, было интереснее смотреть на них, чем на людей, у которых просто одно из основных профессиональных качеств - это увиливать и стараться обтекаемо чего-то пообещать, или в каком-то одном конкретном случае что-то сделать. То, что от них требовалось и то, что можно было сделать на протяжении уже многих лет. В этом на самом деле, конечно, еще какой-то невероятный парадокс, что идут годы, это была 17-я, по-моему, линия, один был пропуск. И, тем не менее, вопросов не становится меньше. И я не уверена, что это надо считать большим достижением.

Л. Гулько

Давайте мы сделаем перерыв на новости, потом вернемся и продолжим наш с вами разговор.

НОВОСТИ

Л. Гулько

Мы продолжаем нашего «Человека из телевизора». Здесь по следам наших выступлений, во-первых, где можно посмотреть, если не посмотрели интервью Вольфа с Путиным.

И. Петровская

Я думаю, что если вы в соцсетях более-менее активны, вы набираете в любом из…

Л. Гулько

Сейчас это просто

И. Петровская

Да, интервью Армину Вольфу Путина. У меня, например, вся лента моего фейсбука этим забита.

Л. Гулько

Дальше спрашивают: «Скажите, пожалуйста, 53-х минутная версия интервью Вольфу в Ютубе урезана цензурой. Ведь говорили же про полтора часа интервью», - Влад.

И. Петровская

Не знаю, я тоже слышала про полтора, я, честно говоря, не могу, не вспомню, какую я смотрела версию. Может быть и урезали какие-то особые там острые моменты. Кто его знает.

Л. Гулько

Ну может быть.

И. Петровская

У нас может.

Л. Гулько

Да, конечно.

И. Петровская

А еще прекрасная история, просто я вспомнила. Раньше помните, была рубрика «Газета выступила: что сделано». А здесь вот телеканал выступил. Буквально вчера стало известно, что сотрудницу Нижневартовского телевизионного канала типа под названием номер один, может быть они называют «number one», ну пишется именно №1 уволили за то, что она поделилась на «Дожде» телеканале и, по-моему, на радиостанции «Свобода» своим неким недоумением и возмущением в связи с тем, что в детсаду ее ребенка вместе с другими детьми заставляли петь «Мы с тобой, дядя Вова» или что-то в этом духе. Чудовищное по безвкусице произведение. Я тоже послушала. После чего владелец канала господин Каримов, по-моему, его зовут, позвонил, не тот местный…

Л. Гулько

Каримов – вообще распространенная фамилия.

И. Петровская

Да, позвонил или даже не ей позвонил, в общем, короче потребовал, чтобы она уволилась за несоответствие своих политических взглядов в линии канала. А также за то, что она дала интервью оппозиционным СМИ.

Л. Гулько

Такого не было, есть только по собственному желанию.

И. Петровская

Да, ну вот, видимо… Нет, так было сформулировано недовольство. А дальше она должна была уволиться, что она, кстати, и сделала по собственному желанию, написав, правда, какая-то у нее была интересная формулировка. Что именно из-за несоответствия политических взглядов и так далее. И плюс был еще уволен вместе с ней один из руководителей их информационной службы за то, что он такое безобразие, такую крамолу допустил. Вот это к вопросу о действенности, эффективности СМИ. И также мгновенной реакции многих или немногих, а некоторых владельцев, руководителей телеканалов. Вот они так понимают соответствие генеральной линии.

Л. Гулько

Ну да. Вот так.

И. Петровская

Это просто к слову, поскольку человека из телевизора уволили из телевизора.

Л. Гулько

А человека из Ютуба никто никуда не уволит, я имею в виду Дудя, который взял интервью у Михаила Ефремова. Тоже было много всяческих ломаний копий после всего.

И. Петровская

Да.

Л. Гулько

За то, что Михаил Олегович пошутил, как он говорит про Крымский мост.

И. Петровская

Ну тоже очень характерная в тренде, что называется, история. Ну, во-первых, надо сказать, практически каждое интервью Дудя становится поводом для обсуждения. И в первую очередь, конечно, из-за того, что Дудю удается действительно каких-то знаковых персон звать к себе и привлекать и раскручивать. Я не могу сказать, что в этот раз он был очень уж на высоте, мне показалось, что он с Михаилом Ефремовым не очень справился и в какой-то момент не очень понимал, как с ним справляться. Притом, что Миша Ефремов исключительно благожелателен.

Л. Гулько

Как всегда.

И. Петровская

Шутил. Но вот как-то ему мне показалось Юрию Дудю в этот раз само по себе интервью не очень удалось. Но герой при этом безусловно, был невероятно хорош и крут. А дальше вот начал раскручиваться на ровном пустом месте этот скандал, когда кто-то там из думы или Совета Федерации я не помню, ну короче, какой-то такой тоже чиновник, озабоченный госинтересами…

Л. Гулько

Значит смотрят или докладывают…

И. Петровская

Или докладывают. Я думаю, наверное, докладывают.

Л. Гулько

Что они Дудя смотрят что ли.

И. Петровская

Да. Усмотрел в этой шутке действительно Михаила Ефремова, что Крымский мост надо отдать Украине…

Л. Гулько

Довольны будут, будут собирать там деньги за проезд.

И. Петровская

Да, да. И было понятно, что он шутит. Он усмотрел в этом, намеки, то есть признаки, в общем, какой-то государственной если не измены, то безусловно, крамолы.

Л. Гулько

Предательства.

И. Петровская

Предательства, понятное дело. И даже кажется, пытался инициировать какое-то уголовное преследование.

Л. Гулько

Что-то там было такое.

И. Петровская

Но я надеюсь, до этого… Хотя как тут вообще чего можно предугадать и предвидеть. Потому что в своем патриотическом и верноподданническом раже эти люди действительно могут как минимум существенно осложнить жизнь людям другим, которые и, в общем, ни о каких изменах и предательствах не помышляли. Так что надеюсь искренне, что в данном случае не дойдет до того, что Михаилу Ефремову будет что-то такое инкриминировано. Но согласитесь, что это вот какая-то тенденция, да. И очень показательная история. Обязательно находятся эти, на страже стоящие…

Л. Гулько

Которые бегут впереди паровоза.

И. Петровская

Да, которые бегут впереди паровоза и пытаются что-то такое предпринять административное как минимум давление, сколько таких случаев уже было просто я не знаю, не перечесть. А что касается Юрия Дудя, то, конечно, его вот это независимое существование оно в каком-то смысле его оберегает. Хотя я не уверена, что до него не могут добраться.

Л. Гулько

Ну если захотят…

И. Петровская

Если захотят, могут добраться до любого.

Л. Гулько

Ну пока что никого не трогают и никому дорогу не перебегают.

И. Петровская

Ну как не трогают, тем не менее, явная попытка окоротить…

Л. Гулько

Но это же не Дудь.

И. Петровская

Слушайте, я не думаю, что Дудю будет очень приятно, что героя его интервью возьмут, условно говоря, за ухо и проделают с ним какую-нибудь пакость. А это всегда возможно. Это можно перекрывать какие-то каналы, по которым человек гастролирует, выступает. Ну, мы знаем и более крайние, не более, а крайние случаи, когда наши выдающиеся художники просто оказываются если не за решеткой, то под домашним арестом.

Л. Гулько

Просто мне кажется на Дудя там, где все это может произойти, где все решается, не очень обращают внимание.

И. Петровская

Ну вот уже обратили.

Л. Гулько

Не на Дудя обратили, на Ефремова.

И. Петровская

Как не обращают. Вспомните предыдущий скандал, он был более масштабный. Когда у того же Дудя Алексей Серебряков высказался по поводу русской ментальности.

Л. Гулько

Все удары и всё принял Серебряков. Дудь вообще в стороне.

И. Петровская

Дудь в стороне, но это означает, что внимание более чем пристальное. И вспомните, какой тогда был вой поднят. И предлагали Серебрякова чуть ли ни лишить гражданства, уж не говоря о том, что перестать здесь его снимать. Чтобы он, негодяй такой, который русских поливает, не стал бы сало русское здесь есть. И деньги зарабатывать. У нас. Вот пусть там у себя в Канаде сидит и локти кусает. Раз он так выступает и раз он так высказывается по поводу черт российского национального, - национальной идеи он говорил.

Л. Гулько

Кстати говоря, по «Культуре», если вернуться к Михаилу Ефремову идет какой-то детективный сериал.

И. Петровская

Да, «Следователь Тихонов» называется. Это повтор.

Л. Гулько

И тоже я слышал от разных людей, которые имеют отношение к культуре, разное отношение к этому сериалу. Но я смотрю этот сериал иногда. Мне интересен просто Михаил Ефремов.

И. Петровская

Об этом и речь. Вообще где бы он ни появился, пусть даже в какой-то маленькой эпизодической роли, вот он всегда интересен, потому что правда актер, артист от бога. Ну и плюс к этому еще и не просто чью-то режиссерскую волю он выполняет, но еще и человек с довольно активной, что называется, гражданской позицией.

Л. Гулько

Конечно. И он высказался, кстати, и по поводу Кирилла Серебренникова, и по поводу Сенцова. Я, правда, это видел на РБК. А не на основных каналах. Но, тем не менее. На «Кинотавре».

И. Петровская

Кстати, там…

Л. Гулько

Не со сцены, но в интервью кулуарно.

И. Петровская

Между прочим, когда там начался «Кинотавр», то я почитала просто свидетельства многих людей, которые там находятся. Что во время открытия не было никаких слов в поддержку солидарных ни с Сенцовым…

Л. Гулько

Это все ждали.

И. Петровская

Да, но почему-то вроде как по некоему умолчанию решили, чтобы фестиваль сохранить и не осложнять жизнь его организаторам, - не высказываться.

Л. Гулько

Продюсер фильма «Лето» попросил съемочную группу не надевать майки.

И. Петровская

Да, но дальше я читаю постоянно свидетельства моих коллег критиков, которые сейчас в Сочи на «Кинотавре» и более того, я еще даже иногда смотрю какие-то фрагменты. В частности, вчера перед показом своего нового фильма Дуня Смирнова обратилась за милосердием, понятно, что это глас вопиющего в пустыне. Но, тем не менее. Попросила о милосердии тех судей, которые выносят свои вердикты и попросила отпустить товарищей из-под ареста. Слава богу, сейчас нет никого за конкретной решеткой. Но вот сегодня рассматривается очередная, как это называется, в общем, скажем дело, чтобы ускорить, это было рассмотрено по отношению к Кириллу Серебренникову и Юрию Итину или Софьи Апфельбаум. Чтобы до 19 июля они ознакомились со всеми томами этого дела. Сегодня Алексею Малобродскому. Алексей Малобродский только что выписался в очередной раз из кардиологической клиники, и 258 томов, которые составляет это дело, приблизительно как подсчитали адвокаты максимум два в день можно освоить. Безусловно, за этот срок не успеть. Это я просто в продолжение этой темы. И другие там творцы, режиссеры и актеры выступают со сцены и говорят и об Олеге Сенцове и о Кирилле Серебренникове. Так что все-таки вот такая цеховая солидарность, слава тебе, господи, есть. Уж я не говорю о том, как воспринят и принят там фильм «Лето» Кирилла Серебренникова, который многие считают одним из претендентов на может быть гран-при или в любом случае на один из призов. И прекрасный был сюжет через фильм «Лето» о том времени, 80-е, рок-клуб, Майк Науменко, Александр Башлачев, Гребенщиков и все прочие. У Леонида Парфенова на его канале «Парфенон», где он подробно рассказал о том, какое он сам к этому имел отношение. Потому что, будучи студентом вначале Ленинградского университета, а потом уже переехав в Череповец на работу, он специально из Череповца ездил на эти рок-концерты, и соответственно он прекрасно помнит, он застал эту атмосферу времени. И рок был равен свободе. Даже в тех более чем несвободных временах. И он очень точно об этом как-то рассказал. Это я к тому, что, к сожалению, или к счастью, что появляются какие-то важные вещи на совсем других платформах, нежели в телевизионном нашем ящике. Хотя, скажем, вчера я неожиданно наткнулась на совершенно обворожительный фильм, уже очень поздно на Первом канале. Это совместное производство, я забыла, но Франция там точно есть. «Ван Гог». Не видели вы? Аниматоры. Они оживили, то есть они рассказывают о Ван Гоге…

Л. Гулько

Я видел этот фильм раньше.

И. Петровская

Оторваться невозможно. Это просто невероятный по изобретательности, красоте. Когда они оживляют и его картины, и персонажей, которые там присутствуют. Те, кто вчера из-за позднего времени и кстати почему-то Первый канал такие вещи плохо анонсирует. А надо бы. Они умеют. Вот прямую линию анонсировали шикарно.

Л. Гулько

Может быть она когда-то будет мультфильмом.

И. Петровская

Ну я думаю тут пока достаточно… Короче говоря, найдите у Первого канала очень удобный сайт, там архив, там текущие какие-то программы, буквально еще не успела пройти в эфир, она уже выкладывается. Посмотрите, вы получите просто огромное удовольствие. Редко когда телевизор нам сегодня за исключением канала «Культура» дарит вот просто такие шедевры, я считаю.

Л. Гулько

Номер один, только что говорили про Нижневартовский первый, пишут нам и Ханты-Мансийского автономного округа. «Осрамились на всю страну земляки, грустно, вот статья на продвинутом медиа Муксун.fm, пост самой журналистки Терековой». Вот можно на этом Муксун.fm все это найти.

И. Петровская

Смешное название. Муксун, если кто не знает это такая вкусная рыба, которая водится именно там в этом Ханты-Мансийском округе.

Л. Гулько

И еще один вопрос про канал ОТР: «Скажите добрые слова про ОТР и Млечина. Они молодцы и профессионально работают».

И. Петровская

Абсолютно согласна. К сожалению, по-прежнему очень много времени уходит на отслеживание других каналов. Но когда я попадаю на канал ОТР, у меня ощущение, что это какая-то другая страна и другая планета. Я не говорю, как это сделано часто, хотя у Млечина и сделано все очень неплохо. А по темам, по интонациям. Если это дискуссия, а у них идет она в ежедневном режиме, их программа «Прав? Да!», то это совершенно какие-то нормальные люди разговаривают, а не орут, не брызжут слюной. Не топают ногами, не пытаются дать в морду собеседнику. Ведущие не говорят своим гостям «пасть заткни», или вот что-то в этом роде. И тем более не бьют гостей, как это уже случалось в наших эфирах. Норкин в свое время не очень давно отличился, когда полез драться с гостем. Так что я очень согласна с этим. И вот сейчас, когда начнется чемпионат мира по футболу, я думаю, львиная доля эфира будет под это отдана. Я пристально займусь уже ОТР и постараюсь более подробно о нем поговорить. Ну а Леонид Млечин, безусловно, человек, каких мало. Историк, невероятно компетентный, обладает очень притягательной манерой в изложении того материала, а знает он, я не знаю сколько всего. Поэтому, конечно, Леонид Млечин это большое, но уже давно там, приобретение канала ОТР. А до этого мы знаем, что он был на разных других каналах.

Л. Гулько

Ну что же, наше время потихонечку подходит к концу. И, конечно же, мы должны отдать должное ушедшей от нас в другой мир Кире Муратовой.

И. Петровская

Да, это очень горькое известие. Хотя и, в общем, как потом писали люди, - ожидаемое. И лет много, и это конечно, абсолютная какая-то жемчужина была в нашем кино. Если можно так говорить о человеке. Не звучит какой-то пошлостью и банальностью. Совершенно отдельная, совершенно с невероятным своим почерком, с чувством невероятного собственного достоинства и тоже, кстати, дорогие друзья, я вас призываю, если вы пропустили, посмотрите, канал «Культура» в эти дни показал фильм Петра Шепотинника о Кире Муратовой. Где она рассказывает и о себе, о своих принципах, творческом методе. И вы не оторветесь, ей-богу, потому что Петр Шепотинник тоже глубокий, тонкий исследователь кино, критик и давно делает свои фильмы и программы. Поэтому, конечно, все уже состоялось, Киру Георгиевну Муратову позавчера, по-моему, похоронили в Одессе. Но я думаю, что ее кино, ее фильмы будут жить. Сколько живут вообще поклонники и почитатели настоящего кино. И в этом смысле она свою миссию на этой земле исполнила сполна и исключительно достойно.

Л. Гулько

Вечная память. И мы отдаем должное Кире Муратовой. Памяти Киры Муратовой и ставим песню «Белеет парус одинокий» из кинофильма Киры Муратовой «Долгие проводы».

ПЕСНЯ


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024