Человек из телевизора - 2018-04-28
К. Ларина
―
11 часов 05 минут. Добрый день. Это программа «Человек из телевизора». У нас сегодня такая дислокация. Я – Ксения Ларина в студии «Эхо Москвы». Вместе со звукорежиссером Александром Смирновым. А где-то на севере у нас Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя.
И. Петровская
―
Доброе утро. Слышно прекрасно.
К. Ларина
―
Мы в таком формате уже работали, я думаю, что и тут справимся. Нам все равно, где мы находимся. Главное – что мы всегда вместе.
И. Петровская
―
И в телевизоре.
К. Ларина
―
Нашим слушателям я лишь напомню наши средства связи, которыми я тут окружена. Sms +7-985-970-45-45, Ютуб-канал который транслирует в данном случае меня в студии. И, конечно, Иру в звуке. И вы, дорогие друзья также можете участвовать в чате Ютуба. Я вижу, там уже идут какие-то реплики, приветствия из разных городов мира. Приходите, мы всегда вам рады. И по традиции также я открыла ветку прямого эфира у себя на странице в фейсбуке. И там, поскольку я это сделала дома перед отъездом на работу, здесь уже есть кое-какие реплики, на которые тоже можно обратить внимание. Ну что мы скажем, с чего начнем. Вчерашний день был невероятно тяжелый для тех, кто следит за делом «Седьмой студии». За театральным делом, за судьбой фигурантов. И в данном случае за судьбой Алексея Малобродского, который находится в СИЗО уже 11-й месяц. В мае будет 11 месяцев. Собственно, самому делу уже почти год, в мае все и началось потихонечку. И вчера была совершенно жуткая история, когда дали надежду человеку и его близким и друзьям, что вроде как готовы отпустить его под домашний арест, но в итоге судья и прокуратура решили по-другому. И Алексея оставили в тюрьме. Если говорить о том, как это событие освещалось в СМИ, я вам скажу честно, я давно не смотрю уже федеральные каналы, может быть, Ира что-то видела. Но могу сказать огромное спасибо каналу «Дождь» как обычно и каналу RTVi. Которые вчера присутствовали и на заседании суда и общались с теми, кто поддерживал Алексея Малобродского. Общались с адвокатами, в общем, вместе с нами, с друзьями Алексея также переживали то, что там происходило. Ира.
И. Петровская
―
Я не смотрела вчера федеральные каналы, поскольку была, что называется, в небе. Но когда я открыла Интернет и стала смотреть и читать то, что написано, я не поверила своим глазам. И, честно сказать, я давно не испытывала такой обескураженности. До этого были бессилие, ярость, гнев, что угодно. Здесь это просто в принципе не укладывается в голове. То есть обнадежить человека, безусловно, обнадежить. Потому что только что было судебное заседание. Ничего ему не изменили. Меру пресечения. Отложили, вернее через два что ли месяца. И вдруг, пожалуйста, обнадежили, привезли в суд. Зачем? И я читаю эту ветку нашу фейсбучную, где буквально каждый второй пост именно этот вопрос. И именно это ощущение страшное какого-то уже совершенно изощренного садизма и издевательства. То есть совершенно понятно, ты-то была там, а я вот читаю то, что пишут очевидцы. Что Алексей Аркадьевич приехал в суд с явным уже намерением покинуть после этого заседания СИЗО. И как минимум оказаться под домашним арестом. В голове не укладывается.
К. Ларина
―
Я думаю, что он знал, конечно, о том, что ему есть такой шанс. Но насколько я знаю, они с адвокатами не встречались. Они не сообщали это решение Следственного комитета. Но ты знаешь, к нему очень хорошо относятся в СИЗО. Его там все знают, все поддерживают. Я думаю, что у них налажена там система оповещения. И если есть такая весть, что Следственный комитет готов отпустить под домашний арест и следствие будет ходатайствовать об этом в суде, то конечно он об этом знал и, безусловно, надежда была. Но я хочу сказать, это даже было видно, потом многие, кто смотрел репортажи по телевидению, по «Дождю», большой сюжет был вчера у Миши Фишмана вечером в программе «И так далее». Это я специально говорю, чтобы люди не думали, что мы говорим об отвлеченных вещах. Все это связано все равно с телевизором, так или иначе. Я хочу сказать, что он уставший, конечно, Алексей, это было видно, что силы его уже на исходе. Я очень боюсь, чтобы это все не кончилось плохо. Чтобы он все-таки это пережил. Потому что так деморализовать человека это действительно ты права, какое-то особое иезуитство, особый садизм. Ужасно.
И. Петровская
―
Но видишь, наша коллега Зоя Светова, это ее тема, она занимается и этой системой, и правозащитой. Она написала, что в принципе следователь и следствие могут сами изменить меру пресечения, что для этого необязательно обращаться в суд.
К. Ларина
―
Я думаю, что Зоя в данном случае не может быть экспертом. Все-таки этот весь сюжет согласован с адвокатом, я думаю, что они точно знают, какие там юридические нюансы существуют. Так что чего тут говорить. Он там тоже писал жалобу, просил его перевести на подписку о невыезде. Там есть свои нюансы, что может следствие, что может суд. На что может жаловаться обвиняемый, фигурант дела и так далее. Но в любом случае, что называется, утремся и дальше попремся. Не бросаем. Я хочу повторить то, что всегда говорю, когда мы эту тему затрагиваем. Что все равно важна публичная поддержка. Важен общественный резонанс. Ни в коем случае нельзя забывать, молчать, чтобы сохранить жизнь человеку. Вот буквально так. Потому что в тишине и в темноте могут вообще так закопать, что и следов не найдешь и мы такие случаи знаем трагические. Конечно, всплывают в памяти судьбы и Василия Алексаняна, и Сергея Магнитского. А сколько людей, которых мы не знаем, которые неизвестны широкой публике. Которые также сгинули что называется. Ну тут одновременно, Ира, у нас каждый день новость из судов или из СИЗО. Обсуждали тему Никиты Белых, который вчера присутствовал в зале суда апелляционного, и ему плохо там стало и заседание перенесли. «Скорую» к нему вызывали. Это просто какой-то уже морок, который не кончается. Каждый день издеваются над людьми.
И. Петровская
―
Да, притом, что наказание некоторым как Малобродскому назначено раньше, чем выйдет уже окончательно приговор и судебное определение, а Никита Белых тоже провел изрядное время под следствием. А теперь уже осужденный. И жалко его тоже до слез, безусловно.
К. Ларина
―
«Какое интервью с Хабенским получилось интереснее, - спрашивает Владимир в чате Ютуба, - у Познера или у Дудя? А также на RTVi Андрей Макаревич был в гостях у Тихона Дзядко и Алексея Пивоварова».
И. Петровская
―
Угу.
К. Ларина
―
Ты можешь ответить на что-нибудь?
И. Петровская
―
Я могу. Мне кажется, что интереснее, как ни странно получилось у Познера при этом. Потому что это редкий случай, когда гость был Владимиру Владимировичу интересен. И он по-моему знал, чем он занимается. То есть знал его довольно хорошо. И поэтому мне показалось, во всяком случае, это был один из немногих этого сезона эфиров, который у Познера мне кажется, вполне удался. А у тебя какое ощущение?
К. Ларина
―
Я тебе скажу так аккуратно, чтобы никого не обидеть. У меня общее ощущение разочарования от самого как бы интервьюируемого. Мне почему-то казалось, что он интереснее. Вот так я скажу.
И. Петровская
―
Самым интересным он был для меня, по крайней мере, когда я в каком-то смысле его открыла. Не помню в прошлом, позапрошлом может быть году, у Бермана с Жандаревым. «На ночь глядя». Когда я вдруг увидела глубокого думающего рефлексирующего человека.
К. Ларина
―
Да, я тоже помню тот эфир. Ты права.
И. Петровская
―
Да, и вот это было самое удачное. Тем не менее, поскольку я выбирала из двух, то мне Познер в данном случае показался более удачным.
К. Ларина
―
К сожалению, я не видела Андрея Макаревича на RTVi у Тихона Дзядко и Андрея Пивоварова. Это их рубрика, видимо, на троих. Но надо посмотреть, всегда интересно. С Андреем разговаривать непросто. Скажу я. Хотя он никогда не отказывает и, во всяком случае, к тем людям, которым он доверяет, радиостанция «Эхо Москвы», это безусловно, то самое СМИ, которому он доверяет, учитывая, что он в программе «Особое мнение» у нас появляется и в других программах. Он всегда с готовностью отвечает на любой вопрос. Но разговаривать с ним непросто. Не знаю, как еще поподробнее объяснить. Но непросто. Бывают такие люди. Вроде бы готов человек с тобой поговорить. И доверяет тебе. Но говорить с ним непросто. Так что то, что касается RTVi, обязательно посмотрим. Я вообще RTVi тоже хочу сказать, что для меня это просто все интереснее и интереснее развивается этот телеканал. Всех тоже хочу призвать включить его в пакет своих телевизионных интересов. Очень оперативно работают, и если вы готовы новости смотреть и с расширением что называется, с подробностями, с комментариями, экспертными мнениями, то этот канал и сквозной эфир, который они так грустно назвали достаточно скучно, нет в этом изящества в этом названии. Тем не менее, сквозной эфир, по-моему, 3 или 4 часа идет в ежедневном режиме. Это, конечно, здорово. Молодцы. Ну вот эта программа на троих тоже хорошая.
И. Петровская
―
Давай уж коли мы не раз вспомнили канал «Дождь», поздравим его с очередной датой.
К. Ларина – С 8
―
летием.
И. Петровская
―
Да, телеканалу «Дождь» исполнилось 8 лет, год идет за три, наверное, и телеканал этот пережил столько разных уже катаклизмов. Но надо отдать должное его руководству, его основному костяку, там основной части коллектива, что они, конечно, молодцы. Они держатся в самых тяжелых обстоятельствах. Они вынуждены, разумеется, выживать и придумывать разные схемы. Я, кстати, посмотрела на РБК, как раз в день, когда телеканал отмечал свой праздник и устроил действительно, как обычно они устраивают не только для своих випов гостей, но и для своей основной аудитории, они устраивают праздник. Там выступал Шевчук в том числе. В этот ровно вечер Наталья Синдеева была на канале РБК и рассказывала о том, как они организовывались, как они жили, как живут. Кто произвел на меня самое позитивное впечатление – как раз Наташа Синдеева, которая вместе с каналом тоже исключительно выросла за этот непростой для канала срок.
К. Ларина
―
Я согласна с тем, что ты говоришь. И без «Дождя» жизнь была бы совсем суха. Во всех смыслах. Они, конечно, держатся и молодцы. Но очень тревожно все. Тревожно почему - потому что, что называется, денег нет, но вы держитесь. Я вижу, как там люди расползаются. Мне очень жаль, что ушел Сергей Медведев оттуда. Который вел авторскую программу «Медведев». И он блестящий был интервьюер и если говорить о таком редком жанре, все его передачи я всегда с удовольствием смотрела. Сейчас он ушел с «Дождя» и кстати тут можно плавно перейти к еще одному полю телевизионному интернетному, это «Настоящее время» канал, который, судя по всему, собирает уже хороших профессиональных людей. Поскольку у Сергея Медведева там есть своя авторская программа. По-моему, называется «Археология». В еженедельном режиме выходит. Это его новый проект. Я думаю, что за этим нужно следить. А что касается «Дождя», я подумала в который раз, все-таки профессиональные люди, они профессиональные люди. И ужасно обидно, что их не все видят. Я в данном случае говорю о Михаиле Фишмане, программу его стараюсь не пропускать «И так далее». И вчера у него было большое интервью с Алексеем Навальным. Ты, наверное, не видела.
И. Петровская
―
Уже нет. К сожалению, или еще нет. Потом конечно посмотрю.
К. Ларина
―
Это большое умение – разговаривать и особое умение - разговаривать с политиком, с ньюсмейкером, которому ты симпатизируешь. Но при этом не обходить какие-то острые вопросы, которые могут его как бы задеть или в чем-то раздражать. Но короче выполнять свою журналистскую работу. И все сомнения, связанные с этим человеком или его публичными поступками не бояться озвучить. Но при этом, понимая, что это твой практически товарищ. И я всех отсылаю к этому разговору, Ира, тебе говорю, в Интернете обязательно посмотри это интервью. Оно важное. Потому что там проговариваются все те сомнения, которые возникают в отношении стратегии Алексея Навального у многих людей, скажем так, либеральных взглядов. И здесь на все эти вопросы Алексей отвечает. В том числе и про невозможность объединения всех со всеми. Он объясняет, почему. И про его упорство в отношении уличных протестов, уличной политики. Он считает ее единственно верной, единственно правильной. В любых случаях. В общем, хороший разговор, очень такой плотный. Полчаса идет, просто отлично.
И. Петровская
―
Но я бы тогда, видишь как мы крючочками, такое общее вязание, кольчугу. Через и канал «Дождь» и РБК, и «Настоящее время» перешла бы к одной из важнейших тем прошедшей недели – это к тому, как освещалась Армения. Армянские события. На федеральных каналах и на остальных каналах эфирных. И не эфирных. И это, конечно, тоже какое-то определенное новое слово в нашем искусстве пропаганды. Потому что я внимательно следила за этим. Кстати, у тебя на странице в фейсбуке этот вопрос задают. Как освещалась Армения. Так вот это что-то невероятное. Конечно, мы знаем, что бывают события, про которые федеральные каналы не рассказывают. Но чтобы почти 10 дней не замечать вообще того, что происходит в Армении, а там всем известно теперь, уже шли по нарастающей акции протеста. Весь город, весь Ереван, в котором один миллион жителей, из них 100 тысяч вышли на улицы. Потом, что называется, забастовали замитинговали другие города. И понятно было, что это чем-то кончится. Потому что требование митингующих и протестующих было – отставка Сержа Саргсяна, который захотел после двух сроков президентства пойти в премьер-министры. И был назначен парламентом. И это армянскому народу показалось, во-первых, абсолютным бесстыдством, а, во-вторых, они много каких претензий к своему руководителю накопили и за годы его президентства. И было понятно, что это закончится либо разгоном и не дай господь кровопролитием. Либо – во второй вариант не верилось вообще. И, тем не менее, Серж Саргсян, видимо, не знаю, либо посмотрел на все это и решил сам уйти, либо по какому-то совету. Не знаю. Это нас собственно уже не волнует. Но выполнил, так или иначе, требования протестующих. И в результате произошла эта, как ее называют «бархатная революция пешеходов». И в течение всего этого времени, когда федералы молчали, не знаю, как ты, а я неотрывно смотрела то «Настоящее время», то «Дождь», то РБК...
К. Ларина
―
Евроньюс, кстати, еще можно отметить. Поскольку они практически в режиме онлайн передавали все, что происходило в Ереване, что тоже важно.
И. Петровская
―
Более того, я еще какие-то обнаружила, мы не знаем, как назвать, платформы, не платформы, например, «Романов ньюс», какой-то неизвестный мне, может быть блогер, может быть журналист. Тоже вот в таком почти онлайн режиме вел с площадей улиц Еревана свои репортажи. И свою трансляцию. Это было невероятное по накалу, по всему, по эмоциям зрелище. Потому что действительно люди совершенно мирно протестовали. Им отвечали, они не сердились, не давили их автомобилисты, которым они мешали проехать. Например, был замечательный эпизод, не помню, кто показал. Когда стали уже арестовывать, хватать участников протеста и не хватило автозаков. Тогда решили привлечь рейсовые автобусы. И вот прекрасная сцена, когда в простой обычный желтого цвета старенький автобус запихивает людей полиция, а за рулем сидит очень-очень пожилой человек водитель, опустив, вот так положив руки на руль, а голову на руки. И полицейские его уговаривают ехать. А он посидел, посидел, потом выключил мотор, вышел и пошел к протестующим. И меня больше всего поразило, как нежно с ним общались полицейские. Хотя не слышно было, конечно, что они ему говорят, а если и говорили, то по-армянски, но почти наверняка это было вот так. Очень приобняв держал полицейский, явно говорил: «Отец, ну давай уже поедем». А отец ничего не говорил, пошел себе к протестующим под аплодисменты. Это какие-то невероятные сцены этого вот народного какого-то единения в едином порыве. И, наконец, наступает развязка.
К. Ларина
―
Пока еще не наступила.
И. Петровская
―
Нет, я имею в виду развязка в этой конкретной истории.
К. Ларина
―
В этом сюжете.
И. Петровская
―
Когда протестующие требуют отставки, а все остальные зрители наблюдают, чем это все закончится. И вот когда уже стало известно, что он таки подал в отставку и даже написал обращение к нации и пожелал нации всей стране процветания, мира и гармонии. Стало понятно, что теперь уже и федеральным никуда каналам-то не деться.
К. Ларина
―
И что пропагандировали? Как рассказывали. А были все эти общественно-политические шабаши. Они как-то касались темы Армении. Потому что я это не видела.
И. Петровская
―
Первый общественно-политический шабаш состоялся ровно в этот день. К вечеру. Это было как раз ток-шоу «Время покажет».
К. Ларина
―
Наше любимое.
И. Петровская
―
И самое было забавное, естественно, ведущим пришлось просто от печки плясать и пересказывать своими словами, что происходило в эти дни. Причем очень смешно, что они сказали, что давайте сегодня коснемся самой актуальной темы последних 8-10 дней. И это выглядело просто комично, потому как самую актуальную тему последних 8-10 дней также совершенно откровенно игнорировали и не замечали каналы. Дальше было в развитие этого сюжета, я имею в виду сюжета ток-шоу, когда один человек с армянской фамилией, какой-то историк, профессор вдруг начал говорить, что все это неслучайно, и что все это произошло по звонку из США. Потому что известно, что в Америке влиятельная очень многочисленная армянская диаспора.
К. Ларина
―
А как по звонку, типа тревожная кнопка.
И. Петровская
―
Нет, звонок якобы был Саргсяну с рекомендацией выполнить требования и уйти. И вместо того чтобы закричать «да, да, конечно», ну как всегда, у нас же все делается практически, если что-то такое мы не любим, не знаем, не понимаем, то у нас все по звонку, за печеньки и так далее. Но тут неожиданно сам этот Артем Шейнин закричал: «А по-вашему что, и всем демонстрантам позвонили?» Даже речи не может быть ни о каком американском и западном влиянии. Потому что Армения наша, наш союзник. Наш брат, наша сестра. И так далее. В общем, выглядело это ну, по меньшей мере, курьезно. Вся эта история, которую пришлось буквально на словах так или на пальцах рассказывать и описывать то, что не замечали в течение долгого времени. Потом был еще прекраснейший Кирилл Клейменов, который когда перешел, третий был сюжет по-моему в программе «Время», он сказал, что «бархатные революции» - ему не нравится этот термин. «Не могу ничего с собой поделать», – сказал ведущий информационной программы. Не нравится мне это. Но с другой стороны это их дело. Дело братского народа. И после этого уже показали вполне неплохой сюжет, где было понятно, что это не просто какая-то буча, а это правда массовые выступления, ликование. И так далее. В общем, сами себя реально, умалчивая, замалчивая в течение стольких дней, сами себя высекли. Потому что выглядели потом ну просто реально глупо. Рассказывая о самом актуальном спустя 8-10 дней после того, как это актуальное все началось.
К. Ларина
―
У нас сейчас будет перерыв на новости. Ира, оставайся с нами. Я после новостей немножко прочту интересные реплики и вопросы от наших слушателей на разных средствах связи. Ладно?
И. Петровская
―
О’кей, да.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу. Ира, ты здесь?
И. Петровская
―
Я здесь.
К. Ларина
―
То, что пишут, наши слушатели мне напомнили в чате Ютуба, Светлана пишет: «На ТВ-3 передача «Искусство кино» с Антоном Долиным. Прошло всего два выпуска. Пока интересно». Да, это проект совместный канала ТВ-3 и журнала «Искусство кино», где Антон Долин является главным редактором. И это очень интересный проект. Это не «Кинопанорама» в ее классическом смысле. Здесь меньше говорят об искусстве актерского мастерства. И меньше звезд присутствует в качестве каких-то популярных людей. Но такой сущностный разговор о кино и что мне, интересно о каких-то новых технологиях, о которых мы можем пока только так узнавать из уст профессионалов. Мне кажется этот проект очень интересный. На него обратите внимание. Опять же для этого совсем необязательно включать канал ТВ-3, смотреть расписание, когда появится программа. Откройте сайт канала, вы там увидите эту передачу. Сразу же после выхода в эфир она появляется на сайте. Сейчас в этом смысле все просто. И еще пишет наш слушатель Владимир: «Временами заглядываю на телеканал «Настоящее время», в 21.00 это час Тимура Олевского, и на Матвея Юрьевича. Украинский канал «Прямий». Даже когда говорят на украинском, все равно понятно.
И. Петровская
―
«Прямый», нас поправляли, мне кажется.
К. Ларина
―
Давай по-русски, перейдем на русский язык – «Прямой». И все. А еще про Матвея тоже стоит напомнить, про Матвея Юрьевича Ганапольского, который является тоже видеоблогером уже, у него свой канал в фейсбуке FEEDBACK. Каждый день в 16 и в 22 часа он выходит в прямой эфир для того, чтобы обсудить все главные события актуальные сегодняшнего дня. И делает он это не один сам с собой, а с людьми, чье мнение ему кажется интересным. Тоже люди, которые собственно, все повторяются, они у нас часто выступают. Так что вот.
И. Петровская
―
И уж к этому еще один крючочек и петельку, потому что еще и «Парфенон», который растет и развивается, это тоже видеоблог Леонида Парфенова. И в нем такой спецвыпуск был, где была показана первая серия, первый фильм «Русские евреи», который до этого Леонид Парфенов показывал в кинотеатрах, в частности в «Пионере». Много ездил с ним по разным городам и странам. Но, по-видимому, до федерального эфира эта работа шансов не имеет дойти. Хотя я не понимаю, почему. Она совершенно не политическая. Это очень интересный культурно-просветительский проект. Тем не менее, сколько времени прошло, может быть, там какие-то определенные оговорены условия, когда можно показывать, когда закончится прокат. Но явно он уже закончился первого фильма, по крайней мере. И вот если вы хотите увидеть этот фильм, то, пожалуйста, идите на видеоблог Леонида Парфенова, программа его, можно называть программа, да «Парфенон»…
К. Ларина
―
Я думаю, что это уже авторская программа, которая выходит на авторском канале.
И. Петровская
―
На авторском телевидении. Леонид Парфенов, кстати, на заре туманной юности, там он вначале был, тогда еще называлась редакция пропаганды и делал свои «Портреты на фоне», если ты помнишь, были прекрасные программы. А потом работал на авторском телевидении. Видишь, как закольцовываются сюжеты.
К. Ларина
―
Тут еще спрашивают про фильм Хабенского «Собибор». Смотрели ли мы. Мы не смотрели еще. Я знаю, что смотрел Николай Сванидзе и буквально вчера после нашего эфира он записывал программу «Цена победы» с Виталием Дымарским и Владимиром Рыжковым, где они говорили об этом событии историческом. Этом восстании в концлагере в Собиборе. И говорили о фильме. Потому что Коля его видел, ему очень понравилось. Про фильм Хабенского разные ходят отзывы. Я читала и критику уже и мнение профессиональных людей. Здесь разное. Но меня лично удивило про другой фильм, про фильм «Тренер» Данилы Козловского очень хорошие отзывы. В частности люди, которым я, например, лично доверяю и вкусам, как например Борис Берман. Он очень этот фильм хвалил. Так что на это стоит обратить внимание. А там еще, кстати, Ира, мне знаешь, что еще прислали. Прислали какую-то новую передачу в интернетах, которую ведет Олег Меньшиков. Ты не видела?
И. Петровская
―
Да, я видела маленький кусочек. Сейчас попытаюсь вспомнить, с кем это было.
К. Ларина
―
Это было с Данилой Козловским. То, что мне прислали сегодня.
И. Петровская
―
Да, да. Ну, честно говоря, я пока не уловила чего-то такого особо оригинального. А самое главное, я пока не почувствовала, пока – я подчеркиваю, некого интервьюерского потенциала в Олеге Меньшикове. Мне кажется это тот случай, ну потому что артист, известный артист, когда люди привыкают солировать и вот это надо преодолеть. А сам Данила Козловский мне показался очень интересным каким-то тоже непростым совсем человеком. И спокойным, взвешенным. Каким-то таким ну тоже вдумчивым. Как в свое время таким же мне показался, не таким же, но это же слово я употребила – Константин Хабенский у Бермана с Жандаревым.
К. Ларина
―
Тут кстати Хабенского еще хвалят у Урганта. Говорят, что там он был лучше всех. Из всех перечисленных форматов.
И. Петровская
―
Ну потому что видимо, такая карнавальная среда немножко. И она способствует. У Урганта часто довольно бывают любопытные именно такие вот короткие общения с разными казалось бы, вдоль и поперек знакомыми изученными людьми.
К. Ларина
―
Пишет нам Татьяна Бондаренко. Это я смотрю уже нашу страницу в фейсбуке, где вы пишите свои отклики. «Интервью у Дудя как всегда интересное. Цекало, Хабенский – талантливые хорошие симпатичные. Но уж очень аккуратные, осторожные. Понятно, что в Хабенского фонд, чувствуется самоцензура. Интересно, это поведенческое или уже в органике». Не знаю, я соглашусь, конечно, с осторожностью. Это именно то, что и меня смущает, когда мы обсуждаем сегодня интервью Хабенского разным людям. И Дудю, и Познеру. Цекало тоже у Дудя был. Я видела это интервью. Ну, вроде все ничего, но как-то мне кажется, что сегодня ну нельзя так. Лучше вообще не выходить тогда. Я, конечно, в этом смысле радикальный и непримиримый. Но когда такой фонд, в котором ты варишься все время, ну включаешь телевизор, думаешь, блин, из какой это жизни вообще. Где вы, вы что, не знаете, что происходит. Ребята, вы же это обсуждаете у себя небось, в коридорах. Правда же. И это событие. И это. И это дело театральное. И тут такое. И тут цензуру. И прочее. Мединского того же. А тут - ни фига – очень осторожные. И слово «политика» их пугает совершенно, они отшатываются как от какой-то мыши дохлой. Ну, братцы, вы же в этом живете и вам жить тут дальше.
И. Петровская
―
Да понимаешь, я совершенно не уверена, что они в этом живут. Я не знаю, по крайней мере, тот же Дудь, но он, по-моему, это декларировал, что помимо всей политики, существует вот просто жизнь, что-то такое интересное и он это старается доносить. В том числе интересных людей. И мне кажется, что из какого-то относительно нового поколения довольно большое количество людей живет вполне себе, абстрагируясь от вот этой ситуации, которая нам разрывает сердце, душу и спать не дает и так далее. Они как-то умудряются существовать параллельно и, честно сказать, я не знаю, хорошо это или плохо, для них, наверное, неплохо.
К. Ларина
―
Но это же их товарищи. Ну как же. Они что, не думают о том, что это может в любую секунду и с ними произойти. Ведь сегодня, в конце концов, надо это признать, так действительно может произойти с любым человеком.
И. Петровская
―
Да, это называется «на этом месте мог бы быть я».
К. Ларина
―
И никто тебя не защитит в том смысле, что не защитит тебя твоя позиция, вон у нас Юра Итин, пожалуйста, тебе пример. Который также сидит под домашним арестом, один из обвиняемых по делу «Седьмой студии». У него есть государственные награды. Он в Кремле получал орден. Он вообще человек исключительно лояльный по отношению к нынешней власти. И не раз об этом говорил. И для него это служение театру Волкова сравни служению России. Он вообще по своим убеждениям государственник и патриот. Ничто тебя не спасет, если ты попадаешь в эту мясорубку. Ничто. Никаких нет охранных грамот.
И. Петровская
―
Да, каждый думает, что как-нибудь именно аккуратность, осторожность его возможно каким-то образом обезопасит. Я не радикал, поэтому я не могу даже обвинять людей…
К. Ларина
―
А я не обвиняю. Я просто на эту тему размышляю. Вслух.
И. Петровская
―
Да, все понятно. На мой взгляд, сегодня уже довольно дорогого стоит, если люди просто не совершают подлостей. В том числе не говорят каких-нибудь гадостей в адрес товарищей, которые попали в такой переплет и такую беду. И это уже определенная заслуга. Увы и ах.
К. Ларина
―
Хвалят канал Ганапольского. В фейсбуке. Матвей, ты слышишь, тебя хвалят. Не я хвалю тебя, не я, подруга твоя. А хвалят слушатели и зрители. Это же так важно. Я тебе передаю в прямом эфире, что твой канал хвалят твои поклонники. Еще раз повторяю, канал в фейсбуке FEEDBACK называется. Каждый день в 16 и 22 часа.
И. Петровская
―
Но мне кажется, еще знаешь, в чем причина, помимо того, что, конечно, Матвей человек профессиональный, люди сегодня особенно нуждаются и вообще изголодались по какой-то искренности. А чего-чего, а искренности у Матвея довольно.
К. Ларина
―
Пожалуйста, вообще у нас мир полон любви. На этой неделе. Ну, во-первых, Армения прекрасная, которая возбуждала только какие-то светлые чувства. Когда смотришь на это огромное скопление народа. И даже не хочется его называть толпой.
И. Петровская
―
Нет, нет. Не толпа.
К. Ларина
―
Невероятный вид огромного количества людей в Ереване.
И. Петровская
―
Танцующих, поющих, обнимающихся.
К. Ларина
―
Прекрасно. А потом обнимающиеся и целующиеся лидеры двух корейских держав, они даже за руки держались.
И. Петровская
―
Это вообще что-то, уму непостижимое.
К. Ларина
―
А целующие и обнимающиеся трепетные, очень нежно друг к другу относящиеся Трамп и Макрон, которые сдували друг с друга пылинки просто. Разве ты не обратила на это внимание?
И. Петровская
―
Нет, я обратила на это внимание.
К. Ларина
―
Высокие отношения.
И. Петровская
―
Не обратить было невозможно, и уже в Интернете сделали такие подборки целые, как они в разных интерьерах идут, взявшись за ручку. Обнявшись, целуясь. Действительно в прямом смысле сдувая пылинки, хотя было сказано перхоть, это было неприятно. Ну, неважно.
К. Ларина
―
Я посмотрела, я без звука все смотрела нарезку вот этих чудесных прикосновений. И мне было так прямо даже сентиментально. Смотри, как трогательно.
И. Петровская
―
Еще сентиментальное, как выходили со своим новым ребеночком принц и герцогиня. Причем это же ритуал, ты понимаешь. Не скрывать своих детей, не прятать их в каких-то крепостях или где-то, а именно в первый же день, когда ребеночек только-только вылупился, выйти к своему народу и вот показать. Это как-то производит невероятное впечатление. Согласись.
К. Ларина
―
Меня тут поправляют. Название передачи Матвея не «Федбэк», а «Фидбэк». Да обратная связь. Спасибо большое. Вы меня поправляйте, поправляйте. Помнишь, как в фильме «Карнавал», как она предлагала Абдулову «кофа». Он говорит, что правильно говорить «кофе». Она говорит: ты меня поправляй, поправляй.
И. Петровская
―
Вот-вот. Но надо языки еще учить нам.
К. Ларина
―
Ой, говорят, сейчас изобрели такие наушники в Гугле, которые тебе 40 языков, ты надеваешь наушники…
И. Петровская
―
И сразу все 40.
К. Ларина
―
И можешь общаться с любым иностранцем абсолютно спокойно. Так вот это хорошо. Как Евгений Леонов, помнишь, во сне учил задание. В фильме «Большая перемена».
И. Петровская
―
Он историю учил.
К. Ларина
―
Да.
И. Петровская
―
Германия была аграрной страной. Да, да.
К. Ларина
―
Ира, теперь впереди же большие праздничные бездельничные недели. Хотя они наполнены, как я понимаю, стержнем идеологическим. Стальным. Первый стержень будет Первомай, второй – инаугурация президента. И третий – это будет 9 мая. Между ними обещают пролезть, просочиться акции протеста согласованные, несогласованные. И я думаю, что есть, за чем следить на следующих уже праздничных днях. Поскольку тут уж дефицита в острых ощущениях точно у нас не будет наблюдаться. Какие у тебя ожидания от этих событий?
И. Петровская
―
От событий протестных?
К. Ларина
―
Всех вместе. И протестных, и праздничных, и инаугурационных.
И. Петровская
―
Инаугурационные мы будем обсуждать аж даже не на следующей, а через неделю. 9-е - во-первых, мы будем обсуждать, безусловно, еще через две получается недели. А 1 мая у него никаких особых, я знаю прекрасно алгоритм различных…
К. Ларина
―
Советское кино опять.
И. Петровская
―
Советское кино. Мир, труд, май. Концерты, весна, любовь. Что касается каких-то акций, то совершенно не факт, что нам их покажут на федеральных каналах. Мы знаем, что много теперь способов, включая просто тотальное молчание по поводу каких-то важных событий. Единственная радость моя, если ничего такого не произойдет, - что в эти дни не будут выходить эти регулярные ток-шоу. Поэтому будет некоторое отдохновение от этого ора, крика, агрессии и бесконечного унижения в этих программах Украины, что тоже уже приобретает, он давно неприличный этот оттенок, а сейчас уже тоже это доходит до абсолютного маразма. Что бы в мире и стране ни происходило, главная тема – это все равно уесть Украину и обязательно найти что-то, что будет всеми безоговорочно осуждено. Это, конечно, удивительный тренд, причем уже не первый год на нашем телевидении.
К. Ларина
―
«Очень хочется поблагодарить «Культуру», - пишет Надежда, - за две утренние передачи. В 6.30 – «Легенды мирового кино» с Константином Карасиком. И сразу за ней в 7.00 – передача о Москве «Пешком» с Михаилом Жебраком. Ни разу еще не повторились, хотя программы идут каждое утро по рабочим дням. И эти передачи достойны телевизионной награды». Но мне кажется, телевизионной награды достойна наша слушательница Надежда, которая каждое утро с 6.30 смотрит передачу «Легенды мирового кино» и в 7.00 – программу «Пешком». Это конечно стоит уважать за это.
И. Петровская
―
Программу «Пешком», видимо, в отличие от Надежды я еще не легла в тот момент. А не чтобы встала даже. И правда, это такая познавательная и очень симпатичная программа. Ну, мы уже говорили про то, что на «Культуре» время от времени выходят вполне себе достойные программы. И вот там, кстати, тоже в твоей же ветке на фейсбуке нам предлагают отметить программу «Ближний круг». Прочитай кусочек.
К. Ларина
―
Я не найду. Скажи мне.
И. Петровская
―
Там говорят о том, что была очень хорошая программа. Это то, что ведет Анатолий Малкин.
К. Ларина
―
Я смотрела, знаешь какую хорошую передачу. С Владимиром Ивановым. Совершенно прекрасный легендарный педагог Щукинского училища. У него невероятное количество талантливейших учеников. Народных и заслуженных. И у них была передача «Ближний круг», которую я смотрела с большим удовольствием. Там все звезды Вахтанговского театра, студенты. Очень симпатичная программа. Ира, мы должны заканчивать.
И. Петровская
―
Так быстро.
К. Ларина
―
Да, потому что хочу уже «Дождь» поздравить с 8-летием с помощью их большого друга Юрия Шевчука, который зажигал у них на концерте. Так что поздравляем. Желаем долгой счастливой жизни. Можно так сказать?
И. Петровская
―
Да, да, и как можно более долгой, как можно более счастливой. И по возможности более сытной во всех смыслах этого слова.
К. Ларина
―
Давай. Люблю, целую. Сейчас позвоню после программы. Пока.ПЕСНЯ