Человек из телевизора - 2018-04-14
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день. Начинается программа «Человек из телевизора». Мы здесь в студии.
И. Петровская
―
Доброе утро.
К. Ларина
―
Здравствуй, друг, дай мне руку. Ирина Петровская, Ксения Ларина, Маша Бурсина наш звукорежиссер. Вы с нами, дорогие друзья. Ничего страшного у нас не произошло, ничего вам не меняем. Война потихонечку затихает, все самое интересное и главное и надеюсь, без жертв среди мирного населения уже произошло. Только сейчас вот будем последствия, видимо, обсуждать, и сейчас будет самое главное и, конечно, самое интересное, дальнейшие шаги – то, что касается взаимных претензий со стороны России, со стороны, скажем так, мирового сообщества. Но в данном случае мировое сообщество пока до трех крупнейших держав сузилось. Это Америка, Великобритания и Франция. Короче, простите за такое вступление, я сейчас напомню средства связи sms +7-985-970-45-45, наш чат в Ютубе тоже есть, канал «Эхо Москвы» и программа «Человек из телевизора», прямой эфир. Ну, естественно, фейсбук…
И. Петровская
―
Твиттер аккаунт @vyzvon.
К. Ларина
―
Молодец какая. Ух, все помнит. Это будут… Ладно, не буду так шутить. И я по традиции тоже только закончила призывную свою речь коротенькую. Мы готовы, выключайте телевизор, пишите, звоните и стучите во все возможные средства связи. Так вот, по поводу события сегодняшнего. Вот мы с Ирой как раз ехали, вспоминали, конечно же, аналогичные случаи, которые, к сожалению, при нашей долгой жизни случались эти случаи. Когда возникала такая вот большая политическая игра на грани большой войны и когда большие крупные державы начинали какие-то большие баталии, сражения на каких-нибудь отдельных территориях. Но, собственно говоря, в первую очередь приходит на память Ирак, что было из последнего крупного. И. ПЕТРОВСКАЯ - Югославия.
К. Ларина
―
Югославия была раньше. Раньше, конечно. А Ирак я помню, когда мы смотрели это, тоже у нас сетку изменили вещания по телевизору, и в прямой эфир садились патриархи отечественной журналистики, в центре Владимир Владимирович Познер и вот такой нон-стоп шел прямой эфир. Я не помню, на каком канале это было.
И. Петровская
―
На НТВ точно был прямой эфир, на Первом, по-моему, тоже изменяли сетки, и нон-стоп шла информационная такая программа. Чуть ли ни целый день. И приходили разные специалисты, и военные, и политики. И все это обсуждали.
К. Ларина
―
Сегодня, конечно, когда утром я проснулась и узнала, что ночью в четыре утра, тоже вот в такие совпадения по московскому времени начались такие бомбардировки Сирии, я вот утром начала щелкать по каналам. Конечно же, ничего не увидела такого особенного, но хочу сказать, что, судя по всему, изменил сетку вещания канал РБК. Может быть, я ошибаюсь. Но, по-моему, в выходной день утром программа «Что это значит?», информационный канал, по-моему, он не выходил. Хотя, может быть, я ошибаюсь, вы меня поправьте. Потому что я не являюсь постоянным зрителем. Но, тем не менее, с сегодняшнего утра я смотрела за новостями именно на РБК, в реальном времени, все впрямую.
И. Петровская
―
Я, проснувшись где-то в восемь утра и тоже тут же прочитав это в ленте, что это произошло, я стала щелкать по каналам и дошла до канала «Россия-24», где об этом говорили постоянно и тоже видимо нон-стоп. С картинкой, с озвучиванием заявление МИДа, представителя Захаровой. Притом я должна сказать, что не было какой-то такой особенно воинственной риторики, которая сопровождала вот эту, мне кажется артподготовку, которая шла по всем каналам в течение ну как минимум недели. Это было страшно временами.
К. Ларина
―
То есть они готовили к чему народ на твой взгляд. Не к войне же реальной. Нет.
И.Петровская: Не было воинственной риторики, которая сопровождала эту артподготовку по всем каналам в течение недели
И. Петровская
―
Давай я тебе просто эпизоды расскажу. Я не говорю об обсуждении, где было огромное количество разных шапкозакидальщиков. И апофеозом этого стала реплика, которую все комментировали, Екатерины Стриженовой, женщина-мать в шоу «Время покажет», которая прошептала с надеждой: «Надо первым ударить, первым, первым».
К. Ларина
―
Ты знаешь, давай сделаем такой пузырь. Я это у кого-то прочитала в ленте. Я была в шоке. Я не поверила своим глазам. Не поверила. Я даже не знаю, какую нужно иметь мотивацию, даже если у тебя в голове это есть в твоей безумной, по большей части, конечно, несчастной бедной голове. Даже если у тебя эти мысли возникли, специальные, выдрессированные уже долгими годами работы вот в этом формате. Ну, как же так, ну действительно. Я знаешь, что вспомнила. У меня был аналогичный шок. Сравнительно недавно, не на этой неделе, наверное, ты тоже это видела. Награждение Яны Поплавской орденом за участие в военной операции в Сирии. Это меня потрясло, как это все проходило. Понятно, что там дружба в любовь с этими военными, уж не знаю, почему такой восторг они испытывают взаимный. Не знаю. Но то, как она принимала эту награду и как она говорила, что она гордится этим, и я как женщина горжусь, что такие надежные военные и Родина надежно меня защищает, служу России. Я сидела и не верила своим глазам. Потому что Яну знаем, у нас всегда были какие-то приличные товарищеские отношения. Но я в шоке была от того, что… Я знаю ее, не просто женщина-мать, у нее двое сыновей. Двое сыновей. Ну, как же это возможно в этой голове все соединить. Вот то же самое мы видим такой же странный и страшный перевертыш у Екатерины Стриженовой.
И. Петровская
―
Почему странный и страшный. Это скорее, ты же не смотришь эти шоу. Там такая атмосфера общая…
К. Ларина
―
И ты бы так сказала?
И. Петровская
―
Послушай, поэтому я, во-первых, никогда не бывала на этих шоу, да и никому не придет в голову туда меня позвать. Говорю я без смущения и зависти. Это счастье, что никому не придет в голову. Во-вторых, нужно обладать определенным складом, который позволяет этим людям вести, все время себя поддерживать в состоянии такого, извините за грубое слово – вздрюка. Иначе мне кажется можно просто там сойти с ума.
К. Ларина
―
Они уже это сделали. И быть абсолютно естественным и защищать свою точку зрения безумную.
И. Петровская
―
Там бывает, приходят абсолютно идейные, как я вчера наблюдала господина Толстого, в прошлом журналиста. Который был идеен абсолютно, обсуждали санкции в частности на программе «60 минут».
К. Ларина
―
А кого она хотела, прости, бить первым?
И. Петровская
―
Мы должны первым…
К. Ларина
―
Кого? Америку бомбить?
И. Петровская
―
Пойми их там и разбери, кого они собираются бомбить: Воронеж или Америку. Или же нужно обладать таким совсем незамутненным сознанием. Когда даже собственно не только не опережает слова, а возможно и не ночевала.
К. Ларина
―
О том и речь.
И. Петровская
―
Поэтому просто вот такая вот эмоциональная: давайте ударим. Кого ударим, чего ударим, чем ударим. По себе ударим.
К. Ларина
―
То есть, как ты рассказываешь, что я видела эти проявления в образе Стриженовой, который, на мой взгляд, какой-то символ сегодняшней истерии. Это уже похоже как раз, у меня такие же аналогии - со временами сталинских открытых судов, когда люди в таком же раже, доведенные до состояния уже безумной истерики, кричат: расстрелять как бешеных собак. Кого - неважно даже, и за что – неважно. Скажи. То есть народ доведен уже до состояния абсолютного безумия.
И. Петровская
―
Но если ты народом называешь Екатерину Стриженову…
К. Ларина
―
Она часть этого народа.
И. Петровская
―
Она не часть народа, в этом и ужас, что они и подобные ей, они манипуляторы, они, безусловно, народ доводят до крайности. И в частности, например, еще один просто…
К. Ларина
―
Эпизод.
И. Петровская
―
Для наглядности. Это большой сюжет на канале «Россия-24», тоже вот на минувшей неделе тоже многие и у себя в фейсбуке разместили, и можно легко было это посмотреть.
К. Ларина
―
Прогноз погоды?
И. Петровская
―
Нет, прогноз погоды был давно, когда только Сирия началась, когда они начали включать, это видимо у них…
К. Ларина
―
Нет, про бомбоубежища.
И. Петровская
―
Но это не прогноз погоды. Подводка к этому сюжету, есть там такой Алексей Казаков, он ведущий. Называется «Вести в 22.00 с Алексеем Казаковым», но на канале «Россия-24», а не «Россия-1». И он говорит о том, что уже многим на Западе, а также наши в кавычках …
К. Ларина
―
Западные партнеры.
И. Петровская
―
Украинские партнеры устраивают истерию и предрекают войну, бомбардировки и так далее. Из киевской палаты номер 6. Так сказано. Но для тех, кто хочет потратить свои последние сбережения или лишние сбережения на то, чтобы закупить некий необходимый запас продовольствия на случай ядерной бомбардировки – вот, пожалуйста, вам инструкция. Дальше выходит какой-то корреспондент или автор сюжета…
К. Ларина
―
Это я видела. Что брать с собой в бомбоубежища.
И. Петровская
―
Да. Сроки годности продуктов…
К. Ларина
―
Юмор такой?
И. Петровская
―
Я вот теперь думаю, наверное, они вот там сидят и это как бы в противовес тем, кто раздувает истерию.
К. Ларина
―
Ты думаешь, то есть они наоборот делают благое дело. Гасят немножко пафос происходящего.
И.Петровская: Стриженова и подобные ей - они манипуляторы, они, безусловно, народ доводят до крайности
И. Петровская
―
Я же тебе произнесла их подводки – это чтобы паникеры успокоились. На самом деле я могу себе представить, что испытывают там люди пожилого возраста, для которых всю жизнь вообще угроза войны, а тем более ядерной - это самый страшный кошмарный сон. Но они об этом не думают, ребята резвятся. По всему, по тону, как это сделано, по словам, эта таблица, которая висит в кадре на заднике и там расписано, чего с собой брать.
К. Ларина
―
И нормы, сколько чего.
И. Петровская
―
Некие специалисты, которых выводят тоже здесь же по Skype и они объясняют, что без пищи человек может прожить 3-4 или там 2-3 недели, а без воды намного меньше.
К. Ларина
―
То есть это было еще подкреплено какими-то мнениями. Экспертными.
И. Петровская
―
Все по-взрослому.
К. Ларина
―
Боже мой.
И. Петровская
―
И вот от этого волосы дыбом и становятся. Я могу себе представить, как эти ребята готовят эти сюжеты, это же не первый раз, мы уже тоже много раз упоминали, и в том числе и вот этот тоже как бы стеб был - погода в Сирии. Безоблачное небо хорошо для полетов нашей авиации.
К. Ларина
―
Но с другой стороны слушаю тебя, вспоминаю классический пример вот мистификации. «Война миров» Уэллса, которая была по радио. Известная вещь, у нас много было передач ей посвящено. И у Сергея Бунтмана в программах очень часто звучали кусочки из того эфира классического. Про нашествие марсиан, правда. Но ведь тогда народ сошел с ума, на самом деле все стали искать бомбоубежища и повалили. Это радио было. Хотя там это совсем было близко к войнам разным.
И. Петровская
―
Но дело в том…
К. Ларина
―
Извини, мы это считаем достижением радиоискусства.
И. Петровская
―
Нет, это очень по-разному оценивается и в том числе с точки зрения ответственности любого вещателя, который помимо эффекта от этого радиоискусства или искусства вообще должен предвидеть некую реакцию и последствия. Потому что вызвать панику, вызвать истерию, вызвать я не знаю сердечные приступы у людей очень легко таким образом и способом. Особенно люди, которые доверяют в целом вот этим СМИ.
К. Ларина
―
Хотя ты права, тут еще важен, конечно, и контексте и что называется подводка в широком смысле этого слова, которая длится несколько месяцев. А то уже, по-моему, не один год, когда людей просто накачивают и нагревают и они уже готовы проснуться ровно в 4 утра и слышать визг этих самых самолетов штурмовиков, которые над ними пролетают. То есть, как бы они уже готовы поверить во все, что угодно.
И. Петровская
―
Но апофеоз, извини, просто примеры, я их накапливаю. Это, конечно, вчерашний эфир сквозной на канале РЕН-ТВ, при этом анонсы они разослали заранее с пометкой «срочно»: в связи с глобальным мировым кризисом РЕН-ТВ меняет полностью на 13 апреля сетку вещания…
К. Ларина
―
Пятница 13-е – типа они хотели сделать.
И. Петровская
―
Нет, совсем не в связи с пятницей 13-го. Уверяю тебя, так совпало. И ставят сквозной эфир под названием – «День последнего противостояния». Как в воду глядели, ты смотри. И дальше весь эфир, начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером, но с перерывом на новости - это в основном о превосходстве нашего оружия над американским. Я немножко только это смогла посмотреть, потому что это все невыносимо. Но вот абсолютная, даже есть какая-то классификация в законе – нагнетание, развязывание
К. Ларина
―
Разжигание.
И. Петровская
―
Вот, разжигание ненависти к противнику. И так далее. Это, конечно, все удивительные примеры. Замечу, когда там были югославские или иракские события, этого конечно далеко еще и не было, хотя безусловно тоже осуждали. Но как-то иначе американскую военщину.
К. Ларина
―
А я хочу напомнить еще раз средства связи sms, скажи…
И. Петровская
―
+7-985-970-45-45. Твиттер аккаунт @vyzvon…
К. Ларина
―
Надо тренироваться. Плохо себя ведешь. И фейсбук и Youtube-канал «Эхо Москвы», там тоже прямой эфир. «На РБК, - вот подтверждает мои слова наша слушательница, - на РБК с пяти утра - прямой эфир войны. Я думала они скурвятся. Ан нет». Видишь, значит, все-таки я права и это было, что называется, изменение сетки и работали как профессиональный информационный канал. Не хуже, между прочим, западных каналов.
И. Петровская
―
Сегодня, когда вот мы вернемся и я вернусь, конечно, будем дальше отслеживать, чего там будет. Но что касается перемены вещания на Первом, Втором каналах, Четвертом - все шло по плану – «играй гармонь»…
К. Ларина
―
Сегодня у нас Киселев.
И. Петровская
―
Нет, у нас завтра итоговая.
К. Ларина
―
А сегодня кто?
И. Петровская
―
Сегодня никого, кроме Брилева в субботу. А завтра основные итоговые: Зейналова, Киселев и Фадеев на Первом канале. А потом Соловьев. Не исключаю, что сегодня вечером по экстренным вот этим мотивам может быть выйдет Соловьев, чтобы очередной раз чего-нибудь такое нам возгласить.
К. Ларина
―
Про Милоша Формана - ну что тут скажешь. Великий режиссер, он ушел из жизни, но все-таки человек огромную жизнь прожил. Сколько, 86 лет ему, по-моему. Режиссер великий, знаковый, это человек эпохальный и хотя бы там 2-3 фильма его назвать и ты понимаешь, что не то что золотой фонд кино, это золотой фонд мировой культуры. И та же «Кукушка», которая во многом целое, не одно поколение даже воспитала.
И. Петровская
―
Абсолютный шедевр.
К. Ларина
―
А «Амадей».
И. Петровская
―
Все понятно. Но именно «Пролетая над гнездом кукушки», это вот был один из фильмов в моей жизни, который меня не отпускал очень долго. Я там естественно потом пересматривала, но это совсем в ранней юности было просмотрено еще на видеомагнитофонах, кассетах…
К. Ларина
―
Один из первых фильмов на видаке.
И. Петровская
―
Николсон, в общем, безусловно, это абсолютный золотой фонд мирового кинематографа, один из лучших фильмов вообще я так думаю в истории кино. И все равно, когда уходит вот такой вот талант такого масштаба, художник такого масштаба, все равно как-то очень горько, потому что ощущение, что как-то скудеет этот слой. Но в данном случае неизбежность и естественный ход вещей.
И.Петровская: Вызвать панику, истерию, у людей очень легко таким способом. Особенно людей, которые доверяют этим СМИ
К. Ларина
―
Спрашивают меня про передачу «Культурный шок». Она кстати, это, кстати, вы спросили абсолютно. Потому что там тоже речь пойдет, программу мы решили с Алексеем Алексеевичем вернуть в эфир и поставить ее на воскресенье на место программы «Дифирамб», потому что мы пришли к общему мнению и согласились друг с другом, что сегодня культурная программа, которая будет посвящена актуальным проблемам общественным, прежде всего, на грани культуры и общества, культуры и политики, актуализированная передача о культуре - она гораздо важнее, чем просто какие-то сладкие разговоры о чистом искусстве. Они для меня сегодня невозможны, скажу тебе честно. Ну что в который раз говорить о каких-то премьерах и не говорить о том, что сегодня происходит в стране и в наших мозгах и в нашем обществе. И почему, кстати, еще программа завтра выйдет в эфир, она будет посвящена телевизионной премьере. Этой сериал Владимира Мирзоева «Этюды о свободе», это вообще, по-моему, первый случай, такой прецедент, такого еще не было. Который был выпущен, совместно произведен с каналом «Дождь», это полнометражный сериал действительно. Сколько, врать не буду, 12 что ли серий должно быть. Или больше. Это такая антиутопия, как позиционирует и Владимир Мирзоев и там заняты блестящие артисты. Но показана она была не просто по подписке на канале «Дождь», но и просто в онлайн кинотеатре. То есть те, кто хотел посмотреть этот фильм, тот просто реально покупает билет, ну за сумму, в которую вы ходите в кино. Там 200 или 300 рублей и смотрите в определенный час этот фильм. Я не знаю, этот эксперимент как у них получился. Завтра мы об этом поговорим.
И. Петровская
―
Мне кажется, это не самое удачное было решение, потому что, во-первых, ты должен в определенное время прийти в кино. А, во-вторых, как подписчик мне кажется, ты имеешь некоторое приоритетное право.
К. Ларина
―
Завтра мы с авторами фильма постараемся убедить руководство канала «Дождь» поступить по-другому. А сейчас новости.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Мы сейчас хотим несколько прочитать ваших посланий от вас из разных источников. Я вот даже уже тут склонилась над чатом. Мы тут обложены этими компьютерами. Господи, где счастливое время, когда было только радио, куда все ушло, Мисюсь.
И. Петровская
―
Я помолчу, куда все ушло.
К. Ларина
―
Итак, нам сообщает в чате Дмитрий Чухланцев: «На «России-1» - «60 минут» внеплановый эфир». Только не поняла, когда. Сегодня, наверное. Дальше, Сергей Сидоров пишет: «Стриженова лишь слово в слово повторила слова Путина – «если драка неизбежна - ударь первым». И осталась очень довольна собой». Екатерина Вальцифер пишет: «Послушайте, большинство этих рупоров пропаганды ни во что не верят из того, о чем они говорят. Они в своем кругу называют зрителей тупыми и смеются над ними. Это деформация личности, патология». Вот я думаю, что стоит согласиться с этим диагнозом - деформация личности в таком метафорическом смысле этого слова. Ира.
И. Петровская
―
Но мне кажется, что без этой деформации просто можно сойти с ума на десятом эфире, поэтому она необходимое и достаточное условие для того, чтобы продолжать это вести, чтобы поддерживать этот градус и этот накал. Иногда его искусственно, то есть почти всегда вызывать, звать специально спикеров таких, которые будут больше кричать, чем говорить что-то такое по делу. И самое главное, самое необходимое условие - бесконечно такая, я к слову «патриотизм» по-разному отношусь. Но в данном случае это вот этот вот патриотический абсолютно шабаш.
К. Ларина
―
«Незаслуженно забыли мастера пропаганды Пушкова на ТВЦ». Алексей Чевагин нас укоряет, что мы совсем про него не вспоминаем добрым тихим словом.
И. Петровская
―
Есть более яркие представители, от этого представителя как-то, с этим представителем спать хочется. Простите за двусмысленность.
К. Ларина
―
«Дудь растет, интервью все хорошее и хорошее», - считает наш слушатель в Ютубе Тайлер Дербент, не слушатель, скорее, зритель. Ну, давайте пока остановимся. Тут просят поговорить про фильм про космонавтов. Как называет фильм наша аудитория, фильм, который называется «Частица Вселенной», который прошел на Первом канале. Да, это стоит обсудить, поскольку эффект интересный. Давайте про это немножко поговорим. И кстати давайте вот просто я попрошу сейчас, начнем обсуждать этот фильм. Кто смотрел может быть, может быть вы несколько слов скажете на любые, вот смотрите сколько у меня тут всего, куда угодно напиши, как вам фильм, как он вам показался. Давай, Ир, рассказывай. Почему рейтинг маленький.
И. Петровская
―
Как фильм или почему рейтинг маленький?
К. Ларина
―
Сначала - почему маленький рейтинг.
И. Петровская
―
Во-первых, должна сказать, что в эфире я его смотреть почему-то не смогла. Почему – понятно. Мешает реклама, мешают разные домашние обстоятельства. В 21.30 которые бесконечно отвлекают. И первые полторы серии мне казалось они, которые я подглядывала, мне казалось, что это очередная какая-то космическая тема.
К. Ларина
―
Унылая космическая.
И.Петровская: Не исключаю, что вечером по экстренным мотивам выйдет Соловьев, чтобы чего-нибудь нам возгласить
И. Петровская
―
Но при этом да, чрезвычайно унылая. А дальше я совершила, я считаю творческий подвиг и зрительский. Я не поленилась и села и вчера в течение дня отсмотрела весь сериал буквально от и до, и, в общем, должна сказать, что я совершенно поменяла свое отношение. Действительно раскачка эта происходит там несколько медленнее, чем хотелось бы, но, уже начиная там со второй половины второй серии, ты постепенно втягиваешься и более того - потом тебя это затягивает. И я смотрела не потому что я решила, совершу-ка я такой подвиг. А потому что реально мне было интересно, я поняла, что это такое сложносочиненное многосерийное кино. Это ни в коем случае не сериал в привычном смысле слова, к которому, к сожалению, приучен зритель как вот такому действительно фаст-фуду. И собственно ровно поэтому рейтинг оказался маленький. Плюс, на мой взгляд, крайне неудачное название, ничего не говорящее, плюс - очень скудное промо, то есть реклама в эфире.
К. Ларина
―
А как они кстати промоутировали? Я не видела рекламы, анонсов этого фильма. А вот когда были анонсы, ты чего ожидала, как ты поняла, про что это будет.
И. Петровская
―
Я поняла, почему я без всякого ожидания и без всякого опыта садилась перед собственно телевизором – потому что я ожидала, что будет очередной космос, очередное преодоление. И даже больше того - по промо вообще было непонятно, в каком это происходит десятилетии. Ну, столетие понятно.
К. Ларина
―
А мобильные телефоны только в кино мы увидели.
И. Петровская
―
Я тебе не могу сказать, как мы смотрим рекламные ролики и промо, ты видишь – идут три космонавта на старт, там звучит песня, кажется - «долетайте до самого солнца», как их провожают. Поэтому даже понять было невозможно, из какого времени эти космонавты. Поэтому честно сказать, я так особенно ничего от этого не ждала. Плюс там еще был, как мне кажется, в этом есть некоторая, простите меня коллеги, недобросовестность потому что фильм представляли как фильм Тодоровского. Единственное не могу вспомнить, помнишь, это звучало: от Валерия Тодоровского или просто: фильм Тодоровского. Что для простого зрителя ровным счетом никакого не имеет значения. В данном случае Валерий Тодоровский выступал продюсером и автором идеи, как я поняла из титров. И дальше произошло, возвращаясь к вопросу, почему маленький рейтинг, следующее: люди, причем, наверное, я думаю, это в большей степени может быть лица мужского пола, ожидая какую-то там космическую драму производственную или триллер, пришли посмотреть, поняли, что это какая-то шняга, не пойми про что ли, любовная, не любовная. И удалились в некоторой или растерянности или даже озлоблении. Напротив женская часть взрослая, так скажем, составляющая сегодня большинство зрителей именно эфира телевизионного, пришли, посмотрели, вернее даже они может быть и не пришли, они увидели анонс, увидели космос, увидели ракеты и пошли себе на канал «Россия» смотреть сериал «Березка», намного более… Это про ансамбль «Березка» знаменитый…
К. Ларина
―
Слезоточивый, наверное, какой-нибудь сериал. Мелодрама. Про талантливую девочку.
И. Петровская
―
Девочку, которая приехала поступать в ансамбль «Березка», тут же возникают разные любовные истории. Я честно скажу, я обещаю тоже это посмотреть.
К. Ларина
―
Не надо.
И. Петровская
―
Тем не менее, я хочу тоже посмотреть. Но все это более предсказуемо и главное - более традиционно для аудитории. И вот оставшиеся как раз и составили вот этот очень небольшой рейтинг, который кстати возможно и соответствует именно этому типу многосерийного, сложного довольно телевизионного кино. Потому что вот мы говорили уже с тобой, что есть кино не для всех и специальная была такая рубрика. Возможно, хотя их будет куда меньше и фильмы многосерийные не для всех. Для того чтобы втянуться в это смотрение, для того чтобы оценить работу, а там работа классная режиссера и сценариста. Актерские сумасшедшие есть просто работы. Операторская невероятно изобретательная красивая работа, там даже просто отдельный образ города возникает. Шандор Беркеши довольно… не довольно, а известный оператор. И вот это все абсолютно не на коленке сделанное. Это видно просто, мы привыкли, что люди, которые герои населяют наши сериалы, они как бы из безвоздушного пространства сотканы, откуда-то появились. Без судьбы, без предыдущей истории жизни. Они помещены в какие-то интерьеры, которые непонятно вообще, какое имеют к ним отношение. Ну, вспомни даже хотя бы навскидку нашу «Родину» бедную.
И.Петровская: Могу представить, что испытывают пожилые люди, для которых угроза войны - самый страшный кошмарный сон
К. Ларина
―
Я бы это не сравнивала, потому что это франшиза все-таки, это несколько другое.
И. Петровская
―
Я имею в виду другое - проработку характера, судьбы.
К. Ларина
―
Давай с твоего позволения, может быть, добавить, такой же путь прошла аналогичный, также вначале посмотрела полторы, даже на второй серии поняла, что нет, наверное, не пойдет у меня. Чего я буду мучиться. Все равно Петровская посмотрит, послушает.
И. Петровская
―
Ты могла ошибиться.
К. Ларина
―
Ну вот, а потом, когда случайно вот также попала в середине показа и не смогла оторваться. Я последнюю серию не досмотрела. Ира мне сейчас рассказывала по пути, чем все кончилось.
И. Петровская
―
Концовка кстати не самая удачная,
К. Ларина
―
Там вообще есть некие моменты, которые как бы, вот думаешь, как будто из другого какого-то фильма. Зачем они. Я хочу сказать по поводу сценариста и режиссера. Это один и тот же человек.
И. Петровская
―
Я знаю.
К. Ларина
―
Алена Званцова, просто это целиком и полностью ее авторская работа. Но это не первая ее авторская работа. Я хочу напомнить нашим слушателям, что Алена Званцова для многих известна как соавтор и, по сути, автор сценария вместе со своим мужем и с Валерием Тодоровским фильм «Оттепель». Собственно, тогда и сложилась такая команда, когда они с Тодоровским стали вместе. И после этого они там еще несколько работ делали. И фильм, который она сама сняла как режиссер и как сценарист «Прощай, любимая». Если вы помните, такой необычный тоже сериал, как говорит Ира «не для всех», ну как бы такой не что не для всех, а для тех, кто любит кино. А не просто типа следить за сюжетом и над вымыслом слезами умываться.
И. Петровская
―
Обливаться.
К. Ларина
―
Я иронизирую. Тут какой-то обязательно присутствует какой-то второй, третий план, как в хорошем сериальном продукте, к которому мы так стремимся. Это продукт, на который мы смотрим, это кино, которое воспитывает уже молодое поколение, которое все эти сериалы смотрит. Эти сериалы, которые здесь будут в телевизоре, смотрит публика другая. Аудитория, скажем так, возрастная больше. А молодые люди и у средне молодого возраста, потому что все-таки уже время-то проходит, они смотрят сериалы английские, американские. Но тоже не мелодрамы и не просто типа тупо детектив. Это большой кинематограф с хорошими текстами, с хорошими диалогами, с хорошим сценарием, с блестящими работами. Большие режиссеры, уже сколько лет постепенно утекают туда и не гнушаются этим жанром. Наоборот, они его и развивают. И мне кажется, что как раз вот это кино, которое может поэтому и провалилось по рейтингам – потому что оно предназначено для другой, конечно же, аудитории. Не для той привычной, которая включает 25 серий того, 48 серий этого, 350 серий другого.
И. Петровская
―
Но ведь не сразу возникла вот эта вот индустрия хорошего качественного сериала.
К. Ларина
―
Но она уже возникла.
И. Петровская
―
Она возникла и уже существует довольно давно, поэтому зритель уже приучен, тамошний зритель.
К. Ларина
―
А наш – нет.
И. Петровская
―
А наш наоборот приучен, либо это детективная история, если мы возьмем просто посчитаем, сколько детективов сериалов…
К. Ларина
―
Они такие, есть такой жанр, надо как-то покопаться, наверняка есть какой-нибудь термин, специально определяющий вот такой детектив типа «Менты» какие-нибудь или то, что у нас идет без конца 28 сезонов. Какой-то «След».
И. Петровская
―
На Пятом канале.
К. Ларина
―
Абсолютно неважно. Или там какую-то тоже полицейскую, которую Анна Ковальчук играет, не помню, что такое…
И. Петровская
―
Короче это всегда экшен.
К. Ларина
―
Да, конечно.
И. Петровская
―
Даже их можно отнести к качественным сериалам, кстати, я слышала сейчас будет еще одна как бы серия большая. Это то, что с Андреем Смоляковым «Палач», «Шакал».
К. Ларина
―
Это кстати ничего.
И. Петровская
―
Да, так я и говорю, но в любом случае все равно там обязательно в основе душераздирающая, леденящая кровь какая-то история.
К. Ларина
―
И роли.
И. Петровская
―
Маньяков, убийств и так далее. И роли, безусловно, и очень крепкая режиссура. Вот это кино совсем другого типа. Потому что это самый невыигрышный, скорее всего, жанр, психологическая драма.
К. Ларина
―
Ну вот и поэтому вспомнила «Прощай, любимая», они очень похожи по стилистике, что очень хорошо. Потому что мы имеем дело, опять же повторяю имя для вас - Алёна Званцова, мы имеем дело с человеком, у которого есть свой почерк и есть своя внутренняя мотивация. Для чего я это делаю. Мне кажется, что это очень важно - чтобы именно это имя запомнить, потому что мне кажется, что, несмотря на то, что по рейтингам все провалилось, этот человек, этот автор и режиссер, и сценарист имеет очень большие перспективы. Потому что это абсолютно в какой-то степени новое какое-то ответвление от привычной схемы сериальной, к которой мы привыкли. Ничего особенного. Каждый раз знаем, чего ждать. А тут не знаем. Это, конечно, хорошо. И конечно про актеров то, что ты сказала, опять же, когда хороший актёр берёт и играет какую-нибудь телефонную книгу, условно говоря, как есть такая шутка. Что такой актер, который может сыграть даже телефонную книгу. Это все, конечно, красиво, но все равно без опоры на характер, на какую-то историю человеческую, на биографию собственную, о чем ты уже говорила, без хорошего сценария все равно даже гений вам не сделает роль, от которой вы оторваться не сможете. И здесь, конечно, благодаря тексту, диалогам и истории…
И. Петровская
―
Люди по-человечески говорят.
К. Ларина
―
Какие артисты. Исакова, которая конечно достойна такой роли большой, глубокой. Она, по сути, главная роль в этом фильме, вокруг которой всё строится. Алеша Макаров, Алексей Макаров, простите, что я так называю фамильярно. Алексей Макаров…
И. Петровская
―
Для меня открытие.
К. Ларина
―
Актер, который своей роли дождался.
И. Петровская
―
Как актер я имею в виду.
К. Ларина
―
Он конечно известный, он много играл и во всякой дряни играл, и играл в хороших фильмах, но небольшие роли. Но здесь просто какой-то вот действительно бенефис. На мой взгляд. И заявка на какую-то отдельную свою судьбу в этом рейтинге артистическом. Не просто знаешь, такая обойма, которая все время снимается. А это просто отличная большая работа.
И.Петровская: В данном случае это патриотический абсолютно шабаш
И. Петровская
―
Штучная большая работа.
К. Ларина
―
Алексей Агранович, которого вообще мне кажется, не знает публика не театральная. Алексей Агранович замечательный, скажем так, постановщик, он главным образом известен как постановщик различных зрелищных мероприятий. От кинофестивалей до театральных фестивалей. Многие-многие другие. Он такой креативный, очень творческий человек, умеет сделать красиво, умно, талантливо и не пошло. Первый раз, по сути, его первая работа в театре, это у Кирилла Серебренникова. В Гоголь-центре. Он сыграл главную роль в спектакле «Обыкновенная история» по Гончарову, спектакль когда-то был визитной карточкой «Современника», где эту роль, которую играет Агранович, играл Михаил Казаков. А его племянника Адуева младшего играл там Олег Табаков. А здесь играет Филипп Авдеев, молодая звезда театра Гоголь-центра. И Алексей Агранович. Замечательно, просто я была потрясена, когда увидела его на сцене. И даже не могу удержаться, прямо отдельно мне хотелось про него сказать. Это просто было какое-то открытие.
И. Петровская
―
Здесь он играет психолога.
К. Ларина
―
Молодец. Тоже опять же откуда-то в нем, вот какие-то нутряные артисты, они не разбазаривают свои эмоции.
И. Петровская
―
Для меня по-прежнему, я давно за ней слежу…
К. Ларина
―
Как некоторые у микрофона.
И. Петровская
―
Да, я давно слежу и считаю ее тоже большой актрисой. Это Анна Михалкова, которая какие-то такие нюансы невероятные передает. Для меня, конечно, Елена Прудникова-Смирнова…
К. Ларина
―
И сам Андрей Сергеевич.
И. Петровская
―
Сам Андрей Сергеевич. Но у него более эпизодическая роль. А она играет невероятный характер. И тоже который самыми разными красками у нее переливается. Так что, если вот даже всю взять сейчас…
К. Ларина
―
Смотрите, как мы аккуратно и изящно обходим тему Пускепалиса. Собственно говоря, главного мужчины.
И. Петровская
―
Нет, ты знаешь, и Пускепалис здесь на месте. Просто я думаю, что его, как ты правильно сказала при нашем предварительном разговоре, его много сейчас. И он здесь не выходит за пределы каких-то своих возможностей. Но вот там в самом финале, когда происходит вот эта сцена после того, как они уже вернулись из космоса, встреча Виктории Исаковой, ее героини со своим бывшим теперь уже возлюбленным. Из-за которого она практически под откос пустила свою жизнь…
К. Ларина
―
Все разрушила.
И. Петровская
―
И вот тут они играют потрясающую по психологизму сцену, потому что мы видим вдруг ее глазами и в ее лице возникает понимание: боже, какой же пошлый, самодовольный самец…
К. Ларина
―
Когда эта пелена сходит влюбленности.
И. Петровская
―
Да, и тоже когда мы смотрим, поскольку она действительно главная героиня, на неё его глазами – вполне героический космонавт, мужчина.
К. Ларина
―
Я не поняла, зачем здесь космос.
И. Петровская
―
Для меня в какой-то момент это не имело значения.
К. Ларина
―
Это мне мешало.
И. Петровская
―
А мне в какой-то момент мешало, а потом я поняла, что это еще отдельная драма, то есть это, наверное, могло произойти и в шахте, и на море. И так далее. Но в данном случае такая авторская фантазия. Здесь она просто доводит до абсолюта, до предела все страсти и от этого еще зависит, от того, что произошло на земле, в результате зависит жизнь людей…
К. Ларина
―
Я понимаю. Это все объяснимо, я с тобой совершенно согласна. Но мне показалось, что, имея такой роскошный сценарий, такие характеры и такие тонкие нюансы отношений психологических, очень редкие на нашем телевидении, мне было обидно, что это было помещено в такую извините популистскую атмосферу, от которой сегодня… Вот что спорт для меня, спортивные драмы и космические эти самые одиссеи, я это все видеть не могу, мне сразу хочется выключить, закрыть глаза и сказать: оставьте меня в покое, дайте мне людей. Пусть будут шахтеры, даже пусть будут какие-нибудь подводники, капитаны дальнего плавания. Пусть будут работники МИДа, как в «Оптимистах».
И. Петровская
―
Были уже.
К. Ларина
―
Но почему нужно помещать в ту среду, от которой сегодня не знаешь, куда деваться.
И. Петровская
―
А зато какие там красивые виды этого ЦУПа, экранов, космоса.
К. Ларина
―
Ну когда они там в церкви идут перед полетом. Ну, скажи мне.
И. Петровская
―
Ну, так у них происходит.
К. Ларина
―
Это принято с советских времен буквально.
И. Петровская
―
С советских нет, но видишь, в советские времена попы не освящали ракеты. И космонавты к ним на исповедь не ходили, а ходили к Владимиру Ильичу к Мавзолею.
К. Ларина
―
Короче, наш вердикт…
И. Петровская
―
Наш вердикт - это очень качественное и отличающееся, выше вернее на много-много голов от того, что мы имеем постоянно в прайм-тайм на любых каналах.
К. Ларина
―
Мы должны заканчивать. У нас получилась взахлеб немножко вторая часть, поскольку так бывает редко, когда возникает какое-то событие в телевизоре. Художественное именно, о котором хочется сказать именно так. Эмоционально, чтобы вы, кто не видел, обязательно посмотрели и чтобы люди услышали, которых мы хвалим. Им всегда это очень приятно. А теперь у нас финал. И, конечно же, думала я чем закончить нашу сегодняшнюю передачу. Каким музыкальным комментарием к главным событиям недели. Не могла, Ира, я отказать себе в этом удовольствии. Потому что хоть и давно уже достаточно записано, но повторяй хоть каждый месяц, а то и каждую неделю. Вы сейчас поймете, что я имею в виду. Юрий Гагарин - в одно слово представляет.ПЕСНЯ