Человек из телевизора - 2018-03-17
Подписывайтесь на Youtube-канал
«Эхо Москвы»
И.Петровская
―
Доброе утро! Здравствуйте-здравствуйте, дорогие наши слушатели. С вами «Человек из телевизора» в своем неизменном составе. Ксения Ларина, слышишь ли ты нас?
К.Ларина
―
Да, все нормально, слышу и вижу.
И.Петровская
―
Отлично!
К.Ларина
―
Доброе утро, здравствуйте!
И.Петровская
―
Доброе утро! Здесь Ирина Петровская, с нами за звукорежиссерским пультом Маша Бурсина. Средства связи – как обычно, +7-985-970-45-45, можете писать нам смски, Twitter-аккаунт vyzvon. Что еще у нас?
К.Ларина
―
Я еще.
И.Петровская
―
YouTube-канал, который тоже можно смотреть и комментировать. И у Ксении тоже по традиции.
К.Ларина
―
Я могу прочитать, да, что написала в Facebook на своей страничке. День тишины не запрещает нам обсудить все то, что нам показывали в телевизоре в эту последнюю неделю перед спецмероприятием, так что ничего не бойтесь и говорите как есть. Тем более что наши встречи с прекрасным не ограничиваются телеящиком. В интернете среди телезвезд и телесобытий уже не протолкнуться. Поговорим. Ваши Петровская и Ларина. Все правильно я сказала?
И.Петровская
―
Отлично, шикарно. Если позволишь только, я быстро и коротко проанонсирую один вечер наших друзей в киноклубе «Эльдар». Состоится 2 апреля «Звездный вечер» журнала «Театрал», по традиции, лауреаты премии встречаются со своими зрителями и почитателями. И придут на этот раз на встречу со своими почитателями Нонна Гришаева, Виктор Сухоруков, кто у нас тут еще… Петр Красилов, режиссер театра имени Вахтангова Владимир Иванов, молодые артисты «Сатирикона» покажут отрывки из премьерных работ. У нас есть три комплекта билетов, никаких условий для получения не требуется, только лишь сноровка и быстрота реакции. Кто первый дозвонится, получит эти билеты. Пожалуйста, звоните.
К.Ларина
―
А когда, ты сказала число?
И.Петровская
―
2 апреля. Да, я сказала, 2 апреля.
К.Ларина
―
Мы с тобой даже вели же этот вечер. И ты вела, и я вела.
И.Петровская
―
По очереди, да.
К.Ларина
―
По очереди, да. Так что Валерий Яков будет точно на сцене, шеф-редактор, главный редактор журнала «Театрал». Хорошая очень традиция.
И.Петровская
―
Там ведущая – Валентина Пиманова, это ведущая Первого канала, и наш товарищ, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков. Вот все мои попутные сообщения, теперь можем переходить непосредственно к нашим, извините, баранам, да.
К.Ларина
―
Значит, смотри. По закону о выборах мы не имеем права ни за кого агитировать, что нам не мешает обсуждать все, что мы видели, и называть фамилии кандидатов, которые принимали участие в дебатах, или те, которые не принимали участие в дебатах, а для которых делались отдельные, специальные такие резервации, где их показывали. Поэтому, если тебе хочется сказать что-то такое, не затыкай фонтан.
И.Петровская
―
Ни в чем себе не отказывай. Это хорошо, потому что, я думала, нам вообще нельзя касаться темы предвыборной кампании.
К.Ларина
―
Нет, можно, можно. Нельзя агитировать ни за кого.
И.Петровская
―
И не хочется, честно говоря. Я сейчас о другом.
К.Ларина
―
Тем более что и не хочется.
И.Петровская: Мы думали, что дебаты будут дежурными, вялыми, неинтересными, никто их не будет смотреть
И.Петровская
―
На самом деле, правда, я так насмотрелась за эту неделю именно вот этой всей темы, что у меня буквально из ушей уже лезут эти все впечатления. Я вот не знаю, что нам можно все-таки касаться этой темы, но не называя, там, не агитируя. Я подумала, что, наверное, лучшая иллюстрация словам актера Алексея Серебрякова, за которые он был остракизму подвергнут некоторое время тому назад нашими духовными лидерами и лучшими людьми города, что национальная идея, ну, может, это неправильно он сформулировал, но, безусловно, составляющие некоторые национального характера – это сила, хамство и наглость, по-моему, так. Вот то, что мы видели во время дебатов, в информационных программах, вот это проиллюстрировало просто по полной программе.
К.Ларина
―
Да. Я согласна.
И.Петровская
―
И то, что начиналось… ведь мы думали, что дебаты будут дежурными, вялыми, неинтересными, никто их не будет смотреть, вылилось, на самом деле, в такую вакханалию агрессии, хамства, провокаций, что просто диву даешься. Причем было ощущение, что это как раз и планировалось, что вот эта группка, которая стояла, как в гетто, каждый день на разных каналах в так называемом формате этих теледебатов, вот специально это была задача показать, сколь ничтожны… Это, я говорю еще раз, задача. Другой вопрос, как кто выглядел. Ничтожные, мелочные, агрессивные, хамоватые и так далее эти люди. И надо сказать, задача, конечно, выполнена с блеском и даже, я бы сказала, перевыполнена, потому что финальный аккорд с попыткой драки нескольких кандидатов – это, конечно, было уже что-то за гранью.
К.Ларина
―
Это даже не драка, это какая-то была свара.
И.Петровская
―
Свара, да, драки там не было.
К.Ларина
―
Какая-то некрасивая, корявая, все бросились. Это было, по-моему, когда… а, ну, это Максим Шевченко у нас, как обычно уже за последнее время. Он же провоцирует на драки.
И.Петровская
―
Нет, началось с другого, потому что непонятно, по какой причине, непонятно, по какому закону, непонятно, зачем… то есть зачем, понятно, привели в студию некую тетушку, которая, как говорил этот самый Сурайкин, как его звать там, стояла якобы перед входом в это здание. Причем это же не телевидении писалось, мы знаем, что эти программы пишутся в каких-то теперь бывших зданиях заводов, ангаров. Значит, якобы эта тетенька с плакатом пришла туда, и он, радетель за народное счастье…
К.Ларина
―
Да бог с ней.
И.Петровская
―
…потребовал привести ее и уступить ей даже свое время, чтобы она выступила с обличением еще одного кандидата, мы знаем, какого.
К.Ларина
―
Ир, давай мы не будем пересказывать, можно подвести некий итог.
И.Петровская
―
Тут любопытно другое, что эта тетенька, оказалось потом, что она уже не один раз, она уже участвовала в разных других программах. Фамилия ее тоже, между прочим, потрясающая, говорящая: Филькина. То есть это все вместе, значит, понятно было, что это фальшак, потому что там мышь не проскочит, понятно, какие уровни охраны у каждого из кандидатов, у этого здания. И тем не менее, это все было допущено. Очень плохо играл ведущий Соловьев, изображая в очередной раз «я стою с краю и ничего не могу поделать». И вот это уже был такой абсолютный апофеоз этого действа, которое тянулось какое-то количество дней и недель.
К.Ларина
―
Конечно же, эти дебаты сделали, как мне кажется, сделали все возможное для того, чтобы люди, которые сомневались, ходить или не ходить на эти выборы, приняли решение не ходить. Потому что, конечно, никакой притягательной силы в этом формате не было, и в том, что там происходило, и в том, как это все происходило, в каком жанре. Несмотря на то, что некоторые из кандидатов, такие как Ксения или Григорий Алексеевич, говорили вполне себе внятные вещи, за которые можно сказать «спасибо» и тому, и другому, но в таком окружении и в таком жанре это, конечно, выглядело абсолютной клоунадой, бессмысленной и беспощадной. Уж не знаю, какие там буду цифры дальше по явке, но зрелище, конечно, грустное. Хотя спасибо, что нам было нескучно, а то вообще была бы тоска зеленая. А так смотрите, сколько было развлечений, сколько настоящих развлечений.А вот что касается главного кандидата, то, что касается нескольких фильмов, которые были показаны, так и не поняла, где, поскольку я все смотрю в интернете. Вот ты мне скажи, фильм Владимира Соловьева «Миропорядок 2018», фильм Чернышова, как он называется…
И.Петровская
―
Не Чернышова, а Кондрашова.
К.Ларина
―
Кондрашова.
И.Петровская
―
«Путин». Он называется просто и скромно, «Путин».
К.Ларина
―
Просто и лаконично, «Путин». Вот все это было показано в телевизоре?
И.Петровская
―
Нет, это в интернете. Я тоже поражаюсь, и я так полагаю, что, видимо, это, с одной стороны, может быть, одна из мотиваций, чтобы не нарушать некий закон о равноправии кандидатов, поэтому они выкладывают вначале в интернет, а потом, наверное, я предполагаю, покажут в эфире. А с другой стороны, чтобы охватить уже вот эту вот интернетовскую молодую аудиторию, потому что мы знаем прекрасно, что сегодня фактически телевидение перемещается в интернет и становится зачастую куда более, извините за слово, смотрибельным и популярным, нежели то, что показывается в эфире.
К.Ларина
―
Это правда.
И.Петровская
―
Но кусочки какие-то показывались, по-моему, на «России 24», фрагменты. Не знаю, я в эфире этого не видела и могу ручаться, что в эфире этого все-таки не было пока.
К.Ларина
―
Ну, покажут потом, конечно.
И.Петровская
―
ДА и не раз, я думаю, еще, и повторят по просьбе телезрителей. А видела ли ты то, что показал канал «Настоящее Время»…
К.Ларина
―
Манского, да? Видела.
И.Петровская
―
…в их же программе «Реальное кино», это фрагменты нового фильма Виталия Манского, который называется «Свидетели Путина». Мы знаем, что Виталий Манский снимал не один фильм…
К.Ларина
―
Название, конечно, такое отличное.
И.Петровская
―
Да-да-да.
К.Ларина
―
Такая секта получается, «Свидетели Путина».
И.Петровская: Финальный аккорд с попыткой драки нескольких кандидатов – это, конечно, было уже что-то за гранью
И.Петровская
―
Ну да, в каком-то смысле. Он снимал не один фильм о этом герое, и в том числе к первым его выборам. Причем один фильм снимался вместе с Сергеем Мирошниченко как бы к первому туру, второй готовился ко второму, но второго не было, потом все-таки на этой основе был еще сделан фильм. И вот сейчас из разных материалов сохранившихся, частью уже показанных, он, конечно, создает вот эту вот… Он как бы идет вглубь, и мы понимаем ту дистанцию, которую прошли и все мы, и страна, и сам герой, и герои другие, которые его делали в тот момент и окружали. И это, конечно, совершенно невозможно оторваться от этого. Как ты, ты видела это?
К.Ларина
―
Да, видела. Там когда они в ожидании победы, в ожидании подведения итогов выборов находятся в компании с первым президентом, с Борисом Николаевичем Ельциным.
И.Петровская
―
Не в компании. Первый президент находится у себя дома и ожидает в кругу своей семьи вместе со съемочной группой результатов первых голосования.
К.Ларина
―
А, да, а он в штабе находится.
И.Петровская
―
Да, соответственно, все остальное происходит в штабе. И там вот эта сцена, которой не было, мне кажется, в первых фильмах, когда Борис Николаевич, уже получив первые триумфальные, подтверждающие победу цифры, звонит своему преемнику, ставленнику, и подходит кто-то, кто говорит, что пока его нету около телефона, и он перезвонит в ближайшее время. Через небольшое время перезванивает и говорит, что его по-прежнему нету, и он где-то на улице, и дальше мы видим, как вот это вот тоже такое возбуждение на лице Бориса Николаевича сменяется каким-то непониманием и недоумением. И дальше есть фраза Виталия Манского, что, по крайней мере, при нас Борис Николаевич ответного звонка так и не дождался.А дальше мы уже видим, конечно, что происходит в штабе, люди ликующие, Ксения Пономарева, ныне покойная, Лесин, Лесин причем вначале был у Ельцина, потом перемещается туда, Чубайс, кто там еще есть, много кто, НРЗБ, Таня Дьяченко, много-много народу.
К.Ларина
―
Фотограф Юра Феклистов, которому говорит Ельцин, по-моему…
И.Петровская
―
Борис Николаевич говорит.
К.Ларина
―
…да-да, что и при Путине будет свобода слова.
И.Петровская
―
Да, «Это уж вы не сомневайтесь. Если победит, свобода слова гарантирована». Вообще столько всего тут возникает. Ну, во-первых, понимаешь, какой срок прошел, огромнейший, огромнейший, в общем-то в размерах целого поколения, в масштабах, 18 лет, потому что это 2000 год. Ну и вообще, просто очень интересно, и грустно, и временами драматично следить и смотреть, зная наперед все, что нас ожидает.
К.Ларина
―
Ну и, кстати, на этом фоне совершенно перпендикулярно выглядит герой тот же в фильмах Кондрашова. Это, конечно, нечто. Соловьева мы уже чуть-чуть обсудили на позапрошлой программе, когда он только был показан, этот фильм. А здесь, конечно, помимо картинки и какого-то такого невероятного уже самоупоения… я все время вспоминала эту фразу, я не весь фильм смотрела, какие-то фрагменты, Меркель, помнишь, когда она сказала, что Владимир Путин как бы в своем мире находится. Это абсолютно точно. Здесь было несколько сюжетов, которые меня просто поразили своим цинизмом и какой-то беспардонностью. Это, конечно, история с «Норд-Остом», про которую он говорил, помнишь?
И.Петровская
―
Да-да-да.
К.Ларина
―
Какая-то дичайшая версия про то, что якобы эти чеченские террористы должны были вывезти в автобусе заложников и расстреливать их на Красной площади, выкидывать из автобуса на Красной площади, и что мы не могли себе этого позволить, и то, что было известно, что надо было антидот вколоть. Слушай, такой ощущение, что как человек не сомневается, что никто ничего не помнит. Мы же все помним, мы же тогда уже жили. Мы знаем, что там было.
И.Петровская
―
А самое главное, что… Мало того, что мы жили. Понятно, что до сих пор нету официальных каких-то, по-моему, заключений, комиссий, но проведено уже не одно в том числе журналистское расследование, когда более или менее очевидно и понятно, кто откуда стрелял, кто начал, как это все происходило. Это только подтверждает, кстати, слова Меркель, что, действительно, наверное, рано или поздно любой человек, который на столько лет задерживается во власти, он начинает жить в определенном своем мире и, может быть, даже сам начинает верить тому, что, возможно, ему кто-то там напевал эти годы. Или это придумывается, может быть, такая версия, и ты тоже в нее начинаешь верить. Самое главное, что когда тот, кто называется журналистом, интервьюером, не может возразить, не может, как Меган Келли, американка, Меган она, по-моему?..
К.Ларина
―
Да-да.
И.Петровская
―
Не может перебить и добиваться своего ответа. Пусть она не получает его в результате, но все равно, даже вот этими своими дополнительными вопросами она демонстрирует, что у нее есть некое свое знание, она хочет добиться от сидящего перед ней персонажа каких-то внятных и все-таки правдивых ответов. Но когда журналист, а тем более Кондрашов, как мы знаем, все эти месяцы еще и исполнял, по-моему, роль главы штаба путинского, когда журналист – это твой подданный, твой подчиненный, когда он сам исполнен невероятного восхищения, и ему в голову не приходит что-то уточнить, какие-то вещи, очевидные уже не только для сильно посвященных, какие-то вещи опровергнуть и сказать, ну что вы, что вы, может быть, вы запамятовали, а на самом деле было так.
К.Ларина
―
Откуда вы это взяли?
И.Петровская
―
Да, или откуда вы это взяли, докажите.
К.Ларина
―
Кто это вам сказал? Расскажите нам.
И.Петровская
―
По сути, это вот такая вот придворная картина, парадный портрет, но ни коим образом не приближение к какой-то там, попытки даже приближения нету к истине, попытки даже понять или мотивацию твоего персонажа, героя, и тем более уж каким-то образом вывести его из себя, грубо говоря. Главное, чтобы было комфортно.
К.Ларина
―
Еще, конечно, поражает, что живые люди, которые выжили, которые прошли этот ад и которые точно знают, как было, и точно знают, что, мягко говоря, все, что сообщил главный герой этого фильма, - это какие-то фантазии, фантазии, ну, может быть, что-то ему привиделось или приснилось, или, может быть, кто-то его ввел в заблуждение, может быть, кто-то ему положил эту историю на стол, мы не знаем этого. Но сам факт, что есть люди, которые это пережили и которые это слушают, открыв рот, и смотрят вот на это, в этом есть какой-то даже не цинизм, а какое-то что-то такое запредельное. Это такой Оруэлл, конечно, абсолютный. Подкорректируем ваши воспоминания, это называется.
И.Петровская
―
Да, это на наших глазах такое мифотворчество.
К.Ларина
―
Мифология.
И.Петровская
―
Создается, да, новая мифология. И, кстати сказать, я не исключаю, что, поскольку у нас еще впереди, видимо, немало лет, что в результате эти трактовки и войдут в учебники истории, в какие-то новейшие исторические брошюры, и так и будет это трактоваться. А что ж, мы это проходили тоже.
К.Ларина
―
Вот, кстати, по поводу истории, истории современности, такой картины эпохи. Я бы хотела, чтобы мы с тобой перешли к фильму, который на меня произвел невероятное впечатление, это фильм Андрея Лошака «Возраст несогласия», документальный фильм, который мы анонсировали на прошлой, позапрошлой программе, я уж не помню, который Андрей сделал сам и, по сути, для себя. Как он сам говорил в интервью Пивоварову и Тихону Дзядко на канале RTVi, что это «моя инвестиция в будущее».Это пятисерийный фильм, который посвящен молодым людям, почти мальчишкам и девчонкам, которые сегодня являются основной массой, основной силой поддержки Алексея Навального. Это другое совсем поколение, которое не желает жить в той стране, которую мы позволили построить сегодня, которые хотят другую Россию, которые хотят другого президента, которые хотят других ценностей и яростно и честно это защищают.
Это, конечно, очень сильная вещь. Вообще, как Андрей это делает, там нет никакого Андрей Лошака, там только есть люди и мир вокруг них, и это, конечно, очень сильное впечатление производит. Я прямо запомнила каждого героя. Я могу сказать просто для слушателей, чтобы они понимали, как это построено: это разные города российские и штабы Алексея Навального, в которых работают вот конкретные ребята. Там рассказ про несколько судеб, несколько человеческих историй. В основном это координаторы, такие гражданские активисты, которые и являются координаторами этих штабов в разных городах. Я надеюсь, что ты тоже видела.
И.Петровская
―
Я даже больше того, я его сегодня ночью досматривала и утром.
К.Ларина
―
Да, я тоже вчера досмотрела поздно вечером.
И.Петровская
―
И утром досматривала. Мне даже кажется, тут даже самого как бы… хотя он там есть временами в кадрах.
К.Ларина
―
Его в кадре нет, он молодец, конечно.
И.Петровская
―
Я имею в виду не Андрея Лошака.
К.Ларина
―
А Навального?
И.Петровская: Очень плохо играл ведущий Соловьев, изображая в очередной раз «я стою с краю и ничего не могу поделать»
И.Петровская
―
Да. Даже и Навального тут, в принципе, не так уж много, тут как раз речь о том, что есть некая уже, хотя я понимаю, как их мало при всем при том, некая генерация молодых людей, которые просто пытаются утвердить свое право на выбор самостоятельный, на жизнь как они ее себе представляют, на развитие этой жизни, на свое будущее. И это все, что для меня… я прочитала много чего про этот фильм уже, разные наши коллеги уже написали, что это надежда. А у меня, когда я вижу, на каком фоне это все происходит, мы видим нападающие на эти штабы отряды провластных тетенек…
К.Ларина
―
Гопников. Гопники какие-то.
И.Петровская
―
Нет, меня больше всего потрясли тетеньки.
К.Ларина
―
Бабушки.
И.Петровская
―
Тетеньки, бабушки.
К.Ларина
―
«Отряды Путина».
И.Петровская
―
Да. Тетеньки ведь не самые иногда старые, а в возрасте от 35, может быть. И вот когда я понимаю, насколько их больше, чем этих ребят, и в какой ненависти они могут утопить вот это вот все, я понимаю, что вот больше всего на свете я боюсь, чтобы этих ребят они не загрызли реально своими вот этими вот золотыми зубами, потому что, конечно, их преимущество. У нас новости, потом продолжим.НОВОСТИ / РЕКЛАМА
И.Петровская
―
Мы продолжаем «Человека из телевизора». Еще раз повторяю наши средства связи, +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, YouTube-канал и страница Ксении Лариной на Facebook.
К.Ларина
―
Да, мы чуть позже обратимся к вашим записочкам, потому что там есть что процитировать.
И.Петровская
―
Да может быть, даже и уже пора. Я просто хочу сказать, что первая тройка у нас уже определилась тех, кто пойдет на вечер в «Эльдар», поэтому скоро мы это озвучим. Просят повторить название фильма Андрея Лошака. Называется «Возраст несогласия».
К.Ларина
―
И он, кстати, в свободном доступе выложен в сети.
И.Петровская
―
Свободно в сети и на сайте «Дождя», телеканала «Дождь».
К.Ларина
―
Ну и можете просто, в YouTube тоже можно набрать, он есть. Я повторю, что это важная очень премьера, и действительно, это фильм, который сделан для людей, Андрея Лошака. Ир, я не могу, вот сейчас мы с тобой сидим, обсуждаем замечательные работы наших товарищей и в это время новости слушаем, что у человека молодого в колонии крошатся зубы и выпадают волосы. Человек осужден на 20 лет ни за что, просто по прихоти какой-то государственной машины. Это вообще какой век, где мы вообще находимся? Это просто какая-то фантастика.Я сейчас слушала новости, вспоминала, сколько было сказано слов в защиту Олега Сенцова, сколько было подано прошений. Сокуров, выдающийся режиссер нашего времени, выдающийся художник, чуть ли не на коленях умолял президента Владимира Путина помиловать Олега Сенцова, помиловать. Вот скажи мне, чего они ждут, чтобы человек умер там?
И.Петровская
―
Я не знаю ответов на эти вопросы. Я даже не только о Сокурове думаю, даже Никита Сергеевич Михалков, как ты помнишь, по-моему, на одной из церемоний «Золотого орла» тоже сказал про Олега Сенцова, и сколько про него еще говорили. Я не знаю, почему какая-то звериная, иррациональная жестокость, когда понятно, что ничего не доказано, он ничего не совершил, человеку пришили намерение, и за это намерение ему пришили 20 лет на краю света, в самой непригодной местности для жизни вообще и тем более для жизни в застенках. Это просто уму не постижимо, я правда не знаю.
К.Ларина
―
И сейчас ты прочтешь победителей, я вижу, что их принесли. Но я просто к слову хочу процитировать Андрея Лошака, который, когда выкладывает свой фильм у себя на странице, ссылку на фильм на странице в Facebook, он делает такие предисловия, рассказывая о том, что для него было важным. И вот по поводу Олега Сенцова, как раз такой мостик к героям фильма «Возраст несогласия»: «Мои герои не боятся, - пишет Андрей Лошак. - Возможно, по малолетству, возможно, просто потому, что они - лучше, свободнее, чувствительнее к несправедливости. Мы привыкли к подлости, они еще нет. Посмотрите как они говорят с ментами или эшниками - ничего кроме презрения к ним они не испытывают. Так хочется, чтобы их не напугали, чтобы они и выросли такими же, как сейчас - с прямой спиной».«Еще один важный момент, говорит Андрей, - неверие. Я тут вставил фрагмент речи Навального про это, который он повторял из митинга в митинг. Ее пафос в том, что пока мы не поверим в себя, в нашу страну и народ - ничего не изменится. Будет вечный Путин. Перемены невозможны, если ты не веришь в их осуществление». Вот очень важные слова Андрея, которые, я повторю, он пишет у себя в Facebook, предваряя очередную серию фильма «Возраст несогласия», который вы, дорогие друзья, просто обязаны посмотреть.
И.Петровская
―
Там самое, конечно, все равно поразительное психологически, вот как эти ребята все в этой среде, тем не менее, выросли такими. Ведь понятно, что все равно эта среда довлеет, преобладает, мы видели, как прессуют ребят в школах или там в их учебных заведениях. И на фоне вот этих вот женщин, что самое поразительное, мы видим исключительную какую-то убогость в целом вот этой провинциальной жизни, каким бы город ни был, пусть это большой город Мурманск…
К.Ларина
―
Калининград.
И.Петровская: Фильм Манского очень интересно и временами драматично смотреть, зная наперед все, что нас ожидает
И.Петровская
―
Или маленький город Тула, или вообще как бы европейский Калининград. Мы все равно видим эту убогость, обшарпанность, эти дикие какие-то, страшные, обваливающиеся панели. И на фоне этой убогости стоят люди среднего и старшего возраста, которые, тем не менее, говорят: «Нам ничего лучше не нужно, у нас есть вождь». Ты помнишь, тетенька говорит?
К.Ларина
―
Да.
И.Петровская
―
И вот это больше всего поражает.
К.Ларина
―
Хочу сказать еще, обратите внимание, у людей, которые будут это кино смотреть, обратите внимание на путь каждого героя этого фильма, который он прошел к этому моменту, когда стал гражданским активистом в штабе Алексея Навального. Меня там поразила история вот одного парня, который вообще был в «Молодой гвардии», который был нашистом, который был, по сути, такой же гопотой провластной, прокремлевской, который занимался точно такими же провокациями, которыми сегодня занимаются уже следующие поколения Путина.Человек, который просто случайно, побывав в Киеве в тот самый момент, когда там начинался Майдан, он из свидетеля стал участником этой революции, изнутри это все ощутил, и как его это перевернуло. Вот банальные слова, что он стал другим человеком, но это так, у него все изменилось внутри, вся психофизика. Это, конечно, поразительная история. И как у него взгляд изменился на мир, как будто стекло протерли, как будто что-то открылось, какое-то откровение произошло.
Это, конечно, поразительно, насколько они искренне об этом говорят, все эти ребята. И тоже будут опять смеяться над этой затасканной фразой про другие лица, но на самом деле у этих людей другие лица, у них другой стиль разговора, у них нет никакой агрессии, и сколько у них внутреннего достоинства и покоя. Это, конечно, меня тоже вот поражает. И то, что Андрей написал, как они общаются вот с этой мерзостью, которая пытается их запугать, спровоцировать на какую-то драку.
А казак? Вот еще одна история парня, который казак, который ходил с нагайкой тоже в этой толпе казаков когда-то, который тоже свой путь прошел, выстрадал свое отношение к этой жизни. Его вообще там чуть ли не предателем считают, это, по-моему, в Краснодаре происходит.
И.Петровская
―
Да, в Краснодаре, где как раз казаки.
К.Ларина
―
Совершенно потрясающий парень со своей историей, со своей судьбой, со своим взглядом на мир. Видите, сколько мы об этом говорим взахлеб, потому что действительно работа, которая она вот знаковая, просто знаковая история, обязательно посмотрите.
И.Петровская
―
И особенно сейчас, кстати.
К.Ларина
―
Да.
И.Петровская
―
У нас, кстати, многие тут видели, и вот пишут: «Спасибо Андрею Лошаку за его фильм, документ нашего времени, особенно за тот контраст поколений, который меня потряс. Сколько злобы, и дикости, и дурости у поклонников Путина, и какие умные ребята у Навального», - пишет нам Галина. Быстро зачитаю…
К.Ларина
―
Победителей, да, скажи.
И.Петровская
―
Значит, на вечер в «Эльдар»… во-первых, лом просто желающих пойти, я думаю, что можно позвонить туда или выйти на сайт, и возможно…
К.Ларина
―
Купить билеты.
И.Петровская
―
Не думаю, что они сильно дорогие. Но идут по нашим билетам Катя, последние цифры телефона 6208, Аня, последние цифры 5365, и Василий, 9788. Поздравляю вас, друзья, думаю, что вы получите большое удовольствие. Продолжаем. Зачитай, что пишут.
К.Ларина
―
Сейчас зачитаю, просто хочу, чтобы я успела, я хочу сказать, что добавились еще телепремьеры в сети, в интернете. Человек из YouTube продолжает как бы действовать активно. Я хочу назвать нашего товарища Матвея Ганапольского, который вышел со своим проектом авторским, это не на телеканале «Прямой», где он работает официально, а это чистой воды его авторская история, когда он сам выходит в прямой эфир в сети каждый день в 16 часов и в 23 часа. Называется его передача, можно так сказать, «Feedback», то есть обратная связь, где он сам определяет темы, которые он хочет обсудить с аудиторией.И там напрямую он и общается со своими зрителями, и слушает их внимательно, и вообще, это действительно такой контакт прямой с аудиторией, он очень важен, потому что люди сами ему заказывают и темы, и поправляют его, если он ошибается, и предлагают ему что-то обсудить, и сами сообщают ему новости, и Матвей с готовностью вместе с людьми обсуждает главные события. Причем не только события Украины, как вы понимаете, это главные события мира. Это может быть и тема Надежды Савченко, которая сегодня вновь героиня, только уже с совсем другим, отрицательным знаком, героиня Украины, это может быть и события в Англии, которые сегодня потрясли весь мир во всех смыслах, это могут быть и выборы президента здесь, в России. Так что посмотрите обязательно. И вы не пропустите, это в 4 часа дня и в 23. Вот.
И.Петровская
―
Все?
К.Ларина
―
Пока да.
И.Петровская
―
Ты хотела нам зачитать какие-то там…
К.Ларина
―
Да, сейчас я посмотрю.
И.Петровская
―
А я, пока ты будешь смотреть, скажу эфирное впечатление.
К.Ларина
―
Давай.
И.Петровская
―
Большое мое эфирное впечатление. Тоже вот смотрела, к сожалению, задним числом, не в эфире, но это не имеет значения. Программа «Жена» на «ТВ Центре», это было 7 марта, и она была даже нетипично большая, в двух частях. Большое-большое интервью, беседа с Наиной Иосифовной Ельциной.
К.Ларина
―
Это новое?
И.Петровская
―
Да, абсолютно новое, абсолютно. И более того, я говорю, что, видимо, поскольку получилась какого-то уровня такого откровенности, искренности эта беседа, что канал даже предоставил больше эфирного времени. И уж на что, сколько раз мы видели в разных интервью Наину Иосифовну, но, пожалуй, вот такую пронзительную я ее не видела, и какой-то удивительной тонкости, нежности, открытости и сама она, и вот эта вся беседа получилась. Всем рекомендую, на сайте ТВЦ вы это увидите, и даже не на сайте, просто, я думаю, наберете и на YouTube посмотрите. Не оторваться.
И.Петровская: Сколько раз мы видели в разных интервью Наину Иосифовну, но вот такую пронзительную я ее не видела
К.Ларина
―
Еще одно новое телевидение, а может быть, оно и старое, просто мы о нем не знали, это телевидение немецкое, русскоязычное, которое я обнаружила у себя в ленте.
И.Петровская
―
Оно новое относительно.
К.Ларина
―
А потом сейчас смотрю, уже наши слушатели тоже это пишут, они пишут и это смотрят, это телевидение RTVD из Германии. Главный редактор этого немецкого канала – Маша Макеева, хорошо известная зрителям «Дождя», замечательный журналист-новостник, профессионал. Там же есть авторская программа Ольги Романовой, там же авторская программа Николая Клименюка. То есть там очень хорошая команда собралась, и вот вдобавок к RTVi, который тоже активно, я смотрю, смотрят, во всяком случае, моя лента в Facebook, они все смотрят RTVi, обсуждают, вот новое телевидение немецкое русскоязычное. Тоже смотрят с удовольствием, можем его тоже порекомендовать.
И.Петровская
―
Оно, по крайней мере, с прошлого года точно существует, я его смотрела. Там еще работает прежде работавшая у Майорова такая Люба Камырина, которая делала очень хорошие репортажи, она их продолжает делать. Я посмотрела вот этот выпуск, видимо, это новая программа, Оля Романова с Машей Макеевой обсуждают тоже, в этот раз они обсуждали предвыборную кампанию, ролики и так далее. Для меня там есть много вопросов в основном технического свойства, чтобы не было ощущения некоторого мусора в эфире, но в целом я вообще просто понимаю, насколько сегодня наше телевидение нуждается в нормальных словах, нормальных людях. И когда там будет отрегулирован сам вот этот вот технологический механизм, когда не будет перекрывать звук из студии звук сюжета, когда не будет бесконечно мельтешить на заднем плане картинка сюжета, дико отвлекающая, и так далее…
К.Ларина
―
Какая ты привереда!
И.Петровская
―
Я привереда, потому что ну как-то вот мы знаем уже, что есть телевидение, которое делается на коленке, но в данном случае вот эти вещи устраняются довольно легко, чтобы не было ощущения все-таки художественной самодеятельности, тем более при наличии таких персон и фигур профессиональных, как Ольга Романова, и Маша Макеева, и все остальные.
К.Ларина
―
Вот про самодеятельность я хочу сказать, что она все лучше и лучше, она все профессиональнее и профессиональнее. Значит, я имею в виду Леонида Парфенова, его выпуск «Парфенон #4» мне очень понравился, я вам рекомендую. Себе даже подробный конспект написала, мне понравилось, как там все вдруг, все эти паззлы сложились. Я поняла, что Леонид хочет, как за ниточки, притянуть самые разные слои населения, которым интересны путешествия, которым интересна политика, которым интересны развлечения…
И.Петровская
―
История.
К.Ларина
―
…которым интересна история, которым интересна человеческая судьба. И мне кажется, что все это как бы яснее и яснее, все внятнее и внятнее это все выкристаллизовывается. И там было несколько сюжетов, которые мне очень понравились. Мне очень понравилось интервью с Аланом Куперманом, которое записал Леонид в Америке и там проводил такие параллели с предвыборной кампанией в России, там очень много таких точных вещей было определено. Мне очень понравилась попытка видеоклипа на стихи, когда вот он вышел на этот пятачок, про который пишет Анна Ахматова в своем стихотворении.
И.Петровская
―
Да-да, это очень хорошо.
К.Ларина
―
Почти клип, да. Потом, пошла реклама настоящая, честная, открытая реклама, и это тоже хорошо. Короче, с искренним сердцем хочу сказать спасибо Леониду Геннадьевичу, будем смотреть дальше.
И.Петровская
―
Да, что-то начинает складываться. А у меня еще в третьем выпуске очень тронул сюжет про мальчика, который…
К.Ларина
―
Это про Сашу Шульчева, да, это мы говорили уже.
И.Петровская
―
…приехал в Америку и стал полноценным человеком.
К.Ларина
―
Кстати, здесь есть продолжение в последнем выпуске, он же, Саша, сам обратился к зрителям и рассказал о себе. Там, кстати, уже правильную вещь делает Леонид, так же, как и Матвей Ганапольский. Он очень тесно контактирует с аудиторией. Это не прямой эфир у Леонида, понятно, что это записанная программа, но тем не менее, он читает все комментарии, которые ему присылают на YouTube пользователи, он учитывает многие замечания, он отвечает на какие-то вопросы. Очень трогательно и смешно, что он показал чек, что он заплатил за это вино, что это никакая не реклама, это чистое его приобретение. В общем, что-то в этом есть обаятельное и очень правильное. И очень профессиональное, что очень важно.
И.Петровская
―
Я думаю, что нам пора переходить к главной и самой драматической…
К.Ларина
―
Трагической.
И.Петровская
―
Трагической теме этой недели, это, безусловно, уход, ожидаемый, безусловно, но все равно неожиданный, Олега Павловича Табакова. Сегодня, я предупреждаю всех наших слушателей, Первый канал посвящает значительную часть своего эфирного времени памяти Олега Павловича и с утра показывает и фильмы документальные, и интервью. Уже были показаны разные интервью, Познера повторили, Бермана с Жандаревым. Вчера канал «Культура» показал запись спектакля практически такого, тоже прощального, как он называется-то?
К.Ларина
―
«Юбилей ювелира».
И.Петровская
―
«Юбилей ювелира», да. Так что мы еще будем, конечно, и вспоминать. Вчера еще был «Приют комедиантов», тоже сделанный к юбилею. Конечно, это какое-то ощущение невероятной утраты. Ну, ты говори, потому что ты лучше…
К.Ларина
―
Ну, что тут скажешь. Это, конечно, шок. Я даже слов не могла найти. Вот я впервые в жизни, за всю свою жизнь, я впервые не могла найти слов для того, чтобы сформулировать, что я чувствую, когда узнаю о том, что нет на свете больше Олега Павловича Табакова. Тут, конечно, тоже наши повторяли, мои коллеги, наши встречи с ним на «Эхе», мы встречались очень много раз. Была даже традиция одно время, когда мы встречались каждый год 27 марта, в день театра, обязательно записывали, или он приходил в прямой эфир на интервью. Вообще, все это вместе, в кучу, вся эта история с Кириллом Серебренниковым, с Юрой Итиным, это все вместе, и смерть Олега Павловича, и слова Кирилла, который он передал через адвокатов, о том, какое горе он испытывает лично.Я не могу пока слов найти, Ира, я сейчас зарыдаю, просто это ужас какой-то. Я могу сказать просто об ощущениях. Так вот, сон, когда проваливаются ноги в ступеньки. Знаешь, когда ты ступаешь на ступеньку, а ее нету. Вот, наверное, эти чувства испытываешь сегодня. Поэтому лучше вспомнить о том, какой он был живой, и прекрасный, и чистый, и светлый человек, и мы с тобой были свидетелями его праздника, когда у него было 75 лет, у Олега Павловича Табакова. Вот туда и вернемся, в то время.