Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2018-01-06

06.01.2018
Человек из телевизора - 2018-01-06 Скачать

Подписывайтесь на Youtube-канал

«Эхо Москвы»

И. Петровская

Доброе утро, дорогие наши радиослушатели. И впервые в наступившем новом году с вами «Человек из телевизора». И мы, тоже перешедшие, слава тебе, господи, в новый год. Наш далекий близкий друг Ксения Ларина, здравствуй, дорогая, с Новым годом!

К. Ларина

Доброе утро. С Новым годом, Ирочка. Доброе утро всем.

И. Петровская – Я

Ирина Петровская здесь в московской студии. С нами звукорежиссер Александр Смирнов. И мы как никогда ждем ваших сообщений. Потому как дни были тяжелые. Очень надеемся на вашу помощь. Sms +7-985-970-45-45, твиттер аккаунт @vyzvon, смотрите нас на Ютубе. И вот, собственно, приступаем.

К. Ларина

Как обычно открыла ветку прямого эфира в фейсбуке имени Ксении Лариной. На моей страничке. Я вчера уже там собирала вопросы и пожелания. И там много интересного. Я обязательно прочту. Ну и сейчас уже во время прямого эфира ссылка на Ютуб-канал и можно тоже на этой ветке задавать ваши вопросы или предлагать какие-то темы для обсуждения. Ты видела что-нибудь вообще?

И. Петровская

Я видела, конечно, кое-что. Но я сразу же отвечу, тут пришло письмо, поскольку непосредственно сообщение мне адресовано. «А где же обещанное Ириной необыкновенное новогоднее обращение? Было самое обычное и унылое».

К. Ларина

Да, ты нам обещала с выходом, что Путин будет в движении, в танце.

И. Петровская

Мне нравится эта фраза – «ты нам обещала».

К. Ларина

А ты сказала, что ты знаешь, что у тебя есть инсайд.

И. Петровская

У меня не инсайд, я прочитала огромное количество разных сообщений на разных платформах, где как некое новое слово что ли в новогодних обращениях президента, описывалось то, что президент будет в движении. В движении Путин в жизнь ведет. К движению. К сожалению, может быть это люди, которые какой-то инсайд получили, ошиблись. Мы видели самое традиционное статичное обращение президента. Может быть, я так думаю, вело в заблуждение часть народа то, что Владимир Владимирович как мы знаем приезжал поздравлять программу «Время» с 50-летием. Ты видела это? Нет. Но думаю, что многие видели. Это был совершенно необычный формат. Первого января показали. Вышла программа «Время», как раз ровно 50-летие, 1 января 1968 года в эфир первая программа. И вот сейчас 50-летие. Они кстати довольно долго это отмечали разными сюжетами. И тут прямо в студии, во-первых, Кирилл Клейменов тряхнул стариной и сел на место ведущего. Кирилл Клейменов раньше был ведущим программы «Время». Теперь он возглавляет информационный департамент Первого канала. Второй соведущей была на этом эфире Анна Шатилова. Звезда и старожил. И почетный гость – Владимир Владимирович Путин. И это общение студийное, причем совершенно сумасшедше обновленная студия программы «Время» длилось с Путиным, наверное, не менее 10 минут. Ему задавали достаточно личные вопросы: смотрел ли он ту еще программу «Время», была ли традиция у них дома с родителями смотреть программу «Время». Смотрит ли он сейчас программу «Время» в прямом эфире. И вот на эти вопросы отвечал. Он говорил, что они с родителями, безусловно, смотрели, что, несмотря на то, что жили более чем бедно, тем не менее, телевизор все-таки купили. И телевизор не только у них, но и у соседей был. Поэтому они все, что можно смотрели тогда и не ходили к соседям. У них был свой. Вспоминал, когда он первый раз стал сам ньюсмейкером и стал уже появляться в эфире программы «Время». На самом деле непосредственно в эфире как гость он появился первый раз и вообще назвал программу «Время» главным информационным продуктом, главной информационной программой страны и эталоном объективности, правдивости. В общем…

К. Ларина

Потрясающе. А они это все принимали как должное?

И. Петровская

Ну конечно.

К. Ларина

Да, да, мы такие. Мы самые правдивые.

И. Петровская

Почему я говорю, что возможно кто-то подумал, что обращение тоже будет записано в движении, - потому что еще одна поздравительная торжественная часть этого эфира была, когда Путин общался в студии с коллективом программы «Время». Причем не только с теми, кто сегодня ее делает, но и с ветеранами. То есть он прошел по этой студии, студия, кстати, совершенно невероятное производит впечатление. Там какие-то невероятные камеры. Причем это ноу-хау изобретение отечественное. И какая-то камера паук. Какие-то там трансформеры, которые позволяют передавать движение ведущего и запоминать. Правда, технически что-то невероятное. И потом они выпили шампанского…

К. Ларина

Хорошо бы это применять, конечно, в мирных целях.

И. Петровская

Слушай…

К. Ларина

А не ради информационных фальсификаций. Я думаю, что как раз паук для этого и предназначен. Чтобы все желаемое выдавалось за действительное.

И. Петровская

Объективность и правдивость, объективность вещь оказалась субъективная.

К. Ларина

Паук нам в помощь.

И. Петровская

Паук нам в помощь. И в результате всем принесли шампанское. Вышел непосредственно на передний план, на общение с Владимиром Владимировичем Виктор Балашов, если ты помнишь, был такой диктор с невероятным голосом. Он фронтовик, ему 93 года только что исполнилось. И как выяснилось, он еще и мастер по боевым искусствам и предложил Путину немедленно какой-то поединок провести. Но Владимир Владимирович сказал, что нет, в этот раз он не будет. Ну вот, как-то так. Такой был невероятный эфир. Я такого не припомню. Старожилы не припомнят, чтобы сам президент приходил в студию, потом вот так. Общался, помню, пару раз такое было. Когда какие-то были поводы.

К. Ларина

Когда он приходил поздравлять помнишь с юбилеем, по-моему, канал «Россия».

И. Петровская

НТВ мне кажется и «Россию» тоже.

К. Ларина

«Россию» я помню, это было сравнительно недавно. То же самое когда он приехал на Яму, Тверскую-Ямскую и там общался с коллективом, поздравлял их всех. И они там все выстроились. Там и Добродеев был. И вся эта толпа корреспондентов и ведущих канала ВГТРК. Так что это не первый случай. На самом деле да, 50 лет программе «Время», но, во-первых, все-таки программа, по-моему, была прервана, ее история. Какое-то время она не выходила под этим названием. По-моему, было после 1991 года. Когда было ОРТ, когда каналом владел Борис Березовский. И, по-моему, там была просто итоговая какая-то информационная программа. Там не было название какой-то период времени, а потом опять «Время» вернули.

И. Петровская

Рассказываю. Эта история, я очень хорошо помню, сразу после путча был назначен председателем Гостелерадио Егор Владимирович Яковлев. И который посчитал, что предыдущие программы «Время» и ее ведущие скомпрометировали себя сотрудничеством с режимом. И поэтому он объявил конкурс на новое название и на ведущих, которых бы хотели зрители видеть. И, по-моему, пару недель там вели разные группы ведущих. В том числе, кстати, Татьяна Миткова и Дмитрий Киселев, которых он из небытия возродил. Их после Вильнюса как ты помнишь, уволили из программы ТСН и они некоторое время в Гостелерадио не работали. Но в результате победило название программы «Время» и все вернулось на круги своя. Поэтому может быть две недели, может быть, месяц выходила программа «Время», как таковая. Выходили новости, но без названия «Время». А так вот, 50 лет.

К. Ларина

Я помню по советским временам, что в нашем доме это называлось – время гулять с собакой. И именно в 9 часов выходящие с собаками люди встречали всех этих недобитков, которые презирали программу «Время»…

И. Петровская

Диссиденты.

К. Ларина

Да, гуляли с собаками для того, чтобы потом вернуться и после программы «Время» обычно шел какой-нибудь фильм в 21.30 по Первому каналу. По центральному телевидению. Так оно тогда называлось.

И. Петровская

А огромное количество людей, тем не менее, наоборот бежали к телевизорам ровнехонько в 9 часов, это превратилось в ритуал. И смотрели программу «Время». Одни смотрели я так думаю, искренне считая, что это и есть новости, а другие смотрели для того, чтобы понимать, как официальная пропаганда преподносит те иные события. Мы тоже все прекрасно это помним.

К. Ларина

Я помню очень хорошо, что я очень любила, как и многие люди замечательную музыку к прогнозу погоды. Как потом выяснилось, это была французская песня «Манчестер и Ливерпуль» в исполнении Мари Лафоре. Которая сопровождала прогноз погоды. Это уже в исполнении, по-моему, оркестра Поля Мориа.

И. Петровская

Я думаю, что все помнят из того времени эту музыку прекрасную и до сих пор, когда ее слышишь, так же как мелодия, которая сопровождала «В мире животных».

К. Ларина

Тоже Поль Мориа.

И. Петровская

Да.

К. Ларина

А «Кинопанорама тоже.

И. Петровская

Совершенно верно. То есть подбирали люди, хорошо знающие музыку и очень точно выбирали то, что потом стало называться джинглы…

К. Ларина

И ничего за это не платили.

И. Петровская

Я сомневаюсь, во всяком случае, что Полю Мориа или авторам этих произведений что-то платили. Но неважно. Мы же помним, это стало тоже своего рода историей телевидения для нас. Ну вот, я тебе рассказала.

К. Ларина

Мы начали с тобой опять ностальгировать как обычно. Давай вспомним тогда и новогодние ночи советские. Что это было. Это были традиционные «Голубые огоньки», но я помню, что весь советский народ мучился, сидел и ждал, когда наконец все это кончится, все эти космонавты, доярки отговорят свое. Отпляшут. И тут-то где-то, наверное, полчетвертого утра выходили «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». То самое вожделенное ночное телевидение новогоднее, которого все ждали. Где можно было увидеть «Friedrichstadt-Palast» замечательный, мюзик-холл ГДР, певцов в том числе из страшного капиталистического Запада.

И. Петровская

АББА, «Бонни Эм».

К. Ларина

Францию, Мирей Матье.

И. Петровская

Джо Дассен.

К. Ларина

Да, вот этим вот поздним ранним новогодним утром. А до этого все как-то стиралось из памяти. Все это было достаточно однообразно.

И. Петровская

Я бы опять не стала так категорично говорить и утверждать, что все советские люди ждали исключительно трех ночи или половины четвертого, чтобы посмотреть «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

К. Ларина

Те люди, которых я знала, их было достаточно много, мы все ждали именно этого. И потом обсуждали после каникул в школе, что мы видели, каких певцов нам показали в новогоднюю ночь.

И. Петровская

Это совершенно верно. Но на самом деле «Огоньки» тоже были любимым зрелищем советского народа. Несмотря на то, что там были и доярки, и космонавты, и спортсмены. Так со временем тот формат, который придумал в 1962, по-моему, году, могу ошибаться, может 1964 прекраснейший режиссер Алексей Габрилович – «Огоньки. Вот он со временем превратился в такие встречи со знатными людьми страны. А начинались же «Огоньки» с того, что каждую субботу или воскресенье, по-моему, в субботу это выходило. Именно такие приятные посиделки с песнями, с какими-то разговорами. Со временем это уже стало таким праздничным форматом. Во что это сегодня превратилось – это отдельная тема. Там у тебя чего-нибудь пишут люди?

К. Ларина

Да, я сейчас процитирую тебе. Но меня удивило, я ничего не смотрела, естественно, думала, что надо, наверное, знала, что моя партнерша покинет Москву, уедет, ей будет не до этого и надо мне посмотреть какой-нибудь новогодний кошмар. Пусть не в новогоднюю ночь, но потом на сайте. Но ты понимаешь, я не стала бороться со своим нежеланием это видеть. Не могу. Просто не могу. Но на самом деле я услышала среди обсуждений зрителей удивительную вещь. Там как-то все упорно повторяли одну и ту же мысль, что Первый канал – страшно сказать – решил наконец, что-то придумывать, что-то такое откреативить. И вот у них типа новогодняя ночь, этот «Огонек» или они там называются. Он был совсем не тот, что типа давеча. Нонче совсем не то, что давеча. И даже какие-то люди хвалили. Слышала ли ты такие отклики, Ира.

И. Петровская

Я и слышала и смотрела.

К. Ларина

Ой, какая молодец.

И. Петровская

Ну я не могу сказать, что как все новогодние программы, человек нормальный смотрит в фоновом режиме, что называется, подглядывая. Иногда именно когда взгляд цепляется за что-то необычное. Вот на Первом канале они отказались от студийного обрамления.

К. Ларина

В движении.

И. Петровская

Да. И это все делалось на фоне Москвы. Снятой, надо сказать исключительно красиво. Как бы она авангардна, так что в этом городе захотелось жить. В отличие от того, что мы наблюдали в реальную новогоднюю ночь. Я случайно незадолго…

К. Ларина

Там никого и никуда не пускали.

И. Петровская

Да. Незадолго до наступления этой ночи оказалась в центре, это конечно был просто нечеловеческий ужас. Эта эклектика, бесконечные какие-то, правда, напоминало по картинке какую-то Корею. Какие-то стрельцы пляшут, кого только там не было.

К. Ларина

Там, кстати, Ира, прости, в саму новогоднюю ночь были в фейсбуке такие свидетельства очевидцев. Люди, которые пытались пойти встретить Новый год на Красной площади, их туда никого не пустили. Потому что сказали, что там Первый канал снимает какой-то репортаж. Все перекрыто и закрыто.

И. Петровская

Ночь точно снимали не в новогоднюю ночь.

К. Ларина

Я имею в виду, конечно, что это не прямой эфир. Снимали какой-то репортаж, видимо, для Первого канала. О том, как счастливые москвичи встречают Новый год на Красной площади.

И. Петровская

Может быть репортаж, но на самом деле было все перегорожено уже с 30-го числа или с 29-го. Уже невозможно было проехать по центру. И люди, которые проходили за это оцепление, они потом уже, если случайно выходили, их уже туда снова не пускали. То есть Москва в любой праздник, конечно, становится абсолютно непригодной для нормального гуляния и для нормальной жизни. В отличие от этой новогодней ночи на Первом канале. Где как раз Москва была прекрасна. Где нам показывали с высоты птичьего полета ночную Москву и так далее. В общем, это было очень красиво. Что касается самих музыкальных номеров, это все предсказуемо. Точно так же как и все исполнители, которые у большинства наших слушателей и зрителей уже давно набили оскомину.

К. Ларина

Из тех впечатлений, которые я вижу, пришли на фейсбук, здесь многие упоминают, как я читаю: прошлый номер пародию на Ксению Собчак, который был показан, по-моему, на канале «Россия» в новогоднюю ночь.

И. Петровская

Это совсем отдельная вещь.

К. Ларина

Люди в полном шоке от этого номера. Потому что там как пишут мужик с приклеенным подбородком и челюстью…

И. Петровская

Нет, это был не мужик, это была, по-моему, Елена Воробей. Такая пародистка, которая пародирует…

К. Ларина

В общем, говорят, что это жуткое. По пошлости и оскорбительности.

И. Петровская

Канал «Россия» ничего нового не стал придумывать, ты знаешь эту стилистику новогодних ночей. Когда пишется это в течение многих дней, поэтому кажется, что у них в студии сидят все, кто только можно сидят, хотя, естественно, записывают в разное время. Обязательно задействуют в той или иной степени еще и лиц канала, там у них были и Скабеева с мужем Поповым, и Киселев, и Соловьев. Ну то есть они просто сидят и улыбаются. И якобы тоже вместе со всеми встречают Новый год. А самое омерзительное, что там было – это как раз пародии. И в том числе или может быть в первую очередь пародия Стоянова на Трампа, Верник, по-моему, изображал Терезу Мэй. И кто-то там третий изображал Макрона. Это было чудовищно. Но это уже не первый год они делают. Часть из них надевают женское платье и бесконечно произносят поразительные по пошлости тексты. И смотреть на это правда очень неприятно.

К. Ларина

Я все жду, когда что-нибудь появится еще интересное про традиционные «Огоньки». Ну, вот пишет наша слушательница: «Новогодний концерт 31-го на Первом понравился. Все пели дуэтами. Понравилась стилистика, цвет и отдельные номера. Была великолепна Гвердцители, была великолепна Долина. На «России-1» - издевательство над зрителями. Полное единство форм и содержания. Позор. Птенцы гнезда Регины. Пошлость, иногда казалось, что все это все пародия, что всерьез такого быть не может. А вот когда появился Соловьев…», - и многоточие…

И. Петровская

Ты немножко к микрофону ближе. А то стала как-то подквакивать.

К. Ларина

Плохо слышно?

И. Петровская

Сейчас хорошо, ближе, а то какая-то помеха пошла. Сейчас нормально. Говори.

К. Ларина

Хорошо. Я пока закончила.

И. Петровская

Чего-то буратинит. Слышно?

К. Ларина

Говори, я уже закончила.

И. Петровская

Ну все, хорошо. Меня тут укорили, что я сказала космонавты и доярки. И это хамство, - пишет мне некая Лера.

К. Ларина

Если они космонавты и доярки.

И. Петровская

Да, именно. Дорогая Лера, я одинаково почтительно отношусь к космонавтам, и к дояркам. И к строителям, и к военным. И ко всем абсолютно представителями всех специальностей. Но просто был какой-то период, уже он, наверное, скорее застойный, когда слишком много было представителей разных профессий в этом, в общем, праздничном таком необязательном жанре и это стало напоминать в какой-то момент отчет о проделанной работе. Отчет об итогах года или сезона или еще чего-то. И, безусловно, это немного раздражало часть зрителей. Только это я имела в виду. То есть попытка была внести некую идеологическую составляющую, в общем, в такой развлекательный концертный жанр. Вот о чем собственно, мы ведем речь.

К. Ларина

Мне кажется, что ты зря оправдываешься.

И. Петровская

Я просто хочу объяснить, может быть, человек не понял.

К. Ларина

Речь о другом. Речь идет о лицемерии, которое является чистой приметой советского телевидения. И то, что сегодня мы видим в повторе, что сегодня это все повторяется. Ведь согласись, вручение государственных наград Путиным, которое превратилось в такую же лицемерную толпу, которые обязательно должны быть рабочий, доярка, певец, представитель творческой интеллигенции, директор музея. И все это в одной куче.

И. Петровская

Ученый.

К. Ларина

Да, это все лицемерие. Потому что никаких рабочих лично Владимир Владимирович Путин или кто там его замещает иногда, руководитель государства не знает. И мы не знаем, в чем его настоящие заслуги этого человека. И в этом есть лицемерие. Именно для этого - для того чтобы представители народа были перед народом и звали их в советские развлекательные телевизионные эфиры. Вот собственно и все. Да, это были доярки и космонавты, которые исполняли роль доярок и космонавтов. Роли статистов.

И. Петровская

Да, лучших представителей народа, города, страны. И мы прекрасно, я вот это очень хорошо помню, что когда начинались эти фрагменты в перерывах между музыкальными номерами, то, как правило, переключаться, впрочем, тогда было особенно некуда, но как-то отвлекались, отходили, потому как слишком это было уже в тот момент избыточно. Только лишь о чем речь. И более ни о чем другом. Сейчас мы медленно или вернее наоборот быстро приближаемся к новостям. А после этого обсудим то, что я думаю, что мы с тобой вместе точно смотрели. И, судя по нашим sms, не одни мы с тобой смотрели.

НОВОСТИ

И. Петровская

Продолжаем «Человек из телевизора». Наш постновогодний выпуск, где мы пытаемся не только найти плохое, но и с огромным желанием…

К. Ларина

Найти плохое нетрудно.

И. Петровская

Да, это как раз совсем нетрудно. А вот хорошее мы тоже я надеюсь нашли. И не только мы с тобой. Потому что нам пишет Марат, упреждая наш переход к хорошему, что из новогодних программ понравились концерт «Гражданин поэт» и Синдеева с Парфеновым, Познером и Дудем. И традиционный новогодний концерт Венского филармонического оркестра. С Венским филармоническим все понятно. Действительно традиционный. Красоты нечеловеческой. Огромное счастье первого числа в расслабленном таком состоянии смотреть и слушать. Потому что там очень картинка сделана хорошо, а вот это было наше новогоднее удовольствие, я надеюсь. И у тебя тоже. Что ты по этому поводу имеешь нам сказать.

К. Ларина

Давай напомним, что речь идет не о специальном новогоднем концерте «Гражданин поэт», а это концерт, приуроченный к столетию Октябрьской революции. Который прошел 7-го и 8-го, если я правильно помню ноября в «Известия холле». И собственно, весь он построен на хронологии истории, начиная с «Вихри враждебные» предреволюционная ситуация. И. заканчивая, по сути, сегодняшним днем. «Моя бабушка пишет в блоге» – это финальный был концертный номер Михаила Ефремова и группы. Напомним, что Андрей Васильев как продюсер и ведущий. Это Андрей Орлов как автор текстов и главный исполнитель - Михаил Ефремов. Это, конечно, потрясающая вещь. Справедливости ради, я не знаю, как ты, я скажу так, что не все номера были суперудачные, какие-то можно было пропустить. Но мне, например, кажется, что появление Ксении Собчак было совсем некстати. Что выступление девушки актрисы, я даже не помню ее фамилию, не прочитала в титрах, тоже мне показалось не самое удачное. Хотя я понимаю, что это огромный труд, для одного артиста, по сути моноспектакль Михаила Ефремова с переодеваниями. И мне, кстати, напомнило это лучшие концертные номера Аркадия Райкина. Помнишь, когда нам показывали…

И. Петровская

Конечно.

К. Ларина

…закулисье, когда он мгновенно преображается не только внутренне как артист, но и внешне. И грим, одежда, костюм. Это было в считанные секунды. Вот здесь они, конечно, сделали этот блестящий театр теней. Когда за кулисы уходит Михаил Ефремов, и фактически на наших глазах мы видим тень, где он садится. Склоняется над гримерным столиком, где ему меняют одежду. И меняют грим. Это все буквально несколько, полторы минуты максимум он появляется уже в другом виде. Он, конечно, я порадовалась уже в 25-й раз, когда смотрю подобные шоу, что Миша, безусловно, себя нашел. Это, конечно, удивительный дар, который ему здесь пригодился. Это не просто дар актерский, лицедейский. Это какое-то невероятное умение найти точную интонацию. Потому что даже когда ты эти стихи читаешь про себя или когда читаешь вслух с листа, там какие-то вещи ты можешь пропустить. А вот он тебе доигрывает это. И это так тонко и так здорово. Что оторваться невозможно. Так что это мне кажется большой подарок для зрителей. Понятно, что это все можно посмотреть в Интернете. Понятно, что уже весь концерт разошелся на номера. И кстати, могу анонсировать сегодняшний финал нашего эфира – прозвучит один из фрагментов этого концерта. Но когда ты смотришь это в едином варианте, одно за другим, это здорово. Просто молодцы. Мне ужасно жалко, что их больше нет на телевидении. Потому что ты вспомни, «Гражданин поэт» проект, который был на «Дожде» изначально, как они вылизывали это именно как телевизионное шоу. Как это было здорово сделано и по звуку, и по картинке. И вот эти «Нарисучка» замечательный их, как называется рубрика. Или «Христарадина», где это все очень точно сделано именно с точки зрения телевизора. Так что здесь кроме комплиментов и благодарностей других слов ты от меня не услышишь, сестра. Надеюсь, получила тоже удовольствие.

И. Петровская

Вообще я благодарна «Дождю», который в Новый год придумывает что-то совершенно не похожее на то, что делают так называемые большие каналы. И это такое отдельное удовольствие для гурманов. Понятно, что просто так 31-го числа, когда все либо в баню ходят, либо салаты режут, может быть и не массовая аудитория смотрит это. Но, во-первых, они это потом повторили, по-моему, на следующий день. А, во-вторых, настроение это все равно отдельное особое создает. Я уж не говорю о том, что вслед за этим начался этот эфир Натальи Синдеевой, где она собрала за праздничным столом представителей трех поколений журналистов, да, можно сказать. Ведущих.

К. Ларина

Телеведущих.

И. Петровская

Да. Владимир Познер - аксакал. Среднее поколение – Леонид Парфенов и самой молодой – Юрий Дудь. И конечно, это было необыкновенно интересно на мой взгляд. Наблюдать за тем, какие у них представления о профессии, о своем месте в этой профессии. Вообще просто отношение к жизни. Этот эфир ты смотрела?

К. Ларина

Конечно. Кстати, он же первый раз прошел 30-го числа. А 31-го уже шел в повторе, как я понимаю. Что и там был не прямой эфир, но 31-го повторялся. Потому что было странно даже смотреть, я первый раз смотрела 30-го числа, и они там все ждали, будет выступление у них Путина, дадут нам Путина или не дадут, я все удивлялась: какого Путина 30-го числа им дадут. Потом оказалось, что они, видимо, раньше просто это дали. И правильно сделали. Мне кажется, что 30-го числа больше посмотрело народу, чем 31-го, ты права. Потому что там привычки нет… Подписная аудитория она несколько иная. Ты говоришь какая там массовая аудитория может быть. Это специальные люди, которые смотрят именно этот канал.

И. Петровская

Новогодние эфиры они открыли для всех, кто желал.

К. Ларина

Все равно в Интернете смотришь, ты же не смотришь это в телевизоре.

И. Петровская

Это уже не имеет значения.

К. Ларина

Это имеет значение. Ты сама мне говорила, что массовая аудитория телевизор смотрит в телевизоре, а не в Интернете.

И. Петровская

Я тебе скажу, что у меня канал «Дождь» идет в моем телевизоре… Я поэтому в Интернете его редко смотрю.

К. Ларина

Это не у всех есть в телевизоре. Основная масса, конечно, его смотрит в Интернете. И по подписке. Ну так вот, да, ты права, это было самое интересное. Мне кажется, что Наталья Синдеева, когда собирала их в гости, мне кажется, она даже не предполагала, что все это вырастит в такой поколенческий разговор. Это случайно получилось, когда вдруг в разговоре люди вроде называют одни и те же какие-то термины, но вдруг ты понимаешь, что у каждого свое абсолютно отличное от другого понимание этих вещей. И там нет такой прямой дискуссии, там есть некие моменты удивления, когда вдруг Владимир Познер шокирован был какими-то высказываниями Юрия Дудя. Или там Парфенов вдруг чему-то удивлялся тому, что говорил Познер. И вот в этом в удивлении друг другом как мне кажется, был главный манок этого эфира. Я помню, было несколько моментов, когда Наталья Синдеева просто не могла скрыть восторга от самого течения этого разговора. Поскольку он уже не подчинялся ведущему. В этом есть главная ценность. Когда ты создаешь, ты как ведущий создаешь такую атмосферу, в которой вдруг люди перестают тебя замечать. Не в плохом смысле, а в хорошем. Потому что ты дирижер, ты это все создал, а дальше оркестр сам уже играет без тебя. И это, конечно, за этим наблюдать невероятно интересно. Ну вот, собственно, мои впечатления. Опять хорошие. Вот смотри, опять хорошие.

И. Петровская

Ну, я не могу сказать, что это очень много мы с тобой нашли хорошего. А меня вот здесь знаешь, что поразило. Если заканчивать эту тему. Что Дудь и Познер, на мой взгляд, они как-то психологически и эмоционально оказались ближе друг к другу, чем скажем, Парфенов Познеру или Парфенов Дудю. Вот Парфенов существовал в этом разговоре как совершенно обособленно. И отдельно. И Дудь и Владимир Познер – может быть это мне так показалось, был какой-то легкий пофигизм что ли по отношению к происходящему, к профессии. То есть они ощущают себя вполне комфортно даже в этом времени. Только по разным причинам. Дудь говорит о том, что даже и в этом времени и в состоянии несвободы общей все равно можно заниматься тем, чем он хочет. А Познер в свою очередь в силу своего возраста и своего опыта тоже в принципе может заниматься, чем он хочет. А те ограничения, которые на него накладывает Первый канал, он вполне легко себе принимает и его это уже как-то даже совсем как мне показалось не особенно беспокоит.

К. Ларина

Ир, ты знаешь, я не совсем с тобой соглашусь. Я слышала эту точку зрения по поводу того, что Дудь и Познер комфортно себя чувствуют в этом времени, а Парфенов типа нет. Мне кажется, что это не так.

И. Петровская

Нет, Парфенов как-то сам по себе. Не солидаризируясь ни с одним, ни с другим.

К. Ларина

Я поняла. Познера и Дудя роднит только то, что оба они занимаются своей профессией. То есть они интервьюируют людей. Один на Первом канале, а другой в Интернете. То, что касается Дудя, мне кажется это ложное впечатление, что он немножко так с пофигизмом как ты говоришь относится к тому, что происходит на улице. Послушайте, он работает не на Первом канале, и вообще не работает на телевидении. Юрий Дудь работает у себя в окошечке в своем блоге. Он блогер по большому счету. Всего лишь блогер, а не ведущий Первого канала. В этом и есть ответ на вопрос: как ему в этом времени. Ему в этом времени фигово, потому что он все равно не на телевидении свободном. Он создал свое Интернет-телевидение, в котором он говорит то, что он считает нужным. Другой вопрос, что неожиданно вдруг у него появилась многомиллионная аудитория. Но это же все равно не благодаря, а вопреки что называется. Поэтому мне кажется у него-то никакого здесь, как сказать, момента приспособленчества нет. Он приспособил к себе это время. А не вписался в него.

И. Петровская

Это и есть…

К. Ларина

Это две большие разницы, согласись. У него нет никаких компромиссов. Он делает то, что считает нужным и то, что хочет. Его как мне кажется единственная зависимость на сегодняшний день – зависимость от его аудитории. Поэтому, например, мне как человеку пожилому, не все герои, которые к нему приходят интересны. О большинстве из них вообще никогда ничего не слышала. Не знаю, кто это такие. Или там малосимпатичные мне люди, которых я тоже не хотела смотреть. Но, возвращаясь, к Дудю, прости, что я так взяла у тебя много сейчас…

И. Петровская

Да нет, очень даже хорошо.

К. Ларина

…слов. Я посмотрела программу его, которую он в начале декабря записывал. Программа с Юрием Шевчуком. Это человек абсолютно мой, наш, нашего поколения. Который всегда нам интересен. Я просто была потрясена, как Юрий Юлианович Шевчук человек, который уже 280 тысяч интервью раздал направо и налево, какой он здесь другой. Как ему было интересно отвечать на эти вопросы. Какие вопросы формулировал сам Юрий Дудь. Сколько времени он уделил теме его поездкам по горячим точкам. В Чечне прежде всего. Я поняла, как он тщательно готовится. Он не просто биографии читает или музыку слушает, он смотрел все это. Он смотрел все творческие отчеты, все старые телевизионные передачи. С Шевчуком. Это было видно. Ему было интересно, что там происходило в этой Чечне. Как это воспринимал Шевчук то время. Это же 1994-95 год. Еще Дудь не родился, наверное, или родился, но был маленьким совсем. Ну, скажи, как это было здорово. И как он аккуратно подходит к каким-то темам интимным. Ведь тема частной жизни, особенно трагедиям… очень аккуратная вещь… Здесь нельзя сапогами топтать. Здесь нужно, если ты берешь эту тему, нужно так аккуратно формулировать вопрос, чтобы человека не обидеть, не оскорбить и не напугать. Чтобы он не закрылся. И с какой готовностью Юрий Шевчук откликнулся на его предложение вспомнить свою первую любовь и свою первую жену. Трагически ушедшую из жизни и поговорить о настоящем. Так что, мне показалось, что это просто идеальная передача. Если кто не видел, могу с чистой совестью ее порекомендовать.

И. Петровская

Я абсолютно согласна, потому что я тоже, эфир даже не один раз с Шевчуком посмотрела. Потому что да, удивительным образом он там какой-то иной, он по-другому открывается. Притом, в нем нет ни малейшего этого желания понравиться Дудю. Но он и так нравится просто. И видно, что и Дудь в этом ощущении купается и ему интересно безумно. И я зацепилась сейчас за твою фразу, которую ты сказала, что у Дудя нет, он не благодаря, а вопреки, у него нет возможности работать на телевидении. А может быть уже этому поколению это не так важно. Именно телевидение. Может быть, ему как раз уже и не только ему, а и многим его коллегам и последователям вполне достаточно этих вот платформ, потому что они точно свободны, без ограничений…

К. Ларина

Я про это и говорю.

И. Петровская

Да, да.

К. Ларина

Он это время приспособил к себе.

И. Петровская

Ну да.

К. Ларина

И в этом ничего, никакого конформизма или каких-то компромиссов я не вижу. И никакого пофигизма я не вижу. Он все равно выбирает то, что ему интересно.

И. Петровская

Он выбирает, да. Я пофигизм имею в виду – что ему совсем не так важно это вот, вот официальное телевидение, где он мог бы появляться. Или там какие-то площадки, на которых он мог бы, наверное, куда больше, хотя сейчас уже трудно даже сравнивать, у кого какая бо́льшая аудитория. Он комфортно существует в этом состоянии на этой платформе. Так же как Владимир Владимирович…

К. Ларина

И кстати никаких…

И. Петровская

…тоже существует вполне комфортно.

К. Ларина

Опять же я против такого уравнивания. Потому что Владимир Владимирович действительно человек, который компромисс сделал частью своих профессиональных навыков и достоинств.

И. Петровская

И ему с этим тоже жить вполне комфортно.

К. Ларина

Конечно. Но в отличие от Познера, Юрий Дудь не обходит острые углы. И не обходит острые темы. Ты вспомни его разговоры с Ходорковским, с тем же Шевчуком.

И. Петровская

Об этом и речь.

К. Ларина

С Ксенией Собчак.

И. Петровская

Да, что он бесконечно свободнее в этом своем выбранном им направлении, чем многие другие, которые возможно даже не до конца понимают эту степень своей несвободы.

К. Ларина

Кстати, прости, дополню, для своего поколения Дудь как мне кажется для тех, кто его смотрит, это его ровесники и даже более молодая аудитория, он как раз открывает невероятные вещи. Он делает именно для них открытия. Про то, какая сегодня по-настоящему жизнь. Как сегодня тяжело жить людям, которые хотят изменить этот мир. Он открывает для них тему несвободы, он открывает для них тему расплаты за свободу. Что они там про этого Ходорковского знают эти дети. Они вообще не знают, кто это такой. И вдруг им рассказывает, Дудь этого человека представляет и рассказывает, что такое Ходорковский и его путь. Понимаешь? Мне кажется это очень важно.

И. Петровская

Согласна абсолютно. Это очень важно, самое главное – что это очень интересно, причем не только такой адресной аудитории Дудя, но и вот всем нам, которые в этом времени жили и знакомы со многими фигурантами с теми, с кем он беседует. Тут вот чего нам напоминают. Мне кажется это очень важно. Что сегодня день рождения у нашей Татьяны Фельгенгауэр. Пишет нам уже не один наш слушатель.

К. Ларина

Да, поздравляем.

И. Петровская

Мы от души поздравляем Таню и желаем ей здоровья.

К. Ларина

Да, конечно.

И. Петровская

И я вот смотрела разные итоги года, рейтинги, разные издания составляли. И героиней года многие называют как раз Таню Фельгенгауэр. Которая с каким-то исключительным мужеством и достоинством вышла, выходит из той ситуации, которая ее настигла. Я уже не говорю о ее профессиональной деятельности. И ее вопросе на пресс-конференции Путина. Так что, дорогая Таня, от всей души поздравляем и пусть это все, все эти неприятности останутся в том тяжелом ушедшем году.

К. Ларина

Ой, не говори. Поддерживаю полностью, конечно. А что говорить дальше, что у нас осталось. Советское кино.

И. Петровская

У нас остался целый год без шести дней, то есть у нас впереди огромная дистанция. Ну, в частности, те, кто встречают православное Рождество, сегодня смогут посмотреть трансляцию прямую из ХХС. К нам пришел Алексей Алексеевич Венедиктов. И машет рукой…

А. Венедиктов

Я просто поздороваться с Ксенией. Я ее много не слышал и давно не вижу.

К. Ларина

Ура, ура. Я много о ней слышал.

А. Венедиктов

Подожди. Дай наушники нацепить.

И. Петровская

То есть со мной ты поздороваться не хочешь. Меня тоже давно не видел.

А. Венедиктов

Да? Ксюша, привет.

К. Ларина

Привет, дорогой Алексей Алексеевич Венедиктов.

И. Петровская

Я вижу, что она губами шевелит.

К. Ларина

Как рыба.

А. Венедиктов

Как рыба, совершенно верно. Привет.

К. Ларина

Здравствуй, дорогой. Здравствуй, дорогой. Ты много слышал про меня, наверное.

А. Венедиктов

Да, продолжаю слышать. И тебя про тебя. Я просто хочу сказать, на самом деле слушая вашу программу сейчас, пока я ехал, что, конечно, Ира абсолютно права, то, что Наталья Синдеева устроила на «Дожде» с Познером, Дудем и Парфеновым, это, конечно, очень крупная история. Очень крупное событие. И очень крупный разговор. Это правильно на самом деле. Я с тобой, Ксюша, согласен, она, видимо, сама не ожидала такого эффекта, который был эффектом. Я просто хотел напомнить нашим слушателям, что сегодня стартует, а, может быть, вы знаете, у нас новая программа со Стасом Белковским «Русская провокация» в 14.15. И он будет по субботам. Он будет читать газеты столетней давности, времен гражданской войны, 1918 года и применять их на сегодня. Ксения. Тебе из прекрасного далеко это сильно понравится. Ладно, завершайте, девчонки. Давай.

И. Петровская

Девчонки…

К. Ларина

Спасибо, Леш, пока.

И. Петровская

Спасибо. Вот, видишь, у нас нечаянная радость. Ксения, слышишь меня?

К. Ларина

Да-да.

И. Петровская

Ты посмотрела на начальника живого, давно не видела.

К. Ларина

Я его услышала, я его не видела. Вижу я только тебя. У меня же камера на тебя настроена.

И. Петровская

В общем, он такой же.

К. Ларина

Только ты в моем сердце, только ты, моя дорогая.

И. Петровская

Отлично. Всё, мы завершаем. Давай подводишь ты уже, собственно, объявила наш финальный номер.

К. Ларина

Да, да. Я выбирала номер.

И. Петровская

Всех с Новым годом, с Рождеством наступающим. До следующей субботы.

ПЕСНЯ


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024