Человек из телевизора - 2017-11-25
И. Петровская
―
Доброе утро, добрый день. Всем здравствуйте. С вами «Человек из телевизора». Неизменный, что бы ни происходило. И двое также неизменных ведущих. Смотритель один дистанционный – Ксения Ларина. Здравствуй, дорогой друг. Далекий дорогой друг.
К. Ларина
―
Добрый день.
И. Петровская
―
И станционный непосредственно в Москве на радиостанции «Эхо Москвы» - Ирина Петровская. С нами также звукорежиссер Сергей Кузнецов. Здравствуйте, Сережа. Средства связи. Sms +7-985-970-45-45. Твиттер аккаунт @vyzvon. И уже как всегда трансляция в Ютубе на канале «Эхо Москвы». Сейчас кто-нибудь обязательно напишет, что надо говорить Ютьюб.
К. Ларина
―
Я добавлю, что я открыла наконец-то веточку прямого эфира по традиции в фейсбуке на странице Ксения Ларина. Там есть ссылка на нашу трансляцию и тоже можно туда присылать ваши вопросы или предложения для тем для обсуждения. Я открыла комментарии для всех, имейте в виду. На время нашей сегодняшней программы. На время прямого эфира. Так что приходите, в любые двери, все для вас открыто.
И. Петровская
―
И в окна. Ну чего, в окна, двери мы никого не гоним. Все равно желательно, чтобы все придерживались каких-то правил приличия.
К. Ларина
―
У нас главная героиня, конечно, наверное Ксения Собчак на этой неделе. Телегероиня в том числе. Поскольку эфир ее у Владимира Соловьева на программе произвел конечно неизгладимое впечатление и я даже знаю людей, которые несколько раз посмотрели этот эфир, поскольку это было очень… Вот один из них сидит товарищ в студии «Эхо Москвы», которая смотрела как говорят с карандашом в руках. Расскажи о своих впечатлениях.
И. Петровская
―
Я думала ты первая поделишься.
К. Ларина
―
Давай, я тебе предлагаю, я подхвачу.
И. Петровская
―
Ну хорошо. Я действительно посмотрела два раза, потому что первый раз, как правило, первое впечатление самое верное. Но потом я вошла в наш любимый фейсбук, начала читать отклики и подумала, что я может быть чего-то не поняла. Поэтому я еще посмотрела, а некоторые кусочки еще посмотрела. Я предлагаю не обсуждать сейчас такие вещи, которые там очень активно обсуждаются. Кремлевский проект, договоренности.
К. Ларина
―
Исключительно с точки зрения телевизионного события.
И. Петровская
―
Это абсолютно вещи для кого-то очевидные, для кого-то нет. Но в конце концов такие вопросы скорее организационные. Конечно, это была своего рода сенсация. Поэтому народ дождался и кстати это проанонсировали в «Вестях» вечерних. Не то что было так неожиданно. Дальше начинаются впечатления.
К. Ларина
―
А правда, что было глубокой ночью, получилась последняя страница…
И. Петровская
―
Нет, не последняя. Знаете, последнее время вечера у Соловьева строятся таким образом: вначале общее обсуждение какой-то внешнеполитической темы, как правило, Украина, Сирия. Взбесившаяся Европа. В этот раз были Балканы в связи с тем, что приговорен был к пожизненному заключению генерал Младич. Долго обсуждали Балканы. Вторая часть – это, как правило, один на один, интервью. Какой-нибудь из ньюсмейкеров недели или по скайпу выходит кто-то из американцев, что-то комментирует. И наконец, третья часть – какая-то более философская тема.
К. Ларина
―
Гуманитарная.
И.Петровская: Было ощущение, что сейчас просто у Соловьёва рога вырастут, и он ими проткнет Собчак на расстоянии
И. Петровская
―
Да, гуманитарная скорее правильно. И в данном случае Ксения была во второй части и началась она не раньше чем в половине первого, но точно не в 23.15. В 23.15 началась первая часть, часть с лишним она длилась. Потом появилась Ксения. Первое мое было впечатление, что все равно Ксения этот поединок проиграла. Я объясню – почему. Несмотря на то, что, конечно, в такой ситуации, когда на тебя буйволы разъяренные катят, давят, бык разъяренный. Причем если ты заметила, была потрясающая работа оператора и режиссера. Они все время давали на крупных планах Соловьева и эти крупные планы было жутковато смотреть. Потому что он не всегда контролировал мимику. И видно было, что периодически он впадает в совершеннейшую ярость, которую он с трудом в себе давит. По линии поведения Ксения мне кажется была абсолютно безупречна. Потому что она не давала себя задавить, она не растерялась. Любой бы человек, даже искушенный и мы это видим регулярно, теряются под таким напором. Соловьев, который обычно среди этих своих уже прикормленных экспертов такой скорее вальяжный, над кем-то глумится, кого-то пародирует, кого-то внимательно слушает. Здесь один на один он, конечно, повел себя не как интервьюер, и уж тем более не лучший интервьюер страны по версии ТЭФИ, потому что он когда не мог совладать со своими эмоциями, то просто переходил к элементарным оскорблениям. И это тем более тяжело пережить. На контрасте с ним Ксюша с гладкой головой с хвостиком, в маечке, на которой было написано «Собчак против всех». В каком-то скромном кожаном пиджачке выглядела абсолютно такой жертвой, девочкой и мне кажется у такого более-менее человеколюбивого зрителя должно было сработать просто чувство жалости даже к ней. Потому что на нее идет реальный танк, я еще раз повторяю, буйвол, бык. И явно времена просто страшно разъяренный. Но Ксения в каких-то местах очень точно попадала в его слабые места. В каких-то частях. И выяснилось, что эти слабые где он очевидно абсолютно заводится и дает слабину, это то, что касается его лично. Когда она сказала ему «не вам говорить о репутации», когда она назвала его пропагандистом. И вот дальше он как манипулятор опытный, он еще более точно понимает, где он может наехать. И ничего не стоило перед тем как идти в этот эфир, взять несколько примеров, когда речь шла о репутации, о пропагандисте, когда речь шла о программах, где нагнетается агрессия и ненависть. А Ксения плыла, то есть она как мне кажется, ее проигрыш в этом случае был именно в том, что не было конкретики. Она произнесла некий набор проблем, перед которыми действительно сейчас стоит страна. Но опять же как опытный манипулятор Соловьев использовал разные способы. Где-то он просто ухмылялся, где-то не давал ей говорить, где-то оскорблял. И я думаю, что можно было бы, наверное, попробовать его несколько сбить с этой интонации именно очень конкретными примерами, хотя бы касающимися его непосредственно деятельности. Но все равно, конечно, я считаю это было событие, которое смотрело какое-то количество людей, я не знаю, сколько, потому что в такой поздний час мне кажется довольно сложно измерить аудитории.
К. Ларина
―
До сих пор смотрят в Интернете, конечно.
И. Петровская
―
Конечно. Просмотров там огромное количество.
К. Ларина
―
Давай я скажу тоже пару слов. Поскольку тоже была свидетелем не только этого телевизионного эфира, но Собчак в моей жизни было много на этой неделе, поскольку я смотрела и слушала программу A-Team, которая у нас выходит в прямом эфире. Где Ксения была гостем наших коллег и ведущих четырех Алексеев. Потом я смотрела программу ее Ксении Собчак в Ютуб, у нее есть свой канал. И она там не просто сама выступает или представители ее предвыборного штата, но она туда зовет гостей. Я тебе рекомендую.
И. Петровская
―
Я смотрю постоянно.
К. Ларина
―
Там был у нее очень интересный баттл с Максимом Шевченко. Причем в двух частях очень интересный. Там был совсем другой образ, не такой как в эфире у Соловьева. Там скорее она мне больше напоминала Юлию Тимошенко в шерстяном белом платье и практически уже коса была вокруг затылка, похожая была прическа. Но то, что касается эфира с Соловьевым. Я совсем с тобой не согласна.
И. Петровская
―
Очень хорошо.
К. Ларина
―
Я считаю, что она абсолютно точно выиграла этот поединок. И то, что ты ставишь ей в вину, я считаю это наоборот ее абсолютная победа. Ты говоришь манипуляции Соловьева. Она не велась на манипуляции Соловьева. Он как раз именно тащил ее в эти ямы и воронки, чтобы поговорить про него, про меня поговорите.
И. Петровская
―
Нет, нет.
К. Ларина
―
Где я был пропагандистом, где я был таким, дай мне примеры. А она ему отвечала: понимаю прекрасно, хотите, чтобы только про вас говорили, Владимир Рудольфович, но этого не будет. И мне показалось, что она очень правильную политику выбрала и этим именно она его и бесила. Потому что он-то хотел, чтобы она играла по его правилам, а она совершенно точно отказалась это делать, сознательно понимая, куда он будет тащить. Он такой ведущий на самом деле очень простой и примитивный. Мы с тобой это знаем. Он хозяин этой земли в этой студии. И исключительно все работают по его правилам. Но вот в этот раз именно и была в чем ценность этого дуэта, поединка можно так сказать – что Ксения абсолютно точно отказалась играть по его правилам. И не отвечала на все его провокационные вопросы - докажите, дайте мне конкретные примеры. Но что касается критики здоровой могу сказать, чего мне не хватило. Мне не хватило как раз конкретики не в адрес Соловьева, мне совершенно это неинтересно и кому это вообще нужно доказывать, что он является мерзавцем, пропагандистом…
И. Петровская
―
Очень надо его аудитории.
И.Петровская: Операторы и режиссеры все время давали на крупных планах Соловьева, которые было жутковато смотреть
К. Ларина
―
Я тебя умоляю. Мне кажется, что это все бессмысленно. Не ради этого она пришла. Смешно выдвигаться в президенты, а потом приходить к Соловьеву на эфир и рассказывать какой Соловьев ужасный журналист.
И. Петровская
―
Не Соловьев.
К. Ларина
―
Это можно делать где угодно.
И. Петровская
―
Телевидение сегодняшнее.
К. Ларина
―
Ну может быть. Мне показалось, что там были другие задачи. И эти задачи скорее все-таки объяснить аудитории как ты говоришь Соловьева или аудитории прикормленной на этот эфир, на эти ток-шоу, собственно говоря, зачем она туда идет и что она может предложить в качестве каких-то своих идей. Этого мне не хватило.
И. Петровская
―
Идей вот именно не было.
К. Ларина
―
Я поняла уже, что я, Ксения Собчак - ваша галочка против всех, я иду против всех, а значит и против первого лица, это нужно тоже понимать прекрасно. И кстати эта тема там как-то все-таки прозвучала, когда она говорила про то, что не может быть, чтобы один человек руководил страной 18 лет. Что она голосует и прежде всего протестует против несменяемости власти. Что необходимо все-таки что-то менять в этой стране. И мне очень понравилась ее идея, что она является представителем поколения такого самого активного, 30+ до 40+ и что именно чаяния и порывы именно этого поколения она выражает. Мне очень понравилось, что она сказала, что она хочет жить и работать в России и представляет именно этот класс людей, которые не собираются никуда уезжать. Но всего остального, мне кажется, тут какие-то есть вещи, которые необходимо добавить. Впрочем, это все, у нее хорошая команда, пусть Белковский ее научит и все остальные люди, которые у нее работают. А то, что касается телевизионного эфира как сюжета, жанра, как эмоционального яркого боя, мне показалось это было очень удачно и образ ее, тоже с тобой не соглашусь, у меня совершенно не было ощущения жалкости.
И. Петровская
―
Не в смысле жалкости, нет.
К. Ларина
―
Она сильная умная обаятельная и абсолютная победительница. Она была спокойна как танк. Ты говоришь про танк. Там как раз не танк был, там была истерика.
И. Петровская
―
Я говорю: яростный буйвол и бык, которого раздражили.
К. Ларина
―
Это другое. Яростный буйвол, который сметает все на своем пути. А он не сметал, он просто бился в истерике, в падучей. И это было очень забавно. И смешно. И я понимала, почему она улыбалась. Потому что она понимала прекрасно, что она выбесила буквально через две минуты после начала разговора.
И. Петровская
―
Более того, она его выбесила уже много лет назад, тут после того как состоялся, как ты говоришь этот баттл, выложили в сети кусочки из программы «Девчата», которая была на канале «Россия», которую вели покойная Маша Голуб, она сидела, его там пыталась как-то успокоить. По-моему Ольга Шелест, кто-то еще. И Ксения Собчак. И вот там она его выбесила до такой степени, что он вскочил и пошел, а за ним побежала Марина Голуб, пытаясь его, видимо, вернуть. Не помню, вернулся или нет. И видно было по лицу, по всему, по тону, по виду Соловьева, ощущение было, что этот формат и героиню ему навязали. Что он не сам позвал и ему некуда было деваться. И от этого он тем более бесился с самого начала. Еле-еле сдерживался. Я говорю не в смысле она была жалкой, боже упаси. Она не была жалкая. Я говорю, что по картинке, была исключительно художественная в этот раз съемка и монтаж. И вот по картинке, когда стоит человек во френче, с играющими желваками, с ненавистью во взгляде, было ощущение, что он просто над ней вот так нависает. Хотя между ними было расстояние. Создавалось впечатление, что этот человек прет на девочку. Она была такая хрупкая в этот момент, что было ощущение, что сейчас просто у него эти рога вырастут, и он ими проткнет на расстоянии. В этом смысле, конечно, увидеть этого товарища в этом состоянии это дорогого стоит.
К. Ларина
―
Можно я прочту пару отзывов. Я смотрю, что пишут наши слушатели в фейсбуке. «Собчак отхлестала Соловьева по мордам много лет назад в передаче с Мариной Голуб. Соловьев учил Собчак уму-разуму, как надо себя вести. А сейчас она учила его, о чем действительно нужно думать и говорить на федеральном канале. А ему было страшно, - считает Ирина, - он боится таких как она». Еще один отзыв от Лены: «Из всего увиденного с участием Собчак она у Соловьева это лучшее на данный момент. Хотя содержание и манера общения оставляют желать лучшего, - извини, читаю как есть, - всегда есть ощущение, что она абсолютно некомпетентна в любом вопросе, если копнуть чуть глубже. Спасибо за вашу передачу, Ксения и Ирина». Дальше пошли другие события. А вот еще могу прочесть: «Соловьев был похож на старого грустного клоуна, с щек которого осыпалась пудра». А у тебя что?
И. Петровская
―
У меня есть вот что: «У Соловьева в ухе было ухо, ему шли подсказки от редакторов. Несправедливо, нечестно», - Влад.
И.Петровская: По линии поведения Собчак была абсолютно безупречна, потому что она не давала себя задавить
К. Ларина
―
Был замечательный момент, что было абсолютно точно, что он был деморализован поведением Ксении, когда он выдернул это ухо из уха и закричал: вот оно мое ухо, я его кладу сюда на пюпитр. И не буду им пользоваться. Кстати тут Александр тоже пишет тебе: «Неожиданный комплимент от Петровской Соловьеву – «разъяренный буйвол». Обычный комсомольский стукачок-провокатор». Я с Александром согласна. Слишком много чести называть его буйволом.
И. Петровская
―
Визуальный образ. Квадратный человек во френче времен военного коммунизма. С этим абсолютно бычьим взглядом, практически налитые кровью глаза. Вот чисто визуально. И кстати жалким он для меня лично ни разу не выглядел. Ни разу.
К. Ларина
―
А никто не сказал, что он жалкий.
И. Петровская
―
А последняя какая была фраза у нашего…
К. Ларина
―
Стукачок-провокатор.
И. Петровская
―
Ну, нет, тоже…
К. Ларина
―
Он не жалкий. Могу еще прочесть, давай прочту последнее, потом тебе дам. Алена пишет: «У Ксении поразительная выдержка и нервы как канаты. Ей удалось вывести этого хамоватого быка из себя, в частности упомянув его дом на острове Комо, назвав его передачу «общественным туалетом» и саркастически заметив, что не ему говорить о репутации, просто нокаут».
И. Петровская
―
Да, это были такие самые яркие высказывания. Все, что касается манеры, того, как она непоколебимо стояла под градом иногда просто какой-то демагогии, иногда откровенных оскорблений, закончил он, по крайней мере, очень оскорбительно. Она же не сказала, что его конкретная программа это «общественный туалет». Она сказала, что в принципе приходить на эти территории, это как по нужде сходить. А он ты помнишь, я даже не буду это повторять, он эту тему развил…
К. Ларина
―
Не надо.
И. Петровская
―
Не буду, конечно, боже упаси.
К. Ларина
―
Совсем гадости.
И. Петровская
―
Да, совсем до физиологической гадости.
К. Ларина
―
Это и останется в памяти и он, конечно, лишний раз подтверждает, что она абсолютно его выбила из колеи. Я хочу обратить внимание еще на ее внешний образ и на это тоже обратили внимание и наши слушатели. Я вижу в фейсбуке. Ее браслет…
И. Петровская
―
Да, я тоже обратила внимание.
К. Ларина
―
Который, конечно же, ну вот абсолютно… Она молодец. И ее образ внешний, майка, на которой написано не просто «Собчак против всех», ты поняла, что это адрес ее сайта.
И. Петровская
―
Да-да.
К. Ларина
―
В Интернете, куда можно заходить. И браслет тоже говорящий. Больше говорит, чем слова, чем темы, которые они затрагивали в этом, мягко говоря, разговоре, который разговором назвать с трудом можно.
И. Петровская
―
Кто не обратил внимания, браслет состоял из двух цветов. Желтый и голубой, синий. Всем понятно, что это символизирует. У меня тут такие отклики. «Не согласен с Ириной, маленькая женщина против горлопана». Ровно то же самое я сказала. «Ни разу не дала спасу, он раздражался, нет там победителей. «Собчак заявила себя как сильный полемист, не более того», - Влад. «Считаю выигрыш Собчак и на «Эхе» и Соловьева безусловным, Соловьев низкопробный актер».
И.Петровская: Проигрыш Собчак на шоу Соловьёва был именно в том, что не было конкретики
К. Ларина
―
Понятно все. Короче приятно было посмотреть на это. Понятно, что не Соловьев звал в программу Ксению Собчак. И мне даже уже нравится эта ее предвыборная кампания, мы сначала обсуждали, когда это все началось с изрядной долей скепсиса к этому относились и тоже говорили про кремлевский, не кремлевский, договорная, не договорная. Даже если договорная, она все равно ведет себя так, как считает нужным. Я думаю, что там если люди делали какие-то ставки на нее, я имею в виду в администрации президента, они наверняка уже за голову схватились. Уже не очень понимают, хорошо ли это или плохо. Потому что то, что она говорит в разрешенном федеральном эфире и еще будет, я надеюсь, очень хочется ее увидеть у Познера. Есть ли какие-то по этому поводу…
И. Петровская
―
Слухи. Я слышала, что это должно произойти. Но надо отметить, что Владимир Владимирович неоднократно говорил и даже когда он на «Дожде» брал у нее интервью, вначале она у него, а потом он у нее. Это было года два назад. «Собчак живьем», а потом он с ней разговаривал. И тогда, по-моему, он сказал, что он закидывал удочки на Первом канале и без сомнения до предвыборных разумеется кампаний он желал бы, хотел бы видеть ее у себя в программе одноименной. Но вот пока не удается. Поэтому уж точно в данном случае это не будет ему навязанный персонаж, кандидатура. И я думаю, что это должно быть, наверное, более интересно, ну, хотя это я еще раз повторю, как зрелище было более чем интересно. И тут, конечно, была схватка…
К. Ларина
―
С Максимом Шевченко мне тоже показалось была хорошая программа. Она все-таки была содержательнее. Потому что Максим все-таки человек, это не Соловьев, и он пришел сам к ней в гости. И пришел с естественным интересом и видно, что она ему интересна как личность, и как соперник. Вполне себе уважительно он с ней разговаривал.
И. Петровская
―
Но его манера…
К. Ларина
―
Это его манера. Но там оскорблений не было. Согласись.
И. Петровская
―
Не было, но попытка перехватить каждую секунду инициативу и перейти в наступление, это, конечно, я, честно говоря, во время просмотра просто начала периодически чесаться и руки особенно, хотелось его…
К. Ларина
―
Это натренированный гость «Особого мнения». Он привык работать в таком режиме, все время бороться с ведущими. И вначале тоже мне показалось, как он на «Особом мнении» разговаривал, как в свое время с Кариной Орловой, с которой все время бодался в нашем эфире. Он также с Ксенией пытался говорить, но мне кажется, потом вырулили, было интересно.
И. Петровская
―
Поехали на новости.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Я, пока шли новости и реклама, я смотрела, что пишут в фейсбуке в чате. Очень много откликов. Огромное спасибо нашим слушателям за активность. И в чате и Ютубе я вижу, воюют вокруг сюжета про Ксению Собчак. И на фейсбуке тоже на нашей ветке у Ксении Лариной тоже очень много откликов. Огромное спасибо за активность.
И. Петровская
―
В любом случае все равно, как бы ни относиться с каким знаком к этому, но понятно, что это событие, оно состоялось. И оно, безусловно, повод для размышлений, для анализа какого-то поведения и того и другого. А дальше уже можно домысливать разные другие версии. Почему это и так далее. Теперь ты говори.
К. Ларина
―
Я хотела тебе знаешь что сказать. Я еще иногда смотрю украинское телевидение канал «Прямой».
И. Петровская
―
Я тоже.
К. Ларина
―
Новый канал. Видела ли ты историческую встречу в эфире Евгения Киселева и Леонида Парфенова.
И. Петровская
―
Нет! Этого не видела.
И.Петровская: Собчак в каких-то местах очень точно попадала в слабые места Соловьева. Это то, что касается его лично
К. Ларина
―
Это чудо чудное. Рекомендую всем. И Ире обязательно тоже, обязательно к просмотру что называется. У Евгения Киселева на этом канале есть как бы две передачи авторские. Одна – «Итоги», политические итоги дня. И вместе с гостями экспертами в том числе. Но есть авторская программа, в которой он встречается, это интервью, и вот на сей раз приехал в Киев Леонид Парфенов для того чтобы представлять свой фильм «Русские евреи», который он там показывал. И они встречались, очень было интересное интервью. Они сидели в синагоге. В Киеве. И в этой синагоге сидели за столом и начали с фильма, про который Леня рассказал историю создания, про первые и вторые части. О том, что он хотел этим фильмом сказать. Короче говоря, первая часть была посвящена кино. А вторая, когда уже пошли что называется обсуждения всех насущных проблем и международной политики и внутренней политики России и взаимоотношений России и Украины. И про телевидение. В общем, получилась очень хорошая плотная по содержанию и эмоции и передача. И когда ты видишь в кадре двух этих людей, которые по-моему не встречались сколько лет, когда это все произошло?
И. Петровская
―
В 2001.
К. Ларина
―
Можешь себе представить.
И. Петровская
―
Для Киселева в 2001, для Лени Парфенова в 2004, по-моему.
К. Ларина
―
У меня такое чувство, что они не встречались с тех пор в эфире уж точно. Не знаю, как в частной жизни, но в эфире не было такого разговора. И накопилось, было о чем поговорить. Поэтому обращаю ваше внимание, ну конечно это на русском языке, вы знаете, что в Украине действует закон, который ограничивает процентное содержание русской или вообще иностранной речи в телевизионном эфире. Но вот в данном случае это был на русском языке разговор. И обращаю ваше внимание, что Евгений Киселев всегда ведет свои программы на русском языке. Но в студии у него бывают разные люди. В том числе и украиноговорящие. Это понятно. Он прекрасно понимает смысл сказанного. Ему переводчик не нужен и вообще ему этот телевизор идет. И второго героя хочу назвать. Нашего коллегу давнего и любимого. Это Матвей Ганапольский. Которого тоже я смотрю и спорю, часто с ним не соглашаюсь и пишу ему что-то как нервная слушательница и зрительница в какие-то чаты. Но, тем не менее, он там, конечно, царит, у него есть помимо программ новостных и итоговых и интервью, у него есть свой авторский эфир. Моноэфир, по сути, совместно с радиостанцией, не буду называть ее, какая. Где он работает один в прямом эфире со слушателями, со зрителем. Принимает звонки и обсуждают они главные темы дня. В том числе и того самого мальчика, о котором мы, надеюсь сейчас и поговорим.
И. Петровская
―
Я только в дополнение скажу, что я постоянно смотрю в Интернете, на Ютубе разные пока еще существующие там каналы. И там на самом деле совсем другая жизнь, там живая жизнь, там интересно, там приходят разные совершенно гости. Противоречивые. Какие угодно. Но в любом случае нет ощущения ни заданности, ни какой-то травли такой всеобщей. И это позволяет, как раз слово «травля», нам перейти, в общем, я считаю, что это главный сюжет не в смысле один маленький сюжет, а огромный сюжет этой недели. Который меня лично поверг в какой-то совершеннейший ужас. Я его для себя называю – «распятый мальчик-2», если мы помним, то есть это забыть невозможно, некоторое время назад был сюжет про мифического распятого мальчика. Который был призван только для одного – возбудить ненависть, ярость благородную, апеллируя к тому, что фашисты издеваются над маленькими детьми, и вообще над детьми и женщинами. И я думаю, что на совести авторов, возможно, это мои предположения, не одна потом загубленная реальная жизнь. Потому что думаю, что у многих мужчин, молодых мужчин возникло тогда желание, которое не исключаю, что было реализовано, поехать туда и сражаться уже по-настоящему с этими извергами. Повторю, никакого мальчика в помине не было. Сейчас возник реальный живой мальчик, который всего лишь сказал, может быть, было две неудачных формулировки. И, безусловно, его извиняет, во-первых, то, что он волновался и он мальчик действительно, в смысле ребенок фактически еще. Ну, чуть подрощенный. И, во-вторых, об этом почти никто не упоминал, что это, все время говорили, а вот пусть бы немецкие дети также. Именно и немецкие дети там тоже выступали.
К. Ларина
―
Давай напомним, что мальчик из Нового Уренгоя. Николай Десятниченко. Старшеклассник, который по программе обмена что называется, они приезжают на открытое заседание Бундестага, это был день памяти и скорби погибших в мировой войне. И тут еще важно сказать, что Новый Уренгой и Кассель города побратимы.
И. Петровская
―
Это очень важно.
К. Ларина
―
Да, немецкие дети, которые были из Касселя, тоже из гимназии, тоже выступали вместе с нашими русскими детьми, с российскими. И как ты правильно сказала, это было их домашнее задание. Они все подготовили доклады о погибших солдатах во Второй мировой войне. Российские дети рассказывали о погибших солдатах из Вермахта, а немецкие – о погибших солдатах Красной Армии. И кстати кроме Николая Десятниченко, после него выступали две девочки. Насколько я знаю. Я прочитала их доклады, которые опубликованы в сети. Они тоже рассказывали про немецких солдат, погибших в плену. Выбирали себе конкретных людей. Это абсолютно как мне кажется, в этом есть какая-то важная гуманистическая миссия. И не понять этого могут только идиоты. По-другому не скажу. Они просто вырвали это все из контекста с самого начала. И понеслось.
И. Петровская
―
Тут важно понять, что если бы не телевидение, которое устроило из этого пусть однодневную, в некоторых случаях двухдневную кампанию натуральную, то абсолютно уверена, ну посмотрели на просторах Интернета какие-то маленькие кусочки, может быть, кого-то задело, кого-то наоборот восхитило. Видимо, существует какая-то группа редакторов, которые отслеживают, что появляется. И из этого делается тема. Причем не просто тема, я следила, я так получилось, что неделю практически дома просидела, вылезая из простуды. Вот этот день я отслеживала как только начинались общественно-политические так называемые ток-шоу, то есть это шел вал, который так катился, возрастая, начиная с 13 часов в «60 минутах» у Скабеевой и Попова. Притом, что Скабеева и Попов правда выглядели так, как будто лично им этот мальчик нанес какую-то невероятную травму, у них на глазах разрушал памятники. Глумился над святой памятью. У них ходили желваки, горели гневом глаза.
К. Ларина
―
Я думаю, что, конечно, это был ужас, смешанный с восторгом.
И. Петровская
―
Да, гибельный восторг.
И.Петровская: Собчак выбесила Соловьева уже много лет назад после того как состоялся баттл в программе «Девчата»
К. Ларина
―
Я заметила эту вещь, это не первый раз, кстати, когда вдруг возникает такое событие, на которое они бросаются как гиены и в этой страстности есть именно гибельный восторг. Когда они радуются безумно самому факту что есть что-то, что можно разорвать в куски.
И. Петровская
―
Да. И закопать желательно.
К. Ларина
―
Вчера была девочка, позавчера журналист какой-нибудь. Позапозавчера какой-нибудь историк, какой-нибудь либерал. А сегодня мальчик. Давай. И вот они вцепились все и понеслось. Они, просто визжа и урча вцепились в эту тему. Это был с одной стороны ужас, а с другой стороны было смешно.
И. Петровская
―
Нет, смешно не было.
К. Ларина
―
Я тебе скажу, Ира, мы же понимаем прекрасно, что это кратковременный ливень. Эта гроза, которая проходит просто в секунду. Тут спасибо Дмитрию Пескову…
И. Петровская
―
О том и речь.
К. Ларина
―
С этого креста снял этого мальчика. Успел. Они только уже начали прибивать гвозди, но в это время вошел главный и сказал: ну-ка снять, убрать быстро. Уберите все молотки. Слава богу.
И. Петровская
―
Даже после того как он вошел главный и сказал «убрать», они не могли остановиться. Я первый раз такое видела. Уже прозвучали эти слова, а тормозной путь так растянулся незнамо на сколько, и они продолжали, продолжали. При этом лейтмотивом всех, и Шейнина, и позже Соловьева, и Скабеевой с Поповым было - только ни в коем случае не подумайте, что мы мальчика травим. Но обратите внимание, неслучайно там у него корни украинские.
К. Ларина
―
Да ладно, даже это было.
И. Петровская
―
Там все уже вспоминали. И нацистское гнездо, которое, ну может быть не в таких…
К. Ларина
―
И фамилия, наверное, подозрительная, поскольку напоминает украинскую.
И. Петровская
―
Безусловно. Был призван к ответу по скайпу в этих «60 минутах» начальник отдела образования или управления Нового Уренгоя.
К. Ларина
―
Надо сказать, Ира, что как хорошо себя достойно вели родители.
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
И учителя, директор гимназии.
И. Петровская
―
Они бесконечно тянули этого начальника на то, чтобы он осудил. И повторяю, что каждую минуту они повторяли, что только не подумайте, что это травля. Во «Время покажет» выводили на экран, теперь выводят они из твиттера разные реплики. Тоже просто что-то страшное. Наш миролюбивый чадолюбивый народ там оттянулся по полной программе. И мальчика тоже закапывали с азартом. Дальше выходит второй выпуск «60 минут» вечером. Говорят одно слово буквально как обычно про Украину, Америку и переходят снова к мальчику. И тут уже Жириновский, и Хинштейн. И тут уже девочку, опять это звучало так: мы ни в коем случае, не подумайте только, что мы хотим мальчика затравить. Но удивительным образом там была еще девочка, которая тоже выступила и практически слово в слово под копирку повторила выступление этого мальчика.
К. Ларина
―
Почему, она про другого рассказывала.
И. Петровская
―
Да, про другого военнопленного, но типа такими же словами.
К. Ларина
―
Она была не одна. Там было несколько человек, еще потом девочка выступала.
И. Петровская
―
Они сказали, что еще одна девочка, но в этот момент не было видео второй девочки. Поэтому вывели крупным планом стоп-кадр этой девочки. Стоп-кадр мальчика на протяжении всей программы. В общем, я должна тебе сказать, что это у меня вызвало просто неподдельный ужас именно оттого, что, в общем, наверное, все неплохие люди, забыв про то, что они вообще говорят о конкретной живой судьбе маленького еще совсем еще не взрослого человека, я просто представила, как переживают взрослые люди такую массированную травлю. От этой травли…
К. Ларина
―
Я могу тебе рассказать.
И. Петровская
―
Я тебе говорю об этом же. Можно бежать вообще и хочется сломя голову или вообще куда-то скрыться, зарыться.
К. Ларина
―
И вообще испытываешь действительно ужас. Это правда. Я могу себе представить, что ему писали во всякие его аккаунты всякие доброжелатели, которые насмотрелись этих передач.
И. Петровская
―
Там маму привлекали к ответу. И потом говорили, ну мама конечно защищает. Но вот типа надо подумать, кто за этим стоит. И там совсем уже апофеоз, это было «Вести-24» на «Россия», когда ведущий Стас Натанзон, во-первых, сразу же, прямо предваряя эту тему, соврал и сказал, что наш мальчик покаялся за Великую Отечественную войну. Ничего подобного не было, и он не каялся. А, во-вторых, он начал разговаривать с дамой, которая оказалась вдовой Александра Зиновьева, писателя, который на «Зияющих высотах».
К. Ларина
―
Да, она известная, кстати. Она не первый раз выступает в качестве такой кликуши абсолютной.
И. Петровская
―
Будучи председателем международного общества Россия-Германия. Которая назвала его марионеткой, из которых пополняются такие ряды как гитлерюгенд. И нанесла такого, что даже в конце, по-моему, сама испугалась и сказала что-то такое «я разошлась».
К. Ларина
―
Ира, завершая эту тему, у тебя есть прогноз, кто будет следующим мальчиком. На следующей неделе.
И. Петровская
―
Есть. Он уже появился.
К. Ларина
―
Как ты думаешь, кто?
И. Петровская
―
Виталий Манский. То есть буквально, по-моему, на следующий день, когда тема мальчика была сверху прикрыта, появился новый мальчик.
К. Ларина
―
Стоит напомнить, что открывается Артдокфест на следующей неделе 6 декабря, если я правильно помню, и Виталий Манский объявил фильм «Открытие», который…
И. Петровская
―
Нет, речь не о фильме. Фильм «Открытие» это фильм об Олеге Сенцове. Это фильм, который просто будет и то еще они не успели…
К. Ларина
―
Мы не знаем, они еще это не обсуждали.
И. Петровская
―
Они не успели его вставить даже в программу. Речь идет о фильме парня, украинца, который воевал в медицинском батальоне. На стороне АТО. И дальше люди, вот это была показательнейшая дискуссия в программе «Время покажет», которую возглавлял наш теперешний депутат Петр Толстой, который говорил именно, просто классика. Я фильм не смотрел, но считаю его вредным. Это сравнивалось с тем, как если бы во время нашей войны показывали бы фильмы из гитлеровской Германии. Виталий Манский, выведенный по скайпу на экран, держался вполне…
К. Ларина
―
Он даже там был?
И. Петровская
―
Да, да. Но понимаешь, садиться с шулерами играть, все понятно, что бывает. Поэтому когда он начинал говорить что-то, что им не нравилось, они просто отрубали звук. И на экране он шевелил губами, и не было слышно. Точно так же как какие-то немногие защитники вообще и фильма и права вообще фестиваля, он все время пытался донести, что это фестивальный показ, мы должны, был аргумент: вы же не показываете с другой стороны Донбасс. Он перечислил не один фильм с другой стороны, который будет показан.
К. Ларина
―
У него на прошлом фестивале тоже были разные фильмы. Фильмы с разных сторон. И извини меня, на прошлом фестивале давай вспомним его собственный фильм «Родные», который именно об этом. О разных сторонах. О том, что происходит с людьми по разные стороны баррикад. В том числе близкими родными людьми. А фильм называется «Война ради мира», о котором сейчас все так кричат, и Петр Толстой уже подал запрос в Генпрокуратуру по поводу этого фильма.
И. Петровская
―
Более того, они же еще такой аргумент используют: мы же не видим, что происходит с другой стороны. Как же мы не видим, когда мы все время это видим. На телеэкране. Все репортажи, которые мы видим, - с другой стороны мы видим. И сколько мы видели фильмов, сделанных военными корреспондентами того же канала «Россия» с другой стороны. Нет, тем не менее, они усматривают просто угрозу национальной безопасности. Если не дай господь этот фильм будет очень малым что называется тиражом показан здесь. И поэтому, в общем, хотя безусловно, у нас очень изобретательные наши борцы со всем, чем только возможно, темы могут возникнуть на пустом месте в любой момент. Но вот этот уже готовенький.
К. Ларина
―
Да, и я думаю, что будет главным событием, которое будем обсуждать точно – Артдокфест, если вообще его разрешат открыть. Я уже боюсь, что они могут вообще…
И. Петровская
―
Да я всего уже теперь тоже опасаюсь, так скажем.
К. Ларина
―
Потому что очень все серьезно, повторю, Петр Толстой действительно подал запрос в прокуратуру генеральную по поводу этого фильма. Который выходит в том числе и в прокат.
И. Петровская
―
Я быстро скажу главное событие следующей недели. Начинается показ «Хождение по мукам» по НТВ. В 21.40 смотрите. А теперь я лично прощаюсь, а ты подводи к главной нашей песне.
К. Ларина
―
Главная потеря не недели, а жизни культурной, части культурной, культурной истории это, конечно, уход, все-таки уход Дмитрия Хворостовского из жизни. Вот совсем недавно мы наоборот его воскрешали, когда помнишь, была ложная тревога и сказали, что он ушел, а он оказался живой и смеялся. Но вот чуда не произошло. Он ушел. Светлая ему память и счастье, что все-таки мы можем наслаждаться его прекрасным голосом. Вот, собственно, и все, что я могу сказать.