Человек из телевизора - 2017-11-18
И.Петровская
―
Доброе утро, добрый день (у кого как). С вами «Человек из телевизора», и мы, Ксения Ларина... Здравствуй, дорогая Ксения.
К.Ларина
―
Доброе утро, добрый день, привет-привет.
И.Петровская
―
В Московской студии я, Ирина Петровская. И за звукорежиссерским пультом Сергей Кузнецов.Наши средства связи я вам напоминаю. Пишите нам в Twitter-аккаунт @vyzvon, присылайте свои вопросы по SMS на номер +7 985 970-45-45. Также смотрите нас в прямом эфире на нашем YouTube-канале.
К.Ларина
―
Ну и чуть позже как обычно я заведу страничку в Facebook свою Ксения Ларина – можно там тоже будет присылать вопросы.
И.Петровская
―
Я, если ты не возражаешь, начну просто потому, что уже сейчас программа началась и идет. Сегодня 90 лет Эльдару Александровичу Рязанову. Он не дожил 2 года всего лишь до этой даты. Мог бы дожить. Ну, говорить о том, что он по-прежнему остается любимейшим, популярнейшим, даже и не стоит, даже вот буквально я на днях прочитала опрос какой-то. Разные люди разного возраста говорили, просто на первое безусловное место ставят его как самого любимого и самого популярного кинорежиссера. Я уже не говорю о том, что это вообще огромная потеря. Я имею в виду его физический уход, потому что он остался, разумеется, своими книгами, своими фильмами, просто масштабом своей личности. Но для культуры и для общего сегодняшнего нашего культурного фона, вот для этой среды, в которую мы погружаемся всё больше, это просто огромная невосполнимая потеря. Это с одной стороны.А с другой стороны, я думаю, боже, как бы он страдал сегодня, наблюдая всё, что происходит в культуре.
К.Ларина
―
Я вижу там у тебя билеты.
И.Петровская
―
Это не билеты даже, нет. Билеты мы сегодня не разыгрываем. Но Эмма Рязанова просила проинформировать обязательно, что в рамках года Эльдара Рязанова проходит фестиваль. Он каждый год вообще проходит, но в этом году с 18-го, сегодняшнего числа фестиваль «Музыкальные истории». Сегодня он открывается в Концертном зале имени Чайковского, принимает участие государственный симфонический оркестр кинематографии, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Светлана Немоляева, Ширвиндт, Голубкина, Урсуляк. Ведущий – Николай Лебедев, вступительное слово Вадима Абдрашитова.Дальше 21 ноября в клубе «Эльдар» вечер «Три юбилея», посвященный юбилеям сразу трех фильмов Эльдара Александровича. Вот так совпало, что сейчас в этом году 60 лет «Девушке без адреса», 40 «Служебному роману» и 30 «Забытой мелодии для флейты». Автор и ведущая – Ольга Галицкая, наша коллега, а участвует Татьяна Догилева.
Дальше, 23 ноября творческий вечер Ольги Волковой «Эльдар Рязанов подарил жизнь в кино». И 27-го заключительный гала-концерт Сергей Жилин и оркестр Фонограф-Симфо-Джаз, принимают участие в вечере Алиса Фрейндлих, Николай Фоменко, Оксана Мысина и много-много еще кто.
Ну и плюс сегодня...
К.Ларина
―
Такой получается фестиваль.
И.Петровская
―
Фестиваль-фестиваль, именно вот посвященный, приуроченный к юбилею.Плюс сегодня Первый канал тоже устроил целый день, посвященный Эльдару Рязанову. Вот сейчас мы здесь с тобой разговариваем, там на Первом канале идет документальный фильм под названием «Весь юмор я потратил на кино». Затем в 12:15 юбилейный вечер, но в 12:15 дня, опять же, Эльдара Александровича. Затем фильм, видимо, посвященный фильму «Жестокий романс», затем сам «Жестокий романс», который всегда все наши зрители смотрят с удовольствием. Потом «Берегись автомобиля», причем это премьера раскрашенного фильма. Я не уверена, что это лучший вариант, потому что в черно-белом он был тоже хорош и не случайно он был черно-белым. Если бы, наверное, Эльдар Александрович хотел, он бы уже тогда мог бы снять его цветным. Но так или иначе...
К.Ларина
―
Но вообще это давний спор, потому что мне кажется, что автор, все-таки, должен принимать решение окончательное, можно красить его кино или нет.
И.Петровская
―
Ну, видишь, автора нету и...
К.Ларина
―
Ну и что теперь?
И.Петровская
―
Нету их, и всё разрешено, называется.
К.Ларина
―
Да, да.
И.Петровская
―
Вот. Ну ладно. Посмотрим, как оно есть, да? В конце концов, всегда есть возможность посмотреть в авторском варианте.И потом «Сегодня вечером», наверное, я думаю, тоже будет посвящена программа...
К.Ларина
―
Будет сегодня вечером?
И.Петровская
―
Да, сегодня вечером. А что?
К.Ларина
―
Потому что уже анонс был... Я тебе говорю просто, программа «Сегодня вечером» - она именно посвящена памяти Рязанова. «Сегодня вечером», да.
И.Петровская
―
Ну, на других каналах тоже что-то есть так, но точечно. В частности, на «Культуре» в 15:55 «Те, с которыми я», авторская программа Сергея Соловьева, посвященная Эльдару Рязанову, и потом «Забытая мелодия для флейты». Ну вот и всё, по-моему.«Небеса обетованные» на НТВ аж в 1:55. На ТВЦ сейчас тоже начнется в 11:45 документальный фильм «Ирония судьбы Эльдара Рязанова». Ну, вот так вот.
К.Ларина
―
То есть получается, у нас есть его художественные фильмы, воспоминания о нем в тех или иных видах, а сам он как гражданин, как общественный деятель не появляется нигде? Я имею в виду просто программу «Линия жизни», которая была записана при его жизни.
И.Петровская
―
«Линия жизни» я не вижу. Нет, не вижу.
К.Ларина
―
Или еще помнишь, кстати, там такая линейка на «Культуре», которая тебе очень нравится, «Ретро. XX-й век», да? И там в свое время, по-моему, это был конец 80-х годов, программа «Встречи в Останкино». И там было выступление Эльдара Александровича Рязанова, на мой взгляд, одно из самых сильных. Это было как раз после 5-го Съезда кинематографистов, и там он высказывал всё, что накопилось за годы советской власти. Рассказывал о том, чем была страшна и опасна эта власть и для художника, и для гражданина, и для свободы, для всех гражданских свобод. И мне кажется, вот такую программу бы повторить было бы очень важно. Но я так понимаю, что ее вряд ли там покажут – там скорее покажут похороны Брежнева очередные.
И.Петровская
―
По крайней мере, сегодня, вот, в сам день юбилея я этого не вижу. Да и завтра я тоже этого не вижу. Вот. Поэтому... Ну, будем довольствоваться тем, что есть. На самом деле, ведь, повторить можно очень много его телевизионных циклов. Ведь, вспомним, что...
К.Ларина
―
Конечно. И Кинопанорама, и его программы про женщин, про актрис и про Францию. У него такие были потрясающие.
И.Петровская
―
Называлось как-то «8 девок, один я», помнишь? С актрисами. Потом у него был большой цикл – он тоже сейчас, кстати, у него юбилей, по-моему, 30 лет – посвященный Владимиру Высоцкому, первый такой большой цикл. Потом у него он даже книжку из этого сделал «Встреча с зарубежными...» Сейчас уже не помню точно, но, вот, зарубежные мастера культуры. И я уж не говорю о том, что он делал 2 фильма про Ельцина. Помнишь?
К.Ларина
―
Да, прекрасные.
И.Петровская
―
Которые тоже сегодня было бы, наверное, очень любопытно пересмотреть. Я их очень хорошо помню. Всё это сохранилось.
К.Ларина
―
На РЕН ТВ у него тоже большой архив.
И.Петровская
―
На РЕН ТВ, я думаю, что этот архив сохранился. Кое-что, я знаю, Ирена Стефановна передавала в музей в Екатеринбурге по их просьбе (Бориса Николаевича Ельцина). Ну, в общем, Эльдар Александрович был многогранен. Конечно, большинство наших зрителей и слушателей, конечно, в первую очередь его любят, знают и ценят по его фильмам. И будут, я думаю, еще не одно поколение продолжать любить, ценить, потому что, вот, он нашел какую-то, на мой взгляд, невероятную интонацию, соединяя смешное с грустным.
К.Ларина
―
Лирическая комедия.
И.Петровская
―
Ну, да, можно назвать «лирическая».
К.Ларина
―
И, кстати, с социальным каким-то обязательно подтекстом.
И.Петровская
―
Обязательно, конечно. Мы не сеем, не пашем, не строим, мы гордимся общественным строем.
К.Ларина
―
Но мне кажется, что Эльдар Александрович был больше, чем его фильмы. Сам по себе личность, масштаб его личности. И я счастлива, что мы много раз с ним беседовали на «Эхе». Он к нам очень любил приходить. И не один раз в год, если позволяло здоровье. И всегда обязательно читал свои стихи. Это было замечательно.
И.Петровская
―
А, кстати, да, еще одна грань.
К.Ларина
―
Я надеюсь, что мы сегодня в конце нашей программы услышим песню на его стихи в исполнении самого Эльдара Рязанова и Эммы Рязановой.
И.Петровская
―
Ну, уже не говоря о том, что «У природы нет плохой погоды» – это его стихи. Потом недавно я...
К.Ларина
―
Да. Но у него стихи очень трагические есть.
И.Петровская
―
И в «Жестоком романсе», вот, один из звучащих, по-моему, за кадром романсов... Это чего-то «Сторона, любовь» - это тоже оказалось, его стихи, по-моему.В общем... Ну что? Мы сколько сами живем, будем помнить Эльдара Александровича, и думаю, что...
К.Ларина
―
И детям нашим передадим эту любовь. И внукам.
И.Петровская
―
Ну, я думаю, что уже даже передали. А внукам будем стараться что-нибудь хотя бы передать из наших «любовей». Ну а теперь...
К.Ларина
―
Теперь давай мы перейдем... Хотя, нет, давай мы останемся в пространстве прошлого, потому что я уже сказала, упомянула эту историю про похороны Брежнева, которая многих поразила. Особенно вот в этой линейке, в которой, как ты говоришь, знаковые передачи нам показывают на канале «Культура». И вдруг... По-моему, это впервые такое произошло, когда в качестве такой вишенки на торте нам предлагают ознакомиться подробно с протоколом ритуала прощания с Генеральным секретарем.
И.Петровская
―
На самом деле, не только программы. Просто я тоже слежу за этой линейкой. В частности, например, у них была встреча показана, по-моему, 1985-й год, один из первых выходов Михаила Сергеевича Горбачёва к людям. По-моему, это был Ставропольский, что ли, край. В общем, откуда-то. Тоже это не имело отношения к телевидению как таковому, но они совмещают показ знаковых программ с определенными знаковыми событиями XX века. И здесь если ты это посмотрела, это не сама трансляция в записи, конечно, а это программа «Время». Это уже отчет, изложение того, как проходило это во всех смыслах знаменательное мероприятие. Простите мне мой невольный смех, потому что, конечно, когда ты этого, допустим, не ожидаешь и ты включаешь телевизор, и у тебя ощущение просто какого-то такого даже не путешествия на машине времени, а просто провала.
К.Ларина
―
Как будто ты рухнула туда.
И.Петровская
―
Рухнул, именно. Но согласись, что оторваться невозможно. Зрелище завораживающее. Вот, у тебя какое было ощущение?
К.Ларина
―
Ну, странное. Нет, у меня ощущение странное. Я не очень понимаю, зачем это нужно. И я еще следила за откликами в Facebook – люди, конечно, были шокированы. Понятно, что люди взрослые, которые пережили это и помнят это, они с особым чувством наблюдали за этим мероприятием. Я, конечно, вспоминала. Ты говоришь «Нельзя смеяться». Можно смеяться, потому что сегодня из знаковых похорон делается событие в прямом эфире. Ты вспомни похороны Папы Римского. Это по всем каналам мира транслировалось и это было зрелище. Никто это не скрывал, что это зрелище, в том числе и телевизионное.
И.Петровская
―
Ну, кстати, и не только Папы Римского.
К.Ларина
―
У нас, что называется, «Можем повторить».
И.Петровская
―
Да. Не только Папы Римского. Если ты помнишь, Рональда Рейгана так же хоронили в прямом эфире.
К.Ларина
―
У нас в прямом эфире не так давно хоронили Евгения Максимовича Примакова.
И.Петровская
―
Бориса Николаевича Ельцина – тоже показывали это в прямом эфире. Но всё равно, вот, стилистика ритуальная того времени – она, конечно, ну, что-то отдельное, да? Особенно, конечно, там потрясает перечисление наших друзей, которые приехали выразить свои соболезнования, и начинают, естественно, со стран социалистических, народной демократии. Ясир Арафат идет там сразу после Индиры Ганди вторым номером. Причем очень подробно: не то, что перечисление, а задерживаются, как они подходят, как они пожимают руки. Буш-старший, вице-президент тогда – он оказывается где-то в самом конце списка и более того идет просто Буш, а не какой-нибудь не Джордж и там канцлер Геншер без всяких имен, без всего. В этом тоже есть...Там очень много таких вещей, да? Как они перечисляют эпитеты, какими они награждают покойного. Выдающийся деятель рабочего международного движения, верный ленинец, продолжатель дела бу-бу-бу-бу-бу, друг всех трудящихся и так далее.
К.Ларина
―
А трудящиеся как тебе? Произвели впечатление?
И.Петровская
―
Трудящиеся, на самом деле...
К.Ларина
―
Портретами.
И.Петровская
―
Вот, и дальше начинается... Почему, я думаю, еще многие смотрели вот с этим вот изумлением, переходящим не знаю во что, в ужас? Потому что дальше начинаются некие аналогии с тем, что мы видим сегодня. И трудящиеся на том же месте, но только не на Мавзолее, да?
К.Ларина
―
И с теми же лицами.
И.Петровская
―
Вот, ты видела дальше, да? Это всё в один день произошло. В один день произошла отставка Мугабе.
К.Ларина
―
А, ты имеешь в виду награждение в Кремле?
И.Петровская
―
Да. В один день произошло то же самое награждение госнаградами различных деятелей всех отраслей. Вот, у тебя какие ощущения были? Ты как-то это совмещала?
К.Ларина
―
Может быть, тогда канал «Культура», все-таки, держал какую-то фигу в кармане? Может быть, он знал, что так всё совпадет, и в этом была какая-то 25-я скрытая ирония «Посмотрите, как всё похоже»?Мы с тобой вспоминали, кстати. Помнишь, на канале «Ностальгия» они когда-то, когда только канал появился (это было, не знаю там, в начале 2000-х, наверное), они повторяли для смеха, что называется, программу «Время» 80-х годов, какие-то старые передачи с участием международных обозревателей того времени, да? Такие, абсолютно пропагандистские.
И типа для сравнения, чтобы народ, который смотрел эти программы, сейчас, в наше время понимал разницу между тем страшным закрытым пропагандистским, лживым лицемерным обществом и телевидением, да? И сегодняшней свободой, абсолютной свободой высказывания, свободой нравов, свободой мнений и свободой юмора и иронии.
Но чем дальше в лес, тем и ближе, и ближе 2 этих временных пространства смыкались. И в какой-то момент программа «Время» 1982 или 1983 года практически стала мало чем отличаться от программы «Время» сегодняшнего дня.
И в этой связи... Почему я это вспомнила? В этой связи вот эти похороны Брежнева – они, наверное, ты права, они абсолютно вписываются в сегодняшний контекст и вписываются страшной историей абсолютно. Особенно для молодых, мне кажется, это полезное зрелище, но я думаю, что вряд ли они это смотрели.
И.Петровская
―
Ну, может быть, и смотрели. Просто потому что, чтобы представить себе, ну да, хотя бы даже какая была традиция, да? Мы же помним, что это были не единственные похороны, это был, ну, достаточно не скажу популярный, но распространенный жанр, особенно в этот период. Первым, по-моему, отправился к праотцам Михаил Андреевич Суслов до еще Брежнева, и тоже, естественно...
К.Ларина
―
Ну, он был не первым.
И.Петровская
―
Не, ну первым я имею в виду открывшим то, что потом назвали «Пятилетка пышных похорон», да? А кто-то еще более цинично – «Гонки на лафетах», прости господи.И дальше начались вот эти вот там буквально с разницей в год, не знаю, в полтора. Это всё повторялось.
Да я помню, и раньше тоже. Там, например, похороны маршала Гречко точно также всё в прямом эфире. Вот, как печатают шаг эти вот солдаты (или кто там они, да?) вот эти почетного караула, сопровождая лафет...
К.Ларина
―
Почетный конвой, да.
И.Петровская
―
Вот, так же абсолютно с этим же шагом телевидение фиксирует их движение от Колонного зала к Красной площади. Обязательный набор, та же музыка, голос Игоря Кириллова.
К.Ларина
―
Ир, тут, кстати вот, редактор, по-моему, этой программы говорила, что гроб там не роняли и прочее-прочее, да?
И.Петровская
―
Она не редактор. Это легендарная женщина Калерия Кислова, она была главным режиссером программы «Время» и она была...
К.Ларина
―
Главным режиссером похорон.
И.Петровская
―
Главным режиссером вообще самых важных трансляций.
К.Ларина
―
Я поняла.
И.Петровская
―
И вот она перед началом она рассказывала, как это было, как ее... Не было же мобильных, ничего. И, вот, она в этот день 10-го...
К.Ларина
―
Да что ты?
И.Петровская
―
Ну, я это рассказываю нашим молодым слушателям, которые не могут себе представить, как это так.
К.Ларина
―
Что не было ни мобильных, ни интернета.
И.Петровская
―
Ни интернета, ни мобильных. Телефоны-то не у всех были. Поэтому уезжая куда-то в гости, например, она должна была обязательно отметиться, не знаю там, уж у себя ли в Гостелерадио или еще где-то (это она не уточнила), где она будет, и в случае чего где ее искать. И в результате, вот, 10-го уже поздно вечером ей позвонили, сказали срочно ехать в Колонный зал, прислали машину. Дальше уже появился начальник 9-го управления со своими сотрудниками, стали выяснять, где как будут ставить камеры. То есть всё было тоже так, ну, серьезно, по-взрослому. И гроб, в конце концов, да.
К.Ларина
―
Да. Это было – тут, я думаю, что ей память изменяет.
И.Петровская
―
Нет-нет, она...
К.Ларина
―
Грохота не было никакого. На самом деле, почему-то там речь идет о каком-то грохоте, который спутали с пушками, которые, значит, торжественно выстреливали в воздух. Это всё фигня. Никакого грохота не было. Просто когда они опускали на веревках, он сорвался. Они его потом заново, заново его этими веревками обвязывали. Это, во всяком случае, я не знаю, осталось ли в этой трансляции (я не помню, я не видела с начала до конца), но я это помню абсолютно.
И.Петровская
―
Нет, то, что вот эти вот...
К.Ларина
―
С веревки он сорвался.
И.Петровская
―
Ленты съехали, да, это было.
К.Ларина
―
Да-да-да, и они поправляли.
И.Петровская
―
Да. Но просто ходил всё это время такой слух, миф, что это вот еще сопровождалось грохотом. На самом деле, она говорит, что грохота быть не могло, потому что все микрофоны в этот момент были отключены, а звук, который сопровождал, это, действительно, это был залп из оружейных орудий. Вот, как-то так.
К.Ларина
―
Ну да, никакого грохота не было. Я просто очень хорошо помню, когда мы это смотрели (эти похороны дома) и видели, как это всё сорвалось, и слышали гудки всех машин, пароходов и заводов, как все гудели в момент, собственно, уже совсем прощания с телом.Ну, что-то мы с тобой совсем уже обалдели, про это говорим столько времени. Видишь, как это забирает? В эту воронку времени тебя затягивает! Просто затягивает, и ты не можешь оттуда выбраться. Выбирайся отсюда скорей.
И.Петровская
―
Ну, собственно, я могу выбраться из воронки времени, но попасть в воронку нынешнюю, да? Потому что, вот, мы слышали там эти выступления, да? Вполне себе трафаретные, в том числе от представителя трудового народа. А потом весь день нам показывали вот эти сюжеты награждения, и мы снова слышали «От трудового народа, от всех крестьян».
К.Ларина
―
Я, кстати, хочу сказать, что если кто не любит всё это смотреть долго и нудно (это, на самом деле, всё очень печальное и грустное зрелище – я имею в виду уже не похороны, а награждения), канал «Дождь» сделал совершенно замечательную такую нарезку – у них на сайте это висит, можно посмотреть буквально за 1,5 минуты фрагменты всех речей благодарственных от награжденных, от лауреатов в адрес Путина. Они в один сливаются, и этого достаточно. А у нас сейчас перерыв на новости, я так понимаю, да?
И.Петровская
―
Нет, еще чуть-чуть подожди, еще даже не пришел новостник. У нас осталось еще буквально там около минуты, поэтому вполне еще можно продолжить это обсуждать.
К.Ларина
―
Меня там, конечно, поразил не Киркоров совсем даже, не Филипп Киркоров, который какую-то нес пургу по поводу того, что Путин так прямо круглые сутки слушает его песни для настроения, да?
И.Петровская
―
Нет, там очень хорошая была фраза, что «я верю, что и так-то хорошо, а будет еще лучше».
К.Ларина
―
Да. А это был у всех такой рефрен, они все это говорили, что «а завтра будет еще лучше, и только с вами, только с вами». А меня, конечно, поразило выступление Александра Александровича Калягина, который буквально за неделю до этого награждения говорил совсем другие слова в адрес в том числе и сегодняшнего дня.
И.Петровская
―
Теперь новости.
К.Ларина
―
Давай.НОВОСТИ
И.Петровская
―
Мы продолжаем программу «Человек из телевизора», здесь мы – Ксения Ларина, я, Сергей Кузнецов за звукорежиссерским пультом. Вот нам тут напоминают...
К.Ларина
―
Всем привет, всем привет.
И.Петровская
―
Всем привет кому?
К.Ларина
―
Всем привет.
И.Петровская
―
А, да-да-да. Это Ксения просто очередной раз поприветствовала. Здесь просто напоминают, чтобы мы исключили конспирологические версии, что 35 лет назад ровно в этот день состоялись похороны, вот, 15 ноября, когда канал «Культура» показывал эту выдающуюся программу, и поэтому здесь есть, в общем, информационный повод
К.Ларина
―
Ну, я тебя умоляю. Что ж, все похороны повторять теперь?
И.Петровская
―
Ну, не все. Но, по крайней мере, здесь было 35 лет.
К.Ларина
―
А давайте!
И.Петровская
―
А?
К.Ларина
―
А давайте попробуем все похороны повторим? Мне даже нравится.
И.Петровская
―
Ну, мы посмотрим. Может быть, в дальнейшем так и будет. Причем уже кто-то предлагал устроить из этого целый сериал «Похороны Ленина», «Похороны Сталина» и так далее, и тому подобное. Еще напоминают анекдот тех времен, что диктор появляется и заявляет «Товарищи, вы будете очень смеяться, но наша страна опять понесла невосполнимую утрату», опять же прости, господи.
К.Ларина
―
Послушай, Ир, я просто тоже хочу напомнить нашим слушателям, что помимо вот тех средств связи, которые ты перечислила, я, как и обещала, в Facebook тоже поместила у себя на своей страничке ссылку на YouTube-трансляцию, которую вы тоже можете смотреть и в чате участвовать, и тоже на Facebook тоже там какие-то свои, может быть, даже не вопросы, а предложения по обсуждениям набрасывать.По поводу фильмов хотели поговорить тоже отдельно. Поскольку мы анонсировали 2 премьеры на Первом канале и на втором канале, на Первом «Крылья», на втором «Доктор Рихтер»... Так вот, всё пропало, «Крылья» снимают. Их уже сняли.
И.Петровская
―
Ну, давай объясним.
К.Ларина
―
А что случилось? Да, что случилось с «Крыльями империи», почему они улетают?
И.Петровская
―
Ну, как нам вчера стало известно, что Первый канал спешно, срочно снимает сериал «Крылья империи» из своей сетки, и на это место с понедельника ставит другой сериал под названием «Большие деньги». Причина тривиальная – рейтинг катастрофический.Я не знаю, честно тебе скажу, потому что я... Я так понимаю, ты смотрела первые серии?
И.Петровская
―
Yes. Я смотрела всю эту неделю!
К.Ларина
―
Ну, вот, 4 дня, да, по 2 серии. Вот скажи, действительно, это провал?
И.Петровская
―
Ну, я скажу, у меня ожидания были. По большому счету, конечно, да. Хотя, я всё надеялась, думала, может, Троцкий появится, будет повеселее? Но до Троцкого мы так и не дожили, и мне ужасно жалко, потому что актер Женя Миллер, Евгений Миллер – очень хороший артист, и он, конечно, я так поняла по его ожиданиям самого, что он, конечно, ставку на эту работу делал. Ну, увы, Троцкого мы не дождались, по-моему, даже Ленина мы не дождались.Зато мы дождались ужасного Сталина, просто какого-то абсолютно, ну, настолько неинтересного персонажа... Его очень много вдруг стало, он стал появляться буквально в каждом кадре с какими-то своими бесконечными прокламациями, которые он просто в камеру, в зрительный зал бросал.
Но тут, как мне кажется, самая большая проблема общая. Ну, помимо того, что сценарий. Все это обсуждают, что сценарий очень вялый, не интересный, скучный. Но здесь самое главное, мне кажется, самый главный провал именно по кастингу, по выбору актеров. Потому что главные герои не интересные, блеклые, не обаятельные, не привлекательные, не притягивающие, ну и, собственно говоря, все остальные.
Мне было ужасно обидно, скажу честно, потому что я всегда очень за артистов болею, ты знаешь, всегда мой главный лозунг в оценке любого фильма либо сериала, что артист ни в чем не виноват. Но вот здесь какая-то общая, мне кажется, вина. То ли что-то у режиссера не случилось, то ли, действительно, выбор совсем неправильный, не точный.
Из этого, наверное, можно было бы сделать интересную сюжетную историю. Скажу тебе вот что. Она претендует на «Хождение по мукам», и здесь есть явные пересечения. То есть замах был такой. Здесь есть пересечения с образом Даши, одной из сестер в произведении Толстого, да? Здесь есть даже повторы каких-то сюжетных ходов ее связи с богемой московской, ее связи с наркотическими подпольными какими-то притонами. Там всё это есть.
Ну и главный герой, который мечется между красными и белыми, ты тоже понимаешь, откуда этот образ – это образ абсолютно, вот, Телегина и Рощина в одном лице из, опять же, «Хождения по мукам».
Учитывая, что у нас предстоит, грядет премьера «Хождения по мукам», я, честно говоря, вообще не понимаю, каким образом это кино вообще появилось и кто, собственно, придумывал этот сценарий? Потому что лучше Толстого всё равно не напишешь... Нет, вернее, можно, конечно, написать, но не сценаристам сериала (будет только хуже).
И.Петровская
―
А вот смотри, нас тут поправляют, говорят, что перенесли сериал на 23:30. Вот. Так что посмотрим.
К.Ларина
―
То есть они, все-таки, его хотят добить, да? Ну, это, может быть, Лена Афанасьева должна точно сказать. Во всяком случае, в праймтайм на линейке сериалов они его заменяют другим с понедельника, да?
И.Петровская
―
Что бывает довольно редко на Первом канале, да.
К.Ларина
―
Да. Но бывает, но бывает.
И.Петровская
―
Поскольку я только чуть-чуть подсматривала его, я подумала, что, может быть, еще причина в том, что перекормили зрителя вот этой темой?
К.Ларина
―
Да это плохо сделано просто, Ир.
И.Петровская
―
Слушай, вот, «плохо сделано» никогда не было показателем рейтингового провала. Ну, правда. Я думаю, что просто, вот, надо было им сделать, наверное, какую-то передышку и потом снова показать, там не знаю, какой-нибудь еще. Мало ли у нас дат.
К.Ларина
―
Помнишь, у нас была история с «По ту сторону Луны», второго сезона, фильма Александра Котта? Его тоже посередине показа прервали, помнишь?
И.Петровская
―
Помню-помню, да. Да.
К.Ларина
―
Да. Ну, вот, там тоже было по тем же причинам. Там провал по рейтингу. Я думаю, что больше ничего и нет.
И.Петровская
―
Удивительно, что премьера «Крыльев» значилась в понедельник на этой неделе, а перенесли ее на среду.
К.Ларина
―
Они, видимо, решали, ставить или нет.
И.Петровская
―
Причем, в понедельник на это место (что вообще никогда не было на Первом канале такого. Ну, заменяли только ради каких-то, вот, прямоэфирных спортивных трансляций, когда-то отменяли. А тут поставили второй за день выпуск «Пусть говорят», назвали его «Спецвыпуском, эксклюзивом», продолжение бесконечного сериала «Развод Армена Джигарханяна с гражданкой Цымбалюк-Романовская». Это уже, не знаю, следишь ли ты за этим, но это уже... Вот уж где сериал сериалыч-то! Каждый день.
К.Ларина
―
Да. Финал, конечно, вот таких масштабных судеб – это, конечно, какая-то трагедия невероятная. Раньше при отсутствии желтой прессы и тотального внедрения телевидения в мозг общественности такого невозможно было себе представить. Мне ужасно жалко Армена Борисовича.
И.Петровская
―
Ты знаешь, мне было вначале жалко, сейчас мне уже никого в этой истории не жалко, потому что она, правда, приобрела уже все черты уже никакой не трагедии, а какого-то трагифарса. Уже какие-то следователи там ходят...
К.Ларина
―
Да, ты смотришь сейчас. Вот так немножко абстрагироваться и посмотреть на фигуру великого артиста (я говорю без всякой иронии: это большой артист, умнейший), и вот такой вот финал, конечно... Не знаю. Мне не представляется это смешным. Это ужасная трагедия.И в этой трагедии, кстати, виновато прежде всего телевидение.
И.Петровская
―
Вот я хотела и сказать об этом. Но я так полагаю, что у участников этого всего есть возможность, скажем, отказать телевидению вот в таком вот...
К.Ларина
―
Это другой вопрос. Ты ж понимаешь, человек... Мало ли, в каком он сейчас состоянии находится. Я не доктор, не знаю, я не могу диагнозов ставить. Но это явно телевизор воспользовался положением в том числе и состоянием здоровья человека, которому, извини меня, за 80 лет уже.Слушай, ну а про Рихтера, про доктора. Кстати о медицине.
И.Петровская
―
Я смотрю, - сказала я и сделала долгую паузу.
К.Ларина
―
И замолчала.
И.Петровская
―
Я смотрю.
К.Ларина
―
Ну, скажи, недоумение такое, да?
И.Петровская
―
С чувством какого-то огромного раздражения. Я всё понимаю, адаптация, да? Адаптация «Доктора Хауса», который шел много лет, по-моему, у нас по телевизору. Но я не знаю. Я, кстати, никогда особенно в это не вникала, в условия адаптации. Но какой смысл адаптировать, если вы берете и меняете имена людям, берете наших артистов, да? А дальше у вас всё идет, в том числе интрига сюжетная, всё как у них? Но пардон, у нас-то и жизнь, и обстоятельства, и интерьеры, и характеры...
К.Ларина
―
У нас и болезни другие.
И.Петровская
―
И болезни. Абсолютно всё другое. Поэтому ты смотришь на это как на нечто... Ну не знаю, на другой планете это, может быть, происходит?
К.Ларина
―
Вот-вот-вот. Я тоже подумала, что, знаешь, нужно дать им имена типа Руби, Рейнмар, Айсберг, понимаешь? Или какая-нибудь там Аэлита. Вот и всё. Я вообще тогда как будто это такая вот фантасмагория именно на другой планете, такая параллельная реальность. Это даже не мечта.
И.Петровская
―
Параллельная реальность. Больше того... Ну, вот знаешь, у меня совпало – может быть, еще поэтому у меня дикое раздражение, хотя, конечно, сравнивать нереально и невозможно. Я в воскресенье, значит, уже после того, как все прогрессивные слои человечества посмотрели фильм «Аритмия», я посмотрела, наконец, «Воскресение». И после этого я в понедельник начала смотреть.Я понимаю, что сравнение ни в коей мере не правомерно. Но! Всё равно я волей-неволей возвращаюсь к тем ситуациям, которые там, где в каждом крохотном маленьком эпизодике (я имею в виду «Аритмию»), в каждом их приезде на очередной вызов, за каждой из этих историй встает не история болезни, а история жизни, да? Вот, практически за каждым. Мы понимаем примерно, что это за люди, в каких они живут обстоятельствах, в каких они живут условиях. Всё это более чем достоверно и создает вот эту атмосферу именно такой, вот, бытовой достоверности, которая позволяет дальше, следуя сюжету, уже, естественно, поднимаясь над этими бытовыми подробностями, в целом исключительно этому фильму доверять.
Здесь я не понимаю, чему мне доверять, да? Каждая история болезни запутана до такой степени, что я не понимаю, что там, почему эта девушка там пеной исходит?
К.Ларина
―
Артисты, мне кажется, тоже не очень... Это знаешь, это из серии «Производственная драма», которые были в советское время, когда советские артисты совершенно с остекленевшими глазами произносили какие-то страшные термины из области, там не знаю, производства тяжелых металлов. Помнишь, да?
И.Петровская
―
Ну, да-да-да.
К.Ларина
―
И прочее-прочее. Когда строительство на каких-то больших стройках или на заводах металлургических. Они сыпали этими терминами, абсолютно ничего не понимая в этом.Вот здесь у меня точно такое же ощущение, что когда они говорят на своем медицинском птичьем языке, выучивая какие-то невероятные формулы медицинские, но, на самом деле, в глазах у них отчаяние. Это тоже, конечно, ощущение раздвоения личности.
И.Петровская
―
Мне больше всего нравится такое универсальное. Чуть что – «Преднизолон». Вот это единственное, что я опознаю, и это, как бы, такое универсальное средство борьбы со всеми болезнями.Плюс еще... Ну, уж я не говорю о том, что с каждым больным всё отделение этой там функциональной или какой-то диагностики носится как с писаной торбой. Я не говорю о том, что родные чуть ли не врываются в операционную и начинают мешать ходу операции. Я не говорю, что младенцы тут же совмещены со взрослыми. Я не говорю о многом еще, да? Но когда эти же сотрудники этого отделения еще и отправляются, и в перчатках производят осмотр квартир своих пациентов, причем проникая в эти жилища явно не самым законным способом, вот тут уже совсем какая-то фантасмагория просто, Шерлок Холмс.
К.Ларина
―
Но при этом Анна Михалкова всё время повторяет в каждой серии, что «Не забывай, что это государственное учреждение», - она постоянно говорит своему доктору Хаусу. Помнишь?
И.Петровская
―
Мне еще там нравится. Там в ответ на какую-то фразу она говорит «Мы врачи. Наше предназначение – спасать людей». Ну, честное слово, я пока теряюсь, как это смотреть? Это смотреть как комедию или это смотреть как производственную драму? Ну, от того, что он стал Рихтером...
К.Ларина
―
Ага. А вот тут, кстати, и вопрос. Вот смотри, ты говоришь, комедия или производственная драма. Некоторые умные люди, которые насмотрены, собственно, первоисточником под названием «Доктор Хаус», называют это мистическим медицинским детективом. Понимаешь? А тут, по-моему, уж этим здесь точно не пахнет.
К.Ларина
―
Нет, тогда это называется «Предупреждать надо», если это у вас мистический медицинский детектив. Потом меня еще всё время пугает, почему он всё время горстями ест таблетки? Что с ним?
К.Ларина
―
Он наркоман.
И.Петровская
―
Это Доктор Хаус – наркоман.
К.Ларина
―
Не знаю, как здесь. Доктор Хаус – наркоман, а здесь почему-то... А, вот, за доктором Рихтером всё время бегает человек со шприцем, что-то ему всё время пытается вколоть. Что, я так и не очень понимаю.
И.Петровская
―
Возможно, я пропустила там объяснение этому обстоятельству. Но это меня тоже как-то пугает.И честно говоря, вызывает тоже комическую реакцию, вот, мимика Алексея Серебрякова, обязательно одинаковая в конце серии. Сардоническая, как там принято говорить, улыбка. Сейчас я посмотрю, чего у нас тут.
К.Ларина
―
Ир, мы не успеваем, что ли, уже поговорить про два общественно-политических сюжета, которые мне кажутся интересными? Я не знаю, видела ли ты вчера «Чрезвычайное происшествие» на канале НТВ с очередной заказухой против правозащитных организаций, против «Мемориала», против общественных (НЕРАЗБОРЧИВО) комиссий. Видела или нет?
И.Петровская
―
Я успела посмотреть только кусочек, поняла, что это очередное продолжение всяких «Анатомий» и отметила себе посмотреть.
К.Ларина
―
Это кошмар, да, абсолютный. Это абсолютно оговор и клевета. И я так надеюсь, что некоторые герои вообще в суд могут подать, потому что здесь не просто оскорбления, а это просто клевета.И ясно, на мой взгляд (вот, мы это обсуждали), мне кажется, что этот сюжет тоже неспроста появляется. Собственно, они никогда не появляются просто так. А на фоне вот этих вот инициатив очередных наших парламентариев разных уровней ужесточить правила поведения нежелательных организаций на территории Российской Федерации.
Потому что здесь упоминаются, в частности, и общество «Мемориал», и многие другие международные правозащитные организации, которые призваны следить за тем, как соблюдаются права заключенных. Здесь в одну кучу такая полуправда и ложь, и получается, конечно, картина ужасная, что все эти правозащитники, которые врываются в тюрьмы и, прикрываясь... А! Здесь, конечно, один из главных героев – Лев Александрович Пономарёв, которого тоже они обвиняют и... В чем только ни обвиняют. И в том, что он на деньги американцев существует, и что встречается тайно с представителями различных международных тоже правозащитных в том числе организаций.
Поэтому здесь, конечно, зона опасная. Мне кажется, что этот сюжет вчерашний – он еще аукнется, потому что на нем, собственно, как и на любом другом такого рода сюжете вполне возможно по сегодняшним меркам сконструировать уголовное дело. Посмотрим, чем это продолжится.
Но и еще один сюжет, который тоже мы не обсудили, это Архимандрит, фильм «Духовник» на канале Дождь. Ты смотрела его, да?
И.Петровская
―
Смотрела, да, да.
К.Ларина
―
Ну и какое у тебя впечатление?
И.Петровская
―
Ну, я не буду говорить... Да, там, конечно, есть проблема в том, как это всё сделано, но обращение к совершенно табуированной теме по нынешним временам – вот, меня это скорее пугает, чем радует, потому что... Ну, правда, табуированная тема. Для тех, кто не видел, скажу, что речь идет об архимандрите Тихоне Шевкунове, который по некоторым сведениям, подтвержденным многими документами и свидетельствами, является, причем очень давно уже, духовником Путина. И про то, как в церкви тоже идет вот этот вот (и давно идет) сшибка, как бы, либерального крыла... Вернее, не сшибка даже, а атака вот этого официозного крыла на так называемое либеральное. Это... Ну, во-первых, это интересно. А во-вторых, это кое-что объясняет, возможно объясняет, в том числе и в судьбе Кирилла Серебренникова, о чем там тоже говорится.
К.Ларина
―
Ну, на самом деле, поскольку этот фильм вышел практически параллельно с интервью, которое взяла у Шевкунова Зоя Светова, которое опубликовано на сайте «Свободы», такой получается, такой достаточно объемный портрет человека. Мне-то как раз показалось, что это попытка именно портрет сделать (я имею в виду фильм «Духовник»). Как мне показалось, что это такая цель нам представить человека, который сегодня является одним из самых, ну, значимых персон...
И.Петровская
―
Влиятельных, да.
К.Ларина
―
Влиятельных персон, да, в сегодняшней внутренней прежде всего российской политике, и попытка объяснить нам, кто он и откуда. У нас сейчас уже нет времени – может быть, мы в следующий раз еще вернемся к этой теме, поскольку здесь есть, что обсудить. Благородная попытка, и хорошо, что к этой теме человек, как бы, обратился, сам Сергей Ерженков, автор фильма. Но там есть, конечно, свои проблемы. Не успеваем, жалко.
И.Петровская
―
Подводи к песни.
К.Ларина
―
Да, да, к песне подвожу. Собственно, мы подвели к песне в первой трети нашей передачи, когда ты сказала столько прекрасных слов в память об Эльдаре Рязанове, которому сегодня исполнилось бы 90 лет. Но вот его с нами нет, но он с нами по-прежнему остается. Приглашаем вас вновь на фестиваль памяти Эльдара Рязанова в киноклубе «Эльдар». С афишей вы можете ознакомиться на сайте, вот то, что вам Ира читала в начале. Ну а сейчас, конечно, сам Эльдар Александрович и Эмма Рязанова. Спасибо всем.(звучит песня)