Человек из телевизора - 2017-10-21
К. Ларина
―
Добрый день. Программа «Человек из телевизора». В студии ведущая передачи Ксения Ларина и Ирина Петровская.
И. Петровская
―
Доброе утро.
К. Ларина
―
Александр Смирнов наш звукорежиссер. А вы, дорогие друзья, тоже можете принимать участие в нашей передаче. Посредством sms +7-985-970-45-45. Уже звукорежиссер поделился со мной.
И. Петровская
―
Хорошо прозвучало: посредством. Жить по средствам.
К. Ларина
―
Да. Дальше, что у нас еще есть. Ютуб-канал. Там тоже есть чат, тоже можно обсуждать желательно не нас, а суть дела. То есть телевизор, телевизионные события. И, наверное, сейчас начнем когда говорить, я фейсбук открою. Тоже сделаю ссылочку, чтобы вы могли на страничке моей присылать ваши предложения по обсуждениям различных тем. Тем у нас сегодня много получается. Потому что, так или иначе, все политические и околополитические темы все равно телевизионные. Тут тебе и Путин, который на Валдае выступал, это была прямая трансляция на «России-24 как обычно. Ну, естественно, Ксения Собчак. Ее явление.
И. Петровская
―
Я бы даже поменяла местами.
К. Ларина
―
Ну может быть да. Ну, давай начнем с Собчак. Ты впервые услышала эту новость в каком виде? В виде текста, интервью, монолога.
И. Петровская
―
Естественно, я ждала, поскольку накануне появилось объявление такое громкое на канале «Дождь», что ждите, будет заявление некое Ксении Собчак. При этом я продолжала читать бесконечно ленту свою фейсбучную и всякие ссылки. В частности, по-моему «The New Times» сообщила, что будет совсем не то, о чем мы все думаем в ее заявлении. И чего мы ждем. Дальше за час примерно мы как раз с тобой еще переписывались, вдруг уже появился текст ее письма или как можно назвать, в «Ведомостях» опубликованный. Где она объявляет о своих намерениях баллотироваться. Ну, собственно говоря, продолжали ждать «дождевого» уже обращения. Но, уже примерно предполагая, чего там будет. И не ошиблись. Ну, вот это моя тебе хронология, как чего я слышала.
К. Ларина
―
И какое у тебя впечатление от этого осталось? У тебя какая была реакция? Ты хохотала, задумалась. Ты поверила, ты зауважала. Знаешь, как в фейсбуке пишут, ваше настроение: в бешенстве, в удивлении, восхищении.
И. Петровская
―
Изумлении.
К. Ларина
―
Потрясена.
И. Петровская
―
Нет, потрясена нет, но в изумлении, хотя, безусловно, я как и все чего-то подобного ожидала, но все равно изумление меня не покидало. Кстати, первое было изумление от этого письма, в котором было странное количество каких-то орфографических и других ошибок. А потом вот ну изумление от самого этого решения что ли. Хотя мне кажется, уже к этому моменту у меня было такое ощущение, оно и сохраняется, что ничье участие ни на что не повлияет. Все предрешено. Тем более изумительно решение участвовать в представлении с заведомо известным финалом. И с заведомо известными, в общем, всеми составляющими.
К. Ларина
―
Ну тут можно, кстати, это объяснить, если всерьез говорить о том, в чем смысл участия в этой президентской кампании, почему Алексей Навальный ставил на это и почему он так хочет в этом участвовать. Не потому что у него есть уверенность, что он победит Путина, конечно же, нет. Это возможность выйти на другой уровень в политике. Это возможность появиться в телевизоре легально, чтобы тебя там не затыкали, не оскорбляли. И если тебя регистрируют, то ты становишься полноценным участником гонки. В дебатах никогда Путин не принимает участие. Все остальные принимают. Я понимаю, Явлинского ругают. Я тоже его понимаю прекрасно. Что у него будет возможность что-то такое сказать. Городу и миру. Так же как и Ксения, для нее это главная мотивация. Она это и говорила: я ваш рупор.
И. Петровская
―
Более того, помимо того, что мотивация, рупор, непонятно только что еще пока в этот рупор будет произнесено.
К. Ларина
―
Кто будет туда шептать.
И. Петровская
―
И кто и что. Наверное, и это многие предположили за это время, что, в общем, главная основная мотивация у Ксении – вернуться в федеральный эфир. Потому как мы знаем, что после того как она примкнула, так или иначе, мы не будем говорить, что она оппозиционер, но был тот период, когда она довольно активно участвовала…
К. Ларина
―
В оппозиционном движении.
И. Петровская
―
Да, белоленточном. Она выступала на митингах, она вошла в этот Координационный совет оппозиции. Правильно? Ну, то есть тогда это было, в общем, отчасти, может, ты со мной не согласишься, все равно это отчасти была в тот момент модная история. Потом она закончилась очень печально. Мы знаем, как она закончилась. В каком-то смысле даже не до конца закончилась. И Ксения, у которой была крайне успешная медийная карьера, мы это помним, она шла по восходящей. То есть вначале были те маленькие как мы называем каналы, потом ее стали приглашать на Первый, она была ведущей, если кто помнит шоу «Две звезды». Она была ведущей одного из сезонов «Последнего героя», она была участницей «Цирка со звездами». Тоже такое было шоу. Плюс всякие церемонии, которые она вела. «Золотой граммофон», «МУЗ-ТВ» премии, когда они с Малаховым, еще с кем-то. В общем, из абсолютно странного сомнительного статуса, в котором она вообще появилась в этом публичном поле светской львицы, она действительно превратилась в телеведущую. Как бы к этому ни относиться и, в общем, уважение только вызывает ее способность развиваться и меняться на разных вот этих отрезках своего медийного настоящего и будущего.
К. Ларина
―
А ты веришь, прости за вопрос, что я тебя перебила, что это ее самостоятельное решение. Потому что как бы обсуждаются две темы: сама она решила или ей предложили. Знаем много среди наших знакомых близких людей, которые утверждают и настаивают на том, что это ее личное решение, ну собственно говоря, чего тут говорить. Знаю, что Алексей Венедиктов не сомневается, что личное решение. И что никакая администрация президента ее на это не толкала. А может быть и готова использовать эту ее инициативу в своих интересах. Это другой вопрос. Но, впрочем, он сам сегодня все расскажет в программе «Персонально ваш». Но с другой стороны масса людей, которые с большой долей скептицизма относятся к этой версии, понимая прекрасно и утверждая, что это тот самый случай Прохорова, который был на прошлых выборах. А ты что думаешь?
И. Петровская
―
Я бы, честно говоря, хотела бы вообще ничего не думать.
К. Ларина
―
Мы все равно обязаны это обсуждать. Это наша жизнь.
И. Петровская
―
Можно дальше я продолжу. Вернее я бы так сказала, что бы я ни думала, это, в общем, ни на что особенно не влияет. Вот и все. Что касается сама, не сама. С одной стороны, поскольку мы видели, сколько разных уже историй было в масштабах ее одной весьма не слишком даже продолжительной жизни, то возможно да. У нее возникло желание, во-первых, ощущение некоторой исчерпанности на одном поле себя. И желание попробовать себя в некой игре или на другом поле войти в эту сферу публичной политики. Не исключаю.
К. Ларина
―
У нее такие амбиции были.
И. Петровская
―
Я думаю, что мы это увидим в ближайшее время. Потому что если это ее личное решение, тем более оно противоречит желанию администрации и так далее, то, наверное, ей начнут вставлять палки в колеса. Так я предполагаю. То есть ей не удастся собрать какое-то невероятное количество подписей. Ее не зарегистрируют. И мы это увидим в ближайшее время. Слава богу, или к несчастью времени осталось не так много. Но я внимательно следила за риторикой федеральных каналов.
К. Ларина
―
Кстати, я же не следила. Расскажи, как там все. Кроме Урганта.
И. Петровская
―
Понятно, Ургант, что называется, глумится. Иногда даже вполне себе удачно.
К. Ларина
―
А вообще как новость это существовало?
И. Петровская
―
Конечно. В тот же самый день, когда появилось вначале это письмо в «Ведомостях». Или правильно говорить в «ВедомостЯх».
К. Ларина
―
Мне больше нравится: в «ВЕдомостях».
И. Петровская
―
Мне тоже так больше нравится. Потом на «Дожде». Дальше естественно, поскольку, так или иначе, на федеральных каналах упоминание Ксении Собчак я не припомню разве что в каких-то скандально светских программах типа: Ксения Собчак вышла замуж, родила. И что-нибудь в этом духе.
К. Ларина
―
Впервые показала сына.
И. Петровская
―
Да. И то я должна сказать, что ни на Первом, ни на Втором я много лет уже никаких упоминаний не видела. И потом мы к этому вернемся. Я просто вскользь сейчас скажу, что в этом очень обсуждаемом на этой неделе интервью Дудя с Познером, когда он спрашивает, каких людей ему не разрешают приглашать и кого бы он хотел пригласить. Он упоминает Ксению Собчак. И так получилось, что я именно в один день посмотрела и Познера. И потом вся история на наших глазах развивалась. Я совершенно не исключаю, что в один из каких-нибудь ближайших эфиров таки мечта Владимира Владимировича нашего телевизионного исполнится и Ксения Собчак таки появится.
К. Ларина
―
Так подожди, про новости.
И. Петровская
―
Первый, кто сообщил. В семь часов вечера «60 минут» выходят на канале «Россия». Попов, Скабеева. И первой новостью до того, как они опять принялись мусолить Украину, назревающий майдан и так далее, было очень воодушевленное или как лучше сказать, даже с огромным воодушевлением Евгений Попов звенящим я бы даже сказала голосом…
К. Ларина
―
Это муж Скабеевой?
И. Петровская
―
Да, и ведущий одновременно. Сообщил о том, что вот только-только Ксения Собчак объявила о своем намерении баллотироваться в президенты.
К. Ларина
―
А он как это объявил?
И. Петровская
―
Вот так вот.
К. Ларина
―
Без всякого глумления.
И. Петровская
―
Без глумления. Было видно, что наконец-то даже они, которые с утра до ночи уже незнамо сколько лет и месяцев мусолят Сирию, Украину, Америку…
К. Ларина
―
Появилась тема новая.
И. Петровская
―
Наконец будет тема, которую можно обсуждать. И они в следующих эфирах к этому, так или иначе, возвращались. Это первое было и сообщение, мною услышанное и увиденное. Дальше было, как новость прозвучало и в «Вестях» 8-часовых. Безоценочно, в середине примерно выпуска, может, минут 30-40 и также прозвучало в программе «Время», и показали маленький отрывочек из того ролика, который она записала. Не процитировали, а вот этот маленький отрывочек. Ну и, наконец, дальше я уже стала ждать, а что же будет у Соловьева. Дождалась. Потому что Соловьев первой новостью в своем «Воскресном вечере», после чего опять обсуждали Украину, Сирию или чего-то в этом духе. Или Америку. Сообщил, что Ксения Анатольевна, как он называет Собчак, объявила о своем решении и что мы ее звали в эфир. Но пока она, видимо, не готова. И последняя часть его эфира, когда они пытаются обсуждать некие глобальные проблемы или внутренние в стране либо какие-то философские. Ну, вот они последнее время. Через Ксению Собчак он вышел на тему либеральная травля. Сообщив, что не успела Ксения Анатольевна объявить о своем решении…
К. Ларина
―
Ее уже затравили.
И. Петровская
―
Та же самая либеральная общественность, которая чуть ли ни с руки ее кормилась, которым она помогала, давала деньги, немедленно ее смешали с дерьмом. И через это перешел к теме тем более удивительной для меня, что на Первом канале это не обсуждали. Травля большого художника Юрия Быкова. Еще большего художника и писателя Сергея Минаева. Все той же самой либеральной общественностью.
К. Ларина
―
Плохой признак.
И. Петровская
―
Не знаю.
К. Ларина
―
Для меня то, что ты рассказываешь, это скорее аргумент в пользу версии постановки.
И. Петровская
―
В смысле, что она согласовала.
К. Ларина
―
Да, постановочное решение.
И. Петровская
―
Об этом и речь.
К. Ларина
―
Потому что если бы это было самостийное, я думаю, что была бы другая реакция.
И. Петровская
―
Вообще могло бы ее не быть. Как в случае с Навальным. До какого-то момента.
К. Ларина
―
Или потом до совещания специального.
И. Петровская
―
Вообще этой темы уже, если ты заметила, ее не существует. И эти 20 его суток ареста. И последнее выступление, в большинстве новостей и каналов этого не существовало этих событий. В данном случае оно существует, потом я уже краем уха и глаза видела, что в той или иной степени это во «Времени покажет» обсуждали. И в «Место встречи» у Норкина. Не могу только сейчас сказать, с каким знаком. Потому что уже это было краем уха и глаза. Но в любом случае заговор молчания, который существовал, тем более в той части, которая касалась каких-то политических выступлений Ксении, он был в ту же самую практически минуту и секунду прерван.
К. Ларина
―
Ну что, просят перейти на другую тему. Надоели, говорят.
И. Петровская
―
Кстати, это уже становится немножко избыточным, потому что я уж не говорю о нашем фейсбуке, где каждая вторая, а может быть и первая новость касается Ксении Собчак.
К. Ларина
―
Вообще, конечно, хоть какая-то интрига появилась, безусловно. А это твое решение изменило, ты пойдешь на выборы президента РФ?
И. Петровская
―
Послушай, я так далеко не загадываю. Я даже не знаю, выйду ли я завтра на улицу. И вообще, куда я поеду после окончания эфира. А вдруг, например, еще кто-то там объявится среди претендентов, кандидатов.
К. Ларина
―
Давай теперь про Познера и Дудя. Я тоже слышала…
И. Петровская
―
Смотрела?
К. Ларина
―
Нет, я посмотрю обязательно. Не успела посмотреть, потому что очень плотная была неделя, связанная со всякими событиями с одной стороны не очень хорошими судебными разбирательствами, а с другой стороны я много была в театре. Поэтому прошу прощения, я многие вещи пропустила.
И. Петровская
―
Кстати, про суд. Кроме «Дождя», я могу ошибаться, ничего не было. «Дождь» молодец, они как всегда вели довольно долго прямую трансляцию от здания.
К. Ларина
―
Скажем, что речь идет о заседании Басманного суда. Решение о продлении меры пресечения у фигурантов дела «Седьмой студии». Это было беспрецедентное судебное расследование, которое длилось 10 часов.
И. Петровская
―
Даже не расследование, а просто заседание.
К. Ларина
―
Впрочем, я просто так сказала…
И. Петровская
―
Кстати, на тебя ссылались. Поскольку корреспондентов с камерами, как известно, туда не пустили же…
К. Ларина
―
Они только в начале и в конце.
И. Петровская
―
Да, поэтому, в том числе ведущие использовали как раз твои, тех, кто там был, сообщения. То есть это был такой репортаж в репортаже. Плюс Владимир Роменский работал у здания суда. Расспрашивал разных людей, которые туда пришли. И еще в промежутках, когда понятно, что уже почти ничего там не происходило и оставалось только ждать, они показывали разные фрагменты разных лет из архива интервью с Кириллом Серебренниковым. Что тоже было, на мой взгляд, очень по делу и очень уместно.
К. Ларина
―
Ну так давай про Познера.
И. Петровская
―
Это любопытнейший эфир. Я его даже не один раз, честно говоря, пересмотрела. На мой взгляд это сейчас на сегодняшний момент один из лучших эфиров Дудя. Очень какой-то точный по интонации, при этом уважительный со стороны Дудя. Там очень смешно, например, вначале такое предупреждение, что только одно матерное слово прозвучало во всем эфире. Причем произнес его Владимир Владимирович. Потому что его Дудь спросил ближе к концу, употребляет ли он вообще матерные слова. И Познер сказал, что употребляет. Он спросил, какое слово ну типа вы в последний раз произнесли. И тот довольно смачно произнес одно слово, которым часто характеризуют наших коллег так называемых журналистов. Приравнивая их к…
К. Ларина
―
На букву «б»?
И. Петровская
―
Типа того, да. Приравнивая их, первую и вторую сравнивая древнейшие. Дальше там было много разных поворотов, и Владимир Владимирович, на мой взгляд, мы прекрасно знаем, что такое количество уже дал интервью в своей жизни. Что практически каждый из нас, кто с ним хорошо знаком и эти интервью брал, может уже и сам, не обращаясь к его помощи и не отвлекая его от дел, сделать с ним интервью. В общем, практически на любую тему. Не так здесь. Потому что Дудь находил разные повороты. И не сказать, что он его припирал слишком к стенке, но все-таки пытался получить от него важные для нас всех для понимания его нынешнего мировоззрения ответы на вопросы.
К. Ларина
―
Например.
И. Петровская
―
Начал он, например, что вот с изумлением Дудь узнал, что человек, который бахвалился с экрана и говорил, что я тоже убивал и носился с ведром дерьма, вначале думали, что в прошлом он его редактор, а оказалось, что он по-прежнему работает в его команде.
К. Ларина
―
Артем Шейнин, чтобы люди понимали. По-прежнему остается шеф-редактором программы Познера.
И. Петровская
―
Он объяснил так, что он уже не шеф-редактор, он просто работает в команде. И дальше разными путями Юрий Дудь пытался выяснить все-таки, как он относится к тому, что человек…
К. Ларина
―
Творит в эфире.
И. Петровская
―
…конкретный творит в эфире. Что он попирает, в общем, ногами все мыслимые и немыслимые принципы нашей профессии.
К. Ларина
―
Которые завещает нам все время Владимир Познер, не устает нас учить в этом смысле журналистской этике и морали. И честности и порядочности.
И. Петровская
―
И, в общем, он, безусловно, это было видно, он смутил Владимира Владимировича, потому что тот не мог сказать, что называется: «да» и «нет» не говорить, черное с белым не носить.
К. Ларина
―
А как это может совмещаться, у тебя есть ответ?
И. Петровская
―
Он сообщил следующим образом. Познер.
К. Ларина
―
Это его версия.
И. Петровская
―
Не версия, он свое отношение высказал. Что Тёма, как он сказал, мой очень давний товарищ. Мы уже больше 10 или сколько-то лет работаем вместе, и он очень мне помогает во многом. А вот как относиться к тому, что он делает сегодня, не надо меня спрашивать. Несколько раз он повторил. Потому что мой принцип - не говорить ничего плохого вообще о своих коллегах по цеху. И тем более про этого конкретного извините Тёму, который действительно связан долгими узами профессиональной и, видимо, уже не только профессиональной жизни. Дудь с разных сторон подходил. - Вы ему что-то про это говорили? - Нет, не говорил. - Считаете ли вы, что он, вы тоже употребляли это выражение, – стал нерукопожатным. – Не готов ответить, не хочу, не могу.
К. Ларина
―
То есть никак не кололся.
И. Петровская
―
Дудь зашел с другой стороны: «Но ведь вы же высказались несколько лет назад или года 2-3 назад по поводу Киселева и Соловьева, что они не рукопожатные». И тот опять же сказал, что да, высказался, но больше не хочу. Кстати, Соловьев, который, видимо, отслеживает все, что о нем говорят и пишут…
К. Ларина
―
Я видела. У нас даже на сайте висит крик его в адрес Дудя.
И. Петровская
―
В своем радиоэфире «Новостях-ФМ» начал вопить: кто ты такой, Дудь. Да что ты себе позволяешь. И я поняла: вот человек, который не уверен в себе. Вот все у него есть, богатство, эфир, популярность. А вот тут его задевает.
К. Ларина
―
А счастья нет.
И. Петровская
―
Более того, он жалок, понимаешь в этом оправдании.
К. Ларина
―
Новости, потом продолжим.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Напомним еще раз средства связи. Sms +7-985-970-45-45. Чат на канале Ютуб тоже милости просим. Хотя там жалуетесь, что я ничего не читаю. А что я буду читать. Там нечего читать. Крики, что Собчак вам надоела. Ну прочту я, и что.
И. Петровская
―
Так еще надоест, знаете сколько.
К. Ларина
―
Все-таки, если там есть возможность что-то написать, как-то используйте это в мирных целях. Чтобы это было информативно, полезно. Чтобы можно было вопрос какой-то задать или вдруг неожиданно вы нам что-нибудь скажете, а вот вы такое не видели, что было по телевизору. Ну-ка расскажите про это. Ну, естественно, и в фейсбуке на моей страничке есть ссылка на наш эфир. Можно там писать. Смотрите, там как раз фейсбук прочту. По поводу интервью Познера. Вот Светлана Парамонова пишет: «Ксения и Ирина, а как вам проговорка Познера про то, что он сам звонит Пескову». Это что такое было, расскажи, пожалуйста.
И. Петровская
―
Это я думаю, также глубоко поразило и самого Юрия Дудя. Ну и отчасти нас со Светланой Парамоновой. Потому что когда зашел разговор о цензуре, о том, как осуществляется отбор, приглашение разных людей, и вдруг неожиданно, неожиданно в том смысле, что раньше он этого не говорил, Владимир Владимирович рассказал, что вот он хотел пригласить Михаила Ходорковского. Сразу после того, как тот был освобожден. И когда он заявил, что он отходит от политической деятельности. И тогда, говорит Владимир Владимирович, я позвонил Пескову, чтобы спросить, можно ли пригласить Ходорковского. На что, естественно, Дудь с изумлением говорит: «А, собственно, что вас связывает». Он говорит: «У нас с Дмитрием Песковым неофициальные отношения. И да, это я просто посоветоваться. Так бывает». Ну то есть он дал понять, что это не единственный в его практике случай и он неоднократно прибегал к таким советам. На что Дмитрий Песков сказал: «А почему бы и нет». Но в это самое время, пока, видимо, Владимир Владимирович раздумывал все-таки, звать, не звать, Михаил Ходорковский сделал какое-то заявление, которое свидетельствовало о том, что прежнее его намерение отойти от политики осталось в прошлом. И таким образом эта тема сошла на нет. Вторую историю, которую он рассказал, это он косвенно, вернее когда-то так пунктирно рассказывал, что он ходил к Путину. Познер, когда шла речь о возможности создания Общественного российского телевидения. Еще до того как компания ОТР была создана. Когда только начинались разговоры о возможности построения Общественного телевидения в стране под названием Россия. И заодно в этот момент произошло вот то, что произошло с Леонидом Парфеновым, то есть его уволили с волчьим билетом с канала НТВ. Поэтому когда он добился-таки встречи с Владимиром Владимировичем со своим полным тезкой, то он сказал, что у меня две темы. Первая – Общественное телевидение и вторая – я бы хотел, чтобы мы с Леонидом Парфеновым делали общую программу. Уже это согласовано было с Константином Эрнстом, и тот дал добро на это. Вот теперь ваше решение. На что Путин якобы сказал: «Ну, он там такого себе позволил, натворил». Наш Владимир Владимирович говорит: «Ну, что бы он ни натворил, но это самый талантливый человек на нашем телевидении. Поэтому печально было бы, если бы он остался за кадром».
К. Ларина
―
А что он натворил-то?
И. Петровская
―
То, за что его уволили. И видимо, там ему приписывалось и то, что тогда было в «Намедни». Ну, вспомни все эти истории и то, что он там вдову Яндарбиева пытался, ну все, что предшествовало увольнению Парфенова с канала НТВ. На что якобы Путин сказал: «О’кей, пусть будет, я не против». Но как потом рассказали Познеру, на следующий день к Путину пришли Добродеев с Кулистиковым. Причем Добродеев пришел с Кулистиковым и спрашивать разрешение Владимира Владимировича, визы на то, чтобы Кулистиков возглавил канал НТВ. И тот опять же не возражал, но у Кулистикова с Добродеевым было условие, что Парфенов, если и вернется, то ни на какой канал кроме НТВ. И засим тема совместной программы с Познером была закрыта. Точно так же как его воцарение Парфенова на Первом канале. Дальше, разумеется, изумленный всеми этими открытиями и откровениями Дудь начал высказывать свои сомнения, что, во-первых, что вот так это все решается. Первое лицо государства, собственно, решает, кому работать в эфире, а кому не работать. И, во-вторых, совершенно справедливо он сказал, что если бы вы стали вести общую программу, рано или поздно, Путин, который дал добро на это, стал бы вашим героем. И вы должны были бы реагировать на какие-то его слова, поступки, причем не всегда эти слова и поступки как мы знаем, исключительно позитивного свойства. Ну и, в общем, Познер был в каком-то смысле вынужден согласиться, что да, такие тоже подстерегают опасности. На их тернистом пути. Но согласись, что это очень любопытные такие признания, как сегодня, а может быть это вчера, может сейчас вообще по-другому, может сейчас кто-то другой решает. Вот эта функционирует система. Это, конечно, в высшей степени… Тем более когда мы задаем себе вопросы, почему так сервильны, почему абсолютно некритичны к действиям высшей власти сегодняшние наши властители телевизионные дум. Вот, собственно, ответ на это. Они находятся под прямым колпаком и в любой момент на них могут указать пальцем и выкинуть их одним щелчком. Поэтому они вынуждены, видимо, перестраиваться на ходу. То есть вернее все, кто хотели, перестроились. И соответственно делают вот это свое теперь исключительно доброе дело.
К. Ларина
―
Там, кстати, еще один момент, как я поняла. Я прочитала реплику Паши Каныгина, твоего коллеги. Меня, конечно, это поразило. В самое сердце. Когда Дудь спросил его про южнокорейский Боинг в 1983 году, и он сказал…
И. Петровская
―
Он не только спросил.
К. Ларина
―
И он сказал, потому что я у Паши прочитала, Познер сказал, что до сих пор не знает, что это был за самолет. Это, конечно, фантастика. То есть человек, как правильно делает вывод Павел Каныгин, человек сегодня, спустя 30 лет, пользуется теми же пропагандистскими уловками, которыми тогда нас закормили в 1983 году, когда СССР стала империей зла. После того как сбила южнокорейский Боинг. Когда уже есть и признание пилотов, уже какое количество людей, и то, что никаких предупреждений было. Это вообще, конечно, фантастика.
И. Петровская
―
Да, он не только задал этот вопрос Юрий Дудь. Молодец на самом деле. Хотя там я тоже читала у своего коллеги Паши Каныгина, что, по всей видимости, сам Дудь не знал подробности расследования.
К. Ларина
―
В Википедии даже есть.
И. Петровская
―
Но суть была не в этом. А в том, что Юрий Дудь не просто задал вопрос о том, что сказал во время одного из телемостов того времени Владимир Познер, ведущий с нашей стороны. Он этот кусок продемонстрировал.
К. Ларина
―
Да ты что.
И. Петровская
―
Он нашел эту хронику, уже теперь можно назвать, из архивов. Где действительно спрашивают нашу аудиторию, американцы спрашивают, как она относится к тому, что произошло, и был сбит пассажирский самолет. И Познер, не давая говорить нашей аудитории, да и что она могла сказать. Отвечает за аудиторию, что это, конечно, трагедия произошла. Но, скорее всего, или даже он утверждает, что это был самолет-шпион. Что он летел без опознавательных знаков. Четыре часа был на нашей территории.
К. Ларина
―
То же самое повторил.
И. Петровская
―
Да. Он все это, нет, он говорит во время телемоста.
К. Ларина
―
В том времени.
И. Петровская
―
А дальше, когда уже после того, как Юрий Дудь свой вопрос задал, этот кусочек продемонстрировал… Там он ссылается на то, что Игорь Кириллов в своих мемуарах, тогда главный советский диктор в программе «Время» сказал, что когда произошла эта трагедия с южнокорейским сбитым самолетом, ему принесли бумажку, где от имени правительства или кого это было, что мы приносим огромные соболезнования, признаем, что была ошибка. Вот такого рода текст. И буквально за несколько секунд до начала эфира, ему поменяли бумажку и принесли бумажку, где говорится, что этот самолет -шпион и так далее. И все, что мы уже знали в то время. Знаем. И Познер отвечает, что он не общался с новостниками в то время как и сейчас. И поэтому ни о каких таких бумажках, которые были у Кириллова, он знать не знал. Но он знал то, что знал тогда и сейчас может повторить. Что это было, мол, это осталось по-прежнему загадкой. Говорит он. Было только понятно, что… Да, непонятно, почему это осталось загадкой. Почему, если это не самолет-шпион он летел без опознавательных знаков. Почему он 4 часа находился в нашем воздушном пространстве. Не реагируя ни на какие предупреждения. То есть действительно спустя 30 лет журналист такого масштаба и уровня повторяет ровно ту же, извините меня, пропагандистскую шнягу, которая тогда нам вбивалась в головы. Это был удивительный момент, и Юрий Дудь не стал его дожимать. Отчасти может быть от того, что он действительно подготовился к этому вопросу, но сам совершенно не исключаю, потому что я тоже, например, не знаю всех подробностей.
К. Ларина
―
Я говорю, в Википедии даже написаны все подробности.
И. Петровская
―
Понятно. Но видимо, он не ожидал, что Владимир Познер повторит ровно то же самое, что он повторил, говорил в то самое время. В общем, я должна сказать, что эфир был очень интересный, и в конце еще оказалось, что буквально на этой неделе и до того как особенно Познер вернулся в эфир после большого перерыва и отпуска, фигурировали слухи, что якобы Константин Эрнст принял решение…
К. Ларина
―
Закрыть Познера.
И. Петровская
―
А на его место взять Юрия Дудя. На что Познер засмеялся и сказал, что он это первый раз слышит. А Юрий Дудь в свою очередь сказал, что он очень переживал, если не дай Господь, такие слухи мало того, что дошли до Познера, но и он бы в это поверил. Еще раз повторю, что мы видели в разных ситуациях разного Дудя. И он иногда был в меру или не в меру нахален, задирист, разные у него были. В этом эфире он был в высшей степени уважителен, подчеркивая, конечно некий свой пиетет к конкретному своему герою, гостю, который на самом деле во многом его и заслужил. В лучших своих каких-то работах.
К. Ларина
―
Мы так много пересказываем…
И. Петровская
―
Потому что там очень много интересных тем.
К. Ларина
―
Потому что, во-первых, главный вывод из этого рассказа Ириного, что, конечно, те, кто не видел это интервью, посмотрите обязательно. Я и себе это тоже говорю. Я, безусловно, это погляжу. И, конечно, мне хочется, мне бы хотелось, чтобы Алексей Венедиктов там побывал в качестве интервьюируемого. У Юрия Дудя. И та же Ксения Собчак. Действительно этот феномен какой-то удивительный у этого парня. То, что люди, которые уже ты знаешь наперед, что они скажут, ответ на любой вопрос самый оригинальный. Вдруг раскрываются совсем по-другому. Он же им не хамит. Ведь можно же действительно проводить так интервью. Человека раскрывая.
И. Петровская
―
Можно совмещать темы. Потому что он не только разговаривает с ним о прошлом, о пропаганде, о цензуре. А вдруг в какой-то момент, когда они встают, у него есть этот прием, то они сидят, то они встали. Он, например, задает вопрос: а где вы покупаете свои яркие носки. В каком магазине. И камера показывает, что и на сей раз на Владимире Владимировиче ярко-красные носки. Или: я слышал, что вы в 74 года еще раз женились. Меня интересует даже, не почему вы это сделали, а неужели… Го очень как-то деликатно, не хамски…
К. Ларина
―
Не желтый вопрос.
И. Петровская
―
Не желто сформулировано. Я хочу понять, как сохранить такую форму, чтобы в этом возрасте влекло бы к женщине, и вообще был такой драйв и стимул.
К. Ларина
―
Смешной вопрос был, когда он разговаривал с Борисом Хлебниковым, режиссером фильма «Аритмия». В данном случае «Аритмия», потому что это последняя его работа по времени. Он там спрашивал про один эпизод, где герой Сани Яценко, Александра Яценко писает на улице. Мы видим, на заднем плане он там писает. И он спрашивает: это по-настоящему. Вопрос, казалось, совсем такой детский. И сразу у человека лицо другое. Выражение лица у Хлебникова другое. Он не раздражается этим вопросом. Просто удивлен и послушно отвечает. Что сначала типа было по-настоящему, а потом пришлось сделать несколько дублей, и пользовались уже клизмой. Ну, скажи же прелесть. В этом нет никакой пошлости. Никакого такого…
И. Петровская
―
Ну вот и здесь не было ни пошлости, ни неловкости. Когда 30-летний разговаривает с 83-летним и спрашивает: как сделать так, чтобы в этом возрасте влекло к женщине, - в этом может быть отвратительное панибратство. Что, ты знаешь, ответ?
К. Ларина
―
Нет, я хочу просто перейти к другому.
И. Петровская
―
К женщине.
К. Ларина
―
Отзеркалить. И вот мы сейчас все это говорим, умиляемся. И согласись со мной, какое отвратительное впечатление произвел герой программы «Hard Day’s Night» Сергей Минаев в качестве человека, которому задают вопросы, который отвечает на них. Ты видела?
И. Петровская
―
Да, видела.
К. Ларина
―
Отвратительный, высокомерный, хамский.
И. Петровская
―
А потом он был еще и у Соловьева.
К. Ларина
―
Недалекий человек. Кстати, ты говоришь про жалкого Соловьева, здесь такие же комплексы существуют. Ко всем у него счет есть, он мстительное…
И. Петровская
―
Животное.
К. Ларина
―
Животное да. Мстительное злобное животное. Опасное. Закомплексованное. И не талантливое.
И. Петровская
―
Сейчас я забуду ответ, вот сейчас меня прям осенило. Эти люди, которых мы, в общем, справедливо ставим на одну доску, что Соловьев, что этот Минаев. Вот при всем том, что у них есть, что у них есть заказы, они работают, их публикуют, по их сценариям по конкретному Минаеву делают сериалы. И так далее. При этом им не хватает…
К. Ларина
―
Любви.
И. Петровская
―
Нет, помимо любви. Любовь они могут себе в любой момент любую купить. Им не хватает вот этого одобрения, то есть они внутри себя, вот что я поняла, они прекрасно знают и понимают, чем они занимаются. Но им очень не хочется ни себе в этом признаваться, ни тем более, чтобы это утверждали и говорили другие люди. Отсюда хамство, отсюда эти фанаберии, бесконечно вылезающие. Тот же Соловьев, возвращаясь к этому эфиру, когда он орет «кто ты такой, Дудь». Я поняла, его только что объявили лучшим ведущим, лучшим интервьюером страны. Ему ТЭФИ за это дали целых 8,5 килограммов этого железа. И тут вдруг возникает какой-то мальчишка.
К. Ларина
―
Которого все обсуждают.
И. Петровская
―
Бумагомарака, щелкопер.
К. Ларина
―
Я с тобой соглашусь, тут еще один момент. То, что их всех объединяет. И то, что заложено в их творениях. Будь то творение Соловьева в телевизоре или в радио или в его выступлениях или будь то творение Минаева в виде сериалов или каких-то других текстов и книжек, или текстов в фейсбуке. Они еще меряют всех по себе.
И. Петровская
―
Хотели бы мерить.
К. Ларина
―
Они так считают, что все люди такие. Все люди дерьмо. Вот кстати это тоже очень важный момент. В них заложено изначально это презрение к роду человеческому. Презрение. Все такие. Вы все так думаете. Вот как я написал, такие вы и есть на самом деле. Как я о вас думаю. Это кстати очень модный тренд. Он не ими возведен сегодня в культ. Собственно так наша власть думает про людей. Про всех людей. И в том числе про тех людей, которые пытаются хоть что-то изменить в этой стране и предложить другое. Кого-то покритиковать.
И. Петровская
―
В обсуждении у Соловьева якобы травли, которую организовала либеральная тусовка Быкову и Минаеву, это тоже проходило красной нитью. Что, почему такая реакция. Потому что себя узнали. Так точно и тонко этот самый Минаев отобразил типы, которые есть, типажи, взгляды, убеждения и разговоры, которые происходят между представителями этой тусовки. Что все себя узнали и поэтому принялись вот так гнобить и травить прекрасных художников, которые всего лишь отобразили существующий порядок вещей.
К. Ларина
―
Хочу сказать, что мне понравился сериал «Гостиница «Россия»», я посмотрела несколько серий. И мне понравилось. Хотя там тоже есть…
И. Петровская
―
Там кагэбэшники.
К. Ларина
―
Во-первых, это 70-е годы. 77-й. И там невероятно, на мой взгляд, точно отображены все детали эпохи. Очень подробно, начиная от внешнего облика героев и героинь до интерьеров, до предметов быта. До атмосферы. Очень точно. Ну и правда абсолютная, что меня поразило, что вся эта гостиница «Россия», первая гостиница Советского Союза набита как тараканами кагэбэшниками.
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Они везде. Кишмя кишат. И это действительно так. И я понимаю, что в этом противостоянии, в этой системе ужиться, в этих предлагаемых обстоятельствах, сохранив себя, свою репутацию, свою чистоплотность моральную, практически невозможно. И вот этот выбор моральный, - он об этом этот фильм. О выборе героини. Там, правда, есть хороший кагэбэшник, кагэбэшник с человеческим лицом. Артиста Пронина. Но в общем кино мне пока нравится. Не знаю, оно, по-моему, на следующей неделе еще…
И. Петровская
―
До середины недели. А дальше начнется какая-то «Избранница».
К. Ларина
―
Без анонсов сегодня. Прости, друг. Давай, выходим. Ксения Собчак. Уже это было в нашей жизни. Пять лет назад.ПЕСНЯ