Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2017-07-29

29.07.2017
Человек из телевизора - 2017-07-29 Скачать

К. Ларина

Добрый день. Программа «Человек из телевизора» сегодня, наконец, воссоединилась и Ирина Петровская в студии.

И. Петровская

Здравствуйте.

К. Ларина – Я

Ксения Ларина. Наталья Кузьмина с нами. Отдыхать закончили. Давайте работать. За работу, товарищи.

И. Петровская

Да, это всегда большая печаль.

К. Ларина

Включила Ира крендель и посмотрела телевизор.

И. Петровская

Да, я впервые за много лет использовала весь отпуск, а не две недели как обычно. И самое главное, телевизор я можно сказать, что практически за это время не смотрела. И честно сказать всем желаю этого же удовольствия. Но при этом, например, где я отдыхала две недели, там было два русскоязычных канала. Как водится.

К. Ларина

Первый и Второй.

И. Петровская - Ртр

Планета. Это не полностью сетка повторяется, которая идет здесь, а некая сборная солянка и Первый канал. И с изумлением увидела, что входит в ассортимент, в набор даже отдыхающего россиянина. И это обязательно «Время покажет», которое транслируют так же как идет в прямом эфире. Это «60 минут», это Малахов, конечно. И по воскресеньям в непременном ассортименте воскресный Киселев и Соловьев. То есть, видимо, политика людей программистов, которые определяют то, что должен смотреть россиянин на отдыхе, она исходит из того, что россиянин должен быть в постоянном изумлении.

К. Ларина

Ты же понимаешь, в этом есть безусловная стратегия.

И. Петровская

Безусловно.

К. Ларина

Мышь не проскочила. Чтобы голову заморочить, чтобы не отрывался от родины.

И. Петровская

Не ослаблять напора. И вообще я заметила в этом году, тренд летнего, в общем, мертвого и пустого сезона, что политические именно ток-шоу не только не ушли в отпуск как прежде, мне кажется это бывало, но напротив умножились. Потому что, например, теперь «Время покажет», которое раньше шло двумя сессиями с 13.20 до 15 и с 15 до 16 по-моему, когда начинался Гордон. Теперь они идут уже три временных отрезка. А был день, когда и четыре – до Малахова. То есть это еще такая экспансия. Точно так же как, например, «60 минут», которые вчера в связи с санкциями, антисанкциями потеснили «Прямой эфир» Корчевникова. И вышли уже 120 минут. Или, начиная с 17.40, до 20 часов они беспрерывно говорили на эту тему. Пятью студиями, с Поповым, немедленно выехавшим в Нью-Йорк и оттуда выходящим в прямой эфир. С замминистра иностранных дел нашим, который тоже выходил из своей какой-то студии. Жириновский, который был по телемосту. С Дмитрием Саймсом, который выходил из Америки тоже. И естественно, с постоянным набором гостей. И что меня особенно потрясло – какой-то невероятный азарт, который ощущался просто физически. Абсолютно как взявшая след ищейка чуть ли ни с высунутым, это метафора, языком. Просто пылала, горела, была в диком возбуждении Ольга Скабеева. И было ощущение такое, что если абстрагироваться от того, что они говорят, - что санкции отменили. И только когда ты вдумываешься и слышишь, что они говорят, это какое-то непостижимое ликование по поводу того, что санкции не только не отменили, но еще больше ужесточили и продлили. И там был, конечно, совершенный апофеоз, когда было обещан эксклюзив с дачи в Серебряном бору, из которой велено американцам выселяться. И прямое включение, корреспондент Антон Лядов со стремянкой залезает на забор, который уже кем-то предусмотрительно выломан частично. И дальше камера обозревает абсолютно пустое пространство, какие-то зачехленная дачная мебель, барбекю…

К. Ларина

Крысы бегают.

И. Петровская

И они с нетерпением все время ждут, будет ли какое-то там движение. Вдруг уже в этот момент американцы пакуют чемоданы и съезжают оттуда. Хотя видно, что там, по крайней мере, сколько-то дней вообще никого не было. И вот эта роль подглядывающего корреспондента ведущей государственной компании, залезающего на стремянку, чтобы увидеть щель в заборе. Это прямо апофеоз уже упадка что ли профессии, который трудно было даже вообразить, честно говоря.

К. Ларина

А репортажа со склада в Чертаново не было?

И. Петровская

Не знаю, поскольку я все «120 минут», наверное, все-таки где-то отключалась. По-моему, не было. То, что дачу это я видела своими глазами. Периодически находящийся в Нью-Йорке Попов, прерывая всех гостей, пытался зачитывать какие-то суперактуальные важные новости, приходящие из конгресса. Ничего там актуального конечно не было. Ну и в общем смысл был такой, что хотя, безусловно, с Америкой ясно, что все будет хорошо, потому что у Америки просто нет в мире столько же равноценного, влиятельного сильного партнера как Россия, но у нас множество еще мер, которыми мы можем ответить на их санкции и закрыть воздушное пространство…

К. Ларина

Кстати, что они предлагали, какие варианты?

И. Петровская

Это невозможно было слушать. Я только помню, что Владимир Вольфович сказал, что есть, например, такое – закрыть для их полетов воздушное пространство. И вообще максимально ограничить и даже пока что с некоторой долей юмора говорили про запрет Кока-Колы, Макдоналдсов, что этим тоже можно ответить. И очень адекватный будет ответик.

К. Ларина

Учитывая, что в этом Макдоналдсе ничего американского уже нет.

И. Петровская

Да, просто ударить по бренду.

К. Ларина

Бренд не бренд, а сколько людей там работает.

И. Петровская

Безусловно, и какая сеть. В общем, меня больше всего поразил этот настрой, шапками закидаем. Просто он знаешь что мне напомнил – ровно ту праздничную атмосферу, когда, наконец, стало известно, что победил на выборах Трамп. И когда Владимир Вольфович тоже по телемосту поднял бокал с шампанским, и кто-то пошутил, что типа шампанское хорошо бы и в студию. И вдруг из-за большого экрана пошли какие-то люди, похожие на официантов с подносами. На которых стояли уже налитые готовые бокалы с шампанским. Видимо, кто-то в последний момент сообразил, что все-таки это будет немножко переборчик. И решено было произвести эту процедуру праздничную за кадром все-таки. Вот такое же было ликование «ура, Трамп наш»…

К. Ларина

Обратите внимание, такой момент психологический, как возбуждена Ирина Евгеньевна. Вспоминаю знаменитую историю, то ли анекдот, то ли у какого-то писателя сатирика, что когда человек приехал отдыхать за город на свежий воздух, через какое-то время ему стало плохо, и он лег под выхлопную трубу. Чтобы оказаться в привычной атмосфере.

И. Петровская

Я поняла, что мне совсем не становится плохо и не хочется под эту выхлопную трубу и более того, мысль об этом у меня все эти дни вызывала активное внутреннее сопротивление организма, но к несчастью деваться мне было некуда. И я вынуждена приступить к этой своей скорбной миссии. И тем более я вот сейчас попадаю вместе с тобой на летний сезон, когда действительно это просто утильсырье и бесконечный вторичный продукт во всех смыслах показывают. Поэтому я с изумлением наблюдаю некоторые нововведения. Вот в частности увеличение этих и без того безумно раздутых хронометражей политических программ. Соловьева, который, несмотря на то, что вроде бы формально сейчас должен быть в отпуске, тем не менее, он был в воскресенье.

К. Ларина

Потому что старший-то не в отпуске.

И. Петровская

Это кто?

К. Ларина

Кто у нас старший по стране.

И. Петровская

Ты думаешь, что все как товарищ Сталин, все на посту. Нет, тем не менее, на этой неделе вечерних эфиров не было, а на следующей уже все как всегда. Каждый вечер…

К. Ларина

Родина-то в опасности.

И. Петровская

Ну да, тут темы одна за другой подбрасываются.

К. Ларина

Сталин (неразборчиво) Давайте я напомню номер sms для ваших вопросов, что бы вы хотели, чтобы Ира вам еще пересказала. То, что вы не видели. +7-985-970-45-45. Фейсбук я не открывала. Не буду тогда. Ира там обнаружила еще премьеру передачи, про которую тоже вы, наверное, слыхом не слыхивали.

И. Петровская

Почему, народ смотрит я думаю. Ты помнишь, были в прошлом сезоне бесконечные слухи про то, что Дмитрий Шепелев, который прославился как в общем, в основном участник этой бесконечно длящейся скандальной истории с поиском миллионов пропавших.

К. Ларина

Муж Жанны Фриске. Я помню его до Фриске, когда «Достояние республики». Он же по-моему из Украины.

И. Петровская

Он из Белоруссии.

К. Ларина

Простите.

И. Петровская

И там он был соведущим у Юрия Николаева, и как-то это не особенно прозвучало и запомнилось. А здесь он вопреки всем слухам не пошел и не стал вести «Прямой эфир» как планировалось. Помнишь, были слухи, что он вместо Корчевникова будет вести. А в это время Корчевников переходит руководить каналом «Спас», но потом выяснилось, что Корчевников решил совместить эти две ипостаси. Одну - сугубо нравственную, другую – глубоко безнравственную. Это тоже иногда сходится. А Дмитрию Шепелеву приготовили или он сам приготовил некий новый проект. Хотя он абсолютно весь вторичный. Называется он «На самом деле», все время путаю «Наедине со всеми». Это такая смесь детектора лжи…

И.Петровская: Политика людей, определяющих сетку россиянина на отдыхе, исходит из того, что он должен быть в изумлении

К. Ларина

Была какая-то программа с таким названием. «На самом деле».

И. Петровская

Да, мне тоже кажется. Поэтому я никак не могу это совместить. Где это было, чего это было.

К. Ларина

То есть все-таки такой типа «Секрет на миллион».

И. Петровская

Отчасти, отчасти «Детектор лжи», отчасти эти все ток-шоу с участием разных скандальных звезд. И первый же выпуск был, потому что он только на этой неделе стартовал. Это просто очень оригинальная как ты понимаешь тема и очень давно забытый герой. Алексей Панин все тот же. Очная ставка с его женой, которая требует отдать дочь. И напротив это всегда это форма программы, сидят полиграфист, который оценивает показатели самого этого полиграфа, женщина, которая физиономист и оценивает искренность по их мимике, жестам. И настроениям. И еще какой-то третий специалист. А они сидят, опутанные вот этими проводами, пальцы в каких-то, ну, в общем, все по-взрослому, по-серьезному, и соответственно вываливается…

К. Ларина

Детектор лжи, провода.

И. Петровская

Ну конечно, и полиграфист тут же сидит. И естественно вываливаются все подробности, в данном случае, почему я сказала про Панина, - потому что там был отдельный кошмар. Потому что все это слышала дочка их, которой 10 что ли лет.

К. Ларина

Он уже все рассказывал.

И. Петровская

Совсем недавно был огромный эфир летом у Малахова, и тоже там была задействована эта несчастная дочка. Но здесь самый уже был апофеоз, понятно, что там задавали вопросы, участвовал ли он в групповом сексе, устраивал ли он оргии. Бил ли он своих женщин. Это все дитя слышит.

К. Ларина

А был ли секс с мужчинами – был такой вопрос? Они любят его задавать, он все время говорит «да».

И. Петровская

По-моему, был, вот это невозможно все ни слушать, ни смотреть на это.

К. Ларина

Ты же смотришь.

И. Петровская

Я смотрю, потому что я…

К. Ларина

Чтобы потом нам об этом рассказать.

И. Петровская

Ты точно так же как в фейсбуке, когда находишь какой-нибудь такой самый, вообще из ряда вон выходящий пример и потом обязательно к тебе придут 10 человек, которые напишут: а зачем вы это смотрите. Во-первых, я смотрю затем, что это моя профессия смотреть телевизор, и я на этом уже вообще посадила все, что можно. И глаза, и разум и здоровье. Во-вторых, потому что я пытаюсь понять логику появления на Первом канале, в принципе я понимаю, что понятие репутации это уже давно забытое. Но все равно это правда это какое-то помоечное зрелище. Поразительное по своей беспринципности, по фантастической фальши самого ведущего. Вот это как проявляется. Да. Все-таки когда просто прыгал на «Достоянии республики» и произносил какой-то конферанс это одно, но когда он сел в кресло это, он получается таким тоже, исповедник, вот он тоже задает вопросы разные интимные. И реакции все, это правда временами это три Корчевникова по неискренности и по тому, как человек пытается спрограммировать какие-то свои реакции, по тому, как он вовремя прищуривается, вовремя сладко улыбается или хмурит свои бровки. И правда сочится все этой неискренностью. Но самое главное, возвращаясь к первому эфиру с Паниным, когда в конце в студию вызывается маленькая еще девочка. Которая выступает с ответным словом и говорит маме, что не хочу с тобой жить. И вообще я буду жить с папой.

К. Ларина

Это она говорит при них?

И. Петровская

Да, вот сидят папа, мама и девочка, которая выступает с гневным монологом, при этом ее всю трясет и видно, что некоторые проблемы уже, наверное, и у девочки необратимые. И я не понимаю, как это может быть. Тем более использование детей вот в таких мерзостных гадостных разборках. Ну а самое главное конечно в интересах так называемых телезрителей, которые должны увидеть и им должно понравиться погорячее то, что есть. Все остальное также. Уже не имеет смысла, я уже посмотрела. Может быть, больше и не буду. Потому что ну дальше оценивается, кто искренен, кто наврал.

К. Ларина

Они при этом тестируют, когда выпускают в мертвый сезон такие премьеры.

И. Петровская

Тут два варианта. Либо это тестирование аудитории. Как она это воспримет. И на какое место в дальнейшем встанет эта программа. Хотя, сегодня я не понимаю, это переборчик. У Гордона бесконечные разборки как со знаменитостями, так и без. Просто, как правило, какие-то совершенно маргинальные персонажи. У Малахова как минимум наполовину, а, может быть, на три четверти это состоит из того же самого. Я не понимаю, куда еще это вставить. Регулярно еще что-то пытаются туда впихнуть, причем такого одной направленности скандальной с использованием знаменитостей. Потому что разборки просто между дядей Ваней и тетей Машей они у Гордона. Здесь вся неделя была все-таки относительно знаменитыми людьми набита. Что ничуть не улучшает качество этого проекта. Либо тестирование. Либо второй вариант, что программа снята, деньги затрачены. А там какая-то студия богатая, с аудиторией. С приглашением каких-то персонажей, которые либо на стороне одного из участников, либо его обвиняют, какие-то женщины кричали, что он лично их бил ногами. Этот Панин. В студии. То есть обвиняют его. Либо это снято, но при этом, наверное, допустим, на канале понимают, что это не годится для их постоянного эфира. Но поскольку лето, мертвый сезон, деньги надо как-то отбить. Вот тогда это ставится на ровно этот момент. Точно также и сериальная политика, к которой можно перейти. Потому что она ровно из того же исходит. Что либо идут повторы, причем тоже странность на Первом канале произошла. Потому что начался повтор сериала «Вангелия», помнишь, где Елена Яковлева играет Вангу, причем бесконечно состаренную. Невозможно даже узнать. На этой неделе она должна была продолжаться, но неожиданно оборвалась. И на смену ей пришла некая «Королева игры». И ты например, я точно уверена, это не смотришь. А это, дорогие мои друзья, это вторая «Лестница в небеса», помните, в прошлом по-моему сезоне был такой хит Первого канала. Который был абсолютной карикатурой и пародией на все, что можно вообще вообразить себе в сериале. Любовь-морковь, страсти. Измены. Роковая злодейка. Наркоманы. Падчерицы, амнезия. То есть все напихано, все штампы, которые можно только себе представить в таком классическом, но абсолютно карикатурном уже мыле. Мыльных операх я имею в виду. Но выяснилось, что смотрели его тогда как подорванные. Рейтинг был сумасшедший. И многие смотрели просто по принципу – не верю глазам своим. И изумлялись, что вообще это возможно. И вот сейчас началось похожее. Но, конечно, чуть уступает, потому что «Лестница в небеса» для меня абсолютный хит на вершине этого, сейчас наверняка кто-нибудь напишет, что ваша Петровская сошла с ума. Друзья, это ирония, я сразу предупреждаю. Есть такая одна из красок речевых. Та же актриса, которая играет героиню злодейку, месть через 20 лет, роковые страсти. Какие-то там убийства, все это происходит в мире или очень богатых или очень-очень богатых людей. Особняки, Бентли, поездки в разные страны на море. И вот теперь я, просто посмотрев уже 4 серии, жду, как там дальше будет развиваться сюжет.

К. Ларина

Забирает?

И. Петровская

Забирает не то слово, еще можно, если смотришь с кем-то, например, хотя бы даже дистанционно, можно на спор примерно отгадывать, в какую сторону пойдет сюжет. Но и то не отгадаешь, потому что фантазия сценаристов, конечно, предела не знает.

К. Ларина

А премьер никаких не было телевизионных, кинопремьер в это время?

И. Петровская

В это время, понимаешь, я же не могу разорваться. Поэтому я смотрела на Первом канале «Королеву игры», зацепившись в первую очередь за то, что там та же самая злодейка, актриса играет роковую злодейку и мстительницу. А в это время был фильм, который ты смотрела. Это «Преступление» на канале «Россия».

К. Ларина

Я бросила. Потом скажу пару слов. Я не хочу рецензию никакую делать, потому что я бросила его смотреть. Не стала. Новости сейчас, потом продолжаем.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Спрашивают про фильм «Преступление». Я знаю, что многим этот фильм очень нравится. Там хорошие актеры, безусловно.

И. Петровская

Я туда приходила.

К. Ларина

Но хочу сказать вот что самое главное. Это даже не вариант какой-то адаптированный русский известного культового сериала скандинавского и американского, это просто покадровое исполнение. Я не очень понимаю, в чем смысл таких вещей. Ну хорошие артисты, Даша Мороз, хороший Смоляков. Прекрасный Прилучный. Но меня не покидает ощущение какой-то невероятной скажем так неорганичности, искусственности. Во-первых, по опыту, когда пытаются делать сериалы про сегодняшние такие нуар-детективы популярные во всем мире, понятно, что они не могут происходить в наших интерьерах московских. Поэтому придумали какой-то хитрый ход очень странный. Им показалось, что это их освободит от всех проблем, перенести это в Калининград. Это уже второй сериал, который перенесен в Калининград. «Налет» помнишь, был. То есть почти уже Европа. Поэтому можем допустить, что у них такие улицы, такие дома. Никаких нет людей, нет никаких машин. Нет никаких квартир, есть какие-то студии. Какие-то кирпичные пустые стены, совершенно полицейские участки обычно в ангарах каких-то, абсолютно без всяких примет…

И. Петровская

Опознавательных знаков.

К. Ларина

В каких-то странных кабинетах. Серой краской замазанных. Такие декорации абсолютно фанерные. Кто-то в восторге я слышу. Кого-то забирает. Это вещь действительно всем рекомендую, есть «Убийство» и американский вариант и первоисточник собственно скандинавский сериал, и тот и другой невероятно сильные по эмоциям вещи и по политическому посылу и по человеческому очень сильные сериалы. И те, кто их видел, думаю, со мной полностью согласятся. А здесь ну да, сижу и не верю ни во что. Вот не верю в эти идеологии, не верю в этих людей. Не верю в эти робы чистые. Герой. У него своя автомастерская. Андрей Смоляков его играет. Но послушайте, ощущение, где это происходит, я не понимаю. Никаким Калининградом не пугайте…

И. Петровская

Да вы матушка, реалист.

И.Петровская: Политические ток-шоу не только не ушли в отпуск, как прежде, но напротив умножились

К. Ларина

Никак невозможно. Уж лучше пусть как делал Цекало в сериалах «Метод» и «Клим», он там старался избегать панорамы.

И. Петровская

Но, тем не менее, там было обозначено, место, например, по-моему, «Клим» был Санкт-Петербург. Там были панорамы. А «Метод» происходило в разных городах условных Серпухов, еще какой-то. Но там хотя бы были понятны домики обшарпанные, которые намекают на российскую глубинку.

К. Ларина

Там есть очень важное отличие от «Преступления» и даже от «Налета». Что там все равно это была попытка рассказать историю своими словами и про своих людей. Не про абстрактных чужих. Вот написан текст и мы его будем органично произносить. А там все-таки Хабенский и там нет прямой кальки, вот что самое главное. Там все-таки сценаристы пытались сделать на основе какой-то уже более-менее раскрученной истории развернуть свой русский сюжет не с русскими актерами, а с русскими персонажами, что все-таки большая разница. А здесь вот такая отстраненная, поэтому мне здесь не хватило какой-то внутренней энергетики. А ее нет, потому что у людей нет ни предыдущей, ни будущей жизни. За каждым героем, как бы он ни был органичен и приятен, за ним ничего не стоит. Никакой истории. Чем и отличается искусство от фанеры от имитации. К сожалению, так. Но еще раз повторяю, никак не умаляя достоинство актеров, к которым я с большим уважением отношусь. И это дело вкуса.

И. Петровская

Мне это скорее напомнило что – попытку переноса «Родины» Лунгиным на нашу…

К. Ларина

Это вообще было нечто.

И. Петровская

Да, это было еще более вопиюще я бы сказала. Когда человек, который откуда-то из какого-то плена…

К. Ларина

Там Кремль взрывали, если ты помнишь.

И. Петровская

Помню. Морпех у нас в наших условиях. Который ниоткуда берется, попадает в хаус, где проживает его семья. Это управление или что у них…

К. Ларина

И нигде никого нет, обрати внимание.

И. Петровская

Да, плюс какой-то хай-тек невероятный. Представляешь наши участки любые. И так далее.

К. Ларина

С этой точки зрения какие-то «Менты» или «Улица разбитых фонарей» они гораздо честнее и правдивее, чем вот эти целлулоиды.

И. Петровская

Но еще есть вторая вещь. Это конечно удивительная и совершенно для меня непостижимая программная политика Второго канала. Потому что сколько там, 20 эпизодов, 20 серий. Они умудрились это вбить в одну неделю. Они показывали один день 3-4 часа. И все-таки там такое действие оно вязкое. Я попыталась смотреть. Я к сожалению, я думала, что это будет одна серия – одно преступление.

К. Ларина

Это история.

И. Петровская

Это целая история, одно преступление, растянутое на 20 эпизодов. И вот это бесконечно серая картинка, я поняла, что это смотреть таким образом и в таком режиме с 9 до глубокой ночи это просто не выдерживают никакие ни силы, ни нервы.

К. Ларина

Не придумана, понимаешь, атмосфера она, ты говоришь серая картинка…

И. Петровская

Я сейчас даже не про атмосферу. Я говорю про удивительную способность канала «Россия» распоряжаться неким продуктом, который все равно, судя по всему, несколько выше, чем то, что показывают они обычно…

К. Ларина

Почему они сейчас показывают, как ты думаешь?

И. Петровская

Это второй вопрос.

К. Ларина

Потому что явно они почему-то решили, если правильно я логически рассуждаю, они решили, что это не слишком успешный проект. Это один вариант или второй вариант – что может быть не стоит такой жесткач показывать в мирное время.

И. Петровская

По логике как показывал Первый канал, например…

К. Ларина

Очень поздно.

И. Петровская

Это был сериал в рамках этого их проекта «Городские пижоны».

К. Ларина

И правильно я считаю…

И. Петровская

Это вовсе не кино для всех. Оно специфическое очень было. Хотя, на мой взгляд, тоже значительно выше по уровню, чем многое из того, что мы видим. Здесь в данном случае мы знаем, что обычно в 21.00 показывают за редким исключением, когда есть, например, Урсуляк или кто-то что показывает канал «Россия». Поэтому это тоже вызывает изумление у многих наблюдателей. Что все-таки у вас некий продукт выше уровнем, чем обычно. Почему же вы его так расточительно используете и бросаете в этом режиме действительно реально в эту эфирную топку. Сжигая. Хотя это можно было бы, наверное, как-то более элегантно подать. Тем более они говорили как там, что не открытие лета, а событие что ли летнего сезона.

К. Ларина

Что это за событие летнего сезона.

И. Петровская

Ну если это у вас событие, то как-то его представьте. Покажите.

К. Ларина

В летнем сезоне не может быть события.

И. Петровская

Понимаешь, был период, я сейчас не могу тебе сказать точно, когда было, довольно давно, когда например тот же Первый канал пытался именно обкатывать некие нововведения в своем эфире летнем. И тогда действительно иногда появлялись какие-то там программы, которые в дальнейшем уже становились в эфирную сетку. Именно тестировали и определяли по интересу зрителей, хотя понятно, что летний зритель отличается от зимнего, все-таки какое место этот сериал займет, продукт. Ну сериал в меньшей степени, конечно. Продукт в уже регулярной эфирной сетке. И это было, по-своему, на мой взгляд умно и дальновидно. Потому что вот да, там в сезон слишком велика конкуренция. Слишком велики ставки. А сейчас вот так решили.

К. Ларина

А «Дождь» ты не смотрела?

И. Петровская

Я чуть-чуть совсем подсматривала. Потому что там, где я была, не было «Дождя».

К. Ларина

Жара 40 градусов.

И. Петровская

Да. О дожде можно было только мечтать. В самых своих заоблачных запредельных мечтах. Конечно, я с огромным сожалением наблюдала, следила в Интернете, разумеется, за судьбой РБК.

К. Ларина

Она изменилась внешне?

И. Петровская

Да, конечно. Ребята, которые оттуда ушли. Которые, собственно, был какой-то у них прорыв в последние месяцы, мы про это говорили…

К. Ларина

А Павел Селин тоже ушел?

И. Петровская

Павел Селин, Роман Супер, я не знаю, ушли ли они уже сию секунду…

К. Ларина

А Кучер?

И. Петровская

Кучер. Но все они объявили, что они в этой новой команде вряд ли будут в эту команду вписаны. Более того, Роман Супер уже ты видела, наверное, написал в фейсбуке, что он активно ищет работу. И я повторяю, это конечно и очень обидная история. Потому что было ощущение, что там свежим воздухом-то повеяло. И мы с тобой все чаще стали обсуждать какие-то их новые вещи. В частности проект Романа Супера с предпринимателями…

К. Ларина

«Герои».

И. Петровская

Герои РБК.

К. Ларина

Потом естественно Стаса Кучера.

И.Петровская: Я смотрю затем, что моя профессия смотреть телевизор, и я на этом уже посадила все, что можно

И. Петровская

Такое актуальнейшее ток-шоу. И просто реально обидно и главное реально обидно, что это совсем уже такое зрелое, но все-таки еще совсем молодое поколение, я имею в виду и Романа, Стас постарше. Которое вот опять оказывается где-то выкинутым из этого основного…

К. Ларина

И кстати вообще уже вариантов никаких не остается. Вообще. Телевизионной журналистики.

И. Петровская

Ну варианты смотри, Андрей Лошак снимает какие-то совершенно замечательные свои проекты, но тоже для Интернета…

К. Ларина

А где?

И. Петровская

В Интернете можно посмотреть.

К. Ларина

Телевизионной журналистики, по сути, нет. Это притом, что я читаю, что за 25 лет самый пиковый конкурс все факультеты журналистики, все бросились в журналисты как подорванные. Конкурс бешеный во всех вузах. И просто какая-то… Восторг профессии. К кому они идут…

И. Петровская

Из тех, кого поступающие, то, что я читаю по заметкам разных своих коллег, с телевидения знают из журналистов, называются и мало того доверяют - Соловьев, Киселев.

К. Ларина

Вот видишь.

И. Петровская

Ну там частично где-то уже теперь на обочине Познер. Остальных, а собственно, на кого они будут ориентироваться. Если это в основном…

К. Ларина

Что их привлекает, как ты думаешь. Наверное, они думают, что там большие деньги. И они не ошибаются.

И. Петровская

Да. Но где-то большие деньги, кого-то привлекает, в юности тоже бывает важно – тщеславие.

К. Ларина

Нет, они видят, тщеславие мы оставим в стороне.

И. Петровская

Ну а какие еще побудительные мотивы.

К. Ларина

Вот я и хочу понять.

И. Петровская

Служить отечеству? Я сомневаюсь…

К. Ларина

Они понимают прекрасно, что от них требуют.

И. Петровская

Когда такие совсем юные школьники поступают, я не думаю, что они сильно понимают. Я возьму свой пример, хотя он совершенно не показательный. История несколько все-таки другая. Когда я поступала в 1977 году на журфак, что было тогда за телевидение. Ты помнишь? Что была за журналистика.

К. Ларина

А чего ты хотела?

И. Петровская

Вопрос, вот меня спрашивают, вот вы когда поступали. И я, вспоминая тогдашние ощущения, могу сказать, вот точно так же как выбираешь машину – чтобы она красненькая была и фарки у нее такие хорошенькие. Девочка гуманитарная, хотела вот чем-то таким гуманитарным заниматься. В чистом виде филология не понимала, что это такое. А звучит как красиво.

К. Ларина

Мне кажется мотивации иные, Ира. Они же видят, что такое журналистика сегодняшняя. Из чего она состоит.

И. Петровская

Нет.

К. Ларина

И они ее выбирают сознательно.

И. Петровская

Понимаешь, когда я общаюсь со студентами, большая часть говорит, из тех, кто не говорит, допустим, Киселев, Соловьев, что они вообще телевизор не смотрят.

К. Ларина

А зачем идут?

И. Петровская

Это уже большой вопрос. Многие хотят работать на западные компании, кто-то не хочет работать журналистом, а будет каким-то организатором, продюсером. Ты ошибаешься, что они мотивированы любым способом, патриотическим ли или каким-то иным. Это другое что-то. Это мода, это желание…

К. Ларина

Славы.

И. Петровская

Славы в каком смысле. Сказать, что учусь на факультете журналистики…

К. Ларина

…сериалах сниматься.

И. Петровская

И все говорят: о, клево. А кем ты будешь. Клянусь тебе, мне в голову не приходило, чем я смогу заниматься в начале 80-х, когда я окончу журфак на телевидении. Собственно говоря, и телевидению в то время это тоже в голову не пришло. И мы так счастливо некоторое время существовали параллельно и разминулись. Но учиться было очень интересно. Потому что нас учили профессии отдельно от этого пропагандистского основного тренда. Который существовал. Да, конечно, нам там вбивали в голову агитацию, основы пропаганды, так и называлось. Всякого научного коммунизма, атеизма и чего там еще. Но профессиональное обучение в нашей студии учебной, с замечательными тогдашними профессорами педагогами, которые сами были действующими во многом журналистами, которые работали на старой эстафете новостей, которые как Сергей Александрович Муратов создавали КВН. То есть они делали то самое первое еще оттепельное отчасти телевидение. С ними было невероятно интересно. И нас учили реально профессии. Другое дело, что потом это мало кому пригождалось, когда реально они оказывались те же мои коллеги в условиях тогдашнего Гостелерадио.

К. Ларина

А тем временем будет у нас новый канал телевизионный. Работа Кучеру и Суперу найдется.

И. Петровская

«Доктор»?

К. Ларина

Нет. «Парламентское телевидение».

И. Петровская

Да. Там прямо ждут и Кучера, и Супера. Да-да и представить себе, что Кучер и Супер резко изменили все свои взгляды и профессиональные и стандарты, нет, еще появился на месте канала 24-ДОК «Доктор».

К. Ларина

Тоже какое-то иезуитство есть. В названии.

И. Петровская

Ну да. Стилистика, похожая, если исключить религиозную составляющую на канал «Спас».

К. Ларина

А что там, лечат или что делают?

И. Петровская

То, что вчера я видела, значит ведущая и с ней рядом специалист по бесплодию или каким-то этим проблемам, он рассказывает в таком режиме полунаучном про то, как бороться с эндометриозом, еще с какими-то женскими заболеваниями. В следующий раз я включила – там уже целая команда каких-то, видимо, специалистов, та же самая ведущая. Они стоят, она задает какие-то вопросы. Пока никаких особых там каких-то спецэффектов я не заметила. Ну может быть людям нужно вот это спокойненько прослушать без возможно экстрима Елены Малышевой…

К. Ларина

Я знаю одного хорошего человека, который смотрит канал «Охота и рыбалка».

И. Петровская

Это понятно.

К. Ларина

И счастлив.

И.Петровская: Был период, когда тот же Первый канал пытался обкатывать некие нововведения в своем эфире летнем

И. Петровская

Это как раз понятно. Это то самое, о чем мы говорили, это нишевые каналы, где каждый человек сам себе свой ассортимент будет…

К. Ларина

Мне жаль, что в пакете сейчас нет канала «Театр». Я очень хорошо относилась всегда, когда он был у нас в пакете нашем, я смотрела его. А сейчас его нет, поэтому надо специально в Интернет лезть, но такой привычки, как ты говоришь, нет. «Дождь» как раз мне нравится тем, возвращаясь к летнему сезону, мертвому сезону, что они молодцы. У них нет летнего мертвого сезона. Они работают, как работали. И идет передача «Паноптикум» с Белковским и Невзоровым.

И. Петровская

Я иногда посматриваю.

К. Ларина

«Прямая линия» еженедельная, которая мне ужасно нравится. Это оммаж главной прямой линии, но, тем не менее, это прямые ответы на прямые вопросы от аудитории известных топовых журналистов. Я видела несколько раз Шендерович там прекрасный совершенно. И хочу обратить внимание тоже если кто хотя, наверное, уже все поклонники «Дождя» знают эту замечательную ведущую. Аню Немзер. Которая сейчас работает именно в жанре ведущей ток-шоу, интервьюера. По-моему очень хороший яркий интересный и глубокий человек. Кстати к вопросу о том, об уровне. Вот тут этот уровень глубины познаний, глубины интереса. Искренности. Попытки пробиться к каким-то смыслам, как ты любишь говорить на эту тему. Вот он здесь есть, это поле есть. Для людей, которым это интересно. По-настоящему в этой профессии развиваться. Но посмотри, какое оно. Ну что тут. Скольких может спасти.

И. Петровская

Да нет, тут даже смешно говорить. И еще опять же всегда вопрос, сколько это будут продолжать позволять. Я вчера видела кусочек Кашина, который вступил в полемику с адвокатом Ильей Новиковым. Была в фейсбуке, насколько я поняла эта полемика. Потому что Олег Кашин написал в каком-то своем материале, что пора Украине забыть про Донбасс и жить без него. На что Илья Новиков, пусть и не очень политкорректно, но ответил, что тогда и Кашину надо забыть про утерянный тогда палец и про этого Турчака.

К. Ларина

Боже мой.

И. Петровская

Ну вот так он ответил. А дальше у них состоялся, ну смысл в том, что Украине отказаться от Донбасса все равно, что смириться с тем, что тебе пришлось пожертвовать извините своими членами.

К. Ларина

Забыть про это, никто никогда не найдет и искать не будет.

И. Петровская

Да, типа все. И там была у каждого своя система аргументации. Ну это было по-своему интересно.

К. Ларина

Мы должны уже заканчивать. Традиционный наш музыкальный комментарий к главным событиям недели. Главное событие это конечно те самые санкции. А к санкциям, Ира, мы давно готовы. И мы знаем, как на них отвечать.