Купить мерч «Эха»:

Сериалы как отражение: у них и у нас - Александр Павлов - Человек из телевизора - 2017-07-01

01.07.2017
Сериалы как отражение: у них и у нас - Александр Павлов - Человек из телевизора - 2017-07-01 Скачать

К. Ларина

Добрый день. Программа «Человек из телевизора». Сегодня сообщаем слушателям новость о том, что с сегодняшнего дня у нас Ира Петровская в отпуске на пару недель. А может быть и больше. Там посмотрим, как ей понравится. Ну пока ее нет, мы решили заняться тематическими историями. Я давно хотела поговорить отдельно про сериальную индустрию. Причем не нашу, потому что у нас ее по-моему пока нет, а то, чем живет весь мир и мы вместе с ним. Не секрет, что сегодня телесериал как отдельное космическое совершенно пространство занимает важный момент в жизни нашего отечественного телезрителя. Конечно же, стал основным компонентом, наверное, мирового кинопроцесса. И вот сегодня мы об этом поговорим с нашим гостем. Зовут его Александр Павлов. Это культуролог, киновед и историк кино. Вы хорошо его знаете, он у нас часто бывает в эфире. Здравствуйте. Я кстати подписалась на ваш Telegram. С удовольствием читаю. И там кстати много статей, размышлений именно по сегодняшней теме. Я напомню слушателям номер sms +7-985-970-45-45 для ваших вопросов. Но вы мне нужны не только для вопросов, но и для ответов. Потому что конечно мне бы хотелось узнать ваши сериальные предпочтения. Обращаю еще раз ваше внимание, что речь идет не о наших, не о российских сериалах, а зарубежных. О европейских. Об американских. Каких угодно. Вот что сегодня для вас представляет наибольший интерес. И если вы назовете каждый, кто захочет поучаствовать в нашем опросе три самых интересных на ваш взгляд сериала, за которыми вы следите может быть много сезонов, много лет. Нам будет интересно в конце своеобразный рейтинг составить. Итак, от вас требуется три самых лучших сериала на ваш взгляд мирового уровня, которые вы смотрите. Давайте начнем вот с чего. У нас в этом году вышел новый «Твин Пикс». Такой шаг в 25 лет. От того «Твин Пикса» до сегодняшнего прошла целая эпоха. Тогда был другой контекст. И конечно, такого расклада и разнообразия сериальной продукции не было. Собственно говоря, мы и тот фильм воспринимали как многосерийное художественное кино великого режиссера. Сегодняшнее окружение, которое попадает в сегодняшнюю ситуацию, сегодняшний сериальный формат. Что это такое. Что его окружает. В какой контекст он попадает?

А. Павлов

Все-таки, если говорить про контекст, не совсем про сегодняшний контекст. Дело в том, что я бы не то что поправил, а высказал свою точку зрения на то, чем «Твин Пикс» был 25 лет назад. Его правда воспринимали как некоторое творение большого режиссера, но очень узкая группа людей. Вообще, на мой взгляд, я на всякий случай напомню, это 1993 год…

К. Ларина

То есть какая-нибудь «Рабыня Изаура» у нас была.

А. Павлов

Конечно, у нас до этого была, «Рабыня Изаура», а в 1992 году стартовал один из главных сериалов, который стал провозвестником первой волны сериаломании. Иностранной сериаломании. «Богатые тоже плачут». 1992 год. Это очень важно, обычно говорят, что «Твин Пикс» поменял представление большого круга телезрителей. О том, каким быть сериалы. Ничего подобного, он абсолютно вписывался во всю волну латиноамериканских сериалов. Именно поэтому все смотрели. Потому что не было альтернатив фактически. То есть это потом когда сериалы стали закупать и для других каналов, у телезрителя появилась большая проблема – а что выбрать. Смотреть ли тебе даже не «Богатые тоже плачут», а «Роза» была или что-то такое. И в этом смысле «Твин Пикс» для большого количества телезрителей был чем-то особенным. И непонятным. То есть иерархии вкусовые тогда еще не сформировались. Подготовленный зритель, который читал, писал, знал про кино, кто такой Линч уже, он все-таки получил «Пальмовую ветвь» в 1990 году. Они понимали, что они смотрят. Но подавляющее большинство – нет. И это такой был один из сериалов, но он чем-то цеплял.

К. Ларина

Воспринимался как детектив.

А. Павлов

Особенно любопытно то, что не просто как детектив, там был до этого успех «Комиссара Каттани». И один из моих любимых курьезов то, что если вы помните, в газете публиковали спойлеры, предупреждали зрителей, что комиссара Каттани убьют. Все газеты писали о том, чтобы телезритель не был слишком шокирован. И что удивительно – у нас «Твин Пикс» раскусили только во втором сезоне. На Западе его закрыли на втором сезоне. И то, что более-менее прилично, высокохудожественно, действительно в первом сезоне, за что Запад его полюбил, западный зритель, у нас прошло так себе. Второй сезон, где огромное количество расщепленных сюжетных линий ненужных, где персонажи уже слишком меняются. Образ агента Купера становится совсем уже глупым. То есть он до этого был эксцентричный. А там становится таким... идиотом. И это телезрителю и нравилось. Что сегодня – сегодня мы видим, что ситуация действительно изменилась и вообще почему такой как сегодня можно говорить в молодежной аудитории или интернет-аудитории, которая общается в фейсбуке: хайп. Вокруг «Твин Пикса» стоит хайп. Почему его так любят и почему смотрят. Почему ждали 25 лет. Дело в том, что это действительно один из тех сериалов, который не то что изменил телевидение, а он выбивается. То есть мы можем вспомнить огромное количество телевизионных фильмов, сериалов, «Твин Пикс» почему-то запомнился. Почему? И вот некоторая способность Линча затронуть бессознательно какие-то странные очень струны человеческой души, которые или в структуре сознания, если угодно, она на самом деле сильно засела в головах, сердцах или бессознательном многих людей. Что я имею в виду. Почему молодые люди сегодня смотрят «Твин Пикс». Они на 93-й год еще не родились. Что произошло. Огромное количество молодых зрителей, которые смотрели, не понимали, что они смотрят, рассказывали своим детям о том, что такое «Твин Пикс», они их воспитали на этом. Я знаю много молодых людей 20-25 лет, и они сегодня обожают «Твин Пикс» только потому, что родители зародили в них эту любовь.

К. Ларина

То есть они первый сезон посмотрели. Мне кажется это такие киноманы все-таки.

А. Павлов

Не совсем. Потому что, грубо говоря, любовь к «Твин Пикс» она особенная. То есть это некоторый фанатизм. Если мы зайдем как некоторое такое вульгарное социологическое исследование, Вконтакте. Посмотрим паблики, то мы увидим огромное количество пабликов, посвященных «Твин Пиксу». Не просто Линчу. Линчу в том числе. Но именно «Твин Пиксу». Все вещи очень важные. Вишенка, пирог, кофе дешевый и так далее. Все эти вещи повседневности. Они в том числе представляли отечественному зрителю некоторый мир той культуры. Что так можно было. И кстати очень важно, почему Линч так хорошо мог зайти – потому что он один из первых высоких авторов больших режиссеров обратил внимание на повседневную культуру на еду. То есть обычно были какой-то Пазолини, Кубрик и так далее, у Кубрика постоянно классическая музыка, ссылки и так далее. Линч был один из первых, кто показал эту простоту жизни. Она была мистическая, магическая, но телезритель очень любил. Сегодня молодые люди они смотрят и любопытно следующее, перед тем «Твин Пикс» еще не стартовал, было огромное количество материалов. О нем писали, шумели. Вот момент, когда вышел, первые 4 эпизода в конце мая был какой-то бум. Сегодня, когда прошло уже 8 серий, про него почти не пишут. Единственный всплеск, который я зафиксировал в отношении «Твин Пикса» это была 8-я серия, которая абсолютно структурно выбивается из сериала. Почему? – потому что это не обычная серия «Твин Пикса», а это возвращение Линча к самым истокам, попытка вернуться к истокам. И показать внутри «Твин Пикс» свой вариант «Головы-ластика». Это крайне сложная для восприятия и как говорит один мой знакомый это вообще не фильм. И когда люди это увидели, это их шокировало некоторым образом. И сегодня именно этот эпизод все обсуждали.

К. Ларина

Чтобы нам подробно так не сидеть на «Твин Пиксе», потому что это некий образ. Я взяла такие просто символы времени. В то время 1993 год, когда был показан и правильно, что мы туда вернулись, немножко посмотрели вокруг, для меня лично, безусловно, это было первое открытие абсолютное, что сериал это большое кино. Это большой кинематограф. Потому что «Спрут» и прочие остальные сериалы мыльные, которые мы в ту пору потребляли, это конечно кино не имело никакого отношения по большому счету к большому кино. Сегодня, безусловно, индустрия сериалов это огромная часть кинопроцесса мирового. И вспоминала, кстати, по-моему, в конце 80-х годов на кинофестивале, когда к нам приезжал Джек Николсон, туда же приезжала актриса австралийская, которая играла главную роль в сериале «Никита». В первом 1997 года. И я помню, как она говорила в каком-то сюжете телевизионном, что вы мне подарили такое счастье, я впервые в жизни встретилась с Джеком Николсоном. Потому что в Америке мы несовместимы. Я актриса сериалов. Мы не видим друг друга вообще. Прошли годы, и сегодня большие актеры голливудские в том числе, работают в сериалах и работают великолепно. Я сейчас под большим впечатлением после просмотра сериала «Вражда» с Сьюзан Сарандон и Джессикой Лэнг. Великолепная совершенно работа. Вот когда собственно этот процесс произошел. Когда случился этот переход, когда вдруг сериал стал кинематографом. Когда в кино пошли подростки, а у сериала осталась та самая интеллектуальная публика, киноманы, которые способны оценить и большую актерскую игру и глубину смыслов. На ваш взгляд.

А. Павлов

Здесь есть несколько аспектов. Мне сейчас сложно сказать сколько именно. Я по порядку расскажу. Первое - это насколько сериалы действительно стали кино и насколько они конкурируют с кино. Это очень важно, потому что на самом деле важен способ потребления сериалов. Если кино обычно считается, мы смотрим в кинотеатре. Что не совсем так и я скажу, почему. То сериалы, по крайней мере, интеллектуальная публика это очень важно – она смотрит не по телевизору. То есть когда мы говорим про сериалы, мы говорим про те сериалы. Мы не говорим про «Глухарь», про «Солдатов», «Студентов», «Филфак» и так далее. Мы говорим, что люди смотрят их в Интернете. И есть локальные и легальные онлайн кинотеатры, которые специализируются именно на сериалах, которые закупают и первым делом сериалы можно посмотреть именно там. То есть это такой своеобразный интернет-сериальный кинотеатр. Который противостоит кинотеатру большому. То есть как кино. И здесь самое важное. Потому что все эти сериалы можно посмотреть нелегально, точно так же как кино можно смотреть нелегально дома. Или легально. Но это совсем не то кино, которое крутят на больших экранах. Потому что то, что выходит в прокат, это буквально единицы от огромного количества фильмов. И в этом смысле сериалы представляют, по крайней мере, некоторые легальные агрегаторы в России и за рубежом такой альтернативный кинотеатр в Интернете. Это первое. Второе. По поводу их художественных ценностей. Сериалов огромное количество и таких, где бы играли звезды первой величины их не так много. То есть они есть и именно они вызывают наше внимание. Что крайне важно – мы знаем огромное количество зарубежных фильмов. И определенный процент не очень большой тех фильмов, где снимаются звезды. Точно так же как сериалы. Это две некоторые альтернативные линии можно сказать кинематографа в самом общем виде. И, на мой взгляд, когда в сериалах стали сниматься более-менее знаковые звезды, и селебрити лучше сказать, одна из первых ласточек это все-таки был «Клан Сопрано». Там сыграла Джеймс Гандольфини. Другое дело, что Джеймс Гандольфини давайте согласимся это не Джек Николсон. И наверное, один, я сейчас пытаюсь лихорадочно вспомнить, прежде всего мне приходит на ум один из первых людей, который все поставил на сериалы. Это был крайне важный опыт. «Карточный домик». Во-первых, его снимал большой режиссер Дэвид Финчер, по крайней мере, задавал планку. Хотя нет, до этого задавал планку внутренней «Подпольной империи» Мартин Скорсезе. И там играл Стив Бушеми, но это тоже некий…

К. Ларина

Другая линия уже.

А. Павлов

Довольно известный актер. Но это не величина первого эшелона.

К. Ларина

А Гленн Клоуз «Схватка» несколько сезонов. Актриса первой величины.

А. Павлов

Она наверное была первой величины все-таки в 80-е годы. А потом…

К. Ларина

Отдельная тема. Мы поговорим. То есть играть этим актерам в кино нечего.

А. Павлов

Вот именно. Предложений поступает все меньше и так далее. Наверное, это был один из первых опытов, первое – большой режиссер. Второе - большая звезда.

К. Ларина

Клуни.

А. Павлов

Но мы здесь должны обсуждать, а что было впереди. Джордж Клуни как звезда или сериал «Скорая помощь» который сделал Джорджа Клуни звездой. Это крайне важно. И, замыкая «Карточный домик», его выпустил Нетфликс и если не ошибаюсь, это был первый сериал, который слили сразу в Интернет. Не стали ждать. То есть чем отличается сериал от кино – тебе показывают одну серию, заставляют ждать неделю, - показывают вторую. Здесь тебе показали сразу весь фильм.

К. Ларина

И сейчас новый сезон можно его посмотреть целиком.

А. Павлов

Конечно. А Нетфликс и действует по этому принципу. Они все свои сериалы, я не могу сказать, что они сейчас монополисты, но они довольно существенную долю киносериалов на рынке занимают. Они прекрасные вещи издают. Много ерунды, но вот вы слышали или нет, блестящая вещь на русском, перевели как «Потрясающие леди идут драться» или «Блеск». Это про женский реслинг 80-х годов. Такой ностальгический сериал. У них есть «Любовь» (неразборчиво) прекрасная вещь, потом «Мастер на все руки» с Азизом Ансари. Вот крайне важно Азиз Ансари относительно популярный комик в США. Прославился ролью в «Зоне и парке отдыха». Его более-менее никто не знал. То есть кое-где были эпизодические роли. И здесь хоп - и наконец дали ему отдельный проект. Именно про него и наконец-то таки его сериал популяризует как американского актера и комика.

К. Ларина

Давайте вернемся к теме. Когда собственно сериал перешел на другой уровень, когда изменения сюжетной истории, комедийной. Детективной, какой угодно, шпионской превратился в некую смысловую очень важную вещь.

А. Павлов

Первый бум сериала это вторая половина нулевых. Когда большое количество, там вышел «Декстер», «Доктор Хаус» и некоторые другие сериалы.

К. Ларина

Хью Лори прекрасный актер.

А. Павлов

Но опять таки сериальные актеры. Уже постфактум пытались приглашать в какие-то фильмы. Кое-где играл, но большого кино не стал.

К. Ларина

Стивен Фрай кстати.

А. Павлов

Да, в том числе. Второй бум это начало 10-х, когда вышел «Карточный домик» и все последующие вещи. Другим таким ярким примером, который упрочивает этот тренд это «Табу» с Томом Харди. Где Том Харди солирует весь сериал, 8 серий. Таким образом, если говорить про качественные видоизменения сериалов, хотя я считаю, это некоторая новая волна сериаломании, вторая половина нулевых, эти все шоу, про которые мы сказали. Тогда же выходили такие важные ситкомы как «Я встретил вашу маму», тогда стали выходить «Теории большого взрыва». И вторая – начало 10-х, когда происходит еще один качественный сдвиг и в сериалы идут большие звезды.

К. Ларина

Большие режиссеры.

А. Павлов

И большие режиссеры. Но здесь тоже есть один важный нюанс. Обычно режиссер приходит, заявляет это как свой проект, но очень быстро устраняется, то есть он задает некий тон, оказывает какую-то продюсерскую поддержку, но потом уходит. Так было с Дэвидом Финчером, сегодня никто не вспоминает, что он начал «Карточный домик. Так было, например, с только что у меня был блестящий пример в голове и сразу вылетел. А, так было с Фрэнком Дарабонтом. И его сериалом «Ходячие мертвецы». Он пришел. За счет его имени все пришли, это был важный опыт, потому что это был первый сериал про зомби. Довольно популярная для западной культуры тема. И, собственно говоря, сегодня никто не вспоминает, что начинал сериал Фрэнк Дарабонт.

К. Ларина

Вот возвращаясь к «Карточному домику» тоже особая история.

А. Павлов

Я думаю, какой сериал ни возьми – все особая история.

К. Ларина

Ну мы еще не говорили про «Во все тяжкие».

А. Павлов

Кстати да.

К. Ларина

Но что такое «Карточный домик». Меня поразило, как наивная публика, очень нас это роднит, вот это восприятие актера, восприятие персонажа, это соединение одного с другим. Когда мы не чувствуем разницы. Когда в какой-то момент Кевин Спейси стал не просто исполнителем роли Фрэнка Андервуда, а просто сам таким почти общественным политическим деятелям. Когда его стали приглашать на панели на различные политические форумы. И серьезные взрослые люди задавали ему вопросы, связанные с политикой. Причем обращались непонятно к кому. То ли к актеру, то ли к его персонажу. Такое соединение меня совершенно поразило. Это вот как происходит. Они же все взрослые люди

А. Павлов

Здесь, разумеется, ни о какой глупости речи не идет. Нужно посмотреть немножко глубже и шире. Вот в чем проблема. В какой-то момент массовая или современная культура тесно стала переплетена с обществом. Потому что все люди это смотрят и любят, и тесно стала переплетена с политикой. То есть, грубо говоря, если ты хочешь завоевать внимание электората, своих избирателей, если ты хочешь получать какую-то поддержку, ты должен говорить с ними на их языке. И показывать им в том числе, что тебе интересны их же темы. Таким образом приглашение например, Кевина Спейси в образе Андервуда куда-нибудь это большой пиар-ход, удачный. Я сейчас не говорю, плохо это или хорошо. Для того чтобы просто-напросто показать, что это работает тоже так. То есть американцы больше, чем кто-либо другой умеют делать из политики или из культуры грандиозное политическое шоу. И в этом смысле, конечно, все стали крутить пальцем у виска после того как избрали Трампа. И говорить, что все, «Карточный домик» больше неактуален. Если в Белый дом может войти Дональд Трамп. О каком… Андервуде может идти речь. Это абсолютно разные фигуры. Тем не менее, эта попытка куда-то его приглашать, она может показывать, что на самом деле культура современная предельно важна для политики.

К. Ларина

Это хвост виляет собакой. Непонятно, кто впереди. То ли фильм про политику, то ли политика, которая идет за фильмом.

А. Павлов

Не совсем хвост виляет собакой. То есть вы не можете взять какую-то непопулярную фигуру и начать ее раскручивать в политическом процессе. Вы просто смотрите, что вокруг вас актуально и используете это в своих целях настолько, насколько у вас это получится. И мы хотя говорим про западные сериалы, но я напомню вам, что во время последних выборов президента Украины, кого там было очень много – там баллотировался Дарт Вейдер. Причем не один, а было огромное количество. Потом появился еще Чубак, еще кто-то. То есть вот такое возможно довольно странное. Но использование популярной культуры, в том числе в политическом процессе не в американском.

К. Ларина

Кстати, там и обратный процесс тоже происходит. Такая актуализация странная. В том же «Карточном домике», когда, допустим, появились реальные не артисты, изображающие «Pussy Riot», а девочки, и Петр Верзилов, они участвовали в одной из серий. Там целый сюжет был посвящен. Я так понимаю, что такие вещи, такие фокусы они достаточно часто используют.

А. Павлов

Абсолютно точно. Это и обратный процесс в том числе, но здесь сериал пытался сыграть на определенной теме. У него некоторым образом получилось и не получилось одновременно. Не получилось – потому что огромное количество поклонников были разочарованы, даже не столько появлением «Pussy Riot», сколько ведением темы русского президента.

К. Ларина

Они-то настоящие, а он нет. Он клюквенный.

А. Павлов

Но правда заключается в том, что если первые два сезона Фрэнк Андервуд воспринимался как нечто реальное, то потом, когда он получил возможность быть президентом в США, то конфликт, который у него возникает с российским президентом, он представлялся как нечто фантастическое. И нереальное. Поэтому многие были разочарованы. А «Pussy Riot» да, абсолютно пиар-ход.

К. Ларина

Ну что же, мы делаем перерыв. Слушаем новости. В гостях у нас сегодня Александр Павлов, культуролог и кинокритик, мы говорим о сериальной индустрии, о том, как она формирует смыслы общества. И посмотрим, что у нас будет дальше.

НОВОСТИ

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Сегодня мы говорим об индустрии сериалов, которая сложилась за последние 25 лет. От «Твин Пикса» до «Твин Пикса».

А. Павлов

Извините, что я вас перебью. Очень важно. Когда помните, агент Купер общался с Лорой Палмер в странной красной комнате, она ему сказала: через 25 лет ваша любимая жвачка снова войдет в моду.

К. Ларина

Точно. Все непросто.

А. Павлов

Абсолютно.

К. Ларина

Я хочу обратиться к нашим слушателям. Мы хотим сформировать такой рейтинг топовый список сериалов, по выбору аудитории радиостанции «Эхо Москвы». Это действительно ящик Пандоры, здесь огромное количество sms. Я все не успею прочесть. Но давайте я потом это все обработаю и мы повесим на сайт этот импровизированный наш списочек. Итак, читаю. Я попросила назвать три самых любимых ваших сериала. Одна sms очень смешная: первое – «Во все тяжкие», второе – «Во все тяжкие», третье – «Во все тяжкие». «Викинги», «Версаль», «Игра престолов». «Родина», «Доктор Хаус», «Карточный домик», «Черное зеркало», «Вице-президент», «Ходячие мертвецы», «Молодой папа», «Фарго», «Девушка по вызову», «Ночной администратор». Это мини-сериал, насколько я помню. «Место преступления», «Мыслить как преступник». «Прослушка». Я стараюсь не повторяться, чтобы охватить все разнообразие ваших вкусов. «Доктор Хаус», «Корона, «Лост», «Звездный путь», «Рассказ служанки». Это из новых. «Молодой папа» тоже очень много называют. «Безумцы», «Подпольная империя», «Скорая помощь», «Теория большого взрыва», «Золотой век», «Побег», «Настоящий детектив», «Твин Пикс», «Хорошая жена». Я очень люблю этот сериал. «Вавилон», «Дживс и Вустер», «Шерлок», «Доктор Кто», «Настоящий детектив». Пока остановлюсь, но это все продолжается. И я вас не останавливаю, дорогие друзья, пишите. Потом все обязательно обработаем. Чтобы мы успели поговорить про другое, Саша. Я бы хотела немножко поговорить о европейских фильмах, которые тоже вполне себе конкурентоспособные. Это не тот случай, когда Голливуд все победил это не так. Здесь они, по-моему, ноздря в ноздрю идут, и даже как мы обращаем внимание, очень часто американцы берут в качестве основы для своего нового какого-то сериала сюжет, который уже сделан. Та же «Родина» она сначала была израильский первоисточник. Сериал в Израиле прошел, на основе которого появился известный нам «Хоумленд». Многие такие, я вот «Никиту» вспоминала. Потом еще скандинавские сериалы, которые повторились уже в американском варианте. И «Мост», и «Убийство». Вот здесь эти взаимоотношения, немножко давайте про это поговорим.

А. Павлов

Да, смотрите, первое конечно по отношению к сериалам ни в коем случае нельзя говорить Голливуд. Голливуд это кино, а сериалы это как бы большая американская индустрия, которая развивается параллельно с большим кино. То есть это отдельная тема.

К. Ларина

Оскары не вручают за сериалы, между прочим.

А. Павлов

Есть отдельная премия. Это первое, что крайне важно. Второе, вы обратите внимание сами, то есть когда мы говорим, что есть какие-то не американские сериалы и что они как бы конкурентоспособны, это и так и не так одновременно. Почему? Дело в том, что сериал в некотором роде получает известность только после того, когда его переснимают американцы. То есть когда мы говорим про «Родину», мы говорим про американскую, а не про израильскую. Когда мы говорим про еще какие-то вещи, мы говорим про другие вещи. То есть это вообще общая киношная тема, когда например даже французские какие угодно комедии, я помню, были с Пьером Ришаром, еще что-то, их просто переснимали для американской аудитории. Потому что они не воспринимают это. Даже, возвращаясь к фильмам, такой важный фильм как «Карта, деньги, два ствола» он не зашел в американскую аудиторию. И он специально снимал американский своеобразный вариант. Не римейк, но rip-off «Большой куш», чтобы американцы смогли его принять. И то есть все-таки этими большими римейками как раз подтверждается то, что американцы доминируют, если выражаться языком социальной философии, но они гегемоны в культурном пространстве. Все сериалы параллельные они становятся известными только благодаря американцами.

К. Ларина

Как немцы, которые всегда выигрываю в футболе даже вторым составом.

А. Павлов

Да, примерно так. Есть такие вещи, которые вот это крайне важно, которые невозможно переснять. И кстати про больших режиссеров или известных, например, такой знаменитый режиссер Джейн Кэмпион снимала сериал 8-серийный. По-моему называется «Озеро в горах». Очень интересный. И кстати напоминает и «Твин Пикс» в том числе. Что мы обсуждали вне эфира. И такие вещи переснять невозможно. И вот на такие вещи нужно смотреть, самостоятельно искать, выходить и так далее. Ну, примерно так. И знаете, что мы хотя от этого ушли, аспект, который необходимо обсудить. Сериалы сегодня я не скажу, что находятся в большом кризисе, но у них есть кризис.

К. Ларина

Да что вы.

А. Павлов

Знаете, почему? Потому что все сериалы, которые мы перечислили это маленькая толика, это самые известные вещи, их можем назвать 20. А сериалов ну сотни. Тысячи. И сегодня мы видим сериалы, просто есть кризис идей, когда это связь сериалов и кино, когда люди берут авторы идеи и растягивают фильмы на сериалы. Вот сейчас только что вышла «Мгла», 10 лет назад вышел оригинальный фильм Фрэнка Дарабонта. Сейчас по Стивену Кингу идет сериал, который сразу провалился. Очень плохой. Вышел сериал «Большой куш», вышел сериал «Смертельное оружие», поставлен…

К. Ларина

То есть сначала кино вышло, а потом…

А. Павлов

Абсолютно точно.

К. Ларина

А это не тот случай, как у нас делают, одновременно снимают и кино и тут же режут его на пятачки.

А. Павлов

Нет. Например, «Смертельное оружие» это франшиза 80-х, четвертая часть вышла в 90-х.

К. Ларина

Но «Фарго» тоже получается.

А. Павлов

Абсолютно точно. «Фарго», «Смертельное оружие», «Большой куш», «От заката до рассвета», «Тренировочный день», я могу до бесконечности повторять. То есть там десятки уже таких сериалов. И почти все они не дотягивают до оригинала, с которого они сделаны. Есть более-менее относительно удачные, в частности «Мир дикого Запада». Это же был фильм 70-х годов, блестящий. Кстати, сейчас на меня могут многие обидеться, мне оригинал нравится больше. Мне оригинал нравится больше. Фильм прекрасный, потому что там нет всех тех больших серьезных философских проблем, которые есть в сериале. Но на то и фильм.

К. Ларина

Там кстати еще одна форма тоже взаимоотношений с большим кино. Это когда делают либо сиквел, либо приквел уже сложившегося сюжета культового типа «Психа» и после этого сколько уже сезонов этот сериал, как он называется забыла…

А. Павлов

«Отель Бейтса».

К. Ларина

Да. Собственно говоря, и героев главных…

А. Павлов

Это, правда, берут сюжет, но я думаю, что это примерно тот же феномен на самом деле. То есть когда берешь сюжет известного фильма, пытаешься на его основе что-то сделать.

К. Ларина

А что касается фильмов, которые сняты, скажем так, какие-то вот остроактуальные темы. Я имею в виду не только политику. Сюжет сейчас смотрим новости, про допинговые скандалы, про спорт. Или сюжет про расстрелы одноклассников. Это в большом кинематографе было, и в сериалах есть. Это сюжеты про невинно осужденных. Это замечательный фильм, когда как называется, когда просидел чуть ли ни 20 лет человек в тюрьме. Вы знаете этот сериал.

А. Павлов

Возможно знаю. Первый сериал про тюрьму, который я вспоминаю «Оранжевый» хит сезона. А где сидел человек 20 лет я пытаюсь вспомнить…

К. Ларина

Может быть, слушатели напомнят.

А. Павлов

Будете добры, помогите нам.

К. Ларина

Или «Пропавший без вести», тоже очень актуальная тема. Из которой развивается невероятно завораживающий, это не детектив, это что-то другое, другой жанр. Вот эти запросы, меня волнует технология, если вам известно, как это происходит. Существуют какие-то фокус-группы, как ориентируются вообще вот эти люди, которые следят за тем, что сегодня обществом востребовано. Какая тема будет сегодня на пике.

А. Павлов

На самом деле это отрабатывается не совсем запрос общества. А есть огромное количество людей, у которых огромное количество идей.

К. Ларина

Специальные люди.

А. Павлов

Нет. Огромное количество, и каждый человек приходит со своей идеей. Их огромное количество, из миллионов идей отбирают 1-2-3-10, рассматривают. На основе этого пытаются что-то сделать. Снимают пилотный эпизод. Уже относительно пилотного эпизода его могут посмотреть фокус-группы, его могут слить в сеть, и мы даже знаем огромное количество примеров, когда сериалы заканчивались на одном пилотном эпизоде. Например, на фоне успеха «Ходячие мертвецы» была попытка снять сериал «Добро пожаловать в Зомбилэнд», кстати, тоже попытка растянуть кино на сериал. Вышел один эпизод и все. И его закрыли. Потому что не было никому интересно. И вот судьбу сериалов решают именно телезрители, а не кто-либо другой. И в этом смысле есть некоторые предложения, откуда мы берем идею, то есть, знаем, есть проблема с наркотиками, Гиллиган придумывает «Во все тяжкие», мы смотрим, восхищаемся.

К. Ларина

И из этого вылезают еще целые следующие истории. «Лучше звоните Солу». Тоже как прием называется точно…

А. Павлов

Это называется спин-офф.

К. Ларина

То, что вылезает собственно из этого позвоночника. Готового раскрученного сериала.

А. Павлов

Да.

К. Ларина

Какая-то линия, как из «Хорошей жены» вышел сериал.

А. Павлов

«Побег. Продолжение». Но вот собственно говоря, все более-менее актуальные темы, наркотики, что еще, убийства сексуальное насилие. «Рассказ служанки» это тоже абсолютно, это правда, конечно экранизация довольно известной книги. Тем не менее, мы видим, что проблема есть. До сих пор. И это попытка представить, а куда заведет та или иная доведенная до конца радикализованная линия. То есть как и мужское доминирование. Так и женская попытка эмансипации…

К. Ларина

Ну вот смотрите, конечно, не избежать нам все равно выхода на тему нашу. Потому что попытки существуют. И существуют, кстати, вполне удачные. Но это все штучное производство. Если мы говорим о фильмах, сериалах, которые все-таки не сериалы, а кино. Что, допустим, делает Сергей Урсуляк. Это кино. Чего тут говорить. И мне кажется и анализировать его нужно как все-таки продукт кинематографа, а не телевизионный. «Ликвидация» и тот же «Тихий Дон». И Гроссман «Жизнь и судьба». А вот попытка сделать, повторять, римейк сделать. Снять свой «Налет», свой «Декстер», свою «Родину». Неудачно все это, на мой взгляд. Не знаю, как вы это оцениваете. Чего не хватает кроме денег?

А. Павлов

Знаете, здесь все-таки мы должны понимать следующее. Это очень важно. У сериалов в принципе вообще любых сериалов в России как минимум две аудитории. Одна аудитория это как бы меньший процент люди, которые смотрят сериалы не по телевизору. Были соцопросы, по-моему, ФОМ пару лет назад и выяснилось, что есть люди, которые смотрят западные сериалы, у них образование, достаток.

К. Ларина

Русскоязычная публика.

А. Павлов

Да. Они смотрят сериалы в записи, DVD, в Интернете, и есть люди, которые смотрят сериалы по телевизору. Это уже взрослое население. Пенсионеры. У них нет образования, не очень высокий достаток и тому подобное. Люди, которые смотрели сериалы по телевизору, их значительно больше. И что получается, есть две аудитории и два больших сериальных мира. И когда мы, например, смотрим с вами западный сериал, можно смотреть и русские. Приходим и пытаемся посмотреть то, что сделано для другой аудитории, мы говорим: ну это ерунда, не получилось и так далее. А людям, которые смотрят по телевизору, нравится. Там же огромное количество, это нужно в телевизор придти и посмотреть, что там идет. Там просто невероятные вещи творятся. И многие из которых удачные. Я сейчас скажу какие. И здесь тоже нужно понимать следующее – есть две, вы сами сказали, две больших отрасли. Первая – это просто телевизионные вещи для развлечения. «Филфак», «Студенты», «Туристы», «Папины дочки», «Воронины», «Саша и Маша» и есть телевизионные фильмы, которые сняты для интеллигенции или интеллектуалов. Если мы разводим эти категории. «Тихий Дон», «Бесы». То есть серьезные продукты, которые нужно потрудиться, чтобы посмотреть. Одно дело смотреть «Оттепель», другое дело посмотреть серию «Букины», «Женаты с детьми» или что-нибудь еще. Это разные вещи. И соответственно аудитория у этих вещей тоже разная. Наконец мы сталкиваемся с таким феноменом крайне важным, который может объединить все три группы. Или две группы. Это такие вещи как «Физрук». То есть все смотрели. Обсуждали. Потому что он был сделан в отличие от других сериалов метарефлексивно и иронично. То есть у них была определенная отстраненность. Как бы образ, 90-е, шутки, аллюзии и так далее. Эта попытка объединить и стать сериалом сериалов…

К. Ларина

«Школа».

А. Павлов

Это немножко другой, вот почему. Это провокационная социальная тема. То есть все будут смотреть, обсуждать не потому что развлекаться, а потому что - а вот альтернативный взгляд на школу. То, что в 90х было принято называть «чернухой». Да, а «Физрук» это не чернуха, это развлечение, но умное развлечение. И все обсуждали, говорят, да есть ирония. То есть это тот сериал, который было не стыдно смотреть другой аудитории, которая любит западные сериалы. Или высокие сериалы, которые снимаются для интеллигенции.

К. Ларина

А то, что пытается делать Александр Цекало. Как продюсер. Ночная линейка, что он делал. «Метод», «Клим». Наверняка вы знаете. Это «Мажор», который сейчас второй сезон.

А. Павлов

Я ничего из этого не видел пока что.

К. Ларина

Это попытка, как я это вижу, я на эту тему с ним не общалась, но я это вижу по тому, как это создается, по структуре, по атмосфере. Что это конечно, попытка сделать именно такое американское кино. Не в смысле блокбастер, а именно американский сериал, качественный с какими-то потайными смыслами. С хорошими актерскими работами. Не знаю, насколько он востребован. Насколько там публика это смотрит. Потому что это идет глубокой ночью. Так вот, повторяю вопрос. Все-таки кроме денег чего еще не хватает для того, чтобы создать свой сериал политический.

А. Павлов

Я на самом деле вам ответил, но могу ответить еще раз. Теперь ясно и четко – не хватает аудитории.

К. Ларина

Да? А свободы выражения. У нас без конца кто-то оскорбляться будет. Понимаете. У нас невозможно показать такой «Карточный домик». Снять. Сразу будут думать: а про кого это. У нас один президент. Только это. Значит это про него

А. Павлов

Необязательно «Карточный домик». Я имею в виду, почему снимают сериалы – сериалы снимают для аудитории, которая это смотрит. «Физрук» - там есть огромное количество экспериментов, кроме «Физрука» там культурный эксперимент это ТНТ, прежде всего СТС «Закон каменных джунглей», еще что-то…

К. Ларина

«Измены».

А. Павлов

Вот, это качественные работы. У нас есть примеры. «Измены», «Закон каменных джунглей», которые действительно интересно смотреть. И многие это смотрят. Здесь правда в том, что эти сериалы снимаются для этой телевизионной аудитории.

К. Ларина

«Обратная сторона Луны». Кстати. Тоже попытка сделать свое кино на основе уже существующего.

А. Павлов

Мы с вами вспомнили огромное количество примеров, которые могут понравиться даже другой аудитории, которая вскормлена на западных сериалах. А в целом просто-напросто нельзя от наших творцов требовать большего, потому что они снимают телевизионный контент и отрабатывают запрос населения то, что те хотят смотреть.

К. Ларина

Дорогие товарищи, большое спасибо. Там огромное количество, я краем глаза слежу за тем, что там происходит. И вспоминают замечательные работы, а все фильмы хорошие. Я вот ничего не могу сказать. «Большая маленькая ложь» с Николь Кидман. Выдающейся артисткой всех времен и народов. Прекрасная работа. Хотя и тут наши слушатели надо отдать им должное, называют некоторые российские сериалы, в том числе те, о которых мы говорим. Допустим, «Оттепель» безусловно. «Американцы», которые тоже интересен этот сериал, за ним слежу. Пришла пора сказать вам буквально ваши три сериала, Саша. И на этом закончим.

А. Павлов

Я не готовился к этому вопросу. Очень тяжело. Я возможно вас удивлю, я люблю и старое в том числе. Для меня это не новейшие сериалы. Первое – «Байки из склепа», который является величайшим телевизионным сериалом. Но с совершенно особая, это экранизация комиксов Уильяма Гейнса. Далее, все такое вкусное и очень тяжело выбрать. Пускай будет «Твин Пикс». Первый, второй и возможно даже третий сезон. И третий, пускай я буду оригинальным. Я хотел назвать «Breaking Bad», но всего знают, а вот есть такой сериал, который во многом определил, в том числе сериальный взрыв нулевых. Это очень важный сериал, который никто не вспомнил. Я назову (неразборчиво). Это крайне важный сериал. А еще я вне всякого сомнения назову, извините пожалуйста, «Секс в большом городе». Потому что ни разу этот сериал не упоминался.

К. Ларина

Точно. Но я тогда назову свои три, хотя у меня тоже гораздо больше. Абсолютно фанат сериала, назову «Настоящий детектив» ужасно нравится. Назову «Хорошую жену», которую я очень люблю. Назову «Безумцы», ну, пожалуй, остановлюсь. Хотя слежу и за «Американцами» тоже. И за многими другими работами, конечно «Молодой папа» тоже какой-то шедевр настоящего киноискусства. Единственное, что у нас остается сегодня в передаче от традиционных программ «Человек из телевизора» это наша музыкальная концовка, такой музыкальный комментарий к прошедшим событиям на неделе. Одним из важных событий для меня это была достаточно яркая акция солидарности театрального мира, связанная с поддержкой арестованных фигурантов по делу «Седьмой студии». Так называемое Дело «Седьмой студии», где арестованные сидят под стражей. Алексей Малобродский, Нина Масляева, под домашним арестом Юрий Итин. Это была акция поддержки, которая объединила очень многих людей, десятки театров по всей стране. Десятки самых известных театральных деятелей и московских и петербуржских. И из других городов. Это говорит о том, что все-таки театральное сообщество пытается все-таки сохранить прямую спину и когда его оскорбляют и унижают, пытаются этому противостоять. В связи с этим тоже хочу свою поддержку, свою лепту в эту поддержку внести. И вам представить фрагмент из фильма, из спектакля «Мертвые души» Кирилла Серебренникова. Это финальная песня, которая как мне кажется, очень актуальна для этой ситуации. Спасибо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024