Человек из телевизора - 2017-04-01
К. Ларина
―
11.08. Здравствуйте, это программа «Человек из телевизора». Здесь ведущие Ксения Ларина…
И. Петровская
―
Ирина Петровская.
К. Ларина
―
Вот видишь, значит, помнишь что-то.
И. Петровская
―
Да еще пока хотя бы это помню. Да.
К. Ларина
―
Наталья Кузьмина с нами. И вы с нами, дорогие друзья, я только что закончила писать послание вам, пользователям фейсбука на своей страничке, чтобы вы тоже присоединялись к нашему эфиру, который впрямую выходит как обычно. И напомним номер sms +7-985-970-45-45. Сегодня 1 апреля, традиционно считается такой день типа веселый. Совершенно не хочется шутить.
И. Петровская
―
Хорошее выражение. Традиционно считается, что это веселый день
К. Ларина
―
Ты помнишь в своей жизни, когда 1 апреля действительно был день смеха, и мы все смеялись, взявшись за руки. Шутили.
И. Петровская
―
Я не могу вспомнить, чтобы все. Лично я довольно долгое время устраивала разные розыгрыши близким и провокации.
К. Ларина
―
Я сама жертва.
И. Петровская
―
Иногда жестокие, иногда смешные. Но я без членовредительства. С какого-то момента мне тоже стало…
К. Ларина
―
Грустно.
И. Петровская
―
…ломать меня и шутить не особо хочется. Хотя на нашем телевидении на Первом канале с сегодняшнего дня количество юмористических программ приросло выходом после огромного чуть ли ни в десятилетие, два десятилетия, наверное, чуть ни четверть века программы, которая в свое время была событием на телевидении. «Вокруг смеха». Я думала это первоапрельская шутка.
К. Ларина
―
Я давно читала, что они возвращаются.
И. Петровская
―
Совершенно верно. Но я думала все равно, что это первоапрельская шутка такая. Заранее придумали. Нет, оказывается, действительно возвращаются и она потом будет еще выходить. И, честно говоря, я не очень понимаю, на какие темы еще можно пошутить, а самое главное – при количестве уже существующих форматов юмористических в чем смысл появления этого из прошлой жизни…
К. Ларина
―
Конечно. Потому что, что называется, для веселых старичков у нас есть программа типа Петросян, это все. И веселые старички это с удовольствием смотрят. Для молодежи, безусловно, полно.
И. Петровская
―
«Прожектор». Ургант.
К. Ларина
―
Целый канал извини меня есть. «Камеди клаб».
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Который с удовольствием смотрят все молодые люди. Что тут еще придумать, чего тут привнести еще я не очень понимаю.
И. Петровская
―
Может быть они будут показывать старые какие-то…
К. Ларина
―
Зачем. Нет, что я прочитала, что есть ведущий Ефим Шифрин. Что уже о многом говорит. То есть это все-таки при всей любви и уважении к Ефиму Шифрину, замечательному артисту это все-таки образ из прошлой жизни. Из советской эстрады. Хорошего качества, ничего не могу сказать. Для молодых людей могу себе представить все эти шутки-карикатурки.
И. Петровская
―
Я сомневаюсь, что утренний или субботний формат для молодых людей.
К. Ларина
―
А это во сколько?
И. Петровская
―
Сегодня утром, по-моему, выходит, а вот со следующего воскресенье, в 15 с чем-то.
И. Петровская: Я не очень понимаю, на какие темы еще можно пошутить
К. Ларина
―
Тоже странное время, согласись.
И. Петровская
―
В общем, потом найду. Вообще все странно, потому что еще раз повторяю, понятно, над чем шутили 25 лет назад. Вот по субботам. 15.50 со следующей недели.
К. Ларина
―
А что в это время стоит на российском канале.
И. Петровская
―
На «России» в это время стоит мелодрама «Елена Прекрасная».
К. Ларина
―
Это у них, видимо, сериал, фильм выходного дня.
И. Петровская
―
У них всегда по субботам-воскресеньям по несколько фильмов выходного дня. Кстати в 11.40 на «России-1» - «Юмор. Юмор, Юмор». Премьера. 16+. То есть они идут если не ноздря в ноздрю, точно так же как с сегодняшнего дня…
К. Ларина
―
Сегодня в это время стоит «Аншлаг и К°». В 11.30 «Вокруг смеха» премьера на Первом канале. А на российском в 11.40 - «Аншлаг и К°», идет ровно столько же до двух часов. Здесь все понятно…
И. Петровская
―
Контрпрограммирование.
К. Ларина
―
… с кем они борются. Обидно, что такой бренд на это брошен, я конечно вспоминала, вчера буквально записывала Михаила Мишина, у которого завтра юбилей. И мы вспоминали эту программу. Она вышла, извини меня, вообще в такое время, в самый расцвет застоя. В 1978 году. И продержалась до 1991 года.
И. Петровская
―
Но она выходила чуть ли ни раз в месяц, а может быть и реже.
К. Ларина
―
Это абсолютно было таким, что мы сегодня называем «выпуском пара», но это такое, что собирало вокруг себя интеллигенцию кухонную, которая ждала этих намеков и шуток. И в этом была главная ценность. Юмор такой был.
И. Петровская
―
Там появлялись тоже такие персонажи, которые не были главными в советском идеологическом тренде. Тот же Михаил Жванецкий, молодой Мишин.
К. Ларина
―
Впервые именно в «Вокруг смеха» вышли на сцену читать свои произведения писатели. Это было как раз открытие именно этого формата. До этого их не было на площадке телевизионной. Они не выступали. За исключением Жванецкого, который как бы сам себе артист. А так вот Альтов, Мишин, Коклюшкин, Трушкин – все они появились там. Арканов.
И. Петровская
―
Жванецкий, Арканов. Горин там же был. Короче говоря, это была не очень типичная…
К. Ларина
―
Кстати, Петросяна там не было точно никогда.
И. Петровская
―
Абсолютно.
К. Ларина
―
Такой уровень туда не допускался.
И. Петровская
―
Это была штучная история. И конечно, это было выше уровнем, чем многое другое в этом странном я бы сказала жанре. Именно еще меня удивляет, что в нынешней ситуации, когда на самом деле поводов для обшучивания, смеха на самом деле немного…
К. Ларина
―
Сатиры политической вообще нет.
И. Петровская
―
А то, над чем можно было бы посмеяться, приобретает некий зловещий оттенок и уже тоже ты совершенно права, почему и 1 апреля не шутится, потому что тоже не вызывает вот этих вот естественных желаний.
К. Ларина
―
А вот, кстати, спрашивают: почему же вот советское время была жесточайшая цензура, там не то что были запретные темы, а запретные миры и все равно в чем тогда феномен Аркадия Райкина. Того же «Вокруг смеха», переписанных на пленку. Если ты помнишь, мы Жванецкого слушали на кассетах
И. Петровская
―
А других не было возможностей.
К. Ларина
―
Чтобы знали молодые люди, на концертах редкие концерты, допустим, того же Жванецкого, люди сидели с магнитофонами записывали, потом эти кассеты тиражировались и по вечерам садились на кухне, включали и это была такая вечеринка - мы сегодня слушаем Жванецкого.
И. Петровская
―
Дело в том, что Михаил Михайлович до какого-то времени до перестройки, в общем, и до «Вокруг смеха» и то, наверное, не в самой ранней стадии, выступал с концертами молодым не на сцене Кремлевского дворца съездов или концертного зала «Россия», а на очень локальных площадках каких-нибудь НИИ.
К. Ларина
―
Как и Высоцкий.
И. Петровская
―
Абсолютно точно. Поэтому это была такая скорее андеграундная культура. И действительно все это распространялось на кассетах и другого способа и возможности увидеть и услышать, если только ты случайно не попадал на какой-нибудь из таких концертов живьем, это смотрел и слушал, другой возможности и не было.
К. Ларина
―
Сегодня есть такие люди, какая-то есть некая преемственность. Сегодня, по-моему, таких авторов, во всяком случае, я не встречала.
И. Петровская
―
Я тоже не встречала.
К. Ларина
―
Которые способны на такую достаточно убойную именно политическую сатиру, посвященную нашей жизни.
И. Петровская
―
Если мы вспомним историю появления таких форматов, как «Куклы» например именно реальная политическая классическая настоящая сатира. То, это было очень долго, какой-то продолжительный достаточно период в публичном пространстве. И поэтому мне кажется, люди, работающие в этом жанре, более того, даже в какой-то момент возникло ощущение, поскольку все было свободно до поры до времени, что это уже как бы архаика, устаревает. Когда можно обо всем впрямую говорить. Ну да, безусловно, тот же наш товарищ Виктор Шендерович, они придумывали разные забавные сюжеты с куклами…
К. Ларина
―
Жестокие, кстати.
И. Петровская
―
Очень жестокие. Причем если ты помнишь, с какого-то момента они начали литературные разные сюжеты приспосабливать для рассказа о каких-то реалиях. Но в целом вот я вспоминаю ощущение, в какой-то момент возникло такое, что в принципе устарела вот это прежде запретная культура, Ким, Александр Галич. Казалось, что это все в прошлом и какие-то вещи уже не объяснить.
К. Ларина
―
Культура подтекстов.
И. Петровская
―
Да, хотя там в меньшей степени у Галича культура подтекстов. Он все впрямую говорил. И тем более, поэтому было ощущение, что это осталось вместе с эпохой где-то там уже далеко позади. И вдруг начали возникать какие-то ситуации постепенно, когда вдруг я поняла, как это резко актуализировалось. Тот же самый Ким, которого я очень люблю и сама играю и пою. И когда допустим, какую-нибудь там песню 1982 или 80- года…
К. Ларина
―
А то и 68-го.
И. Петровская
―
Да, а то и 68-го и кажется, что она только-только вот сегодняшнего дня. Но с представителями жанра вот это время свободы, очевидно, некую такую, как там «пьяный воздух свободы»…
К. Ларина
―
Ты имеешь в виду бардовскую песню.
И. Петровская
―
Не только, вообще жанр политической сатиры. Юмористической. Некую шутку с ними время это сыграло. То есть новых не появилось, а у старых опять не осталось возможностей.
К. Ларина
―
Что касается политической сатиры, мне кажется, ушло, поменяло направление. Пришли на другой путь, стрелку перевели. И политическая сатира сегодня существует в художественной литературе, безусловно.
И. Петровская
―
В театре.
К. Ларина
―
В театре понятно. Безусловно, слава богу, и то каждый раз оглядываются, а в литературе это, безусловно, Сорокин. Пелевин. Все эти авторы все равно, как ни крути можно назвать постмодернизм, эти все бесконечные истории про это, но все равно по многим вещам это абсолютно чистой воды политическая сатира. И в театре мы знаем таких режиссеров, которые это делают. Хотя тот же Костя Богомолов или Кирилл Серебренников не любят, когда им приписывают, как они считают какую-то политическую составляющую в их спектаклях. Я думаю, что они в какой-то степени лукавят.
И. Петровская
―
Конечно, лукавят.
К. Ларина
―
Как лукавит Юрий Петрович Любимов, который тоже всегда говорил, что нет, у меня никакой не политический театр, не политика, мне эту политику пришили типа они, как он говорит. Ничего подобного, там все равно этот месседж всегда присутствовал. Еще учитывая, у нас страна в этом смысле особая. Сейчас тем более. Невозможно это разделить. Культуру от общественной жизни, от политики. Это не разделяется. Согласна?
И. Петровская
―
Да.
И. Петровская: Раньше они хотя бы если говорили, если показывали эти протесты, то пусть они там издевательски
К. Ларина
―
Чего тут говорить. Есть некая смелость, если она есть и если человеку есть что сказать по этому поводу, есть желание высказаться, он все равно найдет форму, чтобы это сделать красиво, изящно и талантливо.
И. Петровская
―
Но согласись, при этом самая массовая из площадок именно телевидения для этого абсолютно закрыта. Абсолютно. А смешочки по поводу ЖЭКов, дурной еды…
К. Ларина
―
Отдельных недостатков. Дураки и дороги. «Салтыков-Щедрин шоу» идет?
И. Петровская
―
Да что ты, давно уже нет.
К. Ларина
―
Они на этом и погорели.
И. Петровская
―
На этом что, они тоже дальше, чем протекающие крыши и дороги и прочее…
К. Ларина
―
А почему они накрылись? Потому что никто это не смотрит.
И. Петровская
―
Потому что это не смешно. Не смешно. Это уже такая очевидная вещь, что даже и смеяться уже над этим глупо. Потому что все равно годами, если не сказать веками ничего не меняется. У нас теперь вот, видимо, на политическую сатиру претендует Тигран Кеосаян в этой «Международной пилораме», но мы уже много раз говорили, это за такой гранью пошлости и дурновкусия, что на самом деле это смех просто, а не слезы. То есть наоборот слезы, а не смех.
К. Ларина
―
А я не могу найти то, что мне говорил Николай Карлович вчера Сванидзе. Что у него выходит фильм в воскресенье вечером.
И. Петровская
―
Не вечером, а прямо ночью.
К. Ларина
―
На Российском канале. Называется «Большой террор», фильм, который он сделал вместе со своей коллегой и супругой Мариной. Фильм такой как я поняла по жанру докудрама. То есть он историческая реконструкция, но там они в том числе играют конкретных персонажей.
И. Петровская
―
Я видела его точно совершенно в программе.
К. Ларина
―
2 апреля, воскресенье.
И. Петровская
―
И где-то очень глубоко в ночи, там не было никакой расшифровки, что это. Будем надеяться, что, тем не менее, он там сохранится.
К. Ларина
―
Я позвоню Николаю Карловичу и уточню у него, чтобы вы не пропустили эту работу. Она абсолютно новая, премьерная. «Большой террор» называется. Говорили про смех сквозь слезы.
И. Петровская
―
Вот уже сейчас не смешно, а это чистая правда, что сегодня день рождения…
К. Ларина
―
Почему не смешно.
И. Петровская
―
У Владимира Владимировича Познера. Ну не смешно. Это совсем не смешно, просто он родился 1 апреля.
К. Ларина
―
И Гоголь родился.
И. Петровская
―
Ну, мы сейчас не про Гоголя.
К. Ларина
―
И Марина Королева. Замечательный писатель Анна Берсенева. Татьяна Сотникова.
И. Петровская
―
Замечательно. Но я, просто привязываясь к нашему телевизионному формату…
К. Ларина
―
Не смешно.
И. Петровская
―
Говорю, что сегодня день рождения у Познера Владимира Владимировича, исполняется ему не поверите никто – 83 года. С чем мы его и поздравляем.
К. Ларина
―
Видишь, может быть, он не хотел, чтобы об этом знали.
И. Петровская
―
Он никогда этого не скрывал. Извини, пожалуйста.
К. Ларина
―
А вдруг. Сейчас сказал, ах, Ирина Евгеньевна, я же так хотел, чтобы никто не узнал. Чтобы все подумали, что мне 43.
И. Петровская
―
Ну это у нас в связи с 1-м апреля так изящно Ксения шутит.
К. Ларина
―
Я не шучу.
И. Петровская
―
А на самом деле в это поверить, правда, невозможно. Особенно если учесть, какую жизнь прожил и проживает Познер. 34-й год рождения. Я многократно у него брала разные интервью, и он рассказывал разные этапы. Ощущение, что действительно это какие-то разные жизни, когда человек рождается во Франции, потом во время войны переезжает с семьей в Америку. Он видел оккупацию, запомнил оккупацию немцами Франции. Запомнил, как тетушка дала ему по затылку, когда он смотрел с азартом, как немецкие солдаты под окнами играли в футбол и сказала «запомни это» и лишила его десерта, что никогда нельзя смотреть на этого врага и тем более каким-то образом выражать свои эмоции. Много чего там было, правда, жизнь в этом смысле совершенно невероятная. И представить, что при этом Познер наш современник. И мы его знаем, он по-прежнему в эфире…
К. Ларина
―
Ладно, ты так говоришь, как будто ему 198 лет исполнилось.
И. Петровская
―
83 года тоже, между прочим, немало. Я тебе говорю об этапах этой жизни.
К. Ларина
―
Ты говоришь, что сложно представить, что Познер наш современник.
И. Петровская
―
Сложно представить, что наш современник Познер все это видел.
К. Ларина
―
Не Ленин все-таки.
И. Петровская
―
Ну слушай, я прекрасно отдаю себе отчет, что я говорю. И ты прекрасно меня тоже понимаешь. Все, закончили. Поздравляю Владимира Владимировича.
К. Ларина
―
Я думала ты будешь его поздравлять до половины новостей.
И. Петровская
―
Нет, зачем.
К. Ларина
―
Ну хорошо, давай перейдем к следующему этапу.
И. Петровская
―
Давай. Ну, вперед. Ты рисуешь там чего-то, смотрю. У тебя изобразительное искусство.
К. Ларина
―
Получилось, что про смех, Познер сквозь смех и смех сквозь Познера. Но на самом деле, конечно, наших слушателей интересует история серьезная. Это, безусловно, то, что произошло неделю назад. 26-го числа, когда на улицу российских городов вышло много людей. В том числе и молодых. И как об этом совершенно наглым образом умолчали официальные СМИ. Имеется в виду прежде всего программы информационные, которые выходили в этот день. Ни на Первом, ни на Втором, ни на каком другом РБК и «Дождь» это понятно, мы даже не будем приводить в пример. Не было этого события вообще. В этот день этого события не было.
И. Петровская
―
Можно я только уточню. Что краем задел эту тему в финальном слове в воскресенье вечером Соловьев у себя в «Воскресном вечере». Сказав, что конечно, можно было бы обсудить и это, уже заканчивая программу, он сказал в глубочайшей ночи, часа в два ночи. Но мне показалось, что тема должна как-то устояться. И там еще какие-то несколько слов сказал по поводу того, что вывели молодых.
К. Ларина
―
А как он это назвал?
И. Петровская
―
Я не помню уже. Сегодня состоялись некие акции…
К. Ларина
―
То есть, как бы сказал акции протеста.
И. Петровская
―
Наверное, это было уже неделю назад. Это было маленькое упоминание и если люди вне существовали весь день контекста, понять, о чем, какие акции, с участием кого, было решительно невозможно. А дальше была тишина. И тишина эта продлилась до, по-моему, вторника, когда неожиданно в программе «Первая студия» на Первом канале Игорь Драндин начал выкрикивать в общем, правильно, что он говорил…
К. Ларина
―
Что мы все время говорим про Украину, про Америку. Но только не про нашу страну.
И. Петровская
―
Да, это уж ты видела. Какой ему там дали отпор. В том числе крымская сенаторша…
К. Ларина
―
Я вообще не знала, кто это.
И. Петровская
―
Я знала.
К. Ларина
―
Я просто слышала эти крики ее, совершенно какой-то базарный тон.
И. Петровская
―
Козел-провокатор.
К. Ларина
―
Эти жуткие оскорбления. Оскорбления такого уровня, что, по-моему, даже ведущий десантник, который не стесняется в выражениях, он сам себя так называет, поэтому не думаю, что я его оскорбляю. Даже он был удивлен степенью свободы, этой крымской свободы. Мне даже захотелось сказать ей не по-толерантному: чемодан, вокзал, Симферополь. У нас так не выражаются женщины в телевизоре.
И. Петровская
―
Да, я эту женщину заметила некоторое время тому назад, недели три, наверное, она была в программе у Юлии Таратуты на канале «Дождь». Ты не видела? Это абсолютно выдающийся эфир, потому что она Юлии Таратуте фактически не дала открыть рта. Как это выдержала несчастная Юлия Таратута, я просто не представляю. Потому что эта женщина решила, что она этот эфир использует исключительно для собственных каких-то деклараций. И плюс она все время унижала ведущую, пеняла ей на то, что та не подготовлена, что она спрашивает не о том, о чем надо спрашивать. При этом, крича в камеру, что она все равно будет использовать любую возможность, чтобы чего-то там донести до зрителей. Зрелище я должна сказать было душераздирающее.
К. Ларина
―
Я впервые ее увидела в деле.
И. Петровская: О профессиональной состоятельности уже давно говорить не приходится
И. Петровская
―
И совершенно отвратительное. Я еще подумала, чего же такой ценный кадр пропадает и не используется, потому что она согласись, заткнет десятерых. То есть там никакому Гозману или Надеждину будет уже не прорваться. Она все время говорит, она орет, она говорит в совершенно омерзительной, назидательной, поучающей всех манере. Я тебе просто искренне советую посмотреть этот эфир.
К. Ларина
―
У вас не получится хотите, как в Украине нам устроить.
И. Петровская
―
Примерно также.
К. Ларина
―
Причем со всеми на «ты» переходит очень быстро. И вообще конечно я посмотрела ее биографию потом, и там конечно путь такой извилистый в кавычках. Потому что она долгие годы работала секретарем-машинисткой в разных учреждениях. А потом вдруг раз – и правовед. А потом раз – и уже чиновник какого-то такого достаточного уровня. В какой-нибудь местной администрации.
И. Петровская
―
А потом – раз и сенатор.
К. Ларина
―
То есть там понятно. Я уж не знаю, правовед ли она и что она там закончила, потому что все эти годы пока она училась в университете, одновременно она работала секретарем-машинисткой. То есть я так понимаю, что это заочное образование, ничего плохого сказать не хочу, но понятно, что там какая-то жизнь, что человек делал карьеру. Уверенно. Но она собственно такой образ и воплощает на экране, который пойдет по трупам. Новости.НОВОСТИ
К. Ларина
―
Ну вот мы все выяснили во время новостей, мы созвонились с Николаем Карловичем Сванидзе и да, фильм, я прошу прощения он о большом терроре, но называется он «Умереть вовремя». Я ошиблась. Это фильм, который рассказывает семейную историю на фоне сталинских репрессий. В фильме реальная семейная история – написано в анонсе. Она ученый физик, он – прокурор Москвы. Они отдают себе отчет в том, что происходит в стране, как закончится их жизнь. Они идут по грани, стараясь выжить, спасти своего ребенка и не перейти моральную черту. Совсем настоящее кино. Автор сценария Марина Жукова. Автор самого фильма Николай Сванидзе. Фильм начинается по программе в час ночи. Но поскольку все это будет идти после «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым», а потом еще после «Дежурного по стране», я не уверена в правильности этого времени.
И. Петровская
―
Я наоборот оптимистично выступлю. Потому что, как правило, когда стоит в программе «Дежурный по стране» со Жванецким, «Воскресный вечер» заканчивается таки вовремя. Очевидно, там есть какие-то обязательства договорные. Поэтому есть надежда, что все-таки фильм…
К. Ларина
―
Что закончится вовремя и «Умереть вовремя» вы увидите.
И. Петровская
―
Да, умереть вовремя.
К. Ларина
―
В любом случае завершая такой многоступенчатый анонс, если фильм пройдет ночью и вы будете крепко спать в это время, ничего страшного, потому что он после этого сразу появляется в сети и вы можете его совершенно легальным образом увидеть. Вот Николай Сванидзе стоит, замечательная фотография. Ну так вот, мы остановились на акциях протеста, о которых сказали только во вторник. И дальше. Дальше не просто сказали, что это было, дальше как я понимаю, была сформулирована некая оценка. Официальная оценка событий. Которую и внедряли в жизнь вот эти все люди, которые обслуживают информационный отдел ЦК КПСС. Какова оценка по твоим наблюдениям. Общий тренд.
И. Петровская
―
Собственно то, что и следовало ожидать. Что детей намеренно в провокационных целях используют, в «60 минутах» неоднократно прозвучала информация, можно ее взять в кавычки, что чуть ли не каждый получит за это по 10 тысяч евро. Попытки кого-то сказать, что это не так, разумеется, как всегда, приводят к тому, что другие кричат и саркастически улыбаются. Но самое поразительное было в том, что когда они попытались обсудить эту главную тему коррупционную собственно, что явилось движущей силой, которая вывела людей на улицы: коррупция, конкретный фильм ФБК Алексея Навального, - ни разу и нигде не прозвучала фамилия главного героя этого…
К. Ларина
―
Как раз у десантника на Первом канале она прозвучала.
И. Петровская
―
Я сейчас говорю про «60 минут». То есть Надеждин, по-моему, обращался к Миронову со словами: а вы эту передачу видели? И тот, говорил, что да, я видел или не видел это не имеет значения, потому что понять, о чем они говорят, что это за передача, о чем там говорилось и почему это произвело такое впечатление и причем упоминалось, что там какие-то десятки миллионов просмотров. Но при этом фамилия не была произнесена ни разу. То есть какое-то еще очевидно образовалось табу на произнесение фамилии в этом контексте.
К. Ларина
―
У десантника, я как раз порадовалась, несмотря на весь этот ад, который устроили Игорю Драндину…
И. Петровская
―
Это раньше было.
К. Ларина
―
Было важно, что, во-первых, он назвал, что это за фильм, сказал, что 15 миллионов просмотров. Сказал, в скольких городах прошла эта акция протеста против коррупции. И фамилию Алексея Навального не то что произносили, а просто склоняли на разные лады.
И. Петровская
―
Кстати, в «60 минутах» тоже прозвучало: Навальный.
К. Ларина
―
Показывали его твит, по-моему было на Первом канале, показывали на экране его портрет из его твиттера, то есть он все равно легализован по-любому. Понятно, как угодно по этому поводу кричать, оскорблять его, но он есть. И я думаю, что тут уже никуда не деться. Я хочу повторить, что мы уже говорили, подводя итоги этим акциям в том числе и телевизионным обсуждениям. Что все равно Алексей политик федерального масштаба. Не заметить этого невозможно. Даже они не могут этого не заметить. Правда же.
И. Петровская
―
Ну, они делают все, чтобы не то чтобы не заметить, а, заметив, максимально дискредитировать. Еще лишний раз пнуть и навешать и навесить на него всех собак возможных. Но все равно это молчание оно приобретает какие-то совершенно патологические, а иногда даже я бы сказала, может быть, комические формы. Потому что действительно, во-первых, люди по улицам своих городов ходят, а, во-вторых, все есть в сети. Все фотографии, все кадры задержаний. В конце концов, просто общая картина, панорамная съемка, когда мы понимаем, что это не отдельные группки каких-то маргиналов вышли. А что это действительно очень много народу вышло и вот таким образом выразило свое отношение ко всему происходящему. И когда федеральный эфир в каких-то в других форматах бесконечно гордится, какие они продвинутые, обо всем на свете говорят, дальше перечисляют: в отличие от. А потом какие-то важнейшие вещи вообще не замечают. Тот же самый Киселев в «Вестях недели» выходит в воскресенье после всего, что происходило…
К. Ларина
―
О чем угодно говорит.
И. Петровская
―
Да, и продолжало в этот момент происходить. Потому что только что прошли задержания и еще продолжались всякие утрамбовывания задержанных в разные изоляторы и вообще сделать вид, что ничего не происходит. Тогда уже все-таки, наверное, не стоит тем более уже окончательно называть себя информационщиками, журналистами.
К. Ларина
―
Нет, они конечно уже давным-давно бойцы…
И. Петровская
―
Они бойцы, но как-то на наших глазах все равно эта ситуация она начинает до такой степени приходить в противоречие с тем, что мы видим. Раньше они хотя бы если говорили, если показывали эти протесты, то пусть они там издевательски…
К. Ларина
―
Вышло там три человека.
И. Петровская
―
Занижая количество, но хотя бы…
К. Ларина
―
Кучка маргиналов.
И. Петровская
―
Упоминание того, что происходит было. В данном случае даже понятно, что о профессиональной состоятельности уже давно говорить не приходится. Но, следуя вот этим указаниям, понятно, что не каждый сам это решил, а давайте-ка мы не будем говорить. Понятно, что спущено указание и оно общее для всех. Иначе бы так не могло быть, что все молчат. Мне кажется, внутренне они все равно не могут не ощущать вот этот когнитивный диссонанс. Он возникает. Как бы там ни было. Пусть бы глумились как раньше. Издевались, но все-таки хоть как-то упоминали важнейшее событие, происходящее в своей родной стране.
К. Ларина
―
Аналогичный случай произошел с национальной премией «Ника».
И. Петровская
―
О, да.
К. Ларина
―
Это конечно вообще история какая-то совсем фантастическая. По своему абсурду, глупости и тупизму. Потому что мало того, что все эти речи посмотрели, на них даже ответили некоторые представители самого высшего руководства страны. Вступили в полемику. То есть еще до того как трансляция, запись этого вечера произошла, на канале НТВ было.
И. Петровская
―
Да, так они ее показали через два дня.
И. Петровская: Спущено указание и оно общее для всех. Иначе бы так не могло быть, что все на ТВ молчат
К. Ларина
―
До этого уже пресс-секретарь Дмитрий Песков вступил в какую-то такую полемику с Александром Сокуровым. С его речью, которую он произнес на церемонии вручения премии «Ника». Ну конечно, после этого не показать его выступление было бы совсем дико. Зато все остальное повырезали напрочь. Это, конечно, меня, хотя черт его знает, ты им скажи сейчас, они скажут: мы не могли, мы должны были чем-то пожертвовать. И извините. Мы должны были пожертвовать, убрать это, это. А что делать. Мы же оставили Сокурова, значит это не политическая цензура. Это ножницы монтажера. Церемония большая.
И. Петровская
―
Ну, удивительно ножницы монтажера сработали, потому что какие-то номинации вообще вырезали как будто их и не было. И вчера наш товарищ Михаил Алдашин, замечательный режиссер анимационного кино как раз об этом написал в фейсбуке с огромным чувством недоумения и даже негодования, что вообще целое направление, целую номинацию не заметили. Не показали. Хотя бы просто оставили бы…
К. Ларина
―
Вообще не было.
И. Петровская
―
Вообще.
К. Ларина
―
А Манский-то был? Как человек.
И. Петровская
―
Манского, сейчас уже не могу сказать, где чего я увидела.
К. Ларина
―
Пишут, что Манский сказал «спасибо», когда его награждали за фильм. Не знаю, говорил что-нибудь Сванидзе. По-моему, ничего не успел сказать.
И. Петровская
―
По-моему, нет. Сагалаева тоже нет. Сагалаев сказал слова про то, что когда-то он работал главным редактором в программе «Время». Это я сейчас своими словами пересказываю…
К. Ларина
―
И то, что было на самом деле ты сейчас пересказываешь. То, что он говорил.
И. Петровская
―
Я пересказываю то, что он сказал на сцене. И что их задачей, его задачей максимально расширять границы возможного и мог ли он подумать, что опять придут к тому моменту, когда телевидение будет не показывать, не рассказывать, замалчивать. Что-то в этом духе он сказал. Тоже этого не было. Слова Марка Захарова, с которых он начал награждение Сокурова про то, что он гордится или счастлив, что молодые люди проявляют себя…
К. Ларина
―
Про Алексея Красовского он сказал.
И. Петровская
―
По-моему, тоже вырезали. Вырезали, разумеется, весь спич Лены Кореневой, который она сказала про политзаключенных. Когда она сказала, что я вот не могу этого не сказать. Ну, короче говоря…
К. Ларина
―
А Алексея Красовского вырезали всю речь.
И. Петровская
―
Да. Конечно.
К. Ларина
―
Режиссер фильма «Коллектор», он будет сегодня у нас в «Культурном шоке» в гостях. Который произнес, первый был Манский, который сказал про Северную Корею и про Россию, что мы гораздо хуже. Потому что в отличие от нас Северная Корея у нее выбора не было.
И. Петровская
―
Генетически практически.
К. Ларина
―
А у нас был выбор и мы его пропустили. Грубее сказал слово, но неважно. Потом Алексей Красовский, который получал приз за открытие года, за фильм «Коллектор» и он первым открыл вот эту тему протестов 26 марта. Когда он сказал очень точную вещь, которая очень сильное произвела впечатление на меня лично. Что задержанных после этой акции больше, чем в этом зале. Понимаешь. Вот когда человек говорит, ты понимаешь буквально, какое количество людей сейчас сидело в это время…
И. Петровская
―
И плюс он сказал, что это все наши зрители, и мы должны, насколько я помню, мы должны как-то максимально сделать…
К. Ларина
―
Обратиться к кинематографистам, использовать все свое влияние…
И. Петровская
―
Чтобы облегчить их участь. Это, безусловно, все произвело и все эти речи производили впечатление и особое впечатление, конечно, поскольку мы там были с тобой вместе, производила реакция зала. Потому что был какой-то период, когда на очень скудные такие актуальные политические выступления…
К. Ларина
―
Андрей Сергеевич, когда выступал Смирнов. Обычно он у нас главный…
И. Петровская
―
Реакция была – гробовое молчание.
К. Ларина
―
За исключением некоторых…
И. Петровская
―
Некоторые да. Но они не делали, прямо скажем, в тот момент погоды. Если ты обратила внимание, а ты обратила, что в этот раз максимально солидаризировался…
К. Ларина
―
Там первые ряды немножко так пугались.
И. Петровская
―
Ну может быть.
К. Ларина
―
Но я-то с тобой согласна, там некоторые люди говорили, что галерка типа поддерживала только. Это неправда.
И. Петровская
―
Мы все это видели.
К. Ларина
―
Мы были внутри бушующего зала. Мы не сидели на обочине, хлопали и кричали, а вокруг нас была тишина. Нет, это было не так. Я с тобой согласна, что реакция была совсем другая.
И. Петровская
―
Конечно. Кто не кричал «браво», тот аплодировал истово. И неистово.
К. Ларина
―
Юлий Соломонович Гусман тоже почувствовал эту поддержку зрительскую. Поэтому он обычно нервничает, когда люди переходят на какие-то политические заявления, и я его могу понять. Но он в этот раз смирился, потому что он понимал, что зал поддерживает. Никуда не деться. Ты не можешь этим управлять.
И. Петровская
―
Ну потом «Ника» исторически, он, по-моему, это тоже произнес, либо в каких-то паузах, когда настраивал публику, не помню сейчас. «Ника» исторически появилась, 30 лет все-таки на волне начинающегося этого подъема, перестройки. И поэтому долгое время даже тот самый капустник, который со временем выродился уже в такие просто шуточки, не привязанные…
К. Ларина
―
Для своих.
И. Петровская
―
Да. В этом же была какая-то особенность этой церемонии. И если мы вспомним, тогда еще в Доме кино, когда потом начались сборы этих, межрегиональная депутатская группа и потом после уже кажется, отставки приходил Ельцин на эти церемонии. И как его приветствовали.
К. Ларина
―
Еще когда был директором…
И. Петровская
―
Да, сейчас говорю о том, что «Ника» исторически возникла в этом контексте. И довольно продолжительное время существовала в этом. И поэтому это не просто вручение кинематографических премий было и в результате и стало, а еще возможностью тем художникам, которые чувствуют сегодня какое-то беспокойство и которые считают возможным это высказать, вот выйти на сцену и продекларировать то, что важно и то, что волнует и трогает многих.
К. Ларина
―
Я хочу еще раз, раз мы про это говорим, сказать слова благодарности Юлию Соломоновичу Гусману. Потому что он очень сейчас переживает, я вижу по его реакции, что такой резонанс, но резонанс, связанный не с художественной частью, не с кино, не с событиями в области творчества, а с событиями почти на грани политики и общественной жизни. Я думаю, что ему не стоит переживать, потому что, во-первых, самое главное то, что сказала Ира, это имидж, она не протестная «Ника», она свободолюбивая, скажем так. Она была задумана, она рождалась действительно как некий противовес, как сопротивление…
И. Петровская
―
Официозу
К. Ларина
―
Этому вранью советскому. Она была в 1987 году основана. Давайте про это не забывать. Другое время было, другая страна. Но еще важное, что мне хочется сказать, что все выступления, которые звучали на «Нике», это были выступления людей, которые абсолютно последовательны в своем творчестве. То есть их фильмы являются прологом к их выступлению на сцене. Когда они впрямую говорят. Потому что и фильм Алексея Красовского «Коллектор» в каком-то смысле протест. Против мейнстрима, против вранья. Это фильм, конечно, «Ее звали Му-Му», который представляла Лена Коренева. Это фильм Юлии Ауг, которая представляла фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова. Не говоря уже про Юрия Арабова, сам по себе человек-протест вообще внутренний. Человек-сопротивление, автор сценария фильма Сокурова. Не говоря уже по Сокурова. Согласись, все равно здесь все вместе, и кино, и личность. Это не одно отдельно от другого.
И. Петровская
―
Это верно. Но, например, Александр Наумович Митта, которого чествовали, он тоже начал свое выступление со слов поддержки. Марк Захаров начал свое выступление со слов поддержки. То есть тут было много, видимо, как в какой-то момент какая-то критическая масса собирается и человек, выходящий на сцену и имеющий возможность что-то сказать, не может себе позволить не сказать. Вот в чем дело. То есть это не было какими-то отдельными всплесками, это была общая, пожалуй, такая атмосфера, когда понятно, что впервые за последние сколько-то лет, когда стало понятно, что все равно есть это понятие все-таки сообщества и интеллигенции творческой.
К. Ларина
―
Безусловно.
И. Петровская
―
Что мы казалось, утратили за годы, когда важнее была вот эта сервильность и верность. Понятно, что таких побольше даже, чем высказывающих свою боль. Но все равно возникло именно в какой-то момент на «Нике» это важное ощущение.
К. Ларина
―
Тогда проанонсирую следующую программу, которую мы продолжим на эту тему. Кино и общество. Сегодня в нашей студии в «Культурном шоке» после часа дня будут Алексей Красовский, Елена Коренева, Иван Твердовский, который не получил, к сожалению, никаких «Ник» на этой «Нике», но он лауреат прошлого года и открытие. Автор фильма «Зоология». Он кстати получал на Кинотавре, по-моему, Гран-при.
И. Петровская
―
Да, по-моему, тоже.
К. Ларина
―
Что нам пишут: «Прямо сейчас на РБК передача об уличных протестах. Участники Ольга Романова, Белов…
И. Петровская
―
Это вчерашнее.
К. Ларина
―
Стас Кучер ведущий. С другой стороны Ревенко и еще один, который пока молчит». Пишет нам Карина. Да, это тоже событие, безусловно. На РБК вчера была эта программа. Которую вел Стас Кучер и то, что там появилась Оля Романова…
И. Петровская
―
Я тебе должна сказать, что это событие произошло непосредственно в день, по-моему, протестных выступлений. Именно в эфире РБК, где появился таки Стас Кучер в качестве ведущего.
К. Ларина
―
Это его недавнее…
И. Петровская
―
На прошлой неделе был дебют. Я могу ошибаться. Но мне кажется, что это так. И кстати если продолжить тему кино, то НТВ при всем том начнет показ фильмов номинантов «Ники» со следующей, кажется, недели. В 20.10 в день какой сами посмотрите. Начнет с «Дуэлянта», а потом покажет «Коллектор» в хорошее время. Так что, будет возможность у тех, кто в кино не ходил, это посмотреть.
К. Ларина
―
Говоря о протестных акциях, я думаю, что все-таки эта тема еще продолжится. И может быть сегодня и завтра, когда будут итоговые программы, которые в прошлый раз пропустили. Я уверена, почти на сто процентов, что тот же Дмитрий Киселев уже готовит для вас какой-нибудь замечательный рассказ.
И. Петровская: Годами, если не сказать веками ничего не меняется
И. Петровская
―
Что-нибудь вкусненькое.
К. Ларина
―
О том, как это было, и кто туда выходил. Конечно, они оседлали очень ловко тему молодежи, превратив акции протеста, которые были 26 числа в крестовый поход детей. И как-то уже, по-моему, всех уже убедили, что там выходили только школьники и детский сад и вообще все это, конечно…
И. Петровская
―
И за деньги при этом.
К. Ларина
―
Ловкость рук. Да, действительно было много молодежи. Никто это не отрицает. И сам Алексей Навальный, по-моему, тоже был поражен количеством молодых людей.
И. Петровская
―
Собственно это и есть самое главное открытие вот этого последнего времени.
К. Ларина
―
Это не те люди, которые выходят за деньги, это однозначно. Во-вторых, это те люди, у которых есть в голове что-то, которые пытаются сформулировать и делают это с успехом. Почему они вышли. Мы же видели с тобой опросы, которые делал и «Дождь», помню, Володя Роменский подходил к ребятам, которые там были на улицах Москвы. Прекрасный видеосюжет вы можете посмотреть на сайте «Ведомостей», где они опрашивают молодых людей, почему они пришли. И они вам говорят, они каждый по-разному говорят, но они формулируют, может любой взрослый, зомбированный этой властью, позавидовать тому, как молодые люди формулируют свой внутренний протест, свое сопротивление. Это я уже делаю подводку к музыкальному финалу. Потому что первое, что вспомнилось очень многим, это, безусловно, сюжет из «Pink Floyd» из фильма «Стена», где дети, которых сначала в фарш превращали, потом вышли, прокрутили этот фарш обратно, и вышли на улицу. Вот на этом мы и завершим сегодняшнюю программу.